Сочинение анализ рассказа чудесный доктор куприна

Сочинение по рассказу «Чудесный доктор» | Инфошкола

25 Ноябрь 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   73966

О каком чуде идет речь в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» действие происходит перед Рождеством. На это указывают несколько деталей. Во-первых, это зима. Под ногами скрипит снег. Мерцалов, сидя на лавочке в парке, смотрит на заснеженные деревья и думает о самоубийстве.

Во-вторых, Гриша с Володей рассматривают в окнах домов наряженные елки. Это говорит о том, что Новый год еще не наступил. В-третьих, когда Мерцалов встречает чудесного доктора, профессор Пирогов говорит, что он купил несколько подарков знакомым ребятишкам.

Поэтому чудо, которое происходит в семье Мерцаловых, — это рождественское чудо.

В Рождество случается много странного, необычного, чудесного. Мы уже читали произведения, в которых действие происходит в Рождество. Это и чудесные приключения кузнеца Вакулы из рассказа Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Обратите внимание

Это и печальный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», в котором маленький мальчик замерзает, потому что он никому не нужен, кроме Христа. Но во всех этих рассказах происходит чудо.

 Такое чудо произошло и в семье Мерцаловых.

Это была бедная семья. у них не было денег на дрова, чтобы согреть свою комнату. Они голодали. Одна девочка у них уже умерла, вторая сильно болела. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшую жизнь, Мерцалов встречает в парке одного пожилого человека. Он рассказывает ему свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он был врачом.

Доктор выписал маленькой Машутке лекарство, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Он посоветовал, к какому врачу потом лучше обратиться. Чудесный доктор Мерцаловых даже не сказал, как его зовут. Ему это было не надо.

Мне кажется, что он хотел, чтобы о нем помнили как о человеке, совершившем доброе дело. Ведь не важно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего тебе руку помощи. Но для Мерцалова важно было знать своего спасителя.

им оказался известный русский хирург Н.И. Пирогов.

Профессор Пирогов сумел вылечить душу старшего Мерцалова, он подарил ему надежду на будущее. для профессора это обычное дело, а для Мерцалова — спасение всей его семьи. Я думаю, что рождественское чудо получилось. Но такое чудо не должно быть только в Рождество.

Нельзя быть добрым только несколько дней в году. Чудо сострадания, помощи человеку должно стать «обыкновенным чудом» для каждого совестливого человека. Главное — никогда не падать духом. При первой же возможиости нужно протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-chudesnyj-doktor/

Куприн “Чудесный доктор” сочинение

О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами, пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из главных черт характера многих.

Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря. Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ А. И. Куприн а “Чудесный доктор”.

Это настоящая рождественская история, тем более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого

праздника. Рассказ Куприн а основан нареальных событиях: “… рассказ не есть

Важно

плод досужего вымысла”. Чудесный доктор действительно оказался настолько добр, что спас целую семью. Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19 века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого, маленького человека всегда очень трудна.

Любые беды и трудности могут превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом потерял работу, единственный источник своего существования. В результате последовала череда несчастий.

Один из детей умер, другие стали страдать от голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной, тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые выпали на долю Мерцаловых, нет.

Даже в наше время многим доводится

пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897

году, когда был создан этот рассказ… Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых, сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет дела до того, что рядом кто-то страдает.

Наверняка, рядом с Мерцаловыми были вполне достойные и добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой- то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов был отправиться вслед за ним.

Однако иногда случается чудо. Ведь именно настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова. Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам.

Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих злоключениях. Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого не сделал.

Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет помочь. В сущности, чудесный доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного.

Он просто пришел на помощь в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор “по

рецепту профессора Пирогова”, а также несколько крупных кредитных билетов.

https://www.youtube.com/watch?v=Xf4OApmPBEk

Если вдуматься, то на месте доктора мог оказаться любой человек, в чьем сердце есть хоть капля милосердия. Но, увы, люди равнодушно относились к страданиям других. Рассказ Куприн а “Чудесный доктор очень правдоподобен, в нем много реалистичных деталей. Жанр рассказа привычен для Куприн а.

Этот писатель донес до нас атмосферу конца 19 века, благодаря его произведениям мы лучше понимаем прошлое своей страны. О Куприн е часто говорят как о мастере “малых” форм прозы.

И на самом деле, произведением малого объема писателю удается много сказать… Невозможно остаться равнодушным к тому, о

чем мы узнаем со страниц произведений Куприн а.

(1

Источник: http://schoolessay.ru/kuprin-chudesnyj-doktor-sochinenie/

Анализ рассказа «Чудесный доктор» Куприна А.И

Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, — на заявление автора в самом начале, что рассказ «не есть плод досужего вымысла». Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами»прекрасные», «сияющие», «праздничные», «весёлый», «нарядные». Беззаботная и сытая жизнь — и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами «мрачные», «неосвещённые», «ветхий»,»грязный».

Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа.

А главное действующее лицо — чудесный доктор — объединяет их.

Совет

Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа.

Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню.

А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты.

И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!..»

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию.

Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь.

Но оно встречается так редко, что считается чудом.

Источник: http://libaid.ru/katalog/k/kuprin-aleksandr/3584-analiz-rasskaza-chudesnyj-doktor-kuprina-a-i

Напишите сочинение-описание о рассказе Куприна: Чудесный доктор

Напишите сочинение-описание о рассказе Куприна: Чудесный доктор.

  1. Рассказ Чудесный доктор был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, — на заявление автора в самом начале, что рассказ «не есть плод досужего вымысла». Вс описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст. Перед декабрьскими праздниками в городе царит веслая суета, это подчркивается эпитетами «прекрасные», «сияющие», «праздничные», «веслый», «нарядные». Беззаботная и сытая жизнь — и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами «мрачные»,»неосвещнные», «ветхий», «грязный». Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо — чудесный доктор — объединяет их. Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спаст больного ребнка и вс семейство. Это сродни чуду, что подчркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребнку, дат деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всм этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещ пустяки выдумали!.. «И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.
  2. !!!!
  3. Напишите описание доктора!!!!
  4. Рассказ Чудесный доктор был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, — на заявление автора в самом начале, что рассказ «не есть плод досужего вымысла». Вс описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст. Перед декабрьскими праздниками в городе царит веслая суета, это подчркивается эпитетами «прекрасные», «сияющие», «праздничные», «веслый», «нарядные». Беззаботная и сытая жизнь — и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами «мрачные»,»неосвещнные», «ветхий», «грязный». Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо — чудесный доктор — объединяет их. Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спаст больного ребнка и вс семейство. Это сродни чуду, что подчркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребнку, дат деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всм этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещ пустяки выдумали!.. «И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.
  5. Спасибо, помогли
  6. давно писали, но не могу найти сочинение, а так спасибо за ответ
  7. спасибо
  8. В рассказе Куприн описывает семью, которую преследуют сплошные беды: Высокая, худая женщина, с изможднным, усталым, точно почерневшим от горя лицом. Три месяца назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания Он ничего не искал, ни на что не надеялся,

    Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове.

    Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного.

    Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь? Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, опустился на низкую садовую скамейку

    Спасти этих несчастных людей может одно лишь чудо. И тут: В конце аллеи послышался скрип шагов Старик небольшого роста Голос у него был мягкий, ласковый, старческий

    Внушающее доверие лицо Он пытливо заглядывал в глаза, точно желая проникнуть в глубь наболевшей души Вдруг юношеским движением вскочил с своего места Ласково погладил Елизавету Ивановну по спине

  9. напишите описание доктора, а не рассказа!!!!
  10. кек
  11. Как они жили в ветхом доме и подземелье????
  12. оо
  13. гыы
  14. Рассказ Чудесный доктор был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, — на заявление автора в самом начале, что рассказ «не есть плод досужего вымысла». Вс описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст. Перед декабрьскими праздниками в городе царит веслая суета, это подчркивается эпитетами «прекрасные», «сияющие», «праздничные», «веслый», «нарядные». Беззаботная и сытая жизнь — и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами «мрачные»,»неосвещнные», «ветхий», «грязный». Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо — чудесный доктор — объединяет их. Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который спаст больного ребнка и вс семейство. Это сродни чуду, что подчркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребнку, дат деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всм этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещ пустяки выдумали!.. «И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния
Читайте также:  Анализ повести невский проспект гоголя (смысл, суть и идея произведения)

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/napishite-sochinenie-opisanie-o-rasskaze-kuprina-chudesnij-doktor/

Чудесный доктор : анализ. Рассказ о том, как важно быть добрым

А. Куприн писал истории не только о любви, но и о том, как важно оставаться добрым, человеколюбивым, и что нужно помогать другим людям. Это рассказ о том, что в жизни каждого есть место для чуда, которое может оказаться помощью и добрыми словами от другого человека. Ниже вы сможете познакомиться с анализом рассказа «Чудесный доктор».

История написания

Анализ «Чудесного доктора» следует начать с того, что писатель в самом начале своего произведения просит читателя воспринимать эту историю серьезно. Потому что она не выдумка, а случай, произошедший на самом деле с одним знакомым Куприна.

Это произведение было написано в 1897 году, когда писатель находился в Киеве. Банкир, с которым был знаком Куприн, рассказал эту рождественскую историю, которая произошла почти 30 лет назад.

Семья находилась на грани отчаяния: у них не было денег ни на еду, ни на огонь, и приходилось им ютиться в каморке. Когда заболела маленькая сестра рассказчика, родители просили помощи у более состоятельных людей, но им всюду отказывали. И когда глава семейства уже отчаялся, он встретил одного доктора. Доктора, который изменил всю их дальнейшую жизнь. Это был Пирогов Николай Иванович.

Обратите внимание

Те, кто был с ним знаком, отмечали, что он всегда был готов помочь ближнему, все делал бескорыстно и был очень добрым человеком. С его приходом в эту семью пришло счастье: жизнь их стала постепенно налаживаться. Эта добрая и волшебная история поразила Куприна, и он написал этот рассказ, который получился красивой рождественской историей.

В анализе «Чудесного доктора» один из пунктов — это особенности композиции рассказеа. Все произведение построено на противопоставлении. В Рождество все покупают подарки, все дома сияют праздничными огнями, украшают елки, а витрины магазинов яркие, так и манят покупателей.

И всей этой обеспеченности и роскоши противопоставляется семья Мерцаловых. Им приходилось жить в каморке, у них не было денег для того, чтобы купить еду и огонь, не говоря о подарках. И вот на этом контрасте появление чудесного доктора кажется еще большим чудом в жизни этой семьи.

Также противопоставляются и герои произведения. Если глава семейства Мерцалов показан как человек слабый, который отчаялся настолько, что готов покончить с жизнью, то Пирогов Николай Иванович — сильный, добрый и деятельный человек. Именно он показал героям, что никогда не нужно терять веру в чудо и добрых людей.

Анализируя «Чудесного доктора», следует выделить главную мысль рассказа. А. Куприн хотел показать читателям, что такие человеческие качества, как доброта, милосердие, умение сопереживать и бескорыстие, стали очень редкими. Настолько, что они кажутся людям чудом. И на примере Пирогова Н. И. писатель показал, что одно доброе дело может изменить жизнь людей к лучшему.

В анализе «Чудесного доктора» также нужно объяснить, почему рассказ так называется. Это связано не с каким-то волшебством, а с тем, что Пирогов Николай Иванович был удивительным человеком. Для него совершать добрые дела совершенно бескорыстно, стараться помочь ближнему было абсолютно естественно.

Пирогов Н. И. обладал такими качествами, которые высоко ценил в людях А. Куприн. Это человеколюбие, милосердие, сострадание, готовность помочь и поддержать человека. Эти качества стали очень редкими, и если они есть у человека — это настоящее чудо.

Это был краткий анализ «Чудесного доктора» Куприна. Недаром писатель отнес этот рассказ к жанру рождественских историй. Потому что особенно в Рождество сильна вера в чудо. И делать добрые дела нужно не только тогда, когда наступает этот праздник, но и каждый день. Ведь даже просто сказанное доброе слово может изменить жизнь человека к лучшему. И это и станет для него настоящим чудом.

Источник: https://www.nastroy.net/post/chudesnyiy-doktor-analiz-rasskaz-o-tom-kak-vajno-byit-dobryim

«Чудесное» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Цели:

— Создать психологический настрой на работу;

— Организовать обучение.

  1. Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в проблему.

Цели:

-мотивировать творческую деятельность каждого учащегося;

-создать эмоциональную сферу занятия через обращение к ассоциативному и образному мышлению.

Цели:

-систематизировать и структурировать имеющиеся сведения о «чудесном»

4.Социоконструкция

Цели:

-самостоятельно осмыслить содержание и проникнуть в мотивы поступков героев путём выделения ключевых слов (деталей), с точки зрения учеников, наиболее ярких и производящих впечатление.

5.Социализация.

Цели:

-обогатить участников «Мастерской» новыми знаниями;

-формировать умение находить в тексте главное.

Цели:

-проанализировать всё вышесказанное.

Цели:

-соотнести первичные представления о «чудесном» с теми, которые получили в результате анализа текста.

Читайте также:  Сочинение я люблю свою родину

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Вспомним заповеди, по которым работает мастерская.

Открыли тетради, оформили работу: дата, классная работа. Оставили строку для темы урока.

1.Вступительное слово.

Сегодня мы познакомимся с миром замечательного писателя А. И. Куприна. Прежде чем приступить к работе, прослушайте песню «Алые паруса» (ребята, надо верить в чудеса) и определите, какие чувства и ассоциации вызвали они у вас.

2.«Разминка».

Прослушивание песни.

-О чём эта песня?

-Какие ассоциации у вас возникают со словом «чудеса»?

-Продолжите предложение: Чудеса-это…(индивидуальная работа)

3.Исходя из вышесказанного, определите тему нашего занятия.

Мы определили, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.

А что мы знаем о чудесном?

Предлагаю заполнить таблицу. Организую работу в парах.

Все версии фиксирую в таблице, которая представлена на доске.

Продолжим работу с данным понятием, опираясь на текст рассказа «Чудесный доктор»

Организую работу с текстом в группах. Предлагаю задания:

1 гр. Опишите душевное состояние членов семьи Мерцаловых до встречи с доктором.

2 гр. Как отреагировал доктор на рассказ Мерцалова?

3 гр. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым?

Важно

4 гр. Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание – “…главное никогда не падайте духом”?

5 гр. Как повлиял поступок доктора Пирогова на выбор жизненных принципов Григория Емельяновича Мерцалова? Почему?

Слушаю ответы.

— Почему имя главного героя мы узнаём только в конце произведения? Как вы думаете, с какой целью автор не вынес его в заглавие?

После работы с текстом каждому ученику открывается новое видение слова «чудесное».

Вернёмся к таблице из «Самоконструкции».

-Что нового вы узнали о «чудесном» после работы с текстом рассказа?

Предлагаю в завершении урока ответить на вопрос:

Как изменилось моё представление о “чудесном” после прочтения рассказа А.И.Куприна “Чудесный доктор”?”

Домашнее задание.

Подготовить развёрнутый ответ:1) Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “…главное – не падайте никогда духом”?

2) В какие чудеса следует верить людям? (на выбор учащегося)

Настраиваются на серьёзную работу.

  • Все способны писать.
  • Слушай своего товарища.
  • Не торопись спрашивать.
  • Корректируй себя сам.
  • Мастерская творческая, и каждый из нас почувствует себя творцом.

Оформляют работу в тетрадях.

Слушают аудиозапись.

Выстраивают ассоциативный ряд к слову чудесный. Варианты ответов учащихся: волшебство, магия, диво, неожиданность, превращения…

Продолжают предложение.

Чудеса – это нечто исключительное.

Чудеса – это удивительные и непонятные явления..

Предлагают варианты темы урока.

Предметом обсуждения на этом уроке станет «чудесное»

Заполняют таблицу.

Определение словосочетание синонимы Однокоренные слова

Представляют результаты своей работы.

определение словосочетание синонимы Однокоренные слова
Необычный, невероятный… Неожиданное превращение.. Удивительный, поразительный.. Чудо, чудесник, чудить..

Учащиеся знакомы с текстом, это было домашнее задание.

Выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают их выбор.

Оформляют ответ в письменной форме.

Готовятся представить ответ в устной форме.

Один из представителей группы отвечает возле доски, остальные на местах зачитывают отрывки из произведения, подтверждающие правильность высказываемых предположений.

Примерные ответы:

1 группа. В семье Мерцаловых сложилась трагическая, безвыходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия – готовности помочь. Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации , он уходит из дома.

Ключевые слова: отчаяние, усталость, измождённость, безысходность.

2 группа. Слушая сбивчивый рассказ Мерцалова о его несчастьях, старик «всё пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущённой души» . Вдруг старик мгновенно преображается – в этом тоже чудо: «он быстрым, совсем юношеским движением вскочил со своего места и схватил Мерцалова за руку».

3 группа. Ласковый, убедительный голос старика заставляет упавших духом Мерцаловых действовать. Под руководством «чудесного доктора» всё меняется, семья возвращается к жизни.

4 группа. Никогда не надо отчаиваться, на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом. Такие люди, как доктор Пирогов, все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся.

5 группа. Рассказ имеет счастливый конец, обстоятельства складываются так, что все плохое проходит, и жизнь семьи налаживается. Случается чудо, помощь приходит случайно.Григорий Мерцалов занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности.

Возможный ответ:

Потому что чудо, которое совершил доктор, оказав помощь нуждающимся, может совершить любой человек.

Вариант ответа:

Мы узнали, что “чудесное” это не обязательно что-то сверхъестественное: это и неравнодушие к чужому горю, и отзывчивость, и бескорыстность — то есть самые обыкновенные вещи, но они способны творить чудеса.

Сегодня на уроке я понял, что…чудо происходит благодаря людям..

Источник: https://multiurok.ru/files/chudiesnoie-v-rasskazie-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor.html

глава 2. гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. куприна «чудесный доктор» и «слон»

А.И. Куприн, по справедливому замечанию А.А. Волкова, является достойным продолжателем «гуманистических идей великой русской литературы XIX века»[]. Целью данной главы является анализ купринских рассказов «Чудесный доктор» и «Слон» в свете авторского гуманизма.

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (1897) основан на реальных событиях, как об этом говорит сам автор: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла.

Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь.

Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму» [15, т.1, с. 163](Здесь и далее в целях экономии места цитаты из рассказов А.И. Куприна будут оформляться в виде затекстовых ссылок. — А.К.).

После этого предварения начинаются собственно события рассказа. Перед нами двое голодных мальчиков, братьев, Гриша и Володя, которым поручено передать письмо для влиятельного лица: возможно, этот человек поможет трудоустроиться их отцу. Изголодавшиеся дети стоят перед витриной продовольственного магазина, мечтательно созерцают горы снеди, продуктов, которые недоступны для них.

С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых трудоустроиться, найти свою социальную нишу.

Братья подавив тяжелый вздох и кинув последний жадный взгляд на праздничные столы, огни возвращаются с нарядных улиц домой в подвал: «Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты» [15, т.1, с. 164].

Здесь их ждала измученная мать, больная сестра и голодный младенец:

« В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно.

Совет

Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок.

Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель» [15, т.1, с. 164].

Далее в рассказе появляется сам Мерцалов: «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош . Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен , точно у мертвеца» [15, т.1, с.166 ].

Видя свою семью в таком состоянии, от безысходности Мерцалов уходит из дома. Его мучает мысль о том, что в праздничный вечер он не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке.

Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» [15, т.1, с.

167].

На это ему так же оказывает влияние сама природа: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии.

Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви.

Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины» [15, т.1, с. 167].

Обратите внимание

Но в самый неожиданный момент появляется главное действующее лицо рассказа — чудесный доктор: «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее.

Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» [15, т.1, с. 168]..

Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я…

а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают… Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел… Подарочки! » [15, т.1, с. 169]

Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» [15, т.1, с.

169] Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность.

Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, «другой» жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню.

А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!» [15, т.1, с.

Важно

170]

Читайте также:  Судьба и трагедия григория мелехова в романе тихий дон шолохова сочинение

Позже семья узнала фамилию этого добродетели из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность — посредством доброго деяния чудесного доктора.

Эту историю автор услышал от одного из братьев Мерцаловых, который стал крупным сотрудником банка. И каждый раз вспоминая о чудесном докторе, он говорил со слезами на глазах: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось.

В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню.

Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо» [15, т.1, с.171].

Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. И самое главное в жизни — никогда не унывать, не опускать руки, искать выход из любой жизненной ситуации, также самому иметь доброе, чуткое сердце, отзываться на помощь и верить в себя и своего ближнего.

Следующий рассказ А.И. Куприна «Слон», несмотря на то, что писался для детского журнала, содержит серьезные проблемы общечеловеческого характера.

Прежде всего, это проблема любви к ближнему, которая решается в позитивном гуманном ключе, почти так же, как в рассказе «Чудесный доктор», где проблема милосердия решена писателем через образ доктора Пирогова, его можно рассматривать как своеобразный авторский идеал. В рассказе «Слон» основную идейную и художественную нагрузку несет на себе образ животного, слона.

Совет

Это своего рода открытие А.И. Куприна, поскольку о доброй, гуманизирующей силе анималистических образов в русской литературе говорится не часто. Представляется важным подробно рассмотреть это произведение. Рассказ состоит из 6 частей.

В первой части мы узнаем, что маленькая девочка по имени Надя сильна больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Даже во сне она видит что-то серое и скучное, как осенний дождик» [18,т.4, с. 399].

Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку. Она видит как волнуются за нее родители: «Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги.

Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит…

И кабинет от табачного дыма делается весь синий» [18,т.4, с. 399]. Но сама не понимает что с ней творится, ей все скучно.

В 3-й части вдруг девочка проснувшись утром захотела слона, что приснился ей во сне. Радостный отец быстро исполняет желание своей дочери, но этот слон был игрушечный: « большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков» [18,т.4, с. 400].

Надя с равнодушием смотрела на игрушечного слона, и не хотела огорчить отца: «Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез» [18,т.4, с. 400].

Не зная что делать, отец Нади уходит из дома, чтоб как-нибудь исполнить желание своей дочери

Обратите внимание

Далее в 4-й части идет разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе.

Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте.

Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза — ровесница Нади.

В 5-й части автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые» [18,т.4, с. 405]. Отец Нади делает все возможное, чтобы осуществить мечту своей любимой дочери.

И наконец кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты — момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла.

Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть на что и животное отвечает ей взаимностью: «Она и ему протягивает руку.

Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются» [18,т.4, с. 405].

Так и играя весь день Надя с слоном засыпает около него. Утром проснувшись «бодрая, свежая и, как в прежние времена», она ищет слона Томми. «Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!» [18,т.4, с. 408].

Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Важно

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади — это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне.

Надин отец — любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей.

Мама — идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок.

Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное — не испортили праздник.

И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак.

И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Совет

Итак, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» А.И. Куприна получились добрыми , светлыми , наполненными безграничной любовью к детям.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/6637

Куприн, Чудесный доктор. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей

Куприн, Чудесный доктор. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей. Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застеклен­ным окном богатого гастрономического магазина в Киеве.

Нужно представить се­бе двенадцатиградусный мороз, малень­ких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в оди­наковой степени возбуждали их умы и желудки.

Но витрина только на минутку отвлекла их от собственной неудачи: они не передали бывшему начальнику отца письмо матери, в котором была просьба о помощи.

В какой момент в рассказе появляется “чудес­ный доктор”? Как можно назвать эту часть повество­вания?

Отец мальчиков – Мерцалов, потеряв­ший всякую надежду на спасение, бес­цельно

бродил по городу и, наконец, сел на скамейку общественного сада. Именно тут и произошла его встреча с “чудесным доктором”. Эту часть рассказа можно на­звать: “Неожиданная и чудесная встре­ча”, или “Встреча и спасение семьи Мерцаловых”, или “Встреча с “чудесным док­тором”.

Почему главный герой рассказа назван то не­знакомцем, то доктором, а его фамилию читатель узнает только по записи аптекаря на ярлыке лекарст­ва: “По рецепту профессора Пирогова”?

Главный герой случайно знакомится с Мерцаловым. Несчастный отец не предпо­лагает, кто перед ним. Слова “незнако­мец”, “доктор”, “профессор Пирогов” возникают попутно при описании собы­тий.

Каждое новое определение постепен­но знакомит нас с каким-то новым качест­вом героя.

Сначала он и для нас, как и для Мерцалова, “незнакомец”, немного спус­тя уже “доктор”, и, наконец, мы узнаем, какой доктор: “профессор Пирогов”.

Почему фамилия Пирогова, как вам кажется, не попала в заголовок рассказа? Какой смысл внес Куприн

в название?

Обратите внимание

Автор, скорее всего, хотел рассказать о хорошем, добром и заботливом докторе, которые всегда были на Руси, и поэтому ему не нужно было выносить фамилию в заголовок.

При таком названии рассказа все, кому помогали “чудесные доктора”, и кто считал себя таким доктором, могли от­нести название рассказа к событиям своей жизни.

В старших классах вы в этом слу­чае будете говорить, что такой заголовок подчеркивает типичность образа героя.

Как выдумаете, почему новогодние, рождест­венские или святочные рассказы всегда имели хо­роший конец?

Рассказы, которые публиковались пе­ред всеобщими праздниками (Новый год, Рождество, Святки), обычно имели счаст­ливый конец, чтобы в праздничные дни люди радовались, даже знакомясь с труд­ной судьбой героев.

Глоссарий:

  • опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей
  • сочинение на тему чудесный доктор
  • куприн чудесный доктор сочинение
  • чудесный доктор куприн анализ
  • куприн чудесный доктор анализ

(2

Источник: https://ege-essay.ru/kuprin-chudesnyj-doktor-opishite-svoe-pervoe-znakomstvo-s-grishej-i-volodej/

Ссылка на основную публикацию