Сочинение анализ рассказа коновалов горького

Краткое содержание Горький Коновалов

Однажды среди газетных статей я встретил сводку, в которой упоминалась фамилия Коновалов. Заинтересовавшись, я прочитал краткое сообщение о самоубийстве в тюремной камере бродяги, пересылавшегося по этапу в родные края. Причиной самоубийства считали меланхолию.

Я знал этого человека и догадывался о том, что побудило его уйти из жизни.

Когда я был юношей, то работал помощником пекаря, бывшего солдата, который гордился своим музыкальным талантом, точнее, способностью играть на нескольких инструментах. Гордился настолько, что считал это оправданием некачественному, плохо выпеченному хлебу. Однажды хозяину это надоело и он нашел замену. Это был Коновалов.

Высокий светловолосый мужчина сразу пробудил во мне симпатию. Как работник он был отличный, недаром хозяин дорожил им и очень радовался, когда взял на работу. Единственный был изъян в новом пекаре – он периодически уходил в запой, пропиваясь до нитки.

Обратите внимание

Но пока это состояние не наступило, и я только диву давался, глядя, как он проворно мечет хлеб в печь. Казалось, с такой спешкой ничего хорошего не выйдет, но нет – буханки получались ровные, пышные, с тонкой коркой. Наверное, это было потому, что Коновалов вкладывал душу во все, что делал.

Однажды он попросил меня прочитать письмо, поскольку сам не умел. Ранее пекарь жил на Каспии, оттуда и писала ему женщина, проститутка, которой он обещал помочь, заявив в полиции о своем желании на ней жениться. Тогда ей отдадут паспорт и она сможет приехать к Коновалову. Впрочем, семью заводить он не хотел, считая свои запои и любовь к бродяжничеству помехой нормальной жизни.

Я написал ответ, а потом еще одно письмо к другу Коновалова, в котором просил подействовать и помочь женщине.

Как-то я читал, сидя на углу сундука. Пекарь попросил что-нибудь прочитать и ему. И я стал читать вслух «Подлиповцы».

Книга произвела на Коновалова громадное впечатление, он словно жил жизнью героев, переживая их судьбу едва ли не как свою собственную.

Потом я прочитал ему книгу о Стеньке Разине, поразившую его настолько, что пришлось еще несколько раз перечитывать. Коновалов выучил ее почти наизусть.

Восторгаясь мастерством писателей, он спросил меня, какой же высокой награды они были удостоены за свой труд. Узнав, что сочинители подвергаются лишь гонениям, друг расстроился.

И тогда я рассказал ему, что многие блестящие таланты находят утешение в алкоголе, нередко погибая в нем. Коновалов вздрогнул и сказал, что часто чувствует то же самое – неясную тоску, сжигающую его сердце, и потому он тоже впадает в запой.

Важно

В своих несчастьях и склонностях он винил лишь себя. Я считал, что виновато окружение, и мы часто поэтому спорили.

Два месяца спустя в пекарню вошла женщина и спросила моего друга. Это была та самая проститутка, которая получила паспорт и приехала к Коновалову в надежде создать семью. Он был не готов и разругался с женщиной. Ночью она, пьяная, пришла бить стекла в пекарню, упрекая Коновалова, что сорвал ее с места в неизвестность.

Она вернулась к своему занятию, вдобавок ко всему начала пьянствовать. Мой друг мрачнел, считая себя виноватым. Я догадывался, что он скоро запьет.

Так и вышло. Вечером он ушел и сутки спустя я нашел его в кабаке в компании нахлебников. Со мной возвращаться он отказался. Через два дня Коновалов пропал.

Мы встретились много лет спустя в строящейся Феодосии. Бывший пекарь стал строителем. Он очень обрадовался мне и предложил заночевать вместе в пещере недалеко от бараков. Коновалов так и не изменил своих взглядов. Через пару дней я отправлялся на Кубань, но пойти со мной друг не захотел. Мы расстались в надежде на встречу. Но она так и не произошла…

Когда «ни в городе, ни в степи, нигде человеку места нет», тогда он находит его в алкоголе и погибает.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Шмелёв Человек из ресторанаВ повести «Человек из ресторана», написанной Иваном Шмелёвым, повествуется о жизни простых людей в начале двадцатого века.
  • Краткое содержание Тургенев Однодворец ОвсянниковГлавным героем книги является человек по имени Овсянников. Внешне Овсянников был похож на Крылова. Ему было 70 лет. По стилю одежды он напоминает купца. Овсянников отличался ленью, прямодушием, важностью и смышленостью.
  • ПриставкинАнатолий Приставкин рано лишился родителей и вкусил всю прелесть жизни беспризорников. С группой таких же подростков он исколесил всю Россию. Его тяжелое детство прошло полосой по всему творчеству писателя.
  • Краткое содержание Короленко Дети подземельяГерой повести – Вася. Он рассказывает об одном из эпизодов своего детства. Мальчик живет со своим отцом-судьей в польском захудалом городке Княжье-Вено.
  • Краткое содержание Горький СамоварСатирическая сказка Горького рассказывает о самовлюбленном самоваре, который был слишком высокого мнения о своей особе.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gorkij/konovalov-pereskaz

Краткое содержание Горький Коновалов для читательского дневника

Максим, от лица которого ведется повествование, однажды в газете прочитал заметку о человеке, покончившим с собой в тюремной камере. Максим рассказывает о знакомстве с этим человеком.

Молодой человек работал помощником пекаря, который постоянно пил, и работал спустя рукава, так что Максиму приходилось выполнять работу за двоих. Наконец хозяин выгнал горе-пекаря, а на его место привел другого, Александра Ивановича Коновалова, мастера своего дела.

Коновалов тоже был пьющим, но он пил редко, раз в несколько месяцев, и к работе относился с полной ответственностью. Познакомившись поближе, Александр показал своему напарнику письмо от проститутки, попросив написать ей ответ, что тот и сделал. Саша рассказал Максиму, что хочет отправить Капитолине денег, чтобы та откупилась от публичного дома, и начала новую жизнь.

Через короткое время Максим и Коновалов стали друзьями. Работал пекарь мастерски, и его помощнику нравилось смотреть, как с душевной теплотой тот выпекает хлеб. Как-то Александр увидел, что помощник читает книгу, и он попросил почитать его вслух.

Совет

Пекарь слушал внимательно и жадно, полностью погружаясь в мир книжных персонажей. Так чтение стало для них неотъемлемой частью жизни, хлебопёки прерывались лишь на работу, быстро исполнив которую, снова брались за чтение.

Коновалов глубоко вникал в жизнь и переживания людей, о которых читал Максим, сопереживая и сочувствуя героям. Больше всего ему нравилась книга о Стеньке Разине, Максим так часто её перечитывал, что Саша знал книгу почти наизусть.

Дружба пекаря и помощника становилась всё крепче, друзья часто уходили на реку, читали книги и рассуждали о жизни, или просто любовались природой, которую Александр любил всем сердцем.

Через два месяца, получив деньги и выписавшись из публичного дома, к Коновалову приехала Капитолина, намеревавшаяся выйти за него замуж. Но свободолюбивый мужчина был против этого, у него было много женщин, но рано или поздно они ему становились в тягость, и Александр покидал их.

Оскорбленная его отказом, девушка напилась с каким-то ухажером, и устроила Коновалову скандал, за что её забрали в участок. Пекарь сходил в участок, и узнал, что Капитолина вновь пошла по проторенной дорожке. Спустя какое-то время Коновалов затосковал, потерял интерес ко всему происходящему, и ударился в загул.

Максим попытался вытащить друга из кабака, где тот пропивал заработанные деньги с кучкой бродяжек, но это ему не удалось, а вскоре Коновалов исчез из города.

Читайте также:  Жанр произведения дубровский пушкина и художественные особенности

Максим тоже отправился бродить по свету, и через несколько лет он встретил своего друга в Феодосии. Коновалов по-прежнему придерживался своих взглядов на жизнь, обвиняя во всем лишь только себя и свои слабости.

Он пригласил Максима с собой, но тот пошел своей дорогой, и они расстались, в надежде ещё встретиться, но этого не случилось.

Обратите внимание

Легкоранимая душа могучего человека не выдержала неприкаянной жизни и привела его к самоубийству.

Надо найти в жизни точку опоры, и стремиться к какой-либо цели.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gorkij/konovalov

Босяк – новый герой в русской литературе (по произведениям м. горького)

В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой – босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького.

Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения на его мироощущение.

Горький рассматривает и исследует состояние несогласия героя с самим собой, причину его определенного поведения.

Одним из ранних реалистических произведений М. Горького является рассказ «Коновалов», в котором повествуется о судьбе босяка Александра Ивановича Коновалова.

Главный герой был прекрасным пекарем, действительно талантливым в своем деле, но в силу одной особенной черты своего характера, а именно меланхолии, чувства тоски, да такой, что «невозможно в ту пору жить», и «все на свете… опротивеет», а герой «сам себе становится в тягость», он бросает все и уходит бродяжничать.

Позже Коновалов возвращается и здесь происходит его первая встреча с повествователем, которым является «подручный» пекаря. Автор неоднозначно изображает своего героя, начиная с портретной характеристики и кончая размышлениями и поступками персонала.

«По костюму это был типичный босяк, по лицу – славянин» – таким предстает перед нами Коновалов впервые. Горький сравнивает его с богатырем и в то же время пишет о том, что Коновалов все еще оставался ребенком в своем восприятии мира:

«Ребенок ты, Саша; не понимаешь ты ничего», – говорила герою Вера, «…большой человек с ясными глазами ребенка» – таким его видел повествователь, то есть сохранил искренность, доверчивость, способность видеть хорошее во всем, веру в добро, в людей и в их нравственность.

Важно

Коновалов – босяк, и, казалось бы, должен чувствовать себя обиженным, обделенным, должен обвинять во всех своих несчастьях, а потому быть враждебно настроенным к обществу, изгнавшему его, но этого не происходит, напротив, главный герой, к величайшему удивлению повествователя, «с таким легким духом выделяет себя из жизни в разряд людей, для нее не нужных и потому подлежащих искоренению», считал, что «во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам». Подобные размышления свидетельствуют о способности героя самоанализу, что выделяет его из общей массы босяков «под отдельную статью». Коновалова также характеризует отличное от мнения многих других представителей его социального класса отношение к природе, женщинам, просвещению (образованию). Так, например, герой рассказывал о купчихе, с которой расстался: «…босяк рассказывает о женщине в скептическом тоне, с массой подробностей, которые унижают ее, …но печальный и мягкийтон (Коновалова) при воспоминании о «купчихе» – тон исключительный».

Герой рассказа Горького питает огромный интерес к книгам, часто просит повествователя почитать ему. Коновалов искренне верит в происходящие в книге события, порой даже чувствуя себя их участником.

На протяжении всего рассказа повествователь и главный герой рассуждают на многие темы, связанные с босячеством, тем самым выявляя свои точки зрения относительно их. Таким образом, мы можем говорить о том, что Коновалов способен на философские размышления. Персонаж рассказа не ограничен и может видеть истинную причину определенного поведения босяка и формирования его особого мышления.

Коновалов говорит о происхождении склонности босяка ко лжи, обману, выдумыванию различных историй, к преувеличениюкаких-либо событий, происходивших с ним. Дело в том, что так проще жить, «если у человека в жизни не было ничего хорошего, – он ведь никому не повредит, коли сам для себя выдумает какую-то сказку, да и станет рассказывать ее за быль. Рассказывает… и сам себе верит, …

ну ему и приятно».

Казалось бы, перед нами действительно хороший человек, заслуживающий лучшей участи (доли), однако в чем причина неустроенности его жизни, где искать истоки его меланхолии и тоски, которые в конечном итоге привели его к самоубийству?

«Не нашел я точки моей… Ищу, тоскую, – не нахожу…» – таков итог размышлений Коновалова, таков ответ на заданный выше вопрос.

В рассказе «Двадцать шесть и одна» Горький также рассматривает образ босяка, но уже выявляет его отрицательные качества.

В произведении повествуется о двадцати шести пекарях, мироощущение, чувства, поведение которых подается автором как мироощущение одного человека.

Это достигается с помощью использования Горьким огромного количества местоимений: мы, все и обобщающих слов: «поют все 26; мы все оборачивались и радостно смотрели; кто-то из нас дернул Таню за рукав кофты».

В этом заключается новаторство Горького. Однако данное единство не является признаком гармонии и взаимопонимания между людьми, оно выявляет безликость, ограниченность пекарей, отсутствие индивидуальности у каждого из них.

Совет

В рассказе изображается картина неправильно устроенной жизни, из-за которой в человеке теряется духовное начало. Подобная ситуация рассматривается и в рассказе «Супруги Орловы».

Здесь также в силу ужасных условий жизни, в силу ее неустроенности рушатся взаимоотношения между супругами Орловыми, происходит разлад в их семейной жизни. Григорий и Матрена Орловы любили и гордились друг другом, …но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые…

удовлетворяли бы естественную человеческую потребность человека – волноваться, думать, – вообще жить. Они были слишком погружены в работу, в решение проблем, связанных с повседневной жизнью, что стали «нищими духом» людьми, как, впрочем, и все их соседи.

Влияние внешних обстоятельств на личную жизнь героев подтверждается еще и тем фактом, что после того как супруги Орловы устроились на работу в лазарет (госпиталь), в их жизни произошли значительные изменения. Григорий перестал бить свою жену, бросил пить, но, как мы узнаем чуть позже, ненадолго.

Для каждого периода времени характерен свой тип героя, и литература, призванная отражать все явления реальности (повседневной жизни человека), исследует особенности характера нового человека.

Источник: http://www.testsoch.info/bosyak-novyj-geroj-v-russkoj-literature-po-proizvedeniyam-m-gorkogo/

Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы»

Особый интерес представляют рассказы Горького «Коновалов» (1896) и «Супруги Орловы» (1897), также связанные с темой босячества.

Читайте также:  Сочинение описание картины поединок пересвета с челубеем (поединок на куликовом поле) авилова описание

Первый из них, по отзыву цензурного комитета, имел в себе много меет «социалистического и резко возбудительного» характера.

У героев обоих рассказов — Коновалова и Григория Орлова — есть нечто общее; оба рабочие: первый — пекарь, второй — сапожник, оба знают свое дело, умеют работать и, кажется, могли бы жить по-человечески.

И тем не менее оба спиваются, опускаются на дно. Первый запил от сознания бесцельности своего существования, второго, который «родился с беспокойством в сердце», до такого состояния также довели «проклятые вопросы» о смысле жизни. И в Орлове, и в Коновалове заложены большие возможности.

В иных социальных условиях они могли бы творить необыкновенные дела. Недаром Орлов мечтал сразиться насмерть с холерой и освободить от неё Россию. Стоило, однако, ему подумать о страшной жизни того бедняка, которого он спас от холеры, как новые неразрешимые вопросы снова ввергли его в полосу запоя. «Больных лечите…

Обратите внимание

а здоровые помирают от тесноты жизни»,— с недоумением и возмущением говорит Орлов доктору Ващенко.

В Коновалове, в его внешности, в чертах характера есть что-то роднящее его с народными героями русской истории, со Стенькой Разиным: буйная сила, широкая русская натура.

Но все это было задавлено жизнью, каторжным трудом, и в своем протесте и Орлов и Коновалов могли подняться лишь до анархического бунта.

В рассказе «Коновалов» привлекает внимание мысль, очень важная с точки зрения горьковской концепции человека: мысль об ответственности каждого за то, кем он стал в жизни, как сумел сохранить в себе человеческое.

В ответ на слова рассказчика, что он «жертва среды и условий», Коновалов упрямо твердит:

  • «Сами мы пред собой виноваты… Каждый человек сам себе хозяин, и никто в том не повинен, ежели я подлец!..
  • —        Да погоди,— кричал я,— как может человек устоять на ногах, коли на него со всех сторон разная темная сила прет?
  • —        Упрись крепче! — возглашал мой оппонент, горячась и сверкая глазами.
  • —        Да во что упереться?
  • —        Найди свою точку и упрись!
  • —        А ты чего же не упирался?
  • —        Вот я те и говорю, чудак-человек, что я сам виноват в моей доле!.. Не нашел я точки своей! Ищу, тоскую — не нахожу!»

На первый взгляд кажется, что Горький согласен с рассказчиком, тем более, что рассказчик-то — не кто иной, как Алексей Пешков.

  И все же в такой заостренной форме, даже впадая в крайность («никто в том неповинен»), Горький ведет читателя к мысли, что человек должен найти «свою точку», опору в жизни (как нашел её Алексей Пешков) и не уподобляться людям, которые «всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей», без конца кричали о том, что они «люди необыкновенные», даже гениальные, но их, видите ли, «среда заела». Драма Коновалова в том и заключалась, что он не сумел найти точки опоры. И не случайно автор-рассказчик, уже один, без своего товарища — «рыцаря на час», задумывается над тем, как быть дальше:

  • «Я долго смотрел, как тлели угли костра: сначала яркий и большой уголь понемногу становился меньше, покрывался пеплом и исчезал под ним. И скоро от костра не осталось ничего, кроме теплого запаха. Я смотрел и думал:— Так и все мы… Хоть бы разгореться ярче!»

Это стремление «разгореться ярче» Горький выразил в героических образах ряда своих ранних произведений.

Черты героических характеров людей, способных на смелые поступки и подвиги, мы видели в двух украинских крестьянах из очерка «Для мира», они есть в образе девушки-революционерки, погибшей в сибирской ссылке («Мааленькая!», 1895).

Те же черты проявляются в характере наборщика Николая Гвоздева из рассказа «Озорник», в солидарности киевских и орловских наборщиков, поддержавших своих товарищей из Казани («Нечто о наборщиках», 1896). Эти характеры только складывались, но в них уже проявились большие потенциальные возможности.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Краткое изложение рассказов Горького «Коновалов» и «Супруги Орловы». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/kratkoe-izlozhenie-rasskazov-gorkogo-konovalov-i-suprugi-orlovy/

Горький в пекарне, новый герой – Коновалов

В пекарне Пешков выжил, кажется, только благодаря исключительной физической силе. Работа эта была, по его воспоминаниям, из самых изнурительных.

“Мое дело – превратить 4-5 мешков муки в тесто и оформить его для печения. Тесто нужно хорошо месить, а это делалось руками. Караваи печеного весового хлеба я нес в лавку Деренкова рано утром, часов в 6-7.

Затем накладывал большую корзину булками, розанами, сайками-подковками – два, два с половиной пуда и нес ее за город на Арское поле в Родионовский институт, в духовную академию.

У меня не хватало времени в баню сходить, я почти не мог читать, так где уж там пропагандой заниматься!”

По утрам Пешков относил хлеб в булочную к Андрею Деренкову .

Деренков был народник , обладатель лучшей в городе библиотеки нелегальной литературы, студенты наводняли его лавку днем и ночью; впоследствии, кстати, он за свое народничество попал в “лишенцы” и жил в сибирской ссылке, обратился к Горькому за заступничеством, и тот за полгода до смерти выхлопотал ему пенсию. Народники Пешкова уважали, восхищались, называли самородком, его все это скорее забавляло, и никакого особого народа он не видел, так что не понимал истерического поклонения, которым его окружали эти кроткие бородачи.

Тем не менее всю библиотеку Деренкова – частью переплетенную из журналов, частью рукописную – он проштудировал внимательно. Тогда же он начал писать стихи.

В пекарне Семенова познакомился он и с одним из самых обаятельных своих героев – пекарем, бродягой, певцом, запойным алкоголиком Коноваловым .

Пожалуй, Запад долго еще будет представлять русских примерно такими, как Горький описал Коновалова: в этом рассказе 1896 года окончательно закрепилось множество национальных стереотипов, а поскольку Горький умел писать просто и выразительно – Коновалова запомнили.

“А на меня, видишь ты, тоска находит. Такая, скажу я тебе, братец мой, тоска, что невозможно мне в ту пору жить, совсем нельзя. Как будто я один человек на всем свете и, кроме меня, нигде ничего живого нет. И все мне в ту пору противеет – и сам я себе становлюсь в тягость, и все люди; хоть помирай они – не охну! Болезнь это у меня, должно быть. С нее я и пить начал”

Важно

Запойный, поющий, тоскующий, огромный, неутомимый, добрый Коновалов – в один миг пропивающий все отложенные деньги, гонимый непонятной своей тоской прочь от всех, кого жалеет и любит, – совсем не похож на горьковских босяков, гордых и озлобленных, действительно выталкивающих себя из жизни. Но не похож он и на крестьян-хищников, на скучных тружеников, больше всего озабоченных выгодой. Коновалов – художник. Этот типаж появился у Горького впервые, да и негде ему было с ним столкнуться до Казани – не так часто он встречается в столь классической чистоте. Конечно, он у Горького додуман, доведен до гротеска, – а все-таки узнаваем мгновенно, и особенно точен автор в главном: этот человек тоже как бы заранее согласился с тем, что он в жизни не нужен. Только это не озлобило его, как босяка, – он мирится с этим совершенно спокойно.

Читайте также:  Образ и характеристика вральмана в комедии недоросль фонвизина сочинение

“Я встречал только людей, которые всегда все винили, на все жаловались, упорно отодвигая самих себя в сторону из ряда очевидностей, опровергавших их настойчивые доказательства личной непогрешимости, – они всегда сваливали свои неудачи на безмолвную судьбу, на злых людей.

Коновалов судьбу не винил, о людях не говорил. Во всей неурядице личной жизни был виноват только он сам, и чем упорнее я старался доказать ему, что он “жертва среды и условий”, тем настойчивее он убеждал меня в своей виновности пред самим собой за свою печальную долю. Это было оригинально, но это бесило меня”.

Потому и бесило, что в лице Коновалова Горький впервые столкнулся с толстовским, каратаевским типом, с тем маляром Николкой из Достоевского, который и не хочет спасаться, а хочет пострадать; словом, ему впервые встретился тот настоящий русский, о котором столько говорила русская литература.

И первым во всей этой литературе Горький наотрез отказался умиляться Коновалову – он решил всем назло показать, до чего доходит его рабское, скотское смирение. Коновалов у него повесился в тюрьме, арестованный за бродяжничество и пересылаемый на родину, в Нижний. И зачем была вся его жизнь – автору решительно непонятно.

Здесь и обозначилась главная точка расхождения Горького с русской литературой – не зря “Коноваловым” открывался его первый двухтомник.

Кстати, не став идеальным героем, Коновалов все-таки остался в памяти Горького идеальным читателем: он плакал, когда Пешков читал ему “Подлиповцев” Решетникова, и горячо переживал за мужиков Пилу и Сысойку. Впрочем, давно замечено: или читать – или жить.

Ссылки:
1. Горький А.М.: Детство и юность

Источник: http://www.famhist.ru/famhist/gorky/00028d9a.htm

Романтический реализм в творчестве Горького

В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь, но – главное – свое призвание он увидел в сочувствии горькой судьбе обездоленных людей.

Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем реализма в русской литературы, однако в первый период творчества он активно использовал традиции романтизма. В ранней прозе писателя переплетаются реалистические и романтические элементы.

Такая разность стиля обусловлена двуединой художественной задачей, которую Горький ставил перед собой. С одной стороны, он изображал убогое, со безрадостное существование социальных низов.

Совет

С другой – этим “свинцовым мерзостям жизни” он противопоставляет свое идеальное представление о мире.

Условно ранние горьковские произведения можно объединить в две группы: рассказы с романтической доминантой (“Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Песня о Соколе”) и рассказы смешанного типа – романтико-реалистические (“Челкаш”, “Коновалов”, “Супруги Орловы”, “Двадцать шесть и одна”).

В самом начале творческого пути преобладали произведения романтического плана. Стиль раннего Горького подчеркнуто красочный, метафорический. Он создает многоцветные, великолепные пейзажи, в которые, как в изысканную раму, “вписаны” удивительные истории.

Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны их герои – сильные духом и гордые люди, “рожденные в крови с солнцем”. При характеристике героев подобного типа Горький многократно обыгрывает эту метафору, используя образы огня, пламени, искры, факела. Макар Чудра, повествующий легенду, восхищается “солнечным” цыганом.

Под стать “соколу” “царица-девка” Радда, сказочную красоту которой не описать словами. Гордая красавица признается: “Я никого, никогда не любила Лойко, я тебя люблю”. Однако для романтических героев абсолютной ценностью является свобода, без которой не может существовать настоящее счастье оно даже дороже самой жизни.

Радда говорит любимому: “Волю-то, Лойко, я больше люблю, чем тебя…” Перед влюбленными возникает дилемма – любовь или свобода? Так как это ценности равновеликие, герои не могут определиться в предпочтение одной из них. И все же в рамках “романтической” логики они находят выход – смерть.

Умерев физически, “гордая пара” обрела бессмертие в прекрасной легенде.

Желая подчеркнуть неординарность, необычность излагаемых историй, Горький придает им характер легенды, сказки, притчи, песни. В рассказе “Старуха Изергиль” (1895) идейно и композиционно “противостоят” две легенды.

Оба легендарных героя молоды, красивы, сильны, свободолюбивы. Эти исключительные герои (“сверхлюди”) противопоставлены обычным людям – своим соплеменникам. В рассказе дано два решения конфликта “герой и толпа”.

Ларра, сын орла и женщины, “считает себя главным на земле и не видит он ничего, кроме себя”. “За свою гордость” он “поражен”: “У него нет жизни, и не улыбается ему смерть.

И не находит он места и среди человеческого рода!”

Обратите внимание

Во второй легенде герой – Данко – “любил людей”, и его сердце, в отличие от “каменного сердца” Ларры, “вспыхнуло огненным желанием спасти их”. Данко ведет соплеменников из тьмы лесов и болот “в море солнечного света”.

Когда люди, обессиленные, утратившие надежду, начали роптать, он разорвал себе грудь, вынул сердце, которое “пылало настолько ярко, даже ярче самого солнца”. Горький славит не просто исключительный поступок героя, а восхищается личностью, способной пожертвовать жизнью ради других.

Впервые романтический герой, возвышающийся по своим нравственным качествам над толпой, не порывает с ней. Подвиг Данко рожден желанием вытеснить из сознания людей страх, безволие, инертность, эгоизм.

В 1898 году в одном петербургском издание была опубликована первая книга рассказов и очерков, заимевшая небывалый успех, ставши сенсационной.

Окруженный поклонниками, Горький выступал на литературных вечерах с чтением “Песни о Соколе” (1895). Этот небольшой текст, написанный ритмизированной прозой, производил на публику колоссальное впечатление.

Позже недоброжелатели Горького не раз иронизировали то, что он заставил Ужа заползти высоко в горы, где этому пресмыкающемуся вовсе не место. Но писатель и не претендовал на фактологическую достоверность. Он сочинил притчу, герои которой не живые существа, а аллегории человеческих качеств.

Песня, воспевающая “безумство храбрых”, звучала как вызов унылой атмосфере декаданса, будила в людях веру в себя, жажду деятельности.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/romanticheskiy-realizm-v-tvorchestve-gorkogo.html

Ссылка на основную публикацию