Сочинение бал в доме фамусова анализ эпизода

Сочинение Бал в доме Фамусова анализ эпизода

Эпизод бала в доме Фамусова очень важен для развития сюжета «Горе от ума». Противостояние между Чацким и фамусовским обществом возникает в самом начале произведения и достигает кульминации в сцене бала. Один за другим появляется представители светского общества, лучшего по мнению Фамусова общества. Они все консерваторы, противники нового, поклонники богатства и чинов.

Первыми появляются Платон и Наталья Горичи. Жена руководит мужем и заботится о нем, как о маленьком ребенке. С Платоном Михайловичем Чацкий был знаком еще до свадьбы, поэтому удивлен такой перемене.

У появившегося далее семейства Тугоуховских также главную роль играет жена, мечтающая только о том, чтобы выдать замуж дочерей, а сами юные княжны Тугоуховские не отличаются сообразительностью, не имеют собственного мнения и похожи друг на друга.

Обратите внимание

Княгиня Тугоуховская увидела в Чацком потенциального жениха и отправила мужа знакомиться с ним. Однако, узнав про отсутствие у него звания и богатства, без промедления кричит мужу, чтобы он возвращался обратно.

Далее выступает Антон Антоныч Загорецкий, о котором все за спиной отзываются не очень лестно, но он «мастер услужить», достать что-то. Загорецкий пытается привлечь внимание Софьи и сообщает ей, что достал на него билет, хотя это было и сложно. Но наибольшим авторитетом пользуется тетка Софьи Хлестова.

Даже Фамусов уважает ее мнение, представляет ей Скалозуба как будущего мужа для Софьи.

Чацкий на этом балу чувствует себя одиноко. Ему не о чем говорить с этими людьми, он высмеивает их недостатки, шутит и язвит. Его образ мышления и высказывания не находят отклика у них. Скалозуб вспоминает своего родственника, который оставил службу и «…В деревне книги стал читать». А у княгини Тугоуховской есть племянник, которого она характеризует исключительно как «химика и ботаника».

Это же общество с легкостью подхватывает слух о том, что Чацкий сошел с ума. В разговоре гости приходят к выводу о возможных причинах сумасшествия Чацкого, среди которых пьянство и наследственность, но главное – образование, которое, все сходятся здесь во мнении, не приносит никакой пользы, только вред.  «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», — вторит Фамусов.

Автор вводит в повествование несколько колоритных персонажей, позволяет им взаимодействовать друг с другом и Чацким, показывает их с разных сторон.

У главного героя происходит диалог с Софьей, которая признает его сумасшедшим из-за его высказываний и не опровергает этого, когда другие начинают это обсуждать.

Данный эпизод важен для развития сюжета, ведь из-за слуха, из-за отсутствия понимания между Софьей и Чацким и из-за других причин главный герой в итоге покидает Москву.

Анализ эпизода Бал в доме Фамусова

Бал – большое событие для общества того времени. Своего рода «тусовка», где встречаются представители высшего общества. Впрочем, не особенно они все друг другу рады. В принципе, они не очень радостные люди.

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Вот, например, одна из первых приезжает Наталья Дмитриевна. Говорит с Чацким она почти односложно, но хвастается своим мужем. И вот появляется Платон – муж. Она рассыпается в ласковых словах, но тут же в каждой фразе, будто мамаша, ограничивает его. Даже требует, чтобы он застегнулся, чтобы не простыть. Чацкий сочувствует старому другу, а тот признается, что скучает в семейной жизни.

Важно

Приезжает семья с огромным количеством дочек на выданье: Мими, Зизи…  И матушка, заметив молодого Чацкого, посылает к нему престарелого мужа, но тут же назад его возвращает, ведь Евгений небогат и незнатен. Очень неприятное поведение.

Повсюду лесть, все отвешивают комплименты глупые, стараются «услужить», но тут же смеются друг над другом. Старики, например, как дети, думают, что их никто не слышит, и говорят грубо о присутствующих.  К примеру, княгиня смеётся над Загорецким, который так старался ей угодить.

Фамусов больше всех ждал Скалозуба, рад «зятю». Хозяин знакомит его с гостями, те не очень довольны. Типа: «Спросил бы сначала, а хотим ли мы с этим болваном знакомиться?» 

Наполовину все говорят по-французски, а ещё по-немецки. Чацкий после замечает, как это странно в России.  

И все ужасные сплетники. Софья назло позволила появиться слуху, что Евгений сошел с ума. И эта «весть» тут же раздувается, обрастает смешными деталями, каждые врёт, что он уже «знал». Конечно, они сплетничают, но при появлении Чацкого все отступают, почти прячутся, трусливые ещё!   

В общем, бал жуткий. Люди глупы и злы, никто никому не рад. И Чацкий, кажется, один это видит.

Бал в доме Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова

← Чацкий — борец или жертва?↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума → Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина →

  • Анализ и мораль басни Свинья под дубом КрыловаОграниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы
  • Сочинение Моя любимая басня Крылова 5 классБезусловно, любая басня Ивана Андреевича Крылова интересна. В каждой басне прослеживается мораль, показаны главные пороки и проблемы человечества.
  • Анализ произведения Лето Господне ШмелеваПроизведение писателя не имеет определенного жанрового направления и может восприниматься в виде сказки, мифа, легенды, свободного эпоса, однако в любом случае роман является высокодуховной автобиографической книгой
  • Образ и характеристика Скотинина в комедии Фонвизина Недоросль сочинениеТарас Скотинин – является одним из главных отрицательных лиц в произведении. Он предстаёт перед читателем крайне неприятной личностью, которая отторгает все хорошие и позитивные эмоции
  • Анализ повести Метель ПушкинаКак только читатель узнает название произведения, то сразу понимает атмосферу происходящего. В названии сразу видно острое, динамичное и драматическое развитие событий.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/griboedov/bal-v-dome-famusova-analiz-ehpizoda

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Конфликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и достигает кульминации в сцене бала.     Чацкий – революционер, типичный представитель молодёжи 10-20-х годов XIX века.

Он хочет добиться перемен в стране, улучшения системы образования, выступает против чинопочитательства. Он открыто противопоставлен Фамусову, который обладает житейским умом и ему ничего не нужно, кроме высокого чина, выгоды в замужестве Софьи, да жить в угоду себе.     Все фамусовское общество – это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного.

Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.     Светское общество, как стадо неразумных животных, похоже в целом, но отличается мельчайшими деталями, которые Грибоедов подчеркнул в описании этих людей. Первыми на сцену выходят Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи.

Совет

Она доминирует в паре, руководит податливым мужем и забоится о нем, будто это не взрослый мужчина, а дитё: «Мой милый, застегнись скорей». Она отвечает на все вопросы, а муж лишь твердит: «Теперь брат, я не тот…». Чацкий удивляется такой перемене в образе жизни своего бывшего товарища.

Грибоедов постоянно подчеркивает, что мужчины в светском обществе зависимы от женщин, они не стремятся быть главными в семье.     Вот появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми. Дочки не отличаются друг от друга, это можно понять даже по их ролям, которые им присвоил Грибоедов: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Они глупы и говорят лишь о рюшечках, да одежде.

«Ах! Прелесть!» — восклицает одна из них, а остальные лишь повторяют, словно отражения. Княжна Тугоуховская заботится только о том, как и куда пристроить своё потомство. Только завидев Чацкого и узнав, что он холост, Наталья посылает мужа к нему, расспрашивая Наталью Дмитриевну: «Какое звания?», «Богат?». Но ответы не удовлетворили княжну и она, не задумываясь, кричит мужу: «Князь! Назад!».

Князь Тугоуховский плохо слышит и не особо умён, он отвечает лишь краткими фразами-междометиями: «У-хм?».     Приехали и графини Хрюмины: бабушка и внучка. Бабушка – типичная светская женщина. Даже на волосок от смерти она ходит на балы и играет в карты, ест, да пьет. Внучка же зла от того, что не вышла замуж.

В беседе с графиней-внучкой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в России манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы.     Тут на сцену входит Антон Антоныч Загорецкий. В ту же минуту, пытаясь услужить Софье, он заговаривает о завтрашнем спектакле, говорит, что достал для нее билет, хотя это было очень трудно.

Платон Михайлович говорит Чацкому о Загорецком, мол, он: «Отъявленный мошенник, плут». Хлестова подтверждает, что: «Лгунишка он, картежник, вор», но в то же время Антон Антоныч «мастер услужить», ведь для нее он на ярмарке достал двух арапченков.     После выхода Загорецкого появляется Хлёстова – тетка Софьи, шестидесяти пяти лет. Она имеет большой авторитет в обществе Фамусова.

Сам хозяин дома знакомит её со Скалозубом, чтобы она оценил выбор мужа для Софьи. Молчалин же, присаживаясь к Хлёстовой, хвалит её прекрасного шпица и предлагает сыграть в карты.     На балу Чацкий чувствует себя «не в своей тарелке», он одинок как никогда. Люди не понимают его модернистических взглядов, а он не понимает, как можно жить без образования и развития.

Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Это и создает конфликт между Чацким и обществом. Все реплики, все монологи героя, направленные на изменения в обществе, пока что безуспешны. Но общество должно прогрессировать и в этом ему должны помочь люди-революционеры.

Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».

Обратите внимание

    Чацкий и фамусовское общество несовместимы, они «век нынешний» и «век минувший». Люди в этом обществе пустые, не желающие перемен в своей жизни. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, так остро воспринимается ими. Из-за этого слух о безумии Чацкого, который пустила Софья, так рьяно был принят гостями Фамусова.

В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения. Их рассуждения от чего Чацкий мог сойти с ума, делятся на три ветви: пьянство, наследственность и образование. Из-за образования они начали шуметь, словно рой разъяренных пчёл. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», — вторит Фамусов. Ему поддакивает Хлёстова, а княгиня рассказывает о своём племяннике Фёдоре, который: «от женщин бегает» и «чинов не хочет знать».     Они приняли сумасшествие Чацкого легко, даже объяснили причины, потому что иначе все, что говорил Чацкий, было бы правдой, а это недопустимо для устоев светского общества XIX века, ведь они не потерпят изменений в системе.

    Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.

Добавил: Shinonhorror

11876 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00204531449080698358/

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

    Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Читайте также:  Образ и характеристика вулича в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

    Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания.

Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора.

Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна. 

    Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». 

    Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии.

Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно.

Важно

Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

    Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так: 

    Ученье – вот чума, ученость – вот причина, 

    Что нынче пуще, чем тогда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений. 

    Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

    И впрямь с ума сойдешь от этих,

    От одних, от пансионов, школ, лицеев…

    На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами.

Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны.

Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага. 

    В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду: 

    Москва и Петербург – во всей России то,

    Что человек из города Бордо,
    Лишь рот открыл, имеет счастье,
    Во всех княжён вселять участье…

    Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин. 

    Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/griboedov-a-s/2929-analiz-epizoda-bal-v-dome-famusova-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» входит в сокровищницу русской классической литературы. Это произведение было написано в начале 19 века и затронуло очень важные проблемы того времени. Чацкий, главный герой комедии, представляет «новое время». Он противостоит Фамусову и всему «московскому обществу».

Герой открыто выражает свои мысли, всем своим видом показывает презрение к порядкам Фамусова. Поэтому неудивительно, что Александр Андреевич – нежеланный гость в доме Павла Афанасьевича. Сцена бала – «главное» место пьесы. Именно на балу открываются их истинные лица героев.

Именно здесь автор создает обобщенный портрет «московского общества». Все здесь уважают старуху Хлестову. Чувствуя свою власть, пожилая женщина превращается просто в монстра. Она считает, что может обидеть любого человека, в глаза высказать ему все, что думает. Вокруг Хлестовой вьется толпа «почитателей».

Совет

Первое место среди них занимает Молчалин. Он только и ждет, чтобы погладить собачку Хлестовой или преданно заглянуть ей в глаза. Бабушка и внучка Хрюмины тоже стараются улыбаться Хлестовой. Но за ее спиной они говорят о старухе всякие гадости.

Многодетные Тугоуховские, мечтающие только об одном: выгодно выдать дочерей замуж… Наталья Дмитриевна Горич, командующая своим беспомощным мужем… Мошенник Загорецкий, которого все терпеть не могут, но принимают в своем доме… На первый взгляд, портрет «фамусовского общества» смешон.

Но на самом деле становится страшно от этих людей, похожих на «мертвецов». Они носят маски, произносят пустые слова и мыслят чужими взглядами. Гости Фамусова во главе с хозяином дома символизируют моральное и нравственное уродство. И вот в такой мир попадает другой человек.

Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение. На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо». Почему? Только из-за того, что он иностранец. У героя это вызвало волну возмущения: Москва и Петербург – во всей России то, Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье,

Во всех княжён вселять участье… Герой борется за все русское в родной стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились Россией, говорили на русском языке. Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими.

Он всей своей душой не принимает рабства и борется за отмену крепостного права. В сцене бала Чацкий разоблачает и Фамусова, и Молчалина, и Скалозуба. Разоблачает он и Софью. Вернее, героиня сама раскрывает себя, пустив слух о сумасшествии Чацкого.

Тем самым героиня окончательно примыкает к «фамусовской Москве». Вся старая Москва с удовольствием подхватывает известие о сумасшествии Чацкого. В Александре Андреевиче гости видят серьезную угрозу себе и своей спокойной жизни.

Причину безумия героя «московское общество» видит в его учености. Фамусов уверен, что он первым заметил признаки сумасшествия в Чацком:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем тогда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Старуха Хлестова поддерживает его: И впрямь с ума сойдешь от этих, От одних, от пансионов, школ, лицеев… Гости плотным кольцом ненависти смыкаются вокруг Чацкого. И герой чувствует это. Мне кажется, уже тогда он решает уехать из Москвы.

Бросается в глаза одиночество героя, его непохожесть на всех остальных.

Но Чацкий одинок лишь в Москве. Из комедии мы узнаем, что в России у него есть единомышленники. Поэтому можно сказать, что комедия Грибоедова оптимистична. Мы понимаем, что победа чацких не за горами. Новая жизнь «наступает» на Москву.

Обратите внимание

Это закон, который не может предотвратить ни Фамусов, ни все «московское общество».

Источник: https://myessay.ru/2014-11-27-17-18-17/79—-q—q-/8224————l—r.html

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от ума»

1Грибоедов сочинение  Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» комедии Грибоедова «Горе от ума».    Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных произведений русской литературы. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества — эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

   Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим .  Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог — дочерью хозяина. Его ни кто не ждет.

Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молчалиным. Чацкий возмущен. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет.  Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов.

Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие — все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.       Гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей.

Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга.

Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим.  Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал «под каблук» своей жены.

Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий.

Важно

И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.

  И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: «Я от него было и двери на запор; да мастер услужить».   Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм.

Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.  Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них.

Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.  Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:  Из огня тот выйдет невредим,  Кто с вами день пробыть успеет,  Подышит воздухом одним 

И в нем рассудок уцелеет. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею «лишних» людей.

2) Сцена бала занимает важное место в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В ней происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов.

Сцена бала в комедии  подготавливается заранее. С точки  зрения идейного конфликта пьесы развитие действия предвосхищается монологами Чацкого и Фамусова, в которых противопоставляются идеалы и идейные убеждения «века нынешнего» и «века минувшего», выявляется неприятие обществом идей и мыслей Чацкого — представителя передовой дворянской молодежи 10-20-х годов XIX столетия.

Читайте также:  Проблема чести и долга в романе пушкина капитанская дочка сочинение

Большое значение имеют  картины и явления, предшествующие балу. Стремясь добиться у Софьи  признания в начале третьего действия комедии, Чацкий сам подает ей повод для насмешек: 

Я сам? не правда ли смешон?

Говоря о любви, которую он испытывает к Софье, герой  отождествляет ее с безумием:

От сумасшествия могу я остеречься… 

Совет

Реакция Софьи на эту реплику Чацкого и послужила  основой для сплетни, столь быстро разнесшейся на танцевальном вечере у Фамусова: 

Вот нехотя с ума  свела!

Сцена бала — это  типичная картина московских нравов того времени, так называемая «галерея типов» фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя типичных представителей этого общества, разыгрывает свою маленькую комедию с полной обрисовкой характеров.

Первой приезжает  чета Горичей. Муж, Платон Михайлович, — старый друг и сослуживец Чацкого. В молодые годы он был веселым, подвижным и живым человеком, а теперь, по словам Чацкого, он «спокоен и ленив», им забыты «шум лагерный, товарищи и братья».

Думается, что Наталья  Дмитриевна до замужества также хорошо знала Чацкого. Об этом можно судить по ее первой реакции при встрече с героем:

Не ошибаюсь ли!., он точно, по лицу…

Ах! Александр Андреич, вы ли? 

Наталья Дмитриевна — яркий пример воплощения женской  власти. Своими заботами о здоровье «нездорового» мужа она убила  в Платоне Михайловиче ту живость, которая была присуща ему в  молодости, сделав из него безвольного  человека. Наталья Дмитриевна полностью  подчинила себе мужа своими постоянными замечаниями, ложными волнениями о его здоровье:

Ах! Мой дружочек!

Здесь так свежо, что мочи нет,

Ты распахнулся  весь и расстегнул жилет.

Показательна фраза  Натальи Дмитриевны: «Мой муж — прелестный муж», — построена по тому же принципу, что и фраза Молчалива: «Ваш шпиц — прелестный шпиц».

Это свидетельствует  о том, что роль мужа в семейной жизни сведена до уровня игрушки, забавы в руках жены.

Да и сам  Платон Михайлович считает семейную жизнь скукой, так как уже несколько  лет «твердит дуэт а-мольный» в одиночестве, замечая при этом, что теперь он «не то».

Обратите внимание

Вслед за Горичами появляется семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью дочерьми. Шесть княжон вместе с графиней-внучкой представляют, по словам Гончарова, «контингент невест» того времени.

Их поведение полностью соответствует тому, как описывает Фамусов московских барышень в монологе «Вкус, батюшка, отменная манера…

»: княжны умеют «принарядиться» «тафтицей, бархатцем и дымкой», все их разговоры сводятся к разговорам о нарядах:

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!

Какой эшарп cousin мне подарил!

Поведение гостей на балу в доме Фамусова подтверждает тот факт,

что определяющими  в обществе являются чин и деньги. Княгиня Тугоуховская уже было отправила мужа к Чацкому посватать дочерей, но, узнав, что молодой человек небогат и нигде не служит, стала звать князя обратно.

В комедии Грибоедов  использует такой традиционный прием  для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Ярким примером тому может служить князь Тугоуховский, который считает глухоту единственным недостатком.

Он сам плохо слышит и вынужден все переспрашивать по несколько раз, приставив к уху слуховую трубку. Он, как и Платон Михайлович, находится в полном подчинении у жены.

Его роль в семье настолько незначительна, что в течение всего бала он не произносит никаких слов, кроме междометий «И-хм!», «О-хм!», «У-хм!» и т. д.

Старуха Хдестова, пережиток екатерининского века, ярая крепостница, своеобразный «Фамусов в юбке», уверенно держится в обществе, смело высказывает свои суждения, зная, что ей никто не смеет возражать. Она всеми силами старается защищать «.прошедшего житья подлейшие черты», выступая против образования и всего нового, что может изменить установившийся порядок.

Персонаж, без которого галерея типов фамусовской Москвы, представленная на балу у Фамусова, была бы неполной, — это Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут». Все знают об этом, но тем не менее его всюду принимают, так как «мастер услужить». Он учтиво предлагает Софье билет на спектакль, поддакивает всем, во всем соглашается с окружающими.

Важно

Чацкий умудряется вызвать неприязнь и раздражение  у всех гостей, присутствующих на балу, своими едкими замечаниями и резкими  высказываниями в адрес членов фамусовского общества, чем приближает кульминацию и развязку общественного конфликта, столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим».

Так, он успевает наговорить колкостей графине-внучке, сидящей  «в девках целый век».

Согласие, единство, сплоченность — важная характеристика московского общества.. Это единство проявляется и в том, как это общество восприняло Чацкого и его речи. Столь же единодушна была фамусовская Москва и в распространении сплетни о сумасшествии главного героя, в том, как быстро эта сплетня разнеслась благодаря господам П. и N.. не имеющим даже полного имени.

Сплетня объединила всех героев комедии. Слух о сумасшествии Чацкого явился для фамусовского мира единственным оружием против смелых речей Чацкого, единственным выходом из создавшейся ситуации. Московский «свет» таким образом выразил свое отношение к поведению героя, расценив его как социальное безумие. Фамусов — идеолог этого общества — говорит:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось  людей, и дел, и мнений. 

По тому, как быстро распространилась сплетня, можно судить о характерах людей, населяющих это общество. Сам Чацкий, услышав разговор Хлестовой и Репетилова, узнает о сути разносимой сплетни. Он даже дает оценку так называемому «механизму» ее распространения:

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу  бьют… 

Софья, пустившая  слух, не видит в этом ничего предосудительного:

Хочу — люблю, хочу — скажу.

Молчалив к сплетням относится негативно:

Ах! Злые языки страшнее пистолета. 

Маленький чиновник знает, что сплетня может в  один миг уничтожить человека или же помочь сделать карьеру.

Сплетня служит средством  раскрытия характеров не только главных  персонажей, но и второстепенных. Так, Платон Михайлович сначала не верит  тому, что Чацкий «сошел с ума», но вынужден признать это, когда узнает, что так думают все.

Загорецкий уводит разговор, связанный со сплетней, в сторону немыслимых предположений. Он говорит о том, чего не могло быть: 

Его в безумные упрятал  дядя-плут…

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили…

Совет

Старуха Хлестова согласна с Фамусовым и считает, что можно сойти с ума от «пансионов, школ, лицеев», выступая тем самым против образования, видя в нем причину распространения свободомыслия. Дойдя до графини-бабушки, сплетня приобретает уже форму гротеска: 

Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?..

Итак, сплетня объединила общественный и любовный конфликты. А финал для самого Чацкого  трагичен. Ему было тяжело узнать, что  слух о его сумасшествии был пущен  Софьей, в которую он влюблен.

Общественный конфликт достигает кульминации в монологе Чацкого о французике из Бордо  «В той комнате незначащая встреча». Все гости отвернулись от героя  и не обращают на него ни малейшего  внимания: «все в вальсе кружатся с  величайшим усердием… Старики разбрелись к карточным столам». Герой одинок среди толпы людей.

Итак, сцена бала играет важную роль в комедии «Горе  от ума» Грибоедова. Здесь происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. Сцена бала приближает и развязку. Кроме того, на балу перед зрителем проходит галерея типов московского барства первой четверти XIX века.

3) В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей старым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего».

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех есть общая черта: крепостнические  взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие.

До приезда гостей в  доме Фамусова появляется самый желанный гость для хозяина — Скалозуб. Этот типичный солдафон, которого можно назвать слепым исполнителем, думает только о военной карьере. Он, как и Фамусов, является убежденным сторонником старых порядков.

Повод для приезда на бал  — найти богатую невесту. Фамусов  видит Скалозуба достойным его  дочери Софьи, потому что он — «и золотой мешок, и метит в генералы».

Обратите внимание

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до его женитьбы — они были товарищами по службе.

Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под « каблук», стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой».

Наталья Дмитриевна не дает мужу даже «рта открыть», Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: «Теперь, брат, я не тот».

На бал приезжает и  семейство Тугоуховских.

Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек, помыкает старым князем, едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, посылает своего мужа пригласить потенциального жениха к себе.

Но, как только она понимает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, то что есть мочи кричит: «Князь, князь! Назад!». В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

— Тот и жених.

На балу появляются графини  Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее. Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано.

Она говорит: «Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!». Ее злит, что здесь она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж. Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к «модным лавкам».

Высокомерие Хрюминой-внучки возмущает Чацкого:

Несчастные! Должны ль упреки несть от подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть  оригиналы спискам!

Источник: http://referat911.ru/Literatura/analiz-jepizoda-bal-v-dome/97632-1878276-place1.html

Содержание

УРОК 28

^

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ

Но всех в гостиной занимаетТакой бессвязный, пошлый вздор,Все в них так бледно, равнодушно;Они клевещут даже скучно…

А.С. Пушкин

^
I. Слово учителя.Сегодня, анализируя одну из центральных сцен комедии — бал в доме Фамусова, — мы сразу будем систематизировать материал в виде основных тезисов. Результатом нашего урока станет обучающее сочинение. Для более эффективной работы предлагается консультация.(Раздать ученикам заранее подготовленный материал «Консультация. Как писать сочинение-анализ эпизода».)КОНСУЛЬТАЦИЯ

^

Анализ эпизода — разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи — в последнее время является одной из предлагаемых тем выпускного сочинения в 11 классе. Кроме того, элементы анализа эпизода — обязательная составная часть любого школьного сочинения.

Эпизод — основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения.

Важно

Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану:

^

ПланI. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).II. Основные герои.1.

Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?а) Способы создания образа.б) Художественные особенности языка, их значение.III.

Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

^

ПРОСТОЙ ПЛАНI. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова?II. Вечер в доме Фамусова.1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).3. Дерзкий смех Чацкого.4. Слух о сумасшествии.5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.6. Одиночество Чацкого.III. Поединок благородства и низости.

^

I. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова?II. «Мильон терзаний…»1. «С такими чувствами, с такой душой — любим!»2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»3. «Завистлив, горд и зол!»4. «С ума сошел!»5. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…»6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…»III. Поединок благородства и низости.Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:— поступки;— взаимные характеристики героев; самохарактеристика;— взаимоотношения с другими персонажами;— речь;— ремарки (манера поведения);— «говорящие» фамилии.II. Постановка проблемы.

^ 1

Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.

Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.

Читайте также:  Анализ повести портрет гоголя сочинение

Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»? (В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.

)Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.

^

Слово учителяЭпиграф — это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).Рассмотрим трагедийный аспект темы (опыт показывает, что именно ему отдают предпочтение ученики).Прочитаем эпиграф к уроку.Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа (!), но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.

IV. Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом (основные тезисы учащиеся записывают в тетради):

I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова? Сообщение ученика (индивидуальное задание 1).II. Вечер в доме Фамусова.1. Предчувствие разрыва.Как связаны 1—3 явления с общественным конфликтом комедии? Сообщение ученика (индивидуальное задание 2).2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).(В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто.)Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен.а) Портретные зарисовки гостей Фамусова — сообщение ученика (индивидуальное задание 3).б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество? (Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!). Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София — хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба — вероятного жениха Софии — своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка — злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!). Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова — он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек.)3. Дерзкий смех Чацкого.а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова? (Сообщение ученика (индивидуальное задание)).б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах? (В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения».)4. Слух о сумасшествии.а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова?б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого? Сообщение ученика (индивидуальное задание 5).В хорошо подготовленном классе (если позволяет время) можно рассмотреть психологию развития сплетни в комедии.

^ 1

Совет

А.С. Грибоедов очень тонко и последовательно выстраивает психологический и социальный механизм сплетни — ее зарождение, распространение и претворение в очернительную ложь.Вернемся к Софии и господину N, который подходит к ней в момент, наиболее благоприятный для создания интриги против Чацкого. Господин N умело и точно выводит Софию на разговор о Чацком.

Он не столько спрашивает (это было бы неуместно и подозрительно), сколько констатирует:Г о с п о д и н N: Вы в размышленье.С о ф и я: Об Чацком.На вопрос господина N: «Как его нашли по возвращеньи?» Софья, не задумываясь, отвечает: «Он не в своем уме».

И здесь начинается тонкая игра — словами, паузами, взглядами — между участниками диалога; игра, которая свидетельствует, кроме прочего, о художественно-смысловой выстроенности этой вроде бы ничем не примечательной болтовни двух светских знакомых.Господин N уточняет: «Ужли с ума сошел?» София понимает, куда ведут подобные уточнения.

Одно дело житейски безобидное и неопределенное «не в своем уме», применимое чуть ли не ко всякому, и совсем другое дело, когда имеется в виду сумасшествие как болезнь, как душевный недуг. Она медлит с ответом (авторская ремарка — «помолчавши») и отвечает уклончиво: «Не то, чтобы совсем…» — Грибоедов сознательно строит ответ Софии не только неопределенным, но и незавершенным.

Отточие в конце реплики словно приглашает к продолжению разговора, разрешает его, протягивает ниточку для увязывания предыдущего уточнения с последующим, более смелым и конкретным. Оно не замедлило явиться: «Однако есть приметы?»Этот момент, по сути дела, кульминационный в произведении.Ответ Софии станет началом конца Чацкого.

С молниеносной быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей.

И все они, люди разных возрастов и характеров, добрые и злые, знающие Чацкого хорошо или только понаслышке,— все эти люди, отмеченные идейным, социальным признаком — принадлежностью к «веку минувшему», — объединятся этим слухом, ибо для них всех Чацкий одинаково опасен.Но пока ответа Софии нет. Она по-прежнему в нерешительности, хотя понимает, что дальше тянуть нельзя.

Грибоедов с удивительной психологической проникновенностью передает состояние Софии в этот момент. Авторская ремарка, предваряющая ответ Софии, — «смотрит на него пристально». В пристальном взгляде Софии, устремленном на собеседника, — желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают.

Обратите внимание

Наконец София решается: «Мне кажется».Соучастники недоброго дела обмениваются лицемерными сожалениями по поводу ими же выдуманного несчастья… Так зарождается сплетня о Чацком. Точнее говоря, это еще не сплетня. Пока это заведомая ложь, принадлежащая Софии. Но ложь уже отдана в другие руки с молчаливым наказом передать дальше.

А ложь, пущенная по кругу, теряет авторство и становится сплетней — оружием, которым владеют все и никто в отдельности. Слух, сплетня, равно как и анонимный донос, используемые как оружие в борьбе, обладают одним общим свойством — безымянность!..Являясь источником сплетни, София в то же время понимает, что на нее не падет тень подозрения.

И дело здесь не только в уклончивости ответа, но и в уверенности, что ее не подведет партнер по заговору.И она не ошибается в своих расчетах. Отойдя от Софии и тут же встретившись со своим безымянным «коллегой» (логика распространения клеветы точна и безукоризненна), господин N сообщает ему новость, не упоминал имени Софии: «Не я сказал, другие говорят».

«Другие» — это уже классическая терминология сплетни. И дальше все пойдет, как по накатанной колее. Господин N отправляется выяснить «истину»: «Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает…»Совершенно естественно, что следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого «переносить» — дело привычное и, судя по всему, увлекательное.

Вопрос господина N: «Ты знаешь ли об Чацком?» — он встречает нетерпеливым, подхлестывающим: «Ну?» И когда господин N не просто сообщает, но восклицает: «С ума сошел!» — Загорецкий с какой-то бесовской лихостью тут же подхватывает весть, на ходу укрупняя ее, наделяя прошлым («помню»), утверждая в настоящем («знаю»), придавал пугающую всеохватность («слышал») и расцвечивая леденящими душу подробностями…Начинал с Загорецкого, сплетня становится легальной и политически «озвученной». За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания круга «своих людей», спаянного враждебным отношением к Чацкому.в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого? (Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.)г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? (В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.)д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается? Сообщение ученика (индивидуальное задание 6).5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.а) Как дальше развивается общественное мнение? (Мнение о сумасшествии Чацкого единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления». Послушаем их версии.)б) Чтение по ролям сцены 21 явления со слов Загорецкого «Безумный по всему».

^

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.Спор гостей — важная сцена в пьесе.

При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..Раздражение против Чацкого возрастает.

И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений, — восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего».

У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх.

Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» — это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла.

Важно

Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены.

Вот это уже поистине трагедия!в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии? (Горе от ума»— так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение (наизусть) монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…».б) В чем смысл этого монолога? (Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества…

Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время — еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он». Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе — сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.)

V. Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему

^ 1. Обработав собранный материал, написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».2. Прочитать IV действие комедии.

Источник: http://lit-yaz.ru/literatura/85803/index.html?page=11

Ссылка на основную публикацию