Сочинение большов в пьесе свои люди — сочтемся! островского

Сочинение Большов в пьесе Свои люди — сочтемся! Островского

Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал. Но, позднее у него вышло выбиться в люди в определенной среде, причем его начали уважать.

Пришел он к этому не с помощью саморазвития, развития своего дела или каких-то умственных способностей.  Как и многие другие, Большов просто попал в нужное время и понял главное, что нужно делать деньги, пока это можно.

Большов стал богат, но его внутренний мир и умственные способности значительно отстают от финансового благополучия. Он словно не образованный дикарь, который имеет какие-то амбиции и стремления в жизни.

Но, от этого только смешно, ведь многие его поступки и речи вызывают смех.

Обратите внимание

Все свои победы и богатство, Большов приписывает как лично свои заслуги. Если человек от него в чем-то зависит, в данном случае это его семья, то эти люди не имеют своего слова.

Большов считает, что нужно сделать так, значит это, касается всех. Б.

вырос в окружении людей, которые могли его попрекнуть в чем-то или унизить, но теперь он богат и по своему мнению у него есть власть, поэтому упрекать или унижать теперь может он. Б. делает это с огромным удовольствием.

Большов считает, что находится на пике и поэтому все дела передал своему главному приказчику, а сам только считает денежки. Но, Б. теряет в себе уверенность, он хочет всех обмануть и объявить ложное банкротство.

На такой шаг Большов идет из-за того, что очень боится. Он думает, что сами же должники его обманут. По плану Б. у него есть шанс  сразу заработать очень много и уже не заниматься торговлей, вообще ничем не заниматься, денег хватит.

Даже своему приказчику он говорит, что настало время отдыха.

Большой владеет очень скромным складом ума, в чем-то он даже безумен, если считает, что данная афера это словно рок, конец и даже воля бога. В этой ситуации Б. ищет возможность опоры близкого человека.

Он и его приказчик ведут подготовку очень грубой аферы при этом, оправдывая в чем-то себя, пытаются скрыть этот обман за словами любви. Данная афера для Большова обозначает только одно – банкротство.

← Образ Любима Торцова и его характеристика ← Кудряш в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз и характеристика Мити в поэме Бедность не порок → Образ Коршунова в комедии Бедность не порок →

  • Сочинение на тему Мобильный телефонСейчас невозможно представить свою жизнь без мобильного телефона, он есть буквально у всех. Это и неудивительно, ведь благодаря ему всегда можно оставаться на связи с близкими в любой точке земного шара
  • Сочинение Лирика Николая РубцоваЛирика Николая Рубцова неразрывно связана с Россией, с родиной. Рано оставшись сиротой, он тонко воспринимал жизнь. Его сложная, полная драматизма
  • Сочинение Пелагея Егоровна в комедии Бедность не порок (характеристика образ)По замыслу Островского Пелагея Егоровна является простой русской женщиной. Она полно доброты и мудрости. Привыкла женщина жить скромно, по старине. У Пелагеи Петровны есть супруг – Гордей Торцов
  • Рецензия на книгу Бедная Лиза Карамзина 9 классКарамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении
  • Анализ романа Достоевского ИдиотРоман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/bolshov-v-pese-svoi-lyudi-sochtemsya

Образ и характеристика Большова в пьесе Свои люди — сочтемся!

В пьесе А.Н. Островский рисует один из отрицательных образов русского купеческого мира девятнадцатого века.

Большов – один из «новых людей», поднявшийся из низов и разбогатевший, используя не самые честные способы. Став состоятельным человеком, купец продолжает жить по принципу использования прав сильного. По ходу пьесы Большов замышляет фиктивное банкротство, стремясь отдать кредиторам меньше, чем у него есть фактически.

Драматург демонстрирует отрицательный образ предпринимателя в большей степени через его отношение с более слабыми, подвластными людьми. В данном произведении сначала в этой роли выступает его дочь Липочка. Большов не считается с желаниями и чувствами девушки, прямо заявляя, что выдаст ее замуж за кого пожелает.

Важно

Однако приказчик Большова Подхалюзин тоже из «новых людей». Он оказывается более ловким, чем его хозяин.

Договорившись, что деньги и лавка купца будут переписаны на Подхалюзина, купив обещаниями щедрого вознаграждения стряпчего Рисоположенского и сваху, добивается женитьбы на Липочке.

В итоге тесть получает гораздо меньше обещанного при сговоре, как и юрист со свахой. Дочь Большова также поддерживает мужа, который согласен тратить на ее прихоти и развлечения гораздо больше, чем отец.

 Старый купец попадается в собственную же ловушку. Он оказался человеком более традиционного склада. Деловой горизонт Большова значительно уже, чем у молодых. Купец, выбившийся в люди раньше, еще до бурного расцвета русского капитализм, мыслит другими категориями.

Он может обсчитывать клиентов, не отдать только часть долга (от десятой части до четверти он собирался все же вернуть). Однако в его мире все же есть какие-то принципы и незыблемые правила. Старый купец не допускает всерьез мысли, что родственников можно обманывать на большие суммы и оставлять без ничего. Именно эта его мысль и дала название произведению.

Безусловно, Большов не совершил бы достаточно серьезного проступка в делах, не только, например, не убил бы ради прибыли или наследства.

Однако новый мир довел его мораль до предела и дочь с новоиспеченным зятем способны на большее, они более цинично и последовательно исповедуют принципы Большова.

Здесь уже он становится беззащитен и рано или поздно будет обманут, если не родственниками, как произошло в пьесе, то деловыми партнерами.

 После чего неумелому мошеннику и мнимому банкроту остаются лишь жалкие восклицания о том, как он обманут.

Сочинение на тему Большов

В пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» одним из главных персонажей является купец Большов. Автор произведения считается непревзойдённым мастером речевой характеристики. Это значит, что его герои никогда и ничего не говорят просто так — каждая фраза того или иного персонажа отображает какое-то качество характера.

А.Н. Островский показывает отрицательный образ Большова в частности через его отношение с подвластными ему людьми. Изначально роли «жертвы» выступает дочь Большова Липочка. Купца абсолютно не интересует, чего она желает. Он, не терпя сопротивления, заявляет, что выдаст ее замуж за кого захочет он сам.

В образе купца Островский явно описывает один из отрицательных образов современного ему мира. Большов — эгоистичный человек, самодур и тиран. К тому же, он подл и хитёр. Подхалюзин, также персонаж пьесы, так отзывается о Большове: «…коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!» И этим сказано очень многое.

Совет

Однако вскоре выясняется, что Большов не такой умный и хитрый, каким себя полагает. Он сам был обведён Подхалюзиным вокруг пальца при попытке провернуть, как ему казалось, хитроумную аферу — объявить себя банкротом и отказаться по этой самой причине от выплаты большей части своих долгов, – а в итоге остался ни с чем.

Старый купец попадается в собственноручно расставленную ловушку. Он оказывается человеком довольно традиционного склада ума, в отличие от Подхалюзина и Рисположенского, которые без особого труда его обманули. Как бы то ни было, а у него всё же есть какие-то свои правила, устоявшиеся и совершенно незыблемые.

Судя по всему, он до последнего не верил, что какого-никакого, а всё же близкого и даже родного человека никак нельзя оставить совсем без гроша в кармане. Именно в этом состоит смысл названия пьесы «Свои люди – сочтёмся». Близкие люди всегда должны помогать друг другу.

Но в данном случае Островский лишь высмеивает такие «родственные» связи.

В общем и целом, образ Большова, как водится, весьма противоречив. В конце концов, обманутого и брошенного купца даже становится жалко, хоть он и получил по заслугам. Всю жизнь обманывал – и вот, наконец, был обманут сам.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/obraz-i-harakteristika-bolshova-v-pese-svoi-lyudi-sochtemsya

Сочинение на тему пьесы «Свои люди — сочтемся!»

Это одна из первых комедий А.Н.Островского «Банкрут»,  или «Свои люди – сочтемся!», была написана в 1849 году.  Она сразу же была замечена читающей публикой и принесла заслуженную славу автору.  440  литература  Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо  знакомых драматургу юридической практики и купеческого быта.

Обман здесь начинается с малого – с умения  приказчика материю потуже затянуть или «шмыгнуть»  через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося покупателя; продолжается крупной и рискованной аферой  купца Самсона Силыча Вольтова, а завершается тем, что  более молодой и ловкий подлец приказчик Лазарь Елизарович Подхалюзин обводит вокруг пальца своего хозяина – старого плута и пройдоху.

Вся эта жизнь основана на  механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут  тебя – вот что сумел показать Островский.  Купец Большое объявляет о том, что он стал банкротом. В действительности это один из ходов в коммерческой  игре, с помощью которого он намерен «закрыть» расчеты  с кредиторами, уклониться от уплаты долгов.

Все свое  состояние Большое переводит на имя «верного человека» – приказчика Подхалюзина. Этот оборотистый слуга  под стать своему хозяину: руководствуясь не одними романтическими чувствами, женится на дочери Самсона Силыча Липочке, а затем присваивает имущество тестя. Большов отправляется в долговую тюрьму. Его можно было  спасти.

Для этого достаточно вернуть кредиторам хотя бы  небольшую часть долгов.

Но Подхалюзин и Липочка еще  во время помолвки решили, что старики «почудили на  своем веку, теперь нам пора». И долги Самсона Силыча  остаются неоплаченными… 

Разгадка этого сюжета – в привычной психологии  самодурства. Большов вообще-то признает моральные законы и правила, но только не для себя; его мораль действует лишь в одну сторону. Для всех – мораль, а для него –  выгода.

Обратите внимание

Большов принадлежит к старой породе московского купечества: он груб, прямолинеен и простоват. Все в  доме – от жены Аграфены Кондратьевны и до мальчика  Тишки – дрожат при его появлении, и ощущение этой  беспредельной власти над домашними согревает душу Самсона Силыча.

Он не имеет повода усомниться в том, что  безгласная родня и челядь слепо покорны ему.

Рекомендуем почитать ►

Структурное Тестирование

Большов  думает, что весь мир делится на чужих, которых грешно не  обманывать, и своих, которым самой природой определено  подчиняться его воле и пребывать в домашнем рабстве. Он  не может допустить и мысли, чтобы свои люди что-либо  замышляли против него или оказались непослушными. 

Большов готов обмануть всех кругом, но проявляет неожиданную доверчивость к Подхалюзину – и на этом проигрывает все.

Но еще более подводит Самсона Силыча то,  что, казалось бы, является источником его силы, – его  самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и  страха для «своих», к числу которых он вправе отнести  воспитанного с малолетства в доме Подхалюзина.

Но Под-  халюзин обманывает своего благодетеля нагло, цинично,  проявляя беззастенчивость дельца, нарождающегося нового предпринимателя, перед которым сам Большов может  показаться наивным простаком.  Островский как бы разворачивает тему самодурства во  времени, следя за диковинными изменениями.

Самодурство показано не только как плод дикости, невежества, но и  как вымещаемое подневольным человеком прежнее его  ничтожество. То, что когда-то Самсон Силыч на Балчуге  голицами торговал, то, что добрые люди его Самсонкою  звали и подзатыльниками кормили, он никогда не забудет  и не простит.

Теперь он измывается над домашними как  бы в счет своих прежних унижений. А едва только власть  в доме переходит к Подхалюзину, как этот тишайший  приказчик, твердивший только «не могу знать-с» и «как  вам угодно», становится холоден, самовластен и нагл.  Сатиру Островского неизменно привлекала среда  полуобразованности, отечественные «мещане во дворянстве».

За вершками внешней просвещенности, заемными  словечками и манерами, часто еще карикатурно искаженными (все эти «антриган», «антересен», «проминаж», «уму  непостижимо»), таилась та же грубость понятий, душевная  неразвитость.

Автор открыл комический эффект мещанской полукультуры: снов и примет, эстетики «жестокого  романса», особых обрядов знакомства и ухаживания – со  своими обиняками, подходцами, любимыми разговорами  о том, «что вам лучше нравится – зима или лето» или «что  лучше — мужчина или женщина».

Источник: http://www.getsoch.net/sochinenie-na-temu-pesy-svoi-lyudi-sochtemsya/

Островский “Свои люди – сочтемся!” сочинение

Александр Николаевич Островский – один из самых выдающихся русских драматургов. Он получил высшее юридическое образование. Какое-то время писатель работал в Московском коммерческом суде. Жизненный опыт, накопленный при работе, он заложил в основу своего будущего творчества.

Одним из первых произведений, созданных автором, стала пьеса “Свои люди – сочтемся!” . Первоначально название пьесы носило другое название – “Банкрот”. Долгое время пьеса не могла добиться успеха. Так как после опубликования ее в 1850 году, она была запрещена к постановке на сцене театров. Стоит отметить также, что сам Островский оказался под надзором полиции.

Многие современники отнесли пьесу к жанру трагедии, хотя сам Островский назвал свое творение комедией.

Первая пьеса демонстрирует зрителю и читателю те чертыпоэтики, которые присущи всем будущим произведениям драматурга. Здесь идет сосредоточение мысли на проблемах нравственного характера.

Именно эта проблема помогает по-новому взглянуть на социальную сторону жизни. Она также ведет к пониманию семейно-бытовой проблематики.

Пьеса сочетает в себе довольно сложную структуру композиции. Она напоминает и очерк, где описывается быт людей, и интригу, которая держит читателя в напряжении на протяжении всего произведения.

Экспозиция произведения достаточно замедлена. Такая структура помогает автору передать довольно жесткий нрав семьи купца Большова.

Совет

Множество сцен помогают читателю понять мир семьи купца, который отражает большинство процессов, происходящих в обществе в то время.

Сюжет произведения вбирает в себя один из самых распространенных сюжетов того времени. Случаи мошенничества в среде купцов волнуют общественность. Герой пьесы – Самсон Большов – берет в долг деньги у своих друзей купцов.

Однако когда приходит время возвращать долг, купец делать этого не хочет. Герой не знает, что делать в данной ситуации. Он объявляет всем о том, что он стал банкротом. Фамилия героя говорящая – Большов.

Из этого следует то, что он имеет большое состояние, которое он передает на счет приказчика Лазаря Подхалюзина. Для того, чтобы укрепить часть сделки, купец отдает приказчику свою дочь. Герой отправляется в тюрьму, по случаю долга.

Он искренне принимает на веру то, что Лазарь сможет внести за него необходимые деньги, которые он передал ему. Однако этого не случается. Подхалюзин и дочь купца не вносят никаких денег.

В комедии Островского описана война каждого против каждого. Драматург смог раскрыть сложившиеся рамки конфликта отцов и детей. Автор рисует в произведении истинное лицо купечества. В начале пьесы ни один герой не может вызвать у читателя положительных эмоций.

Однако, по сюжету пьесы, старшее поколение вызывает большую симпатию, в отличие от поколения младшего. Большов идет на преступление ради собственной дочери, он уверен, что дочь станет поддерживать его. К сожалению, жизнь преподносит ему жестокие уроки.

Липочка – дочь купца – представлена в пьесе в нелепом свете. Можно вспомнить тот эпизод, где она разговаривает со свахой об эмансипации и равноправии. Однако она даже не понимает значения этих слов. Для нее образованность – дань моде.

Обратите внимание

Драматург в комедии создает столкновение двух поколений, показывая их пошлость. Симпатия читателя все равно оказывается на стороне более старого поколения. Именно Большов верит в родственные узы. Он считает, что родные никогда не стали бы предавать друг друга.

Прозрение героя происходит именно в том момент, когда его дочь отказывается выплачивать его долги. Она начинает упрекать отца в том, что она, прожив 20 лет, не смогла увидеть мир. Теперь она хочет пожить для себя, на деньги отца.

Таким образом, драматург показывает целый мир бездушных людей. Конфликт отцов и детей остро виден на протяжении всей пьесы. Дети оставляют своих отцов. А отцы, в свою очередь, живут обманом.

Источник: http://schoolessay.ru/ostrovskij-svoi-lyudi-sochtemsya-sochinenie/

Нравы купеческой среды в комедии А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!»

Сочинения › Островский А.Н. › Свои люди — сочтемся

Готовые Домашние Задания

Пьеса «Свои люди — сочтемся», над которой А.Н. Островский работал с 1846 по 1849 год, стала дебютом молодого драматурга. Первоначальное название произведения — «Банкрут» — дает представление о сюжете пьесы. Ее главный герой, прожженный купец Большов, задумывает и осуществляет необычную аферу. Он объявляет себя бакротом, хотя таковым на самом деле не является.

Благодаря этому обману Большов рассчитывает еще больше разбогатеть. Но одному ему «несподручно», да и о состоянии его дел прекрасно осведомлен приказчик Подхалюзин.

Главный герой делает приказчика своим сообщником, но не учитывает одного – Подхалюзин еще больший мошенник, чем Большов.

В результате опытный купец, гроза всего города, «остается с большим носом» — Подхалюзин завладевает всем его состоянием, да еще женится на единственной дочери Липочке.

На мой взгляд, в этой комедии Островский во многом выступил как продолжатель традиций Н.В. Гоголя. Так, например, «манера» великого русского комедиографа чувствуется в характере конфликта произведения, в том, что здесь нет положительных героев (единственным таким «героем» может быть назван смех).

Но, в то же время, «Свои люди — сочтемся» — глубоко новаторское произведение. Это признавали все «литературные» современники Островского. В своей пьесе драматург использовал совершенно новый материал – он вывел на сцену купцов, показал быт и нравы их среды.

На мой взгляд, главное отличие «Своих людей — сочтемся» от пьес Гоголя заключается в роли комедийной интриги и отношении к ней действующих лиц.

В комедии Островского есть персонажи и целые сцены, которые не только не нужны для развития сюжета, а, наоборот, замедляют его. Однако эти сцены не менее важны для понимания произведения, чем интрига, основанная на мнимом банкротстве Большова.

Важно

Они необходимы для того, чтобы полнее обрисовать быт и нравы купечества, условия, в которых протекает основное действие.

Впервые Островский использует прием, повторяющийся практически во всех его пьесах, — развернутую замедленную экспозицию. Кроме того, некоторые персонажи произведения вводятся в пьесу вовсе не для того, чтобы как-то развить конфликт.

Эти «обстановочные лица» (например, сваха, Тишка) интересны сами по себе, как представители бытовой среды, нравов и обычаев: «У других-то хозяев коли уж мальчишка, так и живет в мальчиках — стало быть при лавке присутствует. А у нас то туда, то сюда, целый день шаркай по мостовой как угорелый».

Можно сказать, что эти герои дополняют изображение купеческого мира небольшими, но яркими, колоритными штрихами.

Таким образом, повседневное, обыденное интересует Островского- драматурга не меньше, чем нечто из ряда вон выходящее (афера Большова и Подхалюзина).

Так, разговоры жены и дочери Большова о нарядах и женихах, перебранка между ними, ворчание старой няньки прекрасно передают обычную атмосферу купеческой семьи, круг интересов и мечты этих людей: «Не вы учили — посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны»; «Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!»; «…все под страхом ходим; того и гляди, пьяный приедет. А уж какой благой-то, господи! Зародится же ведь эдакой озорник!» и т.д.

Важно, что речь персонажей становится здесь их емкой внутренней характеристикой, точным «зеркалом» быта и нравов.

Кроме того, нередко Островский как бы тормозит развитие событий, считая необходимым показать, о чем думали его персонажи, в какую словесную форму облекаются их размышления: «Вот беда-то! Вот она где беда-то пришла на нас! Что теперь елать-то? Ну, плохо дело! Не миновать теперь несостоятельным объявиться! Ну, положим, хозяину что-нибудь и останется, а я-то при чем буду?» (рассуждения Подхалюзина) и т.п. В этой пьесе, таким образом, впервые в русской драматургии, диалоги действующих лиц стали важным средством нравоописания.

Стоит отметить, что некоторые критики сочли широкое использование Островским бытовых подробностей нарушением законов сцены. Оправданием, по их мнению, могло служить лишь то, что начинающий драматург был первооткрывателем купеческого быта.

Но это «нарушение» впоследствии стало законом драматургии Островского: уже в первой своей комедии он соединил остроту интриги с многочисленными бытовыми подробностями.

Совет

Больше того, драматург не только не отказывался от этого принципа впоследствии, но и развивал, добиваясь максимального эстетического действия обоих слагаемых его пьесы — динамичного сюжета и статичных «разговорных» сцен.

Таким образом, пьеса А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!» — это обличительная комедия, первая сатира драматурга на нравы купеческой среды.

Драматург, впервые в русской литературе, показал жизнь Замоскворечья – быт и нравы московских купцов, их взгляды на жизнь, мечты и стремления.

Кроме того, первая пьеса Островского определила его творческую манеру, приемы и методы, с помощью которых он впоследствии создал такие драматургические шедевры, как «Гроза» и «Бесприданница».

Сочинения по теме:

  • Каким литературным приемом пользуется А.Н. Осторовский для раскрытия характера Липочки в комедии «Свои люди — сочтемся!»? сочинение

Источник: http://1soch.ru/ostrovskiy-an/svoi-ludi-sochtemsya/nravy-kupecheskoy-sredy-v-komedii

Краткое содержание пьесы Островского «Свои люди — сочтемся»

Краткое содержание «Свои люди — сочтемся» переносит нас в 1849 год, и знакомит с нравами того времени. После выхода пьесы Александра Островского «Свои люди – сочтемся», на автора обрушился шквал критики и немилость царя. Пьесу запретили к показу в театрах, по причине «гадкого» изображения всех персонажей.

В пьесе нет ни одного мало-мальски положительного героя, ни один из них не вызывает сочувствия либо уважения. Купечество изображается в неприглядном свете, и возникает мысль, что все купцы воры, все стряпчие мошенники и честных дельцов, вообще, не существует.

«Свои люди — сочтемся», краткое содержание пьесы по главам

Главные персонажи:

    купец – Самсон Силыч Большов; жена Самсона – Аграфена Кондратьевна; дочь купца – Олимпиада Самсоновна (Липочка); стряпчий – Рисположенский Сысой Псоич; приказчик – Подхалюзин Лазарь Елизырыч; сваха Устинья – Наумовна; ключница – Фоминишна;

    мальчик – прислужник Тишка.

1 глава
Липочка – девица 19 лет, мечтает о замужестве и непременно с военным. Золотые эполеты и звон сабли куда романтичней, чем необразованные и грубые купцы, с которыми общается её отец.

Сама Липочка считает себя образованной и благородной девушкой, несмотря на то, что её отец тоже купец, а мать и вовсе простолюдинка. Она неловко танцует и сетует, что совсем позабыла танцевальные «па», и, может, на балу оконфузиться перед офицерами. Липочка спорит с матерью, которой такие танцы кажутся греховными, и требует немедленно найти ей жениха.

Мать и не против выдать дочь замуж, ведь и сваха знакомая есть, но требования к жениху у всего семейства разные. Отец хочет деловитого богатея любого рода-племени, матери нужен непременно верующий купец с чином, а сама Липочка хочет гусара, и чтобы с золотыми шпорами.

В это время приходит сваха, и они с матерью Липочки за рюмочкой «бальзамчика» обсуждают, как бы всем угодить и найти достойного жениха девице.

На сцене появляется стряпчий – горький пьяница, которого выгнали из суда за утерю дела. Теперь же он подвизается консультированием купцов, и решает их сомнительные делишки. Сысой Псоич сетует на тяжёлую жизнь, большие расходы и между делом выпивает бальзамчику, одну за другой несколько рюмок.

Купец Большов отрывает его от этого занятия, чтобы обсудить процедуру банкротства. На самом деле, дела купца шли хорошо, но уж очень ему не хотелось отдавать долги кредиторам, а банкротство могло избавить его от этой обузы.

Стряпчий Рисположенский был хоть и пьяница, но в судебных делах и махинациях был мастером.

Обратите внимание

И посоветовал Сысой Псоич купцу заблаговременно избавиться от своих магазинов, лавок и другого имущества, переписав их на какого-нибудь постороннего человека.

Кому попало такое дело доверять нельзя, и выбор купца пал на своего приказчика Лазаря Подхалюзина. Купец его взял в лавку ещё мальчишкой, и вырастил, как сына. Почти как сына.

Разговор с Лазарем купец начал издалека. Расспрашивал, как дела в лавке, как торговля? Лазарь поделился с хозяином, как он обучает продавцов мошенничать. При замере, как ткань натягивать, да «правильно» аршины мерить. Это убедило купца, что хитроватый приказчик – это именно тот человек, который ему нужен.

2 глава
Мальчик Тишка сам себе жалуется на тяжёлую жизнь. Ведь он и дворник, и посыльный, и прислужник, и ни от кого ласки нет. То купец, то ключница, то приказчик ему трёпку задают, и все ему командиры.

Тем временем приказчик Подхалюзин размышляет над тем, что будет, когда купец объявит себя несостоятельным банкротом. Как ему жить дальше? Ведь он давно был тайно влюблён в дочь купца Олимпиаду Самсоновну, но шансов на её благосклонность у него никогда не было. Он ведь не купец, не богач, и не военный, и она просто посмеялась бы над ним.

Читайте также:  Характеристика и образ сатина в пьесе на дне горького

Постепенно в голове у Подхалюзина зреет план, как и денег получить, и купеческую дочку в придачу.

Запасшись рябиновой настойкой, приказчик поджидает стряпчего, чтобы обсудить свою идею. Подпоив Рисположенского, и пообещав тому за услуги две тысячи золотых, приказчик получает обещание состряпать все бумаги, как надо.

Неожиданно, планам Лазаря жениться на дочке купца угрожает сваха. Она нашла Липочке жениха «из благородных», и вот-вот жених решится прийти знакомиться с невестой. Лазарь успевает перехватить Устинью Наумовну, и тоже обещает ей денег за то, что она отвадит жениха, сообщив тому об отсутствии богатого приданого у купеческой дочери. Осталось Лазарю лишь купца уговорить.

Чтобы Большов не сомневался в необходимости банкротства, приказчик убеждает купца, что альтернативы нет, и следует в точности следовать советам стряпчего, и поскорее. Ведь могут успеть разориться и те, кто должен купцу, и тогда ему придётся туго.

Издалека начинает Подхалюзин разговор о дальнейшей судьбе купца, его супруги, и в особенности дочери. Ведь банкротство поставит семью в сложное положение и у Олимпиады Самсоновны совсем пропадут женихи, а ей замуж уже давно пора. Рассказал Лазарь и о том женихе, который отказался от сватовства, да заважничал. А ведь никто ещё не знает о банкротстве, так что же будет потом?

Важно

Постепенно Подхалюзин подвёл купца к мысли о том, что лучше него жениха не сыскать. После небольшого раздумья, купец согласился. Ведь по документам стряпчего, теперь всё имущество выкуплено приказчиком.

А чтобы не отдавать кредиторам деньги, купец отдаст приказчику и все деньги, в качестве приданного. Взамен, Лазарь пообещал содержать купца и его жену до конца их дней.

Если же кредиторы совсем насядут, отдаст им за купца долг, но не более 10 копеек с рубля. На том и порешили.

Глава 3
Аграфена Кондратьевна с Олимпиадой Самсоновной, в ожидании свахи с благородным женихом принарядились, как «розан пионовый», да стол богатый приготовили.

К их удивлению, сваха пришла одна, и сообщила, что жених мнётся и ломается. Возмущение дочери и супруги прервал купец, заявив, что сам отыщет себе зятя, а дочке жениха. Крикнув мальчонку Тишку, велел купец позвать приказчика, да стряпчего, которые в лавке сидели.

Супруга купца и дочка в расстроенных чувствах хотели покинуть гостиную, но купец им приказал остаться.

С вошедшими стряпчим и приказчиком походя обсуждают мировые новости, финансы, и потихоньку подходят снова к замужеству Липочки. Неожиданно купец просит дочь и приказчика подойти к нему. Соединив их руки, купец внезапно объявляет об их помолвке.
Возмущению и удивлению нет предела. Видано ли дело дочку за своего же работника отдавать?

Но, отцовское слово – закон, раз он так решил, значит, так тому и быть. Оставив дочь с приказчиком наедине, все выходят по своим делам. Купец со стряпчим о банкротстве дела решать, а Аграфену Кондратьевну купец позвал, чтобы и её ввести в курс дела.

Лазарь решил во что бы то ни стало жениться на Липочке и принялся её обрабатывать. Зная все её слабости, пообещал и платья бархатные и карету с орловскими лошадьми.

Совет

Окончательно Липу убедила новость о банкротстве отца и то, что теперь все деньги, всё их имущество принадлежит приказчику. Поставив Лазарю условие, что после свадьбы они непременно заведут дом «по моде» и съедут от родителей, Липа дала своё согласие на брак.

Стол готов, и началось празднование помолвки. На радостях подвыпивший купец пообещал отдать Лазарю всё, до копейки, но с тем условием, что тот за него долги отдаст.

«Свои люди, сочтёмся» – отвечал приказчик, целуясь со своей невестой.

Глава 4
После свадьбы Лазарь Подхалюзин выполнил почти все свои обещания. Он купил и дом, и коляску, и коней, украшенных серебряной сбруей. Олимпиаде Самсоновне наполнил шкаф платьями из шёлка, да бархата, и ни в чём не отказывал молодой супруге. Да только не все остались довольны.

Сваха, пришедшая к бывшему приказчику, а нынче купцу второй гильдии, потребовала должок. Ведь она отвадила жениха, за что ей было обещано две тысячи золотых. Да только не собирался Лазарь ничего отдавать. Ведь дело уже сделано, так чего транжирить деньги? Пришлось свахе утешиться платьем трепрашельчатым, которое ей отдала со своего плеча Олимпиада Самсоновна.

Выпроводив сваху, молодые увидели в окошко купца Большого. Он сидел в долговой яме за неуплату долгов, и время от времени его отпускали домой, ведя по городу с конвоем, под свист мальчишек.
Должники согласны получить с купца долг хоть по 25 копеек с рубля, да только зять с дочкой отказываются платить. Подхалюзин бы заплатил, но не более 10 копеек с рубля.

Зять угощает купца «чем бог послал» и сетует, что уж больно много у него расходов. И дом купил, лошадок, товара набрал, да и о детишках с Липочкой думают. Никак не может он платить по 25 копеек.

В спор вмешивается сама Липа и заявляет, что не собирается из-за долгов отца снова ходить в ситцевых платьях.

Уж как купец совестил дочь с зятем, им всё нипочём. Наотрез они отказались выручать отца, даже если его в Сибирь сошлют. Ушёл купец в слезах, снова садиться в долговую яму.

После ухода купца, у Подхалюзина всё же проснулась было совесть и решил он сам к кредиторам сходить, да поторговаться. Но приход Рисположенского его отвлёк от этой идеи.

Стряпчий, как и сваха пришёл за обещанными деньгами, но и тут бывший приказчик отказался от своего долга. Обвиняя друг друга в мошенничестве и грабеже, стряпчий, да бывший приказчик так ни к чему и не пришли.

Обратите внимание

Стряпчий ушёл с обещанием всем рассказать о том, что Подхалюзин ограбил тестя, и всё его богатство неправедно добытое.

В финале пьесы, Лазарь Подхалюзин обращается к публике с уверениями, что стряпчий лжец. А сам он открывает лавку и приглашает почтеннейшую публику к нему за покупками, обещая самый честный расчёт, и клянясь в честности.

На этой странице искали :

  • А Н Островский Творчество
  • Островский творчество
  • пьесы краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-svoi-lyudi-sochtemsja.html

«Свои люди – сочтемся», анализ пьесы Островского

Известный русский драматург Александр Николаевич Островский, получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками.  Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся», под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира.

Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.

Именно это обстоятельство позже дало основание В. Ф.

Одоевскому, писателю и общественному деятелю, отнести пьесу Островского к разряду русских трагедий: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор».

На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Читатели «Москвитянина» ставили пьесу Островского в один ряд с гоголевскими произведениями и даже называли купеческими «Мертвыми душами».

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.

В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова.

Важно

Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.

Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником.

Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег.

 Да вот только «свои люди», Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.

https://www.youtube.com/watch?v=japtEl2XvPY

В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду.

Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет.

Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»

Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» — то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении.

Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь». Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся».

Но жизнь готовит ему жестокий урок.

Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов.

Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле».

Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.

Совет

Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга.

Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы.  Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима.

Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз.

В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана.

Ученик превзошел своего учителя — справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.

Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь».

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного короля Лира из одноименной трагедии Уильяма Шекспира.

Читайте также:  Анализ поэмы кому на руси жить хорошо некрасова 10 класс

Таким образом, в своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет.

По произведению: «Свои люди – сочтемся»

По писателю: Островский, Александр Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/ostrovsky/652-svoi-ludi-analiz

Анализ комедии А.Н. Островского «Банкрут», или «Свои люди — сочтемся!»

Одна из первых комедий А.Н.Островского «Банкрут», или «Свои люди — сочтемся!», была написана в 1849 году. Она сразу же была замечена читающей публикой и прине­сла заслуженную славу автору.

Сюжет ее взят из самой гущи жизни, из хорошо знакомых драматургу юридической практики и купеческо­го быта.

Обман здесь начинается с малого — с умения приказчика материю потуже затянуть или «шмыгнуть» через руку аршин ситца перед носом зазевавшегося поку­пателя; продолжается крупной и рискованной аферой купца Самсона Силыча Большова, а завершается тем, что более молодой и ловкий подлец приказчик Лазарь Елиза­рович Подхалюзин обводит вокруг пальца своего хозяи­на — старого плута и пройдоху. Вся эта жизнь основана на механизмах обмана, и если не обманешь ты, обманут тебя — вот что сумел показать Островский.

Обратите внимание

Купец Большое объявляет о том, что он стал банкро­том. В действительности это один из ходов в коммерческой игре, с помощью которого он намерен «закрыть» расчеты с кредиторами, уклониться от уплаты долгов. Все свое состояние Большое переводит на имя «верного челове­ка» — приказчика Подхалюзина.

Этот оборотистый слуга под стать своему хозяину: руководствуясь не одними ро­мантическими чувствами, женится на дочери Самсона Си­лыча Липочке, а затем присваивает имущество тестя. Большов отправляется в долговую тюрьму. Его можно было спасти. Для этого достаточно вернуть кредиторам хотя бы небольшую часть долгов.

Но Подхалюзин и Липочка еще во время помолвки решили, что старики «почудили на своем веку, теперь нам пора». И долги Самсона Силыча остаются неоплаченными…

Разгадка этого сюжета — в привычной психологии самодурства. Большое вообще-то признает моральные за­коны и правила, но только не для себя; его мораль дейст­вует лишь в одну сторону. Для всех — мораль, а для него — выгода. Большое принадлежит к старой породе московско­го купечества: он груб, прямолинеен и простоват.

Все в доме — от жены Аграфены Кондратьевны и до мальчика Тишки — дрожат при его появлении, и ощущение этой беспредельной власти над домашними согревает душу Сам­сона Силыча. Он не имеет повода усомниться в том, что безгласная родня и челядь слепо покорны ему.

Большов думает, что весь мир делится на чужих, которых грешно не обманывать, и своих, которым самой природой определено подчиняться его воле и пребывать в домашнем рабстве. Он не может допустить и мысли, чтобы свои люди что-либо замышляли против него или оказались непослушными.

Большов готов обмануть всех кругом, но проявляет неожи­данную доверчивость к Подхалюзину — и на этом проиг­рывает все.

Но еще более подводит Самсона Силыча то, что, казалось бы, является источником его силы, — его самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и страха для «своих», к числу которых он вправе отнести воспитанного с малолетства в доме Подхалюзина. Но Под­халюзин обманывает своего благодетеля нагло, цинично, проявляя беззастенчивость дельца, нарождающегося ново­го предпринимателя, перед которым сам Большов может показаться наивным простаком.

Островский как бы разворачивает тему самодурства во времени, следя за диковинными изменениями. Самодурст­во показано не только как плод дикости, невежества, но и как вымещаемое подневольным человеком прежнее его ничтожество.

То, что когда-то Самсон Силыч на Балчуге голицами торговал, то, что добрые люди его Самсонкою звали и подзатыльниками кормили, он никогда не забудет и не простит. Теперь он измывается над домашними как бы в счет своих прежних унижений.

А едва только власть в доме переходит к Подхалюзину, как этот тишайший приказчик, твердивший только «не могу знать-с» и «как вам угодно», становится холоден, самовластен и нагл.

Важно

Сатиру Островского неизменно привлекала среда полуобразованности, отечественные «мещане во дворянст­ве».

За вершками внешней просвещенности, заемными словечками и манерами, часто еще карикатурно искажен­ными (все эти «антриган», «антересен», «проминаж», «уму непостижимо»), таилась та же грубость понятий, душевная неразвитость.

Автор открыл комический эффект мещан­ской полукультуры: снов и примет, эстетики «жестокого романса», особых обрядов знакомства и ухаживания — со своими обиняками, подходцами, любимыми разговорами о том, «что вам лучше нравится — зима или лето» или «что лучше — мужчина или женщина».

И каждый раз читатель убеждается в том, насколько бедна действительность такой жизни.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/496-komediya-anostrovskogo-bankrut-ili-svoi-lyudi-sochtemsya.html

«Свои люди — сочтемся»: описание и анализ комедии, постановки

«Свои люди — сочтемся» — комедия А.Н. Островского. Свое первое крупное произведение Островский создавал около четырех лет. Отрывок будущей комедии «Несостоятельный должник», обработанный совместно с провинциальным актером Д.А. Горевым-Тарасенковым, был опубликован 9 января 1847 г. в «Московском городском листке» — за подписью «А.О. и Д.Г.».

Полуслучайный соавтор драматурга в дальнейшей работе над пьесой участия не принимал, Островский продолжал трудиться над нею один и по новому плану. К середине 1849 г. комедия была окончена и под названием «Банкрут, или Свои люди — сочтемся!» отправлена на цензуру.

Цензура запретила комедию для сцены под предлогом того, что все действующие лица — «отъявленные мерзавцы», а их «разговоры грязны».

Цензурный запрет не помешал устройству авторских чтений пьесы в различных литературных кружках и салонах (зачастую — совместно с близким другом и единомышленником драматурга, артистом Малого театра П.М. Садовским). На одном из таких чтений (3 декабря 1849 г., в доме М.П. Погодина) присутствовал Н.В. Гоголь, благосклонно отозвавшийся о пьесе. В 1850 г.

Островский создал вторую редакцию пьесы, соответствующую цензурным требованиям: острые места были убраны или смягчены, в заключительную сцену введен квартальный, уводивший Подхалюзина «к следственному приставу по делу о сокрытии имущества несостоятельного купца Большова». Первая публикация: журнал «Москвитянин», 1850, №6, март.

В этой редакции пьеса была опубликована в первом собрании сочинений Островского и дозволена к представлению.

Комедия «Свои люди — сочтемся» Островского вызвала единодушное одобрение русского общества, в авторе увидели продолжателя традиций национальной комедиографии. В.Ф. Одоевский выразил общее мнение, написав: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я поставил нумер четвертый».

Зачисление лучших оригинальных русских комедий в разряд «трагедий» нельзя счесть случайной оговоркой. Речь шла о глубоко национальной форме комического, не признающей стихии «чистого комизма» и тяготеющей к сложному сплаву комического с драматическим, трогательным или патетическим освещением событий. И.А.

Совет

Гончаров указал на знание Островским «сердца русского человека и на искусное введение в комедию драматического элемента». Л.Н. Толстой писал о «мрачной глубине», которая слышится в «Банкруте» и «Доходном месте». А.А. Григорьев подчеркивал, что на дне комедий Островского скрывается «горькое и трагическое» содержание русской жизни.

В русле этой традиции критика рассматривала главного героя комедии как «замоскворецкого короля Лира».

Шекспировскую тему отца, все отдавшего детям и прогнанного ими без малейшего сострадания, Островский разрешил в пределах национального, конкретно-исторического, характерного типа.

Искания европейского духа драматург перевел в плоскость душевной жизни героя русской современности.

Образ купца Большова он раскрыл как человека, в котором сквозь коросту социального «амплуа» прозвучал голос живой души.

Источником драматизма комедии «Свои люди — сочтемся» стала самобытная, самодостаточная, самовластная, самодержавная «самость» Большова, проявляющаяся в самодурстве, не знающем ни границ, ни пределов, ни меры.

«Зерно» личности Большова — в словах приказчика Подхалюзина: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова». В картинах семейной жизни раскрываются последствия его самодурного влияния на характеры и поведение домочадцев.

В нежелании платить кредиторам — та же широта натуры героя: «Да я лучше все огнем сожгу, а уж им ни копейки не дам».

Задумав ложное банкротство, Большов измаялся в поисках оправдания своему мошенничеству: «Положим, что мы не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим. Так ли, а?».

Появление стряпчего Рисположенского, готового за гроши любую «механику подсмолить», чтение «Ведомостей» с сообщениями о расплодившихся банкротах, мягкое подталкивание Подхалюзина, — так развивается в пьесе мотив соблазна, «дьявольского наущения», помрачившего совесть Большова.

Обратите внимание

Найдя «своего» человека в приказчике Подхалюзине, Большов решается на обман: «Там после суди, Владыко, на втором пришествии».

Подхалюзин потому легко завоевал доверие Большова, что в разговоре использовал понятные тому категории («душа», «совесть», «чувство», «сердце») и смог заверить, что всего этого у него в избытке.

Любопытно, что Подхалюзину, собравшемуся в деле ложного банкротства «попользоваться чем-нибудь лишним», тоже пришлось себя уговаривать.

И только уговорив себя, что в этом «греха нет никакого», он смог заполучить все, что хотел: и дом, и лавки, и хозяйскую дочь Липочку.

«Сговорчивость» персонажей с собственной совестью — следствие усвоенной с детства «торговой науки». В семейной жизни, в делах сватовства, в любовных устремлениях Липочки и Подхалюзина — тот же въевшийся отпечаток торгового дела, дающий комическую подсветку действию пьесы.

Обрядовое родительское благословение молодых, искаженное «экономической подкладкой», оборачивается фарсом. Серьезность родительского проклятия (в последнем действии) сходит на нет в смехотворной семейной сваре: драматическое напряжение разряжается в «ничто».

И только для Большова, обманутого Подхалюзиным, прошедшего через «страм» и унижение долговой ямы, потрясенного бесчувственностью дочери, кончилось время «торгов». Пробуждение личности в образе связано с пробуждением совести — сознания и чувства греха.

Выпрямление искаженной торгашеством человеческой личности — в осознании того, что «Иуда — ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем…».

Менее всего в этот момент купец Большов напоминает гневного Лира, бросающего вызов миропорядку. В отличие от своего шекспировского «прототипа», Большов не возвышается до осознания законов бытия, а смиряется со своей участью. Даже Подхалюзина «пробило» смирение неукротимого Большова: «Жаль тятеньку, ей-Богу, жаль-с!».

Важно

Надев «старый сюртук, которого хуже нет», он едет «поторговаться с кредиторами». Жизнь купеческого сословия предстает в комедии как «торжище», искажающее естественную человечность героев. Позднее Островский писал, что взгляд на жизнь кажется ему в этой комедии «молодым и слишком жестоким».

В этой «жесткости» взгляда нет приговора человеку, но есть строгая справедливость его моральной оценки.

Расцвечивая своих персонажей пестрым узором «характера» и «характерности» (принадлежности к сословию, времени, роду занятий), драматург показывает купца и приказчика, мальчика на побегушках и спившегося подьячего, купеческую дочку на выданье и хлопотливую маменьку, замоскворецкую сваху и нелепую ключницу — в их типичности.

Но вместе с тем за грубой оболочкой социальности он выявляет, делает зримой — индивидуальную душевную жизнь своих персонажей. Найденный склад и тон «цветной» старомосковской речи, полнота и богатство речевых характеристик персонажей — рекомендуют Островского как «драматурга слова», воссоздающего объемный и красочный замоскворецкий быт.

«Пословичное» название и «говорящие» фамилии войдут в арсенал излюбленных приемов Островского. Постоянным приемом Островского станет показ определенного художественного типа в перспективе роста, в динамике его становления: мальчик Тишка — приказчик Подхалюзин — купец Большов (ср.

: Бородкин — Русаков в «Не в свои сани не садись», Белогубов — Юсов в «Доходном месте», Вожеватов — Кнуров в «Бесприданнице» и пр.). Способом разрешения конфликта навсегда останется торжество художественной правды над «голой обыденной действительностью».

В первой комедии Островского «Свои люди — сочтемся» заявлены многие темы, идеи и образы, развитые в его дальнейшем творчестве: «самодурство» и «закон домостроя», «торги» и «торговая психология», «свое» и «чужое», «закон совести», «душа» и «характер» в человеке.

В связи с цензурным запретом на сценическое исполнение «Своих людей…», первые постановки комедии были осуществлены любительскими силами. В некоторых из них участвовал автор, исполняя роль Подхалюзина (в домашнем спектакле в доме С.А. Пановой, в театре у Красных ворот).

Первый публичный спектакль состоялся в Иркутске в ноябре 1857 г., но, попав под запрещение, был снят со сцены. В Александрийском театре (Петербург) премьера состоялась 16 января 1861 г., в Малом театре (Москва) — 31 января 1861 г. (пьеса шла во второй редакции). В спектакле Малого театра П.М.

Садовский создал образ Подхалюзина, ставший классическим. Без цензурных искажений пьеса впервые была сыграна 30 апреля 1881 г. в театре А.А. Бренко «Близ памятника Пушкину» (Москва). Наиболее значительной постановкой в сценической истории комедии явился спектакль А.А.

Гончарова в театре имени Маяковского (1974 г., Москва).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/svoi_ljudi_sochtemsja_opisanie_i_analiz_komedii_postanovki/65-1-0-1434

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector