Сочинение чацкий, софья и молчалин в комедии горе от ума грибоедова

Сочинение на тему «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»

Чацкий и Молчалин — ровесники, главные герои комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Именно поэтому контраст между ними столь разителен.

Молчалин — избранник Софьи. Ему повезло больше, чем Чацкому. Но знание того, как ничтожен Молчалин, очень угнетает Чацкого. Возможно, будь Молчалин достоин Софьи, Чацкому не было бы столь горько от того, что Софья предпочла ему такое ничтожество.

Хотя Молчалин и принадлежит безвестному и бедному роду, но он имеет сокровенную цель в жизни — достичь во что бы ни стало «степеней известных». Для этого он руководствуется главным своим принципом — угождать всем и вся, начиная от хозяина дома, где он квартирует, и кончая собакой дворника. И Чацкий знает точно, что Молчалин со своей тактикой «бессловесности» достигнет поставленной цели.

Обратите внимание

Полученные Молчалиным три награды по службе являются ярким доказательством того, что выбранная им тактика в сочетании с умеренностью и аккуратностью уже приносят свои плоды и что Чацкий не ошибся в своих прогнозах на счет его будущего.

Хотя Молчалин по сути такой же подхалим, как и Максим Петрович, но в отличие от последнего его лесть не так груба и откровенна. Целенаправленная лесть Молчалина едва заметна и направлена на всех тех, кто гипотетически когда-нибудь может оказаться полезным.

Влюбленность в Софью тоже исходит от практицизма и представляет собой тактический ход, а не искренние чувства — ведь Софья является дочерью его начальника, и ее благосклонность может оказаться желанным козырем.

Подобные взгляды Молчалина чужды Чацкому, поэтому в глазах первого второй является человеком непрактичным. Молчалин не способен понять возмущение Чацкого после того, как он посоветовал ему обязательно посетить дом имеющей широкие связи Татьяны Юрьевны.

Чацкий недоумевает, зачем ему посещать дом той, которая пользуется репутацией вздорной женщины.

Фома Фомич, который умудрился сохранить свою должность при трех сменившихся министрах, вызывает у Молчалина восторг, а Чацкий считает Фому Фомича самым бестолковым человеком.

Чацкий не боится смело высказывать свое мнение обо всем и всех. По суждению Молчалина, в его положении категорически противопоказано иметь свое мнение. Но это временно, пока он не достигнет цели, и не появятся зависимые от него люди. Один склонен судить о людях по их сану и материальному положению, а другой — по их делам и нравственным показателям.

Нравственный облик Молчалина очень безобразен. Когда раскрылось его лицемерие к Софье, он готов унизиться перед ней и ползает на коленях. Но делает он это не из-за осознания своей безнравственности, а исключительно из-за боязни разрушить свой карьерный рост.

Важно

Нельзя не согласиться с высказыванием Чацкого о том, что «Молчалины блаженствуют на свете». Сожаление и возмущение Чацкого вызвано и тем, что подобные приспособленчество и практицизм находят распространение в дворянском обществе.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/11/chatskiy-i-molchalin-v-komedii-gore-ot-uma.html

Чацкий, Софья и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова: отношения и любовь, история взаимоотношений

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана под вдохновением предреволюционного настроения накануне восстания декабристов. Однако следует отметить, что в пьесе глубоко раскрывается не только общественная тема, но и тема любви, в частности любовного треугольника.

Софья – семнадцатилетняя богатая барыня, изнывающая от скуки и безделья в доме своего отца. Она умна и преданна, однако в силу своего возраста достаточно наивна и неопытна. Именно неопытность молодой девушки и подтолкнула ее к недалекому Молчалину.

Молчалин совершенно не подходит чувственной Софье. Он глуповат, поскольку не стремится к саморазвитию, круг его интересов ограничивается лишь достижением собственного благосостояния.

Однако любовь ослепляет Софью: все убожества и недостатки Алексея она принимает за достоинства.

Она не понимает, что поведение Молчалина фальшиво и наиграно, он ведет себя так лишь, чтобы добиться расположения Фамусова.

Софью нельзя осуждать за такое абсурдное увлечение, ведь в силу своей молодости ей хочется испытать всю остроту любовных переживаний, почувствовать себя героиней романа, а выбор претендентов на роль любимого человека в отцовском доме невелик.

Совет

Чацкий же, в свою очередь, безумно влюблен в Софью. Он не замечает ее недостатков и практически боготворит девушку. Парадоксально, что, несмотря на множество достоинств Андрея, Софья игнорирует его, хотя он является более подходящей парой для девушки, чем Молчалин.

Чацкий умен, активен, постоянно стремится к знаниям. Кроме этого, это достаточно нежный, добрый и чуткий человек, но все эти положительные качества девушка противопоставляет наигранной робости, молчаливости и кротости Алексея. Софья уже сделала свой довольно странный выбор, и ничто не сможет изменить ее решения.

Однако Грибоедов говорит о том, что на протяжении всей жизни Софью будут привлекать мужчины молчалинского типа, поскольку она потеряла любовь такого глубокого человека, как Чацкий, а значит и утратила человеческие качества. Как автору, так и читателям Софью искренне жаль, ведь она всего лишь является жертвой обстоятельств.

Молчалин же скорее всего найдет себе другую жертву и добьется ее расположения, ведь в обществе того времени лучше всего жилось именно такому типу людей, как Молчалин.

Настоящей жертвой данного треугольника является Чацкий. Он разочарован в обществе и не находит в нем своего предназначения, ведь на первый план ставит искренние чувства, а не карьеризм и выгоду.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1490

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой жи­вучестью», так как А. С.

Грибоедов сумел показать не только вре­мя, в которое он жил, но и создал Незабываемые образы, интерес­ные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповтори­мыми индивидуальными чертами.

Его герои не отвлеченные об­разы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и проти­воречивы реальные люди.

Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, чело­век умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литера­турной работой, состоял на военной службе, имел связи с мини­страми, три года провел за границей.

Пребывание за границей обо­гатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником »сего иностранного, что типично для фа- мусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу.

В нем развито критическое отношение к окружающей действитель­ности, чувство личного и национального достоинства, ему прису­ща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, чело­вечность, прямота — вот оружие, единственно достойное настоя­щего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отда­ваться своим чувствам. И рядом с этим человеком — зло, буднич­ное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву.

Обратите внимание

Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно.

И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого — рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства.

Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фа- мусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.

Этот конфликт, стоящий в центре комедии, — конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», — наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.

Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному — таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча- лин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение.

С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», — характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», — считает он.

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» — иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.

Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи.

Важно

Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…».

Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» — «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых.

Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству.

Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя — Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чи­новником. Например, умение подслужиться к влиятельным ли­цам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на сред­ство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награж­денья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах — нот веселья прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни.

«Любовника я принимаю вид, — го­ворит он, — в угодность дочери такого человека… который кор­мит и поит, а иногда и чином подарит…» Изображая влюблен­ность, он жалок и смешон: «…возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и гак вся ночь прохо­дит, рука с рукой…».

Совет

Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного — злых язы­ков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях.

Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коле­нях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и при­нимаемые в дворянском обществе,

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко».

Один серьезно гото­вится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не люб­ви, а выгодной женитьбы.

Первый открыто высказывает свои мыс­ли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискива­ет, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молча­лина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и пото­му Чацкому остается только отступ ить, унося в груди «мильон тер­заний».

Читайте также:  Сочинение по картине васнецова богатыри три богатыря 4, 7 класс описание

В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понима­ние объективной правды жизни, свое понимание закономерно­стей исторического развития.

В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных».

Обратите внимание

А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры.

Источник: https://prepodka.net/chackij-i-molchalin-kak-raznye-predstaviteli-molodogo-pokoleniya-po-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

 Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии.

Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц.

Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.

Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.

Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.

Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.

Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.

Важно

В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.

В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.

Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.

А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…

Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.

Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.

Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»

Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии.

С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой.

Совет

Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —  Хозяину, где доведется жить,  Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежания зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.

Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.

Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна.

Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием».

Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.

Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».

Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга.

Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить».

Обратите внимание

А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».

И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.  Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,  Где оскорбленному есть чувству уголок!.. 

Карету мне, карету!

Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».

Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.

Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.

Источник: http://5litra.ru/soch/986-chackiy-i-molchalin-v-komedii-a-griboedova-gore-ot-uma.html

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов – писатель, редкий далее для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он был автором нескольких произведений, но именно комедия «Горе от ума» принесла ему известность.

Прошло ужо более ста семидесяти лет, а это произведение продолжает волновать читателей и зрителей. Хотя его герои и очень далеки от нас, мы воспринимаем их как живых людей, смеемся над ними, негодуем, презираем, любим.

Почему лее так происходит? Наверное, потому, что автор в этой пьесе поставил ряд важнейших проблем своего времени, а они и по сей день продолжают волновать людей.

Главная тема комедии – противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными силами общества и регрессивными элементами. Выразителем первых является главный герой комедии -Чацкий, а противостоят ему Фамусов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими персонажами находится одна из центральных фигур комедии – Софья.

Образ Софьи объединяет несколько сюжетных линий и определяет одну из главных – «любовный треугольник» Софья – Чацкий Молчалин. Именно наличие подобной сюжетной линии являлось обязательным по канонам классицизма, который господствовал на сцене театра в начале XIX века.

Однако в комедии Грибоедова образ Софьи достаточно сложен и противоречив. С одной стороны, она воспитана на сентиментальных романах, ее голова начинена любовными приключениями, и себя она вообраяжет их героиней.

Важно

Софья мечтательница, фантазерка, приписывающая все добродетели героев французских романов далекому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой» — имеют прямое отношение и к его собственной дочери.

Но все же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. В свои семнадцать лет она проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Софья не лишена смелости, бескорыстия и способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Но эти положительные черты характера Софьи не смогли победить в душной атмосфере фамусовского общества. Зато капризность изнеженной барышни, избалованность, самолюбие и обидчивость прослеживаются автором по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум с отсутствием всякого намека на убеждения.

Вместе с тем очевидна и сила характера героини. Уж если она привязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать ее. Лишь подслушанный разговор Мол-чалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость ее возлюбленного. Но, обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих.

Она говорит Чацкому: «Я виню себя кругом », а Молчалину велит убраться из дому.

Но жизнь в светском обществе имеет свои законы. Обидевшись на Чацкого за его нападки па Молчалина, Софья мстит ему традиционным способом – распускает сплетню о его сумасшествии.

Она настолько поддалась влиянию «фа-мусовщины», что сама незаметно стала защитницей такого образа жизни. Так Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощается той средой, в которой она воспитывалась и жила.

Образ Софьи важен для комедии еще и потому, что определяет сюжетную линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого лее Софья предпочла ему.

Совет

Так автор сталкивает двух героев – Чацкого и Молчалина. Они сверстники, люди из одного и того нее общества, а мыслят и живут совершенно по-разному.

Молчалин страшная фигура. Он был, есть и будет во все времена. Такие люди имеют единственную страсть – желание любой ценой сделать карьеру.

Ухаживание за дочерью своего начальника – это лишь способ преуспеть.

В то же время Молчалин вовсе не видит для себя предела благополучия в женитьбе на Софье, и это заметно не только по его поведению, но и в разных мелких фактах и намеках, разбросанных в пьесе.

В отличие от Чацкого, Молчалину прислуживаться совсем не тошно, наоборот, он жизни не мыслит без этого. Для него идеал это высокое положение в дворянском обществе, и неважно, каким путем его достичь. Молчалин – большой мастер преподносить себя в выгодном свете. Он вроде домашнего кота, мягкого и ласкового, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот образ очень непрост и опасен. Если Скалозуб солдафон, то Молчалина и раскусить трудно, а некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах влюбленной в него Софьи. В этом, кстати, заключено и еще одно значение образов Софьи и Молчалина в комедии.

Это значение связано со взаимодействием этих героев в пьесе: Софья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. При этом ее аргументы достаточно обоснованны. Таким образом, как мне кажется, Грибоедов хотел показать трудность распознавания истинных целей таких людей, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие.

Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин защитник чинопочитания, подхалимства, но защитник умный, тонкий и обходительный. Он чуток к любым переменам, прекрасно ориентирован в социальной среде. Если бы не приезд Чацкого в дом Фамусова, он «достиг бы степеней известных». И не пропадет, и достигнет.

Читайте также:  Сочинение тема свободы в лирике лермонтова

Не в доме Фамусова, так в другом. Знает свое место и держится его строго и определенно.

Обратите внимание

Молчалин все делает вовремя. Когда в доме Фамусова был скандал, он выслушал Софью и за секунду до появления отца незаметно ретировался в свой чуланчик, ушел в тень.

Таким образом, два персонажа комедии, Софья и Молчалин, – типичные представители русского общества начала XIX века. Значение этих образов для построения сюжета комедии является определяющим.

Крах терпит Софья: «Ферзь… разочарована на счет своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Мол-чалипым, как предсказывает Чацкий, но «другой найдется, благонравный, низкопоклонник и делец».

Однако во всех случаях высокое положение в фамусовском мире будет куплено ею ценой утраты тех человеческих качеств, которые ей давали право на любовь Чацкого. А это нравственная гибель, это трагедия. Нам жаль Софью, потому что лично она не безнравственна, как писал И.А.

Гончаров, она – жертва той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее.

Бесспорна и нравственная гибель Молчалина, героя с темной душой и низменными целями; героя, так блестяще развенчанного Грибоедовым в комедии, но такого неистребимого в жизни, ибо «Молчалины блажентствуют на свете!».

Источник: http://lit-helper.com/p_molchalin_i_sof-ya__znachenie_obrazov_v_komedii__a_s__griboedova_gore_ot_uma

Молчалин и чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Молчалин и чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдающихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью». Вероятно, это происходит потому, что А. С.

Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю. Каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповторимыми индивидуальными чертами.

Его герои — сложные и противоречивые натуры, как сложны и противоречивы реальные люди.

Важно

Основной конфликт комедии между «одним здравомыслящим человеком» и консервативным большинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчаливым. Они ровесники, и контраст между ними очень заметен.

Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, умный и образованный. Он занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор.

От чинопочитания Чацкого уберегли подлинный патриотизм и любовь к Родине, к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действительности, чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений.

Он считает, что ум, человечность, прямота — единственное оружие, достойное настоящего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам.

Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского общества, нашел ту же пошлость и пустоту, которые были и в прежнее время, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности царил вокруг.

Столкновение Чацкого с фа-мусовским обществом постепенно принимает все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она — в фамусовском мире, а Чацкий конфликтует с ним.

Скудость духа и умение удобно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному — основные черты всех представителей фамусовского общества. Молчалин принадлежит к этому обществу, более того, он прямое его порождение.

Совет

С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть… ума в нем только мало…» — характеризует его Чацкий.

Молчалин охотно угодничает перед всеми, не смеет «своего сужденья произнесть».

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно зависеть от других…

В чинах мы небольших…

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема, он привык иметь и высказывать свое мнение. Молчалин своими главными талантами считает умеренность и аккуратность, которые обеспечивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими» свойствами, за которые его так любит Софья:

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

Молчалин — счастливый соперник Чацкого, но он недостоин Софьи. Н. В. Гоголь писал: «Молчалин… замечательный тип. Метко

Схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…»

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего века», основанную на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых.

Идеал человека для Молчалина — удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему раболепству.

Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Служба для него — средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать, и весело пожить?

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награжденья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах — я от веселья прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные качества Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни.

Обратите внимание

Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв.

Он опасается только злых языков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера.

Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество Молчалина.

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, а Мол чал ин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять теплое местечко.

Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятия по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы.

Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискивает, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

В лице Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных».

А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/molchalin-i-chackij-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

«Молчалины блаженствуют на свете», – с горечью скажет Чацкий, которого «все гонят, все клянут». Комедия Грибоедова построена так, что Чацкого и Молчалина хочется сравнивать.
Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят: «Чувствителен, весел и остер» (Лиза), «пересмеять умеет всех» (Софья).

Мы знаем, что Чацкий – «Андрея Ильича покойного сынок», потому вырос в доме Фамусова, который был другом его отца. «С Софьей вместе мы росли, воспитаны». Он на «три года вдаль уехал», как говорит Софья, «ума искать». Ведь Чацкий, даже по признанию Фамусова, «словно пишет, переводит».

Алексей Степанович Молчалин – секретарь в доме Фамусова, который напоминает ему:

Безродного пригрел и ввел в свое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари. В Москву переведен через мое содействие,

И, будь не я, коптел бы ты в Твери.

Сам Молчалин признается Лизе:

Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья, Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Важно

Очень уж этот «завет» напоминает наказ отца Чичикова в «Мертвых душах» Гоголя. Молчалин все время «с бумагами-с» («один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой», – как сказал Фамусов). Молчалин видит в себе «два-с таланта»: «умеренность и аккуратность».

Он внешне скромен, почтителен, особенно с теми, от кого зависит его карьера. Ведь он с тех пор, как «числится по архивам, три награжденья получил». Думается, его умение услаждать влиятельным людям сыграли здесь не последнюю роль.

Ведь садится же он со стариками играть в карты, когда вся молодежь танцует, гладит собачку влиятельной родственницы Фамусова Хлестовой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, Не более наперстка. Я гладил все его,

Как шелковая шерстка.

В ответ он слышит желанное:

«Спасибо, мой родной».

Чацкий независим в суждениях и поступках. Он – «враг исканий», не требует «ни мест, ни повышений в чин», угодничать никогда не будет, искать связей тоже.

Молчалин ему советует съездить для покровительства к некой Татьяне Юрьевне и слышит язвительное: «Я езжу к женщинам, да только не за этим». Молчалин прислуживается, а Чацкий служит и говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин поражен, когда узнает, что у Чацкого были связи с министрами, которые тот порвал. Молчалин говорит:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. … Ведь надобно зависеть от других. – Зачем же надобно?

– В чинах мы небольших.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Чацкий возражает:

Помилуйте! Мы с вами не ребяты!
Зачем же мнения чужие только святы?!

Чацкий борется с низкопоклонством, потерей национального достоинства.

Он возмущен, что «рождены мы все перенимать», что какой-то «французик из Бордо», который ехал «в Россию, к варварам, со страхом и слезами, приехав, «нашел, что ласкам нет конца: ни звука бы в Отечестве с друзьями». Его возмущают «отечества отцы», которых ему ставят в пример.

Совет

Чацкий знает, что они «грабительством богаты», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве».

Чацкий гневно говорит о помещике, распродавшем свой крепостной балет, о другом аристократе, который обменял своих верных слуг на борзых собак. Молчалин «любовника принимает вид в угодность дочери такого человека». Он не любит Софью, а лишь подло притворяется. С Лизой он откровенен до цинизма и готов купить за безделушки ее благосклонность.

Чацкий любит Софью глубоко и искренне. Вернувшись из-за границы, он, даже не заезжая домой, стремится увидеть любимую: «Чуть свет – уж на ногах! И я – у ваших ног!» Ему непонятна холодность Софьи, которая его избегает.

В своем чувстве Чацкий готов обвинить Софью в том, в чем она не виновата: «Зачем меня надеждой завлекли?!» Так начинается драма Чацкого: горе от любви, которая заставляет его злее смотреть на все, что и раньше казалось ему безобразным.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа окаянные дни бунина

Но если в начале комедии он говорит достаточно беззлобно:

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

В конце пьесы, когда этот злополучный день подходит к концу, он говорит:

С кем был? Куда меня закинула судьба? Все гонят, все клянут, мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых…

Чацкий испытывает «мильон терзаний». Не случайно именно так назвал статью о комедии И. А.

Гончаров, который сказал, что Чацкий – застрельщик и всегда жертва, верно заметивший, что Чацкий сломлен количеством силы фамусовского общества, нанося ей удар качеством силы новой.

Ему трудно представить себе, что Молчалин мил Софье: «Молчалин прежде был так глуп… Мельчайшее созданье! Уж разве поумнел?» И все же он понимает:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

Чацкого объявляют сумасшедшим. Так, начиная с Чаадаева и вплоть до XX в. Расправлялись с инакомыслящими, с неугодными, с неудобными для властей людьми. В чем же признаки «безумия» Чацкого? Он всегда говорит правду, которую неприятно слышать о себе. Никто из гостей в глубине души не верит в «безумие» Чацкого.

Обратите внимание

Видя в нем умного человека, раздражение постепенно перекидывается на всех. Так всегда и получается на Руси: умный человек оказывается сумасшедшим.

Чацкий хорошо чувствует безобразное в человеке, способен дать меткую характеристику: о Скалозубе – «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», о Молчалине – «всегда на цыпочках и не богат словами».

Горе от любви и горе от ума, то есть от честности, смелости, независимости – всего, что принято называть передовыми взглядами, сливаются воедино. Вот почему, потрясенный тем, что он услышал перед отъездом из дома Фамусова, Чацкий говорит:

Не образумлюсь… Виноват… И слушаю – не понимаю, Как будто все еще мне объяснить хотят;

Растерян мыслями, чего-то ожидаю…

Чацкий уходит из дома Фамусова, веря, что найдет «оскорбленному чувству уголок». Герцен считал, что дорога Чацких через Сенатскую площадь в рудники Сибири, видел в нем будущего декабриста.
Комедия Грибоедова была вместе с запрещенными стихами Пушкина найдена во время следствия у декабристов, видевших в Чацком выразителя их взглядов и идей.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/molchalin-i-chackij-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика образов для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.

Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Важно

Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других».

Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно.

Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит.

Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».

Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.

Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах.

В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Совет

Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.

Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа.

Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою.

Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин.

Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Источник: http://erainfo.ru/chackij-i-molchalin-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-xarakteristika-obrazov-dlya-sochineniya-po-teme/

Чацкий и Молчалин (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними.

Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. “Вот он, на цыпочках и не богат словами” – говорит Чацкий о секретаре Фамусова.

Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь “степеней известных”. И он их, по мнению Чацкого, достигнет: “Ведь нынче любят бессловесных”. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Тактика Молчалина уже принесла свои плоды: он получил три награждения по службе. Сам Молчалин говорит, что у него два таланта – умеренность и аккуратность, на что Чацкий иронически замечает: “Чудеснейшие два! и стоят наших всех”.

В своем лицемерии и низкопоклонстве Молчалин действует не так грубо и примитивно, как подхалим старого времени Максим Петрович. Он незаметно льстит при каждом удобном случае, льстит всем, кто может когда-нибудь быть полезным. Он прикидывается влюбленным в Софью: она дочь его начальника, и ее расположение может очень пригодиться.

Он заискивает перед Хлестовой, составляя ей партию для игры в карты и восторгаясь ее собачкой. Он советует Чацкому съездить к богатой и имеющей широкие связи Татьяне Юрьевне.

Обратите внимание

На недоуменный вопрос Чацкого, зачем ему ехать к женщине, о которой он “слыхал, что вздорна”, Молчалин без стеснения (с Чацким он держится самоуверенно и нагловато, считая его человеком непрактичным) объясняет: “…частенько / Там мы покровительство находим, где не метим”, – и удивляется возмущению Чацкого.

Он восторгается “самим” Фомой Фомичом, удержавшимся на должности начальника при трех министрах. Чацкий же говорит об этом чиновнике: “Пустейший человек, из самых бестолковых”.

Молчалин считает, что в его лета “не должно сметь / Свое суждение иметь “, что надобно ” зависеть от других “, и на вопрос Чацкого: “Зачем же надобно?” – поясняет: “В чинах мы небольших “. Такая тактика нужна Молчалину, только пока он в небольших чинах. Она не понадобится, когда он достигнет “степеней известных”, станет важным чиновником, и когда уже от него будут зависеть другие люди.

Рабская мораль низкопоклонника, не смеющего “свое суждение иметь” неприемлема для Чацкого. “Зачем же мнения чужие только святы?” – с иронией спрашивает он Молчалина. Сам он высказывается свободно и прямо.

Чацкий убежден в том, что нужно судить о людях не по их положению в свете и богатству, а по деловым и нравственным качествам, и смело порицает признанные московские авторитеты – Фому Фомича, Татьяну Юрьевну.

Нравственное лицо Молчалина весьма неприглядно. Когда лицемерие его по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он ползает на коленях перед ней не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. Когда появляется Чацкий, Молчалин спасается бегством.

“Молчалины блаженствуют на свете!” – с горечью восклицает Чацкий. Его возмущают жизненный практицизм и приспособленчество, которые возведены Молчалиным в принцип его жизни в дворянском обществе.

Источник: http://www.sochuroki.com/chackij-i-molchalin-po-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector