Сочинение человек и природа в лирике фета

Человек и природа в лирике А.А.Фета

/ Сочинения / Фет А.А. / Разное / Человек и природа в лирике А.А.Фета

  Скачать сочинение

    Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…», – говорил поэт. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я».

Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном».     Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета.

Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:     «зеленая ива повисла шатром»,     «весны душистой нега»,     «ароматные цветы» и т.д.     По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии» и т.д.

Обратите внимание

    Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» вызвало литературный скандал. Однако это стихотворение Фета высоко оценили Тургенев, Дружинин и Достоевский.     В стихотворении два плана: первый – природа, второй – душевное состояние человека. Второй план частный, интимно-человеческий. Стихотворение безглагольное, в нем нет сказуемых, одни назывные предложения, одно восклицательное предложение.

Фет в стихотворении изображает не столько предметы, явления, оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина. Перед нами любовное свидание до зари. Первая строфа – завязка.

Вечер – она пришла на свидание; ночь – проходит в упоении любви; утро – слезы счастья и расставания. Мир природы и мир человека, чувство любви, чувство тончайшее, невыразимо сильное, о таком чувстве словами не скажешь. Так о любви до Фета никто не говорил.

    Стихотворение написано в стиле импрессионизма (импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, в случайных снимках памяти, предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и те складываются в цельную картину).     В этом стихотворении изображена не плотская любовь, а духовная, на что указывает и финал стихотворения, т.е.

концовка, которая у Фета очень важна:     «И заря, заря!..» — эти слова звучат не в ряду с другими словами, а выделены. Заря у Фета – высшее выражение чувств, свет любви.     Эпитеты: «робкое дыханье», «волшебные изменения милого лица».     Олицетворения: «сонный ручей».     Стихотворение написано хореем. Женская рифма придает мелодичность и выразительность.

Две первые строфы – полное бессоюзие, передающее динамику происходящего. И как бы завершая сцену свидания, в последней строфе тройное употребление союза «и» снимает напряжение и вводит спокойную ноту, передающую состояние души возлюбленных.     Свидетельством необыкновенной музыкальности стихов Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

К особому эмоциональному восприятию стихотворения подготавливает чудесный живописный пейзаж, сотканный из ярких мазков и освещения. Все вокруг залито лунным светом, и оттого ночная пора и мир природы предстают в своем неожиданном сиянии. Это стихотворение Фета можно сравнивать с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…».

Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй, правда у Фета вторая встреча могла и не быть реальной. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски:     И много лет прошло, томительных и скучных…     Последние четыре строки – это смысловое музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал значим.

Важно

Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают лирического героя над временем и смертью:     А жизни нет конца, и цели нет иной,     Как только веровать в рыдающие звуки,     Тебя любить, обнять и плакать над тобой!     В стихотворении Фета «Это утро, радость эта…» чередуются в вихре восторга отдельные слова. Эти слова – имена существительные, лишенные определений.

Стихотворение-эксперимент. Единственное поясняющее слово, многократно (24 раза) возникающее на пространстве 18 коротких строк – «это» («эти», «этот»). Совершенно не живописное слово. Казалось бы, оно мало подходит для описания такого красочного явления, как весна. Но при чтении фетовской миниатюры возникает завораживающее, маническое, прямо проникающее в душу настроение.

Зоркий глаз читателя может выявить в этом как будто сумбурном перечислительном ряду глубокую логику:     сначала взгляд, устремленный вверх (небо, птицы);     потом – вокруг (ивы, березы, долы);     наконец, взгляд, обращенный внутрь себя, в свои ощущения («мгла и жар постели», «ночь без сна»).     Читатель должен почувствовать весеннее душевное состояние, пережить его.     Афанасия Афанасьевича Фета можно назвать самым лиричным лириком XIX в. Фет — поэт субъективный, поэт неопределенных, недосказанных, смутных чувств, «получувств».      Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья».

    Салтыков-Щедрин писал: «Стихи Фета дышат самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Профессор Московского университета, давний поклонник Фета, Петр Кудрявцев, замечал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед нами красоту мира, красоту жизни и любви».

33559 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»: Природа в творчестве А.А. Фета

/ Сочинения / Фет А.А. / Разное / Человек и природа в лирике А.А.Фета

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00024301184864171991

Сочинение «Человек и природа в лирике А. А. Фета.»

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.

В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа.

Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой:Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца — символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.

Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.

Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес.Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».«Шепот, робкое дыханье…» Темы стихотворения: природа, любовь.

Свидание в саду.

Совет

Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое.

Ключевые образы лирики Фета— «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни — высшее выражение душевного подъема.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) — самое прекрасное в человеческой жизни.

Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа.

Аллитерация (н—л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй.

Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных».

Последние четыре строки — это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим.

Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Источник: https://shdo.net/sochinenie-chelovek-i-priroda-v-lirike-a-a-feta/

Человек и природа в лирике А. А. Фета (План-сочинение)

Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает романтическую традицию, в рамках которой возвышает эстетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А.

Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремление к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным процессом.

Лишь мгновение прозрения, вспышка дана человеку, чем и объясняется небольшой объем произведений поэта. Всем стихотворениям А. А. Фета свойственна особая музыкальность.

Образ природы в поэзии А. А. Фета. Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое существо, со своим неповторимым миром.

Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни.

Обратите внимание

В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину:

Учись у них — у дуба, у березы.Кругом зима. Жестокая пора!Напрасные на них застыли слезы,И треснула, сжимаяся, кора.«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)

Поэт наполняет стихотворение постоянными обращениями к читателю, облекая их в повелительную форму. Такой дидактизм, по мнению автора, должен активизировать восприятие читателя.

Все злей метель и с каждою минутойСердито рвет последние листы,И за сердце хватает холод лютый;Они стоят, молчат; молчи и ты!Но верь весне. Ее промчится гений,Опять теплом и жизнию дыша.Для ясных дней, для новых откровенийПереболит скорбящая душа.«Учись у них — у дуба, у березы…» (1883)

Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:

На пригорке то сыро, то жарко,Вздохи дня есть в дыханье ночном, -Но зарница уж теплится яркоГолубым и зеленым огнем.«Вечер» (1855)

Средства художественной выразительности в стихотворениях А. А. Фета о природе. Поразительная острота чувства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850).

Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предположить, к изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения.

Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий:

Шепот, робкое дыханье.Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья.

Действие развивается одновременно в отношениях людей и в природе. Автор использует прием параллелизма, на котором и строится все стихотворение. Именно параллелизм в представлении человека и природы позволяют поэту раскрыть полутона внутреннего мира влюбленного.

Два начала проникают друг в друга, дополняют, смешиваются. В стихотворении черты природы переходят на человека, а изображаемая картина природы получает психологическую трактовку.

Очень осторожно, размытыми штрихами поэт устанавливает внутреннее родство между гармоничным миром природы и человеком.

Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица.

Важно

Поэт как бы фиксирует мгновения, а недосказанность позволяет читательской фантазии восполнить пропущенные автором части картины.

В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!..

Внутренняя динамика изображаемого создается не только сменой картин, но и течением времени, которое А. А. Фет вводит в повествование через изменения теней, света и появлением в конце повествования лучей солнца, предвосхищающих утро.

Эмоциональный всплеск в финальной строке стихотворения окончательно соединяет мир природы и человека, т. к. заря воспринимается как начало жизни всего сущего и начало чувства.

Летняя ночь, наполненная лирическими событиями, предстает как прелюдия счастья и гармонии.

Мир природы становится в поэзии А. А.

Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает красоты, художник видит ее, отвлекает от всех остальных качеств предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение».

Читайте также:  Сочинение человек в тоталитарном государстве

Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» (Н. Страхов) и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.

Источник: http://www.sochuroki.com/chelovek-i-priroda-v-lirike-a-a-feta-plan-sochinenie/

Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета

Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте.

Фет строит картину мира, который он видит, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и метель, и звезды. Каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту.

Важной особенностью пейзажной лирики Фета является его умение чувствовать непосредственную близость своей души к миру природы. Поэт не просто описывает бабочку, ее полет, а улавливает ее «дыхание»:

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Совет

Лирический герой Фета способен к обостренному восприятию природы, он является частью ее, маленькой песчинкой в большом пространстве:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, —

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась…

Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:

Растут, растут причудливые тени,

В одну сливаясь тень…

Уж позлатил последние ступени

Перебежавший день.

Преобладание глаголов несовершенного вида (растут, позлатил, восходишь, обращаю, смолкает, скользишь, сыплет) создает эффект движения, перехода от дня к ночи: вот садится солнце, и начинают расти «причудливые тени», наступают сумерки, сливая их в «одну тень», вот последние лучи заходящего солнца освещают вершины гор, а на небе светят два светила – солнце и луна. Вскоре последние лучи солнца исчезают («потухли выси гор»), и мир погружается в неподвижность.

Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.

Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…». Важно отметить, что движение создается  поэтом при полном отсутствии глаголов:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью. Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.

Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас.

Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай».

Природа у него — это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.

Источник: https://students-library.com/library/read/46775-zizn-celoveka-i-mir-prirody-v-lirike-aa-feta

Человек и природа в лирике А. Фета (На примере стихотворений «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»)

Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир… 

И. Никитин

А. А. Фет снискал в литературе славу тончайшего лирика. Ни эпический, ни драматический род литературы не был его призванием.

Он был одним из самых крупных поэтов так называемой школы «чистого искусства», резко противопоставившей себя представителям гражданского направления в литературе, писателям-демократам, соратникам Чернышевского и Некрасова.

Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые волновали его современников, Фет ограничил свое творчество тремя темами: любовь, природа, искусство.

«Стремясь от людей утаиться», поэт уходит в мир природы, чтобы обрести гармонию. Фет сумел очеловечить природу, найти в ней отзвук своим настроениям и чувствам, передать красоту родного пейзажа.

«Природы тайный соглядатай», поэт обладал острым поэтическим зрением и слухом, что дало право П. И. Чайковскому указать на певучесть и музыкальность лирики Фета: «…

Обратите внимание

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант».

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» — одно из ранних в лирике Фета и одно из самых популярных. Темы любви и природы, затронутые здесь,— вечные темы поэзии, Однако Фет сумел сказать в своем произведении нечто новое.

От его поэтического шедевра веет свежестью. Оно ни на что не похоже. Для Фета это вообще характерно и соответствует его поэтическим установкам.

Фет писал: «Поэзия требует новизны, под новизной я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».

Необычно уже само начало стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать…». Для нас сегодя эта строка удачна с художественной точки зрения, но во времена же Фета это воспринималось как поэтическая дерзость. Сам же поэт шутливо и не без гордости называл свои произведения стихами «в растрепанном роде».

Неточные слова и как бы «растрепанные» выражения создают в стихах Фета не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Начальные слова «Я пришел к тебе с приветом…» кажутся особенно органичными и естественными для живой речи, Создается впечатление, что поэт не задумывался специально над словами, а они сами сложились в его голове.

Стихотворение заканчивается строками:

…не знаю сам, что буду 
Петь, — но только песня зреет.

Эти строки тоже о естественности поэтического слова.

Опорными, ключевыми в стихотворении являются слова: «привет», «солнце», «свет», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг другу, создают представление о сильном переживании: о радости, счастье, любви и весне. Они похожи на звонкий музыкальный аккорд, который нарастает, усиливается.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» отличается удивительной цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, оно произносится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Лирический герой видит рассвет и луч солнца, который бежит по листьям:

Лес проснулся, 
Весь проснулся, веткой каждой…

Важно

Птицы начинают петь. Оживает природа — оживает и душа лирического героя. Природа и чувства героя соотносятся, и все это находится в движении: радость героя и мир, залитый солнцем, проснувшийся лес, жаждущий весны, и человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, и зреющая в душе торжественная песня.

Цельности стихотворения способствуют и повторы, которые скрепляют слова и приводят их в движение. Через равные периоды во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф повторяется слово «рассказать»: «Рассказать, что солнце встало…

», «Рассказать, что лес проснулся», «Рассказать, что с той же страстью…», «Расказать, что отовсюду…» Именно это слово является скрепляющим строфы элементом, придает всему стихотворению ощущение единства. Есть и другие слова-повторы: «лес проснулся» — «весь проснулся»; «веткой каждой» — «каждой птицей».

Многократное повторение союза «что» придает стихотворению плавность.

В стихотворении можно выделить яркие эпитеты, помогающие создавать радостно-приподнятое настроение, например, «горячий свет», «весенняя жажда». Фет также использует и олицетворения: «лес проснулся», «солнце встало».

Логическим ударением автор выделяет главное смысловое слово стихотворения — любовь, радость жизни и пробуждающаяся природа вызывают в душе человека песню. Это песня о весне в природе и о зарождающихся чувствах человека. Как лес «весенней полон жаждой», так и душа лирического героя открыта счастью.

Фет большое значение придавал концовке стиха, считая, что именно здесь должна сосредоточиваться вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова.

Именно такова концовка данного стихотворения. Она действительно завершает лирический сюжет. Стихотворение заканчивается песней. Песня — это высший взлет, высшая точка радости.

Для песни еще нет слов, но сама мелодия уже есть, она просится наружу.

Молодой поэт заявил о себе в русской литературе этим стихотворением. Он пришел рассказать о блеске солнечного утра и страстном трепете молодой, весеней жизни, о жаждущей счастья влюбленной душе и неудержимой песне. Он принес этим стихотворением романтическое дыхание весны в поэзию.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» темы любви и природы также слиты воедино. Здесь получила наиболее яркое отражение такая особенность фетовской лирики, которую критики назвали «безглагольность», Действительно, в стихотворении нет действия — лишь быстрая смена картин:

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Картины, возникающие перед читателем, статичны — в них самих нет движения. Фет использует тот принцип, который можно было бы назвать принципом перебирания фотографий. Смена этих картин придает стиху удивительную динамичность и воздушность, помогает изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. На фоне картин природы «милое лицо» изменяется.

Совет

Читатель будто наяву видит свидание в саду. Ночной полумрак. Поют соловьи, и цветут пурпурные розы. Ничего не происходит, но поэту удается через серию картин передать напряженное лирическое переживание, эмоции героя, момент любви. «Пурпур розы» в финале плавно перетекает в цвет зари. Это символ света, любви, высшее выражение душевного подъема:

И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

В основе эстетико-философской концепции Фета лежит мысль о тесной взаимосвязи человека и природы. Лирический герой его поэзии стремится стать частью природы, что позволит ему обрести радость в душе и абсолютную свободу.

Он растворяется в мире природы и потому видит ее душу, ее тайну. Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний, Его лирические миниатюры отличаются богатством оттенков, нежностью, душевной теплотой.

Их назначение передать не столько мысли и чувства поэта, сколько его «летучее» настроение.

Источник: http://5litra.ru/soch/1003-chelovek-i-priroda-v-lirike-a-feta-na-primere-stihotvoreniy-ya-prishel-k-tebe-s-privetom-shepot-robkoe-dyhane.html

Человек и природа в лирике Фета

В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”, “Вечера и ночи”, “Море “).

Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний лирического героя.

В этих стихах “жизнь души” обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой, преломившись через “магический кристалл” человеческого восприятия.

Фетовский лирический герой не желает знать страданий и скорби, думать о смерти, видеть социальное зло. Он живет в своем гармоничном и светлом мире, созданном из волнующих своей красотой и бесконечно разнообразных картин природы, утонченных переживанийи эстетических потрясений. Он стремится слиться с запредельным.

Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Самый счастливый миг для него – ощущение полного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца – символ духовного соединения с природой(причем такого соединения, которое происходит, как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического “двоемирия”. Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:

Но безмолвствует, пышно чиста,

Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

В известном стихотворении “Шепот, робкое дыханье.” состояние человека развивается параллельно состоянию природы:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

В стихотворении нет ни одного глагола, и все-таки оно наполнено движением. Отрывочные образы (жизнь сердца, жизнь природы) складываются, как стеклышки мозаики, в единую картину:

Свет ночной, ночные тени,

Читайте также:  Любовь и предательство в повести иуда искариот андреева сочинение

Ряд волшебных изменений

Фет не описывает целостную картину, а дает несколько точных мазков, с тем чтобы “смешение красок” в единый “тон” произошло в воображении читателя. Здесь хорошо просматривается импрессионизм в лирике Фета (Фет – поэт остановленных мгновений).

Обратите внимание

Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета – “роза” и “соловей”. “Пурпур розы” в финале переходит в торжествующую “зарю”.

Это символ света любви, восхода новой жизни – высшее выражение душевного подъема.

В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад.” соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка)- самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация ( н – л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.

Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Стихотворение можно сравнить с пушкинским “Я помню чудное мгновение.”. Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием.

Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: “И много лет прошло томительных и скучных”. Последние четыре строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим.

Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, “трелях соловья”.

Источник: http://schoolessay.ru/chelovek-i-priroda-v-lirike-feta/

Человек и природа в лирике Афанасия Фета

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”, “Вечера и ночи”, “Море”).

Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа.

Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Важно

Самый счастливый миг для него – ощущение полного слияния с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца – символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.

Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического “двоемирия”.

Человек начинает говорить на прекрасном языке природы: Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.

Обращениям к природе в лирике Фета нет конца: Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес. Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы “сладко вздохнуть”.

“Шепот, робкое дыханье…” Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. “Музыка любви”.

Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета – “роза” и “соловей”. “Пурпур розы” в финале переходит в торжествующую “зарю”.

Это символ света любви, восхода новой жизни – высшее выражение душевного подъема. В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад…” соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) – самое прекрасное в человеческой жизни.

Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа.

Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Стихотворение можно сравнить с пушкинским ” Я помню чудное мгновенье…”.

Совет

Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием.

Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: “И много лет прошло томительных и скучных”. Последние четыре строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения.

У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Источник: https://ukrtvir.com.ua/chelovek-i-priroda-v-lirike-afanasiya-feta/

Человек и природа в лирике А А Фета

В ЛИРИКЕ Ф.ТЮТЧЕВА

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ

Билет 9

ДИКИЙ ПОМЕЩИК

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всœем пространстве владений глупого помещика».

Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), но оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.

При этом он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться на четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).

Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелœело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

В философской лирике Тютчева утверждаются величие мироздания, единство природы и внутреннего мира человека (ʼʼмировой душиʼʼ), вечные мучительные раздумья над вопросами бытия: о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношении природы и человека, о внутренних противоре-чиях человеческой души. Далеко не всœегда эти вопросы находят разрешение, но они волнуют читателя, заставляют его думать и переживать. Тютчев (1803-1973) – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций (представлений) поразителœен:

Стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета широко известны. Это удивительные стихи, отличающиеся особой музыкальностью. М. Е. Щедрин писал: ʼʼ…Романсы его распевает чуть ли не вся Россияʼʼ. Фет — певец любви и природы, влюбленный в красоту окружающего мира, еще Тургенев говорил об этом.

Но его интересует не только пейзаж, но и внутренний мир человека, взаимоотношения его с природой.Все его творчество можно разделить на два периода: первый, когда природа в его стихах изображается как стихия, которая соотносится с духовным миром человека; второй период охарактеризован разладом.

Обратите внимание

Человек и природа уже не могут находиться в гармонии, потому что человек хочет быть вечным и прекрасным, как природа, но обречен на борьбу и смерть.

В одном из своих циклов, который принято называть ʼʼСнегаʼʼ, Фет вводит читателя в мир русской природы (суровые, занесенные снегом равнины, тройка, летящая по этим просторам, и т. д.)

Свежесть, естественность, богатство эмоционального внутреннего мира человека в лирике Фета обусловлены русской действительностью середины XIX в. В стихотворении ʼʼПечальные березы…ʼʼ основным является образ березы, символизирующий именно русскую природу.

Предчувствие перемен взывало к новому человеку и новой человечности.

Оригинальность его стихотворений состоит по сути в том, что, одушевляя природу, он вместе с этим соединяет ее с внутренним миром человека:

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.

Природа (цветы спят) сливается с жизнью человеческой души (сердце цветет). ʼʼЦветущееʼʼ сердце в данном случае — символ этого слияния.

Фет воспринимает человека через то, что его окружает, и пытается говорить с ним на языке природы. Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет — уже намек, Ты поймешь мои признанья, Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья.

Фет дорожит мигом, его называли ʼʼпоэтом мгновенияʼʼ. Он умел запечатлевать неуловимые моменты жизни природы. Он сам писал об этом:

Важно

Лишь у тебя, поэт, крылатый сердца звук Хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах…

Человек органично входит в природу, он неотделим от нее. Любимая — это сама весна, сама Красота. И чувство любви у Фета подчинœено природе: ʼʼРаспахни мне объятья свои, Густолистый развесистый лесʼʼ. В стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье…ʼʼ радость любви неотделима от радости, разлитой в природе.

Элементы пейзажа органично соединœены с реалиями человеческой жизни и создают единую законченную картину. ʼʼШепот, робкое дыханьеʼʼ созвучны с ʼʼтрелями соловьяʼʼ, в ночных тенях происходит ʼʼряд волшебных изменений милого лицаʼʼ. В этом стихотворении нет ни одного глагола, и, тем не менее, поэт сумел передать всю остроту движения в природе, перечисляя лишь предметы и явления.

Но всœе предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Ночь в данном стихотворении показана как смена мгновений, как поток событий, который разливается между человеком и природой. Последняя строка — ʼʼИ заря, заря…ʼʼ — звучит как высшее выражение чувства, это. свет любви.

Особенностью стихотворений Фета является то, что любое состояние души или картины природы он рассматривает как часть одного бесконечного всœелœенского процесса.

Пейзажные зарисовки Фета сродни картинам импрессионистов. Это сходство состоит по сути в том, что значимость мгновения жизни как бы увеличивается в объёме, фиксируется и начинает восприниматься как чудо. Также в стихах Фета есть стремление необычно показать обыкновенные вещи (падение звезды, цветение цветов), субъективность мировосприятия.

В картинах природы преобладают светлые, жизнерадостные тона и яркие краски. Поэт видит в природе то, чего не замечали другие: он любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину, то есть переживает с нейвсœе мгновения. В стихотворении ʼʼФантазияʼʼ (ʼʼМы одни, из сада в стекла окон светит месяц…

Тусклы наши свечиʼʼ) прослеживается вера поэта в беспредельность жизни и природы, в гармоничное слияние с ней человека.

Совет

Вероятно, Фет видит в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

С созерцанием природы связаны и философские размышления поэта. Набпюдая жизнь окружающего мира, он задумывается над важнейшими вопросами человеческого бытия. Через природу Фет» постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В стихотворении ʼʼУчись у них — у дуба, у березы…ʼʼ мы видим суровый зимний пейзаж, ʼʼжестокую поруʼʼ.

Деревья стойко переносят ʼʼхолод, лютыйʼʼ,порывы ветра, злую метель: ʼʼΟʜᴎ стоят, молчатʼʼ, ʼʼ…молчи и ты!ʼʼ — обращается Фет к своему читателю, советуя нам так же стойко переносить всœе невзгоды судьбы.

Как в жизни природы животворящая сила весны побеждает суровую зиму, так и в жизни человека горькие дни сменятся радостными и счастливыми:

Человек должен постоянно вглядываться в природу, учиться у нее й в то же время познавать себя и свои возможности. Лирический герой Фета всœегда стремится слиться с запредельным, постичь гармонию и красоту мира, и к этому он призывает нас, своих читателœей. Природа, в представлении Фета͵ — это мудрый советчик человека и лучший его наставник и учитель.

Гармония отношений человека и при- роды не перестает волновать нас и сейчас, в связи с этим стихи Фета всœегда будут актуальны и современны.

Источник: http://referatwork.ru/category/literatura/view/120505_chelovek_i_priroda_v_lirike_a_a_feta

Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Вариант 1

Художественное творчество есть самая изумительная,

самая непостижимая, самая таинственная тайна.

А. А. Фет.

Стихотворения А. А. Фета — особая глава русской поэзии. Автор этой главы представляет окружающий мир прекрасным и гармоничным.

«Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохнове­нием, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души челове­ческой», — писал известный критик А. В. Дружинин в своей статье —  «Стихотворения А. А. Фета».

Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрас­ное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и осо­бая прозорливость изображающего ее «ум сердца»: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».

Читайте также:  Анализ рассказа крепкий мужик шукшина

Благодаря этой поэтической зоркости, весь окружающий мир' представал перед Фетом прекрасным и гармоничным. «Целый мир от красоты», — утверждал поэт.

Обратите внимание

Увлечение Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Види­мо, здесь сыграло роль сближение с писателями круга «Современ­ника», в особенности с И. С. Тургеневым.

Исследователи художественного мастерства Тургенева справедли­во отмечают, что «у Тургенева нет деревьев, растений, птиц и на­секомых вообще; его флора и фауна всегда конкретны и определенны». Фет переносит эту же особенность в поэзию.

Явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников.

В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую ок­раску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др. и каждая птица показана в ее своеобразии. Когда Фет пишет:

И слышу я, в изложине росистой

В полголоса скрипят коростели.

«Степь вечером»

— здесь в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса, и даже како­во значение услышанных звуков. Ведь в другом стихотворении «Жду я, тревогой объят» в непроглядной тьме ночи коростель «хрипло подругу позвал».

Еще одной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление к фиксации изменений в природе. Наблюдения его в сти­хах постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние, летние, осенние или зим­ние. Фет изображает более частные, более короткие и тем самым более конкретные отрезки сезонов. Вот, скажем, приметы поздней осени:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию дыхания мороза;

Краснели по краям кленовые листы,

Горошек отцветал, и осыпалась роза.

Над мрачным ельником проснулася заря,

Но яркости ее не радовались птицы;

Однообразный свист лишь слышен снегиря,

Да раздражает писк насмешливой, синицы.

У Фета природа — объект художественного восторга, эстетичес­кого наслаждения, Фетовский эстетизм, «преклонение перед чистой красотой», (горою ведет поэта к нарочитой красивости, даже к банальности.

Можно отметить постоянное употребление таких эпитетов, как «вол­шебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный.-) и др.

Этот узкий круг условно-поэтических эпитетов прилагается к ши­рокому кругу явлений действительности.

Важно

Говоря о пейзажной лирике Фета, нельзя не отметить, что новиз­на изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрес­сионизму. Этот уклон впервые в русской поэзии, определенно про­явился у Фета. Признак этого стиля — «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штри­хах».

Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в дан­ный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом.

Фет так и говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвав­шей это впечатление».

А. А. Фет изображает внешний мир в том виде, какое ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описания природы оно, прежде всего, служит выражением лирического чувства.

Что такое природа в стихотворениях Фета? Все в ней — сумрачные осен­ние дни и первый весенний цветок, томительный среднерусский пол­день и короткая северная ночь, плач комара и хриплый призыв коро­стеля — превращается под пером поэта в золото чарующего стиха.

Поэт стремится передать жизнь природы в момент перехода ее из одного состояния в другое, запечатлеть мгновение этого перехода. Она дышит, она движется, она чувствует.

Перечитаем стихотворение «В дымке-невидимке» (1873). В этом стихотворении нет ни неба, ни земли — а есть дымка-невидимка, нет воздуха — есть движение цветущего сада.

И из этой туманной не­определенности перехода вечера в ночь как бы выглядывают конк­ретные детали: «Плачет старый камень, в пруд роняя слезы», «Уро­нила косы голова невольно».

Совет

Последние строки-вопросы, уводя от конкретных картин, погружают нас в мир состояний и ощущений.

О состояниях природы и ощущениях человека стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», которое можно назвать символом фетовской поэзии. Это стихотворение написано Фетом в годы военной службы и было напечатано во втором номере журнала «Москвитя­нин» 1850 года:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Стихотворение о любви, о встрече влюбленных. Только любов­ное свидание окутано какой-то «полупрозрачной завесой», каким-то таинственным полумраком. Это один из тех случаев, когда, по словам автора, поэт «не подымает окончательно завесы перед зри­телем, предоставляя ему возможность глядеть сквозь дымку».

Что-то заставляет перечитывать это стихотворение вновь и вновь. Может быть, завораживающая «размытость», а может, необычность и незавершенность композиции. Поражает «безглагольность» поэтического текста. Это не технический эксперимент автора, а осо­бенность стихотворения о «музыке любви».

Все стихотворение — одна фраза, все ее части — назывные пред­ложения, и, тем не менее, оно полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют друг друга, льются одним пото­ком, почти без пауз, через запятую.

И если в начале мы слышим трели соловья — птицы ночи и видим «серебро сонного ручья» и «ночные тени», то в конце всем миром завладеет заря. Стихотво­рение читается на одном дыхании: как пред началом пения делается глубокий вдох и лишь в конце — выдох.

Здесь нет логической после­довательности, так как Фет сумел выразить огонь крови, дрожь сер­дца, волнение и нарастание страсти: «Шепот, робкое дыханье…» -так, пока еще робко говорит о себе зарождающееся чувство.

«Ряд волшебных изменений милого лица», — может, состояние природы меняет облик лирического героя? Или изменилось состояние его души? Ответы на эти вопросы мы находим в последних строках: «И лобзания, и слезы, \ И заря, заря!..»

Многоточие в последнем предложении дает ощущение незавер­шенности, а само стихотворение рождает состояние бесконечности, перерождение лирического героя длится от заката до рассвета, но сколько звуков, цветов, чувств таит в себе эта ночь. Фет играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной мелодией. В этом и есть мастерство истинного поэта, сумевшего объединить в лирическом стихотворении жизнь природы и состояние человека.

Обратите внимание

А. А. Фет по-своему увидел красоту явлений жизни и сумел пе­редать ее с помощью различных средств поэтического языка: олицетворения «сонный ручей», эпитетов «волшебные изменения», метафор «бледный блеск», «тени без конца».

При всем разнообра­зии художественных средств стихотворение «Шепот, робкое дыха­нье…» выдержано в одной тональности. Оно, как и многие стихи Фета, очень музыкально. Недаром великий композитор П. Й.

Чай­ковский называл Фета музыкантом.

Такое милое, певуче, ласковое стихотворение. А сколько вокруг него было споров! Одни говорили: лирика чистой воды. Другие не понимали, как можно в пору общественных потрясений (50-е — 60-е годы XIX века) слагать такие безмятежные строки и воспевать «трели соловья».

Третьи писали едкие эпиграммы и пародии, высмеиваю­щие Фета. Но наряду с критикой, существовала и позитивная оцен­ка этого стихотворения. К числу его ценителей относился Ф. М. До­стоевский, который назвал стихотворение «Шёпот, робкое дыха­нье…

» «памятником совершенства поэзии и языка», возбуждающим ' «эстетический восторг и чувство красоты».

Поэт считал, что предметом искусства должно быть прекрас­ное: красота, которая «разлита по всему мирозданию», любовь, «ко­торая, как связующее начало, разлита во всей природе», сокровенные моменты созвучия космической и душевной жизни, творения искус­ства. Всем этим и «дышит поэзия Фета. Его лирика слишком нео­бычна, причудлива и утончена, она полна недомолвок, недоговорен­ности оттого, что автор считает себя бессильным словами передать смутные, трудноуловимые впечатления.

Поэзия А. А. Фета всегда современна, потому что красота, при­рода, любовь — вечны и «нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться».

Вариант 2

    А. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и пере-

    довой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика.

Важно

Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высокоразвитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически.

В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.

    В моем саду, в тени густых ветвей

    Поет в ночи влюбленный соловей.

    У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым:

    Как майский глубокий

    Зефир, ты, мой друг, хороша.

    У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:

    В небесах летают тучи,

    На листах сверкают слезы,

    До росы шипки грустили,

    А теперь смеются розы.

    Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего «Ада», Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:

    Какой горючий пламень

    Зари в такую пору!

    Кусты и острый камень

    Сквозят по косогору.

    Ушли за днем послушно

    Последних туч волокна…

    О, как под кровлей душно,

    Хотя раскрыты окна.

    Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами.

У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна.

Картины при роды, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:

    Смотри, красавица, — на матовом фарфоре

    Румяный русский плод и южный виноград.

    Как ярко яблоко на лиственном узоре!

    Как влагой ягоды на солнышке горят.

    Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить манделынтамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла…» — ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетовской мелодикой и ритмикой.

    Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:

    Уснули метели

    С печальной зимой,

    Грачи прилетели,

    Пахнуло весной.

    Широкая карта

    Полночной земли

    Чернеет, и марта

    Ручьи потекли.

    Для песни полночной

    Отныне живи,

    Душой непорочной

    Предайся любви.

Совет

    Даже запись в альбом, поэтический пустяк, он превращает в эстетическое событие: «Среди фиалок в царстве роз // Примите искренний поклон…» Его, фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», а еще:

    На природе с каждой каплей

    Зеленеет вся одежда,

    В небе радуга сияет,

    Для души горит надежда.

    При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.

    Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://soch67.info/index.php/sochineniya-po-literature/sbornik-sochinenij-5-11-klass/3751-zhizn-cheloveka-i-mir-prirody-v-lirike-a-a-feta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector