Сочинение евгений онегин — энциклопедия русской жизни 9 класс

«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» сочинение

«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни». Нужно быть действительно гениальной личностью, чтобы решить­ся на создание романа о своих современниках, о русской жизни девят­надцатого столетия, да еще в стихах.

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан в 20—30-е годы позапрошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим со­бытием в истории русской литературы.

Он был первым произведени­ем, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г.

Белинский назвал ро­ман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей сте­пени народным произведением.

Обратите внимание

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального са­мосознания.

В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обще­стве усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада.

Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.

С присушим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и куль­турную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло.

Вместе с автором любуемся чудной грацией «блис­тательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную рус­скую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касает­ся Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую ха­рактеристику.

В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов».

На этом широком фоне Даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:

Петербург неугомонный.

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Жизнь Евгения однообразна и пестра: балы, рестораны, театры, снова балы.

Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего че­ловека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, рав­нодушные, лишенные высоких помыслов.

Пушкин описывает это об­щество более подробно в восьмой главе:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы…

Важно

С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составля­ют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, «заслуживающие известность низостью души».

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциаль­ное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характер­ны для этих «поместных владетелей». Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представ­ляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой гла­ве Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства.Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины. Буянов, Пустяков.

Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей.

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум…

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображе­на жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцати- лстней девочкой выдали замуж против ее воли.

Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, ца­рившие в деревне.

Мать Татьяны так же просто и естественно, как со­лила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крес­тьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, при­чем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин при­знавался: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донель­зя».

Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскры­тия с невидимым, но многоликим читателем.

На протяжении всего ро­мана эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Совет!

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шут­ка: «читатель ждет уж рифмы «розы», на вот, возьми ее скорей». А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Лен­ского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!..

Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодуш­ной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата:

Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья,

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор…

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полеми­ческий задор. Это своеобразный манифест художника, который проде­лал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником — жизнь, ее повседневная простота.

Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иност­ранщины, от школьной скованности.

В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к кон­цу работы над романом уже написаны и «Борис Годунов», и сказки. Поэт в расцвете сил, в разгаре творческого освоения народности.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное тво­рение нашего национального поэта. Великий критик писал: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское об­щество и обгоняет «Онегина»: Как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…».

Источник: https://sochinenya.com/evgenij-onegin-enciklopediya-russkoj-zhizni-sochinenie/

«Евгений Онегин» — «Энциклопедия русской жизни»

    Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан в 20—30-е годы прошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.

За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением., 
    Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века.

Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.

 
    С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову.

Обратите внимание

Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов» .

 
    На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:

    Петербург неугомонный 

     Уж барабаном пробужден. 
     Встает купец, идет разносчик, 
    На биржу тянется извозчик, 
    С кувшином охтенка спешит. 
     Под ней снег утренний хрустит.

    И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Жизнь Евгения «однообразна и пестра»: балы, рестораны, театры, снова балы.

Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов.

Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

    Тут был-, однако, цвет столицы, 

    И знать, и моды образцы, 
     Везде встречаемые лицы, 
    Необходимые глупцы…

    С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, «заслуживающие известность низостью души». 

    В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих «поместных владетелей”. Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных. 
    Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков. 
    Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:

    Все в них так бледно, равнодушно; 

    Они клевещут даже скучно; 
     В бесплодной сухости речей, 
    Расспросов, сплетен и вестей 
    Не вспыхнет мысли в целы сутки, 
    Хоть невзначай, хоть наобум…

    Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли.

Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне.

Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели». 

    Таким образом, в романе «Евгений Онегин» все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа. 
    Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: “Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя”. Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица. 
    Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: “читатель ждет уж рифмы “розы”, на вот, возьми ее скорей”. А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

    Я помню море пред грозою: 

    Как я завидовал волнам, 
    Бегущим бурной чередою 
     С любовью лечь к ее ногам! 
     Как я желал тогда с волнами 
    Коснуться милых ног устами!..

    Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата:

    Смирились вы, моей весны 

    Высокопарные мечтанья, 
    И в поэтический бокал 
    Воды я много подмешал.

    Иные нужны мне картины. 

     Люблю песчаный косогор, 
     Перед избушкой две рябины, 
     Калитку, сломанный забор…

Важно

    Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником — жизнь, ее повседневная простота. 

    Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности. В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и “Борис Годунов”, и сказки. Поэт в расцвете сил, в разгаре творческого освоения народности. 
    В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал. «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор.„».

Читайте также:  Образ михея тарантьева в романе обломов гончарова сочинение

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/evgenij-onegin/5874-evgenij-onegin-entsiklopediya-russkoj-zhizni

“ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” – ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Роман в стихах “Евгений Онегин” по праву можно назвать не только лучшим произведением А. С. Пушкина, вершиной его творчества, но и одним из самых изумительных произведений мировой литературы. Не зря В. Г.

Белинский в своей восьмой статье “Евгений Онегин” писал: “Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина.

Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве “Онегина”, эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”.

Ни одна настоящая энциклопедия не даст такого лаконичного ив то же время полного представления об эпохе, о быте, идеалах, нравах и страстях представителей всех сословий, какое дает “Евгений Онегин”. Роман уникален широтой охвата действительности, многосюжетностью, описанием отличительных особенностей эпохи, ее колорита.

Именно поэтому В. Г. Белинский сделал вывод: “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”. В этом произведении отразился “век и современный человек”. Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина.

В “Евгении Онегине”, как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В “Евгении Онегине” отразилась вся русская действительность.

Здесь и глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Совет!

Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор точно воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии “Горе от ума”. Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть.

Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету.

Давайте вспомним, как искренне Татьяна признается Евгению в конце романа:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них?

Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на дуэли Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. “И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!” – восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неоднородно. Это и “светская чернь”, превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией.

Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: “Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой – как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора “Евгения Онегина”, он сохраняет безусловную ценность”. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения.

Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за ее “внешней мишурой” нет ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников.

Обратите внимание

Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм – вот то наследие, которое Онегин получил от “высшего света”.

Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене.

За 50 лет до появления на свет “Евгения Онегина” эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии “Недоросль”.

Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили в основном пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал:

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…

Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает “милую” Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем.

Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, “она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод…” Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе – залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической, лишенной экзотики, русской природой. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: “Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее”. На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке с книгами, воспоминанию о своей няне:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Белинский считает, что жизнь Татьяны – страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром.

Пушкин “умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества”, – отмечал Белинский в критической статье.

Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим “Евгения Онегина” энциклопедией русской жизни. Роман А. С.

Важно

Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. “Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор”.

Источник: https://goldsoch.info/evgenij-onegin-enciklopediya-russkoj-zhizni/

«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»

Роман в стихах «Евгений Онегин» по пра­ву можно назвать не только вершиной творчества А. С. Пушкина, но и одним из самых великих произведений мировой ли­тературы. В. Г.

Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фанта­зии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отра­зилась бы с такой полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пуш­кина.

Здесь вся жизнь, вся душа, вся лю­бовь его; здесь его чувства, понятия, идеа­лы… Не говоря уже об эстетическом досто­инстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и об­щественное значение».

Ни одна энциклопедия не даст такого ла­коничного и в то же время полного пред­ставления об эпохе, о быте, идеалах, нра­вах и страстях представителей всех сосло­вий, какое дает «Евгений Онегин». Роман уникален широтой охвата действительнос­ти, многосюжетностью, описанием отли­чительных особенностей времени, его ко­лорита. В. Г.

Белинский сделал вывод: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народ­ным произведением». В этом произведе­нии отразился «век и современный чело­век». Действительно, внимательно прочи­тав роман, можно узнать все об эпохе Пушкина.

В «Евгении Онегине» содержат­ся самые разнообразные сведения о пер­вой четверти XIX века: о том, как одева­лись и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действи­тельность.

Здесь и глухая помещичья про­винция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Совет!

Пушкин полно изобразил среду, в кото­рой живут главные герои его романа. В том числе автор воспроизвел атмосфе­ру городских дворянских салонов, в кото­рых прошла молодость Онегина. Вспом­ним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет:

Он по-французски  совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко  мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А. С. Грибоедова, описанной в комедии «Горе от ума». Как и тогда, в обществе царит скука, ложь, за­висть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу.

Это и по­рождает пустоту мыслей, холодность сер­дец, преждевременное старение души, и постоянная суета, царящая в свете, пре­вращает жизнь людей в однообразную и пустую, внешне ослепительную, но в то же время лишенную всякого смысла.

Светская красавица признается Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них?

Светское общество коверкает души лю­дей, принуждает соблюдать бессмыслен­ные порядки. Ведь именно следуя свет­ским предрассудкам, Онегин убивает на поединке Ленского. Как бы душа Евгения ни протестовала против поединка, соци­альные условности все-таки взяли верх. «И вот общественное мненье! Пружина че­сти, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» — восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неодно­родно. Это и «светская чернь», превратив­шая погоню за модой в главный принцип жизни, и люди, принятые в петербургском салоне Татьяны, — интеллигенция.

На это обратил внимание Юрий Лотман в своих комментариях к роману: «Образ света по­лучал двойное освещение: с одной сторо­ны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с дру­гой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого авто­ра «Евгения Онегина», он сохраняет бе­зусловную ценность».

Общество неоднородно. От самого че­ловека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Евгений Онегин тратил свои лучшие го­ды на балы, театры, любовные приключе­ния. Однако очень скоро он начинает по­нимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» пустота. Евгений по­терял интерес к жизни. Он впадает в глу­бокую хандру:

Хандра ждала его на страже.

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Отвращение к труду, привычка к свобо­де и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

Провинциальное общество представле­но в романе карикатурой на высший свет. Уже само появление четы Скотининых на именинах Татьяны смешно. За 50 лет до написания «Евгения Онегина» эта чета бы­ла высмеяна Фонвизиным в комедии «Недоросль». Таким образом, Пушкин под­черкивает, что за срок, отделяющий со­временную Пушкину провинцию от про­винции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Обратите внимание

Представителями провинциального об­щества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили по старинке. Пушкин так характеризует отца Татьяны:

Отец ее был добрый малый,

В  прошедшем  веке запоздалый,

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал простой игрушкой…

Таково было большинство представите­лей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает «милую Татьяну», с чис­той душой, добрым сердцем.

Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна наделена чуткой, романтической душой: ей нравилось бродить среди дуб­рав, мечтать, «она любила на балконе пре­дупреждать зари восход, когда на блед­ном небосклоне звезд исчезает хоро­вод…

» Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой побе­де — залог победы духа народного над всем ему противостоящим. Татьяна близ­ка поэтической русской природе, лишен­ной экзотики.

Так возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических пре­лестей, светской суете, когда героиня вы­нуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пе­ресоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась чистой и возвышенной:

Читайте также:  Сочинение по картине фельдмана родина от первого лица 9 класс описание

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье  света  ненавидит,

Ей душно здесь…,  она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню,   к бедным поселянам,

В уединенный уголок…

Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окру­жающим ее миром. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу.

«Пусть идет время и приводит с собою новые потреб­ности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останав­ливать на ней исполненный любви и бла­годарности взор».

Источник: http://lit-helper.com/p_Evgenii_Onegin_-_enciklopediya_russkoi_jizni

Сочинение. Роман “Евгений Онегин” — энциклопедия русской жизни»

Сочинение

Роман “Евгений Онегин” — энциклопедия русской жизни»

..

[wp_campaign_1]

Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Это его самое крупное, самое популярное произведение, оказавшее сильнейшее влияние на судьбу русской литературы. Работая над романом, поэт писал Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах — дьявольская разница”. В посвящении поэт пишет:

Прими собранье пестрых глав. Полусмешных, полу печальных, Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав…

В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, отличающие его от прозаического произведения. Поэт не только повествует о том или ином событии, он передает и особое чувство сопричастности всему. Его герои не просто действующие лица, они его приятели, любимые друзья: Онегин, добрый мой приятель…

…Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью…

Мы чувствуем переживания автора, он незримо присутствует в каждой строфе. Особенно ярко и отчетливо звучит его голос в многочисленных лирических отступлениях:

Замечу кстати: все поэты — Любви мечтательной друзья. Бывало, милые предметы Мне снились, и душа моя

Их образ тайный сохранила…

Благодаря поэтической форме, все в романе овеяно особой музыкальностью, будь это простая бытовая картинка:

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга,—

или лирическое отступление:

Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

Пушкин создает особую форму для своего лирического романа. Стихи в нем не текут непрерывным потоком, как почти во всех его поэмах, а разбиты на небольшие строфы. “Онегинская строфа” состоит из четырнадцати строк и по форме напоминает сонет.

Важно

Строфа помогает автору с легкостью переходить от одной темы к другой, от рассказа к лирическому излиянию или размышлению. Сюжет романа очень прост: Татьяна полюбила героя с первого взгляда, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе.

Несмотря на взаимную любовь, герои не могут быть вместе, быть счастливыми. А виноваты в этом они сами, их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Простой сюжет выливается у Пушкина в высокую поэзию, ставшую для нас неотъемлемой частью нашей жизни. Строки романа знакомы с детства, они на слуху. Их перечитываешь с истинным наслаждением, радуясь встрече с ними, как с добрыми друзьями:

Мой дядя самых честных правил. Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог…—

Или:

“Скажи: которая Татьяна?” “Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна”.

Роман повествует нам не только о несостоявшейся любви и счастье героев. Он — полное описание жизни России первой четверти XIX века. Недаром Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”. Полушутливо, полусерьезно, а порой и драматично автор рассказывает нам о жизни петербургского общества, его привычках, времяпрепровождении, моде, вкусах, интересах:

Служив отлично — благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Мы узнаем из романа, что носили, где и когда прогуливались, что ели наши предки:

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе… Вошел: и пробка в потолок, Вина кометы брызнул ток; Пред ними roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Картины жизни Петербурга сменяются деревенскими сценами, и все очень логично, без натяжек и условностей. Деревенская жизнь льется неспешно: в застольях да чаепитиях, неторопливых разговорах:

Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом. Ни общежития искусством; Но разговор их милых жен

Гораздо меньше был умен.

Последняя глава романа драматична. Герои убеждаются в невозможности счастья. Но слова Татьяны звучат почти гимном верности русской женщины:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Эта фраза станет ключевой на многие годы в русской литературе. Многие героини русской литературы смогут сказать словами Пушкина о себе. И мне кажется, что весь роман писался ради этих замечательных слов.

..

[wp_campaign_2]

..

Источник: http://gdz-otvet.info/sochin/pushkin/sochinenie-roman-evgenij-onegin-enciklopediya-russkoj-zhizni/

Сочинение «Роман Александра Пушкина “Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни”»

Нужно быть действительно гениальной личностью, чтобы решиться на создание романа о своих современниках, о русской жизни девятнадцатого столетия, да еще в стихах. Роман в стихах “Евгений Онегин” был написан в 20—30е годы позапрошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы.

Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г.

Белинский назвал роман “Евгений Онегин” энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

Совет!

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания.

В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада.

Например, Онегин читает Адама Смита, Руссо — любимый автор Татьяны.

С присушим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло.

Вместе с автором любуемся чудной грацией “блистательной и полувоздушной” Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику.

В Россию “за лес и сало” ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: “духи в граненом хрустале”, “пилочки”, “щетки тридцати родов”.

На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:

Петербург неугомонный.

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни “золотой дворянской молодежи”. Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только “за полдень”. Жизнь Евгения однообразна и пестра: балы, рестораны, театры, снова балы.

Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов.

Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы…

Обратите внимание

С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, “заслуживающие известность низостью души”.

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих “поместных владетелей”. Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны — это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого — глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей.

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум…

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли.

Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, царившие в деревне.

Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

Таким образом, в романе “Евгений Онегин” все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: “Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя”.

Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем.

На протяжении всего романа эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Важно

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: “читатель ждет уж рифмы “розы”, на вот, возьми ее скорей”. А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!..

Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата:

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья,

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор…

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником — жизнь, ее повседневная простота.

Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности.

В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и “Борис Годунов”, и сказки. Поэт в расцвете сил, в разгаре творческого освоения народности.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: “Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет “Онегина”: Как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…”.

Особый эффект простоты в пушкинском романе в стихах

Наверное, никто лучше Пушкина не сумел охарактеризовать роман “Евгений Онегин”.Его характеристика предельно точна и очень иронична. Со свойственным ему чувством собственного достоинства Пушкин умело и справедливо оценивает роман, “не взбираясь на котурны”.

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

“Евгений Онегин” — трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю, как ни странно создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах.

Иллюзорное представление о “понятности” произведения скрывает от сознания современного читателя огромное число непонятных ему слов, выражений, фразеологизмов, имен, намеков, цитат.

Особенность и значение “Евгения Онегина” не только в том, что были найдены новый сюжет, новый жанр и новый герой, но и в новаторском отношении к художественному слову. Изменилось самое понятие художественного текста. Роман в стихах — жанр, который автор отделяет и от традиционного прозаического романа, и от романтической поэмы.

“Евгений Онегин” отличается особой манерой, воссоздающей иллюзию непринужденного рассказа. “Забалтываюсь до нельзя”, — говорит автор. Эта манера связывалась в сознании Пушкина с прозой (”проза требует болтовни”).

Однако эффект простоты авторского повествования создавался исключительно сложными поэтическими средствами. Переключение интонаций, игра точками зрения, система ассоциаций, реминисценций и цитат, стихия авторской иронии — все это создавало исключительно богатую смысловую конструкцию.

Простота была кажущейся и требовала от читателя высокой поэтической культуры.

“Евгений Онегин” опирался на всю полноту европейской культурной традиции: от французской психологической прозы XVII—XVIII в. в. до романтической поэмы, также на опыты “игры с литературой” от Стерна до “Дон Жуана” Байрона.

Читайте также:  Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

Однако чтобы сделать первый шаг в мировой литературе, надо было произвести революцию в русской. И не случайно “Евгений Онегин” — бесспорно, самое трудное для перевода и наиболее теряющее при этом произведение русской литературы.

Совет!

Одновременно “Евгений Онегин” был итогом всего предшествующего пушкинского пути. Поэма “Кавказский пленник” и романтические элегии подготовили тип героя, “Руслан и Людмила” — контрастность и иронию стиля, дружеские послания — интимность авторского тона.

Поэтическое слово “Евгения Онегина” одновременно обыденно и неожиданно. Обыденно, так как автор отказался от традиционной стилистики: “высокие” и “низкие” слова уравнены как материал. Оставляя за собой свободу выбора любого слова, Пушкин позволяет читателю наслаждаться разнообразием речи, в которой есть и высокое, и простое слово.

Контрастное соположение слов, стихов, строф и глав, разрушение всей системы читательских ожиданий придают слову и тексту “Евгения Онегина” краски первозданности. Неслыханное дотоле обилие цитат, реминисценций, намеков до предела активизирует культурную память читателя. Но на все это накладывается авторская ирония.

Она обнажает условность любых литературных решений и призвана вырвать роман из сферы “литературности”, включить его в контекст “жизни действительной”. Все виды и формы литературности обнажены, открыто явлены читателю и иронически сопоставлены друг с другом, условность любого способа выражения насмешливо продемонстрирована автором.

Но за разоблаченной фразеологией обнаруживается не бездонная пустота романтической иронии, а правда простой жизни и точного смысла.

В романе постоянно идет диалог автора с читателем. Вот, например, авторское обращение к читателю в четвертой главе, открывающееся словами: “Вы согласитесь, мой читатель…”.

Этот эпизод романа отмечен острой иронией, переливами комической экспрессии: от притворного добродушия вначале до ядовитой насмешки в конце.

Авторская мысль и слово как бы проникают здесь в чужую жизненную позицию, чтобы в итоге довести все до комического абсурда. Исследуется “житейский опыт — ум глупца”.

Вы согласитесь, мой читатель.

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство,

Хотя людей недоброхотство

В нем не щадило ничего:

Враги его, друзья его

(Что. может быть, одно и то же)

Его честили так и сяк.

Обратите внимание

Пушкинская мысль берет свой разбег с нарочитого парадокса — отождествления “врагов” и “друзей”. Далее следует несколько иронических строк в адрес “друзей”. И в друг автор как бы оглядывается на собеседника:

А что? Да так Я усыпляю

Пустые, черные мечты.

Этот авторский жест несет в себе энергию живого разговорного слова. И далее в ходе иронической беседы с читателем возникает эпизод с абсолютной серьезностью тона. Автор выражает неистовый гнев, глубоко личный в своих истоках, но и понятный каждому по его собственному опыту

Я только в скобках замечаю,

Что нет презренной клеветы,

На чердаке вралем рожденной

И светской чернью ободренной,

Что нет нелепицы такой,

Ни эпиграммы площадной,

Которой бы ваш друг с улыбкой,

В кругу порядочных людей,

Без всякой злобы и затей,

Не повторил стократ ошибкой…

Примечательно, что авторское высказывание завершается иронически, но уже словами и интонациями “друзей”:

А впрочем, он за вас горой

Он вас так любит… как родной!

Вот только небольшой пример многоплановости авторского диалога с читателем в “Евгении Онегине”.

Современная автору критика не разглядела в романе его новаторского содержания. Это произошло потому, что в “Евгении Онегине” нет традиционных жанровых признаков начала, конца, традиционного сюжета и привычных героев. Уже в конце 1-й главы поэт, как бы опасаясь, что читатель не заметит противоречивости характеристик, заявил:

Пересмотрел все это строго;

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Таким образом, противоречие как принцип построения “пестрых глав” Пушкин положил в основу художественной идеи романа.

Источник: http://litsochinenie.ru/roman-aleksandra-pushkina-evgeniy-onegin-entsiklopediya-russkoy-zhizni.html

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Белинский писал, что «Евгений Онегин» «есть поэма истори­ческая в полном смысле этого слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица». Однако образ историче­ского времени необыкновенно полно представлен в сюжете произведения.

Это сама эпоха, дух века, атмосфера жизни, целый спектр различных областей ее: воспитание и образова­ние, литература и театр, хозяйство и сословные отношения, быт, манеры и привычки людей той эпохи.

В романе пред­ставлены все времена года, весь круговорот природы, жизнь различных слоев русского общества.

«Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дожд­ливая осень, и морозная зима; тут и столица, и деревня, и жизнь столичного денди, и жизнь мирных помещиков, веду­щих между собой незанимательный разговор О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне; тут и мечтательный поэт Ленский, и тривьяльный забияка и сплетник Зарецкий; то перед вами прекрасное лицо любящей женщины, то сонная рожа трактирного слуги… — и все они, каждый по-своему, прекрасны и исполнены поэзии», — пи­сал Белинский. Пушкин в своем романе коснулся самых разных тем, недаром критик назвал «Евгений Онегин» «эн­циклопедией русской жизни».

Важно

Одна из важнейших проблем, которая всегда волновала поэта, — проблема воспитания и образования в дворянских семьях. Образование в России, по мнению поэта, оставляло желать лучшего.

Как правило, оно было поверхностным: учи­теля-иностранцы, приглашенные в дом, зачастую сами тол­ком не владели предметом.

Естественно, что эти «учителя» не могли привить ребенку ни трудолюбия, ни интереса к нацио­нальной культуре, ни дать каких-либо серьезных, основатель­ных знаний.

Как замечает Ю. М. Лотман, учили в основном языкам — русскому и иностранным, словесности, истории, танцам, вер­ховой езде, фехтованию. Классический образец общеприня­того светского воспитания — детство Онегина:

Сперва Madam за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил…

Monsieur l'Abbé, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Выйдя в свет, Онегин хорошо знает французский язык, умеет поддержать непринужденную беседу, блеснуть эпиграм­мой, знает историю, немного понимает по-латыни, любит те­атр.

Его не привлекает литература и поэтическое творчество: он бранит Гомера, Феокрита, не может отличить «ямба от хо­рея», но при этом изучает труды английских экономистов, ему знакомы основные понятия теории физиократов («…

умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и поче­му Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет»).

Устав от светских развлечений, Онегин пытается читать книги, писать, однако из его занятий ничего не выходит: «труд упорный Ему был тошен». Все, что вынес герой из об­щения с гувернером, — это «великолепные» светские манеры и отличный французский язык.

Совет!

В романе прекрасно владеет французским языком и Тать­яна Ларина. Она свободно изъясняется по-французски (на французском написано письмо героини), владея русским го­раздо хуже. Татьяна у Пушкина читает сентиментальную и романтическую литературу: Ричардсона, Руссо, Гете, Байро­на, Нодье.

Однако поэт представляет нашему вниманию не только интеллектуальные запросы молодых людей того времени, но и хозяйственные отношения, сословные.

Так, мы узнаем, что отец Онегина «промотал» состояние и жил долгами — после смерти родителя перед Евгением вырос «заимодавцев гроз­ный полк», которым герой был вынужден предоставить свое наследство. Однако Онегин унаследовал «заводы, воды, леса и земли» после смерти дяди.

В поместье Евгений ввел «прогрес­сивные новшества» в управлении хозяйством: «Ярем он бар­щины старинной Оброком легким заменил».

Пушкин рисует жизнь различных слоев русского общест­ва первой трети XIX века: аристократии Петербурга, москов­ского и провинциального дворянства.

Петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями. Сам ритм ее быстрый, суетливый, ускользающий от человека:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Основные занятия столичных дворян — балы, утренние прогулки, обеды в ресторанах, театр. Пушкин подробно опи­сывает модный костюм героя: «панталоны, фрак, жилет», шляпа — «широкий боливар».

Интерьер, детали домашней обстановки представлены в описании кабинета Онегина:

Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов…

Молодые люди из дворян нередко были франтами и щего­лями, преувеличенно заботясь о своей внешности. Об этом го­ворит нам наличие духов, большого количества «гребенок» и «пилочек» в кабинете Онегина, его привычка проводить «три часа по крайней мере пред зеркалами».

Обратите внимание

Живописно представлены блюда, которыми славился мод­ный ресторан «Talon»: «roast-beef окровавленный» и «трюфли.., французской кухни лучший цвет», «лимбургский сыр», «Стразбурга пирог нетленный», «ананас золотой».

Посещение театра — одно из любимых занятий петербург­ской аристократии. В 1817—1820 годах заядлым театралом был и сам Пушкин. Онегин — также «почетный гражданин кулис».

Затрагивая театральную тему, Пушкин вспоминает известных драматургов, литераторов: Фонвизина, Княжнина, Озерова, Шаховского.

Здесь мы также встречаем упоминание о знаменитом петербургском балетмейстере Дидло, «блиста­тельной, полувоздушной» балерине Истоминой.

Так постепенно из всех этих картин начинает вырисовы­ваться образ города — «блестящего» Петербурга, с его яркой, но шумной и суетливой жизнью.

Шумной суете «европейского» Петербурга поэт противо­поставляет величавое достоинство «русской», неторопливой Москвы. Пушкинская Москва — «белокаменная», «с креста­ми золотыми» на старинных главах церквей, с множеством садов, дворцов и колоколен. Москва — хранительница рус­ских традиций, русской культуры и русской славы.

Москва … как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Автор напоминает о подвиге Москвы в недавнем 1812 году:

Напрасно ждал Наполеон…

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Если Петербург следует во всем европейской моде, запад­ному ритму жизни, то ритм жизни Москвы уже иной, не­спешный и по-русски размеренный:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна…

Важно

Пышности и блеску Петербурга автор противопоставляет простоту и патриархальность Москвы, где приняты домашние обеды, где проявление родственных чувств очень естественно. И в самой неизменности этой жизни, основательности рус­ских традиций есть что-то близкое и родное русскому чело­веку.

Поместное, уездное дворянство поэт представляет нам в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», не слишком интеллектуальная, но открытая, гостеприимная и хлебосольная. Жизнь поместных дворян проста, они верны «привычкам милой старины», православным обрядам, искон­ным русским традициям. Здесь поэт утверждает простые цен­ности русской патриархальной жизни:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три.

Заметим, что Пушкин изображает в романе различные грани жизни русского дворянства, не касаясь жизни других сословий — купечества, крестьянства.

В «Евгении Онегине» часто встречаются упоминания о ре­альных людях — пушкинских современниках, его друзьях, соратниках. На протяжении всего романа мы встречаем име­на Каверина, Чаадаева, Катенина, Вяземского. Все это делает изображение эпохи еще жизненнее и достовернее.

Атмосфера времени отразилась и в героях романа Как че­ловеческих типах, своеобразных характерах. Онегин — чело­век, которому многое дано от природы, натура неординарная, глубокая. Это скептик, обладающий резким, «охлажденным» умом, несчастливый, разочарованный в жизни.

Ленский, наоборот, — юный восторженный поэт, идеа­лист и романтик, пылкий и жизнерадостный, сохранивший веру в идеалы: «…Он сердцем милый был невежда».

И эти два характера очень реалистичны. «Пылкий, вос­торженный романтик и охлажденный, просвещенный и раз­очарованный скептик-байронист — именно эти два типа отно­шения к действительности были характерны для передовой молодежи того времени», — писал Д. Благой.

Ольга — тип обыкновенной, посредственной уездной ба­рышни, не отягощенной глубокими переживаниями и чувст­вами, но жизнерадостной и добродушной. Счастье для нее — в удачном замужестве, в семье, в достатке, в любви, как она понимает ее.

Совет!

Татьяна — это любимая героиня Пушкина, его «милый идеал». Это натура цельная, сильная, волевая. Ей присущи твердость духа, поэтичность.

И, наконец, о мироощущении людей той эпохи, о «духе века». Как точно замечает В.

Непомнящий, миропонимание это было навязано России Западом в эпоху Петра I, и суть его состояла в том, что человек был приравнен к Богу.

Так про­изошла подмена многих православных понятий, исконно рус­ских нравственных ценностей. Именно отсюда пошло повсе­местное господство индивидуализма, идей вседозволенности.

Именно таковым в романе является мировосприятие Онегина, его отношение к людям и жизни.

Таким образом, Пушкин представил нам всю русскую жизнь начала XIX века, во всем многообразии ее типов. В ро­мане его живет сам дух тогдашней эпохи, ее представления, ее миропонимание. Однако «Евгений Онегин» открывает нам лишь одну страницу в жизни России, в ее истории.

Но пусть «идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор» (Белинский В. Г.

).

Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте. М., 1988. С. 111.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985. С. 251.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ком­ментарий. — В кн: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в пяти то­мах. Том 3. Евгений Онегин. СПб, 1994. С. 238.

Благой Д. Д. Пушкин — зодчий. — В кн: Благой Д. Д. От Кан­

темира до наших дней. Том второй. М., 1973. С. 158.

Белинский В. Г. Указ. соч. С. 426.

Источник: http://5litra.ru/soch/648-roman-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-kak-enciklopediya-russkoy-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector