Сочинение хлестаков и хлестаковщина в комедии гоголя ревизор 8 класс

Хлестаков и «хлестаковщина» в комедии Гоголя «Ревизор»

Оригинальным и необычным гоголевским персонажем является мелкий чиновник из Петербурга. Хлестаков стал обобщенным образом и ярким представителем бюрократического общества.

Соответственно, хлестаковщина — это особое явление в российском бюрократическом строе. Поэтому и гоголевское произведение «Ревизор» является лучшим творением гениального и талантливого автора.

Такого произведения драматургия еще не знала.

Исследователи гоголевской комедии заметили, что на ее страницах нет ни одного положительного героя.

Обратите внимание

А ведь большая часть персонажей — это чиновники, которые не только сами берут взятки, но ради сохранения своего места не прочь и сами дать. Все чиновники уездного города глупы и невежественны, их жизнь пуста и бессмысленна.

Но и народ представлен автором не в самом лучшем свете: невежество простого народа и страх перед всеми и перед всем.

Главным героем автор делает Ивана Александровича, подчеркнув его особенность. Но тогда в чем состоит эта особенность? Что же такое хлестаковщина? Название это появилось от фамилии основного персонажа гоголевской комедии.

Рассмотрим образ Хлестакова в комедии. Иван Александрович молод, живет в Петербурге и занимает самую мелкую должность в чиновничьем сословии. Вскоре читатель узнает о нем, что он может легко прокутить любую сумму денег, но при этом он еще и плутоват.

Он всегда нуждается в деньгах.

Хлестакову повезло в том, что он попадает в уездный город как раз в то время, когда чиновничье уездное сословие ожидает приезда настоящего ревизора и очень этого боятся. Проверяющий должен проверить положение государственных дел в городе, а они все находятся в запущенном состоянии.

Но Хлестакова чиновники смогли удивить, когда начинают предлагать ему деньги, оказывать почести, которых он даже раньше не знал, и окружают вниманием. Но понимая, что его принимают за кого-то другого, петербургский чиновник решает использовать ее так, чтобы ему самому было выгодно.

Осип — слуга главного героя, первым смекает о том, что Хлестакова принимают за другого и предлагает своему барину использовать эту ситуацию, а не стараться объяснить окружающим реальную картину вещей.

Но Ивану Александровичу эта ситуация с каждой минутой нравится все больше, и он начинает уже лгать, рассказывая о том, какая значащая он фигура в петербургских кругах. Его ложь настолько убедительна, что чиновники боятся его.

Важно

И в конце комедии Хлестаков становится победителем над чиновниками, так как он покидает город, оставив чиновников ни с чем.

Образ основного персонажа характерен для многих гоголевских героев. Они все не умеют правильно выражать свои мысли, их речь бессвязна, постоянная ложь присутствует в их репликах.

Да и ситуация, которая происходит с чиновниками, смешна и похожа чем-то на наваждение. Ведь случилось невозможное: опытный городничий случайно принимает мелкого чиновника за солидного ревизора. Но ведь не только городничий себя так ведет.

Весь город несет взятки и подарки случайному проезжающему чиновнику, принимая его за ревизора.

Образ главного героя нетрадиционен для русской литературы. Интрига гоголевской комедии состоит в том, что плут и обманщик не ставит перед собой никакой цели. Особенно не было его целью обмануть каких-то чиновников уездного города, которых он раньше и не знал даже.

Но критики гоголевского произведения заметили, что главный герой может быть и неплохим человеком, ведь он не берет взятки открыто, а просит дать ему деньги взаймы. Но вот то окружение, в которое он попал, хотели видеть в нем взяточника, поэтому-то общество городничего так усиленно их ему и предлагали.

Комизм всего произведения Николая Гоголя состоит в том, что простодушие и огромная глупость конфликтуют с хитростью и плутовством.

Основной персонаж не имеет в характере ни ума, ни какой-то фигуры, которая бы внушала власть, он не хитер, но неожиданно получает в свои руки удачу и успех. А чиновники, получается, сами себя наказывают. Но не только в обмане чиновников играет сам Хлестаков. Помогает обмануть и провести их мелкому петербургскому чиновнику и страх.

Совет

Именно он помогает интриговать весь комедийный сюжет, но и всеобщий страх позволяет развивать конфликт в произведении. Страх не позволяет чиновникам уездного города правильно и адекватно взглянуть на эту ситуацию и разоблачить обманщика. Ведь в своем вранье заезжий «ревизор» заходит очень далеко.

Поэтому так легко они путают правду и ложь.

Но ложь есть не только в речи Хлестакова, также точно лгут и городничий, и другие чиновники этого города. Они все пытаются рассказать о своем хозяйстве лишь только с положительной стороны, и это не соответствует действительности.

Но больше всего неправды из уст главного героя выливается в доме городничего, особенно на приеме, где Хлестаков пытается показать себя важной особой. Из его слов можно узнать, что он занимает такую высокую должность, которая позволяет ему часто посещать царский дворец. С каждым словом его персона вырисовывается все точнее и обман растет.

Вскоре он уже даже не главнокомандующий, а управляющий департаментом, без которого совсем никак обойтись.

Поэтому множество курьеров уже разыскивают его по стране, чтобы он смог управлять своим департаментом. Но на деле-то он простой переписчик документов. А он рассказывает своему новому окружению, что даже солдаты отдают ему честь и ему лично доставляют суп из самого Парижа.

И в этом обмане «ревизора» уже сложно остановить, так как его каждая фраза преувеличивает действительность еще больше. Даже в собственных глазах и мыслях он вырастает. Он пытается соблазнить не только дочь чиновника, но и даже его жену.

И поначалу всего этого действия он робко просит взаймы денег, а в конце комедии он практически уже требует деньги.

Но и исчезновение Хлестакова происходит так, словно исчезает какой-то мираж. Ведь никто не знает, да и автор об этом не упоминает, куда же он отправляется теперь. И заканчивается комедия немой сценой, которая показывает, в какой шок впадают чиновники.

Здесь символичен мотив наказания и наступления справедливости, ведь в город приезжает настоящий ревизор и требует к себе городничего.

И во всей комедии понятно отношение самого автора к этой ситуации: боль за то, что в России процветают такие пороки, как взятки и чинопочитание, жадность и трусость, ничтожность интересов и подлость, на которые способны люди, чтобы достигнуть своей цели. Это и породило в русском обществе и литературы хлестаковщину.

Понимая, что он сам ничего изменить не может, Николай Гоголь пытался привлечь внимание к тем проблемам, которые существуют в российском обществе, а герои его комедии помогли ему в этом.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/hlestakov-i-hlestakovshhina-v-komedii-gogolja-revizor.html

Сочинение-рассуждение: Хлестаков и хлестаковщина | Литерагуру

Хлестаков — один из центральных персонажей комедии «Ревизор» легендарного русского писателя Н.В. Гоголя, воплощающих в себе нравы российского общества XIX века.

Его краткую характеристику нам даёт во втором действии его собственный слуга Осип. Пустой и бестолковый сынок богатого отца, не оправдавший возложенных на него надежд, отдавшийся всем порокам столичной жизни.

Транжира, неспособный думать наперед, с бесконечным самолюбием. Вдобавок бесхребетный трус.

После появления самого Хлестакова сомнений в истинности слов Осипа не остаётся.

Обратите внимание

Из-за ветрености и лени наш герой попадает в немилость у родного отца, а потом проигрывает все свои деньги в карты и застревает в провинциальном городке без возможности уехать.

Однако не в силах отказаться от старых привычек, даже несмотря на страх быть заключённым в острог, Иван продолжает требовать к себе особого отношения, всё сильнее запутываясь в долгах.

От выселения и ареста его спасают городские чиновники, принявшие его за столичного ревизора. Окружённый заботой и вниманием Хлестаков мгновенно адаптируется к ситуации, охотно отыгрывая свою роль.

Оказавшись в выигрышном положении, он мгновенно даёт волю своим страстям: обирает как чиновников, так и простых людей, флиртует с женой и дочерью городничего, безудержно врёт, желая всячески вызвать в окружающих ещё больше страха и почтения.

В одной из самых ярких сцен всей пьесы он присваивает себе авторство «Женитьбы Фигаро», «Роберта-Дьявола» и «Нормы», заявляет о своей близкой дружбе с Пушкиным и ставит себя выше государственного совета.

Теша своё эго, Хлестаков не способен остановиться даже на минуту, ложь его становится всё абсурднее, но самое удивительное то, что ему всё сходит с рук. Обманув, обворовав и в добавок обсмеяв, наивных жителей города, герой навсегда покинул их, вернувшись в свой роскошный мир салонов и фуршетов.

Хлестаков — один из самых ярких образов русской литературы. Его фамилия стала нарицательной, а мышление и поведение породили явление под названием хлестаковщина, обозначающее желание всегда казаться больше, чем ты есть на самом деле, стремление выделиться не реальными, а выдуманными заслугами.

К сожалению, образ Хлестакова имел под собой реальное обоснование. Дворянство XIX века, служившее опорой самодержавию и Российской империи, было подвержено множеству пороков. И беспутные дворянские отпрыски, подобные Ивану, были обычным явлением. Да, и в наши дни «Хлестаковы» никуда не подевались, что делает творчество Гоголя актуальным до сих пор.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-rassuzhdenie-hlestakov-i-hlestakovshhina/

Сочинение «Хлестаков и хлестаковщина»

Образ Ивана Александровича Хлестакова — один из самых характерных и замечательных в творчестве Гоголя, «любимое дитя его фантазии». В нем сказалась страсть художника к гиперболе, преувеличениям почти гротескным, любовь к изображению «многосторонних» (в ноздревском смысле) характеров.

И образ мыслей Ивана Александровича типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей просто ошеломляют. И, конечно, с образом Хлестакова связана некоторая «чертовщина», налет фантастичности.

Важно

Ну, действительно, не наваждение ли: солидный и опытный городничий принимает «фитюльку» за «значительное лицо». Мало того, весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет «ревизору» дань, умоляет о защите, старается «умаслить» этого ничтожного человечка. Сюжет комедии прост и гениален.

Особая, гоголевская черта в нем — отсутствие со стороны мнимого ревизора каких-либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников.

Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают («сами себя высекли»).

Но в такой ситуации на месте ревизора необходим человек, наделенный совсем особыми свойствами. Да нет. помилуйте. Свойства эти — самые обыкновенные. Ну, например, желание порисоваться, сыграть роль чуть повыше той, что человеку «предназначена». Ведь это же свойственно каждому из нас «хоть на минуту», по мнению Гоголя.

Феерическая сцена вранья на приеме у городничего проявляет это качество героя с невиданной силой.

Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Хлестаков — гении вранья, он переживает свой звездный час.

Гомерический размах ошарашивает присутствующих «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Солдаты при виде его «делают ружьем». Суп в кастрюльке едет к нему из Парижа.

Во мгновенье ока, как сказочный джинн, он строит и рушит целый фантастический мир — мечту современного меркантильного века, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. Речь Хлестакова отрывочна, он заговаривается, но скачет дальше во весь опор: «Да что в самом деле? Я такой!

Читайте также:  Сочинение бал в доме фамусова анализ эпизода

Я не посмотрю ни на кого… Я говорю всем: «я сам себя знаю, сам. Я везде, везде…». Но что это? Все решится тоже как в сказке: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж…» Нет, нет, он уже опомнился: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже». Но сейчас его время.

Совет

Он — герой-любовник, очаровывающий мать и дочь, зять городничего. Он -«значительное лицо», которому смиренно предлагают взятки. И с каждой взяткой Иван Александрович приметно меняется. Он входит во вкус Он уже осознал себя в новой роли, и она герою по душе.

Если у первого посетителя он застенчиво просит взаймы, оправдываясь: «в дороге издержался», то от Бобчинского и Добчинского он сразу требует: «Денег нет у вас?» И исчезает Хлестаков особенным образом. Это «фантасмагорическое лицо», «как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда» (Гоголь).

Ведь это лишь мираж, призрак, порожденный нечистой совестью и страхом.

Итак, что же такое «хлестаковщина»? Это воплощение желания сыграть роль повыше той, что тебе предназначена, но и воплощение пустоты существования.

Ничтожество, возведенное в N-ную степень, «возникшая до высшей степени пустота», по удивительному выражению Гоголя. Да, прекрасен образ Хлестакова — великое создание Гоголя. Он весь вдохновение, полет. Это собрание многих качеств.

В нем и маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человечек, вдохновенно и счастливо лгущий.

Но это и символическое, обобщенное изображение современного русского человека, «которой стал весь ложь, уже даже сам того не замечая».

Источник: https://shdo.net/sochinenie-xlestakov-i-xlestakovshhina-2/

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (1)

«Ревизор» — знаменитая комедия Н.В.Гоголя. Ее события происходят в маленьком уездном городе. Идейный смысл комедии, обозначенный в эпиграфе, наиболее отчетливо раскрывается в образах чиновников.

Они изображены порочными, в целом представляют один социальный тип. Это люди, не соответствующие тем «важным местам», которые занимают. Все они уклоняются от истинного служения Отечеству, воруют из государственной казны, берут взятки или совершенно ничего не делают на службе. В каждом из персонажей Гоголь отмечает и индивидуальные черты.

Мнимый «ревизор» Иван Александрович Хлестаков – воплощение бездумного вранья, легкомысленного отношения к жизни и распространенной человеческой слабости – приписывать себе чужие дела и чужую славу. Хлестаков – чиновник из Петербурга. Он служит в департаменте, имеет низший гражданский чин – коллежский регистратор.

Ничтожная должность переписчика бумаг соответствует внутренней убогости героя. Автор в «Замечаниях для господ актеров» указывает на характерную особенность Хлестакова: «… несколько приглуповат, без царя в голове, пустейший человек».

Обратите внимание

Легкое, бездумное отношение к жизни проявляется у героя уже в том, что к службе он относится безо всякого рвения и усердия. Отец Хлестакова – помещик в Саратовской губернии. За его счет и живет герой. По дороге в родовое имение он промотал все деньги, присланные отцом. В Пензе Хлестаков окончательно проигрался в карты.

В уездном городе N он голодал, не мог заплатить за гостиницу, не имел никаких средств на дальнейший путь и думал: «Штаны, что ли, продать?» Легкомысленность и безалаберность Хлестакова в какой-то степени даже помогают ему не унывать в абсолютно безнадежных обстоятельствах, по привычке надеясь на «авось».

Поэтому Хлестаков легко входит в роль важной особы: и с чиновниками знакомится, и прошения принимает, и начинает, как и положено «значительному лицу», ни за что «распекать» хозяев, заставляя их «трястись от страха».

Хлестаков не способен наслаждаться властью над людьми, он просто повторяет то, что, вероятно, сам не раз испытывал в своем петербургском департаменте. Герой живет одним днем, не ставит перед собой каких-либо конкретных целей, кроме одной: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Хлестаков непредсказуем, плывет по течению, не задумываясь о последствиях своих слов, поступков. В этом отношении интересна сцена превращения «его превосходительства» в жениха.

Хлестаков, обласканный вниманием в доме городничего, неожиданно остается наедине с его дочерью и тут же объясняется ей в любви. Случайно вошедшая жена городничего изгоняет «соперницу», и Хлестаков бросается на колени уже перед матерью.

Застигнутый внезапно вбежавшей Марьей Антоновной, он снова попадает в нелепое положение, но беспечно выходит из него: просит «маменьку» благословить их с Марьей Антоновной «постоянную любовь».

От глупости и легкомыслия «происходит» другой порок чиновника – вранье, бездумное, без расчета. Хлестаков потому и обманул городничего и уездных чиновников, что не собирался никого обманывать.

Важно

Неожиданные благоприятные обстоятельства вознесли Хлестакова на небывалую высоту, и он придумал себе «идеальную» биографию. Вино окончательно освобождает Хлестакова от самоконтроля, и он становится в хвастовстве все смелее.

Полет его безрассудной фантазии так стремителен, что он произносит фразы неожиданные и для себя. Хлестаков выдумывает, что он с Пушкиным «на дружеской ноге», что является автором сочинений разных эпох и стилей и издает журнал «Московский телеграф».

Ничтожный чиновник в своих речах производит себя в фельдмаршалы. Он лжет из страха и из желания возвыситься в глазах слушателей.

Уездные чиновники, тоже парализованные страхом, слышат, что говорит Хлестаков, как он неправдоподобно врет и то и дело «провирается», но до них не доходит истинный смысл сказанного. Ведь, по мнению чиновников, в устах «значительного лица» даже самая фантастическая ложь превращается в правду.

Так появляются знаменитые гиперболы Хлестакова: «арбуз в семьсот рублей», «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», «тридцать пять тысяч одних курьеров».

Жалкий переписчик с блеском входит в роль влиятельной особы и даже запугивает чиновников: «Меня сам государственный совет боится…» Герой произносит смесь глупости, бессмыслицы и чепухи.

Ключевыми словами в его самодовольном возвеличивании можно назвать следующие: «Я везде, везде…» Вот в этом Хлестаков невольно прав. Как заметил автор, «всякий хоть на минуту… делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться…»

Хлестаковщина – общий порок для героев пьесы. Стремление играть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь, составляет внутреннее желание и чиновников, и дам, и даже Бобчинского и Добчинского. Хлестаков оказывается кумиром потому, что в каждом из героев живет его тень.

Так, Бобчинский имеет к Хлестакову одну-единственную «нижайшую просьбу»: «… как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам … если эдак и Государю придется, то скажите и Государю, что вот мол, Ваше Императорское Величество. В таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».

Тем самым он тоже, по существу, хочет «возвысить» себя до высших чиновников империи вплоть до государя. Попечитель богоугодных заведений Земляника – пройдоха и плут. В подведомственной ему больнице «лекарств дорогих не употребляют», больных кормят капустой, везде грязь и запустение, так что больные напоминают кузнецов.

Совет

Однако Земляника, как и Хлестаков, тоже приписывает себе несуществующие достоинства: «Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу». Судья Ляпкин-Тяпкин – взяточник, ничего не смыслит в делах: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну.

Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда». Перед мнимым ревизором он не признается в злоупотреблениях, а превозносит свои заслуги: «За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства». С помощью родства со «значительным лицом» сам городничий надеется изменить свою жизнь к лучшему.

Одержанная победа, устраненная опасность льстят ему, и он не в силах отказаться от торжества, от самовосхваления: «Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! Высокого полета…» Сближение с Хлестаковым открывает городничему возможность «влезть в генералы».

И после отъезда мнимого ревизора городничий словно бы продолжает играть «хлестаковскую» роль – роль враля и фантазера, мгновенно вживаясь в новый образ: «А, черт возьми, славно быть генералом!» Теперь его тщеславие не знает границ: «Всем объяви, чтобы все знали,… я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина…»

Таким образом, хлестаковщина типична для всего чиновничества, его манера себя вести и стимулы поведения – общие для всех героев. В Хлестакове собраны тайные желания людей: казаться лучше, чем на самом деле, преувеличивать личные качества, переоценивать свои возможности, претендовать на незаслуженное уважение.

Источник: http://velib.com/sochinenie/khlestakov_i_khlestakovshhina_v_komedii_nv_gogolja_revizor_1/

Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») Вариант 1

   В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь преследовал цель «собрать в кучу все дурное, что есть в России, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Для воплощения своей идеи писатель создал целую галерею ярких характеров. Один из них — Иван Александрович Хлестаков.

     Довольно точную и подробную характеристику Хлестакову дает сам автор в «Замечаниях для господ актеров».

По оценке Гоголя, Иван Александрович «приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими».

Обратите внимание

Кроме того, Хлестаков «говорит и дей­ствует без всякого соображения», «он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли», «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно».

     Данное «внутреннее содержание» Хлестакова вполне объясняет его поступки. Безудержный игрок в карты, он легко спускает с рук все присланные отцом деньги.

В этом герой не знает меры и доходит до того, что не только закладывает собственную одежду, но и лишается возможности заплатить за тарелку супа.

При этом он нисколько не раскаивается в своем по­ступке и при первой же возможности снова готов бро­ситься в омут игры.

     По понятным причинам Хлестаков не продвигает­ся по службе, и за это его справедливо журит отец, ус­тавший, наверное, по требованию сына без конца по­сылать в Петербург энные суммы, вновь и вновь «ча­дом» попусту растрачиваемые. Хлестаков не испытывает перед отцом чувства вины. Напротив, он ругает его «ослом» и выражает всяческое недовольст­во относительно своей поездки в Саратовскую губер­нию.

     Хлестаков не знает чувства родины. Родное гнездо для него — дыра, где он не может «блистать» и развле­каться. Мужики, работающие на героя, вызывают у него только презрение. Несмотря на отсутствие вся­ких оснований, Хлестаков считает себя слишком вы­сокой особой, чтобы находиться средь простого люда.   

     Хлестаков любит шиковать. При этом он никогда не соизмеряет желаемое с возможным. Несмотря на незавидное финансовое положение, герой одет по по­следней моде, он мечтает кататься в дорогой карете по центральным улицам Петербурга и «производить впе­чатление».

Получив в гостинице отказ на просьбу по­дать обед, голодный Хлестаков не чувствует себя уни­женным, ему не стыдно, что за предыдущий прием пищи им не плачено и что его вот-вот выставят на ули­цу. Он не ищет выхода из создавшегося положения, а только усугубляет его. Хлестаков — трус.

Важно

Когда в гос­тинице перед ним неожиданно появляется городни­чий, Иван Александрович, не способный отвечать за свои поступки и до смерти боящийся тюрьмы, пере­живает настоящий шок.

     Помимо прочего, Хлестаков — врун, каких свет не видывал» Феерическая сцена его вранья на приеме у городничего — одна из самых ярких в комедии. Из мелкого чиновника герой за несколько минут возвы­шается почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит», которому сам Пуш­кин — большой приятель и которого все боятся и ува­жают.

Читайте также:  Сочинение как я провел летние каникулы

Начиная с мелочей, в своем вранье Хлестаков заходит все дальше и дальше и уже не может остано­виться. Он такая важная персона, что при первой на­добности его разыскивают «тридцать пять тысяч курьеров», потому что без него некому управлять де­партаментом. При виде его солдаты радостно салюту­ют, суп в кастрюльке приезжает к нему из самого Па­рижа.

Хлестаков так входит в азарт, что перестает различать реальный мир с тем, в котором он действи­тельно живет. Находясь «в сказке», он получает от нее все большее удовольствие и, понимая, что ничто этому не препятствует; приукрашивает ее прямо на ходу: «Что ж я вру, я и позабыл, что живу в бельэтаже».

Во всей этой лжи открывается душа человека, для которого все в жизни измеряется рублем.

     В довершение всего, Хлестаков — герой-любовник, вовлекающий в свою интригу жену и дочь городниче­го одновременно.

Преследуя цель развлечься, он не задумывается о том, с какой репутацией останется по­сле его побега Марья Антоновна и как будет существо­вать в провинциальном городе.

Не боясь разоблаче­ния, Хлестаков пытается очаровать и мать, и дочь, от ног одной легко бросается к ногам другой, поет обеим свои незамысловатые дифирамбы. От слов, не желая следовать нравственным законам, герой сразу перехо­дит к действиям и «дарит» Марье Антоновне поцелуй.

Совет

     Не сразу Хлестаков распознает, за кого его приня­ли. Но догадавшись, с удовольствием под видом «взаймы» берет взятки. С каждой взяткой он заметно меняется, входит во вкус. Так уже у Бобчинского и Добчинского Иван Александрович напрямую спра­шивает: «Денег нет у вас?». Денег он начинает требо­вать у каждого посетителя.

     Хлестаковы живут и сегодня. И явление это полу­чило название «хлестаковщина». Сегодня Хлестако­вы — это воплощение душевной пустоты, лживости, глупости, позерства, пустого фанфаронства и бесчес­тия. Хлестаков в «Ревизоре» — это символическое, обобщенное изображение человека, который, по заме­чанию самого Гоголя, «стал весь ложь, уже даже сам того не замечая». 

Источник: http://5litra.ru/soch/359-hlestakov-i-hlestakovschina-po-komedii-n-v-gogolya-revizor-variant-1.html

Хлестаков и хлестаковщина (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

«Ревизор» — произведение Николая Васильевича Гоголя, написанное в первой половине XIX века. Главный герой комедии — Иван Александрович Хлестаков, благодаря которому появилось такое понятие, как «хлестаковщина».

Рассмотрим подробнее образ самого Ивана Александровича и попробуем разобраться, какие черты его характера стали основополагающими для хлестаковщины.

https://www.youtube.com/watch?v=nyQrcYA1kzM

Следует заметить, что в Хлестакове уживаются две черты, противоположные друг другу. Он умеет подольститься.

Это хорошо видно из его разговоров с трактирным слугой, когда он здоровается с ним, обращается к нему «братец» и «любезный», справляется о его здоровье, но все это с одной лишь целью — получить обед, не расплачиваясь.

А, получив этот самый обед, он бранит слугу и трижды называет того дураком. Из этого становится ясно, что Хлестаков умеет приспосабливаться к определенной ситуации, используя при этом нужные действия.

Сам того не осознавая, он становится взяточником. Ему и в голову не приходило, что он получает взятку, у него даже не возникает об этом мысли. Почему и зачем «благородный человек» одолжил ему денег, Хлестакову безразлично. Для него важно лишь то, что теперь он сумеет раздать долги и как следует поесть.

Очевидно, что завтрак в богоугодном заведении не воспринимается им как «подмазывание», он с искренним, даже немного детским удивлением спрашивает: «Что, у вас каждый день бывает такой?» А на следующий день он радостно говорит: «Люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то, чтобы из интереса».

Но ввиду своей глупости и поверхностности он как раз не замечает очевидного — ему угождают «из интереса».

Можно предположить, что, будь на месте Хлестакова человек более сообразительный, то всего этого каламбура могло бы и не быть.

Обратите внимание

Потому что то, что тебя так тепло и радостно принимают в чужом городе, при том, что ты весь в долгах и только и делаешь, что проигрываешься в карты и разбрасываешься пустыми обещаниями, наведет на сомнения и подозрения любого нормального, думающего человека.

Сразу возникнет вопрос: а может быть, меня с кем-то перепутали? И если его зададут не прямо, то как-то хитростью попробуют это узнать.

Но опять же это при условии, что мы имеем дело не с Хлестаковым. Ему это и в голову не пришло, он все принимает как должное. Другого от него ожидать было бы неправильно — Гоголь слишком ярко рисует нам его образ, чтобы у нас зародились сомнения на этот счет.

Характерной и наиболее значимой чертой Хлестакова является лживость, с помощью которой он заставляет трепетать местных чиновников перед его заурядной персоной. Однако, несмотря на никчемность, у него хватает ума выйти победителем, оставив в дураках и городничего, и его приближенных.

Наверное, Хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что «зло» было наказано, а Хлестаков удалился победителем.

Плохо же то, что Хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников. И вполне вероятно, что его игра будет успешной.

Где гарантия того, что городничие, бобчинские и добчинские, хлоповы есть только в описанном Гоголем городе N? Как раз наоборот — писатель показывает нам, что из таких город состоит Россия.

Хлестаков пуст, но все его понятия и взгляды сформированы тем самым строем, который порождает городничих и держиморд. Вот почему он ведет себя в чрезвычайных обстоятельствах пьесы в точности так же, как мог бы вести себя настоящий ревизор: распекает, берет взятки, всем лжет о своей жизни.

Важно

В пустоте Хлестакова, как в огромном зеркале, отражаются многие явления породившей его эпохи. И потому понятна ошибка чиновников, принявших «маленького» человека за высокопоставленное лицо. В том-то и дело, что Хлестаков одновременно и пустышка, и светский человек.

Такова сложная двойственность этой роли.

Итак, Хлестаков — главное лицо, смех — главное положительное лицо. Видимо, Гоголь таким приемом хотел донести до каждого из зрителей мысль о его личной ответственности за происходящее с ним и вокруг него, напомнить о неминуемом возмездии, которое рано или поздно настигнет каждого, кто живет не в ладу с совестью.

Подтверждает это знаменитая «немая сцена» в финале комедии: приехал настоящий ревизор. Но это, увы, не делает его главным лицом комедии, хоть он и настоящий. И пока его нравственные устои зрителям неизвестны, главным лицом комедии остается Иван Александрович Хлестаков.

В его образе Гоголь высмеивает простоту, душевную пустоту, хвастовство, стремление выдать желаемое за действительное.

Здесь уместно снова вернуться к понятию «хлестаковщина». Сначала дадим ему определение, воспользуемся толковым словарем Ожегова: «Хлестаковщина-разг. беззастенчивое, безудержное хвастовство».

Оно было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам Гоголь.

В этой комедии мы видим всю боль автора, который болеет за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу.

Его окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своих целей, общество, где преклонялись перед богатством.

Хлестаковщина — это уже не ассоциация с самим Хлестаковым, а явление, которое его породило. Люди, похожие на Хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени.

По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д. Важно, что преодоление хлестаковщины в самом себе можно считать одним из основных путей самосовершенствования.

Источник: http://lit-helper.com/p_hlestakov_i_hlestakovshina_po_p-ese_n_v__gogolya_revizor

Сочинение на тему «Хлестаков и хлестаковщина»

Сочинение на тему «Хлестаков и хлестаковщина»

Заводя разговор о русской литературе 19 века, нельзя не упомянуть Н. В.

Гоголя, выдающегося сатирика, писателя, публициста и драматурга, одним из самых знаменитых произведений которого безусловно является «Ревизор». Комедия обо всех нас, о русском обществе, точнее обо всех его «слепых» зонах, минусах и противоречиях.

Несмотря на то что со времени написания прошло боле 150 лет, герои остаются живыми, они среди нас, их характеры повсюду.

Как было сказано выше, «Ревизор» является культовым произведением Гоголя, которое отображает все пороки русского человека первой половины 19 века. Основному удару подверглись чиновники – трусы и взяточники, – которые на протяжении всей комедии меняли своё отношение как к происходящему, так и к друг другу.

Совет

Кроме государственных служителей, в произведении заметную роль (точнее, по словам самого автора, главную) сыграл некий Иван Александрович Хлестаков.

Человек молодой, глуповатый, ветреный, местами эгоистичный; человек, пытающийся угодить каждому.

Приехав в захолустье, в провинцию, без средств (наш герой ещё и кутила, деньги у которого не водятся), господин Хлестаков сразу располагает к себе всё чиновничество.

Отойдя немного в сторону, а именно говоря о положении дел в городе, в котором разворачивались действия, можно сказать, что творилась полная неразбериха.

Высокопоставленные личности, хорошо знакомые с городничным (тогда так называли губернаторов), обустроили всё по своему удобству. В один «прекрасный» день приходит весть о том, что в город направляется ревизор.

Перепуганные, чиновники случайно спутали с ним Хлестакова и начали процесс «сближения» и выстраивания хороших, дружеских отношений путём дачи взяток.

Возвращаясь к Ивану Александровичу, нельзя не сказать ещё об одной его черте, о вранье, с помощью которого наш герой сумел мгновенно представить себя личностью высокопоставленной и значащей (хотя это далеко не так). Соединившись – ложь Хлестакова и глупость городских чиновников – воедино, получается прекрасный надуманный ревизор.

В силу своей недальновидности, наш главный герой не смог дойти до удивительного открытия самостоятельно. Но здесь на помощь подоспел слуга Осип, более смышленый, нежели хозяин, и всё разъяснил. Поражённый, Хлестаков живо начал пользоваться своим новым положением, вытягивая как можно больше денег из глупых чиновников.

Обратите внимание

Само понятие «хлестаковщина», произошедшее очевидно от фамилии Ивана Александровича, выражает общее положение дел в России на момент жизни Гоголя. Описывая данное явление, можно воспользоваться цитатой самого автора: «… возникшая до высшей степени пустота…».

Все пороки, злоупотребления, глупости, собравшиеся воедино в «Ревизоре», демонстрируют нам русское общество, порой не умеющее рассуждать здраво. В произведении мы можем заметить всю скорбь и грусть автора по отношению к положению дел в государстве.

Общество, окружавшее Гоголя, было зачастую грубым, глупым, ветреным, жадным, нечестным, пренебрегающим всеми нормами морали ради достижения собственных целей. Этот список можно, к сожалению, продолжать ещё очень долго.

Стоит отметить, что, несмотря на все те противоречивые и несносные черты характера главного героя, он сумел выйти из игры победителем, уехав со всеми деньгами из города до приезда настоящего ревизора и, соответственно, до разоблачения со стороны чиновничества.

Комедия заканчивается немой сценой, крайне примечательной и интересной. Приезжает подлинный ревизор, которого встречают шокированные чиновники во главе с городничим. Понимая всю комичность происходящего, можно посмеяться, но, с другой стороны, если задуматься, то ситуация скорее грустная, нежели забавная.

Подводя итог, нельзя не отметить, что такое понятие, как «хлестаковщина», не умерло. Прошло много времени, а Хлестаковы всё ещё среди нас.

Читайте также:  Основные сражения великой отечественной войны 1941-1945

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-hlestakov-i-hlestakovshhina/

Комедия Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” — великое произведение, написанное в первой половине XIX века. Вот уже на протяжении полутора веков оно ставится на сценах различных театров нашей страны.

Это произведение- меткий укол в самое больное место- глупость и невежество народа, который всех и всего боится. В этой комедии нет ни одного положительного героя. Все персонажи комедии подвергаются жестокой критике автора.

Основному удару подверглось чиновничество, которое представлено рядом взяточников, глупцов и просто никчемных людей, которые разворовывают и пропивают городское имущество.

Это поистине бессмертное произведение чарует нас своей красотой и легкостью написания, смелостью и новаторством , глубоким и тонким юмором, сюжетной линией и композицией, идейным смыслом, который будет всегда актуален. Многие фразы из этой комедии вошли в нашу повседневную речь и переросли в пословицы и поговорки: “…

к нам едет ревизор”, “Выздоравливают, как мухи”, “Над чем смеетесь? Над собой смеетесь” или, например, эпиграф комедии “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.

Однако есть и менее известные и употребляемые выражения, как-то: что же такое “хлестаковщина”? Она является производной от имени главного героя произведения- Хлестакова.

Важно

Хлестаков- молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить и, поэтому у него почти никогда не было денег, какого же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать.

Разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятельности городского правления. Характерной и наиболее значительной чертой характера Хлестакова является вранье, с помощью которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей персоной.

Однако, несмотря на всю эту никчемность, у Хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. Сделал он это с подсказки своего слуги- Осипа.

Возможно, Хлестакова даже можно рассматривать, как отчасти положительного героя, потому что “зло” было наказано, а Хлестаков удалился победителем. Плохо же то, что Хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников- взяточников.

Такое явление, как ”хлестаковщина”, было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам Гоголь. В этой комедии мы видим всю боль автора, который более за Россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу.

Гоголя окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своей цели, готовые утопить все и всех., общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством. Все это и породило такое явление, как “хлестаковщина”.

“Хлестаковщина” это уже не ассоциация с самим Хлестаковым, а само явление, которое его породило. Люди, похожие на Хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени. Гоголь отобразил извечные проблемы России и соединил их в образе Хлестакова и чиновничества. Гоголь понимал, что изменить он ничего не может, он хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы.

Против всего этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире управляют такие, как Хлестаков или городничий.

Источник: http://MirZnanii.com/a/356568/khlestakov-i-khlestakovshchina

Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

«Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!»

Н. В. Гоголь «Невский проспект»

Весной 1836 года — в дни появления «Ревизора» на сцене и в печати — русское общество переживало то приподнятое, волнующее чувство, которое обычно рождает встреча с вели­ким произведением искусства. Прошло уже более полутора веков, а чувство это и у зрителей, и у читателей не проходит.

Я думаю, это происходит потому, что гоголевские персонажи и в настоящее время встречаются не реже, чем в XIX веке. Они имеют несколько другой внешний вид, они умеют пользоваться компьютером, иногда они действуют в более сложных ситуа­циях.

Но всё равно — это Хлестаковы и Чичиковы — две ипо­стаси вечного зла и бессмертной людской пошлости. Они живы вечно.

Совет

В данном сочинении речь пойдёт о Хлестакове. Гоголь го­ворил: «Хлестаков — самый трудный образ в пьесе». Почему? Да потому, что он всё делает без соображения, непреднамерен­но.

Сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков ни­кого не обманывал. Сыграв прекрасно роль ревизора, он даже не понял, что её играет.

Только к середине четвёртого действия Хлестакову пришло в голову, что его принимают за «государ­ственного человека». Но как раз в этой непреднамеренности — его сила.

Всех поражает поведение Хлестакова. Вот мысли городничего о нашем герое: «А и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо вос­тро…», «Врёт, врёт и нигде не обоврётся!». На городничего произвело впечатление не враньё Хлестакова, а его наглость: «и не по­краснеет».

Но дело в том, что он совершенно искренен, и спрово­цировал всю хитроумную игру чиновников не хитростью, а чистосердечием. В образе Хлестакова Н. В. Гоголь представил нам не обычного враля, а большого артиста, вошедшего в роль имен­но того, за кого его принимают.

Та лёгкость, с которой Хлестаков ориентируется в создавшейся обстановке, «гениальна». Вот, например, такой эпизод.

Хлеста­ков, желая покрасоваться перед Марьей Антоновной, приписы­вает себе сочинение Загоскина «Юрий Милославский», но она вспоминает истинного автора.

Положение создалось безнадёж­ное, но Хлестаков и тут быстро нашёл выход: «Это точно За­госкина; а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж точ­но мой».

Обратите внимание

Важной чертой характера Хлестакова является отсутствие па­мяти. Для него не существует прошлое и будущее. Он сконцент­рирован только на настоящем. В силу этого Хлестаков неспособен к корыстолюбивым и эгоистическим расчётам.

Так как наш герой живёт одной минутой, постоянное превра­щение является его естественным состоянием. Принимая какой- либо стиль поведения, Хлестаков мгновенно достигает в нём выс­шей точки. Но что легко приобретается, легко и теряется. И зас­нув главнокомандующим или фельдмаршалом, он просыпается вновь ничтожным человеком.

Речь Хлестакова характеризует его как мелкого петербург­ского чиновника, претендующего на столичную образован­ность. Он любит для красоты слога употреблять то заковы­ристые литературные штампы, как-то: «срывать цветы удо­вольствия», «мы удалимся под сень струйф», то французские словечки.

В то же время в его языке встречаются бранные и вульгарные словечки, особенно по отношению к простолю­динам. Своего слугу Осипа Хлестаков называет «скотиной и дураком», а по отношению к хозяину трактира кричит: «Мо­шенники, канальи… Подлецы! ..

Бездельники!» Речь Хлеста­кова отрывистая, свидетельствующая о его полной неспособ­ности остановить на чём-либо своё внимание, точно передаёт его духовную нищету.

Современник писателя Аполлон Григорьев говорил: «Хлеста­ков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растёт в собственных глазах и глазах чиновников, становится всё смелее и смелее в хвастовстве… Но придайте Хле­стакову хоть немного расчёта в хвастовстве, — и он перестанет уже быть )01естаковым». Фамилия Хлестаков стала употребляться как нарицательное имя.

Считают, что Гоголь открыл в жизни новое явление, имя ко­торому «хлестаковщина». Хлестаковщина — это беззастенчивое, безудержное хвастовство, враньё, крайняя несерьёзность, ложь, фразёрство.

К сожалению, это явление не редкость для русского характе­ра: «Всякий хоть на минуту… делался и делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж…

и наш брат, грешный литератор окажется иногда Хлестаковым» (Н. В. Гоголь).

Источник: https://referat.hhos.ru/350886087/1668-08857655.html

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» – сочинение » Сочинение на EraInfo.ru

Хлестаковщина, то есть пустое прожигание жизни, непреднамеренное враньё вселенских масштабов, ничтожное лицедейство, призрачность человеческой фигуры, в которой отсутствие содержания кажется чуть ли ни инфернальным – проявляет себя наиболее ярко в момент претворения Хлестаковым роли ревизора.

Эту роль ему навязали извне, войти в неё подсказал слуга Осип, и Хлестаков бессознательно потянулся к выгоде. Ложь стала не столько способом выставить в себя в наивыгоднейшем свете, сколько правилом игры, в которую было втравлено всё общество. Хлестаков лжёт самозабвенно и безостановочно.

Он – высокий вельможа, на службе у которого несколько тысяч курьеров, суп ему везут из Парижа, к столу подают арбузы по семисот рублей штука, во дворец каждый день с удовольствием приглашают. брат Пушкин с ним на короткой ноге.

Важно

По словам Хлестакова он везде незаменим, и в этом – прав, так как пустые сосуды действительно нужны, чтобы была возможность целомудренно хранить общественную скверну. Никто даже не пытается остановить этот поток неправды, ибо у каждого она своя, и каждый знает об этой личной неправде и трусит безмерно.

Страх более даже, чем невежество парализует волю человека ко сколько-нибудь здравым мыслям. Люди становятся сосудами лжи и ужаса, который заставляет трепетать всякий раз, когда совесть нечиста.

В комедии «Ревизор» Хлестаков и хлестаковщина становятся некими образами-символами, которые можно прочитывать не только в контексте чиновничества, но и всего русского народа вообще, готового обманываться и пресмыкаться перед сильнейшим.

Хлестаковщина вливает свой яд во всех, все нею заражаются – от городничего и его семьи до высеченной вдовы унтер-офицера, чьё достоинство было поругано. Никакого нравственного воздаяния она не требует, обидчик должен быть наказан, но ущерб измеряется исключительно в деньгах.

Как человека она себя не ставит ни во что, но чин её покойного мужа оскорблён – она требует компенсации. Вообще соотнесение себя с положением или функцией в обществе признак не только хлестаковщины, однако, это соотнесение в её составе имеет специфику мнимости и подложности.

Чин столь же фантастичен, сколь и преклонение перед ним.

Полностью понять, кем именно в системе власти представлял себя Хлестаков невозможно, ибо приметы слишком разрослись: он и вельможа, и главнокомандующий, и глава департамента и чуть ли не второй после императора человек.

Эта близость к имперской власти заставила самого Николая І после премьеры признать, что досталось всем, а ему самому больше других.

Хлестаковщина – оригинальное обобщение, доведение до абсурдной вершины той части пороков, которая (к несчастью) в тогдашнем российском обществе считалась понятной всем и позволительной. На мелкие шалости молодых франтов смотрели с деликатным снисхождением, если не сочувственно.

Совет

Никто даже не подозревал колоссальной опасности, которую таит в себе хлестаковщина в соседстве с чем-либо, отравляющая всё вокруг, и, главным образом, наделённая властью. Её коварство скрыто ещё и в невинности, непреднамеренности её носителя.

Гоголю удалость вывести на свет божий хлестаковщину из самой атмосферы русской жизни, где она не идентифицировалась как нечто враждебное, и подвергнуть её бичеванию смехом. Сам смех, который был подан в сцеплении с горечью и гротеском, стал образом положительного персонажа, который в одиночку противопоставлен всему дурному, как животворящее начало мира и человека.

Данный материал будет полезен учащимся 8 классов во время подготовки сочинения на тему «Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»».

Источник: http://erainfo.ru/xlestakov-i-xlestakovshhina-v-komedii-gogolya-revizor-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector