Сочинение хутор татарский в романе тихий дон шолохова

Сочинение на тему Казаки хутора Татарский в романе Тихий Дон, Шолохов читать бесплатно

­Казаки хутора Татарский

«Тихий Дон» Михаила Шолохова — это роман-эпопея, повествующий о жизни донского казачества в период с мая 1912 года по март 1922-го.

Это время во многом стало переломным для нашей страны, поскольку на него пришлись такие события, как Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война.

Всего в произведении присутствует более шестисот действующих лиц, но центральными персонажами являются казаки хутора Татарский.

Шолохов был первым в России писателем, который хорошо знал и понимал нравы донского казачества.

Обратите внимание

Несмотря на свой юный возраст (в момент, когда автор начал создавать свое произведение, ему было всего двадцать лет) писателю удалось провести по-настоящему масштабное исследование, которое включало не только чтение литературы, но и опрос очевидцев, описываемых в книге событий.

Все это позволило ему воссоздать объективную картину жизни донских казаков с описанием их обычаев, привычек, норм поведения и, конечно же, сложнейших человеческих взаимоотношений.

В центре сюжета находятся такие казачьи семьи, как семья Мелеховых, Коршуновых и Астаховых, а также семья богатого купца Мохова, и такие персонажи, как Михаил Кошевой, Валет, Котляров, Христоня и многие другие. Какой перед нами предстает жизнь этих людей?

Быт казаков довольно суров и далек от идилличности даже в мирное время. Повествование начинается с жестокой расправы жителей хутора над матерью отца главного героя Пантелея Мелехова — турчанкой. Причиной тому становятся слухи, что женщина «ведьмачит».

Молва и мнение окружающих до сих пор продолжают играть большую роль в жизни татарцев. Когда Григорий Мелехов начинает встречаться с замужней Аксиньей Астаховой, об этом знает и сплетничает весь хутор, так же как в дальнейшем и об отношениях Митьки Коршунова с Лизой Моховой, и о непристойном поведении жены Петра Мелехова Дарьи.

Любые проблемы на хуторе решаются силой, причем прибегают к ней как мужчины, так и женщины. Узнав о том, что Аксинью изнасиловал отец, ранее «всегда смирная, престарелая мать» девушки и ее старший брат до смерти избивают пьяного мужчину.

Регулярно «обдуманно и страшно» избивает свою жену и Степан Астахов так, чтобы другие люди не видели этих побоев. Но вот, узнав об измене Аксиньи, мужчина не справляется со своими эмоциями и начинает бить жену прилюдно.

Став свидетелями этого инцидента, Григорий и Петр Мелеховы потом, в свою очередь, также избивают Степана.

Важно

Когда начинается Первая мировая, а затем и Гражданская война, это приводит к еще более серьезному разладу между татарцами. Те, кто был раньше друзьями, становятся врагами, как Григорий Мелехов и Михаил Кошевой.

Казаки теперь хладнокровно убивают друг друга.

Так, Мишка Кошевой, присоединившись к большевикам, убивает Петра Мелехова, а Дарья, в свою очередь, мстит за смерть мужа и хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова из ружья.

Но не только о жестоких нравах и тяжелых судьбах говорит в своем произведении Шолохов. Здесь можно увидеть и интересные особенности быта этих людей. Автор описывает то, как они трудятся на покосе, рыбачат и ходят на охоту. Мы видим, как Петр Мелехов и Степан Астахов ездят в майские казачьи лагеря, а Григорий Мелехов и Митька Коршунов принимают присягу и становятся настоящими казаками.

На этом фоне развиваются сложные и трагические взаимоотношения героев. Не лишена романтизма страстная любовь Григория и Аксиньи, но эта связь делает несчастной законную жену героя Наталью Коршунову и приводит к гибели девушки. Сложен союз Петра Мелехова и Дарьи, драматично развиваются отношения Мишки Кошевого и Дуняшки.

Автор также показывает нам сильные характеры татарцев, которые отважно сражаются во время Первой мировой войны за свою страну, а затем защищают свою свободу и свои интересы от посягательств красноармейцев.

Среди них храбрый и отважный Григорий Мелехов, образ которого символизирует всю мощь казацкого народа.

Этот человек в любых ситуациях старается вести себя достойно: не одобряет жестокости и насилия на войне, останавливает бесчинства казаков, занимающихся мародерством, и прекращает издевательства этих людей над красноармейцами и их родственниками.

Тяжелый период жизни нашей страны описывает Шолохов в своем произведении. Конечно, эти события изменили и изуродовали судьбы многих татарцев, лишив казаков близких им людей и вместе с тем надежды на счастье.

Совет!

Обсуждая со своим братом Гражданскую войну, Петр Мелехов справедливо замечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом.

Чертова жизня, и время страшное!»

см. также:
Другие сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов

Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов

Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов

Краткая биография Михаила Шолохова

Источник: http://www.sdamna5.ru/kazaki_hutora_tatarsky_tihij_don

Хутор татарский на карте

Annotation

Трагическая судьба и правда «Тихого Дона», этого великого романа — тема книги известного литературоведа и критика, члена-корреспондента РАН Ф. Ф. Кузнецова. Автор рассказывает об истории поиска черновых рукописей первых двух книг романа, выкупленных, с помощью В. В.

Путина, Российской академией наук, и впервые научно исследует рукопись как неоспоримое свидетельство принадлежности романа «Тихий Дон» М. А. Шолохову.

В книге впервые исследуются прототипы героев «Тихого Дона» — казаков станицы Вёшенской и близлежащих хуторов, прежде всего — Харлампия Ермакова, прототип Григория Мелехова и командующего армией вёшенских повстанцев Павла Кудинова. В книге исследована творческая биография М. А. Шолохова 1920—1930-х гг.

, раскрыта органическая преемственность «Тихого Дона» с «Донскими рассказами» и «Поднятой целиной», убедительно показана бездоказательность и несостоятельность домыслов «антишолоховедов».

При глубокой научности, книга читается с неослабевающим интересом. Она сопровождена богатейшим документальным и иллюстративным материалом, что помогает установить истину: великий «Тихий Дон» написал гений русской литературы М. А. Шолохов.

ВВЕДЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Часть первая

Глава первая

РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ?

СУДЬБА ВАСИЛИЯ КУДАШЕВА

ВЫЗВОЛЕНИЕ РУКОПИСИ

ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава вторая

ОПИСАНИЕ АВТОГРАФА РОМАНА

ЕЩЕ ОДНО НАЧАЛО?

РЕШЕНИЕ НАЙДЕНО!

«ДОНЩИНА»?

ДНЕВНИК ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩЕГОСЯ

ИСТОРИЯ РОДА МЕЛЕХОВЫХ

ГРИГОРИЙ И АКСИНЬЯ

«КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛОК»

«ВСТАВНАЯ ГЛАВА»

ОБ «ИКРЕ», «ТАВРИЧАНАХ» И «АРЕСТОВАННЫХ ЩАХ»

ДВА ПЛАСТА ПРОЗЫ

ПРИМЕЧАНИЯ

КОММЕНТАРИЙ

Часть вторая

Глава третья

АБРАМ ЕРМАКОВ

СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО № 45529

МИХАИЛ ШОЛОХОВ И ХАРЛАМПИЙ ЕРМАКОВ

СВИДЕТЕЛЬСТВА ЗЕМЛЯКОВ

«СЛУЖИВСКАЯ» БИОГРАФИЯ

КОМДИВ—1

ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ МИШИ ШОЛОХОВА

ТРОЦКИЙ НА ВЕРХНЕМ ДОНУ

КОНЕЦ ВОССТАНИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава четвертая

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ ИЛИ РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК?

КУДИНОВ — ГЛАВА ВЁШЕНСКОГО ВОССТАНИЯ

ПОДПОЛКОВНИК ГЕОРГИДЗЕ

ЭМИГРАЦИЯ

СОВЕТСКИЙ ШПИОН?

ПОСЛЕДНИЙ КРУГ АДА

«КНИГА ВЕЛИКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава пятая

ЗАПАХ ЧЕБОРЦА

«КОМИССАР АРЕСТОВ И ОБЫСКОВ»

СЕРДОБСКИЙ ПОЛК

БРАТЬЯ ДРОЗДОВЫ

ПРОТОТИП ПОЛОВЦЕВА

ПЛЕШАКОВСКАЯ МЕЛЬНИЦА

ВЁШЕНСКОЕ КУПЕЧЕСТВО

АНИКУШКА И ДРУГИЕ …

ТОПОГРАФИЯ И ТОПОНИМИКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Часть третья

Глава шестая

НАЧАЛО ПУТИ

«НА ТЕРРИТОРИИ ПОВСТАНЦЕВ»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМИССАР?

«РЕКРУТЫ КОММУНИЗМА»

«СЕДОЙ КОВЫЛЬ»

ОТ РАССКАЗОВ — К РОМАНУ

ЗАРОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА

НАПИСАТЬ «О НАРОДЕ, СРЕДИ КОТОРОГО РОДИЛСЯ И ВЫРОС»

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава седьмая

ПЕРВЫЙ РЕДАКТОР

«МОЛОДОЙ ОРЕЛИК»

«ЗАВИСТЬ… ОРГАНИЗОВАННАЯ!..»

«В ПРАВЫЙ УКЛОН ВЕРУЕШЬ?..»

«НАШ» ИЛИ «НЕ НАШ»?

«КРАСНЫЙ КАЗАК ИЛИ БЕЛОГВАРДЕЙСКАЯ СВОЛОЧЬ?»

КНИГА, КОТОРАЯ УДИВИЛА МИР!»

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава восьмая

«ЗА СЕМЬЮ ЗАМКАМИ…»

«ТРАГИЧЕСКИЙ ПОИСК ПРАВДЫ»

ФИЛИПП МИРОНОВ И «ТИХИЙ ДОН»

«НЕРАЗГАДАННОСТЬ СОКРОВЕННОГО»

ШОЛОХОВ И ГОРЬКИЙ

ШОЛОХОВ И СТАЛИН

ПРОРОЧЕСКИЙ РОМАН

ПРИМЕЧАНИЯ

Часть четвертая

Глава девятая

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕРСИИ

ОТВЕТ ЗАРУБЕЖНЫХ СЛАВИСТОВ

ГИПОТЕЗА Д* В ОЦЕНКЕ АМЕРИКАНСКОГО СЛАВИСТА

ДРУГОЙ РОМАН

ДРУГОЙ ГЕРОЙ

РОЙ МЕДВЕДЕВ О ГИПОТЕЗЕ Д*

«ЕСЛИ БЫ “ТИХИЙ ДОН” ВЫШЕЛ АНОНИМНО»

ЛЕГЕНДА О «КОВАНОМ СУНДУЧКЕ»

СУДЬБА АРХИВА Ф. Д. КРЮКОВА

ПИСАЛ ЛИ КРЮКОВ «БОЛЬШУЮ ВЕЩЬ?..»

НЕНАПИСАННЫЙ РОМАН

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава десятая

С ПОЗИЦИЙ НАУЧНОСТИ?

«ОШИБКИ» ШОЛОХОВА И ОШИБКИ МАКАРОВЫХ

ГДЕ РАСПОЛОЖЕН ХУТОР ТАТАРСКИЙ?

ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ В «ТИХОМ ДОНЕ»

СОТНИК ЛИСТНИЦКИЙ

СТУДЕНТ ТИМОФЕЙ

«ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО» РОМАНА

НАУКА ИЛИ ПРОФАНАЦИЯ?

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава одиннадцатая

ПОЛИФОНИЯ «ТИХОГО ДОНА»

СЛОВО У ШОЛОХОВА И КРЮКОВА

«ТИХИЙ ДОН» И «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»

ПРИРОДА У ШОЛОХОВА И КРЮКОВА

«ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ» ПРОЗА

ФОЛЬКЛОР, КАЗАЧЬЯ ПЕСНЯ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОИСК ИСТИНЫ

ДОНСКОЙ ДИАЛЕКТ

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава двенадцатая

АВТОР «ТИХОГО ДОНА» — КРАСНУШКИН?

ТЕКСТОЛОГИЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ

«…БЕССТЫДСТВО ВОДИТ РУКОЙ ПОДОНКА»

И. РОДИОНОВ: ТРИ АПОКРИФА

СЕРАФИМОВИЧ — «ПОДПОЛЬНЫЙ ШОЛОХОВ»?

«АНТИШОЛОХОВЕД» ИЗ ВЁШЕК

МЕТОДОЛОГИЯ АБСУРДА

ПРИМЕЧАНИЯ

Заключение

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Г. Ю Набойщиков

ПРИМЕЧАНИЯ

Светлой памяти моих родителей, Феодосия Федоровича и Ульяны Ивановны, сельских учителей Вологодчины, и моей жене-помощнице Людмиле посвящаю эту книгу

ВВЕДЕНИЕ

«Тихий Дон» — великая книга XX века. Она, как никакая другая, с поразительной глубиной и правдой выразила подвиг и трагедию, заключенные в самом крупном историческом событии XX столетия, — русской революции.

Но «Тихий Дон» трагичен не только по своей художественной сути и историческому пафосу. Трагична судьба самого романа и его автора. Дважды — в конце двадцатых и на переломе семидесятых годов XX века — было поставлено под вопрос само авторство Михаила Шолохова.

Драматизм ситуации многократно усиливался тем обстоятельством, что в 1965 году М. А. Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии — единственным официально признанным советским писателем, удостоенным столь высокой награды.

В 1964 году Нобелевская премия была присуждена французскому писателю и философу Жану Полю Сартру. Однако Сартр заявил, что он отказывается от премии, пока ее не получит Михаил Шолохов.

Обратите внимание

Атака на Шолохова означала, что под вопрос ставится честь Нобелевского Комитета и достоинство русской литературы.

Известный норвежский исследователь русской литературы Г. Хьетсо писал по этому поводу: «… Обвинение, предъявленное Шолохову, можно считать уникальным: этот автор в такой степени является предметом национальной гордости, что бросать тень сомнения на подлинность его magnum opus “Илиады” нашего века, значит совершать деяние, близкое к святотатству»1.

И тем не менее, святотатство было совершено. Усилия многих зарубежных и, что удивительно, отечественных средств массовой информации в течение последней четверти XX века были направлены на то, чтобы закрепить это «святотатство» в умах, превратить криминальную версию в якобы доказанную реальность.

Первоначально эта версия возникла еще в конце 20-х годов, сразу после публикации первых двух книг «Тихого Дона» в журнале «Октябрь» в 1928 г.

На хуторе Татарском у Пантелея Прокофьевича Мелехова

и появилась она в литературной среде — среди «своих» же, писателей.

Слишком ярким и мощным литературным событием — своего рода вызовом — явилось внезапное появление первых двух книг столь незаурядного произведения.

Это-то и дало повод некоторым собратьям Шолохова по перу усомниться: произведение такого масштаба и силы не мог написать 23-летний казачок из глухой донской станицы, с четырьмя классами образования, который всего три года назад вошел в литературу, напечатав две книжки рассказов.

Возник слух о некоем белом офицере, который теоретически подобный роман написать как раз мог. Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением гения. А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая.

Сочинение Хутор Татарский в романе Тихий Дон Шолохова

Хутор Татарский описывается Шолоховым в романе «Тихий Дон», он является местом, где происходят центральные события. Автор описывает хутор в трех состояниях: во времена спокойные, во время Первой Мировой войны и разразившегося Гражданского противостояния.

Повествование начинается с мирного времени, когда все идет по накатанной и каждый год в теплое время суток люди собираются на посев, ухаживают за посаженным и после собираются на сбор урожая.

Здесь автор описывает хутор, входящий в станицу Вешенскую. Само поселение состоит из трех сот домов, достаточно большое для того времени. Поэтому на территории есть большая рыночная площадь, где собираются купцы, несколько магазинов, торговые лавочки, где торгуют только состоятельные люди, церковь, почта, мельница для помола и кабак, где многие собираются отдохнуть.

Сама станица состоит как из зажиточных и богатых крестьян, так и достаточно бедных.

В 1914 году ситуация в поселении меняется. Всех мужчин начинают призывать на службу из-за начавшейся Первой мировой войны. Несмотря на то, что работы по уборке урожая находятся в разгаре, казаки вынуждены бросить все и отправиться служить на поле боя.

Новость быстро разлетается по хутору, который постепенно пустеет, так и постепенно исчезает огромное хуторское хозяйство.

Станица решетовская

В 1917 году военные действия заканчиваются и лишь немногие возвращаются домой живыми и здоровыми.

Но мирная жизнь не успевает восстановится, потому что в этот же год начинается жестокое гражданское противостояние, все мужчины снова собираются на фронт, а в уборке урожая участвуют только женщины, дети и старики, оставшиеся дома. Из-за постоянных военных действий многие теряют свое имущество, которое было нажито непосильным трудом и на протяжении долгого времени.

Важно

Конечным результатом становится то, что на территории хутора устанавливается полностью советская власть. Это приводит к разрушению поселения. Мало кто вернулся живым с поля боя, а имущество за это время было частично разрушено и разграблено.

Таким образом, автор показывает, как мировые события и события в стране могут изменить привычный уклад жизни. Никто из казаков не подозревал, что в одночасье им придется оставить то, что они наживали десятилетиями и вернуться фактически на пустое место, или не вернуться совсем из-за бушующей войны, жестоко забирающей жизни всех, кто принимает в ней участие.

Читайте также:  Сочинение на тему великая отечественная война 1941-1945 года рассуждение

Также читают:

Картинка к сочинению Хутор Татарский в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

  • 11 класс ЕГЭ
  • ТютчевТютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация
  • Сочинение по картине Жатва Пластова 6 классГлядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.
  • Сочинение по рассказу Васюткино озеро АстафьеваГерой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий
  • Сочинение Проблема ответственности людей за свою Родину рассуждениеОтветственность – это важная неотделимая часть нашей жизни. Она не рассматривается самостоятельно, а неизменно находится в рамках определенного контекста. Иногда видение ответственности до такой степени глубоко и масштабно

Вешенская

Станица

9317 жителей

Год основания 1709

Станица Вешенская находится в северной части Ростовской области. Граница Области Войска Донского простиралась далее и включала притоки Дона Хопер, Иловлю, Медведицу. Этот край, — родину Михаила Шолохова — называют Верхним Доном (хотя географически это среднее течение реки).

Третий том «Тихого Дона», посвященный Верхнедонскому восстанию, начинается с исторического отступления: «Только в 1918 году история окончательно разделила верховцев с низовцами.

Но начало раздела намечалось еще сотни лет назад, когда менее зажиточные казаки северных округов, не имевшие ни тучных земель Приазовья, ни виноградников, ни богатых охотничьих и рыбных промыслов, временами откалывались от Черкасска, чинили самовольные набеги на великоросские земли и служили надежнейшим оплотом всем бунтарям, начиная с Разина и кончая Секачом.

Даже в позднейшие времена, когда все Войско глухо волновалось, придавленное державной десницей, верховские казаки поднимались открыто и, руководимые своими атаманами, трясли царевы устои: бились с коронными войсками, грабили на Дону караваны, переметывались на Волгу и подбивали на бунт сломленное Запорожье».

Шолохов прославил историю, природу и людей Верхнего Дона. Здесь нет ни одного хутора, станицы, слободы, степной речки или поросшего полынем или чабрецом кургана, о которых бы не было сказано в «Поднятой целине» или «Тихом Доне».

Из строк романа миллионы людей во всем мире узнали о происхождении Вешенской: «На пологом песчаном левобережье над Доном лежит станица Вешенская, старейшая из верховых станиц, перенесенная с места разоренной при Петре I Чигонатской станицы, переименованной в Вешинскую».

Набережная в Вешенской

С 1709 года жила Вешенская обычной жизнью казачьей станицы: провожала и встречала казаков со службы, каждый год затоплялась водой и сеяла хлеб. История донского казачества

Источник: https://lezgidin.ru/hutor-tatarskij-na-karte/

Сочинение «Судьбы казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» – главное произведение М. Шолохова, заслуженно принесшее писателю мировую славу. В основном за это произведение он был удостоен Нобелевской премии.

С годами значимость этой вещи нисколько не уменьшилась, никто, по-прежнему не сомневается в художественных достоинствах романа, но споры идут о другом: был ли Шолохов автором «Тихого Дона», мог ли человек, не имевший практически никакого образования, уже в 23 года написать текст, который составил первую книгу романа? Дискуссии на эту тему публикуются сегодня во многих изданиях, в том числе – в «Новом мире», но к единому мнению авторы так и не пришли. Как бы то ни было, бесспорно одно: «Тихий Дон» – уникальное произведение, которое в русской литературе может быть поставлено в один ряд только с «Войной и миром» Л. Толстого.

В центре романа прежде всего судьбы казачества, которое представляло собой привилегированное военное сословие в царской России. Священной обязанностью казака была служба в армии. Уже к концу 19 в. слово «казак» ассоциировалось не только с представлением о храбром лихом воине; «казак» – это еще и усмиритель народных бунтов, который с нагайкой или шашкой в руках разгонял рабочие демонстрации.

Совет!

В романе очень точно воспроизведена хронологическая последовательность событий, все места: города, станицы, реки – названы очень точно.

Единственное вымышленное место – это хутор Татарский, в котором происходят все основные события. Первая фраза романа – «Мелеховский двор на самом краю хутора», а последняя сцена рисует возвращение Григория после всего пережитого к родному порогу. Здесь, в отчем доме, все начала и концы жизни.

Главный герой романа, Григорий Мелехов, как и положено казаку, верой и правдой служил царю.

На царской службе Григорий удостоился за храбрость и мужество высшей награды: с войны он вернулся полным Георгиевским кавалером.

Когда произошла революция, а потом заполыхала на Дону гражданская война, Григорий не сразу определил для себя, что правильно и справедливо. Как и большинство казаков, он оказался с белыми.

Чем дальше идет война, тем ожесточеннее становятся люди. Бывший дружок Мишка Кошевой убил родного брата Григория – Петра, и теперь Григорий, преследуя красных, думает: «Это им за Петра первый платеж».

Митька Коршунов убил престарелую мать Кошевого, и в душе у Михаила навеки поселилось ожесточенное недоверие ко всем, кто был у белых.

В конце романа это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе Григория Мелехова: если бы не подозрительность, даже враждебность Михаила, Григорий не ушел бы из хутора и не попал бы в банду Фомина.

Обратите внимание

Никогда на протяжении войны Григорий не был до конца уверен в своей правоте. Он даже завидовал тем, кто, как Штокман или Кошевой, всегда знал, с кем быть, что делать. Григорий же всегда ощущал смутное недовольство, им владела мысль, что все происходит не так, что «неправильный у жизни ход», события определяются чьей-то злой волей.

«Спутали нас господа, стреножили жизнью и нашими руками вершают свои дела», – думает Григорий. Он, необразованный, в общем малокультурный человек, но храбрый, удачливый воин, дослужился до офицерского чина. Однако на равных с белогвардейскими офицерами он себя не ощущает.

Офицерские погоны, предмет гордости отца и Натальи, самого Григория нисколько не радуют, и он говорит, что лучше бы их и вовсе не было.            —

В конце войны Григорий почти полгода прослужив в Красной Армии, но об этом Шолохов не пишет подробно: этот период в жизни Григория Мелехова известен только по скупым рассказам верного оруженосца Прохора Зыкова. Может быть, писатель идет на такой прием потому, что и служба у красных не стала кровно необходимой Григорию, не согрела его душу сознанием справедливости борьбы.

Григорий Мелехов возвращается в хутор, не желая больше служить ни белым, ни красным. «Моим рукам работать надо, а не воевать», – говорит он. За время войны он потерял брата, схоронил отца и Наталью, устал душой смертельно.

Никакой опасности для советской власти он не представляет, и не по своей воле он опять оказывается втянутым в борьбу против большевиков.

Но если он давно уже разочаровался в белом движении (в котором были, конечно, и самоотверженность, и благородство), то уж в банде Фомина его ничто не может согреть.

Григорий решает бросить все, уйти на Кубань, где его никто не знает, просто жить и работать. Верная Аксинья в который раз уходит с ним из хутора. Но не в природе нашей российской жизни, чтобы два человека смогли устроить счастливую жизнь, не зависящую от внешних обстоятельств.

Аксинья погибает от случайной пули. Григорий похоронил Аксинью и почти сутки просидел над могилой. Когда он поднял голову от могильного холма, то увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

Последняя сцена рисует Григория, который сточит у порога родного дома и держит на руках сына. Сын – последнее, что осталось у Григория в этой жизни, что пока еще роднит его с землей и людьми. М.

Шолохов не рассказывает о дальнейшей судьбе своего героя, но читатель вполне понимает, что ничего хорошего бывшему белому офицеру от советской власти ждать не приходится. Так на примере Григория Мелехова М. А.

Важно

Шолохов показывает трагическую судьбу человека, помимо воли вовлеченного в братоубийственную войну и потерявшего в этой войне все.

Источник: http://diktanty.ru/sochinenie-sudby-kazachestva-v-romane-m-sholoxova-tixij-don/

История русского народа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед Первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война.

Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел.

В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие романа, является станица Вешенская.

Шолохов изображает реальных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИК, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями.

I мировая война прервала трудовую жизнь казачества. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казаки устали от войны.

Они мечтают о ее окончании, но они еще не знают, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.

Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин мятежа было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой.

Совет!

Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял собой христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, отдававшего приказы расстреливать бородатых казаков.

Совет!

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками.

В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества является Григорий Мелехов.

Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени.

Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье.

Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний.

Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

Важное место в произведении занимают женские образы. Здесь и мать Григория Ильинична, и Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. Писатель показывает их трудолюбие, огромную роль в жизни семьи.

В действие романа “Тихий Дон” вообще вовлечен очень широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.

Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, он умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи.

Обратите внимание
Обратите внимание

Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края.

[/su_box]

Пейзаж у Шолохова очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории.

Эта концепция получила в романе глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. При вручении ему Нобелевской премии за роман “Тихий Дон” Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа

Сочинения по теме:

  • Душевное состояние героев во время гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
  • Женщины, сыгравшие главную роль в жизни Григория Мелехова по роману М. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
  • Художественное изображение русского народа в романе М. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
  • Образ Григория в романе М. Шолохова «Тихий Дон» сочинение
Читайте также:  Сочинение на тему пасха. праздник пасха в моей семье

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/istoriya-russkogo-naroda-v-romane-m-sholohova-tihiy-don

Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М. Шолохова «Тихий Дон», т. 4, часть 8, гл.18

Финалу романа М. Шолохова «Тихий Дон» предшествуют драматические события в жизни главного героя Григория Мелехова Испытав в полной мере весь ужас гражданской войны, побывав попеременно то в белогвардейской армии, то в Красной Армии, так и не узнав правды и не определив своего пути, Григорий возвращается домой.

Смертельно уставший, постаревший, он мечтает найти покой в стенах родного дома. Но сестра Дуняшка выходит замуж за Михаила Кошевого, занявшего непримиримую позицию в отношении бывшего белого офицера, Мишка Кошевой готов арестовать Григория и судить как классового врага. Григорий бежит из Татарского, скрывается и попадает в банду Фомина.

Понимая всю преступность «деяний» этой банды и меру ответственности за причастность к ней, Григорий тайком уходит из банды. Он возвращается с надеждой взять с собой Аксинью и двинуться с ней на юг> ка Кубань. Аксинья соглашается, у Григория возрождается надежда новой, спокойной жизни с любимой Аксиньей. Но судьбе было суждено распорядиться иначе.

Важно

Настигнутая шальной пулей, Аксинья умирает на руках Григория. Все было кончено в его жизни.

Казалось, что жизнь утратила для Григория всякое значение «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети».

Похоронив Аксинью, трое суток блуждал он по степи, но ни домой, ни в Вешенскую с повинной не поехал. На четвертые сутки, бросив лошадей, он направился в Слащевскую дубраву, где, как он слышал, живут оседло дезертиры. К ним направился Григорий, не желая возвращаться к Фомину.

В течение пяти дней блуждал он по лесу, питаясь недозрелыми ягодами клубники, листьями орешника, какими-то крохотными грибками. На исходе пятого дня его встретили дезертиры и привели к себе. Григорий прожил с ними до октября.

А потом, осенью, в нем с неожиданной силой проснулась тоска по детям, по родному хутору. «Днем никто из жильцов землянки не слышал от него ни слова жалобы, но по ночам он часто просыпался, вздрагивая, проводил рукой по лицу — щеки его и отросшая за полгода густая борода были мокры от слез».

Глубоки и безмерны были страдания Григория. «Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие, кого уже не было в живых.

Наступает момент, когда Григорий понимает, что жить вдали от дома он больше не может. Дезертиры предлагают ему подождать до весны, когда выйдет амнистия, но Григорий отказывается ждать и уходит.

Его не пугает грядущая расправа, так велико было желание увидеть детей. На следующий день он подошел к Дону напротив хутора Татарского. Переходя через Дон по льду, он бросил в воду винтовку, наган, высыпал оставшиеся патроны.

Навсегда решил Григорий покончить с прошлым, войной, всем, что напоминает о ней.

Долго Григорий смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Еще издали увидел он на спуске к пристани Мишатку Мальчик был один. Задыхаясь, хриплым голосом Григорий окликнул сына: «Мишенька!.. Сынок!..

» Мальчик испуганно взглянул ка бородатого и страшного на вид человека. Он узнал в нем отца. «Опустившись на колени, целуя розовые, холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово: — Сынок… сынок.

..»

Потрясение Григория было так велико, что позабыл все ласковые слова, которые шептал, вспоминая своих детей там, в дубраве. Сухими, .исступленно горящими глазами всматривался он в лицо сына. Он узнает от Мишатки о смерти Полюшки осенью от скарлатины.

Тяжело было услышать о смерти любимой дочери, но рядом был его сын. «Он стоял у ворот родного дома держал на руках сына…

Совет!

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Финал романа позволяет нам взглянуть на образ Григория Мелехова с новой стороны. Григорий предстает перед нами измученным, истерзанным горем и страданиями, но мужественным и сильным человеком. Приход Григория в родной хутор вполне закономерен.

Он давно стремился к мирному труду, к своей семье, И эти стремления Григория вытекают из его жизненного идеала, мало чем отличающегося от идеала большинства казачества.

Григорий Мелехов, несмотря на все пережитое им, на все ошибки, заблуждения, страдания и муки, в конце романа предстает человеком, которого не страшит возможное возмездие за его дела и поступки. Он предполагает, что может ожидать его по возвращении в родной хутор.

А между тем ему советуют подождать: к первому мая ожидается амнистия. Если бы Григорий испугался возмездия и остался жить в лесу, в этом случае мы могли бы сказать: да, Григорий не тот, Григорий потерял мужество и т.д. Но в романе не так.

Сюжет романа развивается как сюжет трагический, и финал романа трагический. Мы так и не узнаем о его дальнейшей судьбе. Его будущее неизвестно.

Чем же оканчиваются волнения, сомнения, колебания, заблуждения Григория Мелехова? Отвечая на вопрос болгарских читателей, какова дальнейшая судьба людей Типа Григория Мелехова, Шолохов сказал в 1951 году: «Люди типа Григория Мелехова к Советской власти шли очень извилистым путем.

Некоторые из них пришли к окончательному разрыву с Советской властью. Большинство же сблизилось с Советской властью, принимало участие в строительстве и укреплении нашего государства, участвовало в Великой Отечественной войне, находясь в рядах Красной Армии».

Обратите внимание

Прослеживая до конца судьбу Григория Мелехова, Шолохов показывает, что сложные- и мучительные пути его жизни не вытравили из него благородных человеческих качеств — и это является залогом того, что люди типа Григория могут найти, и большая часть их них действительно нашла, свое место среди строителей Советского государства.

Источник: http://lit-helper.com/p_Vozvrashenie_Grigoriya_Melehova_na_hutor_analiz_finala_romana_M__Sholohova_Tihii_Don_t__4_chast-_8_gl_18

Сочинение «Исторический путь русского народа в романе Шолохова «Тихий Дон»»

Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины».

Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема.

Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А.

Фадеев от лица всесильного РАПП – Российской ассоциации пролетарских писателей – настоятельно рекомендую автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим»: «Сделай его своим, иначе роман угроблен».

В одном из писем, жалуясь на негативную атмосферу вокруг романа, вовсе не способствующую плодотворному творчеству, Шолохов пишет: «…Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы ни как… Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет.

Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле.

Важно

Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой».

Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году, перед I мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война.

Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел.

В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие романа, является станица Вешенская.

Шолохов изображает реальных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИК, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

«Тихий Дон» начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями.

I мировая война прервала трудовую жизнь казачества. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казаки устали от войны.

Они мечтают о ее окончании, но они еще не знают, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.

Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин мятежа было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой.

Совет!

Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял собой христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, отдававшего приказы расстреливать бородатых казаков.

Совет!

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками.

В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества является Григорий Мелехов.

Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени.

Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье.

Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний.

Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

Важное место в призведении занимают женские образы. Здесь и мать Григория Ильинична, и Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. Писатель показывает их трудолюбие, огромную роль в жизни семьи.

В действие романа «Тихий Дон» вообще вовлечен очень широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.

Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, он умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи.

Обратите внимание
Обратите внимание

Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края.

[/su_box]

Пейзаж у Шолохова очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории.

Эта концепция получила в романе глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. При вручении ему Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа.

Источник: http://litsochinenie.ru/istoricheskiy-put-russkogo-naroda-v-romane-sholohova-tihiy-don.html

Казачество в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» принес М.А.Шолохову российскую и мировую известность. Это произведение о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах, объединяющее несколько сюжетных линий, в литературных кругах принято считать эпопеей. Значительное место в романе занимает белое казачество, несмотря на высказанную явно коммунистическую авторскую позицию.

Читайте также:  Сочинение на тему цель в жизни человека егэ 11 класс

А главный герой — Григорий Мелехов — в конце повествования (что вызвало нарекания коммунистической критики) не «приходит к красным». Долгое время роман не печатался, но после поддержки Сталина перестал преследоваться и стал советской классикой.

Во время Второй мировой войны, во многом благодаря интересу союзников, «Тихий Дон» был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе.

Важно

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» по праву считается самым значительным и серьезным его произведением. Автору удивительно хорошо удалось передать жизнь и быт донского казачества, сам дух его и связать все это с конкретными историческими событиями. Эпопея захватывает ряд великих потрясений в России.

Потрясения, описанные в романе, сильно отразились на судьбе донского казачества. Как нельзя более ярко определяют жизнь казаков в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе, вечные ценности.

Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд.

Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казачество показано именно очень традиционным.

К примеру, с малых лет казаки привыкают к коню, выступающему у них не просто орудием труда, а верным другом в бою и товарищем (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку).

Все они воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле, посвящен Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции, культура, быт, язык, и неповторимая донская природа.

Роман населен множеством героев, насыщен событиями общественно-политической жизни, картинами мирного труда. В эпопее изображена история казачества в течение бурного десятилетия с 1912 по 1922 год.

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы в канун первой мировой войны, вводя читателей в мир интимных, личных проблем героев. Два эпиграфа, предпосланные роману, выявляют идейно художественный замысел автора.

Совет!

Слова старинной казачьей песни предваряют повесть о кровавых боях, о классовом размежевании жителей хутора Татарский, о напряженных поисках героями своего места в бурной революционной действительности, об их неистребимом тяготении к простому человеческому счастью, к мирному крестьянскому труду на кормилице-земле.

Шолохов-художник одержал победу над Шолоховым-политиком, показав казачество в революции. То, в чем советские литературоведы видели идейную слабость романа, оказалось его наивысшим достижением. Жизнь, отраженная в романе, оказалась гораздо сложнее, запутаннее, противоречивее.

Ее палитра отнюдь не ограничилась двумя цветами — красным и белым. А самый яркий, сильный и привлекательный герой романа — «несознательный» середняк Григорий Мелехов — глубоко чувствует и понимает эту истину, но в сложнейших условиях не может найти выхода из нравственного тупика.

Это и делает его трагически сложной личностью. Его образ вошел в историю отечественной литературы как Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров Тургенева, ибо в нем соединились лучшие типичные качества донского казачества в годы войн и потрясений начала XX века.

Его судьба отразила трагедию миллионов, захваченных грозной революционной стихией. Григорий Мелехов служит то у красных, то у белых.

Так, в конце января 1918 года он в рядах Красной гвардии сражается против Каледина, а затем полгода воюет против красных в составе Всевеликого войска Донского, подчиняющегося генералу Краснову, а в конце зимы 1920/21 годов уходит в банду Фомина.

Почему же Григорий Мелехов не может сделать окончательный выбор, к которому упорно толкают его жизненные обстоятельства? Из-за несознательности? Отсутствия воли? Нет, это храбрый, отважный воин, человек чести и долга. Он искренен, благороден, великодушен, способен к сильным и глубоким чувствам.

Его природная наблюдательность, цепкий крестьянский ум, ясность мысли помогают увидеть то несправедливое, злое, жестокое, чего было в избытке по обе стороны баррикад, и с чем он не мог примириться. Ему отвратительно зверское убийство председателем Донревкома Федором Подтелковым офицеров под Глубокой.

Обратите внимание

На общечеловеческую высоту Шолохов поднимает страдания яркой, сильной, незаурядной личности, которая в смутное, жестокое время все-таки приходит к самой гуманной жизненной философии, борясь и с несовершенством старого нравственного уклада, и с антигуманными нормами новой жизни.

Оказавшись в меньшинстве, как и все свободные, талантливые, совестливые люди того времени, Григорий тем не менее всей жизнью своей утверждает доброту, любовь, милосердие, мудрость, свойственные русскому народу.

И другие герои шолоховской эпопеи борются за свое счастье, отстаивая человеческое достоинство, восстанавливая душевную свободу и гармонию, ведут неравный поединок с жестоким веком. Особенное место здесь принадлежит лучшим женским образам, так как именно они отдают все свои богатые внутренние силы созидательным целям, не участвуя в острой политической борьбе.

Нравственную несостоятельность, которую они пытаются прикрыть ложью и обманом, быстро выявляют: всякое насилие, разорение старого быта, заменяют новыми отношениями. Дом же и семья вечны, они и становятся одной из высших этических ценностей в романе. Тема основной ячейки человеческого бытия раскрывается, прежде всего, на замечательных образах Ильиничны и Натальи.

В их характерах воплощены лучшие черты женщины-казачки: верность и преданность в любви, неиссякаемое терпение, гордость, трудолюбие, стремление сохранить домашний очаг. Ведь дом, семья и материнство требуют большой стойкости и мужества.

(8 votes, average: 4.50

Источник: https://school-essay.ru/kazachestvo-v-romane-mixaila-sholoxova-tixij-don.html

«Тихий Дон». Быт и нравы казачества в прозе М.А. Шолохова (По роману-эпопее «Тихий Дон»)

В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру и нравы.

Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.

Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны наиболее развернуто, неслучайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий постигает ценность свободного крестьянского труда, забот по укреплению хозяйства, семьи. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности.

Важно

Художественный мир романа наполнен красками, насыщен красотой родной природы. Автор создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям — проникнуться силой и красотой земли, с которой связана жизнь казачества.

В начале романа мы знакомимся с бытом и нравами казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым.

Уже здесь выявляется самобытность героев, чьи чувства противоречат общепринятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются характерные черты казачества. История женитьбы Григория говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца.

На примере его судьбы мы видим, насколько это могло определить ход всей дальнейшей жизни. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Такое решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых женщин, любящих Григория. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году.

Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи.

Мы видим, что расходятся жизненные пути бывших друзей — Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний.

Идеи справедливости, равенства и братства настолько овладевают Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то что Мелехов — его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны.

А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», — думает Мишка, когда работает отарщиком.

Совет!

Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уверенность в своей правоте свойственны и другим героям-коммунистам, изображенным Шолоховым в романе.

Совсем по-иному рисует писатель Григория Мелехова. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последовавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение.

Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. Когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.

Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий. Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства.

— Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы.

О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудропростой». Григорий приходит к пониманию, что «у каждого своя правда, своя борозда.

За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бороться. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее».

Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру.

Он не может равнодушно смотреть на нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну.

Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны в конце концов? Этим вопросом задается Григорий Мелехов, и в его лице — все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле.

Обратите внимание

Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять. Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить, хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Незыблемость в казачьей среде идеалов дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие.

Соперница Натальи Аксинья — красавица с независимым, смелым характером, бурным темпераментом — дополняет ряд образов казачек, делая их более разносторонними. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой.

Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…

В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств. К этой мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории.

В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана в этом замечательном романе.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/sholokhov/1029-byt-i-nravy-kazachestva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector