Сочинение кого можно назвать обывателем? (итоговое)

Что такое обыватель?

Вместо предисловия к этим заметкам. – Поймет их правильно только тот, кто почувствует: в них нет и не может быть никакого чванства. Напротив, чванство – а не скромность – это отличительное свойство самогó обывателя! – Итак. –

Обыватель есть тот, для кого благополучие, достигаемое приспособленностью к наличной социальной среде, есть высшая ценность, и, постольку, составляет предмет его самоуважения.

…Повторю: тот обыватель, для кого благополучие – даже не предмет вожделения, а вопрос так понимаемого достоинства (*).

То есть благополучие для обывателя, даже простое «материальное» и в первую очередь оно, – есть не вопрос его личного удовольствия или пользы, а именно вопрос ценности, что значит – моральный и даже религиозный (квазирелигиозный).

Отсюда, благополучие обывателя требует от него не просто забот, а настоящего служения; и потому, кстати – что воистину удивительно – не может кроиться по его личному вкусу и разумению, а только по установленному в его среде, социально-признанному образцу. Благополучие обывателя делает его неотличимым от среды, на которую он ориентирован и в которой желает преуспеть; оно его стандартизирует, «нормирует».

Обратите внимание

Обыватель, таким образом, отнюдь не тот, кому «малого нужно» – напротив, ему нужно много! Ведь за то он себя и уважает – что имеет. Уважать себя есть задача моральная.

И вот, обывателю нужно все, что есть у других, «всех», и притом по возможности в максимальной степени (ибо моральным нельзя быть «от сих до сих», но только в полной мере).

И во всяком случае ему, обывателю, нужно гораздо больше того, что диктуют ему его реальные потребности, а часто и что-то, что по существу идет им вразрез.

Обыватель в самом своем эгоизме ориентирован, таким образом, не на личное, он и в своих материальных потребностях – социален. А других духовных потребностей, кроме потребности вписаться в социум и преуспеть в нем – стать первым среди одинаковых! – и он и вообразить себе не может.

…Так, например, если обыватель слышит, что какое-то художественное произведение или какой-то автор «раскручены» (то есть им искусственно создана популярность) – то это возбуждает, а не гасит его интерес к ним.

Ведь от искусства ему того только и нужно, чтобы «приобщиться» к некоторым «всем», узнать, что знают другие, о чем они говорят – и заговорить на одном с ними языке.

То же, что может нравиться ему лично – для него дело десятое и даже, если оно отличается от общего стиля – опасное, ибо может выдать его несходство, нестандартность.

Престиж – идол обывателя.
Престиж, как демонстративное потребление за пределами своих реальных личных потребностей, с единственной целью обозначить место потребляющего на социальной лестнице – той лестнице, конечно, что еще отражает примитивную ценностную шкалу дикаря. Шкалу, в которой, скажем, бог и богатство – одного корня.

Мода, эта периодическая переэкзаменовка людей на стадность, на их способность и желание не отличаться от среды, частью которой они хотят себя видеть – для обывателя своего рода опиум. Стать как все и притом раньше других, обогнать кого-то и стать заметным в борьбе за неотличимость – вот манящее обывателя недостижимое!

Важно

Если у чеховского идеального человека все должно было быть красиво – не только одежда и тело, но и душа и мысли – то у обывателя все должно быть, в наше время, модно. И душа и мысли.
Обычно он называет это – «быть современным».

Обыватель не то что не может, он – не хочет быть личностью! Индивидуальность для него – отклонение от стандарта, то есть, что для него то же, – идеала; личность – в лучшем случае – «чудачество».

Конечно, обыватель – конформист, мыслит стандартно. И беда не в том, что он иначе не может, а в том, что иначе он и не хочет. Ибо разум он использует не как орудие разыскания истин, а как орудие приспособления к среде – разыскания удобных или украшающих его (элитарных, модных) коллективных мнений. Истины этому могут и мешать.

Создать семью, вырастить детей, обеспечить себе и близким необходимый для подлинной жизни (позволяющий отдаваться культурным интересам) достаток, даже суметь сделать в своем доме уют – все это не обывательские, а фундаментальные ценности жизни. Обывательство – отнюдь не в том, что человек все это совершает, а в том, как он это совершает.

Скорее, именно тщеславные или честолюбивые импульсы и создают обывателя, ориентируя индивида на признание в социуме. Свою социальность (определеннее выражаясь, стадность) он вносит в то, что должно быть сугубо интимно.

Женится обыватель не на той, которую любит, а на той, которая его «стоит» – смотря, значит, чужими глазами; дети у него – знак благополучия, желательно – предмет гордости, тщеславия, а также плод предусмотрительности («чтобы было, кому на старости подать стакан воды»).

Материальные же потребности далеко превосходят собственно потребности, «достаток» (в буквальном значении достаточность, необходимый минимум), и призваны отражать его место в обществе, престиж. Достаток (здесь в смысле избыток) и престиж, а не личные вкусы, призван отражать даже уют…

Экономика (не скажу «рыночная», ибо другая, командная экономика есть только политическая тирания) – увы, кровно заинтересована в обывателе, обывательском мировоззрении.

Совет

Ибо заинтересована не в индивидуализированном и реальном, а раздутом и социализированном, подстрекаемом и направляемом рекламой спросе – «пусть друзья завидуют», «я этого достойна», даже «за чувством скромности обращайтесь к другим» (это реклама «тачки» BMW) и т.д. и т.п.; заинтересована в том, что называется «престижным потреблением».

Не случайно слово «буржуазный» (свойственный либеральному обществу) кроме гордого смысла «гражданский» имеет смысл «мещанский» (утрированно-обывательский), – то и другое в буквальном переводе.

Состоявшийся обыватель – горд и презрителен.
Если он окажется и «сзади» других, то, по крайней мере, «в том же (нужном) стаде». Всегда должны находиться такие, кто будет хуже его: хотя бы те, кто в другом «стаде» или вовсе не «в стаде». – Без чванства обыватель неполный.

«Элита» – любимое словечко современного обывателя; сноб (гордящийся своей принадлежностью к «элите») – обыватель со «знаком качества».

Обыватель самоуверен предельно: он уверен, что знает, ни больше ни меньше, как «жизнь». То есть все, что кто-то в жизни может ценить кроме благополучия – для него блажь, «иллюзии».

Обыватель, как будто, «реалист», и себя считает таковым; ведь приспособиться – значит приспособиться к существующему, к «реалиям».

Но под реалиями он понимает исключительно общепринятое, хотя бы оно строилось на ложных или преступных основаниях; он ориентирован не на истинные или кажущиеся ему самому таковыми, а на господствующие мнения и ценности.

Таким образом, его «реальность» – та «жизнь», которая противопоставляется «книжкам» и которую «знает» обыватель – это смесь разного рода коллективных миражей и распространенных пороков. «Реалист» – эксплуататор человеческого несовершенства.

Потому, кстати, противоречия или нелепости в собственных взглядах его нисколько не смущают. Ведь это не в нем они родились, и за их качество он не отвечает.

Так, он может считать себя верующим, не спрашивая себя о том, верится ли ему в Бога или нет, – ведь его исповедание есть лишь способ его благоустройства в среде (в коей все вдруг стали православными, иудеями и пр., сообразно своей этнической принадлежности). Об объективной истине или о собственной искренности во мнениях спрашивает себя только «философ», что на языке обывателя всегда значит «чудак, живущий чем-то несуществующим; дурак». Тот самый «филосóф», с ударением на соф, которому суждено оставаться «без огурцов».

Обыватель, как сказано, принимает для себя общепринятые установки, сколь бы мало друг с другом они ни вязались.

Обратите внимание

Он одновременно и верующий, и эзотерик, и (ныне) вполне сексуально раскрепощен, он может держать лавочку и быть поклонником социализма, он молится Христу и гордится своим благосостоянием и презирает бомжей, и т.д. и т.д. Эта всеядность в общепринятом может проявляться похоже на терпимость.

Но она же означает, что ни к одной общепринятой и соответственно принятой им установке он не относится критически.

Рассуждать обыватель не любит, но уж если придется выносить какое-то суждение – то суждение это просто не сможет быть никаким иным, как фарисейски формальным и жестким – он знает, как правильно! Классический образ обывателя-фарисея – это бабушки на скамейках… (О парадоксальных сходствах обывателя и фарисея, как разного рода служителей идеи правильного, у меня есть особые заметки.)

Если единственное назначение человека в мире – не понять что-то в нем и не судить его, а только и исключительно «попользоваться», то, конечно, такому человеку будет нужно «много», – но позиция «маленького человека» есть для него самая удобная.

Ведь «маленький» человек – это тот, кто, в меру своих возможностей потребляя, освобожден от необходимости хоть как-то при этом сдерживать себя, думая об общем и целом, о будущем и должном.

(«Лишь были б желуди…»)
Так обыватель по убеждению и «мал», и одновременно горд этим, – ведь это его преимущество.

Никакая слабость не грех. Слабому можно и нужно помогать. Неспособному можно повторить урок, робкого ободрить, невоздержного усовестить… Но обывательство – не слабость, а установка.

Обывателя ругать нужно, ибо обывательская установка, по существу – жестока.

Ведь если благополучие становится основой для самоуважения, то чужая слабость, несчастливость, неудачливость – становятся основанием для презрения, «бедность – порок» и пр.

– Если кому-то все это не кажется непосредственно отвратительным, ему можно напомнить, что это – прямая противоположность тому, чему учил Христос.

А кого сам обыватель называет обывателем? – Того, кто добился в смысле общепринятого благополучия меньшего, чем он, и, главное – не стремится добиваться большего. Именно того и называет, кому «малого нужно»: кто ближе к Сократу или Христу…

Источник: http://alkruglov.narod.ru/new29.html

Обывательщина Обыватель Обывательский

            Обывательщина как качество личности –  склонность отличаться косными мещанскими взглядами, жить мелкими личными интересами, проявлять отсутствие общественного кругозора.

      Человек, вставший на путь духовного развития, по определению не может быть обывателем. В любом святом храме есть истинные подвижники веры, а есть обыватели, просто торгующие  свечами.

Обыватель – не целостная, не зрелая и не гармоничная личность. Целостный, зрелый, гармоничный человек всю жизнь стоит на платформе Ученика Жизни, всю жизнь он продолжает своё внутреннее развитие, личностный рост.

Его девиз: — Век живи, век учись.  Он постоянно прогрессирует.

Читайте также:  Анализ произведения шолохова родинка

      Человек становится обывателем с момента, когда перестаёт расти, совершенствоваться. То есть он постоянно остаётся в одном и том же сознании.

Важно

Его до самодовольства устраивает сегодняшний собственный уровень развития, он не желает палец о палец ударить, чтобы, совершенствуясь, немного приблизиться по своим качествам к Богу. Тот, кто стремится к Богу, к Абсолютной Истине, любви, добру и красоте, обывателем не является.

Обыватель эгоистичен и корыстен, он живет под влиянием энергии страсти или невежества. Поэтому не способен на безусловную любовь и бескорыстное служение людям.

    Обывательщина — приоритетное внимание к удовлетворению физиологических и эмоциональных потребностей и пренебрежение интеллектуальными и духовными потребностями. У обывателя есть интересы, но все они мелочные и корыстные. Человек, бескорыстно служащий людям, обывателем не является.

       Александр Круглов утверждает: «Обыватель есть тот, для кого благополучие, достигаемое приспособленностью к наличной социальной среде, есть высшая ценность, и, постольку, составляет предмет его самоуважения…Состоявшийся обыватель – горд и презрителен.

Если он окажется и «сзади» других, то, по крайней мере, «в том же (нужном) стаде». Всегда должны находиться такие, кто будет хуже его: хотя бы те, кто в другом «стаде» или вовсе не «в стаде». – Без чванства обыватель неполный.

«Элита» – любимое словечко современного обывателя; сноб (гордящийся своей принадлежностью к «элите») – обыватель со «знаком качества». Обыватель самоуверен предельно: он уверен, что знает, ни больше ни меньше, как «жизнь».

То есть все, что кто-то в жизни может ценить кроме благополучия – для него блажь, «иллюзии».

      Наступление на обывательщину и мещанство развернулось в начале двадцатых годов прошлого столетия.

Слово обыватель и мещанин стало ругательным в основном из-за того, что его носители были представителями мелкобуржуазной психологии.

Совет

Вместе с тем, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Моя родословная» с гордостью заявлял: «Я просто русский мещанин!». Антон Павлович Чехов подписывался «Аутский мещанин».

    В.В. Набоков пишет: «В обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность некоторых его представлений. Его можно назвать «благовоспитанным» и «буржуазным». Благовоспитанность предполагает галантерейную, изысканную вульгарность, которая бывает хуже простодушной грубости.

Рыгнуть в обществе — грубо, но рыгнуть и сказать: «Прошу прощения» — не просто вульгарно, но еще и жеманно. Понятие «буржуазность» я заимствую у Флобера, а не у Маркса. Буржуазность во флоберовском понимании свидетельствует скорее о складе ума, чем о содержимом кошелька. Буржуа — это самодовольный мещанин, величественный обыватель.

  Маловероятно, чтобы этот тип существовал в первобытном обществе, хотя элементы мещанства можно обнаружить и там. Представьте себе на мгновение людоеда, требующего к обеду изысканно разделанную человеческую голову. Точно так же американский обыватель желает, чтобы отечественные апельсины всегда были ярко-оранжевыми, лососина — нежно-розовой, а виски — золотисто-желтым.

Но, как правило, мещанство возникает на определенной ступени развития цивилизации, когда вековые традиции превратились в зловонную кучу мусора, которая начала разлагаться».

    Во времена перемен обыватель предпочитает затаиться, как премудрый пескарь, и ждать, чья власть возьмёт верх, а затем вылезает из всех нор и щелей, чтобы вырвать тёплое местечко.

В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности:

Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. Из российского обывателя он превратился в обывателя советского. Со всех необъятных российских нив, С первого дня советского рождения Стеклись они, Наскоро оперенья переменив,

И засев во все учреждения.

Обратите внимание

   Там, где воцаряется обывательщина, правит бал бездарность. Обыватель по своей природе агрессивен. Это только в момент опасности, он с ужасом из-за плотных штор опасливо наблюдает за развёртыванием событий. Как только наступает определенность, обывательщина рвется к кормушкам и окружает себя бездарными людьми.

 Когда в круговой поруке сгрудились бездарности – «сдайся враг, замри и ляг».  Э. Казакевич заметил: «Бездарность — великая цепь, великий тайный орден, франкмасонский знак, который они узнают друг на друге момен­тально и который их сближает как старообрядческое двуперстие — раскольников».

    Поэтому можно полностью согласиться со словами поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

      Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».  Кто в нём представляет обывателей?  Это литераторы (Берлиоз, Бездомный, Рюхин), театральная администрация (Лиходеев, Римский, Варенуха).

Все они живут  «только мелкими личными интересами» при этом у каждого спрятан свой скелет в шкафу, то есть каждый грешен. Булгаков практически делает синонимами слова обыватель и грешник.  Семплеяров — прелюбодей.

Лиходеев — пьяница, ведущий распутный образ жизни, Латунский — лжец.

      В.В. Набоков пишет: «Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, — и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу.

Он жаждет останавливаться в лучших отелях, путешествовать в 1-м классе океанского лайнера с капитаном в белоснежном кителе и великолепным сервисом. Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. Нередко он — сноб.

Богатство и титул приводят его в восторг: «Дорогая, сегодня я болтал с герцогиней!»

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/obyvatelshhina/

Кого можно назвать жестоким человеком? | Литерагуру

(429 слов) Жестокий человек – это тот, в ком соединяются равнодушие, злоба и хладнокровие. Даже если мы безразлично относимся к кому-то или чему-то, в большинстве случаев это можно назвать жестокостью. Поэтому обладатели такого качества могут легко затеряться в толпе. Как же их узнать? Посмотрим, как они проявляют себя в литературе.

Оля, героиня повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия», была долгожданным и любимым ребёнком. Мать родила её, рискуя собственной жизнью, но быстро забыла о своём здоровье и посвятила всё своё время воспитанию талантливого ребёнка. Ольга хорошо рисовала и лепила.

Она могла отражать в своих работах внешнюю красоту людей, а их внутренний мир не представлял для героини интереса. Оля всегда думала о себе и снисходительно относилась к чудаковатой учительнице, тихой невзрачной подруге, влюблённому в неё однокласснику.

Однажды героиня решила в очередной раз доказать, что она лучше всех, и неожиданно исчезла ночью, чтобы выполнить школьное задание. Мама подумала, что девочка погибла, и лишилась рассудка. Оля и её отец остались наедине с этим горем.

Важно

Но вряд ли героиня до конца осознала, как жестоко она поступила, проявив равнодушие к чувствам самых дорогих людей. Подобное поведение – это и есть проявление жестокосердия. Девушка довела мать до сумасшествия, но даже не осознала свою вину.

Другой пример описал А. С. Пушкин в произведении «Станционный смотритель». Дуня сбежала из дома с офицером, оставив старика-отца в одиночестве. Ротмистр Минский увез ее в столицу, ведь девушка обладала редкой красотой. Самсон Вырин очень любил дочь, для него она была единственным стимулом к жизни. Он поехал искать ее и нашел.

Старик очень просил похитителя вернуть Дуню, но мужчина отказался, заверив отца, что его девочка в безопасности. Но родитель не удовлетворился обещаниями, он выследил Минского и пришел к нему в дом, где в объятиях офицера сидела его богато одетая дочь. Увидев отца, она упала в обморок, и ротмистр в ярости вышвырнул старика за дверь.

Вырин уехал к себе и запил от одиночества и тоски. Он прожил недолго и вскоре умер. За все время дочь не соизволила ни навестить его, ни написать письма. Позже Дуня, конечно, раскаялась, ведь сама стала матерью и поняла, что значат дети для родителей. Но ее поступок не может быть оправдан.

Он говорит о жестокости, свойственной девушке, которая смогла бросить отца на произвол судьбы.

Кого же можно назвать жестокосердным? Того, кто думает лишь о себе, а к другим относится холодно и безразлично. Того, кто имеет достаточно злости и хладнокровия, чтобы причинять боль окружающим.

Жестокость – это не обязательно насилие или агрессия, она нередко проявляется в тонкостях повседневного поведения: в заносчивости, эгоизме или равнодушии.

К сожалению, из-за этого люди не могут вовремя заметить это свойство характера и попадают в эмоциональную зависимость от того, кого можно назвать жестоким.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kogo-mozhno-nazvat-zhestokim-chelovekom/

Егэ 2019 как написать сочинение: кого можно назвать ремесленником в искусстве?

Сочинение лучше начать с вступительной части в которой можно дать определение понятиям ремесло и искусство.

Далее основная часть, тут можно привести примеры «переплетения» ремесла и искусства, например рассказать о мастерах которые занимаются ковкой металла это и ремесло, и многие их изделия являются предметами имеющими художественную ценность, то есть искусство.

Можно написать о художниках картины которых искусство а сама работа ремесло.

Привести в пример классиков, которые творили для «души» и их картины это искусство.

И в конце подвести итог и сделать свои выводы.

Совет

Задумываясь о том, как написать сочинение на тему того, кто является ремесленником в искусстве, стоит задуматься о значении слова ремесленник.

Ремесленник это тот человек, который безусловно является творческой натурой, он творит, но при этом дедает это с оглядкой на общество. К тому же ремесленник не лишён материальных интересов.

Поэтому ремесленник в искусстве это тот, кто творит свои шедевры, но думая при этом о одобрении критиков или о том, что сулит ему его новый шедевр. Ремесленник человек зависимый от материальных ценностей, в отличие от художника он не может «жить и питаться духовно».

Для того, чтобы привести аргументы по данной теме, сначала определимся, какой смысл мы вкладываем в слово ремесло.

Ремесло — это работа по созданию каких-то материальных ценностей. Это основное значение слова.

Но слово ремесло также может означать нетворческий подход к своему труду, работе, выполняемому заданию. Когда художник создаёт свое произведение без вдохновения, не вкладывая свою душу, работает шаблонно. В этом значении слово ремесло явно несёт негативный оттенок.

Ремесленником обычно называют мастера, выполняющего свою работу. Ремесленником в искусстве можно назвать художника, который по разным причинам не вносит в каждое свое творение что-то новое, не ищет новых выразительных средств, не создаёт ничего неповторимого и уникального, а работает что называется «под копирку».

Такого ремесленника больше интересует не качество, а количество.

Мастером в искусстве можно назвать человека, который создает уникальные и неповторимые вещи не имеющие аналогов. Он может подолгу работать над своим творением (пусть даже всю жизнь) и создать за отпущенный ему срок времени не так уж и много. Ведь для него важны прежде всего качество и новаторство его творений, а вовсе не их количество.

Обратите внимание

Для ремесленника же, напротив, необходимо сделать как можно больше. Поэтому он совсем не стремится сделать все идеальным образом, хотя может и придерживаться определенных норм.

Читайте также:  Анализ рассказа один день ивана денисовича солженицына (сочинение)

В отличие от мастера-творца ремесленник настроен не на служение искусству, а просто-напросто хочет заработать побольше денег.

Ему вовсе не важно оставить свое имя в истории, поскольку все его помыслы сосредоточены на сегодняшнем дне.

Надо честно сознавать, что в последнее время народилось огромное количество ремесленников от искусства, и их число увеличивается с каждым днем.Хотя у каждого человека есть свои измерения и свои мерки в этом направлении.

В последнее время я пришел к выводу, что само телевидение рекламирует нам этих ремесленников, того же уже опошлевшего и беспринципного Филиппа Киркорова, ту же Аллу Пугачеву, которые считают, что весь народ должен знать, как они ходят в туалет, как сидят на чашке. Противно.

Возьмем новоявленных жадных создателей сериальных романов: ту же Дарию Донцову, Устинову, того же Акунина, того Чингиза Абдуллаева.

Ну и кому непонятно, что как писатели они превратились в простых ремесленников, держащих в своих цехах целую армию «литературных негров», в порыве жадности они выпускают в месяц две книги, не понимая, что они давно уже надоели всем своей весьма неавторской писаниной.Ремесленни­ки и те, кто создают многосерийные фильмы «Санта-Барбара», сериалы про криминальные банды. Дай Бог нам побыстрее избавиться от таких ремесленников в искусстве…

Только творцы, которые постоянно находятся в поиске новых путей, способов и готовы на риск, являются творцами. А люди, делающие работу качественно и профессионально, но не принимающие усилий для внесения каких-то творческих изысков, пытаясь преукрасить, внести нововведение, ранее не используемое, являются просто мастерами, ремесленниками.

Важно

Это правило используется в любой сфере деятельности: в театральном искусстве, литературном творчестве, в написание картин и съёмке кинокартин. <\p>

Ремесленником в искусстве можно назвать того, кто, например, рисует и думает, что о его произведение скажут простые обыватели и грозные критики.

Оценят ли его произведение критики? Купят ли его картину обыватели?

Естественно, что художник в этом случае не творит высокое искусство, а занимается ремеслом.

То же самое можно сказать и о поэзии, о прозе. Если человек пишет, чтобы его похвалили критики, оглядывается на них, то, он превращается в ремесленника.

В искусстве, как и в любой сфере человеческой деятельности, находятся те, кто ищет выгоду, руководствуется материальными интересами, кто не хочет развиваться и совершенствоваться, решив, что уже достиг вершины, а ведь творчество — это вечный поиск.

Как только кто-то начинает копировать свои, пусть и самые удачные, работы, они утрачивают новизну, а зрители или читатели, заметив это, очень быстро теряют интерес к тому, что уже не ново. Если поставить на поток произведения искусства, они станут массовым товаром, а не уникальным творением, шедевром.

Ремесленник, который был мастером и вкладывал душу в свои творения, уже навряд ли сможет снова так писать полотна или музыку, чтобы захватывало дух, если превратит их в средство заработка, в способ обогащения.

Ремесленником в искусстве можно назвать того, кто не стремится к новым горизонтам, успокоился и оброс жиром безразличия, кто растерял чистые чувства, свежее восприятие жизни, потерял желание летать на крыльях фантазии, перестал чувствовать себя свободным.

Источник: http://faston24.ru/ege-2019-kak-napisat-sochinenie-kogo-mozhno-nazvat-remeslennikom-v-iskusstve/

Проблема обывательства. По В. В. Набокову

Сочинение по тексту:

Кто такой обыватель? Вот вопрос, над которым задумывается В.В.Набоков.

 Размышляя над этой проблемой,   автор иронично повествует о людях, встречающихся «во всех классах и нациях», испытывающих постоянную потребность «приспособиться, приобщиться, пролезть», чтобы принадлежать к «избранному кругу».

Они, с презрением отмечает писатель, желают брать от жизни все  самое лучшее: останавливаться в дорогих отелях, путешествовать в первоклассных лайнерах, но вот репродукции Ван Гога и Уистлера, произведения Ф. М. Достоевского и других великих классиков  чужды обывателям.

Чужды потому, что человеческая пошлость с ее  глупостью и неспособностью видеть и понимать прекрасное —  это основные черты истинной обывательщины. 

Совет

Определить позицию В.В.Набокова довольно просто: обыватели — это люди, главной целью в жизни которых является материальное благополучие. Они прячут за внешним лоском свою вульгарность, бездарность, бездуховность.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, пошляк и глупец, постоянно стремящийся к сытой, полной забав и роскоши жизни, — вот он, истинный обыватель. Об этом не раз размышляли русские писатели и поэты.

Вспоминаю главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», путешествовавшего на огромном роскошном пароходе «Аталантида» со своей семьей.

Главной целью в жизни этого персонажа, человека пошлого, ограниченного, всегда было материальное благополучие, достигнув которое, он отправляется вслед за другими обывателями в морское плавание. Но его и там не волнуют красоты пейзажа, прекрасные полотна…

Комфорт, вкусная еда, вина, самые лучшие и дорогие, — вот все, что нужно в путешествии этому истинному обывателю.

Очень красочно и ярко обличает подобных людей В.В.Маяковский в своем стихотворении «Нате!». Сытые, вульгарные, довольные собой, так презираемые лирическим героем, они смотрят на все «устрицей из раковин вещей», не желая понимать «бесценных слов»  поэта. Вот они, истинные обыватели!

Таким образом, обыватель — это человек пошлый, ограниченный, стремящийся только к материальному благополучию.

Текст В. В. Набокова:

(1)Обыватель — явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (З)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7) Соседство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи возраждения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра.

(13)Я имею в виду определённый тип рекламы.

(14)Глубочайшал пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден: каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель.

(16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатическах улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества.

(17)Нет, самое забавное, что это — иллюзии и в это втайне не верит ни продавец, ни покупатель.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя — пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность.

(20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым.

(22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду: и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

(По В. В. Набокову*)

* Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_obyvatelstva_po_v_v_nabokovu/2015-08-27-1807

Сочинение по теме «Какого читателя можно назвать талантливым?»

Какого читателя можно назвать талантливым?

Для чего создаются литературные произведения? Ответ очевиден: чтобы читали. Но ведь читать можно по-разному: бегло, по диагонали, внимательно, вдумчиво.

На какого читателя рассчитывают поэты и писатели? Наверное, на неравнодушного, внимательного, способного размышлять и делать выводы.

Авторы надеются на то, что состоится диалог между книгой и воображаемым собеседником, а значит, литературное произведение запомнится, оставит след в душе и памяти. Поэты и писатели хотят, чтобы произошла счастливая встреча художественного творения и талантливого читателя.

Обратите внимание

Помню, несколько лет назад прочитал повесть Виктора Федоровича Потанина «Доченька». Впечатление произвело даже само название, в котором столько нежности и теплоты. Главный герой — мягкий и добрый человек, любящий свою семью.

Его единственная дочь выросла черствой, эгоистичной, равнодушной. Материальные ценности становятся для нее самыми важными ориентирами.

Леночка посмеивается над несовременными родителями, ей кажется, что они безнадежно отстали от жизни.

Невозможно равнодушно читать произведение В.Ф. Потанина. Автор показывает, что произошло страшное: девальвация ценностей, свойственных старшему поколению. Внешнее вытеснило внутреннее, словно вытряхнув душу из Леночки и ей подобных.

Когда-то наша героиня была милым, добрым ребенком, а теперь она раздражительная, капризная девушка, руководствующаяся личными интересами и сиюминутными прихотями. Леночка не видит людей вокруг себя, не слышит их. А что же родители? Скромные, простые люди, они потакают капризам единственной дочери, желая угодить ей, порадовать Леночку.

Слепая родительская любовь мешает увидеть и понять, что бесчеловечная доченька похожа на чудовище.

Меня поразило то, что главная героиня способна на предательство подруги. Значит, она не только родителей ни во что не ставит. Ради собственных интересов она готова переступить через любого человека. Николай Петрович не может принять и объяснить поступок дочери.

Отец разочарован, расстроен, измучен, растоптан. Чего еще ждать от Леночки? Анна, мудрая жена главного героя, говорит: «Все самое страшное еще впереди». Мне думается, что эти слова могут стать пророческими.

Важно

Автор дает понять, что речь идет не только о Леночке, но и вообще о подрастающем поколении, потерявшем ориентиры на компасе нравственности.

Читайте также:  Евгений онегин и григорий печорин сравнительная характеристика

Сегодня особенно остро чувствуется острая потребность общества в личности, имеющей четкие представления о духовных ценностях. Уроки безнравственности необходимо исключить из расписания жизни.

Художественная литература даст те бесценные уроки высокой культуры и нравственности, которых так не хватает сегодня.

Талантливый читатель станет внимательным собеседником автора, вступив в диалог с хорошей книгой, заставляющей думать, и сам сделает необходимые выводы.

Источник: http://russian2015.ucoz.com/publ/itogovoe_sochinenie_11_klass/kakogo_chitatelja_mozhno_nazvat_talantlivym/10-1-0-309

Примерные темы итогового сочинения 2018/2019 года

темы итогового сочинения  2018/19 учебного года:

  1. «Отцы и дети»,
  2. «Мечта и реальность»,
  3. «Месть и великодушие»,
  4. «Искусство и ремесло»,
  5. «Доброта и жестокость». 

Примерные темы итогового сочинения 2018/19 учебного года:

Комплект №1 “Отцы и дети” (Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения)

  • Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  • Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Роль родительского наставления в жизни человека.
  • Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  • В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  • Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  • Является ли вечным спор поколений?
  • Всегда ли ценны заветы отцов?
  • «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  • В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  • Трудно ли быть взрослым?
  • Какую роль в становлении личности может играть семья?
  • Рождается ли истина в споре поколений?
  • «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  • Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  • Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  • Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  • Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  • Что значит быть взрослым?
  • Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  • В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  • Родители и дети: спор или диалог?
  • «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  • Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  • Спор поколений — вечный или временный?
  • Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  • Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  • Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Как помирить отцов и детей?
  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”?
  • Смысл названия романа “Отцы и дети”
  • Дети и детство в русской литературе
  • Современные проблемы детей
  • Любовь и дети
  • Роль семьи в жизни человека
  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
  • «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

  Комплект №2 “Мечта и реальность” (Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям)

  • Что такое мечта?
  • Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  • Что общего между мечтой и реальностью?
  • Чем отличается желание от мечты?
  • Почему люди убегают от реальности?
  • Чем отличается мечта от цели?
  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  • Почему люди предают мечту?
  • Нужно ли быть верным своей мечте?
  • Как меняются ли мечты с возрастом?
  • Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
  • Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
  • Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
  • Может ли осуществление мечты принести разочарование?
  • Может ли целеустремленный человек мечтать?
  • Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
  • Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
  • Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
  • Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
  • Что такое «бегство от реальности»?
  • Все ли мечты должны сбываться?
  • Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
  • Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?
  • О каком человеке говорят, что он «витает в облаках»?
  • Как связаны между собой мечта и реальность?
  • Почему мечты не всегда становятся реальностью?
  • Что означает «высокая мечта»?
  • Когда реальность разрушает мечту?
  • Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
  • Почему не все мечты сбываются?
  • В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
  • Когда мечта превращается в цель?
  • Можно ли убежать от реальности?
  • Мечтают ли реалисты?
  • Какого человека можно назвать «мечтателем»?
  • Может ли реальность порождать мечту?
  • Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
  • Как мечты меняют мир науки, искусства? Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
  • Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
  • О чем мечтают герои русской литературы?
  • Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
  • Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
  • Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
  • Мечтатель – это фантазер или глупец?

Комплект №3 “Месть и великодушие” (В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане)

  • Что такое месть?
  • Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
  • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  • Что такое великодушие?
  • Можно ли отомстить врагу?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Что такое «кровная месть»?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Как убедить человека отказаться от мести?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Как научить подрастающее поколение великодушию?
  • Что значит достойно пережить поражение?
  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?
  • Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?
  • Почему месть разрушает душу?
  • Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
  • Какого человека можно назвать великодушным?
  • Какие качества присущи великодушному человеку?
  • Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
  • Великодушие – это сила или слабость?
  • Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?
  • Что общего между великодушием и состраданием?
  • Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
  • Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
  • Когда нужно отказаться от мести?

Комплект №4 “Искусство и ремесло” (Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу)

  • Что такое настоящее искусство?
  • Как отличить настоящее искусство от ремесла?
  • Почему люди путают искусство и ремесло?
  • В чём ценность искусства?
  • Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
  • Над каким искусством время невластно?
  • Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
  • Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться»?
  • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
  • Что такое талант?
  • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
  • Почему искусство называют вечным?
  • Можно ли научиться искусству?
  • Кого можно назвать истинным творцом?
  • Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?
  • Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
  • Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
  • Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
  • Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его жизни, на что влияют?
  • Что можно считать подлинным искусством?
  • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
  • В чем разница между ремеслом и искусством?
  • Может ли ремесленник стать художником?
  • Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?
  • Могут ли способности превратиться в талант?
  • Кто такой талантливый человек?
  • Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
  • Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
  • Какова роль искусства в развитии человечества?
  • Чем настоящее искусство привлекает человека?

Источник: http://sdam-rus.ru/primernye-temy-itogovogo-sochineniya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector