Сочинение кутузов и наполеон в романе война и мир толстого

Сочинение на тему «Кутузов и Наполеон в романе Война и мир»

К основным образам романа «Война и мир» относятся исторические личности Наполеона и Кутузова. На страницах толстовского произведения действует много и других исторических лиц, так как автор повествует о ходе военных событий в борьбе с Францией.

Так, среди остальных героев можно встретить и императора Александра, и генерал Багратион, и маршал Даву, и других. Но все-таки полководцы среди всех них занимают особое центральное место. Лев Толстой описывает эти две фигуры масштабно, они возникают перед читателем словно живые.

Автор создает такие образы, которые позволяют восхищаться Кутузовым, уважая и сочувствуя ему, ненавидеть и презирать Наполеона. Антитеза помогает писателю полнее показать эти два образа. Но при этом подробных авторских характеристик генералам в романе найти невозможно.

Обратите внимание

Впечатления о них складывается из тех поступков, которые они совершают, тех фраз, которые они произносят и даже внешнего вида этих героев.

Антитеза является основным композиционным приемом. Это противопоставление уже начинается в самом названии толстовского произведения. Продолжается оно и на страницах его романа.

Поэтому и две масштабные исторические фигуры противопоставлены друг другу, только как противники, как мира положительного и отрицательного.

Но не стоит забывать о том, что перед читателем находится роман, который является художественным произведением, а это значит, что и эти исторические лица показываются через художественный вымысел.

Можно увидеть, что некоторые черты героев автор преувеличивает. Это позволяет добиться большого эффекта, и дает возможность уже самому читателю оценивать их поступки. В чем же противопоставляются эти два героя? В портретных характеристиках идет их сравнение.

Кутузов изображен автором как старый и грузный человек. Он болен. Фельдмаршалу тяжело передвигаться, активный образ жизни его тяготит, но война требует от него движения.

Кажется, как может больной старик, имеющий плохое зрение и уставший от жизни, как это думает светское общество в романе, управлять армией.

Совсем иначе выглядит Наполеон. Император Франции живой и активный, от его тела просто идет сильнейший поток энергии. Автор его так описывает, что кажется, только такие деятельные люди могут управлять армией.

Важно

Но вот только симпатия читателя оказывается не на его стороне. Этого автор добивается тем, что дает мелкие и совсем незначительные детали портретной характеристики. Так, Толстой при описании Кутузова передает его внешность и характер простым языком.

А вот портретная характеристика Наполеона дается с иронией.

Жизненные цели у этих двух персонажей различны. Наполеон, уверовавший в свои силы, считая себя знаменитым полководцем, решает завоевать весь мир. Он даже возомнил себе, что может изменить историю.

Французский полководец совсем не чувствует угрызения совести из-за того, что по его инициативе началась война с Россией, что он столкнул два народа и теперь гибнут люди. У него есть свои недостижимые цели и ради них он готов жертвовать людьми.

Для Наполеона на первом месте стоят не люди и их жизни, а его собственное тщеславие и самолюбие. На протяжении всего романа читатель не видит раскаяние этого человека. Не мучают его ни сомнения, ни угрызения совести. Все это чуждые для героя нравственные понятия.

Он следит только за тем, что происходит внутри него, как чувствует себя его душа. Все остальное не имело для него никакого значения. Он думал, что все и всегда во всем мире будет зависеть от его воли.

Кутузов совсем другой. Он ставит перед собой иные цели, совсем не сходные с Наполеоном. Его не интересует власть, почести или же слава в народе. Он командует русской армией, потому что так ему велит долг перед Родиной.

Для него важно, что народ верит и доверяет ему. И цель его не в том, чтобы прославить себя на века, а чтобы изгнать противника из родной земли. Честь для него важна, все его поступки обдуманы и справедливы. Он не принимает поспешных решений.

Он дорожит жизнью солдат, поэтому уже вызывает уважение.

Эти два великих полководца, которые остались в истории, руководят самыми величайшими армиями. Только от них зависит жизнь простого солдата на войне. Это прекрасно понимает и осознает Кутузов. Он старается быть внимательным к каждому своему солдату.

Совет

Прекрасно походят толстовское описание в романе смотра солдат под Брауну. Немощный и больной полководец проходит сквозь весь строй солдат и замечает все: сапоги, которые уже совсем поизносились, потрепанную одежду.

Узнает в толпе солдат он и тех, с кем лично был знаком или же сталкивался.

Кутузов пытается разговаривать с солдатом, чтобы понять его нужды. Он говорит с ними на одном языке. Полководец не стремится к славе и для него не столь важна похвала государя, нежели жизнь солдата. Михаил Илларионович пытается поговорить с каждым солдатом, вселить в него надежду на то, что все дальше будет хорошо.

Полководец понимает, что от настроя солдат в бою многое зависит. У Кутузова и у простых солдат есть общие цели: ненависть к захватчику родной земли, любовь к родине, желание обрести свою независимость от французов.

Эти общие цели помогают слиться всем солдатам русской армии в единую и непобедимую армию, которой командует мудрый полководец.

Наполеон относится к своим солдатам иначе. Для него жизнь солдата не имеет никакого значения, на первом месте у него только его желания и слава. А вот те, кто его окружают, совсем ему безразличны. Он часто любуется полем битвы, на котором остаются убитые солдаты.

Он даже не оказывает помощи своим солдатам, которые попадают в бурное течение руки, хотя мог их спасти. Он выбирает позицию наблюдателя. Наполеон не чувствует ответственности за жизнь людей, которые верят ему и идут умирать за него.

Для него главное — его комфорт, благополучие и слава.

История сама расставила все по своим местам. Эту войну 1812 года Наполеон с позором проиграл, хотя у него были великие планы.

Решающий бой состоялся под Бородину, после которого французский полководец вместо славы получил позор, но он так и не смог до конца осознать, почему же победила русская армия.

Зато это прекрасно понимает Кутузов, который переживает одинаковые чувства с солдатами: боль за Родину, которую топчут ноги врага. Мотивы героизма и мужества принадлежат не только великому русскому полководцу, но и солдатам.

Мудрость полководца и его сильный дух и воля приводит русской войско к победе над сильным противником. Трудное решение принимает Кутузов, говоря об отступлении от Москвы, но это помогает ему сберечь русскую армию, которая потом сражается еще лучше и побеждает.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/sochinenie-kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir.html

Наполеон и Кутузов в изображении Толстого

Наполеон н Кутузов. Эти герои не являются точными копиями своих действительных прототипов. Толстым были сознательно опущены многие известные факты (например, Кутузов сам разрабатывал план заграничного похода русской армии 1813-1814 годов), некоторые черты нарочно преувеличены (дряхлость и внешняя пассивность Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона).

Писатель и не стремился к точной документальности в их описании. Кутузов и Наполеон выражают основную нравственную антитезу романа, идейно централизуют повествование. Главными приемами их изображения стали контраст и своеобразный параллелизм.

Писатель сопоставляет их внешность поведение во время боев и перед ними, отношение к смерти, к рядовым солдатам, к происходящим событиям, к цели своей деятельности.

В портрете Наполеона чувствуется ирония. Автор обращает внимание на «короткие ноги с жирными ляжками», потолстевшую, короткий силуэт и суетливую походку. Французский император постоянно озабочен тем, как он будет выглядеть со стороны, каким войдет в историю.

Обратите внимание

Перед Бородином Наполеон, собираясь взглянуть на портрет сына, долго решает, какое выражение лица более всего подходит для такого случая, наконец, останавливаясь на умилении. Похожая ситуация сложилась на Поклонной горе при ожидании бояр с ключами от Москвы.

Во всех поступках, жестах и словах Наполеона проявляется самоуверенность, ограниченность, эгоцентризм. Во время боя он отдает приказания, считая, что руководит сражением. При этом автор сравнивает его с ребенком, который уверен, что управляет каретой при помощи тесемок, приделанных внутри, и этим доволен.

У французского императора Наполеона – «омрачен ум и совесть», он отрекся «от всего человеческого». Наполеон сознательно развивал в себе душевную черствость, испытывал себя, наблюдая смерть.

При переправе через Вилию спокойно смотрел, как гибнут польские уланы, после Аустерлицкого сражения обходил поле битвы, разглядывая трупы.

Он сравнивал битву с игрой в шахматы, а людей с бездушными шахматными фигурами.

Наполеон убежден в своем величии и собственной гениальности, считая, что «не хорошо то, что действительно хорошо, а то, что у него на уме». Для него имело интерес «только происходящее в его собственной душе»; «ему казалось, что все в мире зависит только от его воли».

Между тем писатель утверждает, что Наполеон лишь выполнял печальную, жестокую и тяжелую не людскую роль, которая была ему предназначена. В авторской формулировке это роль палача народов.

Несмотря на предопределённость такого положения, Толстой не умаляет ответственности Наполеона за содеянное, поскольку он считал, «что именно по воле Наполеона произошла война с Россией, и весь ужас совершившегося — поражал его душу».

В конце романа самодовольный и высокомерный император превращается в трусливого беглеца, растерявшего свое величие, отказавшегося о т всей армии, когда он столкнулся с народом, ставший на защиту своей свободы. Толстой отказывает Наполеону в величии, хотя этим несколько снижает значимость Кутузова и победы России.Наполеоновские качества присущи многим героям романа.

Важно

Иногда это трагические заблуждения (князь Андрей и Пьер накануне войны 1805 года), но чаще показатель полного отсутствия нравственного чувства (Элен в самый разгар Отечественной войны отказывается от православия, чтобы вновь выйти замуж, ставя себе в пример именно Наполеона, имевшего несколько жен). Сниженной пародией на Наполеона является и русский император.

При подписании Тильзитского мира поведение Александра I, как и Наполеона, явно неестественное, лицемерно-позерское. Это замечает даже Николай Ростов. Накануне Аустерлица он же видит своего императора разглядывающим тяжело раненного солдата. Наполеономания, по Толстому, опасная болезнь, разъединяющая людей, приводящая к бездуховности.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» писатель подчеркивает естественностью и простотой. Он может найти простые слова сочувствия и утешения, встретив князя Андрея после смерти старшего Болконского. В разгар Аустерлицкого сражения он не боится, что его увидят плачущим.

Перед Бородинской битвой, как и простые солдаты, молится перед иконой Смоленской Божьей Матери, встав на колени, а затем долго не может встать из-за своей старости и дряхлости. Кутузов ассоциируется у князя Андрея и солдат с образом доброго и мудрого отца.

Это чувствует на совете в Филях даже крестьянская девочка Малаша, которая, не понимая, о чем идет спор, между дедушкой и Бенигсеном, принимает сторону Кутузова.

настоящего величия, «добра, простоты и правды». Он не желает превосходства над другими, не пытается влиять на ход истории, подчиняясь логике происходящего.

Этим и объясняется внешняя бездеятельность, пассивность героя. Он может заснуть во время военного совета в Вишау, не отдает приказов по ходу битвы, не ищет сражений. Причина этого состоит в том чувстве народа, которое он держал в себе во всей силе и чистоте его.

Именно Кутузов смог угадать смысл происходящего в 812 году, оценить Бородино как победу, сдать неприятелю Москву, поддержать партизанское движение. Главнокомандующий настолько же необычен, насколько уникальна война, им возглавленная. Он, профессиональный военный, не очерствел душой, что становится очевидным, когда в конце романа полководец приезжает в полк. Фельдмаршал произносит глубоко человечные слова о пленных французах, жалких и обмороженных: «Когда они были сильными, и жалости к ним не было, а сейчас их можно пожалеть. Ведь они тоже и люди». Кутузов оценивает войну как трагическое событие в жизни народа, поэтому под Аустерлицким сражением может напомнить императору Александру, что война — это не парад на Царицыном лугу, а зимой 1813 года напишет донесение, что Отечественная война окончилась и воевать дальше нет оснований.

Кутузов не соответствует образу ни «европейского генерала», ни гениального полководца, Он отказывается от собственной славы, его цель — изгнание французов из своей страны.

Он проиграл большинство битв в 1812 году, но выиграл войну в целом, Жизненный финал русского полководца трагичен и величествен одновременно: «старик виновен и нигде уже не годится», но «представителю русского народа», «русскому человеку», «представителю народной войны» после выполнения своей миссии Кутузову уже ничего не оставалось, как умереть. «И он умер».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/napoleon-i-kutuzov-v-izobrazhenii-tolstogo.html

Готовое сочинение: Кутузов и Наполеон в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Большое место в романе-эпопее «Война и мир» занимают образы Кутузова и Наполеона.

Читайте также:  Сочинение жестокое обращение с животными

С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность или массы.

Кому принадлежит победа в войне 1812 года? Какова роль командующих в боевых действиях? Находясь во главе армий, Наполеон и Кутузов не только направляли военные действия, но также распоряжались судьбами людей, им подчиненных.

Толстой в своем романе отразил свой взгляд на войну, на роль выдающейся личности и народа. Автор романа открыто говорит о своем неприятии Наполеона, его захватнической политики, тем самым принижая достоинства и заслуги этого полководца.

Совет

Симпатии писателя на стороне Кутузова, истинно народного полководца, которого не воспринимало высшее общество, осуждавшее его тактику ведения войны.

Простота, доброта, скромность, близость к простому солдату – вот те чувства, которые выделяет Толстой в Кутузове.

Именно поэтому фельдмаршал не соответствует представлениям света о командующем русской армией. Кутузов и Наполеон являются антиподами в романе. Отношение писателя к ним также различно.

Наполеон – кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. Слава о нем облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего кумира, постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности.

Вот как Толстой описывает «великую армию» Наполеона: «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны».

Человек, возомнивший себя властителем мира, был очень далек от простого солдата и своей армии, благодаря которой он достиг высот величия. Это эгоист, думающий только о себе и своих желаниях, все подчиняющий только своим прихотям.

«Все, что было вне его, не имело значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

Толстой показывает, что все это только прихоть, самообман. Наряду с высокомерием Бонапарту присущи и лицемерие, и позерство, и фальшь: «Со свойственною итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности». Даже перед портретом сына он играет роль.

Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей.

Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле: «Миллионы людей убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив «. Больше всего поражает отношение французского императора к этой войне, имеющей своей целью порабощение Европы, России, всего мира.

Он относится к войне как к чему-то естественному в человеческой истории: «Война – игра, люди – пешки, которые следует правильно расставить и двигать», «Шахматы расставлены; игра начнется завтра».

Обратите внимание

Свое отношение к Наполеону автор выражает через портретные зарисовки, которые отличаются реалистичностью и ироничностью: «Маленький человек в сером сюртучке…

Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног». Совсем другое отношение Толстого к Кутузову. Здесь и любовь, и уважение, и понимание, и сострадание, и восторг, и восхищение.

С каждой новой встречей автор все больше и больше раскрывает образ народного полководца. С первых минут знакомства мы начинаем уважать этого человека, так же, как и сам автор. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки.

Мы видим его скромность и простоту, ему близок и дорог простой солдат. Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны.

Великий полководец живет одной жизнью с простыми солдатами, их думами. Он скромен и прост в быту. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. Его любят и чтят простые солдаты.

Командующий и его армия едины, именно это показал автор в своем произведении. Такими разными предстают перед нами Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

С помощью этих образов писатель хотел показать свое отношение к великим личностям и их роли в истории. События частной и исторической жизни люди оценивают с помощью критерия нравственности: добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, народом. Кутузов и Наполеон являются выразителями исторических тенденций времени.

В романе ярко видна крайняя противоположность этих двух личностей.

Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества, и поэтому стал представителем народной освободительной войны. То народное чувство, которое носил в себе Кутузов, сообщило ему нравственную свободу, появившуюся в прозрении «высших законов».

Это прозрение Кутузова было результатом духовного слияния с народом: «Источник этой необычной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».

Важно

Острое народное нравственное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию человеческой крови. Это же чувство объединило Кутузова с солдатами и разъединило с высшими чинами армии, которые хотели «отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления».

Наполеон же благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства был поставлен историей во главе захватнической войны.

По своим субъективным качествам Наполеон является выразителем печальной исторической необходимости — «движения народов с запада на восток «, в результате которого произошла гибель наполеоновской армии.

Наполеон, по словам Толстого, предназначен был «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполнял «ту жестокую, печальную и тяжелую нечеловеческую роль, которая ему была предназначена».

Таким образом, Кутузов и Наполеон независимо от своих намерений и разумений выполняют задачу сверхличную.

При этом один воображает себя героем, властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о себе, не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска. Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и центростремительное.

Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах и который благодаря народному нравственному чувству прозревает волю «провидения», является классическим воплощением центростремительных, восходящих сил истории.

Центробежные, нисходящие силы истории воплотил в себе Наполеон, этот «сверхчеловек».

Совет

Он не чувствует внутренней необходимости в духовных явлениях жизни, верит в силу своей единичной воли, воображает себя творцом истории, вождем и повелителем народов, но в действительности является лишь «игрушкою судьбы», «ничтожнейшим орудием истории».

Он возглавляет исторические силы, направленные ложным путем, и поэтому обречен.

Толстой увидел внутреннюю несвободу индивидуального сознания, выраженного в личности Наполеона, потому что подлинная свобода связана с исполнением закона, с добровольным подчинением своей воли «высшей цели».

Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводил к культу сильной и гордой личности. Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу.

Заслуга Толстого в том, что он изображает личность великого человека как народного героя, который добился самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом.

Он крепко связан с массой «обыкновенных людей» общенародными совместными целями и действиями, любовью к России.

Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Толстой подчеркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение.

«Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа». Толстой не раз в романе подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории.

Обратите внимание

Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, руководит и поднимает дух войск.

Наполеона Толстой не признает великим, потому что Наполеон не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие.

Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости.

Он «никогда, до конца жизни своей, не мог понимать… ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение.

Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».

Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, в ощущении совершающейся истории как воли провидения.

Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости. «Для нас, — завершает свои рассуждения Л.

Н. Толстой, — с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Источник: http://www.slavkrug.org/gotovoe-sochinenie-kutuzov-i-napoleon-v-romane-epopee-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» — Сочинение

Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Важной чертой стиля художественной прозы Л.Н. Толстого является прием контрастных сопоставлений. Ложь у писателя противопоставлена правде, прекрасное — безобразному.

Прин­цип антитезы лежит и в основе композиции романа-эпопеи «Война и мир».

Толстой здесь противопоставляет войну и мир, ложные и истинные жизненные ценности, Кутузова и Наполео­на, двух героев представляющих собой две полярные точки ро­мана.

Работая над романом, писатель изумлялся тому, что Наполе­он вызывал неизменный интерес и даже восхищение некоторых русских историков, в то время как Кутузов рассматривался ими как ординарная, ничем не выдающаяся личность.

«А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность ко­торого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа», — замечает писатель.

Важно

Толстой с присущей ему огромной проницательностью худож­ника правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые чер­ты характера великого полководца: его глубокие патриотичес­кие чувства, любовь к русскому народу и ненависть к врагу, чут­кое отношение к солдату.

Вопреки мнению официальной исто­риографии писатель показывает Кутузова во главе справедливой народной войны.

Кутузов изображен Толстым как опытный полководец, муд­рый, прямодушный и смелый человек, искренне радеющий за судьбу Отечества. При этом внешний облик его обычен, в опре­деленном смысле «приземлен».

Писатель подчеркивает в порт­рете характерные детали: «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину», «вытекший белый глаз». Однако ге­рой этот очень притягателен для читателей. Внешний облик его противопоставлен духовной силе и уму полководца.

«Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.

Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представите­ли народной войны», — замечает Л.Н. Толстой.

В романе Кутузов вначале предстает перед нами в качестве командующего одной из армий в военной кампании 1805- 1807 годов. И уже здесь писатель обрисовывает характер героя. Кутузов любит Россию, заботится о солдатах, прост в обраще­нии с ними. Он стремится беречь армию, выступает против бес­смысленных военных операций.

Это искренний, прямодушный, мужественный человек. Пе­ред Аустерлицким сражением, услышав от государя требование немедленного выступления, Кутузов не побоялся намекнуть на любовь царя к показным смотрам и парадам. «Ведь мы не на Царицыном лугу», — заметил Михаил Илларионович.

Он пони­мал всю обреченность сражения под Аустерлицем. И сцена на военном совете при чтении диспозиции Вейротера (Кутузов дре­мал на этом военном совете) тоже имеет свое объяснение.

Кутузов был не согласен с этим планом, однако понимал, что план уже одобрен государем и сражения не избежать.

Совет

В тяжелую пору нападения на Россию наполеоновской ар­мии народ выбирает полководца «против воли царя в представи­тели народной войны».

Читайте также:  Анализ произведения тургенева малиновая вода

И писатель так объясняет происходя­щее: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком становится Кутузов.

В этой войне раскрываются лучшие качества выдающегося полководца: патриотизм, мудрость, терпение, проницательность и прозор­ливость, близость к народу.

На Бородинском поле герой изображен в концентрации всех моральных и физических сил, как человек, который заботится, прежде всего, о сохранении боевого духа войска. Узнав о захвате в плен французского маршала, Кутузов передает эту весть в вой­ска. И наоборот, он старается, чтобы неблагоприятные известия не просочились в солдатскую массу.

Герой внимательно следит за всем происходящим, пребывая в твердой уверенности в побе­де над врагом.

«Долгим военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борю­щихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле­дил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти», — пишет Толстой. Кутузов придает огромное значение Бородинской битве, так как именно эта битва становится нрав­ственной победой русских войск. Оценивая полководца, Анд­рей Болконский думает о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслу­шает, все запомнит и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неиз­бежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Изображение Наполеона и Кутузова у Толстого контрастно. Наполеон всегда рассчитывает на зрителей, он эффектен в своих речах и поступках, стремится предстать перед окружающими в образе великого завоевателя.

Кутузов же, напротив, далек от на­ших традиционных представлений о великом полководце. Он прост в общении, его поведение естественно. И писатель под­черкивает эту мысль, изображая его на военном совете в Филях, перед сдачей Москвы.

Русские генералы вместе с главнокоман­дующим собираются в простой крестьянской избе, и их видит крестьянская девочка Малаша. Кутузов здесь принимает реше­ние оставить Москву без сражения. Он сдает Москву Наполеону для того, чтобы спасти Россию.

Обратите внимание

Когда же он затем узнает, что Наполеон оставил Москву, то не может сдержать своих чувств и плачет от радости, понимая, что спасена Россия.

Стоит отметить, что в романе раскрываются взгляды Л.Н. Толстого на историю, на военное искусство.

Писатель ут­верждает, что «ход мировых событий предопределен свыше, за­висит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное».

Таким образом, Толстой отрица­ет роль личности полководца в этой войне, его военный гений. Кутузов в романе также недооценивает роль военной науки, при­давая значение лишь «духу войска».

Полководцу Кутузову противопоставлен в романе Наполеон Бонапарт. С самого начала писатель развенчивает Наполеона, выделяя в его внешности все мелкое и ничтожное: он «малень­кий человек», «с маленькими руками» и «неприятно-приторной улыбкой» на «опухшем и желтом лице».

Автор упорно подчерки­вает «телесность» Наполеона: «жирные плечи», «толстую спи­ну», «обросшую жирную грудь». Эта «телесность» особенно подчеркнута в сцене утреннего туалета.

Раздевая своего героя, писатель как бы снимает Наполеона с его пьедестала, приземля­ет его, подчеркивает его бездуховность.

Наполеон Толстого — это игрок, человек самовлюбленный, деспотичный, жаждущий славы, власти. «Если Кутузову свой­ственны простота и скромность, то Наполеон подобен актеру, играющему роль властелина мира.

Важно

Театрально-фальшиво пове­дение его в Тильзите во время награждения русского солдата Ла­зарева французским орденом Почетного легиона.

Не менее противоестественно держит себя Наполеон и перед Бородинс­ким сражением, когда… придворные преподносят ему портрет сына и он разыгрывает из себя любящего отца».

Накануне Бородинского сражения император произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Однако «игра» здесь оборачивается поражением, кровью, страданиями людей. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения побе­дил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и вели­чие».

«Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, крас­ным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз… Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он ви­дел на поле сражения.

Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы».

«И никогда, однако, — пишет Толстой, — до конца жизни своей не мог пони­мать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…».

Толстой окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе, перед вступлением в Москву. «Ожидая депута­цию из Москвы, Наполеон думает о том, в каком виде ему пред­стать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыграл всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушию речь к ним.

Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие иг­рока, его ничтожность, его позерство». «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… И странная и вели­чественная эта минута!».

«…Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица… Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца». Вторая часть этого монолога резко контрастирует с первой.

«Ког­да Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча… «Москва пуста. Какое невероятное событие!» — говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского пред­местья».

И здесь Толстой замечает, что развязка театрального представления не удалась — «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Таким образом, Толстой обличает бо­напартизм как великое общественное зло, «противное челове­ческому разуму и всей человеческой природе».

Характерно то, что писатель стремился к объективной оцен­ке военного таланта Наполеона. Так, перед Аустерлицким сра­жением Бонапарт смог верно оценить военную обстановку: «его предположения оказались верными».

Совет

Но все же, по мнению Тол­стого, «в исторических событиях великие люди суть только яр­лыки, дающие наименование событию…» «Наполеон, — заме­чает писатель, — во все это время своей деятельности был подо­бен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внут­ри кареты, воображает, что он правит».

Таким образом, основной движущей силой истории, по мыс­ли Толстого, является народ. И истинно великие личности у писателя просты, естественны, являются носителями «народно­го чувства». Таким человеком в романе предстает Кутузов. И «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», поэтому Напо­леон предстает у Толстого воплощением крайнего индивидуа­лизма, агрессии, бездуховности.

Здесь искали:

  • образы кутузова и наполеона в романе война и мир
  • образ наполеона и кутузова в романе война и мир
  • образ кутузова и наполеона

Источник: http://sochineniye.ru/obrazy-kutuzova-i-napoleona-v-romane-vojna-i-mir/

Кутузов и Наполеон в романе “Война и мир”

1) Вступление.

2) Наполеон и Кутузов. Черты характера.

3) Наполеон и Кутузов. Сравнение.

4) Наполеон и Кутузов как полководцы.

5) Заключение

Две личности рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков — Наполеон и Кутузов — сыграли выдающуюся роль в мировой истории и постоянно привлекали к себе и будут привлекать внимание всего человечества.

Оба — талантливые полководцы, глубоко понимающие социально-экономические проблемы в европейском масштабе и более. История свела их непримиримыми противниками в жестокой борьбе, из которой Кутузов вышел победителем.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Кутузов Противостоит Наполеону и как характер, и как представитель русской военной мысли. Кутузов является руководителем Отечественной войны, вдохновителем русской армии. Он поддерживает партизанские формы борьбы с французской армией.

В романе не затрагивается личная жизнь Кутузова. Его образ раскрывается в военных и политических событиях.

Наполеон и Кутузов. Черты характера

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» обладают теми общими чертами характера, которые необходимы руководителю огромных человеческих коллективов, полководцу. Это гениальность, личное бесстрашие и личное участие в сражениях, глубокое понимание жизни своих народов, твердость характера.

Наполеон совершил подвиг на Аркбльском мосту (15—17 ноября 1796 года), когда лично увлек солдат и офицеров, бросившись вперед на австрийцев со знаменем. 11 марта 1799 года Наполеон посетил чумной госпиталь в Яффе. Для Кутузова жизнь солдат есть его жизнь.

Он посылает отряд Багратиона на прикрытие отхода армии, понимая, что в живых останется десятая часть.

Князь Андрей, взглянув на пробитый пулей висок Кутузова, подумал, что «он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» Твердость Кутузова и отсутствие военного опыта у государя Александра понятны из короткого разговора между ними перед Аустерлицем. Кутузов, не начинает сражения, собирая все колонны войск.

Наполеон и Кутузов сохраняют ясное мышление и способность правильно оценивать обстановку и события.

Обратите внимание

Наполеон говорит Репнину, что его полк «лестно исполнил свой долг» в сражении при Аустерлице 2 декабря 1805 года.

После кровопролитной битвы при Прейсиш-Эйдау 8 февраля 1807 года обе стороны праздновали победу. Толстой отмечает, что Н. прекрасно понимал, что русские не потеряли боеспособность.

Наполеон и Кутузов. Сравнение

Толстой подчеркивает в Кутузове гуманность. Деятельность К. после Бородина направлена на сбережение жизни солдат.

При отступлении французской армии из Москвы он удерживает честолюбцев от «перехватываний» неприятеля, не понимающих народного характера войны. Человеческая высота К.

находит выражение в речи перед Преображенским полком, когда он сказал, что, пока французы «были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно».

Кутузов В романе «Война и мир» казался всегда простым и обыкновенным человеком. Он писал письма, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами.

Н. приказал расстрелять четыре тысячи добровольно сдавшихся солдат гарнизона Яффы во время Сирийского похода французов в 1799 году. Условия сдачи в плен предусматривали сохранение жизни гарнизону. Такие поступки развращают войска. В России французские войска показали себя мародерами и грабителями.

Это объясняется разными целями, поставленными полководцами перед войсками. Войны Наполеона — захватнические. Война России с Францией — оборонительная.

Наполеон в романе «Война и мир» верял Александра, что он не желает войны, но «отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку». По приказу Н. в Россию завезли фальшивые деньги.

Героическая защита Смоленска произвела на Н. зловещее впечатление. Он приказал сжечь город артиллерийским обстрелом, так как не мог взять город приступом.

Наполеон и Кутузов как полководцы

Предвзятое отношение Л. Н. Толстого к Наполеону прослеживается во всем романе «Война и мир». Известно, что гений Наполеона признавал Кутузов. Наполеон в романе «Война и мир» энергичен, полон замыслов, агрессивен во внешней политике. Например, в один день, 14 октября 1806 года, в двух сражениях, при Иене и Ауэр-штедте, Н.

разбил прусскую армию. Толстой даже в мелочах вносит в портрет Н. отрицательные штрихи. Кавалерист Николай Ростов замечает дурную «посадку» Наполеона в седле. Толстой отмечает высокомерие Наполеона при личном награждении русского солдата Лазарева орденом Почетного легиона. Наполеон считает, что «солдат осчастливлен на всю жизнь». После Аустерлица Александр удалил Кутузова из армии.

Но 20 августа 1812 года Кутузов назначен главнокомандующим. Встреча Кутузова в войсках была восторженной. Бородинское сражение описано в романе подробно. Поле сражения не было достаточно укреплено, потому что Растопчин прислал тысячу двести железных лопат и тысячу топоров только вечером 26 августа, когда битва совершилась.

Важно

Фельдшера и лекари могли обеспечить помощью шесть тысяч раненых, а их было значительно больше. Накануне сражения Кутузовым была выработана подробная диспозиция. Кутузов вложил в оборонительное сражение замысел активности, поставив корпус Тучкова и московское ополчение в засаду. Но этот план нарушил начальник штаба Беннигсен.

Он тайком от Кутузова распорядился поставить Тучкова в общий фронт. В характеристике Кутузова во время битвы по тексту главы 35 (т. 3, ч. 2) мы видим спокойного полководца. Но паническое заявление адъютанта Барклая де Толли в левом фланге он резко оборвал приказом «атаковать неприятеля». Далее Раевский сообщил, что войска «твердо стоят на своих местах».

Читайте также:  Характеристика и образ веры николаевны шеиной в повести куприна гранатовый браслет сочинение

Наполеон потерял в этой битве пятьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят восемь солдат и сорок дет вять генералов. Русская армия потеряла тридцать восемь тысяч пятьсот шесть солдат и офицеров и двадцать два генерала, что составило треть армии. Наполеон почувствовал, что «страшный размах руки падает бессильно». Кутузов заставил всех понять, что «сражение выиграно».

Что Москва должна быть оставлена, Кутузову было ясно еще до совета в Филях. Он один понимал, как руководить дальнейшими действиями армии. Кутузов отвечает отказом Наполеону заключить мир.

Назначение Кутузова на пост главнокомандующего изменило все состояние войска и народа. Кутузов понял народный смысл войны 1812 года, поддержал партизанское движение (например, Давыдова). Кутузов В романе «Война и мир» принял энергичные меры к обеспечению армии полушубками, сапогами.

Наполеон и Кутузов. Заключение

Кутузов отчетливо понимал, что именно совокупные действия народа и армии приведут к разгрому наполеоновских войск. Кутузов верно взвешивает соотношение сил воюющих сторон на каждом этапе борьбы, не сковывает инициативу подчиненных,.

сохраняет ясный ум и хладнокровие в отступлении и даже при сдаче Москвы. Ему помогает весь народ. И побеждает! Наполеон мог полагаться только на свою гениальность, на мародерские цели, стоящие перед его солдатами. Кутузов скончался 28 апреля 1813 года. Прах его погребен в Казанском соборе.

Русские люди всегда будут благодарны Кутузову!

Источник: http://www.sochuroki.com/kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir/

Сочинение на тему: «Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему: «Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 4.00/5 (80.

00%) 1 vote

Роман «Война и мир» по праву считается историческим произведением, отражающим реальные военные действия и реальную жизнь. Главной антитезой романа является противопоставление Кутузова и Наполеона.

Причем противопоставление их не только как персонажей, но и как личностей с различными нравственными устоями.

Толстой описывает Наполеона немного в сатирической форме: толстые ляжки, короткая фигура и ноги. Он убежден в своей гениальности и победе, что говорит о его самовлюбленности и ограниченности.

Толстой говорит о Наполеоне, как о человеке, у которого произошло помрачение ума. Его глупое воспитание в себе черствости, считая это мужеством и величием , приводят к этой мысли.

Смерть для него- это обыденное зрелище, гибель своих солдат он воспринимает как должное.

Наполеону была предназначена жестокая и нечеловеческая роль. По мнению Толстого, у этого человека отсутствуют какие-либо нравственные качества, и от этого он глубоко несчастен, хотя и сам этого не видит. Этот персонаж неспособен на милость, сострадание, на понимание добра и красоты. Придти к этому пониманию он мог лишь путем отречения от собственного «Я».

Тем не менее, каким бы он не был человеком .

ему отводится большая роль в истории: «Он, предназначенный проведением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов, и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делал благодеяния!… он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас вершившегося не поражал его душу».

Противопоставлением Наполеону стал Кутузов- воплощение народной нравственности, величания, правды и добра. Цель Кутузова спасать людей, а не убивать и истреблять их. Он представлен как человек достаточно пассивный, так как он интуитивно предчувствует и прозревает ход войны. Здесь мы так же видим антитезу наполеоновской активности.

Активность Наполеона основана лишь на суете и массе гениальных, как ему казалось, распоряжений. Кутузов в основном проигрывал сражения и отступал. Но в конце концов русская армия сломила вражеское войско и заставила «гениального Наполеона» бежать из России. Толстой уверен, что в этом и есть истинное величие- воспарять и не дать себя сломить.

Совет

Толсто в своем романе напоминает он об одной библейской заповеди: «Не сотвори себе кумира», особенно из самого себя. Эту истину не учел Наполеон и сам же погубил себя, придя к полной моральной деградации. Настоящее величие- это полная самоотверженность, высота духовная и нравственная.

Как раз этими качествами и обладал великий полководец Кутузов и его армия, что и решило результат этой войны. В первую очередь человек не должен терять свою человечность. Для этого не нужно ставить себя в центр событий, кричать о своей гениальности.

Только такие люди способные вызывать к себе восхищение и оставаться долгие годы в памяти своих потомков.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-obrazyi-kutuzova-i-napoleona-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir/

Я учусь. — сочинение по роману л.н. толстого «война и мир». образы кутузова и наполеона

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

План.

1. Историческая обстановка, в условиях которой изображаются Л.Н.Толстым Кутузов и Наполеон.

2. Контрастность образов Кутузова и Наполеона:

  1. по целям и задачам войны 1812 года;
  2. по взаимоотношению с армией;
  3. По чертам характера:

— человечность Кутузова и бездушие Наполеона;

— бескорыстная преданность Кутузова родине и честолюбие Наполеона;

— мудрость Кутузова и ограниченность Наполеона.

3. Оценка Толстым личности и деятельности обоих полководцев.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» — одно из величайших произведений мировой литературы. В нем писатель изображает исторические события 1805-1812 годов.

Он рассказывает о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

Писатель вводит читателя в мир своих героев в то время, когда Россия в союзе с Австрией и Пруссией вступила в войну с Наполеоном. В этой обстановке множество людей становится политиками, они следят за каждым шагом военных действий.

В романе противопоставлены два полководца: Кутузов и наполеон.

В облике Кутузова Толстой, прежде всего, отличает его простоту, обыкновенные черты старого человека. Ничего от повелителя народов нет в этом полном, рыхлом старше, в его сутулой фигуре и тяжелой походке.

Толстой подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность ума и воли на задаче, вставшей перед ним и русским народом, Кутузов все делает для того, чтобы помочь народу. Он становится направляющей силой народного сопротивления, руководит нравственным духом войска.

Часто кажется, что Кутузов – пассивная личность. Да, он дремлет на военных советах под Аустерлицем и в Филях, а в ходе Бородинского сражения одобряет или порицает то, что делается без его участия. Но во всех этих случаях внешняя пассивность Кутузова – форма проявления его мудрой человеческой активности.

«Источник необычайной силы» и русской мудрости Кутузова писатель видит в «Том народном чувстве, которое он несет в себе со всей чистоте и силе его».

Перед Бородинским сражением полководец вместе с солдатами поклоняется иконе Смоленской Богоматери. Среди солдат он не случайны человек, он свой, он такой же, как все.

Обратите внимание

Бородинское сражение Кутузов один из всех расценивает не только как победу русского войска над Наполеоном, но и как «страшный удар», который должен быть смертелен.

Народное чувство руководило Кутузовым и внушало ему отвращение к насилию и жестокости, к бесцельному и бесполезному пролитию человеческой крови. Жалея своих солдат, Кутузов решает уступить Москву.

Когда же враг покидает столицу, полководец прилагает максимум усилий, чтобы сдержать «воинский дух» своих генералов.

Кутузов – опытный полководец.

«Он знал, что не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что они бегут и надо выпроводить их, но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода».

Кутузов видел в русском народе великую силу, ценил его. «А!… Чудесный бесподобный народ! – говорит он, — бесподобный народ! – повторил он со вздохом». Когда уже определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, все высшие чины армии хотели отличиться.

Кутузов один все свои силы употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению. «Они должны понять, что мы можем только проиграть, действуя наступательно. Терпение и время – вот мои воины-богатыри». Кутузов понимал, что большая тяжесть легла на плечи солдат в этой войне, и он с искренней любовью разговаривает с солдатами.

«Вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите, недолго осталось. Проводит гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома, а они – видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь пожалеть модно. Тоже и они люди. Так, ребята?».

Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного Кутузова называет Толстой истинно великим человеком. «Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа… как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в двенадцатом году».

Кутузову противостоит в романе Наполеон. На первых же страницах романа «Война и мир» возникает острый спор о Наполеоне – его начинают гости салона знатной светской дамы Анны Шерер. Заканчивается этот спор лишь в эпилоге романа.

Толстой всегда считал его человекам, у которого были «помечены ум и совесть», и поэтому все его поступки «были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого».

Важно

Не государственный деятель, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер – таким предстает император Франции во многих сценах романа.

Одной их таких картин является встреча Балашева, приехавшего с письмом от императора Александра. «Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его». Принимая Балашева, Наполеон все рассчитал для того, чтобы произвести на русского посла неотразимое впечатление силы и величия, могущества и благородства.

Он принял Балашева в «самое выгодное свое время – утро». Он был наряжен в «самый величественный свой костюм – открытый мундир с лентой почетного легиона на белом пикейном жилете и ботфорты, которые он употреблял для верховой езды». По его указанию были сделаны разные приготовления для приема русского посла. «Сбор блестящей свиты у подъезда был тоже рассчитан».

Рассчитано было не только время, но и место встречи и даже поза, которую надлежало принять Наполеону, встречая русского посла. «Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув голову назад.

Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди».

Толстой подробно описывает нам разговор между ними. Как только Наполеон стал раздражаться, «лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать».

Когда Балашев изложил требование русского правительства, лицо Наполеона как будто окаменело «и левая нога дрожала еще быстрее». У Наполеона была еще одна привычка «смотреть мимо собеседника».

Встретив русского посла, он «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него».

Совет

А также эпизод с польскими уланами, бросившимися в реку, чтобы угодить императору. Они гибли, но считали эту смерть самой лучшей. А Наполеон даже не взглянул на них.

Наполеон проявляет полное равнодушие к убитым, проезжая про Аустерлицкому полю сражения. «Величие» Наполеона показано в сцене, когда Наполеон смотрит на Москву, любуясь ей и не веря, что она у его ног.

«Вот она, эта столица, она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…» Так думал Наполеон, напрасно ожидавший делегацию «бояр» с ключами от города, раскинувшегося перед его глазами.

Он оказался в жалком и смешном положении, узнав, что Москва пуста. Когда же Наполеон понял, что эта война проиграна, он позорно бежит из армии, оставляя ее. И хотя Наполеон считал войну шахматной игрой, она была проиграна.

Благодаря мужеству и стойкости русских солдат, которые вели справедливую войну, защищая Родину от врага, была достигнута эта величайшая победа.

По словам Толстого, Наполеон был предназначен «провидением на печальную, несвободную роль палача народов», исполняя «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена».

Кутузов, свободный от страстей тщеславия и честолюбия, легко подчинил свою волю воле «провидения», то есть прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества и потому стал представителем народной освободительной войны.

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Источник: http://yaychys.ru/shkola/sochineniya/208-sochinenie-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-obrazy-kutuzova-i-napoleona

Ссылка на основную публикацию