Сочинение можно ли судить о человеке по его мечте?

Можно ли судить о человеке по его цели? | Литерагуру

(343 слова) Чтобы узнать человека и составить о нем определенное мнение, мы всегда стремимся выведать его планы на будущее. Такие вопросы всегда приходится слышать на собеседованиях, семейных советах и даже на свиданиях, ведь люди уверены, что по цели можно судить о личности, и не зря, так как именно то, к чему мы стремимся, показывает нашу истинную сущность.

Показывая намерения и жизненные установки своих героев, писатели исчерпывающе характеризуют их. Например, в повести Булгакова «Собачье сердце» профессор поставил себе цель: вывести хирургию на новый уровень, используя для лечения человека биологический материал животного.

По сути, он решил создать нового человека, совершив революцию в природе. Данная установка показывает нам Филиппа Филипповича как на ладони: это амбициозный, смелый, гений, мыслящий нестандартно, и в то же время азартный игрок, обуреваемый гордыней и самолюбием.

Наша догадка подтверждается в дальнейшем: после превращения Шарикова Преображенский страдает от внутреннего противоречия между его удовлетворенным эго и этическими соображениями.

Обратите внимание

Он понимает, что необходимо свернуть масштабный эксперимент, ведь полноценного человека создать не получилось, но ему жалко губить свой вклад в мировую науку. В результате, светлая сторона его характера побеждает, и это предсказуемо, так как его цель изначально была гуманной.

Другой пример описал Гоголь в «Мертвых душах», рассказывая о своем герое через его цель. Чичиков намеревался заложить несуществующих крестьян и получить ссуду, за счет которой планировал богато зажить. Для этого он ездил по городам, уговаривая местных помещиков дешево уступить ему крепостных на бумаге.

Его с детства вдохновлял лозунг «Береги копейку», поэтому его жизненные приоритеты и задачи полностью подходили под этот принцип. Его характер сразу становится понятным: это безнравственный, обремененный лишь материальными запросами скопидом, которому все равно, как, лишь бы заработать.

Убожество его внутреннего мира прояснилось уже тогда, когда автор описал, чем его персонаж промышляет в уездном городе.

Таким образом, цели, которые человек ставит на своем пути, — лучшая его характеристика, так как они раскрывают идеалы, приоритеты и ценности личности, скрытые от посторонних глаз.

Судить по ним людей можно и нужно, ведь если вам не нравятся их планы на будущее, не стоит тратить на общение с ними настоящее.

А если ваши стремления совпадают, то это залог счастливой и гармоничной совместной жизни.

Источник: https://LiteraGuru.ru/mozhno-li-sudit-o-cheloveke-po-ego-tseli/

Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»

Как литературные герои переживают отрыв от реальности?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Pikabu

Комментарий ФИПИ

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Словарная работа

МЕЧТА

1. Что-либо воображаемое, мысленно представляемое и очень желаемое; предмет желаний, стремлений. 2. Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего. 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. (Толковый словарь Ефремовой)

РЕАЛЬНОСТЬ

1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания.  3. Существующее в действительности положение дел. 4. Осуществимость, выполнимость чего-либо.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Роль мечты в жизни человека (мечта и смысл жизни; обязательно ли иметь мечту; что случится, если человек ее лишится)
  • Влияние мечты на человека (возвышает человека, созидает его или разрушает, подчиняет себе жизнь)
  • Отношение человека к мечте (следует ей/предает; может ли мечта поменяться со временем)
  • Столкновение мечты с реальностью (опровержение мечты жизнью; реальность, формирующая мечту)

Мечта — это всегда что-то труднодостижимое (или недостижимое), важное и желанное для человека. Цель и мечта в некоторой степени близки, но не стоит их путать, это различные понятия. Мечту отличает отрыв от реальности, мечтать можно о чем-то недоступном, а цель всегда реальна, конкретна и достижима. От желания и потребности мечту будет отличать высокая ценность желаемого и участие воображения в создании его образа.

Мечта — это всегда наиболее ценное желание, поэтому оно приближается к понятию идеала

Поскольку мечта имеет высокую ценность, по ней можно судить о мировоззрении ее обладателя, ведь в ней воплощены его жизненные ценности. Отсутствие мечты или неспособность мечтать будет отмечать человека практичного, сухого, приверженца логики и факта.

Мечта имеет огромное значение в развитии науки и искусства, ведь сначала она появляется в голове безумца и мечтателя, а только потом кто-то, воплотив ее в жизнь, совершает научное открытие, создает что-то новое, доселе невиданное.

«Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», – говорил Жюль Верн. Таким образом мечта может создавать реальность, будущее.

При этом мечта может стать и своеобразным инструментом ухода от реальности, погружая человека в мир грез и фантазий, где он живет, как художник Пискарев, герой повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Порой происходит столкновение мечты и реальности, когда мечта корректируется жизнью или вовсе разбивается ею. Так происходит с князем Андреем, героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».

Важно

Разочаровавшемуся в людях, пресытившемуся светской суетой Андрею Болконскому кажется, что от тоски парадных залов его может спасти только поле брани, дым пушечных залпов и отчаянные атаки на врага.

Князь Андрей мечтает о славе, подобной славе своего кумира, Наполеона, он уверен, что ему тоже уготован судьбой свой Тулон, который вознесет его над людьми.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконскому представляется «та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он»: пока вокруг царит неразбериха, главнокомандующие пребывают в замешательстве, он один сохраняет хладнокровие и твердость, отдает распоряжения, ведет свою дивизию в атаку и в одиночку одерживает победу.

Жажда славы поглощает все существо князя Андрея: «…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу.

Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно.

И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…».

Ради осуществления этой мечты герой готов отдать все: ни самые близкие люди, ни собственная жизнь не имеют для него такой ценности, как мечта о славе. Погоня за мечтой становится для него смыслом жизни, ведь именно ради славы он идет на войну, оставляет дома старика отца, беременную жену и сестру.

Получив тяжелое ранение в бою и глядя в высокое небо Аустерлица, князь Андрей понимает, насколько неверной оказалась его мечта о славе и людской любви.

Совет

Увидев на поле боя Наполеона, перед которым он преклонялся, Болконский понимает, как ничтожен его кумир «с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Как мелки и незначительны оказались его мечты о славе, «да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти». Сама жизнь заставляет Андрея Болконского осознать ложность его устремлений.

На пороге смерти ему так ясно видно, что жить следует не для славы и любви миллионов, а ради простого людского счастья – «тихой жизни и спокойного семейного счастия в Лысых Горах». Именно о возвращении к семье, близким и дорогим людям, искренне любящим его, мечтает князь Андрей, истекая кровью на Праценской горе.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. (В. Гюго)
  • Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. (К. Г. Паустовский)
  • Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. (А. Франс) 
  • Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь. (В. Гюго)
  • Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. (А. Франс)
  • Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем. (К. Г. Паустовский)
  • Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда. (А. Н. Крылов)
  • Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастие жизни; гоняясь за мечтою, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву. (Д. И. Писарев)
  • Мечта нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т.е. к Богоборчеству мечтательность приводит человека к пошлости и отвратительной бессмысленности жизни. (Н. В. Гоголь)

Примерные формулировки темы

  • Чем отличается мечта от цели?
  • Чем желание отличается от мечты? 
  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
  • Может ли реальность порождать мечту?
  • Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
  • Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
  • Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
  • Всегда ли исполнение мечты делает человека счастливым?
  • Все ли мечты должны сбываться?
  • Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
  • Согласны ли вы с Д. И. Писаревым в том, что «гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь»?
  • Почему мечты не всегда становятся реальностью?
  • Нужно ли быть верным своей мечте?
  • Почему люди предают мечту?
  • Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
  • Когда реальность разрушает мечту?
Читайте также:  Жанр произведения евгений онегин пушкина

Список литературы

  1. Н. В. Гоголь «Шинель», «Невский проспект», «Мертвые души»
  2. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
  3. И. А. Гончаров «Обломов»
  4. А. И. Островский «Гроза»
  5. Л. Н.

    Толстой «Война и мир» (князь Андрей и его Тулон; Николай Ростов и его представления о войне) 

  6. А. П. Чехов «Крыжовник», «Вишневый сад»
  7. А. Грин «Алые паруса»
  8. М. Горький «На дне»
  9. В. А.

    Каверин «Два капитана»

  10. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  11. Т. Драйзер «Американская трагедия»
  12. Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
  13. Д. Лондон «Мартин Иден»
  14. Р.

    Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

  15. Д. Киз «Цветы для Элджернона»

12.11.2018

итоговое сочинение 2019 сочинение

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/itogovoe-sochinenie-2019-mechta-i-realn

Как характеризует человека его мечта? | Литрекон

Каждый человек о чем-то мечтает. У кого-то сугубо практические устремления: машина, квартира, личный самолет. Кто-то устремлен к нематериальному: призвание, известность, любовь. Мечта – это честное внутреннее устремление, себе человек не врет, поэтому греза показывает характер. Писатели по-разному характеризовали личность через ее желания.

Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», выросла в придуманном ею мире. Она читала книги про любовь, которые ей заменяли реальность, из них и почерпнула все знания об отношениях.

Неудивительно, что и сама она ждала ЕГО – таинственного незнакомца, который полюбит ее и увезет из деревни. И таким незнакомцем стал Евгений, потому что «душа ждала кого-нибудь».

Именно этого человека Татьяна полюбила со всей силой своей цельной и страстной натуры, чувства она пронесла с собой через всю жизнь.

Любовь не разрушила отповедь Онегина, испугавшегося отношений с Лариной, дуэль главного героя с Владимиром Ленским, где последний погиб, а также расстояние и время (Евгений уехал из деревни, потом и Татьяну увезли и выдали замуж). Мечта героини о счастье в любви характеризует ее как натуру мечтательную, но при этом цельную, верную и способную к сильным чувствам.

Мечта Чичикова, героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», была гораздо более приземленной. С детства ему внушалось, что главное в жизни – деньги, ради их получения можно совершать подлости, врать, подставлять ненужных людей и дружить с нужными.

И Павел воспринял этот совет, у него родился план: сколотить себе капитал путем скупки мертвых душ. За эти души государство дало бы ему деньги (существовала программа по заселению южных губерний).

И не важно, что путь осуществления мечты – мошенничество, для Чичикова нужно обязательно обогатиться, для него это счастье. Для этого он ездит к помещикам, обхаживая их и находя подход к каждому.

Обратите внимание

Сугубо материальная греза, реализующаяся путем махинаций, характеризует героя как расчетливого мошенника, который разрушает собственную жизнь и душу. Однако это упорный и коммуникабельный человек, который может уговорить любого и, предчувствуя опасность, умеет вовремя сбежать.

Таким образом, мечта является высшей целью личности, поэтому может служить основой ее характеристики. Если она приземленная, связана с деньгами, то и человек, скорее всего, такой же, а в погоне за материальной выгодой он может потерять самое главное в душе. Нематериальные, высокие стремления делают людей лучше, заставляют их развиваться и внутренне расти.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/204-kak-harakterizuet-cheloveka-ego-mechta/

Роман Униженные и оскорбленные. Часть 2

Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о всех своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством.

Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья. Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий Наташи — не кто иной, как Алеша.

Это он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу и по настоянию князя женится на обладательнице миллионного состояния. Казалось бы, есть все основания для того, чтобы осудить виновника драмы Наташи Алешу. Но Достоевский этого не делает.

В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, от имени которого ведется повествование, писатель Иван Петрович, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи.

Он не видит эгоистичности поведения героя, а порой любуется, даже восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя истолковать как безобидное проявление милой детскости. Автор заставил свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу.— П. П.), Ваня, —перебила Наташа…

—его судить нельзя как всех других… его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера…» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа.

Хагокество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатий.

Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» Мышкину или к Алеше Карамазову. Но такая параллель не основательна.

Важно

Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает человека безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется и в его отношении к Кате, и в его любви к Наташе.

Когда оп убеждает Наташу согласиться на его брак с Катей, в его словах заметна эгоистическая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей.

Всем ходом сюжета автор доказывает, что если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь к ней была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто не разрушил бы их счастья и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу.

Напротрга, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей этой идеи Наташу. Но современный читатель, чуждый христианской идее всепрощения, не может смотреть на Алешу глазами Наташи. Он судит героя по его поступкам и делам. Естественно, что наша оценка Алеши расходится с оценкой Достоевского.

В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием очищается человек. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости.

Если в первом романе Достоевского «Бедные люди» герой Макар Девушкин резко протестовал против страданий униженных и оскорбленных, пытался вскрыть социальные причины этих страданий («По какому нраву все это делается?» — спрашивал он), то в романе «Униженные и оскорбленные» Ихменев отказывается от протеста и призывает к гордому смирению: «О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывом «идти рука в руку», с которым Ихменев обращается к прощенной им Наташе, Достоевский заканчивает четвертую часть романа.

Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» — главное достижение Достоевского-реалиста. Ее перекрывает другая сюжетная линия романа, получившая завершение в эпилоге — история Нелли и всего семейства Смитов.

Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «какими-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки и сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов, — все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с еще большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющую несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна. Она не может смириться и простить своих обидчиков. Напротив, она одержима жаждой мести. Ее бунт н против князя и против окружающих ее условий полой трагизма. Достоевский в романе «Униженные и оскорбленные» впервые так остро ставил вопрос о страданиях ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Образ Нелли — большое художественное достижение Достоевского-реалиста. От этого образа, как и от образа Неточки Незвановой (героини одноименной повести) протянется прямая линия к героине романа «Идиот» Настасье Филипповне, такой же, как и Нелли, гордой, застенчивой, предельно самолюбивой, обличающей несправедливости буржуазного мира.

Таким образом, изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с одной стороны, пассивное, просветленное смирение, и с другой — непримиримое проклятие всему несправедливому миру.

Эти два ответа наложили отпечаток и на художественную структуру романа: вся линия Ихменевых окрашена в лирические, местами в сентиментально-примирительные тона; в описании' истории Нелли и злодеяний князя Валковского преобладает обличительная палитра красок.

Совет

Между этими двумя сюжетными линиями романа — пассивного и активного протеста — есть весьма существенные связующие звенья: князь Валковский и его антипод — писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование. Валковский воплощает в себе все зло капиталистического мира.

Это — великосветский развратник, подлец, обольститель и эгоист. Он признает одно правило: «Люби самого себя!» Жизнь для него — коммерческая сделка, а люди — лишь средство для достижения корыстных целей. Князь женится вначале на дочери откупщика, присваивает себе ее состояние, а жену сживает со свету.

Вскоре он вторично женится — на дочери заводчика Смита, будущей матери Нелли, обманывает и обирает и эту женщину, а затем выгоняет ее на улицу. Своего сына Алешу князь отдает на воспитание Ихменеву, чтобы развязать себе руки. Узнав о миллионах Кати, князь прочит ее в невесты Алеше.

Деньги для этого демона наживы — мера всех вещей, символ власти; во имя денег он готов пойти на любые преступления. «Я люблю значение, чин, отель, женщин, разврат, а не идеалы в жизни», — цинично заявляет князь.

Он издевается над шиллеровской романтикой молодежи, над высокими идеалами поэтов — над всем, что не подвластно денежному интересу. Князь уверен, что «в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм». Такая концентрация пороков в одном лице понадобилась Достоевскому для того, чтобы рельефно изобразить поистине сатанинскую в те годы силу капитала, чтобы возбудить ненависть читателя к ней.

Если князь Валковский изображен как полюс зла, то полюсом добра выведен рассказчик Иван Петрович, по замыслу автора человек в высшей степени гуманный и великодушный.

В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты своей собственной биографии: Иван Петрович — писатель, его первый роман напоминает первый роман Достоевского «Бедные люди», а отзыв об этом романе критика Б.— отзыв Белинского о «Бедных людях».

Но Иван Петрович не только рассказчик, он — и действующее лицо романа, герой, влюбленный в Наташу. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета романа.

Как рассказчик Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий, — пишет Добролюбов.

— К нему приходит отец Наташи — сообщить о своих намерениях, за ним присылает ее мать — расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить пред ним свое сердце, к пему обращается Алеша — высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы выказать свой характер, и Маслобоев, чтобы разузнать и рассказать об отношениях Нелли к князю, наконец, сам князь… напивается так, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает». Такая роль Ивана Петровича вполне оправдана. И не только его писательской профессией, по и гуманностью его натуры, во многом напоминающей натуру самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины XIX века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он скорбит их скорбями и сочувствует их страданиям.

Несколько иная роль Ивана Петровича как героя романа, как человека, полюбившего Наташу. Создавая этот образ, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Иван Петрович беспредельно любит Наташу.

Его самозабвение в любви доходит до такой степени, что он готов во имя счастья Наташи уступить ее Алеше.

Обратите внимание

Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование.

Как же истолковать этот характер? Что в нем преобладает: сила или слабость? На этот вопрос Добролюбов отвечал вполне определенно: слабость.

Он писал: «Я признаюсь—все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только…

Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам, как идеал чего-то!»

Добролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к герою, способному к жертвенной любви, и в этом чувствовалось веяние эпохи 60-х годов, когда развенчание безвольных дворянских интеллигентов стало одной из главных задач русской демократии.

Сам же Достоевский не считал поведение своего Ивана Петровича проявлением слабости. Наоборот, он видел в этом признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить альтруистический акт — устроить счастье ближнего своего.

Поэтому он искренне видел нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и заражал этим настроением читателя.

«Униженные и оскорбленные» — специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События предельно концентрированы и происходят в максимально короткий промежуток времени.

Психологические конфликты развиваются в форме острых и напряженных диалогов.

Герои исповедуются друг перед другом, рассказывают о своем прошлом, о своих чувствах и переживаниях, раскрывают свои взгляды на мир (таковы проникновенные исповеди Ихменева, Нелли или циничные, раскрывающие характер и отталкивающие своим безобразием признания князя Валковского).

Важно

Достоевский придает также большое значение внешне-предметному окружению героев, картинам природы. Пейзаж у Достоевского всегда играет важную психологическую роль. Роман начинается символической картиной вечернего Петербурга: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту.

Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь или кто-то подтолкнет тебя локтем.

Новый взгляд, новые мысли… Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» Не трудно заметить, что автор соотносит картину природы со своим настроением («как будто на душе прояснеет»).

Перед тем как перейти к изложению событий, снова дается описание природы: «Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок». Однако здесь погасший луч — это уже не просто деталь пейзажа, но и предвестник какой-то беды, какого-то прискорбного события.

И далее мы узнаем о смерти одинокого старика Смита и его странной собаки. Природа у Достоевского — всегда ключ к предстоящим событиям.

После смерти Смита Иван Петрович, переехавший на его квартиру, говорит о своей грусти; как рассказчик, он сосредоточивает наше внимание на том, что «погода была ненастная и холодная», «шел мокрый снег», но к вечеру «проглянуло солнце и какой-то заблудший луч, верно из любопытства, заглянул и в мою комнату».

«Заблудший луч» предвещает появление Нелли — внучки Смита. В VIII главе четвертой части романа примирению Николая Сергеевича Ихменева с Наташей предшествует замечательное явление: раздается «довольно сильный удар грома».

Глава кончается тем, что Ихменев прощает свою дочь, а о Наташе автор пишет: «Платочек, которым она накрыла голову, сбился у ней па затылок, и на разбившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя». Природа здесь свидетельствует об очищении, возрождении души человеческой. В своей исповеди, изложенной в последующей (IX главе), Ихменев разъясняет подлинный смысл символа: «Она здесь опять, у моего сердца! — вскричал он, — о, благодарю тебя, боже, за все, за все и за гнев твой и за милость твою!.. И за солнце твое, которое просияло теперь, после грозы, на нас!» (курсив мой.— П. П.).

Таким образом, Достоевский не только очеловечивает природу, но и весьма искусно сливает пейзаж с действием, с портретом и характером героя.

Среди изобразительных средств, с помощью которых Достоевский создает образы героев, значительное место занимают выразительные портретные зарисовки. Обычно они сопровождаются авторской эмоциональной оценкой. Вот, например, портрет Наташи Ихменевой: «Я глядел на нее с недоумением и страхом.

Как переменилась она в три недели! Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел эти впалые, бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под темных ресниц горячечным огнем и какой-то страстной решимостью».

Не трудно заметить, что в этом портрете отчетливо «просвечивает» внутренний мир героини.

Совет

Портрет князя Валковского передай в деталях п весьма обстоятельно прокомментирован автором: «Правильный овал лица несколько смуглого, превосходные зубы, маленькие и довольно тонкие губы, красиво обрисованные, прямой, несколько продолговатый нос, высокий лоб, на котором еще не видно было ни малейшей морщинки, серые, довольно большие глаза…

» Таковы объективные детали портрета. Далее идут развенчивающие авторские комментарии: «…все это составляло почти красавца, а между тем лицо его не производило приятного впечатления».

Тут же мы узнаем, что выражение лица князя «было как будто не свое, а всегда напускное, обдуманное, заимствованное», что «под всегдашней маской» кроется «что-то злое, хитрое и в высочайшей степени эгоистическое», что «лучи его взглядов как будто раздваивались и между мягкими, ласковыми лучами мелькали жесткие, недоверчивые, пытливые, злые».

Портрет незаметно перешел в развернутую психологическую характеристику, и в этом сила Достоевского-художника, который стирает границы между внешним и внутренним, благодаря чему «проявляет» главную черту своего героя.

Роман «Униженные и оскорбленные» предварял такие большие философско-психологические полотна Достоевского, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Он знаменовал собой победу реалистического начала в творчестве Достоевского в 60-е годы.

«Униженные и оскорбленные» заслужили всеобщее признание читателей и прогрессивной критики, которая сумела на основании этого произведения предсказать дальнейший взлет великого писателя.

Роман оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывал к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.

Источник: http://www.ipoet24.ru/android/?id=d_289

Егэ 2019 мечта и реальность: можно ли убежать от реальности, что писать в сочинении?

 

Я вижу только два пути, по которым можно убежать от реальности.

Первый путь: постоянно мечтать, представлять себе другую реальность, по сути жить своими фантазиями и иллюзиями. Люди уходят в мир своих фантазий, когда действительность их категорически не устраивает. При этом, как правило, они просто мечтают и ничего не делают для изменения своей реальной жизни. Это путь в никуда. Если реальность не устраивает, надо ее менять, само ничего не сделается.

Второй путь ухода от реальности — жизнь в своем собственном мире, по своим законам и правилам, которые ты сам устанавливаешь, как, например, учитель древнегреческого Беликов из рассказа «Человек в футляре» Антона Павловича Чехова. Но собственный мир все равно будет пересекаться с объективной действительностью. Поэтому и таким способом от реальности не убежать.

Вывод: не стоит бегать от реальности. Стоит либо смириться и приспосабливаться, «прогибаться», притираться и жить с тем, что тебя окружает, либо собирать силы, волю, знания и все прочее в кулак и менять окружающий мир.

Обратите внимание

А убегать от реальности, думаю, можно, когда она совсем «допекла», но на чуть-чуть, чтобы только набраться сил для новых сражений.

От реальности невозможно убежать, она такая, какая есть в данный момент. Если человека не устраивает реальность, он может поставить себе цель и идти к ней, тем самым и реальность будет меняться.

Мечта — эта та жизнь, которую представляет себе человек. Когда приблизившись к мечте, человек понимает, что это совсем не то, чего он хотел увидеть или получить, он начинает искать способы вернуться в свою мечту, убежав от реальности.

Можно привести пример произведение Гоголя «Невский проспект». Главный герой Пискарёв увлекается молодой брюнеткой. Ему снится, что они разговаривают о той жизни, какой живет девушка.

Начиная с того момента Пискарёв употребляет опиум, тогда он видит её «чистой» в своих снах.

Но он так и не смог принять ту реальность, так как в конце произведения его находят у себя в доме с перерезанным горлом.

Убежать от реальности нельзя, ведь сама попытка бегства от нее — это не более чем иллюзия. Нельзя полностью отгородить себя от того, что происходит в нашей жизни и уйти от этого. Самое большее, чего мы можем достигнуть это забыться на какое-то время, но и в этом случае реальность очень скоро напомнит о себе.

Поэтому не нужно убегать от реальности и пытаться ограждать себя от нее, но необходимо создавать свою реальность насколько это в наших силах, стараться влиять на обстоятельства таким образом, чтобы все шло так как нам нужно. А если изменить что-то не в наших силах и возможностях, то тогда следует иметь мужество для того, чтобы выстоять в трудной ситуации и не потерять веру в себя, а также сохранить живой свою надежду.

Что написать в сочинении: Можно ли убежать от реальности (Мечта и реальность)?

Жестокая реальность и нежелание подвергать себя лишним проблемам и невозможность справиться с ними заставляет некоторых людей убегать от существующей реальности.

Способы могут быть разными: как просто игнорировать реальность, жить в своем мире, так и избавление от этой реальности в прямом смысле — лишением жизни.

В литературных произведениях тема мечты и реальности раскрывается и в этих аспектах.

Важно

Мы можем найти это например, в рассказе Чехова А. П. «Человек в футляре», в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

Другое решение проблемы — в пьесе Островского «Гроза», повести «Бедная Лиза» Карамзина.

Ответить на вопрос к сочинению можно так.

Убежать от реальности и можно, и сделать это довольно просто. Вопрос действительно должен возникать другой: неужели нет сил бороться или изменить свое отношение, жизнь, окружение. Действительно сильные личности, думаю, должны выбирать лучший путь.

Это сопротивление, влияние, начинающееся внутри человека и проливающееся затем в окружение. Или, на худой конец, принятие и смирение с ожиданием разрешения.

Уход от реальности в виде лишения жизни — это уже удел слабых людей, у которых просто нет ни сил, ни желания жить.

Источник: https://www.sportsalo.com.ua/ege-2019-mechta-i-realnost-mozhno-li-ubezhat-ot-realnosti-chto-pisat-v-sochinenii.html

Как написать сочинение 2017-2018 Можно ли судить о человеке по его цели?

Судить никого не стоит, поскольку делать какие-то выводы, не зная подробностей и не видя ситуацию в целом — глупо.

А вот получить общее представление, впечатление о человеке — можно.

Если допустим у девушки цель — выйти замуж (и даже не настолько важно, за кого именно, просто хочется замуж и детей), то можно предположить, что это человек традиционных ценностей, желающий семью, детей, можно даже дорисовать в воображении уютную домашнюю выпечку и посиделки дома возле камина в окружении близких. Представить можно. Судить нет.

 Поскольку Вы понятия не имеете, зачем ей это замужество. Возможно, это мошенница, которая присмотрела несколько вариантов богатых мужей, хочет втереться в доверие и отсудить половину недвижимости. Возможно, она иностранка и ей очень нужен вид на жительство, поэтому необходим фиктивный брак по согласию обеих сторон. Может быть еще тысяча причин.

Поэтому судить нельзя, а предполагать можно.

Мне сложно сказать, можно ли судить о человеке по его цели, поскольку я считаю, что мы слишком плохо знаем даже самих себя, не то что других людей, чтобы брать на себя смелость давать им какую-либо оценку.

Совет

Безусловно, если мы встречаемся с человеком, который ставит перед собой недостойную, вредящую другим людям цель, то это говорит нам, как минимум, о том, что нам с ним не по пути.

Если мы знакомимся с человеком, который мечтает стать великим музыкантом, а мы видим себя в будущем крутым бизнесменом, то мы сможем сказать о нём, что он, с нашей точки зрения, мечтатель и, возможно, нам также будет с ним не по пути.

И если в первом случае мы сможем что-то подумать о личных качествах человека, то во втором мы будем знать только то, что он хочет заниматься в жизни совсем не тем, чем мы. При этом каким он является по натуре, мы сказать не сможем, ведь музыкант может быть как добрым, так и злым.

Цель, которую ставит перед собой человек, можно рассматривать как показательную часть его натуры, но не саму натуру, поскольку она гораздо глубже и многограннее одной-единственной цели, которая ещё и может измениться на протяжении жизни.

<\p>

Человек без цели чем-то напоминает корабль, руль которого сломан, команда опилась рому, а паруса безвольно спущены. Его носит по бурному и опасному морю неведомо куда и зачем.

Может быть он затонет от удара очередного вала волн или его разобьет о коварные рифы, кто знает… Известно лишь одно — он полностью подвластен игре стихий и никак не распоряжается собою.

Но, и целеустремленность не всегда хорошо и по ее вектору можно судить о характерных чертах нрава человека, поскольку мысль и действие первыми идут на духовном уровне и только потом — реализуются физически. Если цель поставлена, то она может быть реализована только таким образом, к которому человек склонен и никак иначе.

Нужно быть осторожным и избегать оценок поспешных, поскольку всегда нужно определить истинную цель человека, которая является основой для декларируемой всем цели. Например, есть два человека, у которых цель определена таким образом — получить много денежных средств.

Обратите внимание

Если разобраться, то может получиться, что один из них Илон Маск и деньги ему нужны для реализации своих творческих целей. Другим может быть сибарит, который имеет истинной целью потакание собственным прихотям, обеспечивая себе постоянный приток все новых удовольствий.

Зная цели базовые, можно понять природу человека и дать прогноз, как именно он поведет себя в возникающих по жизни ситуациях. А их сразу и не определишь, тут нужно время.

Источник: http://faston24.ru/kak-napisat-sochinenie-2017-2018-mozhno-li-sudit-o-cheloveke-po-ego-tseli/

Возможные темы итогового сочинения 2018/2019 по направлению «Мечта и реальность»

Готовим аргументы! Используй этот список тем для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Мечта и релаьность»

Комментарий ФИПИ:

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Понятия, значение которых необходимо знать:

Мечта – нечто, созданное воображением, мысленно представляемое, предмет желаний

Цель – предмет стремлений.

Реальность– весь мир в многообразии его форм: материальный мир, объективносуществующий в действительности.

Чтобы продемонстрировать богатство своей речи и избежать повторов, используй синонимы при написании сочинения:

Мечта — желаемое, предмет желаний, воздушный замок, грезы, фантазия.

Цель — стремления, намерения, планы, замысел.

Реальность – действительность, реалия, настоящее. 

Тема — номинативное предложение

Роль мечты в жизни человека

Мечта как источник вдохновения

Мечта как смысл жизни

 Тема — вопрос

Что отделяет человека от мечты?

Какова роль мечты в жизни человека?

Цель и мечта: в чем разница?

Какую цель нельзя приравнивать к мечте?

Можно ли жить без мечты?

На что способен человек ради мечты?

Допустимо ли, мечтая, забывать о реальности?

Допустимо ли на пути к мечте забывать о реальности?

Почему люди бегут от реальности?

Все ли мечты должны сбываться?

Можно ли судить о человеке по его мечтам?

Почему важно верить в мечту?

Как претворить мечты в реальность?

Какими качествами нужно обладать, чтобы осуществить мечту?

Тема — цитата

Гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести ее в жертву.
Дмитрий Иванович Писарев 

Именно в мечтах рождаются новые идеи. Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека.
Алексей Семенович Яковлев

…А живы только те,Чье сердце предано возвышенной мечте.

Виктор Мари Гюго

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются.
Александр Дюма

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.
Константин Георгиевич Паустовский

Не жалуйся, что твои мечты не сбылись; заслуживает жалости лишь тот, кто никогда не мечтал.
Мария Эбнер-Эшенбах

Когда мы уже больше не можем мечтать, мы умираем.
Эмма Голдман

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти

Оноре Бальзак

Источник: http://supersoch.ru/itogovoe-sochinenie-2019/itogovoe-sochinenie-2018209.-spisok-vozmozhnyh-tem-dlya-podgotovki/itogovoe-sochinenie-2018209.-spisok-vozmozhnyh-tem-dlya-podgotovki1.html

Ссылка на основную публикацию