Сочинение народ в повести капитанская дочка пушкина

Сочинение по повести Александра Пушкина «Капитанская дочка»

Пушкин – это один из русских авторов, произведения которого остаются актуальными и сейчас. Пушкина не зря признали русским гением, его произведения полны глубокого смыла, имеют богатое содержание и удивительные метафоры.

С поэзией Пушкина каждый из нас знакомится ещё в раннем детстве. Его стихотворения наполнены добрейшими эмоциями автора, а его поэтические сказки остаются любимыми для каждого из нас и на сегодняшний день. Но стоит должное внимание уделить и прозе великого русского гения. Его произведение “Капитанская дочка” произвело на меня огромное впечатление, а образы героев никак не выходят из памяти.

Произведение “Капитанская дочка” стало для меня символом чести и благородства. Именно с этим и связан эпиграф повести: береги честь смолоду. В произведении описываются характеры и поступки героев, который достойны уважения и признания.

Обратите внимание

Понравился мне в повести образ Гринёва. Замечается, что автор неизменно симпатизирует своему герою. Сначала он вызывает на дуэль своего друга, который посмел запятнать честь девушки Маши Мироновой. Удивительно, что за этогерой готов пожертвовать свой жизнью. Позднее Гринёв рискнёт и своей свободой, защищая честь Маши.

Особого внимания заслуживает отношение Гринёва к Пугачёву. Несмотря на то, что Швабрин оказался предателем и изменил присяге, Гринёв остался при своей твёрдой позиции.

Очень интересно, что бродяга, которому когда-то Гринёв подарил свой детский заячий тулуп, оказался тем самым Пугачёвым, возглавившим организованное движение бунтарей. Именно этот тулуп и спас Гринёва от петли. Опять же, автор не упустил возможности упомянуть, насколько значимым может быть даже самый мелкий поступок.

Должного уважения заслуживает смелость Гринёва. Он не стал присягать Пугачёву, как Швабрин, несмотря на то, что находился во власти бунтаря. Но именно честность Гринёва сыграла особенную роль. За неё Пугачёв отпустил Гринёва, а позже спас Машу от рук Швабрина. Впечатляет умение героя сочувствовать даже врагу. Некоторые поступки Пугачёва действительно заслуживают уважения.

И, наконец, стоит отметить, что главная мораль произведения – всегда оставаться человеком. Заметьте, насколько в нашем современном обществе не хватает людей с качествами характера героев Капитанской дочки. Согласна, Пушкин слегка идеализирует своих героев, но всё же хотелось бы, чтобы судьбы, с которыми пришлось столкнуться в произведении, постоянно служили каждому из нас хорошим примером.

(3 votes, average: 3.67

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-povesti-aleksandra-pushkina-kapitanskaya-dochka.html

Народ в «Капитанской дочке» (сочинение по повести Пушкина)

Александр Сергеевич Пушкин, изображая народ в «Капитанской дочке», показал по-настоящему русские характеры.

Мы видим, что наряду с достоинством и величием, мятежностью и свободолюбием русский национальный характер имеет такие черты, как послушание и смиренность.

Эти качества появились в результате многовекового рабства, в котором пребывал русский народ. В повести «Капитанская дочка» Пушкина примерами таких характеров являются образы капитана Миронова и Савельича.

Важно

Савельич в произведении является слугой молодого дворянина. Капитан Миронов – это бывший солдат, который за храбрость, проявленную в бою, получил звание офицера и был назначен комендантом Белогорской крепости.

Кажется, что у них мало общего. Однако общее у этих героев имеется – это отсутствие у них самостоятельности. Оба героя привыкли подчинять свою жизнь уставу.

Они беспрекословно выполняют указы, Миронов – правительства, Савельич – помещика.

Образ жизни, к которому привыкли эти герои, кажется им единственно возможным, ведь он сохранялся в течение многих поколений. Их деды жили именно так, они живут так и их дети должны жить точно так же. Такие люди, как Миронов и Савельич, не будут выступать против власти, даже если при ней им очень тяжело.

Образ Савельича в «Капитанской дочке» мне особенно запомнился. Читая произведение, я поражалась тому, насколько этот дворовый привязан к своему хозяину.

Меня восхитил его ум, смекалистость, чувство ответственности. Однако в то же время мне было очень жаль этого героя. Он отдал всего себя службе молодому дворянину, но редко получал от него благодарность.

Чаще ему доставались ругательства и оскорбления.

Петр Гринев, покинув родных и отправившись на службу, сильно напивается в первом же кабаке по дороге туда. Он проигрывает крупную сумму денег незнакомому человеку. Савельич тяжело переживает это, так как Петр Гринев для него как сын.

Кроме того, хозяева поручили ему присматривать за ним, а Савельич привык очень ответственно выполнять поручения. Вот он и старается внушить Петру мысль, что нельзя так поступать.

Но Петр Гринев оскорбляет его, сказав, что он его слуга, поэтому должен делать, что ему прикажут, и не умничать. Савельичу было очень обидно слышать такие слова, он даже заплакал. Но он помнил, что его долг – удерживать Петра Гринева от необдуманных поступков.

Совет

Поэтому Савельич, забыв свою обиду, опять попытался образумить его, однако в ответ услышал еще более обидные слова: «…подавай сюда деньги или я тебя взашеи прогоню».

Вспомним теперь эпизод с дуэлью. Узнав о предстоящей дуэли Гринева со Швабриным, он помчался на место поединка, не раздумывая. Савельич хотел своей грудью заслонить Петра Гринева, если потребуется.

Но хозяева не только не поблагодарили его за это, но еще и обвинили: Гринев-старший — за молчание, а Петр — за донос. В данном эпизоде очень ярко изображен драматизм положения народа: простой человек не виноват ни в чем, но все его обвиняют.

На ругательства и оскорбления он может ответить лишь смирением, таков его удел. И Савельич даже не задумывается, за что ему все это.

Лишь одно уяснил этот герой: добродетель – самое важное в жизни. И в своих поступках он руководствуется именно этим. Поэтому Савельич и хочет отдать свою голову вместо Петра Гринева. И лишь благодаря его заступничеству Петр остается в живых. Но даже теперь Савельич не слышит от него слов благодарности.

Савельич не хочет принимать Пугачева и его людей, называет Емельяна «разбойником» и «злодеем». Вольность, которую они провозгласили, он не приемлет. Савельич не может понять происходящих событий, о которых он судит лишь с позиции своих хозяев. Из-за этого он выглядит особенно жалким, ведь он остается на стороне людей, которые ни во что его не ставят.

Что касается другого представителя народа в «Капитанской дочке», капитана Миронова, то о нем можно сказать следующее. Это скромный, «честный и добрый» человек, который подчиняется своей жене. В то же время, Миронов является мужественным солдатом.

Этому герою присуще чувство верности своему слову, долгу, присяге. Предательство и измену он не приемлет. Его русский характер, русский дух проявляются именно в этих качествах. Капитан Миронов смел, однако действия его бессознательны.

Когда он борется с Пугачевым, он не спрашивает себя, почему и откуда взялись мятежники, какова суть этой борьбы. Миронов лишь выполняет приказ, который он получил. У этого человека можно поучиться благородству.

Меня восхищают последние минуты жизни капитана Миронова – в своих ответах он тверд, предпочитает смерть измене присяге и долгу. И в этом виден истинно русский характер этого героя.

Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин показал нам и ту его часть, которая готова протестовать. Это Емельян Пугачев с мятежниками. Автор сочувствует этим угнетенным и бесправным людям, но не приемлет революцию.

Обратите внимание

Пушкин показывает темные стороны народного восстания. Бунтовщики часто ведут себя не лучшим образом: они жестоки, совершают грабежи, казнят мирных людей.

Кроме того, Пушкин указывает на то, что соратники Пугачева не очень-то верны ему и готовы предать его, если это им будет выгодно.

Таким образом, изображая народ в «Капитанской дочке» на примерах Миронова и Савельича, Емельяна Пугачева и его соратников Александр Сергеевич показал судьбы простых людей в крепостническом самодержавном государстве. И судьбы эти глубоко драматичны и полны острых противоречий.

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/narod_v_kapitanskoj_dochke_sochinenie_po_povesti_pushkina/53-1-0-1934

Готовые школьные сочинения

Апр 25 2016

Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.

Новизна “Капитанской дочки” состоит в том, что “двигательницей событий” (термин Чернышевского) стала народная борьба. “Капитанская дочка” это реалистическое произведение, главные герои которого типичны для своей эпохи и среды.

Исторические персонажи выдвигаются на первый план повествования, написанного в мемуарной форме — “семейных записок”.

Главным историческим персонажем в повести является Емельян Пугачев — предводитель крестьянского восстания. Он беглый донской казак “лет сорока”, выдающий себя за покойного царя Петра III. Образ Пугачева раскрывается Пушкиным неоднозначно, противоречиво и многосторонне. Автор наделил его как положительными, так и отрицательными чертами.

С одной стороны, это талантливый военачальник, хороший организатор, человек недюжинного ума, трезво оценивающий своих соратников, сильный и мужественный предводитель.

К сильным сторонам образа Пугачева относятся такие черты его характера, как справедливость, доверительное отношение к людям, умение быть благодарным (“Все обходились между собой как товарищи”), смелость, решительность, бесстрашие, свободолюбие, широта натуры, доброта.

Пугачев обладает чувством юмора, умеет найти выход из создавшейся ситуации.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа дом с мезонином чехова

Жестокость при расправе с офицерами и их семьями, безграмотность, хвастовство, склонность к авантюризму, тщеславие, самоуверенность являются слабыми сторонами образа Пугачева.

Важно

Знакомство с персонажем, появившимся из метели, как позже — из стихии народного бунта, начинается с его портретной характеристики: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”.

Для характеристики своего героя автор прибегает к методу речевой характеристики. Меткая, живописная речь Пугачева является приметой его народного происхождения: “Долг платежом красен”. Пугачев изображен в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго и справедливого царя.

Это соответствие прослеживается в эпиграфе к одной из глав повести, взятом из произведений А. Сумарокова: “В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп”. Автор недаром взял эпиграф из басни лев, царь зверей, ассоциируется с образом Пугачева. Далее в калмыцкой сказке Пушкин сравнивает своего героя с птицей орлом, являющимся царем птиц. Но при всей своей силе, Пугачев трагический образ.

В произведении присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева, песня о разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе “Приступ”, сравнение героя с Отрепьевым.

Характер Пугачева раскрывается через его поступки. В произведении Пугачев противопоставлен императрице Екатерине II, законной дворянской царице, своим соратникам, царским генералам, чиновникам в Оренбурге.

Объективно обречен не только крестьянский бунт, но и его предводитель. Пушкин высказывает свое отношение к крестьянскому бунту: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Итак, образ Пугачева дан Пушкиным в свете концепции русского национального характера. Он помогает глубже раскрыть нравственную проблематику повести.

Образ предводителя крестьянского восстания тесно связан с образом народа. Подчеркивая свободолюбие и мятежный дух народа.

, Пушкин изображает и такие его качества, которые были сформированы рабством, смиренностью и послушанием.

Реализм позволил автору раскрыть и величие народа, его историческую миссию и глубоко трагичную, исполненную острых противоречий жизнь в самодержавном крепостническом государстве.

Понять дух народа помогают образы Савельича и капитана Миронова. Их объединяет отсутствие самосознания. Они живут во власти традиции, их отличает приверженность установившимся правилам жизни. Так, Савельич, крепостной дворовый человек, исполнен чувства достоинства и отваги, ответственности за порученное ему дело.

Совет

Он умен и смышлен, по-житейски практичный человек. Он занимается воспитанием “барского дитяти”, проявляя не холопскую, а искреннюю заботу о нем.

Всякий раз Пушкин создает ситуации, в которых Гринев совершает проступки, допускает оплошности, а Савельич его выручает, помогает и даже спасает от смерти. Барин остается глух к самоотверженному поступку старика, готового занять место Гринева под виселицей.

Савельич же покорно принимает это равнодушие. Он также слеп и к событиям народного бунта, глух к провозглашенной мятежниками вольности.

Пугачев для него только “злодей” и “разбойник”. Интересен в художественном отношении, по мнению Н. В. Гоголя, образ капитана Миронова. Это “честный и добрый”, скромный служака, лишенный честолюбия, искренно преданный своему делу, получивший офицерское звание за храбрость, проявленную в прусском походе и в сражениях с турками.

Миронову свойственно чувство верности своему долгу, слову, присяге. В этом и проявляется его русская натура, истинно русский характер.

Комендант Белогорской крепости лишь на службе принадлежит к правительственному лагерю, а в остальное время он, выходец из народа, связан с ним своими воззрениями, традициями и образом мышления.

При этом образцовое послушание Миронова для Пушкина не добродетель, а тот психологический склад характера русского человека, который навязывается ему извне. Поэтому добрый по природе Миронов буднично прост в своей жестокости, когда он отдает приказ пытать башкира.

Поэтому все его действия не освещены сознанием, хотя он деятелен, храбр. Участник исторических событий, он ни разу не задумывается над тем, что происходит.

Обратите внимание

Патриархальность быта Мироновых, следование народным традициям, Все права защищены и охраняются законом &copy 2001-2005 олсоч. ру речь коменданта, наполненная идиомами и народными словечками, — все это оттеняет драматизм судьбы человека из народа.

Представителей народа мы видим и на совете в ставке Пугачева: бывшего капрала Белобородова и Афанасия Соколова, прозванного Хло-пушей.

Они умные и дальновидные политики. Однако отношение к дворянам у персонажей разное.

Хлопуша стремится обдумать все принимаемые решения, в том числе и насчет казни Швабрина и Гринева, поэтому и обращается к капралу, тем самым давая характеристику и ему и народному бунту: “Тебе бы все душить и резать”. Таким образом, Пушкин с подлинным реализмом показал крестьянское восстание, его предводителя и его участников — народ.

С того времени народ стал главным героем русской литературы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/izobrazhenie-naroda-i-pugacheva-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

История и человек в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

 «Капитанская дочка» — наиболее значитель­ное историческое произведение А. С. Пушки­на. Эту повесть автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта», проведя большую исследовательскую работу, со­брав массу свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон.

Но если «История Пугачевского бунта» — до­кументальное произведение, то «Капитан­ская дочка» — романтическое. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по-своему оригинально проведя границу между поня­тием реализма и романтизма.

Эту поэтиза­цию, этот романтический ореол вокруг Пуга­чева, созданный Пушкиным, Марина Цвета­ева назвала словом «чара».

В центре внимания писателя не только исторические события великие, битвы того времени, но и жизнь обычных людей, про­текающая на фоне этих событий.

Важно

Пушкин прослеживает, как время и события влияют на жизнь людей, изменяют их судьбы, шли­фуют характеры.

Темой повести является изображение исторических событий, но для автора важнее то, как себя поведут лю­ди в тревожной, опасной ситуации. В пове­сти поднимаются вечные проблемы чести, долга, совести.

«Капитанская дочка» написана в виде за­писок очевидцев событий. Главным героем повести является Гринев. У него на первый план выступают личные проблемы. Для это­го героя происходящие события, достойные изучения и памяти, не представляют истори­ческой ценности, он не понимает значения происходящего.

В понимании героя жизнь в крепости не менее значительна и важна, чем взятие Оренбурга. Исторические лица и обычные люди в повести находятся ря­дом, и только Екатерина II возвышается над всеми.

В этом — дух той эпохи, которую пи­сатель изображает: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — ве­ликая императрица, которую он обоже­ствляет.

Пушкин-исследователь знает цену кро­вавого восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт говорит об этом устами Швабрина, пугая Машу учас­тью Елизаветы Харловой. Помнит об этом и читатель, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант  Кармицкий,   с   камнем   на   шее «вниз по Яику».

«Противуположность выгод» — неприми­римость основных интересов дворянства и крестьян — делает конфликт между ними фатально неразрешимым, ибо каждая сто­рона отстаивает глубинные и, со своей точ­ки зрения, свои самые справедливые права.

Добрый капитан Миронов, чтобы заставить говорить пленного башкирца, у которого вырезан язык, отдает приказ пытать его (этот же башкирец позже вешает капитана Миронова), а казаки, подталкивая Гринева в петлю, повторяют «не бось, не бось» («мо­жет быть, и вправду желая меня ободрить»).

Но жестокая логика борьбы может отсту­пать перед душевной широтой и гуманнос­тью. Когда Белобородое обвиняет Гринева в шпионаже в пользу «оренбургских коман­диров» и предлагает прибегнуть к пытке, Гринев не может не признать, что логика его довольно убедительна.

Но Пугачев руковод­ствуется не только логикой ума, но и «логи­кой сердца»: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».

Совет

В повести вымышленные герои тесно пе­реплетаются с историческими лицами. Не случаен выбор автором Петра Гринева в ка­честве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственный участник со­бытий, который был лично знаком с Пугаче­вым и его окружением.

Гринев не может не рассказывать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. В то же время Гри­нев — офицер, давший присягу усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр и благороден.

На предложение Пугачева служить ему ве­рой и правдой Гринев с твердостью отвеча­ет отказом, так как присягал государыне-императрице.

Петр Гринев беспристрастен в своих сви­детельствах.

Он последовательно расска­зывает нам не только о кровавых и жесто­ких расправах, подобных расправе в Бело-горской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благо­родстве.

Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пу­гачев. «Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гри­нев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей не­весты…»

Главный герой, от чьего имени ведется рассказ, подан как бы в двух ипостасях: Гри­нев — юноша, недоросль и Гринев — старик. Между ними существует некоторое разли­чие в убеждениях. Старик не только описы­вает, но и оценивает юношу. Иронично рас­сказывает Гринев о своем детстве, при опи­сании    эпизода   бегства   из   осажденного Оренбурга звучит сочувствие безрассудно­му поступку героя.

Читайте также:  Образ меркуцио в трагедии ромео и джульетта шекспира

Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его враг-друг Емельян Пугачев. Первоначальное знакомство про­исходит в главе «Вожатый», при следующей встрече Пугачев — уже предводитель мя­тежников.

Несмотря на жестокость распра­вы в Белогорской крепости, образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина.

Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговари­вая: «Казнить так казнить, жаловать так жа­ловать».

Обратите внимание

Стоит остановиться еще на одном герое-невидимке этой великолепной повести — на образе самого автора, который присут­ствует в повести незримо, как бы постоянно наблюдая за происходящими событиями и поступками своих героев. Выбрав Грине­ва рассказчиком, Пушкин не прячется за него.

Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании — мысли самого автора.

Пушкин отдает предпочтение реформам, а не кро­вавой революции: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощад­ный!» Во-вторых, Пушкин отбирает ситуа­ции, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.

Художественный метод, довольно часто используемый Пушкиным в 1830 годы (рас­сказ от первого лица, повествовательная манера и образ мыслей, которые нельзя считать авторскими, хотя они и растворены в авторской речи) позволял избегнуть не­нужной назидательности, дидактичности. А. П.

Чехов позже скажет об этой проблеме в письме Суворину: «Вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса. Только второе обяза­тельно для художественного произведения. В «Анне Карениной» и в «Онегине» не решен ни один вопрос, но… все вопросы постав­лены в них правильно».

Именно таков пуш­кинский подход.

В «Капитанской дочке» Пушкин впервые разработал новый эпический жанр — жанр исторической повести, исторического ро­мана. Отдавая дань поэту, наш современ­ник Давид Самойлов так напишет об этом удивительном  произведении:

Крестьянский   бунт,

Начало   русской   прозы,

Не свифтов смех,

Не  вертеровы  слезы,

А заячий тулупчик Пугача,

Насильно  снятый  с  барского плеча.

Повесть «Капитанская дочка» является на­чалом русской исторической прозы. Без нее не было бы «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Петра I» А. Н. Толстого.

Источник: http://lit-helper.com/p_istoriya_i_chelovek_v_povesti_a_s__pushkina_kapitanskaya_dochka

«Капитанская дочка»: как герои Пушкина решают свои проблемы с властью

05.02.2019

Профессор-литературовед Юрий Никишов рассказывает о том, как Пушкин заложил в «Капитанской дочке» универсальную инструкцию по общению с царями и спасению личного счастья.

В романе Пушкина «Капитанская дочка» молодые герои — Петр Гринев и Маша Миронова — влюбляются, разлучаются и вновь воссоединяются в финале. За этим интересно наблюдать, но идейно самой важной в романе нам кажется пара Петр Гринев — Емельян Пугачев.

Развязка сюжета, тем не менее, оборачивается неожиданным событием: Миронова встречается с императрицей Екатериной — с этого момента романтическая героиня становится великим дипломатом, а напряженные отношения Гринева с Пугачевым выглядят как виртуозная борьба двух ценностных миров.

Важно

В «Капитанской дочке» в историческую канву повествования вписана вымышленная история двух молодых людей, которым повезло найти друг в друге своих суженых.

Сюжет повествования образует параллель, когда влюбленные для спасения своей жизни и любви вынуждены искать защиты у власть имущих: Петр Гринев — у Емельяна Пугачева, а Маша Миронова — у Екатерины II. Тут вроде бы они не на равных, и проще задача у девушки: она обращается к увенчанной монархине.

Конечно, разница в их положении разительная: монарх выступает первым дворянином в своем отечестве, тогда как Маша Миронова — дворянка лишь номинальная. И все-таки здесь, в женской связке персонажей, нет классовой розни.

Зато для мужской пары контраст положений чрезвычайно значителен, и когда он выступает напрямую, то это дает результат немедленный, автоматический. Изменник Швабрин что-то сказал Пугачеву, и тот сразу, не задавая Гриневу вопросов, отправил его как офицера правительственных войск на виселицу. Ситуацию исправило вмешательство Савельича — субординация заменена личными отношениями.

Попробуем разобраться, как отличается общение двух романтических героев с властью и почему Гриневу и Маше помогла преодолеть трудности только категория личной симпатии. 

Маша Миронова — Екатерина II 

Повесть «Капитанская дочка» завершается кратким эпилогом от издателя. Здесь фиксируются концовки некоторых сюжетных линий.

Потомки мемуариста хранят реликвии минувшего: кроме записок деда это и собственноручное письмо императрицы, где содержатся «похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова».

Фразу о сердце капитанской дочки примем без комментариев, по факту. А вот почему похвалы удостоился ум?

Совет

Маша Миронова в меру умна — это вполне очевидно; только один Швабрин с корыстным расчетом описал ее Гриневу «совершенною дурочкою» и на первый случай преуспел: «С первого взгляда она не очень мне понравилась» — признается нам Гринев; но скоро предубеждение отпало. Доброе и верное сердце Маши заслуживает похвалы, оно ее действительно над многими возвышает. Но ум ее вроде бы обыкновенен, а хвалят обычно что-то выделяющееся. Так нам может казаться вплоть до поездки Мироновой в Царское Село. 

Марья Ивановна догадалась — и в том не ошиблась — по какой причине ее жених не сумел оправдаться за свою несомненную для суда связь с Пугачевым, — ведь ее, причастную к событию, так и не вызвали в комиссию. Эта догадка уже свидетельствует об ее уме. Но и решившись ходатайствовать за справедливое решение судьбы жениха, девушка действует исключительно продуманно.

Еще в пути узнает, что ей в столицу ехать без надобности: царица и двор в Царском Селе; туда она без промедления и явилась. Устроилась с пребыванием в доме смотрителя в уголке за перегородкой, вдоволь наслушалась рассказов его словоохотливой жены, а еще и племянницы придворного истопника о буднях государыни.

Потом прогулялась с добровольной опекуншей по аллеям Царскосельского сада — и это для Маши оказалось очень кстати.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Ранним утром потихоньку Марья Ивановна выходит в сад, «на прогулку», не позабыв прихватить заготовленное прошение. И встречается с приятной дамой лет сорока. Догадывается ли Марья Ивановна, с кем ее свел случай? Более чем вероятно! Но даже в руки обычной придворной даме отдать прошение все равно лучше, чем пустить его косным канцелярским путем.

Забегая вперед, отметим любопытную деталь — при колоссальной разнице доверительных разговоров молодых людей с властителями возникают сходные — или перевернутые — элементы.

Царица закрылась маской придворной дамы! Тут можно даже видеть жест великодушия: зачем пугать царским величием скромную девушку.

Пугачев же не свободен от своего лжевеличия, на людях он обязан играть роль царя — отсюда психологическая напряженность в общении наедине с человеком, который видел его простым казаком. 

В Царскосельском саду состоялся разговор, простой и естественный. Даме нетрудно выяснить, что перед ней провинциалка, приехала одна, без родителей, за их отсутствием, и, «конечно, по каким-нибудь делам». «Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне». Догадка проста: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?»

Вот тут и следует ответ, про который мало сказать — умный, потому что он — мудрый: «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия».

Маша просит у власти милости и выигрывает

В принципе Марья Ивановна могла бы требовать и правосудия с большими шансами утвердить свою правоту. Однако тут прямо надо сказать, что в суровом приговоре Гриневу нет судебной ошибки.

Обратите внимание

Подозреваемый офицер предстал перед следственной комиссией, ему предъявлены вопросы: почему при падении Белогорской крепости все офицеры (предатель Швабрин не в счет) отправлены на виселицу, а Гринев — один — отпущен на свободу, и каким это образом он самовольно покинул Оренбург и появился в Белогорской крепости в сопровождении самозванца? По первому вопросу подозреваемому оправдаться было нетрудно — рассказом о нечаянном знакомстве в степи, во время бурана. Гринев и далее собирался быть откровенным, но внезапная мысль, что тогда и Марью Ивановну потребуют к ответу, поразила его настолько, что он «замялся и спутался». В записках Гринева помечается: «Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностию, были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения». И после наветов Швабрина на очной ставке «я отвечал, что держусь первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать не могу» — как тут не признать, что недоверие суда убедительно? 

Г.П.

Макогоненко полагал приговор Гриневу несправедливым, потому что, по принятому тогда предубеждению, приговор царского суда не мог быть справедливым по определению: «Суд был быстр и несправедлив — несправедлив потому, что Гринева приговорили к казни по обвинению в измене присяги и переходе на сторону Пугачева, то есть в преступлении, которое он не совершал. Читатель отлично знает, что Гринев отказался присягать Пугачеву и не служил у него». Но члены комиссии не знают того, что читатель отлично знает, — еще не написанные мемуары они не читали, а на главный свой вопрос внятного ответа так и не получили.

Читайте также:  Образ и характеристика люсиль мещанин во дворянстве мольера сочинение

Марья Ивановна имела шанс надеяться и на правосудие: дело могло бы быть пересмотрено, как говорят, по вновь открывшимся обстоятельствам. Она предпочла взывать к милости: императрица имеет право и виноватого простить. Но тут важнее всего сроки: милосердное решение достигается быстрее.

Две встречи с царицей, «нечаянная» и по вызову, состоялись в один погожий осенний день. Из эпилога мы узнаем, что Гринев вернулся в родные края в конце года.

Для того, чтобы только исполнить неукоснительный указ императрицы, и то потребовались не месяц, а месяцы! А сколько бы времени прошло, если бы пересмотр дела был возложен на скрипучие, неповоротливые колеса правосудия?

Придворная дама вызвалась помочь юной просительнице. «Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, — и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

— Вы просите за Гринева? — сказала дама с холодным видом. — Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. — Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

— Как неправда! — возразила дама, вся вспыхнув».

«Вскрикнула» Марья Ивановна: тут эмоции опережают рассудок. Но таков и ответ: «вспыхнув», императрица едва себя не выдала.

Важно

А не привыкла она встречать возражения на свои слова! Успокоиться ей, вероятно, помогло и смирение просительницы, ищущей милости, а не правосудия, и то, что в прошении речь шла не о судебной ошибке, а сообщались убедительные факты, которые отсутствовали в показаниях Гринева. Так что императрице только и оставалось как-то заплатить свой долг перед дочерью капитана Миронова. 

Итак, возможно, девушка была на грани совершения ошибки — всего-то одно слово — но сделала правильный выбор. Жизненный опыт Марьи Ивановны еще невелик, и вряд ли она знала то, что хорошо знал Пушкин: судебная, да и всякая иная, власть озабочена чистотой мундира, т.е. всячески избегает признания какой бы то ни было своей неправоты. 

Петр Гринев — Емельян Пугачев

На отношения между Гриневым и Пугачевым решающее значение оказывает нечаянная «демократическая» встреча в степи в буран: стихия субординации не признает, соответственно становится неважным, что один — дворянин-офицер, хоть и младший по званию, а другой — простой казак, хотя и с не афишируемым здесь скрытным умыслом. Тут главное, что оба отнеслись друг к другу с симпатией, добротой. После этой встречи Пугачеву легче понять, что Гринев не принимает его царскую маску, поскольку тот видел его лицо без маски.

Состоялись и две встречи с разговорами наедине. Эмоциональная амплитуда при этом постоянно колеблется, размах колебаний очень широк.

Пугачев весело вспоминает предшествующие контрастные встречи и переходит к главному вопросу: «Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный)».

И предлагает служить ему с усердием, за наградой дело не станет. Предложение вызвало у Гринева усмешку. Пугачев нахмурился: «Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо».

Гринев точно оценил степень опасности. Он сумел сохранить свое лицо, но избежал соблазна разоблачения самозванца и даже заставил собеседника взглянуть на ситуацию своими глазами: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».

Гринева ждет еще один опасный вопрос: «Кто же я таков, по твоему разумению?» Но от такого вопроса можно уйти, и лукавства тут немного: «Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».

У Пугачева есть еще предложение: «А разве нет удачи удалому? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Послужи мне верой и правдою, а я тебя пожалую…».

Но природный дворянин уже присягал и присягу не меняет. А человек-флюгер кому нужен? И Пугачеву остается быть последовательным: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай на все четыре стороны и делай что хочешь».

Совет

Тут можно похвалить и ум Гринева. Мемуарист не уронил своего дворянского достоинства, остался искренним, но и уклонился от оценок властного собеседника, тем более колючих оценок.

В разговоре на равных Гринев теряет осторожность, но остается в живых

Второй личный мужской разговор состоялся в кибитке, в поездке в Белогорскую крепость. Разговор нетороплив, временем не стеснен. Принципиальное отличие от первого — Пугачев перед Гриневым в этот раз не прячет лицо под маской самозванца. Несколько хвастлив, так ведь на пике своего успеха.

В будущее смотрит с надеждой, но понимает, что успех не гарантирован. Перед Гриневым откровенен: «Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

Совет Гринева заблаговременно прибегнуть к милосердию государыни встречает горькой усмешкой. «Буду продолжать как начал».

В этот раз Пугачев уже не зовет Гринева к себе на службу — но пытается увлечь принципом своей жизни, рассказывая калмыцкую сказку об орле и вороне. Долго ли, коротко ли жить — зависит от еды.

Делает свой выбор орел: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!».

Гринев признает сказку затейливой, но ее вывод перевертывает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

На том и кончился разговор: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления».

Обратите внимание

Осмелел Гринев, однако. Что он дворянин и соответствующей позиции придерживается, это обозначалось с самого начала, но, оставаясь при своих, он избегал оценок чужой позиции («Бог тебя знает…»). Теперь он себе даже иронию позволяет, что вызывает удивленный взгляд Пугачева. Сравним.

При допросе его с участием Хлопуши и Белобородова Гринев почувствовал, что разговор принимает опасный для него оборот, и сумел переменить его, поблагодарив Пугачева за лошадь и тулуп: «Уловка моя удалась. Пугачев развеселился». Гринев и после умеет сказать то, от чего лицо самозванца выражает «довольное самолюбие».

А вот его реплика по поводу калмыцкой сказки полна обидного для собеседника высокомерия.

В самом перевертыше и переадресации оценок нет ничего самого по себе остроумного. Такой прием давно на примете Пушкина и припечатан им язвительным определением.

Поэт, например, писал Вяземскому 13 сентября 1825 года: «Сам съешь! — Заметил ли ты, что все наши журнальные антикритики основаны на сам съешь? Булгарин говорит Федорову: ты лжешь, Федоров говорит Булгарину: сам ты лжешь. Пинский говорит Полевому: ты невежда.

Полевой возражает Пинскому: ты сам невежда, один кричит: ты крадешь! другой: сам ты крадешь! — и все правы».

Мужицкий царь не позволяет обиде разрастаться благодаря своему великодушию и последовательности взятой линии («Долг платежом красен», «миловать так миловать»). Разговор тем не менее пресекся. Кончилось единение, компромисс на основе симпатии обнажил свой неширокий диапазон. 

В «Капитанской дочке» столкнулись два образа жизни. Один по принципу «лучше раз напиться живой крови, а там что бог даст!» Другой — «Береги честь смолоду». Первый — «неправильный», но жутко обаятельный. Второй — правильный, но скучный.

Важно

Марину Цветаеву поразил парадокс: «Капитанская дочка» написана в 1836 году, «История Пугачева» — в 1834 году. «Пугачев из “Истории пугачевского бунта” встает зверем, а не героем.

Но даже и не природным зверем встает, ибо почти все его зверства — страх за жизнь, — а попустителем зверств, слабым до преступности человеком.

Было бы наоборот, то есть будь “Капитанская дочка” написана первой, было бы естественно: Пушкин сначала своего Пугачева вообразил, а потом узнал. (Как всякий поэт в любви.) Но здесь он сначала узнал, а потом вообразил.

Тот же корень, но другое слово: преобразил».

Личная симпатия решает все

Содержательность рассмотренных диалогов реализуется посредством произносимых слов, но Пушкин всюду дает описание сопутствующих интонаций и мимики, что выразительно передает эмоциональное состояние говорящих; озвученному диалогу сопутствует вполне внятный диалог немой. Это способ освоения психологической углубленности в изображении героев.

В широком мире «Капитанской дочки», где много индивидуальных судеб, привычек, обыкновений, где обозначены и классовые различия, все-таки главенствует идея не разобщения, а единения. Утверждаются те начала, которые сулят процветание, продолжение жизни.

Есть основание обобщить, что личная симпатия — это единственный способ преодоления классовых противоречий. Тем самым и эпизод с Екатериной, и диалоги с Пугачевым вынуждают признать, что сугубо частное решение проблема имеет, но мирное общее решение ее невозможно. 

Не отдельному, пусть весьма завлекательному, но общечеловеческому отдан приоритет в «Капитанской дочке», не закрыты глаза и на колоссальные трудности, которые встретят люди на этом пути.

Источник: http://lit-ra.info/articles/kapitanskaya-dochka-kak-geroi-pushkina-reshayut-svoi-problemy-s-vlastyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector