Сочинение образ двенадцати месяцев в сказке маршака двенадцать месяцев

Сказка Двенадцать месяцев Самуил Маршак текст

Сказка «Двенадцать месяцев» рассказывает, прежде всего о том, что даже силы природы помогают добрым и трудолюбивым людям А все началось с того, что злая мачеха в морозный, зимний вечер послала падчерицу за подснежниками для её родной дочери.

И приказала ей без цветов не возвращаться.

В лесу девочка встречает двенадцать месяцев, которые за её доброту помогают и дарят корзину подснежников. Девочка вернулась с цветами домой и рассказала, что с ней приключилось и кого она встретила.

Но жадная мачеха разозлилась на падчерицу, что она больше ничего не выпросила у двенадцати месяцев и послала свою родную дочь на поляну.
Родная дочь нашла эту поляну и тоже встретила двенадцать месяцев.

Она разговаривала с ними очень грубо и объяснила им, что пришла за подарками. Но Январь-месяц так разозлился, что мачехину дочку замело снегом.
Мачеха не дождалась своей дочки и пошла её в лес искать. Не нашла её и сама замерзла.

Обратите внимание

Так и остались они вдвоем в лесу лета ждать.

Эта сказка учит быть добрым, справедливым, вежливо общаться с людьми и с благодарностью принимать любые подарки.

Сказка Двенадцать месяцев читать:

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — все не так, как ни повернется — все не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

Важно

— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

— Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост.

Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

Совет

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем еще мальчики.

Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:

— Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

— Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

— Ну, будь по-вашему, — сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:

Не трещите, морозы, В заповедном бору, У сосны, у березы Не грызите кору! Полно вам воронье Замораживать, Человечье жилье

Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черед, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

— Теперь твой черед, братец Март.

Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!

Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.

Обратите внимание

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь.

Набрала она полную корзину, полный передник — и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею поплыл, дорогу указывал.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

— Ну, что, — спросили ее мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?

Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.

Мачеха и сестра так и ахнули:

— Да где же ты их взяла?

Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:

— А больше тебе ничего месяцы не дали?

— Да я больше ничего и не просила.

— Вот дура так дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила!

Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков!

— Умница, доченька! — говорит мачеха. — Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.

— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.

Мать ей вслед кричит:

— Рукавички надень, шубку застегни!

А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идет по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!»

Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек — точно звездочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Важно

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь…

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

Читайте также:  Анализ произведения шолохова родинка

— Ишь, какой сердитый! — говорит мачехина дочка. — Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо.

Нахмурился Январь-месяц.

— Ищи лета зимой! — говорит.

Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка.

— Перестань! — кричит. — Хватит!

Да где там!

Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.

И был у нее, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Кто знает — может, так оно и было.

Источник: http://kinderbox.ru/skazka-dvenadtsat-mesyatsev/

Готовые школьные сочинения

В стихах для самых маленьких Маршак сумел избежать излишней дидактичности, резонерства; он пишет о событиях легко и весело, порой кажется, что он и сам включается в игру.

Его добродушный смех, мягкий юмор никогда не переходят в насмешку, а элементы игры всегда умело сочетаются с познавательным и воспитательным материалом.

Эти книги – своеобразные учебники родного языка, которые учат ребят говорить, мыслить и чувствовать.

В 1943 году, в грозные дни борьбы с фашизмом, поэт написал сказка для детей «Двенадцать месяцев». В основу сюжета он положил словацкое народное предание о девочке, встретившей под Новый год все двенадцать месяцев одновременно.

Однако содержание «Двенадцати месяцев» значительно шире: введя в пьесу историю маленькой королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием. Пьеса-сказка тесно связана с фольклором.

У Маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются и их прекрасные человеческие качества. В лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы – падчерицы. Месяц Январь так говорит о ней: «Мы, зимние месяцы, ее хорошо знаем.

То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу, с вязанкой дров. И всегда она веселая, приветливая…» Его поддерживает» и Июль: «Еще и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает…» А Сентябрь как бы подытоживает их мысли: «Да, хороша девушка! Лучшей хозяйки нигде не найдешь».

Поэтому не случайно, что встреча в лесу королевы и падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. Да и сама природа активно помогает ей. Могучий лес наглухо перекрывает все тропинки перед непрошеными гостями, зато щедро одаривает простого, трудолюбивого человека.

Двенадцать месяцев в пьесе олицетворяют собой как раз народнопоэтическую стихию. Волшебное и реальное, фантастическое и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими, запоминающимися. В духе народных заклинаний, заговоров строит поэт и речь своих героев:

  • Январь.
  • Гори, гори ярче
  • Лето будет жарче,
  • А зима теплее,
  • А весна милее.
  • Все месяцы.
  • Гори, гори, ясно,
  • Чтобы не погасло!

Все доброе, гуманное, светлое связано с этой линией пьесы. Однако при изображении отрицательных героев Маршак-лирик уступает место Маршаку-сатирику. Мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности.

Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость – эти их качества и делает поэт предметом сатирического изображения.

Он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека. В том же сатирическом ключе драматург дает и образы королевы и ее придворных.

Какой-то безжизненностью веет от наставника королевы, который при всей своей «учености» далек от жизни, от понимания людей, все многообразие окружающего он сводит к нескольким латинским названиям.

Не так уж безобидна и капризная, взбалмошная королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. Поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях со злостью, скрытностью, бесчеловечностью.

Совет

Испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с падчерицей и старым солдатом. Может быть, она многое поймет, изменит некоторые свои привычки, однако у зрителя она не вызывает! к себе сочувствия и уважения.

Этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие ребята узнавали в некоторых поступках королевы свои, а в ее стремлении подчинить себе весь мир – свое стремление подчинить своим капризам хотя бы родных и близких.

Так и в этом образе Маршаку удается слить воедино фантастическое и реальное, сказочное и обыденное.

Особое богатство пьесы – ее язык. Поэт любит многообразие и живую игру реплик, умеет органично включать в чисто сказочную речь живые, бытовые обороты:

  • «Волк. У-у-у! Поглядишь, будто нет никого в лесу, будто пусто кругом. Да меня не надуешь! Я чую – и заяц тут, и белка в дупле, и ворон на суку, и куропатки в сугробе. У-у-у! Так бы всех и съел!
  • Ворон. Карр, карр! Вррешь – всех не съешь.
  • Волк. Чую, тут он, ушастый, тут! Не уйдет он от меня, не укроется. Белки, а белки, вы куцего не видали?.. Ну, я ему покажу, где волк!..»

Исключительного мастерства достигает Маршак в индивидуализации речи своих героев. Так, в речи падчерицы чувствуется народнопоэтическая основа с ее напевностью, мелодичностью:

«Падчерица. Что такое? Кто это сказал? Кто здесь, кто? Нет, видно, послышалось мне. Просто шишка с дерева упала и разбудила меня. А мне что-то хорошее приснилось и теплее даже стало.

Что же это мне приснилось? Не вспомнить сразу.

Ах, вон оно что! Будто мать моя по дому с лампой идет и огонек прямо мне в глаза светит…» Диалог в пьесе часто выступает средством сатирической характеристики персонажей:

  • «Старуха (держа шубу в руках). Дура ты, дура! Уж если шубу просишь, так хоть соболью!
  • Дочка. Сами вы дура! Говорили бы вовремя.
  • Старуха. Мало что себе собачью шубу раздобыла, еще и мне навязала!
  • Дочка. А коли не нравится, вы мне и свою отдайте, теплее будет. А сами замерзайте тут под пустом, не жалко!
  • Старуха. Так я и отдала, держи карман шире!»

Пьеса «Двенадцать месяцев», как и лучшие народные сказки, несет важные нравственные идеи, ведет читателя и зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, тунеядству, где сама природа дружит с честными тружениками.

https://www.youtube.com/watch?v=hNAztsWONW8

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Описание с сюжетом «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/opisanie-s-syuzhetom-dvenadcat-mesyacev-s-ya-marshaka/

сочинение на тему 12 месяцев — сочинение по сказке маршака 12 месяцев — 22 ответа



В разделе Дополнительное образование на вопрос сочинение по сказке маршака 12 месяцев заданный автором Пособничество лучший ответ это Самуил Маршак – русский писатель. Литературный талант в нем пробудился с детства – он придумывал стихотвореньица и записывал их в свою тетрадь.

Его талант рос на встречах с людьми, которые поддержали мальчика: и родители, и учителя, а со временем и известный певец Федор Шаляпин, литератор Владимир Стасов приложили силы, чтобы талант мальчика не распылился.Маршак поехал учиться в Петербург, а завершал образование в Англии.

Возвратившись из-за границы, Самуил Маршак активно берется за создание детских домов, именно ему принадлежит идея создания и детских театров, для которых он и пишет свои сказки-пьесы. Одна из них – «Двенадцать месяцев».В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту тему под новым углом зрения.

Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на передний план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы: есть ли покорность составляющей доброты? Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым? Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?Каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы. Образ падчерицы сложный и преисполнен противоречий.

С первой точки зрения, перед нами возникает будто пусть самый покорный человек в мире, и со временем мы понимаем, что это не так, что ее послушание мачехе был обусловлен не бессмысленной покорностью, а во-первых, настоящей добротой (и это можно доказать ее волнением о мачехе и сестре, когда их превратили в собак) , а во-вторых, обычной безысходностью.

Упрямство падчерицы во всей полноте показано в сцене с Принцессой, когда последняя просила рассказать ее о том, где она достала подснежники. Бедная девушка обещала братьям-месяцам никому не рассказывать об этом. Принцесса раздела ее в злой мороз, грозилась бросить в прорубь, но молодая героиня оставалась верной себе и своим обещаниям, поэтому ничего не рассказала принцессе.

Важно

Итак, когда в сердце человека властвуют доброта, честь и верность, упрямство помогает не потерять эти черты, и она становится внутренне чрезвычайно привлекательной.Опасное другое объединение черт характера в человеке: злость, глупость и упрямство. В этом случае упрямство действительно может прибавить горечи в и без того не сладкую душу.

Обратите внимание

И это мы видим на примере принцессы, которая тоже, конечно, не была покорной, но, в отличие от падчерицы, это приносило не добро, а зло.Очень интересно то, что самодурство принцессы формировалось под влиянием именно таки покорности. Покорность человека слабого, боязливого, неуверенного, хитроватого, глуповатого порождает большое зло.

В этом нас уверяет автор, изображая образы мачехи и ее дочери, гофмейстерины и других царедворцев. Так сказать, на раздорожье обрисованный учитель, который все время борется со своей боязливой покорностью.

Способностью противостоять злу и насилию наделены лишь люди, уверенный автор. И если существо, которое внешне напоминает человека, становится подхалимом, оно превращается в животных. Эта идея раскрывается в сказке в момент преобразования Мачехи и ее дочери в собак.

Ответ от Невроз[новичек]Самуил Маршак – русский писатель. Литературный талант в нем пробудился с детства – он придумывал стихотвореньица и записывал их в свою тетрадь.

Его талант рос на встречах с людьми, которые поддержали мальчика: и родители, и учителя, а со временем и известный певец Федор Шаляпин, литератор Владимир Стасов приложили силы, чтобы талант мальчика не распылился.Маршак поехал учиться в Петербург, а завершал образование в Англии.

Возвратившись из-за границы, Самуил Маршак активно берется за создание детских домов, именно ему принадлежит идея создания и детских театров, для которых он и пишет свои сказки-пьесы. Одна из них – «Двенадцать месяцев» .В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту тему под новым углом зрения.

Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на передний план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы: есть ли покорность составляющей доброты? Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым? Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?Каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы. Образ падчерицы сложный и преисполнен противоречий.

С первой точки зрения, перед нами возникает будто пусть самый покорный человек в мире, и со временем мы понимаем, что это не так, что ее послушание мачехе был обусловлен не бессмысленной покорностью, а во-первых, настоящей добротой (и это можно доказать ее волнением о мачехе и сестре, когда их превратили в собак) , а во-вторых, обычной безысходностью.

Упрямство падчерицы во всей полноте показано в сцене с Принцессой, когда последняя просила рассказать ее о том, где она достала подснежники. Бедная девушка обещала братьям-месяцам никому не рассказывать об этом. Принцесса раздела ее в злой мороз, грозилась бросить в прорубь, но молодая героиня оставалась верной себе и своим обещаниям, поэтому ничего не рассказала принцессе.

Читайте также:  Сочинение по картине левитана осенний день. сокольники описание для 5, 8 класса описание

Важно

Итак, когда в сердце человека властвуют доброта, честь и верность, упрямство помогает не потерять эти черты, и она становится внутренне чрезвычайно привлекательной.Опасное другое объединение черт характера в человеке: злость, глупость и упрямство. В этом случае упрямство действительно может прибавить горечи в и без того не сладкую душу.

Обратите внимание

И это мы видим на примере принцессы, которая тоже, конечно, не была покорной, но, в отличие от падчерицы, это приносило не добро, а зло.Очень интересно то, что самодурство принцессы формировалось под влиянием именно таки покорности. Покорность человека слабого, боязливого, неуверенного, хитроватого, глуповатого порождает большое зло.

В этом нас уверяет автор, изображая образы мачехи и ее дочери, гофмейстерины и других царедворцев. Так сказать, на раздорожье обрисованный учитель, который все время борется со своей боязливой покорностью.

Способностью противостоять злу и насилию наделены лишь люди, уверенный автор. И если существо, которое внешне напоминает человека, становится подхалимом, оно превращается в животных. Эта идея раскрывается в сказке в момент преобразования Мачехи и ее дочери в собак.

Ответ от Ольга Евстратова[новичек]плоховато
Ответ от Никита силаев[новичек]Потому что 12 месяцев приютили девочку, отогрели ее. Они подружились с ней и решили помочь ей в ее нелегкой жизни и ситуации. Они и были в роли ” добра”,они бескорыстно помогли ей, пожалели ее. А ” зло” это мачиха и ее приемная дочь. Они ее любили девочку, всегда перекладывали на нее самую сложную работу, и даже зная, что это невозможно (они послали собрать ее подснежники в декабре), они не любили ее и просто пользывались ею. Добро победило зло, зло было наказанно из за своей же жадности.
Ответ от росинка[новичек]Эта сказка Самуила Яковлевича Маршака, о том как доброта одержала верх над злом. Бедная девочка, которая потеряла мать, живет с мачехой и её злой дочкой, она красива и трудолюбива, её заставляют делать самую черную работу, сами при этом не делают ничего. Под новый год, глупая, молодая королева, вопреки словам её учителя, требует чтобы ей нашли подснежники. Учитель королевы, рискуя головой доказывает, что этого невозможно сделать, но королева упрямо требует этого, и объявляет хорошую награду тем, кто принесёт подснежники во дворец. Я не думаю, что нашлись еще желающие, кто отправился бы в лес за подснежниками. Но злая мачеха, желая получить королевскую награду, и при этом может быть избавится от нелюбимой падчерицы – отправляет её холодной зимой за подснежниками. Никого не волнует то, что подснежники зимой не растут, и то что девочка может замёрзнуть в холодном лесу. Бродя по холодному лесу, девочка находит у костра 12 месяцев, и рассказывает о своём горе, и глупом приказе королевы. Братья 12 месяцев помогают девочке. Благодаря им, она получает подснежники, и колечко с помощью которого она может их вызвать, если понадобится еще их помощь. Злая мачеха приносит цветы во дворец, но королева требует показать ей место где эти подснежники собирали. Девочка ведет в лес королеву со свитой, мачеху с её дочерью. От девочки требуют, чтобы она показала место, но девочка не хочет этого делать. Злая, глупая королева грозится наказать смертью девочку, но двенадцать месяцев приходят на помощь, мачеха с дочкой превращаются в злых собак, а королева поняла, что ее указами не все можно решить.

Добро восторжествовало, злые люди, стали теми кем и являлись в душе – злыми собаками, падчерица, как была доброй девочкой так и осталась, а королеве это стало уроком, она никак не смогла приказать месяцам, и поняла что все должно быть в своё время, и времена и подснежники тоже. Добрая сказка Самуила Маршака, учит нас терпению, и то что доброе возьмёт верх над злом, и зло будет наказано, а добро победит.

Ответ от Алёна Жданова[новичек]Эта сказка Самуила Яковлевича Маршака, о том как доброта одержала верх над злом. Бедная девочка, которая потеряла мать, живет с мачехой и её злой дочкой, она красива и трудолюбива, её заставляют делать самую черную работу, сами при этом не делают ничего. Под новый год, глупая, молодая королева, вопреки словам её учителя, требует чтобы ей нашли подснежники. Учитель королевы, рискуя головой доказывает, что этого невозможно сделать, но королева упрямо требует этого, и объявляет хорошую награду тем, кто принесёт подснежники во дворец. Я не думаю, что нашлись еще желающие, кто отправился бы в лес за подснежниками. Но злая мачеха, желая получить королевскую награду, и при этом может быть избавится от нелюбимой падчерицы – отправляет её холодной зимой за подснежниками. Никого не волнует то, что подснежники зимой не растут, и то что девочка может замёрзнуть в холодном лесу. Бродя по холодному лесу, девочка находит у костра 12 месяцев, и рассказывает о своём горе, и глупом приказе королевы. Братья 12 месяцев помогают девочке. Благодаря им, она получает подснежники, и колечко с помощью которого она может их вызвать, если понадобится еще их помощь. Злая мачеха приносит цветы во дворец, но королева требует показать ей место где эти подснежники собирали. Девочка ведет в лес королеву со свитой, мачеху с её дочерью. От девочки требуют, чтобы она показала место, но девочка не хочет этого делать. Злая, глупая королева грозится наказать смертью девочку, но двенадцать месяцев приходят на помощь, мачеха с дочкой превращаются в злых собак, а королева поняла, что ее указами не все можно решить.

Добро восторжествовало, злые люди, стали теми кем и являлись в душе – злыми собаками, падчерица, как была доброй девочкой так и осталась, а королеве это стало уроком, она никак не смогла приказать месяцам, и поняла что все должно быть в своё время, и времена и подснежники тоже. Добрая сказка Самуила Маршака, учит нас терпению, и то что доброе возьмёт верх над злом, и зло будет наказано, а добро победит.

Ответ от серёжа краснов[новичек]Жила-была падчерица. И не было ей покоя в семье. Мачеха и ее дочь принуждали падчерицу выполнять тяжелейшую черную работу. Все выполняла она безоговорочно. Однажды мачеха поставила перед падчерицей совсем немыслимую задачу. Дело в потом, что королеве захотелось посреди зимы пролесок. Она пообещала тому, кто принесет корзину пролесок, столько золота, сколько в корзине будет цветов. Услышала об этом мачеха и захотела разбогатеть. Но кому поручить собирать пролески зимой? Конечно, падчерице. Вот и отправилась бедняга в заснеженный лес. В лесу девочка увидела костер, вокруг него – людей. Они разрешили падчерице погреться возле костра и выяснили, зачем она пришла в лес. Незнакомцы, с которыми встретилась девочка, были братья-месяцы. В их власти было договориться между собой о том, чтобы средь злой зимы внезапно на один час засияло апрельское солнце. Девочка не просто возвращалась домой с корзиной пролесок, а еще с подарком от Апреля – с волшебным кольцом. Это кольцо и помогло падчерице в лихой час. Увидев замечательный букет пролесок, королева сама захотела отправиться в лес по цветы. Нужное место могла указать только падчерица. Оказавшись в лесу со своей свитой, королева стала свидетелем ряда чрезвычайных событий. Каждый из месяцев демонстрировал один за другим свои способности. Пролески заменялись другими цветами, ягодами, грибами. Шел сильный дождь, налетал ветер, и снова была зима. А потом вышел Январь и спросил, у кого какие желания. Мачеха и дочь захотели шубы. Январь подарил им шубы из собачьего меха, и они превратились в собак. У каждого были свои желания. Лишь падчерица ничего не просила. Она привыкла получать все своим трудом. Братья-месяцы наградили трудолюбивую девушку за ее добрые дела. Каждый дал ей одежду, украшения. Месяцы восхищались ее красотой, добрым, чувствительным сердцем, умелыми руками. Месяцы дали ей также сказочных белых коней, чтобы падчерица с подарками быстрее добралась до дома. И здесь проявились наилучшие качества девушки. Она не смогла оставить без помощи королеву и ее спутников. Предложила место в санях, дала одежду, чтобы не озябли.

Эта история поучительная. Никогда не надо ставить себя выше других, зазнаваться, стараться обидеть, разбогатеть за счет другого, так как и в собак превратиться можно, как это произошло с мачехой и ее дочерью.

Ответ от Бортникова елена[новичек]Жила-была падчерица. И не было ей покоя в семье. Мачеха и ее дочь принуждали падчерицу выполнять тяжелейшую черную работу. Все выполняла она безоговорочно. Однажды мачеха поставила перед падчерицей совсем немыслимую задачу. Дело в потом, что королеве захотелось посреди зимы пролесок. Она пообещала тому, кто принесет корзину пролесок, столько золота, сколько в корзине будет цветов. Услышала об этом мачеха и захотела разбогатеть. Но кому поручить собирать пролески зимой? Конечно, падчерице. Вот и отправилась бедняга в заснеженный лес. В лесу девочка увидела костер, вокруг него – людей. Они разрешили падчерице погреться возле костра и выяснили, зачем она пришла в лес. Незнакомцы, с которыми встретилась девочка, были братья-месяцы. В их власти было договориться между собой о том, чтобы средь злой зимы внезапно на один час засияло апрельское солнце. Девочка не просто возвращалась домой с корзиной пролесок, а еще с подарком от Апреля – с волшебным кольцом. Это кольцо и помогло падчерице в лихой час. Увидев замечательный букет пролесок, королева сама захотела отправиться в лес по цветы. Нужное место могла указать только падчерица. Оказавшись в лесу со своей свитой, королева стала свидетелем ряда чрезвычайных событий. Каждый из месяцев демонстрировал один за другим свои способности. Пролески заменялись другими цветами, ягодами, грибами. Шел сильный дождь, налетал ветер, и снова была зима. А потом вышел Январь и спросил, у кого какие желания. Мачеха и дочь захотели шубы. Январь подарил им шубы из собачьего меха, и они превратились в собак. У каждого были свои желания. Лишь падчерица ничего не просила. Она привыкла получать все своим трудом. Братья-месяцы наградили трудолюбивую девушку за ее добрые дела. Каждый дал ей одежду, украшения. Месяцы восхищались ее красотой, добрым, чувствительным сердцем, умелыми руками. Месяцы дали ей также сказочных белых коней, чтобы падчерица с подарками быстрее добралась до дома. И здесь проявились наилучшие качества девушки. Она не смогла оставить без помощи королеву и ее спутников. Предложила место в санях, дала одежду, чтобы не озябли.

Эта история поучительная. Никогда не надо ставить себя выше других, зазнаваться, стараться обидеть, разбогатеть за счет другого, так как и в собак превратиться можно, как это произошло с мачехой и ее дочерью.

Источник: http://22oa.ru/sochinenie-na-temu-12-mesyatsev/

Душой волшебница. Сочинение по сказке “Двенадцать месяцев”

Школьное сочинение по сказке С. Маршака “Двенадцать месяцев”. Жила-была падчерица. И не было ей покоя в семье. Мачеха и ее дочь принуждали падчерицу выполнять тяжелейшую черную работу. Все выполняла она безотказно. Однажды мачеха поставила перед падчерицей, казалась, совсем бессмысленная задача.

Вещь в потому, что королю захотело среди зимы пролесков. Она пообещала тому, кто принесет корзина подснежников, столько золота, сколько в корзине будет цветов. Услышала об этом мачеха и захотела разбогатеть. Но ком поручить собирать пролески зимой? Конечно, падчерицы. Вот и отправилась бедняга в заснеженный лес.

Совет

В лесе девочка увидела костер, вокруг него – людей. Они разрешили падчерице погреться возле костра и выяснили, зачем она пришла к лесу. Незнакомцы, с которыми встретилась девочка, были братья-месяцы. В их власти было договориться между собой о том, чтобы среди злой зимы внезапно на один час засияло апрельское солнце.

Девочка не просто возвращала домой с корзиной пролесков, а еще с подарком от Апреля – с волшебным кольцом.

Это кольцо и помогло падчерице в лихой час. Увидев замечательный букет пролесков, королева самая захотела отправиться у лес по цветы. Нужное место могла указать только падчерица. Оказавшись в лесе со своей свитой, королева стала свидетелем ряда чрезвычайных событий.

Каждый из месяцев демонстрировал один за другим свои способности. Пролески изменялись другими цветами, ягодами, грибами. Шел густой дождь, налетал ветер, и снова была зима. А потом вышел Январь и спросил, у кого какие желания. Мачеха и дочь захотели шубы.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа бунина чистый понедельник

Январь подарил им шубы из собачьего меха, и они превратились на собак. У каждого были свои требования. Лишь падчерица ничего не просила. Она привыкшая получать все своей работой. Братья-месяцы наградили трудолюбивую девушку за ее добрые дела. Каждый дал ей одежда, украшения.

Месяцы захватывались ее красотой, добрым, чувствительным сердцем, умелыми руками.

Месяцы дали ей также сказочных белых коней, чтобы падчерица с подарками быстрее досталась домой. И здесь оказались наилучшие качества девушки. Она не смогла оставить без помощи королеву и ее спутников.

Предложила место в санях, дала одежду, чтобы не озябли. Эта история поучительная.

Никогда не надо ставить себя над другими, зазнаваться, стараться обидеть, разбогатеть за счет другого, так как и на собак превратиться недолго, как это произошло с мачехой и ее дочерью.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Душой волшебница. Сочинение по сказке “Двенадцать месяцев”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание сказки Маршака “Двенадцать месяцев” В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес…
  2. Пересказ пьесы-сказки С. Маршака “Двенадцать месяцев” Каждый человек должен помнить, что рядом с ней такие самые люди, как и она, которые стремятся счастья, покоя, родственного уюта….
  3. Двенадцать месяцев, в сокращении Список произведений в сокращении етого автора Двенадцать месяцев В зимнем лесса волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в…
  4. Пословицы и поговорки к сказке “Двенадцать месяцев” Какой отец – такой сын, какой дом – такой плетень. Яблоко от яблони недалеко падает. Добро побеждает зло. За добро…
  5. Сочинение В СКАЗКЕ БРАТЬЕВ ГРИММ ” ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА” Из сказки братьев Гримм “ГОСПОЖА Метелица” мы узнали захватывающую историю о том, как зло было наказано, а добро, милосердие и…
  6. Контрольные вопросы с ответами к теме “Литературные сказки” Назовите известные вам литературные сказки и авторов. Почему сестры не узнанали Золушку на балле? Золушка почти весь день работала не…
  7. О чем мог рассказать Каа. Сочинение по сказке “Маугли” Как-то я вообразил себе, что попал странным образом в сказочные Джунгли, которые приютили юного Маугли. Я подумал: а смог бы…
  8. Варианты сочинение по сказке Г. Х. Андерсена “Снежная королева” Вариант 1. Тема – Занозы зеркала тролля. По сказке Г. Х. Андерсена “Снежная королева”. Сказка о Снежной королеве – моя…
  9. Образ Герды в сказке Андерсена “Снежная королева” Самые лучшие это те сказки, которые запоминаются надолго. Для меня такой сказкой стала “Снежная королева” Г. К. Андерсена. Особенно понравилась…
  10. Одиссей и волшебница Кирка Лестригоны губят 11 кораблей. Долго мотало корабли по морю. Когда успокоилась буря, увидели греки, что вновь оказались они в неизвестных…
  11. Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока “Двенадцать” Образ Христа в “Двенадцати” связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее – с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей…
  12. Человек, наконец, возвращается к Человеку. Сочинение по сказке “Маугли” Каменный питон Каа не любил, когда кто-то видел, как он изменяет кожу. В такие дни он прятался от жителей Джунглей….
  13. Герда разыскивает своего друга. Сочинение по сказке “Снежная Королева” Легко вообразить, что ощущала Герда, когда видела, как ее сверстница, маленькая разбойница, щекочет по шее северного оленя острым ножом. Девочку…
  14. Когда судьба улыбается тебе. Сочинение по литературным сказкам Когда судьба улыбается человеку, она иногда очень сильно изменяется. Откуда только и берутся спесивость, чванливость, равнодушие, и друзей не замечают,…
  15. Вариант сочинения по сказке Андерсена “Снежная королева” Победа любви и добрая над злом – главная тема сказки Андерсена “Снежная королева”. Известный сказочник утверждает, что сила любви и…
  16. Душой дитя, судьбой монах (поэма “Мцыри”) Монастырское воспитание не коснулось духа Мцыри, в котором живет неискоренимое воспоминание о земле предков. Слова “отец” и “мать” не исчезают…
  17. Школьное сочинение по сказке “Черная курица” “Черная курица” в корне отличалась от многочисленных детских сказок, рассказов и повестей дворянских писателей тех лет, которые проповедовали монархические и…
  18. Эти взрослые – такие странные люди. Сочинение по сказке “Маленький принц” Читая “Маленького принца”, сердце окутывает печаль. Никто и никогда не смог понять рисунки автора к сказке. На них изображены не…
  19. Краткий пересказ сюжета по эпосу “Волшебница Добрана” Краткое изложение сюжета произведения. Подойдет для подготовки сочинения на тему: “По прочитанной книги”, или по тему: Народный эпос в русской…
  20. Что рассказала маленькая разбойница. Произведение по сказке “Снежная Королева” С раннего детства мне нравились жестокие забавы. Мне нетрудно было пощекотать ножом северного оленя. У меня жила добрая сотня голубей….

Источник: https://ege-russian.ru/dushoj-volshebnica-sochinenie-po-skazke-dvenadcat-mesyacev/

Как читать «Двенадцать месяцев»

5 июня 2017Литература, История

Историк культуры Мария Майофис рассказывает о том, как устроены самые популярные советские книги, которые все читают в детстве

Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере­изда­ется сей­час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред­них школ.

В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста­новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап­тиро­вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали.

В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.

Реабилитация Нового года

Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека

«Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января.

Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па­дче­рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год.

Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ­но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?

Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году.

Обратите внимание

Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре­ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря­жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста­вить, какие стихи читать.

Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен­ные годы для таких сборников и Самуил Маршак.

Его пьеса «Двенадцать меся­цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го­да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз­­­гар битвы за Сталинград.

В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож­ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа­луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти­ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи­нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую­щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа­дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере­вернула война.

«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур­ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие.

В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки.

Этому предшествовал еще один опыт — не театраль­ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец­ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье­ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев».

1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем­­­», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы.

В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото­ром в фа­­шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо­бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений.

Важно

Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер­­ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес­том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри­цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч­ка.

Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма­­чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Антитоталитарная сказка

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев».

1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени­тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык­­­но­­венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров».

В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши­тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию.

Неудиви­тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож­но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет­ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942–1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».

О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера­туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер­тель­ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев».

1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах».

Все помнят сцену урока, на котором королева пове­левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни­ков.

Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля­ет виновным главного лесничего.

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев».

1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива­ми.

Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката­стро­фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при­­дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней.

Совет

Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря­мой сати­рой на советскую действительность.

Однако к концу 1942 года у мно­гих выро­сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото­рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты­лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».

Апокалипсис 1942 года

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев».

1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше­ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи­вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:

Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две­надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра­витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня­ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше­ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю­щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар­шак должен был прочитать в 1941–1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много­томного собрания сочинений Булгакова.. После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура­тором го­род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв­ля­ет само­дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:

Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по­сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур­ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то­­­­­ль­ко имел доступ к неопублик­­ованному роману, но и, как член комис­сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев».

1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес­кое.

Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли­цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра­ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само­уве­ренных.

Что еще почитать о «Двенадцати месяцах»:

Душечкина Е. Русская елка: история, мифология, литература. СПб., 2002.

Подлубнова Ю. С. Метажанры в русской литературе 1920-х — начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория). Екатеринбург, 2005.

Шпет Л. Советский театр для детей: страницы истории 1918–1945. М., 1971.

Статья подготовлена в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».

Теги

Литература

Расставляем по местам семь частей знаменитой саги

Источник: https://arzamas.academy/mag/432-12months

Ссылка на основную публикацию