Сочинение описание картины поединок пересвета с челубеем (поединок на куликовом поле) авилова описание

Описание картины “Поединок Пересвета с Челубеем” (“Поединок на Куликовом поле”) Авилова для сочинения

“Поединок Пересвета с Челубеем”.Художник М. И. Авилов

М. И. Авилов – выдающийся русский художник, автор знаменитого исторического полотна “Поединок Пересвета с Челубеем”.

В этой статье представлено описание картины “Поединок Пересвета с Челубеем” (“Поединок на Куликовом поле”) Авилова: материалы для сочинения, история создания произведения.

Смотрите: Описание других картин

Картина “Поединок Пересвета с Челубеем” (“Поединок на Куликовом поле”) была написана М. И. Авиловым в 1943 году. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 327 x 557 см (около 2 х 5 метров!). На данный момент картина находится в Государственном Русском музее.

История создания картины “Поединок Пересвета с Челубеем”

Замысел картины появился у Авилова за 25 лет до написания полотна. Еще в 1917 году Авилов выставлял работу “Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом”. Эта картина не удовлетворила Авилова и позже была им уничтожена. Осенью 1942 года Авилов вернулся в Москву из эвакуации. В Москве он получил большую мастерскую, которая дала художнику возможность работать над крупной картиной.

Обратите внимание

В годы Великой Отечественной войны многие художники обращались к событиями из русской истории. Авилов также искал свою тему и создал четыре крупных эскиза: “Дмитрий Донской у Сергия Радонежского”, “Дмитрий Донской решает переправляться за Дон”, “Куликовская битва” и “Бегство Мамая”. 

Авилов создал первый и единственный эскиз к “Поединку” и сразу нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года он приступил к работе над картиной, которую написал всего за шесть месяцев.

Художник стремился максимально правдиво передать образы исторических персонажей, детали костюмов и оружия. Для этого Авилов многократно посещал Центральный Исторический музей, где делал зарисовки.

По словам самого Авилова, картина “Поединок Пересвета с Челубеем” писалась им необыкновенно легко. Это произведение занимает особое место в творчестве Авилова. 

На картине “Поединок Пересвета с Челубеем” изображен эпизод накануне Куликовской битвы, которая произошла 8 сентября 1380 года. На поединке сражаются Пересвет и Челубей. Александр Пересвет – русский витязь, монах Троице-Сергиевой Лавры. Челубей – татарин (по одним данным его имя звучит как Челибей или Телебей, по другим — Темир-мурза).

Поединок окончился гибелью обоих воинов.В 1946 году за картину “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле” Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Описание картины из книги “История русского и советского искусства”:


“Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.” (Алленов М.М. и др. “История русского и советского искусства”, 1989 г.)

Описание картины из книги “Русское изобразительное искусство”:

“Представление о развитии станковой живописи в годы Великой Отечественной войны будет… неполным, если в заключение не остановиться на формировании советской исторической картины, в предшествующее время скупо представленной лишь отдельными полотнами. 

Мастера изобразительного искусства, отражая героизм советских людей, не могли не указать в числе его истоков на славные традиции исторического прошлого. В 1942—1945 годах создаются произведения П. Д. Корина “Александр Невский” (1942), Е. Е. Лансере “Трофеи русского оружия” (1942), М. И. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем” (1943); в 1943 году А. П. Бубнов приступает к исполнению монументального полотна “Утро на Куликовом поле”, законченного в 1947 году.”

(И. И. Пикулев “Русское изобразительное искусство”, 1977 г.)

Это было описание картины “Поединок Пересвета с Челубеем” (“Поединок на Куликовом поле”) Авилова: материалы для сочинения, история создания картины.

Смотрите: Описание других картин

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/poedinok-peresveta-s-chelubeem-avilov-opisanie-sochinenie.html

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.

Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом».

Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат.

Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.

Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной.

Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее.

В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет ( слева) и Челубей (справа).

Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.

Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.

Важно

Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.

Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.

Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.

Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.

Историческая справка

Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.

Читайте также:  Анализ главы пешки из произведения радищева путешествие из петербурга в москву

Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.

Совет

В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.

В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым.

Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла.

Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага…

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-avilova-poedinok-peresveta-s-chelubeem-na-kulikovom-pole/

“Поединок на Куликовом поле”: описание картины М.И. Авилова :

Общение с известной картиной Михаила Авилова “Битва на Куликовом поле” дает удивительную возможность совершить увлекательное путешествие в Древнюю Русь и ощутить себя сопричастным к трагическим и великим событиям.

Краткое описание картины Авилова “Поединок на Куликовом поле”

На берегу реки раскинулось широкое поле, часть которого еще покрыта травой, часть же выжжена или вытоптона. Вдоль голубой ленты реки на берегу в полном боевом облачении готовая к бою выстроилась русская рать. С другой стороны картины как антитеза – такое же многочисленное и готовое в любой момент ринуться в бой – расположилось ордынское войско.

В центре на переднем плане сошлись в поединке два конных всадника: русский витязь на вороном коне и татаро-монгольский воин на гнедом скакуне. Они изображены в момент, когда сбивают друг друга с разгоряченных коней копьями.

Над сражающимися и замершими в боевой готовности воинами небо клубится облаками: с ордынской стороны яркое голубое, со стороны русских как угроза врагам – желто-серое, неспокойное.

Русь и Орда после Чингисхана и Батыя

В середине 14 века после смерти хана Батыя на ордынском престоле сменилось около 25 правителей, а Орду разрывали усобицы, в результате которых государство раскололось на две части: западную и восточную. Восточную часть Золотой Орды возглавил потомок Чингисхана хан Тохтамыш.

А в западной части власть захватил коварный военачальник Мамай, хитростью и обманом захвативший престол. Усмирив на время силой усобицы, он решил вернуть былую власть над Русью.

Обратите внимание

Посланный им в Нижнегородское княжества Араб-шах нанес жестокое поражение объединенному русскому войску, которое возглавлял московский князь Дмитрий Боброк Волынский. За этим последовало сражение русских и ордынских войск на реке Воже. Русской ратью в этой битве командовал московский князь Дмитрий Иванович Донской.

А ордынским войском – сам Мамай. На этот раз удача сопутствовала русским, а разгромленный Мамай затаил в душе мысль о реванше. Возможность и исход такого реванша – в описании картины “Поединок на Куликовом поле”, представленном в статье.

Великое противостояние

В кратком описании картины “Поединок на Куликовом поле” представлена композиция, повторяющая построение войск перед Куликовской битвой.

Накануне 8 сентября 1380 года у места впадения реки Непрядвы в Дон собрались в противостоянии две огромные рати во главе с Дмитрием Ивановичем и Мамаем. Основу русского войска составляли москвичи.

Под руководством московского князя объединились воины почти изо всех русских княжеств. Под ордынским командованием собрались народы Поволжья и Кавказа, подчиненные Ордой, а также Литовское и Рязанское княжества.

Именно этот момент и изобразил автор на своем полотне. На Куликовом поле слева и справа выстроились в боевой готовности ордынские и русские войска.

Русские дружины размещаются в соответствии с исторической информацией у берега Дона, через который они только что переправились.

Воины, стоящие в первых рядах, держат в руках хоругви с ликом Иисуса Христа как знак благословения и Божией поддержки.

Чтобы избежать неминуемых кровавых рек, согласно преданию, было решено определить исход битвы поединком двух могучих богатырей. От ордынцев им стал Челубей, а от русских – воин-монах Пересвет, посланный с ратью Дмитрия Ивановича основателем Троице-Сергиева монастыря Сергием Радонежским.

Именно Пересвет и Челубей – главные персонажи полотна. Вернемся к описанию картины “Поединок на Куликовом поле”. Они занимают центр полотна и, согласно иконической иерархии, кажутся гораздо крупнее прочих ратников, что не соответствует возможному расстоянию между поединщиками и их войском.

Правда о Пересвете и образ русского богатыря

Пересвет – фигура равнозначно реальная и легендарная. Многие люди считают Пересвета героем народных былин, выдуманным персонажем, собирательным образом древнерусского богатыря. На самом деле воспетый в народном творчестве воин был вполне реальной личностью. О его судьбе известно немного.

Происходил он из знатного боярского рода Брянского княжества. Отрочество и юность Александра Пересвета проходили в трудах и молитвах, а также в военной подготовке, чтобы он в любой момент мог встать на защиту Отечества.

Далее его судьба была связана с защитой родной земли – много сил отдал он ратному труду, служа в княжеском войске.

Важно

Позже вместе со своим, вероятно, двоюродным братом Андреем по прозвищу Ослябя, также из боярского брянского рода, стал иноком. По преданию, постриг приняли в Ростовском Борисоглебском монастыре. Затем они перешли в подмосковный Троице-Сергиев монастырь, но как именно туда попали – неизвестно.

К 1380 году это были уже немолодые монахи, известные многим как отважные и непобедимые витязи, могучие русские богатыри. Прежде чем уйти на битву, благословленный Сергием Радонежским, Пересвет совершил молитву в часовне св. Дмитрия Солунского – покровителя русского воинства.

Согласно сохранившимся описаниям из Никоновской летописи, во время поединка Александр Пересвет был одет в монашескую ризу, данную ему Сергием Радонежским.

Одеяние было со всех сторон покрыто изображениями креста. На голове богатыря был надет шлем, а поверх него – куколь (головной убор монахов, покрывающий голову, шею и даже плечи).

Из вооружения Пересвет имел только копье. Был ли у него конь, нигде не упоминается.

По разным источникам, исходом поединка было тяжелое ранение или гибель монаха. Однако вместе со всеми павшими он похоронен на поле не был – его перевезли и похоронили в храме Рождества Богородицы в Симоновском монастыре.

Что же касается художественного образа Пересвета, созданного Авиловым, то идеологически герой является примером смелости и мужества, идеальным ориентиром для воспитания в созерцающих полотно гордости за свою Родину и ее защитников, патриотизма и интереса к истории.

А вот тем, кто не просто заинтересовался, но и сопоставил факты, станет очевидно, что Пересвет Авилова достаточно еще молод. Его одежда более походит на одежду ратника: шлем-шишак, кольчуга, щит. Ни о каком монашеском облачении с крестами и куколе речи не идет.

Так что при всем правдоподобии образа Александра Пересвета, историческая правда в картине явно нарушена.

Загадка Челубея и художественный образ воина

Что же касается образа Челубея, или, как его еще знает история, Тимир-мурзы или Таврула, любимого воина Мамая, то летописи сохранили о нем упоминание как о грозном и непобедимом воине.

Кроме того, его считали бессмертным. Челубей провел триста поединков и во всех вышел победителем. Такая удача кажется мифологической.

Однако загадку жизнестойкости и непобедимости ордынского воина теперь смогли объяснить.

Совет

Челубей был тибетским монахом, освоившим практику боевой магии Бон-по. Искусство этой борьбы заключается во владении магическими заклинаниями по вызыванию духов-демонов и умении применять их во время боя, призывая их себе на помощь.

При этом посвященный “бессмертный” фактически продает душу темным силам, и его никто не может победить. Однако такой человек добровольно обрекает свою душу после смерти на пребываение в царстве демонов. Сразить “бесноватого” может только воин, облеченный силою от Бога.

Именно им и был русский витязь-монах Пересвет.

Читайте также:  Сочинение на тему футбольный матч

Образ Челубея в картине Авилова очень правдоподобен, но явно уступает мощью русскому богатырю. Если внимательно рассматривать экипировку ордынского воина и сравнивать ее с известными фактами, то выясняется, что обычно ордынцы одевались в простеганный подбитый кафтан. Под него поддевали доходящий до колен панцирь с железными наплечниками и перчатками.

А под панцирь – кожаную куртку с железными обручами, закрепленными от локтя до кисти на узких рукавах. На ноги надевали мягкие кожаные сапоги, обитые металлическими пластинами, одна из которых, видимо пяточная, имела острый шип. На голову – шлем круглой формы с наносником и кольчужной сеткой, прикрывавшей плечи и шею. Маковка шлема украшалась двумя пучками волос.

Из оружия обычно использовались кривые сабли, луки, копья, кинжалы.

На картине Авилова Челубей игнорирует традицию: одет он в обычный халат из тонкой ткани, для монаха слишком богато украшенный. Что одето под халатом – не видно. На ногах – штаны и сапоги до середины икры, на заднике которых видна металлическая “заплатка”. Ни обшивки из железных пластин, ни шипа на “заплатке” не видно.

Голова Челубея покрыта дорогой шапкой с меховой опушкой, сосем непохожей на шлем. Нет у нее и двух пучков волос на макушке. Кроме того, персонаж имеет для защиты щит. При сохранении явного правдоподобия и этот образ в полотне исторически недостоверен.

Даже если брать в расчет “бессмертие” Челубея, вряд ли воин, понимая всю важность и сложность момента, станет так рисковать.

Поединок Добра со Злом

Картина “Поединок Пересвета с Челубеем” была написана Авиловым в тяжелые для страны годы – Великую Отечественную войну.

Авторский замысел, вызревавший около 25 лет, был реализован всего за шесть месяцев. Хотел ли автор через легендарные образы аллегорически отразить события своего времени или нет – неизвестно, но так получилось.

Если рассматривать картину с точки зрения вечной борьбы в мире Добра и Зла в образе Пересвета и Челубея, то почему бы не представить себе Добром Советский Союз и его армию, насмерть сошедшуюся в схватке с фашистской Германией, гитлеровской армией – олицетворением Зла.

Так что картина Авилова “Поединок на Куликовом поле” всегда будет актуальной и может рассматриваться с точки зрения воплощения идеи единения русского народа против врагов, а образ Пересвета – как ориентир для подражания в любви к Родине, готовности отдать свою жизнь за родную землю.

Источник: https://www.syl.ru/article/354483/poedinok-na-kulikovom-pole-opisanie-kartinyi-m-i-avilova

Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова.

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Обратите внимание

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Источник: https://i-fakt.ru/poedinok-peresveta-s-chelubeem/

Бой Пересвета с Челубеем

Куликовская битва заняла значительное место в борьбе татаро-монгольского ига и русского народа. Победа русичей не привела к полной ликвидации монголо-татарского ига на Руси, но был нанесён сильнейший удар по господству и силе Золотой Орды. Что в дальнейшем привело к её распаду.

Куликовская битва состоялась в 1380 году. Перед битвой, русское войско расположилось тылом к месту впадения реки Непрядва в реку Дон. Это сделано для защиты, от возможной атаки конницы монголов, сзади. Войско русичей выстроилось по схеме «Ромб». Средней величины полк ставился впереди, для принятия главного удара.

По бокам войска, выставлено по одному полку, за которыми была размещена конница. Сзади передового полка размещался задний полк. Численность воинов в нём была самой большой. В лесу был спрятан полк резерва. Войско монголов построилось по стандартной, для них, схеме.

Важно

Впереди конница, для прямой стремительной атаки, на которую возлагалась надежда на победу, сзади пехота.

Картинка Павла Рыженко «Атака Засадного полка»:

Куликовская битва началась поединком Пересвета и Челубея. Александр Пересвет — легендарный воин. Погиб во время поединка с представителем монголо-татарского войска Челубеем.

Челубей — обладал огромной силой, прошел специальный курс военной выучки, считался лучшим воином в поединках один против одного, на копьях. Был приглашен в монгольское войско для битвы с представителем русичей. Челубей, для побед в поединках, использовал маленькую хитрость.

Он использовал копьё длиннее, чем противники (примерно на 1 метр). Эта хитрость давала возможность Челубею достать копьём противника раньше, тем самим, убивая и оставаясь в живых самому. Пересвет, перед поединком, снял кольчугу, чтобы она не сковывала его действия.

Этот факт и предопределил исход поединка. Копьё Челубея вонзилось глубоко в русича, не задержанное кольчугой. И русское копьё смогло, сократив расстояние, достать и убить Челубея.

Васнецов В. М. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914

Дмитрий Донской, Пересвет и Челубей (убиты) на поле Куликовом

Илья Глазунов, «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем)», 1979

На иллюстрации — «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова.

Читайте также:  Обломов и штольц сравнительная характеристика

На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом.

Совет

Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Сам Авилов в книге «Беседы по искусству в начальной школе» так описывает картину:

«Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине.

Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря.

У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем.

Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской.

В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка…»

Справка: Челубей (в некоторых источниках Челибей,Темир-Мирза либо Таврул, ? — 8 сентября 1380) — тюркский богатырь из войска темника Мамая. Известно, что он участвовал в Куликовской битве. Перед началом битвы сражался с богатырём Пересветом, назван печенегом, но точных сведений об этом нет.

Имя Челубей тюркского происхождения судя по составу и звучанию. Cогласно преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Челубей вышел на поединок перед основной битвой первым, а против него вышел Пересвет. Оба воина погибли в этом бою, одновременно пронзив друг друга копьями.

Справка: Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

На фото: теплоход «Александр Пересвет» на Волге

Вообще же, конечно, тема боя «Пересвет vs Челубей» очень сочная, поэтому встречается в работах художников довольно часто. Вот еще парочка примеров.

Маврикий Якоби, «Бой между Пересветом и Челубеем перед Куликовской битвой», 1938:

Александр Ганненко – современный барельеф:

Обратите внимание

И вот еще интересно сравнить: картина-фантазия американского художника Пола Кейна (Paul Kane):

Кстати, по легенде, картина «Смерть Омоксесисиксани (Большого Змея), вождя черноногих» написана в 1856 году – за два года до реальной смерти изображенного на ней вождя Большого Змея. Но в официальных источниках датой написания указывается именно 1858 год…

На ту же тему, интересно — картина Талгата Тлеубаева «Поединок Абилмансура с Чарышем»

Ну и еще такой, современный компьютерно-игровой вариант «поединка Пересвета с Челубеем» (арт по игре «Аллоды онлайн»).

Куликовская битва, конечно, продолжилась после схватки богатырей. Александр Бубнов, «Утро на Куликовом поле»:

С картинами закончим другим событием – художник Виктор Васнецов, «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880:

Источник: http://dvoeborstvo.ru/post390585641/

Эпизод 12. Куликовская битва | Капля света

Главная » Иллюстрированная история России » Эпизод 12. Куликовская битва

Рубрика «Иллюстрированная история России»

Автор: Евгений Сусманович

Центральное событие: Битва на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.

Центральная картина: М.И. Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле (1943).

В 1367 году великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Иванович (позже получивший прозвище Донской) начал строительство каменного кремля и вообще каменное строительство в Москве. Поводом стал большой пожар, случившийся два года назад и уничтоживший большую часть кремля деревянного, а само строительство можно рассматривать как иллюстрацию возвышения Дмитрия, возвышение Москвы:

Васнецов А.М. Московский Кремль при Дмитрии Донском 1922. Бумага на картоне, уголь, акварель, 51 на 80, картинка увеличивается

Несколько слов о том, почему Дмитрий звался не только Московским, но Владимирским князем. Эпоха татаро-монгольского ига ХIII-ХV веков политически очень запутанный период истории. Нам сегодня трудно понять некоторые моменты почему, например, Русь и Орда находились, время от времени, в союзнических отношениях.

Важно

Бывало так, что русичи воевали на стороне каких-нибудь ханов против самих же русичей. Одним словом, существовала феодальная раздробленность. Правители Орды выдавали ярлыки на княжение во Владимирском княжестве, но при этом считалось, что данный князь уже является «старшим всем иным князьям в Русской земле».

Иногда князья вели себя нервно в борьбе за эту важную грамоту:

Чориков Б.А. «Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение»

Таким, вот, старшим князем стал Дмитрий Иванович в нелёгкой политической борьбе с суздальско-нижегородским, рязанским и тверским княжествами. Объединение вокруг Москвы в немалой степени определялось и повышением единства русского этноса в отношении ордынцев: «а пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам заодно противу их, или пойдём на них и тобе с нами заодно пойти на них»

Надо отметить, что Орда тоже не представляла собой единого государства. Она раскололась на две части, враждовавшие между собой за власть над Русью. Одну из них возглавлял тёмник* Мамай.

Летом 1378 года он предпринял попытку прекратить разброд в умах русичей. В Рязанской земле появились воины мурзы** Бегича.

На реке Воже состоялась битва, к которой войско Дмитрия Ивановича одержало блестящую победу и стало ясно: решающего сражения между поднимающимся русским этносом и Ордой не избежать.

Основатель Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиева лавра) монах Сергий Радонежский (впоследствии преподобный Сергий Радонежский) 17 августа 1380 года благословляет Дмитрия Ивановича на битву с Ордой и даёт двух иноков-воинов своего монастыря; одним из них был Александр Пересвет:

Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем»

По разным оценкам под знамёна князя собралось от 100 до 400 тысяч ратников. В.О. Ключевский пишет: «народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом, встал на поработителей и не только нашёл в себе мужество встать, но и пошёл искать татарских полчищ в открытой степи…».

Совет

Встреча войск Дмитрия и Мамая состоялась далеко от Московского княжества — на поле между реками Дон, Непрядвой и Красивой Мечей. Это все знают, но немногие знают, что союзником русского князя выступал золотоордынский хан Тохтамыш, соперник Мамая в деле управления Ордой.

Правда, войска его не успели к месту сражения.

У Карамзина (да и у многих других историков) мы не находим имени Александра Пересвета в описании битвы на Куликовом поле. По преданиям (а их нельзя сбрасывать со счетов) перед началом всеобщего сражения состоялась битва двух богатырей: Пересвета и Темир-Мурзой (Челубеем). Оба они погибли в смертельной схватке:

М.И. Авилов, «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943), холст, масло 327 на 577 см, картинка увеличивается

Отметим, что образец батально-исторической живописи создан советским живописцем Михаилом Ивановичем Авиловым во время событий обороны Сталинграда.

Как бы то ни было сотни тысяч воинов с обеих сторон сошлись в бою утром 8 сентября 1380 года. С самого начала татары атаковали успешно.

По Н.М. Карамзину: «с обеих сторон храбрые падали на месте, а малодушные бежали; так некоторые Московские неопытные юноши — думая, что все погибло — обратили тыл».

Передовые полки русичей были смяты, близился разгром.

И вот «Димитрий, с величайшим вниманием примечая все движения обеих ратей, вдруг извлек меч и сказал: «Теперь наше время». Тогда засадный полк выступил из дубравы, скрывавшей его от глаз неприятеля, и быстро устремился на Моголов»:

Павел Попов, Виктор Маторин «Удар засадного полка», картинка увеличивается

Удар десятитысячного засадного полка решил исход баталии. Татары побежали, и ещё 20 километров их преследовали и рубили.

Лев Николаевич Гумилёв, так оценивает события на Куликовом поле:

Обратите внимание

8 сентября 1380 года Гумилёв считает датой возникновения новой этнической общности – Московской Руси.

*Тёмник – командующий тьмой – десятью тысячами.
**Мурза – титул феодальной знати в Орде.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или “retweet”.

Источник: http://kaplyasveta.ru/illyustrirovannaya-istoriya-rossii/epizod-12-kulikovskaya-bitva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector