Сочинение особенности сказок салтыкова-щедрина

Сочинение на тему «Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина»

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: «Дикий помещик», «Пропала совесть» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В данном сочинении мы проанализируем художественное своеобразие этих и других сказок Салтыкова-Щедрина.

Художественное своеобразие сказок салтыкова-щедрина

Знаменитый «прокурор русской общественной жизни» родился и вырос в семье богатой помещицы М. Е. Салтыковой. В его родном доме царила темная обстановка взаимной вражды, лицемерия и бесчеловечности. Суровый и жестокий характер матери писателя распространялся и на ее собственных детей. С детства Салтыков был знаком с тяжкими условиями труда и жизни крепостных. Писатель говорит:

Дальнейшие жизненные наблюдения за дикими нравами и общественными порядками разбудили в писателе ненависть к самодержавно-крепостническому строю, стремление к социальной справедливости и горячую, полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу России.

В первых же своих литературных произведениях Салтыков- Щедрин выступает обличителем бюрократического аппарата Российской империи, общественного устава и тяжелейшего положения бесправных крестьян. Занимая различные государственные должности, писатель не раз выступал защитником обиженных и оскорбленных простых тружеников. Его слова: «Я не дам в обиду В мужика.

Обратите внимание

Будет с него, господа… Очень даже слишком будет,» — с восхищением передавались современниками из уст в уста.

Свою любовь и сострадание к бедным, грязным «бессловесным смердам» Салтыков-Щедрин пронес через все свое творчество. С особенной яркостью она отразилась в его сатирических сказках.

В них писатель широко использует к художественные гиперболы, гротесковые сравнения, элементы фантастики и эзоповские иносказания. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Салтыковым-Щедриным с огромной любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, умен.

Таков он в любимой многими сказке великого сатирика «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1849 г.).

Здесь мужик все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море«. Генералы выглядят жалкими по сравнению с великаном-мужиком.

Они «ничего не понимают«, они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Генералы привыкли жить чужим трудом, и, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки диких зверей, готовых пожрать друг друга.

Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный «генеральский облик«.

Наряду с сатирическим обличением паразитических привилегированных классов и сословий Салтыков-Щедрин затрагивает в сказке и вторую основную тему — положение народа в эксплуататорском обществе. С чувством скорби и грустной иронии изобразил сатирик рабское поведение мужика. Среди обилия плодов, дичи и рыбы никчемные генералы погибали на острове от голода, т. к.

Важно

могли обладать куропаткой только в изжаренном виде. Беспомощно блуждая, они, наконец, набрели на спящего «лежебоку” и заставили его работать: «Спишь, лежебок!…сейчас марш работать!«. Это был мужик-труженник, мастер на все руки. Он и яблок достал с дерева, и картофеля в земле добыл, и силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовил.

Это сильный мужчина! Перед его силой не устояли бы генералы.

А между тем он безропотно подчинился своим поработителям. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно кислое«. Сам же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи.

Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, пожаловали и мужицким трудом его не гнушалися!».

Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «рюмку водки и пятак серебра: «веселись, мужичина!».

Читая эту сказку, мы видим и теплый юмор автора при описании разнообразных умений мужика в добывании пищи, и горький сатирический смех Салтыкова-Щедрина – смех, рожденный болью от сознания терпеливой, рабской покорности народа. Через авторскую иронию и сарказм, проистекающих из характеристик легкомысленных генералов, Салтыков-Щедрин вызывает у нас непримиримое отношение к наглому, самодовольному паразитизму.

В своей едкой сатире Салтыков-Щедрин продолжает традиция великих писателей: Фонвизина, Грибоедова и Гоголя.

Как и они, используя в своем творчестве смех в качестве оружия, Салтыков- Щедрин придаст ему огромное значение, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех«. Таким обличительным, сатирическим смехом пронизаны все сказки Салтыкова-Щедрина.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-hudozhestvennoe-svoeobrazie-skazok-saltyikova-shhedrina/

Художественные особенности сказок М. Салтыкова-Щедрина

Из всех видов народного творчества самой люби­мой и занимательной является сказка. Мы с увлече­нием следим за вымыслами народной фантазии, за хо­дом событий из жизни сказочных героев, за похождениями зверей, наделенных человеческой речью, мыслями и чувствами.

Многие поэты и прозаики вдохновляются народ­ной сказкой и пишут в ее духе. К сказкам обращался и М. Е. Салтыков-Щедрин.

Сказка помогала ему рас­ширить масштаб изображения, придать сатире все­ленский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром — мир в его об­щечеловеческих пределах.

И достигал писатель эту «всемирность» путем врастания в «народную почву». Именно ее писатель считал «единственно плодотвор­ной» для сатиры.

Совет

В сатирических произведениях жизнь изображает­ся не во всех ее проявлениях, подробностях и связях: сатирик берет наиболее яркие черты действительно­сти, сгущает их, показывает как бы под увеличитель­ным стеклом. Каждому персонажу приписываются лишь те свойства, которые автор хочет выдвинуть как главные, выражающие самую суть данного лица.

По мнению автора учебников, критика Ю. В. Лебе­дева, высокая сатира возникает лишь на духовном взлете национальной культуры: требуется мощная энергия самоутверждения, стойкая вера в идеал. Дос­тоевский считал классическую сатиру признаком вы­сокого подъема всех творческих сил национальной жизни.

Творчество Салтыкова-Щедрина, открывшего нам и всему миру вековые недуги России, явилось в то же время показателем русского национального здоровья, неистощимых творческих сил, сдерживающих и по­давляющих, но пробивающих себе дорогу в слове.

Обращение Салтыкова-Щедрина к сказочному жанру продиктовано внутренней эволюцией его твор­чества. Сказки явились своеобразным итогом, синте­зом творческого пути сатирика.

Этот жанр позволил писателюобратиться не только к интеллигенции, но и к народу.

Фантастическая форма является для него надежным способом «эзоповского» языка, в то же вре­мя понятного и доступного самым широким, демокра­тическим слоям русского общества.

Объединяющим тематическим началом всех ска­зок выступает жизнь народа в сопоставлении с жиз­нью господствующих сословий.

Что еще объединяет сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили да были два генерала…», «В некотором царстве, в неко­тором государстве жил-был помещик…

»); присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пе­ром описать»); характерные для народной речи оборо­ты («думал-думал», « сказано — сделано»); прибли­женные к народному языку синтаксис, лексика, ор­фоэпия.

Текст наполнен преувеличениями, гротеском, гиперболами: « дикий помещик», как кошка, в один миг влезает на вершину дерева, мужик варит суп в пригоршне.

Обратите внимание

Как и в народных сказках, сюжет завязан на ка­ком-то чудесном происшествии (два генерала вдруг оказались на необитаемом острове). В сказках о жи­вотных Салтыков-Щедрин тоже следует народной традиции: в аллегорической форме высмеивает недос­татки общества.

Например, сказка «О Ерше Ершовиче, сыне Ще-тинникове» — это яркая народная сатира на суд и су­допроизводство .

Однако сказки писателя не во всем схожи с народ­ными сказками, есть и отличия: в произведениях са­тирика фантастические события переплетаются с ре­альными, и даже с исторически достоверными.

Так в сказке « Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц-зверей появляется Магницкий, известный в рус­ской истории реакционер. До появления Топтыгина в лесу были уничтожены все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены.

В сказке «Ди­кий помещик» герой постепенно деградирует, превра­щаясь в животное. Одна из причинпроизошедшего с ним в том, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Оставшись без крестьян, помещик совер­шенно одичал.

Жизнь за счет народного труда превра­тила его в паразита. М. Е. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ — созидатель основных материаль­ных и духовных ценностей, опора государства.

Многие сказки писателя посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых — «Пре­мудрый пескарь». Автор создает тип труса, жалкого, несчастного человека. Такие люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь без стремления к цели, без порывов — «…это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари».

В языке «Премудрого пескаря» сочетаются слова и обороты, свойственные жанру сказки, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.

Важно

Народная сказка всегда повествует о том, что было, что бывает. У М. Е. Салтыкова-Щедрина сказка соз­нательно обращена в сегодняшний день, в настоящее.

Каждое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина пронизано любовью к Родине: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-ли­бо, кроме России». Эти слова можно считать эпигра­фом ко всему творчеству сатирика.

Источник: http://5litra.ru/soch/150-hudozhestvennye-osobennosti-skazok-m-saltykova-schedrina.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят “Сказки для детей изрядного возраста”. Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы.

В чем же состоит особенность сказок Салтыкова-Щедрина? Во-первых, сказки Салтыкова остро социальны. Мы можем определить историческую эпоху, во время которой происходит действие, и социальные слои, действующие в сказке.

Например, прочитав сказку “Премудрый пискарь”, мы можем сказать, что она написана в период реакции, когда полиция и цензура действовали беспощадно, когда любая здравая мысль воспринималась как крамола.

В образе премудрого пискаря автор показал загнанную и забитую интеллигенцию, а в образе щуки (рыбы хищной) — чиновников и полицию, то есть государственный аппарат.

Таким образом, в сказке автор использует еще и такие приемы, как очеловечивание животных и типизация. В сказке “Самоотверженный заяц” писатель продолжает тему власти и народа. Образ зайца символичен.

Он символизирует либерального обывателя, во всем послушного кровожадной власти — волку. Волк требует от зайца беспрекословного подчинения.

А Заяц готов сидеть под кустом и ждать своей смерти или, что мало вероятно, что волк его “ха-ха, помилует”.

Совет

Следующей яркой чертой сказок Салтыкова является полное отсутствие положительных героев. Действительно, если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок. Так, через отрицание, Салтыков стремится к утверждению идеала добра, справедливости, истины.

Премудрый пискарь на самом деле глуп и труслив; два генерала из “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” бездельники, неумехи, а сам мужик рад стараться, только бы его похвалили. Ему достаточно той ничтожной суммы, которую выслали генералы за его труды (“Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужичина!”).

Михаил Евграфович постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют описываемую картину, полнее раскрывают характер героя. Например, премудрый пискарь думает вслух, в своих снах (в конце сказки) он видит то, о чем может только мечтать: как можно свободно, никого не опасаясь, плавать по реке.

Салтыков располагает своих героев в соответствии со строгой иерархией (в зависимости от социальной принадлежности персонажа): медведь — градоначальник или крупный чиновник, волк — чиновник помень-: ше рангом или цензор, заяц, пискарь — зависимый от власти народ, проявляющий покорность и начальстволюбие.

Если сравнивать “Сказки” Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками, то следует отметить, что герои Салтыкова статичны. Премудрый пискарь все осознал, но так и не вылез из норы; генералы как ничего не делали, так и вернулись в свое министерство на казенные харчи. В то время, как в народных сказках часто происходит изменение героя к лучшему (Иван-дурак превращается в Ивана-царевича).

В сказках Щедрина нет торжества добра над злом, как в русских народных сказках. Скорее, в них торжествует порок. Зато в “Сказках для детей изрядного возраста” всегда есть мораль, что роднит их с баснями. Удивителен и язык, которым написаны сказки Салтыкова.

Читайте также:  Признание раскольникова в преступлении сочинение

Это ка кой-то необыкновенный сплав литературного, разговорного и канцелярского языков. Например, так начинается сказка “Дикий помещик”: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов.

И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое…” Или начало “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” звучит так: “Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Обратите внимание

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистартуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали…” Так как сказки Салтыкова — это сатира, высмеивающая недостатки общества, то автор применяет ряд сатирических приемов.

Гротеск встречается почти в каждой сказке: необыкновенная покорность зайца, вечный страх пискаря, абсолютное невежество двух генералов, которые думают, что булки на дереве растут. Гротеск применяется и для изображения одичавшего без мужиков помещика: “И вот он одичал…

Весь он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный”.

Помимо гротеска, писатель использует также сатирическое изображение, иронию (в “Московских ведомостях” генералы читают только про приемы и банкеты, отсюда складывается впечатление об этой газете), аллегорию (во всех сказках поставлена проблема народа и власти), фантастику (превращение помещика в дикого зверя).

Все эти художественные приемы делают сказки Салтыкова-Щедрина уникальными произведениями. “Сказки для детей изрядного возраста” нельзя ни с чем перепутать, они всегда узнаваемы, единственны в своем роде.

А проблемы, поставленные в них (проблема власти и народа, глупости власти, покорности и раболепия народа), актуальны и по сей день.

Главная особенность этих произведений состоит в том, что через отрицание (через отрицательные примеры) писатель стремится к утверждению таких высоких понятий, как честь, совесть, правда, справедливость, мудрость.

Невольно вспоминаются строки Некрасова, написанные о другом великом сатирике, Н. В. Гоголе, тоже вставшем на путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений ”: И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=78915

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

(На примере одной сказки)

Салтыков-Щедрин был вторым выдающимся литературным дарованием в стане революционной демократии. Свой талант сатирика он поставил на службу идеям этой политической партии. Поэтому многие его произведения в силу своей узко партийной тенденциозности утратили ныне свое значение, отошли в историю.

Революционно-демократическая партийность Салтыкова-Щедрина проявилась и в том, что практически все его зрелые произведения переполнены революционно-демократической или народнической риторикой, уже совершенно неудобочитаемой сегодня.

Собственно художественное (и даже высокохудожественное, ибо Салтыков-Щедрин, несмотря на все сказанное, остается одним из классиков нашей литературы) соседствует с обязательными идеологическими нравоучениями, которые просто невозможно дочитать до конца.

Важно

Таков его роман «Господа Головлевы», яркая сатира на вымирающее дворянство, которое Салтыков-Щедрин, хотя и был по происхождению дворянином и помещиком, а в отставку вышел в генеральском чине, не любил и даже, можно сказать, ненавидел.

Главный герой с характерным именем Иудушка — вместилище всевозможнейших пороков, творит одни злодейства, «умертвия», и не вызывает у автора, да и у нас, читателей, никакого сочувствия.

Сложнее обстоит дело со сказками Салтыкова-Щедрина. Они забавны, полны иронии и сарказма, создавались в расчете на массового читателя (подобно поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», отсюда их фольклорная сказочная форма). Но весь могучий арсенал сатирических приемов Салтыкова-Щедрина поставлен в них на службу революционной агитации и пропаганде. Например, сказка «Либерал».

Сейчас, когда фигура революционера получила в нашем общественном сознании новую оценку, для понимания этой сказки, кстати, очень любимой В. И. Лениным (еще бы: для всех революционеров либерал — враг номер один), надо произвести операцию, уже осужденную нынешними властителями дум.

А именно: надо все авторские минусы поменять на плюсы, и получим вместо сатиры трагедию общества, страны, в которых либеральная традиция идеологии и политической практики абсолютно не привилась, несмотря на то, что Западная Европа и Америка процветают благодаря тому, что там утвердились именно либералы.

Не столь прямолинейно-тенденциозна «История одного города» (186970 гг.), хотя вещь эта очень острая; в наше время известные деятели обязательно обвинили бы ее в антипатриотизме и глумлении над национальными святынями. Это сатира на политику российского самодержавия XVIII-XIX веков, оформленная в виде пародии на научные и донаучные, т.е.

летописные сочинения по отечественной истории. Она написана в период, когда после отмены крепостного права, в ходе либеральных реформ правительства Александра II интерес к истории отечества оживился, в частности, возникло много специальных исторических журналов.

В них обильно публиковались исторические документы, действовали такие известные историки дореволюционного периода, как С. М. Соловьев, Пыпин, Костомаров, Бартенев и многие другие.

Итак, жанр этой в своем роде уникальной в нашей литературе книги (кстати, несколько лет назад современный писатель Вячеслав Пьецух написал продолжение «Истории одного города») может быть определен как пародийно-сатирическая хроника.

Совет

Глава «От издателя» написана от лица автора, нашедшего «Глуповский Летописец». Смысл названия города Глупова и его расширительносимволическая трактовка Салтыковым-Щедриным, думаем, не требует пояснений.

Глуповские градоначальники, смена которых и представляет собой историю этого вымышленного города, — это русские цари, иносказательно изображенные с помощью «эзопова языка», к которому вынужден был постоянно прибегать великий сатирик, чтобы спасти от цензуры свои грозные обличения и обвинения.

Основа самодержавного строя формулируется Салтыковым-Щедриным в книге коротко и ясно: градоначальники секут обывателей, обыватели трепещут.

«Глуповский Летописец» охватывает период с 1731 по 1825 годы, в действительности за это время сменилось девять монархов, Россия прошла огромный путь исторического развития, изменилась, но в Глупове меняются лишь градоначальники.

Глава «Обращение к читателю» — единственная от лица летописца архивариуса, она стилизована под XVIII век, но фамилию летописцу Салтыков-Щедрин дал гоголевскую, из «Ревизора» — Тряпичкин, что характеризует низкую культуру и необразованность Глуповского историка, называющего «прославленными» Калигулу и Нерона.

«Опись градоначальникам» представляет собой краткий план-проспект последующих глав. Соотношение глуповской хронологии градоначальничеств и российской хронологии царствований очень сложно и нарочно, в «эзоповых» целях запутано Салтыковым-Щедриным. «Распутать» его можно, поняв принципы соотнесения вымышленных персонажей с их историческими прототипами.

Некоторые градоначальники имеют легко узнаваемые прототипы: Негодяев — это Павел I, Грустилов — Александр I, Беневоленский — крупный сановник и реформатор начала царствования Александра I М. М. Сперанский, Угрюм-Бурчеев — Аракчеев.

Другие образы — собирательные. В «Сказании о шеста градоначальницах» трудно определить соответствие Ираиды Палеологовой, Клемантинки де Бурбон, Амалии Штокфиш, Анели Лядоховской многочисленным царственным дамам реального российского XVIII века, да это и не требуется, ибо сатирическ�

Источник: https://www.studsell.com/view/107140/

Особенности сказок салтыкова-щедрина

Сочинения по литературе: Особенности сказок салтыкова-щедрина

Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина составляет особый пласт, явившийся своеобразным итогом творчества сатирика. Основанные на западноевропейских и национальных русских литературных традициях, сказки Салтыкова-Щедрина самобытны и не похожи ни на какие другие.

В них сплетается воедино фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, ирония, удивительно проявляется искусство Эзопова языка, фольклорные традиции: обнаруживает себя истинно народное миропонимание, выраженное в авторских представлениях о добре и зле, нищете и богатстве, суде правом и неправом и о неминуемом торжестве разума и справедливости.

В сказках мы встречаем типичных для Щедрина героев.

Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа («Медведь на воеводстве»), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим угнетателям («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»). Герои этих сказок изображены как маски-символы, объединенные в собирательные образы социальных типов.

Освещая злободневные вопросы русской жизни, автор создает остро сатирические произведения в период с 1880 по 1886 год. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащает фольклорные сюжеты новым содержанием, призывающим к борьбе с существующим режимом. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных групп.

В сказке «Медведь на воеводстве» аллегорически изображается падение самодержавного строя в России в результате бунта. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе «мелкие, срамные злодеяния» или «крупные кровопролития», как нельзя более точно воспроизводят самую сущность деспотического строя.

Обратите внимание

В сказках в своеобразной форме Щедрин ставит важные вопросы русской социально-экономической жизни. Самый общий мотив щедринских сказок — это мысль о непримиримости интересов трудового народа и его эксплуататоров.

Так, в сказке «Дикий помещик», используя все оттенки комического, Щедрин изображает нелепую фигуру «дикого помещика», который за счет народного труда превратился в паразита. Помещик, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может «выносить холопьего духу». Вог выполняет желание помещика, мужики исчезают из имения.

Применяя такое средство художественного изображения, как гипербола, Щедрин показывает, как человек, помещик, превращается в дикое животное, питающееся мухоморами. Дальнейшее одичание помещика приобретает фантастический, гротескный характер. Сначала он «оброс волосами—ногти у него сделались, как железные… ходил все больше на четвереньках…

Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще не приобрел». Одновременно с помещиком страдает и уездный город (прекратился подвоз продуктов из имения), и государство (некому платить подати).

Это свидетельствует об убежденности Щедрина в том, что народ — создатель основных материальных и духовных ценностей, поилец и кормилец.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин, используя прием фантастики, переносит двух генералов на необитаемый остров. С едкой иронией сатирик пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали…

» Два ни к чему не приспособленных генерала едва не умерли с голоду, потому что не могли добыть себе пищу, так как о еде имели такое представление, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Как вдруг одному из них приходит мысль: поискать на острове мужика, который бы кормил их и все для них делал.

Щедрин изображает мужика молодцом: все умеет, все знает, даже суп в пригоршне сварит, подчеркивает его ловкость, народную смекалку. Но в то же время и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужика вить себе веревку, чтобы не убежал. И он покорно исполняет приказание.

А за то, что возвращает генералов на Большую Подьяческую, получает благодарность: «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке «Премудрый пискарь».

Используя гоголевскую традицию изображения «маленького человека» («Шинель»), Щедрин рисует образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит и все только распостылую жизнь свою бережет».

Обывателъ-пискарь считает основным смыслом жизни лозунг: «Выжить и щуке в хайло не попасть».

Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого трусливого человечка, заключается в словах: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари». В отличие от сатиры Гоголя, направленной на воспитание личности, ее преображение, сатира Щедрина беспощадно обличает и раскрывает все пороки и недостатки как в человеке, так и в обществе, поэтому его сатира носит социальный характер.

Сказки Салтыкова-Щедрина поистине энциклопедичны, в них отразилось все русское общество в послереформенный период, а также все общественные и социальные слои России. Используя все оттенки комического, Щедрин разит врагов оружием сатиры. Гневное злое осмеяние — одна из основных задач сказок Щедрина, а их непреходящая ценность заключается в актуальности до сих пор.

Источник: http://ruslit.biz/osobennosti-skazok-saltykova-shhedrina/

Сочинение: Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Автор: Салтыков-Щедрин М.Е.

Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме «сказок» Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие.

Три сказки – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «пропала совесть» – были написаны 1869 г. 29 написаны им в последнее десятилетие жизни, а полное собрание сказок включает в себя 32 сказки. Сказки создавались в эпоху реакции (1881 г. – убийство царя Александра II).

Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Это были сказки для детей от 7 до 70 лет, сказки «для детей изрядного возраста». Дети – это взрослые, нуждающиеся в поучении. В сказке можно было в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов.

Сказки Салтыкова-Щедрина называют также «малой энциклопедией сатиры», а самого Салтыкова-Щедрина – «прокурором русской действительности». Писатель-сатирик в своих сказках надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка (сарказм – злая, ядовитая ирония) человека, умудренного горьким жизненным опытом.

Совет

В своих сказках Салтыков-Щедрин использует гиперболу (средство художественной выразительности, основанное на преувеличении), гротеск (разновидность комического, сочетающее в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл), фантастику (несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением), аллегорию (изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ; например, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления). Сказки Салтыкова-Щедрина написаны эзоповым языком (художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками, вынужденное иносказание). В идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы:

1. сатира на правительственные верхи и на эксплуататорские классы;

2. изображение жизни народных масс в царской России;

Возможно вы искали — Сочинение: Художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

3. обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

Связь сказок Салтыкова-Щедрина с фольклором проявляется в употреблении сказочных зачинов: «жили-были два генерала…», «в некотором царстве, в некотором государстве жил был помещик…».

В сказках много пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест»; также Салтыков-Щедрин употребляет в своих произведениях сказочные формулировки: «по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать». В своих сказках Салтыков-Щедрин умело сочетает достоверное с фантастическим. Сказки настроены на резких социальных контрастах.

Сталкивает антагонистические классы: мужик – помещик, генерал – мужик. Писатель-сатирик пользуется в своих сказках народной речью, которую он хорошо изучил будучи на государственной службе.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» при помощи приемов сказочной фантастики Салтыков-Щедрин показывает, что источником материального благополучия и так называемой «дворянской культуры» является труд мужика.

Генералы-паразиты привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать друг друга (один генерал другому чуть ухо не откусил). Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло обычный «генеральский» облик.

Что же было бы, если бы не нашелся мужик? Об этом рассказывается уже в сказке «Дикий помещик». Помещик, изгнав из своего имения мужиков «одичал», «оброс с головы до ног волосами», «ходил все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки».

Например, мужик в «Повести…» дал генералам по десятку яблок, а сам себе взял только одно кислое. Сам же себе и веревку свил, чтобы его генералы на привязи держали ночью. Чувствуются переживания сатирика, связанные с поисками ответа на вопрос, кто освободит эту могучую народную силу из плена.

Обратите внимание

Салтыков-Щедрин в сказках показывает паразитизм, тунеядство помещичьего класса. Превращение помещика в дикого зверя (метафора) подчеркивает истинную сущность существующей власти. Каждый есть хищник. В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния.

Эта сказка – сигнал тревоги. Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда – это закон общества. Ложь – «торжествующая свинья», правящая миром.

Грустная сказка у сатирика – «Коняга». Повествует она о тяжелой доле крестьян. В центре произведения рабочая лошадь, замученная непосильной работой.

Сатирик сам раскрывает смысл своего реалистического символа – это «обыкновенный мужичий живот» (т.е. мужичья жизнь), вечно голодный, измученный и надорванный.

Коняга живет, точно в темную бездну погружена, но именно Коняга своим трудом освободит народную силу из плена, выведет к будущей счастливой жизни родную страну.

Сказка «Премудрый пескарь» – размышление о смысле жизни. Пескарь никуда не выходил, жил в своей норе». Жил – дрожал и умирал – дрожал».

Не женился, не имел детей, друзей, никаких желаний, прожил с лишком 100 лет жизнью, которая прошла зря. Одна радость в жизни: «Слава тебе, Господи, жив!» Всю жизнь пескарь боялся щуки.

Эта философия жизни-боязни высмеивается автором. Это пескарство живет в каждом. Под пескарем автор подразумевал либеральную интеллигенцию.

Похожий материал — Реферат: Дикий помещик 2

Важно

Сказка «Карась-идеалист» рассказывает нам о том, как карась высказывал свои мысли, свои идеи по переустройству общества. Он постоянно спорил с ершом, который показан как «знающий жизнь». Салтыков-Щедрин использует фантастику (говорит, что ерш и карась рассуждают о политике), аллегорию.

Карась показан представителем либералов, которые лишь говорят и рассуждают. Так и карась рассуждает о том, какое устройство государства было бы лучше, но все его мысли остаются лишь на словах и не подкрепляются действиями. Карась все время рассуждает, а сам «отроду щук не видывал».

Ерш пытается убедить его в том, что жизни он совсем не знает, «а до тех пор лучше помалчивал бы». Но однажды пришлось карасю свои идеи щуке высказывать. Она все слушала его, слушала. В запасе у карася был его «козырь» – вопрос о том, знает ли щука о добродетели. И когда положение карася было безвыходным, он пустил этот «козырь» в ход.

Щука от удивления разинула рот и случайно карася проглотила. А все его идеи остались лишь идеями, карась ничего не сделал, чтобы хоть одну идею привести в жизнь.

Сказки Салтыкова-Щедрина – это итог многолетних наблюдений писателя.

Чтобы по-настоящему понять и оценить их, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…то, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…».

Да, сказки Салтыкова-Щедрина были направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету и бесправие других, лишающего человека нравственных начал. Действительно, Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр – политическую сказку.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-khudozhestvennye-osobennosti-skazok-saltykova-shchedrina.html

Особенности сатирических сказок м. е. салтыкова-щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает одно из ведущих мест среди писателей-демократов. Он был учеником Белинского, другом Некрасова. В своих произведениях Салтыков-Щедрин подверг резкой критике самодержавно-крепостнический строй России второй половины девятнадцатого века.

Ни один писатель Запада и России не нарисовал в своих произведениях таких страшных картин крепостничества, как это сделал Салтыков-Щедрин. Сам Салтыков-Щедрин считал, что неизменным предметом его «литературной деятельности был протест против произвола двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустословия ГУ1

Расцвет творчества Салтыкова-Щедрина пришелся на семидесятые — восьмидесятые годы девятнадцатого века, когда в России сформировались благоприятные условия для развития капитализма. Реформа, которую проводило в то время царское правительство, не улучшила положения крестьян.

Совет

Салтыков-Щедрин любил крестьян и весь русский народ и искренне желал помочь ему. Поэтому произведения Салтыкова-Щедрина всегда были наполнены глубоким политическим смыслом.

В мировой литературе нет произведений, равных по политической остроте роману «История одного города» и сказкам Салтыкова-Щедрина. Любимым его жанром был придуманный им жанр политической сказки. Основная тема таких сказок — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых.

В сказках дана сатира на царскую Россию: на помещиков, бюрократию, чиновничество. Всего Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки.

Перед читателями предстают образы правителей России («Медведь на воеводстве», «Бедный волк»), помещиков, генералов («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), обывателей («Премудрый пискарь»).

Особенно яркое выражение в сказках получила любовь Салтыкова-Щедрина к народу, уверенность в его могуществе. Образ Коняги («Коняга») — это символ крестьянской России, вечно трудящейся, замученной угнетателями.

Коняга — это источник жизни для всех: благодаря ему растет хлеб, но сам он всегда голоден. Его удел — работа.

Почти во всех сказках образы угнетателей даются в противопоставлении угнетенному народу. Очень яркой в этом отношении является сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В ней показана немощность дворян, трудолюбие и умение мужика трудиться. Мужик честен, прямодушен, уверен в своих силах, сметлив, умен. Он может все: сварить суп в пригоршне, переплыть шутя океан.

Генералы в сравнении с ним жалки и ничтожны. Они трусливы, беспомощны, глупы.

Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению обывательщины. В сказке «Премудрый пискарь» главный ее герой Пискарь был «умеренный и либеральный». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться и побольше беречь себя.

Пискарь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не попасть в пасть щуки. Прожил он более ста лет, а когда пришло время умирать, то оказалось, что он ничего хорошего людям не сделал и никто его не помнит и не знает.

Во многих сказках Салтыков-Щедрин изображает тяжелую жизнь народа и призывает уничтожить несправедливый, бесчеловечный строй. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин обвиняет такой строй, который отстаивает интересы генералов, принуждающих работать на себя сильного, смышленого мужика.

Обратите внимание

В сказке генералы изображены как два тунеядца; это бывшие чиновники, дослужившиеся до генеральского чина. Всю жизнь они жили бездумно, на казенном довольствии, служили в какой-то регистратуре. Там они «родились, воспитались и состарились» и, следовательно, ничего не знали.

Читайте также:  Образ солнца и огня в литературе, живописи и музыке доклад, реферат, сообщение 8 класс

Очутившись на необитаемом острове, генералы даже не смогли определить, где какие стороны света находятся, и впервые узнали, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». В результате оба генерала чуть не умирают с голоду и едва не становятся людоедами.

Но после настойчивых и долгих поисков генералы обнаружили наконец мужика, который, положив под голову кулак, спал под деревом и, как им показалось, «самым нахальным образом уклонялся от работы». Негодованию генералов не было предела. Мужик в сказке олицетворяет весь трудовой многострадальный народ России.

Щедрин в своем произведении отмечает его сильные и слабые стороны. Слабая сторона — безропотность и готовность народа подчиняться при его огромной силе. Мужик на несправедливость генералов отвечает не протестом, не возмущением, а терпением и покорностью. Жадные и злые генералы называют мужика «лежебокой», а сами пользуются его услугами и жить без него не могут.

Возвратившись домой, генералы загребли в казначействе столько денег, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», а мужику лишь выслали «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!». Традиционные сказочные приемы приобретают у Щедрина новое применение: они получают политическую окраску.

У Щедрина вдруг оказывается, что спасший генералов от гибели и накормивший их мужик «мед-пиво пил», но, к сожалению, «по усам у него текло, только в рот не попало». Таким образом, сатира Щедрина направлена не только на представителей правящих кругов. Сатирически изображен и мужик. Он сам вьет веревочку, чтобы генералы связали его, и доволен своей работой.

Создавая яркие политические сказки, Щедрин не загромождает их обилием персонажей и проблем, строит ее сюжет обычно на одном остром эпизоде. Само действие в сказках Щедрина развертывается быстро и динамично.

Каждая сказка представляет собой небольшой рассказ-повествование с использованием диалога, реплик и рассказов персонажей, авторских отступлений-характеристик, пародий, вставных эпизодов (например, снов), традиционных фольклорных приемов и описаний. Повествование в сказках ведется почти всегда от лица автора.

Важно

Так, в основе сюжета уже рассмотренной сказки о двух генералах лежит борьба двух генералов с мужиком. Из вступления читатель узнает, что генералы служили в регистратуре. Но вот генералы «по щучьему велению» оказались на необитаемом острове. Они вынуждены искать мужика.

Первая встреча генералов с мужиком является завязкой сюжета сказки. Далее действие развивается стремительно и динамично. Мужик за короткое время обеспечил генералов всем необходимым. Кульминацией сказки является приказ генералов мужику: свить для себя веревочку.

Отсюда вытекает идея сказки: довольно труженикам мужикам, создателям всех материальных благ на земле, терпеть унижение и рабство. Развязка сказки наступает, когда мужик отправляет генералов в Петербург, на Подьяческую улицу. Он получил за свой нелегкий труд жалкую подачку — пятак.

В сказке есть резко очерченные детали внешнего облика генералов: веселые, рыхлые, сытые, белые, в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. В этом описании проявляется юмор, переходящий в сатиру. Важным композиционным приемом в сказке являются сны генералов, а также описание природы.

Широко используется Щедриным и прием художественной антитезы. Так, генералы, попав на необитаемый остров, несмотря на изобилие еды, беспомощны и едва не умирают с голоду. Зато мужик, хотя и ест мякинный хлеб, почти ничего не имеет, кроме «кислой овчины», создает на острове все необходимые для жизни условия и даже строит «корабль».

В сказках сатирик часто прибегает к иносказаниям: в образах Льва и Орла-мецената он обличал царей; в образах гиен, медведей, волков, щук — представителей царской администрации; в образах зайцев, карасей и пескарей — трусливых обывателей; в образах мужиков, Коняги — обездоленный народ.

Характерной чертой сатиры Щедрина является прием сатирической гиперболы — преувеличение некоторых поступков персонажей, доводящий их до карикатуры, до нарушения внешнего правдоподобия. Так, в сказке о двух генералах гипербола полнее раскрывает неприспособленность царских чиновников к жизни.

Таким образом, можно сказать, что умелое использование автором художественных приемов помогло сделать его сказки одними из лучших сатирических произведений мировой литературы.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Особенности сатирических сказок м. е. салтыкова-щедрина. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/osobennosti-satiricheskix-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Своеобразие сказок м. е. салтыкова-щедрина

Сказка — малый эпический жанр, истоки которого коренятся в устном народном творчестве. В основе сказки лежат вымышленные, фантастические или авантюрные события, а финал чаще всего оптимистический: добро побеждает зло. Как и большинство других эпических жанров, сказка параллельно существует в фольклоре и в форме авторского литературного творчества.

Форму народной сказки использовали многие писатели. Их литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Одним из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки стал цикл фантастических миниатюр М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Призванием М. Е. Салтыкова-Щедрина была политическая сатира, основным оружием — бичующий смех, социальным идеалом — общество равноправных, свободных, счастливых людей.

Совет

Для сатиры Салтыкова-Щедрина были обычны приемы художественного преувеличения (гипербола, гротеск), фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира.

Эти приемы приводили сначала к появлению сказочных эпизодов внутри произведений, а затем и к первым самостоятельным сказкам как к жанру. Именно сказки стали итогом многолетних жизненных наблюдений и размышлений писателя.

В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, в них широко используется гротеск и гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Но в отличие от народных сказок, сказки Салтыкова-Щедрина всегда острополитичны, в них ставятся самые животрепещущие вопросы современной ему жизни.

Каждая из сказок Щедрина — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идее возникает только после знакомства со всем сказочным циклом.

К жанру сказки Салтыков-Щедрин обратился еще в 60-е годы XIX века, создав три замечательных произведения: «Дикий помещик», «Пропала совесть» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Большинство же сказок цикла, состоящего из тридцати двух произведений, было написано в 80-е годы. Все сказки объединяются в цикл общими идеями и темами.

Основной смысл цикла — в развитии идеи непримиримости классовых интересов в эксплуататорском обществе, в стремлении поднять самосознание угнетенных, пробудить в них веру в собственные силы. Не случайно сборник сказок М, Е.

Салтыкова-Щедрина издатели-подпольщики назвали «Сказками для детей изрядного возраста», то есть для взрослых, вернее, для тех, кто не только размышляет о жизни, но в ком пробуждается осознание своего человеческого достоинства.

Обратите внимание

Почему писателем был избран именно этот жанр? Во-первых, для едкой обличительной сатиры хороша была аллегорическая форма, ведь иносказания — любимая сфера мастера эзопова языка.

Во-вторых, любая сказка заключает в себе или откровенное назидание (как мораль в басне), или фокусирует народную мудрость, идеальные представления.

В-третьих, язык сказок необыкновенно ярок и образен, что позволяет наиболее точно донести до читателя идею произведения.

По своему содержанию сказки Салтыкова-Щедрина больше всего похожи на бытовые или плутовские, но действующие лица в них (как в баснях или сказках о яшвотных) — звери, птицы, рыбы…

С волшебными сказками щедринские роднит использование традиционных зачинов, присказок: «жили да были» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), «в некотором царстве, в некотором государстве» («Дикий помещик»,.

«Недреманное око»), «в старые годы, при царе Горохе» («Дурак») и другие; «ни в сказке сказать, ни пером описать», «по щучьему велению, по моему хотению» и тому подобное; встречаются и троекратные повторы.

А дальше начинаются новаторские введения: в основе сатирической фантазии Щедрина лежат народные сказки о животных, и каждое животное наделено устойчивыми качествами характера: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осел беспросветно туп, а медведь глуповат и неуклюж.

Герои-животные вроде ведут себя, как им положено, но вдруг проскользнет что-то, присущее человеку, да еще принадлежащему к определенному сословию и живущему в то или иное историческое вре-мя(«премудрый пискарь», например, просвещенный, умеренно-либеральный, в «карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»).

Кроме всем известных по народным сказкам трусливого зайца, туповатого медведя, хищной щуки писатель придумывает новые обобщающие образы-аллегории: карась-идеалист, орел-меценат и другие.

Важно

Зло заключается не в частных злоупотреблениях отдельных воевод, а в звериной природе власти. В сказке «Орел-меценат» Щедрин показывает враждебность деспотической власти просвещению, а в «Богатыре» история российского самодержавия заключена в образе гниющего богатыря и завершена полным его распадом и поражением.

Обличению паразитической сущности господ посвящены сказки о диком помещике и двух генералах. Между ними много общего: и в том и в другом случае писатель оставляет господ наедине, освобожденными от кормильцев и слуг. По перед «освобожденными» от мужика господами открывается один единственный путь — полное одичание.

В сказке «Карась идеалист» писатель развенчивает драматические заблуждения русской и западноевропейской интеллигенции, примыкающей к социалистическому движению.

Карась-идеалист исповедует высокие социалистические идеалы и готов к самопожертвованию ради их осуществления, он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук.

Но дело совсем не в «злых» и «неразумных» щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно — у них тоже «комплекция каверзная».

С негодованием и болью пишет Салтыков-Щедрин о трудящихся, жизнь которых можно приравнять только к каторге («Коняга»).

«Работой исчерпывается весь смысл его существования, для нее он зачат и рожден, вне ее он не только никому не нужен, но как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб».

Писатель возмущен пассивностью народа, каким-то врожденным холопством: умный мастеровитый «мужичина» в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» не только беспрекословно служит генералам, но и всячески унижается перед ними: им нарвал спелых яблок, а себе взял одно кислое; по требованию «хозяев» сплетает себе веревку и сам же себя привязывает, «чтоб не убег». Это предел абсурдности холопского поведения, но в этом проявляется и главная особенность сказок Щедрина — сочетание смешного и трагического.

Тем не менее, вера Салтыкова-Щедрина в свой народ, в свою историю остается неизменной. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплотил в сказке «Христова ночь». Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж.

Совет

На всем лежит печать сиротливости, все скопано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. По раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос.

Воскресает, чтобы словами «Мир вам!» к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймить «мироедов», но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие.

На наших глазах совершается страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.

«Я люблю Россию до боли сердечной», — писал Щедрин. И все его творчество, вся жизнь — яркое тому доказательство.

Источник: http://www.testsoch.info/svoeobrazie-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector