Сочинение отзывчивость в рассказе матренин двор солженицина

Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

В рассказе «Матренин двор» Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе.

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием «Матренин двор». Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева.

Писатель специально указывает, что живет героиня на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы», в российской глубинке.

Обратите внимание

Солженицын описывает судьбу простой русской женщины, пожилой крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой, ее безрадостную жизнь и страшную смерть на железнодорожном переезде. Вокруг героини развивается сюжет произведения.

Повествование ведется от имени учителя-интеллигента Игнатьича, который пишет за столом с тусклой лампой «что-то свое». Он выступает в роли наблюдателя-летописца, цель которого — понять характер Матрены и все, «что с нами происходит».

Мы узнаем, что рассказчик отбывал срок в лагерях, был в ссылке в «горячей пустыне». Он трепетно относится к благостной народной жизни, ее мудрости и доброте. Учитель сам становится персонажем рассказа.

Благодаря его участию в произведении разрабатывается тема знакомства и сближения интеллигента с крестьянином, также известная в русской литературе.

Рассказ состоит из трех глав. В первой главе учитель ищет себе пристанище и знакомится с Матреной. Повествователь описывает пейзаж, интерьер, рисует внешний вид и привычки хозяйки, отмечает ее необычность, отличие от окружающих.

Далее автор рассказывает историю жизни Матрены в ее воспоминаниях. У Матрены непростая судьба, она много пережила. У нее была несчастная молодость, а теперь беспокойная старость. Героиня полна добра и жизнелюбия.

Она не задумывается над философскими вопросами жизни.

Во внешности этой женщины уже с молодых лет было что-то странное, непонятное окружающим. Она живет в своем мире, чужая для всех, подвергается постоянному осуждению: «В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!..

» Автор показывает многочисленных лицемерных и расчетливых соседок и родственниц Матрены. На ее фоне они выглядят как бледные тени или кричащая толпа.

Автор полагает, что в жизни нужно смириться и в то же время уметь бороться за жизнь, духовность, нравственность и доброту.

Важно

Повествование строится на противопоставлении бескорыстной Матрены жадным «до всякого добра» Фаддею, деверю Матрены, ее золовкам, приемной дочери Кире с мужем и другим родичам. Почти все в деревне хотят обогащаться. Колхоз работает из рук вон плохо. Председатель не обеспечивает топливом, нет вил и лопат, на работу сгоняют стариков и инвалидов, которым не платят денег.

Матрена не может держать корову, потому что нигде нельзя косить траву для нее, везде запрещено. Героиня никогда не гналась за богатством, спокойно переносила отсутствие вещей, не хотела копить деньги, чтобы что-то купить, «а потом беречь пуще жизни». Никогда Матрена не гналась «за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».

Она виновата перед родственниками, «что не скопила имущества к смерти».

Даже погибла Матрена, пытаясь помочь мужикам на переезде. Катастрофа произошла от жадности крестьян. Фаддей хотел за один раз перевезти горницу на новое место, а погибший тракторист — заработать денег за одну ходку трактора. Жадность обернулась преступлением, погубила людей.

Более того, Фаддей три дня до похорон жертв аварии пытался собрать бревна, оставшиеся от горницы.

«Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду.

Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Послушав разговоры окружающих, Игнатьич приходит к выводу: «…Фаддей был в деревне такой не один».

После смерти от Матрены остались коза, колченогая кошка да фикусы, но и за это наследство ее отвратительные родственники чуть не передрались. От раздела имущества через суд отказались только потому, что «суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету».

По мнению писателя, жажда собственности — это национальное бедствие. Он недоумевает, как можно словом «добро» называть имущество. «И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Терять душу, совесть, доверие, любовь не стыдно, не глупо, не жалко.

Совет

Даже тетя Маша, «полувековая подруга» Матрены, не забывает попросить у Игнатьича разрешение забрать из сундучка Матренину вязанку, которую та якобы завещала ее дочке: «Утром тут родня налетит, мне уж потом не получить».

Описание поминок пронизано горькой иронией. Собравшиеся односельчане не понимают, кем в действительности была Матрена, они по-прежнему мелочно-суетливы. В речи автора появляются проповеднические и обличительные интонации. О церковной службе говорится в анекдотической манере, «вечную память» поют уже совершенно пьяные люди, которые не испытывают никаких чувств к покойной.

Именно повествователь оказался единственным человеком, способным увидеть в Матрене праведницу. Автор выступает в защиту героини от ее ближайшего окружения.

Идея рассказа у писателя выражается не только при помощи образов, но и за счет настойчивых авторских комментариев, дидактических объяснений.

В конце рассказа он говорит о цели жизни Матрены на земле среди людей: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Источник: http://www.sochuroki.com/tema-nravstvennosti-dobroty-beskorystiya-trudolyubiya-po-rasskazu-a-i-solzhenicyna-matrenin-dvor/

Рассказ «Матренин двор» как пример доброты и жестокости

В произведении «Матренин двор» Солженицыну удалось показать истинно милосердного, отзывчивого, абсолютно доброго и праведного человека. Этим человеком была главная героиня рассказа — Матрена, одиноко жившая в своей горнице в поселке «Торфопродукт», куда к ней позже подселился рассказчик этой трагичной истории.

Вся жизнь Матрены состояла из черной полосы бед и несчастий. Любимый человек и жених, Фаддей, ушел на войну и пропал без вести на фронте. По настоянию родителей Фаддея Матрена вышла замуж за его родного брата, к которому она не испытывала никаких чувств.

Позже выяснилось, что Фаддей не погиб, а попал в плен. Вернувшись домой, он не смог принять брак своей бывшей невесты, и возможно, убил бы обоих, если бы Ефим не был ему братом. Детей у Матрены и Ефима не было, все они умерли, не прожив и трех месяцев, из-за чего односельчане заклеймили Матрену порченой.

Скоро умер и Ефим, оставив Матрену совсем одну.

Рассказ «Матренин двор» как пример доброты и жестокости

Другой человек мог озлобиться от несчастной и тяжелой жизни, но в душе Матрены осталось много нерастраченной любви, возможно, именно сложная судьба сподвигла ее на самоотверженную помощь ближним, проявив в ней такие качества личности как доброта, отзывчивость, душевная щедрость.

Потеряв возможность заботиться о детях и муже, Матрена взяла на воспитание дочь Фаддея, чтобы искренне любить и заботиться о ней в течение десяти лет, как о своей родной дочери.

Этот поступок, как и другие ее поступки, показывает всю глубину доброты и праведности Матрены, недаром первый вариант названия рассказа Солженицына, забракованный редактором, был «Праведница».

Матрена никогда не отказывала в помощи окружающим людям, часто выполняла для них тяжелую, «мужицкую» работу.

Спасло ли это Матрену от жестокости окружающих? Нет, несмотря на все, что она делала для ближних абсолютно безвозмездно, искренне, руководствуясь лишь желанием помочь, люди сторонились ее и обращались к ней, только когда им было что-нибудь нужно.

Доброту и отзывчивость Матрены односельчане считали слабостью и беззастенчиво ей пользовались, что в итоге привело к смерти праведницы.

Бывший жених проявил по отношению к Матрене большую жестокость, лишив ее последнего имущества, ветхой горницы, которую Матрена согласилась отдать приемной дочери как наследство еще до своей смерти.

Обратите внимание

Зависть и жажда наживы в сердцах людей затмили последние остатки человечности, и Матрена погибла, когда помогала перевозить свою разобранную горницу через железнодорожный переезд.

Виновник смерти Матрены не только не пожалел о своем поступке, но даже не пришел на ее похороны.

Произведение Солженицына ясно показывает отношение общества эгоистичных и жестоких людей к доброте и милосердию, в глазах таких людей добрый человек становится лишь средством получения выгоды, возможностью поживиться за чужой счет. По словам автора, на добрых людях держится мир, но таких людей, как правило, единицы, они не могут преодолеть жестокость окружающего мира и изменить его к лучшему.

Предыдущая статья

Рождественский пост 2018-2019 года какого числа?

Следующая статья<\p>

Как выбрать японские капли для глаз?

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник: https://interotvet.ru/gde-nayti-primer-sochineniya-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html

А был ли праведник? (по рассказу а. солженицына «матренин двор»)

Сочинения › Солженицын А.И. › Матренин двор

Готовые Домашние Задания

Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: «Праведник — человек, живущий во всем по закону Божьему». То есть безгрешный.

Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное и жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность — это подвижничество, духовный подвиг. Но что же автор предлагает как доказательство святости Матрены?

Не выращивает поросенка, да, но почему? Потому что убийство зверей грех, да нет, нигде не указано на ее вегетарианство.

Значит, что-то иное, может, просто лень, вот и огород с довоенных пор не удобрен, да и коза грязно-серая, значит, несмотря на свою «занятость», она почти ничего не делала, может, ее просили помочь, и несколько просьб указаны, но ведь упоминается, что бабы пахали огороды друг друга и Матрёнин пахали, просто не хотела жить для него, не хотела и все тут.

Читайте также:  Характеристика и вадик вадика в рассказе распутина уроки французского сочинение

Попробуем иначе, так, как принято писать в школьном сочинении. Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матрёнин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности.

Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора. В третьем случае «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрёне.

В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен, безусловно, тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь идет уже не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека.

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрёну при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрёниной избы после смерти Матрёны и при ее жизни; нелепая гибель Матрёны. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село», — пишет Солженицын. Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключает ся в том, что на самом деле все не так, как в действительности. Матрёна — это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрёна доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

И опять возникает внутренний протест. Матрёна жила так, как хотела она, а не Бог. Так где же тут праведность? Так и стоит село без праведника. И город. И страна наша.

Сочинения по теме:

  • Пессимизм современной литературы на примере рассказа А. Солженицына «Матренин двор» сочинение
  • Истинная гордость нации русской (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») сочинение
  • Кризис нравственности в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» сочинение
  • Нравственно-социальная проблематика автобиографических рассказов А. Солженицына сочинение

Источник: http://1soch.ru/soljenicyn-ai/matrenin-dvor/a-byl-li-pravednik-po-rasskazu-a-soljenicyna-matrenin-dvor

Сочинение Матренин двор

Рассказ Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” был написан в 1959 году и через несколько лет опубликован в журнале “Новый мир”. Первоначально рассказ должен был называться “Не стоит село без праведника”, Само произведение написано в рамках так называемой “деревенской” прозы.

Жизнь деревни и ее обитателей составляет содержание подобных произведений. Их отличают простой язык, внимание к бытовым деталям, подробности в описании деревенского жизненного уклада. Однако А. И. Солженицын этим не ограничивается.

Его рассказ несет более глубокий смысл: в нем создан образ человека, который живет не для себя, а для других, образ праведника.

Важно

Повествование ведется от лица рассказчика, который поселяется в деревне Тальново. Он снимает комнату у одинокой пожилой женщины Матрены. Читательузнает подробности жизни героини.

Детально описан дом Матрены (большие фикусы в кадках по всей просторной избе) и его обитатели: колченогая кошка, мыши, тараканы. Еще в хозяйстве есть коза.

Женская судьба Матрены Васильевны не сложилась: вышла замуж за нелюбимого, не дождавшись с войны жениха. Ее жизнь вертелась вокруг хозяйства и огорода.

Героиня всю жизнь проработала в совхозе за “палочки-трудодни”, пенсии ей не полагается. Матрена Васильевна одинока. Она потеряла мужа и похоронила детей: из шестерых ни один не дожил до трех месяцев. У нее осталась только воспитанница Кира, которая вышла замуж и уехала.

Несмотря на одиночество и перенесенные невзгоды, Матрена не утратила жизнелюбия и бодрости духа. Она всегда готова прийти на помощь односельчанам бескорыстно и искренне. Матрена всей душой откликается на чужое горе. Любовь к труду – основное качество героини. “У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа.

Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель.

Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.

Доброта Матрены Васильевны не показная, а искренняя. Поэтому она отдает воспитаннице Кире и ее мужу свою горницу, хотя для этого пришлось сломать крышу ее дома. “Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда. Ни добра своего не жалела Матрена никогда.

И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. .. А для Матрены было это – конец жизни”. Безотказная героиня помогает в колхозе вывозить навоз, помогает соседям в пахоте и уборке урожая, не принимая никакой платы за свой труд.

Часто у Матрены не остается ни сил, ни времени для собственного хозяйства.

Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление Матрены помочь другим и стало причиной ее гибели. Но и после смерти никто не вспомнил о добром нраве и трудолюбии героини.

Родственники принялись делить нехитрое наследство Матрены. И только рассказчик сожалел о ее смерти и испытывал душевную боль: “Нет Матрены. Убит родной человек”. Героиня осталась непонятой даже близкими людьми: “За обзаводом не гналась. ..

даже поросенка не держала. .. и, глупая, помогала чужим людям бесплатно” .

Матрена Васильевна оказывается единственным человеком, способным на сострадание и на доброту. Она не ждет благодарности или вознаграждения за свои дела. Доброта, бескорыстие и любовь к людям для нее – образ жизни.

Совет

Такие люди живут среди других незаметно и тихо. В образе Матрены воплотился русский национальный характер, его праведность, которая постепенно уходит из современной жизни. Она “тот самый праведник, без которого. .. не стоит село. Ни город.

Ни вся земля наша”.

(1

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-matrenin-dvor/

Комплексный анализ произведения «Матренин двор» А. И. Солженицына

В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины – Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.

Само название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности.

Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора.

В третьем случае – «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.

В каждом из приведенных выше мною значений слова «двор» заключен безусловно тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях преобладает страх за себя, свою жизнь, без помощи того, другого, судьба которого их никогда не волновала. «Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев.

Обратите внимание

Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл.

«Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стереглаИ никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушаласьЕ(И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!)».

Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать.

«И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Читайте также:  Анализ рассказа дочь ивана, мать ивана распутина

Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле всё не так, как в действительности.

Матрёна – это противопоставление той действительности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.

В центре рассказа Александра Исаевича судьба деревенской женщины, проработавшей всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки». Давайте проследим за жизнью этой замечательной женщины.

Рассказ начинается с того, что рассказчик, от имени которого ведется повествование, Игнатич, возвращается в Россию из пыльных, жарких степей Казахстана и поселяется в доме Матрены Васильевны.

Возникает вопрос: кто такая Матрена ВасильевнаЭто одинокая, потерявшая мужа на фронте, похоронившая шестерых детей женщина; а «…как стала сильно болеть и из колхоза ее отпустили». Скудным убранством и единственным украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало да два ярких плаката.

Но в размеренных, колоритных зарисовках постепенно предстает перед читателем образ не просто одинокой и обездоленной женщины, а редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без нее.

Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила ее на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные дела. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать.

Однако какова плата за ее доброДля единственной козы Матрена не может собрать сена: «…у полотна не скоси», «в лесу косить нету», «…в колхозе мне не велят». А как бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о пенсии.

Но еще острее была проблема с топливом: «Не давали торфу жителям, а только везли начальству да кто при начальстве». Вот и приходилось бедным деревенским женщинам собираться по нескольку человек для смелости и носить торф тайком в мешках. И эта страшная действительность пугает читателя, настораживает: «Неужели Матрена Васильевна всегда так жила: воровала торф, впрягалась в соху, обивала пороги в сельсовете»

Рекомендуем почитать ►

Лингвистическая теория метафоры

Важно

Во второй части рассказа мы узнаем о молодости героини. Уже в юности судьба круто обошлась с Матреной: не дождалась она своего любимого, Фаддея, пропавшего на войне без вести, а смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата как бы предрешили ее судьбу.

И она решилась войти в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища оправдания, Матрена говорит: «Мать у них умерла… Рук у них не хватало».

Но жестокая жизнь возвращает Фаддея, который произнес то, что будет эхом звучать в сердце героини всю жизнь: «…если б то не брат мой родной я бы вас порубил обоих».

Вот такой была одна-единственная любовь Матрены Васильевны. Но был еще тот один день, когда все показали свое отношение к этой праведной, на мой взгляд, женщине.

Возвращение Фаддея напомнило Матрене о прекрасном прошлом. Сколько лет ее сердце грело вспыхнувшее однажды и не погасшее чувство! А Фаддей. Ничто не дрогнуло в нем при виде мертвой Матрены.

Сразу после похорон он заботился только о разделе ее имущества и успокоился только тогда, когда перевез к себе домой на санках доставшиеся ему сарай и забор.

А золовка как о ней отзывается: «…и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; … и глупая, помогала чужим бесплатно…». А по-моему, это не глупость, а благое дело.

Разве многие из нас могли бы помочь чужим людям «бесплатно»А она могла, так как Матрена «не похожая на других», «незаурядная», «особенная». Но точнее всех выразился сам писатель: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша…».

Источник: http://www.getsoch.net/kompleksnyj-analiz-proizvedeniya-matrenin-dvor-a-i-solzhenicyna/

Проблема одиночества. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»

Сочинение ЕГЭ: Проблема одиночества. А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»

Познакомившись с одним из произведений Александра Исаевича Солженицына — «Матренин двор», я могу смело сказать, что оно стало одним из моих любимых в творчестве данного писателя..

В своем рассказе автор описывает сразу несколько нравственных проблем. Одна из них – это проблема одиночества. Прочитав буквально несколько страниц этого замечательного произведения мы уже можем заметить, что главная героиня рассказа – Матрена живет в одиночестве.

В пример можем привести цитату из текста: «…Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны…». Но не смотря на этот, достаточно омрачающий факт одинокой жизни Матрены, она не чувствует себя такой уж и одинокой. Ее одиночество скрашивает труд.

Совет

Вся ее жизнь посвящена различного рода труду, работой по хозяйству.

Автор пишет: «…Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом…». По описанию Александра Исаевича Солженицына главная героиня рассказа представляется нам, как: сильная и независимая женщина, с волевым и незыблемым характером.

Я согласна с мнением автора, и его описанием Матрены, что он ее представляет читателю, как женщину «стального характера», но также мое мнение и расходится с авторским. Я считаю, что Матрена сильна духом, но все это из-за того, что она одинока. Ей явно нахватает любви, тепла и поддержки близких ей людей.

Говоря об одиночестве главной героини рассказа Солженицына «Матренин двор» сразу вспоминается роман Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи». Это произведение отлично подойдет для описания героя, который так же находится в состоянии одиночества, как и Матрена. В своем романе, автор описывает проблему одиночества Мечтателя, счастье, которое он так хотел приобрести – не нашел.

Герой знакомится с прекрасной девушкой — Настенькой, в которой он находит свое спасение от одиночества. Однако Настенька, оставшись верна своему чувству, бросает мечтателя, но извиняется за предательство в письме.

Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Человеку не присуще одиночество, это мука. Поэтому вся жизнь — это поиск счастья. А творческого человека, которого разрывают противоречия, эти иллюзии манят и ранят еще сильнее.

Мечтатель остается одиноким в холодном, не понимающем его городе.

Следующим прекрасным произведением, для примера вышеизложенного материала, можно привести роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой находится в одиночестве, погруженный в собственные мысли, и не может найти отдушина для своей «неспокойной души».

Так проанализировав несколько произведений известных и полюбившихся всем авторов, мы можем сказать о том, что проблема «одиночества» занимала центральное место в произведениях многих русских писателей и поэтов. Так мы видим, на примере нескольких произведений, трагичность судеб героев романов.

Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что судьба героев романов Достоевского и Пушкина – трагична, так же, как и судьба главной героини рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Все три произведения повествуют о несчастной судьбе главных героев, которые так или иначе не смогли найти счастья в этом огромном мире.

Текст А.И. Солженицына

Обратите внимание

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, — и из колхоза её отпустили.

Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца.

Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал.

Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать — дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день.

Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я. Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом.

А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой. — Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна! — Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Читайте также:  Сочинение по картине левитана осенний день. сокольники описание для 5, 8 класса описание

— Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А.И. Солженицын, «Матрёнин двор».

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_odinochestva_a_i_solzhenicyn_matrjonin_dvor/2018-05-05-7274

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией.

Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь.

Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься.

Важно

И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.     Железная дорога чёрной змейкой убегает за горизонт, по ней всё так же проносятся поезда, где-то быстрее, где-то медленнее.

Но “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани, ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход”. Нет, пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость. Только машинисты знали и помнили, отчего это всё.

Да Игна-тич, повествующий о той горько-нелепой трагедии от первого лица.     “Матренин двор” — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, — о жизни в социалистическом государстве.

Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”, отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич.

    Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти тирана.

Люди ещё не знают, как жить дальше: из “пыльной горячей пустыни” бесчисленных лагерей они попадают “просто в Россию”, чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — “без жары, с лиственным рокотом леса”.

Ещё год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли. А теперь извольте — можете учительствовать.

В отделе кадров, куда следовало обратиться по вопросу трудоустройства, “кадры уже не сидели за чёрной кожаной дверью, а за остеклённой перегородкой, как в аптеке”. Воздух был просто наэлектризован свободой. Подождёшь, пока объяснение всем твоим странностям найдут, каждую букву в документах “перещупают” , походят из комнаты в комнату, куда-то позвонят, — и ты трудоустроен.

    В тот год быстрых перемен, когда “повелось по две — по три иностранных делегации в неделю принимать”, рассказчик возвращается в новый мир из тех краёв, откуда ещё недавно живым мало кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке, “где не обидно бы и жить и умереть”, в Высоком Поле. Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днём ниоткуда не слышно радио и всё в мире молчит. Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали. Что ж, благородные работники отдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу в Торфопродукт, куда легко можно было приехать, но уехать — невозможно. В этом посёлке смешались две эпохи — “однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остеклёнными верандами, домики пятидесятых”. Но жители и тех и других в равной степени вдыхали вонь и копоть из фабричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголке России! А ведь там, откуда приехал рассказчик, “дул такой свежий ветер ночами и только звёздный свод распахивался над головой”. Но лучше свободно вдыхать фабричные выхлопы, чем наслаждаться красотами природы за колючей проволокой.     На торфяном посёлке скитания рассказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке с ничего не говорящим названием — Тальново, в доме “с четырьмя оконцами вряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком”. Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым жёлтым, больным лицом — хозяйку звали Матрёна. О ней мы узнаём гораздо больше, чем о рассказчике. Эта женщина с незатейливым, деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: “не за деньги — за палочки”. Пенсию ей не платили. У Матрёны в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы. “Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матрёнину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между брёвнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком”. Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии. Желание выполнить работу наверняка, чтобы потом переклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами для животного (“кошка сердито смотрела вслед шуршанию мышей, а достать не могла”) и людей. Матрёна Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршанье мышей, непрерывном, как далёкий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи. Шуршанье было их жизнью.     Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, “тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках”. Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.     Матрёна Васильевна — человек не от мира сего. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна напоминает библейскую героиню Марию.     Матрёна у Солженицына- — воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Её дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных — чтобы продолжить род людской.     Матрёна — праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева “Живые мощи”, Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно.     Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Однако смерть героини — горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрёну отдать ему её горницу. Безотказная Матрёна остро ощущает вину перед Фаддеем: незадолго до Первой мировой войны она стала его невестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеева брата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрёны и её смерть. Быть может, она и предчувствовала неладное: боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то — поезда. Под поезд она и попала… Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

    Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведника” — по русской пословице. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведённым порядкам.

Совет

Даже после смерти Матрёны, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. “Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым _лицом усопшей”.

Плач родственников был “своего рода политикой”: в нём каждый излагал свои собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что “в смерти её мы не виноваты, а насчёт избы ещё поговорим!” Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше.

И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо.

    Рассказ “Матрёнин двор” невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу — Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/4671-sochinenie-po-rasskazu-a-i-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Ссылка на основную публикацию