Сочинение по картине фельдмана родина 9 класс описание

Сочинение по картине Фельдмана «Родина»

Картина «Родина» — одно из полотен В.А. Фельдмана, которым автор попытался донести до каждого из нас всю значимость и глубину этого слова.

Главное место на полотне занимает солдат — молодой светловолосый парень в длинной шинели. Он прислонился к белому стволу берёзы и заворожено смотрит вдаль. Он долго был в чужом краю, истосковался по родному дому и наконец-то вернулся. Деревня совсем рядом, видны уже и дома, но солдат не торопится к ним.

Он остановился на пригорке, поросшем пожелтевшей травой, погладил шершавой ладонью белоснежную кору и замер, любуясь неброской красотой родных мест. Золотистый ковёр под его ногами украшают последние осенние цветы, но солдат не замечает их. Он полной грудью вдыхает прохладный осенний воздух и не может надышаться.

Воспоминания о чём-то близком и родном роем кружатся в голове парня. Лёгкая улыбка коснулась его губ. Быть может, он вспомнил, как ещё мальчишкой носился между этих берёз с друзьями или как здесь же, под этим деревом, впервые встретился с понравившейся девчонкой.

Обратите внимание

Ведь память наша тщательно хранит все эти мелочи, которые делают жизнь яркой и неповторимой.

Так что же такое «Родина»? Это не только страна, в которой человек родился. Это простое и привычное слово хранит в себе так много дорогих сердцу, милых мелочей. Родина — это знакомый с детства дом, улица, по которой бегал с друзьями, речушка с прохладной и чистой водой, старые деревья в большом саду.

Иногда людям кажется, что где-то далеко есть места получше, чем то, где они родились. Но если доведётся долгое время не видеть родных мест, тогда смотришь на них по-другому. Вот и этот парень после долгих лет разлуки не может теперь насмотреться на, казалось бы, обычную картину. Он словно в первый раз увидел и эти берёзы, и бледно-голубое небо с белыми облаками.

На полотне практически нет ярких красок. Солдатская шинель по цвету сходна с полями вокруг деревни. Это создаёт ощущение единства человека и природы.

Фигура солдата занимает большую часть полотна, но автор назвал свою картину «Родина».

Так кто же тогда главный герой на этом полотне — солдат или природа? В этом и есть особенность живописи, что каждый из нас может по своему усмотрению истолковать сюжет, изображённый кистью мастера.

Мысли героя, его чувства, общее впечатление от картины — всё это каждый из нас ощущает по-своему. И для меня название картины только подчеркивает всю глубину чувств, испытанную солдатом при виде родных мест.

Меня особенно привлекает взгляд солдата. Он долго добирался домой, скорей всего, устал с дороги, но глаза его светятся радостью. С высоко поднятой головой парень смотрит вдаль с надеждой на то, всё теперь в его жизни будет хорошо. Создаётся впечатление, что разлука с родными и близкими сделала солдата сильным и целеустремлённым. Он сможет, он добьется того, чего сам захочет достичь.

Важно

Хотя на картине изображена осень, да ещё к тому же день не солнечный, всё же от нее веет какой-то теплотой, стремлением к чему-то новому. Хочется верить, что эта разлука была последней.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-feldmana-rodina.html

Сочинение по картине В.Фельдмана «Родина»

Сочинение по картине В. П. Фельдмана «Родина»

Фельдман Владимир Петрович (1924-1961)

Советский живописец. Родился, жил и работал в Москве.В 1948-1952 гг. учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. После этого проходил аспирантуру в Высшем педагогическом отделении при МХПУ имени М.И. Калинина до 1955 года.

С 1956 года принимает постоянное участие в городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 по 1961 год.

Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией».

Фельдман Владимир Петрович – известный художник в жанре военного искусства. Его молодость проходила в годы Великой Отечественной войны. Большинство его картин военной тематики. Одно из таких произведений – картина «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников.

М.И. Кутузов и А.С. Фигнер на Военном совете в Филях (Музей-панорама Бородинская битва)1958 год

Ананьев Михаил Ананьевич (1925) Фельдман Владимир Петрович (1924—1961) «Тревога на пограничной заставе» 1950

Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к картине «Штурм Рейхстага», 1960 г.

Фельдман Владимир Петрович (1924-1961) Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин. 1961

В. П. Фельдман «Родина»

Родина – исходное значение – «семья», далее – «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./

Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину. / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

Что представляет собой родина солдата?

Что представляет собой родина солдата?

(Средняя полоса России, деревня)

Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

(Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

Почему остановился у берёзки, обняв её?

Куда устремлён его взгляд?

Почему остановился у берёзки, обняв её?

Куда устремлён его взгляд?

(Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

О чём говорит его одежда, поза?

О чём говорит его одежда, поза?

(Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане.

Он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

О чём он думает?

О чём он думает?

(Живы ли родные, здоровы ли они?)

Что чувствует?

Что чувствует?

(Радость — вернулся домой, остался жив, смог, дошёл; грусть —как там друзья, с которыми еще недавно шёл в бой, с которыми делил простые радости и невзгоды фронтовой жизни; волнение – ждут ли его дома?)

Какие краски подобрал художник?

О чём это говорит?

Какие краски подобрал художник?

О чём это говорит?

(Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

план сочинения:

1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.

2.Описание картины «Родина», смысл названия:

— главный герой картины;

— изображение деревенского пейзажа;

3.Чувства, вызываемые картиной.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/sochinieniie-po-kartinie-v-fiel-dmana-rodina.html

Сочинение по картине «Родина» Фельдмана 9 класс

Передо мной полотно художника Фельдмана, картина посвящена военной тематике, здесь представлена история одного солдата, мимо которого не прошла война. Картина называется  «Родина». Родина занимает важное место в душе каждого из нас. Если мы куда-то надолго уезжаем, нас тянет назад, туда, где мы родились, прожили большую часть жизни.

Вот и здесь представлена долгожданная встреча с ней.     Я вижу солдата, который только что вернулся с войны, долгие годы он сражался за её свободу и вот, наконец, он с чистой совестью возвратился домой. Он не знает, как жили все эти годы его родные и близкие и вообще живы ли они. Как там его деревня, существует ли она до сих пор, или враги стерли её с лица земли.

А что будет, когда он вернется? Как сложится  послевоенная жизнь? Все эти мысли сейчас в его голове.  Он решил остановиться около давно знакомой ему березы. Ощутить знакомый аромат. Посмотреть на мирное небо над головой, без вражеских самолетов, бомбежек. Он смотрит в него и не верит, что наконец-то это все закончилось.

Совет

На его пути встретилась именно береза, символ России, грациозная, стройная, изящная. Солдат одет в военную форму,  за плечами у него вещевой мешок.  Он с радостью и грустью смотрит вдаль, он рад тому, что война закончилась, но какой ценой удалось это сделать! Он вспомнил погибших товарищей, разрушенные города, ни в чем не виновных жителей этих городов.

     На втором плане видны молодые березки, где-то вдали дома, луга, поля. Привлекает чистое небо, на нем нет ни одной тучки, по нему плывет много перистых облаков. На земле лежит пожелтевшая трава, кое-где растут яркие полевые цветы.  При написании картины мастер не использует яркие цвета, все оттенки, используемые при написании картины, приглушенные.

  На картине много темных оттенков, это и одежда солдата, и деревня, светлыми красками художник рисует небо и березы.

     Картина заставляет задуматься о судьбе этого солдата, вспомнить о великой отечественной войне.  Хочется надеяться, что когда солдат вернется домой,  все его родные будут живы и с радостью его встретят.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

    • Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, сочетает в себе элементы классицизма и является сатирическим и обличительным произведением. Главная роль в произведении, несомненно, принадлежит Александру Андреевичу Чацкому, основному противнику Фамусовского общества.Чацкий — комедийный персонаж. Этот герой постоянно «мечет бисер перед свиньями», с горячностью рассказывает…
    • Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, сочетает в себе элементы классицизма и является сатирическим и обличительным произведением. Главная роль в произведении, несомненно, принадлежит Александру Андреевичу Чацкому, основному противнику Фамусовского общества.Чацкий — комедийный персонаж. Этот герой постоянно «мечет бисер перед свиньями», с горячностью рассказывает…
    • Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания…
    • Роман Пушкина «Евгений Онегин» очень часто называют энциклопедией русской жизни. Причина тому – показанная в произведении жизнь всех сословий, культура, обычаи русского человека, а также подробно описанные русские пейзажи.Первым энциклопедичным персонажем, который встречается в романе, является Евгений Онегин. Он – образ всего светского общества, жившего в 19 веке. Евгений не слишком образован,…
    • Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и…
    • Читая комедию Грибоедова, мы словно переносимся в тот далекий девятнадцатый век, становимся очевидцами. Всё это благодаря реалистичному и яркому описанию, не дающему нам усомнится в подлинности происходящего. Александр Сергеевич очень правдив, он дает каждому герою свою характеристику и высмеивает его пороки. Привлекает и язык произведения. В каком еще произведении вы найдете такое количество…
    • «Горе от ума» – известная комедия Александра Грибоедова, знакомая практически каждому читателю. Несмотря на то, что произведение было впервые напечатано на русском языке в 1833 году, представления о человеческих и социальных ценностях, описанные в пьесе, актуальны и сегодня. Грибоедов в произведении затрагивает актуальные вопросы своего времени, касающиеся устройства общества, морали,…
    • » Евгений Онегин » — роман, в котором отразился век. В романе переплетены история и современные поэту события.   Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми….
    • Читая «Горе от ума», можно встретить в нем сегодняшних героев. Автор вскрывает пороки российского общества.Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный…
    • Умел ли  Печорин  любить?  Если проанализировать его отношения с Белой, Мери и Верой, то можно утверждать, что к этому  прекрасному и возвышенному чувству герой относится   бездумно . Главная причина в том, что Печорин  — эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам…
Читайте также:  Сочинение симеонов-пищик в пьесе чехова вишневый сад

Источник: https://www.shollklass.ru/sochineniya-9-klass/5794-sochinenie-po-kartine-rodina-feldmana-9-klass

Сочинение по картине фельдмана родина 9 класс

Владимир Петрович Фельдман является известным художником, творчество которого связано с жанром военного искусства. Молодость художника прошла в годы, когда свирепствовала война, и всех призывали на фронт. Поэтому совсем не удивительно, что большинство работ Фельдмана связано с военной темой.

Одним из ярких и впечатлительных художественных произведений этого автора стала картина, которая называется «Родина9raquo;. Зрители познакомились с этим полотном художника в пятидесятые годы.

Великая отечественная война уже закончилась, но ее отголоски еще долго будут отображаться в работах многих художников.

На картине Владимира Фельдмана «Родина9raquo; мы видим солдата, который после завершения страшной войны возвращается к себе домой. Его путь лежит через родные места. Солдат останавливается, чтобы налюбоваться близкими сердцу березами.

Его путь домой был долгим, ведь на полотне изображена уже поздняя осень. Трава начала подсыхать, ее художник изобразил в желтых тонах. Березы на картине стоят без листьев, они давно уже отпали. Небо нарисовано с тучками, сквозь которые пробиваются солнечные лучи.

Каждая березка для солдата, вернувшегося с войны, родная и близкая. К одной из них он прислонился. Его душа радуется, что он на этой жестокой войне остался жив и скоро увидит свою семью, обнимет жену и ребятишек. Их жизнь станет, как и прежде: счастливой и радостной.

Этот момент для служивого самый прекрасный на свете.

Солдата художник изобразил в военном обмундировании, на нем теплая шинель, а за плечами виднеется рюкзак. В выразительных глазах мужчины присутствует одновременно и радость и скорбь. Да, ему удалось выжить, а, сколько людей так и осталось лежать на полях сражений. Им уже никогда не увидеть этих березок, этого русского раздолья, русской природы, родных и близких.

Может быть, на картине «Родина9raquo; именно себя автор и изобразил. Ведь он тоже воевал и вернулся домой. Картина впечатляет своей правдивостью, дает возможность задуматься о нашем времени, которое мы должны сохранить для наших потомков мирным и счастливым.

Сочинение » Родина — Фельдман » Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина» 9 класс

Фельдман Владимир Петрович родился в 1924 году. Советский живописец жил и работал в Москве. Он написал немалое количество работ, заслуживающих внимания. Художественная работа «Родина9quot; является гордостью В.П. Фельдмана.

Обратите внимание

Картина «Родина9quot; была написана великим художником в 1950-х годах. Творчество мастера в большинстве картин связано именно с военной тематикой. И это совершенно не удивительно, многие художники, в том числе и Владимир Петрович, стали очевидцами военных действий, бессонных дней ни ночей, часов и минут, ставших для всех периодом скорби и отчаяния.

На картине изображен солдат, вернувшийся в родные края после долгой войны. Он проходит по знакомым тропинкам, видит все те же березы, которые стали несколько выше.

Среди желтой травы цветут последние осенние цветы, одаряющие красками прохладные дни.

Вдали виднеются дома, жители которых, наверное, также встречают своих защитников, и вроде бы все кажется таким неизменным, но все же жизнь никогда не будет прежней.

Военный прислонился к стройной и статной березе. Для русского человека береза является неким символом, именно поэтому Владимир Петрович сделал акцент на этом дереве.

Наверное, после долгих дней, прожитых в страхе и беде, огромное счастье оказаться в родных краях, остановиться, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха, ни о чем не думать и просто любоваться миром. Художник не зря использовал теплые тона при создании этого шедевра.

Поздняя осень, желтая трава, уютные, теплые домики и проблески голубого чистого неба, виднеющегося под облаками, как знак того, что война окончена, и все страшное и темное позади. Несмотря на то, что на улице осень, в общем пейзаж и детали картины кажутся очень теплыми.

А вот изображая солдата, Фельдман решил сыграть на контрасте. Мужчина одет в темные одежды, на спине висит рюкзак с вещами. А лицо рассказывает нам историю жизни солдата. Он очень счастлив, что возвращается в родной дом, к любимой семье.

Важно

Он так долго ждал дня, когда сможет обнять жену, рыдающую от счастья, расцеловать детей, прыгающих к нему на руки, прижать к груди родную мать, увидеть гордость в глазах отца. И вот этот день наступил. Но что же творится в его душе, как ему забыть о том, что было? Те, кто не испытал подобного счастья, те, кто не вернулся, навсегда останутся в его сердце.

И все же он дома, он смог защитить и сберечь свою Родину. Теперь он знает, что такое истинное счастье и чем действительно нужно дорожить.

Глядя на эту картину невольно наворачиваются слезы, слезы счастья и скорби одновременно. Сколько солдат вернулось домой, а сколько могло бы. Очень хочется, чтобы эти дни оставались в истории, были прошлым, но не будущим. Мы должны помнить и чтить подвиг тех, кто отдал жизнь за наше будущее, за мир и чистое небо над головой.

Мы в Фейсбуке

«Сезоны года» — это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/4350/

Сочинение — рассказ по картине В. Фельдмана «Родина», 9 класс

Урок русского языка в 9 классе

«Сочинение – рассказ по картине В.П. Фельдмана «Родина»

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:

Организационный момент:Приветствие присутствующих.

Целеполагание:

Родина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину.

— Подберите синонимы к слову «родина», запишите в тетрадь: отечество, отчизна, страна.

— Посмотрите внимательно на картину. Какой эпизод изобразил здесь художник?

— Кто изображён на картине? (Солдат, который вернулся домой с войны. Сюжет картины очень прост. Такую картину очень часто можно было наблюдать сразу после войны.).

— Почему автор выбирает из всего ряда синонимов именно слово «родина» для своей картины? (слово, более близкое и понятное каждому человеку).

— Что представляет из себя его Родина? (Средняя полоса России, обыкновенная деревня).

— Какое время года? (Осень. Под ногами жёлтая, пожухлая трава, вдали убранные поля, листья с деревьев опали).

— О чём это говорит? (Солдат не сразу вернулся домой. Что – то его задержало.)

— Почему вы решили, что он только вернулся? (Он только с дороги, на нём походная шинель, за плечами вещмешок, в кармане пилотка).

— Где находится солдат? (На холме, в берёзовой роще, за которой располагается деревня).

— Что он видит? (ряд деревенских домиков, распаханное поле, высокое светлое небо, уже мирное)

— Почему он остановился? Что он чувствует? (Он очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, его душа отдыхает, вокруг всё так, как будто и не было войны. Он обнимает берёзку, чтобы унять охватившее его волнение).

— Ему спокойно на душе? (Он одновременно и расслаблен, и напряжён: прошлое ещё не отпускает его. Он волнуется, что ждёт его дома, вернутся ли с войны его друзья, сохранился ли его дом, узнают ли его собственные дети).

— Какие краски подобрал художник? Почему? (тёплые: жёлтый, коричневый, зелёный, краски неяркие, пейзаж неброский, но не любить этот знакомый с детства пейзаж невозможно, за всё это он проливал свою кровь).

Образы – символы картины:

— Давайте рассмотрим самые главные образы этой картины: дом, берёза, воин.

— С чем ассоциировались эти образы в русской культуре? (доклад учащегося)

Дом – символ счастья, достатка, мира, единства. Главная функция дома – защита.Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками.

Берёза – самый любимый русский символ; символ света, чистоты и непорочности; некоторые историки считают, что название «берёза» связано со словом «оберегать».

Воин – само собой разумеется, что его основная роль – это защита.

— Сделайте вывод: почему эти 3 образа являются самыми основными в картине под названием «родина». (Эти символы связаны со словами защищать, оберегать; все они связаны с семьёй, с родом. А Родина – это то место, которое нуждается в защите, о чём должен помнить каждый человек).

Работа в парах. Попутное повторение:придумать и дописать в скобках недостающую часть предложения.

Я лежал в госпитале, когда ( ): «Война закончилась!» Все, кто может, — по домам! Настал и мой черёд.

И вот я еду… Думаю о том, как ( )?

Вот и знакомый пригорок, с которого ( ).

Я вижу свою родину, откуда ( ).

Я вижу, как ( ).

Мирная жизнь вступает в свои права.

Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ( )!

Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

— Чтение вслух предложений.

— Какие предложения у вас получились по структуре? (Сложные, сложноподчинённые).

— Какую часть предложения вы придумывали? (Придаточные)

— Определите их виды.

— Определите вид последнего предложения.

— Положите карточку себе в тетрадь. Данные предложения вы можете использовать как материалы к сочинению.

Источник: https://infourok.ru/sochinenie-rasskaz-po-kartine-v-feldmana-rodina-klass-577124.html

Сочинение по картине В. Фельдмана «Родина»

9 класс

Сочинение по картине В. Фельдмана «Родина»

Вариант 1 

План:

1.                  Краткая информация о художнике.

2.                  Сюжет картины.

3.                  Композиция картины.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С. А. Есенин

Валентин Августович Фельдман жил на рубеже XIX—XX вв. В 1882 г. он поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. Одновременно изучал технику акварельной живописи под руководством Н. А. Гоголинского. После окончания Академии художник некоторое время жил в Севастополе.

В этот период времени под его руководством и по его проекту в городе был выстроен дворец главного командира Черноморского флота. В 1894 г. художник побывал в Турции и Египте. С 1905 г. до 1910 г. художник жил в Харькове, где был преподавателем в Технологическом институте, затем переехал в Киев, где преподавал в двух учебных заведениях — Политехническом и Архитектурном институтах.

В 1914 г. Фельдман совершил поездку в Италию. В. А. Фельдман являлся действительным членом «Общества русских акварелистов», членом «Общества художников-киевлян», а также членом-учредителем «Киевского товарищества художников». Среди работ художника — натюрморты и пейзажи. С 1890 г.

Фельдмай долгое время почти ежегодно принимал участие в выставках акварельной живописи в Петербурге и на Украине. Фельдман написал книги «Свет и чистота красок в живописи» и «Заметки по вопросам акварельной живописи».

Читайте также:  Сочинение рассуждение реклама

Перед нами — картина В. А. Фельдмана «Родина». На переднем плане — солдат, обнявший ствол березы. .Солдат мечтательно смотрит в пространство. В отдалении виднеется деревня. Легко предположить, что солдат вернулся домой с войны.

На переднем плане картины композиция выстроена в вертикальном направлении: основное место в ней занимает фигура солдата, но немаловажную роль играют и изображения берез. На заднем плане композиция, напротив, тяготеет к горизонтальному направлению: деревенские домики, а вдали — просторы полей. Видно, что солдат стоит на небольшом пригорке, а деревня располагается чуть ниже.

Солдат — светловолосый парень в длинной серой шинели; за спиной у него висит небольшой мешок. Наверное, солдат давно не бывал в родном селе, но мы видим, что он не спешит идти в сторону домов.

Совет

Он любуется незамысловатой картиной родной природы, вдыхает запахи родной земли, возможно, вспоминает что-то, связанное с этими местами. Может быть, как он впервые работал в поле с отцом, а, может быть, как с друзьями ходил в лес, как бежал по лугу за пригожей девчонкой… Художник назвал свою картину «Родина».

Но что это такое? Земля? Небо? Люди? Дом, семья, сад за окном, ближний лес? Белые стволы берез или разноцветные лоскутки полей?..

На деревьях нет листьев, земля усыпана желтыми листьями. Где-то вдали виднеется зеленая полоска лугов. День ясный, но не солнечный. Урожай с полей уже собран. Солдат вернулся домой осенью. У горизонта сходятся разноцветные полосы растительности —желтые, зеленые — и серая  ширь полей.

Как будто многочисленные дороги, они сливаются вдали, и нередко людям кажется, что где-то там, далеко-далеко, должно быть лучше, чем там, где они родились и выросли. Но герой картины Фельдмана уже побывал в других местах, поэтому он иными глазами смотрит на свой родной край.

Человеку, который не бывал в других местах, окружающая действительность нередко кажется привычной и даже слегка поднадоевшей; мы зачастую даже не замечаем то, к чему привыкли с детства.

А солдат на картине Фельдмана сморит вокруг так, словно впервые увидел этот пригорок и эти березки, в которых нет ничего особенного, кроме того, что они родные, близкие, свои.

Можно обратить внимание и на такую особенность картины: художник выбрал такой масштаб изображения, что мы не видим вершин берез, расположенных на переднем плане. Основное место на картине занимает солдат, однако художник назвал свое полотно «Родина». Кто же в таком случае является главным героем картины — солдат или его родные места?..

Даже писатель, рассказывающий подробно о тех или иных событиях и поступках героев, нередко оставляет читателю возможность для Проявления собственной фантазии. Что же касается произведений художника, то здесь предоставляется еще более широкий простор для толкования.

Обратите внимание

Ведь, глядя на картину, мы можем лишь догадываться о мыслях и чувствах героя, тогда как в литературном произведении автор зачастую так или иначе рассказывает о них. Тем не менее мы можем предположить, что В. А. Фельдман назвал свою картину «Родина», желая подчеркнуть переживания солдата, связанные с возвращением домой.

Ведь, в сущности, ощущение Родины и есть весьма субъективное, глубоко личное восприятие отдельных признаков родного края, которые в сознании человека сливаются в одно емкое и значимое понятие. 

Художник, создавая свою картину, использовал не очень много цветовых оттенков. Основные тона — желтый и серый, а также бледно-голубой цвет неба. Серая шинель солдата — почти того же цвета, что и опустевшие поля.

Благодаря этому цветовому совпадению легче почувствовать духовное единство солдата с родной землей.

Об этом единстве повествуют и Книга книг, Библия, повествуя о сотворении человека Богом «из праха земного», и народные сказания славян, в которых землю именуют Матерью Сырой Землей, и более поздние фольклорные мотивы, в которых землю уважительно называют кормилицей.

Действительно, если бы не урожай, который дает земля, человек легко мог бы погибнуть от голода. Люди, родившиеся и выросшие в деревне, постоянно работающие на земле, естественным образом ощущают прочную связь с ней.

Есть на картине и другие цветовые акценты. Крыши деревенских домов, приютившихся возле пригорка, — красновато-коричневого цвета. Стволы берез — белые; почти такого же цвета и небо, его голубоватый оттенок едва намечен. Деревья словно связывают небо с землей, как волшебные деревья из преданий разных народов; цветовое сходство способствует усилению этого впечатления.

Вариант 2

Может ли быть у человека что-то дороже, ближе и роднее, чем родина? Можно ли представить себе солдата, не тоскующего по родному краю в чужой стране? Мыслимо ли, что человек, находящийся в долгой разлуке с местами своего рождения, детства, юности, не будет вспоминать родные, близкие сердцу пейзажи?

Важно

Картина, на которой изображен солдат, как к девушке, как к родному и близкому человеку прижавшийся к березке. Полотно могло бы иметь любое другое название, но названо «Родина». Случайно ли это? Что хотел подчеркнуть этим названием художник?

Сюжет картины В. А. Фельдмана безыскусен, прост. На полотне изображен солдат — очевидно, что он только вернулся в родные края.

Простой пейзаж — несколько черно-белых березок, которые так милы русским писателям и художникам, да небольшая деревенька внизу — несколько деревянных домиков с простирающимся за ними серым перепаханным холстом поля.

Простой русский парень, только что вернувшийся с фронта, одет в серую солдатскую шинель, на плечах — военный вещевой мешок. Русые волосы треплет ветер, а на лице застыло странное выражение. В глазах его можно прочитать радость и грусть, боль и восторг одновременно.

Радость — вернулся домой, остался жив, смог, дошел; грусть — живы ли родные, здоровы ли они? как там друзья, с которыми еще недавно шел в бой, с которыми делил простые радости и невзгоды фронтовой, казарменной жизни?

Композиция предельно проста. Плана только два — передний, на котором изображен солдат, и задний — фоновый. Центр композиции — солдат, прижавшийся к березке, — несколько сдвинут влево, однако равновесие картины тем самым не нарушено: на правом плане располагается второй по значению смысловой сюжет картины — поле и домики.

Полотно поделено горизонтом приблизительно на две равные контрастные по цвету части. Верхняя часть — безрадостное, по-зимнему низкое, затянутое облаками небо. Нижняя часть холста— рыжая высохшая трава. Казалось бы, такое четкое разделение должно утяжелять работу, но этого не происходит.

Светлые силуэты голых, без листьев берез, устремленные к небу, украшают пейзаж, голубовато-белые стволы разбавляют не слишком яркие и радостные краски полотна. 

Совет

Картину нельзя назвать слишком яркой, палитру художника — насыщенной, это было бы неправильно. Преобладают несколько затемненные цвета — грязновато-желтый тон осенней травы, серо-голубой оттенок неба, серо-зеленая шинель солдата.

Несколько выделяющихся пятен — выделяющихся не за счет яркости красок, а из-за их насыщенности, из-за глубины цвета. Рыжая крыша одного из домиков, фиолетовые ставни другого. Теплый коричневый цвет стен избушек. Немного сероватой зелени полей и темно-синяя полоса на горизонте. Картина передает настроение хмурого, неяркого, прохладного дня.

Только глаза солдата светятся тоской и радостью, да натруженные, уставшие руки обнимают шершавый древесный ствол…

Несколько слов необходимо сказать о выборе эпиграфа. Он не случаен, а закономерен и словно переплетается с настроением картины. Герой полотна, всматривающийся вдаль, в сторону своей родной деревни, полей и лесов, напоминает лирического героя стихотворения:

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Также как и герой стихотворения, солдат на картине любит свою родину такой, какая она есть. Пусть небросок пейзаж, нерадостно низкое холодное небо и тонкие красавицы березы не звенят на ветру своими листьями.

Пусть неярки краски, среди которых преобладает серый, пусть дома-хатки небогаты — эти картины с детства знакомы и любимы как стихотворному персонажу, так и солдату.

Да и нельзя не любить их, несмотря на блеклость и неяркость, ведь это — Родина!



Источник: https://scribble.su/rus/making/30.html

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Урок развития речи в 9-ом классе по картине В. Фельдмана «Родина»

                                        УРОК                                                        9 класс.

развития речи с использованием картины В. Фельдмана «Родина».

Цели: 1) развитие воображения, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся; 2) расширение культуроведческих знаний учащихся; 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе; 4) повторение сведений о видах придаточных в СПП; 5)патриотическое воспитание учащихся.

                                           ХОД УРОКА,

Звучит песня «С чего начинается родина», на её фоне  читается стихотворение:                  /на экране – слайды по сюжету песни/.

                          Я люблю, когда шумят берёзы,

                          Когда листья падают с берёз.

                          Слушаю — и набегают слёзы

                          На глаза, отвыкшие от слёз.

                          Всё очнётся в памяти невольно,

                          Отзовётся в сердце и в крови.

Обратите внимание

                           Станет как–то радостно и больно,                   2 мин.

                           Будто кто-то шепчет о любви.

                           Только чаще побеждает проза,

                            Словно дунет ветер хмурых дней.

                           Ведь шумит такая же берёза

                           Над могилой матери моей./…/

                           Русь моя, люблю твои берёзы!

                           С первых лет я с ними жил и рос.

                           Потому и набегают слёзы

                           На глаза, отвыкшие от слёз…

                                                                                   (Н.Рубцов)

II. Приветствие, слайд о В.Фельдмане, цели урока./слайд/.               1 мин.

III.Рассматривание картины, беседа по вопросам .                             5 мин.     

В канун празднования 65 годовщины Победы слово «родина» приобретает особое значение и данная картина как нельзя полнее отображает восприятие русским человеком этого слова.

Читайте также:  Характеристика главных героев в слово о полку игореве сочинение

   — Подберите однокоренные слова к нему.

                      ( род, родной, родиться, родня, родственники, родословная).

Слайд со словарными статьями.

          Родина – общеслав. Суф. производное от род (*ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти). Исходное значение – «семья», далее –  «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./

          Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину./ Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./

  — Почему автор не взял одно из  близких по значению слов – отечество, отчизна, страна?

                        (Берёт более тёплое, близкое, родное).

        На картине – солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился.

  — Что представляет собой родина солдата?

                          (Средняя полоса России, деревня).

  — Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

                          (Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное  небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

    — Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

                      (Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

      — О чём говорит его одежда, поза?

                      (Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

     — О чём он думает? Что чувствует?

                       (Будто не верит, что остался жив, уже и не надеялся вновь увидеть родные места, может быть и боязно: что ждёт его дома, кто из знакомых, друзей уже вернулся, а кто не придёт никогда…).

      — Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

                        (Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

IV. Задания по группам.                                                                   8-10  мин.

               1 группа. Символика картины, глубинный ассоциативный ряд.

        (Лежит уже на партах раздаточный материал в файлах на каждого по словам: берёза, дом, воин).

               2 группа. Работа по культуроведческому тексту, написанному на основе картины, в котором пропущено 5-6 придаточных частей в СПП. Необходимо, глядя на картину, восстановить их и определить вид придаточных.

               3 группа. Написать синквейн на основе данной картины.

Важно

V. Проверка работы групп.                                                       10  мин.

Когда отвечает 1 группа по очереди выплывают слайды с материалом о берёзе, доме, воине.

Когда отвечает 2 группа – слайд с текстом, куда надо вставить придаточные.

Когда отвечает 3 группа – слайд, что такое синквейн и принцип его построения.

Итог урока.(Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким казалось бы знакомым словом «родина», узнали  для себя что-то новое, что касается представлений древних славян, ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы).

Читается  стихотворение /его распечатка должна быть в файлах для ребят/:

                  О Родина! В неярком блеске

                  Я взором трепетным ловлю

                  Твои просёлки, перелески –

                  Всё, что без памяти люблю:

                  И шорох рощи белоствольной,

                  И синий дым в дали пустой,

                  И ржавый крест над колокольней,

                  И низкий холмик со звездой…

                  Мои обиды и прощенья

                  Сгорят, как старое жнивьё,

                   В тебе одной – и утешенье,

                   И исцеление моё.

                                                                         (А. Жигулин.)

Д/З. Написать сочинение «Что значит для меня слово «родина»./на слайде/.

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

ДОМ. Символ счастья, достатка, единства семьи и рода, шире – символ освоенного, человеческого пространства в противопоставлении стихийному, неосвоенному, нечеловеческому. Кроме того, дом противопоставляется миру за его пределами, как замкнутое – открытому, безопасное – опасному, внутреннее – внешнему.

        Дом также представляет собой модель мироздания – его 4 стены ориентированы по 4-м сторонам света, а фундамент, сруб и крыша соответствуют 3-м уровням вселенной (преисподняя – земля – небо).

Поэтому предки, чтобы похоронить умершего разбирали крышу и именно через неё выносили покойника.

В легендах и сказках часто упоминается, что небо со светилами, равно как и ветер и прочие стихийные силы, находятся сразу за окнами и непосредственно за печной трубой.

        Главная символическая функция дома – защита. Зримое выражение этой функции – стены и крыша.

Совет

        Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками. Вследствие этого в языке за словом «дом» закрепилось второе значение: род, династия.

Ассоциативное значение. ( Напиши слова (2-3) – реакции на это слово. Что бы ты сказал собеседнику, чтобы дать понять, что речь идёт о доме, когда само слово употреблять нельзя и те слова, которые уже были сказаны о нём.).

      —

      —

      —

Синквейн(с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Правила составления синквейна таковы:

одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5) слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.

В русской культурной традиции БЕРЁЗА – самый любимый «древесный символ.

Позитивное восприятие берёзы ( с этимологической точки зрения берёза – «дерево со светлой белеющей корой «, слово возводиться к индоевропейскому прилагательному со значением «светлый, белый, блестящий») связано с отношением человека к белому цвету как символу света ( в берёзовых рощах всегда светло, берёза – солнцелюбивое дерево), как символу чистоты, непорочности. С другой стороны, белый цвет для славян-язычников – цвет траура. С этим могли быть связаны поверья о том, что души умерших переселяются в берёзы. Во время праздника, связанного с почитанием умерших и весенней земледельческой обрядностью (Семик), дома и дворы украшали ветками берёзы – «семицким», «семиковым» деревом. Ещё одно объяснение наименования слова БЕРЁЗА принадлежит Б.А. Рыбакову, который гипотетически связывает существительное берёза с этимологическим гнездом оберегать, берег. Историк аргументирует  свою гипотезу сакральной функцией этого  дерева в жизни древних славян: берёза – обязательная принадлежность летних молений о дожде.

Ассоциативное значение. ( Напиши слова (2-3) – реакции на это слово. Что бы ты сказал собеседнику, чтобы дать понять, что речь идёт о березе, когда само слово употреблять нельзя и те слова, которые уже были сказаны о нём.).

      —

      —

      —

Глядя на картину, дописать придаточные части в СПП и определить их вид.

Я лежал в госпитале, когда (                                          ): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду… Думаю о том, как (                                                 )?..

И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо — и  пешком  до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги… Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники.

Вот и знакомый пригорок, с которого (                                                                                         ). За ней— моя деревенька, моя родина, откуда (                                                 ). Горло перехватывает от волнения — что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб?

Обратите внимание

Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (                                                                          ). Мирная жизнь вступает в свои права.

Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что (                                                                                                )! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

ВОИН.

Подумайте и самостоятельно сформулируйте символический смысл образа воина, учитывая следующее:

  —  тема защиты Отечества;

  —  создание былин русским народом;

  —  создание литературных памятников( например, «Слово о полку Игореве».)

  —  Великая Отечественная война 1941-1945г.

Возможные синквейны.

              Воин

Усталый, счастливый

Стоит, любуется, задумался

Всю войну мечтал увидеть родину(отдал все силы, защищая родину)

Защитник родины

                                         Родина

                Любимая, дорогая (единственная)

Вспоминается, зовёт, ждёт

Всегда в сердце солдата

             Родной край, родные места.

                                  Берёза

               Белоствольная, родная

             Стоит, зеленеет, оберегает

            Растёт там, где родина

               Символ родины.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/15/urok-razvitiya-rechi-v-9-om-klasse-po-kartine-v-feldmana

Ссылка на основную публикацию