Сочинение по картине кустодиева масленица для 5-7 класса описание

Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»

Масленица — русский праздник, имеющий древние корни. Это проводы зимы и встреча весны. В дохристианский период с Масленицы начинали год. Считалось, что от того, как встретить этот день, зависело то, каким окажется будущий год. Вот и отмечали люди Масленицу пышно и сытно. Сегодня с этим обрядом уже не связывают наступление года, но обычай весело встречать приход весны сохранился.

Известный русский художник начала 20 века Борис Кустодиев в 1916 году запечатлел на своем полотне масленичные городские гуляния. Основную часть картины занимают принимающие причудливые формы облака. Они окрашены в светло-бежевый, сквозь них пробиваются лучи, которые придают некоторым из них розоватый оттенок.

Такое явление можно увидеть только в самом начале марта. На высоте пролетает стая грачей. Эти птицы возвращаются с юга, значит вот-вот придет долгожданные весенние дни.

В центре показаны красивые расписные сани, которые запряжены двумя темными лошадками. Извозчик одет в нарядный синий кафтан и папаху с красноватым верхом.

Обратите внимание

Он натягивает на себя вожжи, управляя движением. Он везет молодых. Слева на сидение пытается запрыгнуть на ходу парень с милой барышней. А впереди мчится еще одна упряжка. А вдали можно разглядеть еще две телеги, которые будто соревнуются в скорости. В левой части видны телеги, пытающиеся заехать на возвышение. Рядом дети, крича, скатываются со снежной горки.

Они шумят и веселятся, наслаждаясь приятным сочетанием снега и яркого солнышка.

Но главное действо художник изобразил на втором плане. На площади в ожидании празднования собрался народ. Здесь же полным ходом идет ярмарка. Гуляние в самом разгаре.

Картина дышит весельем, она заряжает положительной энергией. Недаром это полотно буквально поставило на ноги своего создателя.

Когда он стал писать, то чувствовал себя очень плохо — сказывались последствия ранений, полученных на полях сражений Первой мировой войны.

Но вскоре после того, как были сделаны наброски, автору неожиданно становится лучше. И с каждым мазком по холсту болеющий словно заряжался хорошим настроением.

В связи с этим спустя три года она решается написать еще одну вариацию с одноименным названием в надежде на то, что она согреет теплом его самого и близких.

На этой картине действие разворачивается на главной площади провинциального городка. Масленица гудит. В центре изображены большие сани, которые тащит тройка. Центральный жеребец — степенный, желает везти сидящих медленно, с неким почтением.

Но ему никак не сдержать напора двух пристяжных, которые все хотят погнать вперед.

Важно

В санях уселись трое: женщина в светлом полушубке, под руку с ней — еще одна в рыжей шубке, а напротив — ухажер одной из них, который, наверняка, и спланировал это развлечение.

Слева от дороги, встретились и беседуют двое мужчин. Чуть в отдалении обсуждают что-то и их супруги. Справа организована карусель. Там же цирк Шапито гостеприимно открыл свои двери. Арлекин с Пьеро уже зазывают прохожих, встав на балконе. И им это удается: много желающих столпилось у входа, кто-то торопится попасть на начало, кто-то выходит под впечатлением от увиденного.

Это полотно было встречено зрителями неоднозначно. Например, на художника посыпались нападки с обвинениями в изображении на одном холсте шума языческого празднества, светских развлечений на первом плане и христианской церкви на заднем.

Но постепенно все обвинения автора прекратились, и картина стала считаться одной из лучших среди полотен Кустодиева. Такое отношение действительно благосклонно сказалось на больном художнике, который в это время уже передвигался лишь на инвалидной коляске.

Он снова почувствовал некий прилив бодрости.

В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей.

Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их. Ведь вокруг гуляет много людей — кажется, весь городок вышел на улицу. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец. Видимо такая противоположная пара — муж и жена. Для них Масленица только началась: все еще впереди.

Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же.

Все три картины, объединенные одной темой и совпадающие по названию, заряжают атмосферой радости. Смотря на них, хочется улыбаться, а потом бежать на улицу и с головой отдаваться зимним развлечениям: катанию с горки и игрой в снежки, а потом вернуться домой и пить горячий чай с блинами.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-kustodieva-maslenica.html

Урок русского языка «Описание картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (7 класс)

    Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательной, самой праздничной картиной художника — Бориса Михайловича Кустодиева. Узнаем новые термины, используемые в искусстве, а также вспомним устаревшие слова. В ходе беседы мы подготовимся к сочинению по картине.

      Значительное место в нашей жизни занимают праздники. А какие у вас любимые праздники? Почему? Расскажите, как вы их празднуете в вашей семье.

      Сегодня мы познакомимся с творчеством художника- Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927), который любил изображать всё яркое, праздничное. У него была даже любимая поговорка: «Будет и на нашей улице праздник». Как вы её понимаете? (Наступит время, когда всё наладится, когда всё будет хорошо) Перед нами некоторые из работ художника: «Купчиха за чаем», «Яблоневый сад», «Голубой сад».

      Эти картины не могут оставить равнодушным никого благодаря особой атмосфере тепла, лёгкости и веселья.

      Сам же художник, когда писал их, был очень болен. Но он превозмогал страдания, боль и продолжал работать.

      Совет

      Всё увиденное в детстве: в Астрахани на Волге – Борис Михайлович Кустодиев запомнил и запечатлел на своих картинах. Художник говорил: «Вот ягоды прячутся в траве, а как насобираешь их целое лукошко, тут и видно какие они яркие и красивые. Так и я собираю в картину, как в лукошко, самое лучшее и интересное из того, что увидел и запомнил, стараюсь передать эту радость».

        Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых праздничных картин художника – «Масленица».

        • Какие чувства вызывает у вас эта картина?(Когда смотришь на неё, кажется, что ты в сказке. Хочется самому сесть на санки и прокатиться с горы.)
        • Масленица-это весёлый праздник, символизирующий проводы зимы и наступление долгожданной весны. На масленицу (следует говорить не в масленицу, а на масленицу) веселились, ели блины с маслом, икрой, мёдом, катались на тройках, ходили смотреть балаганные представления. Сегодня тоже отмечают этот праздник, но уже не с таким размахом.

        На картине балаган расположен чуть пониже горы, на которой растут берёзки. Слово «балаган» заимствовано из тюрского языка и в переводе означает «высокий дом». В балаганах показывали различные фокусы, продавались явства, скоморохи пытались удивить, рассмешить народ.

        Масленица проходила перед Великим постом. Что такое пост? Верующие сорок дней перед Пасхой (большой церковный праздник) не должны есть ничего скоромного, т.е. мяса, молока, сливочного масла.

        • Что изображено на переднем плане картины?(Художник изобразил людей, сидящих в санях).
        • Каких разных, непохожих друг на друга коней изображает художник! У всех у них чёрная грива, но окрас их туловища различен. Какие же цвета использует художник? (Серые, тёмные, рыжие).
        • Говоря о тёмных лошадях , лучше сказать «гнедые», поскольку это слово означает «цвет огня, тёмно-рыжий». Рядом с серой лошадью чёрная, лучше сказать, вороная (как крыло у птицы ворона).
        • Бывают и буланые лошади (светло-жёлтого цвета), и серые в яблоках.
        • Что, кроме катания на лошадях, создаёт атмосферу праздника, весёлое настроение? (Девушки сидят на поваленном дереве и слушают песни гармониста. Около берёз ребятишки играют в снежки, кое-кто катается на санках. Даже собачки веселятся рядом с людьми. Около красивого балагана собралась целая толпа людей. Кто-то купил воздушные шары: красные и синие, а кто-то ест блины.)
        • Итак, мы убедились в том, что на картине всё изображено в движении.
        • Насколько соответствует одежда и окружающие вещи людей атмосфере праздника? (Люди в санях одеты ярко и красиво: на голове одной из женщин яркий платок с красными цветами. Женщина и мужчина, сидящие напротив друг друга, в шапках с бурым мехом. Одна из девушек накрыла ноги тёплой накидкой красного цвета.)
        • Теперь уже редко носят платки. Да и вместо перчаток, рукавиц, привычных нам сегодня, раньше женщины носили так называемые муфты из пушистого и тёплого меха.
        • Как одет извозчик? (На нём ярко-красная, с мехом шапка и тёмно-синий, подпоясанный кафтан. В сегодняшние дни такого уже не носят.)
        • Посмотрите, какие красочные сани на переднем плане, на них накидка, расшитая ярко-красными розами. Что ещё яркого, праздничного на картине? (Девушки рядом с гармонистом в ярких платках и разноцветных юбках: жёлтой, розовой, малиновой. Ярко-синим цветом расписан балаган.)
        • Как выглядит конская упряжь, состоящая из уздечки, дуги, саней, оглоблей? (Лошади на переднем плане запряжены в бледно-жёлтого цвета сани. Оглобли светло-зелёного цвета, уздечка золотистая, блестящая, как будто из камешков, а дуга белая, расписанная узорами
        • Какие архитектурные сооружения изображены на картине7 (Художник большое внимание уделил церквам. При их изображении он использовал в основном два цвета: синий, а точнее, сиреневый и насыщенно-розовый. Мы видим людей, спешащих на службу в церковь.)
        • На картине всё занесено снегом. Он повсюду: на деревьях, на домах, на церкви, под ногами. Посмотрите, какие узоры «придумал» снег для берёз: они стоят, словно в шубах, развесив свои запушенные снегом ветви. Какой существует фразеологизм, говорящий о снеге? («Белый как снег»)
        • Какого цвета снег на картине? ( Нежно-голубого, сиреневого, лилового, а кое-где и розоватого цвета,)
        • Почему? (Потому что светит яркое солнце.)
        • Какие цвета использует художник, чтобы показать едва ли не весеннее сказочное небо? (Всё небо в разноцветных разводах: лимонных, светло-зелёных, ярко-жёлтых, изумрудно-жёлтых, розовато-сиреневых, абрикосовых.)
        • Итак, на земле зима, а в небе уже властвует весна. Что, кроме ярких цветов, доказывает приближение весны? (На небе художник изобразил огромную стаю птиц. Они снова возвращаются в родные места из тёплых краёв после зимовки.)
        • Люди празднуют уход зимы и наступление долгожданной весны. Весна противопоставляется зиме. Такой приём в литературе называется антитеза. В основе антитезы лежит противопоставление.
        • Художник использовал очень много средств, чтобы рассказать о празднике. Этому способствовало особое внимание к движению, к действиям. Мы с вами уже говорили о том, что на картине движется всё: люди, птицы, тучи на небе.
        • Подберите глаголы, соответствующие действиям, изображённом на картине. (Катаются, скользят, бегут, толпятся, танцуют, поют, веселятся, играют, сидят, смеются, спускаются, удивляются.)
          Читайте также:  Сочинение анализ сказки самоотверженный заяц салтыкова-щедрина (идея, тема, смысл)

          «В картине «Масленица» вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города, открывающуюся с возвышенности.

          На первом плане наперерез друг другу, «бразды пушистые взрывая», мчатся весёлые тройки. Далее, в глубине пейзажа, видны крохотные фигурки людей; в лощинке расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним кишит людьми.

          Движение на картине разворачивается по диагонали, но, перекрещиваясь, центрирует композицию; в этом месте, въезжая на пригорок, немного притормозила свой разбег главная тройка, словно бы специально для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой её убранства.

          В таких картинах создан собирательный образ Родины-России-во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. Эти картины монументальны в неистощимом жизнелюбии, восхищении народным бытом. Композиция при всей её кажущейся жизненной непосредственности чётко и крепко построена.

          В картинах, подобных «Масленице», Кустодиев воспел Русь, русскую землю».

          • О чём этот текст? (Этот текст о картине Б.М.Кустодиева «Масленица», о том движении, которое «несёт» в себе эта картина, о том собирательном образе Родины, который лежит в основе этого полотна.)
          • Что мы узнаём из первого абзаца? (В первом абзаце, состоящего всего из одного предложения, говорится о том, что картина «Масленица» вмещает в себя целую панораму города.)
          • Как связаны между собой первый и второй абзацы? (Во втором абзаце описывается панорама города, говорится о том, как на картине показано движение.,)
          • Чтобы ярче подчеркнуть процесс движения искусствовед цитирует поэтические строки. Кому они принадлежат? (Это строки написал А.С.Пушкин.)
          • Вы отметили очень важную деталь – движение. Остановимся на этом более подробно. Как вы понимаете последнее предложение этого абзаца? (Движение на картине становится одним из элементов композиции, поскольку на полотне оно развёртывается не только по диагонали, но и в центре.)
          • Таким образом, можно говорить о том, что во втором абзаце представлено описание действий. Попробуем это доказать. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол.)

          А какие ещё части речи помогают выразить действия? (Причастие – признак по действию, деепричастие – добавочное действие, наречие – признак действия.)да, они тоже связаны с действием. Найдите и выпишите в столбик из второго абзаца все слова, которые создают образ движения на картине Б.Кустодиева «Масленица».

          Мчатся

          Видны

          Расположился

          Развёртывается

          Перекрещиваясь

          Въезжая

          Притормозила

          Разбег

          • Глаголы – это части речи, которые чаще всего встречаются в повествовании. Перед нами же описание, но особое – динамическое. Основная задача которого – показать движение, динамику, быструю смену движений. От повествования отличается оно ещё и тем, что глаголы в нём чаще всего употребляются в настоящем времени. Мы с вами в этом уже убедились.
          • Каким способом ( цепным или параллельным) связаны предложения в этом абзаце? (Цепным, потому что предложения словно образуют цепочку из смысловых слов.)
          • Какова основная мысль третьего абзаца? (Картина Кустодиева изображает собирательный образ Родины.)
          • Как следует понимать слово «собирательный»? (Совмещающий в себе черты многих явлений)
          • Какую же тему поднимает четвёртый, заключительный абзац? (Тему любви к Родине.)
          • Подберите синоним к выражению «любовь к Родине»? (Патриотизм.)
          • Как называют человека, преданно любящего свою Родину? (Патриот.)
            1. описать картину Б.М.Кустодиева «Масленица», уделив особое внимание динамике движения; упражнение №296 с.135

            2. написать сочинение на тему: «Мой любимый праздник ( как вы празднуете свой любимый праздник, соблюдаете ли вы какие-либо традиции, за что вы любите именно этот праздник) или на тему: «Как я праздновал Масленицу» (рассказать о том, как отмечается Масленица в вашей семье.)

            • Познакомить учащихся работами художника – Бориса Михайловича Кустодиева, подробно рассмотреть картину «Масленица»;
            • Подготовить семиклассников к динамическому описанию действий по картине Б.М.Кустодиева «Масленица»;
            • Дать понятие о движении как элементе композиции;
            • Ввести в речь учащихся искусствоведческие термины: жанровая живопись, многоплановость, колорит, собирательный образ;
            • Активировать в речи учащихся устаревшие слова на тему «одежда»;
            • Подготовить к написанию сочинения по картине «Масленица».
            Читайте также:  Сочинение игоша смерть в кармане в повести детство горького

            репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица», «Купчиха за чаем», «Яблоневый сад», «Голубой домик»;

            Искусствоведческий текст по картине «Масленица» Е.В.Журавлёвой.

            :

            Источник: https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-opisanie-kartini-bm-kustodieva-maslenica-klass-3417552.html

            Сочинение по картине Кустодиева Масленица 7 класс

            На известной картине Бориса Кустодиева «Масленица» запечатлен фрагмент из жизни русского провинциального города в самом начале ХХ века. События, изображенные художником, происходят в один из дней масленичной недели, в разгар этого веселого и вкусного праздника.

            День выдался солнечный и морозный, деревья укутаны снежным нарядом, заметно, что это конец зимы, тени на снегу голубые и длинные. Город раскинулся на высоких холмах, на них виден храм с сияющими куполами и колокольней, белоснежные дома с колоннами. По крутой дороге мчатся к месту празднования тройки, везут на санях горожан.

            А здесь, под холмами, где стоят небольшие двухэтажные дома, пестрящие различными вывесками, разворачивается главное действие народных гуляний, недаром сюда со всех сторон целыми семьями стекаются люди.

            Вот на втором этаже трактир, а внизу магазин, где продают сыр, икру, фрукты, напротив – булочная, здесь можно приобрести закуски. Художник великолепно передал атмосферу праздника и настоящего веселья. Чувствуется, что жители города к нему готовились. Многие женщины в нарядных юбках и платках.

            Лица у людей улыбчивые и веселые. Кто-то играет на гармони, и, наверное, уже звучат задорные песни.

            В центре картины художник изобразил тройку лошадей в нарядной упряжи и колокольчиком под расписной дугой, удалого ямщика в красной шапке, который лихо замахнулся кнутом.

            На санях он везет нарядную компанию – двух женщин в модных шляпках, укутанных в рыжие и белые меха, от мороза они спрятали руки в меховые муфты, с ними мужчина в дорогой шапке. Справа на полотне степенно беседуют о делах два пожилых купца в дорогих шубах с огромными меховыми воротниками.

            Рядом стоит румяная и круглолицая купчиха в собольей накидке, она встретила знакомых и обменивается с ними веселыми шутками.

            Обратите внимание

            Слева перед зрителем предстает еще одна бытовая сценка. В санях, запряженных белой лошадкой, едет симпатичная девушка, наверное, купеческая дочка, ноги ее укрыты от мороза цветастым ковром.

            Рядом молодой человек, он говорит ей что-то веселое, а девушка смущенно опустила глаза.

            За их беседой наблюдает с тротуара женщина в полушубке с рыжим воротником, рядом с ней весело смеется задорный мальчик в белой меховой шапке, на молодую пару с любопытством оглядывается прохожий.

            И повсюду видны продавцы блинов и пирогов, которые ходят с лотками и предлагают свой вкусный товар.

            У здания театра толпится народ, здесь выступает силач, чемпион мира, рядом раскинут ярко украшенный балаган с ярмарочными артистами, тут же карусели, разноцветные шары, музыка, всюду идет бойкая торговля.

            Люди радуются возможности развлечься и повеселиться от души. Ведь окончится эта неделя Масленицы и начнется строгий Великий пост.

            В этой удивительно яркой и оптимистичной картине уже тяжело больной и прикованный к постели художник сумел передать всю широту, искренность и красоту души русского народа. Хотя на полотне представлены люди разных сословий – мещане, купцы, крестьяне, чиновники, все они одинаково охвачены радостью праздничного дня, который запомнится им надолго.

            2, 3, 5, 7 класс

            ← Решетников — Мальчишки↑ По картинамЮон — Новая планета →

            Кустодиев — Масленица

            • Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 10 классМ. Ю. Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт. Несмотря на столь короткую жизнь, он успел оставить нам богатое наследие, которым мы должны гордиться и ценить.
            • Смысл названия романа Война и мир сочинениеЛев Николаевич Толстой вложил в название своего знаменитого романа многогранный, двойственный смысл. Понятие “война” можно трактовать как в прямом смысле, то есть как военные действия, происходивший в 1805-1807 и 1812 годах. Также,
            • Сочинение Мой родной язык русский рассуждениеРусский язык самый богатый и один из самых сложных языков в мире, это конечно давно всем известный факт, но почему бы не похвастаться достоянием нашей родины, лишний раз. Я очень горжусь тем, что я живу в России, такой великой,
            • Три смерти в повести Гоголя Тарас Бульба сочинениеВ повести автор описывает три смерти. Первая смерть сына Тараса Бульбы Андрия. Его убивает сам отец, за предательство своего Отечества и своих товарищей. При этом, когда он перешёл на другую сторону, он опозорил свою семью
            • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 3, 5, 8 классИван Иванович Шишкин — автор этой картины, один из самых популярных среди русских художников и живописцев 19 века. Родился великий пейзажист в не большом городке под названием Елабуга, воспитывался в купеческой семье.
            • Образ и Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинениеXIX век – время, когда в русской литературе все чаще и чаще в произведениях использовались в сюжетах европейские образы. Начало XIX века – эпоха Наполеона не только в истории, но и в русской литературе, авторы которой не смогли оставаться в стороне,

            Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/kustodieva-maslenica-7-klass

            Пишем сочинение по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича :

            Сочинение по картине Кустодиева «Масленица» следует начинать с краткой справки о самом художнике. Например, то, что Борис Михайлович Кустодиев — один из величайших русских советских художников, который творил в различные периоды жизни России: он был рожден в Российской Империи, а умер уже в Советском Союзе.

            Он отличался талантом уже в свои юные годы и получил множество медалей и наград во время обучения и по окончании Петербургской Академии художеств. Несмотря на то, что он был широко известен как портретист, его душа лежала к бытовому жанру — объединению портрета с пейзажем или интерьером.

            Такой и является его картина «Масленица», написанная в 1919 году.

            План написания сочинения на тему «Масленица» по картине Кустодиева

            Как и любое другое сочинение, эта работа должна начинаться с продуманного плана.

            1. Первым пунктом, как обычно, является введение. Пример введения есть в начале данной статьи, его можно расширить при необходимости и ввести другие факты о художнике или картине.
            2. Далее в сочинении по картине «Масленица» Кустодиева следует описать детали картины: что находится на переднем и заднем планах, какие объекты или части акцентируют на себе внимание, рассмотреть цветовую гамму и общее настроение произведения.
            3. После этого необходимо описать свои чувства и эмоции, вызванные просмотром картины. Не стоит также скупиться на предположения о том, чем могут быть вызваны эмоции героев картины и ее общее настроение.
            4. В самом конце остается сделать емкий вывод, который будет обобщать все сочинение в целом.

            Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»

            На этой картине художник стремился передать общее веселое и жизнерадостное настроение, которое вызвано исконно русским и долгожданным праздником — масленицей. Он такой долгожданный, потому что ассоциируется у людей с ароматом вкусной еды, с ярмарками , с наступлением весны и городскими гуляньями.

            На переднем плане картины художник изобразил запряженных лошадей с резво катающимися в санях людьми, веселых ребятишек рядом с лавкой с сырами и икрой, неспешно ведущих беседу купцов, торговца за маленькой лавкой и оживленную толпу у театра.

            Важно

            Центральным объектом композиции является нарядная тройка лошадей, которая с трудом преодолевает пушистые сугробы и везет в санях состоятельных дам.

            Читайте также:  Особенности композиции комедии горе от ума грибоедова

            Несмотря на то, что на улице явный мороз (все герои одеты в теплые шубы), цветовая гамма картины согревает своего зрителя: разнообразие теплых коричневых, красных и желтых оттенков на переднем плане картины дополняет общее настроение произведения. На заднем плане веселье как бы немного утихает: спокойная церковь блестит на солнце, тихо стоят укрытые снегом березы, людей кажется не так много.

            При просмотре данной картины возникают чувства, что ты являешься непосредственным участником всей этой веселой толкотни: хочется с ветерком прокатиться в санях, посмеяться с такими же, как ты, простыми людьми, поделиться с ними радостью и поддержать всеобщее ощущение счастья. Эта работа кисти Кустодиева не может вызвать негативных эмоций, потому что каждому из нас знакомо это праздничное настроение, вызванное ожиданием Нового года или днем рождения близкого человека.

            Завершение сочинения

            В заключение сочинения по картине «Масленица» Кустодиева Бориса Михайловича, хочется отметить, что он был истинным мастером в создании таких ярких, праздничных бытовых картин, которые не дадут русскому человеку остаться к ним равнодушным. Каждый найдет в его картинах себя, узнает те эмоции, которые стремился передать этот талантливый художник. Его картины получались такими живыми и правдивыми, потому что он был близок к народу и искренне его любил.

            Источник: https://www.syl.ru/article/381410/pishem-sochinenie-po-kartine-maslenitsa-kustodieva-borisa-mihaylovicha

            Картина Кустодиева Масленица

            Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

            Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920.

            Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

            Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

            Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

            Картина Кустодиева Масленица — значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

            Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста.

            Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья.

            Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

            Совет

            Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

            Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

            Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль — все это изображено живописцем в собирательном образе — народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

            Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

            Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

            Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви — символ православия.

            Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И.

            Бродского

            В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» — это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

            Обратите внимание

            В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.

            На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.

            В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

            Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое.

            Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.

            А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка.

            Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

            Источник: http://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina-kustodieva-maslenitsa.html

            Ссылка на основную публикацию