Сочинение по картине лесистый берег левитана 6 класс описание описание

Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Лесистый берег». Русский язык. 6 класс. Разработка урока

Тип урока: традиционный (комбинированный).

Цели учителя: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Цели учащихся: воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.

Использованные источники:

  1. Картина И. И. Левитана «Лесистый берег».
  2. Методика развития речи/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
  3. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников. Т. Ю. Перова. Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2009.
  4. Русский язык. 6 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др. Дрофа, 2011. М.

Планируемые результаты:

  • личностные:положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
  • регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • познавательные УУД:перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
  • коммуникативные УУД:доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
  • предметные:создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Лингвистическая разминка

Фонетический разбор слов «лесистый», «пейзаж».

3. Актуализация знаний

Работа по вопросам:

  • Чем описание отличается от других типов речи?
  • Что можно описывать?
  • Как называется картина, на которой изображена природа?
  • Каких художников-пейзажистов вы знаете?

4. Индивидуальная проектная работа

Индивидуальная проектная работа группы учащихся. Слово о И. И. Левитане. (Все остальные записывают основные выдержки.).

5. Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег»

Проблемное слово учителя. Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

Совместная работа учителя и учащихся. Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.

– Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?

(Лирический герой, любящий природу и способный на переживания).

– Какое впечатление производит на вас эта картина?

– Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что мы видим на картине?

(Перечисляются образы, созданные живописцем : река, берега, деревья, небо.)

Работа в группах.Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

Обратите внимание

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

План Рабочий материал
Вступление Может включать, какое время года и суток изобразил художник, какие образы представил на полотне.
Основные образы:РекаБерегДеревьяНебо Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…
Какие краски использовал Левитан Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…
Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас? Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.

6. Физкультминутка

7. Речевая подготовка

– Как иначе можно назвать художника?

(Мастер, живописец, автор полотна).

– Как иначе можно назвать картину?

(Полотно, шедевр, произведение искусства).

– Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

(Желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

8. Рефлексия

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

– Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

9. Написание сочинения

10. Домашнее задание

Дописать сочинение.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/razvitie-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-opisaniyu-po-kartine-i-i/

Презентация – Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Слайды и текст этой презентации

Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег»

Исаак Левитан – один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи.

1. Кто и когда написал картину? 2. К какому жанру живописи она относится? 3. Что на ней изображено? 4. Какие краски использует художник для выражения чувств? 5. Понравилась ли мне картина и почему?План сочинения

Исаак Ильич Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты (ныне Кибартай, Литва). Отец его был, очевидно, довольно образованный по тогдашнему времени человек.

Читайте также:  Сочинение кого можно назвать обывателем? (итоговое)

Он не только окончил раввинское училище, но и самостоятельно получил светское образование, в частности овладел немецким и французским языками. В Ковно (ныне Каунас, Литва) он давал уроки, а затем работал переводчиком во время сооружения железнодорожного моста французской строительной компанией.

Вероятно, в поисках лучшего применения своим силам и способностям Илья Левитан в начале 1870-х годов перебирается с семьей в Москву.

Большая семья, состоявшая из шести человек (у Исаака был старший брат Адольф и две сестры), жила очень трудно.

Жизнь Левитана стала особенно тяжелой после того, как в 1875 году умерла мать, а через два года и отец.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда Левитан поступил в 1873 году его даже освободили от платы за учение «ввиду крайней бедности» и как «показавшего большие успехи в искусстве».

Важно

Левитан скитался по Москве, ночуя у родных и знакомых, а порой оставаясь на ночь в пустых классах Училища. Иногда, сжалившись над юношей, ночлег давал ему в своей каморке училищный сторож, а другой, торговавший завтраками, ссужал его едой «до пятачка».

Успехи Левитана в 1874/75 учебном году были отмечены советом преподавателей Училища, наградившим его «ящиком красок с кистями».

К этому времени выявляется интерес начинающего художника к пейзажной живописи, и осенью 1876 года Алексей Саврасов берет Левитана к себе в мастерскую.

В ученическом отделе V передвижной выставки, открывшейся в Москве в марте 1877 года, были выставлены два пейзажа Левитана – «Солнечный день. Весна» и «Вечер».

Показанную на второй ученической выставке Московского училища живописи в 1879-1880 годах картину «Осенний день.

Сокольники» приобрел основатель Третьяковской галереи в Москве Павел Третьяков, что явилось своего рода общественным признанием творчества молодого художника.

По картине И. Левитана Лесистый берег Олег Глечиков Взяв кисти и мольберт, художник вышел в “поле”. Он шёл лесной дорогой, вдыхая хвойный дух. Излучина реки – вот место золотое, Прекраснейший пейзаж: лес, речка, виден луг… И вот на полотне явился из-под кисти Сосновый, старый бор, обрыв по-над рекой, И разгорелся день, день летний, и лучистый, На полотне царит безветренный покой.

Деревья под лучами как будто загорели, И золото коры, притягивает взгляд, И кажется, летят с картины птичьи трели, И слышно, как песчинки в струе воды шуршат… От жара разомлев, деревья входят в воду, Лежат в ней отражаясь, как в зеркале большом…

Совет

Пень прыгнуть захотел, поднял свой корень-ногу… Так и застыл под кистью, на берегу крутом. Российская земля – край нежный, милый сердцу, Лежит на полотне как будто бы живой, И смотришь на него, не можешь наглядеться…- Написан Левитана талантливой рукой.

15 июля 2011 года. Керчь.

Эта картина близка каждому россиянину, у которого есть душа. Щемит где-то в области сердца, когда видишь до боли знакомую речку, кусочек «своего» пляжа и могучий русский лес. Вековые сосны и ели, словно верные стражи, охраняют покой извилистой реки, отражаясь в ее зеркальной прозрачности.

Природа наполнена тишиной и покоем, все гармонично и естественно. Всматриваешься в картину, и откуда-то появляется уверенность в завтрашнем дне, чувствуешь силу великой России, ее мощь и величие. Вот так, обычный, на первый взгляд, пейзаж с родными березками на заднем плане, пробуждает в россиянах чувство патриотизма.

Левитан своими картинами учит любить уголок, где ты родился, гордиться Россией-матушкой.

Как актуальна картина «Лесистый берег» в XXI веке, сколь велик талант художника. Изобразив могучие деревья и небольшие кустарники, которые плотной стеной заслонили речку, автор показал, что именно так должен защищать свою родину многонациональный российский народ.

Увековечив красоту и гармоничность земли русской, Левитан показал и свое личное отношение к природе. Глядя на картину, понимаешь, что автор любит вечерний пейзаж, с его особо торжественной тишиной и важностью. На заднем плане изображено небо, в отблесках багряного заката.

Одновременно, поместив на передний план старые пни с их могучими корнями, он дал понять, что следует чтить и помнить своих предков.

Таким образом, картина «Лесистый берег» оставляет исключительно положительные впечатления.

Обратите внимание

Она позволяет не только насладиться красотой родного края, но и заставляет задуматься о смысле жизни, о судьбе России, о будущем ее такого разного, но единого народа.

Хотелось, чтобы как можно больше молодежи увидело этот наполненный великой мудростью пейзаж, чтобы люди в XXI веке поняли и приняли послание Исаака Левитана.

Источник: http://lusana.ru/presentation/1037

Сочинение по картине И. И. Левитана Лесистый берег

Исаак Ильич Левитан — выдающийся мастер русского пейзажа — за свою недолгую жизнь успел создать множество прекрасных картин. И почти все они посвящены русской природе. Мало найдётся людей, не видевших картин «Март» и «Золотая осень». Уже с 18 лет холсты художника участвуют в выставках и охотно раскупаются.

Его работы хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях нашей страны и за рубежом. Левитана па праву называют певцом русской природы, превратившим простые мотивы в яркие образы России. По словам художника И. Грабаря «Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже… Смог…

создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским». Поэтическое настроение, возникающее при просмотре картин, заслуга художника, сумевшего передать на своих холстах лирическую прелесть пейзажа, меланхолическую задумчивость природы, свою любовь к незамеченным никем ранее уголкам русской земли.

Счастье общения, близости с природой стало счастьем всей его короткой, но насыщенной творческой жизни.

Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он наслаждался видами местной природы, выбирал понравившиеся пейзажи для своих работ.

Читайте также:  Характеристика и образ собакевича в поэме гоголя мертвые души сочинение

В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось разнообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нисходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути.

Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

Важно

Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток, картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины подчёркивают сумеречное время летнего дня.

Темнеющее небо слабо подсвечивается алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих из леса сосен в золотистый цвет.

На линии горизонта, за лесом уходящее солнце обозначено светлым пятном на синем небосклоне.

На переднем плане картины лука небольшой реки, поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег.

Оба берега реки — и крутой, и пологий — песчаные. Цвет песка на них сильно отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя домашнего скота.

Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт растительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями.

По нему к воде спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо. Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня.

Стихает ветер, гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.

Совет

На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй, стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно хочет убежать от сосен, вырваться из их плена.

По краю лесного массива, вдоль обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни удерживают берег от полного разрушения.

На переднем плане несколько пней образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине.

Глядя на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты охраняют покой протекающей речки, её берегов.

У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего монументальность, глубину и красоту русской природы.

Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.

Источник: https://compendium.su/rus/5-9klass/25.html

Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины И.И.Левитана “Лесистый берег. Сумерки.”

Конспект урока. Русский язык. 6 класс. Урок развития речи.

Тема. «Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины

И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки…»

Цель:

овладеть навыками описания изображённого на картине посредством творческой активности и особым восприятием произведения искусства через музыку, поэзию и переливы художественного слова;

познакомить учащихся с творчеством И.И. Левитана, выявить особенности жанра пейзажная живопись;

продолжить формирование навыка монологической речи на определенную тему;

продолжить работу по воспитанию любви к родному краю;

развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

(Слайд 1 )

Ход урока.

Актуализация знаний.

Работа по вопросам:

Назовите типы речи уже известные вам.

-Какой тип речи называется описанием?

– Из каких частей состоит сочинение-описание?

(Слайд 2. (Композиция описания)

Композиция описания

Обратите внимание

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

2. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

3. Концовка — авторское отношение к предмету, вывод, заключение.

-Что можно описывать?

-Как называется картина, на которой изображена природа?

-Как называются художники, изображающие на своих полотнах природу?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

(Слайд 3. )

Однажды картина И.И Левитана «Лесистый берег» навеяла замечательные поэтические строки поэту Олегу Глечикову

Взяв кисти и мольберт, художник вышел в “поле”.Он шёл лесной дорогой, вдыхая хвойный дух.Излучина реки – вот место золотое,Прекраснейший пейзаж: лес, речка, виден луг…И вот на полотне явился из-под кистиСосновый, старый бор, обрыв по-над рекой,И разгорелся день, день летний, и лучистый,На полотне царит безветренный покой.

Читайте также:  Сочинение хлестаков и хлестаковщина в комедии гоголя ревизор 8 класс

Деревья под лучами как будто загорели,И золото коры, притягивает взгляд,И кажется, летят с картины птичьи трели,И слышно, как песчинки в струе воды шуршат…От жара разомлев, деревья входят в воду,Лежат в ней отражаясь, как в зеркале большом…Пень прыгнуть захотел, поднял свой корень-ногу…Так и застыл под кистью, на берегу крутом.

Российская земля – край нежный, милый сердцу,Лежит на полотне как будто бы живой,И смотришь на него, не можешь наглядеться…-

Написан Левитана талантливой рукой.

– Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи.

– Кто из вас попытается сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

(Слайд 4.)

Тема. «Подготовка к сочинению по репродукции картины И.И.Левитана «Лесистый берег. Сумерки…»

Цель: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Индивидуальная проектная работа группы учащихся.

1.Слово о И. И. Левитане. (презентация)

2. Краткий обзор его творчества. (презентация)

(Слайд 5)

Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег».

(Найдите во вкладыше картину И.И.Левитана «Лесистый берег» и рассмотрите её.)

История создания

Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он на­слаждался видами местной природы, выбирал понра­вившиеся пейзажи для своих работ.

В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось раз­нообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нис­ходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути.

Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

(Слайд 6)

Проблемное слово учителя.

– Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

-Какое впечатление производит на вас эта картина?

-Что мы видим на картине?

(перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо)

-Какое время года изображено на картине, время суток?

– Что такое «сумерки»? За объяснением лексического значения этого слова мы обратимся к «Толковому словарю» под редакцией Ожегова.

(Слайд 7.)

Значение слова Сумерки по Ожегову:
Сумерки – Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи

– Прежде чем мы приступим к следующему заданию, давайте вспомним, какие художественные средства вы знаете?

– что такое эпитеты?

– Что называется олицетворением?

– Какой художественный троп мы называем метафорой?

– Дайте определение сравнению.

Важно

Ребята, а сейчас мы с вами поработаем над подбором лексического материала для будущего сочинения. Вам предстоит работа в группах. Вы должны будете подобрать изобразительно-выразительные средства к определённым образам и самостоятельно оценить работу каждого участника группы.

(Слайд 8)

Работа в группах. Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

А шестая группа у нас получает особенное задание: во время вашей работы будет звучать музыка вечернего леса, вы должны будете подобрать лексический материал к тем звукам, которые вы услышите. Благодаря этим звукам мы оживим нашу картину, проникнем в её лесные тайны.

Звуки вечернего леса.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Какое впечатление вызывает у вас картина?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

Физкультминутка.

(Слайд 9)

5. Речевая подготовка.

Подбор синонимов:

– Как иначе можно назвать художника? (Мастер, живописец, автор полотна).

– Как иначе можно назвать картину? (Полотно, шедевр, произведение искусства).

Словарный работа.

(желтый, золотистый, багряный, оранжевый, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый, здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

(Слайд 10. Проверка словарной работы) (взаимопроверка)

(Слайд 11.)

Продолжи фразу

• На переднем плане картины..

Берега у речки разные…

• Вода в реке…

• Небо художник изобразил…

• Контрастными образами являются…

• Следов пребывания людей не наблюдается…

На высоком берегу плотной стеной стоят …

• Жёлтые краски передают ощущение того, что…

Глядя на пейзаж, представляется, будто…

Художник заставляет зрителя задуматься о…

(Слайд 12.)

Составление плана сочинения.

План сочинения

Кто и когда написал картину?

К какому жанру живописи она относится?

Что на ней изображено? (зрительные, звуковые, ассоциативные образы)

Какие краски использует художник для выражения чувств?

Почему нужно беречь и ценить природу.

Какое впечатление она вызывает у вас?

– Какая была тема урока, цель урока?

– Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

-Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

(Слайд 13.)

Домашнее задание. Написать сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Лесистый берег».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-po-rieproduktsii-kartiny-i-i-lievitana-lies.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector