Сочинение по картине васнецова богатыри три богатыря 4, 7 класс описание

Сочинение по картине Васнецова Три богатыря; описание, кто изображен, характеристика трех богатырей

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси, имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году.

Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки, легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Обратите внимание

Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.

Как пишется сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:

  • общее описание художественного полотна;
  • отдельные характеристики каждого из трех богатырей;
  • описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.

Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.

В первой части сочинения необходимо дать подробный ответ: кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:

Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества.

Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток.

Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской.

Центральными фигурами холста являются три могучих богатыря. Это главные герои народного эпоса, русских сказок, мультипликационных и художественных фильмов:

  • Илья Муромец,
  • Добрыня Никитич,
  • Алеша Попович.

Автор достаточно ярко передал основные особенности характеров легендарных богатырей. Их основные черты прослеживаются в большинстве разнообразных фольклорных источников. Повествование можно поделить на три раздела, каждый из которых будет посвящен одному из богатырей.

Илья Муромец

На картине Васнецова богатыри расположены в центральной части полотна, посредине — фигура самого известного героя, которому посвящено значительное число былин и сказаний – русского богатыря Ильи Муромца.

Он взрослее, опытнее, мощнее физически двух других воинов. Илья Муромец — выходец из простого крестьянского народа не может похвастать богатым снаряжением.

НА картине мы не увидим на нем богато украшенных наручей или дорогой кольчуги. Простые рукавицы, старенькие пыльные сапоги – свидетельствуют о небольшом достатке.

Важно

Зато Илья Муромец невероятно силен и хорошо вооружен: мощные копье со щитом, тяжелая палица, свисающая с руки, массой явно превосходящая классическую пудовую мерку, большой колчан со стрелами – сомнительно, что все это сможет удержать изнеженный юноша.

Под стать всаднику богатырский конь. На него Илья Муромец явно тратит все имеющиеся средства: конская сбруя изготовлена из металла, а не обычной кожи, хороша и богата.

Илья уверенно сидит на коне, но в то же время, несколько расслабленно: стремена висят свободно. Но зритель чувствует, что достаточно малейшего сигнала об опасности, как русский богатырь бросится в смертный бой.

Илья Муромец на картине не спеша осматривает окрестности, заслонив глаза рукой от солнечных лучей.

Конь вместе со всадником составляют своеобразный монумент, символизирующий единство народа, готового биться за Русь с потенциальными захватчиками. Грозное спокойствие всем своим видом демонстрирует Илья Муромец.

Важно! Сочинение призвано подчеркнуть основное сходство былинного воина Ильи Муромца с духом народным, который сломить трудностями невозможно.

Добрыня Никитич

По правую руку от Ильи Муромца художник поместил богатыря, который является выходцем из других социальных слоев – Добрыню Никитича. У Васнцова он примерно одного возраста с Ильей Муромцем, хотя многие народные сказания предпочитают говорить о молодости и горячности Добрыни. Княжеские корни богатыря подразумевают определенный уровень благосостояния.

Добрыня щеголяет дорогими нарядами. Притягивают взгляд шитый золотом кафтан, добротные новые сапоги и богатый шлем, снабженный защитной сеткою. Золотом украшены цепь и крест православный, ножны с рукоятью меча богатырского. Щит красного цвета, декорированный сверкающими заклепками, тоже должен стоить дорого.

Меч Добрыня Никитич держит наполовину вынутым из ножен: он не потратит ни одной лишней секунды, если придет нужда обороняться. Хорош также белый рысак с роскошной гривою. Оба они напряженно ожидают беды, в любой миг готовы пуститься вскачь.

Сочинение про Добрыню и его подвиги можно написать отдельно. Это сам по себе интересный образ русского фольклора.

Алеша Попович

С правой стороны холста, по левую руку от Ильи Муромца, красуется самый молодой и романтичный из героических русских воителей. Это приемный сын обычного ростовского батюшки, которого народ кличет Алешей Поповичем.

Нет в нем той физической мощи былинной, которая характерна для его собратьев. Но зритель невооруженным глазом отмечает, что храбрости, находчивости со смекалкой молодому человеку не занимать.

Совет

Основными чертами, характеризующими Алешу Поповича, являются не столько сила, сколько ловкость и хитрость. Смотрит молодой богатырь вдаль, вроде бы, мечтательно, но лук всегда держит в боевой готовности.

Рядышком виднеются гусли, чьи струны парень с удовольствием перебирает во время редкого отдыха. Алеша внешне красив. Одежда на нем достаточно дорогая.

Важно! Несмотря на нарочитую лиричность облика, чувствуется, что у Алеши Поповича несгибаемая воля, сила духа и преданность родной земле такая же, как у его товарищей — Ильи и Добрыни.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.

У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Источник: https://uchim.guru/literatura/sochinenie-po-kartine-tri-bogatyrya.html

Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»

Недавно мне довелось познакомиться с гениальным полотном Васнецова «Богатыри». На этой картине изображены три былинных богатыря, которые с давних пор защищали родную землю. Они смотрят внимательно по сторонам, чтобы вовремя отбить атаку врага.

Их орудие всегда наготове, а кони нетерпеливо взрывают землю копытами. Богатыри облачены в доспехи, которые плотно облегают их крепкие, мужественные тела. От этого полотна веет мужественностью и надежностью, что вселяет веру в счастливое будущее.

Чтобы подчеркнуть значимость богатырей, автор поместил их в чистое поле. За спиной виднеются холмы и бескрайние просторы земли русской, которую тысячелетиями охраняют эти бравые ребята.

Обратите внимание

Под ногами ярко зеленеет трава, а местами попадаются редкие елки. Они еще не выросли, но со временем станут большими и красивыми деревьями.

При создании этого полотна художник использовал сочетание светлых и темных красок, чтобы показать, что добро победит.

Картина мне понравилась своей сильной энергетикой. Кажется, что богатыри вот-вот сойдут с картины — и пойдут наводить порядок на родных просторах.

Около двадцати пяти лет своей творческой жизни отдал Виктор Михайлович Васнецов работе над картиной «Богатыри», осуществляя свою мечту создать монументальное полотно на темы народных былин.

На полотне изображены три русских воина: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович. В былине о них говорится: «Три года стоят богатыри на заставе…»

В центре на исполинском вороном коне сидит Илья Муромец. Он напряженно и сосредоточенно вглядывается вдаль. Уверенность, сила и мощь чувствуются в его ладной богатырской фигуре. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов». Илья уже не молод, серебром сверкает борода, выбилась из-под шлема седая прядь.

Бесстрашие, мужество и справедливость Ильи Муромца заслуженно сделали его главой богатырской заставы.

Добрыня Никитич — сын богатого князя из Рязани. Богатством украшения и оружия, нарядностью одежды он выделяется среди других богатырей. Блестит серебром кольчуга, щит горит, переливается самоцветными жемчугами меч в золотых ножнах. И конь Добрыни Белеюшко под стать хозяину, в нарядной сбруе с золотыми бляшками и полумесяцами.

Красив, строг и благороден образ Добрыни Никитича. В нем нет мощи Ильи Муромца, но это его достойный собрат.

Читайте также:  Сочинение на тему футбольный матч

Алеша Попович находчив и смел. Вооружен он легко: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая». Щита совсем нет, а в правой руке «гусельки яровчаты». Весельчак и балагур, он что-то замышляет и сейчас, хитро скосив глаза вправо. Конь его изворотлив, легок и стремителен.

Важно

Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими могли быть богатыри Древней Руси. В это глубоко верил и сам художник.

Художнику-передвижнику Виктору Михайловичу Васнецову народное признание присвоило титул великого русского творца. Он вошел в историю культуры как автор бессмертных полотен на темы народных русских сказок и былин. Сюжеты многих картин навеяны шедеврами устного народного творчества, русского фольклора, а также произведениями русских поэтов и писателей, в особенности А. С. Пушкина.

Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина «Богатыри», над которой трудился художник более двадцати лет. На полотне изображены три русских воина: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сюжет, по замыслу творца, обозначает преемственность на пороге нового ХХ столетия героического прошлого народа русского с великим его будущим.

В центре на вороном коне изображен седовласый богатырь Илья Муромец. Вся его стать — воплощение силы и бесстрашия. Есть у него и колчан со стрелами, и лук, и щит, но воевать он не собирается. Он — защитник.

По правую руку от Ильи Муромца — Добрыня Никитич. Он весь напряжен, меч его наполовину вынут из ножен, щит — наготове, ноги в стременах. Доспехи Добрыни — одежда и оружие — говорят о его богатстве, на них много украшений. И конь богатыря Белеюшко — под стать хозяину, в нарядной сбруе. В нем нет мощи Муромца, но Никитич — достойный собрат Ильи, защитник отечества своего.

Слева от Муромца — младший из трех богатырей — Алеша Попович. Весь его облик говорит о том, что юный богатырь мыслями где-то далеко, может быть у ног своей возлюбленной. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алеша хитер и смекалист.

Он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. Гусли, которые придерживает рукой Алеша, говорят о его уверенности в том, что давно уже последние враги изгнаны с земли русской.

Весь облик богатыря показывает, что он истинный защитник своей земли.

Таким образом, в облике трех богатырей сумел воплотить Виктор Васнецов лучшие черты русского национального характера. Глядя на картину, не сомневаешься, что не одолеть врагам земли русской, пока стоят в дозоре Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В это глубоко верил и сам художник.

Совет

Виктор Михайлович Васнецов — почитатель русской старины. В его творчестве старая Русь с ее легендами, преданиями, летописями занимает значительное место.

По мнению многих исследователей творчества этого знаменитого художника, картина «Богатыри» является одной из самых значительных. Создавалось полотно более двадцати лет. Сам В.М.

Васнецов говорил, что богатыри были его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

Центральное место на картине занимают три богатыря: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В свойственной ему манере, Васнецов прописывает малейшие детали. Композиция картины продумана до мелочей. Взгляд зрителя в первую очередь обращается на Илью Муромца, который нарисован в центре. Этот былинный герой занимает одно из важнейших мест в русских былинах.

Лицо этого умудренного опытом богатыря сурово. Он внимательно вглядывается вдаль, приложив руку ко лбу. На ней висит палица, в другой руке зажато копье. Фигура Ильи Муромца поражает мощью. Под стать седоку и конь. От богатыря веет силой. Это надежный страж земли русской. В тоже время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой русской душе.

Не таков Алеша Попович. В лице самого младшего из богатырей видна хитринка, лукавинка. Это веселый балагур, шутник. Но в любой момент веселость слетит с лица героя, и он ринется в бой на защиту родной земли. Его рука крепко держит лук, а на боку наготове колчан со стрелами.

Тревожен окружающий богатырей пейзаж. Ветер треплет гривы коней, пригибает к земле ковыль. Облака собираются в грозовые тучи.

Кони настороженно пригнули головы, лишь конь Добрыни Никитича вскинул ее, почуяв опасность. Но стражи наготове. Добрыня Никитич слегка вынул меч из ножен.

Обратите внимание

Его взгляд направлен в ту же сторону, что и взгляд Ильи Муромца. Богатыри надежно хранят покой родных просторов. Никакая сила им не страшна.

На этой странице искали :

  1. сочинение по картине васнецова богатыри 4 класс
  2. сочинение по картине васнецова богатыри
  3. сочинение на тему три богатыря
  4. сочинение по картине васнецова три богатыря 4 класс
  5. сочинение по картине васнецова три богатыря

Источник: http://porusskomu.net/sochinenie-po-kartine/vasnecov/po-kartine-430

Как написать сочинение по картине «Богатыри» В.М. Васнецова?

Да, полотно, конечно, эпохальное, монументальное, помнится, когда я его впервые увидел, то все глядел, глядел… Сущее «завороженье»! Сочинение написать… что ж, попробуем.

Итак, на картине изображены три самых легендарных русских богатыря — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович (это ясно с первого же взгляда, без пояснений). Вкупе они являют силу и мощь несокрушимую, стоят втроем многотысячного воинства, да и порознь они — настоящие исполины. Самый могучий — это, конечно, Илья (у него уже почтенный возраст, но вся удаль — при нем).

Смотрит через руку вдаль, а на руке — многопудовая палица, веса которой Илья, однако, будто не замечает (ни дать, ни взять — ветхая былинка); а как пустит ее в ход в бою, так «направо махнет — улица, налево — переулочек».

Добрынюшка тоже «не подарок» — плечом мог высаживать двери дубовые, рвать цепи кандальные, так что силушка действительно медвежья и супостату мало не покажется (махнет витязь мечом, так целого отряда, как не бывало). Алеша же Попович не столь атлетичен, но необычайно проворен и хитер и за счет этого также являет собой нешуточную «боевую единицу» («он не так силен, да напуском смел»).

Кони — под стать своим хозяевам.

Бурушка-косматушка («бурушка», однако масти вороной) Ильи коренаст и кряжист, что твой першерон, может поначалу показаться, что он не очень-то приспособлен к быстрой и длительной скачке, однако это впечатление обманчиво — остальным двум Бурушка даст здесь фору, даже рыжему стройняге Алеши Поповича, который статен, сухопар и в беге стремителен, как крылатый Пегас (а вот как звали «Пегаса» — что-то в былинах не значится; по некоторым сведениям — Цезарем). Белеюшка Добрыни по своей «конёвой» стати занимает «промежуточное положение».

Богатырская троица, видимо, совершает дозорный объезд границ, вот, они взошли на возвышение, откуда далеко видать, и очень вовремя взошли: там, вдалеке показался враг, сильный и многочисленный («черной силушки черным черно, а й черным черно, как черна ворона»).

Опасность нависла действительно нешуточная, даже тучи позади нахмурились почти до черноты, явственно указывая на то, что схватка предстоит прежаркая; слева-сзади Алеши — камень, похожий на тот, на который набредает витязь на другой картине Васнецова, набредает и видит одну только надпись «пряму ехати — живу не бывати» (другие надписи заросли мхом)… Едва ли на этом камне что-то написано, однако он, быть может, символизирует то, что выбора другого нет, как «пряму ехати». «Широка Русь, да отступать некуда». Холмы позади выглядят хмуро (перед лицом нависшей угрозы), но и величественно («кто на Русь с мечом придет…») и врагу и в это раз не светит…

Важно

А физиолог Павлов особо отметил точность изображения Васнецовым трех темпераментов, их иллюстрирует то, как богатыри реагируют на опасность. Илья успел в дороге расслабиться, быть может, даже чуть задремать, вон и ногу вынул из стремени…

всматривается вдаль, не теряя спокойствия и не торопясь (враг еще далеко), просчитывает направление удара. (Флегматик).

Добрыня же весь напружился в стременах, стремительно выхватывает клинок и готов без лишних раздумий ринуться в пекло (однако он сможет это сделать только по приказу главного (Ильи), который держит копье, как шлагбаум, упреждая Добрыню от преждевременного рывка). (Холерик).

Взгляд Алеши — задорно-озорной, даже чуть насмешливый, он оценил ситуацию и уже прикинул, как обведет супостата вокруг пальца. Правой рукой касается висящей на боку домры и, быть может, предвкушает, как после побоища на привале «сбацает» друзьям победную или беззаботно-озорную песню. (Сангвиник).

Хочется «оживить» картину и поглядеть, как видео, предстоящие побоище и возвращение с победой в Киев-град, но… это уже не будет произведение живописи великого Васнецова.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/897954-kak-napisat-sochinenie-po-kartine-bogatyri-vm-vasnecova.html

Сочинение по картине Васнецова «Три богатыря»

На картине Виктора Васнецова «Богатыри» изображены три русских богатыря, о которых складывали былины на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Герои земли русской запечатлены, судя по всему, в момент, когда, обходя дозором границы, они остановились, чтобы осмотреться. За их могучими спинами, над холмами, собираются тучи, олицетворяя угрозу со стороны врагов.

Читайте также:  Образ и характеристика голядкина в рассказе двойник достоевского сочинение

Порывы ветра развевают гривы и хвосты лошадей, на которых восседают добры молодцы. В природе чувствуется тревожное ожидание. Чувствуется тревога и во взглядах двоих богатырей, Ильи и Добрыни.

Совет

Герои русских эпосов, былин – люди выдуманные. Но они очень похожи на людей обычных, они не великаны и не монстры, у них в руках нет никаких спасительных волшебных предметов, а только обычное оружие.

Наши богатыри олицетворяют лучшие качества русского народа: его патриотизм, готовность к любым испытаниям, мужество и волю к победе. А то, что героев трое, должно говорить о том, что только вместе можно одолеть любого противника.

Несмотря на то, что каждый из героев способен справиться с кем угодно, и об этом как раз говорится в былинах, все-таки художник показывает, что сила наша – в единстве.

Илья Муромец – главный среди троих. Он вышел из народа, из крестьянской семьи. Тридцать лет и три года накапливал он силищу свою богатырскую. За его плечами – огромный опыт и славные победы. Он уже не молод, но полон сил. Он мудр, как старец. Решителен, непобедим.

Илья широк в плечах, а весу в нем – гораздо больше 100 килограммов. От сурового взгляда Муромца любой задрожит. Зорко вглядывается он в даль. Он вооружен тяжелой булавой и копьем. Крепко сидит он в седле на вороном коне-тяжеловозе. На нем простая кольчуга и островерхий шлем.

Его брат по оружию Добрыня Никитич тоже обладает недюжинной силой. Он тоже не знает поражений, тоже наделен мужеством и храбростью, но происхождением он отличается от Муромца. Добрыня – княжеский сын.  Его кольчуга, щит и меч выдают богатое происхождение. Конь у него белой масти, это тоже признак благородного происхождения седока.

А Алеша Попович – из духовного сословия. Он самый молодой из богатырей, у него даже еще нет бороды. Его взгляд – это взгляд юноши, а не закаленного боями воина. Однако и он, облаченный в сияющие латы и вооруженный луком и стрелами, в бою храбр и искусен. Кроме того, он смекалист и хитер. Рыжий конь Алеши, видимо, так же горяч, как его хозяин.

Богатыри у Васнецова все разные – и по происхождению, и по характеру, и по одежде, и по вооружению, даже кони у них разной масти. Мне кажется, художник намеренно это подчеркнул. Возможно, он хотел показать, что какими бы разными ни были русские люди, у них есть качества, которые их объединяют: это их любовь к родине, их сила и стойкость, особенно в тяжелую для страны годину.

Глядя на богатырей, можно быть абсолютно уверенными в том, что защита Отечества – в надежных руках.

Источник: http://so-chinenie.ru/vasnetsov/

Описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания («Три богатыря»)

«Богатыри».
В. Васнецов

Картина «Богатыри» — одно из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова. В интернете часто картину «Богатыри» иногда ошибочно называют «Три богатыря».

В этой статье представлено описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д.
Смотрите: Материалы по другим картинам

Картина «Богатыри» занимает центральное место в творчестве Васнецова. Работа над картиной заняла более 20 лет.

При этом процесс работы несколько раз прерывался. 

Первый эскиз карандашом для «Богатырей» Васнецов создал в 1871 году, а завершил картину 23 апреля 1898 года. процесс этот несколько раз прерывался… Полотно почти сразу было приобретено П. М. Третьяковым для галлереи. 

На картине изображены три знаменитых русских богатыря — Добрыня Никитич (слева на белом коне), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа).

Картины «Богатыри» отличается очень крупным размером — 295,3 х 446 см (то есть примерно 3 х 4 метра !). Картина написана маслом на холсте. На данный момент картина «Богатыри» находится в Государственной Третьяковской Галерее. 


Васнецов о своей картине «Богатыри»:  

«Картина моя — богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. 

Обратите внимание

Хотелось бы Вам показать начало — исполнить такую картину — ох, дело не легкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?». 

(письмо Васнецова к П. П. Чистякову, 1882 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги «Русские художники. Монографии»:

«Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всем долгом творческом пути. «Богатыри» ознаменовали начало самобытных исканий художника. Все время он обращался к ним как к роднику творческого воодушевления, ясности и целостности мысли. Работа над «Богатырями» давала отдых Васнецову, она «исцеляла» его в моменты смятения и снижения творческой энергии, когда он растрачивал ее на «выколупывание из воображения» того, что требовалось для росписи собора. «Богатыри» были освежающим источником, как и героическая музыка, к которой так страстно стремился Васнецов, ища вдохновляющих сил в могучем художественном творчестве великих композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, которых он особенно любил.«Богатыри» увенчали творчество Васнецова, они являются завершением его неослабных исканий воплощения героических идеалов, неиссякаемой его любви к родине, выражением человечности и мужества, внутренней и внешней, душевной и физической красоты русского народа. И у Васнецова, разумеется, не только исторические предания породили героические образы, но и сама широко раскинувшаяся родина была вдохновляющей силой. Тема родных просторов стала существенным элементом картины «Богатыри». Недаром пейзаж в ней играет столь значительную роль в создании величественности общего впечатления. «Богатыри» Васнецова — могучие люди могучей, широкой земли. «Не обижают ли где кого» — вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. Гуманизм, являющийся существенной чертой характера русского народа, определяет одну из высоких идей, положенных в основу этого замечательного произведения русской школы живописи.

Очевидцы отмечали, что лучше всех получился Илья Муромец. Да и сам автор был больше всего доволен им. Илья — это великолепно вылепленная фигура крестьянина-богатыря. Красота русского народного типа нашла здесь образное, живое воплощение.

Начиная от плавных, силуэтных линий могучего тела пожилого, много пережившего богатыря, как бы неразрывно слитого с могучим конем, кончая доспехами, украшениями,— во всем осязательно чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, выдержка и благородство. 

Илья прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен и внутренне динамичен. В лицо Ильи Муромца Васнецов вносит новые черты красоты и большой одухотворенности. Это прекрасное открытое, честное лицо, выражающее благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб. Черные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые, орлиные очи зорко вглядываются вдаль. 

Мягко вьющиеся из-под шишака седые кудри украшают настороженное лицо с крепко сжатыми волевыми губами. Могучая рука в рукавице легко держит тяжелую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в девяносто пудов веса…. Художнику удалось выразить эту тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. 

Выразительны и объединены в целостную красочную гамму цветовые соотношения плотных суровых тонов желтого, темно-синего, серого и черного, которыми написаны кольчуга, вооружение, одежда и вороная масть богатырского коня. 

Богатыри и их кони — друг другу под стать, и в этом тоже выразилось ощущение реальной действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником и другом в битве и жизни. 

Эта характерная деталь, верно почувствованная художником, дает ему возможность создать монолитные образы всадника и коня, а это в свою очередь способствует впечатлению монументальности образов.

Добрыня Никитич во всем облике своем выражает другие качества русского народа.

В нем художник показал не только отмеченное былинами «вежество» — знание, культурность и вдумчивость, ной пытливость ума, предусмотрительность. 

В то время как Илья, уверенный в своих силах, пока только вглядывается в даль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Остроконечный, подобный вершине башни тяжелый шлем Добрыни, щит, который он держит наготове, ноги в стременах — все это выражает полную готовность к бою. 

Важно

Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага.

Вводя такую деталь, как полумесяцы на сбруе коня, художник дает понять зрителю, что на коне сидит победитель «злого татарина», что конь достался витязю после жестокой боевой схватки.

У Добрыни своя повадка, свои привычки, но оба они — и Илья и Добрыня — полны решимости дать отпор врагу.

Соответственно тому, что говорили былины о нем, художник пишет Добрыню представительным, величавым и внутренне собранным. Его богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли.

Читайте также:  Сочинение по картине московский дворик поленова 4, 5 класс описание

<\p>

В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства. Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность.

Сочен цвет зеленых сафьяновых сапогов Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема.<\p>

На картине Алеша дан молодым красавцем, он — ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь.

В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, черными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Тип его схож с лицом Ивана-царевича на картине-сказке. Такие черты красоты любимы художником. Здесь они получают утверждение, так как полны жизненных сил.

Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу.

Совет

Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря.

В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте.

В сравнении с произведениями «После побоища», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами» — «Богатыри» выделяются своей строгой, суровой простотой и монолитностью композиции. Мысля большими масштабами, Васнецов в композиции «Богатырей» давал широкие линии и массы. Выдвинув на первый план «богатырскую заставу», он отказался от расположения ее в центре картины.

Оно вытекало из задуманного сюжета произведения: опасность приближается справа, и туда направлено все внимание заставы.

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго, прилагая все усилия для того, чтобы найти выразительные соотношения линий, планов, характер растительности, земли и неба. …это луг и перелески.

Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей. Имеются прекрасные этюды с натуры, в которых автор настойчиво искал мотив синтетического пейзажа.

<\p>

Соками плодородной прекрасной земли, силой громадных просторов веет от всего пейзажа картины. Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, ритмически повторяя их абрисы, контрастируя с плотными массами их силуэтов и. темно-зелеными могучими холмами, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины. Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции. Живопись картины крепка и выразительна. Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщености красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей. Придавая всегда большое значение колориту, Васнецов однажды высказал следующую мысль: «… поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и красках».

Образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.»

(Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая, «Васнецов Виктор Михайлович» («Русские художники. Монографии»), 1962 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги В. Н. Осокина «В. Васнецов» (серия «ЖЗЛ»):

«…трепетно-бережливо относился к «Богатырям»… Васнецов, понимая, что они самая высокая вершина в его творчестве. 

Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Три всадника в древнерусском снаряжении на борзых конях. Эта застава богатырская, грозная, мимо нее даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной. 

Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри. 

Обратите внимание

Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском черном коне, приложил десницу к челу и встматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца. 

Богатырь, что справа на белом, словном вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать их ножен тяжелый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо. 

Третий всадник кажется спокойным и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву. 

Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — любимые богатыри русские. 

Илья Муромец кряжист и могуч, как вековой лес, близ которого он вырастал. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», называемую иначе шестопером, и даже рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнеся от этой тяжести. 

Илья простой и прямой человек. О его прямоте и честности свидетельствуют крупные, добрые и мягкие черты чисто русского крестьянского склада лица, прямой, открытый, пристальный взгляд черных глаз.

О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий, упрямый лоб, плотно сомкнутый под большими усами рот. Большая благородная голова величаво покоится на удивительно широких, впрочем, пропорциональных туловищу, плечах.<\p>

уже поседел, густая седая прядь выбилась из-под шлема, серебряные нити сверкают и в черной бороде.   

Совсем по-другому выглядит в картине, как и в былине, Добрыня Никитич. 

Он, повестствует былина, был происхождения знатного, «чадо милое» богатого рязанского князя Никиты Ивановича и его жены Амелфы Тимофеевны. Он дружинник киевского князя Владимира Красное Солнышко.

Важно

Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения. …сбруя Добрыниного коня радует глаз позолотой тонких украшений. И щит Добрыни, чуть прикрытый гривой коня, — явно заморской работы.

Он так и горит-переливается вкрапленными в него жемчугами-самоцветами. 

Суров и строг взор Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и Бабыгу (хана Батыя). Справедливость и благородство отличают витязя. Но он уступает все же крестьянскому сыну в мощи и особенно в величавой простоте духа. 

Психологически сложнее, замысловатее всех Алеша Попович. 

Он врага побеждает не богатырской силой — у него не так много ее — сколько сметливостью да ухваткой.  

Алеша и Тугарина Змеевича одолел хитростью.  

Алеша Попович на картине Васнецова не так могуч, как Илья и Добрыня. И вооружен он легковато: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая» — вот и все оружие. Щита вовсе нет. В правой руке — «гусельки яровчатые». Балагур, весельчак Алеша — мастер попеть и поиграть, попривородить сердца молодушек. 

Глаза Алеши как бы ненароком скошены вправо, где что-то предвещает опасность. Он уже замышляет нечто коварное, смертельно-губительное для врага. 

Его конь все еще беззаботно щиплет траву. Но пробьет час, и он полетит, как ветер.<\p>

Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа и необоримой силы перед нами воплощена в картине Васнецова богатырская застава древней Руси.

Художник твердо верил в реальное существование подобных богатырей. Эта вера водила его кистью, и потому полотно так сильно своим проникновенным реализмом.<\p>

Целостна и крепка живопись полотна.

Благородно-красивы, хотя и просты, без излишней эффектной сочности и резкости, сочетания красок — зеленой и коричневой, красной и белой, черной и синей.<\p>

Четверть века с лишним создавались «Богатыри».

Совет

Но они не хранят ни малейшего следа тех творческих исканий, колебаний, которые пережил художник за столь долгий срок. Полотно удивительно непосредственно, елино своей органической, неразрывной целостностью.» 

(В. Н. Осокин «В. Васнецов», серия «ЖЗЛ», 1959 г.)

В. В. Стасов о картине «Богатыри»:

«Эти «Богатыри»… выходят словно pendant, дружка, к «Бурлакам» Репина. И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа… …что останавливает глаз и глубоко проникает в душу, это то, что среди всего этого вооружения, мечей, кольчуг, копий, шлемов, стремян и плетей из картины несется не только одно впечатление силы и кровавых будущих расправ … но еще впечатление благости, великодушия и добродушия — ими полон, всего более, сам Илья Муромец, главная срединная фигура».

(В. В. Стасов, статья «Мой адрес публике, 1899 г.)

Это было описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д. (Эту картину иногда ошибочно называют «Три богатыря».)

Смотрите: Материалы по другим картинам

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-bogatyri-vasnecov-sochinenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector