Сочинение по картине васнецова после побоища игоря святославича с половцами описание

Описание картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов для сочинения

«После побоища Игоря Святославича с половцами».Художник В. Васнецов

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» является одним из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова.

В этой статье представлено описание картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов для сочинения.

Смотрите: Описание других картин

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» была написана Васнецовым в 1880 году. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 205 x 390 см (то есть около 2 х 4 метра!). Картина находится в Третьяковской галерее.

Описание картины из книги «Русское изобразительное искусство»:


«…первым… большим произведением, показавшим своеобразие подхода к исторической тематике, стало «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), сюжет которого он почерпнул из «Слова о полку Игореве». На картине представлена вечерняя степь, усеянная телами павших в жарком сражении. Преобладание в колорите холодных (зеленых, синих и голубых) тонов вызывает ощущение мертвой тишины, окутавшей бранное поле. Однако надвигающиеся сумерки еще не приглушили нарядности красок бархатных и шелковых одеяний русских витязей. Смерть не исказила мученическим выражением их лица. Воины покоятся, как в глубоком сне, на ковре из изумрудной муравы. Подобное решение исторической батальной сцены смутило многих даже в среде Товарищества. Васнецова упрекали в том, что он написал картину-«оперу», указывали, что одежда погибших должна была бы быть изрубленной, залитой кровью, а тела — покрытыми зияющими ранами. Дальновиднее всех оказался Крамской. В письме к Репину он прямо сказал: «…трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов». Художник воссоздавал событие не в том виде, в котором оно некогда происходило, а в том виде, в котором оно продолжало жить в благодарной памяти народа: в песне, былине и сказаниях. Эпосу всегда чужд натурализм. Фольклору свойственно наделять героев идеальными чертами. Красота погибшего княжича, изображенного в центре композиции,— собирательная красота любимца народных преданий. В их поэтизирующем представлении смерть за родину делает облик погибшего еще более прекрасным. Васнецов выражает народное благоговение перед памятью таких людей в участливом отношении к их судьбе самой природы. Эпическая напевность «Слова..» подсказала Васнецову своеобразные средства художественной выразительности. Уже в данной картине Васнецов обрел особый монументально-декоративный стиль. Фронтальная композиция отвечает торжественно-медлительному ритму повествования поэмы. Живописная манера, сочетающая крупные цветовые пятна одежды, подымающейся из-за горизонта луны и парящих орлов с узорчатой россыпью полевых цветов и орнаментикой костюмов, напоминает о декоративных началах, характерных для народно-прикладного искусства. Васнецову удалось ощутимо передать поэтический строй народного предания, убедительно засвидетельствовав огромные возможности реализма.» (И. И. Пикулев «Русское изобразительное искусство», 1977 г.)

Описание картины из книги «Васнецов Виктор Михайлович»:

«Эта тема, навеянная «Словом о полку Игореве» и нашедшая выражение в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», потребовала от Васнецова серьезной, углубленной подготовки. Для русской передовой культуры этого времени характерен интерес к истории народа, к его устному творчеству, как поэтическому отражению исторических черт его жизни и характера. Увлечение великим памятником героического русского эпоса присуще было широким кругам русского общества того времени.  Васнецов не только тонко воспринимал древнерусское народное творчество, он был чуток и к вопросам русской действительности.

…он откликнулся своей картиной на волновавшие русское общество военные события 1877—1878 годов, но откликнулся своеобразно, не так как на них отозвались В. В. Верещагин…

Обратите внимание

Васнецов показал присущую русскому народу беззаветную готовность мужественно отдать свою жизнь за родину, за правое дело. Великий патриотизм пронизывает древнерусскую поэму, и он был созвучен настроениям русских людей в годы русско-турецкой войны.

В прекрасной древней воинской повести, проникнутой печалью, — «Слово о полку Игореве» — Васнецов воспринял те мысли, чувства и образы, которые были созвучны его времени. Народное творчество вдохновило его на создание поэтического произведения во славу мужества народа. 

Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы.

В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю.

Васнецов сосредоточил внимание на той части «Слова», в которой оно воспевает и возвеличивает князя Игоря и его воинов. Ему созвучно было в «Слове» полное мужества обращение князя Игоря к дружине, когда он «возбудил ум крепостью и поострил (его) мужеством своего сердца; исполнившись воинственного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую…

И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем плененным». Образ Игоря был близок и дорог художнику, потому что в нем он чувствовал исключительную силу мужественного русского духа; силу, пронизывающую всю повесть даже в тех строфах, в которых с эпической проникновенностью оплакивается гибель храброй дружины Игоря.

  Его картина — не изображение битвы со всеми ужасами войны, не воспроизведение страшного смертоносного события, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.

Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов — русских и половцев.

Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук. Эти образы определяют идею картины — величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига. 

По всему полю рядом с русскими полегли поверженные половцы. Они гибли в судорогах страданий и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, темная тень от них легла на край степи, из-за туч выходит тусклая, красная, как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак. 

Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность — таково содержание картины, эпически величавой и глубоко лиричной. 

Важно

Создавая картину, Васнецов стремился выразить преклонение перед павшими воинами. Он украсил их последнее ложе печально склонившимися к телам полевыми цветами — колокольчиками и ромашками, воплощая в своем произведении поэтический образ «Слова». 

От этого поэтического образа печали, тончайшими нитями связанного с народной поэзией, и шел Васнецов, творчески претворяя мотивы древней повести в своей композиции. 

…картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» не является иллюстрацией какого-либо отдельного эпизода «Слова о полку Игореве»… Васнецов воплощал самую сущность образов «Слова». 

Васнецовым все опоэтизировано, все облечено в напевно-звучные, эпические образы.<\p>

Для картины Васнецов использовал также и то, что раскрылось перед его творческой фантазией при непосредственном ознакомлении с хранилищами исторических реликвий, древних доспехов, вооружения и одежд, покрытых богатым народным орнаментом.

Здесь он проявил себя не только знатоком археологии и воссоздателем старины, но и чутким поэтом-художником, для которого имели особое, художественно-поэтическое значение древние доспехи, булатное оружие, мечи, копья, луки, шлемы, вся их тонкая чеканка, все их детали.

Сохранив и используя их формы, узорчатость и орнаментацию, Васнецов заставил все это звучать как красивые добавочные мотивы декоративной композиции. Большую роль в картине «После побоища» играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. В нем воплощено величественное представление о патетико-возвышенных образах сказания, воспевавшего героическую кончину витязей Игоревой дружины.

Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжелой синей пеленой, надвигающимися на поле битвы, царящая мертвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей кроваво-красной луны выражают вдохновенный образ «Слова».

<\p>

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» была для Васнецова не просто новым по теме и крупным по размерам произведением, но и боевым выступлением, утверждающим особые художественные принципы в исторической живописи — возможность поэтической интерпретации исторического сюжета. 

Васнецов хотел доказать не только допустимость, но и законность подобного рода исторических произведений. Сознание, что он способен сказать свое слово в области русской исторической живописи, будило в нем творческую энергию.

Новая и сложная проблема встала перед художником во всей серьезности. Васнецов не предполагал ограничиваться иллюстрированием одного из эпизодов «Слова».

Он взялся за интерпретацию повести в целом, за перевоплощение образов поэзии в образы живописи, поэтического ритма в линейные ритмы, словесного и звукового в зрительное. 

Совет

Весь строй картины и ее живописное решение поэтично и выразительно. Оно идет от образности и настроения «Слова». Степная даль и синие тучи, несущие печальную весть земле русской, задуманы в соответствии с повестью.

Блеклые, приглушенные тона темно-зеленого ложа погибших воинов объединяют другие оттенки: стальной брони и доспехов, багряных щитов, сине-голубых одежд и узоров орнамента, желтой и оранжевой кожи, поблескивающих шлемов.

Только фигура юноши-воина слишком светла. 

Цветовое решение носит декоративный характер. Симметричное расположение крупных цветовых пятен гармонирует с общим композиционным ритмом. На темно-зеленом фоне луга напряженно звучит кровавый тон щитов. Сквозь синие тучи выходит красный диск луны. На переднем плане ему созвучен тон красных сапогов витязя.

Коричневые пятна бьющихся орлов в центре, головы павшего половца справа и сидящего на земле орла слева поддерживают композиционное равновесие. Голубые и желтые пятна одежд дополняют колорит. Мелкая цветовая россыпь орнаментов и полевых цветов вносит узорчатость в картину.

Живописное решение эпически-лирической темы несло в себе декоративное начало, которое близко народному изобразительному искусству, с его любовью к яркому выразительному пятну.

Красочность образов, свойственная народной поэзии, сказавшаяся в эпитетах и образах интерпретировавшегося поэтического произведения, нашла у Васнецова отражение в его красочной гамме, в самом звучании цвета.

<\p>

Читайте также:  Характеристика и образ натальи савишны в повести детство толстого сочинение

Являясь новатором поэтической трактовки исторического сюжета, Васнецов откликнулся в своем произведении и на новую тенденцию развития русского искусства 70-х годов — создания положительного образа народа. В его картине прозвучали, как отражение событий современности, не только трагическое, но и сила, величие и героизм народа. 

…картина была написана в предельно короткий срок. Трудности заключались и в том, что до этого Васнецов не стоял ни разу перед холстом такого большого размера и такого ответственного и сложного содержания.

Как только картина была закончена и представлена на VIII Передвижную выставку в марте 1880 года, она принесла автору много огорчений. Прежде всего в самой среде Товарищества сна не встретила единодушного и полного признания.

Были художники, не только не понимавшие произведения, но и решительно протестовавшие против принятия картины на выставку.

<\p>

Обратите внимание

Итак, картина эта, вызвавшая большие споры, возражения, одновременно привлекла к художнику доброжелателей, нашедшихся среди посетителей передвижных выставок в Петербурге и Москве. Она укрепила также и материальное положение его. 

Картину хотел приобрести президент Академии художеств вел. кн. Владимир Александрович. Но Васнецов охотно согласился на предложение П. М. Третьякова, ценя включение картины в широко известное уже тогда его собрание, тем более что Третьяков уже приобрел в 1873 и в 1876 годах жанровые произведения художника.

<\p>

Что же нового внес Васнецов своей картиной в русское искусство? Чем были вызваны горячие споры вокруг нее и почему многие чуткие знатоки искусства второй половины XIX века не могли прийти к единому мнению в оценке этого произведения?  Васнецова не удовлетворял только археологический бытовизм, снижавший идейность исторической живописи, лишавший ее силы и действенности.

Ему было чуждо и превращение картин в «прозаические протоколы», лишенные обобщения и поэзии. Васнецов пленился содержанием «Слова», полным любви к родине, проникнутым печалью от сознания поражения князей в результате феодальной розни, вдохновился призывом к единству, к борьбе за народное дело.

Вместе с тем он первый из художников XIX века оказался способным вдохновиться своеобразием стиля «Слова», его красотой. Картина Васнецова показала путь историческим живописцам к родникам народного творчества и выразила, пусть еще и неполно, тот «дух истории», которого недоставало многим произведениям русской исторической живописи 70-х годов.

Она явилась решительным шагом вперед по пути глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и поэтической интерпретации родной старины в образах реалистического изобразительного искусства. Этот путь был нов, и по нему смело пошел Васнецов, тем самым расширив границы идейного реализма.

  «После побоища Игоря Святославича с половцами» — картина не во всем технически безупречная. Но при наличии некоторых ее слабых сторон она явилась все же первым произведением, в котором была провозглашена новая художественная программа, была поставлена и для своего времени смело решена задача воплощения национальной красоты и героизма в образах монументальной реалистической живописи.

Характерно, что никто из критиков, даже отрицательно относившихся к этому произведению, не мог обойти вопроса о ярко выраженном в нем национальном начале и новаторстве Васнецова в этом отношении.»

(Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. «Васнецов Виктор Михайлович» («Русские художники. Монографии»), 1962 г.)

Это было описание картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов для сочинения. 

Смотрите: Описание других картин

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-posle-poboishha-igorja-svjatoslavicha-s-polovcami-vasnecov-sochinenie.html

Готовые школьные сочинения

марта 04 2014

По картине Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Описание картины На картине Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено поле боя. Эта картина была Написана по событиям, описанным в знаменитом слове «Слову о полку Игореве».

Картина поделена на два плана: на переднем плане изображены русские воины, погибшие в этой схватке, на заднем плане лежат Татаромонголы.

Причём заметем, что русские лежат не друг на друге, а как Данный текст предназначен только для частного использования 2005 бы разбросаны по полю. Половцы на заднем плане Картины изображены в тёмных тонах.

Световой акцент художник делает на двух русских войнах. Один воин смотрит на нас Глазами полными печали и скорби, он сейчас умрёт. Рядом с ним мертвый русский воин со стрелой в сердце. Половцы написаны Тёмными красками, потому что это мёртвые враги. Над мертвыми телами кружит чёрный ворон, ищет тело для своей страшной Трапезы.

Природа скорбит по всем павшем воинам. Природа, как живая. На горизонте заходит красное солнце.

Дым повсюду, и он наполняет картину жутким мраком. Если Бы это картину можно было озвучить, то звука совсем бы не было, а была страшная гробовая тишина. Вся трава, что на переднем Плане – чёрная и пожухлая. Чёрный ворон кружит над всем этим и выбирает на кого бы сесть, для своей ужасной трапезы. Небо Художник изобразил фиолетово-синим.

Важно

Конца и края не видно этому полю, на горизонте тоже самое, что и на передним плане. Художник выражает скорбь по погибшим воинам. Картина написана таким образом, что она доносит до нас печаль, и мы Понимаем нелегкую судьбу воинов.

Они сражались, отдавали свои жизни за матушку Россию. Русский народ оплакивал их, и они Остались у всех в памяти и до сих пор мы помним о них.

А художник всего лишь создал тему русской истории, воссоздав образы Русских воинов далекого прошлого. Своё к половцам художник показал, изобразив их тёмными красками.

Детьми бесовыми назвал Бы их любой и не ошибся. Васнецов изобразил на своей картине исторический факт.

Т Красота правды подвига. Татары разными половцы. вместе стем худ. Выдел яр. Красками русских воинов, я думая, что он Скорбит и о погибшех полвцав и томные тона на картине, Это смерти вообще.

Русские воины светлыми красками, по Д. б. – захватчики и поработителеми, сея вокруг себя разрушения и смерть. Вдали тоже трупы, вся картина состоит из большого кол-во трупов. Автор сочинения: Павел [email protected] ru

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » По картине Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/po-kartine-viktora-vasnecova-posle-poboishha-igorya-svyatoslavicha-s-polovcami/

Сочинение по картине Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Широко известная современному ценителю творчества Виктора Васнецова картина под названием «После побоища Игоря Святославича с половцами» является первой картиной так называемого былинного цикла работ художника. Данная картина имеет свою историческую подоснову, которая основана на эпической поэме под названием «Слово о полку Игореве».

В этой картине Васнецов показывает не сам итог кровавой битвы дружины князя Игоря с войском половцев, а героизм и самопожертвование древнерусских воинов, которые погибли в бою с врагами, защищая свою землю от них.

Васнецову удалось изобразить момент, когда битва только закончилась и тела убитых воинов лежат по полю, причем лежат вперемешку друг с другом.

Совет

На первом плане размещены древнерусские воины, которые подсвечены ярким светом, что существенно отличает их от погибших половцев, которые размещены в тени.

Такая игра со светом и тенью словно подчеркивает дальнейшую борьбу светлых сил и сил тьмы, то есть русичей с половцами, которая не заканчивается даже после гибели воинов.

Изображения самих русичей также показаны с необычайной реалистичностью, в том числе воин со стрелой в сердце, который лежит убитым на переднем плане. Недалеко от него также лежит еще один погибший древнерусский воин, который еще жив и смотри на зрителя затуманенным взором.

Заметное место в картине принадлежит собственно атмосфере, которая витает над полем боя и эта атмосфера чрезвычайно хмурая и зловещая, и дополненная также и присутствием хищных птиц, которые в воздухе бьются друг с другом за тела погибших воинов. Краски картины очень мрачны и дополнены они также вкраплениями красного цвета, которые присутствует в одежде некоторых воинов, а также в щитах русичей, раскиданных по полю.

Вся природа на картине словно замерла, и эта статичность заметна не только в телах воинов, которые погибли в этой кровавой битве, но и в самой траве и растениях на поле битвы, которые не имеют в основе своей ярких красок.

Общую мрачную атмосферу дополняют также и солнце, которое заходит за горизонт, то есть символизирует собой конец дня и конец кровавой бойни, которая оставила на поле боя бесчисленное множество трупов, а также дым, который витает над убитыми и застилает собой небо.

Одной из главных целей художника, которую мастерски доводит до зрителя, является демонстрация современным поколениям бессмертного подвига защитников своей земли, которые сложили свои головы за свою землю и за ее будущее.

(1 votes, average: 1.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-viktora-vasnecova-posle-poboishha-igorya-svyatoslavicha-s-polovcami.html

Виктор Михайлович Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами: Описание произведения

Когда Виктор Васнецов работал над картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами», друзья его не узнавали – казалось, он даже помолодел, а уж сил у него прибавилось втрое. Но лишь кто-то входил к нему в мастерскую, холст оказывался занавешен: Васнецов никому не показывал, что же он пишет, пока полностью не завершил работу.

Сюжет картины вдохновлен «Словом о полку Игоревом» и «Русланом и Людмилой» Пушкина («О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?..»). Васнецову в вину ставили, что саму битву-то он и не написал. На самом деле художник сделал одиннадцать эскизов, прежде чем создал окончательный вариант.

И поначалу как раз планировал показать поле боя, жар битвы и всё то, чего критикам не хватило в его картине. Отказ от этого был осознанным.

Один из последних перед итоговой картиной эскизов хранится в Третьяковской галерее. Художник уже пришел к идее изобразить не сам бой, а именно «после побоища». Есть разница в колорите, на эскизе он более тревожный, с использованием интенсивных цветовых контрастов. В окончательном варианте Васнецов от них отказался, отдав предпочтение более спокойным цветам и тем самым изменив общее настроение картины – теперь это не кровавые сумерки, а физически ощущаемая тишина. Заходящее солнце – не багровое, а мягко-розовое. Как ни странно это звучит, окончательному варианту присуща даже некоторая безмятежность. Яркие красные пятна – лишь на сапогах богатыря слева да на щитах. Это явная отсылка к «Слову»:

Читайте также:  Сочинение школа будущего

И поля преградили

Дети бесовы —
Кликом,
А храбрые русичи —
Щитами багряными.

Но сейчас ни злобы, ни ненависти нет на лицах убитых, хотя, судя по переплетенным телам, еще недавно там пылала жаркая битва. Смерть словно уравняла всех. Юноша на переднем плане, пробитый стрелой, кажется сияющим. С шеи его свисает сбившийся нагрудный крест.

Павел Чистяков, которого картина привела в восторг, говорил об этом персонаже: «Я насквозь вижу этого человека, я его знал и живым!». Над телами кружат стервятники, но и они вызывают не ощущение ужаса, а являются частью природного хода вещей.

Обратите внимание

И как же ошибались критики, упрекая Васнецова в «упоении трупами»! Что, как не гимн жизни, обозначают в изобилии растущие на этом поле смерти простые цветы – колокольчики, ромашки, незабудки?

Васнецов показал картину на восьмой выставке передвижников, и она вызвала ожесточенные споры. Репину – очень понравилась. «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Таких еще не бывало в русской школе», – решительно заявил он. Именно с этой картины, пожалуй, Васнецов нашел свое направление, в котором у него не было предшественников.

Крамской же был озадачен. А известный критик и один из вдохновителей передвижников Владимир Стасов упрекнул картину в академизме, а художника – в увлечении условностями. Васнецов не остался в долгу, съязвив, что «художественная правда для Стасова непременно однобока и, извините, без штанов».

Но фактически он был очень расстроен таким холодным приемом работы, в которую вложил много сил. В газетах выходили одна разгромнее другой рецензии, в которых Васнецову в вину ставили «воспевание трупов». Большой поддержкой оказался отзыв его учителя из Академии Павла Чистякова.

Он принял картину с восторгом и сказал, что очень благодарен Васнецову за то, что ему удалось выразить то, что никому не удавалось раньше – сам дух Древней Руси, извечность ее и преемственность.

Источник: https://artchive.ru/viktorvasnetsov/works/25961~Posle_poboischa_Igorja_Svjatoslavicha_s_polovtsami

Картина Васнецова В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами» — описание, сочинение по картине

Мы привыкли видеть на картинах Виктора Михайловича Васнецова волшебные, сказочные сюжеты.

Но монументальное полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами» создано в несколько нетипичном для художника ключе и в большей степени тяготеет к реалистичности.

Именно за это в свое время живописца ругали некоторые недалекие критики, и по этой же причине его коллеги назвали работу одной из самых выдающихся.

После первого же взгляда на полотно у меня в голове пронеслись строчки Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет…», потому что самобытный национальный колорит здесь является центральным, элементом. И даже не смотря на то, что сюжет картины донельзя трагичен, сама она не оставляет мрачного чувства. И это доже несомненная заслуга величайшего таланта Васнецова.

Уже из названия картины понятно, откуда взята сюжетная идея — это литературное произведение «Слово о полку Игореве», где рассказывается о неудачном походе русского князя на половецкие земли.

Автор поэтического памятника хотел донести до потомков мысль о том, что к неудаче привели излишняя самонадеянность властителя и его нежелание объединиться с соседями.

Важно

Это привело к печальным последствиям: войско было разбито, большая часть людей и сам князь погибли. Данный фрагмент мы видим на картине Васнецова.

Художник поставил перед собой другую цель: через трагический сюжет показать величие духа и силу русских воинов. Казалось бы, они потерпели поражение, причем полное и безоговорочное.

Мы видим на поле только мертвые тела, в живых не осталось никого. Но рядом с каждым русским воином лежит и убитый им враг.

Жизни русских людей был сполна возмещены жизнями половцев, никто из витязей не погиб напрасно.

Я смотрю на лица павших воинов, и не вижу мертвых людей. Они как будто уснули навечно, но сохраняют свою силу и величие. Многие из них продолжают держать в руках оружие и щиты, как будто вот-вот снова поднимутся и отправятся на бой. А в самом центре лежит совсем еще юноша, на котором только легкая, богато изукрашенная кольчуга. У него совершенно живое, одухотворенное лицо.

Он выполнил свой долг и пал героем, и от этого так спокоен и безмятежен его вечный сон. Мне кажется, что Васнецов хотел показать несгибаемый дух русских витязей, даже в посмертии остающимися истинными защитниками своей Родины, которая находится за их спинами, как за каменной стеной. И теперь на ее полях, избавленных от половецкого нашествия, мирно колышутся травы и цветут цветы.

Сочинение по картине Васнецова В.М. «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Описание картины. Краткое сочинение с личными рассуждениями автора текста.

Источник: https://xn--h1avm.xn--80aswg/sochineniya/vasnecov/33-posle-poboischa-igorya-svyatoslavovicha.html

Сочинение на тему Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «После битвы Игоря Святославича с половцами»

Среди выдающихся памятников древнерусской художественной литературы XII в. почетное место принадлежит бессмертной повести «Слово о полку Игореве».

Многие художники иллюстрировало это произведение. И В. А. Фаворский, и М. И. Пиковая, и В. Г. Якутович. Но лучшей является картина художника В. М. Васнецова «После битвы Игоря Святославича с половцами».

Свободно раскинулось молчаливое ратное поле … Русские воины навеки почили посреди преодоленных врагов.

Пожалуй, эти строки повести вдохновили творческую мысль художника:

Бились день и бились и второй,

А на третий, в южную час,

Склонились Игорю стяги! ..

Закончили свое погуляння русичи,

Сватов своих хорошо напоили,

Сами полегли за землю Русскую.

Совет

Первый взгляд останавливается на фигуре юного витязя. По его замечательном светлом лице застыла несбыточная мечта. Смерть настигла его на заре жизни. Почти рядом трудно раздался старый грозный воин. Он убит, но он выполнил свой долг. От его руки погибло немало врагов. Лежит на спине с широко раскинутыми руками. Голова его немного приподнята.

Кажется, что он желает подняться наперекор смерти. Он словно осматривает степь далеким взглядом. На глубокое размышление души приводят глаза. Вольный ветер степи не посмел поднять край одежды витязя. Лютая ненависть еще не угасла на его суровом лице. А справа, в полном воинскому снаряжении, в кольчуге и шлеме, спит вечным сном третий воин. Рядом — побежденный им неприятель.

А вдали, куда ни глянь, тела убитых.

На мягком травянистом ковре спокойно лежат тела воинов. Природа щедро одаривает их своим попечением. Она украсила их смертное ложе светло-голубыми колокольчиками, белоснежными ромашками.

Витязи, будто чувствуя свой смертный час, в своем лучшем наряде. Кружево их рубашек выглядывает из-под кольчуг. Гармонично совмещенный спокойствие смерти с красотой:

Никнет трава от жалости,

Дерево с тоски к земле клонится

Красные щиты разбросанные по полю. И вспоминаются слова из повести:

Дети чертовы поле чистое

Криком перегородили,

А хоробросильни русичи

Своими щитами багряными.

Помрачнело небо. Оно вот-вот покроется дождевыми облаками. Ощущаются далекие вспышки молнии. Луна медленно поднимается над темным горизонтом …

Художник воссоздал поле битвы, подражая прекрасные поэтические образцы народного искусства, сокровище древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве».

Источник: http://www.1kessay.ru/read/4211

«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Современники неоднократно обвиняли Виктора Васнецова, начинавшего как реалиста, в отказе от работы с социальными проблемами, в отрыве от народа и неспособности прочувствовать его дух. Однако же сегодня при словах «там русский дух, там Русью пахнет» мы, почти наверняка, в первую очередь вспоминаем эпические полотна Васнецова.

Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории. При работе над картинами Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру.

Он как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.

Сюжет

В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами.

Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву.

Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой.

В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира.

Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.

Автопортрет (1873)

Обратите внимание

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

Контекст

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.

Читайте также:  Сочинение по картине григорьева вратарь от лица вратаря 7 класс описание

Богатыри (1898)

Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

Источник: https://aeslib.ru/kultura-i-iskusstvo/zhivopis/posle-poboishha-igorya-svyatoslavicha-s-polovtsami-vasnetsova.html

Уроки Совы Филиновны

Русский народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах ещё в древности слагались былины. Про героев давних времён, которых мы знаем толь­ко по народным песням и сказкам, рассказывают многие произведения Виктора Михайловича Вас­нецова. Одно из них — картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».

В середине XI века с востока в причерномор­ские степи пришли половцы. В основном они за­нимались кочевым скотоводством. Важную роль в их жизни, как и в жизни других кочевников, игра­ли грабительские войны. Войско половцев состоя­ло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось большой подвижностью. В сражениях принимали участие и женщины.

В 1054 году половцы впервые столкнулись с рус­скими и с тех пор многократно нападали на рус­ские земли, нанося тяжёлые поражения войскам киевских князей. Они сжигали поселения, убива­ли и уводили в плен жителей.

Только в первой чет­верти XII века великому князю Киевскому Влади­миру Мономаху удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжёлых ударов.

В 1132 году государство Киевская Русь переста­ло существовать. Оно распалось на пятнадцать кня­жеств. В начале XIII века их было уже около пяти­десяти. Раздробленность ослабила силы государства и сделала его уязвимым перед внешней опасно­стью. В 1170—1180-х годах натиск половцев на Русь вновь усилился.

Ранней весной 1185 года половцы во главе с ха­ном Кончаком двинулись на Киев, но были раз­биты и отступили в степи. Киевский князь с вой­ском преследовал врагов и нанёс им ещё одно по­ражение, захватив много добычи и пленников.

В боях ранней весны 1185 года князь Новгород- Северского княжества Игорь Святославич участия не принимал. Но позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь решил, что теперь и он может ударить по ослабленным поло­вецким силам и взять свою долю добычи. 23 апре­ля 1185 года он начал самостоятельный поход про­тив половцев.

Важно

В начале мая 1185 года между Северным Донцом и Азовским морем русское войско во главе с кня­зем Игорем натолкнулось на половецкие кочевья и, разбив войско неприятеля, завладело большой добычей. Обрадованный князь Игорь неосторож­но углубился в половецкие степи.

Но тут на по­мощь своим сородичам подоспели основные силы во главе с ханом Кончаком. Они окружили дру­жину князя Игоря. Три дня на берегу реки Каялы, недалеко от Азовского побережья, кипел бой меж­ду русскими и половецкими войсками. Русское войско было почти полностью уничтожено. Ране­ный князь Игорь был взят в плен.

Такое случилось впервые. Русские князья ещё никогда не попадали в плен.

Половцы двинулись на Русь. Неподготовленный и проведённый малыми силами поход князя Иго­ря лишь спровоцировал это масштабное нашествие. Только большим напряжением сил русским кня­жествам удалось противостоять половцам. Князь Игорь смог бежать из плена и вернуться на Русь.

Поход Игоря Святославича на половцев в 1185 го­ду был воспет неизвестным автором в «Слове о полку Игореве». Гибель войска князя Игоря дала автору «Слова» повод для горьких раздумий о судь­бах Русской земли и для страстного призыва к кня­зьям объединиться и защитить святую Русь.

Картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» В. М. Васнецов закончил в 1880 году. Она написана на сюжет «Слова о полку Игореве». Художник показал результат битвы князя Игоря Святославича с половцами.

Среди бескрайних просторов южных степей после трёхдневного боя дружины князя Игоря с половцами сложили свои головы храбрые русские воины. На поле брани мирно лежат они рядом со своими врагами. На переднем плане — убитый рус­ский богатырь со стрелой в груди. Его лицо выра­жает спокойствие.

На нём нет ни следа злобы или ярости. Он словно заснул до поры. Над головами павших воинов бьются за добычу орлы-стервятники. Их бой напоминает о том, что совсем не­давно на этом поле не на жизнь, а на смерть би­лись дружины Игоря и половецкие полчища.

Орлы-стервятники, дерущиеся в воздухе, — не только реалистическая деталь. Они обозначают (согласно православной символике) бесов, рвущих души людей. Красная луна восходит над мёртвым полем. Вся земля усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами. Полевые цветы и тра­вы поникли.

Они словно скорбят о павших в этом бою воинах.

Картина В. М. Васнецова вызвала горячие спо­ры современников. Художник И. Н. Крамской пи­сал: «Это вещь удивительная, которая нескоро бу­дет понята по-настоящему». И. Е.

Совет

Репин отмечал: «Это необыкновенно замечательная, новая и глу­боко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в рус­ской школе». Многих удивило то, что Васнецов изобразил не саму битву, которую описывает «Сло­во о полку Игореве», а её финал. Но это было впол­не обдуманным замыслом художника.

В первых эс­кизах как раз бушевала ярость битвы, но живопи­сец в конце концов отказался от столь простого решения.

Картина В. М. Васнецова «После побоища Иго­ря Святославича с половцами» до сих пор остаёт­ся лучшим полотном на тему гениальной древне­русской поэмы «Слово о полку Игореве».

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/istoriya-rossii-v-zhivopisi/4293-posle-poboishcha-igorya-svyatoslavicha-s-polovtsami-v-m-vasnetsov

«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецова

Современники неоднократно обвиняли Виктора Васнецова, начинавшего как реалиста, в отказе от работы с социальными проблемами, в отрыве от народа и неспособности прочувствовать его дух. Однако же сегодня при словах «там русский дух, там Русью пахнет» мы, почти наверняка, в первую очередь вспоминаем эпические полотна Васнецова.

>> Самый праздничный леденец

Через мифологические образы художник первым смог передать напевность, лиричность русской истории. При работе над картинами Васнецов фокусируется не на источниках и точности воспроизведения фактов, а на том, как события прошлого были переработаны народом и включены в культуру. Он как никто другой смог понять мировоззрение, миропонимание народа и отразить его на своих картинах.

>> Рождество на Западном фронте

Сюжет

В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами.

Картина, на которой, казалось бы, торжествует смерть, не вызывает ужаса перед лицом погибших. Напротив, кажется, что воины спят, а с восходом солнца они воспрянут и продолжат битву.

Однако же по виду мертвых половцев, чьи тела изображены более натуралистично, мы понимаем, что никто из них больше не проснется.

Разница в изображении русских и половцев позволяет Васнецову провести аллегорию борьбы добра со злом. Однако же в реальности эта разделительная линия не была столь четкой.

В многолетних отношениях Древней Руси и кочевников были периоды не только войны, но и мира.

Например, заключались династические браки: сын того же Игоря Святославича Владимир был женат на дочери половецкого хана Кончака. И это далеко не редкий пример.

>> Жизнь Сен-Жермена: бесславие или бессмертие?

Обратите внимание

Самого Игоря Святославича, как и других князей, участвовавших в походе, нет на картине — они были пленены. На поле брани покоятся простые воины, которые могли бы остаться в живых, если бы Игорь не поспешил с походом, а объединился с большим числом русских князей.

Васнецов не ставит перед собой задачу изобразить сечу или ее последствия. Он хочет показать, в каком виде эти события остались в народной памяти, передать народное понимание долга, красоты, добра. События XII века перестают быть исторической хроникой, но становятся частью процесса мифотворчества и миропонимания.

Контекст

События, взятые за основу сюжета, происходили в мае 1185 года. Еще до начала похода Игорь Святославич видит солнечное затмение, что, естественно, было воспринято как дурное предзнаменование. Несмотря на это, князь, объединившись с братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, и племянником Святославом Ольговичем, князем Рыльским, выдвигается в поход к берегам Донца.

Половцы же подготовили мощный удар, объединив почти все племена. Войска столкнулись на берегах Каялы. «Слово о полку Игореве», написанное вскоре после похода, говорит о трёх днях боя. Одержав победу, половцы вторглись на Русь — в сторону Переяславля и в Посемье. Тут уже русские князья скоординировались и смогли защитить города от разорения.

Игорю удалось сбежать из плена, где он оставил своего сына Владимира. Последний, будучи заложником хана Кончака, был вынужден жениться на его дочери Свободе. Вместе с молодой женой и новорожденным сыном Изяславом Владимир вернулся на Русь через год или два после побега отца из плена.

С квартиры на квартиру Судьба художника

Виктор Васнецов должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию он не закончил и с благословения родителя уехал из родной Вяткской губернии в Петербург поступать в Академию живописи.

Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.

В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока. За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекст и потому не мог работать.

Важно

Вернувшись, живописец берется за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается «васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность.

Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством. Виктор Михайлович в ответ на это представлял свое видение того, что тревожит народ.

В конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столько ответственный заказ, однако все же согласился.

Другой важный проект, который раскрывает еще одну грань таланта Васнецова, — главный вход Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Этот шедевр стал одним из самых известных олицетворений русского стиля в архитектуре.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской. И все же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912111-posle-poboischa-igorya-svyatoslavicha-s-polovtsami-vasnetsova/

Ссылка на основную публикацию