Сочинение Василий Теркин (рассуждение по поэме) 8 класс
Всем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт. Таким художественным произведением можно считать поэму « Василий Теркин » изданная она в 1942 году А. Т. Твардовским.
Поэма « Василий Теркин » считаю, ее народной в ней описывается период войны главная ее идея показать борьбу людей ради мира и ради жизни.
Главный персонаж поэмы русский солдат, который любит и защищает свою родину. Солод Теркин обычный человек со своими плюсами и минусами, также еще положительные качества он наделен щедрым сердцем, веселый находит выход из любой ситуации и не боится трудностей.
Мне он понравился своими действиями, поступками вот таким представлен в моих глазах народный защитник и хороший солдат. Василий Теркин можно назвать достойным героем, так как он заводила идет вперед и за свой народ готов воевать и отстаивать свои позиции.
Он предан своей стране для него своя земля родная советская и другой для него не существует.
Мне нравиться главный герой тем, что он герой своей странны с каким трепетом о ней говорит о своей родине такие высказывания, что в душу становиться тепло и радужно. Его выказывания о родине не оставит равнодушным никого.
Еще мне нравятся в нем такие качества, он скромен в то же время душа всей его солдатской компании, трудолюбив, и успевает в период боевых действий подтрунивать над своими врагами. У него необыкновенный талан в том, что в тяжелые жизненные ситуации он подбадривает людей, не дает слабину. Как нужна поддержка такого жизнерадостного человека.
Когда, но раненый лежит и не сдается и побеждает смерть. Мужество и смылось свойственно солдату Теркину он готов рискнуть своей жизнью и отдать должное своему воинскому долгу.
Судьба народного солдата, который на своих плечах вынес все тяжелую и странную войну, я его считаю олицетворением национальной силы духа, и свобода в жизни на воле.
Мне поэма пришла по душе понравилась, и главный герой образ раскрыт со всех сторон. В Василии Теркине сфокусированы все качества, которые необходимо иметь русскому солдату.
Твардовский замечательный творец спасибо писателю за поэму он хорошо раскрыл образ и показал жизненную силу народного и смелого воина.
Читая поэму, сразу вспоминаю великий праздник День Победы, который отмечает каждый человек родившийся и проживающий в нашей стране.
8 класс
Василий Теркин рассуждение по поэме
- Семья Мелеховых в романе Тихий Дон сочинениеВ этом удивительном романе, который показывает все сложности жизни казачества в различные эпохи, читатель сможет открыть для себя огромное множество удивительных вещей, которые происходили в те суровые и прекрасные времена, так как мастер сумел полностью
- История создания Преступление и наказание сочинениеФедор Михайлович Достоевский является признанным гением психологических романов не только в России, но и за рубежом. Его произведения «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» выделяются среди остальных очень сложными,
- Образ и характеристика Городничего в комедии Ревизор сочинениеГоголь Николай Васильевич в своей бессмертной пьесе «Ревизор» показал читателю целую плеяду удивительных персонажей, которые исполнены глубоким смыслом. И даже спустя два столетия образы, написанные им, не устаревают. Обратимся к образу городничего.
- Жанр Грозы Островского сочинениеСамый распространенный вопрос о различных жанрах безусловно практически всегда был достаточно резонансным и спорным в кругу специалистов литературного общества и критиков, которые связывают свою жизнь с этой тематикой. К слову сказать,
- Сочинение на тему День защитников отечества ЕГЭ 3, 4 классКаждый год в нашей стране отмечается праздник-это День защитников отечества. С давних времён в этот самый праздник мы поздравляем и благодарим всех наших ветеранов за победу. Дарим им цветы, поощряем как можем, нечего не жалея, устраиваем праздники.
- Сочинение-рассуждение Любовь к родине 11 классНаверное каждый человек рано или поздно задумывается над тем, что же такое любовь к родине и в чем она заключается? Кто-то думает что быть патриотом и возвышать место где ты родился и есть любовь.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/rassuzhdenie-po-poehme-vasilij-terkin-8-klass
Сочинение по поэме Твардовского А.Т. «Василий Теркин»
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов.
Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного быта начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни.
И здесь, как считает Твардовский, помимо воды и еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лирическому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испытаниях войны.
И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка — юмор, которым так богат русский фольклор.
Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Теркина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хорошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимистическим отношением к жизни тяготы военных испытаний.
После небольшого вступления «От автора» в поэме следует глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оставаться человеком.
Война в поэме становится мерилом порядочности, благородства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.
Глава «На привале» открывается и перемежается разговорами солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непринужденный характер, показывает доверительность в отношениях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения.
«Я вторую, брат, войну На веку воюю», — говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, человека уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу.
Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.
Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом.
Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений.
И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весельчак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе».
Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется тому, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, который помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы — самый обыкновенный человек с непримечательной внешностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелюбием: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой».
В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окружения, «покидая пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню.
Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкретизируется, воспринимается не обобщенно, а через призму переживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком пробираться в родную хату.
С горьким чувством садится он к столу, рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.
Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов — защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».
Переправа — тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т.
Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа».
Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты.
Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы — Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».
В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.
Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное — решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.
Антигуманистический характер войны подчеркивается писателем в главе «Теркин ранен», которая открывается картиной «изувеченной земли», пахнущей не людским дымком жилья, а орудийным дымом.
Но нещадная стужа военных зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду, ведь он воюет на родной земле, а вот для захватчиков мороз становится тяжелым испытанием.
Если сюжет этой главы, в которой герой получает ранение, динамичен, насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне, но Смоленщина занята врагом. В финале главы повтор «Смертный бой не ради славы, — ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.
В главе «Два солдата» переосмысливается известный сказочный сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Василий Теркин ночует в крестьянской избе, точит старику-хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает хозяйку сделать яичницу с салом.
Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в поэме с воссозданием самых тяжелых, трагических страниц военной летописи.
В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций.
Автор тем самым показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский вновь обращается к далеким, но незабываемым страницам истории («Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит»).
Контраст множественного и единичного в этой главе показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий каждого бойца.
На войне самые обычные сцены мирной жизни кажутся сказочными, обрастают мечтами. Ностальгией по малой родине пронизаны строки главы «О себе». Герой свято хранит в душе мир утерянного детства: лес, куда ходил с друзьями за орехами, глобус в школе, разговоры с земляками и, конечно, образ матери.
Завершает поэму глава «От автора», в которой поэт говорит о том, что посвящает книгу памяти павших бойцов и всем друзьям поры военной. А.Т. Твардовский признается, что «Василий Теркин» в годину нелегких испытаний помогал не только читателям, но и самому автору, придавая его жизни смысл и отраду.
На этой странице искали :
- образ защитника родной земли в поэме твардовского василий тёркин
- Сочинение по поэме Василий Теркин
- сочинение на тему образ защитника родной земли в поэме василий тёркин
- сочинение василий теркин
- образ защитника родной земли в поэме василий теркин
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-poeme-tvardovskogo-a-t-vasilij-terkin.html
Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
За долгие четыре года, в которые продолжалась война между СССР и фашистской Германией, было написано немало литературных произведений, по праву вошедших в сокровищницу русской литературы. Среди них особое место занимает поэма Твардовского «Василий Теркин». Иван Бунин писал о ней, что «это поистине редкая книга». Может возникнуть вопрос: в чем же отличие этой книги от других?
Главное отличие заключается в непохожести на литературу военных лет. Где же еще можно встретить поэму, пронизанную юмором, в которой нет ни одной нотки пессимизма? Война – это слеза, горе, душевная боль.
Простым труженикам, бойцам и без того было тяжко. Если бы поэма раскрывала только страх и ужас происходящего, она не произвела бы такого светлого впечатления.
Твардовский задался целью, чтобы его поэма оживила советский народ в трудное время.
«Василий Теркин» — произведение очень оригинальное. Образ бойца-весельчака настолько понравился советским солдатам, что даже газеты, в которых по главам печаталась поэма, они хранили, берегли как зеницу ока, а не использовали на самокрутки. Это была своего рода фронтовая Библия.
Каким счастьем для солдат были посылки из тыла и письма от родных, такой же радостью была для них новая глава поэмы. Поэма была им дорога, потому что история главного героя – это биография их самих, всей армии, миллионов советских солдат.
Каждый мог разглядеть в Теркине какую-нибудь черту характера и воскликнуть: «Так это про меня поэма написана!». Многие стремились быть на него похожими.
«Василий Теркин» — интересное, увлекательное произведение. Правдивость, простота, народная речь покоряют читателя. Юмористические истории солдата Теркина служат средством поддержания боевого духа. Главного героя никогда не покидает оптимизм.
Он поднимает настроение пехотинцам и снимает усталость, играя на гармони. Наверное, автор неслучайно использует именно этот инструмент, ведь гармошка – символ счастья, благополучия, гармонии.
Сыграет простую мелодию этот русский чудо-человек – сразу повеет чем-то родным, на душе станет теплей, а вера в победу загорится ярким огнем.
Как Василий Теркин поднимал своими историями, игрой на гармони настрой отчаявшимся товарищам, так и сама поэма поднимала у солдат боевой дух, давала силы сражаться дальше. Пожалуй, именно в этом заключается главное значение поэмы.
«Василий Теркин» — действительно редкая книга. В ней нет прославления Сталину, что было обычным явлением произведений военных лет. Сам Твардовский отмечал, что упоминание о руководящей роли партии не позволило бы стать поэме народной.
«Книга про бойца» была довольно высоко оценена, а Твардовский был за свой труд награжден Сталинской премией, хотя ни разу не упомянул о вожде народа в поэме. Далеко не каждое произведение удостаивается такой награды и высокой оценки критиков.
Даже этот факт подтверждает значимость этого произведения в русской литературе. «Василий Теркин» — это народное произведение, полюбившееся миллионам.
Характеристика персонажей: взаимоотношения Василия Теркина с фронтовыми товарищами
«Теркин, Теркин, добрый малый…» — так обращается автор к своему герою в одноименной поэме. Твардовский очень полюбил образ этого удалого бойца, великолепного товарища, чудо-человека. Но не только один Твардовский проникся симпатией к выдуманному им герою: все советские солдаты очень любили его, пытались быть на него похожи.
Еще в первой главе все солдаты замечают в своей роте нового товарища, который «парень хоть куда». Этой характеристики уже достаточно, чтобы в дальнейшем было понятно, насколько хорошо сложатся отношения у солдат.
Этому доброму и веселому человеку все доверяли. Так, танкисты с удовольствием одолжили Теркину гармошку своего погибшего командира. Василий сразу начинает исполнять задорную песенку, за что еще больше начинает нравиться боевым товарищам. Танкисты решили подарить гармонь своему новому знакомому – он и есть самый достойный ее хозяин.
Теркин находит общий язык не только со своими ровесниками, но и с людьми старшего поколения. Он не может пройти мимо избы, в которой живут не знакомые старик со старушкой. Он чинит старикам все, что у них неисправно: пилу, часы.
Ему приятно находиться в компании с этими милыми людьми, но военный долг обязывает идти дальше. На пороге дед спрашивает Теркина, смогут ли русские одержать победу над фашистами, на что Теркин уверенно отвечает, что смогут. Этих же стариков Теркин встречает немного позже, будучи офицером.
Узнав, что часы, которые он собственноручно чинил, украл немец, он обещает привезти новые.
В госпитале Теркин знакомится с тамбовским мальчишкой, который, несмотря на свой юный возраст, уже успел стать героем и продемонстрировал Василию свой орден. Но у Теркина более скромные желания: «Зачем мне орден? Я согласен на медаль». Однако его задевает горделивый тон мальчишки, и он пытается доказать на деле, что и в Смоленске могут быть герои.
Самым загадочным собеседником в поэме у Теркина является Косая, или смерть. Раненый боец лежит на снегу и теряет силы, но стоило Косой заявить о своем приходе, Теркин прогоняет ее, сказав, что не сдастся ни при каких условиях, даже в морозную ночь, плача от боли и бессилия.
Вот таким и был славный боец Василий Теркин. Он всегда помогал товарищам, помогал старым и бедным, на войне вел честный бой, а на «гражданке» был обычным задорным человеком.
Во время войны таких «Теркиных» по стране было немного, но каждый солдат обладал хоть одной из черт этого замечательного героя, поэтому можно утверждать, что этот персонаж хоть и выдуман Твардовским, но прототип его, «русского чудо-человека», наверняка можно найти и сейчас.
Мини-сочинение
Победа в Великой Отечественной войне – главное достижение советского народа в 20 веке.
Казалось бы, сколько невзгод вынесли жители этого большого государства, но им все нипочем! Ключевую роль в приближении победы сыграли не только умелые бойцы, храбро стоявшие грудью за родину, но и персоны, которые по-своему трудились в тылу.
Писатели и поэты многое внесли в победу, поскольку они поднимали военный дух солдат, создавая идеальные образы, к которым все стремились. Война – событие трагическое, но жизнеутверждающий пафос военных песен и поэм настраивал солдат на оптимистический лад.
Главное произведение писателя военных лет Александра Твардовского – «Василий Теркин». С нетерпением солдаты ждали публикации новой главы в газете, с удовольствием читали и тем самым поднимали себе военных дух.
Всем хотелось быть похожим на главного героя Василия Теркина, который перенял черты богатырей из русских былин. Никто не застрахован он шальной пули в военные годы, но далеко не каждый находит в себе силы, чтобы бороться за жизнь.
Тяжело раненый Теркин не страшится смерти и прогоняет ее, когда она за ним приходит: «Я не звал тебя, Косая, Я солдат еще живой» — говорит Василий и побеждает в схватке со смертью.
Таким оптимистическим, жизнеутверждающим пафосом проникнута каждая глава в поэме. Солдаты, читая подобные произведения, не могли после этого не победить, ведь даже после окончания войны у них был стимул – стремиться стать похожим на их любимого героя, Василия Теркина.
Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-poeme-tvardovskogo-vasilij-terkin/
Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Александра Трифоновича Твардовского всегда интересовала судьба его страны в переломные моменты истории. И, конечно, в годы Великой Отечественной войны, когда решалась судьба народа, писатель не мог стоять в стороне.
- «Глубина всенародно-исторического подвига в Отечественной войне, — отмечал поэт, — с первого дня отличала ее от каких бы то ни было иных войн и… военных кампаний», и поэтому он считал, что его место в строю, на передовой, «где делают самое главное». Его вкладом в общее дело Победы стала «Книга про бойца». «Она дала мне ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда», — говорил Твардовский через два года после Победы.
В центре поэмы — образ Василия Теркина, рядового пехотинца, выходца из смоленских крестьян, в котором воплотились лучшие черты русского солдата и народа в целом.
Герой по имени Вася Теркин — «некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная» — существовал в годы советско-финской войны (1939-1940) в фельетонах газеты «На страже Родины» и имел необыкновенный успех у читателей.
Именно успех фельетонного героя, потребность в нем солдат, исконная тяга народа к юмору, шутке-прибаутке, выраженной пусть даже в сказочной форме, натолкнула автора на мысль сохранить на более длительный срок пришедшиеся по душе читателю-красноармейцу рассказы о похождениях неунывающего Теркина.
Обращаясь к первоначальному, упрощенному образу героя, поэт опирался на его популярность, одновременно понимая, что новое произведение должно стать конкретным воспроизведением жизни, воссозданием реальной ситуации, чтобы читатель ощущал себя очевидцем и участником описываемых событий.
Поэтому Василий Теркин из одноименной поэмы Твардовского — типичный представитель многомиллионной солдатской массы на фронте Великой Отечественной войны. В этом образе воплощены народные идеалы и представления о солдате.
Именно поэтому в характере героя, в его словах и поступках нередко угадываются черты столь любимых в народной среде смекалистых героев былин, сказок и легенд.
Теркин никогда не унывает. Даже в самые трудные минуты он старается не падать духом. Вспомним, например, как в главе «Переправа» он, еле живой, добрался вплавь с другого берега, «встал, шатаясь тяжело.
Ни зубами, ни губами не работает — свело», но докладывает полковнику обстановку и даже собирается в обратный путь.
При этом он еще и шутит: выпил стопку и, выслушав похвалу, он «с улыбкою неробкой» просит вторую, «потому как молодец»…
Василий, так же как и любой из них, идет с «шуткой-прибауткой» дорогами войны, терпит холод, голод, переносит ранения, снова I возвращается в строй и мечтает о том счастливом дне, когда враг будет разбит, а он вернется в «край родной смоленский» и приступит к мирному труду.
Василий — простой сельский парень, трудолюбивый, скромный, добрый и находчивый. Он душа любой компании, потому что сохраняет присутствие духа даже в тяжелых условиях войны: он и на гармони сыграет, и беседу дружескую поддержит.
Потому что и «на войне живут бойцы », а война до победного конца — тяжелое, но общее дело, главное сейчас в жизни каждого, и делать это дело нужно с полной отдачей.
Твардовский создал в своем произведении по-настоящему народный характер, в котором отразились патриотизм, трудолюбие, стойкость и мужество русского солдата тс все его лучшие душевные качества. Потому-то многие и восприняли Теркина как конкретного человека, сражающегося в каком-то полку.
- Помните, два танкиста, встретив веселого гармониста, интересуются: «Не знакомы ль мы с тобою? Не тебя ли это, брат… Доставляли мы в санбат?»
- «Очень даже может быть», — отвечает он. Да и сам автор как бы подводит читателя к этой мысли, говоря, что Теркин «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».
Случай на переправе мог где-то когда-то происходить, и не раз, наверное, находился смельчак, Который последним патроном из трехлинейной винтовки сбивал вражеский самолет.
И, конечно, не раз в минуты отдыха помогали солдаты мирному населению: могли и пилу наладить, и часы починить, не отказывались и поговорить со старым солдатом, обнадежить, уверить в непременной победе над врагом.
Лучшими качествами русского народа всегда были любовь к родной земле, житейская сметка, жизнестойкость и жизнелюбие, насмешливое отношение к врагам и любым трудностям, героизм, а также милосердие и скромность.
Герой Твардовского стал, любим и узнаваем именно потому, что в его образе воплотились лучшие качества, присущие русскому солдату — «святому и грешному» «русскому чудо-человеку».
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-po-poeme-a-t-tvardovskogo-vasilij-terkin/
Сочинения по поэме твардовского «василий теркин»
Анализ поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского
Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом.
Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина.
И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.
Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения:
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так – без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать её сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому.
В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца».
Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.
Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
……………….
Красотою наделен
Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой-героем.
Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна». Но все-таки
у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он, как он, Василий Теркин,
Встал живой, — добрался вплавь.
В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его:
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
-А еще нельзя ли стопку
Потому как молодец?
В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат:
Сам стоит с воронкой рядом
И у хлопцев на виду,
Обратясь к тому снаряду,
Справил малую нужду…
В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит:
-Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:
И сказал:
-Побьем, отец…
в главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу:
Немец был силен и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит,
……………………….
Сытый, бритый, береженый,
Дармовым добром кормленный,…
Наш же Василий намного слабей немца:
Теркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.
Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.
В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:
-Вот что значит парню счастье,
Глядь – и орден, как с куста!
В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата.
Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет», «пособите», «каюк», «хоть глаз коли», «еле-еле душа в теле», «это присказка покуда, сказка будет впереди».
Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг:
А не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «мать-земля моя родная». В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию.
Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н».
За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину.
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию.
Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.
Автор и его герой в поэме «Василий Теркин». Движение сюжета поэмы
В «Василии Теркине» мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами.
Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только с хорошей поговоркой или присказкой – и наоборот, слова о правде автор произносит явно от себя.
Несходство еще более углубляется в главе «На привале», где никак не совпадают две характеристики героя. Вначале его представляет автор:
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой он обыкновенный.
А затем дается самохарактеристика, резко отличная от предыдущей своей несомненной, хотя и лукавой, сказочностью:
Трижды был я окружен,
Трижды – вот он! – вышел вон.
Это не контраст – скорее, взаимодополнение, но роли в экспозиции все-таки четко распределены. Вот и «Переправа» открывается авторским повествованием, причем до появления Теркина и по ситуации, и по тону она трагическая. Взят момент, когда солдаты находятся в наибольшей зависимости от судьбы – они в ее руках, а судьба безжалостна:
И столбом поставил воду
Вдруг снаряд. Понтоны в ряд.
Густо было там народу –
Наших стриженых ребят…
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
На такой горькой ноте завершается первая часть рассказа: смерть всех сравняла, все обезличило – теперь
… неизвестно
Кто там робкий, кто герой.
Перелом в сюжет и настроение вносит приплывший по ноябрьской воде Теркин. Не только ледяную корку у берегов – он обламывает ощущение роковой безысходности, затянувшейся безвестности. Задумывая поэму, А.
Твардовский писал весной 1941 года: «Трудность еще в том, что таких «смешных», «примитивных» героев обычно берут в пару, для контраста к герою настоящему, лирическому, «высокому». Больше отступлений, больше самого себя в поэме», то есть для себя он предполагал особую, более приподнятую позицию.
В главе «Переправа», да и не в ней одной, случилось, однако, обратное: именно герой поддержал автора, вселил в него, в своих однополчан надежду. Взаимодополнение постепенно сменяется взаимопроникновением.
Парность героев, хорошо известная и по «Дон Кихоту», и по «Тилю Уленшпигелю», у Твардовского в конце концов тоже проявилась своеобразно. Наметившаяся в первых двух главах функциональность себя исчерпывает.
Высокое и низкое, трагическое и комическое — то, что по исходным замыслам должно было распределяться между двумя образами – совместилось.
Совместилось, прежде всего, в герое, который уже в третьей главе, «Перед боем», проявляет помимо неунывающего духа еще и чуткость, тактичность, острое ощущение личной вины.
«Василий Теркин» уже далеко отстоит от того самозабвенного слияния людей в коллектив, которым отмечены многие довоенные стихотворения Твардовского, — общность здесь осуществляется как единство индивидуальностей.
«Василий Теркин» представляет собой свободную форму и в смысле естественного перетекания автора в главного героя, других персонажей, «своего» в «твое» и обратно. Органично соединяются практически на каждой странице шутка и горесть, бедствие и подвиг, быт и высочайшая духовность.
Отсюда – цельность произведения при удивительно широкой философско-психологической амплитуде.
Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-poyeme-tvardovskogo-vasilii-terkin.html
Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности — патриотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин».
Первые главы поэмы «Василий Теркин» были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор удачно назвал свое произведение «книгой про бойца, без начала, без конца». Каждая следующая глава поэмы представляла собой описание одного фронтового эпизода. Художественная задача, которую поставил перед собой Твардовский, была очень сложная, ведь исход войны в 1942 году был далеко не очевиден.
Главный герой поэмы — солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову «тереть»: Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством:
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец».
Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же.
Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне:
Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма «Василий Теркин» может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: «Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле», «сорок душ — одна душа», «переправа, переправа — берег левый, берег правый» и многие другие.
Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе — хоть куда.
Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма «Василий Теркин» остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.
Источник: http://www.rlspace.com/sochinenie-po-poeme-a-t-tvardovskogo-vasilij-terkin/
Василий Теркин — образ народного героя
Главная » Сочинения » 8 класс |
Средняя оценка: 4.1
В самом центре Смоленска, в сквере на площади Победы установлен памятник: А.Твардовский беседует с В.Теркиным. Реальный человек и литературный персонаж. Автор поэмы «Василий Теркин» и главный ее герой.
Это очень символичный памятник всем героям-фронтовикам, тем кто всегда находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые будни, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале, кто ценой жизни приближал Великую Победу.
Поэма Твардовского была действительно народной — вернее солдатской — поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали именно «Василия Теркина” да «Войну и мир” Льва Толстого.
Поэма Твардовского написана легким, живым языком. Стихи запоминаются сами собой. Каждая глава поэмы является законченным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: «Эта книга про бойца, без начала и конца”.
Автор не заставляет своего героя совершать какие-то выдающиеся подвиги. Хотя, как знать… Одна переправа, да сбитый самолет, да взятый в плен вражеский язык чего стоят… Мне нравится жизнелюбие Василия Теркина.
Каждый день он смотрит в глаза смерти на фронте, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули”. Порой он мерзнет, порой голодает, не имеет вестей от родных. Но Василий никогда не унывает.
Живет и радуется жизни:
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз — ни стать, ни сесть”. И Теркин заиграл на гармони:
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Теркин — душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы.
Вот они лежат в болотах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, что «хоть бы смерть, да на сухом”. Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички. Солдаты все на свете клянут, и кажется им, «хуже нет уже беды”. А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение.
Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел «Москва моя”, — тогда и нужно было кручиниться.
А нынче враг совсем не тот, «этой песней прошлогодней -нынче немец не певец”. Василий в трудные минуты всегда находил нужные слова, которые могли бы утешить его товарищей. Такой уж у него талант.
Однако самая пронзительная, на мой взгляд, глава — глава «Смерть и воин”, в которой герой, раненый, лежит на снегу и замерзает. И чудится ему, что пришла смерть.
Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
Ну, солдат, пойдем со мной.И стало трудно Теркину спорить со смертью, потому что истекал он кровью и хотел покоя.
Смерть, смеясь, нагнулась ниже:
— Полно, полно, молодец, Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой, да не жилец.
И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость только в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя…
Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой:
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа.
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.
И воин побеждает смерть:
И подумала впервые
Смерть, следя со стороны: ——
«До чего они, живые,
Меж собой свои — дружны.
Потому и с одиночкой
Сладить надобно суметь.
Нехотя даешь отсрочку”.
И, вздохнув, отстала Смерть.
«Книга про бойца” была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, вела их к победе.
Вместе с сочинением «Василий Теркин — образ народного героя» часто ищут
Источник: http://u4ulit.ru/publ/vasilij_terkin_obraz_narodnogo_geroja/21-1-0-31
Сочинение на тему: ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Главной темой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» является тема войны, в центре повествования — тяжелейшие испытания одного из миллионов солдат, однако строки ее наполнены веселой шуткой и юмором:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Уже первая встреча с В. Теркиным запоминается читателю светлым юмором. Но за шутливым тоном героя, словами, сказанными с улыбкой, скрывается глубокий смысл.
Обыгранное Теркиным слово «сабантуй» приобретает неожиданные значения: малый сабантуй — это когда солдат пережил первую бомбежку; выжил под перекрестным огнем миномета — средний сабантуй; но главный сабантуй — это встреча с лютым врагом. Грозный танк, по мнению Теркина, на самом деле слеп и глух:
То-то слеп! Лежишь в канаве,
А на сердце маета:
Вдруг как сослепу задавит, —
Ведь не видит ни черта!
За этими шутливыми словами скрыта смелость, отвага главного героя. На протяжении всей книги В. Теркин весело шутит со смертью. Представим картину: Теркин вслед за стрелковой ротой тянет провод. Все живы-здоровы и невредимы. Вдруг из корявых кустов вылетел снаряд. Все ничком упали в снег. Страх Теркина Твардовский передает в шутливой форме, подчеркивая жизненную стойкость солдата:
Всей спиной, всей кожей слышит,
Как снаряд в снегу шипит. . .
Хвост овечий — сердце бьется.
Расстается с телом дух.
Последующие события, «подперченные» юмором, только усиливают эту характеристику главного героя. Теркин, подумав, что не стоит больше ждать взрыва, осторожно поднялся с земли на ноги. Увидел почти у самых ног гладкий круглый тупоносый снаряд.
«Вот такой дурак слепой неизвестного калибра» мог унести жизни сотни бойцов. Эта мысль мелькнула в голове Теркина, но тут же его начал душить смех: «все кругом лежат ребята, закопавшись носом в снег».
Дальнейшие действия Теркина мы описывать не будем, скажем лишь одно: солдат достойно отомстил смертоносному снаряду за страх и ожидание неизбежного конца.
Светлым юмором, задорным весельем окрашены все испытания В. Теркина, а точнее, отношение героя к этим испытаниям. В главе «Бой в болоте» Теркин не устает шутить даже во время боя, только шутка его направлена на то, чтобы поднять боевой дух товарищей. Трое суток пехота, промокшая под дождем, в болоте, под минометным огнем противника ожидает подмогу. Трое
суток солдаты без еды, махорки, спичек изнывают от тоски. Кто-то сетует на судьбу, но Теркин шутливо обрывает пессимиста:
Кто не хочет, тот не верь,
Я сказал бы: на курорте
Мы находимся теперь.
И далее поясняет: сетовать на судьбу неловко, так как боец не один, он в цепи, в роте, у него в руках винтовка и две гранаты; в тылу его поддерживают бронебойки, пушки, танки.
Герой вспоминает, как сам проходил через окружение, был одинок и беспомощен. А если рядом есть товарищ, готовый в любую минуту прийти тебе на помощь, считай, что тебе повезло. Слова Теркина прерывает смертный свист пули, но ненадолго.
Теркин будто сам сидит в кресле и страхует всех от огня:
Брось, ребята,
Говорю — не попадет.
В минуту тишины Теркин продолжает вспоминать о том, как год назад лежал в бесхозной, в поле брошенной копне. Вдруг увидел двух немцев, которые пришли на поле. Эти двое пели «Москва моя», мечтая о скорой победе над русскими.
Теркин сопровождает свой рассказ настоящим театральным действом: корчит рожу, поет, как мог бы запеть немец. При этом Теркин смотрел так тоскливо: он помнил, как эта песня, исполненная врагами, вызвала в его душе печаль и стыд.
Можно заметить, что все веселые рассказы Теркина заканчивались довольно серьезными выводами. Каждая его шутка имела глубинный подтекст.
В главе «Смерть и воин» Теркин готов шутить даже со смертью. На снегу лежит раненый В. Теркин, снег под ним набряк его же кровью. Смерть смеется в лицо солдату, требуя от него согласия:
Что устал беречь ты жизнь,
Что о смертном молишь часе. . .
Но Теркин, как всегда, не сдается, обращаясь к похоронной команде в шутливом тоне (насколько это возможно для умирающего человека): «Прогоните эту бабу, я солдат еще живой».
Источник: https://cwetochki.ru/post-Sochinenie-na-temu-ZNACHENIE-YUMORA-V-POEMME-A-T-TVARDOVSKOGO-VASILIY-TERKIN-23208.html
Сочинение на тему Героизм в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» читать бесплатно
Героизм
Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — это торжество истории, подлинной и выверенной. Сам писатель был фронтовым писателем, поэтому он в точности описал события, происходящие во время Великой Отечественной войны.
Действия этой «боевой» поэмы относятся к 1942 году. По одному только названию становится ясно, что Василий Теркин — это коллективный персонаж, что таких Тёркиных во время войны было тысячи, в каждой роте по одному.
Без них бы мы не выиграли, без них скучно было бы нести оборону.
Василий Теркин — это персонаж, преисполненный героизма. Он является воплощением всех русских солдат, которые без страха охраняли границу своей необъятной Родины.
Это одно из ключевых произведений Александра Твардовского, получившее сразу же народное признаниие.
Несмотря на то, что герой поэмы вымышленный, он олицетворяет солдата Великой Отечественной, который прошел через всю войну и пронес с собой неиссякаемый энтузиазм. Но главные качества героя Твардовского это, конечно же, смелость и отвага.
Это человек, который никогда не унывает, даже в самый трудный момент может отпустить шутку, а самое главное не боится смерти, о чем свидетельствуют главы «Переправа», «Смерть и воин».
Его путь преисполнен печальных дней и событий, но как правильно замечают критики, это поэма скорее оптимистична, так как чувствуется вера в конечную победу.
Читая ее впервые, можно подумать, что центральным героем является один человек, один рядовой солдат. На самом деле, центральным составляющим является народный дух.
Обобщенный образ Теркина это не просто образ балагура и весельчака, а самого настоящего бойца, который не раз воевал, не раз оказывался в окружении, не раз бывал в одном шаге от смерти.
Теркин бывал даже «частично истреблен», но всякий раз возрождался. Как говорится в поэме: «однако, жив вояка». Тяжела была война, велики были потери, но Василий знал, что самый большой недостаток это проявление уныния, безверия и отчаяния.
Поэтому солдату пристало быть стойким и уверенным.
Именно такие качества нужны на поле боя. Автор и сам любуется своим героем, как бы невзначай расхваливая его в каждой главе. У него и руки золотые, и на гармони играть умеет, и товарищей поддержать в трудную минуту может.
Одним словом Теркин просто незаменим. Сам себя он называет «большим любителем жить». Когда он вернулся в свою роту, там уже был «новый Теркин», только не Василий, а Иван.
Они начали было спорить, но старшина сказал, что каждой роте «будет придан Теркин свой».
Основная цель автора, на мой взгляд, донести до читателя скромные подвиги своего героя, как на поле боя, так и в обычной жизни. В образе Теркина соединены национальные и общечеловеческие черты, присущие русскому народу. Его жизненный путь даже через много лет вызывает уважение и благодарность.
см. также:
Другие сочинения по произведению Василий Тёркин, Твардовский
Характеристика героя Василий Тёркин, Твардовский
Краткое содержание Василий Тёркин, Твардовский
Краткая биография Александра Твардовского
Источник: http://www.sdamna5.ru/geroizm_terkin
Образ Василия Теркина (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»)
Поэма «Василий Теркин» была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Поэма доставлялась солдатам на передовую, приносилась к ним в окопы на ровне с патронами и провиантом.
Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее.
И для солдат это было очень удобно, ведь не каждый раз можно было доставить новую главу произведения, и не всегда у них было время для чтения литературы.
Образ главного героя военной поэмы Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к родине, честности и бескорыстия. Образ этого простого солдата был собирательным. Он объединял в себе качества всех солдат вместе, и каждого из них в отдельности.
Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения, но, конечно, полное представление о характере героя, о всех его достоинствах может дать только изучение и анализ всей поэмы в целом.
Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, – это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.
В главе «Переправа» Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:
Разрешите доложить…
Взвод на правом берегу
жив-здоров назло врагу!
В главе «Кто стрелял?» главный герой, вместо того чтобы, как все остальные, прятаться в окоп, отважно сбивает из винтовки вражеский самолет, рискуя при этом своей жизнью.
Таким образом автор дает понять солдатам, что очень часто в бою решающим является не численное преимущество противника и не его техническое оснащение, а вера в победу и любовь к Родине, которую защищает солдат.
Эти моральные преимущества и позволяют солдату победить несокрушимого врага.
Образ Василия Теркина многогранен, он не только мужественный солдат, но и прекрасный труженник-умелец. А подтверждение этому мы находим в главе «Два солдата».
Теркин встал:
– А может, дед,
у нее развода нет?
Сам пилу берет – А ну-ка… —
И в руках его пила,
точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
То же самое происходит и с часами, которые стояли много лет, а в руках Василия снова пошли. К старикам, в доме которых герой проявляет себя как «мастер на все руки», он испытывает глубокое уважение и почтение.
Василий вызывает к себе огромную симпатию окружающих людей еще и тем, что у него добрый, веселый нрав, его шутки остроумны, они разряжают напряженную атмосферу, поднимают боевой дух сослуживцев, его забавные истории отвлекают бойцов от мрачных мыслей. У Теркина потрясающие артистические способности, он играет, поет, танцует.
Еще одна важная черта героя – это его душевный такт, чуткость и деликатность. Когда после ранения Василий догонял свой отряд, он встретил в пути танкистов. У них была гармонь, принадлежавшая недавно убитому командиру. Герой проникся сочувствием к солдатам и сразу же отказался от желания поиграть на ней, но бойцы разрешили ему это сделать и были очарованы его игрой.
На протяжении всего произведения Твардовский дает характеристики своему герою, высказывает личное отношение к его поступкам. Наиболее открыто он делает это в последней главе, и именно эту фразу можно считать одной из главных характеристик Василия Теркина:
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе – хоть куда.
Но самая главная и емкая характеристика заключена в следующих словах:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег —
В бой, вперед, в огонь кромешный,
Он идет святой и грешный,
Русский чудо-человек…
Источник: https://scribble.su/work/400/337.html