Сочинение по рассказу анна на шее чехова рассуждение

Сочинение по произведениям Чехова: «Крыжовник», «Шуточка» и «Анна на шее» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная».

Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку.

Анна пробуждает в читателе жалость и сочувствие.

Во второй главе с Анной происходит удивительная перемена. Во время зимнего бала девушка становится центром внимания, благодаря своей красоте и изяществу. Чехов использует метафору: Анна «порхает» в танце. Писатель противопоставляет поведение главных героев до и после бала.

Обратите внимание

Если Модест Алексеевич стал «холопски-почтительным», то Анна из «виноватой и несчастной» превратилась в гордую и самоуверенную особу. Герои получили то, к чему стремились: муж награду, а жена – балы, наряды и деньги.

Но при этом наблюдается потеря человеческих качеств: Анна все реже ездит к братьям и отцу, хоть те и сильно нуждаются.

Деградация человека, когда он достигает своей цели, описана и в рассказе «Крыжовник». Иван Иванович приходит с приятелем в гости к помещику Алехину и рассказывает о младшем брате, Николае Ивановиче. Тот всю жизнь копил на имение и осуществил свою мечту.

Чехов при описании использует контраст: в молодом возрасте герой отличался кротким нравом, а став помещиком, ведет себя, как «барин». Писатель сравнивает его кухарку, собаку и самого хозяина со свиньями, осуждает напыщенность и глупость. Николай Иванович – собирательный образ сытого, и праздного мещанства.

Чехов противопоставляет Алехина, который сам работает на веялке и живет просто, с Николаем Ивановичем, обрюзгшим и недалеким. Главную идею рассказа озвучивает Иван Иванович: « Делайте добро!»

В рассказе «Шуточка» всего два героя. Повествование ведется от лица молодого человека, который разыгрывает свою знакомую, Наденьку. Девушка очень боится съезжать с горки. Чехов использует яркие художественные детали при описании зимней забавы: «жужжание полозьев», «рев ветра», «бездна». На середине спуска парень тихонько шепчет слова любви.

Для него это – шутка, а девушке случившееся не дает покоя. Огромное значение писатель уделяет внутренним переживаниям героини. Она страдает и мучается. Слова любви, которые герой повторяет каждый раз, когда они спускаются с горы, Чехов сравнивает с вином и морфием.
А.П. Чехов – признанный знаток человеческой психологии.

В своих рассказах он высмеивает людские пороки и призывает читателя стремиться к высоким целям.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-po-proizvedeniyam-chexova-kryzhovnik-shutochka-i-anna-na-shee/

Сочинение «Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова Анна на шее и Ионыч»

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х годов XIX века. Эта эпоха была бедна крупными историческими событиями и даже стала называться “застойными временами”.

Поэтому в творчестве писателя отразились и разочарование в спасении и обновлении России, и переосмысление системы духовных ценностей. Вся художественная деятельность Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

Голос внутренней свободы, а не попытка найти истину звучит практически в каждом его произведении. Писатель пишет просто и ясно, совсем не так, как Достоевский и Толстой.

Важно

Эта оригинальная особенность отразилась не только на языке рассказов и повестей, но и на сюжете его произведений. У Чехова они, как правило, развертываются спокойно, плавно и четко. В его прозе нет внешнего конфликта между героями, энергичной и ожесточенной борьбы или рокового стечения обстоятельств. Мастерство Чехова — это искусство больших обобщений в малой форме.

Он показывает жизнь не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев, а в миниатюре, учитывая все штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении характеров людей, — одна из ведущих особенностей чеховского стиля.Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует “маленьким людям” и т. д.

С конца 80-х годов начинается второй период творчества А. П. Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, как “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы общественного значения, прозревающие и деградирующие герои).

В этих “серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях, сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. Здесь писатель критически изображает общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т. д. Герои большинства этих произведений относятся к среднему социальному слою.

Это врачи, учителя, студенты, чиновники и меньше — помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность.

Автор не концентрирует особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его частью этой среды. Чехов исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя.

Именно в этот период творчества появляются такие известные рассказы, как “Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная история”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие другие.

Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела.

Совет

Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы помочь нуждающимся и голодным братьям.

Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”.

Ради своих родных она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь?

У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось невозможно.

Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете.

Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество главной героини я жизнь л светском обществе.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-problema-degradacii-lichnosti-v-rasskazax-a-p-chexova-anna-na-shee-i-ionych/

Пересказ рассказа “Анна на шее” Чехова А. П

План пересказа 1. Анна по расчету выходит замуж за Модеста Алексеевича. 2. Анна чувствует себя обманутой: она не распоряжается деньгами мужа. 3. Муж хочет с помощью Анны добиться повышения по службе. 4. Анна чувствует себя свободной: на балу она имела успех у мужчин.

5. Муж получает повышение по службе, Анна – свободу и “блестящую” жизнь. Свою семью она бросает в нищете.

Пересказ Часть I

После венчания гостям не предложили даже легкой закуски. Молодые выпили по бокалу; переоделись и поехали на вокзал.

Обратите внимание

Анна (девушка восемнадцати лет, очень красивая) и Модест Алексеевич (чиновник пятидесяти двух лет, “среднего роста, довольно полный, пухлый, очень сытый, с длинными бакенами и без усов, и его бритый, круглый, резко очерченный подбородок походил на пятку”) после свадьбы поехали в монастырь

на богомолье. Этим муж хотел показать, что “и в браке он отдает первое место религии и нравственности”. На перроне все их провожали.

Отец, как всегда, был пьян, все пытался что-то сказать Анне, “у него было жалкое, доброе, виноватое лицо”, а ее братья-гимназисты “дергали его сзади за фрак и шептали сконфуженно: “Папочка, не надо…””
В купе Модест Алексеевич сказал, улыбаясь: “Когда Косоротое получил орден святой Анны второй степени и пришел благодарить, то его сиятельство выразился так: “Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице; две на шее”. Надеюсь, когда я получу Анну, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое”. У Косоротова была сварливая и легкомысленная жена. Анна тоже улыбалась, боясь, что он поцелует ее “своими полными, влажными губами”, “ей было и страшно, и гадко”. Она вспомнила, как мучительно было венчание, ей казалось, что все глядели на нее печально. “Еще утром она была в восторге, что все так хорошо устроилось”,

а теперь “чувствовала себя виноватой, обманутой и смешной”: вышла за богатого, а денег у нее не было, отец и братья голодают… “Когда умерла мать, отец, Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования, запил, наступила нужда, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав описывать мебель”.

Она штопала чулки братьям, ходила на рынок, ей казалось, что весь свет видит ее дешевую шляпку…” Поезд остановился на полустанке. За платформой слышался военный оркестр, на платформе гуляли дачники. Увидев знакомых, Аня забыла и о матери, и о свадьбе. Она весело смеялась, демонстрировала свой наряд, кокетничала с Артыновым, известным донжуаном.

Когда поезд тронулся, она почувствовала, что “будет счастлива непременно, несмотря ни на что”. Вернувшись, молодые жили на казенной квартире. Модест Алексеевич был скуп и не помогал ее отцу и братьям, но любил много говорить о назначениях, о наградах, поучал Анну. Она боялась даже есть при нем, ходила к своим.

Теперь, когда она стала хорошо одеваться, ее семья порой чувствовала себя сконфуженно, как будто осуждала ее не за брак не по любви, а за “шуршащее платье, браслетки”, “но все же любили ее по-прежнему и еще не привыкли обедать без нее”. Отец все так же пил. Аня делала все, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее.

Выходила она за него только из-за денег, а денег теперь было даже меньше. Муж дал отцу денег взаймы лишь раз, да и то с унизительными нравоучениями. Часть II Наступила зима, пришло время ежегодного зимнего бала. Модест Алексеевич все-таки решил купить Анне на платье сто рублей.

Важно

Насчет своего внешнего вида она посоветовалась только с отцом и “постаралась вообразить себе, как бы оделась на бал ее мать. Ее покойная мать сама одевалась всегда по последней моде и с радостью возилась с Аней, одевая ее изящно, как куклу”. Она же научила ее говорить по-французски, превосходно танцевать мазурку.

“Аня так же, как и мать, умела щурить глаза, принимать красивые позы, глядеть печально и загадочно”. Увидев свою молодую жену во всем великолепии, Модест Алексеевич самодовольно сказал: “Я тебя осчастливил, а сегодня ты можешь осчастливить меня.

Прошу тебя, представься супруге его сиятельства, через нее я могу получить место старшего докладчика!” На балу Анна чувствовала себя прекрасно. Когда она увидела себя в зеркале, “освещенную множеством огней, то в душе ее проснулась радость и предчувствие счастья…” Она шла гордая, самоуверенная, чувствуя себя богатой и свободной, не девочкой, а дамой.

Ей даже казалось, что ее старый муж придавал ей таинственности. Она танцевала страстно, с увлечением, понимая, что имеет успех у мужчин. Вдруг музыка стихла, ряды гостей расступились, и прямо к ней подошел его сиятельство: “Я прикажу посадить вашего мужа на гауптвахту за то, что он до сих пор скрывал от нас такое сокровище. Моя жена ждет вас с нетерпением”.

И она стала помогать его жене на благотворительном базаре, всем улыбалась, понимая, что создана исключительно для этой блестящей жизни с танцами и поклонниками. Когда она увидела изрядно пьяным своего отца, “ей было уже стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец”. На следующий после бала день сначала к ней приехал Ар-тынов, потом его сиятельство.

С того момента Аня уже не обедала со своей несчастной семьей, ходила к ним редко. Она развлекалась с Артыновым, ездила на пикники, на охоту, “возвращалась домой каждый день под утро…” Модест Алексеич “перед ней стоял теперь с тем же заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных”. Теперь она говорила с ним презрительно и не боялась требовать у него денег.

На Пасху Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал: “Значит, у вас теперь три Анны – одна в петлице, две на шее…”

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/pereskaz-rasskaza-anna-na-shee-chexova-a-p/

«Анна на шее», анализ рассказа Чехова

Впервые рассказ А. Чехова «Анна на шее» был издан в октябре 1895 г. в «Русских ведомостях». При подготовке рассказа к изданию А. Маркса Чехов разделил его на 2 главы, внес много поправок и исправлений, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и «его сиятельства» и углубив характеристику Анны.

Жанр произведения – лирико-драматический рассказ в традициях критического реализма. Художественными особенностями новеллы являются наличие нескольких сюжетных линий, плавное развитие действия, намеченность схемы всей жизни главных героев, парадоксальный поворот событий (обмен ролями главными героями), юмор в изображении характеров людей.

Анализ проблематики рассказа

Ведущая тема рассказа – социальное неравенство и его влияние на характеры и судьбы людей. Чехов исследует истоки проблемы, раскрывает сущность мира «жертв и хищников» — мира человеческих взаимоотношений, построенных на власти денег.

Читайте также:  Образ и характеристика ивана васильевича в рассказе после бала толстого сочинение

Проблематика произведения необычайно широка. Автор высмеивает такие пороки, как обывательщина, пошлость, карьеризм. Однако главной проблемой, затронутой писателем, остается нравственная деградация человека.

В рассказе Анна обретает долгожданный успех, однако он оборачивается потерей духовных качеств – способности искренне любить и чувствовать.

«Анна на шее» — история нравственного падения и оскудения человеческой души.

Сюжетно-композиционные особенности

Чехов расчленяет сюжет рассказа на 2 главы, соответствующие этапам жизни героини — униженному положению Анны и ее вознесению.

Композиционно обе главы схожи: вначале изображается в деталях единичное событие (свадьба, бал), затем следует описание отрезка жизни, определяемого этим событием. Кульминацией рассказа служит сцена бала, где Анна предвкушает «предчувствие счастья».

Развязка рассказа – изменение отношения героини к семье и отцу. Новелла замкнута в кольцо: параллелизм первой и финальной сцен ярче показывает эгоизм героини и ее разрыв со своей семьей.

Совет

В «Анне на шее» ярко прослеживается характерный чеховский прием – двуплановость композиции. В рассказе выделены две сюжетные линии: Анны и Модеста Алексеевича.

Линия мужа Анны – погоня за карьерой, страсть к чинам и наградам. При этом Модест Алексеич использует молодую жену для продвижения по служебной лестнице. Эта линия описана в сатирических тонах. В судьбе главной героини, раскрытой в грустно-ироничных тонах, выделены еще две линии – восходящая (внешний успех) и нисходящая (нравственное очерствение).

Обе линии главных персонажей завершаются исполнением желаний героев. При этом успех в обоих случаях достается дорогой ценой – утратой человеческого достоинства. Модест Алексеич получает орден, но попадает в полную зависимость от жены. Анна избавляется от униженности и страха перед мужем, попадает в шумный светский мир веселья и утех ценой загрубения души.

Система образов

Большая часть образов в рассказе решена в нарочито условной манере, придавая рассказу комедийный эффект. Модест Алексеич – гротескный образ чиновника, чьи человеческие интересы давно заменены карьерными.

Артынов, похожий на Мефистофеля, вообще бессловесен, только глядит на Анну. Братья героини, Андрюша и Петя, произносят одну фразу в начале и в конце рассказа («Не надо, папочка…»).

При создании образов Чехов использует лейтмотив: так, у отца Анны во всех эпизодах – «жалкое, доброе, виноватое лицо».

Писатель дает глубокую психологическую характеристику только главной героине – Анне, показывая ее характер в развитии. При этом Чехов прибегает к антитезе.

Если в начале рассказа душевное состоянии героини характеризуется словами «несчастна, виноватая», то во второй части новеллы звучат прилагательные «гордая, свободная, самоуверенная». На протяжении всей новеллы автор подчеркивает свойственные Ане легкомыслие и изменчивость настроения, ее эмоциональную нестабильность.

Девушка попадает в высшее общество с восторженной неразборчивостью, беззаботно стремясь получить все радости жизни. Именно эти черты приводят к эволюции героини и отходу от своей семьи.

Стилевое своеобразие

Особенности рассказа, написанного в художественном стиле, – обилие общелитературных мотивов, перенасыщенность нравственной лексикой, активное использование лейтмотива, антитезы.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/304-anna-na-shee-analiz

Анализ рассказа Чехова «Анна на шее»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

История главной героини рассказа – молодой девушки Анны – типична для того времени. Семья бедствует, и подруги покойной матери «засуетились и стали искать для Ани хорошего человека». Так, девушка становится женой немолодого, некрасивого чиновника Модеста Петровича в надежде выбиться из нищеты.

Брак не приносит Анне счастья не только потому, что она не любит своего мужа. Ее жизнь скучна, бесцельна и целиком зависит от милости и расположения Модеста Петровича. Он не дает на руки жене денег, пренебрежительно относится к ее родственникам и любит читать нравоучения.

Любимая его фраза: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!». Анна ощущает себя обманутой: ее жертва не принесла пользы, материальное положение семьи не наладилась, отец все так же пьет, и может быть уволен.

Она осознает, что ее прежняя бедная жизнь в семье была куда более свободной.

Кульминационное событие в рассказе – бал, на котором блистает Анна.

Он коренным образом меняет ее жизнь: успех у всех мужчин в обществе, особенно, у его сиятельства, возносит Анну над мужем, который появляется перед ней «с … заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением» на лице.

Обратите внимание

Теперь Анна становится хозяйкой сама себе, тратя без оглядки деньги мужа. Ее захватывает вихрь праздников, балов и развлечений, не оставляя ни одной свободной минуты.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Автор показывает, как молодой женщине удается вырваться из скучного существования с унылым, посредственным, скупым мужем, той пошлой среды, которая ее окружает – чиновники и их жены, их разговоры и сплетни, «некрасивые и безвкусные». Но цена освобождения Анны оказывается слишком высокой. Она попадает в водоворот праздников, балов, удовольствий, ведет исключительно праздную жизнь, забывая о своих родных, которые бедствуют.

По мнению Чехова, светские успехи Анны – это не возвышение, как может показаться со стороны, а нравственное падение: ей больше не нужны и не интересны самые близкие на свете люди – отец и братья.

Показательной является финальная сцена рассказа: катаясь в коляске с богатым купцом Артыновым, Анна совершенно не замечает идущих по улице родных.

Неслучайно, Чехов отмечает: на балу молодая женщина поняла, что «создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни» и ей очень стыдно оттого, что «у нее такой бедный, такой обыкновенный отец».

Финал произведения можно считать открытым.

Автор задает вопросы, на которые пока нет ответа: долго ли продлится светская карьера Анны? Удастся ли ей разорвать этот беспрерывный круговорот веселья и прозреть нравственно? Что будет с родными Анны, чье будущее представляется печальным? Пока же можно лишь сказать о том, что изначально несчастливый брак обернулся удачей для молодой женщины: счастье для нее оказалось заключенным в удовольствиях, и неважно, какой ценой они куплены.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-anna-na-shee/

Краткая характеристика произведения «Анна на шее» Чехова А.П

Мастерство Чехова в создании портретов персонажей рассказа. писание внешности героев содержит либо какой-нибудь лейтмотив, либо повторяющуюся деталь. Так, у Петра Леонтъича, отца Анны, «жалкое, доброе, виноватое лицо». Таким видишь его в любом эпизоде (и когда он просит в долг, и когда встречает Анну на балу, и в финале рассказа).

Часто описываются детали его костюма, тоже порой жалкие («помятый фрак, от которого пахло бензином»), манера прихорашиваться, выражающая стремление выглядеть прилично, достойно, несмотря на то, что он опускается все ниже и ниже.

Лейтмотив описания мальчиков, братьев Анны, — «несчастные»: они «шептали сконфуженно», «худенькие, бледные мальчики с большими глазами», «в рваных сапогах и поношенных брюках», «говорили умоляюще», но наиболее пронзительное впечатление оставляет их повторяющаяся фраза: «Не надо, папочка…

Важно

»Кратко и точно, иногда даже хлестко описывается внешность эпизодических персонажей: «громадный офицер», который ходил «важно и тяжело, словно туша в мундире»; «его сиятельство, во фраке с двумя звездами», «слащаво улыбался и при этом жевал губами»; его жена, «пожилая дама, у которой нижняя часть лица была несоразмерно велика, так что казалось, будто она во рту держала большой камень»; «Артамонов, этот известный донжуан и баловник», «богач, с выпуклыми глазами, страдающий одышкой». Причем при повторном появлении персонажа деталь его внешности в немного сокращенном виде повторяется (например, «сдали выручку пожилой даме с камнем во рту»), благодаря чему два эпизода с этими персонажами как бы наслаиваются друг на друга.

Портрет Модеста Алексеевича дается в начале рассказа очень подробно, причем при подготовке рассказа для собрания сочинений Чехов внес детали, усиливающие его сатирическое звучание (выделены курсивом): «Это был чиновник среднего роста, довольно полный, пухлый, очень сытый, с длинными бакенами и без усов, и его бритый, круглый, резко очерченный подбородок походил на пятку. Самое характерное в его лице было отсутствие усов, это свежевыбритое, голое место, которое постепенно переходило в жирные, дрожащие, как желе, щеки». Сытая полнота Модеста Алексеевича вызывает в Анне при мысли о том, что он ее муж, чувство страха и гадливости.

Единственный персонаж, чья внешность не описывается, это сама Анна, говорится только о «темном цвете ее волос и глаз». Зато подробно говорится о впечатлении, которое она производила на окружающих, ее манере поведения.Особенности композиции рассказа. Рассказ разделен автором на две части.

В первой — «обыкновенная», «скучная история» о молодой бедной девушке, которая выходит замуж за богатого старика, в том числе и чтобы помочь своей семье, о ее несчастной, погубленной жизни.

Драма героини и ее семьи описывается в спокойной повествовательной манере, ситуация хорошо знакома читателю, но несмотря на это он сочувствует печальной участи Анны, ее отца и маленьких братьев и испытывает неприязнь к Модесту Алексеевичу.Не яркие, а именно точные, «зримые» детали не могут оставить читателя равнодушным.

Это и отец Анны, который при прощании «шептал ей что-то, обдавая ее запахом винного перегара, дул в ухо — ничего нельзя было понять — и крестил ей лицо, грудь, руки; при этом дыхание у него дрожало и на глазах блестели слезы»; и Модест Алексеевич, который за обедом «ел очень много и говорил о политике, о назначениях, переводах и наградах, о том, что надо трудиться, что семейная жизнь не есть удовольствие, а долг»; и сама Анна, которая «вспоминала, как мучительно было венчание», которая кланялась по приказанию мужа супруге управляющего казенной палаты, «и голова у нее в самом деле не отваливалась, но было мучительно», которая боялась мужа, олицетворяющего в ее воображении страшную силу, надвигающуюся «на слабых и виноватых, таких, как ее отец, и она боялась сказать что-нибудь против, и натянуто улыбалась, и выражала притворное удовольствие, когда ее грубо ласкали и оскверняли объятиями, наводившими на нее ужас».Во второй части рассказа происходит неожиданный поворот сюжета, и главные, «понятные» герои, да и вся ситуация раскрываются по-иному: бал, успех Анны, изменение ее положения, и теперь уже она, постепенно забывая об отце и братьях, требует у Модеста Алексеевича деньги, не отчитываясь в своей жизни.

Чехов — мастер короткого рассказа, в котором лаконизм сочетается с глубоким содержанием. Авторская речь точна, проста и ясна, речь героев индивидуализирована. Авторская оценка прямо не высказывается, она просвечивает в подтексте. Части рассказа соответствуют двум этапам жизни героини. Первую часть можно считать развернутой экспозицией.

Суть характера Анны, заложенные в ней качества, полностью раскрывается во второй части. Кульминация — сцена бала, когда в Анне просыпается «предчувствие счастья». Развязка — в изменении отношения Анны к отцу, к семье: «ей было уже стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец».

«Счастье» для героини, оказывается, заключалось в нарядах и развлечении: брак по расчету оправдался».

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkaya_harakteristika_proizvedeniya_Anna_na_shee_Chehova_A_P

эссе о «Анна на шее» Чехова

?Categories:

  • общество
  • литература

Едкие истины Чехова в «Анна на шее»

Чеховский рассказ «Анна на шее» изображает унылую картину жизни девушки Анны, которая выходит замуж за нудного ханжа, Модеста Алексеича. Рассказ характерен для Чехова  тем, что в нем нет ни положительного героя ни явной морали.

Часто литераторы указывают на то, что Чехов был врачом и писал подобным образом, холодно  ставя больному диагноз. Другими словами – беспощадно описывал человеческие пороки и слабости. Этот рассказ и чеховский подход в целом напоминает предисловие Лермонтова к Герою нашего времени.

В нем Лермонтов отвечает на возражения читателей, что Печорин слишком подлый: 

«Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.»

Чехов тоже пишет едкие истины. Любопытно, что в отличие от Героя нашего времени, у персонажей «Анны на шее» психологичое развитие мало показано. Мы не видим их колебаний и, кроме легкомыслия Анны, мало знаем их мысли.

Совет

В этом отношении, чеховские персонажи часто похожи на карикатуры произведений Гоголя, только менее гротескные и более достоверные. «Анна на шее» актуальный и сегодня по такой же логике: эти реальные, но печальные, картины продолжают быть едкими истинами для читателей 21–го века.

<\p>

            В начале рассказа мы знакомимся с Анной, которая только что вышла замуж за богатого чиновника намного старше ее. Она это сделала по разным причинам, в первую очередь для отца и братьев, но также и для того, чтобы «все хорошо устроилось» (264).

Сразу узнаем, что Анна все сделала по расчету, и совсем не любит и даже терпеть не может своего мужа. Муж, в свою очередь, несносный человек, очень нудный и ханжа. Вместо медового месяца он решает поехать в богомолье, чтобы жена поняла, что «в браке он отдает первое место религии и нравственности» (262).

Читайте также:  Сочинение на тему письмо президенту

В ходе рассказа он мало меняется, часто повторяя свои лозунги о нравственности и ответственности, только мы узнаем, что помимо ханжества ему присущи скупость и следование общественному мнению.

            В поезде Анна размышляет о том, что она оставила отца и братьев напрасно и представляет себе, что они сидят дома без ужина и тоскуют без нее. В этот момент кажется, что Анна может стать положительной героиней, которая попала в плохие обстоятельства, но все еще заботится о семье.

Но эта надежда скоро исчезает, лишь несколько минут позже, когда поезд останавливается и на платформе Анна, совсем забывая о семье, испытывает радость от внимания незнакомых мужчин, особенно «донжуана» Артынова. Это внезапное изменение настроения акцентирует ее легкомыслие, ведь легкомыслие в первую очередь – поверхностьные эмоции и способность заменять важное пустяками.

Отец и братья начинают по–другому смотреть на нее, и жалеют, что она так спешила выйти замуж. Отец все больше и больше выпивает и сыновья переживают. Анна чувствует себя виноватой, но со временем думает о них все меньше и меньше.

<\p>

            Читатели могут спорить с тем, что положительных героев в рассказе нет, упоминая, что отец Анны самый добрый и искренний изо всех, хотя с большими слабостями. Несмотря на его скромную должность, он гордый и благородный. Когда он увидил, что Анна его стыдится на балу, он гордо «выпил, выбросил из своей пачечки десять рублей и важно отошел» (275).

Обратите внимание

Но все равно, в ходе рассказа он тоже мало меняется и только к худшему. Пьет все больше и больше, и все сильнее отчаивается, но не может ничего изменить. Конечно, мы ему сочувствуем потому, что он потерял жену и один воспитывает трех детей, мы прощаем его пьянство и дурачество, но только печально смотрим на него.

В отличие от других, он бескорыстный и простодушный, но все же жалкий и опустившийся. Его положение символизируется постепенным разрушением фисгармонии. Наверное инструмент раньше был настроен, и отец на нее хорошо играл. Потом она расстроилась (268), в чем он обвинил сыновей, и в конце концов они ее продали, чтобы расплатиться с долгами (278).

Мы видим как живется молодым супругам: она сидит дома, скучает и боится просить денег у мужа. Он думает о службе, играет в карты после работы и не замечает, что они живут совершенно отдельными жизнями и не знают друг друга.

Она впервые понимает степень скупости и раболепия мужа в театре, когда он решает вернуть грушу в буфет потому, что она слишком дорогая, и когда заставляет Анну кланяться разным высоким светским лицам в коридоре.

Сатира сцены около буфета двойственая –– Модест оказывается невероятно скупым и Анна его впервые «ненавидит» лишь потому, что сама хотела что–нибудь сладкое съесть. Она никогда раньше не ненавидела его, даже когда он мучал ее отца, но была готова возненавидит его из–за конфет (269).

  На самом деле, может быть эти супруги очень подходят друг другу!
             Все меняется на балу. Анна, которую мать научила «говорить по–французски, превосходно танцевать мазурку…», и т.д. (271), производит огромное впечатление. Не только Артынов ухаживает за ней, а даже «его сиятельство», перед которым Модест трепещет.

Она вмиг превращается из кроткой, беспомощной девушки под контролем мужа во властную женщину, которая контролирует всех окружюащих мужчин, и мужа в первую очередь. Что удивительно, Модест ничуть не жалеет об этом превращении.

Кажется он даже рад ему потому, что может воспользоваться новой властью жены в свою пользу, получить новые ордена и больше уважения в обществе. Он ослеплен одержимостью властью и одобрением его сверстников.

Важно

Трагичная ирония в том, что Анна ему это дает, но в результате этого, совершенно пренебрегает им, реже бывает дома, тратит его деньги, открыто оскорбляет его и встречается с Артыновым, но Модест все–таки радуется. Глупый каламбур, сказанный «его сиятельством», в честь которого рассказ назван («У вас три Анны: одна в петлице, две на шее»), повторяется к концу рассказа, в этот раз Модесту. Жену первого чиновника, которому это было сказано, тоже зовут «Анна». Дословное повторение каламбура, который изначально не был ни смешным ни остроумным, как бы намекает на заколдованный круг чеховского мира, из которого нет выхода.

Источник: https://upthera44.livejournal.com/23899.html

Разрушение нравственности героев в произведениях А. П. Чехова «Ионыч» и «Анна на шее»

Сочинения › Чехов А.П.

Готовые Домашние Задания

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х годов XIX века. Эта эпоха была бедна крупными историческими событиями и даже стала называться “застойными временами”.

Поэтому в творчестве писателя отразились и разочарование в спасении и обновлении России, и переосмысление системы духовных ценностей. Вся художественная деятельность Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

Голос внутренней свободы, а не попытка найти истину звучит практически в каждом его произведении. Писатель пишет просто и ясно, совсем не так, как Достоевский и Толстой. Эта оригинальная особенность отразилась не только на языке рассказов и повестей, но и на сюжете его произведений.

У Чехова они, как правило, развертываются спокойно, плавно и четко. В его прозе нет внешнего конфликта между героями, энергичной и ожесточенной борьбы или рокового стечения обстоятельств. Мастерство Чехова — это искусство больших обобщений в малой форме.

Он показывает жизнь не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев, а в миниатюре, учитывая все штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении характеров людей, — одна из ведущих особенностей чеховского стиля.

Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует “маленьким людям” и т.д.

С конца 80-х годов начинается второй период творчества А. П. Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, как “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы общественного значения, прозревающие и деградирующие герои).

В этих “серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях, сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. Здесь писатель критически изображает общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т.д.

Совет

Герои большинства этих произведений относятся к среднему социальному слою. Это врачи, учителя, студенты, чиновники и меньше — помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность.

Автор не концентрирует особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его частью этой среды. Чехов исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя.

Именно в этот период творчества появляются такие известные рассказы, как “Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная история”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие другие.

Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.

В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы помочь нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”.

Ради своих родных она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось невозможно.

Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете.

Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из “забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной.

Обратите внимание

Даже присутствие мужа не стесняло ее…”. Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо: “Подите прочь, болван!”. Теперь она живет как хочет, в роскоши, в ней появляются уверенность в себе и самодовольство.

Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой — ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой автор завершает повествование.

Процесс духовной деградации, По мысли автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество, она потеряла способность искренне чувствовать, любить. “Анна на шее” — это история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся главным богатством человека.

Важным для Чехова является способность остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой способности залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня рассказа.

Рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа “Ионыч”, Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.

На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии (“…

Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе.

Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия), заурядна, типична.

И это — лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.

Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в “футляр”, отгораживается от всего мира.

Важно

Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.

Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: “Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен…

Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.

Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а “языческим богом”, А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.

На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.

Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей…

В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

Читайте также:  Сочинение анализ повести детство горького

Сочинения по теме:

  • «Читать и перечитывать Чехова — это значит спешить делать добро!» (по произведениям А. П. Чехова) сочинение
  • Личное восприятие произведений А. П. Чехова сочинение
  • Борьба с человеческими пороками в произведениях А. П. Чехова сочинение
  • Поиск счастья героев произведений А. П. Чехова сочинение

Источник: http://1soch.ru/chehov-ap/raznoe-822/razrushenie-nravstvennosti-geroev-v-proizvedeniyah

Анализ произведения Чехова «Анна на шее» Помощь по литературе

Впервые рассказ А. Чехова «Анна на шее» был издан в октябре 1895 г. в «Русских ведомостях». При подготовке рассказа к изданию А. Маркса Чехов разделил его на 2 главы, внес много поправок и исправлений, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и «его сиятельства» и углубив характеристику Анны.

Жанр произведения — лирико-драматический рассказ в традициях критического реализма. Художественными особенностями новеллы являются наличие нескольких сюжетных линий, плавное развитие действия, намеченность схемы всей жизни главных героев, парадоксальный поворот событий (обмен ролями главными героями), юмор в изображении характеров людей.

Ведущая тема рассказа — социальное неравенство и его влияние на характеры и судьбы людей. Чехов исследует истоки проблемы, раскрывает сущность мира «жертв и хищников» — мира человеческих взаимоотношений, построенных на власти денег.

Проблематика произведения необычайно широка. Автор высмеивает такие пороки, как обывательщина, пошлость, карьеризм. Однако главной проблемой, затронутой писателем, остается нравственная деградация человека.

В рассказе Анна обретает долгожданный успех, однако он оборачивается потерей духовных качеств — способности искренне любить и чувствовать.

«Анна на шее» — история нравственного падения и оскудения человеческой души.

Совет

Чехов расчленяет сюжет рассказа на 2 главы, соответствующие этапам жизни героини — униженному положению Анны и ее вознесению.

Композиционно обе главы схожи: вначале изображается в деталях единичное событие (свадьба, бал), затем следует описание отрезка жизни, определяемого этим событием. Кульминацией рассказа служит сцена бала, где Анна предвкушает «предчувствие счастья».

Развязка рассказа — изменение отношения героини к семье и отцу. Новелла замкнута в кольцо: параллелизм первой и финальной сцен ярче показывает эгоизм героини и ее разрыв со своей семьей.

В «Анне на шее» ярко прослеживается характерный чеховский прием — двуплановость композиции. В рассказе выделены две сюжетные линии: Анны и Модеста Алексеевича.

Линия мужа Анны — погоня…за карьерой, страсть к чинам и наградам. При этом Модест Алексеич использует молодую жену для продвижения по служебной лестнице. Эта линия описана в сатирических тонах. В судьбе главной героини, раскрытой в грустно-ироничных тонах, выделены еще две линии — восходящая (внешний успех) и нисходящая (нравственное очерствение).

Обе линии главных персонажей завершаются исполнением желаний героев. При этом успех в обоих случаях достается дорогой ценой — утратой человеческого достоинства. Модест Алексеич получает орден, но попадает в полную зависимость от жены. Анна избавляется от униженности и страха перед мужем, попадает в шумный светский мир веселья и утех ценой загрубения души.

Большая часть образов в рассказе решена в нарочито условной манере, придавая рассказу комедийный эффект. Модест Алексеич — гротескный образ чиновника, чьи человеческие интересы давно заменены карьерными.

Артынов, похожий на Мефистофеля, вообще бессловесен, только глядит на Анну. Братья героини, Андрюша и Петя, произносят одну фразу в начале и в конце рассказа ( «Не надо, папочка. «).

Обратите внимание

При создании образов Чехов использует лейтмотив: так, у отца Анны во всех эпизодах — «жалкое, доброе, виноватое лицо».

Писатель дает глубокую психологическую характеристику только главной героине — Анне, показывая ее характер в развитии. При этом Чехов прибегает к антитезе.

Если в начале рассказа душевное состоянии героини характеризуется словами «несчастна, виноватая», то во второй части новеллы звучат прилагательные «гордая, свободная, самоуверенная». На протяжении всей новеллы автор подчеркивает свойственные Ане легкомыслие и изменчивость настроения, ее эмоциональную нестабильность.

Девушка попадает в высшее общество с восторженной неразборчивостью, беззаботно стремясь получить все радости жизни. Именно эти черты приводят к эволюции героини и отходу от своей семьи.

Особенности рассказа, написанного в художественном стиле, — обилие общелитературных мотивов, перенасыщенность нравственной лексикой, активное использование лейтмотива, антитезы.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/2975_analiz_proizvedeniya_chehova_171_anna_na_shee_187.htm

Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова «Анна на шее» и «Ионыч»

Антося Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х годов XIX века. Буква эпоха была бедна крупными историческими событиями и ажно стала называться “застойными временами”. Поэтому в творчестве писателя отразились и разочарованность. Ant.

воодушевление в спасении и обновлении России, и переосмысление системы духовных ценностей. Все художественная деятельность Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.

Баритон внутренней свободы, а не попытка найти истину важно практически в каждом его произведении.

Важно

Писатель пишет прямо и ясно, совсем не так, как Достоевский и Великий писатель земли русской. Эта оригинальная особенность отразилась не только получи языке рассказов и повестей, но и на сюжете его произведений.

У Чехова они, в качестве кого правило, развертываются спокойно, плавно и четко. В его прозе отсутствует внешнего конфликта между героями, энергичной и ожесточенной борьбы али рокового стечения обстоятельств.

Мастерство Чехова — это мастерство больших обобщений в малой форме.

Он показывает житье-бытье не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев, а в миниатюре, учитывая до сего времени штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении характеров людей, — одна изо ведущих особенностей чеховского стиля.

Он высмеивает идиотство, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует “маленьким людям” и т. д. С конца 80-х годов начинается другой период творчества А. П.

Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, что “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы общественного значения, прозревающие и деградирующие герои).

В сих “серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях, сохранился, исключительно приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. В этом месте писатель критически изображает общественную пассивность, пошлость, вседолампочество, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т. д. Герои большинства сих произведений относятся к среднему социальному слою.

Это люди в белых халатах, учителя, студенты, чиновники и меньше — помещики. Но Чехова сию минуту больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная приправа.

Автор не концентрирует особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его в какой-то степени этой среды.

Чехов исследовал внутренний мир человека, последействие быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя.

Совет

А именно в этот период творчества появляются такие известные рассказы, во вкусе “Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная повесть”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие оставшиеся.

Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Сие вовсе не бездействующий человек, которому ни после чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.

В начале рассказа буква молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, с тем чтоб помочь нуждающимся и голодным братьям.

Этот эпизод даже если вызывает сочувствие, потому что перед нами нехарактерный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать ради пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить для рынок”. Ради своих родных она готова нате все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича.

Только изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей до сего часа труднее, чем дома, где было весело и возлюбленная чувствовала себя свободной. Да и семье помогать оказалось проверке). Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, коли так как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек получи и распишись ботинках, замазанных чернилами”.

И вот героиня первый однова появляется в высшем свете. Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором впору выделить две основные части: замужество главной героини я дни л светском обществе. На балу Аня из “забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И в ключевой раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной.

Аж присутствие мужа не стесняло ее…”. Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела престол над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже если звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в обличье: “Подите прочь, болван!”.

Теперь она живет чисто хочет, в роскоши, в ней появляются уверенность в себе и самолюбование. Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, симпатия взяла верх над мужем, но эта выигрыш ей далась очень дорогой ценой — ценой убыток собственной души.

Обратите внимание

Это отчетливо видно в финале рассказа, нет-нет да и героиня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев.

Этой сценой творец завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли автора, отвести невозможно. Аню поглотило светское общество, она потеряла талантливость искренне чувствовать, любить.

“Анна на шее” — сие история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся главным богатством человека. Важным в целях Чехова является способность остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, выказать себя для восприятия духовного мира.

Именно в этой данные залог победы над пошлостью, но этого безлюдный (=малолюдный) понимала героиня рассказа. Рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа “Ионыч”, Дмитрия Ионыча Старцева.

Разрешено выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Лопасня лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, заглаживание его воли, силы сопротивления, потерю активности, задорный человеческой реакции.

На первом этапе Дмитрий Старцев — зеленый человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, поодаль от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием ась?-то высокого.

Он полон сил, энергии (“… Пройдя девять верст и позднее ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости”), увлечен работой так, что даже в праздники не имеет свободного времени.

Его интересуют чтиво, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей.

Физиотерапевт Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой” в городе. Строй их дома наталкивает на мысль о том, что-что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и тетка же шутки, развлечения, занятия), заурядна, типична. И сие — лучшая семья в городе.

А если лучшие люди таковы, в таком случае каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает действие обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту сказка (жизненная) окунается молодой врач Старцев. Он пытается сшибиться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.

Важно

Но для втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное меморандум Котику и получив отказ, уже не пытается противиться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, а не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в “футляр”, отгораживается с всего мира.

Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит порубать.

Ездит на паре лошадей. У него нет это) (же) (самое) время близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами сверху жизнь все меньше и меньше.

Главным развлечением доктора, в которое “он втянулся невидимо, мало-помалу”, было по вечерам вынимать с карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки. Сделано на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его уход поглощает большая частная практика.

Теперь он кроме больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: “Выезжал симпатия уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами”.

В конечном итоге, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева во всем опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него поместие и два дома в городе, но на этом дьявол не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые числом вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю пир (жизненный) работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И да мы с тобой видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается обличность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча.

Жизненный турне на этом завершен… Можно сделать мнение, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего мало-: неграмотный попытался изменить. В этом его винит и сам Лопасня.

Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, по ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами наверно не человеком, а “языческим богом”, А. П.

Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую сверху главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.

Совет

Бери примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с религиозно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, безвыгодный способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.

Техника показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные замашки, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и ограниченность, способные загубить даже умных, образованных людей… В своих произведениях Антонин Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не уступать влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не изменять вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

Источник: http://sochbox.com/problema-degradacii-lichnosti-v-rasskazax-a-p-chexova-anna-na-shee-i-ionych/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector