Теплый хлеб (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб».
Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», — мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей деревни.
Конь был ранен на войне, много работал, и его все подкармливали, чем могли. Однако Филька и с конем обошелся грубо и неласково, ударив бедное животное по губам, когда конь потянулся за филькиным хлебом.
Волшебные силы наказали злого мальчишку, а разом с ним и всю деревню: посреди начавшейся было теплой весны налетел лютый мороз.
Замерзла река, невозможно стало запустить мельницу, а для деревни это грозит настоящим голодом, потому что запасы муки у жителей подошли к концу.
Природа ответила людям на злобу и черствость! Люди недоумевают, за что их постигла такая кара, один только Филька знает, что он виноват, он обидел ни в чем не повинное животное.
Как исправить ошибку, как вернуть тепло в деревню? Мальчишка понимает, что он мал и слаб, чтоб воевать против лютой стихии, однако и выбора у него нет.
Филька решает, что должен расколотить лед и дойти до воды, чтобы запустить мельницу.
На помощь мальчику приходят соседские ребята, а там и старики, и женщины. Природа сжалилась над жителями деревни: чем ближе подбираются они к воде, тем теплее становится воздух. Наконец, заработала мельница, намололи муки, а в деревне так вкусно запахло теплым хлебом.
Полный раскаяния Филька идет просить прощения у коня. По сути, и лед он колол, и тепла ждал только ради того, чтобы попросить прощения, чтобы угостить коня хлебом.
Конь, напуганный прошлым поведением мальчика, сначала боится, но потом все же принимает угощение, и Филька счастлив.
Таким образом происходит трансформация характера главного героя: Филька одерживает победу над собственным эгоизмом, жадность уступает место щедрости и открытости.
Наверняка главный герой рассказа вынес для себя важный урок из этой истории. Скорее всего, впредь он будет добрее к окружающим. Филька понимает теперь, что все в мире взаимосвязано, и один плохой поступок может привести к тяжелым последствиям для многих, равно как и один добрый поступок может многое спасти.
Источник: http://resoch.ru/teplyj-xleb-sochinenie/
Сказка «Теплый хлеб» К. Паустовского (сочинение)
«Теплый хлеб» очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой — мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вызванные грубым и необдуманным поступком Фильки, вполне могли оказаться обычным совпадением. Обычным — да не совсем.
О чем же идет речь в этой странной сказке? Старый мельник Панкрат вылечил раненного в ногу боевого коня, которого оставили в деревне проходившие кавалеристы. Конь же, в свою очередь, терпеливо помогал мельнику чинить плотину — на дворе стояла зима, мука у людей заканчивалась, поэтому нужно было во что бы то ни стало поскорее отремонтировать мельницу.
Жил в этой деревне мальчик Филька, который был «молчаливый, недоверчивый» и, как говорила его бабушка, «неласковый», частенько мог ответить грубым словом.
И Филька, не подумав, обидел коня: не захотел поделиться с ним хлебом, накричал, забросил хлеб далеко в рыхлый снег, а коня «наотмашь ударил по губам». И в это мгновение вдруг поднялся ужасный ветер, повалил снег.
Метель лишь к вечеру начала стихать, и страшный мороз сковал воду в реке до самого дна. Это грозило людям в деревне голодной смертью — муки не было, а мельница без воды не могла работать.
Филькина бабушка рассказала притихшему и напуганному мальчику, что такой же лютый мороз упал на деревню сто лет назад, когда злой человек незаслуженно и горько обидел старого солдата-калеку. Земля после того мороза на десять лет превратилась в пустыню — не цвели сады, высохли леса, попрятались и разбежались звери и птицы. А злой человек умер «от охлаждения сердца».
Заныло сердце у Фильки от сознания своей вины, понял мальчик, что только ему под силу исправить совершенную ошибку, но он не знал как. Бабушка была уверена, что об этом должен знать Панкрат, ведь «он старик хитрый, ученый».
Ночью, не побоявшись трескучего мороза, побежал Филька к мельнику, и тот посоветовал ему «изобрести спасение от стужи». Тогда вина и перед конем, и перед людьми будет заглажена, и Филька снова станет «чистым человеком».
Думал мальчик, думал и придумал собрать наутро ребят со всей деревни с топорами и ломами для того чтобы колоть лед на реке у мельницы, пока не покажется вода. Так и поступили.
Собрались на рассвете люди со всей деревни помогать ребятам, извинился перед ними Филька, как мог, и все принялись за работу. Вскоре потеплело, дело стало продвигаться быстрее, и добрались люди до воды.
Повернулось колесо мельницы, принесли женщины немолотое зерно, и полилась из-под жернова горячая мука. Все были рады, а Филька больше всех. Но оставалось у него еще одно дело, глубоко в сердце сидела заноза вины перед незаслуженно обиженной лошадью.
По всей деревне в этот вечер пекли пахучий сладкий хлеб с румяной корочкой. Наутро Филька взял буханку теплого хлеба, прихватил друзей для поддержки и пошел к коню мириться. Он разломил буханку, круто посолил ломоть и протянул его лошади.
Но конь, помня несправедливые слова, хлеба не взял и попятился. Филька испугался, что конь не простит его, и заплакал. Добрый Панкрат успокоил лошадь и объяснил, что «мальчик Филька не злой человек».
Так было заключено торжественное перемирие, конь съел хлеб, а прощенный мальчик был счастлив.
Мне кажется, что Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответственности за свои слова и поступки. Все в мире взаимосвязано, и последствия Филькиных действий в начале сказки пришлось исправлять, привлекая на помощь людей всей деревни. Рассказ учит нас быть добрыми, отзывчивыми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды.
Источник: http://www.sochuroki.com/skazka-teplyj-xleb-k-paustovskogo-sochinenie/
Сочинение по сказке Паустовского «Теплый хлеб»
Небольшой, но доброй сказке Паустовского очень идет её уютное название «Тёплый хлеб».
Эта удивительная сказка по праву принадлежит к категории подлинных творений литературы, несмотря на ее кажущуюся простоту и народность языка.
Сказка «Тёплый хлеб», подобно тяжеленным томам романов, заставляет читателей замереть, переосмыслить собственную жизнь и ценности. Так о чем же предлагает задуматься сказка? Что хочет рассказать читателю автор?
О главной идее поговорим чуть позже, начнем же с меньшего.
Одним из главных моментов, которые старательно подчеркиваются автором, является несомненная польза от совместного труда и его высокая эффективность. На примере Фильки малохольного это и доказывается. Потому что один он ни за что бы не справился со льдом.
А вот после того, как он упросил стариков, умолил других ребят, и вся деревня взяла в руки ломы и лопаты, вот тогда они всей деревней и справились с лютым заморозком. И здесь можно сделать первый вывод.
Всем нам крайне необходима бывает помощь и гармоничные взаимоотношения. А еще между разными людьми должна быть дружба и взаимноеуважение. И не только тех людей мы имеем ввиду, которые живут рядом с нами в доме, на одной с нами улице и в одной с нами деревне или городе.
Так должно быть во всем мире. В любых вопросах должна быть толерантность.
А еще «Теплый хлеб» это несомненно сказка о доброте. По отношению к любому живому существу, будь то человек или животное. И совершенно не напрасно автор сказки проводит параллель между солдатом и раненым конем. И даже ситуация в которой оказываются оба персонажа с интервалом во много лет и то полностью совпадает.
И здесь можно сделать следующий вывод. Причиненное живому существу зло наказывается самой природой. А вот исправить ситуацию может только тот, кто и породил это зло. И это может служить поводом к длительному размышлению. Желательно смирить собственную гордыню и осознать собственную неправоту не только в мыслях и на словах.
Еще и действиями своими необходимо загладить свою вину и злобу. И начать следует с чистосердечного извинения перед тем человеком или животным, которого нечаянно или специально обидел. Это может быть как человек, так и конь.
А сам Паустовский признан самым « природолюбивым» автором, который любит все живое от травки и муравьишек, до птичек и хозяина тайги медведя.
И не стоит стесняться своего покаяния. Ведь в этом проявляется величие вашей души, что приводит к повышению самооценки вас, как личности.
(No Ratings Yet)
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-skazke-paustovskogo-teplyj-xleb.html
«Теплый хлеб» — анализ произведения
Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже.
Знаменитый журнал «Мурзилка» опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки.
Анализ произведения «Теплый хлеб» также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.
О чем рассказ «теплый хлеб» коротко?
Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня.
Рассказ «Теплый хлеб» раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека.
Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении.
Анализ рассказа «Теплый хлеб» был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны.
Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное.
Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало.
На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Здесь, делая анализ рассказа «Теплый хлеб», подчеркнем, что однако есть один человек, который выделяется на фоне всех — это Филька. Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня.
Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, а бьет его по губам. Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне — наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть.
В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.
Герои рассказа «Теплый хлеб»
Готовя сочинение 5 класс по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.
Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия.
Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку.
Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.
Однако анализ рассказа «Теплый хлеб» показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат.
Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества.
Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.
Другие детали анализа
События в рассказе «Теплый хлеб» строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими.
Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция.
Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.
Обязательно в анализе «Теплый хлеб» подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость.
Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло.
Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.
Надеемся, что анализ рассказа «Теплый хлеб» будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обязательно включите эти мысли.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/teplyy-hleb-analiz-proizvedeniya
Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”
От названия сказки Константина Георгиевича Паустовского “Теплый хлеб” веет теплом, добротой, нежностью и любовью. И действительно, это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить “охлажденное сердце” и побеждают “злобу людскую”.
Главный герой сказки – Филька – предстает перед нами “молчаливым, недоверчивым”. А прозвище “Ну Тебя” говорит о его лени, эгоизме, “неласковости” и даже грубости.
Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конем: “„Да ну тебя! Дьявол!” – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам”. Филька обидел раненого коня.
За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили холод и голод.
Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конем. С этого момента в сказке
начинают происходить фантастические события. Конь “взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзительный ветер, вздул снег…”. История, рассказанная Фильке бабушкой, тоже похожа на сказку. Кроме того, в произведении появляется сорока, которая трещала о том, что разбудила теплый ветер и тем самым помогла людям.
Но ведь на самом деле не только сорока вернула тепло. Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату.
Мы видим, что в Фильке проявляются воля, смекалка. Он сам придумывает выход. Вся деревня помогала Фильке исправить свою ошибку и помириться с конем.
С особым теплом Паустовский описывает упорство, труд людей и то, как в деревне пекли долгожданный хлеб.
В конце сказки Панкрат говорит коню: “Филька – не злой человек”, и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину.
В самом начале произведения “зима стояла теплая”, затем наступил “лютый мороз”, и вот “запахло весной”. Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был теплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души.
Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять “злодейство” и не совершать плохих поступков.
Глоссарий:
- паустовский теплый хлеб анализ
- чему учит сказка теплый хлеб
- чему учит Теплый хлеб
(Пока оценок нет)
Loading…
Необычайное приключение маяковский неологизмы.
Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”
Categories: Сочинения по литературе
Источник: https://ege-essay.ru/chemu-uchit-skazka-k-g-paustovskogo-teplyj-xleb/
Паустовский, «Теплый хлеб»: краткое содержание и анализ :
Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский – признанный мастер небольшой новеллы.
В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» — замечательный образец художественного мастерства писателя.
Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.
Поучительный рассказ
За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский.
«Теплый хлеб» — это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных.
Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.
Название произведения
Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. «Теплый хлеб» — это символ жизненной силы и душевной щедрости.
Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме.
Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.
Начало произведения
Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. «Теплый хлеб» повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу.
Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном.
Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.
Далее рассказ Паустовского «Теплый хлеб» повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей.
Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду.
Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь «общественный» и пострадал за правое дело.
Мальчик Филька
В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. «Теплый хлеб» — рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым.
На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: «Да ну тебя!» Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи.
Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: «На вас, на христорадников, не напасешься!»
Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз.
Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло.
Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: «Да ну тебя!» Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.
Лютый холод
Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб» рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов.
Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда.
Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.
Старая легенда
Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. «Теплый хлеб» устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи.
Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное «угощение». Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя.
Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер «от охлаждения сердца».
Осознание поступка
Поучительную притчу придумал Паустовский. «Теплый хлеб» описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика.
Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается.
Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.
Путь к покаянию
«Путь Фильки был нелегким», — пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы.
Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику.
Тот обозвал мальчика «бессмысленным гражданином» и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.
Придуманный способ
Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы.
Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода.
Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.
Избавление от стужи
Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод.
Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой.
Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.
Примирение с конем
Рассказ Паустовского «Теплый хлеб» — замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука.
Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем.
Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб.
Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.
Символ хлеба
Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский «Теплый хлеб». Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль.
Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость — со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом.
За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.
Коллективная ответственность
Школьники изучают в пятом классе рассказ «Теплый хлеб» (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал.
Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце.
Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.
Роль природы в произведении
В рассказе «Теплый хлеб» (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня.
Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину.
И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.
Сила слова
Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении «Теплый хлеб» он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло.
Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке.
А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину — теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.
Реальное и сказочное
Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в «Теплом хлебе» присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы.
События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного.
Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину.
Благодаря этому «Теплый хлеб» можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.
Старинные слова
Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо.
Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог.
Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.
В рассказе часто используются и другие архаизмы: «картуз», «баталия», «пожухли», «нашкодил», «треух», «яр», «осокори» и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.
Грех и покаяние
За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины.
Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок – заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил.
Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.
Заключение
Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности.
В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька — мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке.
А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность – одно из самых важных человеческих качеств.
Источник: https://www.syl.ru/article/182052/new_paustovskiy-teplyiy-hleb-kratkoe-soderjanie-i-analiz
Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
МКОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы Светличная Раиса Алексеевна
Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Тема урока: Проблема добра и зла в сказке Паустовского «Теплый хлеб»
Цели урока:
1) Обучение работе с текстом, анализу произведения в единстве форм и содержания; 2)Развитие навыков комментированного чтения и диалоговой формы общения; 3)Воспитание нравственных качеств учащихся, формирование человеческого отношения ко всему живому
Оборудование:Портрет К.Г.Паустовского, выставка произведений Паустовского
Эпиграфы к уроку:
«Спешите делать добро»
А.П.Чехов
Умел ошибиться – умей и поправиться
(пословица)
Ход урока
1.Оргмомент
2. Вступительное слово учителя. Определение цели урока
Константин Георгиевич Паустовский написал много произведений для взрослых – романы и рассказы, которые несут в нашу жизнь свет, радость, надежду. Но он не забыл и о детях, сочинив для них несколько сказок: «Растрепанный воробей», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Теплый хлеб».
Может показаться, что они совсем не похожи на сказки – события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть неуловимо волшебного, чудесного. Такое и в действительности может быть.
Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Ведь они все направляют душу читателя в одну сторону – в сторону добра! И сегодня Паустовский приглашает нас поговорить о добре и зле, о том, насколько важно проявлять сострадание, милосердие, делать добро.
Мы с вами постараемся разобраться с тем, как эти важные проблемы решаются в сказке «Теплый хлеб», которую вы прочитали дома.
3. Работа с учащимися по теме урока
У. Произведения Паустовского всегда короткие, на одном дыхании, тем больше внимания автор уделяет каждому слову, каждой детали, потому что за ними таится глубокий смысл. Он открывает чудеса вокруг нас.
Явления природы, животные ведут с нами диалог, о чем-то хотят нам рассказать. О чем-то предупредить.
Услышим ли мы их? Научимся ли видеть чудо в обычном? В одном из своих стихотворений замечательный русский поэт Рыленков сказал о природе так:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Давайте попытаемся стать сегодня чуткими и внимательными читателями, чтобы понять, какие уроки заключены в сказке Паустовского «Теплый хлеб», что хочет сказать нам и автор, и сама природа.
Обратимся к содержанию сказки.
В. Где и когда происходит действие в сказке? (зачитать, стр. )
Как вы думаете, почему деревня называется Бережки? (автор через название деревни делает ее близкой каждому человеку(родные берега, берег жизни), в этой деревне пахнет хлебом, а значит и домом, она становится символом жизни)
В деревне Бережки живут и герои нашей сказки.
В. Кто главные герои сказки? Что мы о них знаем?
Кто такой Филька? Какое у него было прозвище? За что он его получил? Как оно его характеризует?
Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне?
Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним?
Как жители деревни относились к коню? (…они кормили его чем могли, обделяя даже себя)
Значит как они относились к нему? (…с добром) А добро сплачивает людей.
Но вот однажды конь постучался к Фильке. Давайте зачитаем этот эпизод (стр. )
В. Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде?
Почему он так поступил?
А как он назвал коня? Что такое «христарадник»? («христарадник» -это человек, который просит подаяние Христа ради)
Большое внимание в тексте отводится детали, которая по–особому характеризует героя.
Какая деталь привлекла ваше внимание? (слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. А Филька ранил его душу.
Что же случилось в Бережках после Филькиного поступка? (зачитать, стр. или пересказать)
Итак, Филька совершил зло.
В. А можно ли зло изменить? (Можно. Когда поймешь свои ошибки и захочешь их исправить)
Когда же Филька понял, что он совершил злой поступок? (когда слушал рассказ бабушки)
Как вы думаете, о чем думал Филька, слушая бабушку?
А как мальчик себя вел?
Давайте ребята проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.
Почему Филька решил идти именно к Панкрату? Как он шел?
И вот Филька у Панкрата.
В. Что посоветовал Панкрат Фильке?
Что придумал Филька?
Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?
Что помогло старикам и детям справиться с морозом?
Ребята. А мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, кто же это? (сорока)
Как сорока помогла Фильке? И что сделал теплый ветер?
– Каков же результат взаимодействия всех помощников?
(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)
– Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока.
Выполнил ли Филька свой долг, сумел ли исправить свою ошибку?
(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному.
– Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. ).
Чему же учит сказка Паустовского?
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.) Так и сделал герой сказки – Филька.)
– Почему сказка называется “Теплый хлеб”?
(Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство.)
– Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.
Мы знаем два вида сказок: народные сказки и литературные ( в чем отличие?).
В. Что общего между сказкой Паустовского и народными сказками? (добро побеждает зло)
IV. Домашнее задание.
- А дома вы, ребята, напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке «достучаться» до ребят и подружиться с ними, которые и ребятам помогли простить Фильку и помочь ему.
(Если позволяет время, можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы)
ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
-
Какой масти был раненый конь? 1)
-
Какое прозвище имел Филька? 3)
4. Что сделал Филька с куском хлеба после 4)
того, как ударил коня?
5. Что случилось в природе после этого? 5)
6. Сколько лет назад был такой же мороз? 6)
7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? 7)
8. Что посоветовал Фильке Панкрат? 8)
9. Сколько времени дал Фильке Панкрат? 9)
10. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? 10)
11. Что придумал Филька? 11)
12. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? 12)
13. Что понес Филька раненому коню? 13)
14. Что конь сделал после того, как съел хлеб? 14)
15. Почему сердилась сорока? 15)
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_litieratury_v_5_klassie_po_skazkie_k_g_paustovskogho_tieplyi_khlieb
Паустовский “Теплый хлеб” сочинение
Сказка Паустовского “Теплый хлеб” в простой и понятной форме рассказывает о вечных человеческих ценностях, таких как: доброта, щедрость, вежливость, взаимопомощь, трудолюбие, дружба, благодарность и любовь к природе.
Даже маленький ребенок понимает различие между хорошими и плохими поступками, добром и злом. Но не всегда мы поступаем правильно, по совести, поэтому должны нести ответственность не только за свои поступки, но и слова.
Именно этот урок, можно извлечь, прочитав сказку.
Начинается она простой историей, о том, как коня ранили на войне. Командир оставляет его в деревне, так конь попадает к мельнику Панкрату. Мельник лечит животное, и тот в благодарность помогает ему в хозяйстве: возил груз и помогал чинить плотину. Вся деревня любила коня и кормила его, ведь он участвовал в войне и пострадал.
Вэтой деревне живет мальчик Филька, прозванный “Ну Тебя”, который ни кому не помогает, ни с кем не привык дружить, на всех ворчит и огрызается. Он обижает голодное животное, кидает ему в снег корку хлеба, покрытую плесенью и бьет его по морде.
Делает он это со злобы или по простоте душевной, но дальнейшие события принимают почти сказочный оборот. Конь жалобно ржет, встает на дыбы, бьет хвостом, и теплая и мягкая погода превращается в лютую зиму. Замерзли колодцы, нет муки, всем жителям деревни грозит голодная смерть.
Только тогда мальчик понимает, что совершил жестокий поступок по отношения к коню и хочет его исправить. Ему нужно растопить лед на мельнице Панкрата и добраться до воды, чтобы женщины могли смолоть муку и испечь хлеб. Сам бы Филька никогда не справился с этой задачей, тогда он умоляет деревенских ребятишек помочь ему.
Это поучительный момент сказки, ведь раньше Филька был молчалив, нелюдим и недоверчив ко всем, а тут он понял, что если не изменится, то погибнет от голода вместе со всеми. Ребята и старики сломали лед на мельнице, закрутилось мельничное колесо, заскрежетали жернова, а к вечеру женщины испекли теплый хлеб.
Кусок этого хлеба с солью Филька торжественно преподносит коню, в качестве примирения. Холодное сердце, лед побеждает теплота дружбы и чудесный хлеб.
У каждого есть душа и у мальчика Фильки, и у гордого коня, сплетницы сороки, она есть даже у старой мельницы и теплого ветра. Это хочет показать писатель в своей сказке.
Если бы каждый не сделал что-то для общего дела, то сгинула бы деревня, превратилась бы в голую и пустынную землю. Ад поражает сердце злого человека, а что посеешь то и пожнешь. Очень хорошо, что мальчик вовремя это понял и сумел исправить ошибку.
Природу нужно беречь и любить, тогда у нас всегда будет теплый хлеб на столе.
(1
Источник: http://schoolessay.ru/paustovskij-teplyj-xleb-sochinenie/