Сочинение рассказ на основе услышанного 6, 7 класс

Сочинение на тему: «Рассказ на основе услышанного»

В сочинении мальчик рассказывает историю про загадочную девочку, которую рассказала ему бабушка.

В один из выходных мы всей семьей поехали на дачу. К вечеру начался сильный ливень и пришлось прервать все работы по саду и укрыться в домике. Бабушка принялась вязать очередную пару носок, папа с мамой стали разгадывать кроссворды. Мы с сестрой молча наблюдали за ними.

Вдруг, бабушка прервала молчание и рассказала нам одну интересную историю, которая приключилась с ней в молодости. Она мне очень запомнилась и именно о ней я бы хотел рассказать.

Обратите внимание

На летние каникулы мою бабушку часто отправляли в деревню к родственникам. Там она каталась на лошадях, купалась в теплой речке, загорала и общалась со сверстниками.

По вечерам они собирались большой компанией, жгли костер и рассказывали друг другу различные истории. На такие посиделки приходила одна скромная девочка по имени Агапка.

Она особо ни с кем не общалась, садилась подальше от костра и просто наблюдала за всеми, слушала страшные истории.

Выглядела Агапка довольно странно. У нее были длинные черные волосы, большие карие глаза и бледный цвет лица. Она всегда была одета в одно и тоже темное длинное платье и ходила босиком.

В деревне на это никто не обращал внимание. Мальчишки постоянно подшучивали над ней, но почему-то боялись подойти поближе. На речку девочка никогда не ходила купаться, выходила из дома только вечером, чтобы посидеть у костра.

В один из вечеров, ребята решили сходить искупаться в реке. Агапка, услышав подобное предложение, встала и направилась в сторону дома. Ее остановила моя бабушка и позвала с собой, но она отказалась, хотя по взгляду было видно, что очень хочет пойти.

Ребята решили отправиться на утес, который находился примерно в километре от деревни.

И вот, все дружно направлялись по песчаной дороге. Путь детей преградило огромное колесо, которое само по себе катилось по дороге.

Важно

Оно пыталось сбить с ног всю детвору, затем куда-то исчезло, но через несколько минут вновь появилось. Мальчишки пытались поймать его, но оно вырывалось. Один из парнишек взял толстую палку и стал бить ей по колесу.

Оно завертелось и все услышали громкий визг. Вся компания ринулась в сторону дома.

В следующий вечер, несмотря на страх, дети вновь собрались у костра. Однако никто не обнаружил Агапку, ее место пустовало.

Девочки решили зайти за ней, чтобы рассказать странную историю, которая приключилась с ними по дороге на утес. Но мама Агапки сказала, что она заболела и не сможет выйти на улицу.

Тогда озорные мальчишки заглянули в окно и увидели, как местная знахарка обрабатывает синяки и ссадины на спине девочки.

Кто такая Агапка? Может это просто совпадение? Я до сих пор задумываюсь над этими вопросами. Но уверен, что в наше время таких Агапок уже не существует, потому что лично сам ни одну не встречал.

Еще больше сочинений на тему: «Рассказ на основе услышанного»:

  • Сочинение №2
  • Сочинение №3
  • Сочинение №4
  • Сочинение №5
  • Сочинение №6

Хочу поделиться с вами рассказом об одном давнем событии, которое вошло в учебники истории, превратилось в легенду Великой Отечественной войны.

О нем я услышала от очевидца – Ивана Петровича Гурвича, дедушки моей лучшей подруги Сони Гурвич. Иван Петрович прошел всю войну, имеет много наград.

Всю послевоенную жизнь он проработал скромным учителем географии, и я никогда не подозревала, что дедушка моей подруги — самый настоящий герой, совершивший самый настоящий подвиг.

Совет

Но совсем недавно Иван Петрович рассказал нам с Соней, что служил в легендарной бригаде капитана Флерова. В ее распоряжении находились знаменитые на весь мир «катюши», во время войны наводившие ужас на фашистов. Иван Петрович был командиром одной из этих машин.

Дедушка моей подруги рассказал нам, что в октябре 1941 года он, вместе со своей бригадой, попал в окружение немцев под Москвой. Их командир, Иван Андреевич Флеров, дал приказ – во что бы то ни стало пробиваться к своим, пожертвовать жизнью, но не попасть в лапы к врагу.

Ведь в противном случае фашистам достанутся «катюши» — мощнейшее оружие, которое они направят против русских!

По словам Ивана Петровича, он и его товарищи 150 км пробирались в тылу врага, и с каждым метром крепла надежда, что скоро уже они увидят своих. «Но, видно, не судьба!» — горько вздохнул во время своего рассказа бывший солдат. Внезапно у машин закончилось горючее – шансы на прорыв к своим исчезли.

Тогда капитан бригады дал страшный, но необходимый приказ – зарядить все «катюши» остатками топлива и дать последний бой немцам. А те машины, которые останутся пустыми, взорвать. Так и случилось.

В ночь на 7 октября 1941 года под деревней Богатырь команда капитана Флерова дала свой последний бой. Иван Петрович рассказывал, что все солдаты мужественно выполняли приказ командира, вели себя очень достойно.

Пока одни уничтожали немцев, другие взрывали «катюши», погибая при этом сами.

Взорвал себя и командир батареи. Получив тяжелое ранение, он решил уйти из жизни, уничтожив головную пусковую установку. Иван Петрович и еще несколько солдат чудом смогли спастись.

Они прорвались сквозь кольцо немцев и попали к своим, где рассказали о подвиге своих товарищей.

Однако, как с негодованием заметил Гурвич, достойно оценить его смогли лишь много лет спустя, когда присвоили Флерову звание Героя Российской Федерации.

Обратите внимание

Вспоминая эти давние события, Иван Петрович не скрывал своих слез. И сказал, что такое не забывается. И в этом я полностью с ним согласна. События тех страшных дней должны помнить все поколения россиян, чтобы быть благодарным тем солдатам, чтобы никогда не повторять тех ошибок.

Источник: www.litra.ru

Моя мама часто вспоминала о своем детстве и юности. Мы сейчас живем в морозной Сибири. А в годы ее детства мама жила в солнечной Киргизии. Мне всегда интересно слушать ее рассказы о природе этой страны. Я представляю себе горы, покрытые снегом, лес на их склонах.

Однажды мама рассказала о приблудившейся к ним в дом собаке. Откуда она пришла еще небольшим щенком, никто не знает. Ее так и прозвали Найда, то есть найденная. Моя бабушка сначала пыталась выгнать собаку.

У них уже была своя, и еще одну они держать не собирались. Но Найда не уходила. Бабушка сжалилась над ней и оставила жить во дворе. Найда выросла в небольшую собаку.

Но у нее была одна особенность – она не давала маме и ее братьям подойти к воде.

За селом, где жила мамина семья, был небольшой водоем. Туда ходили купаться все местные ребятишки. Лето в Киргизии жаркое, купаться и мама, и ее братья, то есть мои дяди, очень любили. Поэтому, сделав все дела по дому, они бежали к водоему. Однажды Найда увязалась вместе с ними.

Когда ребята подошли к воде, Найда стала бегать по краю у самой воды и не пускала ни маму, ни ее братьев забежать в воду. Им стоило большого труда запрыгнуть в водоем. В это время все остальные спокойно вошли в воду и плавали.

А вот своих хозяев собака никак не хотела пускать поплавать.

Когда мама забежала в прохладу водоема, Найда была занята тем, что пыталась удержать на берегу дядю Петю. Но, увидев маму в воде, она тут же кинулась за ней. Догнала ее и стала хватать за руки. Поймав маму за руку, она потащила ее к берегу. Мама засмеялась, вырвала руку и снова поплыла на середину. Но Найда стала хватать ее за волосы, за уши, за все, за что можно держать и тащить.

Так и бегала она всегда с ними купаться, и всегда повторялась одна и та же история. Но однажды за мамой увязался соседский мальчишка, приехавший в гости из города. Он плавал плохо. Мама играла с Найдой, пытаясь обмануть ее, и уплывала все дальше.

Важно

Она глянула на Вовку. Тот барахтался на середине водоема. Сначала мама не обратила внимания. Но страшная догадка тут же заставила ее повернуть голову. Вовка уходил под воду, выныривал и снова погружался. А поблизости, кроме собаки, никого не было.

В ужасе мама закричала собаке:

— Найда, спасай!

Умная собака посмотрела туда, куда был направлен мамин взгляд. Через минуту она была уже возле Вовки, схватила уходящего под воду мальчишку за волосы и потащила к берегу. Мама подплыла к ним.

Вдвоем с собакой они вытащили Вовку на берег. Он еще не успел наглотаться воды. Лишь обнимал Найду. С тех пор она стала героем. Все соседи старались оказать ей знаки внимания.

А Вовка подарил красивый ошейник.

Источник: trostencova.ru

Растет возле дома бабушки большой куст калины. Хата будто спряталась в тени куста — такая величественная и пышная выросла калина. Осенью склоняет она свои кисти наземь, будто просится у руки: возьми меня. Я любуюсь ее красными ягодами и припоминаю услышанное от старых людей.

Было это очень давно, еще тогда, когда на широкие украинские степи часто налетали турецкие захватчики и орды татарские.

Завоеватели были чрезвычайно жестоки, и после их набега горели дома, плакали матери, дети, просили защиты старые и немощные люди, пустошью на долгие года становилась земля.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо президенту

Имели враги каменное и безжалостное сердце: они рубили всех своими кривыми саблями. Проливалась кровь, лились слезы, стон и детский плач стелился по украинской земле и поднимался к самому небу.

Но не всех убивали поработители. Молодых девушек и ребят забирали в плен и гнали в далекую и неизвестную страну. Ребят превращали в бездушных янычар, а девушек продавали на невольничьем рынке в рабство.

В одном селе росла и расцветала чрезвычайно красивая и трудолюбивая девушка.

Совет

Однажды, когда на село напали татары, мужественная и очень красивая девушка, обманув врагов, завела их в непроходимые чащи — якобы вывести на дорогую.

И завела она их в такую трущобу, непроходимые болота, что они все там погибли. Хан велел казнить девушку, и верные его слуги выполнили приказ. Полилась горячая кровь, и где та кровь на землю упала — калиной стала.

Говорят, что именно из того времени ягоды калины стали похожими на капельки крови, а семена ягодок — на сердце. Вот какая легенда связана с калиной, вот почему эти ягоды так уважают в Украине.

Я любуюсь калиной, которая протягивает мне свои кисти, будто передает приветствие из далекого прошлого.

Источник: schoolessay.ru

Мой папа рассказал мне интересную историю из своего детства, которая запомнилась ему надолго.

Однажды, когда ему было всего семь лет, он со своими родителями поехал гостить к родственникам в Москве. Поездка обещала быть замечательной, настроение у него было отличное.

У моего папы, как самого младшего, была легкая сумка, и поэтому он шел быстрее всех. Он добежал до состава и запрыгнул в вагон.

Папа был страшно горд своей самостоятельностью: он сел на свободное место и стал ждать родителей. Вдруг поезд тронулся, а родителей все не было. Тогда папа понял, что сел не в тот поезд и родители понятия не имеют, где он сейчас. Папа испугался, но не растерялся. Он рассказал все проводнице. Проводница сообщила о случившемся на вокзал, а папе сказала, что его высадят на ближайшей станции.

В это время его родители не находили себе места. Они сообщили в милицию о пропаже мальчика. Папу высадили из поезда на ближайшей остановке – в Рязани. Там его встретила милиция. Пропавший мальчик ждал на вокзале своих родителей. Папа и мама были очень рады увидеть своего пропавшего сына. Хоть он и уехал раньше родителей, домой они вернулись вместе.

Вот какая интересная история произошла с моим папой.

Источник: rusoved.ru

Этот рассказ я услышала от своей прабабушки- Анны Даниловны Гатиловой. Она прожила трудную, но интересную жизнь. Больше всего любила она рассказывать о своём детстве, которое прошло в Алтайском крае.

Вот одна из этих историй:  «Особенно хорошо помню тысяча девятьсот тридцать третий год.  Голод. Холод. Мы, маленькие ребятишки, ходим по полям и выкапываем промерзшую прошлогоднюю картошку, коренья, дикий чеснок. И полуголодные идём в школу. В школе холодно: мы сидим в фуфайках. шапках.

Обратите внимание

И…слушаем рассказ учителя и переносимся на тёплое Чёрное море, потом на берега Африки. И становится теплее, и хочется узнать ещё больше, и хочется там побывать.

И какие бы трудности мы ни испытывали, нам ни разу не пришла в голову мысль не ходить в школу,  именно здесь мы могли забыть о тяжёлой жизни и помечтать».

Я часто вспоминаю этот рассказ бабушки и задаю себе вопрос: «Почему многие из нас с такой неохотой ходят в школу, не ценят возможность учиться?»  Но ответить на него не могу, думаю: у каждого ученика в моём классе есть что сказать, но хочется, чтобы ребята помнили, что у каждого из них есть дедушки и бабушки, которым нелегко пришлось в жизни. И у моей бабушки светлые воспоминания детства связаны со школой, её рассказ чем-то напомнил мне  «Уроки французского» В.Г. Распутина, эту книгу так любила моя бабушка…

Источник: nsportal.ru

Источник: http://5klassnik.ru/svobodnaya-tema/1203-sochinenie-rasskaz-na-osnove-uslyshannogo-2.html

Конспект урока по русскому языку на тему «Рассказ на основе услышанного»

Рассказ на основе услышанного.

Цели урока:

1. Образовательная.

Познакомить учащихся с особенностями введения услышанного рассказа в повествование; повторить и закрепить знания о композиции рассказа,

2. Развивающая.

Развивать устную речь учащихся, умение находить в рассказе завязку, кульминацию и развязку.

3. Воспитательная.

Воспитывать патриотизм, ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу всего народа, нравственные качества.

Тип урока:

Урок по развитию речи.

Методы:

Слово учителя, беседа, анализ текста.

Оборудование урока:

Фотохроника военных лет, фотографии участников Великой Отечественной войны.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока — рассказ на основе услышанного.

3.Осмысление темы урока.

Какое слово в теме урока является ключевым, главным? (Главным словом в теме урока является слово «рассказ»).

4.Повторение изученного о рассказе.

Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ — это одна из разновидностей повествовательного типа речи; это небольшое литературное произведение, повествующее обычно об одном, но важном событии в жизни героя.).

Какие части различают в построении рассказа? Какова композиция рассказа? (В построении рассказа различают завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

Что такое завязка? (Завязка — это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие).

Что называют кульминацией? (Момент наивысшего напряжения в развитии события называют

кульминацией).

Что такое развязка? (Развязка — это результат развития события, его заключительный момент). Какие ещё части могут быть в рассказе? (В рассказе могут быть вступление и заключение).

Таким образом, композицию рассказа можно представить в виде следующей схемы:

Кульминация

Вступление || Завязка || Развязка |[ Заключение

Итак, мы с вами вспомнили, что нам известно о рассказе и его композиции.

5.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке наша с вами задача — познакомиться с особенностями построения рассказа на основе услышанного. Поможет нам в этом текст, который был напечатан в одной из газет.

6.Работа с текстом.

На утренник, посвященный Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377 дивизии! В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном — на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

— Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, — попросили
мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала вспоминать:

— Это был 1944 год… Наш полк вёл тяжёлый бой. Командир полка подполковник ГорчаковВасилий Иванович на командном пункте руководил боем, я — возле него, обеспечивала связь.Вдруг прекратилась связь с одним из батальонов — обрыв провода. «Разрешите идти на линию», -обратилась я к командиру.

А на линии — ураганный огонь, противник бьёт из крупнокалиберныхпулемётов, забрасывает минами. Командир сказал: «Погоди». И послал солдата. Мы ждём десятьминут, двадцать, тридцать. Нет связи, не возвращается солдат. Я опять к командиру: Разрешитеидти».

Он поглядел на меня очень внимательно, отлично понимая, что и я могу не вернуться.

Говорит: «Ну, иди, дочка, только возвращайся».

Важно

Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо, чёрное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждёт. Я поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки.

Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала. Вытирая слёзы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила.

Тем же путём и под таким же огнём — назад.

В тот день наш полк выиграл очень важный бой.

Через два дня полк отвели с переднего края на пополнение. Командир дивизии перед строем вручил мне медаль «За отвагу», поздравил.

Эта медаль — самая первая моя награда. И она мне, конечно, очень дорога.

а)чтение текста.

б)анализ текста.

Выявление темы и основной мысли.

О чём говорится в тексте? (В тексте говорится о том, когда и за что Зинаида Константиновна Иванова получила свою первую медаль).

Как можно озаглавить этот текст? (Первая награда).

В чём особенность прочитанного нами текста? (Особенностью этого текста является то, что он содержит как бы рассказ в рассказе. Его можно разделить на две части: первая часть представляет собой введение к рассказу Зинаиды Константиновны, вторая часть — рассказ Зинаиды Константиновны).

Характеристика строения текста и его частей:

Прочитайте первую часть текста

На утренник, посвященный Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377 дивизии! В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном — на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

— Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, — попросили
мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала вспоминать…

Что вы узнали из данного начала.? (Когда, где, при каких обстоятельствах и от кого автор текста услышал рассказ.)

Читайте также:  Сочинение по картине золотая осень поленова 3, 4, 7 класс описание

Как вы думаете, почему рассказ на основе услышанного начинается обычно с введения? (Я думаю, что рассказ на основе услышанного начинается обычно с введения потому, что нужно подготовить читателя к восприятию рассказа, т.е. предварительно пояснить в нём такие детали, без знания которых понять рассказ по настоящему нельзя).

Прочитайте вторую часть текста.

— Это был 1944 год… Наш полк вёл тяжёлый бой. Командир полка подполковник ГорчаковВасилий Иванович на командном пункте руководил боем, я — возле него, обеспечивала связь.Вдруг прекратилась связь с одним из батальонов — обрыв провода. «Разрешите идти на линию», -обратилась я к командиру.

Совет

А на линии — ураганный огонь, противник бьёт из крупнокалиберныхпулемётов, забрасьшает минами. Командир сказал: «Погоди». И послал солдата. Мы ждём десятьминут, двадцать, тридцать. Нет связи, не возвращается солдат. Я опять к командиру: Разрешитеидти».

Он поглядел на меня очень внимательно, отлично понимая, что и я могу не вернуться.

Говорит: «Ну, иди, дочка, только возвращайся».

Важно

Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо, чёрное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждёт. Я поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки.

Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала. Вытирая слёзы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила.

Тем же путём и под таким же огнём — назад.

В тот день наш полк выиграл очень важный бой.

Через два дня полк отвели с переднего края на пополнение. Командир дивизии перед строем вручил мне медаль «За отвагу», поздравил.

Эта медаль — самая первая моя награда. И она мне, конечно, очень дорога.

Что представляет собой вторая часть? (Это рассказ ветерана войны Зинаиды Константиновны Ивановой о том, как она получила свою первую награду).

Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Для данного рассказа характерно повествование).

Почему именно повествование? (Потому что в тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования).

Какие части можно выделить в рассказе Зинаиды Константиновны?

  1. Вступление: « — Это был 1944 год… Наш полк вёл тяжёлый бой. Командир полка подполковник Горчаков Василий Иванович на командном пункте руководил боем, я — возле него, обеспечивала связь». Во вступлении Зинаида Константиновна поясняет когда, при каких обстоятельствах, с кем произошло то, о чём она будет рассказывать.

  2. Что послужило началом развития события? Найдите завязку в тексте. Завязка: «Вдруг прекратилась связь с одним из батальонов — обрыв провода».

  3. Как развивались события дальше? (Зинаида Константиновна обратилась к командиру с просьбой разрешить ей пойти на линию).

Почему командир не разрешил ей пойти? (На линии ураганный огонь (непрерывная сильная стрельба), противник бьёт из крупнокалиберных пулемётов. Он боялся за её жизнь, ведь она была совсем ещё ребёнком, поэтому он отправил солдата).

Почему солдат не вернулся? (Он был убит).

Тогда командир разрешил Зине устранить неисправность на линии.

Что он сказал Зине перед тем, как отпустить её на выполнение задания? («Ну, иди, дочка, только возвращайся»).

4. Какой момент в рассказе Зинаиды Константиновны самый напряжённый?

Обратите внимание

Найдите кульминацию в тексте. («Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо, чёрное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждёт. Я поползла вдоль линии.

Где позволяла местность, делала перебежки. Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала.

Вытирая слёзы, поползла дальше»).

Чем закончилось событие? («Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила. Тем же путём и под таким же огнём — назад. В тот день наш полк выиграл очень важный бой»).

5. За что Зинаида Константиновна получила свою первую награду? (Зинаида Константиновнаполучила свою первую награду за храбрость и мужество. Рискуя своей жизнью, она наладила

связь командира полка с одним из батальонов).

Таким образом, композицию данного текста можно представить в виде следующей схемы:

Кульминация

Введение к рассказу

Вступление

Завязка

Развязка

Заключение

Работа над изменением текста:

От какого лица автор излагает услышанное? (Автор излагает услышанное от первого лица). Но услышанное автором можно изложить и от третьего лица. Измените текст так, чтобы повествование в нём велось не от первого лица, а от третьего. Измененный текст:

На утренник, посвященный Дню Победы, в редакцию газеты пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377 дивизии! В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном — на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

— Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, — попросил корреспондент гостью.

Зинаида Константиновна рассказала о том, что это было в 1944 году. Их полк вёл тяжёлый бой. Командир полка подполковник Горчаков Василий Иванович на командном пункте руководил боем, она — возле него, обеспечивала связь. Вдруг прекратилась связь с одним из батальонов — обрыв провода.

«Разрешите идти на линию», — обратилась она к командиру. А на линии — ураганный огонь, противник бьёт из крупнокалиберных пулемётов, забрасывает минами. Командир сказал: «Погоди». И послал солдата. Они ждут десять минут, двадцать, тридцать. Нет связи, не возвращается солдат.

Зинаида Константиновна опять к командиру: Разрешите идти». Он поглядел на нее очень внимательно, отлично понимая, что и она может не вернуться. Говорит: «Ну, иди, дочка, только возвращайся». Она выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо, чёрное от дыма. Ей было очень страшно.

Важно

Но командир ждёт. Она поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки. Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Она перевернула его на спину. Убит. Зина заплакала. Вытирая слёзы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода.

Зачистила концы, соединила. Тем же путём и под таким же огнём — назад.

В тот день их полк выиграл очень важный бой.

Через два дня полк отвели с переднего края на пополнение. Командир дивизии перед строем вручил ей медаль «За отвагу», поздравил.

Эта медаль — самая первая её награда. И она ей, конечно, очень дорога.

Участницей какой войны была Зинаида Константиновна? (Зинаида Константиновна была участницей Великой Отечественной войны).

Когда была эта война? (1941 г. — 1945 г.).

Почему война 1941 г. — 1945 г. называется Великой Отечественной? (Это была освободительная война. Весь народ встал на защиту своего Отечества).

Среди защитников нашей Родины были и ваши прадедушки и прабабушки. Дома вы готовили о них рассказы.

8. Рассказы учащихся об их прадедушках и прабабушках.

9. Заключительное слово учителя.

Ваши прадедушки и прабабушки сделали всё для того, чтобы мы с вами жили в свободной стране. Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами Роберта Рождественского:

Люди! Покуда сердца

стучатся. -помните! Какою ценой

завоёвано счастье, пожалуйста,

помните.

Эта война — не только наше прошлое. Она присутствует в нашей жизни сегодня. Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло на земле.

Литература.

  1. Баранов М. Т. Обучение русскому языку в 5 6 классах: Методические указания к учебнику. Пособие для учителей.

  2. Капинос В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5-7 классы: Книга для учителя.

  1. Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 1994 год

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-rasskaz-na-osnove-uslyshannogo.html

Сочинение-рассказ на основе услышанного

«Полонез» Огинского

С моря дунул холодный ветер, пронизывающий до костей. Весна показалась холодной. Мелкий дождь быстрее напоминал осень, чем весну. Серое небо сливалось с серым пенистым морем, серыми скалами, серыми шинелями. Вот так юг!

В Керчи почти не было деревьев, а те, что и были, уже давно были изрублены на дрова. А тепла все не было, весна задерживалась. Бойцы грелись около умощенных в солярке кирпичей, которые использовались как печка.

Впереди еще ожесточенные бои за освобождение Крыма, нужно держаться. Особенно трудно было раненым. Авиация долго не присылала транспорт для их перебазирования в тыл.

Не хватало еды, но больше всего докучал недостаток тепла.

Приказ был коротким: найти дрова.

Совет

На задание отправились впятером. Молодые и сильные, стройные как кипарисы, бойцы пригибались к земле, чтобы остаться незаметными. Нужно было дойти до двухэтажного домика, который прислонился к скалам, — единственного еще необследованного ими объекта. Возможно, там остались какие-либо дрова: окна, двери, мебель, словом, то, что хорошо горит.

К дому достались нескоро — вошли в опустелое жилище. Неописуемо обрадовались уюту и найденным дровам: посреди опустевшей комнаты стоял большой черный рояль. Крышка лежала в стороне, кто-то уже отломал, осталось немного — разбить деревянный корпус и нести дрова в расположение части. Но никто не осмеливался сделать первый удар.

Аж вот к роялю подошел один из бойцов, высокий худощавый парень, и, склонившись над инструментом, заиграв «Полонез» Огинского. Звуки разливались по пустому жилищу, наполняя солдатские души теплом и воспоминаниями о мирной жизни.

Читайте также:  Анализ произведения достоевского преступление и наказание

В тот день они возвращались почти без дров, прихватили только отломанную кем-то крышку. В душе каждого звучала музыка.

С моря опять дул холодный ветер, пронизывая до самого тела солдатские шинели. Но бойцы не замечали тот холод, на сердце было тепло.

Фронтовая сестра

Юноша прислонил распаленное лицо к холодной броне танка. Руки и ноги свело то ли от напряжения, то ли от пережитого за эти несколько минут. Он не имеет права расхолаживаться, он командир, на него смотрят бойцы.

Это случилось так внезапно, что он не мог опомниться. Его только вчера назначили взводным. Неделю тому назад он вернулся в свой полк после ранения. Это было его второе ранение, и он во второй раз возвращался к своим. Ранение было тяжелым, врачи беспокоились за его здоровье. Но он выздоровел. И все это благодаря ней, Надежде, фронтовой сестре.

Маленькая, хрупкая, она дважды выносила его с поля боя. Во время первого ранения он пытался ей помочь, опирая массу своего тела на уцелевшую руку. Стонал, но шел, пока были силы, а затем она положила его на плащ-палатку и тащила. О втором ранении он почти ничего не помнил. Увидел над собой ее грязное от пороха лица — и отключился. А она вынесла его.

Но разве только его! Таких крепких бойцов выносила, что все лишь удивлялись.

Обратите внимание

Во время вчерашнего боя ее не стало. Не уберегли. Да и кто бы мог подумать, что такое случится.

Они облепили броню танка. Она запрыгнула почти последней. Он подал ей руку и пытался поддержать. Однако скоро все смешалось. Земля превратилась в ад: они пригибались от пуль, танк маневрировал, избегая снарядов. Ее таки зацепило. Надежда сделала гримасу от боли, но даже не застонала. Полезла в сумку за бинтом. В это время танк всколыхался, но избежал взрыва. А она не удержалась.

https://www.youtube.com/watch?v=Co8j6FL60a8

Ее бледное лицо исчезло под гусеницей их танка. Такое не забывается.

Новый взрыв привел его к сознанию. Взводный сбросил пилотку, все на мгновение увидели его поседевшие за сутки виски, и громко скомандовал: «Вперед! За Родину! За Надежду! Вперед!»

Над полем еще долго стояли столбы дыма и пороха. Санитары хозяйничали около раненых. Окончился еще один бой, еще один день войны. Подсчитывали потери. Кто-то из его ребят непременно придет до конца к войне, дойдет до Победы.

Источник: http://vip-gdz.ru/sochinenie-rasskaz-na-osnove-usly-shannogo/

Рассказ на основе услышанного

Сохрани ссылку в одной из сетей:

6 класс

Рассказ на основе услышанного

Предварительная подготовка к уроку

В качестве подготовки к уроку ребятам предлагается продумать, какие темы были бы уместны в школьной стенгазете, посвящённой истории школы.

Цели:

  1. Повторить правила составления содержания сочинения.

  2. Воспитывать у учащихся стремление к образной, грамотной устной и письменной речи.

  3. Развивать способность грамотно передавать услышанные или прочитанные рассказы.

Оборудование: учебник, магнитофонные записи рассказов учителей об истории создания и работы школы, выполненная на листе ватмана стенгазета, где места для записи информации оставались бы пустыми.

Тип урока: изучение нового материала; урок-подготовка к написанию сочинения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

В нужные поля стенгазеты вписываются наиболее интересные или удавшиеся темы.

III. Работа над новым материалом.

Учитель: Сегодня вам предлагается побывать в роли репортёров и журналистов. Вы попробуете сами создать школьную стенгазету, и только от ваших усилий зависит, интересной она получится или нет.

Часто журналисты передают в своих материалах рассказы, услышанные ими от интересных людей.

При этом подобного рода работа очень сложна: ведь необходимо не только точно передать услышанное, но и создать у читателя подобающее настроение, впечатление, будто это он сам говорил с человеком. Такая работа называется рассказом на основе услышанного.

На сегодня наша с вами задача – понять, чем же рассказ на основе услышанного кардинально отличается от других типов сочинения, и попробовать написать такой рассказ. Лучшие работы войдут в стенгазету и будут отмечены.

Упражнение 1 (устно)

Прочитайте текст. Что можно узнать из предисловия к рассказу, представленного в первом абзаце? Что становится ясным из его заключительной части? Что мог бы рассказать герой произведения? Озаглавьте рассказ, найдите в тексте глаголы изъявительного наклонения.

  1. Это дерево всегда стоит теперь перед моими глазами. Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревушке.

— Когда я был ещё совсем мальчишкой, — начал старик, — мой отец…

  1. С тех пор прошло много лет. Красавец тополь опять разросся, обтянулся свежей корой, зазеленел островерхой кроной.

Вот такая история произошла много лет назад в подмосковной деревне.

Учитель: Данное упражнение демонстрирует нам разницу между типом сочинения «Рассказ на основе услышанного» и другими типами. А может ли являться хорошей работой следующее сочинение?

«Эту историю мне рассказал один друг:

— Как-то раз мы играли во дворе в футбол и нечаянно выбили мячом окно. Выбили и спрятались. Вышел хозяин разбитой рамы – а во дворе никого нет. Смеха тогда было!»

Учитель: Не будем сейчас обсуждать поступок героя (я думаю, безнравственная сторона этого поступка вам понятна), а рассмотрим данное сочинение как рассказ.

Чего в нём не хватает? Нет ли неполных, недостающих фрагментов, мешающих пониманию данного текста? Какими частями можно было бы дополнить рассказ? (Нет хорошей, понятной завязки, основная часть слишком сжата и не изобилует художественными подробностями. Нет выводов – ни в самом рассказе, ни в сочинении).

Таким образом, мы подошли к важной части любого сочинения, а тем более будущего газетного материала – к составлению плана.

План будет сложнее, чем при описании предмета или действия, он включает в себя больше пунктов, чем включал бы при простом описании. Прежде всего, необходимо развёрнутое вступление, в котором бы пояснялось, от кого был услышан рассказ, когда и в каких условиях, о чём будет дальнейшее повествование.

Упражнение 2

Важно

Прочитайте. Какая часть из прочитанного является введением к рассказу? Что в нём говорится? О чём может быть последующий рассказ?

На утренник, посвящённый Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377-й дивизии. В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном – на другом, она прошагала всю войну до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

— Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, — попросили мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала рассказывать…

Учитель: Следом за введением обычно идёт основная часть рассказа, передающая суть повествования. Но она тоже должна иметь определённые части, чтобы быть достаточно интересной читателям, слушателям.

Рассказ должен включать в себя вводную часть, основную часть, кульминацию и развязку или вывод.

После того как рассказ будет закончен, следует завершение или вывод всего сочинения, в котором передаётся чувство автора, его эмоции и отношение к рассказанному.

Таким образом, план рассказа на основе услышанного может выглядеть следующим образом (учитель записывает на доске, ученики – в тетради).

План:

  1. Введение. Описание рассказчика, тема дальнейшего повествования.

  2. Основная часть:

  1. Вводная часть.

  2. Развитие событий.

  3. Кульминация.

  4. Развязка.

III.Вывод всего сочинения.

Учитель: Теперь, когда план сочинения мы построили, необходимо уточнить некоторые моменты. Для того чтобы не возникало пробелов или недостатков в рассказе, необходимо записывать хоты бы основные моменты того, о чём рассказчик повествует. Ни в коем случае нельзя изменять факты, которые сообщил рассказчик, или заменять их своими рассуждениями!

А вот написать про свои мысли в заключительной или вводной части сочинения не только можно, но и желательно – таким образом ваш рассказ станет интереснее, увлекательнее. Чтобы было интересно читать ваше сочинение, необходимо подумать заранее, какие именно части рассказа обязательно надо включить в сочинение, а какие лучше вырезать.

Если вы берёте интервью, старайтесь внимательней относиться к собеседнику: не перебивайте его, не сидите со скучающим лицом. Если вам что-то непонятно, в конце рассказа можно попросить кратко повторить непонятное или уточнить тот или иной факт, но только после того, как рассказчик закончит.

Творческая работа

Ученики прослушивают записи рассказов учителей об истории школы. Поощряется запись важных предложений, необходимых пометок в черновиках. После прослушивания ученикам предлагается составить индивидуальный план сочинения. (Ученики могут выбрать и свою индивидуальную тему рассказа на основе услышанного).

IV. Подведение итогов

Ученики говорят о выбранных ими темах, зачитывают получившиеся планы.

V. Домашнее задание

Ребятам предлагается дописать начатое на уроке сочинение-рассказ на основе услышанного.

  1. Сочинение

    37,38 читать отвечать на вопросы География П. 3 ,33 читать отвечать на вопросы Общество П.

  2. Урок

    Простое предложение 1 Упр.33 7 Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении 1 Упр,39, синтаксический разбор 8 Прямая речь.

  3. Пояснительная записка

    Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено на основе общеобразовательной программы, рекомендованной Министерством образования РФ.

  4. Урок

    Уметь: опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах. Находить орфограммы – гласные в корне и приставке и орфограммы – согласные.

  5. Пояснительная записка

    Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Источник: https://refdb.ru/look/2013399.html

Ссылка на основную публикацию