Сочинение сербский сражатель в рассказе старый гений лескова

«Старый гений», анализ рассказа Лескова

Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.

При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.

Тема и проблематика

Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.

В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».

Сюжет и композиция

Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение.

Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты».

Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.

Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов.

Обратите внимание

Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей.

В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.

Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению.

Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек.

Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.

Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».

Герои и образы

Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.

Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.

Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.

Важно

Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».

Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.

Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.

Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности».

Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.

Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.

Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде».

Старый гений – «старинный чиновник», «отчаянный дока», имеющий «чин из 14 овчин», взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.

Совет

У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою», который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.

Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.

В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности».

Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.

В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые». Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали».

Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд.

Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.

Художественное своеобразие

Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.

Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор».

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «Зверь», анализ рассказа Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова

По произведению: «Старый гений»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1220-staryi-genii

«Старый гений»: главные герои произведения Николая Лескова

Меню статьи:

Рассказ Николая Лескова, написанный больше ста лет назад, повествует о вечных вещах: о доверии и предательстве, о мудрости и наивности… Все это читатель находит в произведении «Старый гений», главные герои которого на своем примере в который раз репрезентируют нравственные качества.

Суть рассказа «Старый гений»

Главные герои «Старого гения» разыгрывают на литературной сцене привычную ситуацию. Старая помещица соглашается одолжить одному франту, денди из Петербурга, крупную сумму денег: 15 тысяч рублей. Но должник не возвращает доверчивой старушке долг: бабушка оказывается в опасном положении – еще чуть-чуть и помещицу настигнет нищета.

Рассказ ведется от имени некоего Собеседника, которого можно счесть второстепенным персонажем произведения. В литературной критике собеседник называется прообразом самого автора – Николая Лескова. Собеседник симпатизирует старушке, выступает на стороне помещицы, желая помочь той выйти из сложной ситуации. Собеседник советует бабушке, как поступить, живо интересуется развитием событий.

Главные герои рассказа «Старый гений»

Старушка

Главная героиня рассказа – помещица, которая дала деньги в долг сыну своей знакомой. Потому что бабушка хорошо знала мать упомянутого нами выше франта, она согласилась одолжить ему 15 тысяч, полностью доверясь молодому человеку. Последний принадлежал к известному роду, видом своим давая понять, что он – человек надежный.

У бабушки не было всей суммы, которую просил юноша, а потому помещица закладывает именье, будучи уверенной, что долг денди вернет. Срок выплаты денег по закладной близился, а должник пропал.

Бабушка поняла, что она близка к тому, чтобы оказаться в холоде и голоде уличной жизни. На попечении у помещицы при этом была дочь, имевшая физическое увечье, и маленькая внучка. Об этих героях писатель не рассказывает: читатель просто знает об их существовании.

Обратите внимание

Не зная, что делать, старушка просит соседку позаботиться о родных, а сама уезжает в Петербург.

«Хлопотание» в Петербурге сперва продвигалось благополучно. Но потом бабушка снова попала в затруднительное положение: оказалось, что в ходе судебной тяжбы помещице следовало отдать бумаги лично в руки должнику. Несчастная женщина не могла этого сделать: франт находился под покровительством слишком серьезных лиц.

Франт

Франт имел прописку по адресу некоего доходного дома, но место фактического проживания было другим. Юноша жил у одной богачки, а потому по адресу доставить бумаги было невозможно. Франт – это герой, воплощающий бесстыдство, бессердечность и черствость.

Эгоистичный и беспринципный юноша, имея высокопоставленных и властных защитников, не спешил рассчитываться по долгам. Живя лишь для себя, молодому человеку было безразлично, что из-за его прихоти на улице останутся три человека, которые были добры к бесстыднику.

Позже выяснилось, что этот денди был должником половины жителей Петербурга: все испытывали жалость к помещице, но никто не брался оказать ей настоящую помощь.

Представители буквы Закона тоже выступают среди пусть не главных героев рассказа «Старый гений», но среди второстепенных.

Впрочем, бюрократы не влияют на положение дел: блюстители закона знают о проделках франта, но решить проблему не могут, так как к бессовестному человеку не подступиться. Выиграть дело в суде бабушке-помещице помогает Адвокат.

Но дальше адвокат действовать и реализовать решение суда боится: уж слишком влиятельные друзья оказались у франта.

Иван Иванович, собственно старый гений

Это не настоящее имя героя. На самом деле, никто не знает, как зовут Ивана Ивановича: он – личность загадочная и малоизвестная. Однако именно Иван Иванович подсобляет людям в помощи выхода из труднейших ситуаций. За свои услуги человек под этим псевдонимом берет скромные гонорары.

Читайте также:  Сочинение на тему письмо президенту

За скромную плату Иван Иванович помогает помещице вернуть деньги. Гений – это не только слово, выражающее необычайный талант, которым наделен человек. Если обратиться к этимологии понятия «гений», то мы заметим следующее:

  • это личность с уникальными дарованиями;
  • духи-покровители, духи-хранители (в контексте римской мифологии);
  • духи, которые опекают людей, места, события.

Иван Иванович практически бескорыстно помогает людям выбраться из ямы, подняться со дна жизни и проблем. Гений – создатель плана, а исполняет его задумку друг Ивана Ивановича, тоже один из главных героев рассказа «Старый гений».

Сербский сражатель

Друг Ивана Ивановича, который помогает приятелю и товарищу исполнять придуманные планы, воплощать идеи в жизнь.

Сражатель, как следует из прозвища мужчины, – в прошлом был военным. Имя героя также остается читателю неизвестным. Во время, когда происходят события повествования, сражатель много пьет и ведет не лучший образ жизни. Нуждаясь, этот персонаж готов сделать за плату многое, даже жертвуя интересами и свободой.

За услуги товарищей старушка платит 500 рублей, 300 из которых отдает сражателю, а 200 – старому гению, Ивану Ивановичу. Когда гений и сражатель приступили к реализации задумки, франт и богачка, у которой проживал молодой человек, собрались отправиться в круиз.

Доверие

Старушка дважды оказывается в ситуации, когда должна довериться человеку: первый раз доверие оборачивается предательством (ситуация с франтом), второй же раз доверие помещицы оправдывается. Речь идет о ситуации с гением и сражателем.

В день, когда франт и богатая дама отправлялись в поездку, сражатель встретил молодого бесстыдника на вокзале и «разобрался» с ним, применив силу. Когда полицейские увидели драку, служащие вмешались и разняли драчунов.

Франт представился служителям закона и те вручили ему бумаги. Путешествие ждать не могло, и молодой человек должен был тут же выплатить старушке долг, чтобы суметь уехать со спутницей.

Таким образом, Иван Иванович подтвердил, что он – гений.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/staryj-genij-geroi.html

действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»

 

Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.

Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г. Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.

Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело.

Важно

Его рассказчик называет «гением». Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.

И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить. Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая.

И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.

Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.

В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.

На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.   Справочный материал для школьника:   Лесков Николай Семенович – известный русский писатель. Годы жизни: 1831-1895.

Наиболее известные труды и произведения: Левша Запечатленный ангел Очарованный странник Несмертельный Голован Поповская чехарда и приходская прихоть Старый гений     Краткое содержание рассказа «Старый гений»:   Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

(Ларошфуко) Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело».

Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки» Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.

Совет

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь.

И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения – тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать.

Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».

» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.       ## Роль композиции в рассказе Л. Н.

Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##   Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе».

Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем.

Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы.

Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев.

Обратите внимание

К примеру: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции. Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:   Толстой Лев Николаевич – один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой – автор признанного литературного шедевра «Война и мир». Годы жизни: 1828 – 1910. Наиболее известные произведения: Война и мир Воскресение Анна Каренина После бала.

Краткое содержание рассказа «После бала»:   Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”.

Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”.

В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.

“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.

Читайте также:  Сочинение по поэме василий теркин твардовского рассуждение

Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки.

Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.

Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало.

Важно

Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались.

“Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым.

Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били.

Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника.

Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее.

Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.

 
 

Источник: http://referatwork.ru/sochineniya_8_klass/section-28.html

«В России невозможности нет» (по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений»)

«В России невозможности нет» (на материале рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»), 8-й

Исакова Елена Викторовна,  учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Метапредметная тема: Информация и знание.

Форма проведения: комбинированный урок (обобщения изученного).

Цели урока: показать учащимся важность нравственной основы жизненных поступков в литературном произведении и в жизни, способы преобразования информации в знания.

Задачи:

  1. Продолжить развитие представлений учащихся о роли художественной детали в произведении.   

  2. Формировать у учащихся навык анализа литературного произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся.

  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение не только к закону, но и к нравственным нормам жизни.

Оформление доски:

  1. Число.

  2. Тема урока.

  3. Деньги, карты, конверты, чек.

Оформление урока:

  1. Раздаточный материал: – кластеры для команд;– материалы с информацией о нарушении закона и нравственных норм;

    – неологизмы Н.С. Лескова и устаревшие выражения, значения этих выражений.

  2. Слайдовая презентация.

  3. Репродукции картин, использованные в презентации:– Е.П. Самокиж-Судковская. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина;– К.П. Мазер. Портрет И.Д. Якушкина (Героя отечественной войны 1812-1814 г.г.);

    – Ф.М. Славянский. Портрет дамы в чепце.

урока

1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока. (На 1 слайде – тема урока).

– Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, какова тема начавшегося урока литературы, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенные на доску, и прочитать записанное на доске высказывание. А знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?

Варианты ответа: 1. Не знаем; 2. Знаем.

    1. Вы не знаете? Вам не хватает той графической информации, которую вы получили, увидев изображения этих предметов. Давайте прочитаем еще одну подсказку – содержащую дополнительную текстовую информацию. (На 2 слайде появляется слово «гений»).

    2. Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений». А как вы определили, что это он? Вы получили информацию, сопоставили ее, и это позволило вам сделать вывод. – А как вы понимаете слово «гений»? (Учащиеся высказываются).

– В толковом словаре (В.И. Даль, С.И. Ожегов) значение этого слова объясняется так:

  1. Высшая творческая способность.

  2. Человек, обладающий такой способностью.

  3. В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

– Ребята! Это слово связано с темой нашего урока. Обратившись к истории, рассказанной Н.С. Лесковым в рассказе «Старый гений», собрав достаточное количество информации, мы постараемся узнать, какое значение и почему автор вкладывает в это слово, какими средствами создает образы героев рассказа, какие проблемы поднимает.

(На 3 слайде портрет Н.С. Лескова и эпиграф к рассказу «Старый гений»).

– Достичь цели урока нам поможет эпиграф к произведению, которым стали слова Ларошфуко: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». Что вы узнали дополнительно из эпиграфа о значении этого слова? (Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

2. Актуализация знаний. Выяснение особенностей сюжета произведения, характеров героев.

(Выборочная работа с текстом рассказа (в сокращении). Заполнение кластеров о героях, если учащиеся читали текст рассказа.Работа с текстами глав (в парах) по вопросам, если текст не был прочитан).

– Давайтев группах

I.) вспомним героев рассказа и охарактеризуем их;

*II.) познакомимся с героями и сюжетом рассказа, оценим героев.

– Вам предлагается

I.) внести в кластер ваши знания о героях произведения и познакомить с этой информацией всех остальных.

*II.) познакомиться в группах с главами из рассказа и сообщить остальным информацию о его героях и сюжете.

(Учащиеся работают в 3 группах, затем знакомят остальных с данными, записанными в кластере:

1 гр. – старушка;

2 гр. – великосветский франт;

3 гр. – старый гений.

– А какие из изображенных на доске предметов имеют отношение к этим литературным героям, могли бы помочь лучше их понять. Объясните свой выбор. Выскажите свое отношение к этим предметам теперь.

 (Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами.

Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему.

Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него. Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.)

3. Сравнительный анализ изображений литературных персонажей и героев живописных полотен. Выявление роли деталей в создании художественного образа.

(Во время ответа учащихся на 4, 5 и 6 слайдах появляются портреты людей, имеющих некоторое сходство с героями рассказа, но в целом отличающихся от них).

– Вы вспомнили (*II. …теперь знаете) сюжет рассказа. В какой форме вы получили информацию о главных героях? (Из речи одноклассников, из графических изображений). В тексте нет описания их внешности, но вы, наверняка составили о них представление.

Сравните представленные вами образы с людьми, изображенными на этих картинах.

Совет

Портреты, которые вы видели, могли бы служить иллюстрацией к рассказу? Почему? Какие детали, известные вам из текста, отличают персонажей рассказа от людей, изображенных на портретах? Как детали позволяют получить информацию о героях, узнать их характер? Дополните словесные описания героев.

4. Лингвистическое «лото» (Лексическая работа по разъяснению значения выражений).

– Возможно, в тексте рассказа встретились слова, значение которых вам непонятно. Я предлагаю представителям каждой группы вытянуть по три выражения из текста рассказа, определить их значения, подобрав соответствующее каждому слову определение, и соединить их на доске, чтобы разъяснить всем смысл выражений:

Великосветский франт, сербский сражательзакорюкаприструнитьмирволили, насулила, тайности, вопиющее дело, старая приязнь.

(Учащиеся определяют значение выражений, подбирают соответствующее определение и соединяют его с самим выражением).

– Скажите, а теперь как вы получили информацию, которая позволила вам узнать смысл выражений? Вы сумели найти значения всех слов? Почему? (Некоторые выражения придуманы автором).

– Вы могли бы сами определить их значение? Как вы это сделали?(Подобрали однокоренные слова, вспомнили их значение).

5. Анализ нравственных проблем, показанных в рассказе.

– Почему же героиня рассказа оказалась в столь затруднительной ситуации? Кто в этом виноват?(Франт, занявший у нее деньги и не желающий их отдавать).

– Почему франт не желал рассчитываться с главной героиней? У него была возможность это сделать?

– Как называется такой поступок, и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

(На 7 слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).

– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения).Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы?(Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества).

6. Дополнительное задание(Сочинение-миниатюра на основе клише).(Может быть дано индивидуально нескольким учащимся, пока остальные обсуждают актуальность произведения).

– Представьтечто не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки.

Кто из вас мог бы написать небольшое письмо франту, в котором постарался бы убедить его расплатиться с героиней? А кто может написать коротенькую записку «старому гению» (чиновнику),чтобы поблагодарить его за помощь старушке? Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку.

Читайте также:  Сочинение на тему левинсон в романе разгром фадеева характеристика и образ

Хочу напомнить вам, что герои Н.С. Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.

7. Определение идеи рассказа и оценка его актуальности.

– Темой нашего урока стало высказывание одного из героев рассказа. Чье именно? Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений? (Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).

А можно ли применить это высказывание к современной России? Вы знаете такие положительные и отрицательные примеры? Я предлагаю вам познакомиться с информацией о происшествии в Челябинской области, где один предприниматель присвоил денежные средства, собранные людьми на оплату операции смертельно больного ребенка.

 (Учащиеся читают текст).

– Можем ли мы сопоставить эту ситуацию с историей, описанной Лесковым? (Да. Нет.) Почему?(Учащиеся высказывают свое мнение).

8. Проверка творческой работы*.

– Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?

9. Дополнительное задание(обсуждение и оценка героев)*.

– Окаких героях Лесков написал, используя подобные выражения?Н.С. Лесков написал о своем творчестве: «Сила моего таланта в положительных типах». Как вы думаете, это высказывание можно отнести к рассказу «Старый гений»? А кто эти положительные типы в рассказе, по вашему мнению? Как относится к ним автор? Как мы это узнали?

10. Рефлексия.

– Наш урок подошел к завершению. Скажите, пожалуйста, что вам сегодня пришлось делать, чтобы полученную разными способами информацию преобразовать в знания?Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив собственную.

(Учащимся выдаются листы с началом фразы, которую они могут продолжить, или составить собственную. Учащиеся отвечают).

– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации, и по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/v_rossii_nievozmozhnosti_niet_po_rasskazu_n_s_lieskova_staryi_ghienii

Урок литературы. «Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений»

Николай Семенович Лесков Рассказ

«Старый гений»

Урок литературы в 8-ом классе

Учитель русского языка и литературы

Русова Ольга Викторовна

Цель урока

  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова.
  • Формировать ценностные ориентации учащихся.
  • Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • Совершенствование навыков пересказа, анализа текста

Николай Семенович Лесков (1831 – 1895)

Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

Н.С. Лесков

Факты биографии

Родился Лесков 4 (16) февраля 1831года в с. Горохово Орловской губернии.

Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.

После 1839 года, когда отец покинул службу, его семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии.

В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.

Братья Лесковы . Слева направо: Василий, Михаил, Николай, Алексей

Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства.

Отец, был человек незаурядный, с широкими культурными интересами, любитель книг.

Вспоминая о нем, Лесков писал: «У меня был отец большой замечательный умник и дремучий семинарист, в которого, однако, влюбилась моя мать, чистокровная аристократка».1

Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Мать писателя, как и бабушка, придерживалась крепких религиозных традици й.

Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография 1873 г., Киев .

Николай Лесков.

1860 год

Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными сторонами действительности В эти же годы пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.

Через два года перевелся в Киевскую казенную палату. Киев окрестил его счастьем, потому что живя у дяди Алфарьева — профессора медицины Киевского университета, он попал в среду молодых ученых. Стал много читать, ходил на лекции в университет. Овладел украинским и польским языками. Тут женился (1853 г.) на О.

Смирновой. Брак был неудачным. В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я. Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь».

Н.С. Лесков. Фотография.

1861 г.

Наталья Петровна Константиновна, тетка

С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле».

Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам, посвященным быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий.

С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня.

Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта.

Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники».

В 1881 г. читателям представлен знаменитый «Левша».

Прижизненные издания произведений Лескова

Скончался Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге от приступа астмы.

Похоронен на Волковом кладбище

Тридцать пять лет служил он литературе, стремясь всем сердцем искать лишь «правды и истины», давая всякой картине «освещение подлежащее и толк по разуму и совести».

Лесков подошел к изображению жизни народа с такой стороны, с какой никогда не подходил ни один из русских писателей.

В его творениях запечатлена вся глубинная Русь со своими праведниками, мастерами, «очарованными странниками» и «воительницами», которую он изобразил ярко, широко и светло, как она представлялась ему самому – большому, неповторимому художнику

Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894

Памятник Н.С. Лескову

В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.

В центре  — четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, — установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений .

«Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне» — эти книги Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы

Обратите внимание

У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

« Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще. Я всю жизнь бился за место в ней и только под старость вижу признание обществом за мною некоторых прав» Н.С.Лесков

Герои Лескова

Рассказ «Старый гений»

Гений лет не имеет.

Он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. 

Ларошфуко

Сформулируйте свою тему урока!

ВОПРОСЫ УРОКА

  • Какие проблемы человека и общества

затрагиваются в рассказе?

  • Можно ли их считать мелочами жизни?
  • Только ли со временем Лескова может

быть связан случай, о котором рассказал

автор?

Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц . Идея рассказа Н.

Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается.

Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».

Словарь

Пассаж странный и неожиданный случай (устар.).

Вопиющий вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый .

Франт человек, любящий наряжаться, щёголь.

Парадокс

  •   Мнение,   противоречащее здравому смыслу
  • Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание.
  • Явление,   кажущееся невероятным и неожиданным

Значение слова «гений»

  • Высшая творческая способность.
  • Человек, обладающий такой способностью.
  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

(С.И. Ожегов)

Ключевые слова

маленькая старушка-помещица

неприятность

идти жаловаться

великосветский франт

денежные затруднения

рождество

старая приязнь

надо смазать

игра в кошку и мышку

тёмная личность

зверь травленый

гениальные мысли

страшная перспектива, могущественное родство

всё будет честно и благородно

тревожно осматривается

праздник стал светел и весел

  • Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
  • Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

Глава 1.

  • Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта ?

2. Какие черты выделяет в ней автор?

Глава 2.

  • Почему хлопоты старушки были безуспешны?
  • Почему нельзя было приструнить должника?

Глава 3.

  • Почему старушка не могла «мазать»?

2. Какой случай помог ей в решении трудной проблемы?

Глава 4.

  • Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?
  • Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами?

Глава 5.

  • Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?
  • Считаете ли вы праведником «сербского сражателя»?

3. Что заставило господина вернуть деньги с процентами?

Такими ли

вы представляли себе героев рассказа?

Иллюстрация И. Пчелко

Подведение итогов.

  • Почему рассказ назван «Старый гений»?

2. В чем смысл эпиграфа к рассказу?

3. Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?

Сделаем выводы

Неблагодарность – один из худших человеческих пороков

Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди

Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович»

Нужно стремиться к тому, чтобы всем людям было хорошо

Алгоритм написания синквейна

1-я

Кто? Что?

2-я

1 существительное

Какой?

3-я

4-я

Что делает?

2 прилагательных.

3 глагола.

Что автор думает о теме?

5-я

Фраза.

Кто? Что?

(Новое звучание темы)

1 существительное

Синквейн

Лесков

Яркий, самобытный

Размышляет, убеждает, удивляет

Отражает драму души простого талантливого человека

Волшебник слова

Синквейн Русский человек

Простосердечный, умелый Творит, переживает, сочувствует Умом Россию не понять, в Россию можно только верить Талант

Домашнее задание:

  • подготовить рассуждение на тему:«Кто виноват в страданиях героини»?
  • писать из текста крылатые выражения, поговорки.
  • Письмо должнику (старушке) Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 Д класса…. Я внимательно прочитал(а) рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил(а) написать Вам письмо.

Я………………………………………………………….

Источник шаблона для презентации:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieratury-n-s-lieskov-rasskaz-staryi-ghieni.html

Ссылка на основную публикацию