Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: изображение и характеристика
В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться.
Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу.
Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.
Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах.
С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.
Провинциальное поместное дворянство
Наряду с Онегиным, Ленским, семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у Татьяны. Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне.
Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным.
Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:
Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:
Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя
Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:
К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.
На именины к Татьяне съехались почти все соседи:
Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.
Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.
На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.
Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее.
Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы.
Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.
В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком
Это его, Зарецкого, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог
Московское дворянское общество
Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.
В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но
В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,
Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только
Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку».
В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек.
Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.
Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.
На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.
Дворяне Петербурга
В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что
Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:
Описанием одного дня Евгения Онегина, Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.
Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.
Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».
Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись
В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.
Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны.
Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества.
Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.
Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам
Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость.
Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере.
Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.
Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-evgenij-onegin.html
Сочинение на тему «Столичное И Поместное Дворянство В Романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Столичное И Поместное Дворянство В Романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой раскрыл русскую жизнь столичного и поместного дворянства первой четверти XIX века.
Перед глазами читателя живой картиной проходят надменный, роскошный Петербург, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются и погибают пушкинские герои.
И та среда, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.
В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состоят в поисках новых, еще не приевшихся развлечений.
Желание перемен заставляет и Евгения уехать в деревню; затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов.
Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушной княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.
Здесь можно встретить и «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов больных», и «дам пожилых // В чепцах и розах, с виду злых», и «девиц; // Не улыбающихся лиц».
Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам «благопристойного лицемерия», играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской.
Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
Те же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими, сатирическими красками рисует Пушкин портрет московского барства:
Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
У матушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же скуп…
Все это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор.
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.
В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится жизнь без всякого внутреннего содержания.
Неоднозначно отношение автора к провинциальным помещикам, к которым принадлежит семейство Лариных. Описание их уклада жизни, привычек, нравов, занятий проникнуто мягким, добродушным юмором.
Они хранили в жизни мирной
Привычки мирной старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.
Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям. Но автор вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасная примитивность интересов.
Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что «был простой и добрый малый», «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, // Смотрел в окно и мух давил».
Этим благодушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строках умещается вся ее духовная биография.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била, осердясь, —
Все это мужа не спросясь.
Сцена именин Татьяны позволила автору дать точную и емкую характеристику деревенских помещиков с их поразительным убожеством интересов, подавляющим однообразным существованием.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков…
Широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг социальных и нравственных проблем.
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin
Изображение жизни поместного и столичного дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Изображение жизни поместного и столичного дворянства. Роман Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем.
Пушкин, передовой человек своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо названным критиком Белинским «энциклопедией русской жизни».
Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве, провинциальном и столичном.
В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал меткую характеристику представителям этого общест- ия.
За добродушием автора часто стоит весьма ироническое описание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дядюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет:
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относится к семейству Лариных.
К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «…был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый».
Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».
Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны.
Здесь и «толстый Пустяков», и «Гвоз- дин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «уездный франтик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».
«Скотинины — чета седая» — как бы из «Недоросля» перекочевали в роман Пушкина. Таково провинциальное дворянство XIX века, недалеко ушедшее по своим взглядам и образу жизни от дворянства XVIII столетия.
Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говорили «…о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга.
Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что разговор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов.
Так было с Ленским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».
Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осердясь».
Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».
Когда Евгений, приехав в деревню, «ярем… барщины старинной оброком легким заменил», то «…в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин. Все, о чем рассказывает поэт, — правда; это и его личное наблюдение за жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он видел это все своими глазами.
В романе изображается и жизнь столичного аристократического общества. Жизнь дворян — сплошной праздник. Именно система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вести такой образ жизни. Театры, балы, рестораны — это основное занятие столичного дворянства.
Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным явлением.
Автор романа подробно познакомил нас с «занятиями Евгения Онегина и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего света.
Цвет столицы — это «необходимые глупцы», «на все сердитые господа», «диктаторы», «с виду злые дамы» и «не улыбающиеся девицы». Без цели, без движения вперед — вот какими мы увидели дворян-аристократов, наполнивших светские гостиные Петербурга и Москвы:
Все в них так бледно, равнодушно:
Они клевещут даже скучно,
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки.
Хоть невзначай, хоть наобум.
Как поместное дворянство, так и столичное преклонялось перед всем иностранным. В каждом доме дворянина были заграничные предметы роскоши, которые Париж и «Лондон щепетильный… за лес и сало возят нам». Везде носили одежду на заграничный манер и говорили по-французски:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Онегин. Высший свет может любого перевоспитать в светского человека, каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный человек».
С раннего детства дворянам прививали черты человека- кирьериста, который должен быть хватом или франтом, чтоб «жизни холод с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не чуждался» и в тридцать лет «был выгодно женат».
Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель — добиться славы и чинов. Пушкин верен своим принципам и всегда в произведениях осуждающе относится к такого рода людям.
В романе «Евгений Онегин» он сатирически обличает образ жизни поместного и столичного дворянства.
При этом поэт точно указывает на главного врага, позволяющего дворянству вести такой образ жизни, — самодержавно-крепостнический строй.
Источник: https://prepodka.net/izobrazhenie-zhizni-pomestnogo-stolichnogo-dvoryanstva-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/
Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин»
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» создавался на протяжении семи лет. Поэт усердно работал над ним так, как ни над одним другим произведением.
Иногда он называл свои разрозненные черновики романа в стихах «тетрадями», подчёркивая натуралистичность, реалистичность набросков, которые служили Пушкину своего рода записной книжкой, где он помечал особенности жизни того общества, в котором вращался.
В.Г. Белинскому, несмотря на бедность его критической статьи о «Евгении Онегине», принадлежит знаменитое выражение. Он называет роман «энциклопедией русской жизни». И пусть дальнейшие размышления критика не характеризуются логикой и глубокомыслием, вышеупомянутое высказывание как нельзя точно обозначает обширность и, без сомнения, эпохальность произведения.
Роман «Евгений Онегин» литературоведы называют первым реалистическим романом в истории русской литературы. Пушкину же принадлежит создание нового типа персонажа — так называемого «героя времени». Позднее он проявит себя и в произведении М.Ю. Лермонтова, и в заметках И.С. Тургенева, и даже у Ф.М. Достоевского.
Поэт ставил перед собой задачу описать человека таким, каков он есть, со всеми пороками и добродетелями. Основной же идеей романа становится необходимость показать противостояние западной, европейской, цивилизации и исконно русской, высокодуховной.
Это противостояние отразилось в образах разных типов дворянства — столичного, представителем которого как раз и является Евгений Онегин, и провинциального, коему принадлежит «милый идеал» Татьяна Ларина.
Итак, европейское дворянство, столичное, не вызывает особой симпатии у автора произведения.
Он весьма иронично описывает порядки и нравы великосветского общества, подчёркивая его пустоту, прикрытую показной пышностью. Так, дворяне столицы живут, проводя время на балах, званых обедах, за прогулками.
Однако эти увеселения проходят по одному и тому же сценарию день за днём, поэтому даже Евгений зачастую томится обществом.
Основной ценностью являются европейские традиции, мода, этикет, умение вести себя в обществе. Самые талантливые и образованные люди на деле оказываются пустыми, «поверхностными». Тот же Онегин учился у француженки, а после его отдали на воспитание «французу убогому», который юного Евгения «всему учил шутя».
Это привело к тому, что герой знал понемножку отовсюду, но ни в одной науке не был мастером, профессионалом.
Про Ленского, ещё одного представителя столичного дворянства, Пушкин пишет скромно, давая понять, что в Европе тот получил столь же поверхностное образование, а с собой из Германии привёз лишь «вольнолюбивые мечты» и «кудри чёрные до плеч».
Как и Онегин, Владимир Ленский, юный идеалист, тяготился светским обществом, но в то же время оба героя не сумели разорвать связей с ним.
Так, например, оба они, остыв, мечтают забыть о дуэли, но при этом ни один из них не находит в себе сил отменить поединок, поскольку это противоречит светским понятиям о чести и достоинстве.
Ценой этого эгоистичного желания не ударить в грязь лицом становится смерть Ленского.
Провинциальное дворянство изображено Пушкиным в куда более выгодном свете. Деревенские помещики живут совершенно иной жизнью: в них ещё остаётся связь с русским народом, русской традицией, культурой, духовностью. Именно поэтому Татьяне так нравится слушать рассказы своей нянюшки; Лариной нравятся фольклорные предания, она религиозна и набожна.
В деревне царит иная жизнь, более спокойная и простая, не испорченная помпезностью света. Но несмотря на это, провинциальные дворяне изо всех сил стараются соответствовать столице: они закатывают пиры настолько богатые, насколько это только возможно.
Гости на вечере забавляются игрой в вист и бостон, как и жители столицы, поскольку не имеют стоящего занятия. «Барышни» Ольга и Татьяна говорят по-французски, как это принято в высшем обществе.
Эта особенность трогательно отмечена Пушкиным в сцене, когда Ларина пишет любовное письмо Онегину: «Итак, — говорит автор. — Писала по-французски».
«Милый идеал» с упоеньем читает французские любовные романы, которые заменяют ей всё, а Ольга обожает свой альбом, в который просит Ленского записать для неё стихи. Такое желание походить на столичных дворян не вызывает положительного отклика у поэта.
Но приверженность традициям, высокая духовность провинциальных дворян так привлекают А.С. Пушкина. Это искренние, добрые и честные люди, неспособные на обман и предательство, которое царит в мире высшего света.
Поэт, как истинный христианин, хочет видеть русских людей именно русскими, православными, благочестивыми, отказавшимися от навязанных европейских ценностей.
Эту же идею сохранения «русскости» продолжат другие титаны русской литературы «золотого века», например, Л.Н. Толстой или Ф.М. Достоевский.
Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/izobrazhenie-stolichnogo-i-pomestnogo-dvorjanstva-v-romane-evgenij-onegin.html
Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности.
Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и т. д.
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.
Петербург того времени был настоящим центром культурной политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина.
Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и т. д. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется в моде, в репертуаре театров, в обилии «иноплеменных слов».
Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра».
При всей своей любви к Северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа – Евгений Онегин – конечно же столичный житель, даже несмотря на то что он на ступеньку выше светского общества.
Глазами жителя Петербурга показана в романе Москва – «ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем‑то патриархальна. Ее образ складывается из существительных, что подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны покинула Москву, в ней по сути ничего не изменилось:
Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиных Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».
Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому в романе наиболее ярко показаны представители именно помесного дворянства.
Поместные дворяне живут по раз и навсегда заведенному жизненному порядку. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел».
Жизнь поместного дворянства однообразна, один день похож на другой, да и сами помещики «похожи» один на другого.
Отличается от других поместных помещиков лишь Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование он получил в Германии. Впрочем, Пушкин замечает, что, не погибни Владимир на дуэли, он стал таким, как все поместные дворяне, через двадцать лет повторил жизнь старого Ларина или дяди Онегина:
С иронией описывает Пушкин и светское деревенское общество. Неслучайно некоторые гости имеют фамилии персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот.
Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна, в воспитании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.
По мысли Пушкина, именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения России, возвращения ко всему русскому, к нашим корням.
Источник: http://resoch.ru/izobrazhenie-stolichnogo-i-pomestnogo-dvoryanstva-v-romane-evgenij-onegin/
Изображение столичного и поместного дворянства в романе: а. с. пушкина “евгений онегин”
КЛАССИКА
А. С. ПУШКИН
Изображение столичного и поместного дворянства в романе: а. с. пушкина “евгений онегин”
Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. Связано это, конечно же, с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом в стихах по широте охвата современной писателю действительности.
Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моды и так далее.
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянскаяМосква и поместное дворянство.
Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, покоряли публику Княжнин и Истомина.
Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни “о соли светской злости”, ни о “необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобном. Петербург. явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии “иноплеменных слов”.
Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом “однообразна и пестра”.
При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, – либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа, Евгений, конечно же, столичный житель, даже несмотря на то что он стоит на ступеньку выше светского общества.
Глазами жителя Петербурга показана нам Москва – “ярмарка невест”. Москва провинциальна, в чем-то патриархальна.
Если при описании Петербурга поэт использует большое количество глаголов, то образ Москвы складывается из существительных, что на художественном уровне подчеркивает неподвижность этого города.
И действительно, с того момента, как мать Татьяны Лариной покинула столицу, в ней, по сути, ничего не изменилось:
Но в них не видно перемены
В них все на старый образец…
Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор” и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиной Татьяна, “не вспыхнет мысли в целы сутки”.
Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад.
В покоях своего дяди Онегин находит “календарь осьмого года”, ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, “с душою прямо геттингенской”, да и то потому, что образование Владимир получает в Германии.
Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина:
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел.
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов.
Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется “милый идеал” Пушкина – Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.
Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/izobrazhenie-stolichnogo-i-pomestnogo-dvoryanstva-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/
Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Р. Оуэн . В 20-е годы XIX века, после Отечественной войны 1812 года в русском обществе произошло идейное расслоение на людей прогрессивных взглядов и на тех, кто еще остался в прошлом веке. Ото было время подъема национального самосознания, усиления недовольства самодержавием.
В романе “Евгений Онегин” отражены все стороны русской жизни начала XIX века, поэтому роман можно назвать “энциклопедией русской жизни”. На фоне изменений в жизни России Пушкин рисует быт и нравы разных групп дворянства. В 20-е годы лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. Л. С.
Пушкин изобразил в своем романе русское общество начала XIX века.
В романе нашло свое воплощение также и провинциальное общество. Таким образом, Россия
XIX века изображена в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” на примере представителей провинциального и столичного общества. Картины жизни столичного и поместного дворянства органически входят в реалистическое изображение Пушкиным различных сторон эпохи.
Речь идет о взаимоотношениях человека со своей эпохой и своим обществом. А. С. Пушкин на примере главного героя раскрывает образ жизни “золотой дворянской молодежи”. Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только “за полдень”.
Поэт детально описывает времяпрепровождение главного героя, его кабинет, больше похожий на дамский будуар: Духи в граненом хрустале;Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривыеИ щетки тридцати родов И для ногтей, и для зубов. Жизнь Евгения однообразна и пестра: балы, театры, рестораны и снова балы.
Такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека, поэтому можно понять, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, им овладела “хандра”.
Евгений Онегин – “лишний” человек,
“умная ненужность”. У него прогрессивные взгляды, широкие умственные интересы, способность воспринимать прекрасное. Высший свет в романе составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Их жизнь искусственна и пуста. Знания и чувства здесь неглубоки. Люди проводят время в бездействии при внешней суете.
Пушкин описывает такое общество более подробно: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы… Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегин, человек прогрессивных взглядов, устает от этого общества. Ему становится скучно, он холоден ко всему, его душа опустошена; он становится равнодушным.
Так лее без перемен проходит жизнь в доме Лариных. Каждый занимается своим обычным домашним делом. По вечерам они иногда устраивают балы или просто приглашают гостей. Жизнь в деревне проходит не спеша, без перемен, поэтому беседовать особенно и не о чем. И если появится какая-нибудь новость, о ней будут говорить очень долго. На балах одно и то же.
Разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет поместных дворян в образах чудовищ в снах Татьяны. Они так оскудели умом, что немногим отличаются от животных. Гости на именинах Татьяны – это ярчайший пример помещичьей породы. Автор в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов.
Татьяна так же скучает в кругу этого провинциального общества, как и Евгений в кругу столичного. Она увлекается романами, в которых представляет своего будущего избранника. Ей рано нравились романы;Они ей заменяли все;Она влюблялася в обманыИ Ричардсона и Руссо. Она видит своего суженого во снах.
Чтение для нее является самым любимым занятием, что отличает ее от Ольги, которая с детства любила играть, резвиться во дворе с ребятами. Она более разговорчива, общительна, чем Татьяна. Ольга – яркий образ простых, и жеманных провинциальных барышень. Родная природа питает духовный мир Татьяны, она любит “предупреждать зари восход”.
В начале романа Татьяна – молодая провинциальная дворянка, в конце произведения мы видим ее великолепной светской дамой. Но с первых до последних страниц Пушкин в этом образе раскрывает лучшие черты русского характера: нравственную чистоту, цельность, поэтичность, простоту.
Хочется сказать, что для того чтобы блеснуть воспитанием, чтобы прослыть тогда в русском обществе умным и милым человеком, нужно было обладать немногим: отличным знанием французского языка, манерами светского человека, умением танцевать, “кланяться непринужденно” и “с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре”.
Именно в высшем обществе человек поистине учится “язвительно злословить”, скрывать подлинные чувства и мысли, лицемерить. Здесь все фальшиво, здесь нет искренности, кругом насмешники и эгоисты, которые почитают “всех нулями, // А единицами – себя”. В этом обществе жизнь заполняется бесконечными балами и обедами, карточной игрой, интригами.
Проходят годы, люди старятся, по в них не видно перемены…
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/
Столичное и поместное дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Поэт Александр Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же. До этого «убил он восемь лет» в свете — значит, появился в обществе примерно в конце 1812 года.
Сколько лет могло быть Онегину в это время? В пушкинских черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин «шестнадцати не больше лет» появился в свете. Значит, Онегин родился в 1796 году, он старше Пушкина на три года.
Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года — Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно поэтому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».
Как же нелепа и — внешне, во всяком случае, — незначительна ссора Онегина и Ленского, и нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге… Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, — сила «общественного мнения». Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, — те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед
нами — убийца, палач:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!
На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он — опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.
Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: «обвинял себя», «был должен», «он мог бы», «он должен был обезоружить младое сердце…» Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду — еще не поздно… Нет, поздно! Вот мысли Онегина: …в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…
Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков, но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование — в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов — от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне…
«Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, *на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, — это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяно-вы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.
В первой главе романа был показан петербургский бал глазами Пушкина — но мельком, в сущности, с улицы, через окно: «По цельным окнам тени ходят…» Мы успели увидеть, как вошел Онегин, как «летают ножки милых дам», но не видели петербургского света близко и не слышали его суждений.
Зато в восьмой главе нас приводят на «светский раут» вместе с музой и заставляют смотреть вокруг ее любопытным и чистым взглядом. Но ведь и этот взгляд — пушкинский! Онегину первой главы свет наскучил, опостылел, но он был там своим.
А теперь и он чужой, и ему привычные лица кажутся «рядом докучных привидений».
Свет старается подогнать Онегина под привычный шаблонный тип — то, что человек может быть не таким, как все, и в то же время самим собой, непонятно свету. Все, что не похоже на общий уровень, объявляется маской, и никому не приходит в голову, что именно люди общего уровня — маски, а те, кто не похАк на них, — живые…
И конечно, как всякая ограниченная душа, человек света считает себя всеведущим и дает указания:
Иль просто будет добрый малый,
Как вы да я, как целый свет?
Посредственности страх как не любят тех, кто выделяется. Им обязательно нужно, чтобы все были похожи друг на друга, чтобы все были «средними», обычными, не «выскакивали»… Вот и советуют Онегину быть «добрым малым», как все…
Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин горько смеется над тем идеалом, который создали себе «важные люди». Посредственность, самолюбивая ничтожность — вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства. «Молчалины блаженствуют на свете!»
Actionteaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin/
Сочинение: Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века.
Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа.
На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.
В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений.
Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов.
Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.
Здесь можно встретить и проласовых, «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов бальных», и пожилых дам «в чепцах и розах, с виду злых», и «девиц, не улыбающихся лиц».
Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской.
Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Возможно вы искали — Сочинение: Картины родной природы в лирике Н. А. Некрасова
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
Похожий материал — Сочинение: «Век живи — век люби»
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:
Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
Очень интересно — Сочинение: М. Ю. Лермонтов о своем поколении
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Вам будет интересно — Сочинение: О творчестве А. И. Куприна
Семен Петрович так же скуп…
В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Похожий материал — Сочинение: Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…
В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.
Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-stolichnoe-i-pomestnoe-dvorianstvo-v-romane-a-s-pushkina-evgenii-onegin.html
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина.
Это не только самое крупное по размерам, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест произведение. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма.Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни».
По нему действительно можно судить об эпохе, изучать жизнь России начала XIX века.
В это время происходил подъем национального самосознания, зарождалось организованное революционное движение. Вспомним хотя бы декабристов. Однако абсолютное большинство дворян не было затронуто этими процессами.
Поэт нарисовал яркие картины жизни столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, «блеск и нищету» петербургского света. Вот отец Онегина, который «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Вот и сам Онегин, который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил, что он умен и очень мил».
Дни его проходят весело: «три дома на вечер зовут». Он легко вписывался в высшее общество, где присутствуют «необходимые глупцы», «моды образцы», «с виду злые дамы», «неулыбающиеся» девицы. Балы, обеды, опера, всевозможные празднества — вот основное времяпрепровождение. Жизнь «однообразна и пестра», и «завтра то же, что вчера».Московское дворянство тяжеловеснее.
Хотя и здесь Шум, хохот, беготня, поклоны,Галоп, мазурка, вальс… И понятно, почему простодушной Татьяне «душно здесь». Московские знакомые Лариных наперебой говорят им о том, как выросла Таня. Сами они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной иронией замечает: Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец…
Пушкин начинает перечислять их «неизменные» качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, и что характерно, «они клевещут даже скучно».Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея образов и типов.
Как ни убога жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже хотя бы потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а значит, у них есть дело. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже не мало.
Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Татьяна.Но это лишь несколько скрашивает поразительную убогость. Глядя глазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских прожигателей жизни.
Вот дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне.Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, боязнь нового и душевная лень — вот характерные черты многих из них. Их образование очень поверхностно.
Так, мать Тани «русский Я, как N французский произносить умела в нос», знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина «твердила часто ей о них». Подражание иностранному у многих проявляется даже в смешных мелочах.Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают.
В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это, по определению поэта, «барство дикое». Так, мать Лариной сама «служанок била осердясь».И конечно же, все они боятся нового, которое может ограничить их власть. Это особенно отчетливо видно по их отношению к Онегину.
Когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», соседи-помещики увидели в этом «страшный вред», а его ославили как «опаснейшего чудака».С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций.И столичное, и поместное дворянство представлено в романе в остросатирическом плане.
При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустота времяпрепровождения, сплетни и прочее.Пушкин открыто смеется над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы.
Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», — говорит он.Но ведь прежде-то — дельным!Несомненно, в этом своем романе, как и в других произведениях, Пушкин является продолжателем сатиры Фонвизина и Грибоедова. И темы, и ситуации у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России.
Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени». Безусловно, без «Евгения Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины.
ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-a-s-pushkinu/3106-dvoryanstvo-stolichnoe-i-pomestnoe-po-romanu-a-s-pushkina-evgenij-onegin