Сочинения по рассказам максима горького

Сочинения по творчеству м. горького

СОЧИНЕНИЕ: Ранние рассказы М. Горького

Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей.

Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности.

Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон.

Обратите внимание

Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте.

Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества.

Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой.

Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М.

Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей.

Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли.

Важно

В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорят: «… стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны».

Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности.

Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.

Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей.

Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери.

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»). Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой.

Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

Совет

Только один осторожный человек, заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства.

Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»), Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Они и в прошлом не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.

Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками, М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».

В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX-века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше люди вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают.

Они не столько отверженные, сколько отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов».

Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную натуру — одарен живым умом.

Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного, безгеройного существования: «Тоска она, канитель: не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!».

Обратите внимание

Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов, трагически погибая.

Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа «Супруги Орловы». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни.

Временами ему кажется, что он его нашел, — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде.

Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.

Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола.

Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения проблем нашего времени.

СОЧИНЕНИЕ:Человек в творчестве М. Горького

Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.

Важно

Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.

Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.

«Человек» для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Homo sapiens, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. «Превосходная должность — быть на земле человеком», — говорится в рассказе «Рождение человека».

И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего, нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий, и «великие вожди и учителя» — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем «черное чудовище власти».

Читайте также:  Сочинение большов в пьесе свои люди - сочтемся! островского

Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.

Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Герои рассказа «Макар Чудра» Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны.

Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и, прежде всего, для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть.

Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдааясь своим чувствам, не слушая голос разума. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни». Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове «безумство».

«Расчет — вот энтузиазм мудрого» — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда). Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой.

Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути.

Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: «горячих» и «гниющих». «Гниющие» — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство.

И типичный представитель их образ-символ Серый «любит только жизнь теплую, жизнь сытую, жизнь уютную… Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой. Вся жизнь для него — зеркало, в котором он видит только себя.

Совет

Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым».

Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — «горящие».

Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. «Большое это удовольствие — жить на земле!» — говорит Нил, один из главных героев пьесы «Мещане».

Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа «Мать», и многие другие «горящие» герои Горького.

Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека — дело его».

«В жизни всегда есть место подвигу», «Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека».

Бесцельно, бессмысленно «горит» жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель.

Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь.

Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.

Итак, Человек, оружие которого «твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее» — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого «новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!».

Человек, смысл жизни которого «… в творчестве, а творчество само довлеет и безгранично!» Вот он — настоящий Человек, Человек-Бог, нет, Человек — выше любых придуманных им богов! Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучшее из всех героев своего времени. «Все — в Человеке, все — для Человека!..

Обратите внимание

Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-tvorchestvu-m-gorkogo.html

Сочинения по произведениям Максима Горького

Краткая биографическая справка

Максим Горький (один из псевдонимов писателя, настоящее имя — Алексей Максимович Пешков) родился в 1868 году в городе Канавино Нижегородской губернии (ныне Канавинский район Нижнего Новгорода), в небогатой семье. Биография писателя трудна и необычна.

Ничто в её начале не предвещало ни громкой литературной славы на родине, ни мировой известности. Тяжелое детство Алёши Пешкова в доме сурового и даже жестокого деда по матери Каширина, описанное им в повести «Детство», полно «свинцовых мерзостей жизни».

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, Алексей Максимович вынужден был пойти «в люди», т. е. зарабатывать на жизнь в качестве подмастерья, осваивавшего самые простые и низкооплачиваемые профессии: посыльным при обувном магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в чертежной мастерской.

Чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни, наставницей же в литературе была его бабушка, которая и провела внука в мир народной поэзии.

В 1884 году – Максим Горький переезжает в Казань, мечтая поступить в университет. Поступить не удалось из-за недостатка средств, и для Горького началась «школа революционного подполья».

Он посещает гимназические и студенческие народнические кружки, увлекается марксисткой литературой, попадает под надзор полиции после ареста за связи с революционным кружком.

Одновременно он зарабатывает себе на жизнь, выполняя чёрную работу.

«Макар Чудра» – первый опубликованный в 1892 году рассказ М.Горького, в 1898 году – выходит в свет сборник сочинения в двух томах «Очерки и рассказы». В 1899 году Алексей Максимович пишет свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1900-1901 годах – роман «Трое», в тот же период – лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым.

В 1902 году Алексей Максимович избран почётным членом Императорской академии наук, однако, избрание было аннулировано правительством по причине нахождения академика Горького под надзором полиции.
В 1904—1905 годах — пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с Владимиром Ульяновым (Лениным).

Важно

За период с 1896 года по 1904г. объем критической литературы по творчеству автора составляет более 1860 названий, а с 1900 – 1904 год опубликована девяносто одна книга о Горьком.

Постановки горьковских пьес на сцене столичного Художественного театра имеют ошеломительный успех и сопровождаются антиправительственными выступлениями публики.

К 1910 году имя Горького становится одним из самых популярных в России, а затем и в Европе.

В конце 1906 году из-за туберкулёза Горький уезжает в Италию, живет в Неаполе, затем – на острове Капри, вплоть до 1913 года. В конце декабря, после объявления амнистии по случаю трехсотлетия дома Романовых, Алексей Максимович возвращается на родину и селится в Петербурге. В этом же году — пишет автобиографическую дилогию «Детство» и «В людях».

Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции 1917 года, но уже к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. Это он отразил в его публицистическом цикле «Несвоевременные мысли», который был напечатан газете «Новая жизнь».

В 1921 году Алексей Максимович снова уезжает за границу. В 1922 году пишет повесть «Мои университеты». Данная повесть стала последней частью его автобиографической трилогии.

В 1925 году опубликован роман писателя «Дело Артамоновых». В котором отображается история развития капитализма в России. Возвращается в СССР Горький уже только в 1931 году. И становится «главой» советской литературы.

Он основывает новые журналы и целые серии книг – «Жизнь замечательных людей», «История Гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта».

Совет

В 1934 году он становится организатором и председателем первого Всесоюзного съезда советских писателей.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/gorky-m

Герои ранних рассказов Максима Горького

Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен.

Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, которых автор, кроме свободы и гордости, наделяет необыкновенной красотой. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви пожертвовать своей свободой.

В конце рассказа Лойко убивает свою возлюбленную, но это убийство не вызывает у читателя ужаса. А вот убийство Ларрой девушки в рассказе “Старуха Изергиль” действительно ужасает. Ларра считает себя выше всех, он горд и свободолюбив, как его отецорел.

Ларра понимает, что человек за все, что берет, “платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Но он хочет сохранить себя. Когда его,сына земной женщины и орла, люди обрекли на одиночество, Ларра громко смеялся, не понимая, как тяжело жить человеку без людей.

И в финале легенды он становится просто тенью.

Читайте также:  Сочинение по картине сурикова утро стрелецкой казни описание

Особенно удаются автору женские образы. Героиня этого рассказа – старуха Изергиль. Она жила среди людей, но так же, как и Ларра, для себя. И мы видим, что за всю жизнь она не испытала настоящего счастья, и теперь она “без желаний, без крови, с глазами без огня, тоже почти тень”.

Уже в раннем творчестве Горького рождаются хрестоматийные образы. В третьей части рассказа “Старуха Изергиль” Горький создает образ человека с большой буквы – образ Данко. Он живет среди людей и для людей.

Ради них, уже потерявших надежду выйти из леса, Данко “разорвал Руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…” Данко удалось спасти многих благодаря своей “великой любви к людям”.

Обратите внимание

Но, к сожалению, они не оценили этого, люди даже не заметили смерти своего спасителя.

Постепенно Горький переходит от отрицания эгоизма людей к утверждению человеколюбия, он постепенно создает “величественный образ человека”. По мнению Горького, человек должен быть свободен, горд и обязательно гуманен.

Кроме того, он должен “найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать”.

Я так же, как и Алексей Максимович Горький, хочу, “чтоб каждый из людей был человеком”! Ведь если это будет так, насколько счастливее и добрее станет наш мир! Я ищу в повседневной жизни людей, похожих на героев ранних рассказов Горького.

(No Ratings Yet)
Loading…

Герои ранних рассказов Максима Горького

Источник: http://home-task.com/geroi-rannix-rasskazov-maksima-gorkogo/

Сочинение по произведению Максима Горького «Песня о Соколе»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Песня о Соколе» открывается развернутым описанием мо­ря. Оно изображается в произведении как некий живой организм. Море в классической литературе традиционно символизирует жизнь. М.

Горький широко использует в этой пейзажной зарисовке эпитеты («в дали, облитой голубым сиянием луны», «мяг­кое и серебристое» (море), «неугомонные волны»). Ведущим мо­тивом в этой поэтической экспозиции является мотив сна.

В произведение введен рассказчик — старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы, который исполняет старую песню «унылым речитативом».

В сюжете песни противопоставлены друг другу два героя: Уж и Сокол. Как в басне, за этими героями скрываются два типа людей: к первому относятся исключительные личности, герои, ко второму — те, кто ползет по жизни, не пытаясь под­няться над повседневностью.

Горькому важно показать, что Соколы и Ужи — люди разной породы: даже при всем жела­нии Уж никогда не сможет стать Соколом. Его не вдохновляет радость полета. Его стихия — земля, и он тоже по-своему сча­стлив: «Земли творенье — землей живу я.

И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою».

Однако больше никто, кроме самого Ужа, им не гордится, а вот о погибшем гордом и смелом Соколе, который даже в своем смертельном последнем полете остался героем, гремит песня волн.

В этой песне есть такие слова: «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и кап­ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». Произведение написано в 1895 году.

Важно

Это было время, когда в России назревала эпоха глобальных социальных пере­мен. Многие современники увидели в словах М. Горького скрытый призыв к революции.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Заключительный фрагмент произведения также украшает пейзажная зарисовка, в которой отражена вся глубина энерге­тики окружающего пространства: «Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной сдержанной силы». Романтический порыв автора обращен к небу в ожидании дивной музыки откровения.

Поэтичен язык произведения. В нем много олицетворений («А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру», «…Горы зноем дышали в небо»), эпитетов («темное, могучее море», «свободная птица», «печальный рев», «львиный рев», «призыв гордый»), сравнений («капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни»).

Отдельную группу среди удачно подобранных М. Горьким эпитетов составляют цветовые определения: «опаловая даль мо­ря», «серебряные пятна от лунных лучей», «по темно-синему не­бу золотым узором звезд написано нечто торжественное» и т.д.).

В «Песне о Соколе» М. Горький выразил свой идеал гор­дой и свободной личности, готовой до конца бороться и даже умирать за свои идеалы.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-maksima-gorkogo-pesnya-o-sokole/

Сочинение по произведению М.Горького «Мать»

Сочинение по произведению М.Горького «Мать»

В произведении Максима Горького «Мать» повествуется трагическая история социалистов-революционеров. Главными персонажами являются Пелагея Ниловна, ее сын – Павел Власов. Действия происходят в небольшой рабочей слободке. Градообразующее предприятие – фабрика, на которой работаю все жители слободки.

Соответственно и их интересы, разговора и вся деятельность связана только с фабрикой. Абсолютное большинство жителей это устраивает. Но саны Пелагеи Павла – нет. Он хочет для себя и своей страны совершенно другой жизни. Все его стремления направлены на равноправие, свободу, честность, открытость, гласность.

Поэтому он в отличии от остальных жителей слободки ходит в город и читает книги, чтобы знать правду.

Матери по началу такое положение дел пугает. Она не совсем понимает, что твориться с ее сыном. Потом в их доме собирается настоящий подпольный кружок революционеров, где Ниловна и слышит впервые слово «социалисты».

Теперь к ней приходит осознание, что ее сын занимается подготовкой революции, а также что вся его деятельность незаконная и за этим может последовать наказание. После этого в ней происходят удивительные изменения.

На мой взгляд, когда мама узнает, что ее ребенок занимается чем-то незаконным, то ее естественная реакция – это пресечь всякие действия и попробовать вернуть его на путь истинный. Но Ниловна поступает совершенно иначе.

Прежде всего, она принимает позицию революционеров, их стремление к лучшей жизни и способы ее достижения. В ней разгорается огонь деятельности, которой раньше она бы и не подумала заниматься. Теперь она во всем помогает кружку, который собирается у них в доме.

Совет

По сути, она сама становиться социалисткой, хотя, на мой взгляд, не до конца это осознает. Ниловна просто всей душой поверила в пламенные речи своего сына и их товарищей, что каждый достоин лучшего. А в своей жизни она ничего не видела кроме фабрики и теперь хочет изменить свой устоявшийся уклад жизни.

Происшествие с налогом на осушение болота, который вводит директор фабрики, только укрепляют ее веру в то, что сын занимается правильной деятельностью, которая непременно должна принести свои результаты. При помощи листовок и прокламаций Павел организовывает вместе с другими рабочими митинг по поводу отмены этого несправедливого налога. Он активно выступает и вступает в спор с директором.

Однако, как только директор приказал всем разойтись по местам и возобновить работу, митингующие расходятся, а Павел остается без поддержки. Он очень расстроен тем, что не смог донести до людей правду, а ночью его арестовывают. После того, как сына арестовали, Ниловна начинает самостоятельно проносить листовки на фабрику и распространять их.

Этот факт говорит о ее безоговорочной вере в сына и его идеи. Когда Павел и Андрей выходят из тюрьмы, начинается активная подготовка к празднованию Первого мая. Молодые люди понимают, что если их поймают, то они уже не выйдут так просто из тюрьмы и их надолго посадят. Но все равно не отказываются от своих идей. Их арестовывают.

Ниловна очень огорчается, в ее душе теснится чувство несправедливости, ведь дети говорят правду и хотят только лучшего.

Заканчивается произведение судом Павла. Его приговаривают к колонии-поселению, куда за ним собирается отправиться Саша, возлюбленная Павла. Ниловне с одной стороны очень жалко сына, но факт его ареста не воспринимается, как трагедия.

Жизнь продолжается, а вместе с ней и революционная деятельность. На вокзале в другом городе Ниловна замечает молодого человека, который кажется ей знаком. Это доносчик.

Он рассказывает сторожам и жандармам о том, что у женщины запрещенные листовки и ее пытаются арестовать, но так как слышны рыдания, можно сделать вывод, что ее убили.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-mat/

Максим горький

Максим горький (1868-1936)

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика.

Жизнь его, пожалуй, наиболее впечатляющий и яркий пример того, как врожденный талант в сочетании с могучей волей и ненасытным стремлением к знаниям возносит человека на вершину мировой славы. Горький с полным правом мог сказать о себе, что жизнь его с юных лет стала для него университетом познания.

В трехлетнем возрасте Алеша Пешков попадает в дом отца своей матери, человека крайне деспотичного. Светлые воспоминания этих лет связаны только с образом бабушки Акулины Ивановны.

Читайте также:  Сочинение кутузов и наполеон в романе война и мир толстого

В возрасте одиннадцати лет мальчик остался круглым сиротой. Учась в Кунавинской приходской школе, он был вынужден заниматься “отхожим промыслом” – собирать тряпье.

Вскоре жизнь приготовила подросткуболее суровые испытания.

Несмотря на то что мальчик зарабатывал себе на хлеб, деду казалось, что внук объедает его, и он был отдан “в люди”. Наступили самые тяжелые годы в его жизни. Все это время им владела одна страсть – чтение.

Обратите внимание

Когда в его руки попали произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Бальзака, Стендаля, Флобера, ему открылся неведомый мир глубоких и сильных переживаний, извечных стремлений человека к счастью и добру, мир высоких идеалов и низменных страстей.

В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” появляется его первый рассказ “Макар Чудра”, подписанный псевдонимом. Эту публикацию и следует считать началом творческого пути писателя Максима Горького. На своем литературном пути Горькому пришлось пройти несколько этапов творческих исканий.

В первые годы литературной деятельности он занят поиском героического, преисполнен радостью сознания, что русское общество нуждается в примерах героических деяний, подвигов. Из-под его пера выходят “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”, “Поэма о человеке”.

В конце 90-х годов появляются произведения: “Супруги Орловы”, “Фома Гордеев”, “Трое”, где изображаются представители среднего мещанского класса, мелкой и средней буржуазии, рабочие небольших предприятий. Здесь жизнь неспокойная, повсюду разлад.

Все более глубоко проникает писатель в психологию протеста, хочет обрисовать различные формы ее проявления. Чрезвычайно громкую славу приносит ему пьеса “На дне”. Далее следуют пьесы “Мещане”, “Дачники”, “Дети солнца”, “Варвары”.

Новым этапом в творчестве Горького стали пьесы “Враги”, “Последние”, “Васса Железнова” и роман “Мать”. Свое отношение к революции 1917 года писатель сформулировал в публицистических статьях под общим названием “Несвоевременные мысли”.

С 1921 года в течение длительного времени Горький по состоянию здоровья живет за границей.

Здесь он начинает работу над многотомной эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, которую так и не закончил.

Важно

Вернувшись в 1931 году в Россию, он создает множество газет, журналов, пишет пьесы “Егор Вулычов и другие”, “Достигаев и другие”, помогает организации удивительных серий книг: “Библиотека поэта”, “Жизнь замечательных людей”.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/maksim-gorkij/

Сочинение на тему Горького

Место человека в обществе – одна из главных тем в творчестве Максима Горького. На раннем этапе своей литературной деятельности эту идею писатель излагал на примере романтических персонажей.

В более зрелых произведениях характер героев раскрывался с помощью философских рассуждений. Но основой являлось всегда убеждение, что человек – неповторимая индивидуальность, которая все же не способна существовать отдельно, вне общества.

Сочинение по творчеству Горького является темой этой статьи.

Максима Горького отличает от других фигур в советской и русской литературе довольно необычная судьба, как личная, так и писательская. К тому же в его биографии присутствует немало загадок и противоречий.

Родился будущий писатель в семье столяра. В детстве, проживая в доме отца своей матери, подвергался чрезвычайножесткому своеобразному воспитанию. В юности познал лишения и тяжелый изнуряющий труд. Ему был знаком быт почти всех слоев общества.

Жизненным опытом, которым этот писатель обладал, не мог похвастаться ни один представитель советской литературы. Быть может, именно поэтому он приобрел всемирно известную славу народного заступника.

Кому еще представлять интересы трудового народа, как не писателю, за спиной которого имеется опыт простого рабочего, грузчика, пекаря и хориста?

Последние годы Горького окутаны тайной. Относительно причины смерти существует несколько версий. Самая распространенная – Горького отравили. В преклонном возрасте писатель, как утверждали очевидцы, стал излишне сентиментален и несговорчив, что и привело к трагическому концу.

Совет

Сочинение по творчеству Горького следует дополнять ссылками на важные биографические данные. Так же, как и жизненный путь писателя представить можно, проанализировав несколько произведений, относящихся к различным периодам.

В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко.

Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них.

Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.

“Детство” – это произведение, в котором нашли свое отражение самые ранние воспоминания автора. Своего рода исповедью является это сочинение. Человек в творчестве Горького – это если не борец, то личность, которой свойственно обостренное чувство собственного достоинства. Этими качествами обладает Алеша Пешков.

Однако окружение его представляет собой довольно бездуховное общество: пьяницы-дядья, дед-самодур, тихие и забитые двоюродные братья. Эта обстановка душит Алешу, но в то же время именно в доме родственников формируется его характер. Здесь он научился любить и сострадать людям.

Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок (приемный сын деда) стали для него примером добра и сострадания.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение на тему Горького« Зачем живет человек по повести Распутина “Пожар”Сочинение “Почему я люблю читать” »

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-gorkogo/

«Воздастся человеку за дела его» (по рассказу М. Горького «Ма-аленькая»)

Прежде чем приступить к анализу произведения Максима Горького «Ма-аленькая», следовало бы выяснить отношение писателя к литературе, узнать то, в чем он видел смысл литературного творчества, что, по его мнению, является основной задачей искусства.

Важнейшей, по мнению писателя, задачей искусства, является запечатление в самых различных формах всех наилучших человеческих качеств, красоты человеческого духа, благородства его души. Литература, музыка, живопись – все это у Горького единый гимн, прославляющий величие человека.

И задачу творчества писатель видел именно в пробуждении в людях гордости за самих себя. Все произведения его проникнуты одним мотивом, они выполняют одну задачу – донести весть о том, что в жизни самым значительным, достойным внимания и восхищения, самым дорогим и святым является лишь человек.

Обратите внимание

Этими мыслями проникнут и рассказ «Ма-аленькая». Повествование в нем ведется от лица автора, повстречавшего на своем пути из одного города в другой двух богомольцев, старика и старуху, которые, несмотря на свою немощь, пустились в дальний путь.

Из их сбивчивого, но проникнутого лаской, любовью и сожалением рассказа путник и узнает о главной героине – маленькой барыне, юной городской девушке, сосланной за непонятные провинности в глухую деревню. Сельский урядник определил сию особу на постой к старикам, которые сначала не слишком обрадовались непрошеной гостье.

Но дрожащая от холода девушка вызвала у них жалость, им было непонятно, зачем кому-то понадобилось ссылать это нежное хрупкое создание за тридевять земель, так далеко от родного дома…

Сердобольные старики сразу отправили замерзшую постоялицу на печь, чтобы отогреть ее, накормили. Не ожидавшая в чужом краю, среди незнакомых людей встретить такое участие, девушка разрыдалась. Но, согревшись, чуть обвыкшись в чужих стенах, она «учала вертеть».

Она заботилась обо всем в доме, старалась поспеть везде, чтобы облегчить старикам работу по дому, навести порядок и создать уют. Эта девушка порой была неугомонна, кипела жаждой деятельности, смеялась, восклицала по всякому поводу.

Но порой то ли тоска по дому, по оставленным родным и близким, то ли какое иное горе сдавливало ей сердце, и она безутешно рыдала, не в силах утихнуть.

Вся деревня, да и многие из окрестных сел и деревень знали и любили девушку. «Грамотейка» все знала, все понимала, ходила на крестьянские сходы, поражая обывателей своим умом.

И, как ни странно, но эта начитанная, городская особа, у которой, казалось, не могло быть ничего общего с невежественными крестьянами, скоро нашла с ними общий язык и стала всем как родная.

И дело было не просто в ее образованности, а в «андельской душе».

Важно

Эта «ма-аинькая» девушка стала членом семьи стариков, у которых один сын был отдан в солдаты, а другой работал на золотых приисках. Но и девушке не суждено было долго находиться вместе со стариками, она вскоре скончалась от лихорадки, вновь оставив седых супругов в одиночестве.

Вся деревня собралась хоронить девушку, которая за два года успела стать для всех обитателей деревни родным человеком. И вскоре после этого старик со старухой приняли решение – отправиться в странствие, за многие тысячи верст молиться за умершую девушку. Они хотели выразить свою безграничную благодарность девушке, принесшей свет и тепло в их дом.

И в этом поступке стариков, пожертвовавших устоявшимся жизненным укладом ради того, чтобы воздать добром за добро девушке, озарившей светом их сердца, заключен глубокий смысл и ярко выражена позиция автора.

Ничего не может быть прекраснее человека благородного и искреннего. И писатель считает, что за все добрые дела, совершенные им при жизни, человек получит свою награду.

Людское сердце имеет чудесное свойство – помнить совершенное по отношению к нему добро, чувствовать любовь, проявленную по отношению к нему.

И сердце не остается безучастным к этому призыву извне, проникаясь светлым чувством и побуждая к ответному дару любви. И в этом свете, пламени благородного сердца заключается, по мнению Горького, истинный смысл человеческой жизни.



Источник: https://scribble.su/work/400/243.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector