Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля
Отдавая дань романтическим сюжетам Гражданской войны писатели в этих лучших своих произведениях одновременно показывали бесчеловечность Гражданской войны, прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Михаил Шолохов написал интересный рассказ “Жеребенок” по мотивам Гражданской воны.
В этом рассказе мы наблюдаем как люди малообразованные, невежественные, “одичавшие” от многолетней бойни проявляют свои человеческие качества – любовь к животным (лошади). У лошади красногвардейца Трофима родился жеребенок. Но это несчастное создание родилось не в то время “Нашла время, нечего сказать”, c горькой обидой произнес Трофим своей кобыле.
Эскадронный приказал “пристрелить” жеребенка. Трофим не смог этого сделать.
Неведомо жеребенку, что он появился на свет в смертельно тяжелое
время, но своим появлением растопил, закаленное суровостью в неуемном пожаре войны, сердце эскадронного : Черт с ним! Пущай при матке живет.
И командующий титьку сосал, и мы сосали, раз обычай такой, ну, и шабаш! Жеребенок всюду таскался за своей матерью, рыжей кобылок, и даже в боях он не отбегал, а топтался здесь же, среди страшного убийства людей, свиста пуль, но природа брала свое, он искал защиты рядом с матерью. И своим присутствием он “наводит панику в бою. гляну на него, и рука дрожит.
рубить не могу, вид у него домашний, а на войне подобное не полагается.” Это маленькое существо даже в страшном жестоком бою будит в людях сердечность, доброту, “сердце из камня обращается в мочалку.”.
Жеребенок был рядом с матерью даже, когда переправлялись через реку. Трофим наблюдал как плыл он толчками, то высоко выбрасываясь их воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри.
И когда жеребенок жалобно заржал, то не выдержал Трофим, этот крик полоснул его по сердцу, ” пять лет войны сломало, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел до пепельной синевы, и ухватив весло, направил лодку против точения, туда где в коловерти
кружился обессилевший жеребенок. Это маленькое существо не оставило равнодушным ни одного бойца, и когда Трофим бросился за уже раненым жеребенком, оставив свою кобылу, на другом вражеском берегу, офицер в парусиновой рубахе гаркнул: “Прекратить стрельбу!” И пока Трофим вытаскивал жеребенка ни один выстрел не раздался.
И даже когда уже подстреленный на берегу Трофим корчился от боли офицерской пули, “и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью”. В рассказе Бабеля “Конармия” в новелле “История одной лошади” автор показывает привязанность Хлебникова, командира первого эскадрона, к белому жеребцу.
Начдив Савицкий забирает у Хлебникова его коня и в замен дает вороную кобыленку. Обиженный Хлебников “держал кобыленку в черном теле, жаждал мести ” за своего жеребца. Он даже написал прошение начальнику штаба о возращение ему своего коня, настолько полюбившегося Хлебниковым.
И когда Савицкий всеже не вернул ему коня, обиженный до глубины души Хлебников, разгневанный такой несправедливостью, пишет заявление о выходе из Коммунистической партии. В этом заявлении написано было очень много: “Коммунистическая партия – основана, полагаю, для радости и твердой правды беспредела. “. Он объяснял какой ценой дался ему жеребец, как он его выхаживал, сколько положил сил.
Автор рассказа показывает как в такое жестокое, смертельное время человек находит силы проявлять душевные качества – “я есть до серых коней охотник и положил на них силы.”, “я могу чувствовать его бессловесную нужду .”, “писать это заявление со слезами, которое не подобает бойцу, но текут бесперечь и секут сердце, засекая сердце в кровь.
” Обида за несправедливо взятую у него лошадь, переполняла человека на столько, что Хлебников даже освидетельствовался в медкомиссии и ушел из армии как инвалид. Так в рассказах Шолохова и Бабеля были показаны через Трофима и Хлебникова настоящие человеческие, душевные качества, которые проявлялись у людей даже в такое страшное, жестокое время Гражданской войны.
Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового вышли миллионы отвергнутых старым миром людей, утверждавших теперь свое право не только на существование, но и на мир, и на землю, и на свободу, и на труд.
Этот новый строящийся мир оказался жестоким к тем, кто лишился богатства и привилегий, и потому цепляющимся за все, что было в прошлом в их руках: за собственность, власть, души людские. На Дону, как и по всей России, новое схлестнулось со старым в смертельной схватке.
Красные, по представлению многих станичников, “вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман” (“Чужая кровь”). Но уже пробивались и утверждались, насаждались и укреплялись новые мысли и чувства, новые отношения между людьми. С обидой неизбывной, “как полынь на ветру”, живет старый Гаврила. Кажется, все пропало: “.
ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха”, когда стало понятно, что сын не вернется, сгинул он вместе с войском Деникина, отступающим к Новороссийску. Но человеческое сердце способно на многое, и постепенно “прикипело” оно к спасенному и выхоженному продразверстнику. Простой парень, рабочий-большевик вовлекает стариков в новую жизнь.
В рассказе “Червоточина” показана диаметрально противоположная ситуация. Из зажиточной семьи уходит младший сын Степка в ряды комсомольцев. Мучается парень, когда видит жадность и злобу отца. Их пути все больше и больше расходятся.
“Откололась от него семья!” И чувствует Степка, что “в сердце нет уже ни прежней кровной любви, ни жалости к этому беспощадному человеку, который зовется его отцом”. Гибнет же Степка со святой верой во всеобщее счастье. Никого не обошла эта жестокая борьба. В нее втянуты все: старики, женщины, дети. Диву даешься, как кто-то мог уцелеть в этой кровавой мешанине (“Нахаленок”).
В рассказе “Шибалково семя” Шолохов показывает, что жизнь идет вперед независимо от катастроф. Ее невозможно остановить, она мудрее любых людских теорий. Дети рождаются даже в перерывах между сражениями, жизнь торжествует над смертью. Она учит гуманизму самых завзятых вояк. “- За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шибалок? – говорили, бывало, казаки.
А мне жалко постреленка до крайности. Думаю: “Нехай растет, батьке вязы свернут – сын будет власть советскую оборонять. Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю.” Заканчивается рассказ пророческой фразой: “Он у нас трошки из большевиков, кусаться – кусается, нечего греха таить, а слезу из него не вышибешь!.”
Впоследствии в своих произведениях о Великой Отечественной войне Шолохов покажет стойкость и героизм этих людей, рожденных гражданской войной, выросших в трудные годы социалистического строительства. Именно это поколение отстояло и сохранило свободу и независимость в смертельной схватке с фашизмом. А истоки и сила этого героизма там, в гражданской войне, так гениально показанной Шолоховым.
(No Ratings Yet)
Loading…
Методы научно-педагогических исследований. Характеристика теоретических методов.
Сейчас вы читаете: Сочинение по рассказам Шолохова и БабеляКраткое содержание “Человек без свойств” Музиля »
Источник: https://studentguide.ru/sholoxov-m-a/sochinenie-po-rasskazam-sholoxova-i-babelya.html
Сочинение про Шолохова | Инфошкола
20 Сентябрь 2016 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 826
Шолохов — мой любимый писатель.
Каждый писатель интересен чем-то своим. Вряд ли среди литературных деятелей есть люди небольшого ума или откровенно аморальные личности. Чаще всего писатель желает поделиться полезной информацией, чем-то интересным для своих читателей, чтобы сделать их умнее и эрудированнее. Конечно, Михаил Шолохов не является исключением..
Впрочем, этот автор не просто хочет поделиться информацией и научить чему-то своих читателей, он действительно делает это так, что читатель чувствует, что данная литература оказывает на него огромное влияние. К этому времени я успел прочитать самые известные и выдающиеся произведения автора «Поднятая целина» и «Тихий Дон».
Важно отметить, что в своих произведениях Михаил Шолохов описывал чрезвычайно важный исторический период нашей истории — годы коллективизации в Советском Союзе. Стоит отметить, что ему удалось описать эти времена просто замечательно.
Во-первых, стоит сказать, что он показал главные особенности того времени — настроения людей, их отношения между собой, отношение к своей стране. Михаил Шолохов прекрасно понимал особенности и главные детали того времени. Я думаю, что при описании он даже чувствовал то же, что и люди, которые в те времена жили.
Конечно, некоторые критики отмечают, что с исторической точки зрения далеко не все передано правильно, но я почему-то уверен, что Шолохов написал все так, как нужно.
Кроме исторической достоверности стоит отметить и то, что автор сумел научить читателя нравственным и правильным поступкам. В своих произведениях он описывал огромное количество различных жизненных ситуаций. Конечно, далеко не все из этих ситуаций были простыми для тех, кто в них оказывался. Но автор сумел провести границу между положительными и отрицательными героями.
Читатель без особого труда может понять мотивы правильных, нравственных поступков и негативное влияние аморального поведения. Михаил Шолохов описывал это все так, что и у самого читателя, например, у меня возникло желание совершать правильные, совестливые поступки, чтобы потом не мучиться угрызениями совести. Автору удалось внедрить в свои произведения воспитательную функцию.
Очень важно отметить, что, несмотря на то, что прочитанные мной романы Михаила Шолохова имеют множество страниц и в целом очень большие, чтение идет очень быстро и практически без сложностей. Думается, что это может служить хорошим знаком для тех людей, которые переживают за это и боятся начинать читать романы Шолохова из-за их большого размера.
Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-pro-sholoxova/
Сочинение по рассказу шолохова судьба человека
Литература о войне — это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Ва сильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой тяжелой обстановке фронта происходила проверка и закалка характеров людей.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» занимает видное место в русской литературе ХХ века. В судьбе Андрея Соколова отразилась судьба тех, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, познал неимоверные страдания и сохранил в себе человека.
Его судьба отмечена чертами подлинной трагедии, героики и подвига во имя Родины. «Судьба человека» — это эпическое произведение.
Эпичность в нем сочетается с драматизмом сюжетных ситуаций и задушевной авторской лиричностью, что составляет единый художественно-целостный сплав.
Начинается рассказ широкой картиной весны и неторопливым эпическим повествованием автора-рассказчика (в рассказе функции автора и повествователя неразделимы), казалось бы, о незначительных событиях — о том, как он оказался на берегу, о незамысловатой переправе в дырявой лодчонке через широко разлившуюся в половодье речушку, о промокших папиросах, которые пришлось сушить, разложив на плетне. Рассказывает он о приметах весны, как под сапогами хлюпает «размокший снег», о сырости, поднимавшейся от воды, и терпкой горечи гниющей ольхи и о том, как «легкий ветерок» принес с дальних степей «извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли». Это не просто описание весеннего дня. Это первая послевоенная весна! Поэтому рядом с этой полнозвучной картиной весеннего дня повествователь рисует другую картину: «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина.
Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне». Завязался разговор между случайно встретившимися людьми.
Повествователь, присмотревшись к собеседнику, содрогнулся: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе.
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Рассказ Андрея Соколова о своей жизни составляет основу сюжета произведения. Рассказ насыщен острыми драматическими событиями (первый и второй побег Андрея Соколова из плена, его столкновение с Мюллером, похороны сына, погибшего в последний день войны, встреча с Ванюшкой и его усыновление и др.).
Сюжет рассказа разворачивается одновременно в двух планах: в прошлом — когда совершались события, о которых Андрей Соколов повествует, и в настоящем — в момент повествования. Это одновременное присутствие героя там и здесь достигается передачей единства его чувств.
Он сейчас переживает страдания плена и боль невозместимых утрат так же остро и глубоко, как и тогда, на войне, когда обрушились они на него впервые.
«Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше… Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!» — так начинает Андрей Соколов свое повествование о пережитом.
Духовная близость автора и героя ощущается на протяжении всего рассказа. Близко к сердцу принимает автор судьбу Андрея Соколова. «Не надо, друг, не вспоминай!» — тихо говорит он ему, потрясенный услышанным. Во всей полноте авторские чувства проявляются в лирической концовке рассказа.
Это — страстно-эмоциональный монолог писателя, завершающий повествование о тяжелой судьбе человека, принявшего на себя все тяготы войны и устоявшего под непомерным бременем суровых испытаний.
И каждый, читая рассказ, чувствует, как «вдруг словно мягкая, но когтистая лапа» сжимает его сердце, когда видит удаляющегося мужчину, а рядом с ним держащегося за полу его ватника мальчика, о судьбе которых только что узнал.
И, бывает, не один раз перечитывает последние строки произведения: «Нет, не только во сне плачут, пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…»
Основные черты характера Андрея Соколова раскрываются в его поступках. Постепенно перед нами вырисовывается образ человека с большим сердцем и красивой душой. В его характере отразились лучшие черты человека — не показной, но глубокий патриотизм, гуманизм, непреклонная воля в достижении поставленной цели, свободолюбие.
В образе Андрея Соколова Шолохов воплощает свои эстетические представления о человеке, показывая, каким он должен быть. Вся жизнь Андрея Соколова — подтверждение этому. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны — с первых дней на фронте.
Андрей Соколов — человек действия. Помимо его воли происходит только пленение.
Все остальное — проявление его воли: и то, что выдержал ужасы плена, и то, что устоял, узнав о гибели жены и дочерей, а потом и сына-капитана, и то, что в неравной психологической схватке победил Мюллера, и, наконец, то, что все же бежал из плена и продолжал воевать. Все это определяет острый драматизм рассказа.
Наиболее драматической сценой рассказа является столкновение героя с комендантом лагеря Мюллером.
В этом эпизоде проявляется героизм Соколова, чувство высокого человеческого достоинства, патриотизм и гордость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Человеческое достоинство Андрея Соколова оказалось столь высоким, и твердость и отвага перед лицом смерти столь поразительными, что даже враг восхитился им: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду». Это была психологическая победа Соколова, больше того, — признание этой победы гитлеровцем.
Вот в таких делах и мыслях проявляется сущность героя.
Совершая подвиг, он совсем не думает о нем; будучи истинным героем, он не подозревает об этом, считая свои поступки явлением обычным; любя Родину, не произносит об этом чувстве громких фраз, а только «ночи напролет» думает, как бы из плена «к своим, на Родину сбежать»; пройдя сквозь огонь, который мог бы все живое испепелить в человеке, оказывается способным на самые высокие чувства — усыновляет сироту, снова испытывая радость отцовства. В финале рассказа снова врывается тема весны. Вторая картина весеннего пробуждения играет важную композиционно-смысловую роль. От широкого и радостного восприятия красоты мира, когда, «покоряясь тишине и одиночеству», хотелось «бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками », писатель, узнав судьбу человека — мощный отголосок только что отшумевшей войны, оставившей трагический след в жизни людей, — приходит к философскому размышлению о вечном торжестве жизни над смертью, добра — над злом.
Источник: https://sochinenie212.wordpress.com/2017/08/08/sochinenie-po-rasskazu-sholoxova-sudba-cheloveka/
Сочинение на тему рассказа Михаила Шолохова Судьба человека, — Сочинения по литературе
«ЗАЩИТА РОДИНЫ ЕСТЬ ЗАЩИТА И СВОЕГО ДОСТОИНСТВА» (Н. К. РЕРИХ)
(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Литература о войне — это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Ва сильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой тяжелой обстановке фронта происходила проверка и закалка характеров людей.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» занимает видное место в русской литературе ХХ века. В судьбе Андрея Соколова отразилась судьба тех, кто вынес на своих плечах все тяготы войны, познал неимоверные страдания и сохранил в себе человека.
Его судьба отмечена чертами подлинной трагедии, героики и подвига во имя Родины. «Судьба человека» — это эпическое произведение.
Эпичность в нем сочетается с драматизмом сюжетных ситуаций и задушевной авторской лиричностью, что составляет единый художественно-целостный сплав.
Начинается рассказ широкой картиной весны и неторопливым эпическим повествованием автора-рассказчика (в рассказе функции автора и повествователя неразделимы), казалось бы, о незначительных событиях — о том, как он оказался на берегу, о незамысловатой переправе в дырявой лодчонке через широко разлившуюся в половодье речушку, о промокших папиросах, которые пришлось сушить, разложив на плетне. Рассказывает он о приметах весны, как под сапогами хлюпает «размокший снег», о сырости, поднимавшейся от воды, и терпкой горечи гниющей ольхи и о том, как «легкий ветерок» принес с дальних степей «извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли». Это не просто описание весеннего дня. Это первая послевоенная весна! Поэтому рядом с этой полнозвучной картиной весеннего дня повествователь рисует другую картину: «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне». Завязался разговор между случайно встретившимися людьми. Повествователь, присмотревшись к собеседнику, содрогнулся: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».
Рассказ Андрея Соколова о своей жизни составляет основу сюжета произведения. Рассказ насыщен острыми драматическими событиями (первый и второй побег Андрея Соколова из плена, его столкновение с Мюллером, похороны сына, погибшего в последний день войны, встреча с Ванюшкой и его усыновление и др.).
Сюжет рассказа разворачивается одновременно в двух планах: в прошлом — когда совершались события, о которых Андрей Соколов повествует, и в настоящем — в момент повествования. Это одновременное присутствие героя там и здесь достигается передачей единства его чувств.
Он сейчас переживает страдания плена и боль невозместимых утрат так же остро и глубоко, как и тогда, на войне, когда обрушились они на него впервые.
«Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше… Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету, и не дождусь!» — так начинает Андрей Соколов свое повествование о пережитом.
Духовная близость автора и героя ощущается на протяжении всего рассказа. Близко к сердцу принимает автор судьбу Андрея Соколова. «Не надо, друг, не вспоминай!» — тихо говорит он ему, потрясенный услышанным. Во всей полноте авторские чувства проявляются в лирической концовке рассказа.
Это — страстно-эмоциональный монолог писателя, завершающий повествование о тяжелой судьбе человека, принявшего на себя все тяготы войны и устоявшего под непомерным бременем суровых испытаний.
И каждый, читая рассказ, чувствует, как «вдруг словно мягкая, но когтистая лапа» сжимает его сердце, когда видит удаляющегося мужчину, а рядом с ним держащегося за полу его ватника мальчика, о судьбе которых только что узнал.
И, бывает, не один раз перечитывает последние строки произведения: «Нет, не только во сне плачут, пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…»
Основные черты характера Андрея Соколова раскрываются в его поступках. Постепенно перед нами вырисовывается образ человека с большим сердцем и красивой душой. В его характере отразились лучшие черты человека — не показной, но глубокий патриотизм, гуманизм, непреклонная воля в достижении поставленной цели, свободолюбие.
В образе Андрея Соколова Шолохов воплощает свои эстетические представления о человеке, показывая, каким он должен быть. Вся жизнь Андрея Соколова — подтверждение этому. В годы гражданской войны он сражался за Советскую власть в рядах Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны — с первых дней на фронте.
Андрей Соколов — человек действия. Помимо его воли происходит только пленение.
Все остальное — проявление его воли: и то, что выдержал ужасы плена, и то, что устоял, узнав о гибели жены и дочерей, а потом и сына-капитана, и то, что в неравной психологической схватке победил Мюллера, и, наконец, то, что все же бежал из плена и продолжал воевать. Все это определяет острый драматизм рассказа.
Наиболее драматической сценой рассказа является столкновение героя с комендантом лагеря Мюллером.
В этом эпизоде проявляется героизм Соколова, чувство высокого человеческого достоинства, патриотизм и гордость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Человеческое достоинство Андрея Соколова оказалось столь высоким, и твердость и отвага перед лицом смерти столь поразительными, что даже враг восхитился им: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат, и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду». Это была психологическая победа Соколова, больше того, — признание этой победы гитлеровцем.
Вот в таких делах и мыслях проявляется сущность героя.
Совершая подвиг, он совсем не думает о нем; будучи истинным героем, он не подозревает об этом, считая свои поступки явлением обычным; любя Родину, не произносит об этом чувстве громких фраз, а только «ночи напролет» думает, как бы из плена «к своим, на Родину сбежать»; пройдя сквозь огонь, который мог бы все живое испепелить в человеке, оказывается способным на самые высокие чувства — усыновляет сироту, снова испытывая радость отцовства. В финале рассказа снова врывается тема весны. Вторая картина весеннего пробуждения играет важную композиционно-смысловую роль. От широкого и радостного восприятия красоты мира, когда, «покоряясь тишине и одиночеству», хотелось «бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками «, писатель, узнав судьбу человека — мощный отголосок только что отшумевшей войны, оставившей трагический след в жизни людей, — приходит к философскому размышлению о вечном торжестве жизни над смертью, добра — над злом.
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-rasskaza-mihaila-sholohova-sudba-cheloveka/
Сочинение «Шолохов «Донские рассказы»»
Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.
Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий.
Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая «растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком.
Одним из проявлений его правдивости явился сборник рассказов «Донские рассказы».
В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.
В «Донских рассказах» меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот.
Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали захлёбываясь красивыми словами».
Ну а как же красота изложения? У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка.
Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын – отца.
В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Ещё мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нём отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.
В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги. Ради денег в наше время могут «и отца убить, и мать продать».
Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребёнка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян.
Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твоё сердце.
Почему же Шолохов не мог добавить немного «улыбки» и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни единого счастливого человека.
Что же даёт мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов.
Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости.
Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чём ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит. Да, писатель работал над романом «Они сражались за Родину».
Один из главных героев генерал Стрельцов был списан с репрессированного, а Шолохов хорошо понимал, что в его время всю правду о репрессиях опубликовать не удастся.
Михаил Александрович Шолохов – первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.
Источник: http://litsochinenie.ru/sholohov-donskie-rasskazyi.html
Сочинение по рассказу Михаила Шолохова Родинка
Сочинение по рассказу Михаила Шолохова «Родинка»
Автор: Шолохов М.А.
Казачья жизнь известна Михаилу Шолохову с раннего детства, ведь он родился в одном из хуторов Вешенской станицы, бывшей Донской области.
В 21 год Шолохов выпустил книгу «Донские рассказы», в которую включил свое первое произведение «Родинка». Этот рассказ поражает читателя своей трагичностью. Темой этого произведения является борьба казачьих эскадронов принявших советскую власть, против банд, не пожелавших этого сделать.
Рассказ состоит из шести частей. Практически каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту Донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Главный герой рассказа – Николай Кошевой, командир эскадрона, несмотря на молодой возраст, уже многое повидал в своей жизни: «Мальчишка ведь, пацаненок, нуга зеленая, — говорят, шутя в эскадроне, — а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!» ( Михаил Шолохов использует в рассказе просторечия и диалектные слова, что делает произведение очень жизненным). Внешность главного героя мало соответствует его возрасту: «Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». Тяжелая судьба выпала Николке: отец пропал в германскую войну, мать умерла, и остался он сиротой. До пятнадцати лет жил Николка случайными заработками, а после уходит воевать за красных. За три года, что служил Николка, получил он звание эскадронного командира.
Завязкой рассказа является приезд человека, который привозит секретный пакет с просьбой председателя выступить Николаю Кошевому вместе со своим эскадроном на подмогу против новой банды. Николай понимает, что сейчас ему надо учиться: «А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все… В город бы уехать… Учиться б…» — но отказать в помощи он не может.
Три дня отряд Николоки Кошевого преследовал банду, но атаман был очень хитер и умело скрывался вместе с полусотней казаков, «властью Советской недовольных». «Семь лет не видал родных земель. Плен германский, потом в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и – банда».
Неспокойно душе атамана: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить никаким самогоном». Осела банда у старого мельника, деда Лукича, скормив перед этим последнее зерно лошадям. Но дед Лукич сумел незаметно сбежать от бандитов и доложить Николке о том, что банда скрывается на его мельнице.
Кульминацией рассказа становится описание боя, когда Николка со своим эскадроном настигает банду. Внимание читателя захватывает схватка старого опытного атамана и юного командира. Опыт побеждает… И вот уже бандит стягивает сапоги со своей жертвы. Страшен момент узнавания. Мастерство начинающего писателя поражает: он заставляет догадаться о том, что происходит.
И вот уже стонет старый казак, увидев родинку на ноге, над убитым сыном: «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?». Скорый суд вершит над собой герой рассказа.
И несмотря на то, что Михаил Шолохов повествует о событиях гражданской войны с позиции советского писателя, читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить, и о несчастном отце.
В «Донских рассказах» Шолохов часто использует ситуации, где брат идет на брата, отец убивает сына, потому что именно на богатых казачьих землях трудно устанавливалась советская власть. И сегодня литературные произведения ( и в первую очередь, шолоховские ) делают для нас события гражданской войны зримыми, помогая понять трагедию народа.
Источник: http://MirZnanii.com/a/357476/sochinenie-po-rasskazu-mikhaila-sholokhova-rodinka
Мой Шолохов — сочинение по творчеству М. А. Шолохова
М. А. Шолохова я открыла для себя в этом году. Мы привыкли, что открытия бывают в науке, технике, но я думаю, и в литературе они встречаются на каждом шагу. В любом писателе человек находит для себя что-то близкое своему миропониманию. И Шолохов стал для меня таким открытием.
Его «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» заставили меня по-иному смотреть на некоторые вещи, над многим задуматься. Сейчас мы по-новому смотрим на многие факты своей истории. Если раньше утверждали, что коллективизация была необходимым мероприятием на пути к «светлому будущему», то сегодня мы убеждаемся в обратном.
Факты говорят о том, что коллективизация стала настоящей трагедией труженика-крестьянина. Гражданская война с «белым» и «красным» террором, пожалуй, была одной из самых страшных страниц в истории нашей Родины. Михаил Шолохов писал об этом «по горячим следам» событий. Да, многие его взгляды мы сейчас не принимаем. Но, мне кажется, писатель сумел подняться выше политики.
Он старался все увидеть с общечеловеческих, а не с классовых позиций. Огромное впечатление произвели на меня «Донские рассказы» Шолохова. «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова.
Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество, сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды», — писал А. С. Серафимович об этих рассказах. Мне кажется, лучше и сказать нельзя об этих коротеньких рассказах. В них наша история.
«Родинка», «Бахчевник», «Продкомиссар» — мои любимые рассказы Шолохова. Ведь невозможно равнодушно читать о том, как отец убивает родного сына, а потом, осознав весь ужас происшедшего, убивает себя. «Кровинушка моя…», — глухо стонет, неловко обнимая сына, старый атаман.
В отчаяньи он восклицает; «Как же ж то, а?». Как же это случилось, что не только в деревне, через которую «будто кто борозду проложил», но и почти в каждой семье люди стали врагами, бились не на жизнь, а на смерть?! М. Шолохов — художник глубоко человечный. Ведь речь о великих событиях народной жизни показывает, как эти события отражались в умах и сердцах и судьбах простых людей.
Писатель проникает в самые заветные и сокровенные чувства человека. Именно гуманизм шолоховских рассказов привлекает многих читателей, в том числе и меня.
Художник сумел передать драматизм схватки, битвы старого и нового, не забывая о душе человека. Его рассказы дышат любовью к людям смелым и мужественным, добрым и человечным.
Автор на стороне тех, кто не потерял совесть в этой ужасной борьбе.
Например, Бодягин из рассказа «Продкомиссар», мне кажется, дорог писателю. Сначала этот герой не понравился мне, ведь он расстреливает собственного отца. Но в конце рассказа Бодягин предстает перед нами как человек благородный и гуманный.
Ему грозит смертельная опасность, но он спасает совсем незнакомого ему мальчишку, замерзающего в степи. «Не брошу мальчишку, замерзнет! …», — твердит Бодягин. И я уже не знаю, как отнестись к этому герою, но не могу не сочувствовать ему. Самое страшное, я думаю, это то, что все эти кровавые события не могут не коснуться судеб детей.
И становится жутко, когда представишь, что Митька, почти еще ребенок, вынужден убить родного отца. Так произошло в рассказе «Бахчевник». И тут М.
Шолохов осуждает уже не конкретно «белых» или «красных», по-моему, он осуждает зло, независимо от его классового происхождения. Писатель заставляет читателя задуматься над тем, как взрослые люди смогли допустить такое.
Мне очень полюбился «Тихий Дон». Когда я читала роман, мне, признаться, были интересны не только сами по себе описываемые события.
Ведь о первой мировой войне, о гражданской войне можно прочитать и в учебнике. Я больше обращала внимание на то, как эти события отражаются на судьбах людей, какие изменения вносят в их жизнь.
Жизнь донского казачества описана в романе так ярко, с такими подробностями, что просто удивляешься, как много можно для себя открыть, прочитав лишь одно произведение.
Григорий Мелехов, Аксинья, Наталья, Мишка Кошевой…
Какие они все разные! Интересен и привлекателен каждый по-своему. Здесь автору, я думаю, важно было показать «историю души человеческой». Интересен и дорог современному читателю «Тихий Дон» не тем, что, автор показал классовую борьбу, рост самосознания людей, а тем, что в нем затронуты проблемы верности, долга, любви и дружбы.
Читаешь роман и думаешь: «Как же получилось, что даже такие, казалось бы, верные друзья, как Григорий Мелехов и Мишка, готовы убить друг друга во время гражданской войны?». Григорий Мелехов очень запомнился мне. Это натура сильная и страстная. Этот герой ищет для себя какой-то особый путь в жизни, ищет счастья.
Он умеет любить и ненавидеть, бывает добрым, любит детей, но может хладнокровно убивать врагов. Григорий мечется между большевиками и белогвардейцами, но нигде не находит счастья. Рисуя Аксинью и Наталью, автор ни одну из них не унизил в наших глазах. Аксинья и Наталья — женщины очень красивые и внешне, и внутренне. Мне почему-то жаль Аксинью, ведь очень мало выпало на ее долю счастья.
Наталья — моя любимая героиня. Красивая донская казачка, она привлекает меня прежде всего своими душевными качествами. Наталья — любящая жена и мать, на мой взгляд, Григорий был недостоин такой сильной женской любви. Он не ценил того, что имел. Можно лишь восхищаться этой женщиной и учиться умению любить и ждать.
Великая Отечественная война, огромные испытания, выпавшие на долю советского народа, тоже нашли свое отражение в творчестве М. А. Шолохова.
В рассказе «Судьба человека» он показал мужественного русского «обыкновенного героя», который с честью вышел из всех испытаний, выпавших ему на долю и остался человеком с большой буквы. Итак, в любом произведении М. А. Шолохова «есть всегда что-то задушевное».
В «Тихом Доне», в «Поднятой целине», в «Донских рассказах» Шолохов проявил себя как талантливый художник, умеющий правдиво и страстно писать о простых людей, передавать их чувства и мысли, заставить нас вместе с героями переживать и радоваться.
Источник: http://sochbox.com/moj-sholoxov-sochinenie-po-tvorchestvu-m-a-sholoxova/
Сочинение по рассказу Михаила Шолохова Родинка”
Казачья жизнь известна Михаилу Шолохову с раннего детства, ведь он родился в одном из хуторов Вешенской станицы, бывшей Донской области. В 21 год Шолохов выпустил книгу” Донские рассказы”, в которую включил свое первое произведение” Родинка”. Этот рассказ поражает читателя своей трагичностью.
Темой этого произведения является борьба казачьих эскадронов принявших советскую власть, против банд, не пожелавших этого сделать. Рассказ состоит из шести частей.
Практически каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту Донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Главный герой рассказа – Николай Кошевой, командир эскадрона, несмотря на молодой возраст, уже многое повидал в своей жизни:” Мальчишка ведь, пацаненок, нуга зеленая, – говорят, шутя в эскадроне, – а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!” ( Михаил Шолохов использует в рассказе просторечия и диалектные слова, что делает произведение очень жизненным). Внешность главного героя мало соответствует его возрасту:” Плечист Николка, не по летам выглядит.
Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. Тяжелая судьба выпала Николке: отец пропал в германскую войну, мать умерла, и остался он сиротой. До пятнадцати лет жил Николка случайными заработками, а после уходит воевать за красных.
За три года, что служил Николка, получил он звание эскадронного командира. Завязкой рассказа является приезд человека, который привозит секретный пакет с просьбой председателя выступить Николаю Кошевому вместе со своим эскадроном на подмогу против новой банды.
Николай понимает, что сейчас ему надо учиться:” А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все… В город бы уехать… Учиться б…” – но отказать в помощи он не может. Три дня отряд Николоки Кошевого преследовал банду, но атаман был очень хитер и умело скрывался вместе с полусотней казаков,” властью Советской недовольных”.
“Семь лет не видал родных земель. Плен германский, потом в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и – банда”. Неспокойно душе атамана:” Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить никаким самогоном”.
Осела банда у старого мельника, деда Лукича, скормив перед этим последнее зерно лошадям. Но дед Лукич сумел незаметно сбежать от бандитов и доложить Николке о том, что банда скрывается на его мельнице. Кульминацией рассказа становится описание боя, когда Николка со своим эскадроном настигает банду.
Внимание читателя захватывает схватка старого опытного атамана и юного командира. Опыт побеждает… И вот уже бандит стягивает сапоги со своей жертвы. Страшен момент узнавания. Мастерство начинающего писателя поражает: он заставляет догадаться о том, что происходит.
И вот уже стонет старый казак, увидев родинку на ноге, над убитым сыном:” Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?
“. Скорый суд вершит над собой герой рассказа.
И несмотря на то, что Михаил Шолохов повествует о событиях гражданской войны с позиции советского писателя, читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить, и о несчастном отце.
В” Донских рассказах” Шолохов часто использует ситуации, где брат идет на брата, отец убивает сына, потому что именно на богатых казачьих землях трудно устанавливалась советская власть.
И сегодня литературные произведения ( и в первую очередь, Шолоховские ) делают для нас события гражданской войны зримыми, помогая понять трагедию народа.
Источник: http://www.slavkrug.org/sochinenie-po-rasskazu-mixaila-sholoxova-rodinka/
Михаил Шолохов
Михаил Шолохов
Михаил Шолохов, каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой рассказов Шолохова. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени.
Но мой Шолохов не только автор произведений. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в шестнадцатилетнем возрасте юный Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно, в тридцать седьмом не раз выручал своих друзей от гонений и репрессий.
Его обвиняли в плагиате, симпатиях белому движению, пытались отравить, убить. Да, много испытаний выпало на долю этого писателя. Но он не уподобился траве, которая растёт, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь. Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком.
Одним из проявлений его правдивости явился сборник рассказов Донские рассказы.
В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.
В Донских рассказах меня привлекла реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. В его рассказах нет излишних романтических красот.
Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди седых ковылей, приписывать погибающим состояния, когда они умирали захлёбываясь красивыми словами.
Ну а как же красота изложения? У Шолохова, что замечательно, красота в простате, народности языка.
Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни, о современной жизни. По моему мнению смысл рассказов в том, что люди, чтобы доказать свою преданность своим идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын отца.
В рассказе Продкомиссар казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле Бахчевик казак спасает раненого брата, расправляется с отцом-белогвардейцем. Ещё мрачнее рассказ Семейный человек: в нём отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.
В этом понимании рассказы довольно современны, единственное, что идеологическую ненависть заменяют деньги. Ради денег в наше время могут и отца убить, и мать продать.
Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют: не задумываясь, по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребёнка, спасают детей от банд. Но наряду с хорошими поступками, так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян.
Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и грусть-тоска заполняет твоё сердце.
Почему же Шолохов не мог добавить немного улыбки и счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел нас, читателей, хоть немного приблизить к реальности войны, когда нет ни единого счастливого человека.
Что же даёт мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным. Таков мой Шолохов.
Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я постараюсь читать и перечитывать Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости.
Пусть автора обвиняют в том, что перестал писать в последние годы. О чём ему было писать? О победах развитого социализма? Он же прекрасно видел, что происходит. Да, писатель работал над романом Они сражались за Родину.
Один из главных героев генерал Стрельцов был списан с репрессированного, а Шолохов хорошо понимал, что в его время всю правду о репрессиях опубликовать не удастся.
Михаил Александрович Шолохов первая величина в нашей послеоктябрьской литературе.
Источник: https://www.studsell.com/view/82948