Тема праведничества в рассказе матренин двор 9 класс сочинение рассуждение

Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

   Исследование русского характера – вот основная тема творчества А. Солженицына, которая развивалась в произведениях писателя конца 50 — начала 60-х годов.

    В рассказе «Матренин двор» (1959) автор изобразил народный хaрактер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века.

    Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди этого зла как добрый, бескорыстный человек, готовый помочь любому, и ничего не требуя взамен.

Обратите внимание

Осуждаемая всем миром («…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…»), Матрена живет не по законам этого мира, а вопреки им.

Она живет праведно.

    В чем суть праведности героини? Мне кажется, что в жизни не по лжи. Матрена реализует себя в самых что ни на есть обыденных, бытовых ситуациях. Она испытывает на себе все тяготы советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. 

    Рассказчик так описывает ее положение: «Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти…, а поселковый – к северу, час ходьбы. Каждая проходка – день». Два месяца ходила Матрена, но не было в этом толку: «Сходит в сельсовет, а секретаря нет,…секретарь есть, да печати у него нет…»

    Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и все, вынуждена брать его тайком: «Зараз уносили в мешке торфин шесть, если были сыроваты, торфин десять, если сухие.

Одного мешка такого, принесенного иногда километра за три, хватало на одну протопку».

А еще — то по приказу жены председателя надо ехать вывозить навоз, то по требованию соседки помогать ей докапывать картошку, то впряглись с другими бабами в плуг пахать чей-то огород… Праведность Матрены в том, что, даже в таких изнуряющих, мелочных, нередко унижающих испытаниях, она остается терпимой, отзывчивой, способной радоваться чужой удаче. В этом-то и открывается святость Матрены Васильевны – в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.

    Матрена – праведница эпохи «сплошной коллективизации». В том, что этот тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда на духовное выживание народа, по Солженицыну.

    Умение жить в ладу со всем окружающим миром отличает героиню от других людей. И Матренины фикусы («Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой»), и колченогая кошка, мыши и тараканы – все они, населяющие избу героини, — часть доброго мира.

Автор подчеркивает, что даже шорох тараканов не раздражал рассказчика, «ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи. Шуршанье их – была их жизнь». «Их жизнь», и жизнь других обитателей, и «живая толпа» растений, и бытие Матрены – единый мир.

Это мир незлой, нелживый, слаженный – Божий мир.

Важно

    Без сомнения, в образе Матрены сильно проявляется сильная православная традиция. Солженицын писал, что она «скорей была… язычница, брали в ней верх суеверия». Но были и «святой угол в чистой избе, и «иконка Николая Угодника», и «дело всякое начинала «с Богом!». Главное, что сказано о героине после ее смерти: «Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…»

    Отношения Матрены с окружающими людьми достигают трагического «непонимания»: воду святую в церкви украли, горницу при жизни разобрали и вслед «гробу» осудили – жила не как все. «Утратили Бога в душе – вот где причина всех бед», — считает Солженицын. А Матрена «с Богом» жила.

    Матрена остается праведницей до последних дней своей жизни. Пытаясь восстановить «лад» общей жизни, она помогает разбирать «по ребрышкам» свой дом, который был очень дорог ее сердцу, и перевозить его в Черусти. В минуты опасности Матрена думает не о себе, а о том, что «так любит»: «…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)».

    Таким образом, жизнь Матрены является не только символом праведности, но и подтверждением исконно доброй сущности национального характера.

Это дает основание рассказчику для завершающего обобщения, выводящего повествование из глубины «нутряной России» на просторы «всей земли нашей». Вся она «стоит» на правде, скрытой, непонятной, кажущейся глупой и смешной, но единственно важной в ее исторической судьбе.

Рассказ завершает народная мудрость, которая становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/solzhenitsyn-a-i/matrenin-dvor/7344-tema-pravednichestva-v-rasskaze-a-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Тема праведничества в рассказе «Матренин двор» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.

Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.)

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”).

Совет

Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом!” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом!”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться.

Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое.
Она добра и приветлива:»И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”.

Матрёна трудолюбива, труд — лекарство от болезней, недугов. По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам…” Но не только колхоз, а любая… из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”.

“Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила её и слабость заключались в том, что она не может отказать в помощи нуждающимся.

В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других.

” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми.

Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” — какие же душевные силы нужны для этого!

Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.

Положительные герои Солженицына — зек Щ-854 и старая крестьянка — простые и внешне незаметные люди. Именно они и есть праведники, без которых, как сказал Солженицын, не стоит ни село, ни город.

Источник: http://resoch.ru/tema-pravednichestva-v-rasskaze-matrenin-dvor/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Обратите внимание

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа.

Читайте также:  Характеристика и образ собакевича в поэме гоголя мертвые души сочинение

И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала.

Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери.

Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Да, жизнь Матрены – не житие святой.

Не все смогли оценить ее  праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/2238-obraz-pravednitsy-v-rasskaze-solzhenitsyna-matrenin-dvor

Сочинения на Getsoch.ru

Образ праведницы в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

       Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» (под которым Солженицыну не разрешили публиковать произведение) в нескольких словах передает главную идею автора. Все повествование о жизни простой сельской труженицы Матрены Григорьевой подчеркивает, насколько нужны сейчас такие люди.

       Она всегда жила только для других. Все богатство женщины — кошка, коза, дом и любимые фикусы. «Грехов у нее было меньше, чем у ее кошки. Та хоть мышей душила…

»
Матрена всегда откликалась на просьбы родни и колхоза убрать навоз, вспахать огород, собрать урожай, даже будучи больной и не принимая вознаграждения за свой труд.

Это был ее образ жизни, без которого она не могла существовать.

       У женщины тяжелая судьба — любимого человека она не дождалась из плена и от отчаяния вышла замуж за его нелюбимого брата. Она родила шестерых детей, но все они умерли в младенчестве.

Важно

Племянница, воспитанная Матреной, вышла замуж, уехала в город и изредка ей помогала. Пенсии от колхоза, где крестьянка проработала многие годы, ей не полагалось.

А выхлопотала ее женщина, прожив столько лет едва не в нищете, лишь незадолго перед смертью.

       Но все заботы отходили на второй план, как только Матрена начинала заниматься своим любимым занятием — работой. Без нее труженица не представляла своей жизни. Она каждый день знала, что будет делать, и только болезнь могла уложить ее на печку на несколько дней. Но все равно женщина никогда не теряла хорошего расположения духа и общительности.

       «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Доброе и милое лицо Матрены стало таким, потому что она жила с миром не только с собой, но и с окружающим миром.

       Ей была присуща врожденная деликатность: женщина никого не хотела обременять — ни постояльца-учителя, ни фельдшерицу (своей болезнью), ни родню.

       Погибнув по нелепой случайности, из-за жадности и пьянства чужих людей, оказалось, что, по мнению сельчан, Матрена прожила странную жизнь.

  Ее осуждали и считали глупой за все: за безотказный характер; за то, что не держала поросенка; за бесплатную всем помощь.

Но и тут, глядя на ее не изуродованные поездом лицо и правую руку, одна из соседок замечает, что «она за всех молиться там будет».

       В сцене похорон сразу же проявились склочные и жадные характеры окружающих ее людей: сестер, некогда любимого ею Фаддея и подруги Маши. Все их существование разительно отличается от подвижнической жизни Матрены.

Совет

Только лишь постоялец и приемная дочь горько сожалеют о ее смерти, а так называемые близкие люди думают лишь о дележе имущества.

Учитель с грустью делает вывод, что и он смог понять величие этой праведной женщины только после ее смерти и что все село, в котором она жила, не стоит ее.

       В Матрене Солженицын воплотил русскую душу, прожившую в невыносимых условиях, но сумевшую сохранить в сердце доброту, смирение и любовь к людям.  Это собирательный образ праведников, которых очень мало сейчас, а им на смену никто не приходит. Но они единственная надежда на духовное выживание человека.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/399-obraz-pravednitsy-v-rasskaze-solzhenitsyna-matrjonin-dvor.html

Тип праведника в творчестве А. Солженицына (по рассказу «Матренин двор»)

Тема праведничества звучит в творчестве художни­ков слова разных времен. Не остались к ней равно­душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол­женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав­тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже­ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не­приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по­стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу­чезарную, светлую, добрую.

Так Солженицын подчер­кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой.

Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман­ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че­тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто­рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику­сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели.

Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота­ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге­роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «..

в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече­ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто­роной и коллективизация: в колхозе героиня прора­ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па­лочки».

Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по­лучить справки для оформления пенсии, у нее боль­шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об­резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку­пить невозможно.

Обратите внимание

Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя­тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю­дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст­вовать и сострадать.

Читайте также:  Имя существительное как часть речи 2, 3, 4, 5 класс

Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на­ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра.

Копа­ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни­будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При­чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде­ния. Работа для нее — удовольствие.

«В охотку копа­ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен­ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го­ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо­вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась.

О ее «сердечности и простоте» гово­рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча­не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре­ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав­шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска­за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по­стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума­ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут­ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол­женицын видит в сердцах таких одиноких праведни­ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко­торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра­диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве­личия «простота, добро и правда».

Источник: http://5litra.ru/soch/330-tip-pravednika-v-tvorchestve-a-solzhenicyna-po-rasskazu-matrenin-dvor.html

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». ( Урок-исследование, 9 класс)

Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

( Урок-исследование, 9 класс).

Цели:

  1. Выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли русской. Закрепить понятие праведничества.

  2. Развивать умение оценивать главных героев произведения, выделять главное в тексте.

  3. Помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность. Воспитывать милосердие, сострадание, любовь к родной земле.

Материалы к уроку:

  1. Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор».(Учебник « Литература» под редакцией В. Я. Коровиной. М.,«Просвещение»,2007г. ).

  2. Презентация по теме урока.

  3. На доске вопрос: можно ли Матрёну считать праведницей?

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Д.С.Лихачёв.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем наш разговор о рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор», на этом уроке мы поговорим о людях, о народе, о смысле человеческого существования. Перед каждым из нас рано или поздно встают вопросы «Как нужно жить на земле? Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Человек с большой буквы?»

Сложен ответ на эти вопросы, ответить на них нам и поможет рассказ Солженицына. (Слайд№1).

Объявление темы и целей урока. ( Слайд№2).

-Почему рассказ мы можем назвать в контексте темы праведничества? Что на это указывает? Как первоначально назывался рассказ?

(Первоначальное название — «Не стоит село без праведника»).

-Как вы считаете, кто из героев рассказа будет в центре нашего разговора?

-В тетради вам нужно будет записать черты характера Матрёны Васильевны Григорьевой, которые мы будем раскрывать в течение урока.

-В конце рассказа Солженицына рассказчик называет Матрёну праведницей: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город, ни вся земля наша».

-Можно ли Матрёну считать праведницей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего определить, кого можно назвать праведником? Что означает слово праведник? (Слайд№3).

Заглянем в словари. (Слайд №4).

1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.

2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости. Честности, не нарушает правил нравственности.Академический словарь русского языка.

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.(ирон.) « Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

Важно

Где посчастливилось герою рассказа «Матрёнин двор» повстречаться с Матрёной Васильевой? (В деревне Тальново ).

— В какое село наш рассказчик попадал до этого по первому распределению облоно ? (Высокое Поле).

— Что олицетворяет название Высокое Поле ? (высокое духовное начало…)

— А почему он не остался в Высоком Поле, вернулся в облоно и попросился в другое место? (он не готов пребывать в сфере идеальной духовности…)

— А что олицетворяет название Торфопродукт? (что-то бездуховное, отсутствие гармонии…)

-И здесь не мог остаться герой. Почему ? (Ему хотелось «затеряться в самой нутряной России»). (Слайд№5).

-Какой синоним мы можем подобрать к слову нутряной? (внутренний).

Где же находится такая Россия? ( В д. Тальново).

-Именно в таком уголке христианской России должны жить, наверное, праведники.

-При каких обстоятельствах происходит знакомство читателей с Матрёной Васильевной Григорьевой?

( М. не входит в число «претендентов», которые могут пустить к себе в дом постояльца: мысль зайти к М. появляется у женщины, водящей Игнатича ( рассказчика) по селу, в самую последнюю очередь).

-Почему к Матрёне идут в последнюю очередь? Как она предлагает зайти к Матрёне? Докажите текстом.(ч.1,с.230).

-Как относятся жители села к Матрёне?

(Для жителей села Матрёна — никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своём запущенном доме).

-Как автор описывает дом Матрёны снаружи ? (Ч.1,с.230).( Слайд № 6).

-А теперь давайте заглянем в этот дом .

На какие важные детали обращает наше внимание автор?

Кто населяет избу? Докажите текстом .(Ч.1,с.230).

-Хочет ли Матрёна заполучить такого выгодного постояльца? Подтвердите свой ответ текстом. (Ч.1,с 250).

— Как объяснить причину отказа?

— Чем же старая крестьянка привлекла рассказчика? Познакомимся с ней поближе

— Как проходит обычный день у Матрёны? ( Слайд № 7 ).

А теперь давайте посмотри инсценирование эпизода «Рассказ Матрёны о прошлом» И ОТВЕТИМ НА ВОПРОС , какую историю жизни Матрёны поведал нам автор-рассказчик? (Слайд 8) .

( Много горя и несправедливости пришлось ей пережить : разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, тяжёлый труд в деревне, тяжёлая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки ) .

-Легко ли даётся Матрёне это откровение? ( Она как бы заново переживает эти события ).

— Обозлилась Матрёна на этот мир?

— Какими чертами характера нужно обладать, чтобы не ожесточиться на этот мир?

(Добротой, всепрощением, милосердием…)

-Какое было у неё верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Докажите текстом.( Ч.1.,с.235).

( « Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе расположение духа — работа» ) .

-Как относится Матрёна к работе?

( Работает с радостью, это лекарство от всех недуг) .

-А как окружающие используют её труд?

( Они не просто просят её помочь , а констатируют факт « товарищ Григорьева, …ч1,с.238,239…)

-Итак, все бессовестно пользуются её бескорыстием ) .

— Какого человека мы называем бескорыстным? (Слайд№9).
( Бескорыстный — чуждый корыстных интересов).

— А что такое корысть?

( Корысть — выгода, материальная польза).

-Как относятся к Матрёне родные ей люди, родственники?

( Родные почти не появляются в её доме , опасаясь, наверное, что она будет просить у них помощи. Осуждали её, называли смешной, глупой, на других бесплатно работающей. Все пользовались её простодушием и дружно осуждали )(Ч.1,с.241).

-Итак, Матрёна Григорьевна Васильева привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. Кроме доброты и совести ,не накопила других богатств. Матрёна сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, но приход Фаддея разрушает тишину, привычность. Почему?

Читайте также:  Сочинение по картине маковского боярский свадебный пир xvii века описание

( Незабытое притаилось до срока . И срок пришёл. Прошлое неожиданно осветило жизнь Матрёны трагическим светом. Перед нами появляется другая Матрёна) .

-Как об этом говорит автор?

( Я откинулся…и в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…)(Ч.2,с.245).

-Фаддей пришёл к Матрёне в этот раз с какой просьбой ? ( просить отдать горницу ( словарная работа) Кире).

-Почему ему удаётся уговорить Матрёну отдать горницу Кире ? ( Она не привыкла отказывать в помощи).

-Итак, всю свою материнскую любовь Матрёна отдала своей воспитаннице Кире, ,дочери Фаддея. Почему же ей тяжело решиться отдать Кире завещанную горницу при жизни? Докажите текстом.(Ч.2,с.249).

( Ломка дома воспринимается ей как ломка всей её жизни . « … жутко было ломать ту крышу… было это – конец её жизни всей… )

-И вскоре Матрёна , действительно, погибает.

Не стало Матрёны. « Убит родной человек»,- не скрывает своего горя рассказчик.

-Какой мы видим Матрёну в гробу? Докажите текстом. (Ч.3,с.256). (Слайд№10).

-Какой цвет преобладает в описании?

( Белый цвет в иконописи – цвет духовного преображения, воскрешения) .

-Какая внешняя деталь в описании мёртвой Матрёны показывает, что антимир так и не смог победить праведницу?

( «Ручку — то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться… ).

-Как относятся к её смерти в деревне? Есть ли люди, искренне переживающие смерть Матрёны?

( Людей, переживающих смерть Матрёны, очень мало — близкая подруга, « вторая» Матрёна , воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, думают о том, как заполучить наиболее выгодную часть имущества ).

-Уходит Матрёна из жизни так никем не понятая .

-О чём сожалеет автор в конце рассказа?

( Жили и не понимали, что рядом живём праведник, без которого не стоит село).

-В статье Солженицына « Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни» (Слайд № 11 ) звучат такие слова: « Есть такие прирождённые ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх зловонного болота, именуемого обществом, нисколько в нём не утопая, даже не касаясь стопами его поверхности — это праведники».

-Что же вкладывает в понятие праведничества Солженицын? Что важно для писателя?

( Праведник призван сберегать нравственность . Он сберегает для нас то , чем мы ещё не воспользовались, но можем воспользоваться).

-Какие качества характера Матрёны вы выделили ? (Учащиеся зачитывают записи в тетради).

-Вернёмся к нашему вопросу: Можно ли Матрену считать праведницей? Ответьте на этот вопрос ,используя ПОПС- формулу :

— Я считаю….(Позиция);

-Потому что…(Объяснение);

-Я могу доказать это следующим…Пример) ;

-Исходя из этого, я делаю вывод…(Следствие).

( Да… Матрёна обладает бесконечным смирением, не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что имеет).

Нравственный идеал А.И.Солженицына – праведничество, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

По Солженицыну, « смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии души».

Нравственная позиция рассказчика Игнатича, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить и в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости.

У Матрёны почти ничего не было за душой. Зато в ней жила душа, тот внутренний тёплый свет, который не мог обжечь – только согреть… Её не понимали , о ней говорили с презрительным сожалением, а она слушала лишь голос своего сердца. Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье. Помни это».

Как хочется, чтобы помнили…

-Итак , «Матрёнин двор» — это есть Матрёнин мир – особый мир праведника, мир духовности, добра, милосердия, всепрощения.

— Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни? . Д.С. Лихачёв отмечал: «Нравственность едина во все века и для всех людей». Значит и в наше непростое время нужны такие праведники, которые будут напоминать нам о том, какими высокими нравственными качествами должен обладать настоящий Человек, будут помогать нам в трудную минуту.

Послушаем стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица).

В нашей жизни, прекрасной и странной,и короткой, как росчерк пера,над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,поразмыслить, покуда живой,что там кроется в сумерках сердца,в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,но пора научиться, поране вымаливать жалкие крохимилосердия, правды, добра.Но пред ликом суровой эпохи,что по-своему тоже права,не выжуливать жалкие крохи,а творить,

засучив рукава.

-Так давайте же творить добро! Не будем забывать о милосердии, правде! Постараемся приблизиться к тем праведникам, на которых держится наша жизнь!

Совет

Домашнее задание: 1.Письменно ответить на вопрос « О чём заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор?» Или

написать стихотворение «Я» от лица героини ( словом Я начинается каждая строчка ), или составьте «Пирамиду» ( начинается одним словом, заканчивается семью словами:

1-имя героя;

2-два слова, открывающих героя;

3-3 слова, которые описывают место события;

4-4 слова с описанием героя;

5-5 слов о первом событии;

6-6 слов о втором событии;

7-7 слов о развязке ) .

Источник: https://multiurok.ru/files/tiema-praviednichiestva-v-rasskazie-a-i-solzhienitsyna-matrionin-dvor-urok-issliedovaniie-9-klass.html

Сочинение на тему: Образ праведницы и трагизм ее судьбы в рассказе Матренин двор, Солженицын

Образ праведницы и трагизм ее судьбы

Рассказ А. И. Солженицына был написан в 1950-е годы и является частично автобиографичным. Со временем многое было изменено в рассказе, например, название, время действия, но суть от этого не была утеряна.

Целью автора было показать, что Россия богата не только необъятными просторами и плодородными землями, а также незаурядными, праведными людьми, на которых держатся селения, города и страны. У этих людей ясные глаза и чистая душа.

Они могут жертвовать своим счастьем в угоду другим, с радостью помогают нуждающимся, оставляя свои личным проблемы позади.

Одним из таких людей была и главная героиня рассказа – Матрена Васильевна Григорьева. Несмотря на свой преклонный возраст, она продолжала трудиться на колхозе, помогала соседям сажать картофель, вскапывать огород, и т.

д. Она просыпалась в четыре утра, и ее день был заполнен множеством дел. Такая жизнь не тяготила Матрену, она все делала с удовольствием.

И даже то, что ей отказывались платить пенсию после двадцати пяти лет безвозмездного труда в колхозе, ее не расстраивало, а лишь обижало до глубины души. В таком состоянии и застал ее Рассказчик Игнатич, возвращавшийся с войны в 1956 году, с опозданием “годиков на десять”.

Кочуя из одной деревни в другую, он пытался найти пристанище, чтобы остаться в глубинке “учительствовать” и случайно попал в Матренин дом в деревне Тальново.

Обратите внимание

Она не сильно радовалась квартиранту, но в то же время была добра и радушна. После тяжелых работ она лежала на печи и страдала, как она говорила “черным недугом”.

С появлением постояльца ее положение немного улучшилось. Ей решили все же выделить пенсию в восемьдесят рублей, а за Игнатича школа доплачивала сто рублей и давала машину торфа на зиму.

Соседи стали завидовать, появились давно не приходившие родственники,

стали интересоваться ее наследством. Муж Матрены, Ефим, давно пропал без вести на войне. Он был хорошим и любящим человеком. Он никогда не бил жену, как другие, и хорошо к ней относился. Однако Матрена с юных лет любила его брата, Фаддея, которого не дождалась с фронта, а он взял и вернулся через три года.

Фаддей был человеком жестоким и горячим. Сначала он хотел зарубить брата с Матреной, но вовремя одумался. Затем он женился на другой Матрене и частенько ее избивал. У него было шестеро детей, а у брата ни одного. Матрена взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру.

Она десять лет растила девочку, затем выдала замуж за машиниста, и обещала после смерти оставить ей часть своей избы. Фаддей не стал дожидаться, пока Матрены не станет и начал требовать сруб горницы.

Она по доброте душевной согласилась, хоть было и жаль рубить дом, в котором она прожила сорок лет. Из-за него Матрена умерла нелепой и трагичной смертью, перенося части собственной избы через железнодорожные пути, где и попала под колеса поезда.

На похоронах все родственники плакали по надобности и делили имущество умершей. Фаддей даже не показался на поминках.

Постоялец Матрены и раньше хорошо к ней относился, но после ее смерти осознал, что именно на ней праведной держалось все село. На таких людях держатся города, селения и страны, а без нее село словно осиротело. В его глазах ее облик был подобен иконе, а жизнь – житию святых.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-obraz-pravednicy-i-tragizm-ee-sudby-v-rasskaze-matrenin-dvor-solzhenicyn/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector