Визит чичикова к помещице коробочке сочинение

Сочинение на тему «Визит Чичикова к помещице Коробочке»

Великолепна комедия Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой автор смог не только точно подметить, но и прекрасно описать образ жизни, обычаи и традиции, помещичьи нравы крепостной России того времени, когда жил Гоголь.

Автор очень метко и точно описывает самые разные типы помещиков, используя литературный прием с говорящими фамилиями. Целая галерея помещиков предстает перед читателями: Собакевич, Ноздрев, Манилов, Плюшкин и, конечно же, Коробочка. Все эти помещики — это обобщенные образы той жизни, которая отражала произвол.

Ведь хозяйство у этих гоголевских героев приходит в упадок, а личность каждого из них переживает деградацию, в том числе и нравственную.

Обратите внимание

После выхода из печати гоголевской поэмы многие в обществе были недовольны содержанием книги «Мертвые души», посчитав, что автор уж слишком исказил правду.

Но сам писатель утверждал, что его поэма произвела столько шума и вызвала столько негодования лишь только потому, что его насмешки и правда смогла задеть за живое, коснулась порядка тех вещей, которые все давно уже и так видят каждый день перед своими глазами.

Но гоголевская поэма помогла увидеть все это, и такое положение вещей и ничтожество вызвало лишь только отвращение.

Одна из глав поэмы посвящена визиту главного героя к помещице Коробочке. В этой третьей главе он дает ее подробное описание этой женщины.

Автор указывает на то, что это была женщина пожилого возраста, предстающая перед читателями и главным героем в странном спальном чепце, который был одет ею наспех. На шее у женщины была какая-то фланель.

Она относилась к тем помещицам, которые вечно плачут, что у них нет денег, ссылаясь на то, что были неурожаи и убытки, а сами в это время набивают свои разноцветные мешочки деньгами.

Автор не случайно дает своей героине такую фамилию, которая является метафорой.

Она прекрасно отражает характер героини: недоверчивость, суеверность, бережливость, которая иногда переходит границы, боязнь, что обманут и дадут меньше денежную сумму, чем нужно было бы получить.

И даже имя героини автор дает не просто и не случайно. Настасьей Петровной звали медведицу в детской сказке, поэтому и доме ее, особенно комната, чем-то напоминает некий такой «медвежий угол».

Важно

В хозяйстве гоголевской Коробочки огромное количество птицы: индеек и кур было бесчисленное множество. Но фольклор указывает на то, что любая птица указывает на глупость и хлопотливость, которая не имеет никакого смысла.

Если внимательно присмотреться к тем вещам, которые есть в доме у Настасьи Петровны, имеют двойное значение: они указывают на необычную красоту героини и дают представления о ее характере и развлечениях.

Так, у героини довольно ограниченный круг развлечений: штопанье и вышивание, стряпня и карточные гадания.

Смысл жизни гоголевской героини заключается в том, чтобы копить деньги и все вещи, которые попадали ей в руки. Стоит внимательно прочитать тот, как она угощает Чичикова, который случайно попадает к ней. Она кормит его мучными угощениями, так как это дешевле, чем накормить мясными блюдами.

Коробочка не старается показать, что она читает или стремиться к каким-то другим культурным занятиям, как это делает Манилов. Ее это совсем не интересует, она не умеет мечтать и фантазировать.

А если она и пытается мечтать о чем-либо или у нее возникают какие-то желания, то они все касаются лишь только хозяйства.

Коробочка совершенно не воспринимает крепостных крестьян за людей и воспринимает их только лишь только как товар.

Поэтому предложение Чичикова ее нисколько не удивляет, ведь ей совершенно без разницы, каких крестьян покупает заезжий барин: мертвых или живых, ведь они уже для нее неодушевленные предметы.

Совет

Хотя она мелком и бросает, что раньше ей никогда не пригодилось совершать подобные сделки.

Гоголевская героиня бережет каждую копеечку, понимая и зная ей цену. Поэтому так сильно она переживает и боится, что может продешевить в этой странной сделке с Чичиковым. И все, что говорит главный герой, не может пробить «броню дубиноголовности» Коробочки, как-то пробиться через ее жадность.

Она не сразу соглашается на предложение Чичиков, она не воспринимает, так как желает узнать цены других купцов на этот товар, ведь барин может ее обмануть и тогда она понесет убыток.

Но Коробочка не теряется даже в этом торговле и пытается подсунуть главному герою вместо мертвых крестьян пеньку или мед, который у нее хранится давно и не пользуется спросом. Но зато она прекрасно знает цены на эти продукты.

Автор показывает в этом свое образе тип человека, который ограничен и внутренне мертвый. И чтобы еще больше показать ничтожность Коробочки автор дает ей отрицательную черту характера — деловитость в торговле. Любого человека она воспринимает, прежде всего, как покупателя, который может у нее что-то приобрести.

Чтобы увидеть внутренний мир гоголевской героини, достаточно рассмотреть ее небольшой домик и большой двор. Можно отметить, что они аккуратные и крепкие, но вот только кругом мухи, которые подчеркивают мертвый мир Коробочки. И дом, и двор, и мухи — это символы, которые показывают читателю внутренний мир Коробочки.

Но вместе с тем писатель показывает читателю, что она сама ведет хозяйство и домики крепостных крестьян были не такими убогими и бедными, как у других помещиков, а скорее показывали и некоторое «довольство» его обитателей.

Обратите внимание

Но все-таки Коробочка решается на эту сделку, так как она боязливая и суеверная женщина, а Чичиков этим воспользовался и обещал на нее наложить проклятье, да такое, что к ней явится сам черт. Но сразу же после того, как главный герой покидает ее дом, Коробочка тоже уезжает в город, чтобы навестить справки о том, не продешевила ли она.

Ведь сомнения очень сильно мучили ее. Интересна и форма ее кареты, в которой она едет в город. Писатель иронично сравнивает ее с арбузом.

И это тоже символ, отражающий ее характер и образ жизни помещицы. Гоголевская героиня ничтожна и бедна по своему разуму и духу, она не может увидеть что-то, кроме того, что касается ее хозяйства. Ничего больше на свете не интересует и не волнует ее.

Художественные детали помогают автору полнее раскрыть характер и внутренний мир героини: вид всего имения, вещи, интерьеры и все остальное прочее говорят о ней больше, чем ее поступки. И поэтому Коробочка — это яркая представительница того уклада жизни общества, который существовал в России и которому придавалось большое значение.

На первое место в этом обществе ставилось благополучие, а не ум и прекрасный внутренний мир.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/vizit-chichikova-k-pomeshhice-korobochke.html

Визит Чичикова к помещице Коробочке | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников.

Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.

После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…»

Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке.

Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком‑то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной.

Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня). Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле.

Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников».

Важно

Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены.

Читайте также:  Сочинение по картине золотая осень поленова 3, 4, 7 класс описание

Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как‑нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли).

Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает.

В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель.

Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру.

Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».

Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз.

Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки.

Совет

Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.

Источник: http://resoch.ru/vizit-chichikova-k-pomeshhice-korobochke/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему: Анализ встречи Чичикова и Коробочки

       Одним из шедевров русской литературы можно назвать поэму Гоголя «Мертвые души».

Это произведение очень точно описало помещиков, которые, имея большую власть и могущество, погубили сотни человеческих жизней.

Время, описанное в поэме, это уже процесс распада крепостнической системы, но каждый помещик понимал, что он может многое потерять, поэтому все жадно цеплялись за свои права. 

       Вся поэма построена так, что мы можем наблюдать за ролью помещиков в России по всей стране. Гоголь не боится говорить правду. Он открыто показывает все пороки общества, говорит о том, как помещики губят народ. 

       Главный герой поэмы – это Павел Иванович Чичиков. Он настоящий мошенник, который решил перехитрить систему. Ради богатства и славы он решил купить как можно больше мертвых крестьян, которые на бумаге считались живыми.

Ведь в то время, чем больше у тебя душ, тем знатнее ты. В итоге, он хотел заложить все души в банк и получить крупную сумму денег. Чичиков был абсолютно уверен, что это лучший путь для того, чтобы устроить все свои дела.

 

       Для того чтобы реализовать свой план в действие, Чичиков должен был обойти всех помещиков и договорится с ним о покупке мертвых душ. Во время этого путешествия Гоголь детально показывает нам, до чего может докатиться человек, который посвятил себя накоплению денег. 

Обратите внимание

       Второй визит Чичиков наносит Коробочке. Это богатая помещица, которая устроила свое хозяйство благодаря способности продать что угодно и кому угодно. Так что не удивительно, почему она так легко взялась за торговлю мертвыми душами.

Эта женщина, которая не до конца понимала всю процедуру покупки, даже была готова на то, чтобы выкопать все тела. Сама по себе Коробочка была очень простой. В ней было много глупости, которую Чичиков сразу заметил. Он говорил с ней просто, не пользуясь своим талантом подхалимства.

Чичиков даже позволил себе повысить голос на помещицу, когда та стала отходить от главной темы. 

       Коробочка сумела так устроить свое хозяйство благодаря своей страсти – страсти к наживе. Единственное, за что она боялась, так это где-то продешевить и взять меньше, чем положено.

Так описывает ее сам автор: «Это женщина пожилых лет, в каком-то чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай и убытки и держат голову несколько набок, а между тем собирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». 

       Читателя поражает то, какой жадной является эта старуха. Она постоянно копит, но для чего ей все это, если даже не кому будет потом передать. Деньги по-настоящему стали властвовать над этой помещицей. С одной стороны, ее становится жалко, а, с другой, мы понимаем, что она сама виновата в таком итоге своей жизни. Ведь человек всегда сам выбирает свой путь. Она же выбрала деньги. 

       Момент встречи Чичикова и Коробочки очень важен. Это одна из частиц пазла, цель которой в том, чтобы показать миру как жажда к наживе убивает душу человека. Каждый из помещиков – это мертвый внутри человек, который, пользуясь своей властью, не видят сколько боли причиняют окружающим.  Именно они и являются «мертвыми душами». 

       Особенность поэмы Гоголя в том, что он смог правдиво показать всю систему общества того времени. Он говорит нам о том, что все помещики связаны между собой как будто само понятие помещик уже несет в себе так много гнили и гадости. 

       «Мертвые души» – это реалистическое произведение, которое дает возможность многих поколениям увидеть все ошибки прошлого и научиться их не повторять.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/76-sochinenie-na-temu-analiz-vstrechi-chichikova-i-korobochki.html

Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Actionteaser.

ru – тизерная реклама

По поводу «Мертвых душ» Гоголь писал: «Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши». И, действительно, персонажи, которых встречает Чичиков по ходу своего путешествия, являются архетипичными. Каждый их них наделен какой-то одной порочной чертой.

Особняком в этом ряду ярких характеров стоит образ Коробочки. Зачем автор рассказал о ней? Среди помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка – единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье.

Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову держит несколько набок», столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги.

Важно

Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».

Важно

Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже, включенном Гоголем в его знаменитую галерею «мертвых душ»?

Случайному гостю, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки, был оказан радушный прием. В гостеприимстве Коробочке не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул. Последовало даже предложение почесать Чичикову на ночь пятки, от которого, впрочем, герой отказался.

Удивительно, но Коробочка предстает перед Чичиковым в двух ипостасях. Впервые он увидел ее так: «…

вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». Как точно подмечено было героем ее стремление к накопительству, постоянное желание прибедниться, жуткая скаредность.

Но уже на следующий день Павел Иванович увидел ее совсем другой: «Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

Читайте также:  Образ михея тарантьева в романе обломов гончарова сочинение

Мы понимаем, что Коробочка очень бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате у нее старенькие, зеркала старинные. Но при этом она остается женщиной. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, и утром она предстала в более приличном виде.

Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом, домашнем образе жизни в глуши.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Хозяйство Коробочки, каким его видит из окна рассказчик, также помогает нам выявить черты характера героини: «…Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа… свинья с семейством очутилась тут же…

Совет

тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев… на одном из (чучел) был чепец самой хозяйки».

Совет

Как раз сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле и есть самые значимые детали, так как у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

Описание же деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, это хорошая, бережливая хозяйка: «За огородами следовали крестьянские избы, которые… показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились…» Чичиков даже заметил где «запасную почти новую телегу, а где и две».

Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».

Почему? Да потому, что Коробочка уморила Чичикова своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара.

«Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она.

Павел Иванович решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «коллежская секретарша», то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу «Табели о рангах».

Наконец, сделка совершилась. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было».

В сцене с Коробочкой Чичиков раскрылся нам с новой стороны. Теперь становится понятна вся глубина его лицемерия. Павел Иванович может быть разным: слащаво-обходительным с Маниловым, грубым с бестолковой Коробочкой. Обман дается ему легко. Видимо потому, что истинного лица у него просто нет.

Говоря о героине, мы не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечаем ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства. Но, в то же время, ей свойственна тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному, и государственному даже человеку».

Автор, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная – мимо их!» Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши. В ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна. Помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного, порядка вещей.

В конечном итоге эта героиня она примитивна и духовно мертва.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/vizit-chichikova-k-odnomu-iz-pomeshhikov-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Сочинение на тему Визит Чичикова к помещице Коробочке

  • Школьное сочинение для 9 класса по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников.

    Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.

    После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «”Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…»

    Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…

    » Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной. Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа».

    По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня).

    Обратите внимание

    Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар.

    Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников».

    Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены.

    Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли).

    Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает.

    В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель.

    Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру.

    Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».

    Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз.

    Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки.

    Совет

    Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.

  • Источник: http://soshinenie.ru/sochinenie-na-temu-vizit-chichikova-k-pomeshhice-korobochke/

    Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

       По поводу «Мертвых душ» Гоголь писал: «Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши». И, действительно, персонажи, которых встречает Чичиков по ходу своего путешествия, являются архетипичными. Каждый их них наделен какой-то одной порочной чертой. 

        Особняком в этом ряду ярких характеров стоит образ Коробочки. Зачем автор рассказал о ней? Среди помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка – единственная женщина. Нам ничего не известно о ее прошлом, семье.

    Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову держит несколько набок», столкнувшись с непонятным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и деловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги.

    Важно

    Бережливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».

    Читайте также:  Образ и характеристика вани солнцева в повести катаева сын полка

        Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже, включенном Гоголем в его знаменитую галерею «мертвых душ»?

        Случайному гостю, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи Петровны Коробочки, был оказан радушный прием. В гостеприимстве Коробочке не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул. Последовало даже предложение почесать Чичикову на ночь пятки, от которого, впрочем, герой отказался.

        Удивительно, но Коробочка предстает перед Чичиковым в двух ипостасях. Впервые он увидел ее так: «…

    вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». Как точно подмечено было героем ее стремление к накопительству, постоянное желание прибедниться, жуткая скаредность. 

        Но уже на следующий день Павел Иванович увидел ее совсем другой: «Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

    Мы понимаем, что Коробочка очень бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате у нее старенькие, зеркала старинные. Но при этом она остается женщиной. Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, и утром она предстала в более приличном виде.

    Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом, домашнем образе жизни в глуши.

        Хозяйство Коробочки, каким его видит из окна рассказчик, также помогает нам выявить черты характера героини: «…Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа… свинья с семейством очутилась тут же…

    Совет

    тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев… на одном из (чучел) был чепец самой хозяйки».

    Совет

    Как раз сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле и есть самые значимые детали, так как у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

        Описание же деревни Коробочки говорит само за себя: она всех приучила к порядку, это хорошая, бережливая хозяйка: «За огородами следовали крестьянские избы, которые… показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились…» Чичиков даже заметил где «запасную почти новую телегу, а где и две».

        Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».

    Почему? Да потому, что Коробочка уморила Чичикова своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара.

    «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она.

        Павел Иванович решил вовсе не церемониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «коллежская секретарша», то есть вдова коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу «Табели о рангах».

        Наконец, сделка совершилась. Коробочка решила задобрить сердитого Чичикова и пригласила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было».

        В сцене с Коробочкой Чичиков раскрылся нам с новой стороны. Теперь становится понятна вся глубина его лицемерия. Павел Иванович может быть разным: слащаво-обходительным с Маниловым, грубым с бестолковой Коробочкой. Обман дается ему легко. Видимо потому, что истинного лица у него просто нет.

    Обратите внимание

        Говоря о героине, мы не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коробочки, замечаем ее бережливость, упрямую подозрительность, желание продать с выгодой продукты своего натурального хозяйства. Но, в то же время, ей свойственна тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Гоголь, «свойственна порой иному и почтенному, и государственному даже человеку». 

        Автор, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная – мимо их!» Коробочка суетится и хлопочет по хозяйству, копит денежки, живет в глуши. В ее жизни нет никаких событий, она обыденна, скучна. Помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного, порядка вещей. В конечном итоге эта героиня она примитивна и духовно мертва.

    Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gogol-nikolaj-vasilevich/mertvye-dushi/2009-vizit-chichikova-k-odnomu-iz-pomeshchikov-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi

    Визит Чичикова к одному из помещиков. По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» является одним из гениальных произведений русской литературы девятнадцатого века.

    Это произведение создано в условиях новой политической обстановки в стра­не, которые нашли здесь свое отражение.

    В ней Гоголь хотел показать всю Россию, со всеми ее недостатками и достоинствами, обрисовать жизнь поме­щиков, чиновников губернского города и крепостных крестьян.

    Почти половина первого тома поэмы посвящена характеристике раз­ных типов помещиков. Гоголь создает пять характеров, непохожих друг на друга, но в то же время типичных для России того времени.

    И первыми владельцами крепостных, с которыми нас знакомит Гоголь, оказывается Манилов. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». Автор с иронией описывает господский двор, с претензией на «английский сад с заросшим прудом», жиденькими кустиками, с бледной надписью: «Храм уединенного размышления».

    При встрече с Маниловым нельзя сразу определить его характер. Впе­чатления о нем непрерывно меняется. Черты лица его были не лишены приятности, «но в эту приятность чересчур было передано сахару». Ма­нилов простодушен и сентиментален до приторности, его сентименталь­ность проявляется прежде всего в семейном быту. Писатель умело выде­ляет «говорящую» деталь внешнего облика героя.

    Сразу создается зри­тельное впечатление живого лица, выявляется психологическая сущность помещика. Каждый штрих, выразительный сам по себе, — неотъемлемая часть всей фигуры Манилова. Он и не подозревает о том, что обычное, привычное разглагольствование обнажает прежде всего его убогость, глу­пость, грубость, ханжество. Но сразу же бросается в глаза его желание всем нравиться.

    Важно

    Он уверен в том, что живет высшими достижениями человече­ской культуры. Он абсолютно не интересуется хозяйством, так как считает себя человеком хорошо воспитанным и не может заниматься такими пус­тяками.

    Праздность и безделие прочно вошли в жизнь Манилова и стали неотъемлемой частью натуры: «в его кабинете всегда лежала книжка, за­ложенная закладкою на четырнадцатой странице вот уже два года».

    Однако Манилов далеко не самый отрицательный герой поэмы «Мерт­вые души», так как его излишняя Слащавость, сентиментальность не яв­ляются худшими чертами человеческого характера.

    Но что бы он ни делал, как бы его судьба ни складывалась, в поле его зрения находятся лишь чисто бытовые занятия и интересы. Один и тот же вопрос: «Для чего живет?» — можно задать с уверенностью неразумности ответа.

    Крайняя бессознатель­ная степень существования — его качество. И неведомые никому силы несут Манилова по однообразной, истоптанной жизненной дороге.

    Таким образом, в поэме ярко и зримо отражены следствия деградации определенных слоев российского общества. Гоголю удалось обнаружить бле­стящее художественное мастерство, найти остроумные приемы разоблаче­ния помещиков в этих ярких характеристик. А скрытая ирония автора по­могает глубже понять фальшивость общественных устоев.

    Рецензия

    При анализе одного из эпизодов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (визит Чичикова к Манилову; том первый, глава 2) определена его роль в системе образов произведения, в части показано целое.

    Ярко охарактери­зован Манилов как литературный тип, в характере комического изображе­ния которого в соответствии с тоном речи ироническая насмешка, без­злобное комикование.

    Совет

    В работе прослеживаются четкие логические связи.

    Сочинение написано хорошим литературным языком в соответствии с требованиями к жанру литературно-критической статьи.

    На этой странице искали :

    • визит чичикова к одному из помещиков сочинение
    • визит чичикова к манилову
    • сочинение на тему визит чичикова к одному из помещиков
    • визит чичикова к одному из помещиков
    • сочинение на тему визит чичикова к манилову

    Сохрани к себе на стену!

    Источник: http://vsesochineniya.ru/vizit-chichikova-k-odnomu-iz-pomeshhikov-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector