Зарецкий в романе евгений онегин пушкина

Реализм романа А. С. Пушкина «Евгений онегин»

Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором «отразился век и современный человек». «Энциклопедией русской жизни» назвал В. Г. Белинский произведение А. С. Пушкина.

Действительно, в «Евгении Онегине», как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени.

Из романа узнаешь, как одевалась молодежь, что тогда было в моде («широкий боливар», фрак, жилет).

Обратите внимание

Очень подробно Пушкин описывает меню ресторанов («бифштекс окровавленный», страсбургский пирог, лимбургский сыр, шампанское). Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А. И. Истомина.

Поэт изобразил ее и в «Евгении Онегине»: …Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит… Особое внимание поэт уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин.

Пушкин в подробностях описывает день главного героя. Мы узнаем, что в моде было гуляние по Петербургу, обед в ресторане, посещение театра.

Но театр для Онегина был местом любовных увлечений: Театра злой законодатель, Непостоянный обожатель Очаровательных актрис…

День молодого человека завершает бал. Таким образом, автор романа на примере Евгения Онегина показал жизнь петербургского общества. Пушкин говорит о высшем обществе с иронией и без симпатии.

Это связано с тем, что жизнь столицы «однообразна и пестра». В романе показаны все слои русского общества того времени: дворянская Москва, высший свет Петербурга, крестьянство. То есть автор изобразил весь русский народ.

Петербург XIX века — место обитания лучших людей России.

Это и декабристы, и литераторы, и другие видные деятели. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства— Княжнин, Истомина, Озеров, Катенин. Автор хорошо знал и любил Петербург, поэтому он с такой точностью описал жизнь высшего петербургского общества. Много говорит Пушкин о Москве, сердце России.

Поэт признается в любви к этому необычайно красивому городу: «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!».

Важно

Пушкин гордится Москвой 1812 года: «Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля». Широко представлено в романе поместное дворянство.

Это дядя Онегина, семья Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий. Великолепно описывает Пушкин провинциальное дворянство. Фамилии говорят сами за себя: Петушков, Скотинин.

Разговоры этих людей ограничиваются только темами о псарне и вине. Их больше ничего не интересует. К дворянам можно отнести и Владимира Ленского. Он был романтиком, Ленский совершенно не знал настоящей жизни. Пушкин рассуждает о его будущем. Поэт видит два пути. Следуя первому — Ленского ждала «высокая ступень», он был рожден для славы. Ленский мог бы стать великим поэтом.

Но ему был ближе второй путь: А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Владимир Ленский стал бы помещиком, каким был Дмитрий Ларин или дядя Онегина. Причина этого в том, что в обществе, в котором он жил, его считали чудаком.

О поместном дворянстве Пушкин пишет с большей симпатией, чем о петербургском. Поместные дворяне были ближе к народу. Это проявляется в том, что они соблюдали русские обычаи и традиции: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. Прекрасно описал Пушкин быт простого народа.

Поэт видел будущую Россию без рабства, без крепостничества.

На протяжении всего романа чувствуется боль за русский народ. Пушкин показал в «Евгении Онегине» страдания простых людей. В своем романе в стихах А. С. Пушкин отразил жизнь России первой половины XIX века.

Источник: http://historylib.net/realizm-romana-a-s-pushkina-evgenij-onegin/3/

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — 15 Декабря 2013 — Литература

В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин де­тально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г.

Белинского, это произведение можно назвать «энциклопеди­ей русской жизни», потому что здесь воспроизве­дена картина русского общества, «взятого в од­ном из интереснейших моментов его развития».

Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин показывает процесс пробуждения само­сознания в обществе на примере главных героев. В романе подробно изображено как столичное» московское и петербургское, так и провинциаль­ное дворянство.

Совет

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепо­стными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, обществен­ного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в от­ношении их имущественного положения.

Отец Онегина «промотался», сам герой после получе­ния наследства от дяди сделался богатым поме­щиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были бога­ты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка.

Выйдя за князя К, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна»» то есть вошла в круг титулованной знати.

Тема богатства оказывается связанной с моти­вом разорения. Слова «долги», «залог», «заимо­давцы» встречаются уже в первых строках рома­на. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требо­вало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши.

Кроме того, он давал три ба­ла ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на средства, полученные при закладке имения, называ­лось «жить долгами».

Такой способ был прямым путем к разорению.

Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который вел хозяйство именно таким образом, выяснилось, что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк».

В этом случае на­следник мог принять наследство и вместе с ним взять на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счеты между собой.

Первое решение диктовалось чув­ством чести, желанием не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомыс­ленный Онегин пошел по второму пути.

По традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия, имел право поступить на госу­дарственную службу, военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образова­ние.

Пушкин отрицательно относился к домаш­нему воспитанию, которое чаще всего получал молодой дворянин, обучавшийся сначала фран­цузскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относив­шимися к своим педагогическим обязанностям.

Обратите внимание

Часто претендентами на учительские места в России были мелкие жулики и авантюристы, ак­теры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий.

Альтернативой домашнему образованию были частные и государственные учебные заведения. В России в это время было пять университетов.

Царскосельский лицей, Педагогический инсти­тут в Петербурге, лицеи и гимназии в различных городах для желавших поступить в статскую службу, а также учебные заведения для тех дво­рян, которые хотели делать военную карьеру. Кроме того, состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу.

Среди друзей и знакомых Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царско­сельском лицее.

Ленский учился в Геттинген-ском университете, который был одним из наибо­лее либеральных университетов не только в Гер­мании, но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет Онегин в первой главе романа.

Образование, которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он не закончил никакого учебного заведения. Его вос­питывали вубогий» француз-гувернер и домаш­ние учителя, которых нанимали для преподава­ния русского языка, истории, а также танцев и верховой езды.

Онегин довольно много знал и умел, однако его знания не были ориентированы на профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть принятым в светских кругах.

Овладев в совершенстве французским языком и искусством непринужденных покло­нов, научившись легко танцевать мазурку, Оне­гин без труда был признан своим в высшем обще­стве: «свет решил, что он умен и очень мил»>.

Важно

Знание латинского языка не входило в круг светского дворянского образования. Оно было обычно для воспитанников духовных семинарий. Однако латинский язык был распространен сре­ди дворян, стремившихся к серьезному образова­нию. Этому также способствовала мода на воспи­тателей-иезуитов в начале XIX века.

С закрыти­ем иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из круга светского образования. Поэтому автор говорит, что «латынь из моды вышла ны­не».

Онегин же, воспитанный под руководством аббата-католика, овладел начальным курсом ла­тинского языка и умел разбирать эпиграфы — античные надписи на памятниках, зданиях и гробницах, которые включались в популярные французские учебники по латыни,

Интерес к историческим сведениям был широ­ко распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории госу­дарства Российского» Н. М, Карамзина.

Фило-софско-публицйстический подход к историче­ской науке & декабристской среде противостоял взгляду на историю как цепь анекдотов, то есть описаний пикантных происшествий из жизни царствующих особ и их приближенных лиц.

Именно такое отношение к этой науке усвоил Онегин, хранивший в своей памяти «дней минув­ших анекдоты от Ромула до наших дней».

Интерес к сочинениям Адама Смита и других экономистов был яркой чертой общественных на­строений русской дворянпкой молодежи в 1818— 1820 годах. В тех кругах «Союза благоденствия», с которыми соприкасался Пушкин, изучение по­литэкономии считалось более полезным, чем за­нятия античной поэзией.

Политэкономия препо­давалась и в Геттингенском университете, кото­рый закончил Ленский. Онегин, подобно мно­гим, «бранил Гомера, Феокрита» и предпочитал им труды Адама Смита. Однако автор иронизи­рует по поводу серьезности его познаний в облас­ти политэкономии.

Интерес Онегина к этому предмету мог быть данью моде.

Знание трудов французских фи л ос офов» про­светите л ей также было широко распространено в среде передовой дворянской интеллигенции.

Их сочинения вызывали многочисленные споры и дискуссии, Онегин и Ленский, встретившись в деревне, обсуждали «племен минувших догово­ры»: речь шла о трактате Жан Жака Руссо «Обобщественном договоре», широко известном б России.

«Плоды наук, добро и зло» — другой по­вод для спора, также связанный с диссертацией Руссо на тему в Способствовал о ли возрождение наук и искусства очищению нравов?», в которой французский философ высказывает убеждение в ложности направления всей человеческой циви­лизации.

По традиции того времени молодой дворянин занимался своим образованием только до поступ­ления на службу или начала выездов в свет.

Совет

Са­моцельный интерес к науке после достижения совершеннолетия воспринимался окружающи­ми как большое чудачество и непозволительная блажь.

Онегин, свободный от служебных обязан­ностей, разочаровавшись в светской жизни» все же сделал попытку занять себя изучением чужих трудов, но у него из этого ничего не вышло.

Дворянство было «служилым» сословием. Хо­тя неслужащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, но отношение к нему было отрицательным как со стороны прави­тельства, так и со стороны общественного мне­ния. Служба также органически входила в дво­рянское понятие чести и связывалась с патрио­тизмом. Наиболее престижной считалась воен­ная служба.

На таком фоне биография Онегина приобрета­ла демонстративный оттенок. Герой пушкинско­го романа не только никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 год в возрасте 16—17 лет, но и вообще никогда нигде не служил, не имел ника­кого, даже самого низшего чина.

Это делало Оне­гина белой вороной в кругу современников. До­статочно сказать, что князь М, за которого выш­ла замуж Татьяна» был боевым генералом, израненным в сражениях. По возрасту же он был не намного старше Онегина, так как они были приятелями. Отец Татьяны тоже в свое время служил и вышел в отставку в чине бригадира.

Он был участником русс ко-ту редкой войны и полу­чил медаль за храбрость при штурме Очакова. Отец Онегина, живя в Петербурге, служил «от-лично-благородно&, что означает «заслуживаю­щим отличия образом». Он скорее всего был стат­ским чиновником.

Ленский же, только что до­стигший совершеннолетия, окончив универси­тет, еще не успел определить свой жизненный путь, рано погибнув на дуэли.

Светская жизнь наряду со службой была важ­ным элементом дворянского быта. Свободный от служебных обязанностей, Онегин ведет исклю­чительно светский образ жизни. Лишь немного­численная группа дворянской молодежи Петер­бурга начала XIX века вела подобную жизнь.

Обратите внимание

В соответствии с аристократической привычкой столичного жителя он просыпается «за пол­день». Мода вставать как можно позже восходи­ла к французской аристократии ^старого режи­ма» и была занесена в Россию эмигрантами-ро­ялистами.

Читайте также:  Тема любви в рассказе темные аллеи бунина сочинение

Эта привычка отделяла неслужащего дворянина не только от простонародья или офи­церов, тянувших фрунтовую лямку, но и от дере­венского помещика-хозяина, чей день начинался довольно рано.

Татьяна Ларина, выросшая в де­ревне и следовавшая здоровым обычаям сель­ских жителей, любила « предупреждать зари восход».

За поздним подъемом следовал утренний туа­лет и чашка кофе, которые сменялись к двум-трем часам дня прогулкой по Невскому проспек­ту. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы ощущались как поздние и «европейские»: для многих еще было памятно время, когда обед начинался в двенадцать.

Моло­дой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, он предпочитал обедать в ресторане. Местом сбора петербургских денди во времена Онегина был ресторан Талона на Нев­ском проспекте.

Именно туда он отправился, что­бы встретиться с Кавериным, который был извес­тен своим разгульным поведением и свободомыс­лием.

Послеобеденное время-Онегин, как любой пе­тербургский франт, проводил в театре, заполнив время между рестораном и балом. Театр в это время был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили свет­ские встречи, но и местом любовных интриг.

Бал или званый вечер в светской гостиной вен­чали день. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина.

Важно

Это была область непринуж­денного общения, светского отдыха, где границы служебной иерархии значительно ослаблялись.

Недаром в романе изображению балов уделено много внимания: два петербургских бала, бал по случаю именин Татьяны, а также вкратце упоми­нается московский бал в Благородном собрании, на котором героиню заметил князь N.

Признаком особого щегольства считался по­здний приезд на бал. В первой главе Онегин, сле­дуя моде, опаздывает и появляется в тот момент, когда толпа занята мазуркой. Танцы были цент­ральным событием бала, им придавалось боль­шое значение. Они следовали в определенном по­рядке.

Бал начинался с торжественного танца — полонеза, затем следовал вальс, «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой», потом — мазурка, считавшаяся кульминацией бала. За­ключительным танцем был котильон.

Каждый из танцев задавал особую манеру поведения и те­мы разговоров в зависимости от характера му­зыки.

Умение танцевать в светском обществе счита­лось признаком хорошего воспитания. Поэтому обучение танцам начиналось рано, с пяти-шести лет. Длительные упражнения придавали молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и свободу в движениях.

Это влияло на душев­ный строй человека: он чувствовал себя уверенно и свободно в светском обществе, как опытный ак­тер на сцене. Однако в эпоху Онегина в среде пе­редовой дворянской молодежи складывается от­рицательное отношение к танцам.

В то время бы­ли ев моде строгость правил и политическая экономия, а поэтому считалось неприличным танцевать и заниматься дамами».

Совет

Вал заканчивался в два-три часа ночи ужи­ном, после чего гости разъезжались. Онегин воз­вращается домой на рассвете, когда трудовой Пе­тербург начинает новый день. Назавтра его жизнь пойдет по тому же раз и навсегда заведен­ному кругу, из которого трудно выбиться.

Жизнь петербургского франта подчинялась общему за­кону дворянской культуры — стремлению к ри­туал изац и и быта, исключавшей возможность ин­дивидуального распорядка дня.

Это механиче­ское однообразие светского ритуала не нравится и Татьяне, привыкшей к простоте сельской жиз­ни в гармонии с природой и угадывавшей за суе­той и внешним блеском светской жизни ее внут­реннюю бессодержательность.

Понятие чести было важным для понимания поведения русского дворянина послепетровской эпохи. Как человек своего сословия он подчинял­ся законам чести, и психологическим стимулом здесь выступал стыд.

Идеал, созданный дворян­ской культурой, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как основного зако­нодателя поведения. Поэтому особое значение приобретает дуэль как занятие, демонстрирую­щее бесстрашие.

Ее целью было снятие с обижен­ного позорного пятна, нанесенного оскорблени­ем, восстановление его чести.

Дуэль проходила по определенным правилам» Она начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого кто-то считал себя оскорбленным и требо­вал удовлетворения, С этого момента противни­ки не общались друг с другом. Это брали на себя их представители — секунданты.

Выбрав себе се­кунданта, оскорбленный обсуждал с ним тя­жесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли — от формального обме­на выстрелами до гибели одного или обоих участ­ников. После этого секундант направлял против­нику письменный вызов, или картель.

В обязан­ности секундантов также входило найти воз­можность для мирного решения конфликта.

В романе Пушкина Зарецкий, к которому об­ратился оскорбленный Ленский, был единствен­ным распорядителем дуэли и намеренно допус­тил нарушение правил.

Обратите внимание

Он не обсудил возмож­ность примирения ни при первом посещении Онегина, ни перед началом поединка, хотя всем, кроме восемнадцати лет не го Ленского, было яс­но, что произошло лишь недоразумение.

Появле­ние Онегина на месте поединка со слугой в роли секунданта было грубым нарушением правил и оскорбительно для самого Зарецкого. Секундан­ты, как и противники, должны быть социально равными.

Гильо и Зарецкий не встретились на­кануне и не составили условий, на основании ко­торых она должна была проводиться. Онегин по­является на месте поединка не в условленное вре­мя, а опоздав более чем на час.

Таким образом, Онегин и Зарецкий оба нарушают правила дуэли, Первый, чтобы продемонстрировать свое презре­ние к истории, в которую он попал против собст­венной воли и в серьезность которой еще не ве­рит, Зарецкий же потому, что видит в дуэли за­бавную историю, предмет сплетен и розыгры­шей. Поведение Онегина во время поединка сви­детельствует о том» что он не хотел кровавого ис­хода, а стал убийцей поневоле, так как он стре­лял с дальней дистанции, что было для него сов­сем невыгодно.

 Возникает вопрос; почему Онегин все-таки стрелял в Ленского, а не мимо? Дуэль с ее стро­гим ритуалом представляла целостное действо — жертвоприношение ради чести. Как всякий жесткий ритуал, она лишает участников индиви­дуальной воли.

Остановить или изменить что-ли­бо в ходе дуэли отдельный участник не был влас­тен. Это особенно важно для понимания образа Онегина.

Герой романа, отстраняющий все фор­мы внешней нивелировки своей личности, изме­няет себе: против собственного желания он при­знает нормы поведения, навязанные ему Зарец-ким и «общественным мнением». Теряя волю, он становится куклой в руках безликого ритуала ду­эли.

Боязнь быть смешным и сделаться предме­том сплетен — это основной механизм, при помо­щи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками»

Важно

Однако условная этика дуэли не могла отме­нить общечеловеческие нормы нравственности. С одной стороны, победитель был окружен орео­лом общественного интереса» а с другой, он не мог забыть, что он убийца.

Это важно для пони­мания психологического состояния Онегина, « победившего» на поединке.

Убив друга и избе­жав наказания, он оказался перед судом собст­венной совести, которая не давала ему покоя» Это стало причиной очередного кризиса, пережитого главным героем.

Источник: http://vsedli.ucoz.ru/news/dvorjanstvo_v_romane_a_s_pushkina_evgenij_onegin/2013-12-15-52

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин Кратко

С именем Александра Сергеевича Пушкина историки и литераторы связывают расцвет русской литературы, а век, в котором жил и творил гений пера, называют «Золотым». Одним из «высокопробных слитков» того времени считается роман «Евгений Онегин», с лёгкой руки Белинского именуемый «энциклопедией русской жизни» 19 века.

Краткий пересказ сюжета романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Молодой дворянин Евгений скучает в светском обществе. Ему выпадает шанс отвлечься — в деревне умер дядя и оставил ему наследство. Онегин едет в глубинку, разбирается там с делами и знакомится с поэтом Ленским.

От скуки он соглашается со своим новым знакомым посетить дом Лариных, где есть две дочери на выданье. Ленский собирается жениться на младшей из них, Ольге, а старшая, Татьяна, с первого взгляда влюбляется в Евгения.

Начитавшись французских романов, она пишет приезжему повесе признание в любви на французском, но избранник сердца категорично отвергает её чувства.

Ленский ревнует Ольгу к Онегину и вызывает соперника на дуэль. Евгений убивает поэта и вскоре уезжает из деревни. Спустя годы Онегин встречает Татьяну уже замужней женщиной на светском приёме. Он поражен её холодностью и новым статусом. Он понимает, что любит эту женщину, и пишет ей письмо с признанием. Но Татьяна отвергает его ухаживания. Она всё ещё влюблена, но уже принадлежит другому.

Главные персонажи романа:

  • Онегин Евгений — 26-летний городской франт из дворянской семьи. Красноречив, образован, разбирается в последних веяниях моды.
  • Ларина Татьяна — семнадцатилетняя девушка из тихих деревенских мест. Начитана, скромна, серьёзна.
  • Ларина Ольга — младшая сестра Татьяны. Милая хохотушка, общительная и немного легкомысленная.
  • Ленский Владимир — совсем юный помещик, друг Онегина и влюблённый жених Ольги Лариной. Романтичный поэт, мечтатель. Образ Ленского в романе антипод образа Онегина.

Второстепенные персонажи романа:

В романе «Евгений Онегин» следует обратить внимание на второстепенных героев, даже изучая краткое содержание, так как они введены в сюжет автором для полного раскрытия образов основных действующих лиц.

  • Автор — от его лица идёт повествование
  • Ларина Полина — мать Ольги и Татьяны
  • Филипьевна — няня сестёр Лариных
  • Зарецкий — картёжник «в отставке», живущий по соседству с Онегиным и Ленским. Секундант на их дуэли.
  • Князь N — серьёзный генерал, муж Татьяны в конце романа.
  • Княжна Алина — тётя сестёр Лариных.

Краткое содержание романа «Евгений Онегин» по главам:

Выбирая для чтения очень краткое содержание романа «Евгений Онегин», можно не понять его ценность, как литературного произведения. Поэтому, если нет времени и возможности прочесть книгу целиком, с сюжетом романа в стихах лучше всего знакомиться по главам, каждая из которых освещает какое-то важное событие в судьбе героев.

Авторское обращение
В самом начале романа Александр Сергеевич обращается к читателю с небольшой характеристикой своего литературного труда.

Глава 1. Онегин, смерть отца и дяди, переезд в деревню

Перед читателем во всей красе предстаёт главный герой романа Евгений Онегин. Он родом из Петербурга, потомок богатой семьи, образован лучшими педагогами, во внешности ухожен и приятен. Французский его «второй язык», по Онегину вздыхает буквально каждая вторая дама, его приглашают на все вечера и балы.

В обществе Евгений рассуждает на любые темы, но единственная наука, в которой он разбирается — наука страсти и любви. Онегин жил праздной жизнью и даже успел от неё заскучать, приболеть русской хандрой. Он собрался было выехать заграницу, но умер отец Онегина и всё его наследство «съели» многочисленные долги.

Вскоре Онегину пришло извещение о приближающейся смерти дяди, живущего в глубинке и желающего попрощаться с племянником лично. Герой едет в деревню, но не застаёт родственника в живых. Дядя оставляет Евгению огромное наследство — леса, земли, имения, заводы.

Глава 2. Онегин и деревня. Дружба с Ленским. Семья Лариных

Онегин поселился в живописнейших местах, из скуки затеял реформы в новых владениях и моментально прослыл среди местного населения «опаснейшим чудаком». Сам герой избегал общения с соседями, но быстро нашёл общий язык с юным помещиком Владимиром Ленским, только вернувшимся из Германии.

Владимир романтичен, увлекается написанием стихов и слывёт в деревне завидным женихом, он совершенно не похож на Онегина.
В этой же главе автор подробно описывает семью Лариных, уделяя особое внимание двум сёстрам — Ольге и Татьяне. Ольга — простодушна, мила, говорлива, весела, в неё влюблён Ленский.

Татьяна совсем другая — исполнена тихой печалью, молчалива, застенчива, предпочитает одиночество светским мероприятиям и общению с молодыми людьми. Мать девочек была когда-то выдана замуж за нелюбимого Ларина, но смирилась со временем со своей участью и вполне счастливо доживала свои годы.

Отец семейства уже состарился и умер.

Глава 3. Знакомство Онегина и Лариных. Письмо Татьяны к Евгению

Онегин недоумевает, отчего его приятель пропадает в доме Лариных, но ему интересно взглянуть на возлюбленную приятеля. Ленский приглашает Онегина посетить Лариных. Возвращаясь из гостей, Евгений признаётся, что ему было приятно в этом обществе, но из двух сестёр Татьяна показалась ему более интересной.

Читайте также:  Сочинение образ двенадцати месяцев в сказке маршака двенадцать месяцев

Визит молодых людей в дом Лариных, где живут сразу две девицы на выданье, породил в деревне слух о возможной помолвке Татьяны и Евгения. Девушка заметила, что влюблена и ей недостаёт общения с Онегиным. Она в романтичной тиши лунной ночи сочиняет ему письмо, где признаётся в любви на французском языке. В послании Татьяна «отдаёт» свою дальнейшую судьбу в руки Онегину.

Два дня от него нет ответа, но на третий он прибывает с визитом к Лариным.

Глава 4. Онегин не отвечает Татьяне взаимностью

Не смотря на то, что Евгений тронут искренностью своей новой знакомой, он отвергает её любовь. Онегин объясняет Татьяне, что не достоин таких чувств, и просит её в другой раз быть более сдержанной при появлении чувств.
Тем временем назначен день свадьбы Ольги и Ленского, Онегина приглашают на именины Татьяны.

Глава 5. Гадание. Именины Татьяны

На святки Татьяна, как и все девушки её возраста, гадает. Она оставляет зеркало под подушкой в надежде увидеть суженного во сне, но ей снится кошмар, в котором Онегин убивает Ленского.

На именины Татьяны собираются гости, в том числе и недовольный Онегин. Он скучает. Чтобы позлить Ленского, уговорившего его приехать в дом к Лариным, Онегин ухлёстывает на глазах у всех за Ольгой. Они танцуют и мило беседуют.

Возмущенный поведением друга и невесты Ленский, покидает вечер.

Глава 6. Дуэль

Заметив исчезновение друга, Онегин сразу теряет интерес к Ольге. А на утро к нему является сосед Зарецкий с вызовом на дуэль. Евгению стыдно за глупую насмешку над любовью друга, но он соглашается с вызовом. Перед дуэлью Ленский прощается с Ольгой, он не держит на неё зла или обиды, но не отменяет поединка за свою честь.

На утренней дуэли Онегин тяжело ранит Ленского. Друг умирает у него на руках. Герой в ужасе. Ленского хоронят, его могилу украшает непритязательный памятник.

Глава 7. Судьба Ольги и Татьяны

Ольга быстро позабыла Ленского и вышла замуж за офицера. Она покинула отчий дом. Татьяна осталась в деревне с матерью. Она берёт себе в привычку посещать дом Онегина, пустующий без хозяина. Там девушка грустит о возлюбленном, читает его книги и рассматривает его вещи.

Татьяне давно пора замуж, но она отказывает всем женихам, не в силах позабыть Онегина. В конце концов, мать Татьяны собирает вещи и везёт дочь в Москву, в Высший свет. Там девушку замечает видный генерал.

Глава 8. Встреча Онегина и Татьяны через несколько лет

Онегин возвращается из длительного путешествия. Он приезжает на светский приём и там встречает Татьяну. Она очень переменилась и уже не та деревенская девушка, что писала ему признание. Татьяна 2 года как замужем, богата, строга и уважаема Высшим светом. Онегин любуется ею, влюбляется в её новый образ, но Татьяна отныне ему недоступна.

Герой пишет ей письмо, затем ещё и ещё. Но все его послания остаются без ответа.
Отчаявшись окончательно и измучившись от любви, Евгений едет домой к Татьяне. Он застаёт её в слезах. Татьяна упрекает настойчивого ухажёра в том, что стала нужна ему только сейчас, когда она отдана другому мужчине.

Она гонит Онегина из своей жизни, хоть и признаёт, что любит до сих пор.

Кратко история создания произведения

Роман был написан в 1823-1831 годах, если читать его полностью, то можно легко проследить, что первые главы тяготеют к направлению литературного романтизма, а со второй половины уже отчётливо прослеживается эмпатия автора к реализму.

Но при прочтении книги «Евгений Онегин» даже в кратком содержании, наблюдательный читатель заметит, что сюжет романа имеет две линии — основную и второстепенную.

Используя краткий пересказ событий произведения классической литературы «Евгений Онегин», необходимо обратить внимание на упомянутую в романе историю развития дружбы между Ленским и Онегиным, которая происходит параллельно основному конфликту — истории любви между Онегиным и Лариной.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин Кратко Ссылка на основную публикацию

Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/pushkin/evgeniy-onegin

Какие неточности встречаются в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Однако в художественном произведении автор имеет право допускать не только какие-то недоговорённости и неточности, но и вымысел, если это ему необходимо для творческого процесса.

Несомненно, что современникам Александра Сергеевича было почти всё понятно в его романе. Но нынешним читателям «Евгения Онегина» некоторые реалии уже желательно пояснить.

В главе 1, строфе XXVIII мы читаем: «Бренчат кавалергарда шпоры…»

В черновом варианте к тексту у Пушкина имеется примечание: «Неточность. На балах кавалергардские офицеры являются, также как и прочие гости, в вицмундире и башмаках. Замечание основательное, но в шпорах есть нечто поэтическое. Ссылаюсь на мнение А. И. В.».

Кого Александр Сергеевич скрывает за инициалами «А. И. В.»? Это Анна Ивановна Вульф (Netty) (1799−1835 гг.), в замужестве — Трувеллер, которая была не только приятельницей Пушкина, но и предметом его неглубокого увлечения.

Кавалергарды — это офицеры Кавалергардского полка, привилегированного полка гвардейской тяжёлой кавалерии, который был создан при Павле I в противовес уже существовавшему Конногвардейскому полку. Кавалергарды были всегда высокого роста. Это делало их фигуры заметными в бальной толпе.

Вообще военные являлись на бал в соответствующем их полкам торжественном обмундировании. Все они, кроме уланов, которым дозволялось бывать на балу в сапогах, должны были быть обутыми в бальные башмаки. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства. Говорят, что были так называемые бальные шпоры, которые не портили дамские платья.

А теперь перейдём к главе 6, где в строфе XXIV перед нами возникают следующие строки:

«Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер петухом…»

Совет

Эти строки предшествуют описанию дуэли Онегина с Ленским. Исследователи творчества Пушкина точно определили день дуэли между бывшими друзьями. Она состоялась 14 января 1821 года по старому стилю. Противники должны были встретиться «до рассвета», где-то около 9 часов утра.

Судя по цитированным строкам, дело происходит рано утром. Это подтверждается словами Зарецкого в строфе XXIII:

«Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин, верно, ждет уж нас».

Какого же Веспера встречали петухи рано утром? И здесь мы обратимся к астрономии. В зависимости от своего положения на орбите относительно Солнца и Земли Венера бывает утренней или вечерней. Утренняя Венера ещё с античных времён получила имя Люцифер, а вечерняя — Веспер.

В то раннее утро перед дуэлью Венера была утренняя, так как она была встречена криком петуха. Поэтому она никак не могла быть Веспером, а только Люцифером. Но Пушкину почему-то имя Люцифер не понравилось.

По данным для Тартуской (Дерптской) обсерватории, что соответствует также Михайловскому и вероятному месту действия романа, восход Венеры 14 января 1821 года приходился на 6 часов 45 минут утра.

От главы 6 перейдём к главе 7, где в строфе XLIX мы читаем:

«У скучной тётки Таню встретя, К ней как-то Вяземский подсел

И душу ей занять успел».

Здесь даже не неточность, а шутка Пушкина, потому что сам П. А. Вяземский писал по этому поводу: «Эта шутка Пушкина очень меня порадовала. Помню, что я очень гордился этими двумя стихами» (Русский архив, 1887, № 12, с. 577).

В главе 8 для нас тоже есть кое-что интересное. В строфе VI перед нами предстают следующие строки:

«И ныне музу я впервые На светский раут привожу; На прелести ее степные

С ревнивой робостью гляжу».

Обратите внимание на слово «степные», которое мы опять встречаем в строфе XVII:

«Ужели, — думает Евгений, — Ужель она? Но точно… Нет…

Как! из глуши степных селений…»

Как известно из романа, Татьяна была родом из северо-западной полосы России. Почему же Пушкин пишет в восьмой главе о «степных» прелестях Татьяны и о том, что она приехала из глуши «степных» селений? Просто-напросто слово «степной» Пушкин употребляет в значениях «сельский», «простой», «негородской», «нецивилизованный».

Абсолютно нереальная обстановка последнего визита Онегина к Татьяне представлена в строфе XL:

«Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше: никого.

Дверь отворил он…»

Вы можете себе представить большой петербургский княжеский особняк, в который можно войти, не встретив ни швейцара, ни привратника, ни слуг? В реальной жизни такого случиться не могло. Недаром пушкиноведы отмечали, что приход Евгения Онегина в дом Татьяны похож на вход сказочного принца в волшебный замок.

Обратите внимание

Давайте и мы с вами войдём в сказочное царство романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» и получим величайшее наслаждение от ещё одной встречи с ним!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/57103/

Лирические отступления в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»:

Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница.

А. Пушкин

Сюжет романа «Евгений Онегин» настолько прост, что его сможет пересказать пер­воклассник: разорившийся молодой дворянин внезапно получает наследство, в деревне знакомится с ближайшими соседями. Только трое из них понравились светскому юноше: Ленский, Зарецкий и Татьяна Ларина.

Именно тем, что были не похожи на других. После глупой шутки Онегина Зарецкий становится секундантом «оскорбленного» Ленского и устраивает дуэль со смертельным исходом. Онегин уезжает странствовать и через много времени встречается в Петербурге с Татьяной, которой пренебрег в деревне.

Он влюбляется в нее, а дальше повествование обрывается.

Такой сюжет не выдерживает никакого сравнения с романами популярного тогда в России Вальтера Скотта.

Но в романе есть лирические отступления, которые делают это произведение шедев­ром, «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Уже в первой главе, начиная с восемнадцатой строфы, мы узнаем русский театр — за­баву и властителя дум всех сословий:

Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин…

Имена великих и просто популярных деятелей сменяются рассуждениями о том, что «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» и легкомысленным отступлением о ножках («Ах! долго я забыть не мог две ножки…»).

Важно

И тут же — о свободной стихии моря («Я помню море пред грозою…»), об Адриа­тическом море, о котором мечтал, но которого так и не увидел Пушкин. Теперь можно ожйдать, чтЬ речь пойдет о внутренней «деревенской свободе» и о поэзии как особом виде вольности, и автор не обманывает нас.

Достаточно только посмотреть строфы с 55-й И до конца первой главы. Итак, первый вывод, который напрашивается при встрече с романом, — это то, что поэтический беспорядок в отступлениях от'СкэЖЬта ш 'кажущийся, автор как бы «подпольно» проводит мысль, соединяющую эти строфы.

В первой главе это мысли о свободном творчестве, о свободе творческой личности.

Вторая глава посвящена описанию молодых героев романа, и здесь же — тревожа­щее душу отступление о наполеонизме, об эгоистическом стремлении использовать других людей как орудие В своей Жизни («Мы все глядим в Наполеоны; двуногих тварей миллионы для нас орудие одно*), тем более нетерпимых на фоне потрясающей мысли о хрупкости человеческой жизни. Так что лирические отступления связаны не только между собой, но и с сюжетным повествованием. ,

Отступление в четвертой главе знакомит нас с ироническим рассуждением поэта о любви («Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей…

»; «Кого ж любить? Кому же верить? Трудов напрасно не губя, любите самого себя») и дружбе («Врагов имеет в мире всяк, но от друзей спаси нас Боже! Уж эти мне друзья, друзья!..»).

И мы готовимся ко все новым главам и ко все новым лирическим отступлениям.

Таким образом, не сюжет, не поступки и переживания героев, а общение с самим автором, внимательно вглядывающимся в жизнь, начинает интересовать читателя. Знаменитое отступление о зиме — мгновенный очерк мгновения жизни: крестьянин на плетущейся «кое-как» лошадке «на дровнях обновляет путь», ямщик, «в тулупе, в красном кушаке^,:^а.^щен.

Читайте также:  История создания рассказа один день ивана денисовича (история написания, публикации и интересные факты)

9^^?рйке, мальчцк-«лошадка», посадивший в салазки со­баку Жучку, — то есть реальная жизнь. Ьна становится поэзией^ а дЛянас — рассказом о том, чего мы, в наше время глобального потепления и замены живых лошадей железом, не увидим, возможно, никогда. Точно так же никогда не встанем мы на защиту нашей чести и чести наших друзей и подруг с пистолетом в руках.

И никто не будет гадать о нашей будущности, и не о нас напишут:

Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден…

Но зато так близки нам строки отступления в седьмой главе:

Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют…

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/liricheskie_otstuplenija_v_romane_a_pushkina_evgenij_onegin/11-1-0-861

«Евгений Онегин»: история создания романа, образ жизни, балы и дуэли в романе

«Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений русской литературы, переведенное почти на два десятка языков. Но в романе найдется немало материала для работы не только филологам, но и историкам, интересующимся бытом и культурой начала XIX века. Попробуем увидеть в «Евгении Онегине» то, что было замечено и понято современниками, но стало недоступным для нас.

Я думал уж о форме планаИ как героя назову;Покамест моего романа

Я кончил первую главу.

Уже сам заголовок — «Евгений Онегин» — должен был сказать современнику о том, что перед ним необычный текст, предполагающий несколько трактовок.

После выхода пушкинского романа подобные названия стали традицией: «Анна Каренина», «Рудин», «Обломов», в XX веке — «Василий Теркин», а вот до появления «Евгения Онегина» существовало примерно три варианта заголовков, включавших имя персонажа, и каждый из них предполагал определенный жанр.

Во-первых, это могла быть бытовая повесть с элементами сатиры и морали: «Два Ивана, или Страсть к тяжбам» Василия Нарежного, «Памела, или Вознагражденная добродетель» Сэмюэла Ричардсона. Строилось такое название из двух частей, соединенных союзом «или».

Если союз все-таки отсутствовал, читатель понимал, что перед ним психологическое или приключенческое произведение, например «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Лоренса Стерна. Заголовок, состоящий лишь из имени, настраивал читателя на романтический и, возможно, сентиментальный лад («Бедная Лиза»).

Неслучайно Байрон в «Чайльд-Гарольде» включил рассуждение об отсутствии указаний на фамилию героя («Зачем называть, из какой он был семьи? Достаточно знать, что его предки были славны и прожили свой век, окруженные почестями…»).

Как видите, роман, в названии которого нет ничего, кроме имени и фамилии персонажа, выбивается из этой классификации и путает читателя, не давая ему определить жанр «Евгения Онегина».

Однако само имя главного героя несло для читателя XIX века вполне четкую смысловую окраску. Со времен Антиоха Кантемира им нарекались отрицательные персонажи. Герой по имени Евгений (греч. «благородный») — чаще всего дворянин с богатой родословной, но не достигший ничего самостоятельно. Таким во многом и появляется перед нами пушкинский Евгений.

Совет

Интересна и фамилия героя, в корне которой заключено название крупной реки (Онега). Как пишет литературовед Юрий Лотман, Пушкин старался построить фамилию Евгения так, чтобы она была похожа на обычные дворянские фамилии, однако не утратила своей поэтичности.

В России XIX века нередкими были «топонимические» фамилии, включавшие в себя наименования поместий, а вот производные от гидронимов (большие реки никогда и никому не принадлежали) были невозможны. Пушкин отступил от этого правила, дав и Онегину, и Ленскому «гидронимические» фамилии, что, помимо прочего, ассоциировалось еще и с героическими прозвищами полководцев: Донской, Невский.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

О том, как жил герой романа в Северной столице, читатель узнает буквально с первых строф. Пушкин дает подробные сведения об образовании и воспитании Онегина, а также о том, как был построен его день.

Бывало, он еще в постеле:К нему записочки несут.Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Онегин ведет жизнь человека, свободного и от гражданской, и от военной службы, что могли позволить себе лишь немногие молодые люди. В романе не говорится, с какого часа начинается его день, но есть указания на то, что герой просыпался не слишком рано.

Поздний подъем был особой привилегией аристократического общества. День «людей света» иногда начинался вечером и заканчивался с первыми лучами солнца.

Отчасти этим может объясняться странность одной из возлюбленных Пушкина — княгини Голицыной, хозяйки известного петербургского салона, которая не принимала раньше десяти часов пополудни. Онегин менее изощрен в модных привычках и встает с постели в обеденные часы.

Юрий Лотман пишет, что ежедневная прогулка столичных франтов приходилась на два-три часа дня, в тексте Пушкина читаем:

Покамест в утреннем уборе,Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

Излюбленным местом гуляний в 10–20-х годах XIX века был Адмиралтейский бульвар — видимо, туда и едет «наш Евгений». Саму традицию подобного променада задал император Александр I, всегда проходивший по определенному маршруту: «В час пополудни он выходил из Зимнего дворца, следовал по Дворцовой набережной, у Прачешного моста поворачивал по Фонтанке до Аничковского моста.

Следующее, что мы узнаем о дне Онегина, — это то, что обедает он в строго определенное время:

И там гуляет на просторе,Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Едва ли герой заботился о соблюдении режима. Причина такой щепетильности кроется в другом. Молодые холостяки пушкинской эпохи редко содержали собственного повара и поэтому обедать шли в рестораны. В это время в Петербурге было не так много ресторанов, где можно было хорошо поесть; в Москве, как ни странно, кормили лучше.

Обратите внимание

Это значит, что петербургские трактиры были на пересчет и обеспеченная публика собиралась в одних и тех же заведениях. Итак, модник Онегин едет в ресторан Талона на Невском, который в ту пору был главным местом встречи светских денди.

Пушкин делает своего героя знакомцем Петра Павловича Каверина, который прославился, помимо прочего, как знаменитый кутила и бретёр, то есть дуэлянт.

Появление в подобном месте в определенное время означало, что гость готов придерживаться правил поведения, диктуемых местным обществом:

Вошел: и пробка в потолок,Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет…

Театр или балет, которым продолжается день Евгения, также неотъемлемая часть светской жизни начала XIX века. Это не только, даже не столько «храм искусства», сколько клуб, где можно было убить время, встретиться со знакомыми, завести любовную интригу.

Бал становился кульминацией вечера. Интересно, что Онегин едет туда «в ямской карете». Лотман пишет, что нанять карету было гораздо дешевле, чем иметь собственный выезд, и герой действует так с точки зрения экономии. Однако есть и другая версия.

Актер Художественного театра Леонид Леонидов приводил слова своего старшего современника Алексея Стаховича, тонкого знатока светского этикета и «великого знатока всяческих «выездов»: «Мы имели великолепные выезды, но за шик считалось проехать «на ваньке»!»

Воспоминания Стаховича относились ко второй половине XIX века, но, как считал актер, эта своеобразная причуда, видимо, могла появиться в первой половине века, и Пушкин ухватил ее как последнюю новинку.

Что же касается самого бала, то подобные праздники для жителей Петербурга были нередки и давались по разным поводам.

Важно

Отчасти свидетельством этого утверждения может стать воспоминание Анны Федоровны Тютчевой об императрице Александре Федоровне: «Для императрицы фантастический мир, которым окружало ее поклонение ее всемогущего супруга, мир великолепных дворцов, роскошных садов, веселых вилл, мир зрелищ и фееричных балов заполнял весь горизонт…»

Онегин принадлежал к этому поколению и в начале романа сам купался в этой роскоши.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

Лаврентьева Е. А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М., 2006.

Во дни веселий и желанийЯ был от балов без ума:Верней нет места для признаний

И для вручения письма

.

В организации сюжета «Евгения Онегина» балы играют значимую роль. Достаточно сказать, что именно на балу у Лариных происходит ссора Ленского и Онегина, закончившаяся трагедией. На балу же главный герой второй раз встречает Татьяну.

Подобные праздники были важны и в жизни пушкинских современников. Начиная с петровских ассамблей, балы были одной из немногих форм организации социальной жизни. Они строго регламентировались, и присутствовавшие на них гости должны были подчиняться правилам бального этикета. По мнению современников, сложный набор правил поведения был просто необходим для общества:

«Там, где царит этикет, придворные — вельможи и дамы света, там же, где этикет отсутствует, они спускаются на уровень лакеев и горничных, ибо интимность без близости и без равенства всегда унизительна, равно для тех, кто ее навязывает, как и для тех, кому ее навязывают», — вспоминала младшая современница Пушкина — Анна Федоровна Тютчева, дочь известного поэта Федора Тютчева.

Некоторые вольности и отступления от этих правил диктовались модой и социальным статусом гостя. Так, Онегин приходит на бал, когда «толпа мазуркой занята». Это означает, что герой появился в самый разгар праздника, когда гости уже прошлись в чинном польском (полонезе) и могли танцевать легкие танцы, главным из которых была мазурка.

«Мазурка имела искони особо интересное значение, — писала мемуаристка Екатерина Алексеевна Сабанеева, — она служила руководством для соображений насчет сердечных склонностей — и сколько было сделано признаний под звуки ее живой мелодии».

Онегин, несмотря на идеологию дендизма, предписывавшую кавалерам избегать танцев, а если и танцевать, то с видом скуки и нежелания этого делать, все-таки «легко мазурку танцевал», не умея отказать себе в этом удовольствии.

Что же касается позднего появления героя на балу, то это можно воспринимать как следование столичной моде (на именины Татьяны Онегин с Ленским также являются одними из последних): опоздания были признаком дендизма.

Лишь на праздники, в которых принимал участие император, все приглашенные должны были приходить неизменно вовремя. Особенно строго это правило соблюдалось именно во времена царствования Александра I и Николая I.

Совет

В «Евгении Онегине» не так уж много говорится о женском бальном этикете, но есть одна важная иллюстрация того, как должна была вести себя светская дама:

И что ей душу ни смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон,

Был так же тих ее поклон, —

Так Пушкин описывает встречу уже замужней Татьяны с Онегиным в восьмой главе. Согласно правилам хорошего тона, представительница высшего света никогда, ни при каких условиях не могла показывать собственных чувств. Особой добродетелью считалось присутствие духа и внешнее спокойствие.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

Лаврентьева Е. А. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. М., 2006.

Дуэль Онегина и Ленского. Илья Репин. 1899

Гибель Ленского в шестой главе «Евгения Онегина» стала поворотным моментом для всех героев романа. Герой убит на дуэли лучшим другом; важно, что условия этого поединка вопреки ничтожной причине ссоры и желанию Онегина всего лишь позлить молодого поэта, но не довести эту историю до кровавого конца были довольно жестокими.

Зарецкий тридцать два шагаОтмерил с точностью отменной,Друзей развел по крайний след,

И каждый взял свой пистолет.

Вероятно, расстояние между барьерами было не более десяти шагов, а каждый из стрелявших мог сделать по одиннадцать шагов навстречу друг другу. Более того, в романе нет указания на то, что дуэлянты должны были остановиться после первого выстрела. И это усложнило условия поединка.

Анализ и самой сцены дуэли и приготовлений к ней показывает, что в ее организации был допущен целый ряд ошибок, из-за которых она могла вообще не состояться. Так, Онегин приезжает к назначенному месту с серьезным опозданием, скорее всего — в несколько часов:

Уже редеют ночи тениИ встречен Веспер петухом;Онегин спит себе глубоко.

Уж солнце катится высоко…

Лотман замечает, что, согласно дуэльным правилам, соперники могли отступить от условленного времени лишь на четверть часа, после чего дуэль считалась несостоявшейся.

Обратите внимание

Еще одним нарушением был выбор и поведение секундантов. Во-первых, Зарецкий, сосед и секундант Владимира Ленского, должен был предложить Евгению решить дело миром, однако «встал без объяснений; остаться доле не хотел, имея дома много дел».

Во-вторых, он, дворянин, мог остановить поединок в тот момент, когда узнал, что помощником Онегина будет его слуга, француз Гильо, а ведь секунданты должны быть равными друг другу по статусу. Вместо этого бывший буян и атаман «картежной шайки», каким рисует его Пушкин, хладнокровно развел соперников к барьерам.

Еще одним нарушением было то, что секунданты встретились в день дуэли, хотя должны были обсудить все правила накануне.

Итак, Зарецкий был заинтересован в этом поединке, надеясь, возможно, таким варварским способом разнообразить деревенскую жизнь. Забегая вперед скажем, что герой просчитался. Убийство Ленского оказалась незамеченным, а его могила вне церковной ограды свидетельствует о том, что похоронили молодого поэта как самоубийцу.

Мог ли Евгений самостоятельно отказаться от дуэли, прекрасно понимая, что был не прав? Увы, не мог. Дворянская честь требовала принять этот вызов «иль картель», иначе у героя были все шансы прослыть трусом. Целиться в воздух Онегин тоже не имел права, рискуя оскорбить этим противника.

Что же касается спокойствия, с которым Онегин поднял пистолет и убил друга, то Лотман объясняет поведение героя тем, что тот признает диктат норм поведения, навязанный ему Зарецким, «и тут же, теряя волю, [Онегин] становится куклой в руках безликого ритуала дуэли».

От себя добавим, что поведение Онегина на дуэли сходно с поведением самого Пушкина, для которого подобные поединки не были редкостью.

Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1983.

Пушкин без глянца / сост., авт. вступ. ст. П. Фокин. СПб., 2007.

Источник: https://www.culture.ru/materials/115165/pushkin-i-ego-epokha-v-romane-evgenii-onegin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector