Жанр произведения дубровский пушкина и художественные особенности

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Технология проблемного обучения. «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский» «

Технология проблемного изучения

Учитель:  Вишневская Елена Павловна

ГБОУ СОШ № 78 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Предмет: литература в 6 классе.

Тема урока: «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Тип урока: комбинированный.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология проблемного обучения, поисковый метод, коллективная система обучения,  развивающее обучение, исследовательский метод.

Цели урока:

  • выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.
  • закрепить содержание романа.
  • развить навыки характеристики персонажа, умение учащихся строить свои рассуждения, работать выборочно с художественным текстом.
  • воспитать положительные качества у учащихся на примере героев произведения.

Оборудование и оформление урока:

  • портрет А. С. Пушкина.
  • иллюстрации к отдельным фрагментам урока.
  • опорная схема (закрыта):
«Дубровский»роман?
Социально-философский? Авантюрно-приключенческий?

  • Острота, напряженность сюжета.
  • Неожиданность сюжетного поворота.
  • Интриги.
  • Герои-разбойники.
  • Нарушение хронологической последовательности («Тайная занимательность»).
  • Любовный треугольник.
  • Романтические герои

Ход урока

  • Сообщение учителем цели урока.

Ребята, мы продолжаем говорить о романе А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа, его видах и, обратившись вновь к некоторым страницам пушкинского произведения, определить, к какому типу романов его можно отнести.

  1. Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся).

Что такое роман?

Учащиеся уже знакомы с романом Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века до сегодняшнего дня.

Это большое по объёму произведение, в котором герои показаны в связи с историческими событиями и другими людьми.

Каковы основные признаки жанра романа? Почему «Дубровский» относится именно к этому жанру?

Обратите внимание

Роман прочитан предварительно, и учащиеся могут определить признаки этого жанра в произведении А. С. Пушкина.

1. Достаточно большой объём: произведение состоит из двух томов.

2. На протяжении всего романа происходит довольно много разных событий, которые охватывают большой промежуток времени.

3. События происходят не в одном каком-то месте, а переносятся в разные населённые пункты: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении наблюдается несколько сюжетных линий (дружба и вражда между помещиками Троекуровым и Дубровским, любовная сюжетная линия, Дубровский среди разбойников и т. д.).

5. В романе много героев (Троекуров, Дубровский (старший), Владимир, Маша, князь Верейский. заседатель Шабашкин, кузнец Архип, крестьяне и т. д.).

Совет

6. Прослеживается вся жизнь героев, характеры их даны в развитии, показаны отношения между людьми (часто сложные и противоречивые).

7. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

Перечислив все признаки жанра романа, приведя конкретные примеры из текста,  учащиеся приходят к выводу, что изучаемое произведение и есть роман.

  1. Решение проблемного вопроса урока.

К какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

Для этого необходимо вспомнить, какие типы романов есть. Есть романы социально-философские, сатирические и  авантюрно-приключенческие.

  1. Работа с опорной схемой на доске.

К какому типу роман А.С. Пушкина отнести нельзя?

Роман нельзя считать игровым или сатирическим.

Каким по типу, на ваш взгляд, является роман «Дубровский»?

Роман может быть социально-философским или авантюрно- приключенческим.

Учитель открывает опорную схему.

Каковы признаки социально-философского романа? А авантюрно- приключенческого?

Учащиеся зачитывают на схеме признаки обоих жанров.

Нам предстоит решать основную задачу урока :  определить жанр (тип) романа А. С. Пушкина «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в тексте романа те особенности, которые свойственны авантюрно – приключенческому роману.

  1. «Авантюрно – приключенческий роман и его признаки»:

а) Острота, напряженность сюжета.

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее интересными, запоминающимися:

Ссора двух друзей помещиков Троекурова и старшего Дубровского, смерть последнего, пожар в Кистенёвке, гибель приказных во время пожара, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Дубровского.

б) Неожиданность сюжетного поворота.

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя романа:

Дефорж оказывается Дубровским, затем он, собираясь отомстить помещику Троекурову за смерть своего отца, превращается из благородного офицера в обычного разбойника. Неожиданным кажется и поведение главной героини Маши Троекуровой в конце повествования, когда она отказывается от побега.

в ) Наличие интриг и сцен из авантюрных романов.

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», похищение невесты и, наконец. образы разбойников.

г) Нарушение хронологической последовательности

Учащиеся под руководством учителя составляют план 8 – 11 глав и сопоставляют с хронологией событий :

В романе: По хронологии:
  1. Дефорж в «медвежьей» комнате (глава 8).
  2. Обед у Троекуровых. Отзывы о Дубровском (глава 9).
  3. Спицын в комнате у Дефоржа (глава10).
  4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем (глава 11).
  1. Дубровский встречается с французом Дефоржем (глава 11).
  2. Дефорж в «медвежьей» комнате (глава 8).
  3. Обед у Троекуровых. (глава 9).
  4. Спицын в комнате у Дефоржа (глава 10).

В ходе наблюдений над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает хронологическую последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно, читатель заинтригован, заинтересован во всём происходящем.

д) Любовный треугольник.

Учащиеся определяют любовный треугольник Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником главного героя. И как это бывает в такой ситуации, возникает конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах, во время погони и ранения Дубровского.

е) Романтические герои.

Выступление учащихся получивших предварительное задание – подготовить устный рассказ о главных героях. дать им краткую характеристику.

Сообщение о Владимире Дубровском.

Важно

Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный. храбрый. что особенно ярко проявляется в эпизоде «Дефорж в «медвежьей» комнате».

одно из главных качеств Владимира Дубровского – гордость, чувство собственного достоинства – особенно ярко проявляется в поведении Дефоржа – мнимого учителя в доме Троекуровых и в желании мстить за смерть отца и поруганную честь.

Владимир Дубровский, будучи разбойником, сохраняет жизнь князю Верейскому, отказывается от мести Троекурову (в эпизоде с приказчиком Анны Саввишны Глобовой).

Перечитайте самые трепетные страницы романа, прочитайте так, чтобы услышать Дубровского, голос его сердца.

Чтение эпизодов свидания из главы 12, в которой Дубровский признаётся Маше, что он не Дефорж, что он отказывается от мести её отцу. В главе 15 он отказывается и от мести князю Верейскому.

Каков разбойник-мститель здесь?

Обратите внимание

Он не кровожадный разбойник, он просто влюблённый. Мы видим, что он искренне, сильно любит Машу Троекурову и на всё готов пойти ради неё.

Какая гуманная мысль Пушкина звучит здесь?

Любовь побеждает зло, она облагораживает человека, делает его гуманнее, добрее, человечнее.

В каких словах звучит эта мысль?

«…знайте, что Дубровский рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить…», «никогда злодейство не будет совершено во имя ваше», «… в моём сердце нет места ненависти».

Сообщение о Маше Троекуровой.

Сентиментальная барышня, воспитанная на романах Радклиф, полная аристократических предрассудков, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. Её отношение к людям зависит от их социальной принадлежности.

Совет

Так она не замечает Дефоржа только потому, что он относится,  по её мнению, к категории второсортных людей, слуг.

Но её мнение о нём  меняется после случая с медведем, когда она увидела в учителе человека храброго, гордого, самолюбивого – те качества, которые она видела в литературных героях, благородных рыцарях романов. Она стала испытывать к нему совсем другие чувства —  уважение, симпатию, а в дальнейшем и любовь.

Как можно объяснить отказ Маши от свободы, от избавления от нелюбимого человека?

Слова героини, объясняющие её поведение: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского», «Я согласилась, я дала клятву…».

Это чувство долга, ответственности характерно для пушкинских героинь:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

(«Евгений Онегин»)

В то время обряд венчания имел особенно важное значение в жизни людей. Клятва, данная перед Богом, обязывала супругов быть верными друг другу до конца жизни. Измена же считалась страшным, неискупимым грехом перед Богом.

Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, приходим сообща к выводу, что в романе Пушкина есть все признаки приключенческого романа.

«Социально – философский роман» и его признаки:

Есть ли в романе социальные проблемы?

Сообщение об Андрее Гавриловиче Дубровском и Кириле Петровиче Троекурове.

Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, отставной поручик гвардии (третий по счёту офицерский чин в русской армии); Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (полный генерал, высший армейский чин), богатый помещик.

У  них разное имущественное положение: Дубровский – разорившийся помещик, имеющий одну деревню и 70 душ крепостных, живущий скромно; Троекуров – богатый барин, знатного рода, живущий в роскоши, богатстве, постоянных развлечениях.

Они люди с совершенно разными характерами:  Дубровский – гордый, независимый, решительный, нетерпеливый, прямо высказывающий своё мнение, с чувством собственного достоинства; Троекуров – необразованный, избалованный, пылкого нрава, ограниченного ума, страдающий постоянно от обжорства, своенравный и часто жестокий, властный.

Как в такой характеристике прослеживается авторское отношение к героям?

Обратите внимание
Важно

Пушкин явно симпатизирует Дубровскому, относится к нему с глубоким уважением, сочувствует ему. И, наоборот, в образе Троекурова мы видим сатирическое изображение помещика. Автор иронизирует, насмехается над ним, выражает свою неприязнь и презрение к нему.

[/su_box]

Почему Троекуров такой?

Положение, его права помещика-крепостника дают ему силу, власть, возможность делать всё, что угодно.

Читайте также:  Характеристика и образ петро мелехова в романе тихий дон шолохов

Какова авторская позиция по отношению к крепостному праву?

На примере этого образа Пушкин показывает, насколько пагубно влияет крепостное право на человека, заглушает в нём добрые, нравственные начала.

Почему же тогда Дубровский не такой плохой, ведь он тоже помещик?

Дубровский не столь сильно избалован в силу своего материального положения, привычного скромного образа жизни, к тому же большую роль здесь играют определённые его черты характера.

Есть ли в романе другие социальные проблемы?

В главе 5 крестьяне бунтуют против несправедливого суда отдать их Троекурову, а затем сжигают приказных. Бунтарство крестьян выражается также и в том, что они уходят в лес  и становятся разбойниками. Таким образом, выявляется проблема противоречия крестьян с властью.

Можно ли сказать, что это бунт крестьян против всего крепостного права как общественного явления?

Это бунт не против всего крепостного права, а лишь против несправедливого суда и конкретного, плохого помещика, т. е. это своего рода неосознанный, стихийный, одиночный бунт.

 В романе А. С. Пушкина е есть признаки и авантюрно-приключенческого романа, и элементы социального романа. Мы подошли к главному вопросу урока: к какому типу романов можно отнести это произведение?

Важно

Роман Пушкина всё-таки приключенческий, поскольку в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы и социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор в своём произведении лишь затрагивает социальные проблемы, здесь нет обличения крепостного права вообще.

V. Заключительное слово учителя (связано с финалом романа).

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель мятежников, отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

Домашнее задание.

Выступить в роли автора и завершить роман.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/24/tekhnologiya-problemnogo-obucheniya-zhanrovye-osobennosti

«Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Технология проблемного изучения

Учитель: Вишневская Елена Павловна

ГБОУ СОШ № 78 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Предмет: литература в 6 классе.

Тема урока: «Жанровые особенности романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Тип урока: комбинированный.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология проблемного обучения, поисковый метод, коллективная система обучения, развивающее обучение, исследовательский метод.

Цели урока:

  • выявить особенности жанра романа А. С. Пушкина «Дубровский» и доказать, что роман можно назвать авантюрно-приключенческим.
  • закрепить содержание романа.
  • развить навыки характеристики персонажа, умение учащихся строить свои рассуждения, работать выборочно с художественным текстом.
  • воспитать положительные качества у учащихся на примере героев произведения.

Оборудование и оформление урока:

  • портрет А. С. Пушкина.
  • иллюстрации к отдельным фрагментам урока.
  • опорная схема (закрыта):
«Дубровский»роман?
Социально-философский? Авантюрно-приключенческий?

  • Острота, напряженность сюжета.
  • Неожиданность сюжетного поворота.
  • Интриги.
  • Герои-разбойники.
  • Нарушение хронологической последовательности («Тайная занимательность»).
  • Любовный треугольник.
  • Романтические герои

Ход урока

  • Сообщение учителем цели урока.

Ребята, мы продолжаем говорить о романе А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить изученный материал о жанровых особенностях романа, его видах и, обратившись вновь к некоторым страницам пушкинского произведения, определить, к какому типу романов его можно отнести.

  1. Повторение. Жанровые особенности романа (фронтальный опрос учащихся).

Что такое роман?

Учащиеся уже знакомы с романом Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».

Роман – один из самых популярных эпических жанров со второй половины XIX века до сегодняшнего дня.

Это большое по объёму произведение, в котором герои показаны в связи с историческими событиями и другими людьми.

Каковы основные признаки жанра романа? Почему «Дубровский» относится именно к этому жанру?

Обратите внимание

Роман прочитан предварительно, и учащиеся могут определить признаки этого жанра в произведении А. С. Пушкина.

1. Достаточно большой объём: произведение состоит из двух томов.

2. На протяжении всего романа происходит довольно много разных событий, которые охватывают большой промежуток времени.

3. События происходят не в одном каком-то месте, а переносятся в разные населённые пункты: Кистенёвку, Покровское, Арбатово, Петербург.

4. В произведении наблюдается несколько сюжетных линий (дружба и вражда между помещиками Троекуровым и Дубровским, любовная сюжетная линия, Дубровский среди разбойников и т. д.).

5. В романе много героев (Троекуров, Дубровский (старший), Владимир, Маша, князь Верейский. заседатель Шабашкин, кузнец Архип, крестьяне и т. д.).

Совет

6. Прослеживается вся жизнь героев, характеры их даны в развитии, показаны отношения между людьми (часто сложные и противоречивые).

7. Представлена жизнь целой эпохи (типичная жизнь помещиков, их быт, нравы).

Перечислив все признаки жанра романа, приведя конкретные примеры из текста, учащиеся приходят к выводу, что изучаемое произведение и есть роман.

  1. Решение проблемного вопроса урока.

К какому типу романов мы отнесём пушкинское произведение?

Для этого необходимо вспомнить, какие типы романов есть. Есть романы социально-философские, сатирические и авантюрно-приключенческие.

  1. Работа с опорной схемой на доске.

К какому типу роман А.С. Пушкина отнести нельзя?

Роман нельзя считать игровым или сатирическим.

Каким по типу, на ваш взгляд, является роман «Дубровский»?

Роман может быть социально-философским или авантюрно- приключенческим.

Учитель открывает опорную схему.

Каковы признаки социально-философского романа? А авантюрно- приключенческого?

Учащиеся зачитывают на схеме признаки обоих жанров.

Нам предстоит решать основную задачу урока : определить жанр (тип) романа А. С. Пушкина «Дубровский». Для этого попрошу вас выявить в тексте романа те особенности, которые свойственны авантюрно – приключенческому роману.

  1. «Авантюрно – приключенческий роман и его признаки»:

а) Острота, напряженность сюжета.

Учащиеся называют эпизоды в тексте, которые показались им наиболее интересными, запоминающимися:

Ссора двух друзей помещиков Троекурова и старшего Дубровского, смерть последнего, пожар в Кистенёвке, гибель приказных во время пожара, Дефорж в «медвежьей» комнате, погоня за Машей, ранение Дубровского.

б) Неожиданность сюжетного поворота.

Учащиеся находят необычность ситуации в превращениях главного героя романа:

Дефорж оказывается Дубровским, затем он, собираясь отомстить помещику Троекурову за смерть своего отца, превращается из благородного офицера в обычного разбойника. Неожиданным кажется и поведение главной героини Маши Троекуровой в конце повествования, когда она отказывается от побега.

в ) Наличие интриг и сцен из авантюрных романов.

Ребята вспоминают тайные свидания двух влюблённых, их необычную «почту», похищение невесты и, наконец. образы разбойников.

г) Нарушение хронологической последовательности

Учащиеся под руководством учителя составляют план 8 – 11 глав и сопоставляют с хронологией событий :

В романе: По хронологии:
  1. Дефорж в «медвежьей» комнате (глава 8).
  2. Обед у Троекуровых. Отзывы о Дубровском (глава 9).
  3. Спицын в комнате у Дефоржа (глава10).
  4. Встреча Дубровского с проезжим французом Дефоржем (глава 11).
  1. Дубровский встречается с французом Дефоржем (глава 11).
  2. Дефорж в «медвежьей» комнате (глава 8).
  3. Обед у Троекуровых. (глава 9).
  4. Спицын в комнате у Дефоржа (глава 10).

В ходе наблюдений над текстом учащиеся приходят к выводу, что автор нарушает хронологическую последовательность намеренно, чтобы события выглядели более таинственно, загадочно, читатель заинтригован, заинтересован во всём происходящем.

д) Любовный треугольник.

Учащиеся определяют любовный треугольник Дубровский – Маша Троекурова – князь Верейский, ставший неожиданным соперником главного героя. И как это бывает в такой ситуации, возникает конфликт, достигающий особой напряжённости в последних сценах, во время погони и ранения Дубровского.

е) Романтические герои.

Выступление учащихся получивших предварительное задание – подготовить устный рассказ о главных героях. дать им краткую характеристику.

Сообщение о Владимире Дубровском.

Важно

Дубровский – молодой, образованный офицер, мужественный. храбрый. что особенно ярко проявляется в эпизоде «Дефорж в «медвежьей» комнате».

одно из главных качеств Владимира Дубровского – гордость, чувство собственного достоинства – особенно ярко проявляется в поведении Дефоржа – мнимого учителя в доме Троекуровых и в желании мстить за смерть отца и поруганную честь.

Владимир Дубровский, будучи разбойником, сохраняет жизнь князю Верейскому, отказывается от мести Троекурову (в эпизоде с приказчиком Анны Саввишны Глобовой).

Перечитайте самые трепетные страницы романа, прочитайте так, чтобы услышать Дубровского, голос его сердца.

Чтение эпизодов свидания из главы 12, в которой Дубровский признаётся Маше, что он не Дефорж, что он отказывается от мести её отцу. В главе 15 он отказывается и от мести князю Верейскому.

Каков разбойник-мститель здесь?

Обратите внимание

Он не кровожадный разбойник, он просто влюблённый. Мы видим, что он искренне, сильно любит Машу Троекурову и на всё готов пойти ради неё.

Какая гуманная мысль Пушкина звучит здесь?

Любовь побеждает зло, она облагораживает человека, делает его гуманнее, добрее, человечнее.

В каких словах звучит эта мысль?

«…знайте, что Дубровский рождён был для иного назначения, что душа его умела вас любить…», «никогда злодейство не будет совершено во имя ваше», «… в моём сердце нет места ненависти».

Сообщение о Маше Троекуровой.

Сентиментальная барышня, воспитанная на романах Радклиф, полная аристократических предрассудков, мечтательная, ждущая благородного рыцаря. Её отношение к людям зависит от их социальной принадлежности.

Так она не замечает Дефоржа только потому, что он относится, по её мнению, к категории второсортных людей, слуг.

Но её мнение о нём меняется после случая с медведем, когда она увидела в учителе человека храброго, гордого, самолюбивого – те качества, которые она видела в литературных героях, благородных рыцарях романов. Она стала испытывать к нему совсем другие чувства — уважение, симпатию, а в дальнейшем и любовь.

Как можно объяснить отказ Маши от свободы, от избавления от нелюбимого человека?

Читайте также:  Сочинение анализ оды ломоносова на день восшествия елизаветы петровны

Слова героини, объясняющие её поведение: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского», «Я согласилась, я дала клятву…».

Это чувство долга, ответственности характерно для пушкинских героинь:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

(«Евгений Онегин»)

В то время обряд венчания имел особенно важное значение в жизни людей. Клятва, данная перед Богом, обязывала супругов быть верными друг другу до конца жизни. Измена же считалась страшным, неискупимым грехом перед Богом.

Подводя итоги всем нашим наблюдениям, сопоставлениям, приходим сообща к выводу, что в романе Пушкина есть все признаки приключенческого романа.

«Социально – философский роман» и его признаки:

Есть ли в романе социальные проблемы?

Сообщение об Андрее Гавриловиче Дубровском и Кириле Петровиче Троекурове.

Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, отставной поручик гвардии (третий по счёту офицерский чин в русской армии); Троекуров Кирила Петрович – отставной генерал-аншеф (полный генерал, высший армейский чин), богатый помещик.

У них разное имущественное положение: Дубровский – разорившийся помещик, имеющий одну деревню и 70 душ крепостных, живущий скромно; Троекуров – богатый барин, знатного рода, живущий в роскоши, богатстве, постоянных развлечениях.

Они люди с совершенно разными характерами: Дубровский – гордый, независимый, решительный, нетерпеливый, прямо высказывающий своё мнение, с чувством собственного достоинства; Троекуров – необразованный, избалованный, пылкого нрава, ограниченного ума, страдающий постоянно от обжорства, своенравный и часто жестокий, властный.

Как в такой характеристике прослеживается авторское отношение к героям?

Обратите внимание
Важно

Пушкин явно симпатизирует Дубровскому, относится к нему с глубоким уважением, сочувствует ему. И, наоборот, в образе Троекурова мы видим сатирическое изображение помещика. Автор иронизирует, насмехается над ним, выражает свою неприязнь и презрение к нему.

[/su_box]

Почему Троекуров такой?

Положение, его права помещика-крепостника дают ему силу, власть, возможность делать всё, что угодно.

Какова авторская позиция по отношению к крепостному праву?

На примере этого образа Пушкин показывает, насколько пагубно влияет крепостное право на человека, заглушает в нём добрые, нравственные начала.

Почему же тогда Дубровский не такой плохой, ведь он тоже помещик?

Дубровский не столь сильно избалован в силу своего материального положения, привычного скромного образа жизни, к тому же большую роль здесь играют определённые его черты характера.

Есть ли в романе другие социальные проблемы?

В главе 5 крестьяне бунтуют против несправедливого суда отдать их Троекурову, а затем сжигают приказных. Бунтарство крестьян выражается также и в том, что они уходят в лес и становятся разбойниками. Таким образом, выявляется проблема противоречия крестьян с властью.

Можно ли сказать, что это бунт крестьян против всего крепостного права как общественного явления?

Это бунт не против всего крепостного права, а лишь против несправедливого суда и конкретного, плохого помещика, т. е. это своего рода неосознанный, стихийный, одиночный бунт.

В романе А. С. Пушкина е есть признаки и авантюрно-приключенческого романа, и элементы социального романа. Мы подошли к главному вопросу урока: к какому типу романов можно отнести это произведение?

Важно

Роман Пушкина всё-таки приключенческий, поскольку в нём есть все признаки этого жанра, причём ярко выраженные. И хотя есть элементы и социального романа, мы не можем отнести его к этому разряду, так как автор в своём произведении лишь затрагивает социальные проблемы, здесь нет обличения крепостного права вообще.

V. Заключительное слово учителя (связано с финалом романа).

Произведение заканчивается неожиданно, есть ощущение незавершённости. Это связано с тем, что автор не видит продолжения истории. Дубровский исчерпал себя как предводитель мятежников, отряд его разгромлен правительственными войсками. Герою остаётся только уехать за границу.

Домашнее задание.

Выступить в роли автора и завершить роман.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/45596.html

каковы особенности жанра романа А. С Пушкина «Дубровский»

นрนнล ㋛ Высший разум (2282353) 6 лет назад«Повесть как эпический жанр. А. С. Пушкин «Дубровский» : трагические последствия конфликта между бывшими сотоварищами, сослуживцами, соседями» .

Жмите на ссылку и читайте…)))

«Какой жанр произведения «Дубровский» ? Некоторые исследователи считают, что это повесть, а некоторые придерживаются другой точки зрения, утверждая, что «Дубровский» – роман. Чем отличается роман от повести? Правильно, объемом. Но так как произведение не было завершено Александром Сергеевичем, мы не знаем какой объем предполагался, поэтому трудно однозначно дать ответ, на вопрос роман это или повесть.

Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю.

Совет

Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства.

Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет. «

Источник:

СТЕПАН САЛОВ Ученик (166) 3 года назад»Какой жанр произведения «Дубровский» ? Некоторые исследователи считают, что это повесть, а некоторые придерживаются другой точки зрения, утверждая, что «Дубровский» – роман. Чем отличается роман от повести? Правильно, объемом. Но так как произведение не было завершено Александром Сергеевичем, мы не знаем какой объем предполагался, поэтому трудно однозначно дать ответ, на вопрос роман это или повесть.

Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю.

Совет

Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства.

Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет. «

ольга барсукова Ученик (160) 2 года назад»Какой жанр произведения «Дубровский» ? Некоторые исследователи считают, что это повесть, а некоторые придерживаются другой точки зрения, утверждая, что «Дубровский» – роман. Чем отличается роман от повести? Правильно, объемом. Но так как произведение не было завершено Александром Сергеевичем, мы не знаем какой объем предполагался, поэтому трудно однозначно дать ответ, на вопрос роман это или повесть. Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П. В. Нащокина, который был другом поэта, «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А. С. Пушкина легли жизненные обстоятельства.

Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет. «

Источник: http://forfeelfuck.blogspot.ru/2011/12/blog-post_556.html

Игорь Филатов Знаток (289) 2 года назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/81917622

Открываем роман А. С. Пушкина « Дубровский ». Роман как эпический жанр ( Роман ( франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, — презентация

1 Открываем роман А. С. Пушкина « Дубровский »<\p>

2 Роман как эпический жанр ( Роман ( франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества и исторической обстановкой.<\p>

3 Роман : 1. Большое повествовательное произведение ; 2. Имеет разветвлённый сюжет. 3. Много героев. 3. Повествование вязано с исторической обстановкой.<\p>

4 Действие романа А. С. Пушкина происходит в 1820 году.<\p>

5 Богатая дворянская усадьба<\p>

6 Внутреннее убранство дома<\p>

7 На псарне<\p>

8 Усадьба небогатого дворянина<\p>

9 Барин и крепостные крестьяне<\p>

10 Пришли на поклон<\p>

11 Словарь эпохи Дворянин Барин Крепостной крестьянин Холоп Псарь Генерал — аншеф Поместье Отъезжее поле<\p>

12 Троекуров и Дубровский<\p>

13 Тема урока : Дубровский и Троекуров : история дружбы и вражды<\p>

14 Троекуров Дубровский Социальное положение Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и не­зависим Качества характера Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома Занятия Праздность, дом полон гостя­ми, буйные увеселения, стра­дал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах Горячий охотник Отношение соседей Рады были угождать, трепе­тали при его имени Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать Отношение к крестьянам Относился строго и своенравно Доброе Общее в судьбах героев Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями<\p>

15 Прилагательные для характеристики : Подобострастный, надменный, благородный, вспыльчивый, гордый, своенравный, угодливый, смелый, справедливый, мстительный, наивный, совестливый, горячий, тщеславный, насмешливый, независимый, строгий.<\p>

16 « Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровыми бедным его соседом, и удивлялись смелости последнего, когда он за столом у Кирилы Петровича высказывал своё мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина ». « Нечаянный случай всё расстроил и переменил »<\p>

17<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1317674/

Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский»

ДУБРОВСКИЙ

Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский»

Принято считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по объему «Дубровский» скорее повесть.

Большое внимание в романе уделено обличению «барства дикого» . Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова.

Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах (отношение к крестьянам, дворовым, сцена с медведем, тяжба с Андреем Дубровским). В образе Верейского, аристократа-англомана, обличается деспотизм (отношение к Маше Троекуровой).

Реализм в изображении барства сочетается в романе с идеализацией старинного дворянства (Дубровские: честь, достоинство, моральные и нравственные устои). Обличение продажного чиновничества нашло свое отражение в сцене неправедного суда и образе заседателя Шабашкина.

Обратите внимание

В основе истории Андрея Дубровского лежит подлинное дело поручика Ивана Муратова. Пушкин еще до Гоголя обращается к теме продажности и паразитической сущности чиновничества (сцена пьянства чиновников в имении Дубровского).

Другим важным аспектом является тема народного восстания, изображенная в романтической традиции.

Реалистические тенденции связаны с общим сатирическим пафосом произведения и образом кузнеца Архипа, но романтизм преобладает (выбор жанра: авантюрно-приключенческий роман о благородном разбойнике; композиция: любовь благородного разбойника к дочери своего врага, ситуация переодевания, ситуация мести за поруганную честь).

Владимир Дубровский — типично романтический герой, реалистических черт в нем почти нет. Читателю ничего не известно о его быте, социальном окружении. Образ Владимира Дубровского дан в развитии: честолюбивый и беспечный мот становится защитником угнетенных, благородным мстителем.

Образ не обладает реалистической цельностью и художественной завершенностью. Владимир не типичен по положению, в которое поставлен обстоятельствами предводитель крестьян-повстанцев. Пушкин идеализировал своего героя и строил его взаимоотношения с крестьянами на патриархально-идиллической преданности.

В «Дубровском» Пушкин верно наметил общее решение проблемы отечественного реалистического романа, органично соединив идейность и авантюрность, интригу.



Источник: https://scribble.su/short/kratkoe/52.html

«Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин.

В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом.

Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Важно

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский».

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских.

Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир.

Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание.

В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает.

Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Совет

Затрагивается в романе и тема народного бунта. Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину.

«Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет», – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием.

Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями.

Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения.

Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно.

Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес.

Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Обратите внимание

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним.

Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки.

Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», — писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

  • «Дубровский», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Дубровский»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/777-dubrovskii-analiz

Ссылка на основную публикацию