Анализ и мораль басни лягушки просящие царя крылова 8 класс

Анализ и мораль басни Лягушки просящие царя Крылова 8 класс

Эта басня очень забавно доносит до читателей простую истину, что люди всегда недовольны, но им нужно быть очень осторожными со своими желаниями.

Вот жили лягушки счастливо и свободно. Что им так не жилось? Но придумали себе, что нужен им царь. Стали они молить богов, которые, хоть обычно глупых лягушек не слушают, но тут решили помочь. Сам Зевс послал им царя!

Сначала народ обрадовался – такой царь у них хороший и серьёзный. Он и высокий, и статный, заметный. Все его зауважали сначала, но постепенно пригляделись, страх свой пережили, стали приближаться… И тут-то они поняли, что царь этот буквально чурбан. И вот уже лягушки к нему садятся спиной, а кто посмелей, так и запрыгивают на сам чурбан. Чего бояться? И толку от такого «царя» мало…

Обратите внимание

Вот они опять стали молить богов дать им царя – «нормального». Юпитер в этот раз решил помочь (или пошутить) и поставил над этим народом журавля – их врага.

Известно ведь, что журавль питается лягушками! Вот и стал он суровым царём, чуть кто квакнет, так он его и съедает. Вот так почти всех и поел: на завтрак, обед, ужин.

Лягушкам оставалось только прятаться и молчать, но богов в покое они, конечно, не оставили.

Опять заплакали лягушки. Стали богам жаловаться, что это царь им плох. Конечно, народа всё меньше остаётся! Но боги тут в ответ, что «чурбан» лягушкам не понравился, журавль тоже, а что им, вообще, нормально не жилось без царя? И ничего не стали менять. А ещё и пригрозили, что с новым царем может стать всё совсем плохо. Так теперь журавль и контролирует остатки лягушачьего народа.

Интересно, что в этой басне нет прямой морали, она заключается только в ответе богов. В произведении много устаревших слов, к примеру: «пометались», «почто»… Написана она одной строфой, здесь есть и описания, и диалоги с вопросами и восклицаниями.

Эту историю можно иногда и на свою жизнь перенести. Вот просишь домашнее животное, а потом оказывается, что с ним гулять надо.

Анализ 2

Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом.

Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными, то способными самим организоваться собственное общество без выполнения принуждения и власти друг над другом.

Некоторые наоборот считают людей нуждающимися в различных вариантах власти и иерархию сообщества – основным компонентом, который требуется для гармоничного существования.

Важно

Крылов в своей басне в иносказательной форме рассматривает этот вопрос и довольно унизительно сравнивает людей с лягушками, которые без царя не могут нормально существовать, им нужен, кто-то, кто будет управлять, кто-то для кого они могут служить. Сам этот факт является довольно печальным, но в какой-то степени очевидным также как факт связи любопытства и страха. Как говорят психологи, у людей всегда есть выбор между любопытством и страхом и именно этот выбор определяет поведение.

Миролюбивого царя Крылов представляет как осиновый чурбан, с которым возможно поступать практически любым образом, только лягушки поначалу этого не знают.

Их поведение держится н раболепии и страхе, но любопытство берет свое и со временем они начинают вести себя бесцеремонно.

После того как они фактически низводят этого царя до своего уровня (могут даже посидеть на чурбане и подобное) любопытство тоже завершается и хочется чего-то нового, лягушкам снова скучно.

Тогда приходит новый царь, который является цаплей, а цапли, как известно, едят лягушек. Этот вариант представляет собой сравнение с суровой властью, которая внушает только страх и подчиняет, о любопытстве теперь никто и не думает.

Лягушки снова взывают к Небесам, они просят Юпитера о снисхождении, но получают суровый ответ на собственные мольбы: аист для вас самый лучший вариант, так как хуже быть не может, поэтому вы более не станете скорбеть, останется только смириться с ситуацией и вы сможете жить как хотели с царем.

Вероятно, в этой басне Крылов высмеивает как таковой инстинкт подчинения у людей.

Делегируя собственные полномочия каким-либо властителям и как бы снимая с себя ответственность, они тем самым также утрачивают и собственные полномочия.

Поэтому таким лягушкам остается только смириться с ситуацией и оставаться под властью сурового правителя, который является собой самый худший вариант из возможных.

← Анализ и мораль басни Демьянова уха ← Анализ басни Слон и Моська↑ КрыловАнализ и мораль басни Обоз → Анализ и мораль басни Две Бочки →

  • Сочинение на тему Роль родительского наставления в жизни человекаРодительское слово имеет огромное значение практически для каждого человека. Недаром ранее так трепетно относились к родительскому благословению и каким-то подобным делам.
  • Композиция романа Пушкина Евгений ОнегинРоман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.
  • Сочинение Анализ повести Детство ГорькогоВ известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.
  • Анализ произведения Платонова Еще мамаНебольшой по объему рассказ А. П. Платонова «Еще мама» – это описание событий, связанных с новым, сложным, но интересным этапом в жизни мальчика по имени Артем. По достижении 7 лет он поступает в школу
  • Сочинение на тему Слово делом крепи 8 классНередко можно услышать от дедушек, бабушек и даже от родителей известную поговорку – «Слово делом крепи». Что она означает? То, что человек всегда должен исполнять данные им обещания и никогда не говорить просто так.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/krylov/analiz-i-moral-basni-lyagushki-prosyashchie-carya

Анализ басни “Лягушки, просящие царя” И. А. Крылова :

Басни Крылова являются произведениями особого сатирического жанра, который был унаследован еще с эпохи античности.

Во времена классицизма басни считались «низким» жанром, и поэтому в них часто звучала простая речь, свойственная обычному разговору. Героями басни «Лягушки, просящие царя», являются обитательницы болота.

Но, конечно, это умело используемая автором аллегория. Произведение датировано 1809 годом.

Сюжет

В анализе басни «Лягушки, просящие царя» школьнику необходимо рассказать о главных героях произведения. В ней рассказывается о лягушках, которые взывают к небесам с просьбой дать им правителя. И великий Зевс внимает их молитвам – дает им тихого и спокойного царя, который не омрачает жизни обитательниц болота.

https://www.youtube.com/watch?v=dYOSrDneDi4

Но и в этом случае лягушки начинают роптать на небеса. Ведь этот правитель ничего от них не требует. И тогда разгневанный властитель мира посылает им другого царя – такого, который карал их без суда и следствия. Снова они обратили свои молитвы к небесам.

Но на сей раз Зевс не стал внимать их просьбе. Ведь теперь они виноваты сами. Глупые лягушки не ценили того, что у них имелось, а теперь им приходится расхлебывать последствия своей недальновидности.

Бог отвечает им, что теперь лучше молчать, чтобы не случилось чего-нибудь еще хуже.

План литературного анализа

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» по плану может включать в себя следующие пункты:

  1. Когда было написано произведение, кто автор.
  2. Сюжет.
  3. Главные герои, их характер (в данном случае лягушки).
  4. Какие пороки высмеивает баснописец? В этом произведении Крылов пишет о глупости лягушек, их неумении ценить имеющееся.
  5. Особенности языка басни.

Недостатки главных героев

Проводя анализ басни «Лягушки, просящие царя», учащийся может подчеркнуть: претензия на право иметь собственное мнение у лягушек не подкреплена готовностью самостоятельно принимать важные решения.

Это и приводит к печальным последствиям для обитательниц болота. Баснописец изобразил образы трусливых обывателей с иронией, наделив их обликом лягушек. Чванство их заканчивается весьма трагически.

Произведение вызывает грусть еще и потому, что такая ситуация нередко имеет место в реальности.

Мораль

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» будет неполным без выделения морального аспекта.

Ее читатель может найти в словах бога Юпитера, который искренне недоумевает, почему лягушки не могли жить счастливо, когда у них были для этого все условия.

Эти слова вполне применимы в тех ситуациях, когда люди обладали возможностями улучшить свое положение. Однако не воспользовались этими шансами. И после этого они жалуются окружающим на несчастья.

Совет

Баснописец в иносказательной форме пишет о тех людях, которые готовы передать самоопределение в чужие руки. Они не желают организовывать свою жизнь. Словно глупые лягушки, такие люди хотят следовать распорядку, устанавливаемому извне.

Однако подобные обыватели никогда не бывают довольными сложившейся ситуацией. Причиной этому может быть или реально нависшая над ними опасность, или же их глупость и неумение ценить то хорошее, что имеется.

Ведь тот, кто не хочет брать ответственности за свою жизнь, обладает самыми примитивными интересами, одним из которых является бессмысленное проявление наглости и критиканство.

Чему не могут научиться лягушки

В анализе басни Крылова «Лягушки, просящие царя» учащийся может указать, что урок, который автор преподносит людям, заключается в следующем: глупо хотеть резко изменить свою жизнь, если не брать в расчет того, что общество должно меняться постепенно, в соответствии с ходом истории. И лягушки исходят только из собственных представлений о том, какой должна быть власть. Однако их ума не хватает на то, чтобы понять, в каком темпе должны развиваться общественные отношения. За это они получают наказание с небес.

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»: особенности лексики

В басне используется немало лексических единиц, придающих произведению особую образность. Например, слово «пособить» означает «оказать помощь». А вот словосочетание «осиновый чурбан» символизирует грубость, неотесанность. Фраза «черный год» означает период времени, в течение которого приходится сталкиваться с неудачами и страданиями.

Источник: https://www.syl.ru/article/360302/analiz-basni-lyagushki-prosyaschie-tsarya-i-a-kryilova

Мораль басни “Лягушки, просящие царя”

Вы здесь

Мы не только сейчас сделаем анализ басни “Лягушки, просящие царя”, но и увидим, какая мораль басни. Автор этого замечательного произведения – Иван Андреевич Крылов. Конечно, произведение было написано два века тому назад, но и сегодня оно не потеряло своей актуальности. Чтобы убедиться в этом, для начала рассмотрим сюжет басни, а он достаточно короток.

Чтобы подчеркнуть главную тему, автор прибегает к аллегории, то есть главные герои – это животные. Жительницы болот как-то захотели, чтобы у них появился царь. Они стали просить об этом Зевса, и тот в свою очередь поставил над ними правителя, которым оказался осиновый чурбан.

Хотя лягушки побаивались его, очень скоро они поняли, что царь безобиден – он даже не сделал им ни одного упрека и не мешал их жизни, все позволяя. Однако и пользы от такого царя было мало.

Тогда лягушки решили, что другой правитель окажется лучше, и высказали Зевсу соответствующую просьбу.

Чтобы увидеть мораль басни “Лягушки, просящие царя”, посмотрим, что случилось дальше. Действительно, на смену первому пришел новый царь – Журавль, и оказался он куда проворнее, но Журавль съедал даже невиновных ни в чем лягушек, от чего их жизнь превратилась в настоящий кошмар. Снова попросив правителя, уже третьего по счету, лягушки получили отказ.

В чем мораль басни

Мораль басни – это самое главное в таком роде произведений. Другими словами, прочитав басню, надо задуматься, чему она может научить и как не повторять ошибок в своей жизни.

Здесь, когда мы говорим о морале басни “Лягушки, просящие царя”, видно, что перемены не происходят на пустом месте и мгновенно. Природа устроена так, что все планомерно развивается и всему свое время.

Не стоит торопить события и ради неведомого отказываться от того, что есть сейчас.

Обратите внимание

Например, подождав немного, когда царем лягушек был чурбан, они бы поняли, что и общение с ним и его правление может быть полезным.

По сути, требовалось время, чтобы приспособиться к этому правителю и новым обстоятельствам.

Постоянно желая перемен, появляется ненасытимость, и человек никогда не получит желаемое, он всегда будет чем-то недоволен. Это видно благодаря анализу басни “Лягушки, просящие царя”.

Общество всегда имело серьезный недостаток, и автор басни смог замечательно его подчеркнуть. Люди постоянно хотят перемен, они не принимают существующий порядок, им не нравится текущий уклад, они стремятся к новой жизни. Разве этой плохо? С одной стороны, нет.

Но плохо не сама тяга к лучшему, а неумение замечать то хорошее, что есть на данный момент. К тому же баснописец Крылов хотел ярко выразить мысль о том, что царя, который бы идеально всех устраивал – не бывает.

Вполне возможно, что следующий царь, пришедший на смену предыдущему, будет намного хуже.

Итак, анализ произведения и мораль басни “Лягушки, просящие царя” очень понятны. Легко запомнить главное. Прочитайте басню целиком, если вам еще не удалось этого сделать, чтобы убедиться в правильности сделанного нами вывода. Рекомендуем к прочтению другие статьи нашего литературного блога.

Читайте также:  Анализ рассказа белогрудка астафьева

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/moral-basni-lyagushki-prosyashchie-carya

Методическая разработка по литературе (8 класс) на тему: И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки , просящие царя», их историческая основа

Урок  по  литературе  в  8  классе  

И.А. Крылов. Басни  «Обоз»  и « Лягушки , просящие  царя», их  историческая  основа.

Задачи урока :

-изучение  творчества  И. А. Крылова  в  контексте  исторических  и  культурных  событий  19  века.

– повышение  качества  чтения , уровня  восприятия  и  глубины  проникновения  в  художественный  текст.

– обучение  грамотному  анализу   прочитанного  художественного  произведения , умению  аргументированно  высказать  свое  суждение   о прочитанном  тексте.

– формирование  навыков  выразительного  чтения , совершенствование  речи  учащихся.

– работа  с  терминологией :  басня , мораль, аллегория.

– интегрирование  уроков  литературы  и  информатики : создание  презентаций   учащимися  по  материалам   учебной  экскурсии  в  музей – усадьбу  семьи  Олениных  Приютино  .

Тип  урока : изучение  нового  материала

                            Ход  урока.

 Организационный  момент .

Знакомство  с  биографией  И.А. Крылова . Выступления  учащихся. ( презентации  учащихся  по  материалам  учебной  экскурсии   в   Приютино.)

А) И.А. Крылов  и  семья  Олениных.

Дом  Алексея  Николаевича  и  Елизаветы  Марковны  Олениных  в  Петербурге  стал  известен  в  литературной, художнической , театральной  и  научной  среде  столицы  с  конца  18  столетия , славился  гостеприимством  и  никогда  не  пустовал.

Многочисленные  родственники , друзья  хозяев  и  сослуживцы  Алексея  Николаевича  были  желанными  здесь  гостями.

Важно

Авторитет  хозяина – знатока  и  ценителя  древностей, истории  и  классического  искусства  – был  настолько  велик  , что к  его  мнению  обычно  прислушивались , у  него  искали  совета  и  покровительства,  к  нему  приносили  на  суд  научные , литературные  и  художественные  произведения  молодые  и  зрелые  ученые , литераторы  и  художники.

Вторым  домом  для  Олениных  и  их  друзей  стала  загородная  дача , с  многообещающим  названием  Приютино, которая  находилась  за  Охтенским  пороховым  заводом  под  Петербургом.

 Очень  скоро  дача  превратилась  стараниями  и  талантами  хозяев  в  одно  из  самых  притягательных   и  известных  культурных   гнезд под  Петербургом.  Дачу  величали  приютом  муз  и  граций.

 Исключительность  дома  Олениных  состояла  в  том ,  что  его  хозяева  были  наделены  удивительной   способностью создать  у  себя  атмосферу  радушия , гостеприимства, терпимости.

Иван  Андреевич  был  верен  семье  Олениных . Окончив  дежурство  в  библиотеке , баснописец  пешком  отправлялся  по  шумным  улицам  Петербурга  к  дому Олениных.  Шел  не  спеша  ,часто  останавливаясь  и  всматриваясь  в  уличные  сценки , возникавшие  едва ли  не  на  каждом  шагу. Иногда  Крылов  при  ходьбе  отсчитывал  шаги  и  переводил  их  в  версты.

Согласно  сохранившимся  планам  и  описанию  усадебных  построек , на  берегу  речки  была  построена  в  кирпиче  просторная  господская  баня  с  жилыми  покоями  над  нею ,  в  которых  предпочитал  жить  в  Приютине  Крылов. Жилые  комнаты  имели  выход  на балкон , откуда  открывался  вид  на  речку  Лубью  и  заречные  луга.

В  Приютине  Крылова  всегда  ждали ,  здесь  о  нем  заботились , старались  угодить, попотчевать , особенно  дети , которые  росли  на  глазах  стареющего  баснописца. У  Ивана  Андреевича  было  ласковое  прозвище  Крылочка.

Б) Историческая  ситуация 1812  года.                                         Вторжение  в  пределы  России  в  1812 году  армии  Наполеона  во  многом  изменило  образ  жизни  в  доме  Олениных.

Совет

Пером , кистью , типографской  листовкой  единодушно  откликнулись  на  тяжкие  события  войны  с  узурпатором  Наполеоном  обитатели ,  домочадцы  и  многочисленные  друзья  дома  Олениных.  В  трудные  для  России  дни  1812 года  Крылов  не  бросил  пера.

Зачастую  поводом  для  написания  новой  басни  служили  сведения  , почерпнутые  из  реляций.

Однажды  в  столицу  пришло  известие , что  Наполеон  вскоре  после  оставления   Москвы  направил  в  ставку  Кутузова  генерала  Лористона  с  предложением  начать  мирные  переговоры.  Кутузов  отклонил  их  , а  через  некоторое   время  нанес  поражение  французам  при  Тарутине.

Крылов  не замедлил  откликнуться  на  это  событие  басней.  В один  из  вечеров  он  прочитал  собравшимся  в  Приютине   басню  «Волк  на  псарне». Эту  басню  Кутузов  читал  сам  после  сражения  под  Красным.

Вскоре  последовала  новая  басня  Крылова. Она появилась  после  рескрипта  царя  к  Кутузову ,  в  котором  выражалось  неудовольствие  медлительностью  полководца.  Мудрость Кутузова  была  по  душе  мудрому  и  никогда  не  спешащему  Крылову.

 В  басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность , которые приходят  с  годами  и  опытом.

  В морали  басни  явный намек  на  Александра  1 ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам.

Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках , печались  в  походной  типографии  Кутузова. Поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил :  «…Его  басни  переживут  века…»

 Работа  по  теме  урока.

А) Выразительное  чтение  басни  «Обоз».

Обратите внимание

Басню  читает  заранее  подготовленный  ученик , можно  первое  знакомство  с  басней  осуществить  посредством  прослушивания  фонохрестоматии ,  где  басню  читают  артисты  театра.                                     ( Фонохрестоматия  к  учебнику  « Литература . 8  класс» ; В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Издательство  «Просвещение» 2010г.)

Б) Анализ  басни .

–  О  чем  рассказывает  басня  « Обоз» ?

       – Какую  картину  она  рисует ?

     –  В  каких  строчках  заключена  мораль  басни ?

     –  В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого  морального  вывода ?

      –  Какие  русские  пословицы  и  поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью ?

       –  Что  такое  аллегория  в  басне ?

В) Чтение  статьи  учебника.

Давайте  прочитаем  статью  учебника , в  которой  говорится  о  том,  кого  и  что  подразумевал  И.А. Крылов  в  своей  басне.

– В  какой   части  басня  намекает  на  Аустерлицкое  сражение ?

4. Итог  урока  и  домашнее  задание.

 Прочитать  дома   басню  «Лягушки , просящие  царя».

Подготовить  небольшой  рассказ  на любую  тему , закончив  его  моралью  из  басни  «Обоз». 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/15/ia-krylov-basni-oboz-i-lyagushki-prosyashchie-tsarya-ikh

Конспект урока по Литературе “И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ» и «ОБОЗ»”

И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ « ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ» и « ОБОЗ». ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

ЦЕЛИ УРОКА: расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: чтение басен, беседа по басням.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе;

Басня – эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания;

Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления;

Эзопов язык – (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации разных художников к басням И.А.Крылова.

ХОД УРОКА.

К творчеству И.А.Крылова , баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями.

Поэтому урок начнем с повторения изученного материала.

а ) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.)

б ) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.)

Важно

в ) Редактором, автором и издателем каких трех журналов был Крылов? («Почта духов»1789г. ; «Зритель» 1792г.; «Санкт-Петербургский Меркурий» 1793г.)

г ) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.)

д )Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? ( 9 ).

е ) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? ( Петр Карлович Клодт).

ж ) Из каких басен Крылова взяты эти выражения:

– «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»).

-«Избави Бог и нас от этаких судей».(«Осел и соловей»).

-«Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»).

-«Забудем прошлое, уставим общий лад».(«Волк на псарне»).

-«Как ни полезна вещь, цены не зная ей

Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»).

-«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»).

3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

– А вот что вам известно об И.А.Крылове?

(Учащиеся вспоминают известные факты из жизни и творчества.)

«Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца,- писал В.Г.Белинский, – мы видим в нем нечто большее. Басни только форма; важен тот дух, который также выражался бы и в другой форме.

Басни Крылова, конечно, басни, но сверх того и нечто большее, нежели басни… Басни Крылова – не просто басни, это повесть, комедии, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басни».

Сам Крылов чтением своих басен подчеркивал простоту, естественность их народной речи, их реализм. Все воспоминания об исполнении им своих басен говорят об этом. Так, С.

Жихарев (автор содержательных воспоминаний о своем времени, имеющих особенно большое значение для истории русского театра), выслушав чтение Крылова, записал: «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенной выразительностью; всякий стих так и врезывается в память. После него , право, и читать совестно».

Естественность и простота его чтения были так велики, что исполнение им своих басен иногда и не называли «чтением» , а говорили, что он «рассказывает свои басни».

Как велики художественные достижения Крылова – баснописца, вернее всего можно судить по отзывам о нем русских писателей и критиков, ему современных и следовавших за ним , а вслед за тем и по использованию его басенного наследия.

Басенная традиция продолжена в творчестве поэтов нашей эпохи – В. Маяковского, С. Михалкова и , конечно, Д. Бедного, который в 1944 г. писал о Крылове: «Как же народу было не полюбить своего родного заступника, который в некоторых случаях отваживался так дерзить народным угнетателям, что только диву даешься, как могли подобные дерзостные басни увидеть свет».

Совет

В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г.

По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке.

Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен («Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги.

Вот он в «Лягушках, просящих Царя»:

Царь на диво был им дан

Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен;

Дородством, ростом великан.

Ну, посмотреть, так это чудо!

Одно в Царе лишь было худо:

Царь этот был осиновый чурбан.

На смену ему появляется другой, этот:

Не любит баловать народа своего:

Он виноватых ест, а на суде его

Нет правых никого.

С утра до вечера их Царь по царству ходит

И всякого , кого ни встретит он,

Тотчас засудит и – проглотит.

Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь – «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».

Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни.

Лягушкам стало неугодно

Правление народно,

И показалось им совсем не благородно

Без службы и на воле жить.

Чтоб горю пособить,

То стали у богов Царя они просить.

Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,

На сей однако ж раз послушал их Зевес:

Дал им Царя…

Здесь , в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость – променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения.

Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе – нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже.

«Так в чем же выход?» – может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении.

Читайте также:  Сравнительная характеристика остапа и андрия в повести тарас бульба сочинение 7 класс таблица

– Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца?

– С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова?

– О каких новых баснях вы узнали?

5. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ».

6. БЕСЕДА ПО БАСНЕ,

– О чем эта басня?

(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому).

– Что же происходит в басне?

– Почему нам смешно и грустно одновременно?

(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит – и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.)

– В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

– В каких строчках заключена мораль басни?

– Кто ее произносит?

7. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ОБОЗ».

– О чем эта басня?

– Какова мораль басни «Обоз»?

– К каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

а ) Выучите наизусть басню по выбору.

б ) Нарисуйте иллюстрации к любой басне.

в ) Подумайте и ответьте, каков смысл иносказаний в этих баснях?

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-iakrilov-basni-lyagushki-prosyaschi.html

Творчество И. А. Крылова. Басня “Лягушки, просящие Царя”

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 10

Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Учитель Санкина Г. И.

п. Зимовники

Урок по развитию речи в 7-м классе. Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Цели:

  1. познакомиться с жизнью и творчеством знаменитого художника;

  2. подобрать нужный материал к сочинению, умение учащихся описывать картину;

  3. привить любовь к прекрасному.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Звучит музыка о зиме.

Учитель: Зима! Какое наслаждение! Ребята, посмотрите в окно: снег идет, все искрится от снега, кругом белым- бело- какая красота. Улыбнитесь друг другу и порадуйтесь зимушке- зиме. А что нравится вам делать зимой?

Учащиеся отвечают ( играть в снежки, кататься с горки, играть в хоккей).

Учитель: Многие поэты, писатели посвящали свои творения этому прекрасному времени года. Замечательные художники тоже изображали на своих полотнах зиму. Известны ли вам они?

Учащиеся перечисляют картины:

Учитель: И одним из таких художников был Василий Суриков, который написал картину «Взятие снежного городка». Сегодня мы будем подбирать и готовить материал к написанию сочинения по этой картине. Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учащиеся:

  • интересно было бы узнать о жизни и творчестве художника;
  • Научиться составлять словосочетания, предложения по теме;
  • Подбирать слова для описания;
  • Научиться что-то сравнивать;
  • Работать со словарями, находя нужный материал.

Высвечиваются на доске цели урока:

Вот этим мы и будем заниматься сегодня на уроке.

Кто же этот замечательный художник, который привлек наше внимание своей картиной. Раньше вы слышали о нем?

Учащиеся заранее готовили материал о художнике.

1-й ученик. Василий Иванович Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. Семья принадлежала к старинному казачьему роду.

Любимым развлечением в Сибири были охота и кулачные бои. С малых лет Суриков с отцом ходил на охоту. От матери перенял любовь к старине, к малой родине, унаследовал чувство прекрасного.

2-й ученик. Тяга к рисованию появилась с малых лет. После смерти отца жилось очень трудно. Талант юного художника заметил золотопромышленник П. И. Кузнецов, который предоставил ему стипендию на обучение в академии художников в Петербурге, которую он закончил с золотой медалью.

3-й ученик. В. И. Суриков делал росписи храма Христа Спасителя, изображал сцены из старинной жизни.

Слайды:

  1. «Утро стрелецкой казни»

  2. «Боярыня Морозова»

  3. «Переход Суворова через Альпы».

Ребята, как вы думаете, что объединяет эти картины? Да, наверняка, и фамилии вы слышали.

Учащиеся: Да, все эти картины объединены одним- они посвящены историческим событиям, реальным событиям и людям. А вот эта картина « Взятие снежного городка» отличается своей направленностью, необыкновенностью.

Учитель: Вернемся к картине. Сейчас разделимся на группы и будем работать.

1 группа. Какой момент игры изобразил художник на картине? ( самый главный, напряженный, кульминационный, всадник в полете, разбивает стену).

2 группа. Удалось ли художнику передать эмоции людей, какая игра. Назовите глаголы, которые отражают действия людей. ( игра живая, захватывающая, оживленная, всадник в стремительном полете, конь копытом сбивает преграду; глаголы- провожают зиму, смеются, радуются, веселятся, приглашают).

3 группа. А как ведут себя другие участники игры? ( ведут по- разному: кто-то кричит, кто-то машет хворостинкой, кто-то свистит).

4 группа. А как вы думаете интересна ли игра зрителям? ( конечно, ведь собралось много людей, стоят близко к крепости, с интересом наблюдают, переживают, равнодушных нет).

Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочетания из каждой группы.

Учитель: А вам знакома такая игра? И какие вам известны зимние забавы?

Учащиеся: Именно такая игра нам не знакома, но мы с ребятами

  1. Строим снежную крепость и снежками пытаемся ее разбить. Просто играем в снежки, бросаем их на дальность.

  2. А еще нам нравится праздник «Проводы зимы»; он проводится на масленицу, где все веселятся, водят хороводы, сжигают чучело, едят блины, поют песни.

Учитель: Вот и наши юные художники запечатлели моменты праздника у нас в поселке. ( прикрепить рисунки).

Работа в группах ( по картине).

1 группа. Что говорит нам об атмосфере праздника? ( праздничная одежда, сани разряженные, люди радостные, веселые).

2 группа. А как вы думаете чья это игра? ( пришли все люди, а значит всеобщая, участвуют и стар, и млад).

3 группа. Ребята, продолжите ряд слов, к таким явлениям, как

Зима-снег, мороз, катание, веселье…

Масленица- блины, гуляние, игры…

Снежный городок- крепость, кони, всадники…

4 группа. Соотнесите слова глаголы к словам:

Всадник- несется, мчится

Участники волнуются, переживают

Игры

Зрители- радуются, кричат.

Затем учащиеся выбирают слова из каждой группы и записывают в тетрадь и на доске.

Учитель: Часто в сочинении для яркости, красоты мы используем слова. ( на доске прикреплены главные слова, а на парте есть слова, найдите соответствие слов и прикрепите).

БИТВА КРЕПОСТЬ ОТВАЖНЫЙ МУЖЕСТВЕННЫЙ

Бой твердыня бесстрашный резвый

Побоище укрепление шустрый

Учитель: Что это за слова?

Учащиеся: СИНОНИМЫ.

Учитель: Правильно, напишите эти слова, наверняка, вы будете использовать их в сочинении.

А теперь мы поработаем еще со словарями, которые помогут нам в написании сочинения, продолжаем работу в группах, составим словосочетания, предложения.

1 группа. Работа со словарем фразеологизмов и эпитетов.

От мала до велика- все без исключения

Очертя голову- стремительно, напролом

Как пить дать- наверняка

С минуты на минуту- вот- вот

Работа с эпитетами

2 группа. Составьте словосочетания, которые будете использовать в сочинении. ( красивые сани, удивительное зрелище, радостная детвора, громкий свист).

3 группа. Продолжите ряд определений:

Конь- смелый, горячий

Молодцы- сильные, отважные

Девицы- нарядные, скромные.

4 группа. Составьте предложения, используя слова в переносном значении.

( у всех людей на морозе щеки горят; от восторга праздника глаза блестят; у всадника железная воля к победе).

Учащиеся отвечают по очереди. Запись на доске и в тетради.

Учитель: На доске текст, объясните орфографию и пунктуацию.

Учащиеся объясняют все, потом записывают текст в тетрадь.

Мы любим зиму за (то), что она нам дарит разные забавы: катание на санках, игру в снежки. Ребятишки машут хворостинками, что(бы) к..ней напугать. Молодеж… веселит(?)ся, а моро… жгуч, щипл…т щ…ки. Всадник бес…трашен. Учитель: Что же остается нам сделать в конце урока?

Ученики: Вспомнить напоминание – подсказку о том, как писать сочинение.

Учитель: И, конечно обсудить, добились ли мы поставленной цели на уроке?

1 группа. Начало, вступление.

2,3 группы. Основная часть сочинения- передний план картины, задний план картины.

4 группа. Заключение, вывод.

(Каждая группа говорит варианты написания сочинения. Учащиеся прослушивают, что-то записывают в тетрадь).

Учитель: Ребята, что же вы узнали сегодня на уроке? Что удивило вас, что понравилось, заинтересовало?

Мы добились поставленной цели на уроке- это главное.

Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

На доске домашнее задание:

  • Доработать над материалом сочинения
  • Откорректируйте, выберите нужное
  • Напишите сочинение на черновик.

А вы все молодцы, работали, старались. Спасибо всем вам за работу на уроке.

(Выдаются эмблемки каждому ученику).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tvorchiestvo-i-a-krylova-basnia-liaghushki-prosiashchiie-tsaria

Сочинение по басне «Лягушки, просящие царя»

В басне «Лягушки, просящие царя» происходят одновре­менно смешные и печальные веши. Лягушки не сумели жить при «правлении народном», то есть без верховной власти. Они стали просить у богов царя.

Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело печальные последствия. В первом случае «царь этот был осино­вый чурбан», а во втором — Журавль.

Первый правитель не устроил лягушек своей терпимостью, и они стали вести себя так, как кому заблагорассудится. Жу­равль же был крут и скор на суд, «кого не встретит он, тотчас засудит и проглотит». Третью просьбу (сменить этого правите­ля) боги не удовлетворили.

Обратите внимание

Аллегория в басне прозрачна. Лягушки — обыватели, состав­ляющие большую часть государства. Цари — через эти образы показаны два типа управления государством.

В басне отражены следующие мысли баснописца:

—народ не может сам управлять своей жизнью, готов отка­заться от свободы неизвестно во имя чего;

—если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять слу­жебным положением, но это ему не нравится;

—правитель «иного нрава» не устраивает народ своей жес­токостью;

—«глас с неба» (мнение богов) оценивает поведение лягу­шек как безумие;

—варианта «хорошего» царя боги не предлагают, так как на­род его не заслужил.

Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забав­но описано поведение лягушек-обывателей, смешно характе­ризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано от­сутствие самосознания у народа, что правители далеко не иде­альны, но лучших не будет.

Русская история имеет много подобных примеров.

Басня начинается ироничным и немного грустным рас­сказом о том, что лягушек не устроила свободная жизнь, жизнь «без службы и на воле». Они сами, добровольно, попросили у богов дать им царя.

Управление первого царя заключалось в том, что он был пас­сивен, что привело к некоторому хаосу: лягушки обнаглели, перестали его уважать и почитать. Правление Журавля было прямо противоположным: наказание было основным его пра­вилом, лягушки испугались, потому что везде стали видеть опас­ность для жизни.

Получается, что настоящего государственного правления Крылов не показал. Возможно, он считал, что власть и народ всегда находятся в конфликте. Еще можно предположить, что народ заслужил таких правителей, провинившись тем, что не смог жить при «правлении народном».

Пособить — помочь; осиновый чурбан — неотесанный, «тя­желый», глупый и грубый человек; в лягушках каждый день ве­ликий недочет — каждый день наказывается (гибнет) большое количество лягушек; приходит черный год — время неудач, пе­чали.

Мораль басни содержится в заключительных строчках. Слова эти («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?», «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!») произносится бога­ми с небес.

В обычной жизни эти слова можно произнести тогда, когда следует напомнить кому-то или самому себе о том, что мы все­гда имеем возможности, которые по недомыслию не использу­ем, потом бывает много проблем, виноваты в возникновении которых мы сами.

На этой странице искали :

  • мораль басни лягушки просящие царя
  • анализ басни крылова лягушки просящие царя
  • Анализ басни Лягушки просящие царя
  • лягушки просящие царя
  • лягушки просящие царя анализ

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-basne-lyagushki-prosyashhie-carya.html

Скачать материал

Урок 16 БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ»

25.01.2013 26733 1858

Урок 16 БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение басни «Обоз» по ролям.

2. Чтение и обсуждение рассказа, заканчивающегося моралью басни «Обоз».

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

Творчество Крылова, многими нитями связанное с мировой басенной традицией, оставалось неповторимо оригинальным.

Это особенно видно, если обратиться к Лафонтену, которому Крылов, как и его русские предшественники, был обязан и некоторыми сюжетами (известно, что басня, которую мы будем изучать в 8 классе,  «Лягушки, просящие царя», является переработкой басни этого французского баснописца [Лафонтена]), и внешней архитектоникой (сочетание частей в одном стройном целом, композиция) басни, и разработкой отдельных деталей, и т. п.

Но Крылов, в отличие от Лафонтена, предоставляет каждому персонажу максимальную возможность высказаться по-своему. Он не столько указывает на тот или иной порок, сколько показывает его.

Важно

Если у Лафонтена басня тяготеет к лирическому стихотворению, то у Крылова басня перерастала в драматическую сценку, становилась «драмою с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми» (Белинский).

Давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лягушки, просящие царя».

Читайте также:  Анализ главы княжна мери (герой нашего времени) сочинение

3. Инсценировка басни подготовленными учащимися.

4. Беседа по вопросам.

– Что же происходит в басне Крылова? Какие мысли русского баснописца отражены в ней? («От добра добра не ищут» – гласит русская пословица. Не принимая существующий порядок, Крылов стоял за постепенное ненасильственное развитие общества. Баснописец отвергал мнение тех, кто не учитывал народного жизненного опыта, кто исходил только из представлений своего ума.)

– Каким рассказом начинается басня? («… неугодно // Правление народно, … совсем неблагородно // Без службы и на воле жить».)

– В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам?

(I. «Не суетлив, не вертопрашен,

Степенен, молчалив и важен…

Одно в царе лишь было худо:

Царь был осиновый чурбан.)

– Что это значит? Как вы объясните это выражение? Перечитайте еще раз «деятельность» этого царя.

(II.  Журавль – не чурбан:

     «Не любит баловать народа своего;

     Он виноватых ест: а на суде его

     Нет правых никого…»)

И пришел на жителей «черный год».

– А что значит это выражение? Подтвердите определения-синонимы. (Страшный, тяжелый.)

– В каких словах заключена мораль басни? Кто ее произносит? («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?.. / … тот слишком тих, / … этот очень лих; / Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!» – вещал им с неба глас.)

– В каких случаях в обычной жизни можно использовать слова этого морального вывода?

5. Слово учителя о языке басен Крылова.

С наибольшей отчетливостью крыловский реализм проявляется в языке басен. В языке классицизма торжествовала стихия просторечных выражений.

Сентименталисты, «облагородив» грубый язык классицистической басни, не отменили самого требования соблюдать «единство слога» (ориентирующее читателя на «приятную веселость»). Крылов же в своих баснях стал выше всех этих норм.

Нет, он не отверг их вовсе: и просторечия, и «облагороженный» язык присутствуют в его творчестве. Образ мысли целого народа не может быть исчерпан речениями только изысканного круга или только «мужиков на Сенной и в харчевнях».

Басни Крылова, по словам Белинского, пленяли читателей «какою-то мужиковатою оригинальностью». У него впервые в русском басенном творчестве убедительно осуществлена нравственно-психологическая дифференциация речи героев.

Та или иная сфера человеческой жизни получает доступ в крыловские басни в своей словесной «одежде». Только при таком отношении к языку можно было создать «книгу мудрости самого народа». И самым убедительным подтверждением реалистической народности языка крыловских басен является не то, что в них часто встречаются пословицы и поговорки, а то, что строки, сочиненные самим баснописцем, сделались пословицами и поговорками.

6. Игра «Закончи строчку из басни Крылова».

«А Васька слушает…»

«Чтоб музыкантом быть, / Так надобно…»

«Хоть видит око, да зуб…»

«Ай, Моська, знать, она сильна…»

«Когда в товарищах согласья нет, / На лад их дело…»

IV. Подведение итогов урока.

Викторина.

1. Из каких басен Крылова взяты эти строчки?

                Уж сколько раз твердили миру,

                Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

                И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(«Ворона и Лисица»)

                Когда в товарищах согласья нет,

                На лад их дело не пойдет

                И выйдет из него не дело, только мука.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

                У сильного всегда бессильный виноват.

(«Волк и Ягненок»)

                За что же, не боясь греха,

                Кукушка хвалит Петуха?

                За то, что хвалит он Кукушку.

(«Кукушка и Петух»)

     Как счастье многие находят

     Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

(«Две собаки»)

                А вы, друзья, как ни садитесь,

                Все в музыканты не годитесь.

(«Квартет»)

     Как в людях многие имеют слабость ту же:

     Все кажется в другом ошибкой нам;

     А примешься за дело сам,

     То напроказишь вдвое хуже.

(«Обоз»)

     Невежда так же в ослепленье

     Бранит науки и ученье

     И все ученые труды,

     Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

(«Свинья под дубом»)

     К несчастью, то ж бывает у людей:

     Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

     Невежда про нее свой толк все к худу клонит,

     А ежели невежда познатней,

     Так он ее еще и гонит.

(«Мартышка и очки»)

     Вам дан был Царь? – так тот был слишком тих:

     Вы взбунтовались в вашей луже,

     Другой вам дан – так этот очень лих;

     Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

(«Лягушки, просящие царя»)

                Случается нередко нам

                И труд, и мудрость видеть там,

                Где стоит догадаться

                За дело просто взяться.

(«Ларчик»)

2. « … Стоит догадаться, // За дело просто взяться», и тогда вам откроется любой «ларчик» и вы сумеете ответить:

1-й вариант: Что такое басня? (Басня – короткий иносказательный рассказ с нравоучением.)

2-й вариант: Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? (Процитированные части басен – мораль, содержит в себе нравоучительный смысл.)

Домашнее задание: 1) попробуйте, используя в качестве морали народную пословицу, самим придумать басню (в прозе или стихах): 1-й вариант – «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»; 2-й вариант – «На языке – мед, а на сердце – лед»; 2) подготовить инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие Царя», выд

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/225-1-0-3630

Урок литературы в 8-м классе. Басня И.А. Крылова Лягушки, просящие царя. Критика общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни

27.04.2017

  • Маслова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Цель

: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”. Продолжить развивать умение понимать

иносказательный смысл басен и их мораль.

Оборудование

: книги с Крылова,
портреты баснописца, иллюстрации к басням.

Методические приемы

: лекция с элементами беседы, прослушивание аудиокассет, разбор прослушанных басен, выразительное чтение,

анализ текста, беседа по вопросам.

В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести

только к еще большему злу.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий.

Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество.

Совет

Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство

справедливости и процветания.

Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история “не послушалась” просветителей, почему она

обманула их надежды?

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные

жизненные проблемы.

Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по “логическим”, “головным” предписаниям людей, что попытки навязать истории некие “разумные” требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются

следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую

деятельность приводит к застою, косности, рутине.

В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь

правлением народным попросили себе царя.

2. Чтение и анализ басни

Лафонтен

Крылов

Лягушки, просящие царя

Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей.

В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан.

Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь

величественно молчал.

Обратите внимание

Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал.

Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных.

Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не

воспоследовало.

Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру:

— Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней!

Тогда Юпитер послал им змею.

Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных.

Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так: — Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам

повелитель и того хуже.

– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе

предвзятых, головных Теорий).

– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому.

В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля.

У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление

Журавля изображено в 12 строках:

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и

всех приговаривает к казни).

– Что советует голос с неба в ответ на жалобы лягушек? (голос с неба советует им молчать

и смириться:

– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же

опыт)

Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У

него лягушки так жалуются Юпитеру:

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их

убеждении, что надо попробовать другую власть.

Важно

Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого

разума” (Карамзин).2

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по “логическим”, “головным” предписаниям людей, что попытки навязать истории некие “разумные” требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются

следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую

деятельность приводит к застою, косности, рутине.

Составить цитатный план басни
“Лягушки, просящие царя”.

Урок литературы в 8-м классе. Басня И.А. Крылова Лягушки, просящие царя. Критика общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни Ссылка на основную публикацию

Источник: http://8.orange3.ru/3133/

Ссылка на основную публикацию