Анализ повести ася тургенева сочинение

Анализ повести «Ася» Тургенева

Очень трогательную, лирическую и прекрасную с точки зрения литературного искусства повесть «Ася» написал в 1857 году Иван Тургенев.

Миллионы читателей были буквально покорены этим произведением — люди читали, перечитывали и зачитывались «Асей», ее перевели на множество зарубежных языков, а критики не скрывали своего восторга.

Тургенев написал притягательную и незатейливую историю любви, но как же красиво и незабываемо это получилось! Сейчас мы сделаем короткий анализ повести «Ася» Ивана Тургенева, а кроме того вы можете прочитать краткое содержание на нашем сайте. В этой же статье будет представлен сюжет «Аси» очень коротко.

История написания и прототипы

Повесть напечатали, когда Тургеневу было почти сорок лет. Известно, что автор был не только хорошо образован, но и обладал редким талантом.

Как-то раз Иван Тургенев отправился с целью путешествия в Германию, и мимолетно увидел такую картину: из двухэтажного домика в окна выглянули две женщины — одна была пожилой и чинной дамой, и смотрела она с первого этажа, а вторая была молодой девушкой, и выглядывала она сверху.

Писатель задумался — кто эти женщины, почему они живут в одном доме, что их свело вместе? Размышления об этой увиденной мельком картине побудили Тургенева к написанию лирической повести «Ася», анализ которой мы сейчас проводим.

Обратите внимание

Обсудим, кто мог стать прототипом главной героини. У Тургенева, как известно, была дочка Полина Брюэр, которая родилась незаконнорожденной. Она очень напоминает несмелую и чувственную главную героиню Асю.

В то же время, у писателя была родная сестра, поэтому вполне возможно, что и Варвару Житову Тургенева мог рассматривать в качестве прототипа Аси.

И та, и другая девушка не могли смириться со своим сомнительным положением в обществе, что беспокоило и саму Асю.

Сюжет повести «Ася» очень коротко

Лучше понять анализ повести «Ася» Тургенева поможет короткий пересказ сюжета. Повествование ведет от своего лица главный герой. Мы видим анонимного господина Н. Н.

, который путешествовал за границей и повстречал там своих соотечественников. Молодые люди завели знакомство и даже подружились. Итак, Н. Н. знакомится с Гагиными.

Это брат и его сводная сестра Ася, которые также отправились в поездку по Европе.

Гагин и Н. Н. нравятся друг другу, их многое сближает, поэтому они общаются, отдыхают вместе и развлекаются. В конце концов, Н. Н. влюбляется в Асю, а главная героиня испытывает ответные чувства.

Они объясняются в любви, но недопонимания в отношениях приводят к смешанным чувствам и неуклюжей беседе. Ася с Гагиным резко уезжают, оставив записку, в тот самый момент, когда Н. Н. решил просить ее руки. Он мечется в поисках Гагиных, ищет их всюду, но не находит.

А чувства, которые были у него к Асе, никогда в жизни больше не повторяются.

Обязательно прочитайте характеристику Гагина, и важно, что мы рассмотрели сюжет повести «Ася» очень коротко, потому что благодаря этому легче проводить анализ дальше.

Образ Аси

Ася представляется нам особенной и необычной девушкой. Она много читает, красиво рисует и близко к сердцу принимает происходящее. У нее обостренное чувство справедливости, но что касается характера — она переменчива и даже несколько сумасбродна. Порой ее тянет на безрассудные и отчаянные поступки, что видно из ее решения бросить отношения с Н. Н., в которого она сильно влюбилась.

Однако анализ повести «Ася» показывает, что душу девушки легко ранить, она очень впечатлительная, добрая и ласковая. Конечно, такая натура привлекла господина Н. Н., который стал много времени проводить со своими новыми друзьями. Он ищет причины ее поступков и порой недоумевает: осуждать ему Асю или любоваться ей.

Важные детали анализа повести «Ася»

Когда Ася начинает общаться с главным героем Н. Н., в ее душе пробуждаются невразумительные и неведомые ей ранее чувства. Девушка еще совсем юная и неопытная, и не знает, как ей справиться со своими эмоциями.

Она боиться этого состояния, этим объясняются ее странные и переменчивые поступки, которые трудно назвать обычными капризами. Она хочет вызвать симпатию у Н. Н.

, быт привлекательной и очаровательной в его глазах, а в конце концов открывается и ему, и Гагину.

Да, это детский и наивный поступок, но вот она — милая, добрая девушка Ася. К сожалению, ни Гагин, ни Н. Н. не оценивают откровенное и темпераментное поведение Аси.

Важно

Брату кажется она безрассудной, а главный герой размышляет о ее нраве, думая, что это безумство — жениться на девушке семнадцати лет с таким характером.

К тому же он узнал, что Ася незаконнорожденная, а ведь такая свадьба вызвала бы непонимание в светских кругах! Даже короткий анализ повести «Ася» показал, что это и погубило их отношения, а когда Н. Н. одумался, было уже поздно.

Конечно, нам есть о чем поразмышлять: мог ли Гагин вразумить сестру, которую он так любил, и чьи капризы всегда исполнял, и убедить ее не торопить события? А может быть, Гагину следовало более откровенно поговорить с Н. Н.

? Стоило ли Асе принимать такое скоропалительное решение и бросать отношения? Не было ли это жестоко по отношению к главному герою? А сам господин Н. Н.

— готов ли он был бороться за свою любовь, идти против светских правил, поставить чувства выше? Что ж, вопросов очень много, но может ли кто-то дать на них однозначные ответы? Вряд ли. Пусть каждый найдет для себя ответ сам…

Вы прочитали анализ повести «Ася» Тургенева, также в этой статье был представлен сюжет повести очень кратко, описание образа Ася и характеристика всех персонажей.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-asya-turgeneva

Анализ поовести И.С. Тургенева «Ася»

Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника, данная Добролюбо­вым: «Тургенев…

рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им создан­ными, сам увлекается той поэтической обстановкой, кото­рой любит всегда окружать их..

. И это увлечение зарази­тельно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица».

С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: «… Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…»

Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. За­мечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно оста­навливается, пораженный редким в Германии запахом ко­нопли.

«Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».

«Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?» — спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он по­святил всю свою жизнь.

Обратите внимание

Герою повести, господину Н.Н., Ася представляется сначала существом своенравным, со странными манерами, «капризной девочкой с натянутым смехом», ее поведение на прогулке он готов счесть неприличным. С легким осуж­дением он отмечает, что Ася «не походила на барышню».

Действительно, от «воспитанной барышни» Асю отличает многое: в ней нет ни умения лицемерно скрывать свои чувства, ни рассчитанного кокетства, ни чопорности и жеманства. Она покоряет своей живой непосредственнос­тью, простотой и искренностью.

Вместе с тем она застен­чива, пуглива, потому что жизнь ее сложилась необычно: переход из крестьянской избы в дом отца, где она не могла не чувствовать двусмысленности своего положения «неза­конной» дочери, жизнь в пансионе, где остальные «барыш­ни…

Совет

язвили ее и кололи как только могли», — все это объясняет неровность и порывистость ее поведения, то развязного и слепого, то сдержанно-замкнутого.

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш­ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль­шим мастерством художника-психолога раскрывает само­бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», — говорит о ней Ганин.

Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь.

«Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели»… — говорит Ася человеку, которого она полюбила.

Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний.

Когда Ганин прямо ставит перед ним вопрос: «Ведь вы не женитесь на ней?» — он трусливо избегает ясного ответа, потому что «неизбеж­ность скорого, почти мгновенного решения» терзала его.

Важно

Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девоч­ки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки.

В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, нрав­ственно дряблым, безвольным и трусливым. Автор раскры­вает в конечном итоге несостоятельность господина Н.Н. в плане общественном.

Признавая, что «характер героя верен нашему общест­ву», Чернышевский в своей критической статье «Русский человек на рандеву» отмечает типичность жалкой фигуры господина Н.Н. с его нерешительностью и «мелочно-роб­ким эгоизмом».

Обратите внимание

С большей резкостью и принципиальнос­тью, чем это сделал автор повести, в эпилоге несколько смягчивший образ своего героя, Чернышевский выносит беспощадный приговор всей общественной группе, кото­рую представляет герой повести.

Л.Н.Толстой говорил о творчестве И.С.Тургенева, что он употреблял талант не на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы ее выворачивать наружу. И в жизни, и в писаниях им двигала вера в добро — любовь и самоотвержение… 

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/368-povest-is-turgeneva-asya.html

Психологический анализ автора в его произведении «Ася»

Сочинения › Тургенев И.С. › Ася

Готовые Домашние Задания

И.С. Тургенев вошёл в русскую литературу, прежде всего, тонким исследователем внутренних переживаний человека, воплотившим их в необыкновенно лирической форме.

Мастером психологической анализа он проявил себя и в повести «Ася» (1858). Уже современников поражало в этом произведении глубина, точность, динамизм в изображении зарождающейся любви, непосредственность повествования.

Неслучайно Некрасов отмечал, что от этой повести «веет поэзией», светом, радостью.

Внешне произведение рассказывает о глубоком чувстве, раскрывшемся в сердце юной Аси и молодого русского путешественника, не ответившего на это чувство взаимностью, вспоминающего те далёкие дни молодости уже в одиночестве.

Внутренне эта история любви открывает духовный, психологический облик каждого персонажа, сущность которого проверяется любовью. Отсюда та тонкость в передаче душевных переживаний персонажей.

На глазах читателя они преображаются любовью, но эта любовь так и не приносит им счастья.

Искренность, правдоподобность описываемых событий передаётся через форму повествования от первого лица. Перед читателем возникает образ уже немолодого дворянина, вспоминающего себя двадцать лет назад во время своего путешествия по Рейну.

Отсюда гармоничное сочетание в повести эмоциональности, горячности восприятия молодого человека и мудрые мысли человека, прожившего жизнь.

Важно

Рассказчик одновременно описывает свои непосредственные переживания здесь, сейчас и смотрит на себя со стороны.

Этот приём позволяет настроить читателя на доверительный диалог, вместе поразмышлять над причинами несложившегося чувства, бесцельно прожитой жизни.

В молодости господин N – это наблюдательный, тонко чувствующий природу и стремящийся к общению с людьми юноша.

Он восхищается красотой природы: городок кажется ему устремленным ввысь, он наслаждается радостной игрой света, «сияющей прозрачностью воздуха».

Казалось бы, психологически он открыт большому чувству. Но автор даёт тонко понять, что в его персонаже незаметно пробуждались и эгоистические мысли: он привык жить без цели, без оглядки, воспринимал молодость как должное, хотел просто наслаждаться жизнью. Таковы были зачатки его слабоволия, трусости, явного непонимания того, что Ася любит его всей душой, открыто, свободно, всецело.

Читайте также:  Анализ рассказа белогрудка астафьева

Психологически в повести возникает печальная коллизия отношений Аси и господина N. Тонкая психологическая игра начинается из-за того, что этот господин не замечает очевидного, не имеет мужества открыть своё сердце истинному чувству, взять на себя ответственность.

По силе психологических переживаний, глубине духовного мира он не сравнится с девушкой, оказавшейся в своём искреннем стремлении к любви мудрее и прозорливее его.

Тайный психологизм повести раскрывается не только через внутренние монологи-рассуждения главного героя, психологически точно описано поведение Аси, встретившей свою настоящую любовь.

Совет

Изначально эта удивительная девушка представляет собой тайну для главного героя. Он не может и не хочет уловить её внутренних переживаний, заветных мыслей, хотя они были столь прозрачными и естественными.

Внешне Ася каждый раз представала перед ним новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной.

Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку» и дичком.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, пониманию главного героя. Она была предельно открыта своему чувству и в то же время не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Вместе с тем у неё проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемлённым самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она – незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева.

По воспитанию и взглядам на жизнь – благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву. Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Всё существо Аси стремилось к правде.

Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всём правды, откровенности.

Это внешне хрупкая, грациозная девушка, обладающая огромным духовным потенциалом.

Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через своё чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость.

Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда. Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы.

Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N.

Обратите внимание

Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя. Он не увидел, не почувствовал своего счастья, которое само открывалось ему. Всему виной Эго, вызывающее малодушие, страх, предрассудки.

Мастерство тайного психологизма И.С.

Тургенева в этой повести находит своё выражение в раскрытии внутреннего мира двух столь далёких друг другу персонажей, один из которых своей любовью мог обнять весь мир, взлететь на небеса, другой же так и остался на земле, печально смотрящим на небо.

Сочинения по теме:

  • Свидания героев и их разные намерения в одной из глав повести «Ася» сочинение
  • Кульминационный момент всей повести, или чего ожидали от встречи сами герои. Повесть Тургенева «Ася» сочинение
  • Новая, неизвестная, подвижная и энергичная Ася в повести Тургенева сочинение
  • Свидания героев и их разные намерения в одной из глав повести «Ася» сочинение

Источник: http://1soch.ru/turgenev-is/asya/psihologicheskiy-analiz-avtora-v-ego-proizvedenii-asya

Характеристика Аси из повести Тургенева

Повесть «Ася» Тургенев написал в 1857 году. Эта повесть нам рассказывает о несчастной любви молодой несовершеннолетней девушки, которая полюбила двадцатипятилетнего мужчину. Повесть построена на воспоминании некоего Н.Н, который является одним из главных героев повести Тургенева «Ася». Кроме Н.Н, в повести имеется и главная героиня Ася, чью характеристику нам и нужно описать.

Образ Аси в повести Тургенева хорошо прорисовывается в произведении. И это миловидная девушка, с кругловатым лицом. У нее небольшой носик, круглые щеки. Темные волосы, светлые глаза с длинными ресницами.

Ася грациозная, «стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе». Девушка свободно говорила на двух языках.

Именно такой портрет девушки вырисовывается, когда читаешь краткое содержание повести Тургенева «Ася».

Ася – незаконнорожденная дочь помещика и крестьянки. Девушка знала об этом и очень стыдилась, «она хотела целый мир заставить забыть ее происхождение». После смерти матери она жила в доме отца, а после его смерти была на попечении брата. И хоть Ася и училась в лучшем пансионе, так и не смогла стать настоящей барышней. Она «привыкла болтать все, что в голову входит».

Ася была от природы робкой, но в то же время вела себя развязно. Это девушка, о которой можно сказать «порох» и «огонь», «девушка-хамелеон». Она своенравная, добрая, искренняя, чуткая. Ася может быть как ребенок, а может быть капризной, может быть шаловливой и дерзкой. Ее образ навсегда остается в памяти читателя.
Однажды она встретила свою любовь в образе господина Н.Н.

И полностью отдалась этому чувству, которое испытала впервые. Для нее Н.Н. был настоящим героем. Она влюбилась настолько, что готова на все, однако девушка ошиблась в выборе. Н.Н был нерешительным и несмотря на то, что его чувства были взаимны, несмотря на то, что девушка сказала ему «ваша» и призналась в любви, он ее отверг и Ася уходит навсегда. Н.Н.

потом много раз пожалел о своем решении, но было поздно.

Важно

Первая любовь девушки оказалась разбитой и несчастной.

В сочинении по повести Тургенева «Ася», хотелось бы выделить основную идею повести Тургенева «Ася». Автор нам показывает, насколько важно делать все вовремя и не боятся своих чувств. Нужно бороться за свою мечту, чтобы потом не сожалеть. И как раз Ася не боялась, Ася действовала, и, хоть нам неизвестна дальнейшая жизнь девушки, очень бы хотелось, чтобы будущее у нее было счастливым.

  • характеристика аси
  • характеристика аси из повести тургенева

Источник: http://sochinyshka.ru/xarakteristika-asi-iz-povesti-turgeneva.html

Анализ повести И. С. Тургенева «Ася»

Композиция, образы, идейное содержание. Открытый урок по литературе в 9 классе

Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» (композиция, образы, идейное содержание). Открытый урок по литературе в 9 классе

Учитель

Баркова Н. Ф.

Цель урока: продолжить навыки текстуального анализа художественного произведения, вырабатывать внимание к слову, авторскому подтексту.

I Проверка д/з. Один из учащихся зачитывает план повести. Было задание по группам:

■1 группа: готовит образ г. Н с цитатами; ■2 группа – образ Аси, тоже с цитатами.

II Ход урока

Один из учащихся 1-ой группы характеризует рассказчика г. Н. Остальные слушают.

Господин Н – человек без определенных занятий, путешествует без конкретной цели. Он молод, богат, ему нравится наблюдать жизнь, людей. Производит приятное впечатление.

В Германии случайно знакомится с Гагиными. Его внимание привлекла Ася, молодая девушка. Портрета г. Н в повести нет, но автор подробно описывает внутреннее состояние своего героя. После первого же знакомства с Гагиным г.

Н возвращается домой счастливым. Перед сном мелькает мысль, что в этот день он ни разу не вспомнил о своей прежней немке-красавице. Потом он приходит к Гагиным ежедневно и не переставал удивляться странностям Аси.

Поведение ее было непредсказуемым.

УЧИТЕЛЬ: Только ли чудачества Аси развлекают г. Н?

-Не только. Хотя это вряд ли начало любви. Ася просто занимает его. Он начинает сомневаться в родственных отношениях Гагиных. Потом как-то невольно подслушал разговор Аси с Гагиным, когда Ася уверяла, что никого не хочет любить, кроме Гагина. И автор подчеркивает состояние г. Н: «На сердце у меня было очень горько».

И он на следующий день отправляется путешествовать, чтобы не встречаться с Гагиными. Но после подробного рассказа Гагина о происхождении и странности Аси у героя, как опять незаметно подчеркивает автор, поднимается настроение: «Гагин – брат.

Ася свободна!» И снова мир, дружба, увлечение девушкой: «Эта странная девочка меня привлекла», «ее душа мне нравилась», «во мне зажглась жажда счастья», «я не спрашивал себя, влюблен ли я», «неужели она меня любит?».

Совет

В 14 гл. происходит объяснение г. Н, но не с Асей, а с Гагиным. Брат, зная горячую голову сестры, вмешивается в события. Гагин предчувствовал, что г. Н не женится на Асе, она ему неровня. И сообщил, что им лучше уехать. «Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня… Жениться на 17-летней девочке, с ее нравом, как это можно!»

16-я гл. – заключительный аккорд. Происходит последнее свидание Аси с г. Н. Автор вкладывает в уста Н. рассуждения опытного мужчины, а не молодого человека. «Я не выношу женских слез». Он еще ждал, что Ася будет выслушивать его нотации дальше. Но она вскочила и исчезла. Эта последняя встреча – кульминация повести. Далее действие резко пошло на спад. Гагины срочно уезжают.

От поведения Н. зависело все. Но он проявил нерешительность. И только после отъезда Аси понял свою ошибку. Долго искал ее, очень сожалел.

«Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремленных на меня…» И «осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю скучные годы, но храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума». Чувством горького сожаления заканчивается повесть.

Ученик 2-ой группы рассказывает об Асе.

Зачитывается портрет Аси. Далее ученик заметил, что он меняется на протяжении повести. Вся 4-я гл. посвящена Асе. С помощью изобразительно-художественных средств автор постоянно подчеркивает изменчивость ее характера. И причина такого необычного поведения – не только характер. Она уже полюбила г. Н.

Тургенев очень подробно описывает ее частые изменения в поведении и в ее душе. Она великолепна во всех ситуациях (во всех главах повести). Сначала была загадочной для г. Н., ее мучила неопределенность.

Потом увидела, что он обратил на нее внимание – и начинаются бесконечные, труднопередаваемые разговоры влюбленных… Неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы. С каждой главой девушка раскрывается перед нами глубже и прекраснее.

То она мечтает о крыльях («хорошо же ей – птице – в стране, где нет рабства»), то она хочет стать пушкинской Татьяной. По-настоящему поэтичный образ русской девушки!

Вся 16-я глава – это сцена свидания. Она не дожидается объяснения в любви со стороны г. Н. и пишет записку, назначая сама свидание.

Обратите внимание

Автор снова с тончайшими подробностями описывает состояние души Аси: «О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Такой огонь пробежал по мне жгучими иглами. И далее цитата (стр. 304).

Ася ждала признания в любви, но не дождалась. Наоборот, г. Н. стал ее упрекать. Ася не выдержала этих упреков, «вскочила – с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла…». На следующее утро она исчезает навсегда.

Все, что осталось у г. Н. от Аси, это ее последняя записка: «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!».

УЧИТЕЛЬ:

-Почему не сложилось счастье героев?

После того, как ребята высказали свои мнения, учитель подытоживает.

В образе Н. автор отразил тип нерешительного, безвольного дворянского интеллигента. Герой Тургенева – сын своего времени, его поступки автор соуждает.

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-povesti-i-s-turgeneva-asya/

Анализ повести Тургенева «Ася»

Тургенев раскрывает характер своих героев в личной, интимной сфере… «Он подвергает их испытанию любовью, ибо в ней, по мнению Тургенева, выявляется истинная сущность и ценность любого человека.

Читайте также:  Анализ повести камю посторонний

Тургенев свой взгляд на героя выражает самим сюжетом- выбором ситуации, в которую его помещает».

Тургенев приводит своих героев в соприкосновение с вечными сторонами человеческого бытия- природой, любовью, что всегда изменяет человека. Главные герои повести Тургенева «Ася» как раз и подвергаются испытанию любовью.

Первый рассматриваемый эпизод оказывается важным в общей структуре произведения. Что же происходит до него?

До этого эпизода, до главы 9, где происходит первый разговор наедине, читаем чудесные главы, когда мир, дружба, любовь царствуют в жизни героев. Вот слова господина Н.

, которые подтверждают это: «Эта странная девочка меня привлекала»; « ее душа мне нравилась»; « тревожное оживление чудилось по всюду»; « во мне зажглась жажда счастья»; « я не спрашивал себя, влюблен ли я» (потом он начнет спрашивать и советоваться с Гагиным, раскладывать все по полочкам); « сердце мое сжималось под этим загадочным взором»; « неужели она меня любит!».

Один шаг до песни торжествующей любви!

Психологизм- изображение в литературном произведении внутреннего мира человека, его мыслей, намерений, переживаний, эмоций, осознаваемых чувств и бессознательных психологических движений (через мимику, жесты, настроение).

Психологизм Тургенева называют «тайным», ибо писатель никогда не изображал прямо все чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. Тургенев через портретные детали, поступки раскрывает внутреннее состояние героя.

Важно

Анализируя диалог, наблюдаю, как Ася раскрывается глубже и прекрасней: то она мечтает о крыльях, то ее влечет жертвенность богомольцев, то хочет стать пушкинской Татьяной.

Этот разговор происходит на фоне природы. Раскрывается душа Аси. Она особенно неповторима, богата на фоне сказочной природы. Вообще пейзаж у Тургенева играет большую роль в создании образа героя.

Детали: горы, река, ясный солнечный луч, «все радостно сияло вокруг нас, внизу над нами- небо, земля и вода, самый воздух был насыщен блеском». Ключевые слова: сияло, блеском, ясный солнечный свет. Это помогает автору передать состояние Аси. Он мастерски соединяет явления природы и чувства героев.

В душе героини появляется «свет», который озаряет всю ее жизнь. У Аси появилась надежда на то, что господин Н. может ее полюбить или уже полюбил.

А что же чувствует господин Н., как ведет себя он? Он кое в чем разобрался, что прежде его сбивало с толку: неумение держать себя, внутренне беспокойство. Ему стало, очень жаль ее. Она привлекала его, ее душа ему нравилась. Но во время разговора он не совсем понимает ее.

Не понимает, почему она рассмеялась, когда увидела его, почему она хочет пойти с богомольцами, почему в строчках из «Онегина» заменяет слово «нянею» словом «матерью». («Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей!-») Ее вопрос о том, что нравится ему в женщинах, кажется Н.

странным.

Она ведет себя необычно, у господина Н.- интерес к этому необычному.

Именно в этом эпизоде закладывается мысль о взаимном непонимании, о разном восприятии одних и тех же явлений и вещей. И Ася догадывается об этом раньше героя, поэтому и танцевать не стала второй раз.

Я делаю выводы о состоянии Аси: больше всего она сейчас боится господина Н. Это доказывают глаголы: «дрожала, быстро дышала, спрятав голову…». Тело не слушалось ее: «не могла взглянуть, старалась улыбнуться, губы не слушались, голос прерывался».

Совет

Тургенев использует выразительные сравнения: «как испуганная птичка; как лист дрожавшей руки». Образ птицы становится ключевым в этих двух эпизодах.

Он помогает понять мысль писателя: не судьба им быть вместе, в 9 главе — она стремится улететь, обрести крылья, а в 16 главе- «прячет голову как испуганная птичка» и рука была холодна и лежала, как мертвая. В воображении читателя возникает образ мертвой птицы.

Прием, это слово употреблено с уменьшительным суффиксом: « птичка», то есть маленькая и беззащитная. Эпитет «испуганная» еще раз доказывает нам, что Ася боится. Чего? Непонимания, отказа со стороны господина Н.?

Сравнивая эти эпизоды, прихожу к выводу, что они находятся в оппозиции. Обстановка первого разговора(9гл.) и второго(16гл.) построены по принципу антитезы и помогают автору передать состояние героев.

Первый разговор происходит на фоне природы (все радостно сияло, внизу — небо, земля и вода, самый воздух был насыщен блеском), а второй в темной комнате (небольшая комнатка, довольно темная, то есть замкнутое пространство).

В первом эпизоде Ася словно светится под лучами солнца, а во втором закутана в шаль, она будто прячется от того, что ей предстоит услышать и пережить.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/analiz-povesti-Tyrgeneva-asja.html

Анализ ася тургенев

Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника, данная Добролюбо­вым: «Тургенев.

рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им создан­ными, сам увлекается той поэтической обстановкой, кото­рой любит всегда окружать их. И это увлечение зарази­тельно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица». С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над «Асей»: «. Я писал ее очень горячо, чуть не слезами. »

Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. За­мечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно оста­навливается, пораженный редким в Германии запахом ко­нопли.

«Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».

«Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?» — спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он по­святил всю свою жизнь.

Обратите внимание

Герою повести, господину Н.Н., Ася представляется сначала существом своенравным, со странными манерами, «капризной девочкой с натянутым смехом», ее поведение на прогулке он готов счесть неприличным. С легким осуж­дением он отмечает, что Ася «не походила на барышню».

Действительно, от «воспитанной барышни» Асю отличает многое: в ней нет ни умения лицемерно скрывать свои чувства, ни рассчитанного кокетства, ни чопорности и жеманства. Она покоряет своей живой непосредственнос­тью, простотой и искренностью.

Вместе с тем она застен­чива, пуглива, потому что жизнь ее сложилась необычно: переход из крестьянской избы в дом отца, где она не могла не чувствовать двусмысленности своего положения «неза­конной» дочери, жизнь в пансионе, где остальные «барыш­ни.

Совет

язвили ее и кололи как только могли», — все это объясняет неровность и порывистость ее поведения, то развязного и слепого, то сдержанно-замкнутого.

Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш­ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль­шим мастерством художника-психолога раскрывает само­бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», — говорит о ней Ганин.

Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь.

«Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели». — говорит Ася человеку, которого она полюбила.

Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное, самозабвенное чувство. Он по-своему искренне увлечен Асей, но это не настоящая любовь, свободная от сомнений и колебаний.

Когда Ганин прямо ставит перед ним вопрос: «Ведь вы не женитесь на ней?» — он трусливо избегает ясного ответа, потому что «неизбеж­ность скорого, почти мгновенного решения» терзала его.

Важно

Даже наедине с самим собой он не хочет признаться, что его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девоч­ки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки.

В сцене последней встречи с Асей Тургенев развенчивает своего героя, рисуя его человеком нерешительным, нрав­ственно дряблым, безвольным и трусливым. Автор раскры­вает в конечном итоге несостоятельность господина Н.Н. в плане общественном.

Признавая, что «характер героя верен нашему общест­ву», Чернышевский в своей критической статье «Русский человек на рандеву» отмечает типичность жалкой фигуры господина Н.Н. с его нерешительностью и «мелочно-роб­ким эгоизмом».

Обратите внимание

С большей резкостью и принципиальнос­тью, чем это сделал автор повести, в эпилоге несколько смягчивший образ своего героя, Чернышевский выносит беспощадный приговор всей общественной группе, кото­рую представляет герой повести.

Л.Н.Толстой говорил о творчестве И.С.Тургенева, что он употреблял талант не на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы ее выворачивать наружу. И в жизни, и в писаниях им двигала вера в добро — любовь и самоотвержение.

Важнейшей традицией русской литературы можно назвать «испытание любовью», через которое проходили практически все герои.

Только вот пройти такое испытание означало полюбить, подойти со всей ответственностью к судьбе «второй половинки».

Чаще случалось так, что мужчина оказывался слабее: даже если первой признавалась героиня, он пугался этого и отказывался от дальнейших отношений, проявив нерешительность и трусость.

В «Асе» повествование ведется от первого лица. Герой при этом остается безымянным на протяжении всей повести. В название вынесено женское имя — Ася, позволившее в дальнейшем критикам выделить новый тип героини — «тургеневская девушка».

В повести два главных героя — рассказчик и девушка, вошедшая внезапно в его жизнь. Как многие другие произведения И. С. Тургенева, эта маленькая повесть — о любви, любви, так и не сложившейся.

Сделав героя одновременно рассказчиком, автор как будто уходит в тень, снимая с себя необходимость комментировать поступки героев, приближая самого читателя к внутреннему миру и переживаниям своих персонажей.

Совет

История, рассказанная в повести, выпала на пору расцвета души главного героя, на молодость Н. Н.

Рассказывая ее много лет спустя, он сам так описывал свое состояние: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя».

Так появляются в повести два параллельных времени: прошлое, пора расцвета и история его любви, и безрадостное настоящее. Именно на пересечении прошлого и настоящего вырастает чувство горечи, ушедшей безвозвратно надежды на счастье.

Внутренний монолог героя словно перетекает из прошлого, наполненного верой в счастье, в настоящее, безрадостное от того, что миг счастья был упущен.

Виноват ли в этом герой? Автор намеренно уходит в тень повествователя, чтобы дать возможность герою самому понять, как он «ошибся, как наказан».

Познакомившись с Гагиным и его сестрой Асей, молодой человек еще не представлял, что вскоре он постоянно будет думать об этой «капризной девочке с натянутым смехом».

Анна (так на самом деле звали героиню) с первой минуты знакомства поразила героя своей подвижностью и изменчивостью в поведении. Она то прыгала, как коза, по развалинам башни, то маршировала, как солдат, с обломанной веткой на плече, пугая чопорных англичан, то была пай-девочкой, вышивающей на пяльцах. Засыпая, герой думает: «Что за хамелеон эта девушка!»

Но больше герою не дает покоя мысль о том, что Ася не сестра Гагину. Тогда он рассказывает Н. Н. историю Аси. Оказывается, она была дочерью отца Гагина и его горничной Татьяны. После смерти матери отец взял тринадцатилетнюю девочку в дом: ее одели в шелковое платье, стали обучать наукам и относились к ней как барышне.

Обратите внимание

Воспитанная матерью в строгости, она долго не могла привыкнуть к новому своему положению в доме. Ася поняла скоро свое ложное положение, что развило в ней недоверчивость и одновременно с этим самолюбие. Она стыдилась и своей матери, и своего барина-отца, а после стремилась «заставить целый мир забыть ее происхождение».

Читайте также:  Анализ рассказа астафьева пастух и пастушка

Спасение нашла она в книгах, но в результате узнала многое, чего не должна была знать в ее годы.

После смерти отца Гагин стал новым опекуном, но Ася дичилась его, пока не поняла, что он относится к ней как к сестре. Только после этого она страстно привязалась к сводному брату, а он был вынужден отдать ее сначала в пансион, а после уйти в отставку, чтобы поехать за границу. Вот поэтому они сейчас здесь.

Н. Н. испытал одновременно облегчение и досаду. Проведя несколько дней с Асей, он был счастлив, но не понимал, что чувство счастья — предвестник любви.

Вглядываясь в Асю, ее грациозные движения, в «самое изменчивое лицо, какое видел», он начинает чувствовать досаду.

Досада возникает неумышленно: герой до конца не понимает, что он на пороге любви, потому что не готов к этому сильному чувству.

В начале своего путешествия Н. Н. только «наблюдал людей» со стороны: картины их быта, жизни проходили перед его глазами, не затрагивая героя глубоко. Почувствовав потребность постоянно находиться возле Гагина и Аси, молодой человек стал испытывать раздражение от того, что так много уделяет времени ей. Узнав об истинном положении Аси от ее сводного брата, Н. Н.

почувствовал не только потребность находиться рядом, но и большую ответственность, тем более что Гагин заранее предвидел ситуацию: он, скорее, утвердительно, чем вопросительно сказал, что Н. Н. не женится на Асе. Герой, конечно, был рад узнать, что Ася его полюбила.

Важно

Однако ее любовь больше не радовала, а смущала его: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!»

Н. Н. принимает такое решение, а на свидании, которое назначает ему сама девушка, обвиняет во всем Асю. Он упрекает ее в том, что она призналась в своих чувствах брату, а потом заявляет, что именно она не дала развиться чувству, которое «начало созревать», она разорвала их связь и усомнилась в чувствах героя.

Не выдержав всех этих обвинений, девушка убежала, а герой, отказавшись от счастья, внезапно понял, что любит ее.

И вот он расточает клятвы и признания в черноту ночи, досадует на себя и даже готов забраться в окно, чтобы прямо сейчас попросить руки Анны Николаевны у ее брата, но решает отложить это признание на завтра.

Но у счастья нет завтрашнего дня. Это герой понял, когда на следующий день явился к Гагину и получил лишь записку от Аси. Он понял, в чем была его ошибка: Ася писала, что ждала от него только одного слова, но так и не дождалась. Н. Н.

проклинает себя за то, что осознание любви к Асе «вспыхнуло с неудержимой силой» только тогда, когда, «испуганный возможностью несчастья», он стал искать и звать Асю. Но было уже поздно. Герой бросился вслед за ними, но больше не ее увидел. И хотя он вскоре утешился, «чувство, возбужденное Асей», уже больше не повторилось.

Герой, «осужденный на одиночество семейного бобыля», доживал скучные годы. Мотив предвосхищения счастья сменяется в конце несчастьем, а затем — одиночеством.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/138/

Тургенев анализ произведения «Ася»

В повести Ася рассказчик, от своего лица сообщающий читателям историю любви, остается анонимным в продолжение всего повествования. Озаглавлено произведение женским именем Ася, которое позже стало символом появления ранее неизвестного типа литературной героини – тургеневской девушки.

Главными персонажами небольшой повести, рассказывающей о не получившейся любви, становятся два персонажа – повествователь и неожиданно ворвавшаяся в его судьбу девушка.

Писатель, совместив героя с рассказчиком, словно прячется в тени, отказываясь разъяснять действия персонажей, давая возможность читателям самим постигать содержание внутреннего мира и эмоции действующих лиц.

Описываемые в произведении события происходят в период юности Н. Н., а рассказывает он о ней многие годы спустя.

Так в повествовании появляется два временных пласта: минувшее – лучшее время с историей любви, и безотрадная реальность настоящего из-за упущенного. Героя мучает чувство сожаления об утраченных надеждах быть счастливым.

Автор умышленно не дает ответ на вопрос, виновен ли герой, а предоставляет ему самомувозможность уяснить свою ошибку и последовавшее за ней наказание.

Совет

Знакомясь со своими земляками за границей, Н. Н. даже не думал, что скоро он не сможет забыть эту своенравную девочку с деланным смехом. Она с первой встречи удивила героя своей неугомонностью и непостоянством настроения. Его тревожит подозрение о том, что Ася не сестра Гагина.

Тот вынужден поведать настоящую историю девушки, ставшей его сводной сестрой. Ложная ее ситуация зародила в ней недоверие и самоуважение. Она стеснялась своих родителей и старалась быть незаметной. Спасли ее книги, из которых она почерпнула много такого, чего ей знать не следовало.

Ася сторонилась Гагина, назначенного ее опекуном до тех пор, пока не поверила, что он по-настоящему считает ее сестрой.

Рассказчик, пообщавшись с Асей на протяжение нескольких дней, чувствовал себя счастливым, еще не осознавая, что это первая ласточка любви. Гагин наперед мог предсказать результат: он сказал, что Н. Н. не женится на его сестре. Героя обрадовало известие о любви Аси, но и смутило.

Понимание своего чувства пришло слишком поздно. Тургенев считает, что у счастья не может быть завтра. Поведение Н. Н. на свидании заставило Асю разочароваться в нем и уехать. Утешившись позже, он так и не смог испытать такое еще раз. Он был осужден на скучную одинокую жизнь.

Ожидание счастья сменилось одиночеством.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/turgenev-analiz-proizvedeniya-asya.html

И. С. Тургенев. Повесть «Ася». Анализ произведения

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Время и история создания

В начале 1857 года писатель приезжает в Зинциг на Рейне лечиться от нев­ралгии. Во время этой поездки зародился замысел повести «Ася». Над повестью писатель работал в июле 1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже.

В рассказе «Ася» есть некоторые автобиографические черты: история жизни главной героини Аси чем-то напоминает судьбу единственной дочери Тургенева.

В биографии Тургенева был один драматический эпизод: летом 1841 года в Спасском-Лутовинове молодому Тургеневу приглянулась простая девушка-ра­ботница, служившая по вольному найму у матери Тургенева. Случился роман между молодым барином и девушкой низкого звания.

Обратите внимание

Мать Тургенева, узнав об этом, была в гневе: несчастную швею рассчитали, выслали в Москву. Тургенев не осмелился перечить матери, которая пригрозила ему лишением наследства и благословения.

Дочь Тургенева и простой девушки, Пелагею, Варвара Петров­на отобрала у матери и отдала на воспитание в семью крепостного. Сам Тургенев узнал о существовании дочери случайно. Приехав в имение в 1850 году, он был потрясен сиротской судьбой девочки. Он сам взялся за обучение и воспитание дочери.

Полина (так ее теперь звали) обучалась в пансионе в Париже, затем жи­ла там вместе с отцом до своего замужества. О семье дочери Тургенев заботился до самой своей смерти.

Под заголовком «Ася. Рассказ Н. Н.» повесть, имевшая отчасти такую предыс­торию, была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год.

Сюжет

Повествование ведется от лица русского дворянина Н. Н. Он рассказывает о пережитой им в молодости любовной истории.

Когда-то, желая как-то разнообразить свою жизнь, ища новых впечатлений, он отправился в Германию. Там герой познакомился с братом и сестрой Гаги- ными, тоже путешествовавшими по Европе. Н. Н. подружился с новыми зна­комыми.

Брат привлек его интеллигентностью и душевной мягкостью, сестра же, Ася, — необычным поведением, характеризовавшимся резкими сменами настроения, свободой от принятых в дворянском обществе условностей, непред­сказуемостью и непосредственностью душевных проявлений.

Н. Н. заинтересовался девушкой, необычностью ее характера. И брат ее, Га- гин, рассказал Н. Н. Асину тайну: она его сводная сестра по отцу, прижившему ее с горничной. Ася — не совсем дворянского происхождения, да еще и незакон­норожденная.

Важно

До девятилетнего возраста Ася жила с матерью, а затем на правах дочери барина была отобрана у матери и взята в отцовский дом. Это наложило глубокий отпечаток на ее психику.

В дальнейшем девушка получает хорошее образование и воспитание, но так и может вписаться в дворянское общество.

Н. Н. чувствует, что влюбляется в Асю, а обстоятельства ее жизни, открыв­шиеся ему, делают ее образ еще более привлекательным. И Ася открывается в своих чувствах брату: она тоже от всего сердца полюбила Н. Н.

Но счастью двух молодых людей не суждено сбыться: обеспокоенный душевным состоянием сестры, Гагин прямо спрашивает приятеля, разделяет ли тот ее чувства и готов ли в случае положительного ответа на ней жениться. Оказывается, что Н. Н. не готов к переменам в жизни, он колеблется, медлит, обещает в ближайшее время принять решение.

Вечером того же дня он идет на тайное свидание с Асей, во время которого, однако, так и не решается признаться ей в своей любви. Мало­душие героя делает несчастной Асю.

На следующее утро Гагины, не простившись, спешно выехали из города. Н. Н. осознает свою ошибку, пытается разыскать их, но тщетно. Далее он пони­мает, что утратил возможность большого чувства и счастья, обидел Асю, предал ее любовь. Об этом он сожалеет всю оставшуюся жизнь.

Поэтика, герои, композиция, идея

По жанру повесть «Ася» можно отнести к любовным новеллам. Сюжет «Аси» прост: некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в нее, грезит о сча­стье, но сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что де­вушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Причиной несостоявшегося счастья молодых людей являются колебания, сомнения, малодушие, отсутствие цельности главных героев. Таким образом, предметом интереса и исследования для писателя становятся именно харак­теры героев.

Совет

С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н. — характеризуют нравственное состояние современ­ного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Писатель дает Гагину такую характеристику: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая…»

Гагин ищет применение своим силам и талантам: он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них «много жиз­ни и правды»).

Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой сла­вянской распущенностью».

Но, возможно, причина в другом: в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою.

Героиня повести Ася противопоставлена героям-мужчинам: она наделена бо­гатым душевным миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве. В ней нет ничего, что было бы так же, как в мужчинах, не доведено до конца, «вполовину». Ася не похожа на Гагина.

В отличие от брата, которому, по заме­чанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется ее судь­бой. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение внебрачной барской дочери.

Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

В герое-рассказчике Н. Н. есть много общего с Гагиным. Его любовь к Асе по­хожа на незаконченные этюды Гагина: в них слишком много колебаний, сомне­ний, страха ответственности. В его чувствах нет цельности и определенности. Любые сомнения могут уничтожить его чувства: вначале Н. Н.

, очарованный Асей, мучится подозрением, что она не сестра Гагину. Когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». В этих его пережи­ваниях — сплошные крайности. На прямой вопрос Асиного брата: «Но…

ведь вы не женитесь на ней?» — он не может ответить, находясь в замешательстве.

Обратите внимание

Герой малодушничает, его пугает «неизбежность… решения». Но самое ужас­ное, что он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь. Осознав свою потерю, впоследствии он горько пожалеет о своем отказе взять на себя ответственность.

Сцена свидания Н. Н. с Асей — кульминационный момент в повествовании. Н. Н. не может сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка: в решаю­щий момент жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие.

Содержание «Аси» — не только психологическое исследование определенного социального явления. В повести также звучит «вечный вопрос»: проблема ис­тинных и ложных ценностей.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3960-i-s-turgenev-povest-asya-analiz-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию