Анализ повести камю посторонний

Анализ произведения «Посторонний» Камю

Повесть построена как исповедь убийцы, ожидающего собственной казни. Главный герой не раскаивается, он лишь хочет объяснить свои поступки, причём в первую очередь — самому себе. Состоящее из двух частей, произведение словно разделено сценой убийства.

Стиль повествования в произведении один из критиков метко охарактеризовал как «нулевой градус письма».

Обратите внимание

Рассказ Мерсо разбит на многочисленные простые предложения, и такая структура позволила другому французскому писателю Жан-Полю Сартру сказать: «Между каждой фразой мир уничтожается и возрождается: слово, как только оно возникает, является творчеством из ничего; фраза „Постороннего“ — это остров. И мы прыгаем от фразы к фразе, от небытия к небытию».

Здесь почти нет сложноподчинённых предложений, одна часть которых проистекает из другой, зависит от неё либо поясняет её содержание. Такой стиль предполагает читательскую активность: именно читателю предстоит восполнить суховатость слога своими эмоциями, переживаниями.

Сюжет повести «Посторонний» Камю

В «Постороннем» не так уж много поступков, не столь много и размышлений. Мерсо получает известие о смерти матери, едет на её похороны, затем возвращается. На следующий день после возвращения он знакомится с женщиной, приглашает её в кино на кинокомедию с участием знаменитого комического актёра Фернанделя, затем они становятся близки.

Во второй части повести мы не узнаём о герое ничего нового, ровно ничего по сравнению с тем, что он сам успел о себе рассказать.

Но если первая часть предстаёт перед нами как рассказ простого обывателя о самом себе, то во второй части уже факты его жизни интерпретируются таким образом, что он предстаёт перед нами заурядным злодеем, жестоким и беспощадным. Где истина — об этом судить читателю.

Ведь суд оказывается не в состоянии установить истину: сдержанность Мерсо у гроба матери, с которой он давно утратил духовную связь, рассматривается как проявление его бессердечия; последовавшая вскоре после похорон встреча, а затем и близость с женщиной — проявление цинизма; то обстоятельство, что его сосед Раймон оказался сутенёром (а не кладовщиком, в чём он убеждал Мерсо), даёт основания обвинить главного героя в принадлежности к преступному миру. Но главное — поиск тенистого уголка в жаркий день суд трактует как преследование жертвы с последующим хладнокровным её убийством, и это становится роковым для Мерсо.

Начинается произведение «Посторонний» со смерти. Умерла мать Мерсо: «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю». Такое шокирующее начало говорит о том, что Мерсо совершенно не волнуют приличия, он игнорирует их.

Однако Мерсо всё же помнит о них, поэтому и начинает свой рассказ с тайным желанием шокировать читателя. Шокированный читатель быстрее поверит в отстранённость Мерсо от всех диктуемых цивилизацией приличий.

Приехав в богадельню, где умерла мать, он, оставленный провести ночь наедине с её гробом, засыпает. Ему ещё припомнят этот сон, когда будут его судить.

Важно

Мерсо живёт так, как ему живётся, он даже рассказывает словно нехотя. Камю удалось показать очень важную особенность героя: он действительно подавил в себе все социальные привычки и желания. По-настоящему он зависит только от одного: от солнца, от моря, от ветра — одним словом, от природы.

С револьвером в кармане, полученным от своего знакомого, Мерсо идёт по залитому солнцем пляжу и вдруг замечает араба, с которым он недавно подрался. Мерсо оказывается один на один с вооружённым и агрессивным человеком. Автор показывает, как жгучее солнце словно лишило Мерсо хладнокровия и рассудительности.

Это убийство, которого мирный человек Мерсо никак не мог ожидать, словно нарушает баланс сил в природе: «Сразу разрушилось равновесие дня, необычайная тишина песчаного берега, где только что мне было так хорошо. Тогда я выстрелил ещё четыре раза в неподвижное тело, в которое пули вонзались незаметно».

Когда следователь спрашивает у Мерсо, сожалеет ли он о своём поступке, тот отвечает, что испытывает не столько сожаление, сколько досаду. Следователь не понял, о какой досаде идёт речь, но досада Мерсо — это больше, чем сожаление. Разрушен его мир, нарушен образ жизни, который он вёл. Теперь он вынужден нести ответственность перед людьми, которые никогда не поймут его.

Суд над Мерсо

На суде Мерсо обращает внимание на странное обстоятельство: судят его, но сам он на протяжении всего процесса остаётся в стороне. Суд напоминает театральное действо, где актёры одеты в мантии, каждый произносит давно затверженные монологи, а публика рукоплещет удачному исполнению.

Адвокат всё время твердит Мерсо, что процесс проходит удачно, исключительно удачно.

Свидетели защиты не подводят, говорят то, что нужно, свидетели обвинения нейтрализованы своевременными репликами адвоката, вот только сам Мерсо никак не может втолковать судьям, что истинной причиной убийства стало палящее солнце… Это «солнечное затмение» разума, секундное ослепление Мерсо роковым образом отозвалось на его судьбе: суд присяжных приговаривает его к смертной казни как совершившего умышленное убийство. Но ведь убийство не было умышленным, думает Мерсо, оно было случайным, только случайным: «Я как будто постучался в дверь несчастья четырьмя короткими ударами». Однако Мерсо настолько отдалился от людей, что диалог с ними никак не складывается. Перед казнью Мерсо дважды отказывается от беседы со священником.

Кто же такой Мерсо?

У главного героя повести Камю «Посторонний» — говорящая фамилия. До «Постороннего» Камю написал несколько произведений, и в раннем романе «Счастливая смерть» герой носил фамилию Mersault (от слова Mer — море). В «Постороннем» к этой фамилии была добавлена всего лишь одна буква, но произошло трагическое изменение: Meursault состоит из двух слов — «смерть» и «солнце».

Камю был философом, сочинение романов стало для него лишь формой выражения сокровенных философских идей. Прославляя в своих философских сочинениях «абсурдного человека», он выступал против неискренности и фальши современного ему общества. Мерсо — не борец.

Он обречённый на смерть человек, который до последних минут жизни сохраняет в себе естественность и человечность. При последней встрече со священником в камере смертников он выплёскивает всё, что у него на душе, кипятится, словно боится, что его не дослушают.

Священника буквально вырывают у него из рук, и обессилевший Мерсо бросается на койку.

В своём философском эссе «Миф о Сизифе» Камю провозглашал древнего царя Сизифа счастливым человеком. А ведь Сизиф был навечно обречён богами вкатывать на вершину высокой горы камень, который, едва достигнув верхней точки, обрушивался вниз.

Но Сизиф был занят тем делом, которое не считал нужным и полезным. Мерсо отказывается притворяться и лгать. Придуманные цивилизацией игры — не для него.

Он — «абсурдный человек», а для абсурдного человека, как пишет в своём эссе Камю, угрызения совести не имеют никакого значения.

Совет

На последних страницах своего рассказа, уже в преддверии приближающейся смерти Мерсо говорит о своей тоске по природе, по жизни, и мы видим, что он — «природный человек», живущий в окружении «социальных людей».

Более того, сам автор называл Мерсо человеком, «который безо всякой героической позы соглашается умереть во имя истины».

Но в конце повести Мерсо впервые хочет обратиться к людям: «Для полного завершения моей судьбы, для того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остаётся пожелать только одного: пусть в день моей казни соберётся много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти».

Ненависть других людей становится для Мерсо оправданием собственного одиночества, оторванности от окружающих. Потому-то он и отказывался от бесед со священником: милосердие и сострадание он отвергает, тем более — сострадание по должности, которое он должен принять от тюремного капеллана.

Значение повести «Посторонний» Камю

В своём романе Камю показывает равнодушных людей в равнодушном мире. Символом этого равнодушия становится маленькая «женщина-автомат», которая присутствовала в числе зрителей на суде. Впервые Мерсо встречается с ней в ресторанчике у Селеста.

«Женщина-автомат» — так и называет её затем Мерсо. А мнение автора о его главном герое выражает на суде владелец ресторанчика Селест, который ответил, что тот был человеком.

Повесть Альбера Камю «Посторонний» — это книга, направленная против равнодушия и защищающая оказавшихся в несчастье людей.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2/ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/kamju_a/analiz_proizvedenija_postoronnij_kamju/50-1-0-2188

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Экзистенциализм — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, ставящее проблемы смысла жизни, отношения человека к смерти и абсурдности бытия.

Осмысление существования человека в пограничных ситуациях, определение подлинности выбора в таких ситуациях, формирование способности стать судьей своих поступков — эти и подобные глобальные установки экзистенциализма стали жизненными ценностями и бытийными ориентирами для многих героев западноевропейской литературы.

Основы экзистенциализма были заложены еще в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором (1813–1855), а сложилось это направление в XX в. на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. [4;529]

Представители экзистенциализма поставили в центр внимания проблемы существования человека, отношения человека к смерти, смысла жизни, ответственности, выбора, бытия как такового, проблемы, трогающие душу любого человека, задумывающегося о смысле своего бытия.

Экзистенциализм приобрел большое влияние на умы людей в Европе во многом также благодаря крупному писателю, публицисту, философу — Альберу Камю (1913–1960).

Замысел повести «Посторонний» возник в 1937 г. В «Записных книжках» А. Камю, относящихся к апрелю 1937 г., определена тема будущей повести: «Рассказ: человек, который не хочет оправдываться. Он предпочитает то представление, которое сложилось о нем у окружающих. Он умирает, довольствуясь сознанием своей правоты. Тщетность этого утешения». [3;342]

А.Камю говорил: «Хочешь быть философом — пиши роман» [1;430]. Он также говорил о том, что роман — это не просто художественное произведение, это в первую очередь, продолжение философии. Поэтому повесть А. Камю «Посторонний» будет рассматриваться нами в контексте философии экзистенциализма.

Обратите внимание

В черновиках А. Камю встречаются различные варианты названий повести: «Счастливый человек», «Обыкновенный человек», «Безразличный». Но А.

Камю остановил свой выбор на названии, которое может быть переведено как «чужой», «чужак», «инородный», «посторонний». И уже это название отсылает нас к экзистенциализму, который ставит в центр своей философии отчуждение от общества.

Его представители утверждают, что тот человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества.

И в лице главного героя мы видим именно «чужого» человека, который отказывается быть как все, отказывается лгать, предпочитает говорить правду, даже когда это идет вразрез с его интересами:

« Потом спросил, могу ли я сказать, что в тот день я подавлял в душе своей естественные сыновьи чувства. Я ответил: — Нет, не могу, это было бы ложью». [2;331]

Чужим, лишним ощущает себя и сам Мерсо:

« Все в зале отыскивали и отвлекали знакомых, вели разговоры. Отчасти этим и объяснялось возникшее у меня странное впечатление, будто я тут лишний, как непрошеный гость». [2; 351]

« дело разбиралось без меня. Всё шло без моего участия. Мою судьбу решали, не спрашивая моего мнения». [2;357]

Мерсо — посторонний и в отношении к жизни, которая ему представляется нелепым собранием ритуалов, он отказывается выполнять их. К примеру, он не плачет на похоронах своей матери, отказывается в последний раз взглянуть на свою мать и т. д.

Но Мерсо чужд не только обществу, не только жизни, он чужд и самому себе. Он даже не знает, что ему интересно:

« я, может быть, не всегда уверен в том, что именно меня интересует, но совершенно уверен в том, что не представляет для меня никакого интереса». [2;251]

В литературоведении превалирует точка зрения, что Мерсо — вымышленный образ. «Воображаемость образа Мерсо акцентирует отсутствие у него портрета, привычек, точных указаний на возраст, вследствие чего героя можно отнести к разным поколениям (от 25 до 40 лет).

Ощущение ирреальности происходящего создаётся также благодаря мотиву сна, который пронизывает всю повесть:

«Я чувствовал, что меня одолевает дремота». [2;353]

«Должно быть, я задремал». [2;347]

Равнодушного Мерсо не вывело из состояния сна даже совершённое им убийство:

«Вначале я плохо спал по ночам, а днем совсем не ложился. Но постепенно я стал лучше спать ночью и мог спать днем. Признаться, в последние месяцы я спал по шестнадцати, по восемнадцати часов в сутки». [2;402]

Вот что говорит сам Камю о своем герое: «Невольный убийца, осужденный за то, что не играет в игру окружающих. В этом смысле он чужд обществу, в котором живет. Он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединенной, чувственной. Он отказывается лгать… Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество ощущает себя под угрозой» [2;340]

И этот самый мотив игры появляется в сцене в зале суда, когда у Мерсо появляется ощущение, будто всё это игра:

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа паутинка пришвина

«Вначале я как-то не относился к следователю серьезно. Он говорил со мной в комнате, где все было занавешено — и окна и двери: горела только одна лампа на письменном столе, освещавшая кресло, в которое он меня усадил; сам же он оставался в тени. О таких приемах я уже читал в книгах, и все это казалось мне игрой».

Важно

А. Камю ставит своего героя в типичную для экзистенциалистов «пограничную ситуацию», то есть в ситуацию выбора перед лицом смерти, когда, согласно экзистенциалистской философии, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Отказавшись пойти на компромисс, Мерсо принимает смерть.

Доминантной чертой образа Мерсо (и одновременно философским выводом из него) служит мотив «равнодушия» героя, который можно прочитать как сознательный уход его от предстоящего выбора.

Он становится «посторонним» по отношению к самому бытию. Перед ним проходя т различные явления бытия, которые могут повлечь определенные действия героя.

Но он ко всему оказывается равнодушным, тем самым не углубляясь ни в одну из возможностей выбора.

« Я ничего не ответил, и он переспросил, хочу ли я быть его приятелем. Я сказал, что мне это безразлично». [2;324}

« Немного погодя патрон вызвал меня к себе. Он хотел узнать, соглашусь ли я поехать туда. Я ответил: -Да, но мне, в сущности, всё равно». [2;324]

И мотив равнодушия непосредственно связан с одной из главных категорий экзистенциализма — свободой. Так, А. Камю говорил: «Этот мир не имеет значения. И кто понимает это, обретает свободу». [2;320]

Хайдеггер, а вслед за ним и Камю, считали, что быть свободным, значит поступать и думать не «как все». Герой Камю удовлетворяет эти требования.

Категории абсурдности существования отведена главенствующая роль. Ею пронизана вся повесть. Абсурдно уже первое предложение:

«Сегодня умерла мама, а может вчера — не знаю». [2;302]

Абсурдным является и суд над Мерсо: героя судят не за убийство, а за то, что он не плакал на похоронах матери. И кроме Мерсо это осознаёт лишь его адвокат:

«Да что же это наконец! В чём обвиняют подсудимого≤ В том, что он похоронил мать, или в том, что он убил человека≤» [2;377]

Суд над Мерсо также является доказательством ирреальности происходящего.

Совет

То, что его судят и за поведение на похоронах матери, противоречит не только юридическим законам, но и правам человека и элементарному здравому смыслу.

Тем не менее, к данному обстоятельству обращается не только прокурор, но и адвокат (например, в эпизоде, когда он просит присяжных учесть, что именно привратник предложил кофе).

Смерть трактуется в экзистенциализме не как прекращение жизни, а как зловещая тень, падающая на жизнь, омрачающая её. Речь идёт не об объективном факте смерти, а о её ожидании. Ясперс говорил: «Учиться жить и уметь умирать — это одно и то же». Так, герой повести принимает смерть, осознавая её неизбежность:

«Ну что ж, я умру. Раньше, чем другие, — это несомненно. Но ведь всем известно, что жизнь не стоит того, чтобы за неё цепляться. Другие-то люди, мужчины и женщины, будут жить». [2;392]

Таким образом, Альбер Камю ставит героя в типичное для экзистенциалистов положение вещей — в крайности ситуации, оставляя его на грани выбора между жизнью и смертью, в результате чего должно наступать прозрение.

И Мерсо выбирает свободу от абсурда, отказавшись от компромисса, герой принимает смерть. В повести нашли отражение такие категории экзистенциализма, как свобода, страх, смысл жизни и бытия, смерть, отчуждение.

В повести есть два лейтмотива, которые характеризуют героя и жизнь — это мотив равнодушия и мотив жары. И оба этих мотива связаны с экзистенциализмом непосредственно, так как мотив равнодушия непосредственно связан с одной из главных категорий экзистенциализма — свободой.

:

1.                  Антология мировой философии. В 4-х т. Том 1. Часть 1. М., 1969, 575 с.

2.                  Камю А. Посторонний. Избранное. М., 1989, 464 с.

3.                  Камю А. Записные книжки. Творчество и свобода. М., 1990, 555 с.

Обратите внимание

4.                  Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В. М. Кожевникова, П.А Николаева. М., 1987, 865 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/55/7586/

Анализ философии абсурда в повести Альбера Камю «Посторонний»

  • Кино, 
  • Музыка, 
  • Книги, 
  • Искусство, 
  • Психология, 
  • Философия, 
  • Общество, 
  • Поэзия, 
  • Театр, 
  • Архитектура, 
  • Интернет

Сергей РезниченкоДобавить в закладкиДобавить в коллекциюCredit: Ольга Коваль. Обложка романа

«Aujourd’hui, maman est morte.

Ou peut-être hier, je ne sais pas». Это одно из самых сильных и противоречивых завязок в литературе XX века, которое в дальнейшем задает сухой, отстраненный тон Мерсо, обращенного к читателям. В двух предложениях Камю, представляющий героя читателям, которые еще не знакомы с понятием абсурда, сбивает нас с толку.

Как нам относится к Мерсо? Испытывать отторжение, потому что он не помнит точную дату смерти одного из самых близких людей? Того, кто подарил ему жизнь, кого он, согласно религиозной традиции, обязан чтить, несмотря на возможные разногласия и конфликты. Или наоборот, сожаление к нему, потому что он потерял одного из близких людей.

На самом деле здесь нет однозначного ответа. В намеренной амбивалентности скрывается смысл самого понятия абсурдности мира. Так, например, в переводе первой определяющей фразы, причем на любой язык, теряется эта интерпретация, потому что коннотация французского слова «maman» сохраняет в себе двойственность толкований.

Это одновременно холодное, отстраненное «мать» и нежное, полное заботой и теплыми чувствами, «мама». Первой впечатление от Мерсо определяет дальнейшее отношение читателей к нему как к персонажу. Более того, уже после смерти матери неважно, что Мерсо думает о ней, потому что она умерла.

Это раскрывается во фразе «Aujourd’hui, maman est morte», что переводится как «сегодня умерла мама». И только благодаря такому переводу мы [читатели] можем понять внутреннее состояние Мерсо. Важен только настоящий момент. Он не волнуется по поводу прошлого и будущего, но превозносит сегодняшний день.

И амбивалентное «maman» показывает важную часть их уникальных отношений, в частности из–за невозможности диалога (она безграмотная, отчасти глуха и у нее проблемы с непосредственным разговором). Ее смерть знаменует желание жить сегодняшним днем и признание того факта, что сегодня уже не будет.

Поэтому обвинения в суде, когда ему вменяют то, что он «не плакал перед гробом матери, выпил кофе с молоком и покурил со сторожем сигарету», а не отказался от мирских вещей и не утонул в бесконечной скорби по ушедшей. Для общества он становится преступником не в тот момент, когда нажал на курок, а когда перестал жить по тем же законам, что и они. Когда он осознал абсурдность мира.

Отсюда возникает важный момент, который Камю пояснил эссе, которое он выпустил через несколько месяцев после «Постороннего». «Миф о Сизифе».

Для Мерсо не существует морально-этической системы, потому что ему не нужно определять, где на системе координат находится добро, зло, нравственность и безнравственность. Он попросту не мыслит подобными категориями.

И в своей книге старается наметить и описать контуры абсурда. Что такое абсурд? Возникает несколько интерпретаций. Во-первых, абсурд — это устройство внешнего мира, которому безразличен субъект, потому что он слишком ничтожен для этого мира.

Важно

Во-вторых, это осознание, которое приходит к людям в процессе их существования. Таким образом, абсурдный человек, понимая, что его жизнь не имеет смысла, извлекает из мира все необходимые последствия.

Роман описывает состояние, которое философ Эмиль Дюргейм определил, как «аномия», то есть апатичное, без эмоциональное, отстраненное поведение отдельных индивидов по отношению к традиционной системе ценностей по причине устарелости и невозможности более отвечать на новые и новые вопросы, стоящие перед человечеством. В предисловии к американскому изданию «Постороннего» Камю пишет: «Мерсо отказывается играть по установленным правилам, он отказывается лгать и скрывать настоящие эмоции, поэтому общество незамедлительно начинает видеть в нем угрозу».

В этом состоит подход прокурора, который пытается доказать, что поведение Мерсо — проводил хорошо время с Мари на следующий день после смерти мамы — недопустимо, потому что в нем отсутствует раскаяние за содеянное, отсутствие «души». Но Мерсо сам отвечает на это обвинение — вернее, хочет ответить. «Я никогда ни в чем не раскаивался по-настоящему. Меня всегда поглощало лишь то, что должно случиться сегодня или завтра».

Эрвин Гоффман в своей книге «The presentation of self in everyday life» писал, что жизнь как театр, где каждому, для нормального существования общества, уготована некая роль. Например, он пишет, что от девушки ожидается быть милой, нести в себе улыбку на лице.

И когда она отходит от предусмотренной роли, то люди вокруг начинают волноваться, испытывать дискомфорт, который выливается в неприятное, странное чувство внутри субъекта. Люди носят маски, чтобы не беспокоить других. И в этом смысле Камю показывает, что Мерсо бунтует против этого положения.

Вместо ожидаемого страдания на похоронах, раскаяния, ненависти к самому себе за то, что не смог уследить за матерью, он выступает в качестве голого, свободного от традиционных рамок и воззрений, человека. Это вызывает тот же дискомфорт, который вызвала бы девушка, отказывавшаяся от улыбок.

В одной из сцен, когда он сидит на пляже с Мари, он видит семейную пару. Неказистый и щуплый папаша идет об руку с толстой мамашей. Этот образ представляет собой респектабельную семью, которая пользуется уважением на квартале, где живет Мерсо. Таким должен быть каждый. Таким должен быть Мерсо.

Получается, что посторонний — это чужой среди других людей. И также посторонний — это человек перед лицом абсурдного мира.

Совет

Но абсурд — не в человеке и не в мире, а в их взаимодействии. Когда человек, будучи частью этого мира, предельно ясно осознает, что он является частью этого мира, то это не означает конец его жизни, но лишь начало пути.

Поэтому Камю в своем эссе «Миф о Сизифе» самоубийство кажется Камю вовсе не выходом, а уходом от вопроса, своего рода дезертирством. Жизнь при полном осознании ее абсурдности, когда ты подчиняешь себе наказание. Жить без будущего, без иллюзий, но не смиряясь.

Поэтому, когда уже Мерсо выносят смертный приговор на суде, он все еще надеется, что сейчас что-то случится и наказание отменят, его не убьют, но он понимает, что этого не будет.

В этом и есть бунт, который он завершает, героически отбрасывая все сожаления и признавая полное безразличие Вселенной к человечеству, словами: «Мне остается пожелать только одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей и пусть они встретят меня криками ненависти».

  • Кино, 
  • Музыка, 
  • Книги, 
  • Искусство, 
  • Психология, 
  • Философия, 
  • Общество, 
  • Поэзия, 
  • Театр, 
  • Архитектура, 
  • Интернет

Мы существуем на пожертвования пользователей. Поддержите syg.maВ феврале собрано: 100 ₽

syg.ma — это платформа для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе. Интеллектуальные журналы, маленькие издательства, независимые институции и инициативы — на этой платформе свой материал может опубликовать каждый.

Если вам нравится то, что мы делаем, и вы хотите с нами сотрудничать, напишите на нашу почту и расскажите о своих планах: hi@syg.ma

Дизайн и разработка — studio.syg.ma

Источник: https://syg.ma/@sierghiei-rieznichienko/analiz-filosofii-absurda-v-poviesti-albiera-kamiu-postoronnii

Характеристика героев по произведению Альбера Камю “ПОСТОРОННИЙ”

Мерсо – молодой человек, ведущий в романе рассказ от первого лица, юноша, жизнь которого тихо и раз­меренно течет в условиях городской окраины Алжи­ра. Он служит мелким клерком в конторе. Пустая и монотонная работа утомляет его.

С радостью Мерсо возвращается к пляжам, залитым солнцем, к краскам вечернего южного неба. Фамилия героя – может чи­таться не как Mersault (Мерсо), а как Meursault – т. е. представлять соединение двух противоположных сущностей: “смерти” и “солнца”.

Трагизм удела че­ловеческого, сотканный из радости и боли, и здесь с неотступностью закона охватывает все круги жизни героя. Мерсо не требует многого от жизни, и по-своему он счастлив.

Он не видит оснований менять свою жизнь, когда хозяин конторы предлагает ему поду­мать о карьере в Париже, где для него нашлась бы интересная работа. В Париже

Мерсо уже бывал: “Там много грязи. Голуби, темные дворы. Белая кожа у людей”. У него нет ни малейшего честолюбия, ни­каких надежд. Ведь жизнь, считает герой, не поменя­ешь, та или иная жизнь в конечном счете одинакова. Но так было не всегда. Когда-то в начале жизни Мерсо учился, был студентом и, как все, строил планы на будущее.

Учение ему пришлось оставить, и тогда к нему пришла мысль о том, что все его мечты в сущ­ности не имели смысла. Мерсо отвернулся от того, что прежде казалось ему значительным, и погрузился в пучину равнодушия. Возможно, в этом кроется причина поразительной бесчувственности героя Ка­мю.

Осознав конечность и абсурдность жизни, он хо­чет просто жить и чувствовать себя на земле, а мо­раль, идеи, труд, творчество – все это обесценено и лишено смысла.

Обратите внимание

Рассказ о молодом человеке, который впоследст­вии станет убийцей и будет казнен, начинается с тек­ста телеграммы о смерти его матери. Три столкнове­ния со смертью образуют структуру книги; смерть обозначает момент начала событий и их завершение. Мерсо едет в приют,

где его мать провела последние годы жизни. Он поместил мать в богадельню из-за своей неспособности ухаживать за нею, держать ее на иж­дивении. Мерсо испытывает ощущение абсурдности про – исходящего.

Однако ночь, проведенная им у гроба умершей, порождает в его голове удивительные мыс­ли, он ощущает близость с теми стариками, что при­шли попрощаться с покойницей. Мерсо поражен, что его несчастье разделяют такие же, как мать, старики.

Впоследствии вопрос о том, любил ли Мерсо свою мать, будет дебатироваться в зале суда, где самым веским доводом для вынесения приговора будет его “бесчув­ственность” в день похорон. Герой на похоронах не произносит слов скорби. Он молчит. Зато он чувству­ет огромную физическую усталость.

“Конечно, я лю­бил маму, – скажет он на суде, – но что значит “лю­бить”? …Одно я могу сказать определенно: я предпо­чел бы, чтобы мама не умирала”. Но на следующий день после похорон Мерсо отправляется купаться в порт (что тоже станет основанием для обвинения).

Читайте также:  Обломов и обломовщина в романе гончарова обломов сочинение

Там, “в воде”, он встретит Мари, бывшую машинистку в его конторе. Море – источник жизни – соединяет их в совершенный и естественный союз, вот почему Мерсо считает бессмысленным вопрос Мари, любит ли он ее. И к браку он вполне безразличен, но если Мари этого хочет, готов жениться на ней.

Помимо своей воли Мерсо оказывается втянутым в грязную историю с Рэмоном, хотя это тоже ему в конечном счете безразлично. Палящие солнечные лучи, нестерпимый зной становятся убийственной пыткой для героя. Перегретый песок кажется крас­ным, когда на пляже появляются два араба – враги Рэмона. Взгляд Мерсо прикован к ножу в руке одного из них.

Солнце в эпизоде трагического столкновения выступает как насильник, становится палачом Мерсо: проникает в тело, ударяет “острым лезвием ножа”. Чувствуя себя на краю безумия, почти теряя созна­ние, герой хватается за револьвер. Он убивает ара­ба одним выстрелом, но стреляет “еще четыре раза в неподвижное тело”. Мерсо попадает в тюрьму — и пытка продолжается.

И следователь, и суд хотят выставить его с наихудшей стороны. Для следовате­ля Мерсо – антихрист, ибо тот не верит в Бога и не желает христианского покаяния. Мерсо искренне отве­чает на все вопросы, он признается, что испытывает не раскаяние, а “досаду”. Судебная машина начина­ет свою четко отлаженную работу. Ритуал правосу­дия также отмечен печатью абсурда.

Мерсо отстранен­ие смотрит на присяжных, и ему кажется, что перед ним “сидят на скамейке пассажиры трамвая”. В об­винительной речи прокурора Мерсо предстает лишен­ным сердца чудовищем, убийцей своей матери.

Важно

В самой “естественности” суд видит “выродка без стыда и совести”: герой не плакал на похоронах, ку­пался с девушкой, смотрел фильм, его знакомство с сутенером расценивается как принадлежность к преступному дну и т. д. Ничто не может спасти Мерсо Даже показания свидетелей защиты – Селеста и Мари.

Ярость прокурора вызывает то, что преступ­ник “ни разу не выразил сожаления”. Суд чувству­ет в нем “чужака”, поэтому готов принести его в жертву. В ожидании казни Мерсо отказывается от “по­ложенной” встречи со священником: духовник в ста­не его противников. Страх смерти неотступно пре­следует героя. Он проводит мучительную, изматыва­ющую ночь в думах о гильотине.

Все так же упрямо Мерсо отказывается говорить о Боге. Тягостная беседа со священником заканчивается вспышкой гнева. В своей лихорадочной речи Мерсо кричит о своей выст­раданной правде, о том, что в жизни царствует бес­смысленность, что никто ни в чем не виноват, или же все виноваты в этом. Камю не оправдывает бес­смысленное, беспричинное убийство, совершенное героем.

Но ведь и суд над Мерсо – воплощение неспра­ведливости, лицемерия, ханжества. Никто из тех, кто обладал правом судить, не пытается даже по­нять преступления. Судят Мерсо и выносят ему приго­вор лишь за то, что он не вписывается в это общест­во, за то, что попрал установленные этим обществом нормы.

Глоссарий:

– камю посторонний анализ

– альбер камю чума характеристика образів

– камю посторонний анализ произведения

– альбер герой произведения

– мерсо перевод фамилии

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-geroev-po-proizvedeniyu-albera-kamyu-postoronnij/

Горшкова А.Е. Проблема «отчужденности» в повести А. Камю «Посторонний»

Библиографическая ссылка на статью:
Горшкова А.Е. Проблема «отчужденности» в повести А. Камю «Посторонний» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11758 (дата обращения: 23.09.2018).

XX век глубоко врезался в память людей. Это было время великих потрясений, которые наложили большой отпечаток как на общество в целом, так и на его духовную жизнь. Экзистенциализм, возникший в ответ на кровопролитие Первой мировой войны, геноцид и использование ядерного оружия, перевернул представления философии о человеке.

Теперь в центре внимания мыслителей был не мир во всем его многообразии, не теоретические проблемы бытия и познания, а отдельная личность – со своими мелкими и подчас незначительными в масштабах Вселенной проблемами.

  Основателем нового направления стал датский философ Серен Кьеркегор, в творчестве которого черпали вдохновение многие мыслители со всего света, в том числе и французский писатель и философ Альбер Камю.

Поначалу философские взгляды юного Камю формировались под влиянием морских восточных культур. Его привлекла их вера в абсолютную свободу, в счастье от самого факта существования.

Однако впоследствии под воздействием исторического процесса философские взгляды Камю претерпели изменения.

Основными темами его произведений, которые красной нитью прошли через все его труды,  стали темы абсурда, отчуждения и смерти. [1]

Тема абсурда наиболее полно отразилась в первом цикле творчества автора, который он сам и называл «циклом Абсурда». В рамках этого периода он создал повесть «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), драмы «Калигула» и «Недоразумение» (1944). Эти произведения отразили те вопросы, которые витали в воздухе французского общества 40-ых годов ХХ века.

Главный герой в повести «Посторонний» чужд миру людей. Уже само название произведения намекает читателю на то, что речь в нем пойдет о человеке исключительном, выбивающемся из привычного образа жизни. Мерсо не интересуют пошлые идеалы общества, ему намного ближе спокойный мир первозданной природы.

Именно поэтому момент убийства, совершенный самим Мерсо, казался ему моментом единения с огромным космосом, а его действия, по словам самого Мерсо, были подвластны только солнцу. Но и до совершения убийства Мерсо был единственным человеком, который мог подолгу и без особой цели смотреть на небо.

Он был «пришельцем» среди людей. Молчаливая романтичность Мерсо крепко вплетена в контекст экзистенциального начала.  Вся его жизнь протекает  под палящим солнцем Алжира, и эту жизнь невозможно обосновать простым бунтарством против надоевших устоев. Убийство, которое он совершил, не было им спланировано.

Совет

Благодаря этому, мы можем причислить Мерсо к ряду тех убийц, насильственные действия которых не были четко и рационально мотивированы. В отличие от Родиона Раскольникова, Мерсо уже даже не задается вопросами о возможном и невозможном – для него по определению возможно все.

Свобода и вседозволенность для Мерсо не имеют границ, они возведены им в абсолют.

Сухой стиль повествования, который избрал в «Постороннем» Камю, помогает читателю проникнуться чувствами главного героя, пропустить через себя его мысли и понять истоки его «отчужденности». Жизнь для Мерсо не представляет особого интереса в понимании обычного человека, он отвергает все ее стороны, кроме своего собственного бытия.

Это бытие не предполагает  следование общепринятым нормам: признаваться в любви, горевать о смерти матери, планировать свою жизнь. Это бытие дает герою возможность делать все, что заблагорассудится, ведь в сознании человека нет никаких ограничений.

Мерсо не беспокоится о проблемах общества, не выражает протест социальным порядкам – он вне этого.

Самым абсурдным явлением в «Постороннем» становится смерть – и для героя Камю это единственный способ убежать от обязательств перед окружением. Для всех людей Мерсо — настоящий «посторонний» в силу того, что никто из них не может понять его отрешенности от вещей, которые кажутся неизбежными для обычного человека.

Для Мерсо не существует идеалов и принципов, для него несравнимо важнее было то, что в тот момент, когда он совершал убийство, страшно пекло солнце и ужасно болела голова. Линия конфликта в «Постороннем» выстраивается около бездумных полулюдей-полумашин, изо дня в день совершающих одни и те же действия, и человека, который не хочет следовать данным кем-то указаниям.

Но противостоять огромному количество людей невозможно, и конец истории предсказуемо трагичен.

Альберу Камю, опиравшемуся на идеи французского экзистенциализма, удалось создать совершенно новый тип «постороннего человека» в литературе.

Обратите внимание

И вполне закономерен тот факт, что подобная новизна вызвала много разговоров среди читающей интеллигенции.

Были проведены параллели между «посторонним» и молодежью времени Камю: все они пытались выйти за рамки дозволенного и там найти средство от отчужденности. [2]

Эти сопоставления актуальны до сих пор. Известно много историй, когда человек страдал от своей «неполноценности», которая возникала из-за чуждости общепринятых устоев и идеалов.

Подобные настроения появляются у людей каждый раз, когда весь смысл существования в конечном итоге сводится к однообразному выполнению навязанной кем-то работы, а любое отхождение от правил расценивается, как предательство.

Источник: http://human.snauka.ru/2015/06/11758

«Посторонний», анализ повести Камю

Категория: Анализ стихотворения

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Повесть Альбера Камю «Посторонний» была написана в 1940 году и опубликована в 1942 году. Анализ данного произведения, как наиболее яркого и известного, помогает проследить все основные идеи творчества автора.Сюжетная линия «Постороннего» (как, кстати, и композиция) линейна. Повесть состоит из двух частей.

В первой части француз Мерсо, который живет в Алжире, получает известие о смерти матери и прибывает на похороны. Следующий день в Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая становится его девушкой. Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести выходные на берегу моря, но по дороге они замечают, что за ними следят арабы, один из которых – брат бывшей любовницы Раймона.

На отдыхе между арабами и друзьями Мерсо происходит стачка, которая заканчивается ничем. Через некоторое время герой, увидев на пляже одного из арабов, убивает его. Вторая часть – затянувшееся на 11 месяцев дело Мерсо, в результате которого его приговаривают к смертной казни.Несмотря на простой сюжет, идея автора очень глубока.

Нам важны не сюжетные линии, а реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие какой-либо реакции. Камю рисует человека, который не испытывает традиционные, принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства.

Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на происходящее.Повесть имеет два смысловых уровня – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир Мерсо.В действиях главного героя проявляется экзистенциальный романтизм его образа.

Мерсо — изгой в обществе, его поступки вызывают непонимание и порицаются. Его не понимают ни присяжные, ни судьи, ни Мари. Видимость понимания и дружбы создает Раймон, однако, в конечном счете, ему нет дела до Мерсо (как и тому нет дела до Раймона). Еще одна составляющая романтического образа – действиями героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в небо.

Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце, которое светит в тот момент на пляже.В повести виден яркий авторский стиль. Текст представляет собой смесь описания и повествования в прошедшем времени от первого лица. Герой лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино и убийством.

Важно

Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.Кульминационный момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах.

Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.

Таким образом, в повести «Посторонний» в полной мере проявляются экзистенциалистские взгляды и идеи абсурдизма Камю. Что интересно, автор не порицает поступки главного героя. Порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести.



Променяв занятия литературой на школьные занятия, Толстой, однако, испытывал сильную теску по писательскому труду. Откровенно признавался он в том А. В.

Дружинину весной 1860 года: «Сначала было тяжело разорвать связь с литературой, задавить в себе честолюбивую потребность высказываться, но теперь, напротив, все вокруг меня стало гораздо яснее, проще и ближе ко мне, чем было… Дело не так красиво и свободно, но прочнее и ощутительнее». На пути сближения с народом педагогическая деятельность имела

  Василь Стефаник народився 14 травня 1871 р. в с. Русові Снятинсь- кого повіту на Станіславщині (нині — Івано-Франківщина) в сім'ї замож­ного селянина. Після навчання в школах у с. Русові та м. Снятині він 1883 р. вступив до польської гімназії у м.

Коломиї. Тут зав'язалася дружба В. Стефаника з Л. Мартовичем. За українську громадсько-політичну діяльність їх обох у 1890 р. виключили з гімназії. В. Стефаник переїхав до Дрогобича і вступив до місцевої гімназії, яку закінчив 1892 р.

Читайте также:  Характеристика и образ вари в пьесе вишнёвый сад чехова сочинение

Того ж року ві

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 -1822 гг. В Петербурге осенью 1824 г.

работа была закончена, но и в 1825 г., вплоть до своего возвращения из отпуска, писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.

«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной

Совет

Бодлер Гимн КрасотеСкажи, откуда ты приходишь, Красота?Твой взор — лазурь небес иль порожденье ада?Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,Равно ты радости и козни сеять рада.

 Заря и гаснущий закат в твоих глазах,Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;Героем отрок стал, великий пал во прах,Упившись губ твоих чарующею урной.

 Прислал ли ад тебя иль звездные края?Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно! С

В литературе немало произведений, в которых «соседствуют» миры реальный и фантастический. Это и «Илиада» Гомера, и «Божественная комедия» Данте, и романтические баллады Жуковского.

Появление реализма (двадцатые годы XX века) практически вывело из употребления данный прием. Тем более важным стало появление романа «Мастер и Маргарита» с его уникальной пространственно-временной структурой — троемирием.

Подобная концепция не является изобретением Булгакова. О существовании мнимого мира говорится, на

Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века. Его литературная деятельность началась в конце 80-х годов XIX столетия.

В своих первых рассказах (“Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других) молодой писатель рисует безысходную нищету крестьянства.     В 90-х годах Бунин знакомится с Чеховым, Горьким.

Обратите внимание

В эти годы он пытается сочетать в своем творчестве реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (разм

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это печальная история человека, горе которого в том, что он не похож на остальных.

Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться — вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких. Именно на этом в комедии основано внутреннее развитие конфликта героя и среды.

И все было бы намного проще, если бы к этому конфликту органично не присоединялась личная драма Чацкого — его неразделенная любо

1. Историческая память и ее осмысление. 2. Память царедворца. 3. Память преступного правителя. 4. Память народа в понимании автора драмы. Сюжет драмы «Борис Годунов» А. С. Пушкин взял из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Этому выдающемуся российскому историку и писателю он и посвятил свое произведение.

Таким способом Пушкин принес дань уважения не только личности Карамзина, но и труду историка, стремящегося непредвзято освещать события, определяющие судьбу стран и народов. Поср

Василий Владимирович Быков — большой мастер слова. Он включает в повествование своих произведений различные метафоры, не столько украшающие его доходчивую и яркую речь, сколько помогающие понять читателю замысел автора, проникнуться его идеей.

Важно

Писатель прекрасно знает традиции русской классической литературы, являясь достойным преемником мастеров слова XIX века.

Быков дает картины природы не для того, чтобы они служили фоном происходящего, но были полноправными участниками событий, оттеняя настр

В романе “Евгений Онегин”, опубликованном в 1831 году, А. С. Пушкин отразил современную ему русскую жизнь. Действие романа начинается весной-летом 1819 года и заканчивается весной 1825 года, за полгода до восстания декабристов на Сенатской площади.

    “Евгений Онегин” является центральным произведением А. С. Пушкина, его основным “литературным подвигом”. Именно с этим романом связано утверждение реализма в творчестве великого поэта.

    Картину жизни русского общества периода, предшествовавшего

Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/analiz-stikhotvoreniya/5877-postoronnij-analiz-povesti-kamyu.html

Камю,

Искусство и развлечения 8 января 2015

Повесть Альбера Камю «Посторонний» — чистой воды экзистенция, идущая прямо по фарватеру философского направления середины двадцатого века. Здесь, словно камешки на дне, видны все характерные отличительные черты экзистенциализма: уникальность и абсурдность человеческого существования безо всякого смысла жизни и смерти.

Предшественники и попутчики

Основные черты экзистенциализма были обозначены ещё в девятнадцатом веке датским философом С. Кьеркегором.

Развитие этого философского направления началось через много лет, когда человечество подустало от благ технического прогресса.

И действительно: с одной стороны — телефон, телеграф, реактивные самолёты и бикини-мини, а с другой — жесточайшие мировые войны, тоталитарные режимы и человек человеку — волк.

Установками экзистенциализма стали наблюдения за существованием внутри самого существования, изучение внутреннего мира при пограничных ситуациях, когда даже если есть выбор, то он всегда ложный, а способность адекватно оценить свои поступки отсутствует. Впрочем, если есть адекватность — это уже не экзистенциализм.

Основы философии экзистенциализма заложил Жан-Поль Сартр в своих работах тридцатых годов двадцатого века: «Воображение», «Эскиз теории эмоций» и многих других. Одновременно с Сартром огромное влияние на ищущие истинных ответов умы европейских читателей оказал и Альбер Камю.

Замысел

Записные книжки писателя поведали о возникновении замысла и определении темы будущей повести Камю.

«Посторонний» мыслился писателем как рассказ о человеке, не желающем оправдываться, которому всё равно, что думают о нём другие люди, и он не станет их переубеждать. Более того, он, даже умирая, знает, что прав, и понимает, что это не утешение.

С весны 1937 три года автор этот замысел обживает, работает, пишет, правит. В 1942 году повесть Камю «Посторонний» была опубликована.

Видео по теме

Краткое содержание первой части

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром.

У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить.

Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

Перспективы и отказ

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.

В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону — приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых — брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.

Краткое содержание второй части

Мерсо арестовали и вызывают на допросы. Он думает, что дело его совсем простое, но адвокат и следователь не соглашаются. Мотивы преступления никому не понятны, а сам Мерсо испытывает лишь досаду от случившегося.

Одиннадцать месяцев длится следствие. Камера стала домом, жизнь остановилась. Воля закончилась даже в мыслях после свидания с Мари. Мерсо скучает, вспоминает прошедшее. К нему приходит понимание, что даже один день жизни может наполнить сто лет заключения в тюрьме, столько остаётся воспоминаний. Постепенно понятие времени теряется.

Приговор

Дело слушается судом присяжных. Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная.

Прокурор обвиняет Мерсо в бездушии: ни одной слезы на похоронах матери, даже не пожелал взглянуть на неё, суток не прошло, как он вступил в связь с женщиной, дружит с сутенёром, убивает без повода, ни человеческих чувств, ни принципов морали у подсудимого нет. Прокурор требует смертной казни.

Адвокат заявляет противоположное: Мерсо — честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему — раскаяние и совесть.

Совет

Приговор, тем не менее, — смертная казнь. От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется. Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как.

Перед казнью Мерсо ссорится со священником, потому что не хочет тратить оставшееся малое время Бог знает на что. Вечная жизнь не имеет смысла, и Мерсо в неё не верит. Но на самом пороге смерти, уже чувствуя дыхание мрака, он видит свою судьбу. И, наконец, потрясённо открывает душу миру. Мир равнодушно ласков. Как и сам Мерсо. Именно такого героя и описал Альбер Камю: посторонний.

Не отождествляющий собственное существование с реалиями мира. Они постороннему чужды.

Краткий анализ

Повесть, которую написал Альбер Камю («Посторонний»), поколение читателей, лишённых будущего, прочло с жадностью и сочло Мерсо собственным героем. Особенности существования современников автора были те же: безлицемерность, неприятие лжи даже ради собственной выгоды.

Повесть ясно делится на две части, которые перекликаются между собой. Вторая часть — кривое зеркало первой. Отражается в зеркале, как того и добивался Камю, — посторонний. Человек без корней. Человек, пришедший ниоткуда и уходящий в никуда. То, что композиция и сюжет линейны, даёт понять даже краткое содержание.

Камю («Посторонний» — произведение, которое несёт идею, тем не менее, весьма глубокую) написал свое творение так, что оно оказалось понятно многим. Реакция на происходящее у главного героя — это отсутствие всякой реакции. То есть и мировоззренчески герой Камю — посторонний, отзывы на события в нём отсутствуют.

Он не участвует эмоционально ни в одном из них, как инопланетянин.

В повести Камю «Посторонний» анализ текста возможен по двум смысловым уровням — социальному и метафизическому.

Первый отражает реальность и проявляющуюся реакцию окружающих, а второй от реальности отрывается и уплывает во внутренний мир главного героя.

Кто для Камю посторонний? Краткое упоминание о том, что Мерсо любит смотреть в небо, уже делает героя близким читателю, не чуждым романтизму. Значит, автор понимает и любит своего героя.

Об авторском языке и стиле

Авторский стиль очень ярок, несмотря на то, что весь текст повести — повествование пополам с описаниями от первого лица и в прошедшем времени, то есть насколько возможно прост и ясен. В этой повести и сам автор — Альбер Камю — посторонний в той же мере, что и его герой.

Лаконичен, бесстрастен. Особенно в перечислении действий героя: выпил кофе, сходил в кино, убил человека. Но какая сила и какая глубина в этой простоте! Легко только конспектировать краткое содержание. Камю — посторонний, может быть, в чём угодно, но только не в литературе.

Слишком точно выбран метод. Слишком живые герои, словно только с улицы. И очень тонко сотканная атмосфера абсурда, где абсурдно буквально всё: поступки героев, их внутренний мир. Даже доводы присяжных: главным аргументом за смертную казнь послужило то, что Мерсо не плакал на похоронах — это вершина абсурда.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/129349/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector