Анализ произведения калина красная шукшина

«Калина красная», анализ повести Шукшина

Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съёмки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести.

Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин – Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.

Съёмки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что её снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.

Жанровые особенности

«Калина красная» – киноповесть, то есть повесть, предназначенная для кино, но не ставшая ещё сценарием.

Проблематика

Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести – можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.

Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество.

Сюжет и композиция

Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя – Егора Прокудина. Всё действие повести происходит весной (по словам героя, весной надо садиться, чтобы весной выходить).

Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном центре он идёт « на хату», к «своим людям».

Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своём желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» – женщине, с которой год переписывался, Любе.

Обратите внимание

От Любы он едет в город, идёт в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата».

После «разврата» с диковинными людьми (пожилыми, некрасивыми, несчастными) Егор понял, что хочет вернуться к Любе.

Самое сильное место повести – посещение Егором собственной матери. Это кульминация, приём неузнавания. Любе Егор объясняет, что ещё «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.

Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?

Герои повести

Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.

Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.

Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.

Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.

Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.

Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.

К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».

Важно

Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей.

Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица.

Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.

Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.

https://www.youtube.com/watch?v=MYmi–Kot-k

Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»

Старики Байкаловы

Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.

Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.

Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.

Бандитская компания Егора

Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.

Стилистические особенности

Очень важны в повести песни и поэзия. Шукшин рассчитывал на то, что читатели (зрители) – люди достаточно образованные, чтобы узнать поэтические тексты и вспомнить их целиком. Например, строчка из стихотворения Есенина «Май мой синий! Июнь голубой!», которую Егор читает случайной старушке, – это цитата из стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут».

Оно посвящено «пропащей гульбе» тех, кто пошёл сомнительной дорожкой, таких, как Егор.

А стихотворение, которое Егор читает водителю «Волги» почти целиком – это стихотворение Есенина «Мир таинственный, мир мой древний», которое посвящено умиранию деревни, стеснённой цивилизацией, вместе со всеми её душевными истоками. Это стихотворение пророчит гибель Егору.

Совет

Песня «Калина красная» впервые звучит среди воров. Это песня ожидания и надежды. Калина – символ горькой любви и пролитой преждевременно крови.

Второй раз мотив калины красной и песня возникают в минуту, когда Егору грозит опасность: один из бандитов, представившийся Шурой, приезжает, чтобы вернуть его в «семью». Для Егора это песня ожидания, предвкушения и победы. Он поёт её вместе с Любой.

Цвета повести символичны. Это белые берёзки, чёрная земля и красная калина, которая в финале превращается в кровь из раны Егора, окрашивающую стволы белых берёз.

  • «Калина красная», краткое содержание повести Шукшина
  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина

По произведению: «Калина красная»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/1002-kalina-krasnaia-analiz

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть “Калина красная”)

О творчестве Шукшина, можно сказать – жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, – это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин.

Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит.

И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому – ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он – Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

https://www.youtube.com/watch?v=EI7WuBbNDLs

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика – не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Обратите внимание

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить – об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи – ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему – он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника – Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно – имя классического ряда.

Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь.

Каждое слово – отражение души Шукшина, его жизненной позиции – никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/559

Калина красная, Шукшин: краткое содержание по главам, анализ

Замечали ли вы, что некоторые авторы настолько образно, но при этом незамысловато пишут свои произведения, что даже спустя много лет воспоминания об их творениях всплывают в голове целыми фильмами.

Так ярко представляешь себе героя повести во время чтения, что потом, когда сталкиваешься с экранизацией, буквально вскрикиваешь: «Точно, именно так он и выглядит!» Именно так происходит во время просмотра фильма «Калина красная» (Шукшин).

Краткое содержание этого рассказа может занять несколько минут, но вот переживания остаются с нами навсегда.

Василий Шукшин – великий трагик

Литературные критики единогласно утверждают, что такое слияние в единое целое разных талантов и качеств будет удивлять и заставлять восхищаться еще не одно поколение читателей.

Даже несмотря на то, что творчество Василия Макаровича относится к советской эпохе.

«Калина красная» (краткое содержание по главам разберем чуть позже) – ярчайший пример того, как автор растворяется, не замечает себя перед лицом тех проблем, которые поднимает перед читателями. Шукшин буквально принадлежал искусству.

Читайте также:  Сочинение анализ стихотворения властителям и судиям державина

Иногда критики утверждают, что Василий Макарович «демонстрировал» себя, выставлял напоказ, чтобы получить еще большее признание. Но его друзья и близкие, а также множество литературоведов говорят обратное: всякое указание на себя, всякая демонстрация своего «я» были ему совершенно чужды. Именно поэтому он стал незабываемым.

Киноповесть

Возьмем, к примеру, чуть ли не самое известное его произведение – «Калина красная». Шукшин (краткое содержание не передаст эмоционального накала, но хоть напомнит сюжетную линию) написал эту киноповесть в 1973 году. Динамичность сюжета, множество диалогов и повествование от третьего лица – вот основные литературные характеристики произведения.

Критики сразу заметили, что такого образа главного героя – Егора Прокудина – в искусстве еще не было. Именно он – то, что выделяет из общего ряда фильм «Калина красная».

Краткое описание его натуры таково: он то нежен и сентиментален, обнимает чуть ли не каждую встречную березку, то груб и «лезет на рожон»; в одну минуту Егор весел и добр, а в следующую – уже бандит и любитель попоек.

Важно

Некоторым литературоведам показалось, что такая непоследовательность говорит об отсутствии характера, а значит, не передает всей правды жизни «Калина красная».

Краткое содержание (анализ своих собеседников Шукшин проводил молниеносно и точно) всех происходивших с ним событий, он – актер, режиссер и писатель – буквально проживал. Все, будь то пересказ ссоры с вахтером или встреча рассвета, вызывало в нем бурю страстей и рвалось на бумагу и кинопленку. Это «триединство» создавало Шукшину массу проблем в жизни.

Последовательная непоследовательность

Видимая непоследовательность действий Прокудина на самом деле непроста, не стихийна. Шукшин сумел передать чуждую обычному человеку логику. Нам не понять, да и, скорее всего, не следует понимать и принимать поступки этого человека. Но ведь это не значит, что такая жизнь не имеет права на существование в принципе.

Итак, «Калина красная», Шукшин. Краткое содержание начнем с того, что Егор – вор-рецидивист – получает напутствие от начальника зоны, где Прокудин отбывал наказание. Утром он должен выходить на волю, и нам становятся известными некоторые мечты этого человека: завести корову и жениться. Свою избранницу Егор еще ни разу в жизни не видел. Они познакомились по переписке.

Оказавшись на свободе, Прокудин отправляется к своим знакомым (как вы понимаете, тоже «нечистым на руку»). Собравшаяся там компания ждет известия о том, как прошло очередное ограбление. Все пытаются расспросить Горе (именно так называют Егора приятели) о тюрьме, но ему совершенно не хочется говорить об этом. На улице весна, и Прокудин радуется жизни.

Раздавшийся телефонный звонок прерывает посиделки: подельников накрыла милиция, и всем надо разбегаться. Понимая, что ему ничего не грозит, Прокудин тоже бежит. Такова сила привычки…

Дорога в нормальную жизнь

Как же разворачиваются события в повести «Калина красная»? Шукшин (краткое содержание не передает всех нюансов отношения Прокудина к жизни) отправляет своего героя на встречу с будущей женой – Любой. Та встречает его на автобусной остановке и ведет знакомить с родителями.

Чтобы не пугать пожилых людей, Люба говорит, что ее избранник – бывший бухгалтер. Но, оставшись наедине с родителями и отвечая на расспросы, Егор говорит: «Семерых убил, восьмого не успел…».

Он уверен, что человек имеет право на реабилитацию, а, получив наказание, возвращаться нельзя. И судить его тоже нельзя.

Он критикует «отсталых» стариков и их мировоззрение, примерив на себя роль общественного деятеля.

Предубеждения

Общественная мораль довольно четко прописана в повести «Калина красная». Содержание (Шукшин неоднократно показывает влияние общества на индивидуума) разговоров Любы, ее матери и невестки о новом знакомом сводится к недовольству только по одной причине: Егор только что вышел из тюрьмы. Женщины передают мнение односельчан.

А сам Егор проводит время в бане с братом Любы, Петром. Этот неразговорчивый человек абсолютно равнодушен к происходящему. Ему лень знакомиться с Егором и вести с ним задушевные беседы.

Совет

Сцены с обидой Егора на Петра, с последовавшим за этим пониманием того, что не гордость и предубеждения движут им, а обычная неразговорчивость, очень ярко описал Василий Шукшин. «Калина красная» (краткое содержание мы пытаемся вспомнить) продолжается криком Петра из бани, все хватаются «за тяжелое» и бегут на выручку.

А на самом деле Егор случайно плеснул кипятка на Петра. Инцидент превращают в шутку, и остаток вечера проходит в «теплой дружественной обстановке».

Детали

Подруга Любы, Варя, предлагает расстаться с Егором и принять назад бывшего мужа – Кольку. Это же мелочи, что он пьянчужка. Варя со смехом рассказывает о своей счастливой жизни с мужем-алкоголиком. Ее история о том, что битье пьяницы скалкой – норма, несколько коробит Любу. Люба не хочет быть «как все», и это очень раздражает односельчан.

А Прокудин тем временем думает о товарищах, с которыми успел повидаться после выхода из тюрьмы. Одному из них (Губошлепу) он даже отправляет почтой деньги.

Зачем все это показывает Шукшин? «Калина красная», краткое содержание которой – наш сегодняшний интерес, передает настроение общества по отношению к рецидивистам, к тем, кто идет против принятых норм.

Шукшин не мог не поднять эту тему в своем произведении.

Гуляка

Егор кутит в ресторане с незнакомыми мужичками. Он сыплет деньгами и всячески «развратничает» (так назвал это сам Шукшин): поет, пляшет, пьет и произносит пафосные речи.

Но ближе к ночи он вспоминает о Любе, звонит ей и говорит, что дела задержали его в городе. Мать не верит такой «легенде», но Любу выручает отец и помогает ей объясниться с матерью.

Именно поддержку отца настойчиво подчеркивает Шукшин.

«Калина красная» – краткое содержание снова не вмещает всех событий и диалогов – продолжается тем, что Прокудин берет такси и возвращается к Любе. Но идет к ее брату, и они в бане (в темном тесном мире, как назвал это место Шукшин) продолжают пьянку.

Новая работа

Провожая утром Любу на ферму, где она трудится, Егор вспоминает свое детство – мать, корову Маньку и мальчишескую беззаботность. Люба же вскользь упоминает о пьянице – бывшем муже.

Так за непринужденной болтовней они доходят до фермы, где Егор знакомится с директором и тут же устраивается на работу шофером.

Выполнив первое же задание, Прокудин отказывается от работы и говорит, что на тракторе ему проще.

Вечером на одолженном самосвале Горе везет Любу в соседнее село. Он просит ее представиться соцработником и поговорить со старушкой Куделихой. Сам он во время этого визита выглядит очень серьезным и не снимает черные очки. По дороге домой оказывается, что они посетили мать Егора.

Даже краткое содержание рассказа «Калина красная» Шукшина невозможно передать без описания того момента, когда, впервые сев за руль трактора, Прокудин делает первую борозду. Его переполняют радость и гордость, он не может надышаться запахом перепаханной земли.

Не без сучков

Когда в дом к Любе заявляется бывший муж с друзьями и пытается качать права, Егор кулаками выставляет всю компанию за ворота. Краткое содержание рассказа «Калина красная» Шукшина не может передать всю полноту кинематографической сцены этой драки. Ведь закончилась она от того, что под тяжелым взглядом Егора остановился идущий на него с колом Колька.

Случилась и еще одна неприятность в жизни Прокудина. Из города к нему приехал бывший приятель Шура. Он привез деньги от Губошлепа, которые должны были помочь Егору вернуться к старой жизни. Но Прокудин отказывается от такого предложения, швыряя деньги в лицо визитера. Егору удается успокоить разволновавшуюся Любу, но видно, что и сам он порядком на взводе.

Трагическая кончина

Работая в поле, Егор замечает на опушке леса “Волгу” с бывшими приятелями. Он идет к ним, а мы тем временем узнаем, что Губошлеп решил поквитаться с Горем за то, что тот отошел от воровской жизни.

К тому моменту, как обеспокоенная Люба разобралась, что происходит, и подъехала с братом к лесной опушке, городские визитеры уже уезжали восвояси. Люба нашла тяжело раненного Егора, и они с Петром пытались помочь Прокудину. Но в какой-то момент тот почувствовал близкую кончину и попросил положить его на землю, чтобы послушать… Из последних сил Егор Прокудин просит отдать его деньги матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома…»

Источник: https://autogear.ru/article/191/681/kalina-krasnaya-shukshin-kratkoe-soderjanie-po-glavam-analiz/

Правда жизни в романе Шукшина “Калина красная”

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам”; читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное, радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Обратите внимание

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно это отношение к себе сделало его незабываемым для других. Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, становилось для него предметом искусства — касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

Одно можно сказать: жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое из которых, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща,— это очень трудно. Вот киноповесть В.

Шукшина “Калина красная”, написанная в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то он умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то ершист, то забулдыга, любитель попоек, то добряк, то бандит.

И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому — ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он — Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице. Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера. Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уже нечто другое. Это уже логика. Его логика — не наша логика, она не может, а наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии открыться и быть понята. Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет. Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы тот не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Важно

Тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить — в этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность. Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи — ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо.

Читайте также:  Анализ произведения живи и помни распутина

Необходимо по-своему — он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал коленца. Но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника — Василия Шукшина.

Время не стоит на месте, и родившиеся в год смерти Шукшина сегодня становятся его читателями. Для них он — имя классического ряда.

Но годы, что миновали после его кончины, ничуть не стерли исконного смысла слов, которые он писал с большой буквы: Народ, Правда, живая Жизнь.

Источник: http://www.rlspace.com/pravda-zhizni-v-romane-shukshina-kalina-krasnaya/

Краткое содержание Калина красная Шукшина

В произведении автор показывает нам судьбу бывшего осужденного Егора Прокудина.

Наконец закончилось его заточение на зоне, и начальник перед тем, как выпустить Егора на волю, дает советы, как продолжить в дальнейшем свою жизнь. Но Прокудин знает, что у него будет дальше. Он познакомился по переписке с  Любовью Владимировной, и знает точно, что она будет его супругой, хотя и не видел ее.

Егор, когда оказывается на свободе, он наслаждается весенней погодой. Однако сразу к Любе он не спешит, а идет встретиться к своим друзьям, которые так и продолжают вороват. Не успел он разговориться с ними, как началась облава на их сборище, так как совсем недавно они опять совершили ограбление. Егору удалось убежать, но нигде ему не удается найти прибежище.

Утром Прокудин прибыл в село Ясное к своей Любушке, которая встречает его. По дороге домой они заходят в кафе, где Прокудин рассказывает, почему он оказался судим. Женщина верит ему и у нее теплится надежда, что Егор исправится и найдет верный путь в своей судьбе.

Совет

Люба решает познакомить его со своими родными. И чтобы родители не испугались его прошлого, женщина приукрашивает рассказ о Егоре. Но, отец ее при беседе с Прокудиным наедине,  и тут  же понял, что перед ним сидит вор-рецидивист, хотя и бывший.

Но Егор объясняет старику, что любой может оказаться в такой ситуации, и он хочет встать на путь исправления.

Знакомство брата Любы с ее будущим мужем происходит необычно. Петр не очень -то и хотел  знакомиться с новым родственником, а Егор вначале подумал, что его просто опасаются.

 Но Петр просто был неразговорчивым товарищем. Когда они были в бане, Егор случайно обливает его горячей водой, и все родные Любы подумали, что Егор хотел Петра убить. Но все оказалось простой шуткой, и вечером все мирно сидели в доме, и пили чай. Родители показывали фотографии, а Егор и Петр смеялись над случившимся в парилке.

Егор уезжает в район, и боится, что его друзья-воры вернутся за ним, и поэтому, чтобы откупиться он отправляет деньг одному из членов банды.

  Подруга Любы советует ей бросить Прокудина, так как она считает, что он может вернуться к прежнему образу жизни. А в это время  Егор пирует  в городе, ведь он привык к таким вечеринкам.

  А вечером он незаметно вызывает Петра, и они по-дружески долго сидят и распивают спиртное, беседуя о смысле жизни.

Время идет, и Люба прилагает все усилия, чтобы Егор начал жить как нормальный советский человек. Она устраивает его водителем на ферму.   Выполнив задания директора ,он не хочет там больше работать, и говорит, что на тракторе ему легче.

Обратите внимание

 Прокудину очень тяжело на душе, он очень хочет увидеть свою мать. Взяв с собой Любу ,он обманывает ее, и говорит, что надо посетить одну старушку по просьбе друга.

Когда Люба расспрашивает ее о жизни, то бабушка говорит, что ничего о детях не знает, и никто ей не пишет. Так и живет она одна. Только после того, как они вышли от нее, Егор сделал признание, что это его мать.

Он не мог признаться ей в этом, так как вел неправильную жизнь и не хотел ее расстраивать и позорить перед соседями.

 Егора не оставляют в покое его товарищи. Они присылают человека с деньгами, чтобы тот мог всегда к ним пожаловать. Но он отказался, и после этой неприятной встречи на душе у него стало плохо.

Но бандиты, получив такой отказ от Прокудина, приезжают к нему в село и угрожают ему, но Егор не сдается, он не хочет больше такой участи.  Губошлеп смертельно его ранит, но уйти им не удается. Жители села схватили преступников. А Егор, умирая, просит, чтобы Люба отдала деньги его матери. Скончался наш герой на родной земле и с чистой совестью.

Повесть учит, что любой человек, совершивший ошибку в своей жизни, всегда может встать на правильный путь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Малиновая водаБыл жаркий август и как раз в один из таких дней герой оказывается на охоте. Он отправляется к ключу, который называется «Малиновая вода». Герой, попив водички, решил прилечь отдохнуть.
  • Краткое содержание Вергилий ЭнеидаГлавный герой произведения Эней – сын обычного человека и богини. Он плывет по морю к новым берегам, чтобы построить там новый город. Но боги послали на его корабль всевозможные водные стихии.
  • Краткое содержание Булгаков Дни ТурбиныхСемья Турбиных находится в квартире, на улице – уже вечер, темно, и только в доме светло, потому что горит электричество. Огонь в камине пылает, а часы как раз в тот момент бьют девять часов.
  • Краткое содержание Некрасов СенькаС самого утра Сенька находился в щели и следил за врагом. Мальчика трясло. Вчера они прибыли на передовую, и началась стрельба. Сенька взял винтовку и выстрелил в руку. Он хотел просто скорее оказаться подальше от этого места.
  • Краткое содержание Погодин Зеленый попугайВ произведении «Зеленый попугай», созданном советским писателем Радием Петровичем Погодиным, рассказывается о том, как автор в детстве воспринимал окружающий мир и разнообразные запахи.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/kalina-krasnaya-kratko

Характеры героев и авторские идеи в повести В. Шукшина «Калина красная»

Чрезвычайно интересными в стремлении постичь особенности повествования в рассказах В.М.Шукшина, объяснить их жанрово-стилевое своеобразие представляются работы, например, Я. Эльсберга, М. Ваняшовой, Н. Драгомирецкой, И. Крамова, Н. Лейдермана и др9.

Из работ 1990-х годов следует  выделить монографию СМ. Козловой «Поэтика рассказов В.М. Шукшина (Барнаул, 1992), Куляпина А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. – Барнаул, 2000; Хасамова Г.Г. Диалог в рассказах В.М. Шукшина: функционально-коммуникативный аспект исследования. -Уфа, 2002. и др.

Появляются все новые исследования: монографии и диссертации.

Время вносит свои  поправки,  требуя  уточнений  бытующих  мнений,  их дополнения или  пересмотра.  И  дело  не  только  в  критическом  поиске,  в динамике воззрении и смене  концепции.

  Дискуссии  эти  вводят  нас  в  круг важных теоретических проблем, для решения которых требуется  основательность исследования всего содержания творчества  В. М.

Шукшина (концепция народа  и личности, герой, эстетический идеал, вопросы жанра и стиля).

Важно

 Существуют разногласия в понимании  природы  дарования  В.М.Шукшина  и связанных с ним принципов  анализа,  критериев  оценок.  Истинное  искусство всегда сопротивляется схемам, прямолинейности  суждений,  игнорированию  его самобытности. Творчество В.М. Шукшина противилось  любым попыткам  разрушить его цельность и многожанровое единство.

Наверное, именно потому В.М. Шукшину посвящено столько книг и статей, в которых высказываются порой диаметрально противоположные мнения. Но все, же всегда преобладали статьи и рецензии, оценивающие положительно, а иногда и восторженно творчество В.М.Шукшина.

Творчество В.М.Шукшина волновало и продолжает волновать людей. Как звезда, оно сохраняет свой накал, свой свет. Для него – нет смерти, нет угасания. Широкий интерес читателей  и  зрителей  к  творчеству  В. М. Шукшина не ослабевает в наши дни.

Популярность В.М.Шукшина перешагнула  границы нашей страны. Издано множество  его произведений в переводах  на языки зарубежных народов –  в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, в Финляндии, Индии, Франции, Англии и других странах. То, что сделано Шукшиным, – вечно.

С удивительной точностью выразил немногими словами писатель Петр Проскурин всеобщее благоговейное изумление перед творческим подвигом художника, сказав, что все мы — многомиллионный русский народ – еще при жизни В.М.

Шукшина успели «вобрать в себя, в свою жизнь часть его огня, его горения…»10.

Исходя из этого, актуальность темы исследования определяется тем, что для современной российской и мировой культуры, В.М. Шукшин сегодня интересен как носитель российской духовности, корневой культуры, попавшей в кризисную, переломную эпоху, важен как опора национального самосознания, как мощный источник духовного обновления нашей Родины.

Чем дальше в историю уходит Василий  Макарович Шукшин (1929-1974), тем более прочно его творчество становится фактом духовной культуры. И это не случайно. Своей гуманистической направленностью, общечеловеческих вопросов бытия, творчество В.

М. Шукшина оказалось созвучно нынешним духовным исканиям. Вопросы, поставленные писателем более тридцати лет назад: не утрачиваем ли мы своей духовности? Что с нами происходит? – со всей определенностью и остротой задаются и нашим временем.

Особое значение приобретает творчество В.М.Шукшина в контексте современных проблем развития самосознания нации, поиска путей возрождения и обновления России. Недаром, оценивая духовную значимость В.М.Шукшина для России, С. Залыгин назвал его провидцем, поставив в один ряд с Платоновым.

Совет

Сегодня социокультурная ситуация диктует необходимость сконцентрировать внимание при изучении творчества В.М. Шукшина, прежде всего, на эстетическом и нравственном аспектах, а работа над Шукшинской прозой позволяет решить и некоторые образовательные задачи. В частности, развить и углубить представления учащихся о сюжете и композиции повести, об историзме художественного произведения.

Основной ЦЕЛЬЮ выпускной квалифицированной  работы является: рассмотрение социально-философской аспектов в повести «Калина красная» и принципов жизнеподобия при изображении литературных героев.

Основная задача работы – помочь учителю понять В.М.Шукшина в литературе социалистического реализма, уяснить самое существенное в его творчестве, разобраться в неповторимом своеобразии творческого метода одного из замечательных писателей современности.

В соответствии  с поставленной целью нами определены следующие ЗАДАЧИ исследования:

– исследовать материалы  по созданию В.М.Шукшиным повести   «Калина красная»;

– определить социально-философскую проблему повести;

– исследовать пути  создания характеров литературных героев.

ГИПОТЕЗА исследования:

– образ Егора Прокудина   является главной особенностью  произведения, помогающий людям  увидеть себя со стороны с  помощью  его окружения;

– формирование общественных ценностей – веры в закон справедливости, правого суда, неизбежного возмездия злу.

Объектом исследования является произведение «Калина красная» В. М.Шукшина.

Метод исследования –  литературоведческий анализ текста, сравнительно-сопоставимый метод, сравнительно-исторический анализ, беседа, наблюдение.

Методологические основы исследования: работы критиков, классиков литературной науки и известных исследователей (В. Апухтина, В. Горн, Я. Эльсберга, М. Ваняшовой, Н. Драгомирецкой, И. Крамова, Н.Лейдермана).

В соответствии с поставленными  целью и задачами данная работа имеет следующую структуру: Введение, две главы (1.Социально-философская проблема повести «Калина красная» и ее конфликт; 2. Принципы жизнеподобия при изображении литературных героев); Заключение, Список использованных источников и литературы и Приложение.

Глава I. 

Социально-философская  проблема повести «Калина красная» и ее конфликт

В.М.Шукшин – внутренний редактор и его «система» мироощущения «выстрадана жизнью». «Страдать  надо», – говорил Достоевский. По твердому убеждению Г.

Буркова, человека, принявшего последние слова Василия Макаровича, «Шукшин был рожден духовником». У него как у народных певцов, «через духовное раскрывалось гражданское, через нравственное – социальное».

Через обыденное раскрывалась философия жизни11.

В.М.Шукшин – писатель глубоко социальный. Бескомпромиссное, гневное, яростное обличение того, что мешает добру и свету, и радостное приятие, ответное сияние навстречу тому, что утвердилось верно, и хорошо, – таков был В.М.Шукшин в творчестве. Исследуя, как художник, новые социальные явления, В.М.

Обратите внимание

Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это – обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают В.М.Шукшина, прежде всего, с их нравственной стороны. Особенно это четко проявилось в произведении «Калина красная». Как и во всем творчестве В.М.

Шукшина – это «дерзкая постановка глобальных духовных и социальных проблем XX века»12.

«Калина красная» – вершинное  достижение зрелого В.М.Шукшина, произведение глубокое и человечное, была написана в 1973 году. «Калина красная» уже повесть, а не рассказ. И дело не в этом жанровом укрупнении, а в выходе В.М.

Шукшина к крупному синтетическому. Тут синтез характера и эпохи  (начиная с истории самого Егора, брата Любы Перта, ее родителей и кончая историей протекшего за годы жизни Егора времени), и синтез заветных идей В.М.

Шукшина, которые, кажется, скрыты за криминальным сюжетом.

В «Калине красной» В.М.Шукшин ставит перед нами острейшую нравственную трагедию.

В центре этого произведения – конфликт человека, душа которого жаждет необыкновенного в жизни, и того бездуховного мещанского мира, который его окружает. Чтобы придать этой теме высокую обобщенность, не порывающую с конкретностью, писатель на современном материале разрабатывает притчу о блудном сыне, выбрав в качестве героя, уголовника возвращающегося из тюрьмы.

Однако необычность  персонажа определяется не только его  преступным прошлым и заключением, но и тем, что у него уязвленная, будто «наскипидаренная» душа, в  которой сошлись все крайности: широта и узость, распахнутость и скрытость, нежность и озлобленность, тяготение к человеку и агрессивность. К тому же перед героем стоит острая проблема выбора жизни.

Все повествование в  «Калине красной» «срежиссировано» вокруг Егора Прокудина. Именно характер главного героя в значительной степени определяет движение повести и ее поэтику.

Читайте также:  Сравнительная характеристика тихона и бориса (гроза островского)

В основе сюжета – острая ситуация: борьба за человека, за его полноценное участие в жизни общества, из которого он сам себя исключил. Характер героя многослоен – в нем переплелись смелость, достоинство, одаренность и скрытность, жестокость, шутовство.

Он узнаваем и непредсказуем одновременно.

Однако необычность персонажа определяется не только его преступным прошлым и заключением, но и тем, что у него уязвленная, будто «наскипидаренная душа», в которой сошлись все крайности: широта и узость, распахнутость и скрытость, нежность и озлобленность, тяготение к человеку и агрессивность. К тому же перед героем стоит острая проблема выбора жизни13.

Важно

Егор Прокудин наделен характером, родственным лирическому герою Есенина. Он тоже мог бы сказать: «Промотал я молодость без поры. Без времени»14. Такая аналогия не случайна: творчество В.М.

Шукшина вообще во многом близко есенинской поэзии, и ряд мотивов писателя имеет точки соприкосновения со стихами великого поэта.

Прокудин не отличается высоким интеллектом и культурным багажом, это «средний», как и в рассказах автора, шукшинский человек, но глубоко в душе Егора живет не до конца осознанное стремление к другой жизни, осмысленной и человеческой, широкой и яркой, как праздник.

В.М.Шукшин видит в своем герое черты сильного хорошего человека, но его блатное прошлое многое разрушило, деформировало в его душе. Поэтому он порою жалок, растерян, скрывает за внешней бравадой эту растерянность.

Но есть в нем и своя доминанта – он привлекает к себе читателей тем качеством, которое называют «отрицательным обаянием».

Мечта героя, не находя возможности воплотиться в действительность, саднит его душу, рождает смуту, толкает на странные, подчас непредсказуемые поступки Они лишены последовательности, логики, мотивированности.

Это оттого, что Прокудин очень неясно представляет, как реализовать мечту, а также потому, что привычная среда (городские обыватели, воровской притон) не позволяет ему действовать в этом направлении. А он так томится почему-то значащему, где бы он мог приложить свои могучие силы и неутоленную страсть.

Михаил Кузнецов писал о Егоре Прокудине: «…не раз и не два вернешься к нему мыслью, задумаешься и над его драмой, и над сутью его характера.

Совет

Порою покажется, что мог он стать героем и совсем другой драмы, где и упоминания об уголовном мире не было бы. Представляешь себе Егора человеком иного круга, иных занятий.

Ибо он – личность неуемная, вносящая повсюду страсть, безбрежность, опрокидывание привычных мерок, какую-то взрывчатую конфликтность»15.

Обаяние богато одаренной  человеческой личности, при всем драматизме судьбы ее, прекрасно передано в образе Егора Прокудина. В поведении, в речи Егора Прокудина мы слышим иронию и юмор, а порой самоиронию. И все-таки даже в своих необычных жизненных обстоятельствах он сохранил достоинство.

В.М.Шукшина как художника интересовало не одно какое-то преобладающее свойство в человеке, а столкновение, казалось бы, взаимоисключающих свойств, противоречивая сущность характера. Для него невозможен предвзятый, плоскостной подход к людям, заданность в создании характеров.

Его влекли к себе многослойность внутреннего мира, парадоксальность и прихотливость душевных движений, неожиданные мотивы поступков. Человеческая натура была интересна ему поиском, устремленностью, выплеском из обыденности. Таковы многие герои его рассказов. Таков и Егор Прокудин.

Читатель постоянно чувствует, что в этом изломавшем свою судьбу человеке таится столько возможностей, так и оставшихся нереализованными.

Он уходит из жизни с горьким сознанием неоплатного долга Родине, матери, любимой женщине, с сознанием личной вины и ответственности перед обществом.

«А Егора  жалко. Он вызывает сочувствие, потому что в нем живая душа», – сказал Шукшин16.

Сложный и многозначный образ Егора Прокудина не поддается  упрощенному толкованию. Художник пишет Егора. Его душевное состояние в непрестанной борьбе, в противоречиях. Пишет безжалостно – точно так, как на древних лубочных русских картинах изображается грешник: вор, разбойник, тать.

Обратите внимание

Резко, объемно рисует художник внутренние борения героя. И они становятся достоянием наших собственных размышлений  о жизни. Достоянием нашей совести…

Не подражая Достоевскому и ничего не заимствуя у него, В.М.Шукшин как художник истинно русский, наделенный талантом гуманиста и правдолюбца, делает именно совесть, ее нравственные критерии основой внутреннего состояния, поведения самого Егора, и людей, которые за него борются.

Это не просто история сбившегося с пути крестьянского парня, ставшего вором-рецидивистом, а потом решившего «завязать». Возможно, и такой сюжет был бы достаточно поучителен. Но В. М. Шукшин вложил в повесть значительное социальное и философское содержание.

Талантливый художник глубоко исследует субъективные и объективные предпосылки нравственного падения, а затем духовного возрождения Егора Прокудина, он исследует отношения человека и общества, причем не вообще общества, а общества социалистического. Ведь именно девизом этого общества стало гармоническое развитие личности в коллективе, сопричастность ее с большим миром.

Этот закономерный и неизбежный для нашего общества процесс проходит в диалектике борьбы, в острой конфликтности. В.М. Шукшин много сил отдавал исследованию этого жизненного явления, прежде всего, в сфере нравственности. В «Калине красной» он пошел по пути «доказательства от противного».

Основной идеей его повести стало убеждение, что каждый человек обязан реализовать заложенные в нем природой и средой умственные и физические возможности. Это его долг перед людьми, перед семьей, перед родной страной, перед будущими поколениями.

Источник: http://referat911.ru/Literatura/haraktery-geroev-i-avtorskie-idei/138776-2098725-place2.html

По повести В. М. Шукшина «Калина красная»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сочинение

Герой на распутье

/по повести В.М.Шукшина «Калина красная»/

МОУ Старобелокурихинская СОШ

Бочкарева Людмила, 10 класс

Учитель Лаптева Г. И.

Герой на распутье /по повести В.М.Шукшина «Калина красная»/

Рано, рано путь оставлен.

Вот и горько оттого.

Твой, калина, красный пламень

бьется в имени его.

Александр Романов

В этом году Василию Макаровичу Шукшину исполнилось бы восемьдесят лет. И уже двадцать пять лет как его нет с нами. «Но как нам не хватает Шукшина именно сейчас!», – сказал однажды Василий Белов. Идеи и боли, которыми жил Шукшин, никуда не исчезли, они по – прежнему злободневны.

В своих произведениях Шукшин – художник всматривается в человека с надеждой открыть в нем не только движение души к истине, но силы и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть «Калина красная», о которой я хочу рассказать. Егор Прокудин – гордый и сильный характер, незаурядный, талантливый человек.

Ему много дано от рождения, он мог бы прославиться добрыми делами. Но обстоятельства сложились по – иному, он стал преступником. Егор родился с тем прекрасным душевным запасом, который дает человеку крестьянский труд. И вдруг всего этого у него нет.

Важно

Кто же он такой, Егорушка, Горе, Горюшка? При первой встрече с Любой Байкаловой он заявляет: «Никем больше не могу быть на этой земле – только вором». Встречаем мы его в повести в ту пору, когда Егор выверяет свою прошлую жизнь, снимает с лица воровскую маску. Ему сорок лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа – то у него восстает против этого образа жизни.

Он не склонен быть жестоким человеком. Все это дается Прокудину тяжело, мучительно, трудно. Он давно чувствует, что совесть его больна. В который раз выходит из тюрьмы, снова едет в «малину». Ищет праздник для души, но не находит. Душа его не на месте. Он тоскует и мечется, шарахается из одной крайности в другую, потому что осознает, что живет неладно.

Хмелеет Егор, бунтует, но праздника для души нет. Никакого « веселья», «пикничка» не получается. Он, заблудивший, начинает понимать, что болен самим собой. Ему хочется начать все заново, но боится и не очень в это верит. Перед ним целый мир, целая жизнь.

Но выстраданная Егором Прокудиным мысль о том, что лишь любовью и уважением людей друг к другу держится мир, эта мысль его уже не оставит. Егор вызывает у меня сочувствие, сострадание, потому что находит мужество признаться и себе, и другим, что живет неправедной жизнью.

Он не только признается в этом, но и предпринимает отчаянную попытку повернуть свою жизнь к лучшему. Вся трагедия исковерканной судьбы Егора, его неуемная тяга к иной жизни выливается в глубокой, искренней любви Прокудина к березам и просторам полей, в любви ко всему прекрасному миру русской природы.

Первый раз, когда он только вышел из тюрьмы, едет в такси и вдруг просит шофера остановиться. «Я своих подружек встретил, – сообщает он и направляется к белоствольной красавице.

– Ну, что, невестушка, матушка ты моя!» Потом, опять, увидев березу, восклицает: «Какая Василиса!» Незадолго до своей трагической гибели, обнаружив в кустиках совсем юные деревца, говорит покровительственно и нежно: «Маленькие, ишь спрятались! Ишь стоят! Ну, стойте, стойте!» Смерть настигает Егора в березовой роще.

Шукшинский герой общался с природой на сердечной есенинской ноте. Ведь поэт писал: «Березке каждой ножку рад поцеловать». Егор самолюбив, все эти двадцать лет он не забывал матери, но явиться к ней стриженому, нищему – это выше его сил. Там, где он вырос, там тюрьма – позор, крайняя степень падения. Лучше обмануть, чем принести такой позор и горе.

Наголодавшись, настрадавшись в детстве, думал, что деньги – это и есть праздник души, но он понял, что это не так. Мудрости Егору недостало, а глупцом он не хотел быть. Когда он увидел мать, то в эту минуту понял: не найти ему в жизни этого праздника, покоя, никак теперь не замолить грех перед матерью – вечно будет убивать совесть.

Совет

В сцене встречи главного героя Егора Прокудина, по кличке Горе, с матерью вершится беспощадный суд над ним, поправшим все нормы человеческой морали. Не случайно кульминацией повести становится сцена свидания с матерью, покаяние Егора. Егор встает, ходит по комнате из угла в угол. Сжатый пространством комнаты с низким потолком, Егор выходит на улицу, прижимается щекой к старой березе у родного дома, замирая на мгновение от переполняющей его боли страдания, затем мчится на машине, резко останавливает ее, выбегает и, разрывая на груди рубаху, бросается на землю и бьется в истерике» «Господи, Господи! Прости меня, если можешь». Он рухнул на землю как подкошенный и на грани истерики признался Любе, что старуха Куделиха его мать.

За столом Байкаловых учитель поет песню на знаменитые стихи Некрасова «Школьник». Я думаю, что песня подчеркивает иную дорогу, по которой мог пойти Егор Прокудин. Что хотел сказать Шукшин в «Калине красной»? Автор хотел сказать, что за все в жизни надо платить.

Иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей – на это порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок нужно совершить. Егор это понял.

Добрый ангел в облике Любы Байкаловой встретил его и хотел спасти, но злой дух настиг свою жертву.

При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран». Нет с нами больше Василия Макаровича Шукшина.

Судьба отпустила ему только 45 лет. Он умер на съемках фильма «Они сражались за Родину». Каждое произведение заставляет задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

Сам Шукшин писал об этом с юмором: “Допустим, вышел молодой человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя. Ни на кого другого ты всё равно не будешь похожим”.

Вот Шукшин и предлагает нам подумать о самих себе. Сам он всегда оставался самим собой, не старался копировать кого-нибудь или подражать.

Ваше слово не кануло в Лету,

Не рассыпалось золото в медь,

Смотрим, дух затаив, киноленту

Под названием: жизнь или смерть.

Пусть идет этот фильм без экрана –

На просмотре его вся страна.

Как талантливо, нет, гениально

Вы сыграли в нем роль Шукшина.

То веселый, то хмурый, то грустный,

Скрыв за смехом сердечную боль,

Вы остались собою в искусстве…

Быть собою – труднейшая роль!

Источник: https://gigabaza.ru/doc/18816.html

Ссылка на основную публикацию