Анализ произведения платонова еще мама

Игра «счастливый случай» в 4-5 классе по рассказу андрея платонова «ещё мама» — ВашПедагог

Название: Андрей Платонов «Ещё мама»
Номинация: Начальная школа,конспект урока,
Автор: Осипова Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Место работы: МБОУ ЦО №10

Месторасположение: город Уфа Башкортостан

Тема: Андрей Платонов «Еще мама»

Цель: познакомить с личностью и творчеством писателя Андрея Платонова, развивать кругозор, навыки литературного анализа произведения, воспитывать чувство любви и уважения к матери, Родине, учителю.

Подготовленный ученик:

Мама и Родина очень похожи:

Мама — красивая, Родина — тоже!

Вы присмотритесь: у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Что на бескрайних полях колосится.

Мамины руки теплы и нежны,

Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей

Вторит веселый и звонкий ручей…

Так и должно быть: что дорого нам;

Напоминает всегда наших мам.

А. Стариков.

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем сегодняшний урок с такого замечательного стихотворения?(ответы детей)

Сегодня мы проведем урок по рассказу

Андрея Платонова «Еще мама». На доске портрет.

Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?( о маме) .

Я согласна с вашими ответами, но этот рассказ не просто о маме и вы убедитесь в этом после его прочтения. А сейчас поговорим об авторе этого рассказа Андрее Платонове (1899-1951).

Маленький Андрей был старшим из десятерых детей в семье машиниста Платона Фирсовича Климентова. Из-за тяжёлого материального положения в семье вынужден был рано пойти работать и много помогал своей матери в воспитании младших детей. Учился в церковно-приходской школе 4 класса. Любовь и уважение к своей матери сохранил на всю жизнь.

Первая учительница — Аполлинария Николаевна Кулагина оставила неизгладимый след в жизни будущего писателя. После окончания школы он работал рассыльным, литейщиком, помощником машиниста. После учебы в Воронежском политехникуме стал корреспондентом журнала и начал заниматься литературной деятельностью.

Чтение учителем рассказа «Еще мама»

Беседа:

Понравился ли вам рассказ?

Назовите главных героев рассказа:

Какое у вас настроение после прочтения рассказа и почему?

Обратите внимание

Чем похож маленький Артём на героя рассказа Л.Толстого «Филлипок».(мальчики оба деревенские, оба пошли учиться в школу, но Филлипок пришёл в школу сам, а Артёма привела мама)

Почему Артём не хотел учиться в школе?(он был маленький и не хотел расставаться с мамой).

Что вы узнали из рассказа о жизни Артёма?(Он живёт с мамой в деревне)

Да, Артём живёт вместе с мамой. Можно предположить, что отец Артёма погиб на фронте, таких семей в послевоенные годы было очень много. Большинство из них получили похоронки, но были и такие, чьи родные пропали без вести и об их судьбе ничего не было известно.

Какой вы представляете учительницу Аполлинарию Николаевну?(Молодая и сильная «взяла Артёма на руки и понесла», красивая «лицо белое, добрая,смотрела на Артёма весёлыми глазами», смелая «быка не испугалась, пастуха отругала», заботливая «рану обработала», мудрая «уговорила учиться».

Вторичное чтение рассказа детьми.

Как вы понимаете:

-«Рука у матери была твердая, а прежде была мягкая»

(прежде мать многое разрешала, а сейчас проявила твердость характера)

-«Ну что ж! сказал Артем»( согласился Артем)

-«Она тебе вместо меня будет»

(учитель – вторая мама)

-«И пошел он опять один и заплакал» Почему? (Впервые Артем шел один, он стал самостоятельным)

-«Учительница видела тревогу мальчика». Как это характеризует? (заботливая).

-«Учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою» (сходство с матерью)

«Незнакомые глаза, близко глядевшие на него были несердитые, точно давно знакомые» Почему?

(вероятно такие же глаза были и у его мамы)

«Учительница не сводила с него своих радующихся глаз». Какие это глаза? (веселые, сверкающие, добрые)

Почему для первого урока учительница выбрала слова Мама и Родина?

(это самые главные слова в жизни каждого человека)

«Учительница схватила мальчика и прижала к своей груди» (Она испугалась за него, переживает за Артема).

«Мама! Сейчас я тебе мама!»(учитель заботиться о детях также как мама).

«Вся наша Родина — еще мама тебе» ( Одна у человека мать, одна у него и Родина)

Какие вы знаете пословицы о Родине?

Пословицы о Родине:

«Своя земля и в горсти мила»

«Родная сторона – мать, чужая мачеха»

«Родина мать, умей за нее постоять»

«На чужбине родная земля во сне снится»

«Родина любимая – мать родимая»

«Если дружба велика – будет Родина крепка»

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

«На чужой стороне и сокола зовут вороною»

«Где кто родится, там и пригодится»

Очень много пословиц сложил наш народ о родине. Родина и мама — самое главное в жизни человека.

Анализ текста по вопросам

Почему Артем спозаранку собрался в школу?

(Он боялся, что учительница соскучилась).

  • Попробуем сравнить, чем похожи мама и учительница и подтвердим это словами из текста (слова крепятся на доске)
Мама Аполлинария Николаевна
  1. Запах одинаковый и глаза.

Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. Пахло от нее, как от матери теплым хлебом и сухою травою.

  1. Твердость характера и поведение обеих женщин.

Евдокия Алексеевна Учительница подошла

взяла сына за руку и к нему, взяла его за

повела собою в школу. руку и повела с собою

  1. Манера разговаривать. Певучесть. Повторы слов.

Скоро, скоро. «Ладно уж, чуть-чуть»

Поучишься чуть-чуть Где? Где твоя рана?

И домой пойдешь. Идите сюда, идите к

Не буду сынок, я мне.

не буду скучать.

Что вы можете сказать об общих чертах характера мамы и учительницы?( заботливые, требовательные, добрые, ласковые, строгие, ответственные)

  • Что вы можете сказать об Артеме?

Умный, рассудительный, смелый (не испугался сам дойти до школы),терпеливый(стойко терпел боль от укуса гусака), заботливый, переживает о маме и учительнице («пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него», «не померла ли от чего-нибудь?», «она должно уже соскучилась», переживает даже за жука, чтобы он быстрее жил, а то зима будет), любознательный, старательный(писал снова и снова)

  • Теперь вы поняли, почему мы начали урок с чтения стихотворения А. Старикова о маме и Родине?

(высказывания детей).Не случайно Аполлинария Николаевна сказала Артёму «Вся наша родина — мама тебе». Мама и Родина — самое главное в жизни каждого человека. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А учит нас любить нашу Родину наша мама и наши учителя, особенно первый учитель.

И закончить урок хочется стихотворением башкирского поэта Мустая Карима «Первый учитель». Мустай Карим родился в 1919 году в деревне Кляшево в нашей республике Башкортостан.В их бедной крестьянской семье было двенадцать детей. Также как и детство А.

Платонова, детство Мустая Карима не было лёгким. Приходилось много помогать своим родителям. Мустай Карим рано узнал нужду и голод, рано пошёл работать. В годы Великой Отечественной войны Мустай Карим ушёл добровольцем на фронт, воевал.

Мы видим как много общего в судьбах двух замечательных писателей.

А как вы думаете, могли ли встретиться два писателя на улицах нашего города Уфы?(ответы детей)

Важно

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Андрей Платонов вместе со своей семьей был эвакуирован в Уфу, где жил на улице Амурской в доме 35.

Здесь были написаны замечательные произведения об удивительных людях, живущих в башкирском крае. Отсюда, в 1942 году ушел на фронт. Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима.

В памяти моей всегда

Первый школьный день, когда

Я на цыпочки привстал,

Двери класса открывал.

Ты, учитель добрый мой,

На меня взглянул потом,

Ты зажег огонь большой

В сердце маленьком моем.

Подходит ли это стихотворение к теме нашего урока?(высказывания детей). Какую роль сыграла Аполлинария Николаевна в жизни маленького Артёма? (Благодаря ей он узнал много нового о своей Родине, многому научился.)

Д/з. Составить план рассказа, записать в тетрадь.

Источник:

Открытый урок по литературному чтению по теме: А.А.Платонов «Еще мама»

Тема: А.А.Платонов «Ещё мама»

Источник: https://65-school.ru/metodiki/igra-schastlivyj-sluchaj-v-4-5-klasse-po-rasskazu-andreya-platonova-eshhyo-mama.html

Открытый урок по литературному чтению по теме: А.А.Платонов «Еще мама»

Тема: А.А.Платонов «Ещё мама»

Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты освоения материала: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.

Универсальные учебные действия: чтение вслух и про себя текстов учебника (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделение нового от известного; выделение главного.

Оборудование: книга А.Платонова «Ещё мама»; портрет А.А.Платонова, аудио или видеозапись текста «Ещё мама», карточки (текст — речевой разминки, задания); музыка Анны Герман «Колыбельная» (альбом «Последняя встреча»),

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте, Людмила Владимировна и дорогие гости

1.1 Эмоциональный настрой: (Ребятки, закройте ,пожалуйста, глазки и повторяйте за мной эти прекрасные слова)

-Моё сердце спокойное.

-Моя голова чистая и светлая.

-Я буду активна на уроке. ( откройте глазки и садитесь, пожалуйста)

На прошлом уроке прозвучала глубокая мысль о том, что

«Книга — немой учитель»?

-А чему книга может нас научить? (Ответы детей) (Только хорошему)

— Хорошо. Тогда скажите, всегда ли книга может нас чему-то учить? (Ответы детей) (Только в том случае, если мы читаем внимательно, вдумываемся в каждое слово, всматриваемся в каждую букву и извлекаем для себя полезное и прекрасное)

Давайте будем стремиться быть культурными людьми, понимать книги, вникать в смысл художественного слова и делиться друг с другом своими впечатлениями, эмоциями, размышлениями. Ведь уроки литературы — это диалог. Помните, что такое ДИАЛОГ? (Ответы детей) (Разговор между двумя или несколькими лицами)

II. Речевая разминка. Давайте проведем речевую разминку ( прочитаем хором сверху — вниз и наоборот)

Ра — ра – ра — идёт в школу детвора.

Рок — рок-рок — начинается урок

Ры – ры- ры- в классе много детворы

Ру – ру- ру – мы затеяли игру.

Читайте также:  История создания повести гоголя портрет

III. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Цветок на земле)

— Кто автор произведения? (3 слайд) (Андрей Платонович Платонов)

— К какому литературному жанру это произведение относится? (Рассказ)

-Почему? (Действие происходит в реальной жизни)

-О ком этот рассказ? (Он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями жизни, и жизнь даёт силы его душе.)

— Сколько лет внуку по тексту? (Ответы детей)

— Сколько лет деду? — Без трех девяносто это сколько? (Ответы детей)

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

Перед тем как начать разговор по теме урока мне бы хотелось задать вам два вопроса:

Первый – согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом?

Второй – родные люди – это… Продолжите фразу. (мама, учитель, родственники…)

Звучит «Колыбельная» в исполнении Анны Герман (альбом «Последняя встреча»)

-Кто может исполнять эту песню? (Мама сыну или дочери перед сном).

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить, и чему мы будем учиться? (прогнозирование)

— Будем учиться анализировать прочитанное, давать характеристику героям, находить основную мысль произведения, формировать навыки осознанного чтения.

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Как вы помогайте им. Не забывайте, что любить – значит беречь, заботится.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Андрея Платоновича «Ещё мама», которое входит в серию рассказов для детей.

Прочитав эту маленькую книжку, вы испытывайте светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

Человек будет добрее и лучше, если по- прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

V. Словарная работа.

Обратите внимание

Перед чтением произведения познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.

Упражнение «Фотоглаз»( слайд) (марля,горевать,ступай,изгородь,спозаранку,оробел.

Правила работы: а) Открыть на 5 секунд для запоминания.

-Какие слова запомнили?

б) Выслушать ответы обучающихся.

в) Объяснить значение слов. (ДЕТИ)

Трудночитаемые слова: ( слайд)

А-пол-ли-на-рия – Аполлинария

У-чи-тель-ни-ца – учительница

Ог-ля-нул-ся – оглянулся

Ос-та-но-вил-ся – остановился

По-у-чишь-ся — поучишься

VI.Работа по теме урока.

Знакомство с рассказом А.Платонова «Ещё мама».

(Чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми)

— К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)

— Почему вы так решили? Докажите. ( все события происходят в реальной жизни).

(Работа в группах).Давайте обратимся к словарю. В « Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой сказано: «Рассказ — …повествовательное произведение небольшого размера…».

VII. Физкультминутка.

VIII. Продолжение работы по теме урока.

-Почему рассказ называется «Ещё мама»?(Своим рассказом «Ещё мама» Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама или Учительница для Артёма стала ещё одной матерью).

— Кто главный герой в рассказе? (Мама, Артём, учительница).

-Попробуем дать характеристику маме Артёма ( слайд) Составить синквейн-описание мамы. Мама – её имя. 2 прилагательных — её описание 3 глагола- её действия Фраза по тексту из 3-4 слов. Слово-синоним, как вывод.

Мама – Евдокия Алексеевна. Заботливая, добрая, любящая. Провожает, беспокоится, радуется. — Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет! Родная

А теперь попробуем дать характеристику учительнице? Выберите из предложенных. ( слайд)

(злая,добрая,равнодушная,заботливая,ленивая,трудолюбивая,переживающая,внимательная,строгая)

Задание в парах. Составьте кластер – описание Артёма. Понятливый, упорный, беспокойный, вдумчивый, заботливый, боязливый. ( слайд)

-Прочитайте, как автор описывает учительницу?

-Правильно ли поступила мама, отправив Артёма одного в школу? (Правильно)

-Почему Артём не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

-Кто из вас побежал бы обратно следом за мамой, (Встали — сели), а кто пошёл бы в школу, как Артём? (Встали – сели).

С каких слов учительница начала учить Артёма грамоте? (Со слов мама, Родина).

-Вспомните пословицу, в которых есть оба этих слова? (Одна у человека мать, одна у него и Родина).

IX. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.

На столах у вас цветы. Соберем букет цветов. ( желтый – очень понравился

зеленый – понравился

красный – не понравился, надо

поработать)

— Это будет ваша оценка нашему уроку.

X. Подведение итогов урока.

Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас ребята: Понравились ли вам рассказы А.А.Платонова?

— Какова тема этого произведения? (Любовь к матери, учителю).

— В наш кузовок мы должны собрать пословицы, которые относятся к данному рассказу

(Работа в парах). Соберите пословицы: ( слайд)

Андрей Платонович Платонов – один из хранителей прекрасного русского языка, помогающего человеку по – новому увидеть не только окружающий мир, но и самого себя. Он учит уразуметь, т.е. понять то, что видишь, слышишь и чувствуешь и поступать по совести. Много трудился, труженик, помогает нам понять людей, жизнь.

Прочитайте плакат:

«От любви к матери рождается всё прекрасное на земле».

XI. Домашнее задание. с.139 – 143 выразительно читать. Напишите мини-сочинение (5-7 предложений) от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы ) Не забудьте передать чувства и переживания героев.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/otkrytyiurokpolitieraturnomuchtieniiupotiemieaaplatonovieshchiemama

Краткое содержание Еще мама Платонова

Маленький Артём Федотов считал, что он не будет ходить в школу. Но когда ему исполнилось 7 лет, мама взяла его крепко за руку и повела учиться. По дороге они разговаривали. Мать пообещала сыну не скучать и испечь ему блинов.

Когда в конце улицы показалось здание школы, мама поцеловала мальчика и сообщила, что дальше он должен идти один. Сама вздохнула и вернулась домой. Артём же продолжил свой путь. Ему пришлось испытать много приключений. Сначала его ущипнул гусак, потом он принял собаку Жучку за волка. А ещё его ударил в щёку жук и напугал жарким дыханием какой-то зверь.

Наконец Артём добрался до школьного двора. Там мальчик понял, что по сравнению со старшими ребятами, он ничего не знает. Потому оробел и хотел убежать домой. Однако учительница Аполлинария Николаевна, от которой пахло сухой травой и тёплым хлебушком, отнесла его в класс.

Совет

На уроках Артём был невнимательным. После занятий учительница перевязала ему рану на ноге и стала учить писать буквы. Она пообещала защитить его от быка, внезапно заглянувшего в окно, и сказала, что теперь тоже является его мамой. Да и вся Родина для него мама.

Данный рассказ учит, что где бы человек не находился, всегда найдутся люди, которые, словно мать, помогут и пожалеют.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • АристофанАристофан жил в период 450-384гг. до н.э. Никогда не стремился к большим деньгам, имел средний достаток, много работал, не смотря на то, что у него были рабы.
  • Краткое содержание Купер Зверобой, или Первая тропа войныРоман знаменитого американского писателя показывает нам нравы и обычаи жителей Северной Америки. Особенно четко прослеживается основная мысль творения — дружба людей разных наций помогает преодолеть все препятствия на пути.
  • ФлоберПодвижнический труд писателя был главным содержанием жизни Флобера. В его произведениях отмечались, ясность мысли, гармония фразы, которые лучше всего передавали правду о жизни и претворяли ее в явление искусства, в красоту.
  • Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжетВсе начинается с грустной истории принцессы Одетты. Красивая девушка прогуливалась в старинном парке, когда ее увидел незнакомец. Им оказался злой волшебник Ротбарт.
  • ШварцВ начале писательского пути Шварц попал в секретари к Корнею Чуковскому. Сближаясь с творческим обществом, он начал сочинять приправленные сатирой стихи и газетные фельетоны, а затем обзавелся журналом, который вели он и его коллега М. Слонимский

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/platonov/eshche-mama-pereskaz

Конспект урока по литературному чтению «А.П. Платонов «Еще мама»»

Алешенский филиал Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Селецкая средняя общеобразовательная школа

Урок по литературному чтении в 3 классе

по теме: А.П.Платонов «Еще мама»

Учитель: Кудинова Валентина Михайловна

2013

Тема: А.П.Платонов «Еще мама»

Цели: -продолжить изучение творчества А.П.Платонова;

-познакомить детей с новым произведением «Еще мама»;

-помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;

-расширять читательский опыт учащихся;

-развивать внимание, речь, мышление, наблюдательность;

-воспитывать доброе, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (книга 2, часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова)М: Просвещение;

сигнальные карточки; ноутбук.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1. Организационный момент

Сели тихо, замолчали,

Всё, что нужно вы достали,

Приготовились к уроку

В нём иначе нету проку,

Уже больше не вертитесь

Слушайте внимательно

Поймёте обязательно.

2. Вступительное слово учителя

Перед тем как начать разговор по теме урока мне хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:

а)-согласны ли вы с утверждением, что школа – это второй дом?

б)-родные люди – это… продолжите фразу.

На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

На прошлом уроке мы читали рассказ Андрея Платоновича.

-Как он называется? («Цветок на земле»)

-Где происходит действие?

3. Проверка домашнего задания

Задание 1.На этой карточке «затерялись» действующие лица из рассказа «Цветок на земле». Помогите найти.

А я ф н о, е д д, е в т к а, т р о в а

(Афоня, дед, цветок, автор)

2. Характеристика героя. (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый

3. Ответьте на вопрос:

-Как мертвое, безжизненное превращается в живое и цветущее?

(трудом и любовью, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудится день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки черной, плодородной земли. Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями, и жизнь даёт силы его души.)

Читайте также:  Почему люди бывают жестоки друг к другу? итоговое сочинение 11 класс

Вспомните, какую пословицу мы положили в кузовок?

Старание и труд всё перетрут.

4. Работа над новым материалом.

Эмоциональный настрой:

— Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

— Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама».

Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной.

Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.

-Как еще можно назвать маму?

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

-На какое слово похоже слово родимая? (Родина)

5. Словарная работа.

Обратите внимание

Перед чтением произведения познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.

1. Упражнение «Фотоглаз» (не доске)

марля

горевать

ступай

изгородь

спозаранку

оробел

Правила работы

а) Открыть на 5 секунд для запоминания.

-Какие слова запомнили?

б) Выслушать ответы детей.

в) Объяснить значение слов.

2.Трудночитаемыеслова.

А-пол-ли-на-рия

у-чм-тель-ни-ца

ог-ля-нул-ся

ос-та-но-вил-ся

по-у-чишь-ся

6. Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем)

-К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

-Почему вы так решили? Докажите. (все события происходят в реальной жизни)

Давайте обратимся к словарю . В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера..»

Анализ текста (вопросно-ответная беседа)

-Кто главный герой в рассказе?

-Почему рассказ называется «Еще мама»?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

-С кем он встретился по дороге в школу:

-Как учительница встретила его в школе?

-Почему она оставила его на коленях?

-Почему Артем не слушал учительницу?

-Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

-Вернемся к нашим вопросам?

Антиципатия частей слова.

сме-лый

доб-рый

воспи-танный

ответ-ственный

забот-ливый

-О ком можно так сказать? (Об Артеме)

-Какими еще прилагательными можно описать характер героя?

7.Физкультминутка

Стали мы учениками
Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись,

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

8.Работа с текстом.

-Попробуем дать характеристику маме Артема.

-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

-Как надо относиться к родителям? (высказывание детей)

-А теперь составим характеристику учительнице?

добрая

злая

умная

равнодушная

заботливая

ленивая

трудолюбивая

переживающая

внимательная

строгая

-Прочитайте, как автор описывает учительницу.

-С какими людьми вам хотелось бы общаться?

-Как надо относиться к учителям?

9. Итоги урока.

— Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам рассказы А. П. Платонова?

-Как вы думаете, как мальчик относился к матери?

-Любил ли он её?

-А как относилась к Артёму мама? Почему вы так думаете?

-Можно ли назвать их отношения тёплыми и любящими?

-Чему научило вас это произведение?

— В наш кузовок мы должны собрать пословицы, которые относятся к данному рассказу.

Работа в паре. Соотнести начало и конец пословицы.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Сердце матери лучше солнца греет.

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

При солнышке тепло – при матери добро.

Та матушка, что родит, и та, что уму – разуму научит.

Мир не без добрых людей.

На добрый привет добрый и ответ.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Без муки нет и науки.

Где терпенье, там и уменье.

Андрей Платонович Платонов – один из хранителей прекрасного русского языка, помогающего человеку по-новому увидеть не только окружающий мир, но и самого себя. Он учит уразуметь, т. е. понять то, что видишь, слышишь и чувствуешь и поступать по совести.

10. Домашнее задание.

Нарисовать понравившийся эпизод.

11. Рефлексия.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового, интересного вы взяли для себя с этого урока?

-A сейчас я хочу узнать ваше настроение, впечатление от урока. Для этого вы должны мысленно выбрать одну из картинок-рожиц и с помощью наших заготовок продемонстрировать своё настроение.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-ap-platonov-eshche-mama.html

Презентация на тему «А.П. Платонов «Еще мама»»

  • Скачать презентацию (0.35 Мб)
  • 49 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему «А.П. Платонов «Еще мама» рассказывает о русском советском писателе, драматурге, поэте, публицисте. Андрей Платонович Климентов родился 20 августа1899 года в Воронеже (Ямская слобода). Его настоящая фамилия — Климентов,

Краткое содержание

  1. Цели
  2. Задачи урока
  3. Технология и приемы
  4. Эпиграф
  5. Речевая разминка
  6. Собери пословицу
  7. Биография
  8. Стадии
  9. Домашнее задание
  • Слайд 1Цели:
    1. учить детей анализировать текст;
    2. обучать сравнивать тексты.
    3. создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критического мышления
  • Слайд 2
    1. воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе.
    2. учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

    Тип урока: работа с художественным текстом.

  • Слайд 3Технология: развитие критического мышления через чтение и письмоПриёмы:
    • чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, синквейн.
  • Слайд 4

    Чтение без размышления – пустое занятие.

  • Слайд 5

    Ра – ра – ра – идёт в школу детвора.Рок – рок — рок – начинается урок.Ры – ры – ры – в классе много детворы.

    Ру – ру – ру – мы затеяли игру.

  • Слайд 6
    • Мир освещается солнцем, а человек знанием.
    • Кто много читает, тот много знает.
    • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Слайд 7

    Русский, советский писатель, прозаик, первой половины XX века. Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) — родился автор 28 августа 1899 года в Воронеже.

    Родился и провёл детские годы в Воронеже. Отец работал на железной дороге машинистом, слесарем, мать – домохозяйка. Он поступает в церковно-приходскую школу, затем учится в городской 4-классной школе, работает помощником машиниста на локомобиле, литейщиком на трубочном заводе, в воронежских мастерских.

    Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он пишет о суровой действительности которой живёт простой человек.

    Для детей он написал рассказы «Неизвестный цветок», «Корова», «Сухой хлеб»и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза».

    Платонов умер 5 января 1951 в Москве. Имя писателя носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд в Воронеже, установлен памятник.

  • Слайд 8
    1. Как называется произведение, с которым вы познакомились на прошлом уроке?
    2. К какому литературному жанру оно относится? Почему?
    3. О ком этот рассказ?
    4. Расскажите как Артём собирался в школу.

      Почему он не хотел туда идти?

    5. Чтение по ролям : диалог « Мама провожает сына в школу».

    6. Что вы можете рассказать об отношениях мамы и сына?
    7. Какой наказ дала мама Артёму?
    8. Какие чувства испытал мальчик и его мама?
    9. Чтение по заданию :
    10. Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?
    11. Кого он увидел в школе?
  • Слайд 9

    — Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь дальше в этом рассказе? — Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом.

    — Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу, побеседуем и попробуем определить основную мысль рассказа.

  • Слайд 10

    Дерево предсказаний:

    1.Что будет дальше?2.Чем закончится рассказ?

    3.Что может произойти в рассказе с таким названием?

    • 1ряд — 1 вопрос
    • 3 ряд — 3 вопрос
    • 2 ряд — 2 вопрос
  • Слайд 11
    • оробел — испугался
    • марля — тонкая ткань
    • спозаранку — рано утром
  • Слайд 12

    Чтение учителем.

    1. Как мальчик вёл себя в классе? ( 1 остановка)

    Рассматривание иллюстрации на с. 141. Беседа —

    1. Кто на ней изображён? Где находятся герои? Что вы скажете о мальчике? Об учительнице?

    Чтение учениками по «цепочке».

    Учительница приводит Артёма к себе домой. (2 остановка)

    Самостоятельное «жужжащее» чтение. (3 фрагмент текста)

    1. Как Апполинария Николаевна заставила Артёма учиться?
    2. Научился ли Артём чему- нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик? Почему учительница дала для написания именно эти слова – «мама» и «Родина». Чем закончился рассказ?
  • Слайд 13

    Раз, два, прыгай, мячик.Раз, два, и мы поскачем.Мальчики и девочки

    Прыгают, как мячики.

  • Слайд 15

    Задание в парах.Составьте кластер – описание Артёма.

  • Слайд 16

    Артём:

    • понятливый
    • упорный
    • беспокойный
    • вдумчивый
    • заботливый
    • боязливый
  • Слайд 17

    Составить синквейн-описание мамы.

    Мама – её имя.

    • 2 прилагательных — её описание
    • 3 глагола — её действия
    • Фраза по тексту из 3-4 слов
    • Слово-синоним, как вывод
  • Слайд 18

    Мама – Евдокия Алексеевна.Заботливая, добрая, любящая.Провожает, беспокоится, радуется._ Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!

    Родная.

  • Слайд 19
    1. Как вы думаете, почему автор именно так закончил эту историю?
    2. Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?
    3. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил?
  • Слайд 20
    1. с.139 – 143 выразительно читать.
    2. Напишите мини-сочинение (5-7 предложений) от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы).

    Не забудьте передать чувства и переживания героев.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/a-p-platonov-eshe-mama

Конспект урока по литературному чтению А.П. Платонов «Еще мама» (3 класс)

  1. Артикуляционная разминка.

Этап проверки домашнего задания.

  1. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения.

  1. Этап первичного восприятия.

  1. Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия).

  1. Этап перечитывания и анализа художественного произведения.

Этап вторичного синтеза.

  1. Подведение итогов. Этап рефлексии.

Здравствуйте, ребята.

— Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

– Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

-С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?

-Давайте перескажем это произведение.

Учитель читает стихотворение о маме: Маму любят все на свете,

Мама первый друг.

Любят мам не только дети,

Любят все вокруг.

Если что-нибудь случится,

Если вдруг беда,

Мамочка придет на помощь,

Выручит всегда.

Мама много сил, здоровья

Отдает всем нам.

Значит, правда, нет на свете

Лучше наших мам.

-А как вы относитесь к своим мамам?

-А как вы помогаете своим мамам?

-Может быть кто-то догадался какая тема нашего урока?

-Сегодня мы с вами познакомимся с Андреем Платоновым и его произведением «Еще мама»

-Какую цель мы можем поставить?

-А как вы думаете, для чего мы будем изучать биографию автора?

Учитель знакомит с биографией писателя. (приложение 1)

Прочитайте название рассказа.

-Как вы понимаете смысл названия произведения?

-Как вы думаете, про что это произведение?

-Перед тем как начать читать произведение, давайте разберем слова, которые будут вам не понятны.

Ступай — шагать, идти.

Оробел — испытывающий робость

Гусак — гусь

Рванулся — резким движением устремиться куда-либо

Оскалило — оскалив мелкие зубы, заговорил

-А теперь давайте прочитаем мы с вами этот рассказ. (начинает учитель читать, продолжают учащиеся)

— Понравился или не понравился рассказ? Чем?

— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

-О ком это произведение?

— Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?

— На сколько частей можно разделить рассказ?

— Назовите их:

— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?  

— Как воспринимает школу Артём?

— Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

— Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери? — О чем он просил мать перед уходом? — Почему мама со всем соглашается? 

— Какой наказ давала мать?

— Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

— Какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один?

Почему они не вернулись?

— Почему Артём не стал противиться?

(Чтение эпизода) чтение по ролям. С какой интонацией будем читать?

Постарайтесь голосом передать внутреннее состояние героев, вспомните себя. 

— Сколько лиц участвует в данном диалоге?
— Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения. 

— Кого встречает Артём по дороге в школу? — Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице. 

— Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?  

— Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице?

— Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным?

— С какой целью автор описывает путь от дома до школы? 

Подберите прилагательные, чтобы

описать характер Артёма? 

У вас на столах словари чувств, можете воспользоваться. 

смелый добрый воспитанный ответственный 

заботливый

-А сейчас я предлагаю вам нарисовать Артема. Как вы его представляете? Какими чертами характера он обладает?

— Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?

-За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались?

— Оцените свою работу на уроке:

(лесенка успеха)

1 ступенька — вы ничего не поняли

2 ступенька — у вас возникли трудности

3 тупенька — все получилось

Приветствие. Учащиеся проверяют, готовы ли к уроку. Садятся за парты.

Читают стихотворение с разной интонацией.

-Цветок на земле

План:

  • На печи рядом с дедом.
  • Скучно Афоне жить на свете.
  • Дед Тит.
  • Опять скучно жить на свете.
  • Пошли “белый свет пытать”.
  • Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
  • Проснулся ненадолго.
  • Гребешок для деда.

-Пересказывают произведение

-Хорошо, помогаем им.

-Моем посуду, убираем.

-О маме

-Познакомиться с биографией А. Платонова и его произведением

-Для того чтобы понять смысл произведения

Слушают биографию о писатели

-Еще мама

Отвечают на вопросы

-Ступай, оробел

-Читают полностью произведение

-Об Артеме

На 4.

План:

  1. Разговор с матерью

  2. Дорога в школу

  3. В школе

  4. Желание учиться

Артём впервые пошёл в школу

Не хочет идти в школу

Мальчик очень любил свою маму и в 
школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».

Он любит её и считает, что мама без него заскучает

Чтобы она его обязательно дождалась

она любит сына

Слушаться учительницу, она 
будет тебе в школе мамой

Он не мог представить чужую женщину в роли матери

Им обоим хотелось вернуться домой

Они оба понимали, что надо идти учиться

Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.

мама, Артём, автор

Любовь мальчика к матери

Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма

Он переживал за маму

Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идет один, и ему видится все чужим, опасным и страшным

Показать, какие испытания выпали на долю Артема?

-Рисуют.

-Переживали за Артема

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Лчностные УУД самоопределение к деятельности

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

КоммуникативныеУУД (умение слушать, говорить)

Познавательные УУД: смысловое чтение

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД

(умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации)

Коммуникативные УУД

(умение говорить, переработка информации на основе анализа)

Познавательные УУД

(умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации)

Коммуникативные УУД

(умение говорить, переработка информации на основе анализа)

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-a-p-pl.html

Платонов «Еще мама»

Cлайд 1

Цели: учить детей анализировать текст; обучать сравнивать тексты. -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критического мышления

Cлайд 2

— воспитывать любовь и уважение к матери, к учителю, интерес к учёбе. — учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы; Тип урока: работа с художественным текстом.

Cлайд 3

Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, синквейн.

Cлайд 4

Чтение без размышления – пустое занятие.

Cлайд 5

Ра – ра – ра – идёт в школу детвора. Рок – рок — рок – начинается урок. Ры – ры – ры – в классе много детворы. Ру – ру – ру – мы затеяли игру. 

Cлайд 6

Важно

Мир освещается солнцем, а человек знанием. Кто много читает, тот много знает. Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Cлайд 7

Родился и провёл детские годы в Воронеже. Отец работал на железной дороге машинистом, слесарем, мать – домохозяйка.

Он поступает в церковно-приходскую школу, затем учится в городской 4-классной школе, работает помощником машиниста на локомобиле, литейщиком на трубочном заводе, в воронежских мастерских. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента.

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Он пишет о суровой действительности которой живёт простой человек.

Для детей он написал рассказы «Неизвестный цветок», «Корова», «Сухой хлеб»и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза». Платонов умер 5 января 1951 в Москве. Имя писателя носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд в Воронеже, установлен памятник.

Cлайд 8

Как называется произведение, с которым вы познакомились на прошлом уроке? К какому литературному жанру оно относится? Почему? О ком этот рассказ? Расскажите как Артём собирался в школу.

Почему он не хотел туда идти? Чтение по ролям : диалог « Мама провожает сына в школу».

Что вы можете рассказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму? Какие чувства испытал мальчик и его мама? Чтение по заданию : Что приключилось с Артёмом по дороге в школу? Кого он увидел в школе? 

Cлайд 9

-Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь дальше в этом рассказе? — Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом. — Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название рассказу, побеседуем и попробуем определить основную мысль рассказа.

Cлайд 10

Совет

Дерево предсказаний   1.Что будет дальше?   2.Чем закончится рассказ?   3.Что может произойти в рассказе с таким названием? 1ряд-1 вопрос 3 ряд– 3 вопрос 2 ряд-2 вопрос

Cлайд 11

оробел — испугался марля – тонкая ткань спозаранку – рано утром

Cлайд 12

Чтение учителем. Как мальчик вёл себя в классе? ( 1 остановка) Рассматривание иллюстрации на с. 141. Беседа — Кто на ней изображён? Где находятся герои? Что вы скажете о мальчике? Об учительнице? Чтение учениками по «цепочке». Учительница приводит Артёма к себе домой.

( 2 остановка) Самостоятельное «жужжащее» чтение . (3 фрагмент текста) Как Апполинария Николаевна заставила Артёма учиться. Научился ли Артём чему- нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик? Почему учительница дала для написания именно эти слова – «мама» и «Родина».

Чем закончился рассказ?  

Cлайд 13

Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Мальчики и девочки Прыгают, как мячики.

Cлайд 14

Cлайд 15

Задание в парах. Составьте кластер – описание Артёма. Артём

Cлайд 16

Артём понятливый упорный беспокойный вдумчивый заботливый боязливый

Cлайд 17

Составить синквейн-описание мамы. Мама – её имя. 2 прилагательных — её описание 3 глагола- её действия Фраза по тексту из 3-4 слов. Слово-синоним, как вывод.  

Cлайд 18

Мама – Евдокия Алексеевна. Заботливая, добрая, любящая. Провожает, беспокоится, радуется. _ Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет! Родная,

Cлайд 19

Как вы думаете, почему автор именно так закончил эту историю? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил?  

Cлайд 20

с.139 – 143 выразительно читать. Напишите мини-сочинение (5-7 предложений) от лица Артёма или от лица других героев (автора, мамы, учительницы ) Не забудьте передать чувства и переживания героев.20.11.2018 скрыт20.11.

2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.2018 скрыт20.11.

2018 скрыт

542835428454285542865428754288542895429054291542925429354294

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/literatura/33025-platonov-esche-mama.html

Ссылка на основную публикацию