Анализ произведения платонова неизвестный цветок

Анализ «Неизвестный цветок» Платонов

«Неизвестный цветок» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

–    Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина) –    Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

–    Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко») –    Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».) –    Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса) –    Каким был маленький цветок? (трудолюбивым) –    Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».) –    Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

–    Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло») –    Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание) –    Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».) –    Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре) –    О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

–    Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину») –    Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли… стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он… превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок … не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

–    Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/platonov-andrej/3955-analiz-neizvestnyj-tsvetok-platonov

Платонов неизвестный цветок анализ — отзыв о рассказе Платонова » Неизвестный цветок » — 22 ответа



В разделе Домашние задания на вопрос отзыв о рассказе Платонова ” Неизвестный цветок ” заданный автором Lui лучший ответ это Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке.

Впрочем, не таком уж и обычном.. .Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, — «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной» . Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок.

«Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше» .Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал.

Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину» . Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь.

Обратите внимание

Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю.Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка.

«Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне» .

Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям.

И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены.

Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

Ответ от способность[новичек]Это план! По нему можно написать рассказ!!1.Понравился ли вам этот рассказ, или нет!2.О чем это произведение!!3.Чем интересен этот рассказ!4.Кто герои этого произведения!5.Кому вы можете посоветовать этот рассказ!Все!! Можно спокойно написать самому этот рассказ, и получить пять!!

Всем удачи!!

Ответ от Аня Синичкина[новичек]этот рассказ о том, как маленький цветок выжил среди камней благодаря своей силе воли, и маленькой девочки Даши. Даша привела на пустырь, где рос цветочек, пионеров и они сделали пустырь приятным для цветения цветов. когда Даша приехала через год, что бы еще раз проведать цветок, то обнаружила что весть пустырь зарос цветами, а того заветного неизвестного цветка нету, но на его месте вырос точно такой же цветок .но он был свежее прежнего.
Ответ от Невропатолог[новичек]Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном.. .Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, — «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной». Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше» .Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал.

Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину». Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю.Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка.

«Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне» .

Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям.

И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены.

Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

Ответ от Гороскоп[новичек]1
Ответ от Мага нальгиев[новичек]«Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. ..Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре.Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле». В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : «маленький – никто – на земле» .Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут? » – «Меня никто не зовет, я один живу». Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя.Мир писателя – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего ей были так близки и понятны переживаниякрошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другомнадежду и опору.Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет». Только ли о потомках цветка идет здесь речь?

Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением. Вторая, не менее важная идея сказки «Неизвестный цветок» – идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды.

Ответ от Никита Бабко[новичек]п
Ответ от Ђатьяна Юдина[новичек]Это план! По нему можно написать рассказ!!1.Понравился ли вам этот рассказ, или нет!2.О чем это произведение!!3.Чем интересен этот рассказ!4.Кто герои этого произведения!5.Кому вы можете посоветовать этот рассказ!Все!! Можно спокойно написать самому этот рассказ, и получить пять!!

Всем удачи!!

Ответ от Дарья Сакалис[новичек]Сказка Андрея Платонова ” Неизвестный цветок ” – философская. В ней отражена очень важная мысль : все, что выросло в трудных условиях, пробивало себе путь к жизни, – прекрасно. Цветок вырос там, где другие умирали. Он поднимался, несмотря на то, что твердая глина окружала его. Даже у деток не получилось повторить “подвиг”. Только одно семечко поселилось в “ямке между камнем и глиной”. ” В сказке еще есть одно главное действующее лицо. Это девочка Даша. Она очень отзывчива и помогает всему, что должно цвести.

Мне думается, что “Неизвестный цветок ” – о нашей жизни и имеет глубокий смысл.

Ответ от Максим шуин[новичек]кек
Ответ от Лариса Иванова[новичек]«Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. ..Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Вот две первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле». В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : «маленький – никто – на земле» . Маленькое растение – на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут? » – «Меня никто не зовет, я один живу». Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя. Мир писателя – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего ей были так близки и понятны переживания крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору. Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет». Только ли о потомках цветка идет здесь речь? 

Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением. Вторая, не менее важная идея сказки «Неизвестный цветок» – идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды

Ответ от Евгений Бочкалов[новичек]ссылкавот хороший сайт на котором дан подробный план, подсказки. по нему очень легко писать)

удачи))

Ответ от Кот ученый[эксперт]Есть хорошее сочинение на тему , прочитайте его.
Ответ от BlackGaming[новичек]Рассказ Платонова «Неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном.. .Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, — «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной». Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше» .Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал.

Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину». Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю.Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка.

Читайте также:  Образ и характеристика мити в поэме бедность не порок островского сочинение

«Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне» .Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены.

Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

57 Нравится Пожаловаться

Ответ от Ђёма киап[новичек]1) Особенности жанра произведения. Произведение А. П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль — литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».2) Особенности сюжета. Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.- Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)- Как заканчивается произведение А. П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)3) Характеристика героев произведения.Образ цветка.- Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)- Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)- Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)- Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)- Как А. П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)- Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)Образ девочки Даши. Даша — пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.- Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)- Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)- Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша».)- Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)- О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)4) Художественные особенности сказки-были.- Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)- Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли… стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он… превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок …не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

– Какой поэтический приём использует А. П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Источник: http://22oa.ru/platonov-neizvestnyy-tsvetok-analiz/

Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова “Неизвестный цветок”

/ Сочинения / Платонов А.П. / Неизвестный цветок / Сочинение по прочитанному рассказу А.П.Платонова “Неизвестный цветок”

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Я прочитала рассказ Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». В этом произведении рассказывается о храбром и смелом маленьком цветочке, а почему я назвала его храбрым и смелым вы сейчас узнаете.      Он каким-то образом вырос в глине, среди камней и о нём никто не знал потому, что он рос на пустыре поэтому и рассказ называется «Неизвестный цветок».

     Его история началась когда ветер принёс маленькое семечко на пустырь. Семечко упало среди камней. Оно долго томилось и не давало ростков, но потом напиталось     росой и выпустило корешки в мёртвую глину. Так начал жить на свете маленький неизвестный цветочек. Жизнь его была трудна потому, что ему нечем было питаться     ведь кроме глины и камней вокруг не чего не было.

Он питался лишь пылинками которые приносил ветер. Днём цветочек сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь чтобы жить и не умереть. В середине лета цветок распустил венчик кверху. И он был так прекрасен.      Однажды шла мимо пустыря девочка Даша, она спешила на почту чтобы отправить маме письмо потому, что Даша отдыхала в пионерском лагере и очень скучала по ней.

Важно

Девочка заметила маленький цветочек, тот самый который боролся за жизнь. Она присела и поцеловала цветочек в головку, Даша понимала что цветочку тяжело жить в таких условиях. И она постаралась создать такие условия для цветка чтобы он радовался жизни…      Девочка показала другим детям из лагеря цветочек и они завезли на пустырь землю.

Цветку стало гораздо лучше расти в хорошей земле.

     Через год Даша опять приехала в пионерский лагерь тот самый, она конечно помнила о цветочке . Девочка пришла на пустырь и не узнала на нём теперь росли разные травы, цветы, но не было того цветка.

Даша подумала что цветочек умер в минувшую осень. Она огорчилась и пошла назад и вдруг остановилась, меж камней вырос точно такой же цветок как тот старый, но он был ещё прекраснее.

Он наполнял весь пустырь своим благоуханием.

Добавил: ponomkaterina

56097 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Неизвестный цветок”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00768701251721318678

Сочинение-эссе по сказке-были Платонова «Неизвестный цветок»

Андрей Платонов творил в богатую крупными историческими событиями эпоху. Перед его глазами прошли Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны, он был очевидцем индустриализации и коллективизации в советской стране.

Судьбы государства вершили взбудораженные людские массы, соответственно, и искусство ставило перед собой глобальные задачи отображения массовых движений, внимание к человеческой душе, как в XIX веке – веке личности, в ХХ веке было не актуально.

Платонов стал одним из немногих писателей, кто утверждал мысль о ценности человека, личности, индивидуальности (неслучайно одним из его псевдонимов был Человеков). Важнейшей составляющей такой гуманистической концепции писатель считал ответственность человека за все живое.

Животные и растения – равноправныегерои его произведений и добрые друзья человеку.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» посвящена, на первый взгляд, совершенно неприметной истории жизни маленького цветка, который осенью умирает, как это и должно быть в природе. Но Платонов умеет увидеть большую мудрость в малопримечательной ситуации.

Писатель размышляет о том, как надо жить, чтобы маленькая жизнь неизвестного цветка оказалась достойной былью философской сказки. Читая «Неизвестный цветок», мы словно оказываемся в мире доброго волшебства, где дедушка-сеятель ветер творит свои чудеса и из одного семечка появляется на свете маленький цветок.

Таким чудом является все в жизни, но всему есть объяснение, неслучайно автор детально описывает, как рождается новое на земле: «Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».

Совет

Сложно выживать на земле маленькому неизвестному цветку, но превыше всего в нас стремление жить. Терпение преодолеет любые трудности: «…пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья». Такими очевидными, на первый взгляд, истинами пронизана вся сказка.

Всем нам известно, что если постоянно трудиться, то можно достичь почти невозможного, что настоящее счастье заключается в возможности дарить свою любовь другим, что смысл жизни в том, чтобы заботиться о своих близких. Однако в суете мы так часто забываем об этом, что сказку Платонова взрослым читать не менее полезно, чем детям.

Мы учимся у цветка его завидной настойчивости и умению ценить каждое мгновение: «Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину».

Наградой за упорство становится то, что «в середине лета цветок распустил венчик вверху… Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды».

В поэтике Платонова свет является символом любви и тепла, расцвета человечности в человеке. Цветок дарит миру, который был так жесток к нему, свой свет и свой прекрасный запах. Умение не обозлиться и вопреки обстоятельствам сохранить доброе сердце сегодня уникально.

В современной жизни мы редко ценим кого-либо за то, что он просто родился на свет и имеет живую душу. Важнее кажется способность создавать и приобретать материальные блага, а не просто жить с «обнаженным сердцем», сострадающим и сопереживающим.

Платонов утверждает, что каждый человек появляется не зря, он нужен другим, без него «народ неполный» (это основная идея рассказа «Юшка»).

Девочка Даша тоскует по материнскому теплу, она завидует письму, которое увидит ее маму раньше ее и верит, что мама обязательно почувствует поцелуй на конверте. Если в ранних произведениях Платонова дети не по возрасту зрело смотрели на жизнь, неестественно лишенные детства, то в 40–50-е гг.

Обратите внимание

писатель надеется увидеть детей провозвестниками такого будущего, где сердечность станет главным богатством. Жанр сказки оправдывает умение человека разговаривать с растением. Но, мне кажется, Платонову хотелось подчеркнуть, что дети острее чувствуют взаимосвязь всего живого и проникнутого любовью, «они одно дыхание, единое, теплое, живое существо».

Героиня понимает цветок, потому что у нее не «слепое сердце», она сравнивает свои переживания с чувствами цветка, как с равным себе. «Может, это цветок скучает там по своей матери, как я», – думает Даша о благоухании растения, в котором проходит его грусть. Она целует его «в светящуюся головку» точно так же, как письмо матери.

Ей необходимо поделиться с другими своей радостью от найденного чуда, приумножить эту связь живого, и не только тем, что познакомить с цветком пионеров, но и созданием условий для дальнейшей жизни своего нового друга. «Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй.

Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету». Автор не жалеет эпитетов, чтобы расцветить мораль сказки: мы должны нести добро в этот мир, и тогда он засияет немеркнущим светом.

Заключительная часть «Неизвестного цветка» о том, что смысл всякой жизни в ее продолжении и после смерти, назначение всего живого на земле – «из смерти работать жизнь». Благодаря стараниям детей, через год пустырь превратился в заросшую травами и цветами поляну. Пионеры помогли цветку оставить потомство на земле и тем продлили его жизнь.

Сын неизвестного цветка чувствует в Даше родное существо, как ей кажется, и тянется к ней, несмотря на то, что судьба его на фоне счастливых братьев выглядит несправедливой. «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

Но и он «зовет … к себе безмолвным голосом своего благоухания», он готов дарить свою любовь людям и поэтому прекрасен.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-esse-po-skazke-byli-platonova-neizvestnyj-cvetok.html

План-конспект по рассказу А. П. Платонова Неизвестный цветок

План-конспект на тему: А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащегося с биографией писателя и его произведением.

Развивающая: развивать способности анализировать текст, развивать речь, обогащать словарный состав учащихся.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Тип урока: обсуждение прочитанного материала.

Методы урока: частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: текст рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок», портрет А. П. Платонова, выставка книг А. П. Платонова.

ПЛАН УРОКА:

Организационный момент – 2 мин.

Проверка домашнего задания – 7 мин.

Чтение произведения и анализ по тексту – 14 мин.

Обсуждение произведения – 20 мин.

Подведение итогов урока – 2 мин.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня дежурный? Кого нет? Отмечала в журнале и на доске написала число и тему урока: А. П. Платонов. «Сказка быль «Неизвестный цветок»

Сначала проверяем домашнее задание. На дом было задано такое задание: «Подготовить сообщение об А. П. Платонове». Ребята по биографию задают вопросы друг к другу.

Проверка домашнего задания:

Вопросы по биографии А. П. Платонова:

  1. Какова настоящая фамилия А. П. Платонова? (Настоящая фамилия Плато-

нова Климентов.)

  1. В каком городе родился А. П. Платонов? (Он родился в Ямской Слободе, предместье города Воронежа.)

  2. Что можете сказать про родителей А. П. Платонова? (Отец его – паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских, а мать его – дочь часового мастера, глубоко верующая женщина.)

  3. Где сначала учился А. П. Платонов? (Он сначала учился в Церковно-приходской школе и городском училище.)

  4. Какое событие произошло с А. П. Платоновым в 1920 году? (В 1920 году он был делегатом первого Всероссийского съезда пролетарских писателей в Москве.)

  5. Где печатаются его произведения? (Его произведения печатаются в Московских журналах.)

Потом записывали под диктовку определение «Что такое сказка-быль».

Сказка-быль – это сказка, основанная на реальных событиях.

Чтение произведения.

Затем начали в порядке очереди вслух читать сказку-быль «Неизвест-

ный цветок». После прочтения произведения начали обсуждать

произведение. Я задавала вопросы, а ребята отвечали.

Текстуальный анализ текста:

1) На сколько частей можно разделить сказку? (На две: жизнь цветка на пустыре, цветок и Даша.)

Читайте также:  Характеристика и образ воланда в романе мастер и маргарита булгакова сочинение 11 класс

2) Какова главная мысль рассказа? (Главная мысль автора это сила духа, любовь, упорный труд могут, объединить вселенную, положит конец всеообщему сиротству. Ведь маленькому цветку удалось сделать то, что не могут совершить иногда и взрослые люди.)

3) Как цветок боролся за жизнь? (!Он поднимал листья…собирал «росу»…)

4) Чем вознаграждены терпение и голод цветка, редкие его радости? («…Даша почувствовала благоухание».)

5) Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветками, стало грустно? («…Нет прежнего цветка».)

6) А что в произведении от были, а что сказочное? (У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Однако цветок из сказки А. Платонова был существом наделённым чувством, волей, он умел говорить. Повествование о детях и о Даше – быль.)

7) О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)

8) Была ли у цветка цель в жизни? (Он трудился день и ночь, чтобы не умереть.)

Важно

9) Что помогает цветку выжить, преодолеть все трудности? (Труд и сила духа: трудился день и ночь, превозмогал терпением свою боль, постоянно старался расти, не хотел жить печально.)

10) Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? (Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)

11) Какое значение имела эта встреча для цветка и для Даши? (Цветок поддержал Дашу в тот момент, когда она грустила. Даша проявила сочувствие, сострадание к маленькому цветку.)

Обсуждение произведения.

  1. Особенности жанра произведения.

Произведение А. П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. Это произведение по жанру – сказка-быль.

Сказка-быль – это литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки – повествование, основанное на вымысле и были – повествование, основанное на реальных событиях. Начало произведения А. П.

Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? (Повествование о Даше и детях – это быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении.

  1. Как описывается в произведении место, где жил цветок? (Цветок жил на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мёртвая глина.)

  2. Как заканчивается произведение А. П. Платонова? (Произведение А. П. Платонова заканчивается рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней.)

Завязка – появление Даши, когда девочка почувствовала благоухание

цветка. Центр события – разговор Даши с цветком, именно здесь мы слы-

шим, что цветок живёт «оттого что мне трудно». Кульминационный момент – «Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку». Развязка – через год Даша видит поляну с цветами, а чуть дальше вырос новый цветок, немного лучше и ещё прекраснее.

  1. Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

  1. Когда начал свою жизнь маленький цветок? («Однажды упало из ветра одно семечко» и маленький цветок начал свою жизнь.)

  2. Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семеч-

ко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

  1. Какие природные явления помогали цветку выжить? (Ветер и роса, два природных явления, помогали выжить цветку.)

  2. Каким был маленький цветок? (Маленький цветок был трудолюбивым.)

  3. Как А. П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым и мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».)

  4. Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (Из-за того, что маленький цветок выжил , несмотря на трудности, и расцвёл.)

Образ девочки Даши.

Даша – пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, у неё добрая душа.

  1. Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (Девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло».)

  2. Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (Даша, подойдя к пустырю, почувствовала благоухание.)

  3. Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на

пустыре? («Может этот цветок скучает там по своей матери, как я», – подумала Даша».)

  1. Что сделали ребята на пустыре? (Ребята удобрили почву на пустыре.)

  2. О чём думала Даша всю долгую зиму? (Даша всю долгую зиму думала «о маленьком, неизвестном по имени цветке».)

  3. Почему Даша удивляется тому, что цветок один живёт? (Она не понимает как можно жить одному, один в поле не воин, одного все могут обидеть.)

  1. Художественные особенности сказки-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

  1. Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? (Эпитеты: «листья его не могли…стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «цветился живым мерцающим огнём».

    Сравнение: лепестки «как у звезды». Метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы».

    Олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он…превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок…не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

  2. Какой поэтический приём использует А. П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (При описании девочки и цветка А. П. Платонов использует поэтический приём – олицетворения: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе.)

  1. Символ названия произведения «Неизвестный цветок».

Неизвестный цветок – это символ непохожести, беззащитности и силы одновременно символ прекрасного и яростного мира, символ мечты и гар-

монии.

Подведение итогов урока. Не надо стремиться быть похожим на других;

каждый во всём должен быть индивидуален. Каждый должен думать о главном – о душе своей. Главная мысль – о духовной красоте данное произведение.

Выставление оценок. Всем, которые работали на занятии, поставила отметки.

Домашнее задание. Составить план по произведению А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

План:

  1. История жизни цветка до знакомства с Дашей.

  2. Разговор с девочкой.

  3. Новая жизнь пустыря.

  4. Год спустя.

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/obfli0ci.html

отзыв о рассказе Платонова ” Неизвестный цветок “

отзыв о рассказе Платонова ” Неизвестный цветок “

  1. кек
  2. Рассказ Платонова Неизвестный цветок заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном.. .Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, приютилось оно в ямке меж камнем и глиной . Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше . Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину . Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю. Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне .

    Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям.

    И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены.

    Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

  3. 1
  4. п
  5. Это план! По нему можно написать рассказ!!!!1.Понравился ли вам этот рассказ, или нет!2.О чем это произведение!!!3.Чем интересен этот рассказ!4.Кто герои этого произведения!5.Кому вы можете посоветовать этот рассказ!Все!!! Можно спокойно написать самому этот рассказ, и получить пять!!!!

    Всем удачи!!!

  6. вот хороший сайт на котором дан подробный план, подсказки. по нему очень легко писать)

    удачи)))

  7. Это план! По нему можно написать рассказ!!!!1.Понравился ли вам этот рассказ, или нет!2.О чем это произведение!!!3.Чем интересен этот рассказ!4.Кто герои этого произведения!5.Кому вы можете посоветовать этот рассказ!Все!!! Можно спокойно написать самому этот рассказ, и получить пять!!!!

    Всем удачи!!!

  8. Неизвестный цветок – один из последних рассказов писателя. ..Рассказ Платонова Неизвестный цветок заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре.

    Вот две первые фразы: Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле .

    В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

    Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : маленький никто на земле .

    Маленькое растение на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

    Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: Как тебя зовут? – Меня никто не зовет, я один живу . Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя.

    Мир писателя мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего ей были так близки и понятны переживания

    Совет

    крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом
    надежду и опору.

    Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет .

    Только ли о потомках цветка идет здесь речь?
    Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением. Вторая, не менее важная идея сказки Неизвестный цветок – идея жизни.

    Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды.

  9. Сказка Андрея Платонова ” Неизвестный цветок ” – философская. В ней отражена очень важная мысль : все, что выросло в трудных условиях, пробивало себе путь к жизни, – прекрасно. Цветок вырос там, где другие умирали. Он поднимался, несмотря на то, что твердая глина окружала его. Даже у деток не получилось повторить “подвиг”. Только одно семечко поселилось в “ямке между камнем и глиной”. ” В сказке еще есть одно главное действующее лицо. Это девочка Даша. Она очень отзывчива и помогает всему, что должно цвести.

    Мне думается, что “Неизвестный цветок ” – о нашей жизни и имеет глубокий смысл.

  10. этот рассказ о том, как маленький цветок выжил среди камней благодаря своей силе воли, и маленькой девочки Даши. Даша привела на пустырь, где рос цветочек, пионеров и они сделали пустырь приятным для цветения цветов. когда Даша приехала через год, что бы еще раз проведать цветок, то обнаружила что весть пустырь зарос цветами, а того заветного неизвестного цветка нету, но на его месте вырос точно такой же цветок .но он был свежее прежнего.
  11. Неизвестный цветок – один из последних рассказов писателя. ..Рассказ Платонова Неизвестный цветок заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре.

    Вот две первые фразы: Жил на свете маленький цветок. Никто не знал, что он есть на земле .

    В них уже звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

    Читатель чувствует в описании грусть, печаль и тоску, нагнетаемую автором цепочкой обычных на первый взгляд слов : маленький никто на земле .

    Маленькое растение на огромной земле. Эта развернутая антитеза рождает щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

    Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: Как тебя зовут? – Меня никто не зовет, я один живу . Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения придает особую остроту чувству, возникающему у читателя.

    Мир писателя мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. Но вот появляется девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. Отчего ей были так близки и понятны переживания

    Совет

    крошечного ростка? Ребенок особенно остро почувствовал сиротство растения, потому что и она сама была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом
    надежду и опору.

    Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Вдумаемся в смысл фразы: Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет .

    Только ли о потомках цветка идет здесь речь?
    Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с подрастающим поколением. Вторая, не менее важная идея сказки Неизвестный цветок – идея жизни.

    Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды

  12. Рассказ Платонова Неизвестный цветок заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. Впрочем, не таком уж и обычном.. . Маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти очень и очень тяжело, приютилось оно в ямке меж камнем и глиной . Но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше . Несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину . Цветок отчаянно боролся за свою жизнь. Он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. Добрая девочка заметила цветок и захотела ему помочь. Она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю. Правда, осенью цветок все равно погиб. А на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне .

    Этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. Нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям.

    И для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. История невиданного цветка вселяет в читателя надежду. Надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены.

    Нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/otziv-o-rasskaze-platonova-neizvestnij-cvetok/

Разработка урока литературного чтения по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

   Цели урока направлены на формирование ключевых компетенций. В целях реализации компетентностного  подхода созданы условия для  достижения учащимися цели урока.

В соответствии с целями и содержанием был организован образовательный процесс, использованы технологии, методы и формы обучения. Использование   технологии ЛОО, групповой работы, словесных методов  формирует у учащихся коммуникативную компетентность.

Использование самостоятельной групповой работы, тестирование  создало условия для включения каждого ученика в активную деятельность. На уроке были созданы условия  для организации  собственной деятельности, что способствовало  развитию компетентности самоменеджмента и разрешения проблем.

Работа со словарем и компьютером, опережающие задания, выставка книг, работа с текстом по выделению нужной информации способствовало развитию информационной компетнтности.

Обратите внимание

Использование частично-поискового метода способствует развитию исследовательских умений. Практические методы способствуют развитию практических умений и навыков по литературе. Проявить и развить свой творческий потенциал помогали такие задания, как – рисунки, стихи собственного сочинения, инсценирование.

Такие методы и приемы, как мобилизационный момент, «Словарик настроений»,  ассоциативная карта, викторина, метод стимулирования  развивает познавательную активность.

Обеспечена возможность выбора объема, сложности и формы домашнего задания, что способствует формированию их субъективных качеств.

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №26»

Разработка открытого урока по литературе в 3 «Б» классе

по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Учитель: Дюзбаева Е.Т.

Тип урока: Изучение нового материал

Технология: ЛОО – технология сотрудничества, технология Зайцева.

Тема: Платонов А.П. «Неизвестный цветок».

Цель:

1. Обучающая. Ученики учатся анализировать, выделять главное, проявлять свой творческий потенциал, формируя собственную точку зрения через анализ произведения.

3. Развивающая.

  • Учащиеся развивают навык определения ИВС, навык выделения нужной информации из текста, навык пользования словарем, что формирует у учащихся информационную компетентность.

2. Воспитательная.

  • Учащиеся через групповую форму работы формируют умение работать в сотрудничестве, что способствует формированию коммуникативной компетентности.

  • У учащихся воспитывается деятельное отношение к жизни, они убеждаются в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

Оборудование: «словарики настроений»,компьютер (презентация),запись вальса цветов,выставка книг, рисунки детей, карточки для теста (1,2,3), фотографии цветов, цветы (задание, оценивание), словари.

Формы: общеклассные, индивидуальные, групповые.

Методы: словесный, практический, метод самостоятельной работы, проблемно-поисковый, метод стимулирования к учению, наглядный.

Приемы: мобилизационный момент, «Словарик настроений», ассоциативная карта, поэтическая минутка, инсценирование, тестирование, викторина.

План урока:

1.Организационный момент –

  • эмоциональный настой – 1 мин

  • мобилизационный момент – 1 мин

2.Подготовка к восприятию –

  • ассоциативная карта – 1 мин

  • поэтическая минутка – 1 мин

  • викторина – 1 мин

3.Знакомство с темой урока –

  • эмоциональный момент – 1 мин

  • повторение изученного по творчеству – 2 мин

4.Знакомство с творчеством –

  • сообщения детей о творчестве писателя – 2 мин

5.Знакомство с произведением.

  • определение жанра – 2 мин

  • первичное восприятие – 5 мин

6.Анализ произведения –

  • анализ по частям в группе – 23 мин

  • определение идеи произведения – 2 мин

7.Оценка работы учащихся – 1 мин

8.Объяснение домашнего задания – 1 мин

9. Рефлексия – 1 мин

Этап урока

Содержание работы

(Деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Организационный момент:

Цель: сосредоточить внимание, пробудить чувства к работе.

Эмоциональный настрой:

« Словарик настроений» (ожидающее, приподнятое, спокойное, ликующее, таинственное, радостное, тревожное, восхищенное, удивленное).

Мобилизационный этап: (учитель задает вопрос)

  • Басня «Лебедь, Щука и …»

  • Как звали собаку в произведении Чехова?

  • Сколько было принцесс у морского царя из сказки «Русалочка»?

  • Рикки-Тикки-Тави – это…

  • Как звали собирателя песен и легенд из повести «Алые паруса»?

  • Густая листва – это эпитет?

Продолжаем знакомиться с произведениями, которые вошли в раздел «Золотая душа». Сегодня мы побываем в мире растений.

Дети отмечают свое настроение.

Дети быстро отвечают на вопрос:

Рак, Каштанка, 6, мангуст, Эгль, да.

Подготовка к восприятию:

Цель: вхождение в тему.

Цель: любовь к чтению.

Мир растений очень разнообразный. Среди них есть замечательные растения, которые дарят людям богатство красок, запахов, настроение.

О каких растениях сейчас говорится?

Ассоциативная карта.

Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали это слово?

Цветы – это жизнь. Они растут повсюду. Наш край богат их разнообразием. Какие вы знаете цветы? Назовите цветок (викторина).

Вы изобразили свои любимые цветы и даже написали сами стихи. Слушаем

Поэтическая минутка.

Оценка за урок сегодня у вас будет зависеть от количества цветочков, которые вы будете получать за правильные ответы.

Цветок: дикий, полевой, лесной, запашистый, комнатный, красота, сад, клумба.

Дети по картинке называют цветок.

Рисунки детей. 3-4 человека читают стихи собственного сочинения.

Тема и цели

-А как вы думаете есть ли на Земле неизвестные цветы?

Представьте, что вы увидели неизвестный цветок. Какие бы чувства вы испытали?

Кто испытал бы удивление? Почему? Радость? Почему? Восхищение? Почему?

Произведение, которое мы будем сегодня читать, так и называется «Неизвестный цветок». А написал его Андрей Платонович Платонов (псевдоним)

Какое произведение его мы уже читали?

Что вы помните о творчестве?

Дети делятся своими чувствами.

Разноцветная бабочка.

Настоящая фамилия – Климентов. Автор мудрых детских рассказов, они заставляют задумываться над серьезными вопросами и т.д.

Знакомство с творчеством.

Цель: Воспитание интереса к творчеству писателя, привитие любви к чтению

Давайте послушаем дополнительный материал о творчестве Платонова.

А. П. Платонов родился в многодетной семье – 10 человек, а он старший сын, один работник, кроме отца. Он начал рано трудиться. Уже в 13 лет он работал в конторе, позже – рабочим на паровозоремонтном, трубном заводах и на других предприятиях.

Но эта суровая школа труда закалила его характер, научила понимать жизнь, укрепила веру в людей. В годы гражданской войны служил в Красной Армии помощником паровозного машиниста. Во время Великой отечественной войны был военным корреспондентом.

Выставка книг.

Главной любовью писателя были книги. Читал и сам писал обо всем. Но о чем бы не писал А. Платонов, его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку, а каждая книга дарила и дарит радость и счастье новых открытий. Его книги переведены на многие языки мира и читаются во всем мире. В нашей библиотеке есть книги «Сухой хлеб», «Еще- мама» «Умная внучка».

Сообщение

Сообщение

Знакомство с произведением

Определение жанра

Важно

Это произведение писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца.

Это произведение может быть сказкой? Давайте вспомним признаки сказок. Что такое быль? Может быть былью? Это Сказка – быль

  • Что же сказочного? Что реального? Почему писатель объединил эти несовместимые жанры? На эти вопросы мы ответим после прочтения.

Дети называют признаки сказок.

Что такое быль?

Первичное восприятие

Прием многократного чтения: 1 мин – ж/чт, 2 мин – про себя . Переход на незнакомую часть.

Беседа: Что же сказочного? (сказочное начало, цветок разговаривает, думает, грустит, он оживает прекрасным человеком. Он ведет себя, как живое существо. Наделен ощущением, которое испытывает живое создание; борется, как настоящий герой, дает жизнь сильному потомству). Как называется такой прием в литературе?

Что реального? (У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование).

Почему писатель объединил эти несовместимые жанры? (Чтобы читатель мог лучше прочувствовать мысли, чувства цветка, его душу).

Текст читают сильные ученики.

Олицетворение

Анализ произведения

Физ-ка

«Вальс цветов».

На сколько частей можно разделить произведение? Анализировать будем, работая в группе. Каждая группа получит свои задания. Как будет оцениваться работа? Красный цветок – задание выполнено полностью.

Розовый – не полностью. Желтый – не справились. Но я думаю, что желтых цветов у нас не будет. За дополнение – цветок. Все будут работать хорошо. После анализа каждой части – итог, тестовое задание.

1 часть – чтение, задания по группам (задание посмотреть до чтения)

  1. группа – словарь «пустырь», описание пустыря;

  2. группа – ИВС;

  3. группа – Как начал жить цветок? (нарисовать семечко – глаголы);

  4. группа – Какой была жизнь цветка?

Вывод: (тест) Что можно сказать о жизни цветка на пустыре?

А) он скучал В) ему было трудно С) он страдал

(Трудно ему было жить, он страдал).

2 часть – чтение, задания по группам (задание посмотреть до чтения)

  1. группа – Как трудился цветок, чтобы выжить? (корни глодали камень)

  2. группа – Что его радовало? Каким враждебным силам сопротивлялся цветок?;

  3. группа – Какие листья были у цветка? Почему? (рисунок);

  4. группа – Венчик (объяснить). Описание венчика. Почему сравнивает со звездой?

Вывод: (тест) Какова была цель у цветка?

А) укрыться от ветра В) просто жить С) радоваться солнцу

(Вывод: Что помогало достичь цели? – терпение, не хотел жить печально, старался расти).

3 часть – чтение, задания по группам (задание посмотреть до чтения)

  1. группа – Почему Даша оказалась возле пустыря? Почему завидовала письму? Какое было настроение?

  2. группа – Объяснить – благоухание (словарь).

  3. группа – Откуда шел тихий запах? С чем сравнивается этот запах?

  4. группа – Что подсказало искать цветы?

Вывод: (тест) Почему Даша шагнула за цветком?

А) из-за своей любознательности В) из-за грусти разлуки с мамой

С) от нечего делать

(Вывод: любознательность, грусть – так же скучает по своей маме, как я)

4 часть – чтение, задания по группам.

Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко. Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор.

  1. группа – чтение по ролям (инсценирование).

  2. группа – ботанический сад – объяснить.

  3. группа – Почему цветок не хотел обидеть Дашу?

  4. группа – В чем проявилось сострадание Даши?

Вывод: (тест) Почему Даша поцеловала цветок?

А) он был прекрасен В) за трудолюбие В) было грустно

(за трудолюбие, Даша оценила это)

5 часть – чтение, задания по группам.

  1. группа – Кого привела Даша в гости к цветку? Что велела делать?

  2. группа – Почему автор назвал цветок героем?

  3. группа – Как Даша решила помочь своему другу?

  4. группа – – О каких качествах характера Даши говорит это решение?

Вывод: (тест) Для чего ребята удобряли пустырь?

А) чтобы цветок отдохнул В) чтобы выросли детки В) чтобы было красиво

(отдохнул – цветок устал)

На пять. На какие?

1 группа – словарь, выборочное чтение описание пустыря;

2 группа – старые камни (…), сухая мертвая глина (…), приютилось, впилось (…), тонкие волоски(…).

3 группа – представляет рисунок, рассказывает, как начал жить цветок

4 группа – Какой была жизнь цветка? (выборочное чтение).

Дети выбирают одно утверждение, делают вывод по первой части.

1 группа – выборочное чтение;

2 группа – чтение, обсуждение;

3 группа – описание листьев, рисунок, объяснить;

4 группа – словарь, описание венчика, сравнение.

1 группа – выборочное чтение

2 группа – словарь

3 группа – выборочное чтение

4 группа – выборочное чтение

1 группа – инсценирование;

2 группа – словарь

3 группа – ответ на вопрос

4 группа – обсуждение, чтение

1 группа – выборочное чтение

2 группа – обсуждение

3 группа – выборочное чтение

4 группа – обсуждение

Рефлексия

Идея: Какое из высказываний и какая пословица соответствует основной идее произведения?

  • Счастье, радость должно жить постоянно.

  • Счастлив тот, кто трудится и умеет дарить плоды своего труда людям.

  • Умение делать добро делает нас прекрасными.

  • Человек – родня и траве, и зверю, и людям, а не властвующий бог, чуждый зеленой земле.

  • Чтобы преодолеть враждебные силы, нужно обладать сильным духом и упорно трудиться.

  • Воля и труд все перетрут.

  • Без хорошего труда нет плода.

  • Где труд, там и счастье.

Какое чувство вызвала Даша, совершив такой поступок?

А) одобрение В) никаких С) желание совершить открытие

Как бы вы поступили на месте Даши?

– Почему же автор не назвал цветок? (какой бы он ни был, любой цветок несет в наш мир красоту, любовь, радость).

Если я (сорву) цветок,

Если ты (сорвешь) цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы (сорвем) цветы –

(Опустеют) все поляны,

И не будет (красоты)!

«Словарик настроений»

Стих «Цветок»

В горшке на подоконнике,

Растет цветок зелененький,

Ну и какой же он цветок,

Когда сам ростом с ноготок?

Листочки, тонкий стебелек…

А мама говорит:

– Сынок, ведь он всего еще росток,

Ты поливай его водой,

И он подружится с тобой,

Напьется, постоит под солнцем.

Увидят все, как на оконце

Свои раскроет лепестки

От человеческой любви.

Если изменилось настроение, то почему?

Д/з

Подведение итога работы.

Выполните одно задание на выбор.

  • Подобрать отрывок из сказки, нарисовать к нему иллюстрацию, дать ей название.

  • Выучить отрывок наизусть.

  • Подготовить пересказ понравившегося отрывка.

  • Есть продолжение этой истории. Сочинить дома. Даша уехала домой, всю зиму она вспоминала про своего друга. А когда она вернулась на следующий год, она увидела…

Оценивание.

Положите руку на сердце .Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-proizviedieniiu-a-p-platonova-nieizviestnyi-tsvietok

Ссылка на основную публикацию