Анализ произведения платонова никита сочинение

Сочинение по рассказу Платонова Никита 5 класс

В рассказе Андрея Платоновича Платонова главным героем выступает пятилетний мальчик по имени Никита. Его отец не вернулся с войны, из-за чего матери Никиты приходилось постоянно трудиться в поле. Мальчик же оставался дома один. В рассказе описан день из жизни Никиты.

Фразой «Везде есть люди, только кажутся они не людьми» автор пытался показать, как все вокруг казалось Никите живым, когда он целый день ходил по двору и избе.

Воображение Никиты вмещает в себя великанов, змей, водяных людей, для каждого из которых мальчик придумывает свои привычки, черты характера, поведение.

Обратите внимание

Все герои для него делятся на две категории – злые и добрые. Например, в старом пне он видит опасность и угрозу, а в солнце доброту и радость. Мальчик общается с неодушевленными предметами, так как ему необходимо узнавать мир. Даже автор говорит о нем: «Он хотел теперь узнать то, чего он не знал».

Описанный в рассказе день был особенным для Никиты, так как именно тогда с войны возвращается отец. Этот день был наполнен для мальчика радостью и счастьем. Первое, что делает отец, — раскалывает старый трухлявый пень. Так, автор дает понять, что теперь Никите нечего боятся. Также отец и сын постелили новый пол, положив этим начало их новой жизни.

Сочинение Никита по рассказу Платонова

В своем рассказе «Никита» А.Платонов повествует о пятилетнем мальчике по имени Никита. Мать Никиты почти весь день проводит за работой в поле, а отец Никиты находится на войне. Отца Никита совсем не знает.

Уходя на работу, мать оставляет все хозяйство на Никиту. Мальчик, будучи совершенно один, начинает фантазировать. Ему везде мерещатся странные существа, которые так или иначе хотят навредить Никите и его маме.

Совершенно напуганный, он бежит к своей маме в поле. Пробежав до конца всю деревенскую улицу, Никита сел ненадолго отдохнуть. Но, нечаянно опустив голову к земле, Никита заснул и проспал до вечера.  Очнувшись, Никита снова собрался идти в поле к матери.

Но пастух сказал ему, что его мама уже давно ушла домой.

Придя домой, Никита увидел свою мать, сидящую за столом со старым солдатом. Это был отец Никиты. Отец сказал Никите, что больше он никуда не уйдет. После этого все странные существа больше не беспокоили Никиту. Более того, когда Никита выпрямлял маленький гвоздик, тот показался ему меленьким добрым человечком.

Я думаю, что причина всех страшных фантазий Никиты — одиночество. Оставаясь один, он проявлял интерес ко всему, что происходит во дворе.

Но из-за того, что рядом с ним не было близкого человека, который бы объяснил ему многие вещи, ему постоянно мерещились разные странные и страшные существа. А когда в его жизни появился отец – все изменилось.

Существа теперь вовсе не казались ему страшными. Он даже смог найти доброе существо — маленький добрый человечек, которого он увидел в гвоздике.

Важно

Мне кажется, что после этого Никита окончательно перестанет видеть вокруг себя одних лишь злых существ и, что самое главное, будет видеть больше добрых существ. Ведь буду еще пятилетним ребенком, важно не боятся собственных фантазий, а также нужно всегда быть вместе со своими родными.

5 класс

Никита

  • Сочинение Книга в современном мире 7 классКомпьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга — это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.
  • Сочинение на тему Звуки летаЛюди, живущие в умеренном климатическом поясе в области умеренно континентального климата, большую часть года живут в своих жилищах и лишь летом выезжают отдыхать на природу, часто на море.
  • Сочинение на тему Человека и природы в литературеОтношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинениеЗнаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма,
  • Сочинение опишите какую-нибудь вещь, игрушку, предмет обихода 5 классУ меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,
  • Сочинение Дуэль Печорина и ГрушницкогоДействие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/nikita-5-klass

Тема труда в рассказе Платонова «Никита»

Никита — рассказ Андрея Платонова, который писатель написал в 1945 году, где показал судьбу детей в военное время. И хоть герой работы Платонова Никита не был участником фронта, война все равно оставила отпечаток в детской душе. Теперь ребенка все страшит, он во всем видит врагов, что явятся к нему домой и займут двор.

Рассказ Платонова Никита для читательского дневника рассказывает о взрослении ребенка, который учится бороться со своими страхами. Вместе с автором мы переносимся в прошлое героя. Его отец на войне, а мама пошла трудится в поле.

Никита остается один и тут все страхи выползают наружу. Мальчик начинает очеловечивать и оживлять все округ. Его окружают страшные существа, которые он видит в пне, лопухе, старой бане. Никитино воображение рисует и водяных человечков и великанов.

Но самым страшным почему-то казался ему пень, а вот самым добрым было солнце, где жил его дедушка, который уже умер. И вот облака закрывают солнце. Не смог выдержать пятилетний мальчик такого испытания и направился в поле к матери.

Однако душевное напряжение было настолько большим, что мальчик уснул и проспал до вечера.

Как потом оказалось, день для мальчика был особенным, ведь возвращается с войны отец. Уж теперь все будет по-другому, никаких больше не будет страхов. Так все и произошло. Отец Никиты стал трудиться во дворе и по дому. Прежде всего он разрубил пень, а значит исчез один из врагов Никиты. Нечего теперь бояться мальчику.

Дальше отец стелил пол, а Никитка ему помогал, выпрямляя гвозди. В этих гвоздях ребенок уже видел добрых человечков.
Читая произведение Платонова, мы видим раскрытие разных тем.

Совет

Здесь и уязвимость детского мира, и разлука детей с родителями из-за войны, а главное автор поднимает тему труда, где показывает, насколько может преобразить мир человеческий труд.

Вот и на примере Никиты с его отцом, на примере их труда, автор показал, как преображается душа и окружающая действительность, где выпрямленный гвоздь преображается в веселого человечка. Почему так? На это дает ответ отец Никиты. Он объяснил мальчику, что все злые существа, они выдуманные Никитой, не прочные, поэтому и злые. А вот гвоздь мальчик своим трудом сработал, поэтому он и добрый.

Главные герои

Как вы уж поняли, главным героем Платонова является пятилетний мальчик Никита. Это большой фантазер, который в своем воображении создал мир из предметов, что оживали в его глазах. Придуманные существа, которых ребенок видит в старом колодце, столе, под сараем — враждебные. Особенно страшен пень, что напоминал человеческую голову.

При этом и мир стал враждебным, после плохого поступка Никиты. Тот сорвал цветок, которого считал тайным человеком. Сорвал из-за любопытства, ведь хотел посмотреть на его внутренности. И вот мы видим, насколько тонка его психология. Ведь в цветке увидел он ребенка, что питался молоком матери. И это живое существо из-за любопытства он уничтожает.

Он видит, как все вокруг стали его осуждать, и даже дед-солнце скрылся от внука. Как тут не испугаться?

И вот появляется еще один герой — отец мальчика, что тут же победил старый пень. Это человек, который стал изменять представления ребенка об окружающем мире. Отец все объясняет Никите и рассказывает о разнице между фантазией и реальностью.

Читайте также:  Тема любви в творчестве маяковского сочинение

Главная мысль

Если говорить о главной мысли этого рассказа Платонова, то здесь стоит выделить фразу, которую хочет донести до читателей автор. Фраза звучит так: Давайте все трудом работать, и все живые будут. Как мы видим, автор хочет показать, что труд способен преобразить человека. И если мы будем трудиться, вкладывая в труд свою душу, то будем нести добро и в окружающий мир.

Источник: http://sochinyshka.ru/tema-truda-v-rasskaze-platonova-nikita.html

Рассказ А. Платонова Никита» в 5 классе

Урок 1. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя.

I. А. П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя

Начнём урок отрывком из рассказа «Сухой хлеб»:

“К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами.

Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет.

Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтобы они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спёкшуюся, горячую землю.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелёк тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь!

Обратите внимание

Он оправил стебелёк, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посередине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней.

Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами, разрыхлял почву вокруг каждого ржаного колоска, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его”.

— Расскажите, чем кончился этот рассказ. Какие чувства у вас вызвал рассказ «Сухой хлеб»? Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями Платонова?

Прочитаем текст вступительной статьи учебника-хрестоматии.

— Как вы понимаете выражение “пропетая сердцем сказка про Человека”?

О Платонове может рассказать учитель. Вариант такого рассказа:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье.

Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой.

Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С четырнадцати лет начал работать.

Платонов учится в железнодорожном политехникуме, принимает участие в Гражданской войне. С девятнадцати лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова Платонова стали эпиграфом к главе, посвящённой его творчеству? Выпишите эти слова писателя в свою тетрадь.

II. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в воображении героя

Учитывая стилистическое своеобразие произведений Платонова, мы рекомендуем учителю самому познакомить детей с рассказом «Никита». После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвёл на них рассказ.

— Какие чувства у вас вызвал рассказ?

— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?

— Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?

Дети попытаются определить основную мысль рассказа. Запишем некоторые высказывания на доске и в тетради, чтобы после анализа рассказа сравнить выводы с первоначальным пониманием произведения.

— Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

Составление плана рассказа

Продолжаем обучение составлению сложного плана.

— Как вы думаете, на какие части можно поделить рассказ?

Поможем детям выделить три основные части:

1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “…и его облако закроет”.)

2. Никита “живёт” один. (От слов “Оставшись один…” до слов “…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.)

Важно

3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать…” до конца рассказа.)

Разделим на пункты вторую часть.

Никита “живёт” один.

    Кто живёт в бочке. “Доброе солнце”. Колодезные жители. “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня. Жёлтый цветок. “Незнакомые, злобные лица”.

Никита испугался и побежал к маме.

Беседуем по второй части рассказа. Просим детей подтверждать ответы примерами из текста.

— Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое?

— С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём?

— Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?

— Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика?

— Почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку?

— Почему “тайные жители” стали казаться Никите враждебными?

Домашнее задание

Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита». Подготовить рассказ о Никите.

Урок 2. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А. П. Платонова.

I. Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита»

Продолжаем работу по составлению плана рассказа, проверяя выполнение домашнего задания.

Итак, разделим на пункты третью часть.

Возвращение отца.

    Встреча Никиты с отцом. Разговор Никиты с отцом. Работа с отцом.

— Найдите в тексте ключевые фразы для каждого пункта плана. Как вы понимаете смысл этих фраз?

“Теперь уже век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…”

“Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце”.

“Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”.

“Давай всё трудом работать, и все живые будут”.

— Отец Никиты вернулся с войны. Война — это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?

— Как вы думаете, почему отец мальчика первым делом колет на дрова ветхий, трухлявый пень на огороде?

— Рассмотрите иллюстрация В. Куприянова. Какой эпизод изображён художником?

— Видели ли вы, как стругают доски? Какое настроение создаётся у человека, который смотрит на жёлтые стружки?

— Какую работу отец поручил Никите?

Подчеркнём созидательную роль человеческого труда.

— Во что верил отец Никиты? Что означают слова: “Давай всё трудом работать, и все живые будут”?

Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд. Отец верил, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век”.

— Как вы думаете, понял ли Никита важность труда?

Перечитаем записи о главной мысли рассказа, сделанные на первом уроке.

— Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа «Никита»?

II. Характеристика героя

Предложим детям рассказать о герое рассказа мальчике Никите. Спросим одного-двух учеников. Объясним, что подробного пересказа не требуется. Надо выделить главное и сделать выводы.

III. Язык рассказа А. П. Платонова

— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительных смысл. Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 7-е задание, с. 117).

Читайте также:  Сочинение-анализ поэмы анна снегина есенина

Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

IV. Сравнительный анализ произведений (дополнительный материал)

Подводя итоги работе над рассказом А. П. Платонова «Никита», спросим у детей:

— В каком из прочитанных в 5-м классе произведений герой видит пень, превращающийся в чудовище?

Вспоминаем повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

— Что хотел найти дед в заколдованном месте? Почему в горшке оказалось не золото, а “сор, дрязг”?

— Какая тема объединяет повесть Гоголя и рассказ Платонова?

Эти произведения объединяет тема труда. Прочно только то, что достаётся человеку трудом.

Домашнее задание

Подобрать пословицы о труде.

Источник: http://www.sochuroki.com/rasskaz-a-platonova-nikita-v-5-klasse/

Сочинение «Краткое содержание Никита (Платонов)»

Мать рано утром уходила в поле на работу. От­ца не было, так как он ушел на фронт и не вер­нулся. «Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет».

Поэтому хозяином оставался один Никита, «пяти лет от роду». По дому у него было множе­ство дел. Во-первых, мать ему наказывала не сжечь двор. Во-вторых, он должен был собрать яйца от кур.

Также мальчику следовало следить за тем, чтобы чужой петух не заходил во двор и не бил своего петуха. На обед Никита не должен за­быть поесть молока с хлебом, что мать оставляла на столе.

А вечером она кормила его горячим ужином.

«— Не балуй, Никитушка, отца у тебя не­ту, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут все добро наше — в избе и во дворе».

Никита все прекрасно понимал и старался следовать всем указания матери. Он очень хо­тел, чтобы она быстрее возвращалась.

Однажды, оставшись один дома, он обошел всю избу и вышел в сени. Там жужжали боль­шие толстые мухи, в углу посередине паутины дремал паук, а воробей, перескочив через порог, искал себе «зернышко в жилой земле избы». Но их Никита уже хорошо знал, и они ему надо­ели.

«Он хотел теперь узнать то, чего не знал». Поэтому он пошел в темный сарай, который был во дворе. Там стояла пустая бочка.

«В ней, на­верное, кто-нибудь жил, какой-нибудь малень­кий человек, днем он спал, а ночью выходил на­ружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал».

Никита постучал кулаком по бочке, чтобы за­ставить того, кто спит в бочке, проснуться. Ло­дырю следовало идти полоть просо, чтобы полу­чить трудодень.

Совет

И при этом он не должен забывать о том, что ему нечего будет есть зимой. Сначала в ответ Никите была только тишина. Потом там скрипнула деревянная снасть.

И мальчик отошел, так как понял, что тамош­ний житель либо повернулся на бок, либо хотел встать и погнаться за ним.

Воображение мальчика рисовало то, каким мог быть житель бочки. «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки».

Недавно у матери пропали ножницы, поэтому Никита решил, что их взял этот житель, чтобы постричь себе бороду. Поэтому Никита сначала тихо попросил его вернуть ножницы, а потом пригрозил, что все равно отец вернется с войны и отберет их.

Но в ответ снова была тишина. Далеко за де­ревней кто-то ухнул. «…И в бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький жи­тель: я тут!» Испугавшись, Никита выбежал из сарая и посмотрел на солнце, словно прося у не­го защиты.

«Доброе солнце по-прежнему свети­ло на небе и глядело на него в ответ теплым ли­цом». Такое солнце напомнило Никите умерше­го дедушку. Он также был ласков и улыбался ему, когда был живой.

Поэтому Никита решил, что дедушка стал жить на солнце.

За огородом находился колодец в зарослях ло­пухов и крапивы. Но из него давно не брали во­ду, так как в колхозе вырыли другой, где была хорошая вода.

На дне колодца в зарослях отражались чистое небо и облака. Там, считал Никита, живут ма­ленькие водяные люди. Он видел их облик во сне, но, когда он просыпался, они убегали от него в свой дом, колодец. «Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал».

Он крикнул в колодец, обращаясь к тем, кто там живет. Вода замутилась, и кто-то оттуда чав­кнул. Никита не мог даже вскрикнуть, так как голос его задрожал. И мальчик решил, что там живет великан и его дети. Тогда он посмотрел на Солнце, назвал его дедушкой и побежал домой.

У сарая Никита заметил две земляные норы, в ко­торых тоже жили тайные жители. И он вообра­зил, что там были змеи. «Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет». Поэтому мальчик принес к норам хлеб, чтобы накормить змей и они не приползли но­чью.

Обратите внимание

На огороде мальчик заметил старый пень, ко­торый напоминал голову человека. «У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Ники­те». Мальчик позвал его вылезти и землю па­хать. Но тот в ответ что-то крякнул и сделал сер­дитое лицо. Никита решил его больше не тревожить.

Во всей деревне было тихо, никого нигде не слышно. Мальчик ушел в сени. «Там не было страшно, там мать недавно дома была». Никита хотел выпить молока, что оставила ему мать. Но тут он заметил, что стол тоже живое сущест­во на четырех ногах, только вот рук у него не бы­ло.

С крыльца он увидел старую баню. Она топи­лась по-черному. В ней очень любил купаться де­душка. Старая замшелая банька показалась мальчику бабушкой: у нее труба является голо­вой. «Она нарочно баня, а по правде тоже чело­век!»

Чужой петух появился во дворе. Никите он напомнил по лицу знакомого пастуха с бород­кой, который весной утонул в реке. Тогда тот хо­тел переплыть в половодье реку, чтобы пойти по­гулять на свадьбе. Но пастух, по мнению Никиты, не захотел быть мертвым, поэтому пре­вратился в петуха. Значит петух тоже человек, только тайный.

Тут Никита заметил желтый цветок. При­стально вглядевшись в него, он заметил в нем че­ловеческие черты: маленькие глаза, нос и «от­крытый влажный рот, пахнувший живым дыханием». И он решил посмотреть, что же вну­три цветка. «Никита сломал стебель — тело цветка — и увидел в нем молоко». И мальчик ре­шает, что это был маленький ребенок, что сосал молоко матери.

Потом Никита пошел к старой бане, чтобы по­говорить с бабушкой. «Но щербатое лицо бабуш­ки гневно ощерилось на него, как на чужого». Никита подумал, что это не может быть бабуш­кой, и ушел. Колья из плетня также не ласково встретили мальчика. Каждое из них представля­лось ему лицом неизвестного человека. И они были не только не знакомы, но и не любили его.

Он спрашивал у них, зачем они здесь живут, ведь это не их двор.

Никита подумал, что добрыми могут быть ло­пухи. «Однако и лопухи сейчас угрюмо покачи­вали большими головами и не любили его». Тог­да мальчик лег лицом на землю.

«Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они ка­рябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца». Никита поднялся с земли в страхе, что везде кто-то живет. Они отовсюду смотрят на не­го чужими глазами.

А кто не видит, то пытается выбраться из своего укрытия, чтобы посмотреть на него. Изба тоже стала неприветливой и слон но говорила: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать».

Важно

Никита стал просить маму поскорее вернуться домой, так как здесь полно чужих. Но мать, конечно, его не услышала. Он пошел за сараи, чтобы посмотреть на пень. Мальчик заметил, что у пня рот большой, поэтому он съест всю капусту в огороде, и матери не из чего будет варить щи зимой. Кто-то далеко за лесом позвал Максима.

Читайте также:  Сочинение письмо в будущее самому себе

Но эхо ответило совершенно по-другому. Никита хотел побежать к матери в поле. Но он так испугался, что ноги стали словно чужие и не слушались его. Тогда он пополз на животе. Никита посмотрел на солнце, в поисках помощи у дедушки. «Облако застило свет, и солнца теперь не было видно». Вскоре все-таки дедушка-солнце показался из-за облака.

Чувствуя его защиту, он побежал к матери.

https://www.youtube.com/watch?v=tFIy6FH2El0

Никита пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина на околице. Присев ненадолго, мальчик уснул и очнулся только вечером. Новый пастух гнал колхозное стадо и подсказал ему, что скорее всего его мама теперь уже дома.

Дома мама сидела за столом и смотрела на ста­рого солдата. Тот посмотрел на Никиту, потом поднял его к себе на руки. «От солдата пахло теп­лом, чем-то добрым и смирным, хлебом и зем­лей». Сначала мальчик оробел.

Это был отец мальчика, который последний раз видел сына, когда тот был еще грудным ребенком. А теперь война кончилась, и он смог вернуться домой. Он обещает мальчику, что он не уйдет. «Теперь уж век буду с тобой вековать.

Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…»

Наутро Никита вышел во двор и сказал всем, что теперь отец с ними будет жить. Его позвал отец и спросил, с кем он говорит. Сам он в сарае рассматривал топоры, лопаты, рубанок и прочие инструменты. Взяв Никиту за руку, отец пошел с ним по двору, рассматривая, как и что стоит во дворе.

«Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в од­ном не увидел тайного человека: ни в ком не бы­ло ни глаза, ни носа, ни рта, ни злой жизни».

Колья из плетня теперь казались сухими палка­ми. Баня казалась сопревшим домиком.

Отец взял из сарая топор и стал колоть на дро­ва ветхий пень, что торчал на огороде. Тот сразу развалился и вверх поднялся только «прах ды­ма». Мальчик рассказал отцу, что пень был жи­вым, а под землей у него были ноги и пузо.

На это отец ответил: «Нет, он давно умер. Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на лу­не покойная бабушка снова живет». Никита за­метил, что на солнце живет дедушка.

Днем отец стругал доски, чтобы перестелить полы в избе. А сыну дал выпрямлять кривые гвоздики. «Никита с охотой, как большой, на­чал работать молотком.

Совет

Когда он выпрямил пер­вый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей желез­ной шапки». Он спросил у отца: почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец от­ветил ему, что тех он выдумал.

Поэтому они не­прочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». Никита призадумался, а потом предложил:

«— Давай все трудом работать, и все живые будут.

— Давай, сынок, — согласился отец. Отец ве­рил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век».

***

В рассказе Платонова «Никита» встречается былевое и фантастическое начало. Быль, как правило, повествует о том, что было в действи­тельности. Фантастика же рассказывает о нере­альных предметах. Все, что видит мальчик, су­ществует на самом деле. Это и плетень, и пень, и изба, и баня, и даже солнышко.

Однако они словно оживают под пристальным взглядом Ни­киты. И наполняются какими-то существами, которые возникают в воображении ребенка. Так появляется фантастическое начало в произведе­нии. Но в конце рассказа отец ставит четкую границу между фантастикой и вымыслом.

То, что было придумано — не прочно, а то к чему приложил свои усилия, становится очень твер­дой основой и никогда не исчезнет.

Все непонятые обитатели, возникающие в во­ображении Никиты, становятся неотъемлемой частью природы. Они остаются ее органичными составляющими и очень хорошо чувствуют себя в своей среде. Сам Никита очень близок природе, так как только он видит все те живые существа населяющие ее. И природа, пусть лишь в вообра­жении мальчика, оживает и одухотворяется.

И эта ожившая «фантастическая» природа живет по тем же законам, что и обыкновенные люди. Таким образом жизнь перед Никитой на уровне природных «проявлений» предстает как борьба добра и зла, смена радости и грусти, стра­дания и счастья. Никита открывает для себя но­вый мир за порогом избы, жителей которой он уже хорошо знал.

Сначала все привлекает и при­тягивает его внимание, но со временем волшеб­ные существа становятся враждебными для не­го. Например, когда все вдруг становится страшным Никите, только солнце приходит на помощь и согревает своим теплом.

Обратите внимание

В конце рас­сказа и неприметный кривой гвоздик оживает под руками маленького и умелого мальчика и становится для него новым открывшимся сча­стьем.

Однако отец находит другие объяснения оживлению природы в глазах своего сына. И по­лучается, что только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих лю­дей, предметы. И если по жизни человек сохра­нит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь.

Источник: http://litsochinenie.ru/kratkoe-soderzhanie-nikita-platonov.html

Тема труда в рассказе Платонова “Никита”

Тема труда в рассказе А. П. Платонова “Никита”

Главный герой рассказа Андрея Платоновича Пла­тонова – Никита. Об этом говорит и название про­изведения. Никита – пятилетний мальчик, отец ко­торого ушел на войну и не вернулся. Поэтому мать Никиты целый день трудилась в поле, а Никита оста­вался дома один.

Платонов показывает нам один такой день из жиз­ни Никиты. Мальчик бродит по избе и двору, и все вокруг кажется ему живым: “Везде есть люди, только кажутся они не людьми”.

В своем воображении он ви­дит вокруг маленьких человечков, водяных людей, великана, змей. При этом для каждого такого суще­ства Никита придумывает свой облик, характер, при­вычки. Всех он делит на добрых и злых.

Больше всего Никита боится старого пня, в котором он тоже ви­дит черты какого-то человека. Самым добрым кажет­ся

ему солнце, потому что Никита решил, что на нем теперь живет умерший дедушка, которого он очень любил.

Можно сказать, что Никита – добрый, любозна­тельный, общительный мальчик. Ему все интересно: “Он хотел теперь узнать то, чего он не знал”.

Так как он оставался на целый день один и ему было не с кем общаться, Никита разговаривал с окружа­ющими предметами, оживляя их в своем воображе­нии. Ему было одиноко и страшно, ведь Никите было всего пять лет: “…он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось сердце”. И когда солнце- дедушку закрыло облако, Никита не выдержал и по­бежал к матери.

Важно

Но день, описанный Платоновым, для Никиты был особенным – с войны вернулся его отец. Мы видим, что это событие очень изменило жизнь мальчика. Ни­кита объявил всем “жителям” двора: “К нам отец при­шел. Он век будет с нами вековать”.

Интересно, что первым делом отец расколол на дрова старый пень. Этим автор дал нам понять, что Никита больше не будет ничего бояться.

Отец и сын решили постелить в избе новый пол. Так началась и “новая” жизнь Никиты. Он с радостью тру­дился, выпрямляя гвоздики, в которых тоже видел маленьких человечков, которые теперь были добры­ми, потому что Никита их “сам трудом сработал”.

В конце рассказа Никита произнес главную мысль: “Давай все трудом работать, и все живые будут”. Доб­рое сердце и трудолюбие – вот чем восхищается Пла­тонов в своем произведении.

Глоссарий:

  • сочинение по рассказу платонова никита
  • сочинение на тему характер Никиты в рассказе Андрея платоновича Платонова пятый класс
  • платонов никита главная мысль

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/tema-truda-v-rasskaze-platonova-nikita/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector