Анализ произведения шолохова жеребенок

Рецензия на рассказ М. Шолохова «Жеребёнок» — Сочинение по произведению М. А. Шолохова «Жеребёнок»

В последние годы история России подвергается переосмыслению и, прежде всего это коснулось событий революции и гражданской войны. Нет уже у людей былого восхищения подвигами красной армии, резкого неприятия белого движения.

Но ещё тогда, в те далёкие 20-е годы, многие писатели стремились объективно показать происходящее, заставить читателя задуматься, переносили акцент с классового на общечеловеческое. Среди таких авторов – М. Булгаков с его романами: «Бег» и «Белая гвардия» и, конечно, М.

Шолохов с его «Донскими рассказами» и «Тихим Доном». На мой взгляд, эти рассказы не оставят равнодушным того, кто интересуется историей России, кого беспокоит проблема войны и мира, кого волнует тема борьбы добра со злом.

Обратите внимание

В «Донских рассказах» Шолохов показывает преступность гражданской войны 1918 года, её губительные, разрушительные последствия, как для России, для «тихого дона», так и для человека.

На первом месте в рассказах стоят не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный, общечеловеческий смысл трагедии. За годы войны и красные, и белые проходят процесс расчеловечивания. Все христианские и общечеловеческие ценности забываются ими. А, ведь, обратный процесс — вочеловечивания идёт гораздо труднее.

По мнению некоторых критиков, лучшие рассказы донского цикла, такие как «Жеребёнок» и «Чужая кровь» представляют собой вариации на библейские темы.

Шолохов, как бы интуитивно, исходит из признания того, что душа человека «- по природе христианка», как писал Б. л. Августин. Рассказ называется предельно просто, но за этим простым названием кроется большой смысл.

Ведь, именно жеребёнок пробудил, пусть на короткое время, человеческое. Он заставил задуматься воюющих о будущем, о смысле происходящего.

Он стал символом мирной жизни, символом всего мирного, светлого, которому нет места на войне. И читая рассказ, невольно приходишь к мысли, что его герои устали от крови, войны. Машина уничтожения должна быть остановлена самим человеком, способным откликаться на вечные заповеди. Доброта, материнская любовь, сострадание — должны быть сильнее войны!

Недаром, рассказ начинается с описания рождения живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного. Первое чувство, которое испытывает новорожденный жеребёнок-ужас.

Крохотный огонёк жизни сопротивляется безумию войны. Но материнская любовь оказывается сильнее ужаса войны.

« Рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и незбывную сладость материнской ласки».

Важно

Материнская любовь сильнее разрушения и смерти, под её влиянием в человеке появляется человеческое. Первой мыслю Трофимова было убить жеребёнка, а в конце рассказа он жертвует собой, спасая его. Делая свой выбор Трофимов знал, наверняка, что белоказаки не пощадят его.

Но он отдал всё–таки свою жизнь за «меньшого брата». Так, на мой взгляд, Шолохов показывает, как человеческая душа противится жестокости. Здесь велика роль художественной детали.

Вспомним, как эскадронный, чьи пальцы привыкли сжимать револьвер, неуклюже плетёт половник для вареников.

Автор показывает сопротивление своих героев злу войны, через возврат к трудовым, исконно крестьянским занятиям. Эскадронный решает пощадить жеребёнка: «Ведь, на нём после войны можно будет пахать». И весь рассказ-это спор войны и мира. Жеребёнок мешает бою, он пробуждает жалость, а ведь этого на войне не полагается.

Люди отвлекаются на него — «а хвост, как у лисы…Замечательный хвост!» Но, к сожалению, жеребёнок не может примирить враждующие стороны. Казачий офицер, будто сочувствующий жеребёнку, приказал не стрелять в Трофимова, и никто приказа не нарушил.

Так новая классовая мораль отступает перед моралью традиционной. Казачий офицер, на время стал просто человеком. Крик жеребёнка, попавшего в беду, заставил противников на время забыть, что они враги.

Малыш спасён, но его спаситель убит выстрелом в спину, подло, по предательски. Этот неожиданный финал показывает на сколько автор далёк от иллюзий скорого разрешения проблемы между красными и белыми. И самый лучший выход из создавшегося положения был подвиг самопожертвования. Этой мысли подчинены все художественные средства рассказа.

Всё что связано с жеребёнком и его матерью окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость», «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой», «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк».

Совет

Напротив всё связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул», «вонючий град картечи», и т. д. Не маловажную роль в рассказе играет и пейзаж. Он как бы подчёркивает противоестественность для человеческой природы всего происходящего.

Здесь Шолохов сумел найти удивительно точные эпитеты, метафоры, сравнения: « Луг, на котором розовеет роса — истоптан сапогами, изрыт окопами, и напоминает заплаканное, измятое горем лицо девушки.

Показывая красоту природы, автор подчёркивает незащищенность этого мира: «Вода кучерявится завитушками», «зелёные гривистые волны с наскока поталкивают меловые глыбы». Рассказ будто наполнен звуками войны, они как бы создают фон и настроение.

А на фоне этих звуков жеребёнок впервые ощутил полноту жизни и незбывную сладость материнской ласки.

Правдивость происходящему придаёт и речь героев — просторечная. Она будто переносит нас в атмосферу донской станицы и всё это благодаря разговорным и просторечным оборотам: « Опышка её душит», «навродь цыганев», «не могёт быть».

Со времени написания рассказа прошло не мало лет, но рассказ не утратил своей актуальности. Шолохов оценил гражданскую войну, как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей.

И в этом состоит не только правда, жизни, но и предупреждение, пророчество на будущее.

В этом, наверное, и есть ценность рассказов М. Шолохова.

Источник: http://sochbox.com/recenziya-na-rasskaz-m-sholoxova-quot-zherebyonok-quot-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-a-sholoxova-zherebyonok/

М. Шолохов,

Искусство и развлечения 18 апреля 2015

Война – одно из самых страшных событий, какие только могут происходить в жизни людей. Она обладает огромной разрушительной силой, заставляющей забыть о гуманности и нравственности.

Но человек тем и отличается от животных, что его душа по природе своей – «христианка» (определение Б. Августина). Постоянным напоминанием об этом является рассказ Шолохова «Жеребенок», написанный в 1926 году.

В центре внимания писателя оказывается военное противостояние красных и белых, во время которого свершается величайшее таинство мира – рождение нового существа.

Михаил Шолохов, «Жеребенок»: краткое содержание рассказа

Небольшое по объему произведение показывает, в каком сложном взаимоотношении находились две противоположные стороны жизни на Дону: война с несущими смерть выстрелами и необъяснимой жестокостью и мир с материнской любовью и способностью сострадать. Контрастны и разные части рассказа. В начале его читатель становится свидетелем того, как рождается новая жизнь, а в финале – как просто погибает человек от настигшей его пули.

Видео по теме

Появление жеребенка

Рассказ начинается с описания летнего дня. Вполне будничная картина с жужжащими у навозной кучи мухами, звенящими в палисаднике пчелами и кричащим петухом дополняется градом картечи от взрывов, раздающимися вдалеке пулеметными очередями и стоном лежащего в хате раненного. В таких условиях у рыжей кобылицы появился на свет жеребенок.

Первое чувство, которое он испытал, — ужас. И только после того, как мать облизала его, и он уткнулся в ее теплое вымя, пришло ощущение полноты жизни. Само его появление было как будто не к месту – к такой мысли подводит читателя Михаил Шолохов. Жеребенок ассоциируется с радостью и счастьем, а вокруг только кровь и страдания.

Растерянность хозяина

Вышедший из хаты Трофим оглядывал свою лошадь. Она была худой, уставшей, но глаза излучали горделивую радость, а верхняя губа, казалось, улыбалась. Рядом с ней, похожий на игрушечного коня, покачивался на тонких ножках жеребенок. Мужчина оказался перед сложным выбором: как быть? Убить – сам собой напрашивался ответ… Ведь на войне ему не место – в бою мешать будет.

Судьба решена

Вскоре Трофим, словно оправдываясь, сбивчиво рассказывал командиру, как странно вела себя в последнее время его кобыла. Эскадронный был непреклонен: «Пристрелить». Так категорично, впрочем, как и полагалось на войне, принимается решение о судьбе только родившегося существа – отмечает Михаил Шолохов.

Жеребенок должен был дожить лишь до рассвета, поскольку рано утром Трофим направился к конюшне с винтовкой. По дороге он поздоровался с мирно сидящим на крыльце эскадронным – тот пытался сплести половник для вареников. На вопрос командира: «Идешь жеребенка ликвидировать?» ничего не ответил и, махнув рукой, пошел дальше.

Минута, две – но выстрела так и не последовало. Вскоре из-за угла конюшни появился Трофим. Он был смущен – пишет Шолохов. Жеребенок – краткое содержание последовавшего между эскадронным и Трофимом разговора сводилось к тому, что винтовка неисправна – остался жить. «Кончится война – на нем еще… пахать», — рассудил командир.

Взглянешь на него – «сердце из камня превращается в мочалку»

Прошло около месяца. Как-то в бою Трофим все не мог заставить свою кобылу идти вперед. Она закусывала удила, вертелась на месте и все ждала резвящегося жеребенка.

В какой-то момент озлобленный мужчина спрыгнул с лошади, вскинул винтовку и выпустил в бесновавшегося чертенка целую обойму. Однако они все пролетели мимо: то ли промахнулся, то ли рука дрогнула.

«Дурашливо взбрыкнул ногами», сделал еще круг и остановился неподалеку – так непосредственно ведет себя в это время, как отмечает Шолохов, жеребенок.

Краткое содержание состоявшейся в ту же ночь беседы между Трофимом и командиром помогают передать фразы эскадронного: «Жеребца… сничтожь. Гляну на него, и … рубить не могу… Вид у него домашний.., а хвост, как у лисы… Замечательный..!»

Переправа

Вскоре казаки заняли самые удобные позиции на реке и начали обстрел. Отряду пришлось переправляться через Дон вплавь.

Трофим поручил свою кобылу взводному, а сам в лодке перевозил седла. Когда отряд вслед за эскадронным вошел в воду, он стал глазами выискивать свою рыжую. Неподалеку от матери с трудом плыл ослабевший – это становится понятно из описания, которое дает Шолохов – жеребенок.

Краткое содержание того, что произошло дальше, таково. До Трофима донеслось жалобное ржанье. Он сначала выстрелил – «Убью!» — а затем, забыв об опасности, отправился на помощь. В это время казак-офицер, наблюдавший с правого берега, приказал не стрелять.

На какое-то время наступила тишина.

А чуть позже, уже на левом берегу, произошла трагедия. Выбравшаяся из воды кобыла облизывала своего детеныша, а уставший Трофим поднялся на ноги и – успел сделать всего два шага. Он вдруг почувствовал горячий укол в грудь и упал неподалеку от спасенного им жеребенка. На противоположной же стороне офицер равнодушно отбросил еще дымившуюся гильзу.

Общечеловеческое значение произведения

Анализ рассказа Шолохова «Жеребенок» подводит к чрезвычайно важным выводам. Это произведение с теплым названием показывает, как в условиях войны человек забывает о важных нравственных заповедях. Его душа грубеет, а сердце становится каменным.

И вдруг в такой момент появляется крохотное, беззащитное существо, которое пробуждает мысли о доме, о добре, о любви, о радости мирной, спокойной жизни.

Так произошло и с Трофимом, и с эскадронным командиром, и с белогвардейским офицером, которые пусть недолго, но все же сопротивляются злу, с которым столкнулись на войне.

Однако одиночный выстрел в финале символичен. Он лишил будущего того, кто только что подарил его другому. Это доказывает, что подобное примирение мнимо, поскольку ни одна из враждующих сторон никогда не согласится сделать первый шаг к прекращению бойни. И смерть Трофима – это часть общечеловеческой трагедии: вернуться к христианским заповедям намного сложнее, чем забыть их.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/128219/

Краткое содержание Шолохов Жеребёнок

Во время Гражданской войны самым обычным летним днем у кобылицы одного из солдат рождается жеребенок. Среди войны, где каждый день погибают десятки и сотни людей, таинство рождения кажется чем-то чудесным, но и в то же время странным. По законам военного времени жеребенка нужно убить для того, чтобы кобылица не отвлекалась на него во время боя, пытаясь защитить, так это очень опасно.

Трофиму, хозяину лошади, приходится рассказать своему командиру о том, что у нее родился жеребенок и тот бескомпромиссно отдает ему приказ убить его. На следующий день с рассветом, тот отправляется исполнить его, в его руке ружье, однако, он так и не смог этого сделать. Сославшись на неисправность оружия, он дарит жеребенку шанс на жизнь.

Как и пророчили сначала, во время одного из боев, Трофиму никак не удавалось сладить со своей кобылой. Она сопротивлялась, не хотела идти вперед, так как ждала своего жеребенка боясь потерять его из виду. Спустя какое-то время мужчина разозлился, ведь он, даже зная, что так будет сохранил жизнь маленькому жеребенку, а в итоге попал ужасную ситуацию.

Обратите внимание

Он стал в него стрелять, однако, каким-то чудом тот остался жив, и ни одна пуля не угодила в него. В чем была причина его промахов в тот день, он ответить не мог. Вечером Трофиму пришлось оправдываться перед командиром, он говорил, что не может убить жеребенка. Слишком у него беззащитный и домашний вид. И в этот раз жеребенка снова оставили в живых.

Читайте также:  Анализ сказки маршака кошкин дом

Когда начался обстрел, и отряду пришлось переправляться через Дон, Трофим отдал свою кобылу взводному, а сам плыл на лодке позади. Во время переправы жеребенок стал тонуть, издавая очень жалобные звуки, кобылица, же пытаясь его, спасти наклонялась к нему и скидывала с себя наездника.

Первым порывом Трофима было убить жеребенка и он даже выстрелил в него, однако, после этого он несмотря ни на что кинулся его спасать. Даже казаки по приказу своего офицера перестали в тот момент стрелять и Трофим смог благополучно выбраться на берег со спасенным от смерти жеребенком.

Как только он поставил его и кобылица принялась облизывать своего детеныша, раздался выстрел и пуля казака угодила прямо в сердце Трофиму, оборвав его жизнь.

Этот рассказ показывает нам, что во время войны в людях все равно остается человечность, они умеют сострадать и быть милосердными, однако, несмотря на это каждый борется за свои идеалы и делает то, что считает правильным со своей стороны.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Повесть о Шемякином суде«Повесть о Шемякином суде» — древнерусское литературное произведение народного творчества. Повесть изложена в сказочно-сатирической форме. В ней рассказывается о бесчестном и нерадивом судье Шемяке
  • Краткое содержание Шоу Нищий, ворРоман начинается с приезда американского журналиста и его жены в Антиб, где они собирались отдохнуть. Здесь его заинтересовала статья в журнале о погибшем при невыясненных обстоятельствах американце
  • Краткое содержание Эпоса о ГильгамешеВ древние времена когда-то существовало в Месопотамии царство Урук, которым правил молодой воитель Гильгамеш.
  • Краткое содержание Солоухин Черные доскиВ произведении «Чёрные доски», написанном советским писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, что во время Советской власти огульно уничтожали бесценные иконы, а некоторые самоотверженные люди спасали их.
  • Краткое содержание Скребицкий Четыре художникаОсень-художник выбрала для себя очень необычные и светлые краски, отправившись с ними к природе. Она начала рисовать свое произведение.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/zherebyonok-kratko

Рассказ М.А. Шолохова «Жеребенок» на уроке внеклассного чтения

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребенок»

Кутняхова Н.А., к.п.н.,

учитель литературы МБОУ СОШ № 100

г. Ростов-на-Дону

Для урока внеклассного чтения рассказ М.А. Шолохова «Жеребенок» привлекателен эстетической ценностью, глубиной нравственной проблематики, художественным потенциалом текста для аналитической работы. Анализ можно сопроводить просмотром короткометражного фильма режиссера В. Фетина «Жеребенок» (1959 г.), фрагментов фильма режиссера Е.Ланской «Рожденный свободным» (США, 2005г.).

Начало рассказа – описание появления на свет жеребенка: «Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери. Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле. Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка — рыжую Трофимову кобылицу — вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче.» Первое, что почувствовал жеребенок «тут, на земле» — это ужас. Жеребенок не успел узнать, что такое влажные капли настоящего дождя, но уже «изведал» смертельный, разящий, «вонючий» град картечи, окропивший землю «среди белого дня возле навозной кучи». Первое, что он увидел «нежный комочек … шрапнельного разрыва», первое, что услышал – цокающий стук картечи по черепичной крыше конюшни. Очеловечивание чувств жеребенка, его ощущений подчеркивается образом материнства рыжей Трофимой кобылицы: «выбрался из мамашиной утробы», «под ноги матери», «мать жеребенка».

Несвоевременность рождения новой жизни среди крови и смерти подчеркивается использованием сочетания противоположных по значению слов: «нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва», «жизнерадостный строчащий стук» пулемета.

Важно

Оксюморон усиливает впечатление, в первую очередь, человеческой трагедии (бой, перестрелка, стоны раненых) на фоне естественной природной гармонии: жужжание мух, пение петуха, звон пчел над качающимися маками.

«Мокренькое тельце» жеребенка беззащитно перед жестокостью принявшего его мира, даже мать, привалившаяся «вспотевшим боком к спасительной куче» навоза не может его защитить сейчас от испытываемого ужаса.

Противопоставление мира природы и мира человека и одновременно их взаимопроникновение, неразрывность в одном времени и пространстве, намеченное в первом абзаце рассказа, становится более контрастным и неразделимым одновременно в дальнейшем повествовании: «В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на шелковистом багрянце мака звенели пчелы. За станицей в лугу пулемет доканчивал ленту, и под его жизнерадостный строчащий стук, в промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами, рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки». Знойная тишина не абсолютна, она насыщенна не только обычными звуками мирной жизни, но и криками, стонами, ругательствами. Тем отчетливей, острее воспринимается тишина на фоне почти замолчавшего пулемета, детали мирной жизни переплетаются с реалиями военного существования.

Торжественная окраска слов «высокого стиля»: «в последовавшей», «по причине», «под сенью», «знойная тишина», «шелковистый багрянец» подчеркивает одновременно и чудо рождения жеребенка, и трагичность его появления среди смерти и ужаса. И если не понятна, то вполне объяснима «горькая обида» Трофима: «Значит, ожеребилась? Нашла время, нечего сказать.»

Образ стригунка-несмышленыша приобретает в рассказе символическое значение. Человеческая душа противится жестокости: первая мысль Трофима – убить, но рука, пять лет не ласкавшая детей, не поднимается «жеребенка ликвидировать».

И эскадронный командир, понимающий несвоевременность появления «жеребчика»: «в разгар гражданской войны и вдруг подобное распутство…», разрешает пощадить жеребенка, который вызывает в нем тоску по дому, воспоминания о трудовых, исконно крестьянских занятиях: «пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное – плели фасонистый половник для вареников».

Все, что связано с жеребёнком и его матерью, окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость», «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой», «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк». Связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул», «вонючий град картечи», «кряхтенье раненого пулеметчика».

Проблематика рассказа затрагивает вопросы нравственного самоопределения человека: самопожертвование, главенствование общечеловеческих ценностей, милосердия. Среди смерти, войны и братоубийственных сражений жеребенок пробудил в людях то истинно человеческое, что хранили в глубине своей души и Трофим, и эскадронный комиссар, и белый офицер.

Но сочувствие, душевные переживания не меняют Трофима, в горячке боя Трофим несколько раз стреляет в «рыжего чертенка»: «Как-то, через месяц, под станицей Усть-Хоперской эскадрон Трофима ввязался в бой с казачьей сотней. «…» На полпути Трофим безнадежно отстал от своего взвода. Ни плеть, ни удила, до крови раздиравшие губы, не могли понудить кобылу идти наметом.

Совет

Высоко задирая голову, хрипло ржала она и топталась на одном месте до тех пор, пока жеребенок, разлопушив хвост, не догнал ее. Трофим прыгнул с седла, пихнул в ножны шашку и с перекошенным злобой лицом рванул с плеча винтовку. «…» Трофим … схватил на мушку выточенную голову жеребенка.

Рука ли дрогнула сгоряча, или виною промаха была еще какая-нибудь причина, но после выстрела жеребенок дурашливо взбрыкнул ногами, тоненько заржал и…стал поодаль.

Обойму не простых патронов, а бронебойных — с красномедными носами — выпустил Трофим в рыжего чертенка и, убедившись в том, что бронебойные пули (случайно попавшие из подсумка под руку) не причинили ни вреда, ни смерти потомку рыжей кобылы, вскочил на нее и, чудовищно ругаясь, трюпком поехал туда, где бородатые краснорожие староверы теснили эскадронного с тремя красноармейцами, прижимая их к яру».

В эпизоде переправы унесенного течением, попавшего в коловерть жеребенка Трофим готов застрелить: «Убью! — выдохнул Трофим и потянул за ремень винтовку…Жеребенок ржал все реже, глуше и тоньше был короткий режущий крик. И крик этот до холодного ужаса был похож на крик ребенка. Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил, целясь ниже головки, засосанной коловертью…».

Жеребенок не меняет людей, не делает их жалостливее или слабее, товарищи Трофима, красноармейцы, могут, когда надо, быть разумно жестокими: «В полдень переправа началась. «…» Левая пристяжная, не видавшая воды, испугалась, когда на средине Дона комяга круто повернула против течения…

— Стреляй!..- заревел эскадронный, комкая плеть. Трофим увидел, как наводчик повис на шее пристяжной, сунул ей в ухо наган. Детской хлопушкой стукнул выстрел, коренник и правая пристяжная плотней прижались друг к дружке. Пулеметчики, опасаясь за комягу, придавили убитую лошадь к задку тачанки. Передние ноги ее медленно согнулись, голова повисла…».

Не меняет «потомок рыжей кобылы» и его «замечательный… как у лисы хвост» и белого офицера, изможденного изнурительными боями, «в изорванной парусиновой рубахе», приостановившего стрельбу в то время, когда Трофим «волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка».

По-человечески поняв желание Трофима спасти жеребенка, чей «крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки…», «до холодного ужаса был похож на крик ребенка», офицер, тем не менее, выстрелил в своего врага, убил и «равнодушно двинул затвором карабина».

Жеребенок позволяет героям рассказа не забыть, что они все-таки люди, но война не дает об этом помнить постоянно.

Обратите внимание

Доминирующая художественная антитеза рассказа «человечность – бесчеловечность» (Трифон – эскадронный – офицер).

Через призму антитезы можно проследить по тексту основной мотив рассказа, раскрывающийся в отношении героев к жеребенку, к тому, что жестокая логика войны требует его «сничтожить», а то человеческое, что еще хранят в душе люди, что «сердце из камня обращается в мочалку», не позволяет.

От «рыжего чертенка» веет домашним, родным и дорогим, веет тем, что защищают и Трофим, и эскадронный, и другие бойцы отряда, и даже белый офицер. Через взаимоотношения персонажей, осложненные суровыми законами войны, передано идейно-нравственное содержание рассказа, «гуманизм непривычного масштаба».

Обсуждение с учащимися доминирующей художественной антитезы рассказа «человечность – бесчеловечность» отталкивается от осознания мысли о том, что шолоховский «свирепый реализм» (Э.

Гринвуд) – не просто повествование о событиях, происходящих на Дону в определенный исторический момент, но и трагедия каждого человека, трагедия всего донского казачества, всего народа России, пережившего страшные годы братоубийственной гражданской войны.

Это важно учитывать и педагогу при построении системы вопросов, ведущих учащихся от понимания содержания к пониманию нравственной проблематики рассказа. Вопросы, ориентированные на обсуждение композиции, сюжета и системы персонажей произведения, традиционны:

— Какие основные события рассказа можно выделить в рассказе?

— Какие из эпизодов можно назвать ключевыми?

— Какие особенности кульминационного момента вы можете отметить?

— Охарактеризуйте основных персонажей рассказа. Каковы их взаимоотношения?

— Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»?

— Почему эскадронный жалеет жеребенка?

— Что сближает героев рассказа? Каковы особенности создания их портретов? и др.

Вопросы, рассчитанные на понимание проблематики рассказа, связаны, в первую очередь, с анализом авторской позиции и нравственных проблем:

— Проанализируйте с точки зрения использованных языковых средств первый абзац рассказа. С какой целью автор их использует?

— Обратите внимание на авторские комментарии, сопутствующие описанию основных событий рассказа. Какова их роль?

— Какие чувства своих героев старается передать нам автор?

— Какие ключевые слова вы можете отметить в рассказе? Какова их роль?

— При помощи каких художественных приемов автор передает чувства Трофима по отношению к новорожденному жеребенку?

— Как соотносятся внутренние переживания персонажей с их внешними поступками?

— Какие художественные средства использует автор, чтобы передать внутренний мир своих героев?

— В какой исторический период происходят события, изображенные в рассказе?

— Какова главная мысль рассказа? При помощи каких художественных средств она раскрывается?

Читайте также:  Анализ рассказа белогрудка астафьева

— Каков смысл названия рассказа?

— Какие художественные средства передают главную антитезу произведения человечность-бесчеловечность, мир-война, жизнь-смерть, созидание-разрушение?

— Какие вечные проблемы затрагивает произведение?

В основе рассказа почти языческая связь человека с землей и со всем живущим на земле.

Важно

Вопреки жестокой логике войны появился на свет «жеребенок на тонких пушистых ножках», который своим домашним видом напоминает воюющим о мирном быте, о семье.

Вопреки жестокой логике войны, на которой гибнут Трофим, «щербатый старовер», «в прах изрубленный москлявенький казачок», казаки и красноармейцы, жеребенок остается цел и невредим: «не стоптали поганца в атаке, промеж ног крутился…».

Хрупкость, незащищенность жеребенка, его радость миру и жизни подчеркнуты не только контрастными сценами военного быта, но и утонченными пейзажными зарисовками рассказа, раскрывающими незащищенность, хрупкость всего мира: луг, на котором розовеет роса, «истоптанный сапогами, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки», «вода кучерявится завитушками», «зелёные гривастые волны с наскока подталкивают меловые глыбы». Пейзаж одухотворен, соотнесен с человеком, с течением жизни, то оттеняя несовершенство человеческой жизни, то гармонически сливаясь с душевным миром человека: «эскадрон похож был на ватагу диких гусей, рассыпанную выстрелами охотников»; «против старого монастыря Дон, притиснутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью…Если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и миролюбивей, и не начали оттуда обстрела предгорья, эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря».

Рассказ пронизывает мысль о тяжелом, мучительно взаимосвязанном противоречии всепоглощающей силы жизни, гармонии естественного, природного и насильственном уничтожении жизни, дисгармонии, вносимой в природу человеческими поступками, о противоречии внутреннего стремления человека к жизни в гармонии с природой и силой жестоких обстоятельств окружающего мира.

Литература:

  1. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. //Пособие для учителя.- СПб: Фирма «Глагол», 2000 г.

  2. Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира М.А.Шолохова//Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. – № 2.

  3. Палиевский П. Мировое значение М.Шолохова // Литература и теория. –

М., 1979.

  1. Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к

миропониманию. – М.: ИМЛИ РАН, 2005.

  1. Творчество М.А. Шолохова в школьном изучении: кн. Для учителя/ Под ред. Ю.А. Дворяшина. Сургут, 2003 г.

  2. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д, Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. – М., 2003.

  3. Шолохов М.А. Собрание сочинений.- М., 1985-1986.

9

Источник: https://multiurok.ru/files/rasskaz-m-a-sholokhova-zhieriebienok-na-urokie-vni.html

Презентация «Рассказ М.А. Шолохова «Жеребёнок»»

Слайд 1

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Жеребёнок» Презентацию подготовил ученик 11 класса МОУ « Кушалинская СОШ» Ремнёв Михаил

Слайд 2

«Жеребёнок» входит в цикл «Донские рассказы» М.А.Шолохова, написанный во второй половине двадцатых годов.

Сам автор родился, вырос и провёл большую часть своей жизни на Дону, был свидетелем и непосредственным участником тех событий гражданской войны, которую он описал в своих произведениях.

Когда читаешь рассказ, становится страшно и жутко от количества описанных в нём ужасов. Ужас- это первое впечатление жеребёнка на земле, перед его глазами предстают бой, выстрелы, убийства. Ужас это и то чувство, которое испытал каждый из воюющих

Слайд 3

Сюжет рассказа характерен для того времени, которое было очень жестоким. Но, в отличие от большинства других произведений Шолохова, здесь отсутствует типичное противостояние красных и белых, точнее сказать, оно не совсем ярко выражено , невольно приходишь к мысли, что его герои устали от крови, войны.

Машина уничтожения должна быть остановлена самим человеком, способным откликаться на вечные заповеди. Доброта, материнская любовь, сострадание — должны быть сильнее войны! Недаром, рассказ начинается с описания рождения живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного. Первое чувство, которое испытывает новорожденный жеребёнок-ужас.

Крохотный огонёк жизни сопротивляется безумию войны. Но материнская любовь оказывается сильнее ужаса войны. « Рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки» .

Материнская любовь сильнее разрушения и смерти, под её влиянием в человеке появляется человеческое. Первой мыслю Трофимова было убить жеребёнка, а в конце рассказа он жертвует собой, спасая его. Делая свой выбор Трофим знал наверняка, что белоказаки не пощадят его. Но он отдал всё–таки свою жизнь за «меньшого брата» .

Совет

Так, на мой взгляд, Шолохов показывает, как человеческая душа противится жестокости. Здесь велика роль художественной детали. Вспомним, как эскадронный, чьи пальцы привыкли сжимать револьвер, неуклюже плетёт половник для вареников. Автор показывает сопротивление своих героев злу войны, через возврат к трудовым, исконно крестьянским занятиям.

Эскадронный решает пощадить жеребёнка: «Ведь на нём после войны можно будет пахать» . И весь рассказ-это спор войны и мира. Жеребёнок мешает бою, он пробуждает жалость, а ведь этого на войне не полагается. Люди отвлекаются на него — «а хвост, как у лисы… Замечательный хвост! » Но, к сожалению, жеребёнок не может примирить враждующие стороны.

Казачий офицер, будто сочувствующий жеребёнку, приказал не стрелять в Трофима, и никто приказа не нарушил. Так новая классовая мораль отступает перед моралью традиционной. Казачий офицер, на время стал просто человеком. Крик жеребёнка, попавшего в беду, заставил противников на время забыть, что они враги.

Малыш спасён, но его спаситель убит выстрелом в спину, подло, по- предательски. Этот неожиданный финал показывает насколько автор далёк от иллюзий скорого разрешения проблемы между красными и белыми. И самый лучший выход из создавшегося положения был подвиг самопожертвования

Слайд 4

Этой мысли подчинены все художественные средства рассказа. Всё, что связано с жеребёнком и его матерью, окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость» , «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой» , «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк» .

Напротив всё связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул» , «вонючий град картечи» и т. д. Немаловажную роль в рассказе играет и пейзаж. Он как бы подчёркивает противоестественность для человеческой природы всего происходящего.

Здесь Шолохов сумел найти удивительно точные эпитеты, метафоры, сравнения: « Луг, на котором розовеет роса — истоптан сапогами, изрыт окопами, и напоминает заплаканное, измятое горем лицо девушки. Показывая красоту природы, автор подчёркивает незащищенность этого мира: «Вода кучерявится завитушками» , «зелёные гривистые волны с наскока подталкивают меловые глыбы» .

Рассказ будто наполнен звуками войны, они как бы создают фон и настроение. А на фоне этих звуков жеребёнок впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки. Правдивость происходящему придаёт и речь героев — просторечная.

Слайд 5

Обратите внимание

Через антитезу человечность – бесчеловечность можно проследить по тексту основной мотив рассказа, раскрывающийся на отношении героев к жеребенку, к тому, что жестокая логика войны требует его « сничтожить », а то человеческое, что еще хранят в душе люди, – не позволяет, потому что слишком домашним, родным и дорогим веет от «рыжего чертенка», тем, что и защищают сейчас и Трофим, и эскадронный, и другие бойцы отряда, потому и «сердце из камня обращается в мочалку». Анализ мотива возможно построить на основе внешней композиции , проследив его через выражение авторской позиции во всех четырех частях . Со времени написания рассказа прошло немало лет, но рассказ не утратил своей актуальности. Шолохов оценил гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей. И в этом состоит не только правда жизни, но и предупреждение, пророчество на будущее. В этом, наверное, и есть ценность рассказов М.Шолохова.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/03/31/prezentatsiya-rasskaz-ma-sholokhova-zherebyonok

Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Жеребенок / Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века

  Скачать сочинение

    Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.

    Истории героев в этих рассказах показывают всю несовместимость страшной разрушительной силы войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой.     Двадцатый век чреват такими катаклизмами, которые нарушили музыку народной жизни.

    В смертельной схватке гражданской войны столкнулись в предельно-острой классовой борьбе люди, живущие в одной стране, в одном селе, нередко родные по крови. Все отчетливее намечалась тема насилия в братоубийственной войне, где брат убивал брата, сын — отца лишь за то, что их взгляды расходились по идейным убеждениям.

Родные люди, прожившие бок о бок десятилетия, деля друг с другом последний кусок хлеба, зверски убивали друг друга, уничтожая веками сложившийся уклад жизни.     Гражданская война заставляла каждого выбирать, на чьей ты стороне, другого выбора она не оставляла.     Особенно остро тема насилия между родными, кровными людьми показана у И.

Бабеля в “Конармии” в новелле “Письмо”. В этом произведении сын пишет матери письмо, где описывает свою жизнь в Красной Армии, как ему приходится и голодно, и холодно “каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и без всякой одежды, так что дюже холодно”.

Дальше Василий Курдюков описывает матери про отца, как он убивал их сына Федора Тимофеевича, не понимая какое горе может пережить женщина, читая про то, как “папаша начали Федю резать, говоря – шкура, красная собака, сукин сын”. Дальше парень описывает как, теперь уже другой его брат Сенька “стали папашу плетить” и убивать.

    Вот где трагизм жестокой беспощадной войны, родные, самые близкие люди уничтожали друг друга “А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады.

Важно

А теперь, папаша, мы будем вас кончать…”     Одновременно с темой насилия писатели 20 века показывали в своих произведениях и романтические сюжеты, где они прославляли народные (общечеловеческие) ценности. Мы можем это проследить по рассказам М.Шолохова “Жеребенок” в “Донских рассказах”. В этом произведении маленький жеребенок, только что появившийся на свет, будит в людях, закаменелых смертельными боями, человеческие качества “сердце из камня превращается в мочалку…”, “гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу”.

    Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те шолоховские идеалы, по которым, как по камертону, должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека.

16800 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Жеребенок / Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века

Смотрите также по произведению «Жеребенок»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00076901184864179512/woid/00998331203168937389/

Рассказа М. Шолохова

Рассказа М. Шолохова — страница №1/1

Цели:

раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа М. Шолохова «Жеребенок»

развивать умение пересказывать текст выборочно, подробно, сжато

воспитывать чувство гуманизма

Оборудование:

портрет М. Шолохова

выставка книг писателя

иллюстрации к рассказу

Словарная работа:

сюжет

рассказ

гуманизм

1.Оргмомент. Сообщение целей. Вступительное слово.

Мы с вами недавно прочитали рассказ И.С. Тургенева «Муму». Наверное, нет ни одного человека, который бы не помнил трагического содержания этого произведения.

Перед каждым читателем вставал вопрос: « Почему Герасим не утопил Муму?» обращаясь к тексту произведения, мы находим строки, показывающие силу любви Герасима к собачке: «Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком, как ухаживает Герасим за своей питомицей.»

И вот встреча с новым рассказом. Снова вопросы, еще труднее: «Почему Трофим не убил жеребенка?»

Прежде чем отвечать на этот вопрос, обратимся к времени написания рассказа.

Сообщение ученика. Рассказ «Жеребенок» входит в сборник «Донские рассказы». Это ранние произведения нашего земляка М.А. Шолохова. рассказы выходили сборниками. Первый назывался «Донские рассказы», второй – «Лазоревая степь». А затем автор объединил их в один сборник (1931 г.) «Лазоревая степь. Донские рассказы».

«Лазоревая» значит светло-синяя. Настраивает на что-то спокойное, мирное, мечтательное.

Ранние рассказы – это увиденное, услышанное, пережитое автором. Иметь к 18 годам такое обилие фактического материала о гражданской войне – редкость даже для писателя.

Слово учителя. Писатель А. Серафимович, тоже наш земляк, уже в 1826 году определил значение «Донских рассказов»: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды».

Читайте также:  Анализ эпизода смерти базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение

«Донские рассказы» действительно появились в литературе как степной цветок.

Чувствовался особый взгляд писателя на героев, на глубинное население великой страны, живущее в станицах и хуторах, среди лазоревых степей, где колосится жито, расстилается зеленеющий простор, тянутся изъезженные и исхоженные полевые дороги и тропы.

Совет

Шолоховский крестьянин кряжист и жизнестоек. Немало бед выпадает на его долю. Автор провел своих героев через испытания огнем и пролитой кровью, взял такие сюжеты, которые с предельной напряженностью передают весь драматизм борьбы.

Беседа по вопросам (определение уровня эмоционального восприятия произведения)

– Какие рассказы М. Шолохова вы читали? («Нахаленок»)

– Кто их герои?

– Какие чувства вызывает рассказ «Жеребенок»?

– Расскажите, что значит конь для казака. (Ответ заранее подготовленного ученика. Иллюстрации картин с изображением донских казаков).

Учитель. Рассказ интересен, изумителен по художественному оформлению. Давайте рассмотрим его поподробнее. – Коротко изложите сюжет произведения. (красноармеец Трофим, кавалерист, погибает во время боев, на переправе через реку, спасая жеребенка)

Итак, действие рассказа происходит во время гражданской войны. А теперь обратимся к началу произведения. О чем первые его строки?

– Совсем мирная сцена – рождение жеребенка. «Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы…

– Что видит и слышит новорожденный?

– «Шранельный разрыв», воющий гул, который кинул его «мокренькое тельце под ноги матери».

– Какие чувства испытывал жеребенок?

– Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле.

– Как Шолохов «очеловечивает мир животного, жеребенка с помощью языковых средств: мамашина утроба, мокренькое тельце, ноги матери, мать жеребенка…

Учитель. Таким образом, автор передал радость появления на свет живого существа даже во время войны.

Уже в самом начале рассказа слышим противоречие между всепоглощающей силой жизни и насильственным уничтожением ее, мысль о дисгармонии, неустроенности жизни.

Групповая работа.

1в.Находят в тексте примеры, иллюстрирующие военные события– «вонючий град картечей», «строчащий стук пулемета» и т.д. 2в.Примеры предложений, словосочетаний, иллюстрирующих, любовь к жизни – короткое ржание кобылы, «В последовавшей затем знатной тишине отчетливей зажужжали мухи…»

Учитель. Обратите внимание на приподнятость тона, даже торжественность, которая достигается словами: «в последовавшей», «по причине», «под сенью». Писателю необходим здесь высокий стиль, чтоб выразить мысль о всесильной тяге земных существ к жизни: «Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненного пулеметчика. Изредка он вскрикивал, резким осиплым голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами».

«В палисаднике на шелковистом багрянце мака запели пчелы… В промежутке между первым и вторым орудийным выстрелами рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни, неизбывную сладость материнской ласки».

Здесь ничего не требуется домысливать. Автор сталкивает две стихии – войну и мир.

Учитель. Перечитайте монолог Трофима в конюшне. (Чтение монолога)

– Какие чувства испытывал он? (радость, но он укоряет свою лошадь)

– Почему Трофим сразу не исполнил приказ эскадронного – «пристрелить жеребенка»? (Жаль жеребенка. «Жеребенок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конек»)

Чтение по ролям эпизода «У конюшни»

– Почему Трофим снова не убил жеребенка? (Не смог, а сказал эскадронному, что боек испортился)

– Почему эскадронный не принимает решительных мер? (Ему тоже жаль жеребенка: «пущай при матке живет… Кончится война – на нем еще того… пахать».

Учитель. Видите ребята, Шолохов разглядел в этом немногословном человеке человечность, душу. Он привязан к земле, к труду. Ребята, а найдите эпизод в рассказе, где Трофим от отчаяния хотел убить жеребенка. Почему? ( – жеребенок мешал другим, отставал, панику в бою наводил, – «вид у него такой домашний, а на войне подобное не полагается…»)

– Какой самый трагичный эпизод в рассказе? (Смерть жеребенка)

Выразительное чтение эпизода (1 уч-ся).

– Ребята вам жаль Трофима?

– Какими словами заканчивается рассказ? (На пике в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».)

– Какие герои противопоставлены в финале произведения? (Равнодушные убийцы на правом берегу и добрый человек Трофим – на другом)

Вывод: Борьба за жизнь и холодное истребление всего живого в центре рассказа М. Шолохова.

Итоги. Д/з.

«Почему Трофим

не убил жеребенка?»

(мини-сочинение)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9

г. Гуково

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: Война и мир в рассказе М. Шолохова «Жеребенок»

Учитель

русского языка и

литературы

Колесниченко С.В.

Источник: http://davaiknam.ru/text/rasskaza-m-sholohova

Пример сочинения ЕГЭ по тексту М.А. Шолохова «Жеребёнок»

Views: 6969

Среди белого дня боевая лошадь красноармейца Трофима родила жеребёнка.

За станицей в лугу пулемёт доканчивал ленту, и под его жизнерадостный строчащий звук, в промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами, рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот впервые ощутил полноту жизни и незабываемую сладость материнской ласки.

     Когда второй снаряд  упал где-то  за  гумном,  из  хаты,  хлопнув дверью, вышел Трофим и  направился  к  конюшне.

     — Та-а-ак… Значит,  ожеребилась?  Нашла  время,  нечего  сказать. –  В последней фразе сквозила горькая обида.

Жеребенок стоял на тонких пушистых  ножках, как игрушечный деревянный конек.

    «Убить его?» – подумал Трофим.

Утром он вышел из хаты с винтовкой. Солнце  еще  не  всходило. На траве розовела роса. Луг,  истоптанный  сапогами  пехоты,  изрытый  окопами, напоминал заплаканное, измятое  горем  лицо  девушки.

  Около  полевой  кухни возились кашевары. На крыльце сидел эскадронный.

Обратите внимание

Пальцы, привыкшие  к  бодрящему  холодку  револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное – плели половник для вареников.

     Эскадронный смел с колен обрезки хвороста, спросил:

     — Идешь жеребенка ликвидировать?

     Трофим молча махнул рукой и прошел в конюшню.

     Эскадронный, склонив  голову, ждал  выстрела. Прошла минута, другая – выстрела  не последовало. 

Так и остался жеребёнок при эскадроне.

Как-то, через  месяц, под станицей  Усть-Хопёрской  эскадрон Трофима ввязался  в  бой  с  казачьей  сотней. На полпути Трофим безнадежно отстал от своего  взвода.  Ни  плеть,  ни  удила,  до крови раздиравшие губы, не могли понудить  кобылу  идти  в бой вместе со всеми.

  Высоко  задирая голову, хрипло ржала она и топталась  на  одном  месте до тех пор, пока жеребенок не догнал  ее.  Трофим прыгнул  с седла, пихнул в ножны шашку и с перекошенным злобой  лицом рванул с плеча винтовку и схватил на мушку выточенную голову жеребенка.

Рука ли дрогнула сгоряча, или виною промаха была еще какая-нибудь причина, но после выстрела жеребенок дурашливо взбрыкнул ногами, тоненько заржал и, выбрасывая из-под копыт седые комочки  пыли,  описал  круг и стал поодаль…

В  эту  ночь эскадрон ночевал в степи возле неглубокого буерака. Перед рассветом подошел к Трофиму эскадронный, в потемках присел рядом и, поглядывая на меркнувшие звезды, сказал:

— Жеребца своего уничтожь! Наводит панику в бою… Гляну на него, и рука дрожит… рубить не могу.

А все через то, что вид у него домашний, а на войне подобное не полагается… Сердце из камня обращается  в  мочалку…  И между прочим, не стоптали поганца в атаке, промеж ног крутился…- Помолчав, он мечтательно улыбнулся, но Трофим не видел этой улыбки. — Понимаешь, Трофим, хвост у него, ну, то есть… положит на спину, взбрыкивает, а хвост,  как у лисы… Замечательный хвост!..

На следующий день была переправа через Дон. Рядом с лошадьми, держась за гривы, подвязав к винтовкам одежду и подсумки, плыли красноармейцы.    

Важно

Напрягая зрение,  Трофим увидал и жеребенка. Плыл он толчками, то высоко выбрасываясь из воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри.

Ветер, плеснувшийся над Доном, донес  до  Трофима  тонкое, как нитка паутины, призывное ржанье: и-и-и-го-го-го!..

Крик над водой полоснул Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять  лет  войны  сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы — и, ухватив весло, направил  лодку  против  течения,  туда,  где  в  коловерти  кружился обессилевший жеребенок

Жеребенок ржал все реже и глуше.  И крик его до холодного ужаса был похож на крик ребенка.

На правом берегу офицер в парусиновой рубахе гаркнул:

 — Пре-кра-тить стрельбу!..

Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил  его под живот, захлебываясь, судорожно икая, двинулся к левому берегу. С правого берега не стукнул ни один выстрел.

Последнее чудовищное усилие — и ноги Трофима скребут землю. Волоком вытянул на песок  маленькое тельце жеребенка.

Качаясь, встал Трофим на ноги, прошел два шага по песку и, подпрыгнув, упал на бок. Словно горячий укол пронизал  грудь; падая, услышал выстрел. Одинокий выстрел в спипу — с правого  берега.

На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе  равнодушно  двинул   затвором  карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу, а на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие  детей, улыбались и пенились кровью.

(По М.А. Шолохову)

Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984) – советский писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1965) «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время».

Совет

Жизнь животного. Стоит ли она жизни человека? Именно эту проблему поднимает М.А. Шолохов в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над этим вопросом, автор текста приводит пример из жизни красноармейца Трофима, который не смог заставить себя убить новорождённого жеребёнка, несмотря на то, что в условиях войны детёныш будет обузой. Автор с нескрываемым волнением говорит о том, как Трофим бросился в реку спасать жеребёнка и поплатился за это жизнью – его пристрелил вражеский офицер.

Писатель прямо не выражает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что М.А. Шолохов убеждён: жизнь животного не меньшая ценность, чем жизнь человека.

В целом доводы автора исходного текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласна с тем, что ценность жизни животного равна ценности человеческой жизни. Ведь это означало бы, что животных нельзя убивать, но дело в том, что иногда людям необходимо идти на убийство зверя.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ М.А. Шолохова «Алёшкино сердце». В этом произведении показана деревня, на которую обрушился голод. Бедные жители её выглядели ужасно, они ели всё – даже кору деревьев. А мясо было для них мечтой.

Когда Алёшка, один из главных героев произведения, нашёл мёртвого жеребёнка, он очень обрадовался и по частям принёс его домой. Это говорит о том, что в деревне вообще было очень мало животных – многие были съедены. Если бы люди отказались от убийства животных, то намного больше бы жителей умерло от голода.

Таким образом, жизнь человека для нас, людей, намного важнее жизни животного.

С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года длилась блокада Ленинграда. Запасы пищи в городе очень быстро закончились, и наступил страшный голод. От голодной смерти умирали многие, и трупы валялись везде: на улицах, на лестницах, в подъездах… И люди проходили мимо них с безразличием, и убирать трупы было некому. Обстановка была ужасающей.

В городе были съедены все, абсолютно все животные. Но разве был у людей иной выход? Если бы они не съели животных, больше бы людей и намного быстрее умерло бы от голода. Кто бы тогда защищал Ленинград? Скорее всего, город бы просто пал, немцы уничтожили бы его.

Обратите внимание

Следовательно, нет ничего аморального в том, чтобы убивать животных для употребления их в пищу.

В заключение важно отметить: я очень не люблю, когда живых существ мучают бесцельно или с целью обогатиться и подпитать тщеславие. Но я уверена, что в убийстве животных для получения еды нет ничего безнравственного.

Когда ваши дети умирают от голода, вы будете размышлять о том, убивать животное или нет? Жизнь животного, как и любого другого существа, является ценностью, но, выбирая между спасением человека и спасением зверя, мы, безусловно, должны выбирать первое.

А согласны ли Вы с точкой зрения автора?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-m-a-sholo/

Ссылка на основную публикацию