Анализ произведения тургенева касьян с красивой мечи

Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.  

Повествование в произведении осуществляется от имени рассказчика,

Главным героем рассказа представляется обыкновенный человек по имени Касьян, изображенный в образе правдоискателя, выселенный из родных мест, называемых Красивой Мечью, в связи с выкупом помещиком его земельного надела. Герой считает данный поступок барина нарушением божьих законов, не признавая установленные русские законы о собственности.

Касьяин описывается в рассказе в образе пятидесятилетнего старика, отличающегося маленьким ростом, сморщенным лицом, на котором виднеются едва заметные странные глазки. Местный народ именует Касьяна Блохой, поскольку мужчина проявляет неповторимую проворность, ловкость движений, а маленький рост напоминает о его отношении к карликам.

Обратите внимание

Рассказчик знакомится с Касьяном волею случая, обратившись к нему в связи с поломкой телеги, на которой передвигался совместно с кучером.

Узнав о цели прибытия рассказчика, Касьян неодобрительно отзывается о его увлечении охотой, поскольку считает убийство диких животных и птиц ради собственного удовольствия нехорошим делом и ужасным грехом, при этом бой домашних животных он допускает, так как бог определяет их специально для человеческого существования. 

Рассказчик характеризует Касьяна как грамотного, бессемейного человека, речь которого отличается торжественностью и странностью, не похожими на обычный мужицкий язык. Герой занимается траволечением, за что народ порой его кличет лекарем, то Касьяну категорически не нравится. 

После выселения из Красивой Мечи Касьян посещает многие русские города, пройдя пешком много километров, и понимает, что в крестьянской жизни отсутствует справедливость.

В жизни Касьяна существует человек, о котором старик любовно и нежно заботится, в виде Аннушки, девочки подросткового возраста, являющейся полной сиротой. Аннушка характеризуется как худенькая, маленькая и стройненькая девчушка,  черты которой напоминают внешность Касьяна с острым лицом и лукавым взглядом. Однако она не является его дочерью, а старик называет ее сродственницей. 

Касьян описывается рассказчиком как крестьянин, безумно любящий окружающую природу, в которой он находит для себя жизненную энергию и надежду на лучшую свободную жизнь. Мечты героя не исчерпываются желанием жить на богатой, плодородной земле, он хочет чувствовать вокруг себя красоту привольных лугов, лесов, полей и рек, открывающих безбрежность русских далей.

Смысловая нагрузка рассказа «Касьян с Красивой Мечи» заключается в изображении обычного представителя крестьян, умеющего боготворить и преклоняться перед любым природным проявлением, знающего птичий язык, сливающего собственное существование с жизнью родной русской природы.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/analiz-rasskaza-kasyan-s-krasivoj-mechi

Анализ произведения Тургенева Касьян с Красивой мечи

Произведения Тургенева отличаются от произведений остальных авторов тем, что Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев, и проецируя их образность на своего читателя, что, конечно же, привлекало множество людей к оценке его творчества. Одним из таких произведений является “Касьян с Красивой мечи”.

Произведение начинает свой рассказ с описания главного героя. Главный герой произведения – человек, который живёт отчужденно от общества, считая его самой главной причиной своих бед в это мире.

Так как главный герой человек весьма отстранённый, то он привык в основном не прислушиваться к обществу, но прислушиваться к природе, ведь он довольно прозаичная личность, которая так или иначе романтизирует окружающую его действительность, придавая ей всё более литературный окрас, на чём и акцентирует внимание Тургенев так ярко и живо описывая образ данного персонажа.

Важно

Также в произведение присутствуют темы, над которыми даёт поразмышлять нам Тургенев. Он говорит о смысле человеческой жизни, её конечности, и, конечно же, о её цели. Тургенев так глубоко и продуманно ставит вопрос, что читатель попросту не может не присоединиться к размышлениям автора.

Также через пейзажи произведения и любования природой главного героя автор показывает нам, что необходимого хоть иногда поднимать глаза от своих проблем на окружающую действительность, ведь, как правило, всё не так уж и плохо вокруг вас.

Потому произведение отчасти носит даже мотивационный характер, создавая в читателя ясное представление того, что ему далее необходимо делать, и на что он способен в своей жизни.

Всеми этими размышлениями и постановками вопроса автор создаёт истинную картину произведения, давая читателю понять, что же именно он пытался сказать своим произведением, и что, конечно же, у него получилось.

Именно поэтому произведение Тургенева “Касьян с Красивой Мечи” имеет, казалось бы, такой неприглядный сюжет, но такой огромный смысл для всего литературного сообщества.

Данное произведение просто заставляет человека задуматься над многими насущными вопросами, которые всё-таки так или иначе задевают его в его бытовой жизни, давая ему возможность быть человеком разума, а не эмоций. Я считаю, что именно это пытался сказать Тургенев в своём произведении “Касьян с Красивой Мечи”.

← Анализ произведения Бежин луг ← Анализ произведения Отцы и дети↑ ТургеневАнализ произведения Муму → Анализ рассказа Малиновая вода →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/analiz-proizvedeniya-kasyan-s-krasivoj-mechi

Мифологичность мышления героя в рассказе И.С.Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» Воронеж

«Записки охотника» И.С.Тургенева отразили не только социальное положение русского крестьянства 40-50-х годов XIX века, но и духовную жизнь крестьян, в которой огромную роль играют различные поверья. И.С.

Тургенев в рассказах «Бежин луг» и «Касьян с Красивой Мечи» воплотил тип мифологического мышления, для которого характерна синкретичность, целостность восприятия мира во всех его проявлениях, постоянное ощущение взаимосвязи человека и природы.

Фольклорно-мифологические мотивы являются ведущими в следующем после «Бежина луга» рассказе «Касьян с Красивой Мечи». Во-первых, эти два рассказа соотносятся прежде всего тематически. В монологе Касьяна вновь возникает образ счастливой страны. Во-вторых, в образе главного героя И.С.

Тургенев воплотил один из народных типов, тип крестьянина-мечтателя с поэтическим складом ума. В рассказе «Бежин луг» к этому же типу можно отнести Костю. Особо подчеркнем, что в образе Касьяна соединились два во многом противоречивых начала: христианское и языческое.

Своими речами Касьян напоминает ветхозаветного пророка и в то же время герой мыслит мифологическими образами.

Фольклорно-мифологические мотивы в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» помогают оценить те или иные человеческие поступки с точки зрения народной мудрости, носителем которой является главный герой рассказа.

Необходимо обратить внимание на имя героя. У русских людей это имя ассоциировалось с именем преподобного Касьяна Римлянина, днем которого считалось 29 февраля. Касьянов день бывает только в високосном году.

На Руси високосный год всегда считался опасным, ему приписывались несчастья и беды: будто и скот падает, и деревья засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся. Поэтому в народе сложилось представление о Касьяне как символе беды. В некоторых местах он даже не считался святым и не признавался русским. Само имя Касьян слыло как позорное.

Совет

Существовало поверье о том, что «Касьяну подчинены все ветры, он держит их на двадцати цепях за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и скотину мор» [1, с.150].

Когда И.С.

Тургенев рисует в начале рассказа портрет Касьяна, то кажется, что это имя действительно соответствует герою: «Вообразите себе карлика лет пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке. Все его тело было чрезвычайно тщедушно и худо, и решительно нельзя передать словами, до чего был необыкновенен и странен его взгляд» [2, с.84]. Автор не раз будет останавливать свое внимание на «тяжелом взгляде» Касьяна, который вполне отвечает тем представлениям, которые существовали в народе. Глаз Касьяна считался очень опасным, советовали даже не выходить в Касьянов день из избы, чтобы не случилось несчастья: «Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут» [2, с.83]. То, что Касьяна чтят один раз в четыре года, крестьяне объясняли согласно легенде, в которой говориться, что Касьян помог мужику вытащить воз, боясь испачкать райские одежды. Господь бог повелел служить за это Касьяну молебны через три года, в то время как Николаю Угоднику будут служить молебны два раза в год за то, что он помог крестьянину в беде.

Можно предположить, что И.С.Тургенев знал эту легенду, так как в рассказе он описывает похожую ситуацию. Когда рассказчик возвращался с охоты, у колеса в телеге сломалась ось. Кучер решил добраться до ближайших выселок, а потом что-нибудь придумать: «Въезжая в эти выселки мы не встретили ни одной живой души, даже куриц не было видно на улице, даже собак» [2, с.

80]. Постепенно нарастает чувство беспокойства, тревоги, которое усиливается еще и тем, что по дороге в выселки охотники увидели похоронную процессию, а это, как известно, считается в народе очень плохой приметой. Таинственность происходящего напоминает начало рассказа «Бежин луг», когда заблудившийся охотник не может дать логического объяснения своим блужданиям.

В странных выселках среди безмолвия нашелся лишь один человек Касьян. По мнению исследователей, важным оказывается тот факт, что рассказчик встречает Касьяна не в его избе, хотя она рядом, а на самой середине ярко освещенного двора: «Это своего рода подобие знойных пустынь, в которые удалились от неправедного мира библейские пророки».

Чувствуя свое нравственное превосходство, Касьян, не смущаясь того, что перед ним барин, читает ему проповедь:

«- А вы кто такие? Охотники, что ли? — спросил он, окинув меня с ног до головы.

— Охотники.

— Пташек небесных стреляете небось?… Зверей лесных?… И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать невинную?»

Касьян отказывается помогать барину, даже деньги не могут соблазнить его. Однако после недолгого раздумья он соглашается проводить охотника до рощицы. Отношение к тургеневскому Касьяну так же, как к святому, неоднозначно со стороны крестьян. Кучер Ерофей предупреждает барина, что Касьян может завести не туда, не стоит доверять ему.

В то же время Ерофей называет Касьяна юродивым, а, как известно, русский народ снисходительно, даже благожелательно относился к этой группе людей. По словам Н.Бердяева, это характерно именно для русской религиозности [3, с. 81]. Такой необыкновенный человек, как Касьян, конечно же, вызвал пристальное внимание охотника.

Обратите внимание

Рассказчик подробно описывает поведение «странного старика» во время охоты: «Он ходил необыкновенно проворно и словно все припрыгивал на ходу, беспрестанно нагибался, срывал какие-то травки, бормотал себе что-то под нос и все поглядывал на меня и на мою собаку, да таким пытливым взглядом» [2, с.81]. В лесу Касьян ведет себя спокойно и уверенно.

Он предпочитает «разговаривать» с жителями леса, а не со своими спутниками. Своими повадками Касьян напоминает лешего: он разговаривает с птицами и они слушают его (возможно поэтому охотник потерял так много времени, прежде чем смог убить птицу). В конце рассказа Касьян признается: «Барин, а барин, ведь я виноват перед тобой, ведь это я тебе дичь-то всю отвел» [2, с.84].

Все же один раз охотнику повезло: он убил коростеля. Необходимо обратить внимание на то, как ведет себя Касьян. П.Г.Пустовойт в своих работах отмечает, что И.С.Тургенев использует «принцип тайной психологии»: «…писатель никогда не изображает весь психический процесс, он задерживает внимание читателей лишь на внешних формах его проявления.

Тургенев не говорит прямо о чувствах и переживаниях героев, не прибегает к монологам, а дает представление об этом при помощи жестов, многозначительных пауз, романтического пейзажа» [4, с.17].

Можно лишь догадываться о том, что чувствует Касьян после того, как охотник выстрелил: «Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шевельнулся, пока я не зарядил ружье и не поднял коростеля.

Когда же я отправился дальше, он подошел к месту, где упала убитая птица, нагнулся у траве, на которую брызнуло несколько капель крови, покачал головой, пугливо взглянул на меня» [2, с.79].

Реакция Касьяна на выстрел напоминает поведение испугавшегося ребенка, который от страха закрывает глаза. Касьян не может видеть, как на его глазах совершается грех.

Изображая человека, И.С.Тургенев прибегает к описанию природы. Природа помогает раскрыть переживания героев, их настроение и чувства.

Читайте также:  Сочинение сказки салтыкова-щедрина 7, 10 класс

Рассказчик рисует картину прекрасного жаркого летнего дня и передает нам свое чувство восхищения величием природы: «Вы не двигаетесь — вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно и тихо становится на сердце.

Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу…» [там же, с.79].

Важно

В тот момент, когда охотник наслаждается красотой природы, Касьян, словно прочитав его мысли, решился заговорить.

Этот «странный» крепостной мужик старается устыдить барина, доказать ему, что нельзя убивать «птицу Божию»: «Кровь — святое дело кровь! Кровь солнышка божия не видит, кровь от свету прячется… великий грех показать свету, великий грех и страх. Ох, великий!» [там же, с.80].

В Ветхом Завете, в книге «Бытие», господь, обращаясь к Ною, сказал: «Все движущееся, что живет, будет отдано вам в пищу, как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою, с кровию ее не ешьте». Касьян проповедует именно эту заповедь.

Он заставляет задумываться над своими поступками по отношению к природе. Для людей то, о чем говорит Касьян, «странная речь»: «Бог его знает, то молчит как пень, то вдруг заговорит, — а что заговорит, бог его знает. Разве это манер? Это не манер. Несообразный он человек» [там же, с.85].

Касьян говорит словно по наитию. Речь его чем-то напоминает речь пророков: «Слова его лились свободно, он не искал их, он говорил с таким одушевлением и кроткой важностию, изредка закрывая глаза этот язык, обдуманно-торжественный и странный… я не слыхал ничего подобного» [там же, с.80].

«Странный мужичок» побывал во многих городах, видел разные земли.

Есть у него мечта: побывать в тех странах, где живет «птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблоки растут золотые на серебряных ветках, и живет всяк человек в довольстве и справедливости» [2, с.82].

В речи Касьяна не случайно возникает образ птицы Гамаюн, так как эта «птица вещая». Упоминание о ней часто встречается в духовных стихах. Живет Гамаюн в раю и, если кричит она, пророчит счастье.

Нужно отметить, что мечта Касьяна о сказочных странах трактуется исследователями по-разному. Ю.В.Лебедев пишет: «В устах Касьяна получает окончательное оформление легенда о далеких землях, мечта народа о братстве и социальной гармонии» [5].

Совет

Немецкий ученый Клуге и Н.П.Бродский считают, что в Касьяне изображен представитель секты бегунов-странников. Члены этой секты отвергали наличие государственных и общественных институтов (в том числе и необходимость труда), они убегали от них.

Такая точка зрения кажется не вполне правомерной, так как, во-первых, Касьян не убегал, а уходил с согласия своего барина. Во-вторых, Касьян признает общественные порядки: «При старом барине мы все жили на своих прежних местах, а вот опека переселила.

Старый барин у нас был кроткая душа, смиренник, — ему

небесное! Ну, опека, конечно, справедливо рассудила; видно, уж так пришлось» [2, с.82].

Безусловно, легенда о теплых странах имеет социальный аспект, так как подобного рода легенды отражали мечту народа о более легких условиях существования. Однако странствования Касьяна объясняются прежде всего его внутренними духовными потребностями. Поэтому более близкой нам точкой зрения П.Г.

Пустовойта, который считает, что Касьян это тип народного правдоискателя: «Касьян вернее всего может быть назван одним из издавна существующих на Руси правдоискателей, личностный характер которых определялся их нравственной пытливостью и внутренней независимостью» [4, с.44]. Касьян бродит по свету в поисках правды, но не столько социальной, сколько нравственной.

Для него главным является то, что «справедливости нет в человеке».

Касьян не только странствует, но и врачует, что еще более выделяет его из среды обыкновенных крестьян. В деревне любой человек, который обладал какими-либо знаниями и тем самым выделялся из среды заурядных людей, назывался знахарем или лекарем.

Часто люди подозревали их в сношениях с нечистой силой, но в отличие от колдунов, знахари и лекари не продают ей душу: С.В.Максимов пишет: «На обвинения знахарей деревенский люд не скупился.

Ночью знахарям нельзя было зажечь огонь в избе или продержать его дольше других без того, чтобы соседи не подумали, что он готовит зелье, а нечистый дух ему помогает» [6, с.152]. Обычно знахарями становились старые люди, вдовы, престарелые девицы, холостяки. Так, в рассказе И.С.

Обратите внимание

Тургенева Касьян не признается в том, что Аннушка его дочка. Не признается, потому что сам находится в положении подозреваемого и подвергать такой же участи свою дочь не хочет. Знахарей и лекарей боялись и уважали, так как они обладали огромным количеством знаний.

Ведь к ним обращались в самых крайних случаях, когда крестьянин уже пользовался различными домашними средствами и установить причину болезни оказалось непросто. Поэтому и не смог Касьян спасти Мартына-плотника: «Поздно узнал».

Только одаренные знаниями и нравственно чистые люди могут стать лекарями: «Знахаря (в отличие от колдуна) не надо разыскивать по кабакам, не придется выслушивать его грубости, смотреть как он ломается, вымогает плату, угрожает и пугает своим медвежьим взглядом и посулом несчастий впереди» [6, с. 147]. Касьяну, как большинству истинных лекарей, свойственна скромность и даже в некоторой мере самоуничижение: «Лекаркой меня называют… Какая я лекарка! … И кто может лечить? Это все от бога. А есть …есть травы, цветы есть и слова такие… а кто верует-спасется…» [2, с.81].

Образ Касьяна И.С.Тургенев создает с помощью фольклорно-мифологических мотивов. В этом образе отразился характерный для русского народа тип мышления, в котором соединились элементы христианского и языческого мировосприятия.

Как известно, христианская мифология -мифология совершенно иного типа, нежели языческая. Языческая мифология представляет собой безличный круговорот космических циклов и выбор между приятием или неприятием его в принципе невозможен.

В центре внимания христианской мифологии стоит проблема личностного выбора.

Как было сказано выше, Касьян напоминает своими речами и поведением ветхозаветного пророка. В то же время ему свойственно языческое мировосприятие, которое очеловечивает окружающую природу.

Достаточно вспомнить строки, описывающие поведение Касьяна в лесу, когда герой разговаривает с птицами и травами. Касьян мыслит мифологическими образами, в его речи возникает образ вещей птицы Гамаюн.

К языческим мотивам можно также отнести представление крестьян о Касьяне как о лекаре-знахаре, а соответственно и о связи его со сверхъестественной силой. Так, в образе Касьяна органично переплетаются элементы христианского и языческого мировосприятия.

Важно

Охарактеризовать их соотношение в мировоззрении Касьяна сложно: они неразделимы и составляют единое целое. Фольклорно-мифологические мотивы в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» служит средством создания образа личности крестьянина в ее духовном развитии.

Литература:

1. Власова М.Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. — СПб., 1995.

2. Тургенев И.С. Записки охотника. — М., 1985.

3. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: судьба России. — М., 1997.

4. Пустовойт П.Г. Тургенев — художник слова. — М., 1987.

5. Лебедев Ю.В. «Бежин луг» в контексте «Записок охотника» // Литература в школе. — 1985. — 1985. — №5. — С.2-11.

6. Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. -Смоленск, 1995.

Пархоменко Е. (ВГУ)

Источник: http://vantit.ru/popular-culture-and-the-problems-of-its-study/435-

Рассказ И. С. Тургенева «Касьян с Красивой мечи». Краткое содержание и анализ произведения

Сборник И. С. Тургенева «Записки охотника» называют жемчужиной мировой литературы. Как справедливо заметил А. Н. Бенуа: «Это в своем роде, печальная, но глубоко волнующая и полная энциклопедия о русской жизни, русской земле, русском человеке». Особенно явно это просматривается в рассказе Касьяна с Красивой Мечи: «Взойдешь на холм, — и река-то, и луга, и лес. Далече видно, далече».

Анализ произведения

Рассказ «Касьян с Красивой Мечи», с кратким содержанием которого мы познакомимся в этой статье, был написан в 1851 году. В нем автор освещает еще одну сторону жизни народа – правдоискательство, характерное для того времени. Крепостной строй не смог подавить в крестьянине чувство патриотизма и любви к родине.

Касьян, исходивший пол России восхищается красотой русской земли: бывал он в «Синбирске – славном граде», ходил в «Москву – золотую маковку». Приходилось ему бывать и на «Оке-кормилице», и на «Цне-голубке» и на «Волге-матушке». Многие «крестьяне в лаптях» бродят по миру и «правоты ищут».

И свой рассказ, полный любви к родной земле, Касьян заканчивает словами, что «нет справедливости в человеке».

Патриотическое чувство главного героя сливается с жалостью к «добрым хрестьянам», закрепощенным барами. И представляет Касьян места свободные, где «живет птица Гамаюн», листья там зимой «с дерев» не сыплются, а человек живет «в довольстве и справедливости».

Когда он рассказывает охотнику о своих мечтах, речь его становится «обдуманно-торжественно». Как показывает анализ и содержание «Касьяна с Красивой Мечи, Тургенев сделал «правдоискательство» основной темой произведения.

Таким образом, он показал антикрепостническое настроение героев, так как в полный голос об этом говорить нельзя было.

Но правдоискательство народа неразрывно связано с социальной несправедливостью.

Совет

Касьян, которого переселили с Родной Красивой Мечи по той причине, что барин там выкупил землю, отвергает право собственности на землю, считая, что это нарушает божьи законы.

Поэтому он и отнесся с недоверием к охотнику, барину, одетому в «немецкое платье» и молчал всю дорогу. И, конечно, не остается незамеченной любовь Касьяна к природе, она принимает какой-то возвышенный, религиозный характер.

Особенности повествования

Наряду с идейным содержанием, «Записки охотника» имеют еще одну особенность, — образ охотника – рассказчика, от лица которого ведется повествование.

Он не посторонний наблюдатель событий, а их участник, который не скрывает своего отношения к героям и никогда не остается безучастным к их поведению, чем и делится с читателем, как бы вовлекая его в происходящие события.

Автор не называет читателю его имени. Приступая к краткому содержанию «Касьян с Красивой Мечи», назовем его условно «рассказчик».

Печальное шествие

Возвращаясь с охоты летним облачным днем, рассказчик дремал в тряской тележке. Но тут внимание его привлекли беспокойные движения кучера, — он задергал вожжами и стал покрикивать на лошадей.

Оглядевшись, рассказчик увидал на узкой тропинке, которая пересекала их дорогу, похоронную процессию.

В телеге ехали священник и дьячок, за телегой несли гроб четыре мужика, за ними шли две женщины и та, что помоложе, однообразно и безнадежно голосила.

Кучер погнал лошадей, чтобы опередить процессию, встретить покойника на дороге – плохая примета. Но не отъехали и ста шагов, как телега накренилась. Кучер, махнув рукой, сказал, что сломалась ось.

Пока он прилаживал колесо, чтобы доехать до Юдиных выселок, печальное шествие поравнялась с ними. Безмолвно проводив их взглядом, кучер сказал: «Мартына-плотника хоронят».

Приладив колесо, он предложил рассказчику сесть в телегу, чтобы потихоньку добраться до выселок. Но тот, отказавшись, пошел пешком.

Юдины выселки

Продолжаем краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи». Шесть покосившихся избушек на выселках были поставлены, очевидно, недавно, так как не все были обнесены плетнем. На улице — ни души.

В первой избе рассказчик никого не обнаружил, кроме кошки, и отправился во второй дом. Во дворе, на самом припеке, лежал мальчик. Неподалеку, под навесом, стояла худая лошаденка. Он подошел к спящему ребенку, и стал его будить.

Тот поднял голову и, увидев барина, сразу вскочил на ноги, спрашивая: «Что надо?».

Изумленный его наружностью, рассказчик не сразу ответил на вопрос. Перед ним стоял карлик лет пятидесяти со сморщенным лицом, едва заметными глазками, взгляд которых был так же странен, как и их обладатель. Придя в себя, он объяснил карлику, что им нужно достать новую ось.

Странный старичок, узнав, что он охотник, на удивление молодым голосом, сказал, что пташек стрелять нехорошо. Оси у него нет, но можно сходить за ней на ссечки (на вырубку). Нехотя встав, старик вышел на улицу.

Кучер, завидев старика, сообщил, что Мартын-плотник умер, и поинтересовался, отчего же он, Касьян, его не вылечил? Кучер запряг Касьянову лошадку, и они отправились в путь.

Касьян

Краткое содержание произведения «Касьян с Красивой Мечи» рассказчик продолжает описанием их с Касьяном поездки на ссечку. Лошадка, на удивление, бежала скоро. Да и Касьян шагал проворно, оправдывая свое прозвище Блоха.

Читайте также:  Сочинения по творчеству фета

Доехав до ссечек, им удалось у приказчиков раздобыть ось. Рассказчик знал, что на вырубках частенько водятся тетерева, и отправился поохотиться. Касьян, молчавший всю дорогу, вдруг напросился идти с барином.

По пути он срывал какие-то травки, и странным взглядом поглядывал на своего попутчика, который забыв про охоту, смотрел все больше на Касьяна. Тот перекликался с птицами, а они, совершенно не боясь карлика, кружили над ним.

Обратите внимание

Не найдя ни какой дичи, охотники отправились на соседние вырубки. Завидев коростеля, рассказчик выстрелил, а Касьян прикрыв глаза ладонью, шептал: «Грех это, грех».

Нестерпимая жара загнала их в рощу. Так как Касьян собеседником был никаким и по-прежнему молчал, рассказчик прилег отдохнуть под дерево. К его удивлению, старик первым заговорил, объясняя, что лесную птицу грех убивать, домашняя — другое дело, она Богом определена для человека.

Речь Касьяна звучало торжественно и странно, не по-мужицки. Он рассказал, что ловит соловьев для удовольствия человеческого, не продает, а отдает. Касьян был грамотным, но бессемейным. Переселили их сюда с Красивой Мечи. Очень тосковал по родным краям.

Иногда лечит людей травами, за это его называют лекарем, с чем он категорически не согласен. Мартына ему спасти не удалось, потому как обратились они к Касьяну слишком поздно, — плотник был уже не жилец. Побывал старик во многих городах, и другие крестьяне по миру ходят, правды ищут.

«Справедливости нет в человеке», — подытожил он и тихонько запел.

Аннушка

Продолжим краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» встречей с Аннушкой. Касьян вздрогнул и стал пристально всматриваться в чащу. Рассказчик оглянулся и увидел маленькую девчушку в синем сарафане с плетеным кузовком в руках. Старик ласково подозвал ее.

Когда она подошла ближе, стало видно, что лет ей 13 – 14. Просто она была худенькой, маленькой, стройной и очень похожей на Касьяна: те же ловкие движения, острые черты и лукавый взгляд. На вопрос, не его ли это дочь, Касьян небрежно ответил, что сродственница.

При этом во всем облике его читалась любовь и нежность.

Рассказ Ерофея

Завершает краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи» возвращение охотников. Охота не удалась, и они повернули на выселки. Дорогою Касьян сказал, что это он отвел дичь. Убедить его в том, что это невозможно, рассказчику не удалось.

На выселках его ждал Ерофей, недовольный тем, что ему не удалось раздобыть что-нибудь съестное. Аннушки в избе не было, но кузовок с грибами стоял. Кучер приладил новую ось, и они выехали с выселок. Дорогой Ерофей ему рассказал, что знает Касьяна давно.

Чудной он человек, с дядьями своими работал, потом стал дома жить, но не сиделось ему – «уж точно блоха». То молчит как сыч, то вдруг заговорит невесть о чем. Но поет очень хорошо. Аннушка его — сирота, и матери ее никто не знает.

Но девушка хорошая растет, Касьян в ней души не чает, того и гляди – грамоте учить вздумает. Дорогою Ерофей несколько раз останавливался, чтобы облить водой разгоряченную ось. Уже затемно они вернулись домой.

Вывод

Что нужно отметить, прочитав краткое содержание «Касьяна с Красивой Мечи»? Тургенев показал, через образ Касьяна, что крестьянину свойственна любовь к природе, в ней он черпает свои силы, она дарит ему мечты о лучшей жизни и свободе.

Касьян слился с ней настолько, что и в лесу-то ведет себя, как в родном доме: то «срывал какие-то травки», то «перекликался» с птицами. Это обуславливает в таких людях необыкновенную силу духа, которой лишен человек, выпавший из природы. Поэтому и глубокие эстетические чувства Касьяна неотделимы от вольнолюбивых идеалов.

Он мечтает о привольных местах, где была бы не только плодородная земля, но луга, леса, поля и реки. Как на Красивой Мечи — чтобы открывались взору безбрежные дали.

Источник: https://autogear.ru/article/366/796/rasskaz-i-s-turgeneva-kasyan-s-krasivoy-mechi-kratkoe-soderjanie-i-analiz-proizvedeniya/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Автор возвращается в телеге с охоты. Путь пересекает траурный поезд: священник и мужики с обнаженными головами несут гроб. В народе считается, что встретить на дороге покойника дурная примета. Через некоторое время возница останавливается, сообщает автору, что у их телеги сломалась ось, и добавляет, что по сопровождающим гроб бабам узнал, кого хоронят (Мартына-плотника).

На сломанной оси автор и возница кое-как добираются до Юдиных выселок, состоящих из шести маленьких низеньких избушек. В двух избах не обнаруживается никого, наконец, во дворе третьего дома автор натыкается на человека, спящего на припеке.

Важно

Разбудив его, он обнаруживает, что это «карлик лет пятидесяти, маленький, с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми густыми черными волосами». Карлик был чрезвычайно худым и тщедушным.

Автор спрашивает, где можно достать новую ось, карлик в ответ интересуется, уж не охотники ли они.

Получив утвердительный ответ, карлик говорит: «Пташек небесных стреляете, небось? Да зверей лесных? И не грех вам божьих пташек убивать, кровь проливать неповинную?» Автор удивляется, но, тем не менее, повторяет свою просьбу.

Старик отказывается, говорит, что никого нет, что помочь некому, а сам он устал, так как ездил в город. Автор предлагает заплатить, старик от платы отказывается. Наконец карлик соглашается отвести путников на вырубки, где, по его словам, можно найти хорошую дубовую ось.

Возница, увидев карлика, здоровается с ним, называя Касьяном, и сообщает о встреченной по дороге траурной процессии, упрекает Касьяна, что он не вылечил Мартына-плотника (Касьян лекарь).

Касьян провожает автора и возницу до вырубки, затем спрашивает автора, куда тот направляется, и, узнав, что на охоту, просится с ним.

По дороге автор наблюдает за Касьяном. Касьян ходит необыкновенно проворно и подпрыгивает на ходу, не случайно односельчане прозвали его «блоха».

Касьян пересвистывается с птицами, нагибается, срывает какие-то травки, кладет их за пазуху, бормочет что-то себе под нос, время от времени поглядывает на автора странным, пытливым взглядом.

Они долго ходят, дичь не попадается. Наконец автор замечает какую-то птицу, стреляет, попадает.

Совет

Касьян в это время закрывает глаза рукой и не шевелится, затем подходит к тому месту, где упала птица, качает головой и бормочет, что это грех. Следует описание прекрасного дня, одухотворенной русской природы. Внезапно Касьян спрашивает, для чего «барин» пташку убил.

Когда автор отвечает, что коростель дичь и его есть можно, Касьян возражает, что автор убил его вовсе не из-за того, что был голоден, а для потехи своей. Говорит, что «вольная птица» человеку в пищу «не положена», что ему отпущены другие еда и питье «хлеб, воды небесные да тварь ручная от древних отцов (куры, утки и проч.)».

Когда автор интересуется, не грешно ли, по мнению Касьяна, и рыбу убивать, тот отвечает, что «рыба тварь немая, у нее кровь холодная», что она «не чувствует», а кровь «святое дело».

Автор спрашивает, чем живет Касьян, чем промышляет. Тот отвечает, что живет, «как господь велит», а до весны соловьев ловит, но не убивает их, потому что «смерть и так свое возьмет».

Вспоминает он о Мартыне-плотнике, который «недолго жил и помер, а жена его теперь убивается о муже, о детках малых». Пойманных соловьев Касьян отдает «добрым людям». Автор недоумевает и спрашивает, чем еще занимается Касьян.

Тот отвечает, что ничем больше не занят, так как из него работник плохой. Однако он грамотный. Семьи у него нет.

Тогда автор спрашивает, действительно ли Касьян лечит. Получив утвердительный ответ, автор интересуется, отчего тогда Касьян не вылечил Мартына-плотника. Касьян говорит, что поздно узнал о болезни, а кроме того, все всё равно умирают тогда, когда кому на роду написано.

Далее Касьян рассказывает, что родом сам с Красивой Мечи села верст за сто отсюда, что переселили их сюда года четыре назад. Касьян вспоминает о красоте своих родных мест, говорит, что не прочь побывать на своей родине.

Обратите внимание

Оказывается, что Касьян много «ходил» и в Симбирск, и в Москву, и на «Оку-кормилицу», и на «Волгу-матушку», «много людей видел» и «в городах побывал честных». В родные места, несмотря на это, не заходил, и теперь об этом жалеет.

Касьян начинает напевать песенку, которую сочиняет здесь же, на ходу. Это удивляет автора.

Внезапно автор и Касьян встречают девочку лет восьми, с которой Касьян здоровается и по отношению к которой автор замечает у своего спутника непонятную нежность.

Автор спрашивает, уж не дочь ли это его, но Касьян уклоняется от ответа, называя девочку «сродственницей». Больше автору ничего из Касьяна вытянуть не удается. После возвращения на выселки.

Касьян вдруг признается, что это он всю дичь барину «отвел».

Автор скептически относится к такому заявлению. Аннушки (которую автор и Касьян встретили в лесу) в избе нет, зато стоит кузовок с грибами, которые она собирала. Касьян вдруг делается молчалив и неприветлив, еда и питье для лошадей гостей оказываются плохие. Починив ось, автор и возница с неудовольствием уезжают.

Дорогой автор пытается выспросить у возницы, что за человек Касьян. Тот отвечает, что «чудной человек», сетует на то, что он не работает, а «болтается что овца беспредельная». Кучер ругает Касьяна, говоря, что он человек «несообразный и бесполезный», хотя и признает, что поет он хорошо.

На вопрос о том, как лечит Касьян, возница отвечает, что лечит плохо, что все это ерунда, хотя упоминает, что самого его Касьян вылечил от золотухи.

На вопрос, кто такая девочка, живущая в доме Касьяна, возница отвечает, что сирота, что матери ее никто не знает, что, возможно, Касьян является ее отцом уж больно она на него смахивает, но до конца об этом никому ничего не известно. Под конец возница предполагает, что Касьян еще чего доброго вздумает Аннушку грамоте учить, поскольку такой уж он «непостоянный, несоразмерный» человек.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=74019

Краткое содержание рассказа Тургенева «Касьян с Красивой Мечи»

Рассказ «Касьян с Красивой Мечи» – одно из произведений И.С. Тургенева, входящих в его знаменитый цикл «Записки охотника». Повествование ведется от лица автора. Он едет в телеге с охоты.

На пути им встречается похоронная процессия. Автор видит священнослужителя и деревенских жителей, которые на своих плечах несут гроб.

А у русских существует поверье: повстречать на своем пути похороны – плохой знак.

Спустя какое-то время возница тормозит лошадь и говорит, что у телеги повреждена ось. Попутно он замечает, что сегодня провожают в последний путь Мартына-плотника. Это он определил по женщинам, идущим за гробом.

На сломанной телеге герои еле-еле доезжают до местечка с названием Юдины выселки. Это небольшая деревенька, состоящая всего-то из шести неказистых домишек. Здесь автор надеется раздобыть ось взамен так некстати сломавшейся. Но кажется, что деревня вымерла.

В двух домах, куда заглянули герои, не обнаружилось ни души.

Во дворе следующей избушки они видят дремлющего на солнце человека. Им оказывается карлик, худой, со смуглым лицом и карими глазками. Автор интересуется,можно ли в этих местах получить новую ось.

Важно

Незнакомец в свою очередь спрашивает, не охотники ли перед ним. Автор подтверждает его догадку.

Тогда карлик задает странные для автора вопросы: зачем они убивают божьих пташек и проливают невинную кровь?

Карлик ни в какую не хочет помочь путникам с ремонтом телеги. Даже обещание заплатить не помогает. Наконец, после долгих уговоров, он соглашается проводить автора на вырубки. Подходит возница.

Он приветствует карлика и называет его Касьяном. Рассказывает о похоронах Мартына и пеняет, что Касьян не смог исцелить беднягу. Доведя спутников до обещанной вырубки, карлик интересуется, в какую сторону те направятся дальше.

Выяснив, что на охоту, напрашивается вместе с ними.

Автор с удивлением и интересом наблюдает за странным попутчиком. Касьян идет быстро, подпрыгивает, как блоха, переговаривается с птицами и собирает какие-то травки. Долго они идут, а дичи все нет и нет.

Читайте также:  Анализ рассказа астафьева пастух и пастушка

Но тут автор видит птицу и стреляет в нее. Выстрел попадает в цель, жертва падает на траву. Касьян ведет себя очень странно: застывает на месте, закрывает рукой глаза, бормочет о грехе.

Далее повествование прерывается великолепной картиной среднерусской природы.

Касьян спрашивает, зачем автор погубил птицу. Охотник резонно замечает, что это добыча, предназначенная для еды. Но карлик справедливо возражает, что не из чувства голода автор нажал на курок, а забавы ради. И вообще, человеку природой предназначена другая пища: хлеб, ягоды, домашняя птица и рыба.

Автору любопытно, чем занимается попутчик, как он живет. Карлик говорит ловит соловьев и отдает в руки хорошим людям. Вспоминает в разговоре карлик и о плотнике, который умер и оставил после себя безутешную вдову да малых деток.

Совет

Автор в недоумении: на что же все-таки существует его загадочный знакомый. Тот отвечает, что больше ничего не делает, так как из него работник никудышный. Узнав о том, что карлик умеет врачевать, автор интересуется, почему же тот не исцелил вовремя Мартына.

Карлик поведал, что слишком поздно узнал о недуге, да и каждый человек умирает, когда ему суждено.

Затем Касьян рассказывает немного о себе. Вспоминает о тех городах, в которых он был, вспоминает о Красивой Мече, месте, где он родился и где не был уже четыре года. В своих странствиях по свету Касьян обходил Красивую Мечу стороной. Теперь он об этом сожалеет. Касьян напевает сочиненную им на ходу песенку, чем в очередной раз удивляет автора.

Герои встречают на своем пути маленькую девочку. На вид ребенку лет восемь. Касьян разговаривает с девочкой необыкновенно нежно. Но на вопрос автора, не дочь ли это его, карлик отмалчивается.

Охотники возвращаются в деревню, и карлик сознается, что он отвел дичь во время охоты. Автор не воспринимает эти слова всерьез. Касьян резко становится нелюдимым. Возница тем временем установил на телегу новую ось. Автор с облегчением уезжает. Он расспрашивает возницу о Касьяне. Возница ругает карлика, негодует, что тот не работает, а живет без дела.

Отмечает, правда, что поет Касьян хорошо. С пренебрежением отзывается о лекарских умениях карлика. Рассказывает и о девочке, Аннушке. Это сирота, о матери ничего неизвестно. Возможно, Касьян и является ее отцом, так как ребенок очень на него похож. Возница высказывает предположение, что Касьян еще и грамоте вздумает учить Аннушку.

Уж больно странный и непонятный человек этот карлик.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-turgeneva-kasyan-s-krasivoj-mechi.html

Касьян с Красивой мечи

Душным летним днём я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперёд, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз.

Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас.

Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.

Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепёке, и разбудил его. Меня поразила его наружность.

Обратите внимание

Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен.

Кучер назвал его Касьяном

После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.

Продолжение после рекламы:

Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лёг на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет.

Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьёв для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам.

Пользуясь своим особым положением, Касьян обошёл пол-России.

Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетёным кузовком на руке. Старик ласково позвал её, называя Алёнушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти.

Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой. Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь.

С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всём его облике была видна страстная любовь и нежность.

Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвёл от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег.

Важно

По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Алёнушка же была сиротой, жила у Касьяна.

Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.

Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой.

Источник: https://briefly.ru/turgenev/kasian_s_krasivoy_mechi/

Школьные сочинения

По сравнению с ранними очерками и даже с «Певцами» сюжет в рассказе «Касьян с Красивой Мечи» развивается более напряженно. Здесь все сосредоточено вокруг главного героя.

Начинается рассказ традиционным «охотничьим» вступлением, далее изображается случайная встреча рассказчика с Касьяном, поездка их на ссечки, и в финале дается характеристика Касьяна (устами кучера Ерофея).

В отличие от очерков 40-х годов, которые изобиловали описаниями Орловского края, в «Касьяне с Красивой Мечи» нет никаких побочных линий, уводящих развитие сюжета в сторону. Даже описание похорон Мартына-плотника, не имеющее, на первый взгляд, непосредственного отношения к изображаемому, с точки зрения идейно-художественной является необходимой частью рассказа.

«Печальное шествие» похоронного поезда и «однообразный, безнадежно-скорбный напев», уныло раздававшийся среди пустых полей, выполняют в данном случае функцию «лирической подготовки» читателя к восприятию печальной картины нищеты и запустения Юдиных выселок и поясняют, почему Касьян бежит из дому в поисках «довольства и справедливости».

Многочисленные пейзажные зарисовки в «Касьяне с Красивой Мечи» также органично связаны с развитием сюжета, являясь его неотъемлемым компонентом. Они нужны автору для того, чтобы глубже вскрыть идею, утверждаемую Касьяном, и наглядно показать его страстную влюбленность в родной край. Тургенев обладал способностью «одухотворять пейзаж» (Флобер) личным чувством.

Но в то же время его описания природы совершенно свободны от элементов субъективизма. Картина бездонного лазурного летнего неба, которым любуется автор, не является чужеродной в художественной ткани рассказа,- она служит раскрытию его идейно-художественного   смысла.

   Эстетическое   восприятие окружающего мира во всей его многообразной полноте и гармонии сближает барина-охотника и мужика Касьяна, доказывая равенство их «духовной природы», что так рьяно отрицали защитники крепостного рабства.

Словом, в «Касьяне с Красивой Мечи» элементы этнографичности уступают место всесторонней характеристике человеческой индивидуальности. Здесь все подчинено раскрытию «странного», необычного для мужика миросозерцания Касьяна.

Совет

В основе сюжетно-композиционного построения рассказа лежит прием контрастного сопоставления внешнего и внутреннего облика Касьяна.

Как и в других рассказах из «Записок охотника», обрисовку образа героя Тургенев начинает с развернутой портретной характеристики: «Вообразите себе карлика лег пятидесяти с маленьким, смуглым и сморщенным лицом, острым носиком, карими, едва заметными глазками и курчавыми, густыми черными волосами, которые, как шляпка на грибе, широко сидели на крошечной его головке.

Все тело его было чрезвычайно тщедушно и худо». Автор с самого начала подчеркивает необычность, своеобразие привычек и поведения героя. Впервые он видит Касьяна лежащим лицом к земле с покрытой армяком головой посередине двора, на самом припеке, в то время как лошадь его стояла под соломенным навесом.

Об удивительной натуре Касьяна, никак не соответствующей внешнему облику этого неказистого, тщедушного карлика, свидетельствовал и взгляд его маленьких глаз, «необыкновенный и странный». Голос «странного старичка» также изумил рассказчика: «В нем не только не слышалось ничего дряхлого, — он был удивительно сладок, молод и почти женски нежен».

Но основную роль в раскрытии миросозерцания Касьяна играет речевая характеристика. Причем Тургенев еще более усиливает «несоразмерность» облика своего героя, человека невзрачного, даже уродливого па первый взгляд, и поэтически вдохновенного, красивою внутренним огнем, загорающимся в его глазах, как только речь заходит о его сокровенных мечтах и убеждениях.

«Его речь звучала не мужичьей речью: гак не говорят простолюдины, и краснобаи так не говорят». Речь Касьяна, «обдуманно-торжественная и странная», изобиловала выражениями церковного обихода, славянизмами, повторениями слов и отличалась особой ритмической плавностью и напевностью, сближающей ее со стихотворным языком.

Неудивительно поэтому, что Касьян пытался сочинять стихи.

Ведущим принципом раскрытия психологии героя является принцип самохарактеристики. Ни слова не говоря от себя, Тургенев заставляет читателя глубоко ощутить своеобразие Касьяна, страстно влюбленного в родную природу и тоскующего по правде-справедливости, только посредством его монологов о назначении человека и божьей твари, о странствиях в поисках заповедной земли.

Как и в других рассказах из «Записок охотника», автор выступает в «Касьяне с Красивой Мечи» непосредственным участником изображаемых событий. В этом смысле «Касьян с Красивой Мечи» близко стоит к очеркам 40-х годов.

Но в то же время функция авторского «я» в обрисовке персонажей данного рассказа несколько меняется. В «Льгове», например, рассказчик, выспрашивая Сучка о его жизни, ведет диалог сам и придает таким образом развитию сюжета нужное ему направление.

Обратите внимание

Здесь диалог ведет в основном Касьян: он упорно отмалчивается, уклоняясь от вопросов барина-охотника, которые были ему не по душе, и вдруг заговаривает сам, «с тихим воодушевлением» излагая свой взгляд на окружающий мир.

Автор только слушает с удивлением его «странные рассуждения» и комментирует их, отнюдь не стремясь своей оценкой предопределить характер читательского восприятия.

В «Касьяне с Красивой Мечи» писатель не довольствуется одним «показом» своего героя, а пытается охарактеризовать его со стороны: словами кучера Ерофея. Заслуживает внимания в данном случае тот факт, что Ерофей находит наиболее четкое определение характера Касьяна: «…уж такой он человек неабнакавенный. Непостоянный такой, несоразмерный даже…»

Тенденция Тургенева к сдержанности и объективности в «Касьяне с Красивой Мечи» чувствуется не только в обрисовке персонажей, но и в манере повествования вообще.

В очерках 40-х годов автор-рассказчик является «живым участником» изображаемых событий и вместе с тем «посредником между действующими лицами и читателем, он постоянно имеет в виду этого читателя, то и дело вступает с ним в беседу и как бы

вовлекает его в изображаемые в рассказах события» 2. «Дайте мне руку, любезный читатель,-читаем мы в рассказе «Татьяна Борисовна и ее племянник»,-и поедемте вместе со мной». В «Касьяне с Красивой Мечи» Тургенев отказывается от подобных приемов обращения к читателю.

Тон непринужденной, живой беседы с читателем сменяется здесь повествовательным изложением тех событий, случайным свидетелем которых оказался рассказчик. Таким образом, ангорское «я» играет в данном случае в основном формальную роль, являясь средством композиционной связи.

Нсть некоторые изменения и в языке рассказа. И очерках 40-х годов Тургенев очень часто употреблял даже н ангорской речи диалектные, чисто орловские глоисчки и прошпщиалнзмы.

Важно

В «Касьяне с Красивой Мечи» использование диалектизмов и просторечных слон сведено до минимума.

При подготовке отдельного издания «Записок охотника» Тургенев продолжает упорную работу над текстом их и делает решительную попытку очистить язык всех рассказов от диалектизмов.

Итак, можно сделать вывод о том, что в рассказах 50-х годов уже наблюдаются некоторые элементы «новой манеры» Тургенева, что выражается в стремлении писателя к более сложной композиции, к углублению психологической характеристики персонажей, к усилению внутренней динамичности и развернутости сюжета, к строгому соблюдению «чувства меры» и «объективности» повествования, к очищению языка рассказов от диалектных слов.

Хорошее сочинение? Тогда в закладки — » Сюжет рассказа Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Новые сочинения:

Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-790.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector