Анализ произведения тургенева лес и степь

«Лес и степь», анализ произведения Ивана Тургенева

В середине XIX века в журнале «Современник» были напечатаны рассказы Ивана Тургенева из цикла «Записки охотника». В 1852 году они вышли отдельным изданием. Практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги.

Исключение составляет лишь произведение «Лес и степь». Критики, кстати, так и не смогли «договориться» о его литературной форме.

Одни считают «Лес и степь» очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.

В произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника Петра Петровича Каратаева. Он – главный герой сборника, человек наблюдательный, с прогрессивными взглядами, горячо любящий родную природу. В значительной степени охотник высказывает мысли и чувства самого писателя.

«Лес и степь» является своеобразным эпилогом к «Запискам охотника», а также поэтическим гимном русской природе. Основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений Тургенева. Это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.

Обратите внимание

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал Белинский: «Он любит природу не как дилетант, а как артист». Сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны.

«Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сырая земля упруга под ногами».

В этом небольшом отрывке из произведения «Лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения (упругая земля). И перед читателем явственно возникает картина поздней осени.

Для изображения красоты средней полосы России Иван Сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов.

К примеру, небо у Тургенева «бледно-голубое», «смутно-ясное», затем оно «бледнеет».

Прилагательные выступают не только эпитетами, но и метафорами: «огнистое море заката», «свинцовая полоса на небосклоне», «золотые полосы».

Но мастерство Тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. Описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. Стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение.

Летом «весело пробираться по узкой дорожке», сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания.

Показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.

Важно

Тургенев постоянно олицетворяет природу. Осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе.

Мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. Мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания.

После грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.

А как разнообразны и «вкусны» звуки! Здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. Фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.

Произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. Тургенев восторгается охотой во все времена года.

Такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту русского пейзажа, композиционно завершить произведение «Лес и степь», а также весь сборник. Получился мощный и жизнеутверждающий аккорд охотничьего цикла.

Коротко его можно выразить словами самого автора: «Свежо, весело, любо!»

  • «Лес и степь», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Муму», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Певцы», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Бирюк», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева

По произведению: «Лес и степь»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/727-les-i-step-analiz

Анализ рассказ Лес и степь Тургенева

Произведение относится к лирическому творчеству писателя, рассматриваемому в качестве основной тематики красоту и очарование русского природного пейзажа. По жанровой направленности некоторые литературоведы относят рассказ к очерку.

Повествование в произведении осуществляет рассказчик, представленный писателем в образе охотника Петра Петровича Каратаева, который не использует в рассказе прямую речь, а описывает собственные ощущения в форме монолога опытного профессионала.

Композиционная структура рассказа представляет собой несколько поэтических природных зарисовок, изображающих  различные проявления в природе в виде летнего утреннего рассвета, привлекательности осеннего тумана, великолепие лесного бора. 

Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют многочисленные эпитеты, метафоры, передающие прелесть и глубину природной красоты, а также сравнения.

Совет

Кроме того, писатель использует особую цветовую гамму, выражающуюся в применении различных относительных прилагательных, в том числе окказиональных, наречий, глаголов, а также антонимов, передающих всю имеющуюся цветовую палитру, отображенную в словесной форме.

Цветовая лексика, применяемая в рассказе, проявляется в чувственном изображении природных картин, представленных в бодром, жизнерадостном состоянии природы, в основном в момент ее пробуждения либо в период расцвета.

Для изображения удивительной красоты увиденной природы писатель использует различные художественные методы не только в виде цветовых оттенков, но и света, запаха, звука, движения,  тактильных ощущений.

Использованные автором определения создают впечатление реальности происходящего. Например, для описания неба писатель применяет словесную форму в виде бледно-голубого, смутно-ясного, бледнеющего., позволяя открывать все новые грани изменения в природе.

Эмоциональная окраска в рассказе позволяет ярче отобразить стихийное природное состояние, не вызывающее ощущение грусти, тоски, с использованием звуковой окраски в виде слабого шума листвы, скрипа телеги, золотого птичьего голоска, тишины утреннего тумана, серебра речной воды.

Повествовательное содержание создает целостную и глубокую композицию с помощью многочисленных описаний природных пейзажей и правильно подобранного лексического состава рассказа, насыщая литературный текст экспрессивными оттенками.

Смысловая нагрузка рассказа «Лес и степь» демонстрирует читательской аудитории многогранный авторский талант и мастерство, проявляющиеся в отображении глубокого и задушевного контакта писателя с окружающей русской природой, представляя автора в качестве истинного природного певца, фанатеющего от предстающей перед ним красотой и великолепием.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/analiz-rasskaz-les-i-step

Лес и степь Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев, один из тех авторов, которые несмотря на свою принадлежность к дворянскому роду, хорошо знали жизнь простого народа и не боялись писать об этом. Произведения Ивана Сергеевича всегда имели сюжетную линию, рассчитанную на диалоги.

Автор считал, что именно так его работы будут лучше поняты. Произведение «Лес и степь» своеобразное исключение, где писатель, в виде многочисленных зарисовок, описывает красоты средней полосы России и отражает всё величие природы.

Рассказ «Лес и степь» подчеркивает талант писателя, завоевавшего сердца любителей литературы.

Содержание рассказа «Лес и степь»

Рассказ «Лес и степь» выразительно описывает красоту природы в любое время года. Начало произведения открывает события, связанные со сборами и дальнейшим выездом на охоту ранним утром весной. Иван Тургенев детально описывает, как телега покрыта ковров, а в ногах можно увидеть ящик, самовар.

Все жители дома еще спят… Слышится храп сторожа. Телега начинает ехать, а кучер тем временем посвистывает. Дорога, по которой едет телега, пролегает вдоль течения реки, холмов. Через четыре версты начинает светлеть… Слышится пение птиц. Именно эти признаки свидетельствуют о наступлении утра.

В избах зажигаются лучины и слышатся сонные голоса только проснувшихся людей. Тем временем над просторами восходит багровое солнце.Об активной жизни свидетельствует следующее описание: кони идут крупной рысью, а навстречу им движется стадо из деревни.

События дополняются красивым описанием:
небольшая гора;

река, которая протекает среди зеленых лугов;

пологие холмы, виднеющиеся вдали;

чибисы, вьющиеся над болотом.

каждый человек чувствует, насколько легко, вольно дышится.

Следующая часть посвящена описанию летнего утра… В это время охотник прогуливается по лесу и кустам, стараясь найти дичь. На росистой траве удается увидеть его следы. Воздух наполняется травянистыми запахами. В это время подъезжает косарь на телеге, оставляя лошадку в тени. Солнце начинает припекать, прогревая воздух все сильнее. Косарь подсказывает охотнику, где в овраге можно найти источник с холодной водой и близлежащим тенечком. Однако… Внезапно надвигается туча и начинает сверкать молния. От грозы удается укрыться в сарае, потому советы о роднике, который изначально освежил ассоциативный ряд произведения, оказываются ненужными. Ливень вскоре заканчивается, оставляя напоминания о себе в ароматах земляники, грибов.

Следующее описание раскрывает прелести вечерней природы, когда половина неба охвачена зарей, звездами. Всходит луна после того, как темнеет… Наступает время ужина, ночлега.

Обратите внимание

Сквозь небольшое окошко русской избы удается разглядеть стол, на котором уже расставлены блюда к ужину.

Эта часть описания, посвященного прекрасной природе и жизни обычных людей, вызывает трепетные эмоции у каждого читателя.

Столь же прекрасно и следующее описание, посвященное беговым дорожкам и возможности поехать в лес на охоту рябчиков. В это время можно насладиться тенью, тишиной. Мошки вьются высоким столбом, и слышится прекрасный голосок малиновки. Но тут! Выскакивает беляк, за которым бежит лающая собака.

Описание позволяет понять, как быстро прекрасные мгновения могут смениться жутчайшими обстоятельствами.Осенний лес также оказывается прекрасным, ведь именно в это время удается поохотиться на вальдшнепов. Кое-где удается заметить золотые листья… Несмотря на живописную природу осени, чувствуется тревога в сердце.

Неожиданно начнется черед воспоминаний, стремительно сменяющихся друг друга и показывая быстротечность уходящей жизни. Охотники не пылают любовью к летнему туману, но Иван Тургенев уверен в прелести таких моментов. Почему? Ничто не может шевелиться в беловатой мгле, но затем туман остается в прошлом и наступивший день подчеркивает яркость жизни.

Безупречный рассказ «Лес и степь» также посвящен описанию степи, где природа оказывается совсем другой. Туда можно доехать только мимо постоялых дворов и через протяженные поля. По дороге удается увидеть женщин с граблями, карету помещика, усталого прохожего с котомкой, небольшие домики, овраги и холмы… И только после этого открывается степь, являющаяся олицетворением другого мира.

В рассказе «Лес и степь» можно встретить описания зимней природы, где бывают высокие сугробы и очаровательные зайчики. Зиму сменяют мартовские проталинки, но именно с весной легче всего расставаться…

Анализ рассказа «Лес и степь»

Иван Тургенев в середине XIX столетия в отечественном журнале «Современник» напечатал ряд рассказов, которые впоследствии были включены в цикл «Записки охотника» и вышли отдельной книгой. Большинство рассказов обладает определенным сюжетом, в котором участвуют персонажи.

Природа зачастую дополняет интересные диалоги персонажей. Исключением является рассказ «Лес и степь», литературная форма которого до сих пор не определена. Одни критики уверены в том, что рассказ является очерком, а другие – рассказом.

Рассказ «Лес и степь» не обладает прямой речью.

Повествование построено на монологе опытного охотника, имя которого все-таки оказывается известным читателям. Охотника зовут Петр Петрович Каратаев. Он обладает способностью к наблюдению за жизнью и природой, прогрессивными взглядами.

Петр Каратаев очень любит родную природу, в которой способен находить многочисленные нотки красоты.

«Лес и степь» может считаться необычным эпилогом к сборнику «Записки охотника» и удивительным гимном и даже одой русской природе, ведь рассказ олицетворяет красоту пейзажа. Основной текст раскрывается после представления эпиграфа, что оказывается «изюминкой» произведения. Тургенев практически не использовал эпиграфы для своих рассказов.«Лес и степь» — это произведение, которое подчеркивает ценный факт того, что Тургенев является мастером пейзажа. Каждое описание природы, представленной в рассказе или очерке, оказывается совершенным, ведь слова удивительным образом подобраны друг к другу. Иван Тургенев в небольшом отрывке может передать многочисленные нюансы восприятия природы:
цвет;

свет;

запах;

звук;

движение;

тактильные ощущения.

Все это способствует тому, чтобы каждый читатель сумел представить определенную картину природы, понимая ее удивительную красоту. Красота пейзажей средней полосы России предусматривает использование многочисленных литературных приемов и ассоциаций:
приемы литературы, раскрывающие писательский талант Тургенева;

богатая палитра цветов и их оттенков, переданная в словесной форме;

богатство и разнообразие языковых средств: наречия, глаголы, прилагательные.

Например, Тургенев подобрал сразу три определения для неба:
бледно-голубое;

смутно-ясное;

бледнеет.

Такие определения позволяют представить, как все сменяется и как природа открывает свои различные грани…Иван Тургенев проявляет мастерство в утонченном владении словом, поэтому он отражает описание природы с особенной эмоциональностью и пониманием русского мира. Стихия природы озаряет внутренний мир обычного человека и определяет его эмоциональное состояние. Важно отметить, что у Ивана Тургенева осенний пейзаж не вызывает даже капли грусти:
речные воды радостно, стремительно мчатся;

роще легко стоять голой, так как она улавливает нотки веселья.

Тургенев старается олицетворять природу:
осины могут лепетать;

дуб напоминает могучего бойца;

липа удивляет красотой.

Более того, Иван Тургенев успешно использует ароматы, с помощью которых почти каждый читатель еще больше погружается в эмоциональные рассказы:
весна обладает свежим дыханием;

лето наполняет воздух гречишным медом и горечью полыни;

зимой удается прочувствовать острый морозный воздух.

Даже звуки находят место в литературном произведении:
слабый шум деревьев глубокой ночью;

лязганье косы;

скрип проезжающей телеги;

золотой голосок птички-малиновки;

тишина утреннего леса.

Многочисленные описания и правильно подобранные слова способствуют созданию глубокого произведения «Лес и степь», яркой и целостной композиции.

Роль природы в творчестве Тургенева

Иван Тургенев – это, прежде всего, писатель-пейзажист. Почти в каждом произведении природе отводится большая роль. Цикл «Записки охотника» раскрывают удивительные грани пейзажа, каждая из которых способствует созданию подробной и верной композиции. Иван Тургенев проявляет мнение, выражает чувства знающего и понимающего человека.

Рассказ «Лес и степь» доказывает, что Тургенев обладает глубоким и задушевным контактом с природой родного края.

Каждое произведение Ивана Тургенева оказывается психологичным, глубоким, верным, близким для каждого человека. Но рассказ «Лес и степь» — особый шедевр, где писатель фактически объяснился в любви родному краю, родной земле.

Это настоящий гимн русской природе.

Источник: https://gfom.ru/les_i_step_turgenev.php

Анализ произведения Тургенева Лес и степь

В 1852 году свет увидел сборник рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника». Главный герой, он же является рассказчиком, путешествующим вместе со своей собакой, ведёт записи своих странствий. Ключевым сквозным мотивом этого сборника, да и всего творчества Тургенева, является жизнь крестьянства со всеми ее тяготами и прелестями.

Почти все произведения этого сборника – рассказы с четким оформленным сюжетом, персонажами, взаимодействиям героев, диалогами и прочим. Однако в число таких произведений не входит рассказ «Лес и Степь», который строится иначе, тем самым вызывая горячие споры о жанровой принадлежности.

С одной стороны, логично согласиться с тем, что это очерк. Во-первых, это произведение не имеет четкого сюжета, сюжетных линий. Прямая речь отсутствует, природа живописна. Рассказ пестрит метафорами.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа дурочка бунина

Кроме того, природа олицетворяется автором: Дуб и Липа-мужчина и женщина, Он — боец, показывает свою силу Ей — красивой даме, Осины лепечут, Лошади фыркают, слышен ой собаки. Ярко выражается авторская позиция: Охотник, Петр Каратаев, верно, является любителем природы.

Важно

Он утверждает, что природа прекрасно в любое время: и когда «вальдшнепы прилетают», и в морозный день, во время «летних» туманов, и даже в зимние «сугробы».

Но, несомненно, есть что противопоставить этой теории.

Во-первых маленький диалог все-таки наблюдается между рассказчиком и косарем, во-вторых автор очерка должен существовать в реальной действительности, быть из «нашего» мира, а не появляться из мира художественного произведения, в рассказе «Лес и Степь» скорее мы можем увидеть ещё одного персонажа художественного мира . Нам известно имя охотника, он в своих историях обращается к читателю, но так же он ведёт себя и тут, что больше свойственно рассказам, чем очеркам.

Завершает свой рассказ Охотник прощанием с читателями: «желаю вам постоянного благополучия.» Стоит заметить, что к читателю он обращается на «Вы», что показывает уважение, степенность.

Напоследок хочется сказать, что это произведение производит очень сильное впечатление.

Природа описана автором очень мастерски, филигрированно, а так же глубокие идеи хорошо доносятся, такие, как постоянство красоты, волшебство чистой природы, независимой от других факторов.

«Свежо, любо, весело»-вот что говорит Иван Тургенев , и вот тот незыблемый закон счастья — смотри, созидай и люби мир вокруг тебя!

← Анализ произведения Муму ← Анализ рассказа Малиновая вода↑ ТургеневАнализ произведения Живые мощи → Анализ рассказа Ермолай и мельничиха →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/analiz-proizvedeniya-les-i-step

Краткое содержание Лес и степь, Тургенев

Работа Тургенева Лес и степь — это один из рассказов, что входит в Записки охотника. Когда знакомишься с рассказом Тургенева Лес и Степь, где автор в основном описывает красоту природы, понимаешь, что данная глава скорее всего небольшой очерк, который дает возможность читателям увидеть красоту природы в разное время года.

Рассказ Тургенева Лес и степь начинается тем, что автор говорит нам, насколько хорошо быть охотником, ведь они одни из тех, кто может увидеть природу со всех ее ракурсов.

Так выехав на охоту до зари весной, можно увидеть, как мигают все еще звезды в небе, можно даже услышать ночной шепот, ощутить ветерок. Все еще спят, а вы уже в телеге, где стоит самовар. Вы едете вдоль реки, по дороге и видите, как небо начинает светлеть, как все начинает просыпаться.

Вот солнце встает, стадо идет, а посмотришь с горы и видишь красивейший вид. Как же вольно дышится в полную грудь.

Совет

А летний день июля, который также прекрасен. Как хорошо побродить ни свет ни заря по кустам. Столько вокруг благоуханья, ароматов. Слышна полынь и ее горечь, аромат гречихи, кашки. Кустарникам нет конца, а вдали стоит лес. Хоть у рано еще, но уже ощущается подступающая жара.

Вот вы услышали, как подъезжает телега с мужиком, который приехал косить, а солнце то выше и выше. Становится жарко и хочется холодной воды. И тут приходит на помощь источник, который на дне оврага. попив воды, никуда не хочется уходить. Хочется быть в тени и дышать сыростью.

Но вот неожиданно поднялся ветер и вы слышите раскаты грома. Охотиться еще можно, но туча разрастается и вот пошел дождь. Вы спрячетесь в сарае и будете наблюдать за ливнем, за молниями. Но, все прошло, и выйдя из сарая, невозможно налюбоваться окружающей действительностью.

Все сверкает и блестит на солнце, а воздух какой он прекрасный после дождя.

Опустился вечер. И он тоже прекрасен. Интересно наблюдать, как опускаются тени, а когда садится солнце, зажигаются звезды, тени исчезают, воздух наливается мглою. Значит пора домой, где ждет ужин на столе и теплая кровать.

А можно отправиться в лес, где вы будете охотиться на рябчиков. Но при этом не забудьте рассмотреть красоту леса, его тишину и тени. Вот птицы запели, а там стоит дуб среди лип. Вы едите по тропинке, а вокруг вас мухи, мошки, где-то виднеется гриб, вы слышите ароматы ландышей.

А как же прекрасен лес осенью с его осенними запахами и красками.

Хороши и туманные дни, которые чаще всего бывают летом, правда, такие дни охотники не очень приветствуют, ведь охотиться не получится, но как все вокруг красиво, все завораживает.

А вот вы решили поехать в степь, через поля, от одной деревни к другой. Сороки летают, женщины идут в поля, а вокруг разворачиваются разнообразные картины природы.
Да и в зимний день прекрасно подышать морозным воздухом и поохотиться на зайцев. Снег слепит своим сверканьем и не можешь налюбоваться сводами неба.

А как прекрасны первые дни весны, когда еще лежит снег, но местами появляются проталины, начинают петь жаворонки.

Лес и степь Тургенев главные герои

Определиться в произведении Лес и степь Тургенева с главными героями тяжело, ведь их, по сути, здесь нет. Ну разве сам рассказчик, который делится своими эмоциями, своей любовью к природе, да и героями в рассказе являются непосредственно лес и степь, которые предстают перед нами в разные времена года, в разное время суток.

Лес и степь Тургенев основная мысль

Работа Тургенева состоит из описания полей, степи, леса, из описания различных пейзажей, которыми автор любуется, наверное это и является в рассказе Лес и степь Тургенева основной мыслью. Автор хочет показать нам природу, что окружает нас и хочет, дабы мы также научились видеть красоту русской природы и любили ее в разное время года.

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-les-i-step-turgenev.html

И. С. Тургенев. Лес и степь

И. С. Тургенев. Записки охотника

Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте.

Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, für sich, как говаривали в старину; но, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату… Слушайте.<\p>

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо…

На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром.

Обратите внимание

Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит.

Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шипели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает.

Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце.

Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом.

Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете…

Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору…

Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… не то, что летом.

Важно

Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..<\p>

А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве.

Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца…

Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень… Вы поздоровались с ним, отошли — звучный лязг косы раздается за вами. Солнце всё выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой… Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.

— Где бы, брат, тут напиться? — спрашиваете вы у косаря. — А вон, в овраге, колодезь.

Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага.

Точно: под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мхом.

Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага… что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? туча ли надвигается?.. Но вот слабо сверкнула молния…

Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, всё вдруг потемнело… Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее!..Вы добежали, вошли…

Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено…

Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!..<\p>

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится.

Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени…

Совет

Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете.

Закинув ружье за плечи, быстро идете вы, несмотря на усталость… А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? пожар?.. Нет, это восходит луна.

А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни…

Вот наконец и ваша изба. Сквозь окошко видите вы стол, покрытый белой скатертью, горящую свечу, ужин…<\p>

А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи.

Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют.

Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей.

Далее, далее, глубже в лес… Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками.

Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед…<\p>

Обратите внимание

И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки.

Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья.

Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве.

Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами.

Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…

<\p>

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…<\p>

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; по как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…<\p>

Читайте также:  Сочинение образ петербурга рассказах достоевского

Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее!..

Важно

Пошли степные места.

Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать.

Вот она наконец — безграничная, необозримая степь! А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным, острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом!..

А первые весенние дни, когда кругом все блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинках, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом, из оврага в овраг клубятся потоки… Однако пора кончить.

Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль… Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.

Источник: https://lavanda.life/raznoe/471-i-s-turgenev-les-i-step.html

Краткое содержание Тургенев Лес и степь

Рассказ входит в сборник Записки охотника

«Лес и степь» — полная романтики и красоты картина, написанная русским классиком Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он считает, что самым зорким взглядом на очарование природы обладают охотники, к которым причисляет и себя.

Они оправляются ранним утром из дому. Видят, как на небе еще светятся и тают звезды, дует предрассветный ветер, поднимается алое солнце. Автор делится радостью, как вольно дышится и как прекрасно это преддверие весны.

Летом у природы свое очарование. Мокрые, умытые росой кусты до восхода солнца дарят свою свежесть охотникам и путешественникам. А потом спускается жара, и ваш путь лежит к спасительному оврагу, в котором прохладно, немного сыро и пахнет орешником.  Здесь вы находите спасительный родник, из которого делаете упоительные глотки.

Особо возвышенные строчки посвящены Тургеневым внезапной грозе. Молния на горизонте, темный рукав тучи, струи воды по крыше сарая, в котором вы прячетесь. А потом восхитительный воздух, настоянный на запахах белых грибов, земляники и цветов.

Но вот на небе отполыхал пожар закатного солнца, от деревьев разбежались длинные серые тени, горизонт становится синим, приближается мгла. Надо отправляться домой.

Каждое новое ощущение в путешествии – это яркие краски и тонкие наблюдения автора. Кажется, и действия никакого нет, но ты будто тоже прошел тургеневской дорогой среди густой ржи. А потом приблизился к затихшему лесу. Это уже другая, осенняя пора. Охота на рябчиков. В лесу кругом аромат увядания, и кажется, что вся прожитая жизнь вдруг проходит перед человеком спокойным, ровным течением…

А  вот осиновая роща в морозный день. Золотая береза среди снега как чудо. Сугробы и воздух, который можно пить.

Совет

Автор легкими мазками рисует впечатления из разных времен года: ослепительное сверкание сугробов, согретая весенняя земля, осенний туман, тишина, радость души. Тургенев гениально описывает легкие проталины, остроту воздуха и счастье того, что человек способен понимать красоту и наслаждаться ей.

Никаких действий будто и не происходит в рассказе «Лес и степь», но ты переживаешь прилив особых эмоций, читая великолепную прозу.

Главная мысль

«Счастливых тянет вдаль» — это главный вывод автора из зарисовки, и эти строчки показывают великое преклонение Тургенева перед природой, которая и есть жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Чапек Война с саламандрамиНаучно-фантастический роман «Война с саламандрами», созданный чешским писателем Карелом Чапеком в 20 веке, написан в жанре антиутопии.
  • Краткое содержание Оперы Пуччини Джанни СкиккиПовествование произведения происходит во Флоренции двенадцатого века. В доме богатого помещика Буозо Донати.
  • Краткое содержание Осеева ПеченьеРассказ Валентины Осеевой «Печенье» начинается с того, что бабушка приготовила вкусное домашнее печенье и все домашние собирались ко столу. Закончив последние приготовления она налила всем домочадцам чай и села за накрытый стол
  • Краткое содержание Союз Рыжих ДойлаДетектив повествует о кучке мошенников, которые заставляют владельца лавки покидать на некоторое время свое место, чтобы совершить тайный подкоп под банк с целью его грабежа.
  • Краткое содержание Рощин Валентин и ВалентинаМолодые люди – девушка и парень, у обоих одинаковые имена, они безумно влюблены друг в друга. Валентина живёт в сталинской пятиэтажке. У неё интеллигентная семья: мама, сестра Евгения и бабушка. Валентин же полная её противоположность

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/turgenev/les-i-step-kratko

Анализ повести А.П. Чехова «Степь»

/ Сочинения / Чехов А.П. / Степь / Анализ повести А.П. Чехова «Степь»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Повесть «Степь была написана Чеховым в конце 1880-ых годов, когда писатель переживал некий духовный кризис, у него происходило переосмысление, переоценка жизненных ценностей. В письме к Д. Григоровичу он пишет: «В Западной Европе люди погибают оттого, что жить тесно и душно, у нас же оттого, что жить просторно …

Простора так много, что маленькому человечку нет сил ориентироваться…»     И действительно, на протяжении всей повести, которая представляет собой «историю одной поездки», мы наблюдаем за героями, которые не могут найти общий язык с миром, раскрыться, в полной мере взаимодействовать с ним.

    Сюжет повести очень прост: девятилетнего мальчика Егорушку везут из родного дома в город, чтобы отдать в гимназию. Его спутниками являются купец Кузьмичов, дядя Егорушки, и отец Христофор, священник. Те, впечатление, которые получает мальчик во время поездки, перемежающиеся комментариями и мыслями автора, и являются сюжетом повести.

    Почти сразу в произведение входит трагическая нота: Егорушка, уезжая из дома, «чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать». Этот трагизм будет развиваться на протяжении всей повести, показывая неразрешимость конфликта между миром и человеком, их противопоставлением.

    Путешествие героев происходит в степи, огромное место в повести отводится описанию этой «стихии». Почему? Мне кажется, что именно степь у Чехова и олицетворяет окружающий мир, действительность, с которой люди не могут найти общего языка и страдают от этого. Но важно, что степь описана в лирических, очень теплых тонах.

То есть сам автор, по большому счету, считает реальную жизнь красивой, благожелательной к человеку, теплой, но живущей по своим законам, познать которые и принять нужно героям повести. Но, к сожалению, у них это, как мы понимаем, не получается.     В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи.

Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова. У Чехова эта «стихия» одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам.     Важно, что мы видим степь с двух позиций: глазами мальчика Егорушки и глазами самого автора.

Обратите внимание

Это позволяет более полно ее описать, дать ей более точную и яркую характеристику.     У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру. У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри.

И этот взгляд показывает величественность, эпохальность, грандиозность степи, ее древнее происхождение и вечное существование, которое закончится только с концом существования самой земли. И на этом фоне так заметна кратковременность и быстротечность жизни человека.     Сам же Чехов подчеркивает разноликость степи.

Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.     Вообще, это чеховское описание очень лирично и «художественно».

Здесь используются олицетворения и метафоры: роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем. Есть лирические и изобразительные эпитеты: широкая, бесконечная равнина (изобразительные), обманутая степь, загорелые холмы (лирические).     Мне кажется, что у Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. За ее описанием видится капризная девушка, часто меняющая свой нрав.     Эту повесть со всей смелостью можно назвать философской. Писатель показывает, что в материальном отношении «маленький человечек» бесспорно уступает необъятному «простору» степи.

Но именно человек наделён духовной жизнью, которой не имеет природный мир. Это расхождение материального и духовного начал бытия и составляет философский стержень сюжета. Наиболее четко это проявляется в пассаже о древней дороге, требующей сказочных гигантов, которых нет в действительности.

Ни один из персонажей не соразмерен бескрайней степи, и это противопоставление пронизывает всю повесть.     Но и сам человек страдает от своей «беспомощности», от неумения жить в полной гармонии с миром.

Это мы видим в лирическом пассаже о томлении самой степи, испускающей «безнадёжный» призыв: «певца! певца!»     Важно, что само это томление приписывается степи томящимся в её просторе человеком, «вживляется» в её немую плоть из «всего того, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда …

Важно

во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни…» Только в гармонии и единении, в преодолении трагического разлада Чехов в видит «спасение» человека, возможность его полного развития и реализации всех его сил.     Но, к сожалению, пока это невозможно. Все герои повести живут в своем субъективном мире, не имеющем ничего общего с реальностью. Все люди в «Степи», несмотря на их контрастность, схожи в одном — невозможности постичь реальный мир.     Так, Егорушка живет в своем мире детских фантазий: «Его сонный мозг совсем отказывался от обыкновенных мыслей, туманился и удерживал одни только сказочные, фантастические образы, которые имеют то удобство, что как-то сами собой … зарождаются в мозгу и сами … исчезают бесследно…»     Варламов живет «сознанием силы и привычной власти над степью». Кузьмичов, «фанатик своего дела», живет лишь им и даже во сне не забывает о своих заботах. Отец Христофор, «человек мягкий, легкомысленный и смешливый», увлекается не делом, а сопряженными с ним «суетой и общением с людьми».

    Но мысль Чехова и пафос всей повести сводится в стремлению преодоления разлада между миром и человеком. Символом этого являются птицы, густо населяющие степь. Именно они самые близкие человеку обитатели степи. И именно они напоминают и героям, и читателям о стремлении к свободе, развитию, полноте прекрасной жизни, так свойственной Человеку.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Степь / Анализ повести А.П. Чехова «Степь»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00308711213785897998

“Лес и степь” Тургенев сочинение

В рассказе “Лес и степь” Тургенев очень выразительно показывает красоту русской природы в любое время года. Начинается произведение с описания сборов и выезда на охоту ранним весенним утром. Телега покрыта ковром, а в ногах стоит ящик с самоваром. Все еще спят, громко раздается храп сторожа.

Телега трогается, кучер посвистывает. Дорога пролегает вдоль реки, тянется среди холмов. Через четыре версты небо начинает светлеть, просыпаются птицы. В избах зажигают лучины, слышны сонные голоса.

Медленно восходит багровое солнце. Кони идут крупной рысью. Навстречу движется стадо из деревни.

С горы открывается великолепный вид: вьется река среди зеленых лугов, вдали поднимаются пологие холмы, над болотом с криком вьются чибисы. Дышится вольно.

Затем следует чудесное описание летнего утра, когда охотник бродитпо кустам в поисках дичи. На росистой траве остаются его следы, воздух наполнен запахами трав. Подъезжает косарь на телеге и ставит лошадь в тень.

Солнце поднимается высоко и все сильнее начинает припекать. Косарь подсказывает охотнику, что в овраге есть источник. Так приятно напиться прохладной воды и полежать в тени! Но тут надвигается туча, сверкает молния. От грозы можно укрыться в сарае.

Ливень быстро заканчивается, пахнет земляникой и грибами.

Вечером половина неба охвачена пожаром зари. Вспыхивают звезды, быстро темнеет, “собаки едва белеют во мраке”. Всходит луна. Пора на ночлег. Сквозь окошко виден в избе стол, накрытый к ужину.

Если заложить беговые дрожки и поехать в лес на рябчиков, то легко попасть в тень и тишину. Мошки вьются столбом, звучит “золотой голосок малиновки”. Вдруг выскакивает беляк, за ним с лаем бросается собака.

Совет

Прекрасен лес и поздней осенью, когда идет охота на вальдшнепов. Кое-где висят последние золотые листья, а в сердце закрадывается неясная тревога. Неожиданно нахлынут воспоминания, и “вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток”.

Охотники не любят летние туманные дни, но Тургенев считает, что они по-своему хороши. Ничто не шевелится в беловатой мгле. Когда туман отступает, день становится ярче.

В степи картина совсем другая. Туда нужно ехать мимо постоялых дворов, через необозримые поля, от села к селу. Встречаются по дороге бабы с длинными граблями, помещичья карета, усталый прохожий с котомкой за плечами. Мелькают кривые домики уездного городка, холмы, овраги. А затем открывается безграничный степной простор.

Читайте также:  Сочинение на тему гордиться славою своих предков не только можно, но и должно

Хорошо также ходить зимой по высоким сугробам за зайцами, а в марте любоваться первыми проталинками. Расставаться легче всего весной.

(1

Источник: http://schoolessay.ru/les-i-step-turgenev-sochinenie/

Особенности выражения темпоральности в произведениях «Лес и степь» И. С. Тургенева — PDF

1 Марина Тригук Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина (Беларусь) Особенности выражения темпоральности в произведениях «Лес и степь» И. С. Тургенева и «Антоновские яблоки» И. А. Бунина Время является одной из важнейших категорий человеческого бытия.

Создание художественной действительности как модели реального мира требует выражения темпоральных отношений. В языке время представлено как особая языковая категория темпоральности, имеющая разветвленную систему выражения значений. Согласно А. В.

Бондарко, темпоральность это функционально-семантическая категория, охватывающая различные языковые средства выражения времени [1, с. 11]. Разнообразие в выражении темпоральных отношений позволяет исследовать их специфику применительно к каждому писателю и произведению. Рассмотрим выражение темпоральных отношений в произведениях «Лес и степь» И. С.

Тургенева и «Антоновские яблоки» И. А. Бунина. «Лес и степь» (1848) И. С. Тургенева и «Антоновские яблоки» (1900) И. А. Бунина это тексты ретроспективного характера, тексты-воспоминания.

В обоих текстах отмечено стремление к активной коммуникации с читателем, проявляющееся в употреблении местоимений 2-го лица ты, вы, грамматическая функция которых наименование собеседника. В «Лесе и степи» И. С. Тургенева употребляются оба слова, в «Антоновских яблоках» И. А.

Бунина только местоимение ты, подчеркивающее отсутствие в общении дистанции и различий между собеседниками. В фокус внимания обоих писателей попадают изменения природы, четко зафиксированные указателями времени. Различия между произведениями отчасти определяются тематикой: И. С.

Тургенев на первый план выводит тему охоты, рассматриваемую вместе с бытием природы, в то время как И. А. Бунин выделяет бытие дворянской усадьбы, тесно связанное с жизнью крестьян, природой, охотой. Текст И. А. Бунина сложнее в смысловом отношении: автор-рассказчик, кроме любования природой, ощущает невозвратность прошлого. Общим содержательным компонентом произведений является общая положительная оценка воспоминаний, любование описываемыми картинами. Поэтому буквально рефреном повторяется в повествованиях лексема хорош. 525

Обратите внимание

2 Так, в «Лесу и степи» И. С. Тургенева встречается: «И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!» [3, c. 317]. И. А. Бунин ощущает восхищение не только по отношению к природе, но и по отношению к укладу жизни: «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» [2, c. 312].

Восхищение четче прослеживается в «Антоновских яблоках», так как они были написаны на рубеже веков во время, когда, в отличие от середины ХІХ века, все менялось. Оба текста имеют сложную систему темпоральных отношений. Центральным средством выражения темпоральности являются глаголы в прямом и переносном значении. В тексте И. С.

Тургенева глагольные формы в прямом значении используются ограниченно в обрамлении повествования.

Их функция передать ход мыслей автора-рассказчика, ввести в повествование читателя, поэтому наиболее частотной формой является настоящее актуальное: «Читателю, может быть, уже наскучили мои записки; спешу успокоить его обещанием ограничиться напечатанными отрывками; но, расставаясь с ним, не могу не сказать несколько слов об охоте» [3, c. 314]. В повествовании И. А.

Бунина глагольные формы в прямом значении используются шире, чем у И. С. Тургенева. В тексте распространены формы прошедшего несовершенного в значениях «длительность протекания действия», «бытийность», «результат предшествующего действия». Значение длительности поддерживается лексическими значениями слов.

Так, в предложении: «Случалось, что у такого гостеприимного хозяина охота жила по нескольку дней» [2, c. 310] предлог по указывает на распределение действия в течение определенного периода, сочетание нескольку дней также имеет темпоральное значение.

С точки зрения идейного содержания произведения важным является употребление глаголов в бытийном значении: грамматическая идея бытийности поддерживает интенцию автора описать быт дворянской усадьбы: «К тому же наши Выселки спокон веку, еще со времен дедушки, славились богатством» [2, c. 304]. В предложениях с глаголами несовершенного вида в значении «результат предшествующего действия» содержатся наблюдения автора, которые используются как толчок для развития микротемы и как ее логическое окончание: «Крепостного права я не знал и не видел, но, помню, у тетки Анны Герасимовны чувствовал его» [2, c. 306]. Формы прошедшего совершенного (аориста) используются 526

3 редко, так как основная цель автора описать время существования дворянской усадьбы: «Потом бабьим летом паутины много село на поля» [2, c. 301]. Значимость в реализации идейного содержания произведения форма аориста приобретает в следующем контексте: «Правда, сохранились некоторые из таких усадеб еще и до сего времени, но в них уже нет жизни…» [2, c. 307].

Важно

Оппозиция грамматических значений предшествования / момента речи показывает изменения жизни. Кроме того, лексическое значение глагола сохраниться «не исчезнуть, остаться в силе» в сочетании сохранились до сего времени противопоставлено смыслу сочетания нет жизни.

Повтор сказуемого в безличном предложении и контекстное противопоставление, заключающееся в отсутствии привычных примет дворянской жизни, усиливают оппозицию: «Нет троек, нет верховых киргизов, нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого помещика-охотника, вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча» [2, c. 307].

В тексте «Антоновских яблок» смысловым центром настоящего времени являются формы настоящего актуального. Это глаголы чувственного восприятия: вспоминается, помню, вижу, чувствую. Временная отнесенность этих глаголов к настоящему времени показывает, что прошлое для автора реально, живо.

Они выступают как средство актуализации воспоминаний и воссоздания образа времени: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» [2, c. 301].

Форма настоящего актуального может вносить особый смысл в высказывание: «И помню, мне порою казалось на редкость заманчивым быть мужиком» [2, с. 305]. Глагольная форма казалось вступает в грамматическую оппозицию с формой помню, выражая завершенность действия: И. А. Бунин разочаровался в прелести быть мужиком.

Формы настоящего постоянного имеют вневременное и внепространственное значение, создавая вневременный образ деревенской жизни: «А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик» [2, с. 301]. И. А. Бунина тревожит и волнует прошлое, в настоящем он обращается к прошлому. Следовательно, будущее это то, что для него малозначимо. Языковой материал подтверждает данное наблюдение: в тексте отсутствует употребление форм будущего времени в прямом значении. 527

4 В текстах распространено употребление глагольных форм в переносном значении, создающих атмосферу прошлого времени. В «Лесе и степи» основным типом переноса является употребление настоящего исторического. Данное употребление (выходите, мигают, набегает, слышится и др.) оживляет рассказ о минувших событиях, создает впечатление, что прошедшие действия происходят в момент речи.

Кроме того, они имеют семантику длительности, позволяют «ощутить» описываемую ситуацию. В конструкции с глаголами в настоящем историческом времени проникают формы прошедшего совершенного: «Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега» [3, c. 314].

Совет

Их функция передать перфектное значение, представить результат действия: в отличие от форм настоящего исторического они не вносят в текст семантику длительности. В некоторых случаях аорист подчеркивает перемещение в пространстве: «Но вот вы отъехали версты четыре» [3, с. 314].

Категория пространства связана с категорией времени: движение в пространстве невозможно без движения во времени. Среди форм настоящего исторического также употребляются формы будущего времени, представляющие прошедшее действие как то, которое произойдет, для проникновения читателя в ситуацию: «Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи» [3, с. 315].

В «Антоновских яблоках» И. А. Бунина основными формами переноса является настоящее историческое и настоящее-будущее совершенное. Настоящее историческое представляет события прошлого как часть настоящего, что особенно важно для составления детального образа времени: «Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег» [2, c. 301].

Часто настоящее историческое передает личные ощущения рассказчика: «В светлом и людном доме очень тепло после целого дня на холоде в поле» [2, с. 310]. Оно может использоваться при описании ситуаций различной степени обобщенности.

Так, может описываться праздник повторяющийся из года в год период времени: «И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски…» [2, с. 302]. Неполные предложения сближаются с настоящим историческим, выводя на первый план состояние, ощущаемое человеком: «Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы с инкрустациями и зеркала в узеньких и 528

5 витых золотых рамах никогда не трогались с места» [2, с. 301]. В предложении: «Пора на охоту!» [2, с. 308], кроме значения настоящего исторического, выражается также значение долженствования, необходимости. Формы прошедшего времени в контексте настоящего исторического выражают значение перфектности: «Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки» [2, с. 301].

Перфектность может выражаться формой причастия: «Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка» [2, с. 302]. Настоящее-будущее совершенное выступает в переносном значении, обозначая действие в прошлом как то, что произойдет.

В контексте с настоящим историческим оно подчеркивает неожиданность уже свершившегося действия: «И вдруг все это скользнет с яблони и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки…» [2, с. 303]. Оно также может актуализировать внимание на образе действия: «Выйдет она важно, но приветливо» [2, с. 307].

Обратите внимание

Вместе с подчинительным союзом пока данная временная форма может указывать на временной предел действия: «Долго ты глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами» [2, с. 303]. Периферийным средством выражения темпоральности являются лексические конкретизаторы (существительные, прилагательные, наречия). В тексте «Лес и степь» И. С.

Тургенева используются следующие обозначения времени существительными: 1) названия временных единиц (час); 2) названия частей суток (утро, день, вечер, ночь, заря); 3) названия времен года (весна, поздняя осень). Употребляются прилагательные с временной семантикой: прошлогодняя листва, осенний запах, осенний день, поздняя осень, зимний день, весенние дни, летнее июльское утро, летние дни.

Особенностью указания на время у И. С. Тургенева является стремление к конкретизации за счет указания на пору года: летнее июльское утро, зимний, осенний, весенний, летний день. Из наречий употребляются наконец, подчеркивающее достижение результата, давным-давно, а также весной, летом, утром, указывающие на пору года или время суток.

В целом в функции неглагольной номинации времени у Тургенева доминирует беспредложное употребление существительных. Идея времени может выражаться через наименование явлений, предметов, характерных для определенного времени суток. Так, звезды можно увидеть только ночью: 529

6 «На темно-сером небе кое-где мигают звезды» [3, с. 314]. Особым обозначением времени является слово жизнь, так как здесь временной отрезок является промежутком в вечности, данным конкретному человеку.

Время характеризуется по мерке человека, в отличие от таких лексем, как весна, утро, обозначающих время природы, время цикличное, вечное, неограниченное, в отличие от имеющей конец человеческой жизни.

В «Антоновских яблоках» лексические конкретизаторы, выраженные существительными, могут быть разделены на следующие семантические группы: 1) названия временных единиц (час, год, век, столетие); 2) названия частей суток (целый день, несколько дней, сумерки, утром, раннее утро, вечером, зимняя ночь, ранняя утренняя заря, раннее ноябрьское утро, в полдень, ночь, поздняя ночь, ужин, обедня, обед, заря, ранняя заря); 3) названия дней недели и месяцев (август, сентябрь, октябрь, ноябрь); 4) названия времен года (осень, зима, лето, ранняя осень, глубокая осень); 5) названия праздников, трапез (праздник св. Лаврентия, престольные праздники, Петровки, праздничные дни, обед, ужин); 6) названия неопределенных отрезков времени (пора, прежние времена, до сего времени, миг). На наш взгляд, в данную группу могут быть отнесены также слова жизнь: «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…» [2, с. 312] и старина: «Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры про старину, про наследства, начинают появляться угощения» [2, с. 307]; 7) возрастные характеристики человека (детство, старик, старуха); 8) фазовые характеристики действия, отражающие отношение к границам временного отрезка (дни начала октября, в середине месяца). Кроме существительных конкретизируют временное значение прилагательные: осенняя свежесть, утреннее солнце, ночная лень, старое крыльцо, осеннее небо, старая мебель, осенняя прохлада, осеннее поле, зимняя ночь, старинная жизнь, зимние рамы, зимняя свежесть, раннее ноябрьское утро, старая кухарка. У И. А. Бунина прилагательные, имеющие отношение ко времени, имеют более широкую сочетаемость, чем у И. С. Тургенева: прилагательные с временным значением служат средством описания качества предмета. Об этом ярко свидетельствует употребление с одним словом разных прилагательных: осенняя свежесть и зимняя свежесть. В выражении временных отношений участвуют наречия: поздно, рано, долго, подолгу, прежде, по-зимнему, летом, зимой. 530

7 В рассматриваемых произведениях категория темпоральности представляет собой сложно организованную структуру. Однако в тексте И. А. Бунина шире набор грамматических и лексических средств выражения темпоральной специфики. Формы в прямом значении выступают как средство организации повествования. Глагольные формы в прямом значении у И. С.

Важно

Тургенева только обрамляют повествование, в то время как у И. А. Бунина формы в прямом употреблении становятся средством отражения авторского замысла на протяжении всего текста.

Так, формы прошедшего времени со значением бытийности на грамматическом уровне реализуют идею описания, глаголы в значении «результат предшествующего действия» становятся средством движения микротем.

Глаголы чувственного восприятия в настоящем актуальном становятся средством воссоздания прошлого, глаголы в настоящем постоянном создают вневременный образ деревенской жизни. Переносные формы глаголов расширяют смысл обоих произведений, в них реализуется примерно одинаковый набор данных форм.

Настоящее историческое становится средством оживления рассказа о прошлом, передает значимую для текста описания семантику длительности. Однако у И. А. Бунина настоящее историческое часто передает личные ощущения рассказчика, реже ситуации большой степени обобщенности. Аорист в конструкциях с глаголами в настоящем историческом передает перфектное значение.

Настоящее-будущее совершенное представляет действие в прошлом как то, что произойдет. У И. А. Бунина оно является средством выражения неожиданности действия и средством актуализации внимания на образе действия. Темпоральные лексемы в произведениях конкретизируют глагольное выражение времени согласно потребностям художественного текста.

Исследуемые тексты «Лес и степь» И. С. Тургенева и «Антоновские яблоки» И. А. Бунина показывают сходство стиля и мировоззрения писателей. Однако произведение И. А. Бунина включает более богатое идейное содержание, большее разнообразие языковых средств в выражении темпоральных отношений. Тем не менее оба автора, опираясь на использованные языковые средства, детально отобразили временнýю модель действительности. Литература 1. Бондарко, А. В. Грамматическая категория и контекст / А. В. Бондарко. Л. : Наука, с. 531

8 2. Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи. Повести и рассказы / И. А. Бунин. М. : Эксмо, с. 3. Тургенев, И. С. Записки охотника : рассказы / И. С. Тургенев. Минск : Ураджай, с.

Источник: https://docplayer.ru/32381335-Osobennosti-vyrazheniya-temporalnosti-v-proizvedeniyah-les-i-step-i-s-turgeneva.html

Ссылка на основную публикацию