Анализ рассказа белогрудка астафьева

Астафьев Виктор | | Журнал «Литература» № 22/2006

Деревня Вереино стоит на горе. Под горой два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты. Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти и не суются туда.

Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, —  и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником. Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев.

Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный. А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке леса. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

Обратите внимание

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли, — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду. За ней следило несколько человеческих глаз.

Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда. Корм добывать становилось день ото дня трудней.

Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду, неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом. Гнездо было пустое.

Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом опять вверх, к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры. К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли. До рассвета металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу.

Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли котятки. Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе. Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе. Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Важно

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть, что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заборе задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась. И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает на селе.

Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки. Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса. Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу. Белогрудку заключили в ящик. Она свирепо грызла доски, крошила щепу. Пришёл хозяин, он был охотник, и, когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу. На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом.

Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла. Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка. До сих пор помнят в Вереино и Зуятах Белогрудку.

Совет

До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки.

И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: “Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!”

1961

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200602206

Рассказ ВП Астафьева Белогрудка — урок доброты

МБОУ Архангельская СОШ Соловецких юнг.

Учитель русского языка и литературы Антрушина Е.Л.

Тема урока:

Рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка» — урок доброты?

(Учебник литературы О.В. Кубасовой 7 класс)

Оборудование:

— ноутбук, колонки;

— портрет В.П.Астафьева;

— портрет В. Сюхина;

— фото куницы белогрудки;

— иллюстрации к произведению В. Сюхина.

Цели урока:

продолжить знакомство учащихся с творчеством В.П.Астафьева;

формировать умение анализировать эпическое произведение;

повторить изобразительно-выразительные средства языка;

формировать умение находить элементы композиции;

развивать умение работать в паре и группе;

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

На перемене звучит пение птиц.

Организационный момент. Оформление работы в тетради.

Актуализация знаний.

— Вы поняли, что говорили птицы? Если бы и звери, и птицы умели говорить, что бы они сказали людям?

— Кто нам помогает понять мир природы? (Композиторы, художники, поэты, писатели…) Приведите примеры.

— Дома вы работали с материалом из учебника с.293. Мы продолжим знакомство с творчеством какого писателя?

Портрет. С. 293. Доска.

— Какие произведения В.П. Астафьева вам уже знакомы?

(«Васюткино озеро»)

-Какие качества главного героя вас привлекли?

(самостоятелен, наблюдателен, многое умеет, знает законы природы, обладает силой воли)

-Помните ли вы, как и почему появился рассказ «Васюткино озеро»?

(сочинение, заметка «Жив», потом вспомнил об этом)

С.293 автобиография.

Что такое автобиография?

(описание собственной жизни, словарь в учебнике)

— Кто решает, какой будет жизнь человека?

Читаем.

-Что об этом думает Астафьев?

— Какие факты биографии вам показались важными?

— Каково творческое КРЕДО В.П. Астафьева?

Что это? Где можем узнать?

(Кредо — взгляды, убеждения, основы мировоззрения.)

Поможет узнать о кредо учебник

С.294

— Комментарий учащихся.

Постановка темы, цели урока

Определим тему урока.

Рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка» — урок….(доброты?)

Цель – выяснить, рассказ «Белогрудка»- урок доброты?

Задачи: — анализировать поступки героев

— анализировать лексику, средства изобразительности

— давать характеристику персонажу

— решать проблемные вопросы

-понять произведение.

4.Работа в группах.

Самостоятельно 5 -7 минут. Затем сообщение. Класс активно слушает, принимает участие в обсуждении.

— Все ли слова вам понятны? При чтении все ли слова понятны были? Как решили проблему?

-Кто такаяБелогрудка?

Индивидуальное задание.

— Я предлагаю поработать на уроке в группах.

1группа. Косогор.

1.Подготовьте выразительное чтение 1-4 абзаца.

2. Стр. 298-299 выберите 2 вопроса о роли косогора, подготовьте сообщение.

(Как охарактеризованы запахи деревни? С чьей точки зрения передаётся восприятие запахов?

(«Хоронит от худого глаза и загребущих рук» жильцов. Как понимаете? Почему такое нелестное мнение?)

Урок доброты?

Стр.295. Иллюстрация.

К какому эпизоду?

Индивидуальное сообщение. Сергей Сюхин.

2группа. Белогрудка – мама.

1.Почему в тексте “Белогрудка” пишется с заглавной буквы?

2. Стр.299, вопрос 4.

(Какой матерью была Белогрудка? Докажите примерами из текста).

3. Как автор описывает детёнышей Белогрудки? Почему? ( КУНЯТА, КОТЯТА)

Урок доброты?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3группа. Мальчишки и Белогрудка.

1.Почему Белогрудка не заметила присутствия человека?

Источник: http://aplik.ru/ref/17751/

Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева “Белогрудка”

Автор: Терновая Ольга Михайловна, преподаватель русского языка и литературы КГУ «Агротехнический колледж с. Саумалколь», с. Саумалколь Айыртауского района, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан.

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева «Белогрудка». Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы. Это конспект урока, направленного на преодоление трудностей, возникающих при письменной речи.

Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева «Белогрудка».

Цель:Преодоление трудностей, возникающих при письменной речи.

Задачи:

Обучающая: Помочь учащимся «перешагнуть» барьер страха перед бумагой, письменным выражением своих мыслей.

Развивающая: Создание личного отношения к предмету обсуждения.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, чувство сострадания.

Урок разработан по технологии педагогических мастерских. Данная технология позволяет научить детей мыслить устно и письменно.

Структура урока:

1. Создание эмоционального настроя (индукция).

2. Самоинструкция — индивидуальное создание текста.

3. Социализация – все, что сделано индивидуально, должно быть обнародовано и обсуждено.

4. Разрыв – внутреннее осознание учащимися неполноты или несоответствия своего старого знания новому.

5. Рефлексия.

Чтобы жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться,

начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие – душевная подлость.

Л. Н.Толстой Учитель: Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок – урок развития речи. С раннего детства, с азов изучения языка, вы знаете, что речь делится на устную и письменную. Ответьте мне, пожалуйста, что такое устная и письменная речь?

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.

Читайте также:  Анализ рассказа астафьева пастух и пастушка

Письменная речь -речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге с помощью специальных графических знаков.

Представьте такую ситуацию: вам нужно рассказать о себе подруге, с которой вы не виделись несколько лет. Как вам будет легче это сделать – устно или письменно?

(Учащиеся дают ответы, выясняется, что устно им передать свои мысли гораздо легче, чем письменно)

Учитель: Цель нашего урока – помочь вам преодолеть трудности письменной речи, перешагнуть барьер страха перед бумагой. А помогать нам при этом будет рассказ В. Астафьева «Белогрудка». Главное условие, которое вы должны соблюдать на уроке – все полученные задания должны выполняться сначала письменно, а уже затем – устно.

Обратите внимание

На доске написано слово БЕЛОГРУДКА.Учащиеся записывают это слово себе в тетрадь и пишут, кого они представляют, кто бы мог так называться. ( Выдвигаются различные версии: кошка, лебедь, какое-то животное).

Учитель дает задание подобрать несколько прилагательных, которыми учащиеся могли бы охарактеризоватьсвою белогрудку.

(привожу пример работы одной из учащихся):БЕЛОГРУДКАЭто кошка. Маленькая, пушистая, ласковая, шаловливая.

Учитель: Составьте 5-6 предложений с этими прилагательными.

Например: Маленькая проказница. Очень ласковая, пушистая, любит внимание и т. п.

Каждый из учащихся описывает свою белогрудку, записывает свои ответы в тетрадь, а затем озвучивает вслух. У всех учащихся возникают разные версии того, кто же может называться белогрудкой.

Учитель: А теперь послушайте, ребята, как описывает белогрудку писатель В. Астафьев. Зачитываем отрывок из рассказа.

(Приложение № 1)

Учитель: Ребята, подумайте и попробуйте сами продолжить рассказ, как вы думаете, а что же произошло дальше?

(Учащиеся самостоятельно пишут продолжение у себя в тетрадях, а затем озвучивают это перед классом). Например: Мальчишки с недоверием отнеслись к совету бывалого охотника, но затем призадумались и решили вернуть кунят на место. Радости матери не было предела. Она неотрывно находилась около своего гнезда и не могла никуда отлучиться от своих детей, боясь потерять их снова.

Учитель: А теперь послушайте авторское продолжение текста.

(Приложение № 2)

Далее учитель раздает учащимся листы с текстом зачитанного отрывка рассказа и предлагает выписать из него все глаголы, характеризующие действия куницы. Напротив выписанных глаголов учащиеся должны описать свои чувства, возникшие при чтении.

Учитель: Не забываем главное правило нашего урока – сначала все свои мысли мы записываем в тетрадь, а только потом озвучиваем.

(Например: Затаилась и ждала Сострадание

Придушивала птицу Понимание

Раздразнила собаку Сопереживание

Разбойничала Оправдание ее действий

Освирепела Жалость

Таилась Желание помочь

Зализывала раны

Учитель: А теперь давайте попытаемся с вами подумать и написатьокончание рассказа. Как вы думаете, какова дальнейшая судьба куницы?

Учащиеся пишут окончание своего рассказа, зачитывают вслух и защищают написанное.

Например: Куница очень долго залечивала свои раны, не только физические, но и душевные. Прошло много времени, и куница, помня добро охотника, завела новых детенышей, только в этот раз она более тщательно пыталась скрыть их от человеческих глаз.

Далее учитель зачитывает авторское окончание рассказа, ребята сравнивают свои варианты и рассказ В. Астафьева.

(Приложение № 3)

Учитель: Ребята, на моем столе лежат квадратики, вырезанные из цветной бумаги. Выберите несколько квадратиков разных цветов, которыми бы вы могли ассоциативно охарактеризовать чувства, испытанные вами во время урока и прочтения рассказа.

(Учащиеся выбирают квадратики и комментируют свои выбор. Черный — знак скорби и сострадания по потерянным кунятам, красный – кровь и страдания, зеленый – символ возрождения и продолжения жизни и т. д.)

Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы доказали себе, что письменно не так уж и сложно составлять тексты, строить свою речь. Пусть у вас пока не все получается, но это только пока. Я хочу вернуться к эпиграфу, выбранному к уроку. Пусть эти слова Льва Толстого станут для вас жизненным девизом. Не бойтесь пробовать и ошибаться. Самое главное – не стоять на месте.

Спасибо за урок.

Приложение №1

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

Важно

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.

Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

Совет

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Приложение № 2

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Важно

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть, что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

Обратите внимание

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Приложение № 3

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

Важно

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Источник: http://www.school-essays.info/urok-razvitiya-pismennoj-rechi-na-materiale-rasskaza-v-astafeva-belogrudka/

Посвящается Вам, Виктор Петрович Астафьев

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Посвящается Вам,

Виктор Петрович Астафьев

г. Красноярск

Творческие работы

учащихся школы № 91

2011-2012

Ларионов Алексей

11 класс Б

«Затеси».

Интересное слово, не правда ли?

Слово, обладающее способностью оставлять глубочайшие следы в

памяти, сердце, душе каждого, кто его произнесет. Слово, которое способно «выжигать» на сосуде, имя которому душа человеческая, огненную скорбь, кипящее негодование, неописуемую боль, целительную надежду и всепоглощающее чувство стыда. Чувства, на первый взгляд, необычные, страшные, будоражащие, но именно их я испытал, прочитав одно из откровений В. П. Астафьева – «Затеси».

Читайте также:  Анализ повести первая любовь тургенева

Эту книгу я бы назвал книгой мудрости, потому что в ней яркими

красками запечатлена, увы, неяркая жизнь человечества; жизнь, утратившая волшебный стержень доброты, чести, достоинства; жизнь, в которой человек забыл о матери-природе, о своих близких, забыл уроки истории, те страшные даты, которые были высечены на лучезарном небосводе горем, скорбью наших предков.

«А не получится ли так, что человек и братья его забудут самих себя,

канув в бездну времен, в неизвестное черное небытие?» — спрашивает в своих произведениях В. П. Астафьев. Вполне возможно, так оно и будет, если мы, люди не изменим отношение к себе, ко всем и ко всему, что нас окружает.

Миниатюры Астафьева – это многотомная энциклопедия, в которой

нет сухих биографических данных, толкований громоздких терминов, это энциклопедия горячей повседневной жизни, просматривая которую, каждый должен понять, что изменить окружающий мир, сделать его добрее, мягче, обтесать острые каменные углы его может каждый.

Необходимо только захотеть, и «тернистый» путь к великодушию, справедливости, смирению откроется перед каждым.

Будучи оптимистом, я верю, что пройдет время и чувство стыда, скорби за то, что происходит вокруг, за цинизм, за предвзятость, пропитавшие все сферы человеческого бытия, исчезнет, превратится лишь в воспоминания.

Наследие великого писателя В. П. Астафьева, замечательного

человека, подобно святому очищающему огню, который, вспыхнув, осветив бездну между разумом и сердцем, убивает безразличие, приобщает к святой правде, преображающей разноликий мир, призывает любить и быть любимым.

Крылова Анастасия, 5 класс

Отзыв о рассказе В.П. Астафьева

«Белогрудка»

Совет

Мы, люди, высшие существа на земле. Как гордо это звучит! Ну почему же мы так неразумно относимся к природе? Равнодушно и порой очень жестоко. Как красива наша планета! Разнообразие животных и растений говорит о неповторимости нашей флоры и фауны. Нам людям нужно сберечь для себя и потомков этот хрупкий мир.

Многие писатели и поэты затрагивают эту тему в своих произведениях. Виктор Петрович Астафьев был одним из них. Его рассказы учат доброте, честности, внимательности, любви к природе. В 1961 году он написал замечательный и поучительный рассказ « Белогрудка». Этот рассказ учит нас не вмешиваться в дикую природу.

Ведь часто люди ради своего интереса и наживы вредят ей.

Свой рассказ автор начинает с описания природы вокруг двух сёл: большого — Вереино и маленького -Зуяты. Астафьев сразу же показывает читателю, что сама природа пытается защитить своих подопечных. «Еловая и пихтовая крепь надежно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков,белок,горностаев». Как же любя пишет автор о главной героине — Белогрудке.

Она ведь, как человек, всё понимает и чувствует. Очень любит своих детей, ласкает их. «Мать грела их своим теплом, облизывая каждого до блеска… была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят». Но злые мальчишки из деревни украли котят. Просто так, балуясь, не понимая,что причиняют большое горе Белогрудке. И тем самым накликают беду на жителей деревень.

Белогрудка искала своих детей, но один из мальчишек унес их к себе домой. Выследив, где прячут её потомство, она увидела, как жестоко с ним обращаются. На её глазах умер один из котят, и его бросили на съедение собаке. « Мальчик взял котёнка за лапку и кинул собаке». Этого беззаботного мальчишку выпороли и заставили отнести котят обратно в гнездо. Но даже после этого он ничего не понял.

Выкинул беззащитных кунят в овражек, где их съела лиса. Тогда куница начала мстить людям. «В ту же ночь на селе было придушенно множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пес, съевший котёнка». Осиротев, Белогрудка становилась все яростней. «Это сатана! Накликали напасть!» — говорили люди, пытаясь поймать куницу. Конец у этого рассказа не мог быть другим — её убили.

Куница уже никогда бы не оставила в покое своих обидчиков.

Когда я читала рассказ, я плакала и думала, какие же люди бессердечные! Неужели они не понимают, что нельзя брать детёнышей у матери-куницы. Мне надолго запал в душу этот рассказ. Я считаю,что люди должны воспитывать своих детей так,чтобы они не причиняли вред живой природе. Мне очень понравилась главная героиня — Белогрудка. Она была настоящей матерью и любила своих котят.

Рассказ В.П. Астафьева — рассказ-предупреждение. Люди, берегите природу! Не вмешивайтесь в жизнь животных!

Козырева Светлана

5 класс

Отзыв о рассказе В.П. Астафьева

«Гуси в полынье»

Я прочитала рассказ В.П.Астафьева «Гуси в полынье». Писатель так красочно и натурально описывает природу и её явления, что, читая, ярко себе представляешь картину, о которой он рассказывает.

Обратите внимание

В этом рассказе Астафьев описывает реку, не желающую сдаваться холодной зиме, стаю гусей, попавших в беду, детей, которые помогли птицам.

Река мне представляется непокорной и сильной: «Здесь всё бурлит, клокочет, шуга плывёт дальше, свирепое течение крушит хрупкий припай. И хоть вся река уже замерзла, всё равно, то там, то тут на ней остаются полыньи. В одном из таких мест оказалась «усталая и голодная стайка гусей».

Ребятишки, которые заметили этих гусей начали думать о том, как помочь бедным птица: «Одни предлагали подбираться к полынье ползком, держа друг друга за ноги; другие говорили, что надо позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились, третьи утверждали, что надо ещё день подождать, и гуси сами тогда выйдут на лёд, выжмет их из полыньи морозом». Спор помог разрешить местный житель Мишка Коршунов, он организовал спасение гусей из полыньи. С помощью досок мальчишкам удалось спасти гусей. Дети проявили смелость и мужество, рискуя своими жизнями ради спасения птиц. На такой поступок отважился бы не каждый взрослый человек.

Я считаю, что соучастие в чужой беде, решительность, мужество — очень важные и нужные качества в человеке. Гуси остались живы благодаря тому, что рядом оказались люди с такими качествами.

Рябошапко Артём

5 класс

Отзыв о рассказе В.П.Астафьева

«Зачем я убил коростеля?»

Недавно я прочитал очень грустный рассказ известного красноярского писателя Виктора Петровича Астафьева «Зачем я убил коростеля?». Этот рассказ основан на реальных событиях и написан по воспоминаниям самого автора.

Рассказ о том, как мальчик Витя увидел маленькую птичку, ковыляющую от него в испуге. У Вити разыгрался мальчишеский азарт, и ему захотелось догнать птичку. Настигнув несчастную, до смерти захлестал её сырым удилищем.

И вот у него в руках мёртвое тело маленькой птички. Мальчик увидел, что это был коростель без одной лапки. «Наверно, птичка лишилась её во время покоса»,- подумал мальчик.

И ему стало так жалко эту птицу, что он голыми руками выкопал ямку в борозде и похоронил её.

Важно

Когда я читал это произведение, я чуть не плакал: мне было очень жаль птичку. Я ожидал, что мальчик одумается и не станет убивать коростеля. Я думал, что он возьмёт его домой и выходит его.

Но он этого не сделал. Он бездумно убил несчастную птицу, и этим мальчик меня сильно огорчил.

Но в рассказе мне понравилось то, что мальчик понял и осознал свой поступок и каждый год ждал прилёта этих милых птиц в родные края.

Когда я прочитал этот рассказ, мне стало очень грустно, тяжело. Этот рассказ заставляет задуматься о своих поступках, понять, что нельзя совершать того, за что будет стыдно всю жизнь.

Конашенкова Анна

8 класс

Эссе

Материнское сердце

(В.П.Астафьев. «Мальчик в белой рубахе»)

Беда всегда приходит внезапно, оттуда, откуда её не ждёшь.

А рядом с бедой шагает вина, её подружка, она не отпускает человека, даже если он не виноват. Вот она и пришла к безутешной матери, матери, потерявшей сына…

Что такое потерять сына… потерять своего малютку? Это для матери самое тяжкое, невыносимое. Самое настоящее горе! Любой человек в таком состоянии не может совладать с собой. И мать страдает, но всё еще надеется… Но нет. Сыночка не нашли… И именно тут чувство вины захлёстывает её с новой и новой силой. Она не может спокойно жить. Она плохо спит.

И каждую ночь она видит один и тот же сон: ввысь по горной дороге уходит от неё маленький мальчик в белой рубахе… Его душа странствует по миру и не находит покоя… Неприкаянная душа, ищущая свою мамочку… и мамочка, ищущая своё дитя. Не может она не горевать, не может не винить себя. А ведь она не виновата. Она не знала о вылазке своих ребятишек.

Усердно работала, чтоб позже не голодать, содержать своих милых деток. И тут такое … Как она, мать, не предчувствовала беды, отчего материнское сердце в этот раз промолчало?! Ответ прост: она устала, умоталась за день, к концу дня чувства притупляются… Да, она не виновата, но горе не даёт ей этого понять, не даёт ей жить спокойно.

Сердцу не докажешь, что оно ошибается.

Сколько лет вина не даёт матери жить спокойно… И если б было перед кем повиниться, попросить прощения, то душа, может быть, успокоилась бы, смогла бы жить дальше… Но нет рядом с ней её сына, а значит, нет и прощения.

Кудашкин Илья

5 класс

Отзыв о рассказе В. П. Астафьева

«Гуси в полынье»

Рассказ «Гуси в полынье» написал наш красноярский писатель Виктор Петрович Астафьев.

Рассказ начинается с описания могучей реки Енисей. Зимой река постепенно покрывается льдом: «Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные… но как бы густо ни шла шуга, она не может разом усмирить Енисей». В некоторых местах остаются полыньи. В такой полынье оказалась гусыня с гусятами. Они могли погибнуть.

Совет

Это увидели местные мальчишки и начали обсуждать, как помочь птицам. Некоторые ребята отговаривали их, предлагали позвать охотника и пристрелить гусей, чтобы те не мучились. Тут на помощь пришёл местный взрослый житель Мишка Коршунов. Он посоветовал мальчишкам взять доски и, передвигаясь на них, подползти к полынье.

Ребята послушались и с риском для жизни подобрались к полынье. Витя был самым худым из мальчишек, поэтому в конце пути пришлось ему одному подползти к полынье, потому что под тяжестью лёд мог провалиться. Так ребята вызволили гусиную семейку и отнесли её домой в тепло.

Вначале гусыню разлучили с гусятами, но она так орала она всю деревню, что семью воссоединили.

Я считаю, что ребята совершили мужественный поступок, хотя это могло закончиться страшной трагедией, ведь ребята могли утонуть. Но желание помочь птицам в беде пересилило страх.

Этот рассказ заставляет задуматься: а как бы ты поступил в этой ситуации? Не каждый может отважиться на такой поступок.

Рассказ «Гуси в полынье» учит доброте и состраданию к попавшим в беду животным, говорит о силе материнской любви.

Старостенко Кирилл

8 класс

Эссе

«Костер возле речки»

В своем рассказе «Костер возле речки» В.П. Астафьев затронул тему бережного отношения к природе.

Академик со своей женой делали полезную и нужную работу: убирали мусор, оставленный людьми, которые по-свински относятся к природе. Но шоферу эти люди почему-то показались чокнутыми, идиотами. Такими словами явно нельзя называть этих людей.

Обратите внимание

В последнее время мы перестали задумываться о том, что природа — наш дом. Мы делаем с ней все, что хотим. Таких людей, как академик и его жена, к сожалению, слишком мало. Нужно равняться на таких людей.

Нужно беречь природу, не наносить ей ущерб! Порой мы думаем, что один человек не может нанести большой вред природе. Ну что, думаем мы, может случиться от одного брошенного на землю полиэтиленового пакета, пластикового стакана, окурка? Дело в том, что таких людей на планете миллионы.

Читайте также:  Анализ произведения шолохова жеребенок

И вред, наносимый ими природе, сильно сказывается на ней. Если люди будут продолжать так относиться к своему дому, рано или поздно им негде будет жить: на каждом квадратном сантиметре земли будет лежать мусор.

Когда смотришь на человека, бросающего мусор на землю, невольно задаешься вопросом: а где же этот человек собирается жить дальше?

Козырева Мария

5 класс

Отзыв о рассказе В. П. Астафьева

«Белогрудка»

Я прочитала рассказ Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». В нем рассказывается о лесном зверьке-кунице, о её маленьких детёнышах. Куница жила в лесу недалеко от деревни.

Местные мальчишки выследили расположение норы Белогрудки и, воспользовавшись её отсутствием, забрали детёнышей и унесли к себе домой. Их совсем не интересовало чувство матери, маленьких кунят.

Они повели себя очень бездушно и жестоко.

Белогрудка была заботливая и старательная мать: согревала котят своим телом, облизывала каждого, добывала для них еду. Пропажа котят была для неё трагедией…. «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы…»

Белогрудка поняла, что её детёнышей унесли люди в деревню, она выследила дом, в котором они находились. Каждую ночь она подкрадывалась к этому дому и ждала, когда запищат котята. Как-то раз она увидела своих котят, когда мальчишки вынесли их во двор и играли с ними. После того, как Белогрудка увидела, что погиб один из её детёнышей и его скормили собаке, она начала жестоко мстить.

Важно

Каждую ночь она давила куриц и цыплят. Люди жестоко поступили с ней, и она тем же ответила им.

После гибели всех котят Белогрудка совсем освирепела и давила утят и цыплят не только в этой деревне, но и в ближайших деревнях.

Один необдуманный поступок мальчишек привёл к ряду трагедий: гибель котят, освирепевшая куница, которая давила всех домашних птиц у людей, непричастных к её трагедии , и в конце концов гибель самой курицы.

Всем нравятся маленькие котята, щенята. Но ведь они вырастают, и часто люди выбрасывают их на улицу. Очень жаль, что существуют люди, которые считают что могут безнаказанно вторгаться в жизнь животных и даже людей, и разрушать её. Мы всегда должны думать о последствиях своих поступков и действий.

Над выпуском работали:

ученики МБОУ СОШ №91 г. Красноярска

Крылова Анастасия,

Козырева Светлана

Кудашкин Илья

Козырева Мария

Конашенкова Анна

Старостенко Кирилл

Рябошапко Артём и

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 91

Камина Светлана Владимировна

Источник: https://gigabaza.ru/doc/26343.html

В. П. Астафьев. Рассказ «Белогрудка» «Белогрудка» Эпиграф

1 В. П. Астафьев. Рассказ «Белогрудка» «Белогрудка» Эпиграф: Пусть будущие поколенья Не скажут с болью сожаленья: Жил-был смешной пушной зверек, Но мир его не уберег.<\p>

2 Знакомство с биографией В.П. Астафьевабиографией Выполните тест.тест.<\p>

3 Самостоятельная работа — Вы прочитали рассказ, попробуйте ответить на вопросы теста. теста.<\p>

4 Работа с текстом рассказа На страницах рассказа мы встречаем растения и деревья. – Назовите их. (Еловая и пихтовая крепь) ( Попробуйте объяснить значение слов) – Как защищают растения своих жильцов? – Где встречаются различные виды растений, деревьев? (На косогоре) – Как защищают растения своих жильцов? Как вы понимаете значение слова косогор? – При помощи какого предложения автор передал живописный вид? (Косогор, видный за много верст темным горбатым островом)<\p>

5 Повторим изобразительно- выразительные средства языка; – От кого охраняет еловая и пихтовая крепь? (От худого глаза и загребущих рук) О ком это говорится? Это эпитеты. Что такое эпитет? Сказать точно помогли эпитеты. – Кто в этом густолесье главные жители? – Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему? Здесь поселилась наша героиня – куница. – Почему она выбрала густолесье? (Скрытный зверек)<\p>

6 Косогор. «Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом.»<\p>

7 Задание для групп 1 группа — собрать материал о природе, описанной в рассказе (выделить в распечатанных текстах красным цветом).о природе 2 группа — заранее подготовленные ученики, рассказывают о животных, обитающих в этом крае (барсуки, белки, горностаи);задание для остальных – найти в тексте слова, которые использует автор, рассказывая об этих животных.(выделить в распечатанных текстах зелёным цветом);о животных 3 группа – найти в текстах описание белогрудой куницы, ее повадки, черты характера, сходство с человеком, поведение. ( выделить в текстах синим цветом);белогрудой куницы<\p>

8 Белка, горностай. « Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих птиц, барсуков, белок, горностаев.»<\p>

Совет

9 Белогрудая куница «А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.»<\p>

10 Подведение итогов урока. – Послужила история с куницей уроком для жителей деревень? Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1225559/

Педразвитие | Рассказ В. П. Астафьева «Белогрудка»

Автор: Сибгатуллина Альбина Наиловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: урок
Тема: Рассказ В. П. Астафьева «Белогрудка»
Дата публикации: 14.05.2017
Раздел: среднее образование

Класс: 5 класс

Тема: урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»

Тип урока: получение новых знаний (знакомство с художественным произведением).

Метапредметная связь: биология, литература

Форма урока: коллективная, индивидуальная

Цели урока:

1.Дидактическая

— познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Белогрудка»

— формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные

признаки,

— закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.

2. Воспитательная

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

— чувства ответственности, сострадания,

— гуманного отношения к животным (растениям),

— любви к окружающей природе.

3. Развивающая

В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:

— критического мышления

— познавательной активности

— наблюдательности

— коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте;

3) формируем умение выполнять проект.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме и в форме стенгазеты;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы

по содержанию рассказа; прогнозировать

дальнейшее развитие событий в произведении;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология продуктивного чтения.

2

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, главному герою

рассказа.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)

Предварительная работа: дети подготовили материал для газеты (ватман, ножницы. клей, фломастеры)

3

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный

момент

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие

Работа с текстом.

Словарная работа.

Формулировка темы

урока

-Прочитайте отрывок (1 абзац).

Подчеркните

слова,

значение

которых вам не известно.

При

помощи

толкового

словаря

найдите значение этих слов.

Косогор

Куница

Предположите,

о

ком

мы

будем

говорить

на

уроке?

кунице)

Сегодня

мы

с

вами,

ребята,

п о зн а коми мс я

с

р а с с к а з о м

В.П.Астафьева «Белогрудка».

Читают про себя. 1 ученик читает

вслух.

Работа в парах.

Дети объясняют значение слов:

белогрудка- это куница. Куница

-небольшой хищный зверь с

светло-коричневым пушистым

мехом.

Дети формулируют тему урока.

1) Регулятивные:

Извлечение необходимой

информации и ее

использование,

конструирование

предполагаемого текста по

названию.

2) Коммуникативные:

— планирование учебного

сотрудничества с учителем

и со сверстниками.

Чтение отрывка

рассказа.

Беседа по отрывку.

Прочитайте 2 абзац текста про

себя.

Подумайте, обсудите в команде и

предположите, почему куница

разбойничала в селе?

1 ребёнок читает вслух.

Дети обсуждают в команде и

строят предположения.

1) Регулятивные:

— целеполагание как

постановка учебной

задачи,

— планирование,

— прогнозирование.

2) Познавательные:

Что сказал местный охотник о

поступке куницы? (Куница не

виновата)

Почему он так сказал, вы узнаете ,

когда прочитаете рассказ.

Куница не виновата.

— умение структурировать

знания, постановка и

формулировка проблемы,

умение осознанно и

произвольно строить

речевые высказывания

Работа с текстом

(Чтение с

остановками)

Физминутка.

Приступим к чтению рассказа.

Прочитайте 1 отрывок до линии .

Какой матерью была белогрудая

куница? (заботливой)

Прочитайте следующий отрывок.

Читает

вслух

один

ученик,

остальные

следят

по

тексту

в

своих

индивидуальных

листах.

Ответы детей:

— «грела телом, облизывала до

блеска»;

«стала добывать для них

еду»;

— «старательная мать».

Читает

вслух

один

ученик,

остальные

следят

по

тексту

в

своих индивидуальных листах

5

Какие

фразы

говорят

о

состоянии куницы после пропажи

детёнышей?

-Как

оценивает

автор

поведение

белогрудки?

Продолжим знакомство с текстом.

Читаем следующий отрывок.

Ка к

в ы

м оже т е

о ц е н и т ь

Ответы детей:

— «выронила добычу»;

— «метнулась вверх по ели,

потом вниз, потом опять вверх»;

— «если бы умела кричать –

закричала бы»:

— «выследила, что унесли»;

— «ночью нашла дом»;

— «металась возле крыши, с

крыши

на

забор,

с

забора

на

крышу».

— Белогрудка переживала за

судьбу пропавших котят, долго

искала их и по запаху нашла.

Дети обсуждают в команде

6

Работа в команде над

проектом.

п о с т у п о к

м а л ь ч и к о в ?

(Безответственный поступок)

Н

а

й

д

и

т

е эпитет,

характеризующий

мальчиков?

(беззаботные)

Чтение следующего отрывка.

-Почему

же

охотник

выпустил

куницу? Обсудите в команде.

Чтение последнего отрывка.

Поняли

ли

люди

этого

села,

ч т о

н у ж н о

б е р е ж н о

относиться к братьям нашим

меньшим?

Автор говорит: «Вот если бы

таких косогоров было побольше

возле наших сёл и городов!»

-Что хотел сказать автор этими

словами? (Что нужно быть

ответственным за свои

п0ступки, беречь природу)

— А как вы можете беречь

природу?

-Мы с вами -часть природы. От

нас, людей. зависит, сохраним мы

нашу планету или нет. Я

предлагаю вам в группе создать

проект, в котором вы рассказали

бы о том. как мы можем беречь

Работа в команде.

Обсуждение в команде ответа на

вопрос.

Ответы детей:

Люди

поняли,

что

трогать

гнезда

птиц,

детенышей

зверей

нельзя.

(Что нужно быть

ответственным за свои

п0ступки, беречь природу)

Начало работы над проектом в

группе.

7

нашу природу.

8

9

.

10

11

12

Рефлексия

«О чем заставил меня

задуматься урок?..»

«Сегодня на уроке я

понял…»

1) Познавательные:

— умение структурировать

знания

— оценка процессов и

результатов деятельности

2) Регулятивные:

— волевая саморегуляция

— осознание того, что уже

усвоено и что ещё

подлежит усвоению

Подведение итогов.

Напишите

фамилию

т о го

участника

команды,

кто

работал

лучше всех, на ваш взгляд.

13

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=1646

Ссылка на основную публикацию