Анализ рассказа крыжовник (произведение чехова)

«Крыжовник», Чехов. Краткое содержание. Анализ :

Рассказ «Крыжовник» Чехова был создан в июле 1898 года в Мелихове и опубликован в этом же году в печатном издательстве «Русская мысль».

Это произведение входит в трилогию, состоящую из небольших рассказов: «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник».

В сочинении на тему «»Крыжовник» (Чехов): краткое содержание» речь пойдет о человеке, который всего себя подчинил материальной составляющей жизни. Он мечтал обладать усадьбой, в которой он будет выращивать любимый крыжовник.

Трилогия Чехова. «Крыжовник»

Сюжет истории начинается с того, что два друга идут по полю, вдали от которого виднеется село Мироносицкое. Вдруг небо нахмурилось, и неожиданно пошел дождь. Тогда они решили зайти в гости к своему знакомому небогатому барину Алехину Павлу Константинычу, дом которого располагался совсем недалеко, в селе Софьино.

Алехин оказался мужчиной на вид лет сорока, высоким, упитанным и с длинными волосами. На помещика он не был похож, а больше на деятеля искусства. Он рад был видеть гостей, предложил им умыться и переодеться. После этого хозяин с гостями пошел пить чай с вареньем.

За столом Иван Иваныч начал рассказывать историю о своем брате Николае Ивановиче.

Мечта всей жизни

И тут очень заманчиво раскрывает сюжет произведения «Крыжовник» Чехов.

Краткое содержание дальше повествует о том, что, будучи детьми, они жили в имении отца-кантиста, получившего офицерский чин и оставившего детям титул потомственного дворянства. Когда их отец умер, именье было отдано за долги.

С девятнадцати лет Николай, работая в казенной палате, только и мечтал о собственной небольшой усадебке, где непременно должны были расти кусты крыжовника. О другом он и думать не мог.

Николай стал судорожно копить деньги, недоедал и ничего лишнего себе не позволял. Женился на некрасивой богатой вдове, деньги которой положил в банк, а ее саму держал впроголодь. Жизни такой она, конечно же, выдержать не смогла и вскоре умерла. А Николай, ничуть не сомневаясь и не раскаиваясь, купил себе вскоре желанное именье и развел крыжовник. Да так и зажил помещиком.

Приезд брата

Но на этом не закончил сюжет произведения «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание продолжается тем, что однажды к нему приехал его брат Иван Иваныч, который увидел, что Николай Иваныч постарел и стал брюзглив. Он постоянно судился и говорил фразами министра что-то наподобие того, что образование необходимо для народа, но только оно преждевременно.

Брат Николай угощал Ивана крыжовником, и по нему было видно, что он доволен жизнью. Самого же Ивана Ивановича охватило недовольство и даже отчаяние. В эту ночь он не спал и все думал о том, как много несчастливых людей, которые спиваются, сходят с ума, их дети умирают от недоедания.

И сколько других, которые живут «счастливо»: спят, едят, говорят всякие пустые речи, женятся, старятся и благодушно хоронят своих покойников.

Обратите внимание

Он пришел к мысли, что за дверью каждого такого «счастливого человека» должен стоять человечек с молоточком, который своим стуком будет напоминать им, что есть люди несчастные, и что и с теми, кому сейчас хорошо, рано или поздно случится беда, и тогда их точно никто не услышит и не увидит.

Вот так подытоживает свое произведение «Крыжовник» Чехов. Краткое содержание сюжета заканчивается, как и сам рассказ, тем, что Иван Иваныч, подытоживая свое повествование, говорит о том, что жизнь не может быть счастливой без добрых дел.

Но ни Алехин, ни Буркин не вникали в саму суть рассказа, потому что не были особо в нем заинтересованы, ведь речь в нем не шла о чем-то насущном. Да и к их жизни все это, как они считали, не имело никакого отношения. Однако Алехин все равно был рад общению с гостями.

Но время было уже позднее, и всем нужно было отправляться спать.

Чехов, «Крыжовник»: анализ творческих идей

Надо отметить, что получилось очень самобытное и умное произведение с очень хорошими мыслями, которое достойно оценил критик Немирович-Данченко.

Долго писал Чехов «Крыжовник». Анализ сюжета занял у него много времени. Идей для написания у него было много, и все они были разные по сюжету, но по смыслу одинаковые.

Сначала он хотел написать про человека, у которого была мечта накопить на дом, но он скуп и даже не женится, но потом к 60 годам все же приобретает желанное имение и садит крыжовник, однако потом, как только крыжовник созрел, у него обнаруживают рак желудка.

Вторая история, им задуманная: один чиновник хотел купить новый парадный мундир с золотыми вышивками, и тоже на всем экономил, в итоге он его пошил, но надеть на прием или на бал ему все как-то и не удавалось. В итоге мундир убрали в шкаф, а на осень оказалось, что нафталин сделал золото тусклым и неприглядным. В итоге через полгода чиновник умер, его хоронили как раз в этом мундире.

На этом можно закончить сочинение по теме «Крыжовник». Чехов (идея этого рассказа придумана просто замечательно) заставляет задуматься об очень важных вещах, которые весьма полезны для воспитания нравственности любого человека.

Источник: https://www.syl.ru/article/201258/new_kryijovnik-chehov-kratkoe-soderjanie-analiz

Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.

И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском.

Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли.

Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.

Важно

Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник – свою давнюю мечту.

За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.

Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного.

Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро.

И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.

Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат – ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин.

Читайте также:  Испытание любовью базарова (тургенев отцы и дети) сочинение

Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи.

И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».

В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX – начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.

Источник: http://MirZnanii.com/a/134956/analiz-rasskaza-ap-chekhova-kryzhovnik

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник» 

Творчество  Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится  и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время  было написано это произведение –  это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные  реформы.

О чем рассказ  «Крыжовник»?

Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском, который служит в палате и больше всего на свете мечтает о собственном  имении. Его заветное желание –  стать помещиком.

Совет

Автор подчеркивает, насколько  его персонаж отстает от времени, ведь в ту эпоху уже не гнались  за бессмысленным титулом, а многие дворяне пытались стать капиталистами, чтобы идти в ногу со временем.

Герой Чехова выгодно жениться, забирает необходимые ему деньги у жены и наконец-то приобретает  себе желаемое имение. И исполняет  еще одну свою заветную мечту, в имении он высаживает крыжовник. А его жена умирает, так как в своей погоне за деньгами, Чимша-Гималайский морил  ее голодом.

В рассказе «Крыжовник» Чехов  применяет искусные литературный прием  – рассказ в рассказе, историю  о Николае Ивановиче Чимше-Гималайском  мы узнаем от его брата. И глаза  рассказчика Иван Ивановича –  это глаза самого Чехова, таким  образом он показывают читателю свое отношение к таким людям, как  новоиспеченный помещик.

Ответственность героя за выбор жизненной философии

Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его  ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни  в имении Николай Иванович стареет  и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит  к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие – уже отмирающее и на смену ему приходит более  свободная и справедливая форма  жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его  первый крыжовник, и он в одночасье  забывает о важности дворянства и  о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает  себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает  о том, как большинство людей  предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном  же счастье. Причем он критикует и  самого себя, находя у себя такие  минусы, как самодовольство и желание  поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе

Иван Иванович раздумывает  о нравственном и моральном кризисе  общества и личности в целом, его  беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный  социум.

Обратите внимание

И его словами к нам  обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают  для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро  и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю – молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами  своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни –  это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко  обыгранным рассказом он просит людей  не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой  жизни.

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о  смысле человеческой жизни – нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий  вопрос – каждому для самого себя.

Уровень образования:   

основное общее образование

Целевая аудитория:   

Учащийся (студент) 

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):  

Литература

Цель урока:  

1. Раскрыть идейное содержание  рассказа А.П.Чехова «Крыжовник». 2.

Вырабатывать навыки анализа  литературного произведения (навыки  выделения необходимых цитат,  доказывающих те или иные мысли,  нахождения ярких языковых средств,  используемых писателем для выражения  своей позиции). 3.

Вырабатывать навыки  рассуждения, учить учащихся доказывать  свои мысли, выступать. 4. Заставить  учащихся задуматься над вопросом: чему посвятить свою жизнь;  вызвать чувство неприятия такой  жизни, как у героя рассказа  А.П.Чехова.

Краткое описание:   

План-конспект урока по творчеству А.П. Чехова 

Ход урока.

I. Слово учителя.

В конце 19века во взглядах и настроениях  Чехова появились новые черты. К.С.Станиславский  говорил о Чехове той поры: «По  мере того, как сгущалась атмосфера  и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным».

 В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни.

Важно

Эта же проблема затрагивается в рассказе «Крыжовник» (из трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О.любви», написанной в 1898году). (Приложение 1)

II. Беседа с учениками.

— В чём особенность произведения?

— Это рассказ в рассказе.

— Рассказ Ивана Иваныча о своём  брате Николае Иваныче становится  центральным местом в произведении.  

Итак, составим кластер и пройдём по жизненному пути Николая Иваныча.

Требование  к ответу: предложить слово-характеристику и сделать сообщение, связанное  с текстом. Слова, конечно, должны звучать в определённом порядке (жизненный путь Николая Иваныча) 

— Первое слово: добрый.

«Добрый, кроткий человек.

С девятнадцати лет сидел в казённой палате.

Тосковал. Писал бумаги и думал  об одном и том же: как бы в деревню…»

— Кроткий.

— Мечтающий.

«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту  купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»

Мечта: «есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»

« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а  на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»  

Жадный.

«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»

Скупой 

Не умеющий  жалеть и любить.

«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного  не видала вдоволь; стала чахнуть  от такой жизни, да года через три  отдала богу душу». 

Постаревший, располневший, обрюзгший.

Вот, что увидел Иван Иваныч: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью.  Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Самодовольный.

«Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, — потом  положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который  наконец получил свою любимую  игрушку, и сказал:

-Как вкусно!

И он с жадностью ел и всё повторял:

-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!

Было жёстко и кисло…    Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел…» 

— Итак, перед нами жизненный  путь Николая Иваныча.

Человек, который всю  жизнь шёл к поставленной цели и достиг её. 

Но почему нет восхищения читателей, наоборот, вместе с писателем и рассказчиком нам грустно и тяжело? («Особенно тяжело было ночью. Николай Иваныч не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке».)

— Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.

Писателю больно: «Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»

«Надо, чтобы за дверью каждого  довольного, счастливого человека стоял  кто-нибудь с молоточком и постоянно  напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет  ему свои когти, стрясётся беда –  болезнь, бедность, потери, и его  никто не увидит и не услышит, как  теперь он не видит и не слышит других».  

— Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся  мои прекрасные годы? Вижу ли  я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только  лишь для меня. Главное, о чём хочет напомнить писатель своему читателю:                           

«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в  жизни есть смысл и цель, то смысл  этот и цель вовсе не в нашем  счастье, а в чём-то более разумном и великом. 

Делайте добро!» 

— Конечно, главный герой рассказа —  Николай Иваныч.  Но есть в произведении и другие герои.  Какими они предстают перед нами? 

Иван Иваныч и  Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна. 

Алёхин.  « На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли» (но, заметьте, это не вызывает чувство отвращения и брезгливости – наоборот, он красив в своей работе)

«Горничная, молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)

« Алёхин сел на ступеньке  и намылил свои длинные волосы  и шею, и вода около него стала коричневой.

-Давно я уже не мылся…- повторил Алёхин конфузливо и  ещё раз намылился, и вода  около него стала тёмно-синей,  как чернила». 

«Иван Иваныч бросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны….   «Ах, боже мой… — повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…» 

Совет

Всех этих героев рассказа объединяет одно: они видят и любят прекрасное, они любят жизнь, энергичны, жизнерадостны, они не замкнулись в своём мирке  – эти люди противопоставлены  Николаю Иванычу.    (приём антитезы) Именно они дают уверенность в том, что не задушат нашу жизнь Николаи Иванычи. 

Читайте также:  Значение слова о полку игореве в русской литературе

III. Выступление учащихся  с проектом «Крыжовник или  земной шар». (Приложение 2 )

-Итак, что же должен  выбрать, по мнению писателя, человек:  крыжовник (мелкие житейские проблемы) или жизнь, активную, энергичную, наполненную заботами и тревогами  о родных, близких, товарищах… 

«Принято говорить, что человеку нужно только три  аршина земли. Но ведь три аршина нужны  трупу, а не человеку. Уходить от борьбы, от житейского шума, уходить  и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». 

— Завершая нашу беседу, хочется  дать вам напутствие:

Иди, мой друг, дорогою  добра.

Не умеющий  жалеть и любить 
Постаревший  РасполневшйОбрюзгший

Источник: http://student.zoomru.ru/lit/analiz-rasskaza-chehova-kryzhovnik/226164.1787090.s1.html

Рассказ «Крыжовник» Чехова: краткое содержание. Анализ рассказа «Крыжовник» Чехова

В этой статье мы познакомим вас с произведением «Крыжовник» Чехова. Антон Павлович, как вы уже, наверное, знаете, — русский писатель, драматург. Годы его жизни — 1860-1904. Нами будет описано краткое содержание данного рассказа, проведен его анализ. «Крыжовник» Чехов написал в 1898 году, то есть уже в поздний период своего творчества.

Краткое содержание: начало истории

Буркин и Иван Иваныч Чимша-Гималайский шагают по полю. Село Мироносицкое виднеется вдали. Вдруг начинается дождь, и поэтому они решают зайти к Павлу Константинычу Алехину, приятелю-помещику, усадьба которого находится в деревне Софьино, неподалеку.

Алехин описывается как высокий мужчина примерно 40 лет, полный, похожий больше на художника или профессора, чем на помещика, с длинными волосами. Он встречает путников у амбара. Лицо этого человека черно от пыли, грязна его одежда. Он рад нежданным гостям, предлагает тем отправиться в купальню.

Переодевшись и помывшись, Буркин, Иван Иваныч Чимша-Гималайский и Алехин отправляются в дом, где Иван Иваныч рассказывает за чаем с вареньем историю Николая Иваныча, своего брата.

Иван Иваныч начинает свой рассказ

Детство братья провели в имении отца, на воле. Сам родитель их был из кантонистов, но оставил потомственное дворянство детям, выслужив чин офицера. Имение после его смерти отсудили у семьи за долги.

С девятнадцати лет Николай сидел за бумагами в казенной палате, но ужасно там тосковал и мечтал приобрести небольшую усадебку. Иван Иваныч же желанию своего родственника на всю жизнь запереть себя в поместье никогда не сочувствовал.

А Николай не мог думать ни о чем другом, все время представляя большую усадьбу, где должен был непременно расти крыжовник.

Николай Иванович воплощает свою мечту в реальность

Копил деньги брат Ивана Иваныча, недоедал, в конце концов женился не по любви на богатой некрасивой вдове. Жену свою он держал впроголодь, а ее деньги на свое имя положил в банк. Не вынесла этой жизни супруга и умерла вскоре, а Николай, ничуть не раскаиваясь, приобрел себе желанное имение, посадил 20 кустов крыжовника и зажил в свое удовольствие помещиком.

Иван Иваныч навещает брата

Продолжаем описывать рассказ, который создал Чехов, — «Крыжовник». Краткое содержание дальнейших событий следующее.

Когда Николая приехал навестить Иван Иваныч, он был поражен тем, как сильно опустился, обрюзг и постарел его брат. Барин превратился в настоящего тирана, много ел, постоянно судился с заводами и разговаривал тоном министра.

Потчевал Ивана Иваныча Николай крыжовником, и видно было по нему, что своей судьбой он доволен так же, как и самим собой.

Иван Иваныч размышляет о счастье и смысле жизни

Следующие дальнейшие события передает нам рассказ «Крыжовник» (Чехов). Братом Николая при виде его родственника овладело близкое к отчаянию чувство. Он размышлял, проведя в усадьбе ночь, о том, как много в мире людей сходят с ума, страдают, пьют, какое количество детей погибает от недоедания.

А другие тем временем счастливо живут, спят ночью, едят днем, говорят чепуху.

Подумалось Ивану Иванычу, что за дверью счастливого человека непременно должен находиться некто «с молоточком» и стуком напоминать ему, что есть на земле несчастные, что когда-нибудь и с ним приключится беда, и его не услышит и не увидит никто, так же как сейчас он не слышит и не замечает других.

Заканчивая рассказ, Иван Иваныч говорит, что нет счастья, а если и существует в жизни смысл, то находится он не в нем, а в том, чтобы творить добро на земле.

Как восприняли рассказ Алехин и Буркин?

Ни Алехин, ни Буркин рассказом этим не удовлетворены. Не вникает Алехин, справедливы ли слова Ивана Иваныча, поскольку речь шла не о сене, не о крупе, а о чем-то таком, что не имеет прямого отношения к его жизни. Однако он очень рад гостям и желает, чтобы те продолжали беседу. Но время уже позднее, гости и хозяин отправляются спать.

«Крыжовник» в творчестве Чехова

В значительной мере творчество Антона Павловича посвящено «маленьким людям» и футлярной жизни. Рассказ, который создал Чехов, «Крыжовник» о любви не повествует. В нем, как и во многих других произведениях этого автора, обличаются люди и общество в мещанстве, бездушии и пошлости.

В 1898 году рассказ «Крыжовник» Чехова появился на свет. Следует отметить, что время, когда было создано произведение, — период царствования Николая II, который продолжал политику своего отца, не желая осуществлять либеральные реформы, необходимые в то время.

Характеристика Николая Ивановича

Чехов описывает нам Чимша-Гималайского — чиновника, который служит в одной палате и мечтает иметь собственную усадьбу. Заветное желание этого человека — сделаться помещиком.

Подчеркивает Чехов, насколько отстает от своего времени этот персонаж, ведь в описываемое время люди не гнались уже за бессмысленным титулом, капиталистами мечтали стать многие дворяне, это считалось модным, передовым.

Герой Антона Павловича выгодно женится, после чего забирает деньги, необходимые ему, у жены и приобретает, наконец, желаемое имение. Еще одну свою мечту исполняет герой, высаживая в усадьбе крыжовник. А супруга его тем временем умирает от голода…

«Крыжовник» Чехова построен с использованием «рассказа в рассказе» — особого литературного приема. Историю описываемого помещика мы узнаем из уст его брата. Однако глаза Ивана Ивановича — глаза самого автора, он показывает таким образом читателю свое отношение к людям, подобным Чимша-Гималайскому.

Отношение к брату Ивана Ивановича

Брат главного героя рассказа «Крыжовник» Чехова поражается духовной скудности Николая Ивановича, ужасает его праздность и сытость своего родственника, а мечта как таковая и исполнение ее кажутся этому человеку вершиной лени и эгоизма.

За время, проведенное в усадьбе, дурнеет и стареет Николай Иванович, он гордится своей принадлежностью к дворянам, не понимая при этом, что данное сословие уже отмирает, а на смену приходит более справедливая и свободная форма жизни, меняются постепенно общественные устои.

Однако больше всего рассказчика поражает момент, когда Николаю Ивановичу подают первый урожай крыжовника. Сразу же он забывает о модных вещах времени и важности дворянства.

Этот помещик в сладости крыжовника обретает иллюзию счастья, он находит причину восхищаться и радоваться, и это обстоятельство поражает Ивана Ивановича, который раздумывает о том, что люди предпочитают себя обманывать, лишь бы поверить в свое благополучие.

Критикует он при этом и самого себя, находя такие недостатки, как желание поучать и самодовольство.

Раздумывает Иван Иванович о моральном и нравственном кризисе личности и общества, беспокоит его нравственное состояние современного ему социума.

Мысль Чехова

Иван Иванович говорит о том, как его мучает ловушка, которую создают люди сами для себя, и просит творить в будущем лишь добро и пытаться искоренять зло. Но на самом деле через своего персонажа говорит сам Чехов.

Читайте также:  Сочинение на тему роль родительского наставления в жизни человека

Человек («Крыжовник» обращен к каждому из нас!) должен понимать, что цель в жизни — добрые дела, а не ощущение счастья.

По мысли автора, у каждого добившегося успеха должен стоять за дверью «человек с молоточком», напоминающий ему о том, что необходимо творить добро — помогать сиротам, вдовам, обездоленным. Ведь однажды может случиться беда даже с самым состоятельным человеком.

Источник: http://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/rasskaz-krizhovnik-chehova-kratkoe-soderzhanie-analiz-rasskaza-krizhovnik-chehova/

Герой рассказа крыжовник чехова

Конец 19 века в истории России ознаменовался периодом застоя, так как новый император Николай 2 дал ясно понять либерально настроенным кругам, что продолжит политику, начатую отцом. Это означало, что о реформах можно было забыть.

Произведения уже довольно известного в тот период писателя А. П. Чехова стали откликом на сложившиеся в общественно-политической сфере отношения. Таким образом он пытался достучаться до мыслящих людей, способных вмешаться в текущий ход событий. Это относится и к опубликованной в 1898 году трилогии, включавшей небольшие по объему произведения «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник».

Рассказ Чехова (это был его любимый жанр) — это попытка в краткой форме охарактеризовать происходившие в обществе явления и обратить внимание на человеческие пороки и ложные по своей сути представления о смысле жизни.

История написания произведения «Крыжовник»

Как-то писателю рассказали о петербургском чиновнике, который все мечтал о мундире, расшитом золотом. Когда наконец он у него появился, оказалось, что пойти в новом наряде некуда: торжественных приемов в ближайшее время не предвиделось.

В результате мундир так и не удалось надеть: позолота на нем со временем потускнела, сам чиновник спустя полгода умер. Эта история послужила основой для создания рассказа, вот только мечтой мелкого чиновника становится крыжовник.

Рассказ Чехова привлекает внимание читателя к тому, насколько мелочной и бессмысленной может стать жизнь человека в погоне за эгоистическим счастьем.

Композиция и сюжет произведения

«Крыжовник» строится по принципу «рассказ в рассказе». Повествование о главном герое предваряется экспозицией, содержащей описание природы – богатой, щедрой, величественной. Пейзаж подчеркивает духовное обнищание мелкого чиновника, о котором дальше пойдет речь.

Затем читатель видит знакомых по первой части трилогии персонажей: помещика-трудягу Алехина, учителя Буркина и ветеринара Ивана Иваныча. И тут же вспоминается тема «футлярной» жизни – ее еще в первом рассказе обозначил Чехов.

«Крыжовник» — содержание его довольно незамысловато – развивает ее, показывая, как может быть губительно привычное существование.

С главным героем, Н. И. Чимша-Гималайским, собеседников и читателей знакомит его брат, Иван Иваныч. Он же дает оценку тому, что происходит с человеком, живущим только ради удовлетворения собственных желаний.

Николай Иванович вырос в деревне, где все казалось ему прекрасным и удивительным. Оказавшись в городе, он не переставал думать о том, как бы непременно приобрести имение и жить там спокойной жизнью (чего никогда не одобрял Иван Иваныч).

Обратите внимание

Вскоре к его мечте добавилось страстное желание выращивать в своем поместье – это подчеркивает А. П. Чехов — крыжовник.

Чимша-Гималайский неотступно шел к своей цели: регулярно просматривал газеты с объявлениями о продаже имений, все больше во всем себя ограничивал и копил деньги в банке, затем женился — без любви – на постаревшей, но обеспеченной вдове.

Наконец у него появилась возможность купить небольшое поместье: грязное, необустроенное, но зато свое. Правда, крыжовника там не было, но он тут же посадил несколько кустов. И зажил спокойной жизнью, счастливый и довольный собой.

Деградация главного героя

Анализ «Крыжовника» Чехова — это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, черствела душа Николая Ивановича. Его нисколько не мучили угрызения совести за смерть жены – он практически заморил ее голодом.

Герой жил замкнутой, бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским званием – его, например, очень обижало, когда мужики, обращаясь к нему, пропускали «ваше высокоблагородие». Показывая свою барскую милость, он раз в год, на свои именины, приказывал «выносить полведра» и был уверен, что так непременно должно было быть.

Он не замечал, что все вокруг запущено, собака и та была похожа больше на свинью. Да и сам Чимша-Гималайский располнел, обрюзг, постарел и, кажется, потерял человеческий облик.

Вот она – желанная ягода

Анализ «Крыжовника» Чехова — это размышление над тем, как человек путем самообмана пытается придать особую значимость тому, что на самом деле является пустышкой.

Иван Иваныч, навестивший брата и заставший его в таком неприглядном виде, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистическом стремлении может дойти до подобного состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем.

Чимша-Гималайский брал по одной ягодке и с наслаждением ел, несмотря на то что было «жестко и кисло». Его счастье было так велико, что он не мог спать ночью и все подходил к заветной тарелке.

Анализ «Крыжовника» Чехова — это еще и очень много неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», с помощью которого он отгородился от проблем и забот окружающего мира.

Что нужно человеку для счастливой жизни?

Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А. П. Чехов.

Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение – он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии.

Важно

Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь.

Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.

«Крыжовник»: герои и их отношение к миру

Анализируемый рассказ составляет одно целое с двумя другими, входящими в трилогию. И объединяют их не только Алехин, Буркин и Иван Иваныч, поочередно выступающие то рассказчиками, то слушателями.

Главное в другом – предметом изображения в произведениях становятся власть, собственность и семья, а именно на них держится вся общественно-политическая жизнь страны. Герои произведений, к сожалению, еще недостаточно готовы к тому, чтобы полностью изменить свою жизнь, уйти от «футлярности».

Тем не менее анализ «Крыжовника» Чехова заставляет прогрессивных людей, подобно Ивану Иванычу, задуматься над тем, ради чего стоит жить.

fb.ru

Анализ рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»

Рассказ «Крыжовник» входит в «маленькую трилогию» А.П.Чехова, которая посвящена «футлярным людям». У каждого из героев — Беликова, Николая Ивановича Чимши-Гималайского, Алёхина — свой футляр. Им они закрываются от противоречий окружающего мира.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Анализ рассказа А.П.Чехова «Крыжовник»

Смотрите также по разным произведениям Чехова:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Источник: http://td-trio.ru/geroj-rasskaza-kryzhovnik-chehova/

Ссылка на основную публикацию