Анализ рассказа лескова тупейный художник сочинение

Лесков, Анализ произведения Тупейный художник

Произведение Лескова Тупейный художник датировано 1883 годом. Лесков в Тупейном художнике описывает сложную и страшную жизнь крепостных, обличая годы царизма, показывая ужасы крепостного права.

Если кратко, то в работе Лескова Тупейный художник за основу сюжета взята история любви парикмахера и актрисы, которые были крепостными. Здесь парикмахер, несмотря ни на что, спасает свою возлюбленную от судьбы наложницы.

Рассказ Лескова Тупейный художник очень интересный и читается на одном дыхании, ну а для помощи школьникам, которые предпочитают читать все в сокращенном варианте, предлагаем вариант Лескова Тупейный художник для читательского дневника. Данное произведение построено на рассказе одной няни Любови Онисимовны, которая решила поделиться историей из своей жизни с мальчиком.

Обратите внимание

Н.С. Лесков свой рассказ Тупейный художник начинает тем, что автор знакомит всех читателей с понятием художник, и это не обязательно человек искусства, который пишет картины. Художниками называли даже портных, а в нашем случаем художником был парикмахер, который имел большой талант создавать образы актрисам и актерам для игры в театре.

Действия происходят в театре графов Каменских, где и служили наши главные герои, крепостные парикмахер и актриса. Служили в страхе, ведь граф был строгим и постоянно наказывал своих крепостных.

Граф Каменских ценил Аркадия и не желал, чтобы он стриг кого-то постороннего, поэтому запирал его, как запирал и своих актрис, ведь для графа важно было, чтобы его крепостных актрис никто не трогал, только он имел право делать их наложницами.

Вот только полюбился актрисе Любови Онисимовне наш парикмахер, и он отвечал на ее чувства взаимностью, но, нельзя им было быть вместе, мало того, граф присмотрел в свои покои Любовь Онисимовну и хотел сделать ее наложницей.

Спас ее тупейный художник от данной участи. Они убежали вместе и хотели обвенчаться, однако их настигла погоня. Тупейному художнику пришлось не сладко, ведь его отвели на мучительства.

Любовь весь вечер слушала крики возлюбленного, а потом, не выдержав, хотела удушить себя своей косой. Очнулась она в телячьей избе, куда ее перевели по приказу графа. Самого парикмахера Аркадия отправили на военную службу, на войну.

Все-таки не смог забить до смерти граф Каменских своего фаворита, человека, который не побоялся постричь графского брата.

Важно

На службе он заработал чины, дворянское звание и деньги. Хотел он выкупить Любу, но не судьба. Когда он приехал в город, некий дворник, позарившись на деньги Аркадия, убивает его.

На похороны прибыл даже губернатор, а вот Люба, из горя, приложилась к фляге и по сей день любит попивать. Вот и сейчас, рассказывая историю о питейном художнике, она делает глотки из своей фляги.

Лесков Тупейный художник главные герои

В произведении Лескова Тупейный художник главными героями являются Аркадий и Любовь Онисимовна. Николай Лесков в работе Тупейный художник создал таких героев, которые олицетворяли лучшие черты человечества.

Они красивые, талантливые, благородные, способны на верную любовь. Так, Аркадий был не просто парикмахером, а настоящим художником.

который не стриг и не делал прически, а рисовал актрис, делая из обычных дворовых девушек, настоящих богинь.

Тупейный художник основная мысль

Как я уже говорила, в произведении Лескова Тупейный художник основная мысль выражена на примере парикмахера и актрисы показать жизнь малых людей, жизнь крепостных, которым приходилось терпеть своих хозяев и терять своих избранников. Автор показывает всю правду прошлого времени, времени, когда существовало крепостное право.

  • прототип героев рассказа тупейный художник

Источник: http://sochinyshka.ru/leskov-analiz-proizvedeniya-tupejnyj-xudozhnik.html

«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова

«Тупейный художник» был впервые напечатан в 1883 году в «Художественном журнале с приложением художественного альбома» — малозначительном издании, предназначенном в большей степени для любителей живописи, нежели для поклонников литературы.

Публикация сопровождалась пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота “поминовения усопших”». В произведении есть автобиографические моменты, связанные с детством Лескова.

При этом сын писателя отмечал, что повествовательница в «Тупейном художнике» – Любовь Онисимовна – могла и не иметь никакого отношения к семейству Лесковых.

Главные герои

Историю о тупейном художнике читатели слышат из уст Любови Онисимовны. Автор рассказа описывает ее как «высокую, сухую, но очень стройную старушку» с тонкими и нежными чертами лица.

Раньше она была актрисой крепостного театра графа Каменского. Когда с ней встречается читатель, Любовь Онисимовна нянчит младшего брата автора.

О характере женщины сказано следующее: «Она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое… и иногда запивала».

Образ Любови Онисимовны создается в первую очередь при помощи ее речи. По тому, как она ведет рассказ, какую лексику употребляет, становится многое о ней понятно.

Например, то, что перед нами – малообразованная, но при этом добрая и способная к сопереживанию женщина. Любовь Онисимовна, несмотря на все перенесенные несчастья, не перестала хорошо относиться к людям. Более того – она умеет прощать.

Рассказывая о предательстве попа, Любовь Онисимовна называет его ласково «старичком-священником».

Возлюбленный главной героини – парикмахер Аркадий, крепостной графа Каменского. Его Лесков и называет тупейным художником. Аркадий обладал особым талантом – «придавать лицам самые тонкие и разнообразные выражения».

Любовь Онисимовна описывает его как красавца, который всем нравился.

Совет

По ее словам, «ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские и добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался».

Аркадий предстает человеком не только талантливым, но и храбрым. Он не побоялся пойти против воли барина и подстриг его брата. Затем попытался бежать с Любовью Онисимовной. Когда влюбленных поймали, Аркадий взял всю вину на себя, сказав, что увез девушку силой.

Кроме того, он осмелился плюнуть в лицо предавшему их священнику. Затем «тупейный художник» хорошо проявил себя на военной службе, куда граф Каменский отправил его после неудачного побега.

Аркадий не раз проливал кровь, сражаясь за государя, за что получил «офицерский чин и благородное звание».

Основные темы

Ключевая тема рассказа, которая часто встречается и в других произведениях Лескова, — тема праведничества. Согласно словарю Ожегова, праведник у верующих людей – «человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов».

Любовь Онисимовна и Аркадий – люди с чистой душой и совестью, истинные праведники. Обратите внимание на важную деталь – когда они сбежали от графа, первым делом захотели обвенчаться, то есть засвидетельствовать свой союз перед Богом.

Неслучайно в рассказе упоминается и католическая святая Цецилия – дева-мученица, пострадавшая за христианскую веру.

Подобно ей Любовь Онисимовна пострадала за свои убеждения – она не захотела проводить ночь с нелюбимым графом Каменским, попыталась покончить с собой, чтобы избежать этого, и в итоге была признана безумной.

Кстати, в рассказе об этом напрямую не сказано, но весьма вероятно, что замуж главная героиня «Тупейного художника» так и не вышла, навсегда оставшись верной Аркадию.

Важное место в произведении занимает тема крепостного гнета. Граф Каменский, хозяин театра, предстает как человек жестокий. Любовь Онисимовна рассказывает о том, каким издевательствам подвергались его крепостные крестьяне.

Например, у графа были погреба, где люди сидели на цепи. Некоторые оставались в таком положении до конца жизни. Кроме того, Каменский пытал крепостных. В частности, использовалась дыба. Доставалось не только людям графа.

Однажды он натравил собак на священников.

Обратите внимание

Интересно, что при всей жестокости Каменского у него есть понятия о благородстве, пусть и своеобразные. Да, граф пытал Аркадия после побега, но потом не стал его убивать или сажать на цепь в погреб. Каменский отдал провинившегося парикмахера на военную службу и написал письмо, чтобы «тупейного художника» взяли не простым солдатом, а сразу полковым сержантом.

Финал истории Аркадия – наглядная демонстрация того, что жестокие люди бывают во всех сословиях. Любовь Онисимовна, когда получила письмо от вернувшегося с войны возлюбленного, боялась, что граф его снова будет мучить. Вот только беда пришла, откуда не ждали, — спящего Аркадия зарезал ночью дворник, чтобы украсть у него деньги.

Композиция

«Тупейный художник» представляет собой рассказ в рассказе. Первая глава – вступление от автора, в котором он рассуждает о художниках. Основная часть – история Любови Онисимовны, рассказанная ею самой.

Иногда ее повествование прерывает автор, так как няня могла не все помнить и не все знать. Например, вряд ли она сама слышала разговор между братьями Каменскими. В финале последней главы – короткое заключение. В нем автор говорит, что «как сейчас» видит и слышит Любовь Онисимовну.

Он рассказывает, как няня вставала по ночам и прикладывалась к «плакончику», поминая Аркадия.

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «Зверь», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова

По произведению: «Тупейный художник»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1223-tupeinyi-hudozhnik-analiz

«Тупейный художник»: анализ рассказа Лескова Н.С

В конце рассказа «Тупейный художник» проставлена дата «19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». В основе сюжета произведения — история любви крепостной актрисы и крепостного парикмахера, т. е.

тупейного художника, спасшего свою возлюбленную от судьбы наложницы.

Почему же вдруг, спустя 20 лет после отмены крепостного права, когда уже русская литература стала забывать эту тему, Лесков вновь возвращается к ней? И не просто возвращается: по существу, рассказ написан на известный сюжет.

Дело в том, что театр графов Каменских (а именно он послужил прообразом крепостного театра в «Тупейном художнике») уже был описан в литературе: в 1848 году А. И. Герцен создал повесть «Сорока-воровка» о крепостной актрисе и ее судьбе.

В конце 40-х годов тема звучала очень актуально. Но сейчас, в начале 80-х?! Этот ли факт, или то, что был напечатан в «Художественном журнале», ориентированном на очень узкий круг читателей, но событием в литературной жизни рассказ не стал.

Даже серьезной критики не вызвал.

Настоящее читательское открытие произведения состоялось в середине 20-х годов XX века. Оно и понятно: в рассказе обличались «мрачные годы царизма», ужасы крепостного права.

И читатели словно поддались на лукавство автора: «В каких именно было годах — точно не помню, но случилось, что через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай Павлович)». А если автору самому вроде как не важно точное время действия, то читателю оно тоже, наверное, ни к чему. Главное — при крепостном праве.

Такое «освоение» рассказа шло более чем успешно: адаптировался авторский текст (снималось посвящение и эпиграф), убирались целые фрагменты (например, первая глава целиком), произведение превращалось в очередную социальную картинку на сюжет «крепостники и их нравы». Вроде бы все правильно, такая «работа» с текстом только усиливала авторскую идею.

Важно

Ведь сам Лесков заметил однажды: «…Насмотревшись на страдания… и узнав крепостного крестьянина не из книг, а лицом к лицу, всеми силами души возненавидел это крепостное право». И этот взгляд сохранил даже тогда, когда многие пересматривали и сдавали свои позиции.

И не просто сохранил, готовя рассказ к переизданию в собрании сочинений, разоблачительное начало даже усилил, небольшими штрихами добавив такие подробности, от которых до сих пор мурашки по коже пробегают. Однако трактовать произведение только как антикрепостническое — значит обеднить его содержание.

Давайте обратимся к тексту рассказа. Кто виноват в том, что счастье героев не сложилось? Граф? Безусловно, он жестоко покарал Аркадия, но дал шанс ему выжить, сыграл в «благородство», разумеется, вполне в своем духе. Кто сделал Любу вечной вдовой? Опять-таки граф, но не он один.

Здесь сюжет рассказа делает совершенно неожиданный поворот: обыкновенный дворник, польстившись на деньги Аркадия, убил его и, выдержав сорок три кнута, клейменный пошел на каторгу. Традиционный сюжет под пером Лескова получил трагическое освещение.

Читайте также:  Образ и характеристика софьи фамусовой в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Только вот виновных в этой трагедии вроде как нет, а есть только великие страдальцы. За свой талант страдает «тупейный художник» Аркадий Ильич, за любовь к нему — Любовь Онисимовна. Воспринимают перипетии судьбы своей они как-то очень по-русски.

«Теперь над нами будь Божья воля», — скажет Аркадий своей возлюбленной, когда решит с ней венчаться.

«Тут что мне, верно, на роду было назначено не с милым, а с постылым, — той судьбы я и не минула», — так воспримет свою участь графской одалиски Люба, а ее реакция на известие о смерти Аркадия поражает своей страшной простотой: «…Сразу весь плакон выпила. Противно было, но спать без того не могла, и на другую ночь тоже… выпила». И поминает она своего любимого тоже «капелькой из плакончика».

«Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал» — так заканчивается повествование об этих ужасных событиях, повествование нарочито бесстрастное, ведь на всю жизнь Любовь Онисимовна и другие крепостные оказались «приучены к страху и к мучительству».

И только однажды вырвется у нее: «А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей: потому что простые люди всё ведь страдатели».

На этом эмоциональном всплеске закончит рассказ о своей любви старая няня, бывшая крепостная актриса, и зазвучит голос мальчика-рассказчика, который в свои девять лет почувствовал обыденность произошедшей трагедии, и она потрясла его. И это свое «детское» потрясение передал читателю.

Действительно, случившееся поражает своей страшной правдой и в то же время обыденностью: «Один простой человек зарезал другого простого человека из-за денег; третий простой человек запил… Герцену такое не снилось» (Л. Аннинский).

Где же тот герой Лескова, простой русский человек, который был велик именно в своей повседневной жизни? Или ему все меньше и меньше места остается на русской земле? Но почему? Почему «простые люди…

Совет

страдатели»? За что или по чьей вине они страдают? Вот о чем заставляет задуматься рассказ Лескова «Тупейный художник».

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/leskov_n_s/tupejnyj_khudozhnik_analiz_rasskaza_leskova_n_s/78-1-0-645

Лесков, Анализ произведения Тупейный художник, План

Анализ произведения

Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Камен­ских — при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях — происходили данные события.

Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством.

В этой повести расска­зывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет не­ограниченную власть над людьми.

В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.

История крепостных напоминает сюжет повести Герцена «Сорока-воровка».

Жанр «Тупейного художника» очень своеобразный. Это рас­сказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: «Рассказ на могиле».

Эпиграф еще более усиливает это впечатление: «Души их во благих во­дворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями по­вествователя о самом понятии «художник». С такого полемического захода начинается первая главка рассказа.

Обратите внимание

Далее повество­ватель приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский «тупей­ный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение».

Даже при­давая благородство и важность лицу графа-крепостника, жестко­го по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудыш­нем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается имен­но в чистоте нравственного чувства, человечности.

Повествовательная манера этого произведения многоступенча­та, так как здесь сложно переплетаются разные времена. Собы­тия, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроиз­водятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости.

В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими вос­поминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен.

Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рож­дается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, озна­чают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Ар­кадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, ис­тинно человеческие жизненные начала.

Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказа­ла такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного чело­века — повествователя.

События чужой судьбы, возникшие в па­мяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ре­бенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлени­ем к деятельному добру и красоте.

Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: «Простых людей ведь надо беречь, про­стые люди все ведь страдатели».

Важно

В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений «гоголев­ского» литературного направления.

План

1. Рассуждение о художниках.

2. Няня Любовь Онисимовна.

3. Тупейщик Аркадий.

4. Благосклонность графа.

5. Неудачный побег.

6. Возвращение Аркадия с войны и его гибель.

На этой странице искали :

  • тупейный художник анализ
  • анализ тупейный художник
  • лесков тупейный художник анализ
  • анализ рассказа тупейный художник
  • анализ произведения тупейный художник

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/leskov-analiz-proizvedeniya-tupejnyj-xudozhnik-plan.html

Анализ рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник», план

Произведение имеет подзаголовок: «Рассказ на могиле (Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)». Здесь описан крепостной театр графа Каменского в Орле, однако автор говорит, что не может уточнить, при ком из графов Каменских — при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях — происходили данные события.

Рассказ состоит из девятнадцати глав. В данном произведении звучит тема гибели народных талантов на Руси, а также тема обличения крепостнического строя, и решаются они автором с большим художественным мастерством.

В этой повести рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, который в силу определенных обстоятельств имеет неограниченную власть над людьми.

В русской литературе имеется небольшое количество книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.

История крепостных напоминает сюжет повести Герцена «Сорока-воровка».

Жанр «Тупейного художника» очень своеобразный. Это рассказ, написанный в сатирико-элегических тонах. На элегический тон настраивает уже подзаголовок: «Рассказ на могиле».

Эпиграф еще более усиливает это впечатление: «Души их во благих водворятся… Развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии «художник». С такого полемического захода начинается первая главка рассказа.

Совет

Далее повествователь приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово другие люди. Русский «тупейный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение».

Даже придавая благородство и важность лицу графа-крепостника, жесткого по своей натуре, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает при этом то доброе начало, которое обязательно таится в любом человеке, даже в самом ничтожном и никудышнем. По мнению Лескова, высшая одаренность заключается именно в чистоте нравственного чувства, человечности.

Повествовательная манера этого произведения многоступенчата, так как здесь сложно переплетаются разные времена. События, которые составляют сюжетную основу рассказа, воспроизводятся семидесятилетней женщиной, а происходили они в ее далекой молодости.

В свою очередь, повествователь, уже будучи зрелым человеком, делится с читателями своими детскими воспоминаниями. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в повести появляется живое единство времен.

Взаимопонимание и сочувствие между няней и маленьким мальчиком, которое рождается в этом общении, укрепляет связь людей, не давая тем самым распасться цепи поколений. Здесь, в героях, органично присутствует прошлое, показывая свою огромную значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе, означают у писателя ненапрасность добра, совершаемого человеком. Ведь все, что происходит в жизни, не пропадает бесследно. Аркадий, защищая свою любовь, отстаивал добрые, светлые, истинно человеческие жизненные начала.

Все, что случилось с ним и его любимой девушкой, не напрасно, так как их история оказала такое сильное нравственное влияние хотя бы на одного человека — повествователя.

События чужой судьбы, возникшие в памяти, открывают простые, но мудрые истины уже взрослому мужчине, принимая участие в его духовном развитии, а чувство сострадания, к которому его призывала няня, вошло в душу ребенка и на всю жизнь вооружило человека страстным стремлением к деятельному добру и красоте.

Таким образом, трагическая судьба крепостного художника-гримера Аркадия и актрисы Любови Онисимовны подтверждает основную мысль автора: «Простых людей ведь надо беречь, простые люди все ведь страдатели».

Обратите внимание

В этой повести Лесков проявляется как социальный сатирик, поднимаясь тем самым до уровня лучших произведений «гоголевского» литературного направления.

План

Рассуждение о художниках. Няня Любовь Онисимовна. Тупейщик Аркадий. Благосклонность графа. Неудачный побег. Возвращение Аркадия с войны и его гибель.

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-rasskaza-n-s-leskova-tupejnyj-xudozhnik-plan/

Анализ рассказа «Тупейный художник»

Рассказ написан в 1883 году и отражает важнейшее направление всего творчества Николая Лескова – тему праведничества и образ талантливого человека из народа, которые раскрываются также в произведениях «Очарованный странник», «Соборяне», «Левша» и других. Сейчас мы сосредоточимся на том, что выполним краткий анализ рассказа «Тупейный художник».

Композиция рассказа «Тупейный художник»

Анализ композиции многих произведений Лескова показывает, что традиционным для него является рассказ в рассказе, когда от лица одного повествователя даётся обрамление, а от лица второго излагается основная часть. Она обычно посвящена событиям, произошедшим несколько лет или десятилетий назад.

В рассказе «Тупейный художник», анализ которого мы делаем, первый повествователь вспоминает детство и няню Любовь Онисимовну, которая рассказывает о своей молодости и любви. Она является одновременно главной героиней в основной части. Если вы прочитаете краткое содержание этого рассказа, вы сразу это заметите.

Анализ проблематики и образов героев в «Тупейном художнике»

В произведении перекликаются темы любви и предательства, высоты и низости человеческих чувств и поступков. Николай Лесков не обходит стороной эти важные темы.

Душевная красота и талант присущи Любе, крепостной актрисе, и Аркадию, тупейному художнику. Кто такой тупейный художник? Отметим, что это театральный парикмахер и гримёр. Люба прекрасна на сцене.

Аркадий – настоящий мастер своего дела, как никто другой умеющий придавать нужное выражение лицу актёров.

Он мог сделать приятной даже отвратительную и злую физиономию графа Каменского, который по этой причине запретил ему стричь и брить других мужчин. Продолжим анализ рассказа «Тупейный художник».

Николай Лесков развивает в рассказе ещё одну важную в его творчестве тему – проблему крепостного гнёта, несчастной доли крестьян. Прочитайте даже краткое содержание, и вы это сразу увидите.

Судьба главных героев сложилась трагически, потому что они принадлежали жестокому, разнузданному в своём всевластии помещику. Так, Аркадия он готов отдать в солдаты, предварительно избив до полусмерти, за то, что тот согласился побрить родного брата помещика.

Важно

Крепостных актрис граф Каменский использовал в качестве наложниц. Эта участь ждала и приглянувшуюся ему Любу. В рассказе упоминается, что перед ночью с графом девушек наряжали в образ Цецилии – католической святой, пострадавшей за веру, и символизирующий невинность.

Тем самым Николай Лесков подчёркивает не только душевную чистоту и страдания несчастных девушек, но и цинизм Каменского.

Другие детали анализа рассказа «Тупейный художник»

Попытка влюблённых сбежать и обвенчаться не удалась, потому что их предал священник, рассказав людям графа, где прячутся Люба и  Аркадий. Они были пойманы и возвращены в имение. Любу отвели к графу, а её возлюбленного избили почти до смерти.

Все дворовые знали, каким пыткам подвергает граф своих крепостных: у него были огромные погреба, где били, пытали, морили голодом, травили медведями, держали на цепях не угодивших хозяину людей. Граф приказал сделать так, чтобы Люба слышала стоны несчастного Аркадия.

Читайте также:  Сочинение анализ стихотворения властителям и судиям державина

Не выдержав, девушка хотела повеситься.

Что еще становится ясно благодаря анализу рассказа «Тупейный художник»? Любовь Онисимовна рассказывает о жизни на скотном дворе, где она прожила несколько лет, пока тупейный художник был на войне. Но тяготы физического труда не важны ей, наоборот, работа как будто помогала заглушать душевную боль.

Лесков не раз обращает внимание на превратности судьбы. Аркадий храбро сражался, за что был произведён в офицеры. Он прислал Любе трогательное письмо о том, что скоро приедет, и они обвенчаются. Но утром героиня узнала, что на постоялом дворе дворник убил офицера и украл у него 500 рублей. Любовь Онисимовна с тех пор не может заснуть, если не выпьет из «плакончика», поминая своего Аркадия.

Казалось бы, судьба виновата в печальной участи влюблённых. Однако анализ рассказа «Тупейный художник» позволяет сделать иные выводы.

Очевидна вина графа Каменского в трагедии его крепостных, виноват малодушный и жалкий священник, виноват убийца-дворник. Но помимо этого, Лесков видит в судьбе героев терзающую его закономерность.

Совет

Лесков задумывается о том, почему так трагических складывается жизнь талантливых русских людей, почему путь страдальцев предназначен людям с чистой душой?

Помимо того что вы прочитали краткий анализ рассказа «Тупейный художник», автором которого является Николай Лесков, мы предлагаем вам ознакомиться со статьями, которыми наполнен наш литературный блог — там вы найдете множество анализов других известных произведений, а также характеристики персонажей. Вас также может заинтересовать по теме:

  • Краткое содержание «Тупейный художник»
  • Биография Николая Лескова

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-tupeynyy-hudozhnik

Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Разное / Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

  Скачать сочинение

    «Тупейный художник», написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан па предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного «тупейного художника» (парикмахера и гримировщика).

В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.».     Главные герои лесковского рассказа — Люба и Аркадий — олицетворяют лучшие черты национального характера. Оба они красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев художественно одарен.

По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства.

Таков Аркадий, который не просто причесывал, по «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а, кроме того, при необходимости «отрисовывал» в благородном виде и братьей Каменских. Его особый талант заключался в «идейности», в способности придать лицу с помощью «рисовки» топкое, благородное выражение.

Выполняя работу «тупейного художника», герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости.     Особым светом наполнено и чувство Аркадия к Любе. Подобно героям лирических народных песен, он любит се благоговейно, восторженно и учтиво, а впоследствии, узнав, что девушка не избежала позора и унижения, сострадает своей возлюбленной и ни в чем ее не винит.

    Трогательную любовь молодых «рабов» графа Каменского ждут тяжелые испытания. Люба должна пополнить число наложниц развратного барина, и тогда Аркадии решается на ОТЧАЯННЫЙ поступок — совершает тяжкое с точки зрения юридических норм той эпохи преступление.

Он увозит свою возлюбленную, — Не страшась возможных последствий побега, и в то же время — вполне по-русски — не продумав его как следует. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина.

Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик — дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения.

Обратите внимание

    Такая судьба (речь идет об Аркадии) в определенной степени тоже характерна для русской жизни — вспомним Гоголя, заметившего в «Мертвых душах», что русский человек «не любит» умирать своей смертью.

    Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «идеальную* фольклорную героиню или «тихих» и кротких ангелов русских икон.

Однако в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства — прежде всего, неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы. Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую «роль» в мире.

    Драма отношений крепостников с бесправными «рабами» осложнена у Лескова драмой отношений простых русских людей друг с другом. В конечном счете, героев губят не «хозяева жизни» — Каменские, а «свои». Вначале Аркашу и Любу предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой постоялого дворника. Зло отнюдь не является исключительной принадлежностью мира крепостников, показывает автор. Темные начала жизни присутствуют как в дворянской, так и в народной среде.     В русском человеке соединены жестокость и способность к МИЛОСТИ (граф и его отношение к Аркадию), творческий порыв и преступление (дворник, убивший Аркадия, действует словно но какому-то наитию). Источник единства — русское сознание, складывавшийся веками тип поведения русского человека.

    «Тупейный художник» — это психологически достоверное исследование национального характера, соотнесенное с современным состоянием русской жизни. У Лескова не случайно рассказ Любови Онисимовны обращен к ребенку.

Цель автора — освободить будущие поколения русских людей от нравственного наследства крепостничества, изжить темные начала в русской душе, а с другой стороны — воспеть в лице «тупейного художника» и его возлюбленной лучшие черты русского народа — талантливость, силу духа, верность, способность к жертвенной любви.

23006 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лесков Н.С. / Разное / Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова «Тупейный художник»

Смотрите также по разным произведениям Лескова:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00060301184864172750

Сюжет и проблематика произведения «Тупейный художник» Н.С. Лескова

Николай Семенович Лесков писал: «Пора уважать в людях неотъемлемые права человеческой свободы».

В своем творчестве он обличал крепостнические нравы, талантливо раскрывал драматические эпизоды городской и крестьянской жизни, все «неурядицы народного быта».

Эта тема отражена и в повести «Тупейный художник». В этом произведении рассказывается о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы и о человеке, которого она любит. Аркадий, «тупейный художник», как и другие, — жертва жестоких феодальных нравов.

Это произведение по композиции — своеобразный рассказ в рассказе. Возможно, именно эта особенность, а также сравнительно небольшой объем дают критикам основание называть творение Ласкова то повестью, то рассказом. Зная любовь автора к «былям времени», можно с уверенностью утверждать, что в основе «Тупейного художника» лежат реальные факты.

Однако они, безусловно, творчески переосмыслены Н. С. Лесковым. В этом произведении причудливо переплетаются действительные события и предания, легенды.

Кроме обличения крепостничества в «Тупейном художнике» затронуты и другие, не менее важные, проблемы: судьба талантливого человека в обществе, поиск смысла жизни, счастья.

Отнюдь не случайно это произведение начинается с рассуждения о том, кого можно назвать истинным художником. Как мне кажется, автор пытается доказать, что большой талант, мастерство в любом деле заслуживают уважения и поддержки. Сюжет «Тупейного художника» на первый взгляд прост.

История о любви двух крепостных и о зверстве их помещика — тема, достаточно часто раскрывавшаяся в русской литературе. Однако Лесков необычайно талантливо и своеобразно разрабатывает этот сюжет. Старая няня рассказывает мальчику историю своей жизни. Любовь Анисимовна была в молодости актрисой в театре графа Каменского.

Там же она встретила свою единственную любовь — «тупейного художника» Аркадия Ильича, который по приказанию хозяина гримировал актрис. Человек этот был необычайно талантлив, мог придать лицу актрисы или актера любое требуемое выражение. Жизнь его была только в театре, потому что ему было запрещено отлучаться от хозяина куда-нибудь, кроме театра.

Причесывал, стриг, брил Алексей толь! ко своего хозяина. Люба была не только молода и красива, но и талантлива. Граф обратил на нее свое благосклонное внимание, а все в театре знали, что это значит.

Важно

Каменский был жесток, актеров, которые не знали текста роли или допустили какую-либо оплошность, он лично сек плетью, часто прямо за кулисами в антракте, так что крики наказываемого доносились до зрителей. Понравившиеся ему крепостные актрисы становились его недолгими фаворитками.

Одной из причуд графа было то, что новую фаворитку всегда приводили к нему в костюме святой Цецилии, а причесывать ее должен был именно Аркадий. Так случилось и с Любой, которую несчастный «тупейный художник» искренне любил, Молодая девушка также тайно любила Аркадия.

И вот, причесывая ее, он пообещал сделать все, чтобы спасти ее от позорной участи. Люба поверила ему, обещала ждать. Однако, понимая, что ее любимый не сможет ее спасти, решила воспротивиться графу. Для этого у нее был лишь один способ — лишить себя жизни и она «намоталась» на! свою прекрасную косу.

К счастью, Люба не умерла, так как Аркадий, нарушив строгое приказание графа, согласился постричь и побрить его брата, к которому был послан «остричь пуделя». Он получил щедрую плату и попытался похитить свою любимую, но их схватили слуги Каменского. Недолгое счастье героев было разрушено, они ждали жестокого наказания. Однако граф решил предоставить Аркадию шанс изменить свое положение. Он отправил его на «царскую службу».

Любовь Анисимовна осталась крепостной графа, она обещала ждать любимого, который собирался вернуться, чтобы выкупить ее. Аркадий воспользовался этим шансом, он получил офицерский чин, не забыл своей любви, вернулся, чтобы выкупить Любу.

Получив от него записку, Любовь Анисимовна сжигает ее и молится, потому что «хотя он и писал, что он теперь офицер, однако я никак вообразить не могла, чтоб граф с ним обходился иначе, чем прежде.

Просто сказать боялась, что его еще бить будут».

Н. С. Лескову удается с большой силой и выразительностью показать, как калечит душу человека сознание собственной несвободы. Ведь в этих простых словах Любови Анисимовны ясно виден разлад между рассудком и чувством.

Она понимает, что изменилось социальное положение Аркадия Ильича, но не верит этой возможности. Казалось бы, в произведении должен быть счастливый финал, но автор понимал, что в жизни все, вероятно, кончилось бы иначе.

Аркадий и Люба так и не встретились вновь.

Совет

На следующий день она услышала, что на постоялом дворе зарезали офицера. Это был ее Аркадий.

Умение Н. С. Лескова отражать «неурядицы быта» проявилось и в том, что убийцей оказался дворник, который зарезал человека ради денег. Убийцу схватили, подвергли наказанию кнутом.

И тут Лесков проявил талант писателя-реалиста, способного в одной, казалось бы, незначительной детали показать драматизм жизни. Дворнику дали 41 удар кнутом, потому что Аркадий был «из простых, а не благородного звания». С тех самых пор Люба стала часто прикладываться к «плакону».

Она постепенно спивалась, медленно губя себя, потому что не ждала уже счастья в жизни, стала «вечной вдовой», что автор использует слово «плакон» элемент народной речи.

Ведь бывшая актриса, игравшая во многих французских пьесах, не могла не знать правильного произношения этого слова: Лесков этой деталью подчеркивает, что только неизбывное горе заставило героиню искать утешения в вине, легко восстанавливается близость «плакона» к словам «плач», «плакать».

Графа можно ненавидеть, его можно, наконец, убить. А к дворнику ни у Любы, ни у рассказчика таких чувств нет. Ведь это как стихия, и неизвестно, как с ней бороться. Увидел деньги — зарезал. Это — можно только терпеть. У Н. С. Лескова все необычайно по-русски.

Читайте также:  Анализ произведения платонова неизвестный цветок

Молодой девушке сломали жизнь — высекли, сделали наложницей, затем отправили к свиньям. А потом, когда казалось, что близко избавление, счастье, зарезали жениха. И сделал это не граф-кровопийца, а свой, простой. Нет у героини сил даже на смерть от «уязвленности духа», как у Анеты из «Сороки-воровки».

Выпила водочки, залила горе — и живет дальше.

Финальная фраза «Тупейного художника» символична. Кажется, говоря о том, что «более ужасных и раздирающих душу поминок он в жизни не видел, рассказчик думает уже не только об истории «тупейного художника», но о тех самых «неурядицах народного быта», непревзойденным мастером описания которых был Н. С. Лесков, Весь ужас пережитого венчает тихий домашний «плакончик» с водочкой.

В «Тупейном художнике», этом шедевре позднего Лескова, нашли отражение и взгляды писателя, и то чутье, которым он прозревал истину, которое и сделало его знатоком России.

Творчество этого автора заслуженно занимает важное место не только в русской, но и в мировой литературе.

Обратите внимание

Но, как мне кажется, оно заслуживает более внимательного прочтения, поскольку обращено и к разуму, и к чувству читателя.

Источник: https://cyberpedia.su/16x2e3b.html

Приговор потомства. Статья о рассказе Н. Лескова «Тупейный художник»

…За зло и вероломство

Тебе свой приговор произнесет потомство.

К. Ф. Рылеев

Русская литература во все времена и эпохи упорно и последовательно отыскивала в действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы людей честной, достойной человека жизни, живущих, как говорится, по правде. Из древних веков пришла пословица: «Не стоит селение без праведника».

Главная отличительная особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семеновича Лескова заключается в том, что любимейшими, заветнейшими героями его произведений были те, кого он называл «праведниками».

Лесков твердо верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому самые гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в людях честность и человеколюбие. «У нас не перевелись и не переведутся праведники.

Их только не замечают, а если стать присматриваться — они есть», — писал он. И Лесков их искал и находил — людей ярких, одержимых идеей добра, справедливости и жертвенности. М. Горький, которому очень близки были поиски Лескова, отметил эту черту в его творчестве.

Лесков, писал он, это «писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах».

Николай Семенович Лесков родился в 1831 году. Его отец служил чиновником в Орле и, как говорили о нем знакомые, отличался «глупым бессребреничеством». Поэтому Лесковы всегда жили небогато, а после смерти отца в семью пришла настоящая нужда. Лескову, которому было тогда шестнадцать лет, пришлось оставить гимназию.

Он служил писцом в Орловской уголовной палате, затем, несколько лет спустя, перешел на службу в частную компанию «Шкотт и Вилькенс». Здесь по службе Лескову приходилось сопровождать крестьян-переселенцев, водить обозы с товарами, совершать торговые сделки.

Важно

Впечатления от самых разнообразных встреч и наблюдений переполняли Лескова; его письма к Шкотту, в которых он рассказывал о виденном и слышанном, не походили на сухие деловые отчеты, это были художественные очерки. Эти письма прочитал известный в свое время писатель И. В. Селиванов и нашел их «достойными печати», а в их авторе «прочил писателя».

С 1860 года Лесков начал печататься. Сначала это были очерки и газетные статьи, затем появились рассказы. Лесков переезжает в Петербург и становится профессиональным литератором.

Лесков пришел в литературу уже зрелым человеком, с богатым запасом наблюдений, с широким и глубоким знанием народной жизни и с самостоятельным взглядом на нее. За тридцать с лишним лет литературной работы (он умер в 1895 году) Лесков написал много произведений разных жанров — романов, повестей, рассказов, очерков, статей.

В его произведениях перед читателем предстает широкая панорама русской жизни. «Он пронзил всю Русь», — сказал о Лескове М. Горький. Лесков описывает беспросветную, тяжелую жизнь русских крестьян, быт уездного купечества и мещанства, служителей церкви, чиновников.

Он писал рассказы по мотивам древних исторических преданий и по документам и воспоминаниям недавних лет — царствований Александра I и Николая I.

Особое место в творчестве Лескова занимают образы русского трудового человека, умельца, творца: это иконописцы из повести «Запечатленный ангел», ремесленник-портной из рассказа «Штопальщик» и, наконец, тульский кузнец Левша. В них нашла художественное воплощение вера писателя в творческие силы русского народа.

Лесков описывал современную ему жизнь не с казовой стороны, а в настоящем ее виде, со всеми ее противоречиями, не скрывая темных сторон. Поэтому его произведения не раз вызывали неудовольствие светских и духовных властей, запрещались цензурой.

При жизни Лесков не пользовался такой известностью, как, например, И. С. Тургенев или Ф. М. Достоевский. Но наиболее проницательные современники предвидели его грядущую славу: Л. Н. Толстой сказал, что Лесков — это «писатель будущего» и что «его жизнь в литературе глубоко поучительна».

Совет

Большое влияние оказал Лесков на последующее развитие русской литературы. А. П. Чехов называл его своим любимым писателем и по свидетельству А. М. Горького, говорил, что «многим обязан Лескову».

Горький пишет: «На мое отношение к жизни влияли каждый по-своему три писателя: Помяловский, Гл. Успенский и Лесков». Горький называл Лескова «совершенно оригинальным явлением русской литературы», «фантастически талантливым», он писал: «Как художник слова Н. С.

Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров».

Рассказ «Тупейный художник» Лесков написал в 1883 году. Рассказ снабжен посвящением; «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года» и эпиграфом: «Души их во благих водворятся».

«Во благих» — в переводе с церковнославянского на русский значит: «среди святых, среди праведников».

Посвящением и эпиграфом Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.

В «Тупейном художнике» рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера -«тупейщика» Аркадия — «чувствительного; и смелого молодого человека» и крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.

Крепостной театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 год, его постановки отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актеров, Каменский приглашал для участия в спектаклях вольных актеров, у него играл великий русский актер М. С. Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актерами, которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.

Еще до рассказа Лескова порядки, царившие в крепостном театре графа Каменского, и историю о том, как была погублена графом талантливая крепостная актриса, описал А. И. Герцен в повести «Сорока воровка».

Обратите внимание

Герцен в своем повествовании строго следовал действительным фактам, изменив только имена действующих лиц.

Его повесть была написана во времена крепостного права и обличала его, она была злободневным политическим документом.

Перед Лесковым, когда он писал «Тупейного художника», стояла другая задача.

Уже двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но, тем не менее, эпоха крепостного права все еще довлела над Россией, остатки крепостничества еще сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное — они цепко держались в сознании и психологии как бывших крепостных, так и бывших владельцев крепостных душ.

«Тупейный художник» написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.

В «Тупейном художнике» Лесков следует художественным законам народного рассказа, народного предания, которое, сохраняя главную историческую суть явления, свободно обращается со всем остальным: нарушает хронологию, переиначивает детали, подчиняя их главному замыслу.

Так создается фольклорный художественный образ, который, не являясь точным изображением одного какого-либо факта или явления действительности, выражает собой сущность всего ряда аналогичных фактов и явлений, то есть выражает эпоху.

Лесков описывает не просто один из эпизодов прошлого, не просто судьбу определенных людей — он изображает эпоху, эпоху крепостного права. Его рассказ закономерно приобретает черты народного эпоса.

Прежде всего, Лесков отказывается от точной датировки. «При котором именно из графов Каменских процветали обе эти художественные натуры, я с точностью указать не смею, — пишет он.

— Графов Каменских известно три, и всех их орловские старожилы называли «неслыханными тиранами».

И в другом месте рассказа замечает: «В каких именно было годах — точно не знаю, но случилось, что через Орел проезжал государь (не могу сказать, Александр Павлович или Николай Павлович)».

Важно

Для главного замысла рассказа неважно, при каком Каменском служил Аркадий, в какое царствование это было — крепостное право и крепостники, подобные графам Каменским, были во все эти царствования, и Аркадия при любом из них ожидала та же самая судьба. Так писатель подчеркивает типичность описываемого для целой эпохи.

Резко, определенно, одной краской, вполне в фольклорной традиции, изображает Лесков крепостников — графа Каменского и его брата. Первый «был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил», второй же «был еще собой хуже».

Совсем иными предстают Аркадий и Любовь Онисимовна. Братья Каменские почти условные фигуры, не изменяющиеся с начала до конца повествования. Аркадий и Люба, напротив, полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении рассказа.

Аркадий и Люба предстают в рассказе в решительнейший момент своей жизни.

Они поставлены перед трудным выбором: подчиниться, перетерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут вокруг многие тысячи крепостных, или же восстать против обычаев и законов, попирающих человеческое достоинство, хотя это и грозит им почти неминуемыми «мучительствами» и гибелью. Они выбирают второй путь.

И вот тут-то в Аркадии и Любе начинают раскрываться скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы облагораживает каждый их шаг, каждый поступок, придает им силы в недолгие часы побега и позже, когда наступает жестокая расплата. Даже и тогда ни Аркадий, ни Люба не пожалели о сделанном.

История, рассказанная в «Тупейном художнике», не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни.

Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд, казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи.

И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в «турецкий Хрущук», «куда, — как объясняет Любовь Онисимовна, — тогда много наших людей от Каменского бежали».

«Турецким Хрущуком» крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII—XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов и России.

Совет

Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других «далеких землях». Но Лесков сохраняет в рассказе заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы «Тупейный художник» Н. С.

Лескова по силе и глубине изображения, по художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Записками охотника» И. С.

Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова с полным правом можно назвать «приговором потомства» крепостнической России.

Источник: http://velib.com/sochinenie/prigovor_potomstva_statja_o_rasskaze_n_leskova_tupejjnyjj_khudozhnik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector