Анализ рассказа шукшина чудик

«Чудик», анализ рассказа Шукшина

Рассказ «Чудик», по классификации Шукшина, относится к типу «рассказ-судьба». Чудик – это определённый образ, который вызывал интерес Шукшина-писателя. В сюжете рассказа, в коротком эпизоде просматривается целая жизнь. Читатель угадывает и прошлое, и будущее героя.

Проблематика

В рассказе Шукшиным поднимается излюбленная проблема — отношение между городскими и сельскими жителями. Чудик подмечает, что «в деревне люди лучше, незаносистее». Он приводит в пример своих односельчан, ставших Героем Советского Союза и кавалером Славы трёх степеней. Чудик ценит свою деревенскую жизнь, даже воздух, не собирается менять её на городскую.

Другая важная проблема рассказа – семейные отношения, которые могут строиться на любви и доверии или на взаимном недовольстве (семья брата). Во многих рассказах о чудиках поднимается проблема взаимоотношений чудака с детским взглядом на жизнь, живущего сердцем, и людей, которыми движет разумный прагматизм.

Герои рассказа

Главный герой рассказа зовётся Чудик. Так называла его жена, часто в негативном контексте. Слово «чудик» стало определением типичного шукшинского героя.

Особенность этих героев в том, что они просты, бесхитростны, не приспособлены к жизни и неудобны для близких. С ними всё время что-нибудь случается, и это мешает жить другим.

Они вредят нечаянно, желая другим добра. Чудики инфантильны, живут сердцем.

Таков Чудик. Его портрет подчёркивает простоту и беззлобность, он похож на младенческий: круглое мясистое лицо, круглые иссиня-белые глаза. Автор сразу сообщает, что Чудик не умеет шутить, делает вид, что не боится дальней дороги, уважает городских людей. Все эти черты характера тоже детские, хотя герою 39 лет.

Обратите внимание

Подростковое желание произвести впечатление заставляет Чудика «весело и остроумно» сообщить очереди, что у прилавка лежит 50-рублёвая бумажка (половина месячной зарплаты). Чудику кажется, что у него получилось.

Но читатель ведь уже знает, что Чудик не умеет острить. Даже обнаружив, что это он потерял деньги, Чудик не решается их забрать. Как подросток, он не уверен в себе и боится, что его осудят и бумажку не отдадут.

Чудик боится даже своей жены, как ребёнок боится ругани матери. И действительно, жена пару раз стукнула его шумовкой по голове.

Люди подмечают простоту Чудика и учат его жить, делают ему замечания, хотя он старается всем угождать.

Когда он подбирает в самолёте вставную челюсть пассажира, тот ругает Чудика, что подобрал он её грязными руками. Строгая телеграфистка отказывается отправлять телеграмму жене в стихах, напоминая ему, что он – «взрослый человек.

Не в детсаде». Сноха Софья Ивановна тоже делает замечание, когда Чудик громко поёт (с её точки зрения – орёт): «Вы ж не на вокзале». Лучшее дело Чудика – украшение детской коляски.

Чудик – мастер своего дела, он уже расписывал печку, «что все дивились».

Шукшин подводит читателя к мысли, что чудной и ненормальный вовсе не Чудик, а окружающие, которые отвергают проявление чувств и сами чувства, называя их поцелуями и соплями.

В Чудике нет злости, поэтому он так тяжело переносит злость в других: «Когда его ненавидели, ему было очень больно». Сталкиваясь с ненавистью, Чудик теряет смысл жизни, не борется, а уходит.

Важно

Брат Чудика Дмитрий и его сноха Софья Ивановна – выходцы из деревни, но живут в городе. Дмитрий тоскует по родине, расспрашивает брата о доме и мечтает приехать с семьёй в гости.

Софья Ивановна стремится порвать все старые связи и мечтает о карьере, как она её понимает. Своего мужа и его брата Софья считает неудачниками, потому что они из деревни. Её карьера состоит в том, что она работает буфетчицей в каком-то управлении.

Детей она тоже готовит к городской успешной жизни, по словам отца, мучит их на «пианинах» и на фигурном катании. По замыслу Шукшина, её делает злой разрыв с родной деревней, с природой.

Хотя трудно не разозлиться, если коляску (дорогую вещь) разукрасили детскими красками, которые смываются водой при первом дожде. Так что Шукшин не принимает чью-либо сторону в конфликте.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа – путешествие Чудика к брату, с которым не виделся 12 лет, в город на Урале.

Путешествие сопряжено со многими опасностями, герой переживает приключения: он теряет деньги и вынужден вернуться обратно за новыми, самолёт садится на картофельное поле с риском для жизни пассажиров. Судьба будто противится Чудику, и не случайно.

Всё путешествие Чудик ощущает себя ничтожеством, несколько раз вслух задаёт себе вопрос: «Почему же я такой есть-то?» Это вопрос о смысле жизни: почему герой отличается от других и как ему жить в мире с другими людьми?

Рассказ состоит из трёх частей. В первой герою приходит в голову мысль проведать брата. Вторая часть – собственно путешествие (автобус – поезд – самолёт – дом брата).

Третья часть – решение вернуться домой и само возвращение. Герой испытывает огромное счастье от того, что приезжает в привычную среду, где он чувствует себя не чудиком, а полезным и нужным человеком, умеющим трудиться: он перекрыл в доме крышу и построил веранду, работает в деревне киномехаником.

Имя главного героя и его профессия возникают в последнем абзаце рассказа, после описания особенно «деревенского» и «детского» поступка: Чудик вернулся домой и побежал босиком, сняв ботинки под дождём.

Сюжет рассказа, если опустить бытовые подробности, соответствует фольклорному сюжету сказки «Что муж ни сделает – то и хорошо».

Совет

Мужик меняет имущество с убытком для себя, оставаясь ни с чем, но жена рада, что он пришёл домой живым и здоровым. Читатель покидает героя как раз в тот момент, когда он подходит к дому.

Можно предполагать, что жена встретит его, как жена из сказки, но финал рассказа открытый. А вот жена брата Дмитрия не похожа на сказочную.

Стилистические особенности

В рассказе мало диалогов по сравнению с другими рассказами Шукшина. Характер героя раскрывается через его поступки и через внутренний монолог. Читатель видит мир глазами Чудика, с его точки зрения оценивает слова и поступки других людей. Именно поэтому читатель воспринимает иронически замечание Чудика, что его жена и сноха «не злые, а психи».

Сместив точку зрения в сторону восприятия детского или чудного, Шукшин побуждает читателя задать себе вопрос, ничего ли он сам не упускает в жизни.

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сапожки», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», краткое содержание рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина

По произведению: «Чудик»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/978-chudik-analiz

Анализ рассказа Шукшина «Чудик»

В своих произведениях Шукшин часто использовал образы простых людей. Их он искал среди народа. Чаще всего его интересовали необычные образы.

Несмотря на то, что многим они были понятны не сразу, их отличала близость к русскому человеку. Именно этот образ мы смогли увидеть, изучая рассказ Шукшина Чудик.

А чтобы познакомиться со его смыслом и понять, чему учит рассказ Василия Шукшина, предлагаем его краткое содержание и анализ.

Если говорить вкратце о сюжете, то в самом начале мы знакомимся с Василием Егоровичем Князевым. Однако жена Князева часто называет мужа просто — Чудик. Особенность этого человека — вечные истории, в которые он попадал.

С Чудиком постоянно что-то приключается, и вот он решает ехать к брату на Урал. Эту поездку Чудик давно планировал, ведь целых двенадцать лет он не видел родную кровь.

Поездка осуществилась, но и она не обошлась без приключений.

Так, вначале своего путешествия Чудик решает купить своим племянникам подарки. Там в магазине он увидел купюру в пятьдесят рублей, и считает, что ее кто-то выронил. Но поднять чужие деньги он не решился. Вот только беда, деньги оказались его. Не сумев себя пересилить, дабы забрать деньги, он идет домой, чтобы вновь снять деньги с книжки. Естественно, дома он получает нагоняй от жены.

Следующая ситуация произошла с героем, когда он летел в самолете. По определенным причинам, самолету приходится садиться не на взлетной полосе, а в чистом поле. Здесь у соседа, что сидел рядом с Чудиком, от переживания и от тряски, выпадает челюсть.

Обратите внимание

Герой хочет помочь и поднимает вставную челюсть, за что получает не благодарность, а высказывание. Другой бы ответил или обиделся, а наш Чудик еще и к брату в гости своего соседа по поездке приглашает, чтобы там прокипятить челюсть.

Такой реакции не ожидал этот самоуверенный человек, а тут еще и телеграфистка приказывает поменять текст телеграммы, которую Чудик хочет отправить жене.

В доме брата Василий чувствует враждебность, что идет от снохи. Она презирает деревенских, хоть сама родом из села. Однако желает всячески забыть все деревенское, чтобы полностью считаться городской. Вот и относится к сельскому жителю Василию с враждебностью. Братьям приходится идти на улицу и там предаваться воспоминаниям.

С утра Чудик обнаружил, что дома он остался один. Чтобы хоть как-то смягчить жену брата, тот решает украсить коляску, разрисовав ее. После пошел гулять по городу. Вернулся только к вечеру и увидел, как ругается муж с женой.

Причиной был он и разрисованная коляска. Чтобы больше не раздражать сноху, Чудик отправляется обратно домой.

Это причинило душевную боль герою, и чтобы хоть как-то обрести душевное спокойствие, ему захотелось пройтись босиком по земле, которая промокла от парного дождя.

Главные герои рассказа Чудик

Главным героем рассказа Шукшина является тридцати девятилетний Чудик. Именно так его зовет жена, хоть от рождения его имя Василий. Образ героя бесхитростный и простой. Это человек, который не решился забрать свои деньги, считая их чужими, и положил их на прилавок. А когда обнаружил, что это его купюра, не решается за ними вернуться. Боится, что в очереди сочтут, будто он берет чужое.

Для него было странным, что он вызывал всегда неоднозначную реакцию у людей своей искренностью и открытостью, хоть по его мнению, он вел всегда себя естественно. Но беда была в том, что люди давно уже стали закрыты и к такому не привыкли.

Главный герой Чудик всегда поступает, как подсказывает ему сердце и это решение он считает правильным.

Кстати, образ сельского жителя автор использует не просто так, ведь автор уверен, только людям из глубинки присущи такие качества, как наивность, доброта, искренность, о которых давно позабыли городские жители.

В чем смысл рассказа

В своем рассказе автор поднимает такую тему, как отношения людей в деревне и городе, а также семейные отношение, где одни строят их на доверии и уважении, а другие — на недовольстве и конфликтах.

Смысл рассказа заключается в желании автора показать насколько сильно мир нуждается в таких людях, как чудики.

Именно они являются украшением жизни и именно Чудики изгоняют любую пошлость и равнодушие человечества.

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-rasskaza-shukshina-chudik.html

Анализ рассказа Шукшина Чудик

Шукшин в собственных рассказах нередко описывал простого русского человека советской эпохи, он рассказывал бытовые подробности, рассматривал чувства и отношения, разницу характеров, различные варианты судеб. В рассказе Чудик речь идет о простом парне из деревни по имени Василий.

Деревенская тема была весьма близка Шукшину и он в эпизоде общения Василия со своим братом с легкой самоиронией говорит о ценности выходцев из деревни.

Они чаще выбиваются в люди и на фронте себя могут проявить, в общем, не следует пренебрегать такими людьми.

Важно

Тема была актуальна во времена Шукшина, когда деревенские люди активно переселялись в город и довольно явной становилась разница в образованности и принадлежности к культуре.

Собственно рассказ представляет вниманию читателей фигуру простого человека, который во всем хочет отыскать какое-то развлечение, некую радость. Ему подобное в совершенно не удается, как пишет автор в начале – Василию нравилось хохмить, но вообще не удавалось. Отсюда его фигура становится немного нелепой и слегка инфантильной.

Читайте также:  Характеристика и образ карла ивановича из повести толстого детство сочинение

Действительно в каком-то смысле мы можем понять и упреки супруги Василия, которая бранит его за 50 рублей, и упреки супруги брата Василия, которая не воспринимает подарок в виде «улучшенной» детской коляски. Они как бы оказываются на стороне серьезности, взрослых людей. При этом сам Василий является как бы представителем некой карнавальной культуры, он выполняет роль юмориста, клоуна в какой-то степени.

На самом деле за всем этим повествованием скрывается глубокое понимание Шукшиным тяжести и некоторой нелепости человеческой судьбы.

Вот простой человек, вроде бы и взрослый, а до сих пор радости в полной степени не ощутил, единственное событие – поездка к давно позабытому брату, да попробовать каково кушать в самолете.

Простая искренность и доброта наталкиваются на полное непонимание, вроде бы и хочет он запеть про тополя, а на него кричат и голос с каждым разом тише, душа грустнее, а сам такой человек – мельче.

В заключительном эпизоде мы видим как Василий весело бежит босиком по лужам, описываются его простые увлечения и вроде бы он действительно чудик, а вроде и счастливый человек, который просто не способен в итоге унывать. Шукшин дает посмотреть на человека настоящего такого как он есть, такого, который в детстве хочет стать шпионом, а в 39 лет бегает по лужам и радуется.

Анализ 2

Отличительной чертой творчества В.М. Шукшина является тематика его произведений — повествование о деревенском быте. Его герои не имеют заслуг перед Отчизной, они обычные жители деревни со своими достоинствами и недостатками.

Рассказы представляют собой короткий эпизод жизни героя, но Шукшин мастерски успевает показать все тонкости человеческой души. Герои не гоняются за деньгами, властью, известностью, они просто живут обычной человеческой жизнью.

Таким персонажем является Василий Егорович Князев в рассказе «Чудик».. Деревенский механик вечно попадает в нелепые ситуации. Жена прозвала его «чудик». В свои тридцать девять лет Василий по- детски наивен и не приспособлен к взрослой жизни.

Совет

Сюжет одновременно грустный и ироничный. Герой собирается повидаться с братом, который живет в уральском городе. Путешествие- важное событие для Василия, он долгие 12 лет не видел родного человека. По своей наивности Чудик попадает в нелепые ситуации, но именно они рисуют психологический портрет героя.

Выронив деньги в магазине, Василий Егорович не может признаться, что они его, ведь пошутив, он невольно вызвал к себе внимание незнакомых людей в магазине. На первый взгляд, может показаться, что герой глуп, но скорее всего это он не смог сделать по своей природной неуверенности и боязни быть не понятым.

Его не понимают окружающие: жена ругает и полностью имеет власть над мужем, пассажир в самолете осуждает за добрый поступок, телеграфистка отказывается отправить весточку жене в стихах, жена брата не разрешает громко петь и ругает за испорченную вещь.

Чудик старается быть как все, но у него не получается. Он хочет делать добрые дела, а его осуждают за них. Василий не спорит с обидчиками, он просто отходит в сторону.

Невольно задаешься вопросом: «Может быть не герой странный, а люди стали черствее и глупее?». К таким мыслям и подводит повествование рассказа. Сам герой глубоко переживает не справедливое отношение к себе.

Конфликт между деревней и городом яркой полосой прочерчен во всем повествовании. Брат героя и его жена Софья Ивановна выходцы из деревни. Переехав в город, они хотят навсегда избавиться от своих деревенских корней.

Теперь они и думают иначе, и поступки их совершенно отличаются от принятых в деревни. Чудик не вписывается в их мир. Герой возвращается обратно, он понимает, что дом — место где его ждут и ценят.

Он никогда не променяет чистый деревенский воздух на городскую суету, где люди не любят друг друга.

Композиционно рассказ состоит условно из трех частей. Начало- завязка повествования: герой собирается к брату. Вторая часть сама дорога и третья часть возвращение.

Удивительно много в рассказе диалога, использование которого и делает сюжет динамичным и привлекательным для читателя.

Обратите внимание

Шушкшинские чудики актуальны и сегодня. Конечно, развитие современного мира внесли свои коррективы в обычную деревенскую жизнь, но сельские люди и сейчас отличаются от городских своей искренностью, чистотой. Это и старался донести до читателя своими рассказами В.М.Шукшин.

← Анализ произведения Обида↑ ШукшинАнализ рассказа Сапожки → Анализ произведения Калина красная →

  • Влияют ли детские мечты на выбор профессии? Итоговое сочинениеКаждый ребенок мечтает о том, кем будет работать, когда вырастет. Кто-то хочет быть врачом, космонавтом, артистом или банкиром, а кто-то работать там, где работают родители. Дети любят подражать взрослым
  • Сочинение по картине Зимнее солнце Юона 4, 6 классНа холсте изображен тихий зимний день. День уже подходит к концу, а солнце светит изо всех сил. Почему-то мне кажется, что это закат. Потому что именно в закат солнце становится багровым цветом. Небо, насыщенно голубого цвета
  • Счастливая семья — сочинениеИз года в год, изо дня в день мы довольно часто слышим такие фразы: «Семья. Семейные ценности. Семейный очаг. Семейный уют», и порой, даже не задумываемся о значении этих слов и выражений
  • Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (Гроза Островского)Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.
  • Сочинение на тему Что я знаю о войне рассуждениеПервые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/shukshin/analiz-proizvedeniya-chudik

Чудик. Анализ рассказа Шукшина | Инфошкола

13 Июль 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   27748

«Чудик» был написан в 1967 году. Шукшиным и появился в 1967 году в девятом номере журнала «Новый мир». Главный герой рассказа — тридцатидевятилетний сельский механик Василий Егорович Князев. Начинается рассказ просто. Жена называла его чудик. Иногда ласково.

Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-то случалось. Перед нами характерное, чисто шукшинское начало: динамическое, уверенное, какое-то убыстренное, взрывное. Оно несколькими выпуклыми штрихами передает главное в образе и характере героя — непохожесть на обычных людей.

Завязкой сюжета является следующий эпизод. Чудик, собираясь навестить своего брата на Урале, выронил деньги в магазине.

Однако сразу не догадался, что эта пятидесятирублевая бумажка его, легко и весело пошутил: «Хорошо живете, граждане! У нас, например, такими бумажками не швыряются».

После этого он так и не смог пересилить себя, чтобы забрать проклятую бумажку. Пришлось возвращаться домой, снимать деньги с книжки и вторично отправляться в путь.

Этот эпизод имеет реальную жизненную основу. Весной 1967 года Шукшин был в командировке в Бийске, зашел в магазин, нашел пятидесятирублевую бумажку и отдал ее как кем-то потерянную, а потом хватился, но вернуться за ней в магазин постыдился.

Здесь проявляется еще одно свойство таланта Шукшина: все то, что его как-то коснулось или обратило на себя внимание, он не просто фиксировал и навсегда запоминал, а как бы записывал в памяти.

Важно

И если это требовалось для творчества, то спустя многие годы он мог полностью, в тех же красках и звуках, воспроизвести всю картину.

Однако в художественных произведениях он всегда добавлял какие-то интонации и оттенки; сгущая и концентрируя события, додумывая и иногда поворачивая все по-другому, нежели это было на самом деле.

Следующий эпизод рассказа — пребывание Чудика в семье брата. Сноха, буфетчица управления, презирает деревенских, стремится стереть в своей памяти все деревенское и стать горожанкой.

Она враждебно, не по-родственному относится к Чудику; герой никак не может понять, в чем он виноват, Желая сделать ей приятное, Чудик разрисовал коляску маленького племянника так; что ее трудно было узнать. За это его изгоняют из дома.

Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно.

Казалось: ну, теперь все, зачем жить? Эта сцена является кульминацией. Шукшин умеет при помощи реплики, детали, жеста передать характер главного героя.

Очень выразительна речь Чудика: в ней слиты воедино искренняя непосредственность, простодушие, наивность, неиспорченность, простота.

Здесь Шукшин следует главному принципу, утвержденному когда-то Чеховым: «первая и главная прелесть рассказа — это простота и искренность».

Развязка — возвращение героя домой. Домой Чудик приехал, когда шел рясной парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки … С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко.

И дождик редел, падал крупными каплями в лужи; в них надувались и лопались пузыри». Здесь следует отметить, что в рассказах Шукшина редко встречаются пейзажные зарисовки.

Совет

Но в этой финальной сцене рассказа пейзаж показан не случайно: природа помогает главному герою вновь обрести потерянное душевное спокойствие.

Смысл этого рассказа в том, что такие люди, как Чудик, украшают жизнь, ибо с их появлением изгоняется пошлость, равнодушие. И еще Шукшин выделяет в характере таких героев следующее: есть люди в городе ли или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудиками.

 От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость и в радости, и в беде.

При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их странностями и чудачествами.

В этом странном, несуразном чудаке и фантазере, по мнению Шукшина, выражается правда его времени.

Эта правда заключена в недоуменных словах героя рассказа: «Не понимаю, почему они стали такие злые? Правда времени живет у Шукшина не только в речах, сомнениях главных героев, нередко даже и не в них, а в каком-то психологическом поле рассказа, которое хорошо ощущается при внимательном чтении, но трудно поддается логическим отчетливым определениям.

Источник: https://info-shkola.ru/chudik-analiz-rasskaza-shukshina/

Анализ рассказа Шукшина «Чудик»

В рассказе Шукшина «Чудик», анализ которого мы проведем, представлен конфликт города и деревни, как и во многих других рассказах этого автора. В сущности, здесь явлен внутренний конфликт деревенского мира: все три персонажа рассказа (сам Чудик, настоящее имя которого читатель узнает лишь в конце — Василий Егорович Князев, его брат Дмитрий и жена Софья Ивановна) — выходцы из деревни.

Сюжет рассказа «Чудик» Шукшина многократно встречается в литературе и фольклоре: это неудачные похождения деревенского чудака в городе. Все комические ситуации и недоразумения обусловлены его незнанием стандартов, условностей, порядков городской жизни.

Но именно он и оказывается носителем истинных представлений о ценностях жизни, которые не поняты и отвергнуты злым самонадеянным городом. Чаще всего в произведениях с подобным сюжетом носителем истинных представлений о ценностях жизни, носителем истинного ума оказывается деревенский человек.

К такой же трактовке близок и Шукшин.

Обратите внимание

Самый серьезный конфликт ждет Чудика в доме его брата Дмитрия. Он обусловлен немотивированной, как ему кажется, ненавистью снохи, Софьи Ивановны, которой ни сам Чудик, ни его брат Дмитрий не могут ничего противопоставить.

Причина неприятия в том, по мнению Дмитрия, что Чудик — «никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает… Она и меня-то тоже ненавидит — что я не ответственный, из деревни».

Эти слова проясняют причину конфликта между братьями и Софьей Ивановной: с ее точки зрения, мерилом жизненного успеха становится руководящая должность в управлении, названия которого не может вспомнить Дмитрий.

Это и толкает братьев, вытесненных Софьей Ивановной на улицу, на попытку выявить истоки обозначившегося противостояния и сопоставить деревенский и городской образы жизни.

Кульминацией конфликта в рассказе Шукшина «Чудик» становится как раз попытка Чудика его погасить — как-либо задобрить сноху, попытка, как всегда, вполне нелепая. Он решил разрисовать детскими красками, вероятно акварельными, коляску своего младшего племянника.

Это приводит к новой вспышке гнева со стороны Софьи Ивановны, на сей раз, думается, вполне обоснованной: вряд ли коляску могли украсить рисунки Чудика («По верху колясочки Чудик пустил журавликов — стайку уголком, по низу — цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток…

Читайте также:  Характеристика и образ веры в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

»), вполне, к примеру, уместные на печи, но не на стандартном предмете фабричного производства, обладающем принципиально иной эстетической природой, что героем вовсе не осознается: «А ты говоришь — деревня. Чудачка. — Он хотел мира со снохой. — Ребенок-то как в корзиночке будет».

Однако сноха «народного творчества», как осмысляет свои деяния Чудик, не поняла, что и привело к скорейшему разрешению конфликта — изгнанию Чудика при беспомощном горьком молчании брата Дмитрия, не имеющего, судя по всему, права голоса в собственном доме.

В чем смысл недовольства Софьи Ивановны братом своего мужа? Да в том, что она утратила способность ценить человека, находящегося в традиционной системе ценностей, живущего в деревне, удовлетворенного этой жизнью, не желающего принимать городские стандарты в силу того, что его устраивают свои собственные — так, как он их понимает. Он не стремится в «ответственные», удовлетворен работой деревенского киномеханика, находится в мире с самим собой, с сельским миром, его породившим и воспитавшим, а потому вызывает у Софьи Ивановны не просто равнодушие, но активное неприятие, раздражение. Почему?

Шукшин, размышляя о том, что происходит, если человек уезжает в город (еще хуже — в поселок городского типа), приходил к самым неутешительным умозаключениям, полагая, что деревня теряет хозяйку дома, мать, жену, а город обретает еще одну хамоватую продавщицу.

Именно это мы и видим в образе снохи Чудика, Софьи Ивановны, в прошлом деревенской девушки, в настоящем — буфетчицы в неком управлении. Дело, вероятно, в том, что она-то как раз и утратила те качества, которые не утратил Чудик: лад с деревней, удовлетворенность ее миром, гармонию с самим собой.

Важно

Уехав из деревни и отвергнув ее моральные ценности, не удовлетворившись теми критериями жизненного успеха, которые предлагает сельский мир, она устремилась в город, восприняв «управление», в котором работает буфетчицей, «ответственных» в этом управлении как людей, достигших высших жизненных успехов, реализовавших свой жизненный потенциал.

Любой иной сценарий жизненного пути — Чудиков ли, мужа Дмитрия — ею осмысляется как проигрыш, неудача, проявление человеческой несостоятельности.

Поэтому те прелести деревенской жизни, о которых размышляют братья, воспринимаются ею как жалкая попытка оправдать перед собой собственную несостоятельность и вызывают резкое неприятие, почти ненависть в отношении к «неудачникам», потерпевшим едва ли не жизненный крах, — собственному мужу и его деревенскому брату.

Но суть в том, что крах терпит сама Софья Ивановна: отказавшись от прежних ценностей, такой человек не обретает новых, но не осознает этого, полагая, что «ответственная» работа в «управлении» и есть высшая цель жизненного пути человека. Это и есть тот самый нравственный вакуум, в котором оказывается деревенский человек, утратив связь со своим миром и не обретя новых социальных связей.

Если жизнь Дмитрия можно действительно воспринять как неудачу («Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке!.. Сколько злости!» — жалуется он на жену своему брату), то о Чудике этого сказать никак нельзя.

Несмотря на сложные отношения уже с собственной женой, которая время от времени разъясняет мужу его ничтожество с помощью шумовки, которой бьет его по голове, герой пребывает в полной внутренней гармонии с миром деревни, его породившим, с миром, в котором он живет и будет жить.

Покажите это, обратившись к эпизоду возвращения Чудика после его неудачного городского вояжа к себе в деревню. Почему именно в этот момент герой перестает быть «чудиком» и обретает свое подлинное имя?

Противостояние города и деревни чаще всего в рассказах Шукшина дано с точки зрения деревенского жителя — именно он несет в себе скрытую агрессию против города. Горожане же (те, для которых культура города является естественной, родной), напротив, миролюбивы, чаще всего описываются либо нейтрально, либо с симпатией, как «кандидаты» Журавлевы.

Совет

Подчас противостояние деревни городу сказывается в желании селянина утвердить свою значимость, свою состоятельность и превосходство над горожанином, как в рассказе «Срезал», иногда — в ненависти к односельчанину, утратившему прежние корни и не обретшему новые, как в «Чудике», иногда — в желании удивить горожанина чем-то невероятным, невозможным, исключительным, как в рассказе «Миль пардон, мадам!». Все эти попытки, впрочем, оказываются совершенно нелепыми и выявляют лишь одно: разлад селянина с самим собой и миром деревни, неудовлетворенность собственной жизнью, невнятное стремление к чему-то исключительному, в основе чего лежит трагическое для национальной судьбы разрушение деревни как одной из форм социальной жизни и национального бытия. Шукшин фиксирует трагический этап в развитии русской судьбы: в середине XX столетия деревенский мир утратил лад с самим собой и перестал удовлетворять человека, выросшего и воспитанного в нем. При этом новые идеалы, суррогаты городской жизни, конечно же не смогли заполнить культурный и нравственный вакуум, образовавшийся в результате ухода селянина из деревни. На этом завершим анализ рассказа Шукшина «Чудик».

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/shukshin_v_m/analiz_rasskaza_shukshina_chudik/73-1-0-1209

Анализ рассказа » Чудик » В.М.Шукшина

Анализ рассказа «Чудик».

В. М. Шукшин пришёл в литературу со своим героем, что и способствовало появлению в критике таких понятий, как «шукшинский герой» и «шукшинская жизнь».Шукшинский герой живёт в селе или посёлке, реже в городе.

https://www.youtube.com/watch?v=EI7WuBbNDLs

Но писатель не делит героев на «городских»и «деревенских», и не противопоставляет деревню городу, как это может показаться,он озабочен нравственным состоянием человека, вне зависимости от места жительства.

Герой Шукшина всегда неоднозначен. В нём есть то, что способно вызвать и гнев, и сострадание, и иронию,и горькое раздумье о не сложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения.Излюбленный герой писателя – это особенный человек,в людской молве окрещённый «чудиком».

Это фантазёр и поэт, стремящийся одарить окружающих сказкой, легендой. Люди талантливые всегда щедры. Они ищут пути к сердцу человека, чтобы шуткой, игрой пробудить ответное чувство,с которым приходит согласие и взаимопонимание.Но вся чудаковатость, странность таких героев – лишь внешняя.

Их внутренний, характер воспринимается не как нечто ненормальное, а как нравственно – эстетический идеал Шукшина.

Своему любимому литературному типу – » странному человеку», «чудику» – посвящает рассказ В. Шукшин.

На примере эпизодов из жизни главного героя автор поднимает проблему духовной деградации общества, в котором не ценятся лучшие природные человеческие качества: открытость, непосредственность, доброта.

«Не понимаю: почему они стали злые?»- с отчаянием говорит о людях главный герой, а вместе с ним и автор.

В центре рассказа – человек, на необычность которого Шукшин указывает сразу же,дав ему странное прозвище – Чудик. Чудик – значит странный, необычный, вызывающий удивление. Таким странным, непонятным кажется главный герой окружающим людям, а главное жене, человеку ,вроде бы, самому близкому и понимающему. Но и она называла мужа чудиком ласково лишь «иногда», как иронично замечает автор.

Обратите внимание

В обрисовке образа главного героя Шукшин пользуется интересным приёмом: уподобляет Чудика ребёнку, ненавязчиво находя детские черты в его внешнем облике и поведении. Этим автор подчёркивает природную чистоту его сердца и непосредственность душевного склада – качества, которые, казалось бы, не могут вызвать у окружающих ничего кроме симпатии… Но на деле всё происходит иначе.

Портрет главного героя весьма своеобразен: «крупное мясистое лицо», «круглые глаза» отражают особенности его внутреннего мира.

Круг,окружность – символ законченности, гармонии, которая царит в его душе, не омрачённой злобой и завистью. Дважды употреблённый эпитет «круглый» даёт нам возможность также увидеть героя, удивлённо смотрящего на жизнь, словно ребёнок, постигающий мир.

Как и ребёнок, Чудик не умеет говорить о красоте, но чувствует её: ему хочется упасть «в облака, как в вату» и осязать их каждой клеточкой тела.Здесь к нему приходит детское желание «поесть в самолёте – ради любопытства».Чудик разрисовывает детскую коляску петушками и цветочками, напоминая этим своим поступком читателю о шаловливой непосредственности ребёнка.

А ещё он «обожает сыщиков и собак». И только в конце рассказа (что не случайно) читатель с удивлением узнает, что Василию Егоровичу Князеву – это настоящее имя Чудика – тридцать девять лет от роду».Но окружающие не воспринимают его как обычного взрослого человека,им мешает детское начало в его характере.

«Вы — взрослый человек, не в детсаде»,- замечает Чудику строгая телеграфистка. «Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз», — цинично изрекает в самолёте читающий сосед героя,словно почувствовав в чудике ребёнка. А сноха Софья так просто его ненавидит его. Чудик, как ребёнок, болезненно переносит человеческую ненависть, ему становится очень больно и страшно.

Он хочет теплоты, участия и любви, — всего того, что привык дарить окружающим он сам.

Почему же люди стали жестокими и равнодушными? Почему они так ненавидят простодушие и искренность? Причину этого автор видит в том, что человек забывает, каким он был в детстве, забывает свои истоки и подменяет истинные ценности ложными. Так сосед в самолёте занят чтением газеты,а «до живого человека ему дела нет».

Сноха Чудика, уехав из деревни, стала стесняться своего происхождения и, устроившись буфетчицей в городском учреждении, стала смотреть свысока на «деревенских» и преклоняться перед «ответственными» и » руководителями». Такие люди, оторвавшись от своих корней, медленно деградируют, сами того не замечая.

Важно

Это их автор устами главного героя называет «психами», а странный Чудик видится ему более нормальным, чем все остальные.

Символична в этом плане сцена с искусственной челюстью. Искусственная челюсть – деталь здесь неслучайная: это символ искусственности, неестественности, безжизненности общества, которое Шукшин показывает всё же не мрачно и пессимистично, а в комическом свете.

Образ Чудика в рассказе, несмотря на внешнюю странность, является олицетворением лучших природных человеческих качеств, лучших черт национального характера. Именно Чудика делает автор героем, не оторвавшимся от своих корней, от природы, в которой человек черпает силы и здоровье, нравственное и физическое.

В понимании главной мысли рассказа – о неразрывной связи человека с естеством, с природой, — очень важна последняя сцена. Возвращаясь из города, Чудик » снял новые ботинки » и бежит по » тёплой мокрой траве «.От соприкосновения с землёй всё его существо ликует и выливается в песню.

Музыка и обновляющаяся дождём природа помогают главному герою вновь обрести, наконец, душевную гармонию и покой.

В творческой мастерской писателя.

Не бывает никогда ни у кого,

чтобы легко писать,

чтобы лилось из-под пера.

Писать всегда трудно и чем труднее,

тем лучше выходит.

А. Толстой .

Написать хорошую книгу, рассказ, повесть не так-то просто. Писатель не один, не два раза переделывает написанное, исправляя и дополняя его. Он вдумывается в каждое слово, в каждое предложения и, используя богатства нашего языка, находит единственно нужное слово и единственно нужный порядок слов.

Познакомимся с различными редакциями одного и того же произведения, поищем изменения и постараемся определить, чем они вызваны.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Простонал мой бедный Савельич Простонал мой Савельич

Я поблагодарил бедного Савельича. Я поблагодарил Савельича

Не успев хорошенько обдумать Не успев обдумать

Пугачёв грозно посмотрел. Пугачёв посмотрел.

А. С. Пушкин освобождает текст от излишних эмоциональных слов, главным образом — традиционных эпитетов – определений, выраженных прилагательными и наречиями.

Этот проклятый заячий тулуп. Это заячий тулуп.

( исключаются из текста бранные,

вульгарные слова).

Armer Kerl Бедный малый.

(заменяются иностранные слова

русскими)

От радости проговорился. От радости проболтался.

(книжное слово заменяется разговор-

ным)

«Челкаш» М. Горького

Он греб автоматично, с бледным лицом, сжимаясь точно в ожидании удара сверху, и ничего, никакого желания не было уже в нем, он был пуст и бездушен Он греб, как машина, и все сжимался, точно ожидая удара сверху, и ничего, никакого желания не было уже в нем, он был пуст и бездушен
Читайте также:  Сочинение по картине юный живописец фирсова 5 класс описание

Вчитываясь и вдумываясь в текст, ученики приходят к выводу, что заменив деепричастиесжимался, Горький обращает наше внимание на то, что оба действия (греб и сжимался) совершенно равноправны, не подчинены одно другому, в то время как в первой редакции действие, выраженное деепричастием сжимаясь, имеет добавочное действие и подчинено глаголу-сказуемому греб.

Следующие тексты предлагаются:

«Челкаш» М. Горького

Это было такое смутное, независимо от воли назревшее, досадливое чувство, копившееся где-то глубоко и мешавшее ему сосредоточиться Смутное, медленно назревавшее досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно бы сделать в эту ночь

(В исправленной редакции А.М. Горький вместо трёх употребил одно причастие, потому что скопление причастий нарушает благозвучие речи.)

«Коновалов» М.Горького

Коновалов любил ее (природу) глубокой бессловесной любовью, выражавшейся только мягким блеском его глаз, и всегда, когда он был в поле или на реке, он весь проникался каким-то миролюбивым ласковым настроением, ещё более увеличившем его сходство с ребенком Коновалов любил природу глубокой бессловесной любовью и всегда в поле или на реке весь проникался каким-то миролюбиво-ласковы настроением, ещё более увеличившем его сходство с ребенком

(В окончательной редакции рассказа «Коновалов» Горький решил исключить причастный оборотвыражавшийсятолько мягким блеском глаз, и предложение, не потеряв своего смысла, стало легче, прозрачнее: в первой редакции предложение было сложной конструкции к сочинением и подчинением и, кроме того, в нём было два причастных оборота; в последней редакции горький сделал предложение простым с причастным оборотом.

Познакомившись с работой писателя над текстом, учащиеся приступают к исправлению текстов, часть которых взята из творческих работ самих детей. Например:

Неправильно Правильно
1. Въезжая в Сечь, их никто не остановил.2. Присев на край койки, глаза Джона остановились.3. Вспомнив все это, на глазах у Васи навернулись слезы.4. Получив тяжелую рану, разведчика спасли товарищи.5. Дворник вел под уздцы лошадь, весело крутя мордой. 1. Когда они въезжали в Сечь, их никто не остановил.2. Когда Джон присел на край койки, глаза его остановились.3. Когда Вася вспомнил все это, у него на глазах навернулись слезы.4. Когда разведчик получил тяжелую рану, его спасли товарищи.5. Дворник вел под уздцы лошадь, которая весело крутила мордой.

(Не следует употреблять одних и тех же союзных слов при последнем подчинении как в последнем примере . В таком случае приходиться или заменить одно придаточное предложение причастным оборотом или заменить его другой конструкцией .)

В заключение решается несколько занимательных задач.

1.Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». Как следует понять написанное с такими знаками препинания? (Продавщица через полчаса будет есть апельсины.) Чтобы правильно передать мысль продавщицы, надо было бы написать так: Через полчаса буду. Есть апельсины.

2.На воротах одной из дач мы прочли такую надпись: «Стучите, злая собака!» Как понимать написанное? (Хозяин дачи обзывает всякого приходящего к нему злой собакой, так как слова злая собака при такой пунктуации являются обращением.) Чтобы предупредить о злой собаке, что, очевидно, хотел сделать хозяин дачи, надо было бы написать так: Стучите! Злая собака.

3. Какие пунктуационные ошибки изменили смысл предложений: 1) «Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах двадцать».2) «Саша сидела на скамейке, которая стояла в саду и ждала подругу».

4.Какую ошибку допустил ученик при чтении этих строчек Некрасова:

Свекровь её тут же старушка/

Трудилась. На полном мешке//

Красивая Маша — резвушка/

Сидела с морковкой в руке.

(Ученик сделал паузу не на точке, а после слова «на полном мешке» и получилось, что на полном мешке не Маша – резвушка сидела, а трудилась свекровь – старушка .)

Совет

5. Какое слово в предложении Мой отец занимается отловом живых карасей лишнее? (Слово живых, так как ловить можно только живых карасей.)

Труд писателя требует больших знаний, любви к слову, наблюдательности,умения использовать богатства языка.Благодаря титаническому труду писателей и поэтов создаются произведения, волнующие каждого из нас, доставляющие огромное эстетическое наслаждение.

Источник: https://multiurok.ru/files/analiz-rasskaza-chudik-v-m-shukshina.html

Анализ рассказа В.М. Шукшина «Чудик»

    Шукшин искал своих героев среди простого народа. Его привлекали обычные люди с необычными характерами. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку. 

    Именно такой характер Шукшин рисует в рассказе «Чудик». Чудиком «иногда ласково» называет главного героя жена. Весь рассказ — описание отпускной поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет.

    Чудик — типичный деревенский житель. Но он «обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные». Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал.

В районном магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку».

Молча поднять ее у героя не хватает наглости…

    Природная честность, зачастую присущая всем сельским жителям, толкает его на то, чтобы неудачно пошутить. Чудик совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. В этой ситуации герой, обратив на себя внимание всех, оказался непонятым. Очередь молчала. Чудик положил деньги на прилавок и ушел. По дороге он обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее.

А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой есть-то?» Дома Чудик «получил по голове» от жены шумовкой, снял деньги снова и поехал к брату.

 

    Главному герою странна и непонятна та реакция, которую он вызывает почти у всех людей, встречающихся на его жизненном пути. По его представлениям, он ведет себя естественно, так, как надо себя вести. Но люди не привыкли к такой открытости и искренности, поэтому смотрят на героя как на самого настоящего чудика. 

Обратите внимание

    И вот Чудик наконец в самолете. Он немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Скоро приземление, стюардесса просит пристегнуть ремни.

Хотя сосед и отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит, что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с газетой», упал.

… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая благодарность за заботу.

А он приглашает соседа к брату домой, чтобы прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать» — не ожидал такого ответа на свою грубость. 

    В аэропорту Чудик пишет телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми людьми. 

    Знал Чудик, что есть у него брат, что есть племянники, а вот о том, что есть еще и сноха, и подумать не мог. Не мог он также подумать, что невзлюбит она его с первого же дня знакомства. Но герой не обижается.

Он снова желает сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице. На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску.

А потом, довольный собою, идет покупать подарок племяннику. 

    За это «чудачество» сноха выгоняет героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась на своих ответственных».

Похоже, это удел всех городских людей. Должность, положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных», а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий ничего не сказал…

Важно

    Домой герой приехал, когда шел парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле.

    И лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение — единственно правильное и искреннее.

    Все это Шукшин описывает трогательно и предельно просто. На нашем лице может появиться лишь умиленная улыбка, грустная, но добрая. Иногда Чудика становится жаль. Но это не оттого, что автор пытается вызвать сочувствие. Нет, Шукшин никогда не идеализирует своих героев. Он показывает человека таким, каков он есть. 

    Герой рассказа взят из деревенской среды, потому что, считает Шукшин, лишь простой человек из глубинки сохранил в себе все положительные качества, данные изначально человеку. Ему больше всего присуща та искренность, доброта и наивность, которой так не хватает современным городским людям, изуродованным прогрессом и так называемой цивилизацией.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/shukshin-v-m/9987-analiz-rasskaza-v-m-shukshina-chudik

Анализ рассказа Шукшина «Чудик»

Рассказ  В . М. Шукшина «Чудик» поистине простой и трогательный, именно поэтому он очарует любого читателя.

Рассказ о самом незаурядном добродушном деревенском человеке с большим и горячим  добром сердцем.

Главный герой рассказа–«Чудик» , так его ласково называет жена (на самом деле его зовут Василием Егорычем).

Чудик-самый обыкновенный житель деревни, с довольно необычной способностью попадать в довольно каверзные, порою парадоксальные ситуации.

Однажды главный герой собирается поехать в гости на Урал к брату, с которым уже не виделся двенадцать лет.

В течение всего путешествия он попадает  в довольно неприятные ситуации, и по своей доброте душевной часто выходит из них довольно неординарно.

Покупая подарки своим племянникам в магазине, он замечает пятирублевую бумажку на полу, но так и не набравшись смелости поднять её уходит, в следствие обнаруживая, что денежка-то была его! Из-за своей  наивной рассеянности ему приходится возвратиться домой, где он получает от жены нагоняй, и снимая деньги, вновь отправляется к брату.

В самолёте, на пути в Урал,он вновь попадает в не менее парадоксальную ситуацию.

Совет

Но как ни странно, Чудик продолжает  открываться всему миру, прост в общении с незнакомцами, и искренне удивляется почему люди не понимают его и смотрят на него как на блаженного.

Появляясь в доме брата, он сразу же заслуживает нелюбовь снохи, и пытаясь заслужить её расположение только усугубляет своё положение. женщина выгоняет его из дома.

Приезжая домой, Василий снимает ботинки и бежит под парным дождиком домой…

Вот он шукшинский герой-деревенский мужичок, обладающий близким нам характером и отношением к жизни.

Писатель рисует его портрет, как портрет человека с некоторыми «чудачествами», но доброго, застенчивого,  самого простого.

Герой не пытается вызвать у нас сочувствие или жалость, не идёт наперекор своему характеру, он остаётся в любой ситуации самим собой, задаваясь вопросом: «Но почему я пытаюсь сделать как лучше, а выходит как всегда? Почему же я такой? Чего со мной не так?»

Чудик совершает добрые поступки, не отвечает на зло злом, он хочет, чтобы всё было хорошо, все были счастливы. Он не обижается, не злопамятствует-он добр и честен перед собой и  всеми людьми,  и порою жутко раздражает  их своей доверчивостью, желанием помочь и наивным пониманием всего происходящего.

Но он просто обычный человек, человек искренний и добрый, не изуродованный цивилизацией и пороками…

(9 votes, average: 4.11

Источник: https://school-essay.ru/analiz-rasskaza-shukshina-chudik.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector