Анализ рассказа шукшина сапожки 11 класс

Урок литературы в 11 классе «Нравственность есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)

Урок литературы в 11 классе

«Нравственность есть правда»

(по рассказу В. Шукшина «Чудик»)

Цели:

  1. Воспитывать чувство доброты, уважения.
  2. Учить анализировать прозаический текст, познакомить с биографией В. Шукшина.
  3. Развивать логику мышления, навыки устной речи.

Эпиграф: Отчего дети и дурачки поднимаются на такую страшную высоту, выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни обманами веры, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит.

                                                        Л.Н. Толстой

ХОД УРОКА

   Цель познания – понять, какую роль автор отводит таким людям, как Чудик.

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

Цель познания – понять, почему одной из ведущих тем в творчестве В. Шукшина является тема деревни?

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.

Алтай – это своеобразно расположенный уголок России. Он представляет собой исконно русский край юго-восточной Сибири. Дальше на юг и восток высятся могучие горные хребты, а с севера тянутся необъятные просторы Западной Сибири – степи и наступающая на них тайга.

Земли кругом видимо-невидимо, и всё, что природа может создать удивительного и прекрасного, кажется, сосредоточено здесь. Горы, реки, леса, щедрая природа – всё это давало возможность людям жить, собственным трудом добывая себе хлеб.

Обратите внимание

До революции Алтай был глухой окраиной России, здесь сохранилось своеобразие национальных, этнических, нравственных обычаев.

Вольные крестьяне, селившиеся на этих землях, понимали необходимость жить рядом друг с другом, приучались быть терпимыми, культивировали свою мораль и нравственность, основанные на труде и уважении.

На земле с такими традициями и родился Василий Шукшин, эти особенности её склада и духа он впитывал с детства, и они стали устойчивой основой его мироощущения.

Семья Шукшиных была трудовая. Молодые родители Василия работали в только что организованном колхозе. Жили трудно, личного хозяйства у них практически не было. Через три года после рождения Василия на свет появилась его сестра Наташа. А вскоре не стало отца, дети оказались сиротами, и наступили совсем тяжёлые времена.

Через некоторое время в доме появился отчим (по словам Василия Шукшина, он был добрым человеком). Перед самой войной семья переехала в город Бийск. Переезд в город был для детей серьёзным испытанием. Город оказался им чужим и враждебным.

Выросшие в деревне, они с трудом привыкали к новым условиям жизни, относились ко всему настороженно и боязливо. Поэтому, как только началась война, и отчим ушёл на фронт, семья вернулась в свою деревню – там было привычнее жить и легче прокормиться. Так Василий Шукшин в свои 13 – 14 лет остался за главного мужчину в семье.

Кончилось детство, надо было идти в колхоз кормить семью. Зимой Шукшин учился в школе, а летом работал в поле. Шло время. После окончания семилетней школы он определяется на курсы бухгалтеров, бросает их, потом – в автомобильный техникум в г. Бийске.

Но и тут проучился немного, уехал в родное село, к земле, к привычным формам отношений. Юноше Шукшину было сложно наладить отношения с городом. Все там были чужие, непонятные, а порой и враждебные.

Важно

Наконец, кончилась война. Те, кто остался жив, вернулись в свои деревни. Работы стало не хватать, и многие молодые пошли в города искать новой жизни. Так поступает и Василий Шукшин. Он едет в города, близкие к Москве – Калугу, Владимир. Работает кем придётся – грузчиком, слесарем, в свободные дни выезжает в Москву.

В один из таких дней он случайно встречает на набережной Москвы-реки своего земляка – Ивана Пырьева – ведущего мастера кинематографа. Есть версия, что именно в это время Шукшин начинает свои первые литературные опыты. В августе 1949 года его призывают на службу в морской флот.

После демобилизации он начинает работать в Сростках, сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости. Работает сначала преподавателем, а потом директором вечерней школы. В это время много читает, книги всегда были его страстью. В 1954 году поступает в Москве во ВГИК. На 4 курсе снимается в главной роли в фильме «Два Фёдора».

В этом же году печатаются его первые литературные труды, которые, как и фильм, имеют успех. Так началась его карьера актёра и писателя. Василий Шукшин снялся в фильмах «У озера», «Они сражались за Родину» и многих других. Затем он начинает карьеру режиссёра и снимает фильмы «Печки-лавочки», «Калина красная», «Живёт такой парень» и др. Таким образом в судьбе В.

Шукшина переплетаются три линии – актёра, режиссёра, писателя. Умер В. Шукшин в 1974 году от сердечного приступа во время съёмок фильма «Они сражались за Родину».

Учитель: Ребята, почему же одной из ведущих тем в творчестве В. Шукшина является тема деревни?

Вывод: Потому, что Шукшин родился и вырос в деревне. Ему близки и понятны деревенские люди, их обычаи и традиции. Он с детства был привязан к земле, к простым и добрым людям.

III. Беседа с классом.

Цель познания – понять отношение автора к своему герою.

Учитель: В 1969 году на экраны выходит фильм В. Шукшина «Странные люди», снятый по рассказам «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы».

Это всё рассказы о странных, непохожих на других людях, об их мечтах и стремлениях, которые с точки зрения здравого смысла не вполне нормальны.

А герои упорно держатся за свою мечту, без которой их жизнь стала бы обыденной, невыносимой. Сегодня мы поговорим об одном из этих рассказов – о рассказе «Чудик».

1. Цель познания – понять, каким предстаёт перед нами Чудик?

— Как вы можете охарактеризовать героя? (Добрый, непосредственный, чувствительный).

— Какова портретная характеристика Чудика? («круглое мясистое лицо», круглые глаза).

— Почему лицо и глаза у Чудика именно круглые? (Как у детей, он готов познавать мир и удивляться).

— А что символизирует круг? (Завершённость, цельность. Следовательно, у Чудика цельный характер, во всех поступках он остаётся верен себе).

— Почему главный герой «постоянно влипает в разные истории»? (Он не способен подумать, как его поступок будет воспринят, не умеет анализировать, как ребёнок).

— Что добавляет характеру Чудика высказывание о том, что он не любит хулиганов и продавцов? (Хулиган может побить, а продавец нахамить, он, как ребёнок, их боится).

— Итак, каким предстаёт перед нами Чудик?

Вывод: Чудик – добрый, ранимый человек. Он, как ребёнок, инфантилен.

2. Цель познания– понять, как складываются отношения Чудика с близкими?

— Какие отношения складываются у Чудика с женой? (Его поступки её раздражают, она даже бьёт его шумовкой).

— А что именно в характере Чудика не нравится его жене? (Он непрактичный, похож на ребёнка, а не на главу семьи. Жена в доме главная).

— Как складываются отношения у Чудика с братом и со снохой? (Сноха его не любит, т.к. он деревенский, не приспособлен к городской жизни, её раздражают его поступки: громко разговаривает, испортил коляску. А с братом у него хорошие отношения, их сближают воспоминания о детстве. Они похожи, брат тоже не противится жене, занявшей в семье главную позицию).

— Итак, как складываются отношения Чудика с близкими?

Вывод: Чудик, как ребёнок, открыт для людей, он не может понять, что он делает не так.

3. Цель познания – как Чудик относится к окружающим его людям?

— Почему Чудик обращает внимание на деньги в магазине? Как это его характеризует? (Он хотел доставить людям радость, у него даже не возникает мысли забрать деньги себе, пока никто не видит).

— Почему он не возвращается за деньгами? (Вдруг все подумают, что он решил прикарманить чужие деньги, что он нечестный).

— Как Чудик ощущает себя в поезде? (Он уже не помнит ситуации в магазине, он, как ребёнок, снова открыт для новых впечатлений).

— Как Чудик ведёт себя в самолёте? (Он из-за любопытства хочет поесть, хочет упасть в облака).

— Что удивляет его в соседе по самолёту? (Что он интересуется газетой, а не живым общением).

— Почему Чудик ищет челюсть? (Это естественное желание, он не думает об этичности своих действий).

— Как Чудик относится к жене брата? (Он даже не понял, что она невзлюбила его, хочет ей угодить – разрисовывает коляску).

— А какие у Чудика мечты? (Он мечтает, чтобы все были дома, вместе пили чай, чтобы всем было хорошо).

— Итак, как Чудик относится к окружающим его людям?

Вывод: для Чудика очень важны семейные отношения и отношение к нему окружающих. Он открыт для людей, хочет, чтобы всем было хорошо.

4. Цель познания – отношения Чудика с миром.

— Какие отношения у Чудика с миром? (Гармоничные, мир его принимает, ему хорошо на природе (бежит босиком по лужам), он уже не думает о плохом).

— До чтения последнего абзаца как вы думали, сколько лет Чудику? (Что ему примерно 17-20 лет).

— Чудик чувствует свою непохожесть на других? (Да, он несколько раз задаёт себе этот вопрос, а ещё вопрос «почему они стали злые», его сердце болит от непонимания окружающих, было «горько»).

— Почему в последнем абзаце автор рассказывает о своём герое в прошедшем времени? (Это вымирающий тип людей, он нежизнеспособен).

— Как автор относится к своему герою? (Он любуется его непосредственностью, желанием жить в добре, тем, что он живёт не разумом, а сердцем).

Вывод: «Чудаки украшают мир», — эта фраза М. Горького стала крылатой. Василий Шукшин сам говорил о героях своих рассказов: «Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука». Но Шукшин подчёркивал в характерах таких людей другое: «Есть люди в городе ли, на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками».

А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде.

Совет

При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами».

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова Л. Толстого?

IV. Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ В. Шукшина «Срезал».
  2. Ответить на вопрос: «Как раскрывается тема деревни в этом рассказе»?

Источник: http://obrazbase.ru/literatura/218-urok-literatury-v-11-klasse-nravstvennost-est-pravda-po-rasskazu-v-shukshina-chudik-20140806

Краткое содержание Шукшин Сапожки

Сергей Духанин — главный герой рассказа «Сапожки». Работая водителем, он едет из деревни в город для того, чтобы купить запчасти. Он запланировал так же заехать и купить своей жене очень дорогой подарок. Очень сильно хочет Сергей обрадовать свою жену, едет по дороге и представляет как она обрадуется, как потом будет носить их с удовольствием.

Но очень уж дорогой подарок выходит, целых 65 рублей. А это огромные деньги для простого шофера, и совершенно не по карману ему такие покупки. Но тем не менее красивая обувь на ножках любимой женщины — эта картинка перед глазами перевешивает все сомнения. Вот только одна незадача, не знает герой размера обуви своей супруги.

На свой страх и риск, покупает все таки эти сапожки.

Довольный Сергей возвращается домой и демонстрирует всем свою покупку. И жена и дети смотрят и не могут налюбоваться подарком. Услышав цену, которую заплатил за них глава семейства, не верят своим ушам.

После того, как покупка со всех сторон осмотрена, жена примеряет сапоги. Они ей оказываются малы, но это уже все не важно. Ведь есть дочка, которая их сможет носить. Самое главное — это то, на что был готов ради своего родного человека Сергей.

Читайте также:  Образ и характеристика репетилова в комедии горе от ума грибоедова сочинение

Как ему хотелось порадовать и удивить свою вторую половинку.

Весь вечер проходит тепло, весело и радостно. Никто не вспоминает, что сапоги оказались малы, все обсуждают только сам жест, подарок сделанный от чистого сердца.

Шукшин своим рассказом хочет показать читателю как важны отношения в семье — уважение, любовь, понимание — это те незыблемые условия, на которых держатся мир и счастье всех домочадцев.

Герой, не смотря на то, что материально не очень обеспечен, тем не менее делает все, для того чтобы порадовать свою супругу. Для своих близких нужно стараться, совершать поступки, которые запомнятся своей заботой и участием.

И тогда каждый вечер дома будет проходить как тот, когда Сергей привез сапожки в подарок своей жене.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Ильф и Петров Двенадцать стульевРоман «12 стульев» начинается с того, что в Уездном городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянова Клавдия Ивановна Петухова. Перед смертью пожилая женщина успевает рассказать своему овдовевшему зятю о том
  • Краткое содержание Возвращение ПлатоноваГлавный герой, Иванов Алексей Алексеевич воевал и сейчас едет домой. Познакомился с девушкой, по имени Маша, на станции, по пути домой. Вместе в дороге проводят два дня, Алексей принимает решение задержаться в родном городе Маши
  • Краткое содержание Пришвин ЖеньшеньОдин человек будучи заядлым охотником не удержался и сразу после участия в военных действиях с японцами отправился на охоту. Из Маньчжурии перешел в Россию. За одним из хребтов познакомился с китайцем, которого звали Лувен
  • Краткое содержание Казаков ТеддиРассказ начинается с фразы: “История одного медведя”. Тедди – старый цирковой медведь, который всю свою жизнь провел в клетке. Он давно привык к шуму арены и постоянным репетициям
  • Краткое содержание Чехов СтудентРассказ повествует об одном эпизоде из жизни молодого дьяконовского сына Ивана Великопольского. Однажды, в тихий день ранней весны, юноша возвращался из духовной академии.

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/sapozhki-kratko

Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: «Гуманизм В. Шукшина»

Тема урока: Гуманизм Шукшина.

/Урок-конференция «Будь человеком» по рассказам В.М.Шукшина/ (2 часа).

Автор разработки:

Степура Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара

Цель урока: раскрыть, в чем заключается гуманизм писателя, каково его представление о смысле жизни, о чем заставляет задуматься писатель.

Оборудование:

  • портрет, эпиграф: «Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому — это и в жизни и в искусстве всегда гуманизм». (С. Залыгин);
  • выставка книг, фотоматериалы для стенда «Будь человеком».
  • Доска: стихотворение Яшина «Спешите делать».

Вопросы конференции:

1. Чего в жизни и в людях не принимает В.Шукшин? /»Срезал», «Бессовестные», «Крепкий мужик»/.

2. Какова направленность поисков писателя? /»Чужие», «Заревой дождь»/.

3. Ложные и истинные ценности героев Шукшина? /»Степка», «Сапожки»/.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

        В начале 60-х годов в кино и литературу пришел яркий талант, со своей темой, со своим героем — В.М.Шукшин.

        Свой жизненный путь он начинал трудно. Рос без отца в маленьком селе Сростки на Алтае. После окончания 7 классов работал слесарем, учеником мастера, грузчиком.

Обратите внимание

        Затем 4 года службы на флоте, сдача экстерном экзаменов на аттестат зрелости, работа учителем русского языка, литературы, истории.

        В 1954 году — режиссерский факультет ВГИКа. Это был талантливый и разносторонне одаренный актер, прозаик, киносценарист, режиссер.

Обратите внимание на необычайную творческую энергию писателя:

•  Рассказы.

•  Романы: «Любавины», «Я пришел дать вам волю».

•  Пьеса «Энергичные люди».

•  Сказка «До третьих петухов».

• Сценарии   к/ф   «Живет  такой   парень»,   «Странные   люди»,   «Печки-лавочки», » Калина красная».

/В некоторых из них Шукшин выступал как режиссер и исполнитель главной
роли/.

        О Шукшине написано немало. Основной пафос творчества писателя в том, что красоту и силу своих героев он видел в огромной любви к людям.

Литературный критик Гринберг писал, что для Шукшина труднее, чем для кого-либо из современных советских писателей, пишущих о деревне, найти определение его реализма /лирик, сатирик, бытовик?/. Ни в авторских отступлениях, ни в речи героев не найдешь обращений к каким-либо политическим, экономическим событиям в жизни деревни. В центре худ. видения писателя не проблема как таковая, а человек.

        В чем же гуманизм Шукшина, каково его представление о смысле жизни?
Давайте ответим на первый вопрос, подготовленный к обсуждению: Чего в жизни и в людях не принимает писатель?

Как, по мысли Шукшина, нельзя жить, какие жизненные принципы он отвергает?

Первое место в ряду рассказов отведем герою рассказа «Срезал».

1) Опишите портрет Глеба Капустина, авторские характеристики героя.
        Докажите псевдоученность и демагогию героя.

        Вывод: Для творчества Шукшина характерно обращение к «пограничной» между городом и деревней ситуации. Герои часто в таких рассказах попадают из города в деревню или наоборот.

В рассказах такого рода, решается вопрос о том, что дает человеку, его нравственному облику земля и что отнимает у него как у личности город. Глеб Капустин — крестьянин, мужик, но он жесток, даже «добрая» плотницкая работа не делает его лучше.

Он так и остался краснобаем с интересной, но чуждой народу формой самоутверждения.

        Сравнение горожанина и крестьянина здесь явно в пользу горожан, растерянных и беззащитных перед лицом самоуверенного и псевдообразованного  Глеба.

Важно

        В каких бы формах не проявлялась жестокость, она всегда чужда народному миропониманию. /Так, может ли это быть полноценная, гармоничная личность? Если он знает математику, но не знает литературу, душа его неразвита?/

        Для доказательства этой мысли рассмотрим рассказ «Крепкий мужик».

а) Разрушение старой церкви воспринимается как акт вандализма, направленный лишь на самоутверждение власти колхозного бригадира.

•  В какой сцене с психологической достоверностью раскрывается характер
Шурыгина? («Сперва Шурыгин распоряжался _____________ крикливо, с матерщиной _______, но когда стал прибегать народ__________»).

        Вывод: Жестокость страшна не только тогда, когда она направлена против людей, она отвратительна и тогда, когда направлена против произведений культуры, против красоты, созданной предками.

Односельчане строго судят Шурыгина, приговор ему выносит народ, который звучит из уст матери героя: «Глаз теперь не кажи на люди… Со стыда усохнешь».

Наряду с откровенными формами оскорбительного отношения к человеку
        Шукшин обращается к формам более или менее замаскированным, когда невнимание к людям проявляется как мещанство. Обратимся к анализу более сложных человеческих отношений на материале рассказа «Бессовестная».

•  Поддерживаете ли вы Малышеву? Если да, то что вас привлекает в героине?

•  Должны ли такие люди жить среди нас?

• Если Малышева неправа, то почему Отавиха и Глухов «вылетели, как ошпаренные», из дома, где проходило «сватовство», почему за воротами, не глядя друг на друга устремились в разные стороны?

•  Малышева, конечно, герой необычный. Всю жизнь жила так, как когда-то начинала ее в юности, в героическое двухцветное время, когда мир делился на белых и красных. Для нее не существует мелочей. Все так жить не могут, не хватит сил, мужества.

Но такие люди должны быть, чтобы сверять по ним свои поступки.

И Малышева образумила стариков — жениха и невесту не для того, чтобы продемонстрировать перед деревней свое превосходство, ни одному человеку в селе она не рассказала про редкостное сватовство, значит старалась не ради того, чтобы поддержать свой престиж, а ради самих стариков.

•  На чьей же стороне симпатии читателя? Стариков или Малышевой? По-
чему?

В Малышевой есть стремление навязать другим свое отношение к жизни. Она
причисляет себя к тем, кто горит, а не тлеет, считает, что в повседневной жизни нет содержания.

А сама разве всю жизнь не прожила одна? А делала ли она кому добро? А кем
работала?

Совет

Вывод: Малышева жестока, несмотря на то, что работала то она секретарем в
с/совете. Никакое прошлое не даст ей права навязывать другим свои нормы жизни.

        ИТОГ ПО 1 ВОПРОСУ: В жизни и людях Шукшин не принимает жестокости, невнимания к людям, в каких бы формах они не проявлялись. Разговор об отрицании закончим размышлением писателя о поисках идеала.

Какова же направленность поисков писателя? В рассказе «Чужие» сравните судьбы двух никогда не встречавшихся современников.

С одной стороны, великий князь Алексей, дамский угодник, транжирящий казну, виновник гибели русского флота в войне с Японией, с другой стороны, безвестный пастух из глухой сибирской деревни /дядя Емельян/.

        К какому выводу подводит читателя автор в конце рассказа? /Это навеки чужие сыновья одного народа/.

        Мировоззренческая полярность героев отличается и в рассказе «Заревой дождь». Перед нами два мужика из одной деревни. Приведите слова Кирьки, обращенные к умирающему Ефиму: «Ты какой-то все-таки ненормальный был, Ефим_____».

        Какую мысль утверждает писатель в конце рассказа? «Сам не жил как следует и другим не давал». «Ошибся ты в жизни, Ефим». Кто же все-таки ошибся в жизни? /Рассказ заканчивается поражением Кирьки, картиной долгожданного первого весеннего дождя, как бы смывающего все мелкое, пустое!/

        ИТОГ ПО 2 ВОПРОСУ:

        Какова же направленность поисков писателя? К какому идеалу он стремится? Автор ищет положительного героя.

Обратите внимание

        А теперь давайте ответим на вопрос о ложных и истинных ценностях души любимых героев Шукшина.

        Праздник шукшинских героев поднимает человека над повседневностью, над обыденной жизнью. Этой мыслью проникнут один из самых трагических рассказов Шукшина «Степку»

        Ради встречи с родной деревней, с родными местами, не отбыв последних трех месяцев заключения, приходит домой Степка, точно зная, что его заберут снова, прибавят два года: «Ничего, я теперь подкрепился… А то сны замучили…» Что же толкает его на этот необдуманный поступок?

        Степка устраивает себе праздник — праздник короткой встречи с родиной. Шукшин не идеализирует «озорника», не знающего на что выплеснуть нерастраченные силы, а показывает ностальгию человека.         Разговор о праздниках героев Шукшина завершаем обращением к истинным праздникам — праздником радости близкого человека. Под этим углом зрения рассмотрим рассказ «Сапожки».

A)  Зачитайте размышление героя о жизни: «Вот так живешь 45 лет уже — все думаешь: ничего…»

Б)   К какому желанию приводят эти размышления Сергея Духанина? /устроить праздник не себе, а другому человеку: «возьми, сделай радость человеку!»/

B) Чтобы купить сапожки Сергею приходиться /что нередко в нашей жизни /выдержать и грубость продавщицы, и насмешки друзей. Но сапожки не лезут на «крепкую крестьянскую ногу».
Г) Испорчен ли праздник? «Нет, не в сапожках дело … Ничего. Хорошо».

Д) Так что же такое настоящий праздник? /Умение понять другого человека, сделать для него что-то доброе, быть понятым — это самый большой праздник/.

Важно

Рассказы Шукшина — не просто сборник рассказов. Это книга о добре, которым люди живы. Это добро не идеализирует автор, а утверждает, что оно должно присутствовать в каждом поступке человека, а не в каких-то особых обстоятельствах.

        Я думаю, рассказы Шукшина заставят вас задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве.

        В своем последнем письме в 1974 году Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал и сохранил … такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту .

.. Уверуй, что все это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай все это за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком » В этом есть гуманизм Шукшина.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/30/gumanizm-v-shukshina

«Сапожки», анализ рассказа Шукшина

Рассказ «Сапожки» — рассказ-характер, как определял сам Шукшин. Главное в нём – не сюжет, он прост. Главное – характер героя, его жены, даже злой продавщицы. Сергей Духанин, несмотря на необычность своего поступка, меньший чудик, чем многие герои Шукшина.

Проблематика

Самая важная проблема рассказа – возникновение и динамика человеческих чувств: любви и ненависти, зависти, жалости и сочувствия, щедрости. С ней связана философская проблема счастья. Важна проблема взаимоотношений в семье.

Герои рассказа

Главный герой – Сергей Духанин, 45-летний водитель, внешне довольно грубый. Он не проявляет своих чувств и стыдится их.

Читайте также:  Сочинение век нынешний и век минувший в комедии горе от ума грибоедова

Сергей любит жену и хочет сделать ей приятное. Он обладает той жизненной философией, которая и называется народной мудростью. Его позиция созерцателя позволяет понять, что нужно делать радости, пока можно.

Купив сапожки, которые стоят слишком дорого – 65 рублей – Сергей ждёт от товарищей, водителя и механика, с которыми вместе поехал в город за деталями, удивления. Он горд своим поступком. Но мужчины не разделяют его чувств. Они недоумевают, считают поступок Сергея глупым и не могут поверить, что он сам, по своей воле купил Клаве сапоги.

Сергей настолько сосредоточен на сапогах, что не принимает участия в беседе товарищей. Он оберегает сапожки, как ценную вещь (и действительно, они дорогие). Есть даже что-то эротическое в отношении мужчин к сапожку: «Сапожок пошёл по рукам… внутрь лезть не решались… заглядывали в белый, пушистый мирок».

Прагматичные работяги объясняют ненужность покупки, жалеют Сергея, так что он начинает сомневаться в целесообразности поступка, но виду не подаёт.

Сергей — внимательный и чуткий человек. Он угадывает размер ноги жены, его предвкушение того, как она будет радоваться подарку, совпадает с действительностью.

У Сергея есть склонность к авантюризму и желание радовать. Он понимает: то, что сапожки не подошли, не меняет чего-то главного. Да ведь они же и не пропали – дочери достанутся, наградой за окончание школы будут. Душевная чуткость этого простого человека позволяет понять истинный смысл истории с сапожками.

Общение с продавщицей показывает, что Сергей за словом в карман не полезет: он отвечает на хамство хамством. Намерение Сергея бросить сапожки в колодец, если жена заругается, обусловлено его гордостью и порывистостью.

Жена Сергея

Совет

В рассказах Шукшина редко встретишь нормальную семью, где супруги любят друг друга, а жена не колотит мужа. В рассказе «Сапожки» как раз такая семья. Сергей хочет сделать жене «один раз в жизни» красивый подарок.

Он настолько хорошо знает жену, что представляет себе, как у неё заблестят глаза, как она будет беречь обновку, наденет раз в месяц, да и то посуху.

Сергей побаивается, что жена его первая же и заругает, что купил дорогие сапоги вместо нужных пальто для дочерей.

Сергей любит свою жену, называет её хорошей. Из его монолога читатель узнаёт о тяжёлой жизни Клавдии и русских жён вообще: мужья выпивают, а жёны с детьми и хозяйством «как заводные». Сергей называет русских женщин двужильными.

Клавдия реагирует на сапожки так, как предполагал Сергей, и даже эмоциональнее. Она не верит, что это ей, дважды повторяет: «Тошно мнеченьки». А затем, убедившись, что сапоги не лезут, трижды проклинает свою ногу.

Она понимает, что это единственный дорогой подарок, который она получила в жизни. Клавдия плачет, но именно плач пробуждает в Сергее последовательность чувств: боль – жалость – слегка забытая любовь.

Клавдия сразу отзывается на эту любовь, молодеет и смеётся.

Изменение имени Клавка – Клавдия – Клавдя – Клава показывает этапы возрождения забытых чувств. Так что и Сергей для Клавы становится Сергуней.

Сапожки

Сапожки – не просто выразительная деталь, но и главный герой рассказа. Во-первых, они живые. Сергей рассуждает, что сапожки кусаются (то есть на них высока цена). Они смеются в коробке, водители не решаются совать в них руки, как будто боясь причинить вред живому.

Обратите внимание

Во-вторых, сапожки волшебные. Они вынуждают людей раскрывать свои истинные качества. Сергей, увидев сапожки, подумал о жене и пожалел её. Сапожки пробудили в нём подзабытую любовь. Продавщица проявила себя как злобная хамка (читатель понимает, что она завидует).

Сапожки становятся причиной ссоры с товарищами и отделения от них. Сапожки делают счастливым и Сергея, и Клавдию, которой сапожки не подошли, и дочь Грушу, которой подошли.

Сергей покупал их ради дорогой минуты восторга жены, но возрождение любви стало ещё более ценным подарком для героя.

Сюжет и композиция

Действие рассказа занимает полдня. Рассказ начинается с полуслова, как реплика в истории. Постепенно читатель оказывается втянутым в философские и бытовые рассуждения главного героя, в его конфликты с продавщицей и товарищами, разговоры с женой.

Главная тайна сапожек открывается и Сергею, и его жене, но читатель должен догадаться о ней сам. У рассказа открытый финал. Сергей не додумывает мысль: в чём же дело, если не в сапогах.

Он как будто бы обрывает собственную мысль, чтобы не вспугнуть счастливый, хороший момент.

Стилистические особенности

В рассказе нет ни одно портрета, но важную роль играют детали, связанные с телом героев. Грубые руки мужиков, которые они собираются всунуть в сапожки, называются поршнями, у Клавдии нога крепкая крестьянская, она противопоставлена городскому сапожку, так же как плотная голяшка Клавдии противопоставлена тонкому голенищу.

Внимательный читатель со второго абзаца может догадаться, что сапоги Клавдии не подойдут, потому что у них тонкие голенища. Недаром же Сергей называет их пипеточками.

Простое крестьянское происхождение героев подчёркивают просторечия: офонарел, валяйте, позубатились, доконал.

  • «Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
  • «Чудик», анализ рассказа Шукшина
  • «Обида», анализ рассказа Шукшина
  • «Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
  • «Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
  • «Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
  • «Критики», анализ рассказа Шукшина
  • «Волки!», анализ рассказа Шукшина
  • «Срезал», анализ рассказа Шукшина
  • «Экзамен», анализ рассказа Шукшина
  • «Горе», анализ рассказа Шукшина
  • «Мастер», анализ рассказа Шукшина
  • «Крепкий мужик», анализ рассказа Шукшина
  • «Калина красная», анализ повести Шукшина
  • «Микроскоп», краткое содержание рассказа Шукшина

По произведению: «Сапожки»

По писателю: Шукшин Василий Макарович

Источник: https://goldlit.ru/shukshin/981-sapozhki-analiz

Анализ рассказа «Срезал» Шукшина В.М

Жанр рассказа предполагает изображение некого единичного события, случая, ситуации, которая, однако, раскрывает характеры героев.

Сюжетную ситуацию рассказов Шукшина часто организует столкновение горожанина и сельского жителя — они представляют разные культуры, типы мышления, жизненного поведения, при этом завязавшийся конфликт выглядит как неразрешимый, герои не находят ни возможности, ни желания понять противную сторону. В рассказе Шукшина «Срезал», анализ которого мы проведем, неразрешимость этого конфликта особенно очевидна.

Завязкой произведения становится фраза: «Сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын с семьей, средний, Костя, богатый, ученый». Его противником оказывается главный герой рассказа, Глеб Капустин.

Это, наверное, самый загадочный и трудный для трактовки герой Шукшина. И суть его характера, и мотивации его поведения с первого взгляда просто не ясны.

«Глеб Капустин — толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный», — характеризует Шукшин своего героя. На вопросы стариков о том, почему он любит «срезать» ехидным вопросом приезжего, бывшего земляка, «Глеб посмеивался.

И как-то мстительно щурил свои настырные глаза». Портрет и прямая авторская характеристика уже не говорят о симпатии автора к герою. Однако именно его он ставит в центр рассказа, именно к нему испытывает интерес.

Кандидаты филологических наук Журавлевы никак не могут понять, в чем суть спора, навязываемого Глебом, по какой, собственно, дисциплине он пытается устроить им экзамен.

Они стараются серьезно вникнуть в суть вопросов, разобраться в путанице его понятий о «стратегической» философии и натурфилософском определении природы невесомости или «проблеме шаманизма в отдельных районах Севера», пытаются объяснить ему, что никакой «проблемы шаманизма» просто-напросто не существуют, смеются над его «философскими» речениями, которые для образованного человека выглядят просто чушью, пустой бессодержательной болтовней.

Важно

Конечно, научного спора получиться никак не может хотя бы в силу явной неподготовленности одной из сторон — Глеба: каверзные вопросы, которые он формулирует и которые кажутся ему убийственными, вызывают у собеседника искренний смех. И все же именно Глеб Капустин выходит из спора победителем. Почему?

Во-первых, потому, что его неподготовленность и малограмотность могут понять лишь кандидаты Журавлевы — ни он сам, ни мужики, пришедшие к ним в гости, ее не замечают.

Во-вторых, потому, что именно от мнения зрителей спектакля, тех самых мужиков, которые набились в избу к старухе Агафье Журавлевой, зависит его исход. «Срезал ты его», — скажут они Глебу следующим утром, подтверждая его полную победу над «кандидатом».

В-третьих, именно потому, что меньше всего Глеба волнуют те «научные» проблемы, которые он пытается ставить перед Константином Ивановичем. Спор, затеянный им, имеет совсем иную подоплеку.

В его основе — конфликт города и деревни, недоверие деревенского жителя к горожанину, желание утвердить собственную социальную и культурную состоятельность за его счет, унизив и оскорбив приезжего.

Спектакль Глеба, скомороший по своей природе, начинается с ироничного самоуничижения: «Вы извините, мы тут…

далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься — не с кем»; «Но если вам это интересно, могу поделиться, в каком направлении мы, провинциалы, думаем», — а заканчивается отповедью растерянному кандидату, обвинениями в самонадеянности, нескромности и наивной, но очень точной самохарактеристикой, близкой к саморазоблачению: «Люблю по носу щелкнуть — не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…» Журавлевы, поняв, что Глеб своей околонаучной демагогией хочет просто поставить своих оппонентов в унизительное положение, а вовсе не заинтересован в их ответах, выносят о нем свое суждение: «Типичный демагог-кляузник, — сказал кандидат, обращаясь к жене. — Весь набор тут…», которое, впрочем, оказывается ошибочным: «Не попали. За всю свою жизнь ни одной анонимки или кляузы ни на кого не написал».

Почему же ошиблись в своем определении «кандидаты» и почему победа в глупом споре оказывается на стороне Глеба Капустина? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к суждениям тех, ради кого разыгрывается этот спектакль, кто является его зрителями и ценителями, представляя в то же время достаточно пассивную позицию, — к мужикам.

Совет

Их отношение к Глебу и той роли, что он взял на себя, крайне двойственное.

Проводя анализ рассказа «Срезал» Шукшина, можно заметить, что, одной стороны, они ждут этого поединка, как будто он может проявить нечто важное в их отношении к городу: его победа как бы возвеличивает и их, показывает мнимость превосходства образованного человека — превосходства, которое, впрочем, ощущают лишь они, которое никто не собирается демонстрировать, да и вряд ли кто из гостей деревни Новой ощущает. Униженность в отношении к «выбившимся» своим трудом и усердием людям подспудно ощущают они сами, что и оборачивается ответной, но на деле немотивированной агрессией — в этом смысле Глеб Капустин становится камертоном общего настроения.

С другой стороны, оставаясь пассивными зрителями скоморошьего представления, в которое одна из сторон вовлечена не по своей воле, даже не подозревая об уготовленной ей роли, они не спешат консолидироваться и с Глебом, испытывая к «кандидатам» жалость и сочувствие.

Поэтому Глеб, вызывая неизменное восхищение, не стяжал любви, и в этом — своего рода приговор, который выносит Шукшин своему герою. Говоря об отношении земляков к Глебу, он констатирует: «Хотя любви, положим, тут не было. Нет, любви не было.

Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».

Глеб нужен Шукшину для того, чтобы показать героя, который способен собственную униженность, неудовлетворенность собой, своим положением в этом мире, смутное ощущение собственной отчужденности от истинной культуры и образованности компенсировать за счет человека, который, по его мнению, занял не ему предназначенное место, добился того, чего не добился он, Глеб Капустин. Очевидное для автора и читателя (то, что ученые степени достались Журавлеву, деревенскому мальчишке, собственным немалым трудом, потребовали напряжения сил) оказывается как бы вне поля разумения героя, просто не осознается им.

Но самое ужасное, что фиксирует писатель, — это представления Капустина о том, что его положение ниже и хуже кандидатского: деревенский мир утратил свою гармонию, «лад» с самим собой, обесценился в глазах собственных жителей.

Для Глеба его жизнь в деревне, «далеко от общественных центров», и есть, вероятно, самая большая неудача, которую он и пытается выместить на «кандидате».

Глеб Капустин, утратив представления об идеалах сельского мира, хочет заменить их неким суррогатом — в данном случае кроссвордной образованностью, которая все же вряд ли может служить серьезной нравственной опорой.

Читайте также:  Сочинение николай ставрогин в рассказе бесы достоевского

Одно ему удается несомненно: в своем заключительном монологе перед поверженным «кандидатом» он формулирует представления о народе, показывает, что между городом и деревней существуют очень серьезные конфликтные напряжения, и, проводя отпуск в деревне, Константин Иванович непременно это почувствует. На этом завершим анализ рассказа «Срезал» Шукшина.

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/shukshin_v_m/analiz_rasskaza_srezal_shukshina_v_m/73-1-0-1208

Урок литературы в 11 классе по творчеству В. М. Шукшина. (2 часа) Будь Человеком…( Диалог о Шукшине)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы в 11 классе по творчеству В.М. Шукшина. (2 часа)

Будь Человеком…( Диалог о Шукшине).

Цель: познакомить со страницами биографии и особенностями творчества В.М. Шукшина,

организовать аналитическую работу над рассказами «Срезал», « Верую», «Чудик».

Ненавидь дурное в человеке,

а человека люби.

В. Шукшин.

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее наше село.

Здесь мальчишкой торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна,

Знает каждый в России, что Сростки-

Это родина Шукшина.

1. Скажите, ребята, какие произведения нашего земляка В.М. Шукшина вы читали? Что вы знаете о писателе? Как относитесь к его творчеству?

Задание: в течение урока вы должны составлять сложный план по теме.

2. Рассказ заранее подготовленного ученика о страницах биографии писателя.

Родился В.М. Шукшин 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители- крестьяне. В 1933 году отец был репрессирован, а в 1956 году посмертно оправдан. Здесь, в Сростках, окончил семилетку, работал в колхозе. В 17 лет ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, в Подмосковье, служил во флоте на Черном море.

А после службы вернулся домой, в Сростки. Работает учителем вечерней школы работающей молодежи. В статье «Монолог на лестнице» Шукшин пишет:

«Учитель я был, честно сказать, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девчата, когда мне удавалось рассказать им что-то важное и интересное (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье»

Был 1954 год. Решил поступить во ВГИК (институт кинематографии)

Обратите внимание

Из воспоминаний Шукшина:

Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал, всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии…Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичам Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. а посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе.

Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.

Председатель комиссии иронично спросил:

— Белинского знаешь?

— Да,- говорю.

-А где он живет сейчас?

В комиссии все затихли.

-Виссарион Григорьевич? Помер,- говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский «помер»

Ромм все это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на добрых людей.

Слово учителя:

« мне везло на добрых людей…» Стоит, наверное, задуматься над этой фразой. Другой бы на месте Шукшина ожесточился. Но Шукшин – человек в высшей мере совестливый, умеющий критически относиться к себе и с пониманием к другим.

Приемная комиссия не ошиблась, приняв молодого человека в вуз.

Шукшин стал прекрасным актером, режиссером, писателем, достаточно вспомнить такие фильмы, как «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень», « У озера», «Ваш сын и брат».

Мы же будем говорить о Шукшине как о писателе.

За Шукшиным прочно утвердилось определение писатель- «деревенщик». Некоторые критики обвиняют Василия Макаровича в том, что его творчество социально ограничено.

В настоящее время, когда перестали говорить об урбанизации, а всё более задумываются над тем, как вернуть долги селу, оказалось, что быть писателем- «деревенщиком» почетно.

со времен Ломоносова русская деревня посылала в город многих смекалистых, умных, деятельных детей своих. Они прославили Землю Русскую. Среди них – Василий Шукшин.

Для Василия Макаровича деревня – не столько географическое, сколько социальное, национальное и нравственное начало, где сходится весь комплекс человеческих отношений. По большому счету, писатель и не думал противопоставлять город и деревню, просто он думал о России, о русском национальном характере вообще.

Важно

Но Шукшин, может быть, как никто другой много и упорно думает о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство.

Рассказ «Срезал». Работа с текстом.

Аналитические вопросы:

1. Как в свободное время развлекался и мужиков развлекал Глеб Капустин?

2.Так ли прост, ясен этот Глеб? Как вы к нему относитесь? Оправдываете ли вы его? (возможна дискуссия).

3. Мужики специально водили его к различным заезжим знаменитостям, чтобы он их «срезал». А зачем это нужно было мужикам?

Видимо, получали мужики удовольствие от того, что свой, деревенский, может срезать

любого ученого. Попросту говоря, мужики хотели доказать, что и мы не лыком шиты.

4. А теперь посмотрим, какие « ученые» люди приезжали в деревню и как их «срезал» Глеб Капустин?

5. Какие бы ключевые слова вы выделили бы в первом абзаце и почему? За что осудили Константина Ивановича земляки?

6. Прочитать, как ведут мужики Глеба «срезать» двух кандидатов. Чем занимаются, по мнению Капустина, все кандидаты? Почему он так считает, как вы думаете?

7. У Шукшина всегда есть в произведениях сквозные образы дороги и застолья. Во время застолья, по мнению Шукшина, раскрывается душа человека. Константин Иванович приглашает всех мужиков к столу. Какие глаголы использует Шукшин, показывая Глеба Капустина за столом еще до того, когда он начал «срезать» кандидатов?

8.Прочитать диалог Глеба и Константина за столом. Как оценил улыбку Константина Глеб? Что хочет Глеб?

Совет

Он желает услышать вразумительные ответы. Тогда бы Глеб гордился настоящей ученостью своего земляка. Он считает, что если ты ученый, значит должен все знать. Глеб не может понять, что всего знать невозможно. Глеб дает серьезный урок Константину, заставляя его задуматься над очень серьезными нравственными проблемами.

9. Почему не любят Глеба мужики?

Обобщающее слово учителя:

Глеб не прост, как и все шукшинские герои. Но он жесток, поэтому его не любят мужики. Во многом он не прав, хотя Журавлев тоже оказался не на высоте. Стал бы разве настоящий интеллигент откровенно и снисходительно посмеиваться над Глебом, а потом грубо «тыкать» ему?

Через все творчество Шукшина проходит резко отрицательное отношение к псевдоинтеллигентности, псевдокультуре. Василий Макарович ставит перед собой и перед читателями вопрос: что с нами происходит? Но, смеем утверждать, ни один шукшинский герой не дает на это ответа. Не дает, ибо не знает.

Но каждого героя Шукшин любит по-своему: и Журавлева, и Глеба.

«Ненавидь дурное в человеке, а человека люби!» — эти слова прошли лейтмотивом через все творчество В.М. Шукшина.

Уже в начале своего творчества Шукшин определенно заявил, что «без искренности, тревожной думы о человеке, о добре, о зле, о красоте» нет и писателя.

(Дать время на работу с планом)

Рассказ «Верую»

Движущими силами в произведении Шукшина являются не внешние события, а «…история души». Герои Шукшина чувствуют глубокую неудовлетворенность, мучительный душевный непокой. Они мечутся, думают. Ждут не просто праздника, а праздника души.

1.Что случилось с главным героем Максимом Яриковым?2. Почему он часто спорит с женой? Каких людей он больше всего ненавидит? Как это его характеризует?

2. Аналитическое чтение диалога попа и Максима

Слово учителя:

Всегда у Шукшина так, как и в жизни, все не так просто. Шукшин заставляем своего героя взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание как бы со стороны. Часто Шукшин для «исследования» берет человека во время душевного надлома, сдвига, когда человеку кажется, что силы и жизнь уже растрачены понапрасну, что спел он уже свою песню, но спел плохо.

В основе миропонимания Шукшина – Добро, Жалость, Правда, Совесть. Шукшин требовал говорить правду, какой бы горькой она не была. В статье «Монолог на лестнице» Шукшин говорит, что только обыватель может требовать, чтобы в художественном произведении порок был наказан, добродетель восторжествовала, а конец был счастливым. У Шукшина всегда порок не наказан, добродетель не торжествует.

Рассказ «Чудик»

1. Художественное чтение рассказа.

Обратите внимание

2. Какой по характеру этот чудик? Какова ведущая черта его характера? Понимают ли его люди?

3. О чем заставляем задуматься этот рассказ? Чему учит читателей?

4. Мини-сочинение «Совет другу прочитать это произведение» (письменно).

Обобщающее слово учителя:

Шукшин преподал нам своим творчеством уроки правды и мужества. Когда все твердили о тлетворном влиянии Запада, о пережитках прошлого в сознании людей, Шукшину хватило смелости посмотреть в лица жизни и сказать, что мы сами расплодили хамов, бюрократов, пошляков. обывателей, и никто нам их не забросил на парашютах.

Его правда иногда бывает грубой, необузданной. Но в этой правде всегда – боль за человека, любовь к человеку. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, он хотел растревожить нашу душу, разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

Есть прекрасное стихотворение Евгения Евтушенко «Памяти Шукшина»

В искусстве уютно

быть сдобною булкой французской,

Но так не накормишь

ни вдов, ни калек, ни сирот.

Шукшин был горбушкой

с калиною красной вприкуску,

Черняшкою той,

без которой немыслим народ…

Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе,

К есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться, В уюте ужей не ужиться,

И сердце как сокол,

Как связанный Разин Степан.

При жизни Шукшина мало кто задумывался над тем, какою ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только сейчас, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть запись:

« Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения.

Из рабочих записей Шукшина:

«Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай перо в правду. Ничем другим больше не удивишь»

«Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла»

«Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то плохо»

«Я – сын, я – брат, я – отец. Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить»

Нет с нами больше писателя Василия Макаровича Шукшина, но остались его книги, его мысли.

Мне бы хотелось, чтобы, познакомившись с Шукшиным и его творчеством, вы задумались бы о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении, о поступках человека.

Вспомним слова Шукшина:

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдай всего этого за понюх табаку. Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком.

Проверка составленного плана

Домашнее задание: написать сочинение «Мой Шукшин»

Источник: https://refdb.ru/look/2580241.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector