В.М. Шукшин. Рассказ «Солнце, старик и девушка»
В начале рассказа мы видим появление двух героев: солнца и старика.
«…на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место – у коряги – и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное.
Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях – коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая.
Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки».
Так образ старика связывается с образом солнца. Эти образы соединяются в рассказе примерно в восьми точках. Однажды старик слышит голос за своей спиной – голос девушки. Девушка пытается нарисовать старика.
«Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц. Старик все смотрел на солнце.
— Солнце-то какое! – негромко воскликнул старик.
— Какое? – не поняла девушка.
— Большое.
— А-а… Да. Вообще красиво здесь.
— А вода вона, вишь, какая… У того берега-то…
— Да, да.
— Ровно крови подбавили.
— Да.- Девушка посмотрела на тот берег.- Да.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир.
Старик посидел еще немного и тоже пошел.
Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел – ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.
Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.
Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку – старался не шуметь. Молчали.
Потом укладывались спать.
Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны».
Автор повторяет слово «молчали» для того, чтобы читатель понял, как одинок старик. «На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:- Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники.
Побило их на войне много – четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь…
» Мы понимаем, какие беды пришлось перенести старику, но он не жалуется на жизнь.
« – Трудно было жить? – невпопад спрашивала она.
— Чего ж трудно? – удивлялся старик. – Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.
Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.
А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря
Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел».
Идейным центром в рассказе является появление в последний момент солнца и старика.
«На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце – оно тоже просто встает и просто заходит, – думала девушка. – А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно».
Стрик не приходит на следующий день, на второй и на третий. Он больше не появляется в рассказе, как не появляется солнце. Девушка узнает, что старик умер. Рассказ заканчивается описанием чувств девушки.
«На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей».
Заключение
Писатель в своем рассказе знакомит читателя еще с одной судьбой – судьбой старика, которая выходит на первое место этом рассказе. Очень важно соотношение образа солнца и образа старика. Девушка видит в простой жизни старика подвиг. В.М. Шукшин в своих героях старается показать самое прекрасное и самое лучшее.
Вопросы к конспектам
Прочитайте самостоятельно рассказ-судьбу «Солнце, старик и девушка».Сформулируйте основную идею рассказа.Что показывает в своих героях В.М. Шукшин?
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3440
В.М. Шукшин. Рассказ «Солнце, старик и девушка». Видеоурок. Литература 8 Класс
На прошлом уроке мы рассматривали рассказ «Дядя Ермолай», говорили о том, что это рассказ-характер.
Такое определение своим произведениям дает сам автор, он называет их «рассказ-характер», «рассказ-судьба», «рассказ-анекдот». На этом уроке разберем рассказ-судьбу «Солнце, старик и девушка».
Автор выносит в заголовок образы солнца, старика и девушки. На первое место образ солнца поставлен не случайно, он будет постоянно идти рядом с образом старика.
https://www.youtube.com/watch?v=ROxgfQF6dZ8
В начале рассказа мы видим появление двух героев: солнца и старика.
«…на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место – у коряги – и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное.
Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях – коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая.
Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки».
Так образ старика связывается с образом солнца. Эти образы соединяются в рассказе примерно в восьми точках. Однажды старик слышит голос за своей спиной – голос девушки. Девушка пытается нарисовать старика.
«Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц. Старик все смотрел на солнце.
— Солнце-то какое! – негромко воскликнул старик.
— Какое? – не поняла девушка.
— Большое.
— А-а… Да. Вообще красиво здесь.
— А вода вона, вишь, какая… У того берега-то…
— Да, да.
— Ровно крови подбавили.
— Да.- Девушка посмотрела на тот берег.- Да.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир.
Старик посидел еще немного и тоже пошел.
Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел – ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.
Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.
Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку – старался не шуметь. Молчали.
Потом укладывались спать.
Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны».
Автор повторяет слово «молчали» для того, чтобы читатель понял, как одинок старик. «На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:- Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники.
Побило их на войне много – четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь…
» Мы понимаем, какие беды пришлось перенести старику, но он не жалуется на жизнь.
« – Трудно было жить? – невпопад спрашивала она.
— Чего ж трудно? – удивлялся старик. – Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.
Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.
А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря
Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел».
Идейным центром в рассказе является появление в последний момент солнца и старика.
«На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце – оно тоже просто встает и просто заходит, – думала девушка. – А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно».
Стрик не приходит на следующий день, на второй и на третий. Он больше не появляется в рассказе, как не появляется солнце. Девушка узнает, что старик умер. Рассказ заканчивается описанием чувств девушки.
«На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей».
Писатель в своем рассказе знакомит читателя еще с одной судьбой – судьбой старика, которая выходит на первое место этом рассказе. Очень важно соотношение образа солнца и образа старика. Девушка видит в простой жизни старика подвиг. В.М. Шукшин в своих героях старается показать самое прекрасное и самое лучшее.
Список литературы
- Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. – 9-е изд. – М.: 2013., Ч.1 – 384 с., Ч.2 – 384 с.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. Ч.1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч.2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
- Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399с.; Ч. 2 – 399с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
Домашнее задание
- Прочитайте самостоятельно рассказ-судьбу «Солнце, старик и девушка».
- Сформулируйте основную идею рассказа.
- Что показывает в своих героях В.М. Шукшин?
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/literatura-hh-veka/v-m-shukshin-rasskaz-solntse-starik-i-devushka
00003808-477ca074-шукшин.pptx — Презентация по литературе «Нравственные проблемы в рассказе В.М.Шукшина «Солнце, старики девушка»
Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
Цель презентации1.Провести исследование текста с помощью «тонких» и «толстых» вопросов. 2.Развитие критического 3.Учить правильно выражать свои мышлениямысли.4.Использовать материал в качестве аргумента на ЕГЭ по
русскому языку.
Анализ содержания• 1.Где происходит действие рассказа?• Ответ: «Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно
место — у коряги- и смотрел
Анализ содержания рассказа• 2.Какой была жизнь у старика?• Ответ: Старик испытал на своём веку много горя-четверо сыновей погибли на войне, в живых остались двое.• 3.Чего же недостаёт старику в жизни? Ответ: Ему не хватает душевного тепла, ласки, общения, доброго
человеческого общения…
домеСын и невестка в «Сын( Степан) приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда была чем-то недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо». Общались мало: «А о чём говорить? Все слова давно
сказаны».
3. Что же согрело старика? Ответ: Его согрело солнышко да встреча с молодой городской художницей. Старик ни на что не жаловался. Ослепший лет десять назад ,старик комментирует девушке меняющиеся краски
заката.
Проблемы рассказа• Сформулируйте проблемы произведения.• Проблема настоящих (истинных) и мнимых нравственных ценностей• .Проблема ПРАВДЫ и ФАЛЬШИ в отношениях между людьми.• Человек и природа.
Отношение человека к
Идея рассказа•Автора волнует высота(планка) духовных и нравственных запросов и доброе отношение к
окружающим
Старик и девушка• Что заинтересовало в старике молодую городскую художницу? • Ответ: ЕЁ заинтересовала колоритная внешность старика. Сквозь морщины и дряхлость художница рассмотрела его
жизненную МУДРОСТЬ.
Вопросы по тексту• 1.На берег какой реки выходил древний старик? (Катуни в Алтайском крае)• 2.Какие были руки у старика? («коричневые, сухие, в ужасных морщинах»).• 3.Сколько лет было ему? ( «Годков-то? Восемьдесят»). • 6.Чем заканчивается рассказ? (Смертью старика). • 7.Что начинает понимать девушка?• 4.А сколько лет художнице?(25). • 5.Кого поздно вечером ждал старик?
(Сына с работы).
вопросОтвет на проблемный •Напишите ответ на проблемный вопрос — ЧТО заставило старика приходить на
одно и то же
Сюжет рассказаОн очень прост:1.Две встречи старика и девушки. 2. Краткий рассказ старика о своей жизни. 3.Смерть
старика.
Средства изображения• Чтобы подчеркнуть ГЛУБИНУ и ЦЕЛЬНОСТЬ духовного мира человека, В.М. Шукшин использует разные средства художественной выразительности — МЕТАФОРЫ,ЭПИТЕТЫ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ГРАДАЦИЮ,АНТИТЕЗУ,
ПЕЙЗАЖ.
В чём смысл названия?• Солнце-не только часть пейзажа.• СОЛНЦЕ- СИМВОЛ
человеческой жизни.
художницаМолодая городская • Когда в девушке происходит перемена? • Что начинает понимать художница? • Почему девушка заплакала? «Ей было жалко дедушку: она чувствовала сейчас какой-то более глубокий СМЫСЛ и ТАЙНУ
человеческой жизни…»
Городская художница•Что такое шукшинская «формула жизни»?•Название вселяет надежду на то, что и молодая художница научится «видеть
солнце» так, как
Текст рассказа в качестве аргумента на ЕГЭ• Василия Макаровича Шукшина всегда интересовала глубина и цельность ДУХОВНОГО мира человека. В рассказе «Солнце, старик и девушка» автор затрагивает проблему нравственных ценностей и ориентиров в обыденной жизни человека.Шукшинская формула жизни очень проста и мудра: «НРАВСТВЕННОСТЬ есть ПРАВДА» .
ПРОДОЛЖИТЬ…
Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях: — выберите тему — пройдите небольшой тест
Подробнее… или выбрать тему
Источник: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_literature_nravstvennye_problemy_v_rasskaze_vmshukshina_solntse_stariki_devushka-48967/59030
Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушка
Дело было в Сибири, у реки Катуни. Дни стояли очень знойные, земля раскалялась, а к вечеру, когда немного холодало, к реке спускался древний дедушка, — лицо его и руки были в морщинах, шея его была тонкой, а голова седой.
Всегда на одном и том же месте, он смотрел на заходящее солнце. В один из таких вечеров к старику подошла девушка, поздоровалась и спросила, может ли она его рисовать.
Тот удивился этой просьбе, сказал, что старый он уже и некрасивый, но девушка возразила ему, ответив, что он очень красивый. Старик согласился.
Беседы между новыми знакомыми были очень краткими. Дед спросил у девушки, получает ли она за это деньги, она ответила, что если сделает хорошо, получит вознаграждение.
Старик посоветовал ей стараться и потом сидел молча, а когда солнце заходило, он указал девушке на большое солнце и красную воду. Девушка рассеянно ответила, что здесь вообще красиво и спросила, местный ли старик.
Он ответил, что местный и всю жизнь проработал плотником. Его сыновья тоже занимались плотничьим делом.
На следующий день они также встретились, и художница продолжила свою работу. Старик рассказывал, что было у него 6 сыновей, что четверых он потерял на войне.
Один сын живет в городе, а со вторым, Степаном, он сейчас живет. Внуков у него много, да все уехали в город, скучно без них сейчас, но раньше, когда внуки росли в доме, было весело.
Он показал, где находится его дом, и сказал, что если ей будет что-то нужно, приходить.
Девушка нашла какой-то камушек с золотым отливом и спросила, как он называется. Дедушка уточнил о камне, так и не посмотрев на нее и на камень, и она дала ему его в руки. Тот, пощупав камень, ответил, что во времена войны он служил как огниво.
Девушка удивилась этой догадке и ей в голову пришла мысль, что собеседник ее слепой. Но спросить об этом она не решалась. Он пожаловался на ломоту в теле и предположил, что на следующий день погода будет плохой. Его не было 4 дня.
Молодая художница решила найти дом дедушки.
Во дворе дома здоровый мужчина строгал сосновую доску, она спросила у него о дедушке, имени которого даже не знала. Ей ответили, что он умер.
На девушку эта весть произвела большое впечатление, но она взяла себя в руки и спросила, был ли дедушка слепым. Мужик ответил ей, что уже лет 10 как.
После девушка плакала, и чувствовала, что внутри она стала немного взрослее, чем до встречи со стариком.
Порой, видя смирение перед жизнью людей, проживших свой век, молодые люди удивляются их спокойному принятию действительности. В их душе возникают противоречивые чувства жалости, восхищения, удивления и непонимания. Образ таких старых людей, как в этом рассказе, подвигает молодых людей на размышления о жизни, старости, смерти, — и мысли эти делают их взрослыми.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Воробьев КрикВ повести Константина Дмитриевича Воробьева «Крик» повествуется о молодом солдате, который уже имел звание младшего лейтенанта, Сергее Воронове. Это молодой человек двадцати лет
- Краткое содержание Гоголь РимГоголь опубликовал свое произведение «Рим» в 1842 году. Эта повесть является частью романа «Аннунциата». В рассказе «Рим» описываются приключения юного римского князя. Он родился в столице Италии Риме
- Краткое содержание Тургенев Дворянское гнездоФедор Иванович Лаврецкий — сын гувернантки и женившегося на ней дворянина. Брака, однако не вышло. Муж укатил за границу и вернулся только через 12 лет. Родившийся сын получил странное воспитание.
- Краткое содержание Царь Федор Иоаннович ТолстойВсе действия происходят в доме известного исторического лица Шуйского. В произведении много интересных перипетий и событий.
- Шекспир УильямК концу XVI века драматургия Англии преодолела максимум своего развития. Именно в этот период на самой вершине находилась деятельность Уильяма Шекспира. Он родился в 1564 году, в небольшом городе графства Уорикшир Стратфорд-на-Эйване
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/vasilij-shukshin/solnce-starik-i-devushka-kratko
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Слайд 1
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ Система точек зрения в художественном произведении (по рассказам В. Шукшина «Солнце, старик и девушка» и И. Жегаловой «Старик и солнце»).
Цель урока : развитие навыков системного анализа произведения; навыков лексико-семантического анализа текста; умение видеть роль и значение каждого художественного элемента в постижении глубинного смысла произведения; развитие культуры мышления .
“ Каждое художественное произведение – особый мир; это такое образование ,в котором каждая клеточка-элемент целого .” В . В . Виноградов “ Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель.” Джозеф Конрад
Слайд 2
ХОД УРОКА I Вступительное слово учителя. “ Вы прочитали рассказы разных авторов. Прокомментируйте названия произведений. Можно ли по заголовку выявить авторское отношение?” (Предполагаемые ответы.) “ Авторскую позицию можно выявить через систему точек зрения. Попробуйте это сделать .
” II Теоретическая часть. Дети работают с памяткой “ Система точек зрения в художественном произведении”. Оценочная точка зрения-это восприятие и оценка (героев, ситуаций, поступков) автором и действующими лицами.
В произведении могут быть представлены либо одна оценочная точка зрения (например автора, героя, c позицией которого ведётся повествование),либо, что бывает гораздо чаще, несколько оценочных позиций. Под психологической точкой зрения понимается способ описания героя “извне” или “изнутри”.
Пространственно-временная точка зрения рассматривает соотношение времени и пространства и поведения персонажей.
Слайд 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА III Практическая часть. Приступим к исследованию. Попробуем выявить авторскую позицию через систему точек зрения в рассказах.
Кто главный герой рассказа и почему ? Кто оценивает старика и одинакова ли эта оценка ? В 1-ом рассказе – автор и внук ( оценка положительная ) Во 2-ом рассказе – автор и девушка ( противопоставление) сын и невестка Вывод: Авторы сочувствуют герою, но во втором рассказе можно уловить горечь ,безысходностью.
Почему это происходит? Возможно, ответить на этот вопрос нам поможет анализ психологической точки зрения.
Как авторы передают внутреннее состояние героев?(Использует позицию “ извне ” и “ изнутри ”) О каких фактах прежней жизни стариков мы узнаем? Как описывается внутренний мир героев ? Выводы : В первом рассказе мы узнаём о том, что Василию не хватало тепла , но он не озлобился (3 раза повторяется глагол ”улыбался”).
Во втором рассказе автор обращает внимание на руки старика. Они свидетели тяжёлой , трудной жизни. Также подчёркивается одиночество героя (старик в доме сына) . Исследуя психологическую точку зрения, мы пришли к выводу: оба автора убеждают нас в том ,что главное в жизни- добро, взаимопонимание ,сострадание, человеческое участие. Своей любовью можно продлить человеку жизнь .
https://www.youtube.com/watch?v=yyf4Qha0z7E
Слайд 4
Пространственно-временная точка зрения . Какое время суток охватывает повествование в рассказах и почему? (В 1-ом рассказе. День→надежда→жизнь. Во 2-ом рассказе. Вечер→закат→конец суток→смерть) В каком месте развиваются события и почему именно там? (В 1-ом рассказе в доме=тепло, уют. Во 2-ом рассказе на берегу реки = одиночество, смерть.
) События развиваются под солнцем. Какое значение имеет этот образ? Выводы : В первом рассказе солнце — олицетворение жизни (“Василий с улыбкой вошёл в жизнь “).Когда рядом с тобой любящие люди,” есть для чего пожить”. Во втором рассказе автор пишет о том, что за 2 вечера общения со стариком девушка стала взрослее.
Старик и солнце помогли ей понять, что жизнь любого человека – это что-то особенное, значительное. Обобщение по уроку. Слова учителя. “ Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграфы к уроку. Выберите тот, который, по вашему мнению, точнее соответствует теме урока.
“ ( Предполагаемые ответы) “ Независимо от возраста и степени мастерства авторы рассказов убеждают нас в том, что главное в жизни – это нравственные ценности, учат состраданию, милосердию.” Задание на дом .
Развернутый ответ на вопрос:” Какую роль играет система точек зрения для постижения авторской позиции в художественном произведении?” Составить алгоритм на тему :”Если авторская позиция скрыта…” Самостоятельно проанализировать рассказ В.Шукшина “Даешь сердце!” в свете поставленной проблемы.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/31/urok-issledovanie-s-uchenikom-v-roli-uchitelya
Разработка урока «Глубина, цельность духовного мира человека (на материале рассказа В.Шукшина «Солнце, старик и девушка») : Литература
Разговор с произведением с целью определения философской доминанты произведения.
В процессе размышлений над рассказом найти ответы на вопросы:
— В чем «глубокий смысл», в чем «тайна человеческой жизни» по Шукшину?
— Что такое «подвиг жизни»?
Ход урока
1. Слово учителя.
(Сообщаются тема и цель урока).
Чтобы вы могли «услышать» голос автора, мы прочтем этот рассказ вслух. Может быть, особая интонация, эмоциональность помогут вам услышать то главное, без чего невозможно постичь философскую глубину этого произведения.
Во время чтения постарайтесь найти ответы на вопросы:
Как повлияла на девушку встреча со стариком?
Что изменила в ней?
Когда начались эти перемены?
2. Чтение рассказа учителем или заранее подготовленным учеником.
3. Беседа по вопросам.
— Почему рассказ начинается так? Что вы услышали и увидели? (Первые предложения короткие, как дыхание старика. Аллитерации, повторяющийся эпитет «горячий», метафора «дни горели белым огнем» усиливают ощущение зноя и духоты:)
— Расскажите о старике по его портрету. (Вся жизнь прошла в тяжелом труде, поэтому руки тяжелые, они неподвижно лежат на коленях.
Руки «коричневые, сухие», как земля:
Лицо и руки в «ужасных» морщинах.
Морщины словно карта жизни старика:
Жизнь уходит от него, потому и глаза «влажные, тусклые»).
— Появление старика на берегу случайно? (Для него это ежевечерний ритуал).
— Почему он всегда садился на одно место? (Он садился «у коряги», сам старый и согнутый временем, как эта коряга.)
— Для чего использован контраст «стремительной реки Катуни» и неподвижно сидящего старика? (Во-первых, река — это символ времени, человеческой жизни, которая проходит так стремительно.
Во-вторых, контраст подчеркивает степенность старика: для него приход на берег — ритуал, а ритуалы не терпят суеты.)
— Расскажите о девушке, о ее характере, о ее городской жизни.
— Вам нравится девушка? Почему? Она считает себя «настоящей художницей»?
— Прочтем описание заката. Для чего такое буйство красок? (Описание заката символично.
Солнце погрузилось в «далекий синий мир», а тень придвинулась к старику.
Возникает ощущение уходящей жизни и приближающейся смерти.
На пороге смерти человек подводит итог прожитому: «отчетливее рисовались горы».
Так хочется еще пожить: «веер ярко-рыжих лучей».
После ухода стариков остаются молодые — жизнь продолжается: «зеленоватое небо», «пошла полыхать заря».)
— Почему вздохнул старик? А что сделала девушка? («Ушло солнышко»- для старика это ушел еще один день жизни.
А для девушки это лишь причина, по которой нельзя продолжить работу, поэтому она «сложила листы в ящик».)
— Обратимся к диалогу героев во время их второй встречи. Почему девушка задает вопросы невпопад? (Она раздражена, потому что не получалось нарисовать руки старика).
— Какой из вопросов девушки самый нелепый? («Сыновей жалко?»).
— Старик обижен этим вопросом? (Нет. Он удивлен).
— «Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием». А вам жалко старика? (Учащиеся обращаются к фрагменту «он пришел домой:»)
— Чего до сих пор не поняла девушка? (Художница, рисующая портрет, не поняла, что старик слепой!)
— Автор скрывает от читателя, что старик слепой?
(Нет. Попробуйте не мигая смотреть на солнце, как это делал старик.)
— Когда происходит перемена в девушке? Что изменилось в ней? Почему она «пристально посмотрела на свои рисунки»? Что увидела в них? (Возможно, найден ответ на вопрос, заданный ей «настоящим художником»: «А что дальше?»)
— Перечитайте финал. Почему заплакала девушка? («Ей было жалко дедушку:она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига:»)
4. Выводы.
- В чем же заключается эта «тайна человеческой жизни и подвига» по Шукшину?
- Найдите ответ в тексте рассказа и прочитайте. («Солнце — оно тоже просто встает и просто заходит: А разве это просто!»)
- Как вы понимаете эти слова?
- Что в рассказе является шукшинской «формулой жизни»? (Название: «Солнце, старик и девушка».)
- Нарисуйте эту формулу. (Возможный вариант рисунка: Солнце — символ жизни, Земля, согреваемая солнцем, и еще одна маленькая планета:)
5. Заключительное слово учителя.
Писатель Виктор Горн о героях Шукшина: «В художественном мире Шукшина герою, который задумался, испытал потребность понять себя, уже ощутил внутреннюю дисгармонию души, но еще не умеет ответить на «проклятые» вопросы, принадлежит огромное место. Герои чувствуют глубокую неудовлетворенность, мучительный душевный непокой.»
Такую «потребность понять себя» испытала и девушка-художница. Финал рассказа дает надежду на то, что и она научится «видеть солнце», как умел его видеть слепой старик. И в портрете старика она все-таки сумеет рассказать о нем. О Старике. О Солнце.
6. Домашнее задание.
Написать цитатный план сочинения на тему: «Шукшинская тайна человеческой жизни и подвига».
К следующему уроку прочитать повесть Э.Хемингуэя «Старик и море». Выделить общее в проблематике рассказа Шукшина и повести Хемингуэя.
Источник: http://poznanie21.ru/current/literature/580164920.php
Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!
Нравственная проблематика рассказов Шукшина План реферата:
1) Краткая биография В.П.Шукшина
2) Нравственность рассказов Шукшина
3) Его рассказы:
а) «Думы» и «Дядя Ермолай»
б) «Микроскоп», «Забуксовал», «Космос, нервная система и шмат сала»
в) «Осенью»
г) И многие другие рассказы
4) Заключение
1) Краткая биография В.П.Шукшина.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилетней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе. В 1946году покинул родное село и переехал в Калугу.
Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Владимере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительного поезда.
В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости.
Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме М.Хуциева «Два Федора», это было в 1956году. В этом же году был впервые опубликован в журнале «Смена» с рассказом «Двое на телеге».
И вот с 1963года В.Шукшин — становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы «Живет такой парень»,»Ваш сын и брат».
Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литератором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям такие фильмы как «Печки-лавочки» в 1973году, «Калина красная» в 1974году.
«Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл «Сельские жители»в 1963году, «Там в дали» в 1968году, сборник рассказов «Характеры» в 1974году, в том же году «Беседы при ясной луне», и роман «Я пришел дать вам волю» и др.).»
Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано — в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скончался во время съемок кинофильма «Они сражались за Родину».
_________________________________________________________
1) Русская литература XX века Христоматия для 11класса. — М.,c1993г., II часть.
2) Нравственность рассказов Шукшина.
В литературе 60х — 70х годов одной из главенствующих тем — была тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйсиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова,
В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина.
Их произведения тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные интересы современного общества.
Писатели устремлены к познанию нравственных истоков характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия.
Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество — явление яркое и самобытное.
При всем многообразии жанровых форм Шукшина — есть то, что их объединяет, — излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.
Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально, открывая его душевную многослойность, многогранность.
В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаимости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств вырожения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.
Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.
Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.
Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога — подвижен, современен, насыщен колоритными речениями.
Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств.
Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью, — уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя.
Не «рассказы настроения» влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.
Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность.
Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке.
Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры.
Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни.
Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в совокупности создавали русский национальный характер.
Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий.
В этом русле и развивается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности.
В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен, — он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.
Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шукшин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей.
Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнаружить в обыденном характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.
Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протаптывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это — обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.
Одна из главных его тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем.
Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья?
3) Его рассказы: а) «Думы» и «Дядя Ермолай».
Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы.
Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду.
Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов.
В рассказе «Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев.
В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза.
Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.
Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств.
Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности материнства и доброты — через них познается человек, а через него — время и сущность бытия.
Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних и новых загадок жизни.
Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией.
Рассказ «Дядя Ермолай» написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчиства, захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба.
Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал».
В рассказах «Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.
б) «Микроскоп», «Забуксовал» и «Космос, нервная система и шмат сала».
Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы.
Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы.
Рассказ «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время.
Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.
Можно зло посмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?
Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт.
Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет.
Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, — что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем.
В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен.
Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.
в) «Осенью».
В рассказах Шукшина — сложная картина жизни, — за простыми реалиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения.
Таков и рассказ «Осенью» (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической интонацией.
Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила, — и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла… Уже была семья, детишки.
А болело и болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и возненовидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью.
И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи — Павел прогнал его.
И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским максимализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось — все трое лишили себя счастья.
Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье достижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова.
г) И многие другие рассказы.
Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях
— в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим людям, в сопричастности к большому миру. И все свое хотение он выражал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравственны.
В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах «Мужик Дерябин», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Привет Сивому!», «Мой зять украл машину дров!», «Бессовестные».
Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социально-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.
Рассказа создаются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа.
«Сураз», «Раскас», «Беспалый», «Страдания молодого Ваганова» — рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповторимости, самоценности каждого случая и его финала.
Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою.
Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться человеческим характерам, но и относиться к личности с уважением, считаться с нею.
Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ничего загадочного, хотя переход от неистовой «циганочки» к вечному покою трагически противоестественен.
Смерть — разрушение жизни, непоправимое несчастье («Горе», «Как помирал старик», «Сураз», «Залетный», «Охота жить», «Осенью», «Солнце, старик и девушка», «Жил человек», «Заревой дождь»).
Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе.
Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=81313
В.Шукшин. Старик,солнце и девушка
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса — ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Из этого рассказа можно взять несколько аргументов. 1.Старик не видит уже более 10 лет, а ПОМНИТ красоту родной земли до мельчайших подробностей. Это,конечно, неравнодушный, любящий свой край человек.
2.Девушка -художница ОБЯЗАНА видеть все прекрасное, но она как слепая! Старик, рассказывая ей о красоте родной земли, словно открывает девушке глаза.
Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место — у коряги — и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно.
Руки лежали на коленях — коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки. Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос: — Здравствуйте, дедушка! Старик кивнул головой. С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.
— Отдыхаете? Старик опять кивнул головой. Сказал; — Отдыхаю. На девушку не посмотрел. — Можно, я вас буду писать? — спросила девушка. — Как это? — не понял старик. — Рисовать вас. Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц. — Я ж некрасивый теперь, — сказал он. — Почему? — Девушка несколько растерялась. — Нет, вы красивый, дедушка.
— Вдобавок хворый. Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала: — Вы очень красивый, дедушка. Правда. Старик слабо усмехнулся: — Рисуй, раз такое дело. Девушка раскрыла свой чемодан. Старик покашлял в ладонь: — Городская, наверно? — спросил он. — Городская.
— Платют, видно, за это? — Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят. — Надо стараться. — Я стараюсь. Замолчали. Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку. — Вы здешний, дедушка? — Здешный. — И родились здесь? — Здесь, здесь. — Вам сколько сейчас? — Годков-то? Восемьдесят. — Ого! — Много, — согласился старик и опять слабо усмехнулся.
— А тебе? — Двадцать пять. Опять помолчали. — Солнце-то какое! — негромко воскликнул старик. — Какое? — не поняла девушка. — Большое. — А-а… Да. Вообще красиво здесь. — А вода вона, вишь, какая… У того берега-то… — Да, да. — Ровно крови подбавили. — Да. — Девушка посмотрела на тот берег. — Да. Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир.
И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине — между рекой и горами — тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго — тоже тихо угас.
А в небе в той стороне пошла полыхать заря. — Ушло солнышко, — вздохнул старик. Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так — слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны. — Хорошо, — сказал негромко старик.
А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..» Девушка знала, что она не бог весть как даровита.
Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! «Надо работать, работать, работать…» — Вы завтра придете сюда, дедушка? — спросила она старика. — Приду, — откликнулся тот. Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел.
Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел — ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать. Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать. Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола.
Осторожно звякал ложкой о тарелку — старался не шуметь. Молчали. Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны, На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал: — Жили мы всегда справно, грех жаловаться.
Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много — четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь…
Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала. — Трудно было жить? — невпопад спрашивала она. — Чего ж трудно? — удивлялся старик. — Я ж тебе рассказываю: хорошо жили. — Сыновей жалко? — А как же? — опять удивлялся старик.
— Четырех таких положить — шутка нешто? Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью. А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря. — Ненастье завтра будет, — сказал старик. Девушка посмотрела на ясное небо: — Почему? — Ломает меня всего. — А небо совсем чистое. Старик промолчал.
— Вы придете завтра, дедушка? — Не знаю, — не сразу откликнулся старик. — Ломает чего-то всего, — Дедушка, как у вас называется вот такой камень? — Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек. — Какой? — спросил старик, продолжая смотреть на горы. Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.
— Такой? — спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. — Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали. Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел. — На…
камешек-то, -сказал он и протянул девушке камень. — Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко — не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож — с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, — синенькие, тоже с рябинкой с такой. Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой.
— Вы где живете, дедушка? — А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, — старик показал дом на берегу, — дальше — Бедаревы, потом — Волокитины, потом —Зиновьевы, а там уж, в переулочке, — наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было. — Спасибо. — Я пошел. Ломает меня. Старик поднялся и пошел тропинкой в гору.
Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. «Нет, не слепой, — поняла девушка. — Просто слабое зрение». На другой день старик не пришел на берег.
Девушка сидела одна, думала остарике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце — оно тоже просто встает и просто заходит, -думала девушка. -А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно. Не пришел старик и на третий день и на четвертый. Девушка пошла искать его дом. Нашла.
В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску. — Здравствуйте, — сказала девушка. Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул: — Здорово. — Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка… Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала. — Жил, — сказал мужик. — Вот домовину ему делаю. Девушка приоткрыла рот: — Он умер, да? — Помер. — Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. — А тебе чего надо было? — Так… я рисовала его, — А-а. — Мужик резко зашаркал рубанком. — Скажите, он слепой был? — спросила девушка после долгого молчания. — Слепой. — И давно? — Лет десять уж. А что? — Так… Девушка пошла из ограды,
На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.
Владимир Крупин.
Сбрось мешок!
Воспитание чувства прекрасного в человеке
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота».
Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». — «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь — и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала — пожар.
Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я — как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени — и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
Источник: https://megapredmet.ru/1-4979.html